автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Современная философия нации и национального
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Батыров, Геннадий Константинович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Нация как объект философского интереса.
1.1 .Философские принципы исследования нации и национального.
1.2.Методологические модификации концепции нации.
1.3.Нация как ступень этногенеза.
1.4.Основные проблемы в изучении наций на современном этапе.
ГЛАВА 2. Социально-практический смысл философской концепции нации.
2.1.Социальные связи внутри этноса.
2.2.Нация и государство.
2.3.Россия: национальное государство или федерация национальностей?.
2.4.Конкретно-историческое применение философской концепции нации.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Батыров, Геннадий Константинович
Актуальность темы исследования. В последние годы интерес к проблеме нации и национального, по вполне понятным причинам, не ослабевал. Однако, наметилась тенденция, которая не может не настораживать. Если раньше (60 - 80-е гг.) отечественные ученые отдавали явное предпочтение социально-философским проблемам нации, затем отошли от них в пользу более широких проблем этнического развития в целом, то в последнее время исследовательский интерес в этой области приобрел откровенно политизированный и прагматично-социологический характер. Само по себе это явилось ответом на социальный заказ общества, сотрясаемого межнациональными конфликтами разного уровня и разной степени сложности. Конфликты эти необходимо было решать, причем, чем скорее, тем лучше. «Быстрые» решения, как известно, являются приоритетом конкретной социологии и политологии. Однако практика урегулирования межнациональных конфликтов отходила все дальше и дальше от теоретических исследований природы и сущности национального, хотя сами эти исследования нельзя было считать завершенными.
Так, например, вопросы федеративного устройства России решались, в основном, в социально-политическом поле - через анализ системы представительной власти, моделирование выборных кампаний, отработки соответствующих законодательных актов и т.п. При этом не поднимались принципиальные вопросы, такие как: может ли быть субъектом федерации этническое образование, не достигшее стадии национального; какие экономические, социальные, политические условия должны удовлетворять претензиям этносов на статус национальных субъектов; как изменились векторы этнических мик-саций и этнических сепараций в постиндустриальную эпоху, переход в которую совпал в нашей стране с постперестроечными процессами; как изменился статус нации после появления в мире наднациональных сообществ? Ответить на эти вопросы можно, только вернувшись в категориальное поле философского исследования. Не отвечать на них уже нельзя, поскольку сугубо политические решения, как оказалось, только обнажают новые проблемы. Примеры тому - Юг России, отношения в СНГ, Ближний Восток, Северная Ирландия, любая другая точка мирового этнического пространства в стадии социального обострения.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе с прошлого века встречается термин "этнос", а разработка советскими этнографами этнической проблематики в 60-80-х годах привела к появлению оригинальной и не имеющей аналогов в западной науке "теории этноса". Этническими проблемами в тех или иных аспектах занимаются различные социальные науки: психология, философия, история, политология, социология. Первым этносоциологическим исследованием принято считать работу У.Томаса и Ф.Знанецкого (1916 г.), посвященную изучению положения польских эмигрантов в Америке. В настоящее время подобные исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках социальной психологии (Т.Парсонс, П.Л .Ван дер Берге, А.Инкельс, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др.) и культуроантропологии (К.Гирц, С.Нанда ).В обобщенном виде это направление представлено в работах В.Вундта Р.Линтона и Д.Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических для каждого этноса воспитания детей. Специфика неомарксистского подхода к этническим и расовым отношениям становится очевидной благодаря наиболее значимым исследованиям О.Кокса, М.Райха, Р.Майлса, Дж.Соломаса.
В нашей стране проблемы этногенеза хорошо разработаны Ю.Бромлеем, В.Козловым, Л.Гумилевым, В.Алексеевым, А.Андреевым и др. Выделены этапы развития этносов, показано отличие между ними как "по горизонтали", так и "по вертикали".
Отдельную группу работ составляют исследования, посвященные непосредственно состоянию межнациональных отношений в России. Здесь наибольший интерес представляют работы И.Клямкина, Р.Абдулатипова, А.Гулыги, К.Кантора, Н.Карлова, И.Петровой и др. Эта группа исследований отличается преимущественным вниманием к вопросам специфики русского этноса и сравнительно слабо отражает его взаимодействие с другими этническими группами. Современные межнациональные конфликты актуализировали интерес к этноконфликтологии,
Непосредственно проблемам формирования наций и соответствующего федеративного устройства России посвящены работы В.Иванова, Ю.Арутюняна, С.Арутюнова, А.Бороноева, А.Здравомыслова, В.Тишкова, М.Руткевича, В.Тадевосяна. В этих работах высказываются, порой, прямо противоположные взгляды на развитие наций в России. Так, если в работах В.Иванова делается попытка объективного и беспристрастного анализа реального положения дел, причем, практически отсутствуют оценки и высказываются весьма осторожные прогнозы, то в работах Тишкова нарочитая политизированность, вплоть до "вынесения за скобки" собственно этнической проблематики, провоцирует других авторов на контрдискурс (Руткевич, Ару-тюнян).
Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В.Ключевского, П.Лаврова, И.Бодуэна де Куртене, уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию географической среды и уровня технического развития на психический склад народа. Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л.Выготского, А.Лурия, позже
A.Леонтьева, И.Кона и других. Оригинальный подход к социологическим проблемам этничности отличает работы А.О. Бороноева, Л.Дробижевой,
B.Кунициной, С.Лурье, Н.Седовой.
Можно легко увидеть, что проблема нации и национального в зеркале отечественного и зарубежного обществознания приобрела мозаичный характер. Собственно философских работ по этой тематике в последние годы не появлялось. Между тем, как известно, «нет ничего практичнее хорошей теории».
Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось обобщение философского материала по проблеме нации и национального в контексте его практической значимости в объяснении современных этнических процессов.
Для реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи.
1) Определить философские принципы исследования нации и национального.
2) Проследить методологические модификации концепции нации в современную эпоху.
3) Эксплицировать статус нации как ступени этногенеза.
4) Выяснить соотношение национального и государственного.
5) Проанализировать современное состояние России как национального федеративного государства.
6) Показать возможности конкретно-исторического применения философской концепции нации на примере реального субъекта федерации. Объектом исследования являлись нации и национальногосударственные отношения.
Предметом исследования явился опыт применения современной философской концепции нации для объяснения и описания социально-этнического развития конкретного субъекта Российской Федерации - Республики Калмыкия.
Методологической базой исследования послужили историко-философские и социально-философские концепты этногенеза, системный анализ, принцип единства исторического и логического. Диссертант исполь зовал в последнем параграфе диссертации методы исторической социологии.
Гипотеза исследования. Автор предполагал, что философия нации, построенная на основе единства природного и социального, постулирует появление нации как естественно-исторический процесс, нация при этом выступает как ступень этногенеза, хронологически и сущностно соответствующая индустриальному обществу и предполагающая необходимость государственно-политического оформления этноса. Если с этой точки зрения рассмотреть современное состояние национальных субъектов Российской Федерации, то окажется, что далеко не все они могут быть определены как нации и, следовательно, иерархия отношений в федерации должна быть пересмотрена.
Научная новизна исследования состоит в том, что философская концепция нации не только прочтена в новой исторической реальности, но и использована как объяснительная гипотеза для определения особенностей развития российского федеративного государства.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту.
1. Нация является закономерной стадией этногенеза, соответствующей индустриальной цивилизации и нуждающейся в государственном оформлении. Философская трактовка нации отличается тем, что дифференцирует определения данного феномена "по вертикали", определяя нацию как этап этногенеза, и "по горизонтали", различая нации, имеющие разную этническую природу.
2. Структурирование нации предполагает формирование этнополи-тической элиты, которая возглавляет данный процесс. От ее социальной ориентации во многом зависит его конфликтность или бесконфликтность.
3. Структурирование нации предполагает усложнение процесса самоидентификации индивида. Он носит бинарный характер и отражает предпочтения либо этнические, либо социально-гражданские (идентификация с этносом или идентификация с государством).
4. Понятия "нация", "национальное", "национализм" имеют неоднозначную трактовку и используются в двух аспектах — этническом (этносоциальном) и государственном (политическом). За этим -объективное различие этнических и государственных общностей. Попытки противопоставить их друг другу и признать единственно правильным только одно, второе значение неизбежно ведут к эт-нонациональному нигилизму, который особенно неприемлем в многонациональной стране. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального начал.
5. Калмыкия представляет собой характерный пример этнонации в составе федеративного государства, тем более интересный, что она расположена между территориями компактного поселения более развитого в плане этногенеза народа - русских, и не оформленных национально этносов Северного Кавказа (народностей).
6. Применение концептуальных положений философии нации и национального к анализу конкретно-исторического этнического субъекта не только возможно, но и плодотворно, так как позволяет четко определить стадию и перспективы социально-этнического развития, обнаружить его специфику и предложить объяснительные конструкции решения проблемных ситуаций.
Апробация работы. Материалы и выводы исследования докладывались автором на научно-практических конференциях разного уровня (Элиста, 2001; Волгоград, 1999; Ставрополь, 2000 и др.). По результатам исследования опубликованы две брошюры, общим объемом 2,4 п.л. Результаты исследования использовались автором в общественно-политической работе как лидера Общественного Движения «Родной Край» (Республика Калмыкия).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав (восьми параграфов), Заключения, Списка использованных источников и литературы. Объем 143 м.п.стр.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная философия нации и национального"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сегодняшние дискуссии по поводу самоопределения и суверенитета этнических групп России, по поводу Федерации, по поводу напряженности в межэтнических отношениях —- являются, по сути, лишь сторонами одной и той же проблемы — проблемы формирования наций внутри страны и собственно России как нации-государства.
У нас так и не закончился процесс формирования национальной государственности в России после распада СССР. Этот процесс имеет в наших условиях свои специфические особенности, принципиально отличающие его от аналогичных процессов в других странах в пору, когда тем приходилось решать сходные проблемы.
Современные национальные государства ("нации-государства") на Западе складывались, как известно, в начальный период трансформации традиционных обществ в индустриальные и оказались той политической формой, которая в наибольшей степени отвечала задачам такой трансформации. Универсализация и рационализация языка и культуры в целом, преодоление локального, замкнутого характера последней, свойственного традиционным общностям, способствовали становлению институтов современной рыночной экономики и политической демократии, равно как и историческому самоутверждению современной бюрократии, осуществляющей функции государственного управления в соответствии не с обычаем, а с нормами права.
Задачи, решавшиеся на Западе национальными государствами, в России взяло на себя "государство-империя", принявшее в XX столетии советскую форму. И частично ему это удалось (о цене мы сейчас не говорим): страна осуществила индустриализацию и урбанизацию, специфическим образом рационализировав культуру (в т.ч. и посредством ее идеологизации) и придав русскому языку общеобязательный государственный статус.
Однако "имперский" способ решения исторических проблем, решаемых обычно национальным государством, натолкнулся, в конце концов, на свои естественные пределы. Индустриализация и урбанизация, осуществленные насильственно-административными методами в режиме перманентной чрезвычайщины, оказались неспособными обеспечить устойчивое функционирование и саморазвитие системы в обстоятельствах обычных, нечрезвычайных (не говоря уже о том, что в силу глубокой укорененности традиционалистских установок в менталитете многих советских народов индустриальная модернизация оказалась в ряде регионов незавершенной).
Чтобы справиться с этими задачами, коммунистический режим в последние десятилетия своего существования предпринял ряд мер, призванных обеспечить создание некоего исторического синтеза "имперской" и национальной форм государственности (массовые переселения русских в союзные республики, русификация школьного образования и т.п.). Но попытка, как известно, не удалась. И дело даже не в том, что русификация вызвала недовольство национальной интеллигенции бывших союзных республик: на "низовом" уровне к ней относились, как правило, вполне терпимо. Дело прежде всего в том, что система столкнулась с неэффективностью и исторической бесперспективностью насажденного ею типа экономической и политической культур.
Предпринятые же в середине 80-х годов попытки изменить их, сохранив "имперскую" форму, очень быстро выявили неустойчивость самой этой формы, ее неспособность сочетаться с нормами и механизмами, выработанными в других странах в ходе становления современных национальных государств.
Приступая лишь сегодня к формированию нации и национальной государственности, Россия имеет в своем активе ряд важных предпосылок, которых не было в пору решения аналогичных задач на Западе (индустриализация и урбанизация, а также определенная рационализация культуры стали в советский период фактом). В то же время советская эпоха оставила нам в наследство целый ряд других трудноразрешимых проблем: наличие национальных республик в составе России, претендующих на создание собственной государственности; государственная неконсолидированность русского народа, оказавшегося, помимо всего прочего, по разные стороны новосозданных государственных границ; и, что самое существенное, необходимость осваивать современную экономическую культуру, зачатки которой были вытравлены коммунистическим режимом, причем осваивать ее в условиях урбанизированного общества, — задача, не имеющая исторических прецедентов.
Очень интересен, в этой связи, социальный феномен, который охватил, начиная с 1960-х гг., Америку, а уже с конца 1960-х гг. и начала 1970-х гг. и всю Европу. Этот процесс называется - этническое возрождение или «этнический парадокс современности». В бывшем СССР этническое возрождение становится очевидным с середины 1980-х гг., играя важную роль в последующем распаде государства. В последней трети столетия этническое возрождение превращается во всемирный феномен, определяющий контуры исторического процесса на рубеже веков.
Сущность этого явления в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности. Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
Этническое возрождение не может не угрожать стабильности централизованных полиэтнических государств. В современном мире насчитывается около двухсот государств и 2-5 тысяч этносов. Большинство государств, независимо от их конституционного оформления, являются полиэтничными и обладают высокой степенью централизации; можно утверждать, что централизованные государства - основная форма государственности в современном
143 мире. Если этническое возрождение начинает активно инкорпорировать национальную идею, важнейшим элементом которой является ориентация на создание национального государства, то создаются почти идеальные условия для дестабилизации полиэтничных государств и возникновения конфликтов.
По прогнозам некоторых ученых, сепаратизм и дезинтеграция государств будут играть важную роль в общественном процессе в обозримом будущем. Американский географ С. Коэн в прошлом президент Ассоциации американских географов, утверждает: «Пройдет 25-30 лет, и число государств мира увеличится процентов на пятьдесят. Более трехсот независимых стран появится на глобусе». Джулиан Минджи, американский представитель комиссии по политической карте мира в Международном союзе географов, прогнозирует распад Австралии на четыре государства, образование нескольких новых независимых государств в Европе, распад России, полную перестройку политической карты Азии, исчезновение Канады как государства, изменение границ США. Тенденция на самоопределение станет преобладающей.».
К сожалению, можно с уверенностью сказать, что человечество вступило в новую этноконфликтную полосу своей истории, в которой будут доминировать локальные и региональные конфликты. Для их прогнозирования и предотвращения необходима хорошая, теория, которой, как мы пытались показать, является современная отечественная философия нации.
Список научной литературыБатыров, Геннадий Константинович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и природа в лабиринтах смутного времени. М., 1994. - 227 с.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.
3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -224 с.
4. Авксентьев A.B., Авксентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.-222 с.
5. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология. //Социологические исследования. 1996. -№ 12.
6. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Политиздат, 1988.-352 с.
7. Алексахина H.A. Этническая реидентификация и лингвистическая русификация: бывший Советский Союз и Российская Федерация /В сб.: Социальная трансформация российского общества. М.: ИСЭПН, 1995.
8. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М.: Наука, 1969.-324 с.
9. Алексеев В.П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. - 173 с.
10. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. // Общественные науки и современность. 1991. - № 1. -С. 105-114.
11. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 10-13.
12. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие = Peoples and kultures. Their development and interaction. M.: Наука, 1989. - 243 с.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Этносоциологня: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984.-255 с.
14. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991,-№8.-С. 102-117.
15. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1998.
16. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
17. Бодуэн де Куртуне. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 Т. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Т. 1. - 384 с.
18. Бороноев А.О. Методологические вопросы исследования национальной психологии: Канд. дис. .- JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. 164 с.
19. Бороноев А.О. Основы этнической психологии: Учебное пособие. СПб. М.: Наука, 1991.- 143 с.
20. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. М.: Изд. дом Сатис, 1992. - 264 с.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.
23. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990.-391 с.
24. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии. //Советская этнография, 1969. -№ 3.
25. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1981.-880 с.
26. В раздумьях о России. XIX век: Сб. ст. М., 1996. - 146 с.
27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с
28. Вебер М. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
29. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и воспроизводство этнической структуры населения: Доклад на семинаре "Население бывшего СССР в XXI веке". Амстердам, 1992.
30. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. -504 с.
31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1998. 699 с.
32. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
33. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. — 157 с.34. Гоголь Н.В.
34. Горский A.A., Пушкарев JI.H. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX). М., 1994.
35. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. //Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-61.
36. Гулыга А. Понять Германию понять Россию //Наш современник. -1995.-№ 2.-С. 135-148.
37. Гумилев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: ЭКОПРОС, 1992.-334 с.
38. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.-495 с.
39. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат, 1957. - 991 с.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.
41. Дильман А., Седова Н. Сегодня и завтра российских немцев. -Волгоград, 1993.
42. Драгунский Д.В. Макрополитика. (Заметки о детерминантах национального поведения) // Политические исследования. 1995. -№ 5.
43. Дробижева Л.М. Штрихи национального самосознания. // Русские: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. - 342 с.
44. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 3-49.
45. Ещич М.Б. Развитие системы образования в многонационалыной Югославии // Образование в Вып. 4. М.: ИНГЮ, 1994.
46. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1992, 31 июля.
47. Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997. - 286 с.
48. Зильберманн Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 72-89.
49. Игнатьев А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 49-65.
50. Ильин И.А. О России. М.: Студия «ТРИТЭ» - «Рос. Архив», 1991.-31 с.
51. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.
52. Исаев М.И. Языковое строительство в СССР. М.: Наука. 1979.
53. Итс Р.Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. Л.: Лениздат, 1986.-236 с.
54. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. -№ 5. - С. 27-35.
55. Кантор K.M. Немецкая идеология Маркса Энгельса и русский марксизм. // Вопросы философии. - 1995, - № 12. - С. 88-109.
56. Кантор K.M. Четвертый виток истории //Вопросы философии. 1996. -№ 8.-С. 19-24.
57. Кантор K.M. Является ли Россия исторической страной // Вопросы философии. 1997. - № 4.
58. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном сознании. // Вопросы философии. 1997. - № 4.
59. Карсавин Л. Государство и кризис демократии (1934). //Новый мир. -1991.-№ 1,-С. 64-81.
60. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В 9-ти т. М.: Мысль, 1987. -Т. 1-5.- с.
61. Козлов В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. // Советская этнография. 1979. - № 3. - С. 31-40.
62. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
63. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971.-С. 130.
64. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. -М.: Наука, 1971.
65. Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир. 1996. -№ 9. - С. 188.
66. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 1993. - 397 с.
67. Крапивенский С.Э. К анализу категории «социальная революция». -Волгоград: Нижн.-Волжск, кн. изд-во, 1971. 183 с.
68. Крапивенский С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. - 191 с.
69. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия П-й пол. ХУШ -начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. - 478 с.
70. Куницина В.П. Этнические стереотипы // Психологический журнал. -1989,-№4.-С. 47-58.
71. Лавров П. Философия и социология. Избранные произведения: В 2 Т. -М.: Мысль, 1965.-Т. 1-2.
72. Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России. М.: Современник, 1991.-238 с.
73. Лебек С. Происхожение франков. 5-11 века. Т. 1. -М.: Скарабей, 1993.
74. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. - 1980. - 568 с.
75. Ленин В.И. О манифесте «Союза армянских социал-демократов» // Полн. собр. соч. Т. 7. - 1979. - 589 с.
76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
77. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. - 287 с.
78. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990,-№4.
79. Лосский Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991.-622 с.
80. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.
81. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. -М.: Политиздат, 1991. -367 с.
82. Лурия А.Р. Язык и сознание. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.
83. Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Отечественные науки и современность. 1997.-№2.-С.
84. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994. - С.
85. Макаренко В.П. Российский политический менталитет // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1993,-№5.
86. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. - 159 с.
87. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость // Вопросы философии. 1993. -№ 5. С.
88. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиций // Советская этнография. 1981.-№2.-С. 79-85.
89. Марченко Г.И. Формирование этнической идеи // Социально-политический журнал. 1994. - № 11-12. - С.94-99.
90. Матвеев С.Я. Новая русская мечта и кризис самоидентификации // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: Ч. 1.-М, 1994.-254 с.
91. Межнациональные отношения в СССР: история и современность / Коллектив авторов. М.: ИНИОН, 1991. - 178 с.
92. Милль Дж. Ст. Размышления о представительском правлении. СПб., 1863.-С.
93. Миронов В.Б. Пир мудрецов: Учебное пособие. М., 1994. - 304 с.
94. Моисеев Н. Есть ли будущее у России? // Наш современник. 1996. - № 10.-С. 81-90.
95. Морозова Г.Ф. Иммиграция реальная угроза будущему страны // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 30-36.
96. Мюллер М. Наука о мысли. СПб: Изд. A.C. Семенова, 1891. - 474 с.
97. Мюллер Э.И. В. Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. - № 5.
98. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 624 с.
99. Народы России: Энциклопедия. // Большая российская энциклопедия. -М., 1994.-479 с.
100. Национальные проблемы и политика (по материалам ФРГ). М., 1989. -52 с.
101. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Российской Федерации. По данным переписи населения 1989 г.-М., 1989. -Т.1, 2.
102. Непримерова Г.А. Межнациональные браки как объект комплексного социологического исследования. -М., 1979.
103. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности // Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1994.-№ 1.-С. 25-54.
104. Орлов Б. Что русскому здорово, то немцу . тоже здорово // Дружба народов, 1997.-№3.-С. 163-175.
105. Основные итоги микропереписи населения 1994 / Госкомстат России. -М., 1994.
106. Панарин A.C. «Вторая Европа» или «третий Рим» (парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии. 1996. - № 10.-С. 19-32.
107. Ю8.Панарин A.C. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»? // Философские науки. 1991. - № 8.
108. Ю9.Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6.
109. ПО.Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. С.
110. Ш.Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические взрывы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 1932.
111. Парсонс Говард JI. Человек в современном мире: Сб. М.: Прогресс, 1985.-428 с.
112. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992,-№ 8.-С. 105-121.
113. Песков A.M. У истоков русского философствования: шеллингианские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. - № 5.
114. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв. М.: Русич, 1995.-317 с.
115. Плотников Н.С., Колеров М.А. Макс Вебер и его русские корреспонденты // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 74-79.
116. Попипо В.А. Кавказская война: Т. 1-5. Ставрополь, 1994.
117. Поршнев Б.В. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 е.
118. Предвечный Г.П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе // Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону - Донецк: Изд-во Ростовского унта, 1994.-252 с.
119. Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период. -М.: Мин. об., 1991.
120. Прокоп Я. Жажда смысла // Россия и современный мир. 1996. — № 4. -С. 14-21.
121. Прот. Зеньковский В.В. История русской философии: Т.1. Париж, 1948.
122. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989. - 357 с.
123. Распутин В.Г. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Молодая гвардия, 1994. -Т. 3.-496 с.
124. Расы и общество / Кол. авторов. М.: Наука, 1982. - 352 с.
125. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм, классы. Революция. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.
126. Россаде В. Социокультурный и этнокультурный подходы к проблемам преобразования Европы //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб., 1995. - С. 69-76.
127. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993.-368 с.
128. Русские народные традиции и современность. М.: Наука. 1995. - 304 с.
129. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992 - с. 270.
130. Русские: историко-этнографические очерки: Сб. ст. М., 1997. - 222 с.
131. Русский народ: историческая судьба в XX столетии («круглый стол») // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1993. - 95 с.
132. Руссо Жан-Жак. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании.: Избр. соч.: В 3 т. М.: Гослитиздат, 1961. -Т. 1.-851 с.
133. Рыбаковский J1JI. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М.: ИСПИ РАН, 1996.
134. Сагатовский В.И. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
135. Седова H.H. Интернационализм. Патриотизм. Личность. Волгоград: Нижн.-Волжск. кн. изд-во, 1969. - 128 с.
136. Седова H.H. Философия Человека: Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. Волгоград, 1997. - С.
137. Седова H.H. Человек этнический. - Волгоград, 1994. - С.
138. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. - 608 с.
139. Серио П. Этнос и демос: Дискурсивное построение коллективной идентичности // Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. Спб, 1995. - 336 с.
140. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк): Учеб. пособ. -М.: Механик, 1996, 208 с.
141. Силницкий Ф. Национальная политика КПСС (1917-1922). 3-е изд. -Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1990. - 312 с.
142. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 183 с.
143. Скворцов Н.Г. Этничность и тансформционные процессы // Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сб. ст. С.-Петербург, 1995.-336 с.
144. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 687 с.
145. Современная западная социология // Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
146. Современная западная философия // Словарь. М.: Политиздат, 1991. -414 с.
147. Современная семья у народов зарубежной Европы: опыт этносоциального исследования. -М.: Наука, 1993. 192 с.
148. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России: Соч.: В 2 т. М., 1990. -Т.1.-892 с.
149. Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов: Соч.: В 18 т. Книга ХУП. М.: Мысль, 1996. - С. 202.
150. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 542 с.
151. Социальное и национальное: Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973. - 331 с.
152. Социально-культурный облик советских наций // По результатам этносоциологических исследований. М.: Наука, 1986. - 453 с.
153. Социально-культурный облик советских наций: По результатам этносоциологического исследования / Под ред. Ю.В. Бромлея и Ю.В. Арутюняна. М.: Наука, 1986.
154. Социология конфликта: Вып. 2: Проблема конфликта в западной социологии. Нижний Новгород, 1994. - 108 с.
155. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе: Социологические очерки. Л.: Наука, 1987. - 174 с.
156. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии.- 1997. № 1.-С. 154-166.
157. Страда В. Будущее культуры и культура будущего // Россия и современный мир. 1993. - № 3.
158. Сусоколов A.A. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987. -С. 10.
159. Тишков В. История и историки в США = History and historians in USA. -M.: Наука, 1985.-352 с.
160. Тишков В. А. Современная Этнография: преодоление кризиса // Советская этнография. 1992. - № 3. - С. 7-18.
161. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациостроительства) // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 3-17.
162. Тойби А.Д. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.
163. Тойнби А.Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
164. Традиции в совремнном обществе: Исследования этнокультурных процессов: Сб. ст. М.: Наука, 1990. - 247 с.
165. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1987.-446 с.
166. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. -М., 1994.
167. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. -№ 12.
168. Философский энциклопедический словарь. М., 1994. - С.
169. Франк С. Русское мировоззрение // Общественные науки и современность. 1990. -№ 6; 1991. -№ 1.
170. Функционирование языков в многонациональном обществе: Материалы международного коллоквиума «Функционирование языков в многонациональных странах». М., 1991.
171. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. Л.: Знание, 1989. - 34 с.
172. Хакимов Р. Закат империи. Тамар иле / Татарские края. - 1993. - № 913.
173. Хатингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995, № 3. - С. 34-41.
174. Чаба Т. Современные проблемы защиты прав меньшинств в их международном аспекте. Ростов-на-Дону, 1994.
175. Чебоксаров H.H., Чебоксарова H.A. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
176. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998.-400 с.
177. Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная. Новые конфигурации мирового пространства. Россия. М.: Наука, 1994. - 176 с.
178. Чикобава A.C. Проблема языка как предмета языкознания. М.: Учпедгиз, 1959.- 179 с.
179. Шестопал Е. Образ власти в России: желания и реальность (политикопсихологический анализ) // Полис. 1995. - № 4.
180. Шлегель К. Немецкий образ России в первой трети 20-го столетия: попытка реконструкции // Вопросы философии. 1994, № - 5. С.
181. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. -Новосибирск: Наука, 1993. 584 с.
182. Эйдельман Н.Я. Быть может за хребтом Кавказа. М.: Наука, 1990.
183. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 446 с.
184. Этнические процессы в странах зарубежной Европы: Сб. ст. М.: Наука, 1970.-284 с.
185. Этнические процессы как предмет исследования. // Современные этнические процессы в СССР. M.: Наука, 1984. - 243 с.
186. Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. Л.: Наука, 1985. - 325 с.
187. Этнография и смежные субдисциплины. Школы и направления. Методы. -М.: Наука, 1988.-222 с.
188. Этнознаковые функции культуры: Сб. ст. М.: Наука, 1991. - 223 с.
189. Этнологическая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. -М.: Наука, 1991.- 187 с.
190. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. -М.: Наука, 1987,- 194 с.
191. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984.-255 с.
192. Этносы и этнические процессы: Памяти Р.Ф. Итса: Сб. ст. М.: Наука, 1993.-344 с.
193. Van der Berge P.L. The Ethnis Phenomenon, New York, Oxford: Elsevier, 1981.
194. Geertz C. Interpretation of Cultures, New York, Basic Books, 1973.
195. De Vos G, Role of Ethnicity in Social History. In: De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.) Tehnis Identity. Cultural Continuités and Change. Palo Alto (Calif.), Mayfield Publishing Company, 1973.
196. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Chande. Chicago, 1982, p.
197. Duicker H.C. and Frejda N.H. National Character and National Steretypes: Confluence. Amsterdam, North-Hall Rublishing Company, 1960.
198. Hsy F.L.K. Psycholocial Antropology: Approaches to Cultura and Personality. Homewood Dorsey Press, 1961.
199. Inkeles A. and Levinson D.J. The Study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindsey C. and Aronson E. (eds) The Handbook of Social Psychology.!~ Massachusetts (Calif.), London, Addison-Wesley, 1969, vol. 1Y.
200. Clifton J.A. Cultural Anthropology: Aspiration and Approaches. New York, 1968.
201. Cohen A. The Lesson of Ethnicity. In: Cjhen A (ed.) Urban Ethnicity, London, 1974.
202. Kardiner A. and Lipton R. Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.
203. Lieberson S.A. Societal Theory of Race and Ethnis Relations // American Sociological Rewiew. 1961. -№ 26.
204. Nanda S. Cultural Antropology. Belmont (Calif.): Wadsworth Publ., 1991.
205. Parsons T. Some Thoretical Considerations on the Natura and Thends of Ethnicity. In: Glazer N. and Moynihan D. (eds) Ethnicity. Theory and Experience, Cambridge Mass: Harvard University Press, 1975.
206. Riggs F.W. Ethnicity. Nationalism, Race, Minority // International Sociology, 1991, vol. 6., №3, P.
207. Theodorson G.A. Modern Dictionar y of Sociology. New York 1969. - P.443.
208. Werner H. Comparative Psychology of mental development. Chicago: Follet Publishing, 1961.