автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Слуцкая, Лариса Евдокимовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Слуцкая, Лариса Евдокимовна

Введение.

Глава I: Содержание, организация и формы обучения в музыкальноисполнительском (фортепианном) классе.

§ 1. Учебный репертуар и проблема профессиональной эволюции музыканта-исполнителя.

§2. Самостоятельная (домашняя) работа студента как ключевое звено целостного музыкально-образовательного процесса.

§3. Звукозапись в структуре самостоятельных занятий музыкантовисполнителей

Глава II: Художественно-содержательные и технические аспекты музыкальной образности. .,.

§ 1. Категории «объективного» и «субъективного» в музыкальноисполнительском творчестве.

§2. Профессиональные аспекты формирования технических (пианистических) умений и навыков.

§3. Сценическое волнение как профессиональная и психолого-педагогическая проблема.

§4. Международные исполнительские конкурсы : «pro et contra».

Глава III Учитель и ученик как субъекты целостного учебнообразовательного процесса.

§1. Музыкально-исполнительский (специальный) класс: проблемы межличностного и творческого общения.

§2. К вопросу о социокультурных характерологических и профессиональных параметрах современной учащейся молодежи.

§3. Музыкант-педагог: профессия и личность.

§4. Задачи, структура, содержание и формы проведения урока в музыкально-исполнительском классе.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Слуцкая, Лариса Евдокимовна

Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, адаптация практики обучения к реальным условиям времени - одна из основных, принципиально важных задач, стоящих перед современными музыкальными учебными заведениями различных типов и категорий.

Исходя из этого требования, автор поставил целью проследить процесс подготовки пианистов в Московской консерватории и определить, в какой мере сохранились традиции русской, в частности московской, фортепианной школы, оказались ли они достаточно прочными и животворными, чтобы не только быть и сегодня мощным фундаментом педагогического процесса, но и дать импульс к его дальнейшему развитию и обогащению. Традиции в искусстве, как известно, не остаются неизменными; сама категория «традиция» — категория динамичная, постоянно обновляющаяся, выступающая в своем реальном выражении в непрестанном движении и развитии. Меняется время, меняется социокультурная ситуация в окружающем мире, меняются контингенты обучающихся и их учителей, меняются, наконец, сами условия учебно-воспитательной работы, — и все это в совокупности не может не откладывать определенного отпечатка на то, что понимается под традициями школы, на атрибутивные качества и свойства данной школы, направления и т. д. Ценность традиций не в стремлении к их консервации, а в создании на их основе новых творческих форм освоения искусства.

Привнесло ли нынешнее поколение педагогов консерватории какие-либо свои особые, неповторимые черты в устоявшиеся нормы и формы преподавания, выработало ли самостоятельные взгляды на весь комплекс взаимоотношений со студенческой молодежью? В окружающем мире, в условиях жизни вузов за последнее время изменилось очень многое. Наложило ли это отпечаток на то, что понимается под традициями школы?

Изучение этих взглядов и творческих позиций представляет бесспорный интерес для исполнительского музыкознания. Прошлое нашей музыкально-исполнительской культуры изучено более или менее обстоятельно, настоящее — в значительно меньшей степени. А оно заслуживает теоретического и методического осмысления. Отсюда — актуальность настоящего исследования.

Его цель — выявить и обобщить художественно-эстетические и психолого-педагогические подходы к профессиональной подготовке современной студенческой молодежи, обучающейся в музыкально-исполнительских классах; высветить как традиционное, так и инновационное в этих подходах.

Объект исследования: процесс профессиональной (музыкально-исполнительской) подготовки учащихся пианистов в единстве и внутренней взаимосвязи его составляющих.

Предмет исследования: профессиональные установки и воззрения ведущих преподавателей-пианистов, работающих сегодня в Московской консерватории, на различные проблемы, возникающие в ходе обучения (такие, как проблема подбора учебного репертуара для студентов; планирование и организация урока, развитие комплекса творческих способностей у молодых исполнителей; формирование умений и навыков самостоятельной работы; кристаллизация профессионально-технического мастерства; подготовка к публичному выступлению; отношение к конкурсам и др.).

Задачи исследования заключались в следующем: — осветить наиболее существенные, профессионально значимые аспекты подготовки учащейся молодежи в музыкально-исполнительских (фортепианных) классах; охарактеризовать доминирующие воззрения на художественно-исполнительский и педагогический процесс, присущие нынешнему поколению преподавателей-пианистов, работающих в Московской консерватории; выявить природу, потенциальные возможности, направленность и движущие силы воздействия педагога «по специальности» на студента; проанализировать с научно-практических позиций содержание и «технологию» совместной работы преподавателя и студента над музыкальным произведением; обобщить и аккумулировать в рамках научно-теоретического исследования передовой педагогический опыт в сфере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин (на материале работы фортепианных классов); заострить внимание на дискуссионных моментах, имеющих место в области музыкально-исполнительского искусства и педагогики; моментах, обусловленных индивидуально-личностными качествами как преподавателей, так и студентов.

Концепция, послужившая теоретическим основанием настоящей работы, сводится к следующему;

Процесс профессиональной подготовки молодых музыкантов-исполнителей является живым, диалектически изменчивым процессом, для которого характерно постоянное обновление и в котором, внимательно присмотревшись, нетрудно заметить внешние и внутренние метаморфозы. Каждое новое поколение российских музыкантов-исполнителей и педагогов, сохраняя верность фундаментальным традициям национальной художественной культуры, привносит в процесс профессиональной подготовки исполнительской молодежи отличительные черты и особенности; каждый крупный, не стандартно мыслящий педагог придает этому процессу своеобразные очертания, наполняет его особым творческим содержанием. Сохраняя принципиальные основы отечественной музыкально-исполнительской школы (приоритет авторского замысла, соответствие выразительных средств художественно-образному содержанию музыки, отрицание сценического самопоказа, «нарциссомании» в любой ее форме и проявлении, и т.д.), современная российская музыкальная педагогика ищет одновременно свои подходы к решению узловых интерпретаторских проблем, утверждает собственные позиции в творческой деятельности. На эти позиции не может не влиять и изменившаяся социокультурная ситуация в российском обществе, и перемены в общественном сознании, в общем духовном климате страны, и определенные изменения в мироощущении и психологии современных молодых людей — их ментальность, проявляющаяся во всем, в том числе и в отношении к учебе, к преподавателям, к жизненным целям, задачам и проч.

Процесс обучения в музыкально-исполнительских (фортепианных) классах рассматривался автором диссертации сквозь призму проблемы традиций и новаторства. Исходная позиция при этом была такова: традиции в музыкально-исполнительской педагогике, аккумулируя в себе богатейший опыт прошлого, включают в себя самые различные компоненты учебно-воспитательной работы от межличностных взаимоотношений преподавателя со студентом до конкретного освоения и разучивания музыкального произведения, от общих эстетических подходов к интерпретации музыкального материала до приемов и способов технической работы. В то же время, признание традиционных постулатов в качестве своего рода «опор» на путях развития национальной музыкально-исполнительской культуры и педагогики не означает само по себе «механического», безынициативного принятия неких норм и правил (эстетических и профессиональных «стандартов»), выработанных в прошлом. Только та традиция может быть признана жизнеспособной и плодотворной, которая находится в постоянном развитии, динамике, инновационных преобразованиях, поступательном движении вперед.

Новации в современной музыкальной педагогике (в том числе и фортепианной) проявляют себя по различным направлениям, в частности, по отношению к звукозаписи и технологии ее применения в учебно-образовательном процессе (см. подробнее об этом ниже).

Методы исследования включали в себя: изучение широкого круга научно-литературных источников, связанных с эстетикой, теорией и практикой музыкально-исполнительского искусства; собеседования и интервьюирование ведущих педагогов-пианистов, занимающихся в настоящее время преподавательской деятельностью в Московской консерватории; использование методов эмпирического уровня, в частности, целенаправленных и профессионально ориентированных наблюдений за учебной работой преподавателей и студентов.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения ведущих отечественных ученых и музыкантов (исполнителей, педагогов, ученых), касающиеся эстетики исполнительского искусства, художественного образа, интонационной природы музыки, содержания и форм проведения урока в классе индивидуального обучения, приемов и способов работы над музыкальным произведением, стилевого подхода к интерпретации музыкального материала и др.

Особое значение в контексте настоящего исследования имело изучение взглядов братьев Рубинштейнов (11; 51), В.И. Сафонова (111), Б.В. Асафьева (9; 10), Б.Л. Яворского (162), К.Н. Игумнова (22; 53; 54; 55; 79; 109), А.Б. Гольденвейзера (35; 36; 37; 38; 94), Г.Г. Нейгауза (40; 65; 90; 91; 109), Е.С. Фейнберга (21; 133; 134; 135; 136). Интереснейшие и остро необходимые проблемы рассматриваются в материалах, связанных с деятельностью М. Ю. Юдиной (161), В.В. Софроницкого (26; 48; 109), Л.Н. Оборина (25; 98; 99;100; 101; 109), Э.Г. Гилельса (113; 123), Я.В. Флиера (109; 138), Я.И. Зака (49; 50), Г.Р. Гинзбурга (29; 30; 31; 93; 109), С.Т. Рихтера (23; 91; 109; 151), с деятельностью педагогов следующего поколения — С.Г. Нейгауза (92), Б.Я. Землянского (52) и др.

Очень важные вопросы педагогического и концертного творчества крупнейших представителей русского пианизма, закономерностей работы педагогов в средних и высших учебных музыкальных заведениях анализируются в многочисленных трудах Г.П. Прокофьева (107), Г.М. Когана (62;63), А.П. Щапова (159; 160), С.И.Савшинского (118; 119; 120; 121), А.Д. Алексеева (4; 5; 6; 7; 8), A.A. Николаева (95; 96).

Из работ современных музыковедов и педагогов должны быть отмечены известные публикации A.A. Кандинского (58; 59), В.В. Медушев-ского (74), A.M. Меркулова (76; 77), В.П. Морозова (83; 84), Е.В. Назай-кинского (86; 87), М.А. Овчинникова (102; 103; 104), М.А. Смирнова (123, 124-Д25), A.C. Соколова (127; 128), В.Н. Холоповой (146; 147), Г.М. Цы-пина (148; 149; 150; 151;152), Т.В. Чередниченко (153), В.П. Чинаева (154-Д55).

Опора на перечисленные выше (и иные) источники, а также применение метода компаративного анализа различных теорий, позиций, воззрений, связанных с проблемами музыкально-исполнительского искусства, все это обеспечило научную достоверность результатов, полученных в ходе проведения настоящего исследования.

Новизна работы заключается в том, что в ней дается современное понимание наиболее актуальных проблем преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, анализируется и обобщается понимание этих проблем специалистами, определяющими сегодняшний облик Московской консерватории. Высказывания, суждения и мнения преподавателей-пианистов сведены в единую систему, чем обеспечивается обобщенное и наглядное представление о господствующих тенденциях в современном музыкально-исполнительском искусстве и педагогике. Вопросы соответствия изучаемых произведений интересам профессионального и духовного развития студентов, проблема стиля применительно к музыкалыю-исполнительскому искусству и педагогике, психологические аспекты интерпретации музыки, в частности, роль и значение ассоциаций в процессе создания художественного замысла, категории «объективного» и «субъективного» в музыкальном исполнительстве — все это анализируется автором в контексте музыкально-исполнительского искусства, каким оно видится на рубеже XX и XXI столетий.

Практическое значение диссертации определяется тем, что она может стать достоянием преподавателей-практиков, работающих в музыкальных учебных заведениях аналогичного профиля. Результаты исследования могут быть использованы как в рамках лекционных курсов по теории методике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, так и на практических занятиях в классах фортепиано и других музыкальных инструментов.

Как уже отмечалось выше, традиционные воззрения, распространенные в кругах музыкантов-исполнителей и педагогов, соотнесены в настоящем исследовании с реальной практикой преподавания. Выявлены дискуссионные моменты, несовпадения позиций и взглядов некоторых педагогов по ряду вопросов, непосредственно затрагивающих их профессию. Подчеркнуты неоднозначные по своему воздействию на артистическую молодежь диалектически противоречивые факторы, влияющие на современный учебно-образовательный процесс. Тем самым, заложены основы и определены перспективы дальнейших исследований в данной отрасли музыкознания.

Апробация исследования. Настоящая диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Основные положения работы нашли отражение в пяти публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, Заключения и Списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей"

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Современные преподаватели музыкально-исполнительских классов Московской консерватории, унаследовав традиции, складывавшиеся десятилетиями, внесли в них много нового, творчески интересного и значительного. Будучи адаптированными применительно к современным условиям, эти традиции получили новый импульс к своему дальнейшему развитию.

Под традициями можно понимать, тем самым, особый вид взаимоотношений и взаимосвязей между различными этапами (периодами, стадиями) развития музыкально-исполнительского искусства и педагогики. Рамки этих взаимосвязей и отношений включают в себя самые различные компоненты художественно-творческой и учебно-воспитательной работы — от межличностных контактов преподавателей и студентов до конкретного освоения и разучивания музыкальных произведений; от общих эстетических подходов к интерпретации музыкального материала — до практических приемов и способов практической работы. Традиции в музыкальном исполнительстве и педагогике пребывают, тем самым, в постоянном движении, развитии, внутренней динамике; «заветы» прошлого, будучи ассимилированными в новых условиях, успешно преобразуются и функционируют в них, подготавливая почву для дальнейших изменений. Практика работы фортепианных классов Московской консерватории подтверждает это сегодня со всей очевидностью.

Оставляя в неприкосновенности фундаментальные основы отечественной музыкально-исполнительской школы (приоритет авторского замысла; соответствие выразительных средств художественно-образному содержанию музыки; стилистическая чистота трактовок; отрицание сценического самопоказа, «нарциссомании» в любой ее форме и проявлении, и т.д.), современная российская музыкальная педагогика ищет одновременно свои подходы к решению узловых интерпретаторских проблем, утверждает собственные позиции творческой деятельностью. На эти позиции не может не влиять изменившаяся социокультурная ситуация в российском обществе, повлекшаяся за собой перемены в общественном сознании, в общем духовном климате страны, обусловившая определенные метаморфозы в мироощущении и психологии современных молодых людей — их ментальности, которая проявляется в отношении к учебе, к преподавателям, к жизненным целям и задачам, и проч.

Анализ процесса обучения приводит к выводу, что достаточно непростым является вопрос о мере и степени участия студентов в подборе учебного репертуара, в определении общей «репертуарной политики», осуществляемой в стенах класса. В принципе, считает большинство преподавателей-пианистов, участие студентов в обсуждении репертуарных проблем необходимо, как необходима и позитивная эмоциональная реакция молодого музыканта на разучиваемые произведения. В то же время, учебный репертуар, отражая интересы и художественно-эстетические склонности студента, должен активно формировать эти интересы и склонности.

Опросы, анкеты, беседы с пианистами показывают, что принципиально важным является повышение коэффициента полезного действия самостоятельных (домашних) занятий студентов — он, как правило, недостаточно высок.

Умению работать самому, мобилизуя полностью собственные профессиональные ресурсы, надо учить — специально, планомерно, целеустремленно. Учить исполнять музыку и учить учиться — процессы во многом близкие, совпадающие, но не адекватные. Необходимым условием является в данном случае усиление поисковой активности учащегося. Именно она стимулирует деятельность, выступает в качестве фактора, динамизирующего и регулирующего ее, питающего необходимой энергетикой. Однако активность сама по себе еще не означает творческой активности. Творчество — сложнейший феномен психики, имеющий отношение и к природным способностям индивидуума, и к мотивам его деятельности, и к условиям бытия, и к знаниям, умениям, навыкам посредством которых создаются произведения музыкально-исполнительского искусства. В этом контексте в исследовании рассматриваются процессы фантазии и воображения музыканта, а также действия, происходящие в его внутренне-слуховой сфере.

Значительное место в работе исполнителей занимает звукозапись. Есть основания утверждать, что компакт-диски и кассеты вносят весьма существенные коррективы в организацию и методологию домашних занятий, преобразуют их внутреннюю структуру. В то же время, стихийное, непродуманное, бессистемное использование звукозаписей в учебном процессе может нанести серьезный урон молодому, малоопытному музыканту. В этой связи в исследовании дается свод практических рекомендаций по использованию звукозаписей в соответствующих занятиях.

Автором диссертации рассмотрены категории объективного и субъективного применительно к музыкально-исполнительскому искусству. Освещены и вопросы формирования технического мастерства и другие «производственные» проблемы. В этом контексте дана дефиниция самого понятия «музыкально-исполнительский класс». Подчеркнуто, что класс педагога по специальности это не просто арифметическая сумма учащихся. Это определенная психологическая общность людей; это некое интегративное единство художественно-эстетических и профессионально-исполнительских принципов, взглядов, подходов, «технологий».

В исследовании рассматриваются социокультурные, характерологические и профессиональные параметры современной учащейся молодежи. По ряду атрибутивных признаков, качеств и свойств она заметно отличается от предшествующих ей поколений. Сегодняшняя молодежь лучше информирована об окружающем мире, она далека от той социокультурной ограниченности и замкнутости, которые имели место в стране еще несколько десятилетий назад. Студент девяностых годов более свободен и независим в своих суждениях, его не сковывают те или иные догматы, мешавшие ранее адекватной оценке происходящего, затруднявшие определение своей индивидуально-личностной позиции в мире.

Одновременно в исследовании констатируется, что изменилась мен-тальн о.сть российской молодежи. Заметнее стали индивидуализм, прагматизм, расчетливость, эгоцентризм устремлений. Есть основания говорить о дефиците духовности в молодежной среде, о том, что молодые люди в силу различных обстоятельств реже общаются со смежными видами искусства, что сужает их художественные горизонты и отражается на профессиональных аспектах их деятельности.

Сказанным определяются стратегические цели и задачи профессиональной деятельности преподавательского корпуса в целом и, в частности, педагогов^ представляющих специальные музыкально-исполнительские дисциплины.

 

Список научной литературыСлуцкая, Лариса Евдокимовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Актуальные проблемы музыкального образования. Киев, 1986. 125 с.

2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики //Сборник трудов ГМПИим. Гнесиных, Вып. 62. М., 1982. 159 с.

3. Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства//

4. Межвузовский сборник, Владивосток, 1984. 162 с.

5. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. Киев,1974. 163 с.

6. Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. М., 1984. 92 с.

7. Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. Изд.2-е. М.,1988 415 е., 3 ч. М., 1982 - 285 с.

8. Алексеев А. Клавирное искусство. М.-Л., 1952. 252 с.

9. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978. 288 с.

10. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. 142 с.

11. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 375 с.

12. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2-х томах. Т. 1. Л., 1957. 452 е.; Т. 2. Л., 1962. - 490 с.

13. Баренбойм Л. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л., 1989. 365 с.

14. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 10. М. 1956.

15. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории // Сб. статей. Выпуск 1 (ред.-сост. В.Г. Цыпин). М., 1992. 56 с.

16. Беседы о педагогике и исполнительстве. Выпуск 2 (ред.-сост. С.И. Тихонов). М., 1994. -63 с!

17. Беседы о педагогике и исполнительстве. Выпуск 3 (ред.-сост. Е.Л. Сафонова). М., 1996. 74 с.

18. Беседы о педагогике и исполнительстве. Выпуск 4 (ред.-сост. Е.Л. Сафонова). М., 1999. -11 с.1821,22,23.26.27,28.