автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве
Полный текст автореферата диссертации по теме "Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве"
На правах рукописи
Волковой Сергей Андреевич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Специальность 17.00.06-Техническая эстетика и дизайн
Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
2 5 Ш? 20<С
Санкт-Петербург 2010
004599744
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Научный руководитель:
доктор технических наук, профессор Жукова Любовь Тимофеевна
Официальные оппоненты:
доктор техшиеских наук, профессор Пирайнен Виктор Юрьевич
доктор философских наук, профессор Кухта Мария Сергеевна
Ведущая организация:
Государственное учреждение «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»
Защита диссертации состоится 12 апреля 2010 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.236.04 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, дом 18, в Центре инноваций, печати и информации.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна.
Текст автореферата размещен на сайте СПГУТД: http://www.sutd.ru
Автореферат разослан 11 марта 2010 г.
/
Ученый секретарь
диссертационного совета ^— // __ С. М. Ванькович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы
В настоящее время все больше внимания уделяется проектированию предметно-пространственных объектов дизайна и улучшению их эстетических и функциональных свойств. Одним из элементов средового дизайна являются визуальные информационные системы, предоставляющие информацию и различные сведения потребителю. Количество информации в открытых и закрытых территориях оказывает существенное влияние на пространственно-временное восприятие человека. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетико-художественных и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Возникает необходимость улучшать эргономические, технологические, социологические и психологические характеристики проектирования объектов средового дизайна информационной группы.
С течением времени изменяются принципы формообразования и технологии реализации информационных носителей, но функции объектов остаются прежними: коммуникация, передача сведений потребителю, организация эмоциональной составляющей открытого пространства.
Анализ различных примеров организации визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге выявил, что зачастую при формировании объекта не учитываются вопросы эстетики, эргономики и дизайна, что, в свою очередь, приводит к ухудшению облика и функциональных свойств информационных носителей. Это ухудшает восприятие информации и понижает доступность открытого пространства. Информационные носители создаются и располагаются на основании нормативных законов и актов, однако зачастую формирование визуальных информационных систем носит случайный, хаотичный характер по причине 01ромного количества рекламных носителей и бессистемной, организации их формообразования и светомоделирования. Информационные системы, отвечающие современным требованиям дизайна, являются, как правило, результатом индивидуальных творческих и проектных поисков квалифицированных специалистов.
Выявлена необходимость научно обоснованного подхода к проектированию информационных носителей и совершенствованию методов проектирования средовых объектов дизайна информационной группы с более детальным анализом их воздействия на восприятие человека и выявлением особенностей их размещения в открытом пространстве. Это и подчеркивает актуальность данного исследования.
Теоретическая база исследования
Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов:
- по основам теории дизайна - Г. Зайцева, М. Кухты, О. Нижибицкого, В. Рунге;
- по эстетике и проблемам восприятия средовых объектов и открытого пространства - Р. Арнхейма, М Бархина, В. Глазычева, Р. Грегори, А. Иконникова, К Линча, В. Филина, 3. Яргиной;
- по организации средовых объектов и открытого пространства - А. Ефимова, В. Нефедова, В. Устина, В. Шимко;
- по проектированию и моделированию промышленных изделий - В. Бан-дорина, С. Васина, Ю. Грабовенко, Л. Морозовой, О. Нижибицкого, В. Редько,
A. Талащука;
- по организации знаков и указателей - П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини;
- по эргономике в дизайне среды -Ю. Манусевича, Г. Минервина,
B. Рунге;
- по колористике - И. Иттена, Л. Мироновой;
- по организации комфортного восприятия средовых объектов в вечернее время - В. Филина, Н. Щепеткова.
Однако необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини, В. Рунге и В. Устина, посвящена организации объектов средового дизайна и открытого пространства, но недостаточно полно рассматривает вопросы организации отдельно стоящих информационных стендов.
Цель II задачи исследования
Целью работы является совершенствование методики проектирования визуальных информационных систем с помощью средств технической эстетики и дизайна для улучшения эргономических и эстетических свойств информационных носителей.
Основными задачами исследования являются:
1) анализ и систематизация научных и практических достижений в области проектирования открытых городских пространств при помощи объектов средового дизайна информационной группы;
2) выявление принципов и специфики восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде;
3) разработка классификации информации по назначению для систематизации сведений, размещаемых на информационных носителях;
4) расчет допустимых габаритов информационного носителя и параметров его размещения в открытом пространстве;
5) разработка усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем с учетом особенностей их восприятия и размещения в открытом пространстве;
6) разработка рекомендаций по внедрению предложенной методики в систему художественного проектирования объектов средового дизайна.
Объект исследования
Отдельно стоящие информационные носители как элементы средового дизайна.
Методы исследования
В работе был применен системный подход к анализу литературных и патентных источников, социальных, психофизиологтгческих данных, а также нормативных, проектных и методических материалов.
В работе использовались следующие методы исследования:
- натурное обследование визуальных информационных систем нескольких европейских городов (Санкт-Петербурга, Лондона, Берлина, Дюссельдорфа, Иматри, Рованиеми) для анализа особенностей интеграции отдельно стоящих информационных носителей в открытом пространстве;
- статистическая обработка данных, которая проводилась с использованием стандартной программы Excel (стандартное приложение MS Office);
- проектно-поисковый метод организации визуальных информационных систем.
Научная новизна исследования:
1. Предложены классификация отдельно стоящих информационных носителей и классификация информации по назначению сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытых пространствах города.
2. Выявлены особенности проектирования визуальных информационных систем в зависимости от эргономических и психологических факторов, а также от принципов формообразования и размещения.
3. Разработан алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.
4. Предложены дополнительные условия ограничения размещенггя информационных стендов в зависимости от тпггенсивности пешеходного потока на территории установки отдельно стоящего стенда, а также от доли площади уменьшения визуального восприятия объекта.
Практическая значимость работы
1. Существенным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между объектам! сре-дового дизайна информационной группы и их влиянием на восприятие и поведение человека, а также введение в научно-методологический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по созданию визуальных информационных систем.
2. Предложенная в диссертации классификация информации по назначению позволяет разместить в открытых пространствах города отдельно-стоящие информационные носители согласно особенностям влияния на жизнедеятельность человека каждого класса информации.
3. Результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке дизайнеров, занимающихся проектированием объектов средового дизайна информационной группы.
4. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании новых визуальных информационных систем, а также при оценке размещения уже установленных отдельно стоящих информационных стендов в открытых городских пространствах. Учет рекомендаций, приведенных в работе, позволит повысить функциональные свойства информационных носителей и сделать их более комфортными для восприятия человеком.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции «Современные малые города: проблемы и перспективы развития» (Ивантеевка, 2010), на выставке Биеннале дизайна «Модулор - 2009» (Санкт-Петербург, 2009), на заседаниях кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД (2007-2010).
Результаты исследований были внедрены в комплексной научно-проектной разработке «Концепции развития зоны малоэтажного строительства в Пушкинском районе Санкт-Петербурга» и «Эскиз застройки северной части (зона 1) территории района Измайловская перспектива» проектной мастерской «ООО К-7» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); в проекте «Интерактивный информационный стенд» фирмы «Города» (Санкт-Петербург, 2009).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения с иллюстративным материалом. Основной материал работы изложен на 140 страницах; количество иллюстраций- 25, таблиц - 5. Список использованных источников насчитывает 115 наименований.
Достоверность результатов подтверждается актами внедрения, положительными оценками экспертов и специалистов, статистической обработкой данных.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, отражается тучная новизна и практическая значимость работы. Разъясняются термины в контексте содержания работы и определяются границы исследования. Приводится краткое изложение структуры диссертации.
Первая глава посвящена анализу литературных и патентных источников по проблематике дизайн-проектирования визуальных информационных систем. Рассмотрены и обобщены данные отечественной и зарубежной литературы, содержащие аналитический, проектный и иллюстративный материал по организации информации и размещению информационных носителей в городской среде в исторической перспективе и ряде пространственных образований. Эти пространственные образования совмещают в себе деловые, торговые, рекреационные, коммуникативные, досуговые, зрелищные и другие функции.
Проведен анализ литературы, содержащей проектную документацию, а также авторские натурные обследования (Санкт-Петербург, Лондон, Дюссельдорф, Иматра, Рованиеми), отражающие состояние визуальных информационных систем в разное время суток и в разных сценариях использования.
В результате обобщения и систематизации приведенных и проанализированных в обзоре сложившихся конфликтных ситуаций размещения информационных стендов в отечественной и мировой практике были выявлены недостатки в использовании информационных носителей в Санкт-Петербурге, заключающиеся в следующем:
- формообразование и размещение информационных нос риелей зачастую противоречат требованиям эргономики по организации предметно- пространственных объектов средового дизайна;
- при интеграции объектов в сложившихся открытых пространствах уделяется недостаточно внимания созданию индивидуального художественно-эстетического решения информационных носителей, что способствует обезличиванию их визуального образа;
- бессистемная организация светомоделирования визуальных информационных систем;
- некоторые значимые пространственные объекты не идентифицируются: указатели и знаки не воспринимаются в среде в связи с принятым колористическим решением и формообразованием объектов средового дизайна информационной группы;
- во многих случаях информационные носители, отвечающие за навигацию человека в городской среде не выполняют своих функций, т. е. не способствуют пространственно-временной ориентации человека.
Таким образом, в результате анализа конфликтных ситуаций интеграции отдельно стоящих информационных стендов в Санкт-Петербурге выявлена необходимость научно обоснованного подхода к проектированию и размещению информационных носителей и совершенствованию методов проектирования средовых объектов дизайна информационной группы. В соответствии с этим были поставлены цели и задачи исследования.
Вторая глава работы посвящена вопросам эргономики, колористики, светового моделирования и временного характера использования объектов средового дизайна информационной группы и восприятию визуальных информационных систем человеком.
В область исследования был включен широкий круг аспектов восприятия объектов средового дизайна: психофизиологический аспект, принципы видеоэкологии и гештальтпсихологии, особенности субъектов восприятия, продолжительность восприятия, доступность и функциональность пространственной формы информационного носителя, особенности восприятия у людей с ограниченными возможностями и инвалидов.
В основе теории видеоэкологии лежит предположение, что поиск информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад (сканирующее движение глаз), а также с
принципами восприятия объектов среды. При монотонности и гомогенности окружающего предметного пространства исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в центральной нервной системе, дискомфорту человека и, как следствие агрессивности. Было обнаружено, что в отдельных случаях в Санкт-Петербурге нарушаются принципы создания гармоничного визуального облика информационного носителя, приемлемого для восприятия человеком.
Рассмотрены особенности восприятия предметно-пространственных объектов с точки зрения гешгальтпсихолоши, участвующие в формировании общей оценки визуальных качеств информационных систем. Исходя из теории гештальтпсихолопш, формирование облика объекта осуществляется таким образом, что значимая фигура (явление) выделяется на передний план, в то время как все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и «отступают» на задний план. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает различные психофизиологические механизмы. Когда рядом располагаются объекты с одинаковыми свойствами, как правило, образуются группы объектов; с возрастанием плотности группы этот эффект увеличивается и может достичь максимума. Тогда группы превращаются в сплошные поверхности, это связанно со спецификой человеческого восприятия. В случае с наружной информацией, как правило, это приводит к невозможности воспринять предложенные сведения, тем самым основная функция информационного носителя не выполняется. В работе рассмотрен ряд факторов, определяющих эту тенденцию к объединению объектов средового дизайна информационной группы. Выявлены конфликтные ситуации в открытой среде Санкт-Петербурга, изменяющие восприятие визуальных информационных систем и ухудшающие передачу сведений потребителю.
По данным исследований в области эргономики, проводимых В. П. Зин-ченко, В. М. Муниповым, В. Ф. Рунге и Ю. П. Манусевичем, был проведен расчет зоны восприятия отдельно стоящего информационного носителя в зависимости от габаритов объекта. Видимые размеры объектов, в том числе знаков, определяются в угловых величинах.
Угловые размеры определяются по формуле
Ьга х
где а — угол зрения; х — линейный размер информационного носителя; Ь — расстояние до информационного носителя по линии взора.
При установке информационного носителя зону восприятия необходимо вычислять в условиях оптимальных значений поля зрения человека — а = 30° и допустимых — а = 45° (рис. 1).
зона оптимального восприятия информационного носитрля зона восприятия ФРАГМЕНТОВ информационного носителя
Рисунок 1 - Зоны восприятия информационных носителей
Результаты расчетов позволили установить зависимость расположения оптимальной зоны восприятия объекта от его габаритов.
Проведен анализ технологий предоставления информации людям с ограниченными возможностями и инвалидам и описаны приемы передачи данных, используемые в мировой практике.
Осуществлен обзор теоретических исследований, затрагивающих вопросы светового моделирования, колористики и временного характера использования средовых объектов дизайна информационной группы. Определены основные параметры организации визуальных информационных систем в вечернее время и в различных сюжетных ситуациях.
На основе анализа литературных источников по комфортному восприятию объектов и световому моделированию (авторов В.А. Филина и Н.И. Ще-петкова) был проведен расчет интенсивности светового потока, создаваемого точечным источником в зависимости от расстояния и угла падения света, направленного на отдельно стоящий информационный носитель (рис. 2). Освещенность и яркость поверхности информационного носителя зависит от площади поверхности освещения и определяется существующими нормативными документами.
. 800
60°
«
И
I
,в
р
Рисунок 2 - Световой шток, создаваемый точечным источником освещения, направленный на информационный носитель
Интенсивность светового потока, создаваемого точечным источником, определяется по формуле
где -1 интенсивность светового потока в направлении освещаемой точки Р на поверхности освещения; Ев - освещенность поверхности; к - нормаль к освещаемой поверхности; а - угол между направлением светового потока (7) и нормалью к освещаемой поверхности в точке Р.
Яркость видимой поверхности, отражающей падающий на нее свет, различается в зависимости от характера распределения отраженных световых потоков и от характера освещаемого материала поверхности освещения.
Результатом расчетов является определение интенсивности светового потока, создаваемого точечным источником, направленного на отдельно стоящий информационный носитель, что может способствовать выбору типа осветительного прибора.
Была проведет систематизация данных об отдельно стоящем информационном носителе. Выявлено его место и роль в типологии элементов городского дизайна. В результате обобщения сведений была предложена классификация информационных носителей, которая рассматривает различные характеристики объектов средового дизайна информационной группы. Выделено не-
1= Ев Ь2
сое3 а эт а
(2)
сколько категориальных групп информационных носителей: по эстетическим и функциональным признакам, по особенностям конструктивного решения, по размещению и периодичности использования, по степени индивидуальности (рис. 3).
ТТПОГКОГГЬ в ПГОСТРЛНСТВК
ПЬЧЫЗЙМЛИ сп'уюугл
( ОаЪНЗ
иьш1ю-г1гослгл11с1'ишпш£ ) структура у '
ПЛАСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ОБЪЕМНО ; КТОСТРАНСТВеШАЯ СТРУКТУРА
-ЗАКРЫТАЯ СТРУКТУРЛ ] КШКЛ1'УДЩИН__
С дккоРАг^й) 1ый 1 _
( элемент сгеды ) "
Лцд'щлчл см^-лиа и 1
ЗШУАЛШАЯ I_________
ОТДЕЛЬНО стоящии I ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД )
ШТЩОСТАШ&НИЬ Ш1Ф01'МАЦИ1
ОЫХШЧИЙАЬГСЯ птшмощи механизма
АШж
.......I . ш
СГЛВЯЕ! МП М■ИОГМЛШИ
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ 1П0М01Щ'! ИППОЛОГИЙ
/йгсдосгавлен { оьес11ьчи8
-Чконст^ктцв»;
конструктивно-\ ттчнолошчйскте особенности | пшзюст деления информации
г 1 злшкнгы Фушщио! ш 1ы юга ОВПРУДГЯ&АНИЯ ГОРОД )
-г ГЕХ1 ШЧЕСКИ£ ЭЛШШП ОСНАЩЕНИЯ ГОРОДА
ОГРАЖДЕНИЙ )
/ 1 МАФ )
-ч ШБШЪ >
КОМО РУКШЯ ОКЪКМИША "I С ИНФОРМАЦИОННЫМ
^>,.'¡1 и::!.,:.''.]
конструкция ]
ЛШШСГСЯ 1ШФ0ОДАЦИ01-ШЫМ носителем )
Рисунок 3 - Классификация отдельно стоящих информационных носителей
Предложенная классификация информационных носителей способствует выбору конструктивных и композиционных решений в процессе проектирования визуальных информационных систем.
Определена необходимость совершенствования научно-методической базы, которая позволила бы провести разноуровневый и многофакторный анализ параметров проектирования информационного носителя и его интеграции в открытую городскую среду.
Третья глава посвящена определению связи визуальных информационных систем с пространственной и функциональной структурой открытой городской среды. Сформулированы цели и задачи вмешательства в визуальное информационное поле города.
Информации в городской среде присущи утилитарные и художественно-декоративные функции. Они определяют необходимость информации для жителей и гостей города, зависят от различных социальных процессов, происходящих в городе, от общественных и индивидуальных потребностей человека.
Была проведена систематизация сведений, размещаемых на объектах сре-дового дизайна информационной группы, и предложена классификация информации по назначению (рис. 4). Информацию в городской среде можно представить в виде двух групп:
1) общегородского значения - информация функциональною и художественно-эстетического назначения;
2) рекламная информация - реклама услуг, фирм, торговая реклама, индивидуальная, политическая и социальная реклама.
Рисунок 4 - Классификация информации по назначению в открытом городском пространстве
К группе сведений общегородского значения можно отнести навигационную, обозначающую, осведомительную, стимулирующую (основная функция -побуждение к действию через эмоции) информацию и информацию безопасности. К группе сведений рекламного характера можно отнести коммерческую, социальную и политическую рекламу.
Представленная классификация способствует упорядочению сведений в открытом городском пространстве и улучшению восприятия информационного носителя.
Была проведена экспертная оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды. Проведен индивидуальный опрос при помощи анкетирования. Экспертами выступили специалисты в области дизайн-проектирования открытого городского пространства, а также сотрудники Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга управления эстетики городской среды. Каждому фактору был присвоен балл от О до 3. При обработке индивидуальных оценок использовались методы матема-
тической статистики. Рассчитано значение коэффициента конкордации (согласованности) Кендалла. Получен коэффициент конкордации IV ~ 0,618, что говорит о существовании согласованности мнений. После оценки показателей экспертами был рассчитан вес каждого показателя.
Согласно данным, определенным на основе метода экспертных оценок, была выявлена значимость информации для различных типов среды: жилой среды, среды общественного значения, рекреационной среды, зоны транспортной инфраструктуры и производственной среды. На рис. 5 приведен пример распределения информации по принципу ее значимости для среды общественного назначения.
общественно территории (улицы, значимых объектов площади и т. д.)
ШНавигационная информация
ВИнформация историко-культурного характера
□ Информация безопасности
И Социальная реклама
НКоммерческая реклама
И Стимулирующая (декоративные функции)
Рисунок 5 - Диаграмма, отражающая уровень значимости классов информации в среде общественного назначения
Определение уровня значимости информации для различных типов среды позволит в дальнейшем обеспечить систематизацию сведений, предоставляемых на отдельно стоящих информационных носителях, и улучшить качество предоставления информации для потребителя.
Рассмотрены различные аспекты взаимодействия визуальных информационных систем со структурой и функциональной организацией открытого пространства: восприятие визуальных информационных систем в пространстве города; сценарий и типы поведения человека; возможные пространственные конфликты в организации визуальных информационных систем; виды реорганизации территории при помощи средовых объектов дизайна информационной группы.
На основе анализа литературных источников по организации пространственной среды и работе с объектами средового дизайна сформирован алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем и повышения качества предоставления сведений. Алгоритм исследования включает многоуровневый анализ характеристик открытого пространства, которые ока-
зывают влияние на функциональные и эстетические свойства визуальных информационных систем.
Первый этап исследования открытого пространства Выбор объекта для проведения исследования. На данном этапе необходимо выбрать территорию для изучения.
Второй этап. Стадия измерения и сбор данных о среде. На данном этапе проводятся разнообразные обследования, фотофиксация. Необходимо найти и зафиксировать архитектурно-эстетические особенности среды, визуальные связи с окружающими городскими пространствами и объектами архитектуры и дизайна в дневное и вечернее время. Измеряются габариты пространства и элементов городской среды. Фиксируется интенсивность транспортного и пешеходного потока на исследуемой территории. Итогом второго этапа является создание карты территории с делением местности на блоки исследования и фиксацией пространственных и семантических характеристик каждого блока.
Третий этап. Стадия обработки измерений, их обобщение и анализ. На данном этапе проводится систематизация полученных данных и выявление характеристик исследуемой среды (рис. б).
1. Объёмно-пространственные характеристики среди
2. Специфика среды
3. Композиционно- эстетические харахтериешки среда
4. Функциональные особенности среда
5. Историко-культурные особенности среды
б. Состояние городского пространства
7. Внешние средовые предпосылки
8. Существующий уровень информативности среды
9. Сценарий поведения человека в среде
10. Плмпгруемые изменения среды
Исследование открытого городского пространства
Рисунок б - Характеристики исследуемой городской среды
Итогом третьего этапа является определение пространственных характеристик среды и систематизация их в табличной форме в соответствии с результатами проведенных исследований. Также создаются схемы и карта коммуникативных связей, точек притяжения и полей концентрации процессов, происходящих на исследуемой территории.
Четвертый этап. Формулирование выводов:
- необходимо указать имеющиеся проблемы или пространственные конфликты;
- необходимо зафиксировать существующий уровень информативности среды, а также потенциал освоения открытого городского пространства;
- на основе проведенного анализа территории необходимо выявить существующие требования среды в плане ее информативной насыщенности.
Все результаты данного этапа целесообразно систематизировать в табличной форме, а также создать карту проблемных участков в пространственной организации территории.
Итогом обследования среды является создание иллюстрированного альбома-каталога, который содержит исчерпывающую информацию о городской среде и уровне ее информативности, а также отражает цели и задачи эстетической реновации территории.
Выявление особенностей городского пространства и анализ существующего уровня информативности позволят в дальнейшем приступить к организации визуального информативного обновления среды. Разработанная методика была применена для исследования исторически сложившегося открытого городского пространства Санкт-Петербурга.
Результаты проведенного исследования показали, что изложенные в данной главе принципы определения существующего эстетико-функционального уровня открытого городского пространства и алгоритм определения уровня информативности территории демонстрируют возможности предпроектного анализа сложившейся ситуации в среде, предназначенной для реновации, и существенно дополняют существующую методическую базу исследования открытого пространства. А также способствуют постановке целей и задач улучшения визуального облика территории при помощи отдельно стоящих информационных носителей.
Четвертая глава посвящена изучению способов улучшения эргономических и эстетических свойств информационных носителей.
Системный анализ литературных источников и нормативных документов по организации открытого пространства и отдельно стоящих информационных носителей позволил выявить существующие граничные условия интеграции информационных носителей - особенности размещения и габариты объекта должны удовлетворять следующим требованиям:
- безопасного обзора для участников пешеходно-транспортнош движения (определяются существующими нормативными документами);
- размещения информационных носителей в открытом пространстве (определяются существующими нормативным! документами).
Однако анализ конфликтных ситуаций размещения информационных носителей в Санкт-Петербурге показал, что существующие нормативные требования неполностью обеспечивают организацию комфортного взаимодействия человека и информационного стенда, интегрированного в открытое пространство.
В целях решения конфликтных ситуаций были предложены дополнительные требования к условиям ограничения, определяющим особенности размещения и габариты отдельно стоящего информационного стенда:
- пространственные ограничения - расчет габаритов информационного стенда в зависимости от ширины тротуара и интенсивности пешеходного потока;
- объемно-пространственные ограничения - расчет зоны заслонения информационным носителем объекта восприятия, расположенного за стендом.
Был предложен метод расчета допустимой ширины отдельно стоящего информационного носителя на тротуаре, в зависимости от интенсивности пешеходного потока и габаритов пространства установки стенда (рис. 7).
Расчет производили по формуле
х = В-(В,+В2\ (3)
где х - допустимая ширина информационного носителя, В - общая ширина тротуара; В! - минимально допустимая ширина прохода между краем тротуара и информационным носителем (зависит от интенсивности пешеходного потока, определяется существующими нормативными документами); В, — расстояние от края тротуара до информационного носителя.
Рисунок 7 - Определение допустимой ширины информационного стенда в зависимости от интенсивности пешеходного потока
Также при установке нового стенда или анализе размещения существующего стенда необходимо учитывать долю площади уменьшения визуального восприятия объекта, расположенного за информационным носителем (рис. 8). Объектами восприятия в открытом пространстве являются перспективы улиц, площадей и парков, здания и сооружения, малые архитектурные формы и т. п.
Определение площади уменьшения визуального восприятия объекта производили по формуле
Х2=А2В2, (4)
ГДеА3 =А,
где Б2 - площадь уменьшения восприятия объекта; А, - высота информационного носителя; В1 - ширина информационного носителя; А г - высота зоны уменьшения восприятия; В 2 - ширина зоны уменьшения восприятия; х, - расстояние между человеком и информационным носителем, х2 - расстояние между носителем и объектом восприятия.
В дальнейшем определяли долю площади уменьшения восприятия объекта, расчет производили по формуле
к = 100% /£ (5)
где к- доля площади уменьшения восприятия объекта; Б- видимая площадь объекта; - площадь зоны уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем.
Рисунок 8 - Анализ площади уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем: х - расстояние восприятия объекта, Н - высота объекта восприятия, Ь - ширина объекта восприятия, ЛГ - линия взора среднестатистического мужчины, а - угол зрения
Результатом расчетов являлось определение доли площади уменьшения восприятия объекта отдельно стоящим информационным носителем на определенном участке движения пешехода.
На рис. 9 показан пример расчета доли площади уменьшения восприятия объекта. Результаты расчета выявили различия в доли площади уменьшения восприятия объекта в определенных точках движения пешехода при новой ширине стенда.
Проведенное исследование показало необходимость экспертной оценки, выявляющей долю площади здания, фрагмента здания или открытого пространства, которая не должна быть закрыта отдельно стоящим информационным носителем, в зависимости от пространственной, историко-культурной и художественной значимости объекта восприятия.
Таким образом, анализ условий ограничения определяет допустимые габариты информационного носителя для его размещения в открытом пространстве.
Зона восприятия !
Зона косариятия 2
; ИНФОРМАЦИОННЫЙ
| носитель
у %
7647
О 4 5 10
Зона восприятия 1 При уменьшении ширины стенда на 40%
20 25 зо
х,м
Рисунок 9 - Анализ площади уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем, перекресток ул. Садовой и Вознесенского пр., Санкт-Петербург: зона восприятия 1 - объектом восприятия является перспектива ул. Садовой; зона восприятия 2 - объектом восприятия является дом № 54 по ул. Садовой
Результаты исследования позволили сформулировать принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем.
Усовершенствованная методика проектирования визуальных информационных систем включает стадии, принятые в дизайн-проектировании:
- предпроектный анализ территории размещения объекта, определение целей и задач совершенствования среды и приемы их решения с помощью средств дизайна. Обследование существующего состояния среды включает как профессиональный анализ фрагмента открытого городского пространства, так и
18
мнение жителей относительно этого фрагмента. Сочетает в себе пространственные, функциональные, эстетические параметры среды, анализ историко-культурной ценности территории. На основе результатов анализа формулируются цели и задачи повышения информационно-коммуникативного уровня и эстетизации среды при помощи визуальных информационных систем;
- эскизные предложения;
- разработка рабочего проекта, реализация дизайн-проектирования предусматривает использование различных средств художественного конструирования, таких как колористика, искусственное освещение и различные композиционные приемы.
На стадии рабочей документации определяются конкретные средства и материалы для реализации проектного предложения. Перед введением всей системы предполагаемых информационных носителей в производство целесообразна апробация - экспериментальная установка оборудования для анализа восприятия и работы элементов визуальной информационной системы. Только после положительных результатов тестирования объектов системы можно переходить к этапу производства информационных носителей.
Применение усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем позволит улучшить эргономические и эстетические свойства информационных носителей и, как следствие, качество открытого городского пространства.
Пятая глава посвящена разработке рекомендаций по внедрению предложенной методики в систему художественного проектирования объектов сре-дового дизайна.
Результаты исследования были включены в комплексную научно-проектную разработку «Эскиз застройки северной части (зона 1) территории района Измайловская перспектива» проектной мастерской «ООО К-7» (Санкт-Петербург, 2008, 2009).
Был разработан проект визуальной информационной системы, внедренной в открытое городское пространство, находящееся на стадии проектирования. Необходимость качественного подхода к организации информации в среде, создание визуальных информационных систем, которые учитывают особенности и назначение среды, выявили актуальность вмешательства в формирование пространства уже на стадии его проектирования.
Анализ проектных материалов и особенностей пространственной организации исследуемого открытого пространства позволил решить ряд задач:
- сформулировать цели интеграции информационных носителей в открытое городское пространство;
- выявить основные зоны размещения визуальных информационных систем;
- создать схему иерархии информации для конкретной территории.
Материалы диссертационной работы включены в курс лекций «Дизайн»,
а также в дипломное проектирование кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Проанализированы особенности восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде. Определено влияние пространственной организации и специфики территории размещения на формирование визуальных информационных систем.
2. Разработана классификация отдельно стоящих информационных носителей и классификация информации по назначению, сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытом городском пространстве.
3. Предложен алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.
4. Предложены дополнительные условия ограничения размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока, а также от доли площади уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем.
5. Проведен расчет интенсивности светового потока, создаваемого точечным источником освещения в зависимости от расстояния и угла падения света, направленного на отдельно стоящий информационный носитель.
6. Сформулированы принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем:
- учет особенностей визуального восприятия объектов средового дизайна информационной группы;
- адаптивность визуальной информационной системы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями;
- учет условий ограничения размещения отдельно стоящего информационного носителя в открытом пространстве;
- световая и цветовая пространственно-пластическая проработка объектов дизайна информационной группы;
- открытость предметно-пространственной системы к дальнейшим изменениям, к возможности адаптации для новых функций, к различным мероприятиям и акциям;
- гармоничность и целостность образа визуальных информационных систем и открытого пространства.
7. Предложены рекомендации по внедрению методики проектирования визуальных информационных систем в процесс дизайн-проектирования объектов средового дизайна.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ
1. Волковой, С. А. Особенности проектирования информационных носителей в городской среде [Текст] / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. - 2009. - № 4 (11). - С. 44-47.
2. Волковой, С. А. Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в городской среде [Текст] / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. -2010. - № 1 (12). - С. 27-32.
Статьи, опубликованные в научных журналах и сборниках трудов
3. Волковой, С. А. Проектирование высокоинформативной городской среды в современном мегаполисе на примере города Санкт-Петербурга [Текст] / С. А. Волковой, Л. Т. Жукова // Дизайн: теория и практика. - 2009. - М.: МГУПИ, 2009. - С. 92-100.
4. Волковой, С. А. Визуальная городская среда. Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета наружной рекламы [Текст] / С. А. Волковой, Д. А. Решетень // Современные проблемы науки и образования - 2009. -№ б (Прил. «Архитектура»), - С. 5.
5. Волковой, С. А. Городская среда. Составляющие предметно- пространственной информативной городской среды [Текст] / С. А. Волковой // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № б (Прип. «Архитектура»). - С. 6.
6. Волковой, С. А. Предметно-пространственная среда малых городов России [Текст] / С. А. Волковой // Международ, науч.-практ. конф. «Современные малые города: проблемы и перспективы развития». Россия, Ивантеевка-2010. -(Прил. «Социальная сфера малого города»). - С. 210-213.
Оригинал подготовлен автором.
Подписано в печать 26.02.2010 г. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 1,0. Формат 60x84 1/16. Тираж 100экз.
Отпечатано в типографии СПГУ ТД
191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Волковой, Сергей Андреевич
Введение
1 Эстетическая организация визуальных информационных систем в открытом пространстве
1.1 Исторический обзор организации объектов средового дизайна информационной группы
1.2 Состояние вопроса, теоретические и практические разработки
1.3 Современные технологии при организации визуальных информационных систем
1.4 Анализ состояния визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге
2 Информационные носители как объекты средового дизайна.открытого пространства
2.1 Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в открытой городской среде
2.2 Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового и светового решения визуальных информационных систем
2.3 Классификация отдельно стоящих информационных носителей в открытом городском пространстве
3 Визуальные информационные системы в структуре функциональных и пространственных зон открытой городской среды
3.1 Особенности предоставления сведений на визуальных информационных системах открытого городского пространства
3.2 Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды
3.3 Исследование пространственных, функциональных и художественно-эстетических характеристик открытой городской среды
4 Методика проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве
4.1 Определение целей и задач интеграции визуальных информационных систем в открытое пространство
4.2 Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде
4.3 Этапы методики проектирования визуальных информационных систем
5 Примеры реализации результатов исследования
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Волковой, Сергей Андреевич
В настоящее время все больше внимания уделяется проектированию предметно-пространственных объектов дизайна и улучшению их эстетических и функциональных свойств. Одним из элементов средового дизайна являются визуальные информационные системы, предоставляющие информацию и различные сведения потребителю. Количество информации в открытых и закрытых территориях оказывает существенное влияние на пространственно-временное восприятие человека. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетико-художественных и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Возникает необходимость улучшать эргономические, технологические, социологические п психологические характеристики проектирования объектов средового дизайна информационной группы.
С течением времени изменяются принципы формообразования и технологии реализации информационных носителей, но функции объектов остаются прежними: коммуникация, передача сведений потребителю, организация эмоциональной составляющей открытого пространства.
Анализ различных примеров организации визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге выявил, что зачастую при формировании объекта не учитываются вопросы эстетики и эргономики, что в свою очередь приводит к ухудшению облика и функциональных свойств информационных носителей. Это ухудшает восприятие информации и понижает доступность открытого пространства. Информационные носители создаются и располагаются на основании нормативных законов и актов, однако зачастую формирование визуальных информационных систем носит случайный, хаотичный характер по причине огромного количества рекламных носителей и бессистемной организации их формообразования и светомоделированпя. Информационные системы, отвечающие современным требованиям дизайна, являются, как правило, результатом индивидуальных творческих и проектных поисков квалифицированных специалистов.
Выявлена необходимость научно обоснованного подхода к проектированию информационных носителей и совершенствованию методов проектирования средовых объектов дизайна информационной группы с более детальным анализом их воздействия на восприятие человека и выявлением особенностей их размещения в открытом пространстве. Это и подчеркивает актуальность данного исследования.
Теоретическая база исследования
Теоретическая основа исследования включила положения работ следующих авторов: по основам теории дизайна — Г. Зайцева, М. Кухты, О. Нпжибицкого, В. Рунге; по эстетике и проблемам восприятия средовых объектов и открытого пространства — Р. Арнхейма, М. Бархина, В. Глазычева, Р. Грегори, А. Иконникова, К. Линча, В. Филина, 3. Яргиной; по организации средовых объектов и открытого пространства —
A. Ефимова, В. Нефедова, В. Устина, В. Шимко; по проектированию и моделированию промышленных изделий —
B. Бандорина, С. Васина, Ю. Грабовенко, Л. Морозовой, О. Нпжибицкого, В. Редько, А. Талащука; по организации знаков и указателей — П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини; по эргономике в дизайне среды — Ю. Манусевича, Г. Мпнервина, В. Рунге; по колористике — И. Иттена, Л. Мироновой; по организации комфортного восприятия средовых объектов в вечернее время — В. Филина, Н. Щепеткова; по проведению экспертной оценки — А. Коновалова, М. Лазеевой, А. Лопатина, А. Орлова.
Однако необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ П. Артура, К. Бергера, Р. Пасспнп, В. Рунге и В. Устина, посвящена организации объектов средового дизайна и открытого пространства, но недостаточно полно рассматривает вопросы организации формообразования и размещения отдельно стоящих информационных стендов в открытой городской среде.
Цель и задачи исследования
Целью работы является совершенствование методики проектирования визуальных информационных систем с помощью средств технической эстетики и дизайна для улучшения эргономических и эстетических свойств информационных носителей.
Основными задачами исследования являются:
1) анализ и систематизация научных и практических достижений в области проектирования открытых городских пространств при помощи объектов средового дизайна информационной группы;
2) выявление принципов и специфики восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде;
3) разработка классификации информации по назначению для систематизации сведений, размещаемых на информационных носителях;
4) расчет допустимых габаритов информационного носителя и параметров его размещения в открытом пространстве;
5) разработка усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем с учетом особенностей их восприятия и размещения в открытом пространстве;
6) разработка рекомендаций по внедрению предложенной методики в систему художественного проектирования объектов средового дизайна.
Объект исследования
Отдельно стоящие информационные носители как элементы средового дизайна.
Методы исследования
В работе был применен системный подход к анализу литературных и патентных источников, социальных, психофизиологических данных, а также нормативных, проектных и методических материалов.
В работе использовались следующие методы исследования: натурное обследование визуальных информационных систем нескольких европейских городов (Санкт-Петербурга, Лондона, Берлина, Дюссельдорфа, Иматрп, Рованиеми) для анализа особенностей интеграции отдельно стоящих информационных носителей в открытом пространстве; статистическая обработка данных, которая проводилась с использованием стандартной программы Excel (стандартное приложение MS Office); проектно-попсковый метод организации визуальных информационных систем.
Научная новизна исследования
1. Разработаны классификация отдельно стоящих информационных носителей п классификация информации по назначению сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытых пространствах города.
2: Выявлены особенности проектирования визуальных информационных систем в зависимости от эргономических и психологических факторов, а также от принципов формообразования и размещения.
3. Разработан и алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.
4. Разработаны и обоснованы условия ограничения габаритов и размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока на территории установки отдельно стоящего стенда, а также от доли площади уменьшения визуального восприятия объекта.
Практическая значимость работы
1. Существенным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между объектами средо-вого дизайна информационной группы и их влиянием на восприятие и поведение человека, а также введение в научно-методологический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по созданию визуальных информационных систем.
2. Предложенная в диссертации классификация информации по назначению позволяет разместить в открытых пространствах города отдельно стоящие информационные носители согласно особенностям влияния на жизнедеятельность человека каждого класса информации.
3. Результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке дизайнеров, занимающихся проектированием объектов сре-дового дизайна информационной группы.
4. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании новых визуальных информационных систем, а также при оценке размещения уже установленных отдельно стоящих информационных стендов в открытых городских пространствах. Учет рекомендаций, приведенных в работе, позволит повысить функциональные свойства информационных носителей и сделать их более комфортными для восприятия человеком.
Основные термины и определения в контексте работы
Видимая среда — окружение и его отдельные элементы, которые человек воспринимает через органы зрения и которые оказывают воздействие на физиологическое и психологическое состояние человека [1].
Визуальный образ среды — это результат восприятия городской среды, формирующий в сознании человека ее определенный эстетический и духовно-насыщенный образ [1].
Восприятие или перцепция — целостное отражение среды при непосредственном воздействш! в данный момент на органы чувств [1].
Визуальные информационные системы — множество элементов информационно-коммуникативной системы, находящихся в отношениях и связях друг с другом, а также образующих единство с территорией установки.
Высокоинформативная городская среда — это городское пространство, насыщенное сведениями о функциональных возможностях территории, об организации коммуникативных и пешеходно-транспортных связей.
Интерактивная среда — среда, способная к взаимодействию с пользователем, насыщенная интерактивным мультимедийным оборудованием, имеющая материальную и виртуальную составляющие [1].
Интеграция — процесс объединения, восстановления единства визуальных информационных систем и структуры открытого городского пространства и его элементов, имеющий своим результатом целостность визуально-коммуникационного образа среды [84].
Информативность — объем информации, полученный с единицы носителя в единицу времени.
Искусственное освещение города — одна из сфер, комплексного приложения дизайна к визуально-практической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время [1].
Коммуникация — процесс взаимодействия между субъектами открытого пространства с целью передачи или обмена информацией посредством принятых знаковых систем, приемов и средств их использования [84].
Маломобильные группы населения — категория людей, испытывающих затруднения при самообслуживании, самостоятельном передвижении, ориентации в пространстве, получении информации: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, преклонного возраста, беременные, люди с детьми в колясках и т. д. [1].
Открытое пространство — конкретный фрагмент территории населенных мест, воспринимаемый целостно и изнутри, в котором часть реальных ограждений заменена условными — небосвод, панорама и т. д. [1].
Границы исследования
Теоретические
Проводимый в диссертации анализ определяется рассмотрением функциональных, объемно-пространственных и художественно-композиционных решений организаций городской среды при помощи отдельно стоящих объектов средового дизайна информационной группы. Вопросы конструктивных решений, экологической, экономической и социальной эффективности затрагиваются лишь в той степени, в которой это необходимо для достижения главной цели работы. Автор также абстрагируется от рассмотрения вопросов содержания визуальной информации, представляемой на отдельно стоящих информационных носителях, и ее графического исполнения. В работе классифицированы различные виды городской визуальной информации, однако рассматриваются главным образом навигационная, ориентирующая и рекламная информация, так как она наиболее ярко отражает функциональные и композиционно-художественные особенности формирования городской среды. Типовые знаки, например, дорожные, подлежат строгому нормированию по размещению и формообразованию и разбираются только в плане их участия в комплексной организации информативной среды исследуемых территорий. Территориальные
В работе рассматриваются принципы улучшения эстетико-функциональных свойств визуальных информационных систем открытых городских пространств, а также отдельно стоящих информационных носителей, участвующие в формировании пешеходных, тротуарных и рекреационных зон. Визуальная информация, расположенная на фасадах и крышах зданий, информация, блокированная с другими объектами средового дизайна, информация, имеющая специфический характер размещения в витринах, в интерьере зданий и на транспорте, не рассматривается.
Апробация работы
Материалы дпссертащш докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции
Современные малые города: проблемы и перспективы развития» (Ивантеевка, 2010), на выставке Биеннале дизайна «Модулор — 2009» (Санкт-Петербург, 2009), на заседаниях кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПГУТД (2007-2010).
Результаты исследований были внедрены в комплексной научно-проектной разработке «Концепции развития зоны малоэтажного строительства в Пушкинском районе Санкт-Петербурга» и «Эскиз застройки северной части (зона 1) территории района Измайловская перспектива» проектной мастерской «ООО К-7» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); в проекте «Интерактивный информационный стенд» фирмы «Города» (Санкт-Петербург, 2009); а также в научно-исследовательском анализе размещения существующих информационных носителей на Московском проспекте Санкт-Петербурга, проводимого Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга управлением эстетики городской среды (2010).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений с иллюстративным материалом. Основной материал работы изложен на 140 страницах; количество иллюстраций — 25, таблиц — 5. Список использованных источников насчитывает 115 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Совершенствование методики дизайн-проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве"
Основные выводы и результаты работы
1. Проанализированы особенности восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде. Определено влияние пространственной организации и специфики территории размещения на формирование визуальных информационных систем.
2. Разработаны классификация отдельно стоящих информационных носителей и классификация информации по назначению, сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытом городском пространстве.
3. Разработан алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.
4. Разработаны и обоснованы условия ограничения габаритов и размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока, а также от доли площади уменьшения восприятия объекта впереди стоящим информационным носителем.
5. Проведен расчет интенсивности светового потока, создаваемого точечным источником освещения в зависимости от расстояния и угла падения света, направленного на отдельно стоящий информационный носитель.
6. Сформулированы принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем: учет особенностей визуального восприятия объектов средового дизайна информационной группы;
- адаптивность визуальной информационной системы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями; учет условий ограничения размещения отдельно стоящего информационного носителя в открытом пространстве; световая и цветовая пространственно-пластическая проработка объектов дизайна информационной группы;
- открытость предметно-пространственной системы к дальнейшим изменениям, к возможности адаптации для новых функций, к различным мероприятиям и акциям;
- гармоничность и целостность образа визуальных информационных систем и открытого пространства.
7. Предложены рекомендации по внедрению методики проектирования визуальных информационных систем в процесс дизайн-проектирования объектов средового дизайна.
Заключение
Проведенное в работе исследование существенно расширяет имеющиеся представления о системе связей между объектами средового дизайна информационной группы и открытым городским пространством. Описаны особенности восприятия отдельно стоящих информационных носителей, выявлено влияние общей структуры визуальных информационных систем и отдельных элементов на пространственно-временное поведение человека, описаны основные возможные принципы интеграции систем в городскую среду. Сформированы принципы оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем.
Материал диссертации позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее проведение научных разработок по организации визуальных информационных систем для открытого пространства целесообразно проводить: в области углубленного изучения взаимосвязи информационных носителей и предоставляемых на них сведении с психологическим восприятием человека, с влиянием эстетического решения формы информационной установки на эмоциональное состояние человека; в области влияния современных технологий предоставления данных на человека и среду; в области определения пределов насыщения информацией и информационными носителями открытого городского пространства.
Список научной литературыВолковой, Сергей Андреевич, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Агранович—Пономарева, Е. С. Архитектурный дизайн : слов.-справ. Текст. / Е. С. Агранович-Пономарева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 342 с.
2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука Текст. / Г. С. Альтигуллер. —М. : Машиностроение, 1987. — 424 с.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арн-хейм. — М. : Прогресс, 1975. — 392 с. : пл.
4. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм Текст. / Р. Арнхейм. — М. : Стройиздат, 1984. — 192 с. : ил.
5. Архитектурно-художественный регламент Администрации Санкт-Петербурга № 957 «О системе городской ориентирующей информации» Текст. / СПб., 2002. — 48 с.
6. Ахмедова, Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города : автореферат дис. . канд. арх. / Л. С. Ахмедова. — Нижний Новгород, 2009. — 24 с.
7. Ахмедова, Л. С. Текст в городе. Особенности формирования нового образа города в контексте развития информационного поля городской среды. Текст. / Л. С. Ахмедова // Приволжский научный журнал : сб. науч. тр. Вып. 1.
8. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. —С. 109-116.
9. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография Текст. / Б. А. Базыма.
10. Харьков : ХГАК, 2001. — 172 с. : ил.
11. Бардин, К. В. Проблемы порогов чувствительности и психофизические методы Текст. / К. В. Бардин. — М. : Наука, 1976. — 395 с.
12. Батищев, Д. И. Методы оптимального проектирования Текст. / Д. И. Батищев. — М^ .: Радио и связь, 1984. — 248 с.
13. Беляева, Е. П. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия Текст. / Е. П. Беляева. — М. : Стройиздат, 1977. — 125 с. : ил. '
14. Бергер, К. М. Путеводные знаки: Дизайн графических систем нави-гащш Текст. / К. М. Бергер. — М. : Издательский дом РИП-холдпнг, 2005. — 176 с. : пл.
15. Блауберг, И. В. Системный подход в современной науке Текст. /. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. — М. : Мысль, 1970. — С. 7-48.
16. Бофиллъ, Р. Пространство для жизни Текст. / Р. Бофилль. — М. : Стройиздат, 1993: — 134 с.: пл.
17. Быков, 3. Hi Художественное конструирование Текст. / 3. Н. Быков [и др.]. — М. : Транспорт, 1984 — С. 190-191.
18. Быстрова, Д. Ю. Вещь. Форма. Стиль : введение в философию дизайна Текст. / Д. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Урал, ун-т, 2001. — 288 с.
19. Васин, С. А. Проектирование и моделирование промышленных изделий : учеб. для вузов Текст. / С. А. Васин [и др.]. — М. : Машнностоение-1, 2004. — 692 с.: пл.
20. Войненко, В. М. Эргономические принципы конструирования Текст. / В. М. Войненко, В. М. Мунипов. — Киев : Техника, 1988. — 119 с.
21. Волковой, С. А. Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в городской среде Текст. / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. 2010. - № 1 (12). - С. 27-32.
22. Волковой, С. А. Особенности проектирования информационных носителей в городской среде Текст. / С. А. Волковой // Дизайн. Материалы. Технология. 2009. - № 4 (11). - С. 44—47.
23. Волковой, С. А. Проектирование высокоинформативной городской среды в современном мегаполисе на примере города Санкт-Петербурга Текст. / С. А. Волковой, Л. Т. Жукова // Дизайн: теория и практика. — 2009. — М.: МГУПИ, 2009. С. 92-100.
24. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки псторпп отечественного дизайна. В 2-х томах. Т.2. Текст. / Н. В. Воронов. — М. : Союз дизайнеров России, 2001. 392 с.
25. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов Текст. / В. А. Ганзен.1. Л. : ЛГУ, 1973. — 153 с.
26. Гиддион, 3. Пространство, время, архитектура Текст. / 3. Гиддион.
27. М.: Стройиздат, 1914. — 193 с.
28. Гинзбург, М. Я. Стиль и эпоха Текст. / М. Я. Гинзбург. — М. : Госиздат, 1924. — 149 с.
29. Глазычев, В. Л. Образы пространства Текст. / В. Л. Глазычев // Эстетическая выразительность города. — Л., 1978. — 115 с.
30. Глазычев, В. Л. О дизайне Текст. / В. Л. Глазычев // Очерки по теории и практики дизайна на западе. — М. : Искусство, 1970.
31. Глазычев, В. Л. Поэтика городской среды Текст. / В. Л. Глазычев // Эстетическая выразительность города. — М. : Наука, 1986. — 157 с.
32. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия Текст. / Р. Л. Грегори. — М. : Прогресс, 1970. — 272 с.
33. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование : Современные методы проектного анализа Текст. / Дж. К. Джонс ; пер. с англ. ; под ред. В. Ф. Венды, В. М. Мунипова. — М. : Мир, 1976. — 377 с.
34. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов Текст. / Г. Б. Ми-неврин [и др.]. — Самара : Архитектура, 2004. — 504 с. : пл.
35. Дизайн городской среды. Топологические аспекты Текст. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 44 : Техническая эстетика. — М., 1984.
36. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход Текст. / Я. Дитрпх ; пер. с польск. — М.: Мир, 1981. — 456 с.
37. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов Текст. / А. В. Ефимов. — М.: Архитектура-С, 2005. — 504 с.: ил.
38. Ефимов, А. В. Цвет в предметной среде Текст. / А. В. Ефимов. — М.: Техническая эстетика, 1988. — 167 с.
39. Журнал «Как» // Вып. 4 (44). — М. : ДезайнДепо, 2007. — 122 с. :ил.
40. Зайцев, Г. Н. История техники и технологий : учебник для вузов Текст. / Г. Н. Зайцев, В. К. Федюкин, С. А. Атрошенко; под ред. проф. В. К. Федюкина. — СПб. : Политехника, 2006. — 416 с. : ил.
41. Запорожец, А. В. Восприятие и действие Текст. / А. В. Запорожец.
42. М. : Просвещение, 1967. — 323 с.
43. Зинченко, В. П. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры Текст. / В. П. Зинченко, А. Г. Устинов // Труды ВНИИТЭ. Вып. 11 : Техническая эстетика. — С. 65—75.
44. Ившин, К. С. Какое издание можно считать «красивым»? Текст. / К. С. Ившин, А. В. Русских // Проектно-технологические и социально-экономические аспекты современного производства : сб. науч. тр. Вып. 2. — Екатеринбург ; Ижевск, 2004. — С. 86-87.
45. Иконников, А. В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1985. — С. 33-57.
46. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1986. — 286 с. : ил.
47. Иконников, А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды Текст. / А. В. Иконников. — М. : Стройиздат, 1990.242 с.
48. Институт социологии : Прогнозное социальное исследование и город Текст. / Российская академия наук. — М., 1994—1995. — С. 35-39 ; 184— 205.
49. Иттен, И. Искусство цвета Текст. / И. Иттен ; пер. с нем. -— М. : Д. Аронов, 2000. — 96 с.
50. Казаргшова, В. И. Красота, вкус, экономика Текст. / В. И. Казари-нова. —-- М. : Экономика, 1985. — 256 с.
51. Калинина, И. С. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города : дне. . канд. арх. Текст. / Н. С. Калинина. — М., 2000. — 177 с.: ил.
52. Карно, С. Проектирование и конструирование : системный подход Текст. / С. Карно [и др.]. ; пер. с польск. — М.: Мир, 1981. — 456 с.
53. Коновалов, А. П. Обоснование применимости технологических процессов лесосечных работ на основе комплексного критерия (в природно
54. Коробова, Г. В. Слово о режиссуре восприятия Текст. / Г. В. Коробова // Архитектура и строительство Москвы. Вып. 7. — 1989. — С. 42-45.
55. Короев, Ю. Архитектура и особенности зрительного восприятия Текст. / Ю. Короев, М. Федоров. — М. : Государственное издательство по строительству и архитектуре, 1954. — 133 с.
56. Кухта, М. С. Восприятие визуальной информации : философия процесса, монография Текст. / М. С. Кухта. — Томск. : 11 НУ, 2004. — 202 с.
57. Лазарева, М. В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов : автореферат дис. . канд. арх. / М. В. Лазарева. — М.,2007,—26 с.
58. Линч, К. Образ города Текст. / К. Линч. — М. : Стройиздат, 1982.328 с.: ил.
59. Линч, К. Совершенная форма в градостроительстве Текст. / К. Линч. —М. : Стройиздат, 1986. — 264 с.: пл.
60. Лопатин, Н. Е. Методика выявления места архитектурной доминанты в структуре улиц города / Н. Е. Лопатин // Архитектон электрон, журн. —2008. — № 22.— URL : http://archvuz.rn/numbers/20082/ta6/ (дата обращения: 12.02.10).
61. Методика художественного конструирования Текст. — Ml : ВНИИТЭ, 1978. — 334 с.
62. Минервин, Г. Б. Дизайн : пл. слов.-справ. Текст. / Г. Б. Минервин'[п др.]. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с.
63. Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм Текст. / Г. Б. Минервин. — М. : ВНИИТЭ, i974. — 179 с.
64. Миронова, Л. Н. Цветоведение учеб. пособие Текст. / Л. Н. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984. — 286 с. : ил.
65. Михайлов, С. М. Основы дизайна : учебник Текст. / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева ; под ред. С. М. Михайлова. — Казань : Новое Знание, 1999.240 с.
66. Мунипов, В. М. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : учебник Текст. / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. — М. : Логос, 2001. — 356 с.
67. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды Текст. / В. А. Нефедов. — СПб., 2002. — 294 с. : пл.
68. Нижибицкий, О. Н. Техническая эстетика Текст. / О. Н. Нпжибпц-кий // В мире оборудования. 2003. - № 7 (36). — URL : http.V/www.textile-press.ni/index.plip7idHl 781 (дата обращения: 12.02.10).
69. Орлов, А. И\ Нечисловая статистика Текст. / А. И. Орлов. — М. : «МЗ-Пресс», 2004. — 516 с.
70. Орлов, А. И. Статистические методы анализа экспертных оценок Текст. / А. И. Орлов. — М. : Наука, 1977. — С. 7-30.
71. Папанек, В. Дизайн для реального мира Текст. / В. Папанек ; пер. с англ. — М. : Д. Аронов, 2004. — 416 с.
72. Пилипенко, В. Р. Психологические аспекты проектирования предметного мира Текст. / В. Р. Пилипенко // Вопросы психологии. Вып. 1. —1988. —С. 101-111.
73. Проблемы дизайна городской среды Текст. // Труды ВНИИТЭ. Выи. 29 : Техническая эстетика. —М., 1981. — С. 25-28.
74. Пространство в формировании структуры образа предметной среды Текст. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 40 : Техническая эстетика. — М., 1983.
75. Реклама и дизайн на ушщах России : справ, изд. для заказчиков и производителей наружной рекламы. Вып. 12 Текст. — М. . Ар энд Ди Комму-ннкейшнз, 2008. — 192 с. : пл.
76. Реклама и дизайн на улицах России : справ, изд. для заказчиков и производителей наружной рекламы. Вып. 13 Текст. — М. : Ар энд Дп Комму-никейшнз, 2009. — 160 с. : пл.
77. Рунге, В. Ф. Эргономика в дизайне среды : учеб. пособие Текст. / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. — М.: Архитектура-С, 2009. — 328 с. : ил.
78. Савченко, М. Р. Зал и зрелище. Условия видимости : кинозалы, театральные, концертные, спортивные залы и арены Текст. / М. Р. Савченко. — М. : ЛКИ, 2007 — 200 с.
79. Савченко, М. Р. Архитектура как наука : методология прикладного исследования Текст. / М. Р. Савченко. — М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. — 320 с. : пл.
80. Сапрыкина, Н. А. Архитектурная форма: Статика и динамика . учеб. пособие для вузов Текст. / Н. А. Сапрыкпна. — М. : Стройпздат, 1995. — С. 8— 9.
81. Сатир, С. Дизайн, сохранивший внешние обязательства Текст. / С. Сатир // Проект Россия. Вып. 7. — М., 2001. — С. 76-77.
82. Скуба, Д. В. Разработка методов дизайн-проектирования легковых автомобилей : дис. . техн. наук / Д. В. Скуба. — Ижевск, 2005. — 209 с.
83. Смоленская, Е. О. Методы моделирования открытых архитектурных пространств в городской среде (на примере г. Самары) : дне. . канд. арх. / Е. О. Смоленская. —Н. Новгород, 2004. — 200 с.
84. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
85. Соколов, А. И, Организация городских рекреационных территорий крупных городов волгоградской агломерации (на примере г. Волгограда и г.
86. Сокольская, О. Б. Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты Текст. / О. Б. Сокольская. — М. : Академия, 2007. — 224 с.
87. Сотникова, И, В. Ландшафтно-градостроительная организация транзитных городских пространств (на примере г. Волгограда) : автореферат дне. . канд. арх. /И. В. Сотникова. — СПб., 2008. -— 23 с.
88. Справочная книга для проектирования электрического освещения Текст. / Под. ред. Г. М. Кнорринга. — Л.: Энергия, 1976. — 384 с. : пл.
89. Степанов, А. В. Архитектура и психология Текст. / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — М. : Стройпздат, 1993. — 294 с.
90. Степанова, С. А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска) : автореферат дис. . канд. арх. / С. А. Степанова. — М., 2006.27 с.
91. Строительные нормы и правила. Градостроительство: планировка и застройки городских и сельских поселений Текст. // СНиП 2.07.01-89*. — М., 1994. —100 с.
92. Тетиор, А. Н. Строительная экология : учеб. пособие Текст. / А. Н. Тетиор; —Киев. : УМКВО, 1991. —273 с.
93. Титов, А. Л. Организация архитектурной среды и поведение человека : дне. . канд. арх. / А. Л. Титов. — Екатеринбург, 2004. — 121 с.
94. Устин, В. Б. Визуальная информация в эсте тическом формировании городской среды (опыт исследовашш закономерностей художественного решения информационных систем) : дне. . канд. искусствовед, наук / В. Б. Устин:1. М., 1984. — 179 с.
95. Устин, В. Б. Композиция в дизайне Текст. / В. Б. Устин // Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие. — 2-е изд., уточн. и доп. — М. : ACT Астрель, 2007. — 239 с.: пл.
96. Филин, В. А. Видеоэкология Текст. / В. А. Филин. — М. : Тасс-Реклама, 1997. — 317 с.
97. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна Текст. / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Галарт, 1995. —332 с.
98. Хилл, П. Наука и искусство проектирования : методы, науч. обоснование решений Текст. / П. Хилл ; пер. с англ. — М. : Мир, 1973". — 259 с.
99. Художественное проектирование Текст. / под ред. Б. В. Нешумова.
100. М. : Просвещение, 1979. — 175 с.: пл.
101. Шестаков, В. П, Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли Текст. / В. П. Шестаков. — М. : Наука, 1973. — 256 с.
102. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды : учебник Текст. / В. Т. Шимко. — М. : Архитектура-С, 2006. — 384 с. : пл.
103. Шимко, В. Т. Основы теории. Комплексное формирование архитектурной среды. Кн. 1 Текст. / В. Т. Шимко. — М. : СПЦ-пршгг, 2000. — 150 с.
104. Щепетков, Н. И. О концепции формирования современной свето-цветовой среды в жилом районе Текст. / Н. И. Щепетков // Промышленное и гражданское строительство. Вып. 5. —М. : ООО Издательство ПГС, 2006. — С. 22-24.
105. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие Текст. / Н. И. Щепетков. — М. : Архитектура-С, 2006. — 320 с. : ил.
106. Яргина, 3. Н. Эстетика города Текст. / 3. Н. Яргина. — М. : Строй-издат, 1991. — 365 с.
107. Ching, D. К. Architecture form. Spase & order Text. / D. K. Ching. — London : Van nostrand reinhold compani, 1979. — 545 p. : ill.
108. Design deffii news. Issue 77. — 2000. — March. — 238 p. : ill.
109. Design deffii news. Issue 90. — 2001. — October. — 200 p. : ill.
110. Domus. Issue 842. — 2001. — November. — 148 p. : ill.
111. Jodidio, Philip. Building a new Millenium Text. / Philip Jodidio. — Germany : Taschen, 2000. — 560 p.
112. L. Area Plus. Issue 38. — 2002. — P. 58-77.
113. L. Area Plus. Issue 128. — 2003 — P. 36-37.
114. Mostaedi, A. Landscape Design Today Text. / A. Mostaedi. — Barcelona : Kunstdruckatelier GmbH, 1983. — P. 26-112.
115. Pile, J; F. Dictionary of 20-th eenture design / J. F. Pile. — New York : 1990. —312 p.
116. Sign gallery 6. The world best signs Text. / Cincinnati: St Media Group international Inc, 2008. — 224 p. : ill.