автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Социология Марио Пинто де Андраде
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социология Марио Пинто де Андраде"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
Социологический факультет Диссертационный Совет Д.053.05.67
на правах рукописи
Г Г Б иЛ К0 МАЙ 2000
Виктор КАЖИБАНГА (Республика Ангола)
Социология Марио Пинто де Андраде
Специальность 22.00.01 - теория, методология и история социологии
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
МОСКВА 2000
Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор, Добреньков В.И.
Официальные
оппоненты - доктор философских наук,
профессор, Цыганков П.А. - доктор социологических наук, профессор, Чернышева Л.Д.
Ведущая организация - Академия государственной службы при Президенте РФ.
Защита состоится "О?*" О 6 2000 г. в У часов
на
заседании Диссертационного совета Д.053.05.67 по социологическим наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Воробьевы горы, 3 учебный корпус, 2-й этаж, к.205.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова
г т" М^к
Автореферат разослан 2000 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета,
У
кандидат философских наук, доцен| ^ ^В. П. Трошкина
С51(ЬАн) Ь-ЗдеЛ^е Л!. П., О
Марио Пинто де Аидраде (1928-1990) - крупнейший деятель и идеолог национально-освободительного движения Анголы, первый ангольский социолог. Он принадлежал к первому поколению африканских интеллектуалов, которое сложилось в 30-х - начале 50-х годов, в условиях колониализма, когда порабощенным африканским народам отказывали в собственной культуре, цивилизации, истории. К этому поколению принадлежат социологи - нигериец А. Акивово, сенегалец Шек Анта Диоп, малиец Н'Совган Аблемогнон, камерунец Жан Марк Эла.
Большинство первых африканских интеллектуалов жили и получили образование во Франции, где в 30-40-е годы были модны идеология и движение иегритюда, отстаивавшие самобытность и неповторимость негро-африканской цивилизации, естественность и незамутнснность которой противопоставлялась западной технологической цивилизации. Эти настроения были обусловлены колониальным расизмом, не признававшим за африканской культурой цивилизационного значения, а за африканскими народами права на самостоятельный выбор своей судьбы.
Социологи этого поколения стояли на позиции так называемой индигенизации (т.е. «отуземливания»), связанной с проникновением социологической культуры Запада на африканский континент, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом национальных традиций, национальных духовных ценностей. Африканские ученые сосредоточились в основном на исследованиях символических
аспектов социальных отношений (негро-африканского фольклора и традиционного искусства), проблемах этничности, социальных проблемах бесписьменных обществ. На первом этапе своего существования африканская социология отличалась
публицистичностью, фанатично ревностным отношением к философии, истории и культуре африканских народов. Это был своего рода протест, стремление донести до европейской общественности свою точку зрения. Социологи знакомили Европу с негро-африканской культурой, литературой, лингвистикой, объясняли особенности негро-африканского художественного образа человека, народа и общества.
По прошествии времени африканские социологи-эмигранты отказались от крайностей философско-социологаческих воззрений негритюда и включились в национально-освободительное движение, став его лидерами и идеологами.
Среди них был и Марио Коэлью Пинто де Андраде. Он вырос в состоятельной и образованной ангольской семье. Его отец происходил из почтенной и владетельной семьи Луанды, стоял у истоков африканского и ангольского движения протонационализма, был борцом за утверждение прав коренных народов Африки, одним из основателей Африканской Лиги. Мать принадлежала к роду крупных землевладельцев. Жизнь Марио де Андраде пришлась на эпоху больших социальных перемен. Связи в самых различных социальных слоях, общение с друзьями отца и старшего брата - людьми прогрессивными, глубокое знание африканской и мировой литературы и искусства способствовали формированию его мировоззрение,
жизненной позиции. Будущий социолог учился в Португалии на факультете классической филологии в одном из старейших университетов Европы в Лиссабоне (в конце 40-х годов). Здесь он познакомился с представителями португальской оппозиции режиму Салазара, с африканскими студентами - сторонниками марксизма и приверженцами идеологии негритюда. Социологию он изучал в Сорбоннском университете (в Португалии социологии находилась под запретом), сначала у профессора Ж. Гурвича, потом у профессора Роджера Баштиде (в 50-х годах). Он получил диплом по специальности «Социология религии» в Школе Высших исследований Сорбонны. Марио де Андраде был первым ангольцем, получившим ученую степень в области социологии. Лингвистическая и социологическая подготовка позволила ему вести научные исследования социокультурных проблем африканского общества с учетом его базовых традиций и ценностей.
Политические воззрения Марио дс Андраде сложились под непосредственным влиянием гуманиста из Сепагала Алиона Диопа (Марио де Андраде был его личным секретарем и одновременно главным редактором издаваемого Дионом журнала "Présense Africaine"), интеллектуала и поэта из Мартиники, автора термина «негритюда» Эме Сезэра, чернокожего американского социолога и отеца панафриканизма Уильям Дюбуа. Участие в I Международном конгрессе деятелей негритянской культуры (Париж, 1956), в Международном конгрессе афро-азиатских писателей (Ташкент, 1958), в других конференциях по проблемам негритянской культуры и
идеологии способствовало более глубокому осознанию Марио де Андраде африканской действительности.
Марио Пинто де Андраде был одним из организаторов МПЛА (в начале 60-х годов) и первым президентом этого движения (1960-1962 годы), участником создания Революционного Африканского фронта за независимость португальских колоний и Генеральным секретарем Конференции националистических организаций португальских колоний. Свою общественно-политическую деятельность он совмещал с социологическими, историческими и литературоведческими исследованиями. Объектом его научных исследований становятся позиции сторонников пропортугальского пути . развития негроафриканских народов, находившихся в колониальной зависимости от Португалии. В противовес лузо-тропикалистам и креолам Марио де Андраде предлагает социологическую концепию «ангольства».
Из-за непрекращавшихся внутрипартийных разногласий Марио Пинто де Андраде, последовательно выступавший против президентской фракции, вынужден был эмигрировать. В эмиграции он продолжал энергичную деятельность в качестве Генерального секретаря Национального совета культуры, министра информации и культуры Гвинеи-Биссау, советника ЮНЕСКО, профессора социологии гуманитарного факультета университета Эдуарда Монделане в Мапуту (Мозамбик). Его программы учебных курсов по политической социологии, социологии африканского нротонационализма и социологии культуры используются и в настоящее время.
Судьба Марио Пинто де Андраде была драматичной. Всю жизнь он был изгнанником. Известный общественно-политический деятель и ученый-теоретик, почетный гражданин всех бывших португальских колоний в Африке, он не смог вернуться на родину, не имел гражданства Республики Ангола и умер, будучи гражданином Кабо-Верди. Большинство его научных и публицистических произведений были опубликованы во Франции, Португалии, Англии, Мозамбике, Гвинее-Биссау и других странах, но не на родине.
Сложное социально-экономическое и политическое положение, в котором сейчас находится Республика Ангола, обостряет проблемы национального возрождения духовной культуры, формирования идеологии, обоснования научного подхода к управлению страной. Изучение и освоение теоретического наследства Марио де Андраде способно помочь в поиске путей решения стоящих перед страной задач.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что идеология, наука и культура африканских стран, освободившихся от колониальной зависимости, формируются под воздействием противоречивых тенденций. С одной стороны, это воздействие возвращающейся в новой форме политической и духовной культуры бывшей метрополии и развитых западных стран. С другой -стремление ангольской интеллигенции и интеллигенции других африканских стран опираться на национальные традиции. Для описания африканских традиционных ценностей, созданных качественно иным обществом и в иной парадигме, ученые и идеологи
пользуются языком современной западной науки. С одной стороны, это содействует преодолению этнической и культурной изоляции народа и национальной интеллигенции, с другой - создает барьер между интеллектуалами и простым народом. Актуальными остаются следующие задачи: 1) преодоление европо- и афроцентризма, пропортугальского влияния на социологию и другие гуманитарные науки; 2) широкое вовлечение в научный обиход африканских источников; 3) проведение социологических исследований политического лидерства в африканских государствах, анализ программ структуры, социального состава политических организаций, политической культуры народов «черного континента»; 4) выработка теории путей развития африканских обществ, адекватно отражающей социокультурную реальность.
К сожалению, научная и политическая общественность Республики Ангола недостаточно внимательно относится к отечественным научным наработкам.
Научное творчество Марио Пинто де Андраде, его жизнь и общественную деятельности исследовали Мишель Лабан, Хозе Мариа Нуньс Перейра, Хозе Эдуардо Аугулуза, Виктор Рамало, Хоан Карлос Пауло, Антонио де Консьесан. Однако социологические труды Марио Пинто де Анраде практически не изучены. Его научные и публицистические произведения в большинстве своем незнакомы современникам.
Цели и задачи диссертационного исследования:
• проанализировать роль Марио Пинто де Андраде в становлении социологии в Африке в целом и в Анголе, в частности. Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• проанализировать теоретические источники творчества Марио де Андраде, систему его социологических взглядов на национально-освободительное движение и культуру народностей Тропической Африки;
• выявить значение социологического анализа Марио де Андраде африканской культуры и литературы;
• критически проанализировать идеологию лузо-тропикализма и креольства;
• оценить положение, состояние, уровень национальной и континентальной социологии;
• разработать рекомендации по подготовке учебно-методических программ по преподаванию социологии в высших учебных заведениях страны.
Теоретико-методологической базой исследования послужили :
• постановления и решения правительства Республики Ангола;
• концепции и парадигмы современных африканских, российских, западноевропейских и американских социологов;
• материалы научных конференций, симпозиумов, конгрессов, посвященных проблемам современной социологии.
Эмпирической базой исследования являются:
• результаты исследований Марио Пинто де Андраде в Португалии, Франции, Великобритании, Мозамбике, Гвинее-Биссау, Бразилии, а также работы его учеников, сторонников и оппонентов;
• материалы ангольской, португальской, французской и бразильской периодической печати о деятельности Марио Пинто де Андраде и других лидеров африканского национально-освободительного движения;
• официальные архивные документы по проблемам национально-освободительного движения в Тропической Африке; •
• устные сообщения родственников, друзей, соратников, учеников Марио де Андраде и других знавших его людей;
• биографические материалы о жизни и деятельности де Андраде. Методологическая основа исследования. Исследование опирается на:
• биографический метод, представляющий собой анализ социальных влияний и условий на поведение и события, происходящие с конкретным человеком на протяжении его жизни;
• качественный анализ документов, т.е. систематизация и обобщение указанных в них отдельных фактов и выявление закономерности на основе сходства и различия между ними. Объект диссертационного исследования: жизнь и научное
творчество Марио Пинто де Андраде, предмет: социология Марио де
ю
Андраде, ее содержание, структура, значение, факторы под
воздействием которых она сформировалась.
Научная иопизна исследования состоит в том, что:
• впервые в истории африканской социологической мысли проанализирована деятельность профессионального африканского социолога, каковым является Марио Пинто де Андраде, его творческая биография и теоретическое наследие;
• изучен его вклад в развитие ангольской и африканской социологической мысли в создание теоретической и прикладной социологии в Республике Ангола;
• объяснены такие категории его социологической теории, как африканская цивилизация и культура, социальная среда народной жизни, передача • традиций в бесписьменных обществах, протонационапистическая элита и аристократическая элита, нативизм, анголъство и др.;
• выявлено соотношение взглядов Марио де Андраде со взглядами социологов Жоржа Баландье (Франция) и Уильяма Дюбуа (США), а также ряда африканских теоретиков. Практическая значимость исследования заключается в
следующем:
• исследование категорий и методов, используемых Марио де Андраде, будет способствовать развитию практической социологии и формированию понимания социальной реальности и жизни в африканских португалоязычных странах;
• изучение концепции социологии африканской культуры имеет весьма существенное значение для понимания этнической структуры и обыденного сознания множества различных общин, из которых состоит население современного ангольского общества;
• выявление роли личности лидера национально-освободительного движения Анголы послужит росту национального самосознания и возрождению духовной культуры;
• включение в учебные программы ангольских вузов тем, освещающих творчество первого отечественного социолога, будет способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию чувства патриотизма у студентов.
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждались на Ученом совете и на кафедре общественных наук Национального ангольского университета им. Агостиньо Него, на Ученом совете Центра Африканских исследований университета Порту (Португалия), на методологических семинарах социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Было сделано три научных сообщения на международных португалоязычных конференциях по проблемам социальной теории:
1. Критика лузо-тропикализма и разработка концепции ангольства Марио Пинто де Андраде [Порту (Португалия), ноябрь 1998 г].
2. Значение работ Марио Пинто де Андраде для понимания совремегагого кризиса идеологии лузо-тропикализма и креольства [Лиссабон (Португалия) февраль 1999 г].
3. Основные вопросы социологии протонациопализма и национально-освободительного движения в работах Марио Пинто де Андраде [Луанда (Ангола), август 1998 г].
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий порядок и способ изложения обусловлен целью и задачами диссертационного исследования.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность работы, указывается степень исследованности темы, излагаются теоретико-методологические принципы исследования, формулируются цели, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.
Первая глава "Африканская культура и литература как объект социологического исследования в работах Марио Пинто де Андраде" -состоит из двух параграфов: 1.1. Теоретические предпосылки анализа африканской культуры и литературы (социология Э. Дюркгейма и Ж. Гурвича) и 1.2. Социологический анализ африканской культуры и литературы в научном наследии Марио Пинто де Андраде.
Социологическое учение Марио Пинто де Андраде базируется на концепции социального реализма и социологическом методе Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917), на «диалектическом гиперэмпиризме»
Жоржа Гурвича (1894 - 1965). «Социологизм» Э. Дюркгейма, его понимание социологии как основы общественных наук,' учение о социальном факте и социальной среде, отношение к религии и морали, наряду с теоретическими положениями Ж. Гурвича о социальном детерминизме и культуре, оказали на Марио Пинто де Андраде значительное влияние. Ангольский ученый во всей своей научной деятельности и идеологической борьбе следовал заповеди Дюркгейма: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
Он рассматривал социальное положение различных этнических групп африканского населения, их языки и культуры с позиций социального детерминизма, который Ж. Гурвич трактовал как включение объясняемых фактов в более крупные социальные ансамбли, в которые входит любой человек. Каждое социальное образование (культура, общество, социальный класс) представляет собой целое, систему, «тотальный социальный феномен».
Марио де Андраде, вслед за Э. Дюркгеймом, считал роль социологии как научного знания основополагающей. По Дюркгейму, социология занимает центральное положение среди всех других общественных наук, охватывает разнородные явления, вскрывает то общее, что присуще социальным явлениям, а именно - их коллективный, общественный характер. В поле зрения Марио де Андраде находились самые различные общественные явления. Он исследовал эти явления через призму социологии, которую он считал квинтэссенцией общественных наук.
Ж. Гурвич, выдвинув концепцию многомерной социологии, представил социальную реальность как единство социальных явлений качественно различного порядка. Соответственно с этим он определил место и содержание культуры и цивилизации. В русле этой .концепции Марио де Андраде рассматривает африканскую социальную реальность как порождение африканской культуры, которая в свою очередь отражает социальную реальность.
Идеи Дюркгейма и Гурвича о религии и социальной символике оказали прямой влияние на исследования Марио де Лндраде проблем негро-африканской цивилизации, культуры и литературы. И Дюркгейм, и Гурвич настойчиво подчеркивали духовный характер всех социальных явлений, в том числе и экономических. Гурвич считал, что наиболее полно объяснить общество можно только через его духовный потенциал. У Дюркгейма само научное объяснение социальных фактов предполагало духовное общественное начало. Этому следовал и Марио де Андраде, придававший важное значение культуре, литературе, идеологии.
Социологические проблемы культуры и литературы исследованы Марио Пинто де Андраде в статьях: «Фольклор культуры банту», «Ангольская печать и наша культура» [1951], «Вопросы лингвистики банту» [1951], «Негролиигвистическая африканская проблема» [1953], «Экзотизм и фольклор» [1953] и др. Согласно Марио де Андраде, культура включает в себя все, что социально наследуется или передается; она охватывает множество социальных фактов: веру, знание, устное народное творчество. Эти элементы присутствуют в любой культуре. Система образования, формы правления, нормы, с
помощью которых регулируются социальные отношения, также являются элементами культуры. Марио де Андраде осмысливает феномен культуры с позиций социологического и антропологического подходов. Человек - творец культуры и вместе с тем ее потребитель. В этой связи ангольский ученый анализирует культуру как многомерное явление, включающее познавательные элементы (идеи и абстракции), верования, ценности, нормы, символы, образ жизни. Для. Марио де Андраде культура - это социальный факт. Он понимает культуру как социальное явление и присваивает человеку, социальному агенту, центральную роль в ее создании и распространении.
Марио Пинто де Андраде, опираясь на постулаты культурного релятивизма выступал против иерархизации культур. Он настаивал на том, что нет культур высших или низших, нельзя ставить вопрос о превосходстве одной культуры над другой. Вместе с тем он подчеркивал важность языков африканских народностей для исследования я позкания этнической географии Анголы, классифицировал этнические общности Тропической Африки по языковому критерию.
Марио Пинто де Андраде был одшм из первых публичных историков и социологов негро-африканской португалоязычной литературы. В собранных им и с его участием антологиях исследовались социологические аспекты негро-африканской литературы (поэзии, прозы, эссеистики, драматургии), ее обусловленность особенностями народной африканской жизни.
Африканская поэзия отражает повседневности африканского общества, народные мотивы и культурные традиции. Источники поэзии - фольклор и устные традиции, которые Марио Пинто де
Андраде называет социальной основой африканской поэзии. Поэзия и фольклор для него - это не просто отражение, но сама социальная жизнь африканских обществ. Эта необычайно оригинальная идея стала лейтмотивом его творчества.
Она легла в основание, созданной Марио Пинто де Андраде теории социального контекста народной жизни как предпосылки возникновения негро-африканской поэзии, ее социологического понимания. В работах Марио Пинто де Андраде, посвященных социологическому анализу литературного факта, превалируют исследования социального контекста народной жизни.
Свидетельством социологического понимания литературы служат критерии, по которым Марио Пинто де Андраде отбирал авторов и произведения для литературных хрестоматий. Одним из критериев являлось участие в литературном движении «негриттода», которое следовало принципу: изображать африканского человека как равного среди равных представителей рода человеческого.
Другой критерий - политическое участие авторов произведений, включаемых в антологию, в борьбе против колониализма. Марио Пинто де Андраде настаивал па необходимости отказа от навязанного колонизаторами образа жизни и возвращения к истокам и ценностям негро-африканской цивилизации. Вместе с тем, он подчеркивал: суть африканского человека нельзя сводить только к этничности, она определяется историческими, социальными и культурными факторами.
Вторая глава диссертации «Социологичесий анализ расовых отношений в колониальных африканских обществах» включает
параграфы: 2.1. Социальная сущность колониализма; 2.2. Социология расовых отношений.
В работах, посвященных анализу расовых отношений в африканских обществах [«Борьба за освобождение Анголы» (1962), «Социально-экономические аспекты войны в Анголе» (1971) и в предисловии к португальскому изданию книги Эме Сезэра «Рассуждения о колониализме» (1978)], Марио Пинто де Андраде определяет колониализм как «режим эксплуатации разбушевавшихся масс людей, который возник из насилия и поддерживается только насилием» и как «современную форму грабежа». Считая, Ангольский социолог, подчеркивая, что колониализм ответственен за этнический геноцид, за уничтожение цивилизаций колонизированных и колонизаторских народов, политическая цель колонизаторов -заставить коренное население интегрироваться в рыночную экономику метрополий, установить «белую власть», чтобы поставить местные природные и человеческие ресурсы на службу метрополии.
Идеологические результаты исследований экономики и политики колониализма служили основанием для борьбы с учениями и идеологиями, оправдывающими колониализм. Статьи и выступления ангольского ученого важны для понимания идеологии лузо-тропикализма и так называемой креольской антропосоциологии. Марио Пинто де Андраде анализировал причины расовых предубеждений, пути преодоления расизма и расовых предрассудков. Он полагал, что для разрушения расовых предубеждений необходимо, прежде всего, возвращение к истокам национальной культуры, знание образа жизни
населения, и уделял особое внимание изучению жизни различных этнических групп ангольского общества. При этом он исходил из идеи единства природы человечества, утверждая, что расы есть не что иное, как факты человеческого существования и свидетельство единства и многообразия человечества. Социолог особо подчеркивал исторический, социальный и культурный характер расовых предубеждений.
Марио де Андраде раскрывает социологическую сущность лузо-тропикализма [«Что такое лузо-тропикализм?» (1955)] как пропортугальскую идеологию ассимиляции и аккультурации, как политику интеграции африканской культуры в европейскую в виде нового "комплекса" цивилизаций - пузо-трот кал. Лузо-тропикология базировалась на идеологических и политических концепциях португальской фашистской администрации, защищала якобы гуманный характер колониального режима в тропиках. Марио Пинто де Андраде критикует эту концепцию как апологию изоляции и ассимиляции под прикрытием постулата о «благородстве лузо-тропической культуры» и «гуманных принципах» колониальной идеологии. Он считает лузо-тропикализм идеологией, которая на практике приводит «к социальному разрушению негро-африканских народов и к сокращешяо численности образованной элиты».
Критика лузо-тропикализма не была самоцелью Марио де Андраде. В полемике с лузо-тропикалистами, он разработал альтернативную социологическую теорию ангольства [«Источники африканского национализма» (1997) и «Условия появления "Крика
Африки")], сформулировал его культурологические и социологические основы. Согласно Марио де Андраде, «анголъство требует культурного и суммирующего укоренения человеческих коллективов, достигает и диалектически преодолевает региональные и этнические противоречия в направлении к нации, является исторической речью одного народа». Ангольство оценивается в качестве социализирующего и обобществляющего процесса приобретения знаний и культур и принятия его индивидом и ангольской общиной. Это социокультурное измерение общесоциальных связей противостоит регионализму и негативному этнизму, расизму, попыткам исключить народы из общечеловеческой культуры. Ангольство своего рода программа "строительства" нации. Оно имеет своих последователей во всех человеческих обществах, стало дискурсивной практикой и теорией гражданина и, по словам самого Марио Пинто де Андраде, "социологией исторического процесса".
Третья глава диссертации «Социология африканского протонационализма и национально-освободительного движения» состоит из двух параграфов: 3.1. Социология африканского протонационализма и 3.2. Социологические аспекты национального освободительного движения.
Ангольство было одним из результатов развития социологии африканского протонационализма — общественного течения африканских стран, которое предшествовало негроафриканскому национализму и национально-освободительному движению. В книге «Источники африканского национализма» Марио де Андраде
рассматривает методологические предпосылки появления современного африканского национализма, историческое значение африканского протонационализма, анализирует два центральных понятия - нация и национализм.
Термин «национализм» он считает двусмысленным по идеологическим основаниям. Границы, провозгласивших независимость африканских государств, были демаркированы еще при колониализме без учета исторической и социокультурной близости (языка, традиций, обычаев, образа жизни) населявших эти территории народностей. Иными словами, национализм нарушает принципы суверенитета и единства. Как и другие африканские интеллектуалы, Марио де Андраде настаивал на необходимости пересмотра границ африканских стран, ссылаясь при этом на независимость самосознания этносов, на отсутствие африканского единства как фактора национальной и континентальной консолидации.
Марпо де Андраде анализировал идеологические, политические и экономические условия и причины возникновения протонационализма. Его исследование отличает сочетание строгой социологической методологии и герменевтики. В истории протонационализма он выделяет период идеологии нативистов (вторая половина XIX - начало XX века) и период идеологии современного африканского национализма и появления унитарных организаций (1957-1961).
Такое исследование вполне объективно, поскольку оно основано на социологическом анализе содержания первичных текстов, на социальной доступности субъектов; на глубоком изучении социального
состава участников движения, начиная от их происхождения и социальных устремлений до форм, в которых они выражали свой социальный протест.
Протонационализм характеризуется им как коллективная деятельность, как социальное движение. Показано возникновение его элиты из образованных африканцев различного происхождения, которые боролись за социальную и культурную мобильность и социальный престиж негров в условиях социально-политической и экономической системы колониализма. Протонационализм понимается им как социокультурное движение пан-африканистской, пан-негритянской, а позже - негритянской направленности. Во всех сферах социальной жизни его участники, в соответствии с автономными региональными, общенациональными и международными политическими программами, боролись за эмансипацию всей негро-африканской цивилизации, ее политическое освобождение от колониального ига. Протонационализм создал историко-социальные предпосылки для появления современного африканского национализма.
Понимая историко-социальную и идеологическую ограниченность протонационализма, Марио Пинто де Андраде проделал большую работу по обобщеншо теоретических проблем социологии национально-освободительного движения, с позиций негро-африканского национализма. Он проследил влияние социально-экономических, политических и культурных факторов борьбы за национальную независимость, выделив при этом методологические
аспекты социологии знания «народной войны», «социальной революции» и «народных революций». Первый шаг Марио Пинто де Андраде в социологическом исследовании борьбы за национальное освобождение в войне и революции, состоял в формировании методологических принципов понимания социологии знания «народной войны». Он настаивал на необходимости: а) анализа социальных фактов, которые влияют на борьбу; б) изучения индивидуального и коллективного поведения в борьбе; в) конкретного анализа экономической, социальной, культурной и исторической реальности; г) соотнесения национального опыта с международным; д) сочетания политической стратегии с тактикой. Для Марио де Андраде задачи национально-освободительного движения не ограничивались задачами завоевания политической независимости. Конечные цели национально-освободительного движения - политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение и последующее возрождение.
Для Марио Пинто де Андраде теоретические и методологические проблемы войны, революции и борьбы за освобождение входят в политическую социологию. С аналитической точки зрения, историческая, этническая, географическая, экономическая, социальная и культурная реальности могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на исход борьбы за национальное освобождение.
Марио Пинто де Андраде исследует связь между национальной и международной освободительной борьбой. В его понимании не существует жестко установленной модели или схемы освободительной
борьбы, по его мнению, «восхождение к универсальному осуществляется путем присвоения специфических и конкретных ситуаций».
Опираясь на опыт, накопленный освободительным движением XX века в разных странах мира, Марио Пинто де Андраде формулирует идею социологии народных революций. Он характеризует концепцию национального освобождения как явление, включенное в определенный социально-экономический контекст; как завоевание исторической личности и народа; как процессуальный акт освобождения производительных сил от иностранного господства; как настоящий марщ по пути культурного прогресса и как культурный акт.
Марио Пинто де Лндраде подчеркивает важность культуры в борьбе за национальное освобождение. Борьба за национальное освобождение является одновременно культурным фактом и фактором культуры; сам процесс освобождения опирается на возможность народа сохранять свою культурную идентичность; освобождение дает мощный импульс развитию национальной культуры. Культура питает освободительную борьбу.
В Заключении диссертации дается оценка исторического значения творчества Марио Пинто де Андраде для развития ангольской социологии, науки и культуры. Диссертант приходит к выводу, что большинство работ Марио Пинто де Андраде написаны в социологическом ключе. Он исследовал основные закономерности функционирования и развития африканских обществ, структурные элементы духовной и материальной жизни с позиций социологии. Его
анализ символических аспектов негро-африканской цивилизации и культуры, в особенности ангольской литературы, и сделанные им выводы, является значительным достижением ангольской и африканской социологической мысли. Многие труды Марио Пинто де Андраде представляют собой, по мнению диссертанта, оригинальный вклад в создание и развитие социологической мысли португалоязычных африканских стран, ангольской - в особенности.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
KAJIBANGA, Víctor, A Alma Sociológica na Ensaística de Mario Pinto de Andrade. Urna lntroduqao ao Estudo da Vida e Obra do Primeiro Sociólogo Angolano, Lisboa: Editora Veja, 168 páginas, 1999 (no prelo).
(Социологическая мысль Марио Пинто де Андраде. Историко-социологическое предисловие к изучению жизни и творчества первого ангольского социолога//Лиссабон: Вега- 1999- 168 с.)
KAJIBANGA, Víctor, «Mário Pinto de Andrade. Subsidios para o estudo biográfico do sen retrato social e intelectual», texto escrito para publicado no livro (em preparado) sobre Mário Pinto de Andrade, sob coordenado de Inocencia da Mata e Laura Padilha, 1998.
(К вопросу об изучении биографического портрета Марио Пинто де Андраде / Сборник статей, посвящепный Марио Пинто де Андраде / Ред. Иносенсия да Мата и Лаура Падилья // Бразилиа - 1998 - 66-78.)
KAJIBANGA, Víctor, «A Sociología da Cultura Africana na Obra de Mário Pinto de Andrade», in Africana Studia, Revista Internacional de Estudos Africanos, Funda<?ao Engenheiro Antonio de Almeida, Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto, 1999, pp. 123-141.
(Социология африканской культуры в произведениях Марио Пинто де Андраде // Порт (Португалия); Международный журнал африканских исследований - 1999, №1 — С.123-141.)
KAJIBANGA, Víctor, «A Questao da Ruptura e da C'ontínuidade (Proto)nacionalista na Obra de Mário Pinto de Andrade. Urna Contribuifao á Leitura Sociológica do Programa de Pesquisa do 2° volume da Obra Origens do Nacionalismo Africano», palestra proferida na Faculdade de Economía da Universidade Agostinho Neto, porocasiáo do 70° aniversario natalicio de Mário Pinto de Andrade. Luanda 21 de Agosto de 1998,; conferencia académica proferida no Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto/Portugal, no ámbito do Curso de Mestrado em Estudos Africanos, Porto, 27 de Novembro. Esta conferencia foi publicada na Revista África, n.° 19/20 (I) 1998/1999 do Centro de Estudos Africanos da Universidade de Sao Paulo (Brasil), 1999.
(Социология африканского протонационализма // Сан-Пауло (Бразилия) - 1998/1999, №9 - С.3-17.)
KAJIBANGA, Víctor, «Angolanidade е Identidade Nacional», conferencia académica apresentada no Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto,'Portugal, no ámbito do Curso de Mestrado em Estudos Africanos, Porto 28 de Novembro, 1998.
(Критика лузо-тропикализма и разработка концепции анголъства Марио Пинто де Андраде // Порт (Португалия) Центр африканских исследований Университета Порт - ¡998— С.31-42.)
KAJIBANGA, Víctor, «Crise da Racionalidade Luso-tropicalista e do Paradigma da Crioulidade», Comunícagáo apresentada ao coloquio internacional «O Luso-Tropicalismo Revisitado», realizado na Sociedade Geográfica de Lisboa (Portugal), de 11 a 12 de Fevereiro de 1999.
(Значение работ Марио Пинто де Андраде для пошшания современного кризиса идеологии лузо-тропикализма и креольства // Лиссабон: Издательство Географического общества «Лиссабон» - 1999 - С.20-34.)