автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современная татарская драматургия

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Мингалиева, Лейсан Эмитовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Современная татарская драматургия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная татарская драматургия"

На правах рукописи

МИНГАЛИЕВА ЛЕЙСАН ЭМИТОВНА

СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 8 МДМ 2009

Казань 2009

003471153

Работа выполнена на кафедре татарской литературы факультета татарской филологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Галимуллин Фоат Галимуллович

Официальные доктор филологических наук, профессор

оппоненты: Шарипов Анвар Магданурович

кандидат филологических наук, доцент Батталова Алсу Дамировна

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Казанский государственный

университет культуры и искусства»

Защита состоится « 27 » мая 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, Казань, ул. Татарстан, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» « 27 » апреля 2009 г.

Режим доступа: http://www.tggpu.ru

Автореферат разослан « 27 » апреля 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат филологических наук, доцент Мухаметдинова Р.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Татарская драматургия в своем развитии прошла длительный исторический этап. На протяжении более чем 120 лет в татарской драматургии наблюдался активный поиск новых литературных форм отображения объективной реальности, художественных образов, сюжетов, при этом не утрачивалась ее национальная самобытность. Постепенные перемены в социокультурной жизни общества приводили к смене культурных и социальных парадигм, изменению художественной картины мира в литературе, специфики образной системы национальной драматургии, а также к коренным изменениям идейно-тематического содержания произведений. В связи с этим возникает необходимость создания системного представления о современной татарской драматургии, поэтапного изучения основных направлений ее развития, систематизации и анализа драматических произведений в контексте той или иной эпохи с точки зрения объективности отображения действительности, идейно-тематической направленности и художественного своеобразия. При этом важно учитывать процесс ценностной инверсии, которому подверглись традиционные представления в тот или иной исторический период.

Так, если в начале своего творческого пути татарские драматурги Г.Ильяси, Ф.Халиди, Ф.Карими, Г.Камал, Г.Исхаки в пьесах акцентировали внимание на проблемах отцов и детей, просвещения и безграмотности, богатства и нищеты с точки зрения просветительского реализма, в начале XX века в произведениях Г.Камала, Г.Исхаки, Г.Кулахметова, Ф.Амирхана, М.Файзи, С.Рамиева, Ш.Камала, К.Тинчурина, И.Богданова, Б.Кабира, Х.Забири, Г.Кариева, Г.Монасыйпова и других писателей, драматургов приоритетными стали темы джадидизма и кадимизма, историческое прошлое, реалии той эпохи и будущее татарского народа. Центральным образом драматургии этого периода становится человек как единица общества. Рассматривая татарскую драматургию советского периода на примере произведений К.Тинчурина, Г.Ибрагимова, Ш.Усманова, Ф.Бурнаша, А.Тагирова, Х.Такташа и др., можно проследить ее стремительную эволюцию и разветвление на несколько ступеней в зависимости от форм художественного воплощения эпохи и своеобразия передачи объективной

действительности. Драматургия в свою очередь создала предпосылки для развития и процветания татарского театра, являющегося незаменимым источником воспитания, духовного и эстетического обогащения людей.

На сегодняшний день современная татарская драматургия представляет собой активный творческий процесс, важными задачами которого являются объективное отображение современных реалий, эстетико-нравственных ценностей общества, поиск новых литературных форм, образов, сюжетов, учитывающих специфичность переживаемого литературой момента, выработка иного взгляда на роль и функции художественной литературы. При этом не разрывая преемственную связь с традициями мировой литературы и татарской драматургии предшествующих лет.

Произведения драматургии являются наиболее любимыми у читателей и зрителей. Богатство языковых средств, стилевых приемов авторов, декорации, музыкальное сопровождение спектаклей, проникновенная игра актеров служат главному назначению театра -«совершенствованию человека, его души»1. Ведь не зря же великий татарский поэт Г.Тукай писал: «Театр ведет к свету...»2.

Актуальной задачей современного литературоведения является изучение татарской драматургии последних лет (1985-2009 гг.) и представление её целостной картины с точки зрения тематики, проблематики произведений, художественного воплощения идеи, эпохи и героя, системы образов, индивидуального стиля авторов, глубинных течений и перспектив развития данного литературного жанра. Несмотря на внушительный список работ, освещающих отдельные аспекты татарской драматургии последних лет, до настоящего времени указанная проблема не подвергалась должному исследованию в монографическом плане с точки зрения тематического разнообразия и художественной специфики произведений современной татарской драматургии в тесной взаимосвязи с русской и мировой драматургией. Это обусловило выбор темы и актуальность нашего исследования.

1 Авилов А. Беседа с актером / А. Авилов // Театральная жизнь. - № 6. -1986.

2 Тукай Г. Шигырьлэр, поэмалар Ьэм экиятлэр / Г. Тукай. - К.: Татар, кит. нэшр, 1986.-Б. 103.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является представление целостной картины современной татарской драматургии, ее тематического разнообразия и художественной специфики произведений на примере творчества драматургов Т.Миннуллина, А.Гилязова, И.Юзеева, Ф.Яруллина, З.Хакима, Р.Хамида, М.Гилязова, Д.Салихова, Г.Каюмова, Амануллы, определение актуальных проблем татарской драматургии последних лет и пути их решения. Для достижения намеченной цели, сформулированы следующие задачи:

систематизация и анализ произведений татарской драматургии, отражающих современную общественно-экономическую среду: своеобразие изображения взаимообусловленности судеб страны и народа, взаимоотношений общества и человека, духовного мира человека в общенациональном контексте;

- рассмотрение художественного воплощения нравственных категорий и ценностей в произведениях современной татарской драматургии:

- определение художественной специфики решения проблемы взаимоотношений между поколениями в морально-нравственном аспекте;

- исследование степени разработанности и раскрытости проблемы взаимной обусловленности материального благополучия и нравственных качеств;

- изучение особенностей художественного отображения проблемы бытия и философии смысла жизни в произведениях современной татарской драматургии.

Состояние научной изученности проблемы и темы.

Современная татарская драматургия всегда находилась в центре внимания литературных критиков, ученых, специалистов сценического искусства. В шестом томе 6-томника «История татарской литературы»3 дан общий анализ Н.Ханзафарова драматургии 1960-1990 гг. Помимо этого, сюда вошли монографические исследования А.Ахмадуллина о творчестве отдельных драматургов.

3 Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. - т.6: 60-90 еллар эдэбияты. - Казан: «Раннур» нэшр., 2001.-544 6.

Наиболее полные и глубокие исследования нашли отражение в монографических трудах и литературно-критических изданиях, статьях4, в которых приведены высказывания и обобщения теоретического или критического характера, касающиеся драматургии рубежа XX-XXI вв., дан анализ отдельных пьес.

Кроме того, имеются и специальные научные изыскания: защищена кандидатская диссертация и опубликована монография А.М.Саттаровой5, в которой автор анализирует исторические, социально-политические, социально-бытовые, лирико-

психологические пьесы через призму концепции эпохи и героя, рассматривает проблемы свободы личности и тоталитаризма, взаимоотношений героя и власти. Диссертации Ф.Миннуллиной и Г.Шакировой посвящены творчествам двух драматургов второй половины XX века: Ю.Сафиуллина и Т.Миннуллина6.

Наряду с научными исследованиями в области современной татарской драматургии на татарском языке, существует широкий ряд критических статей, авторами которых являются русские ученые, драматурги, режиссеры, актеры7. В них освещаются основные

4 Эхмэдуллин А. Куцеллэрне уятыр: Хэзерге татар драматургиясе: Монография / Азат Эхмэдуллин. - Казан: Мэгариф, 2007. - 223 б; Закиржанов Э.М. Заман белэн бергэ: вдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Э.Закиржанов - Казан: Татар.кит.нэшр., 2004. - 175 б; Ж^амалиева 3. Таныш моцнар: Куренекле шагыйрь Ьэм драматург И.Юзеевка багышланган методик - библиографик ярдэмлек. / З.Ждмалиева TP Милли китапханэсе / Казан: Татар, кит. ношр., 2003. - Б.186.; Игьламов Р. Аяз Гыйлэжев - драматург. [Аяз Гыйлэжев. Сайланма эсэрлэр. - 5т.] / Р.Игъламов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - Б. 440; Ханзафаров Н. Драмаларда кунел деньябыз: Т.Миннуллиннын хэзерге драматургиясенэ бер караш / Н. Ханзафаров // Мэдэни жомга. - 2002. - 15 март. - №11. - Б. 12; Галимуллин Ф. Ин эЬэмиятлесе - гражданлык / Ф.Г. Галимуллин // Социалист™ Татарстан. - 1984. -23 декабрь; Галимуллин Ф. Тормышны ярату / Ф. Галимуллин // Казан утлары. -1986.- №10. и др.

5 Сатгарова А.М. Современная татарская драматургия (1985—2000 гг.): Концепция эпохи и героя / А.М.Саттарова. - Казань: Гуманитария, 2003. - 152 с.

6 Миннуллина Ф.Х. Драматургия Юнуса Сафиуллина (эволюция творчества): Автореф. дис. канд.филол.наук / Ф.Х.Миннуллина. - Казань, 2004. - 26 е.; Шакирова Г.А. Драматургия Туфана Минуллина 80-90-х годов: Автореф.дис. канд.филол.наук / Г.А.Шакирова. - Казань, 2000. - 19 с.

7 Дуров JI. Осмысление увств / J1. Дуров // Современная драматургия. - 1983. -№1. - С. 262- 263; Кончалвский А. Дикарь с букварем / А. Кончаловский // Аргументы и время. - 17 августа. - 2006; Кончаловский А. Победа рынка над

направления развития литературного процесса, в частности русской и мировой драматургии последних лет, отдельные положения в которых можно рассматривать и применительно к татарской драматургии на современном этапе эволюции.

Основные требования к современной татарской драматургии были обозначены на совещании драматургов, проходившем с 30 сентября по 2 октября 2008 года в Альметьевске8. Здесь рассматривалось состояние драматургии на нынешнем этапе развития, исследовались новейшие тенденции в сценической литературе, способные вывести татарскую драматургию на более высокий уровень, в то же время обсуждались актуальные проблемы современной драматургии, требующие оперативного решения: отсутствие в произведениях героев эпохи, современности, однобокость в выборе сюжетов и тем, отсутствие драматургов, пишущих на татарском языке в соседних республиках и др. По мнению участников совещания, современной татарской драматургии не хватает глубины и актуальности. Произведения должны вызывать у читателя восторг, касаться глубин человеческой души, в то же время отражать глобальные проблемы человечества.

На сегодняшний день отличным стимулом для активного развития татарской драматургии, появления новых талантливых драматургов, сюжетов, литературных форм, образов является ежегодный конкурс «Новая татарская пьеса». Здесь наряду с пробами пера начинающих писателей проходят мастер-классы метров татарской драматургии, происходит обмен опытом. Драматурги, принимающие участие в конкурсе, прибывают в постоянном творческом поиске. Это, безусловно, оказывает благотворное влияние на эволюцию современной татарской драматургии.

Ежегодно выходят в свет новые сборники пьес современных татарских драматургов9. Весомым вкладом в изучение татарской

искусством. Как маркетологи берут верх над творцами / А. Кончаловский // Российская газета. - 2005. - 9 февраль. - С. 12; Серебренников К., Максимова В. Новая драма, "Мещане" и другие.../ К. Серебренников, В. Максимова // Страстной бульвар. -10. - №3-63. - 2003.

8 Гыйльметдинова 3. Драматурглар щлены. Элмэт. 2008 ел / З.Гыйльметдинова // Сэхнэ, 2008. - октябрь. - Б. 2.

9 Татар драматургиясе (1960-1980). Сайланма пьесалар. «Мэктэп китапханэсе» сериясе. -21т./Тез. Ьэм кереш мэкалэ авт. А.Саттарова. -Казан: ТаРИХ, 2003. -

сценической литературы явилась публикация библиографического справочника татарских драматургов-прозаиков, драматургов-поэтов, артистов-драматургов10. Данное издание может служить источником материала при монографическом изучении творчества отдельных драматургов и литературного процесса в целом.

Научная новизна диссертации заключается в создании системного представления о современной татарской драматургии; впервые комплексно в контексте эпохи в монографическом плане исследуются основные проблемы, освещаемые современной татарской драматургией, ее идейно-тематическая направленность, а также художественная специфика произведений. Кроме того, в процессе работы исследовались основные тенденции и направления в современной русской и мировой драматургии, оказавшие непосредственное влияние на развитие и состояние татарской драматургии последних лет.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

- для представления целостной картины современной татарской драматургии целесообразно проводить систематизацию и анализ драматических произведений исходя из их проблематики, художественного воплощения идеи, индивидуального стиля авторов, системы образов;

- авторская позиция раскрывается в тесной взаимосвязи с сюжетом и композицией произведений;

- разнообразие жанровых форм, изобразительно-выразительных средств языка драматических произведений, стилевые приемы авторов способствует художественному воссозданию действительности, раскрытию идеи.

- получивший большой резонанс в русской драматургии последних лет новый вид театрального искусства «Новая драма» в той или иной степени оказал влияние на творчество татарских драматургов, в частности М.Гилязова;

436 б.; Яда татар пьесасы: Альманах, ©ч кисэк: Идел-пресс, беренче кисэк - 2004. - 435 б.; икенче кисэк - 2004. - 438 б.; еченче кисэк - 2005. - 432 б.

10 Татар драматурглары: бибилиографик белешмэлек / Тез. Ф.Ганиева, Р .Яруллина, А.Сатгарова. - Казан. Татар, кит. нэшр., 2007. - 271 б.

- определенный ряд утверждений и заключений, выдвинутых в критических статьях русскими драматургами, режиссерами, театральными критиками, актерами (Л.Дуров, А.Кончаловский, К.Серебренников, А.Карась, М.Курочкин, А.Авилов), касающихся исследования основных направлений развития литературного процесса, в частности драматургии последних лет, можно рассматривать и применительно к татарской драматургии на современном этапе эволюции;

Метод исследования. В диссертации используются сравнительно-исторический, системный, сравнительно-

типологический методы.

Методологическую основу диссертации составили монографические, литературно-критические труды Ахмадуллина А., Ханзафарова Н., Галиуллина Т., Галимуллина Ф., Валиева М., Яхина А., Закирзянова А., Залялиевой М., Сверигина Р., Гилязова А., Гимрановой Д., Кадыровой Ф., Кончаловского А., Дурова Л., Кашшафа Г., Нуруллина И., Мухаммадиева Р., Сатгаровой А., Серебренникова К., Карася А. и других ученых и критиков. В них нашли отражение наиболее полные и глубокие исследования пространства современной драматургии, проанализированы отдельные произведения, приведены высказывания и обобщения теоретического или критического характера, касающиеся современной драматургии.

Объектом исследования выступает современная татарская драматургия.

Материалом для настоящей работы стали более сорока драматических произведений и театрапизированных версий прозы, написанных в 1980-2009 гг драматургами Т.Миннуллиным, А.Гилязовым, И.Юзеевым, Ф.Яруллиным, З.Хакимом, Р.Хамидом, М.Гилязовым, Д.Салиховым, Г.Каюмовым, Амануллой.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые комплексно исследуются основные проблемы, освещаемые современной татарской драматургией, в монографическом плане, приведен системный анализ драматических произведений в контексте эпохи с точки зрения тематического разнообразия и художественной специфики пьес. Выявлены основные тенденции развития современной драматургии.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы педагогами в процессе изучения

произведений современной татарской драматургии, при монографическом изучении творчества отдельных драматургов в средних общеобразовательных школах и педагогических колледжах; методистами при подготовке учебников, хрестоматий, учебных программ и учебно-методических пособий; преподавателями педагогических вузов при подготовке лекций по татарской драматургии, спецкурсов; в системе повышения квалификации работников образования. Кроме того, диссертация может служить материалом для переиздания истории татарской драматургии конца XX - начала XXI вв. и татарской литературы в целом.

Апробация работы осуществлялась в виде докладов на научных конференциях различных уровней: VI Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде», VII Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству», XI Кирилло - Мефодиевские чтения «Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи», Республиканская научно-практическая конференция имени Ф.Амирхана, итоговые научные конференции ТТТТГУ, конференции молодых ученых.

Основные положения исследования отражены в девяти статьях, опубликованных в международных, российских, республиканских научных журналах, в том числе имеется статья в рецензируемом издании ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования и новизна работы, анализируется степень ее научной разработанности, устанавливается объект, цель, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определяется характер рассматриваемого материала, характеризуется теоретико-методологическая основа работы.

В первой главе «Современная общественно-экономическая среда и ее художественное отражение в драматургии» анализируются наиболее острые проблемы современного общества и их художественное отображение в татарской драматургии.

В драматических произведениях, написанных на рубеже XX-XXI веков, когда литературе в той или иной степени наконец представилась свобода слова, свобода творчества, нашли отражение такие стороны общественной жизни, которые еще недавно считались несвойственными социалистической действительности. Внимание авторов сконцентрировалось на аспектах национального характера. На повестку дня встали острые проблемы, связанные с самоопределением и независимостью татарского народа. Кроме того, на первый план выходит человек, его внутренний мир, проблема самоутверждения личности в обществе.

Острые проблемы современного общества в диссертации раскрываются в следующих аспектах: тема взаимной обусловленности судеб страны и нарда; своеобразие изображения взаимоотношений общества и человека; духовный мир человека в общенациональном контексте.

Первый раздел главы посвящен исследованию степени разработанности и раскрытости темы взаимной обусловленности судеб страны и народа в драматических произведениях последних лет.

Данная тема нашла наиболее яркое отражение в комедии И.Юзеева «Безнец эти мировой» («Наш отец - мировой»), драме Р.Хамида «Ике сэгать - бер гомер» («Два часа - одна жизнь»), пьесе М.Гилязова «Яра» («Рана») драматическом дастане-саге Г.Каюмова «Ыру» («Племя»),

На том или ином историческом этапе страна и народ находятся в неразрывной связи. Будь то война или мирное время, человек вынужден подчиняться законам общества, приспосабливаться к социальной жизни. Ни один человек не способен самостоятельно внести изменения в общественный уклад, тогда как любое событие в стране оказывает непосредственное влияние на судьбу каждого человека: его счастье или несчастье напрямую зависят от окружающего его общества. Человек в данном случае предстает слабым и пассивным в решении собственной судьбы. Главное -независимо в какой бы ситуации ни оказался человек, сохранить человеческое лицо, честь и достоинство. Вышеупомянутые произведения подтверждают верность подобных рассуждений.

Во втором разделе на примере отдельных пьес современных драматургов (мелодрама «Эзлэдем, бэгърем, сине» («Искал тебя, душа моя»), социально-философская драма «Хушыгыз» («Прощайте»)

Т.Миннуллина, комедия З.Хакима «Мин теш курдем» («Мне приснился сон»), драма И.Юзеева «Эзлэдем, таптым, югалттым» («Искал, нашел, потерял»), драматическая повесть «Ялгыз йортныц тешлэре» «Сны опустевшего дома»), пьеса «Тезуче, Тимерче Ьэм Бакчачы» («Строитель, Кузнец и Садовник») М.Гилязова) исследуется своеобразие изображения взаимоотношений общества и человека в татарской сценической литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Проведенный анализ произведений показал, что ключевым концептом современной драматургии является человек, со всей его сложностью и противоречивостью, его внутренний мир. Высокие идеалы авторов, нашедшие отражение в положительных образах, в произведениях предстают перед читателем в сочетании с объективными картинами действительности. Пропагандируя идеи гуманизма, драматурги акцентируют внимание на проблемах современного общества. Жесткой критике подвергаются такие отрицательные явления современной действительности, как крах общественных устоев и моральных приоритетов, легкомысленное отношение к жизни большинства представителей подрастающего поколения, плачевное положение представителей науки, в том числе и ученых, проблемы мещанства, одиночества, алкоголизма в татарских деревнях, негативное влияние устоев современного общества на самосознание людей.

Объектом исследования диссертации также явились и проблемы современного искусства. На примере произведений Т.Миннуллина («Эзлэдем, бэгърем, сине» («Искал тебя, душа моя»), «Хушыгыз» («Прощайте»), З.Хакима «Мин теш курдем» («Мне приснился сон») было отмечено, что технический прогресс и эстетическая тенденция постмодерна, завоевавшая прочные позиции к XXI веку, существенно изменили саму природу творчества11. На смену уникальности пришло требование массовости, общедоступности продукта, тем самым, произведения искусства начали рассматриваться с точки зрения потенциальной его продажи. По этой причине в высокое искусство хлынули дилетанты, а большинство истинных деятелей искусства оказались никому не нужными.

11 Кончаловский А. Победа рынка над искусством. Как маркетологи берут верх над творцами / А. Кончаловский // Российская газета. - 2005. - 9 февраля. - С. 12.

В диссертации было проведено исследование степени разработанности и раскрытости указанных выше проблем, а также определена художественная специфика их решения в произведениях современной татарской драматургии. Для представления целостной картины современных реалий и более полного воплощения идеи произведений, драматурги широко применяют различные стилистические и художественные приемы (использование народных и авторских песен, лирических, романтических отступлений и др.), художественные детали (сон, создание ассоциативного ряда среди персонажей и др.). Кроме того, в целях отображения жизненных реалий в их негативных подробностях, передачи всех тонкостей взаимоотношений между людьми, в пьесах авторы нередко прибегают к натуралистическим описаниям и довольно откровенным картинам. Тем самым выводят современную татарскую драматургию на новый уровень, привлекают внимание общественности к данному виду искусства, обладающему огромным воспитательным и просветительским потенциалом.

Кроме того, на примере произведений сценической литературы последних лет было рассмотрено и проанализировано влияние нового вида театрального искусства «Новая драма», получившего большой резонанс в русской драматургии последних лет, на творчество современных татарских драматургов, в частности М.Гилязова, уникальный авторский стиль которого отличается новаторской формой выражения объективной действительности и позволяет ему занять достойную нишу в татарской драматургии. Особенностью творчества драматурга является то, что актуальные проблемы современного общества в его произведениях приобрели наиболее выраженный острый характер. В своих пьесах автор старается обратить внимание читателей на жестокие аспекты жизни во всех ее негативных подробностях, которым в татарской драматургии, до настоящего времени придерживающейся преимущественно принципов традиционного театра и классической драматической формы, ранее не уделялось достаточного внимания. Влияние «новой драмы» на творчество М.Гилязова заключается в его стремлении передать «документальную точность»12 современных реалий. Отображая в

12 Карась А. Отказаться от банана ради интересной игры / А.Карась // Искусство кино. - №2. - 2004 г.

контексте типичных ситуаций недостатки общества в таких произведениях как «Ялгыз йортньщ тешлэре» («Сны опустевшего дома»), «Тезуче, Тимерче Ьэм Бакчачы» («Строитель, Кузнец и Садовник»), драматург раскрывает моральный облик современного человека.

Особое внимание в исследовании было также уделено изучению факторов, приводящих к деградации личности, к которым, безусловно, относятся алкоголизм, наркомания и курение, приносящие несчастье семьям, оказывающие пагубное влияние, как на мужчин, так и на женщин. Так, в произведениях авторов нередко встречаются образы оказавшихся на дне жизни пьющих женщин. Одна из них -бывший фотограф, ныне спившаяся одинокая женщина Салима («Шэжэрэ» («Родословная») Т.Миннуллина), родившаяся в одном из лагерей ГУЛАГА и оставшаяся с детства сиротой. И все же в ней еще жив национальный дух, что не дает ей полностью деградировать (она старается разговаривать на родном языке, играет татарские мелодии на мандолине, хорошо поет). Похожий образ встречается и в пьесе «Кырларым-тугайларым» («Родные просторы») Т.Миннуллина: не получившая в семье должного воспитания Муслима становится алкоголичкой и заканчивает жизнь самоубийством. Архитектор с красным дипломом Ахтям («Ир-егетлэр» («Мужчины») Т.Миннуллина), прошедший суровые годы войны, не найдя места в мирной жизни, впадает в депрессию и спивается.

Драматургов особо волнует проблема алкоголизма в татарских деревнях. Так, И.Юзеев в пьесе «Эзлэдем, таптым, югалттым» («Искал, нашел и потерял») для изображения масштабов распространения «зеленого змия» среди деревенского населения использует интересный стилистический прием: бывший начальник отдела обкома партии профессор Чанбаев строит огромный дом из пустых бутылок из-под водки, собранных в соседних татарских деревнях.

Поднимая проблему алкоголизма среди подрастающего поколения, будущих матерей, драматурги подчеркивают негативное влияние этой болезни человечества на рождение и развитие здоровой, высоконравственной, полноценной нации.

Третий раздел данной главы раскрывает художественное своеобразие изображения духовного мира человека в общенациональном контексте в сценической литературе последних

лет. На примере драматических произведений Т.Миннуллина («Шэжэрэ» («Родословная»), «Илгизэр + Вера» («Ильгизар + Вера»), «Йорэк маем» («Душа моя»), «Горгери кияулэре» («Зятья Гергерй») И.Юзеева («Ак калфагым тешердем кулдан...» («Выронила из рук белый калфак»), Г.Каюмова («Кабан куле серлэре» («Тайны озера Кабан»), М.Гилязова («Мэхэббэт сузлеге» («Словарь любви») диссертант исследует художественное воплощение проблем смешанного брака, манкортизма, разбросанности татарского народа по Земному шару, эмиграции, проблемы сохранения религиозно-нравственных основ в условиях современности, этнической самобытности, языка и культурного богатства нации, уникальности этнических единиц, составляющих татарскую нацию, идеи национального возрождения в произведениях драматургии последних лет.

Конец XX века, в особенности период распада СССР, внес существенные изменения в нравственную и социальную сферы жизни народов Республики Татарстан. Билингвизм, реализация двух (татарского и русского) государственных языков определил современную социокультурную ситуацию в Республике Татарстан. Открылись новые возможности для развития национальной культуры, языка, традиций, поддержания самосознания народа, которым, в силу господствующего ранее политического уклада, не уделялось должного внимания. Основной тенденцией татарской драматургии этого периода остается тесная взаимосвязь с эпохой. Все чаще в свет начинают выходить произведения с ярко выраженной национальной проблематикой, в которых преобладает «интерес к судьбе нации»13. Драматурги обращаются к родной истории, переосмысливают прошлое татарского народа, стремятся определить его место в общей истории человечества.

Особый, интерес читателей вызвала пьеса Т.Миннуллина «Шэжэрэ» («Родословная»). Ее сюжет разворачивается вокруг благородного древнего рода татарских мурз, оставивших глубокий след в истории национальной культуры. Подвергнутый постоянным гонениям со стороны советских идеологов и признанный паразитирующей прослойкой общества род Саитбековых достиг

13 Эхмэдуллин А.Г. Офыклар кинэйгэндэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / А.Г.Эхмэдуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 239 б.

порога исчезновения, рассыпавшись по Земному шару и оборвав межродственную связь. Некоторым его представителям, которые не только не знают своих корней, но и стыдятся называться татарами, автор противопоставляет достойных продолжателей рода, идеальных героев - носителей родного языка, хранителей социокультурной памяти, обладающих высокой моралью, почитающих национальные традиции (Салима, Алимбек и ее супруга Гульгена), тем самым, вселяя в читателя веру в будущее народа.

Драматург И.Юзеев в пьесе «Ак калфагым тешердем кулдан...» («Выронила из рук белый калфак») продолжает тему разбросанности татарского народа. В попытках связать воедино его прошлое, современность и будущее, стремясь показать читателю, исторические предпосылки вынужденной эмиграции татар, автор использует своеобразный литературный прием - телемост между казанскими татарами и татарами, проживающими в Америке. Представителей различных профессий, социальных кругов и жизненных позиций, по воле судьбы оказавшихся оторванными от исторической Родины, объединяет любовь к народу и стремление к своим корням. По мнению автора, разрозненность нации в силу определенных исторических событий, так или иначе, приводит к ее медленной ассимиляции, исчезновению. Кроме того, драматург искренне переживает то, что талантливым людям не предоставляются достойные условия для творчества на Родине, тем самым, заставляя их искать признания на чужбине (эта мысль подчеркивается образами Ратмира, Зубайды Прайс, Исмая Акчурина). В то же время автор с огорчением вынужден констатировать тот факт, что с уходом талантливых представителей нации снижается уровень культуры татарского народа (даже всеми любимый праздник Сабантуй проводится не на должном уровне). Таким образом, в пьесе ярко выражена гражданская позиция автора. По мнению драматурга, высокая нравственность выражается еще и в истинном патриотизме.

Известно, что демократические процессы, начавшиеся на рубеже ХХ-ХХ1 веков, создали прекрасные условия для процветания и представления своей нации на мировом уровне, подчеркивая ее уникальность, этническое своеобразие, открытость для других культур. Наконец представилась возможность возрождения уходящих в лету народных традиций, заявления татарского народа о себе как о едином целом, состоящем из этнических групп, обладающих

уникальной культурой, традициями, языковыми особенностями. Безусловно, татарская литература, в частности драматургия не смогла остаться в стороне от этого вопроса.

Так, драматург Т.Миннуллин создает прекрасные пьесы-шедевры, повествующие о жизни мишар («Душа моя» («Иерэк маем») и крещеных татар («Зятья Гергери» («Гергери кияулэре»), раскрывающие их самобытность и уникальный менталитет. Написанные преимущественно с использованием диалектных особенностей этих этнических групп комедии произвели настоящий фурор в истории национальной драматургии, завоевали любовь и уважение татарской публики. Пьесы объединяет общая проблема -роль национальных традиций в судьбе народа, сохранение самобытности этнических единиц. На примере жизненного уклада и быта отдельных семей драматург сумел передать национальный колорит и этническое своеобразие татарского народа в целом.

Действие комедий разворачивается вокруг семей крещеного татарина Гергери («Зятья Гергери») и мишарина Аляутдина («Душа моя»), которые ищут достойные пары своим детям (Урина - дочь Гергери, Аймет - сын Аляутдина) для создания семьи, почитающей и поддерживающей традиции той этнической единицы, к которым они относятся. Помня о неудачных попытках вступления в брак старших детей, которые в свое время, проигнорировав национальные традиции, не обрели семейного счастья, Гергери и Аляутдин бросают все силы на проведение безупречной свадьбы по правилам. Перед читателями (зрителями) разворачиваются красочные действия с участием свах, предстают яркие картины национальной борьбы Кураш, выкупа невесты, выплаты калыма, интересные конкурсы, народные песни и танцы. Описываемые действия касаются души каждого зрителя, вызывают в них живой отклик, тем самым заставляют с гордостью осознавать, что традиции отдельных этнических единиц являются составляющей общей культуры татарского народа.

В целом, в произведениях современной татарской драматургии уделяется значительное место национальному компоненту. Народные обычаи, передающиеся из поколения к поколению, семейные традиции и порядки, религиозные учения о нравственности, духовное воспитание подрастающего поколения находят отражение почти в каждой пьесе современности. Создавая образы, авторы придают большое значение таким качествам человеческой души как

доброжелательность по отношению к людям, милосердие, снисходительность, вежливость, скромность, стремление к учебе, уважение старших, забота о младших, гостеприимство, благодарность и внимание, патриотизм. Тем самым современные драматурги вносят вклад в нравственное обогащение читателей.

Рассмотрев произведения о судьбе татарского народа и воспитании его молодежи в духе патриотизма, возникает вопрос: насколько сильна гражданская позиция татарской драматургии в целом? Ученый и критик Ф.Г.Галимуллин называет гражданственность «компасом, направляющим талантливых людей идти по верному пути»14. Сегодня назрела необходимость поиска новых источников нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому как в литературе, так и в искусстве в целом проблема гражданственности приобретает особую актуальность. По мнению литературоведа М.Валиева, гражданственность является «естественной составляющей человеческой души. Высоконравственный человек остается человечным как по отношению к Родине, так и к народу. Гражданственность - это неотъемлемая часть его сущности»15. В современной драматургии таких образов немало (Алимбек и его супруга Гульгена, девушка Салима из пьесы «Шэжэрэ» («Родословная»), старик Альмандер из комедии «Элдермештэн Элмэндэр» («Старик Альмандер из деревни Альдермеш») Т.Миннуллина, художник Исмай Акчурин, бабушка Шамсия из пьесы И.Юзеева «Ак калфагым тешердем кулдан...» («Выронила из рук белый калфак»), влюбленные друг в друга Зубаржат и Талгат из пьесы М.Гилязова «Мэхэббэт сузлеге» («Словарь любви») Данные герои представлены читателю в контексте современности и доступны для понимания молодежи. Тем самым, драматурги не лишают современного читателя источника нравственного, патриотического и гражданского воспитания.

Во второй главе диссертации «Нравственные искания; суть и основа» рассматривается художественное воплощение

14 Галимуллин Ф. Иц эЬэмиятлесе - гражданлык / Ф.Г. Галимуллин // Социалистах Татарстан. - 1984. - 23 декабрь.

15 Вэлиев М. Куцелнец кеткэне / М. Вэлиев. - Казан: Татар, кит. нэшр. - 1984. - Б. 103.

нравственных категорий и ценностей в произведениях современной татарской драматургии в двух аспектах: художественное отражение взаимоотношений между поколениями (на примере произведений «Энилэр Ьэм бэбилэр» («Матери и малыши»), «Саташу» («Бред») Т.Миннуллина, «Дус кызым кияугэ чыга» («Моя подруга выходит замуж»), «Жомга кен кич белэн» («В пятницу вечером»), «Ефэк баулы былбыл кош» («Певчая птичка на шелковом поводке») А.Гилязова, «Гыйлэж тэрэзэлэре» («Окна Гиляза») Д.Салихова, «Каен жиле» («Березовый ветер») Р.Хамида); взаимная обусловленность материального благополучия и нравственных качеств (с опорой на произведения «Саташу» («Бред») Т.Мицнуллина, «Дус кызым кияугэ чыга» («Моя подруга выходит замуж»), «Шикэрем син, балым син» («Сахар ты мой, мед мой») А.Гилязова, «Бер курешу - узе бер гомер» («Одна встреча как целая жизнь»), «Кызларньщ кызганнары» («Отчаянные девушки») Ф.Яруллина, «Мин тош курдем» («Мне приснился сон») З.Хакима, «Упкын естендэ уен» («Игра над пропастью»), «Юбилей» Г.Каюмова, «Узып барышлый» («Проходя мимо») Д.Салихова, «Кылый Кирам балдагы» («Перстень Косого Кирама»), «Моцлы ядкэр» («Душевная память») Амануллы.

Татарский народ всегда уделял большое внимание нравственному здоровью нации. Такие общечеловеческие ценности, как доброжелательность, гуманность, честность, любовь к Родине, почитание родителей, искренность передавались из поколения в поколение и составляли основу народной педагогики. Вот почему тема нравственного здоровья общества сегодня является приоритетной и в современной татарской драматургии. В произведениях перед читателями предстают мучительные терзания и духовный рост персонажей, поучительные судьбы героев, становление человеческой личности, бытовые истории, возведенные в степень общечеловеческого мирового познания. Таким образом, читателю создаются прекрасные условия для размышления и самокритики.

Так, особый интерес у читателя вызывают пьесы Т.Миннуллина «Саташу» («Бред»), и А.Гилязова «Дус кызым кияугэ чыга» («Моя подруга выходит замуж»), в которых жесткой критике подвергаются безнравственность, бесчеловечность, злость, алчность, неуважение к родителям представителей молодого поколения. В пьесах проблема нравственности рассматривается в контексте эпохи «застоя» на примере конкретных семей. Главные героини

произведений - 27 летняя девушка-юрист Гузель (Т.Миннуллин «Саташу» («Бред») и «современная девушка» Луиза (А.Гилязов «Дус кызым кияутэ чыга» («Моя подруга выходит замуж»), мечтающие о богатой жизни. Как и многие их сверстницы, они родились и выросли в семьях простых рабочих со средним достатком. Жизнь в тесных квартирах, постоянная нехватка денег, ощущение своей ничтожности среди сытой, богатой молодежи доводят героинь пьес до крайнего отчаяния. В состоянии депрессии Гузель, подает иск на своих родителей: живя в крайне неудовлетворительных условиях, они осмелились родить ребенка, чем нанесли дочери «моральный вред»16. Требование истца - наивысшая точка безнравственности по отношению к родителям - выплата ей денежной компенсации. Луиза же ради наживы избирает непристойный для девушки-татарки образ жизни - одновременно встречается с четырьмя «женихами», стоящими в очереди на получение автомобиля: чья очередь подойдет раньше, за того Луиза и выйдет замуж. О любви же в данном случае и речи быть не может.

Кто же виноват в том, что выросшие в семьях, почитающих традиции татарского народа, девушки оказались такими жестокими? Причина кроется в безнравственном обществе «застоя», основанном на отношениях купли-продажи, жажде наживы, где основной движущей силой является стремление к материальному благополучию, которое и явилось причиной низкого поступка Гузель по отношению к своим родителям и Луизы по отношению к себе и ее поклонникам. Действительно ли родители девушек совершили «преступление», родив их на свет? Быть может, виноватых следовало бы искать среди власть имущих, лишивших простой народ жизненных благ, заставляя семей ютиться в тесных коморках общежитий? Гузель и Луиза - горькие плоды этого общества. Как видим, в обеих пьесах на суд читателя представлены «типы современной действительности». Созданные авторами типы порождают у читателя чувство разочарованности. Произведения затрагивают одну и ту же проблему -протест против нищенского, унизительного существования, обывательский взгляд на жизнь, отрицание нравственных ценностей, дефицит духовности в обществе.

16 Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. - 4т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - Б. 263.

Крах моральных приоритетов личности можно наблюдать и в других произведениях А.Гилязова. В пьесе «Шикэрем син, балым син» («Сахар ты мой, сладкий мой») Сарбиназ идет еще дальше. Жизненный девиз таких женщин - «выйти замуж, что картошку съесть, замуж уже сходила, теперь могу жить, как хочу»17. Алчная Сарбиназ не упускает возможности отбить жениха у родной тети, обрекая ее на вечное одиночество.

Маршида в комедии З.Хакима «Мин теш курдем» («Я видел сон») дополняет галерею подобных героинь. Свою несовершеннолетнюю дочь Алию при выборе жениха она учит быть хитрой, корыстной и хладнокровной. По ее мнению, в современном обществе ценятся и почитаются только люди со статусом и полным кошельком.

Рассмотренные пьесы заканчиваются довольно оптимистично и оставляют читателю надежду на то, что духовные качества татарского народа еще не в полной мере утеряны. Так, Гузель и Луиза осознают свои ошибки и раскаиваются в них, испытывают чувство отвращения к самим себе. Таким образом, на примере межличностных отношений в семье и в обществе в целом, драматурги акцентируют внимание читателя на актуальных нравственных проблемах и призывают к сохранению общечеловеческих ценностей.

В диссертации отдельное внимание уделяется довольно часто встречающемуся в современной татарской драматургии образу Одинокой матери. В произведениях, различающихся по сюжету, идейно-тематической направленности, образы покинутых собственными детьми одиноких матерей в большинстве случаев схожи. К таковым можно отнести бабушку Бибинур из драматической повести А. Гилязова «Ж^омга кен кич белэн» («В пятницу вечером»), старушку Наухзбар из пьесы Р.Хамида «Олы юлныц тузаны» («Пыль большой дороги»), бабушку Рашиду из драмы А.Гилязова «Ефэк баулы былбыл кош» («Певчая птичка на шелковом поводке») и др. Пронизанные драматизмом, лиризмом и философской глубиной эти образы вобрали в себя такие положительные качества человеческой души, как скромность, доброжелательность, щедрость, безграничная любовь и преданность к собственным детям, патриотизм, почитание

17 Хэким 3. Мин теш курдем...: Пьесалар / 3. Хэким. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2000.-Б. 28.

народных традиций. Мать в данном случае выступает в качестве образа - идеала, хранительницы семейного очага, олицетворения высокой нравственности, воплотившего в себе наилучшие качества татарского народа. На наш взгляд, на примере образа Одинокой матери драматурги акцентируют внимание читателя на злободневных проблемах современности, трудностях в отношениях отцов и детей. Психологически тонкое изображение душевных переживаний матерей, заставляют читателя задуматься о причинах одиночества многих родителей. Таким образом, в пьесах авторы умело переплетают социально-воспитательную и познавательную функции.

Третья глава диссертации «Проблема бытия и философия смысла жизни в драматических произведениях» раскрывается в двух аспектах: решение проблемы бытия с религиозно-фантастической точки зрения (на примере произведения Д.Салихова «Ак кугэрчен» («Белый голубь»); философский взляд на проблему смысла жизни (основываясь на пьесы «Элдермештэн Элмэндэр» («Старик Альмандар из деревни Альдермеш») Т.Миннуллинна, «Бичура» («Домовой») М.Гилязова, «Оч аршын жир» («Три аршина земли») А.Гилязова, «Китэр идем» («Ушел бы») Р.Хамида).

Анализ сценических произведений позволяет сделать вывод о том, что одна из вечных тем жизни и смерти в драматургии последних лет раскрывается в контексте современности с философской точки зрения. На драматическое произведение возлагается важная воспитательная функция, выраженная в стремлении авторов посредством создания положительного героя вызвать у читателя желание взглянуть на собственную жизнь с критической точки зрения, духовно очиститься. Именно поэтому основное внимание в пьесах сконцентрировано на образе жизни, мышления, характере положительных героев, способных оставить после себя светлую память. Таковым является старик Альмандар из пьесы Т.Миннуллина «Элдермештэн Элмэндэр» («Старик Альмандар из деревни Альдермеш»), жизнь которого может служить примером для современной молодежи. Кроме этого, авторы выводят на первый план героев, совершивших в жизни те или иные роковые ошибки, оставившие неизгладимый след на их судьбе. Таков Мирвали из пьесы А.Гилязова «9ч аршын жир» («Три аршина земли»), который в порыве скупости и гнева в годы коллективизации покидает родную деревню, навсегда лишив себя возможности вернуться на родину.

В пьесах, раскрывающих проблему смысла жизни, авторы нередко акцентируют внимание на внутреннем мире героев, самоанализе образов, нравственных терзаниях персонажей, их поисках смысла жизни. Так, в пьесе М.Гилязова «Бичура» («Домовой») внутренний конфликт Старика оформлен как противоборство темных и светлых начал подсознания человека. В произведении Темные силы (Шэулэлэр) символизируют господствующую идеологию, ориентированную на разрушение вековых традиций, национальных ценностей и деревень. Бичура (Домовой) олицетворяет светлую сторону души Старика, выступает хранителем народного духа, очагом основных жизненных ценностей, оплотом традиций, местом формирования нравственных устоев народа. Таким образом показан конфликт тоталитарной идеологии и национального духа в целом.

Эмоционально-экспрессивная сила воздействия произведений достигается различными стилистическими приемами: использованием условно-ассоциативных образов, образов-символов, применением элементов психологического анализа, обращением к религиозно-мифологическим сюжетам, идеям философии неоплатонизма (Иомры таш (Круглый камень) в пьесе М.Гилязова «Яра» («Рана»). Кроме того, отличительной чертой произведений современной татарской драматургии, раскрывающих проблему бытия и философии смысла жизни, является вариативность композиционных особенностей. Например, в образную систему пьесы А.Гилязова «9ч аршын жир» («Три аршина земли») включены незримые глазу, но проникающие в глубины души, несущие важную идейную нагрузку образы: Земля и Небо, Лес и Вода, Эпоха и Память, Лошадь с бархатными ресницами (под общим названием Хор). Хор выполняет роль повествующего. Сплетение особенностей прозы и драмы в едином произведении можно по праву назвать новизной в татарской драматургии. В пьесах же М.Гилязова «Бичура» («Домовой») и Т.Миннуллина «Элдермештэн Элмэндэр» («Старик Альмандер из деревни Альдермеш») тесно переплетены реальная и мифическая жизнь.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы:

1. Перемены в социокультурной жизни, произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в России, коснулись как литературу в целом, так и драматургию в частности. Это проявилось в формировании нового взгляда драматургов на происходящие в стране события, коренном

изменении образной структуры произведений, тематическом разнообразии пьес, художественной специфики воплощения идеи произведений.

2. Основными проблемами, нашедшими отражение в произведениях современной татарской драматургии являются роль национальных традиций в судьбе народа, сохранение языка и культурного богатства нации, религиозно-нравственных основ, проблема манкортизма, эмиграции, смешанного брака, крах общественных устоев и моральных приоритетов, пагубное влияние алкоголизма на судьбу и человека, легкомысленное отношение к жизни молодежи, недостаточное внимание государства к науке, проблемы мещанства, одиночества, негативного влияния устоев современного общества на самосознание людей и др.

3. Основной тенденцией современной татарской драматургии является поиск и создание образа положительного героя - патриота своей Отчизны, образованной, культурной, толерантной, интеллигентной личности, одновременно являющейся носителем родного языка, почитающей многовековые традиции своего народа. Только глубоко нравственный, воспитанный человек способен по достоинству представлять свою нацию на мировом уровне, подчеркивая ее уникальность, этническое своеобразие, открытость для других культур. Именно поэтому темы нравственности и национального самосохранения в современной татарской драматургии рассматриваются в тесной взаимосвязи.

4. Развиваясь, идя в ногу со временем, освещая актуальные проблемы современного социума и человечества в целом, совершенствуясь в жанровом и тематическом направлениях, татарская драматургия сумела сохранить свой неповторимый национальный характер, этническую основу.

5. В целом, творчество драматургов современности можно охарактеризовать общим словом «поэтика»18. Известный татарский поэт Р.Харис объясняет суть этого понятия чувством упоения, удовлетворения, восхищения, возникшим в душе у читателя после прочтения литературного произведения. Поэтика связывает произведение с душами читателей, возводит его в разряд шедевра

18 Вэлиев М. Куцелнен кеткэне. / М. Вэлиев. - К.: Татар, кит. нэшр. - 1984. -Б.100.

независимо от того, к какому жанру оно принадлежит и кем написано. Творчество современных драматургов обладает огромным положительным потенциалом, способно вызвать у читателя массу ярких впечатлений, подарить надежду в светлое будущее. Оптимизм драматургов распространяется на их творчество и соответственно оптимизмом заряжаются и зрители.

Список использованной литературы включает в себя 150 наименований.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с дальнейшим изучением основных тенденций современной татарской драматургии, выработкой новых подходов и принципов анализа, драматических произведений, обусловленных закономерностями литературного процесса и учитывающих специфичность переживаемого литературой момента; рассмотрение динамики фундаментальных образов и художественных категории в драматургии последних лет; изучение процесса ценностной инверсии, которому подверглись традиционные представления.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Мингалиева Л. Национальные и нравственные проблемы в современной татарской драматургии / Мингалиева Л.Э. // Рецензируемое издание ВАК. - Вестник Башкирского университета. -Т. 12. - №7. - Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2007. - С. 112.

2. Мингалиева Л. Актуальные проблемы общества в творчестве М.Гилязова / Мингалиева Л. / Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи: Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» XI Кирилло - Мефодиевских чтений. - Москва-Ярославль: Издательство «Ремдер», 2008., С. 72.

3. Мингалиева Л. Татарский театр на пути решения проблем нации / Мингалиева Л. // Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи: Материалы круглого стола Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» XI Кирилло - Мефодиевских чтений. - Москва-Ярославль: Издательство «Ремдер», 2008. - С. 68.

4. Мингалиева Л. Бугенге кон татар драматургиясендэ милли сэнгать мэсьэлэлэре (Судьба национального искусства в

произведениях современной татарской драматургии) / Мингалиева Л. // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Нижнекамск: Изд. НМИ, 2008. ~ С. 333.

5. Мингалиева Л. Бугенге татар драматургиясендэ гаилэ проблемаларыньщ яктыртылышы (Художественное отражение взаимоотношений между поколениями в татарской сценической литературе последних лет) / Мингалиева Л. // Милли мэдэният. К. -«Печатный двор» нэшр., 2008., - Б. 9.

6. Мингалиева Л. Хэзерге драматургиядэ сэламэт яшэу рэвеше мэсьэлэсенец куелышы (Тема здорового образа жизни в произведениях современной татарской драматургии) / Мингалиева Л. // Милли мэдэният. - К.: «Печатный двор» нэшр., 2008. - Б. 27.

7. Мингалиева Л. Драматург М.Гыйлэжев ижатында жэмгыятебездэге актуаль мэсьэлэлэрнец яктыртылышы (Злободневные проблемы современного общества в произведениях драматурга М.Гилязова) / Мингалиева Л. // Роль просветительской деятельности и культурного наследия выдающегося деятеля национальной культуры в формировании активной жизненной позиции современной личности: сборник тезисов Республиканской научно-практической конференции им. Ф.Амирхана. - К., 2008. - 25 января. - С. 99-104

8. Мингалиева Л. Бугенге кен татар драматургиясендэ улем-улемсезлек проблемасы, яшэу фэлсэфэсе (Проблема бытия и философия смысла жизни в произведениях татарской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 вв.) / Мингалиева Л. // Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Нижнекамск. - в печати.

9. Мингалиева Л.Э. Бугенге кон татар драматургиясендэ матди Житешлелек Ьэм эхлак сыйфатларыньщ узара шартланышы темасы (Тема взаимной обусловленности материального благополучия и нравственных качеств в татарской сценической литературе последних лет) / Мингалиева Л. // Новый век и татрская литература: анализ литературного процесса и художественного произведения: руководствово для студентов / Л.Э. Мингалиева. - в печати.

Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,6 Подписано в печать 23.04.2009. г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. 292-95-68,292-18-09

 

Список научной литературыМингалиева, Лейсан Эмитовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Фэнни - теоретик Ьэм тэнкыйди эдэбият исемлеге

2. Авилов А. Беседа с актером / А. Авилов // Театральная жизнь. — № 6. — 1986.

3. Аксенова Е. Художественное выражение позиции писателя: Сборник статей / Е.Аксенова. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1959.- 172 с.

4. Ал яулык, зэцгэр шэл: Татар совет эдэбияты: 20-30 нчы еллар драматургиясе. Казан: Мэгариф, 2005. - 351 б.

5. Амелькин А.О. Татарский вопрос в общественном сознании России конца ХУ-первой половины XVI в. (по материалам агиографических сказаний и памятников фольклора) Автореферат дисс. к. и. н. / А.О. Амелькин. Москва: АКД, 1992. - 22 с.

6. Ахунов Г. Ак калфагым тешердем кулдан. / Г. Ахунов // ШэЬри Казан. 1994. - 12 ноябрь.

7. Ахунов Г. Эдэбиятыбыз файдасына / Г. Ахунов // Социалистик Татарстан. 1987. - 27 декабрь.

8. Ахунов Г. Чакматаш: Т. Мицнуллинга 60 яшь / Г. Ахунов // Мэдэни ж;омга. — 1995, №6. 25 август.

9. Ахунов Г. Язучы Ьэм заман / Г. Ахунов // Казан утлары. 1998, № 1. — Б. 119-126.

10. Эхмэдуллин А. Узе сайлаган язмыш: Т.Мицнуллинныц "Монда тудык, монда устек" китабына карата / А. Эхмэдуллин. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.

11. Богатырев П.И. Московская старина: Серпуховская застава // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / П.И. Богатырев. М.: Правда, 1989. - 544 с.

12. Богданов Ф. Язмыш арбасын сейрэп / Ф. Богданов // Кызыл тац (Уфа).- 1997. 5 декабрь.

13. Вэли М. Чын тигезлек кирэк: Т.Мицнуллин кайсы халык язучысы / М. Вэли // ШэИри Казан. - 1995. - 8 сентябрь.

14. Вэлиев М. Безнец заман геройлары / М. Вэли // Казан утлары. 1973. -№3. - Б.151-155.

15. Вэлиев М. Куцелнец кеткэне / М. Вэлиев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984.- 180 б.

16. Вилданова С. Яктырта куцеллэрне: И. Юзеевныц "Безнец эти мировой" драма эсэре хакында / С. Вилданова // Социалистик Татарстан. 1991, 9 ноябрь.

17. Габдерэхим Эсэр (драматург М. Гыйлэжев белзн эцгэмэ) / Габдерахим // Заман Татарстан. - 2002. — 2 март. - Б.7.

18. Габэши А. Татар драматургиясенец килэчэге еметле. / А. Габэши // Сэхнэ. 2008. - октябрь. - Б. 6-7.

19. Габиди Э. Без коткэн спектакль / Э. Габиди // Социалистик Татарстан.- 1988. -2 апрель.

20. Габиди Э. Гаеплэр авазы: А. Гыйлэжевныц "Син минеке, мин синеке" драма эсэре хакында / Э. Габиди // Социалистик Татарстан. 1981. - 11 март.

21. Габиди Э. Тормышны ярату / Э. Габиди // Татарстан яшьлэре. 1981. -19 февраль.

22. Габиди Э. Тормышчан геройлар / Э. Габиди // Татарстан яшьлэре. -1981.-19 февраль.

23. Гадел Э. Исэнме, тау / Э. Гадел // Мэгърифэт. 1998. - 17 гыйнвар

24. Галимуллин Ф. Иц эЬэмиятлесе гражданлык. // Социалистик Татарстан. - 1984. — 23 декабрь.

25. Галимуллин Ф. Тормышны ярату / Ф. Галимуллин // Казан утлары. -1986.- №10.

26. Галимуллин Ф. Ышаныч тудыручы яшьлэр // ШэЬри Казан. 1994. -22 гыйнвар.

27. Галимуллин Ф. Ян, учак, ян. / Ф.Г. Галимуллин // ШэИри Казан. 1998.- 23 гыйнвар Б. 3-4.

28. Галимуллин. Ф. Олы юллар искерми / Ф.Г. Галимуллин // Социалистик Татарстан. 1980. - 24 сентябрь.

29. Галиуллин Т. Гореф гадэтлэрнец бар уз моцы / Т.Галиуллин // ИлЬам чишмэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988 - Б. 161-166.

30. Галиуллин Т. Эдэбият узгэрэме, эллэ узебезме? / Т. Галиуллин // Мэгариф. 1992. - №1.

31. Галиуллина М. Рэхэтлэнеп еларлык тамаша / М. Галиуллина // Мэдэни жомга. 2004. - 24 гыйнвар.

32. Гэрэев Р. Кызыклы спектакль: А. Гыйлэжевныц "Жанныц жид емче тамыры" драма эсэре хакында / Р. Гэрэев // Социалистик Татарстан. — 1981.-29 ноябрь.

33. Гыйззэтуллин Р. Кешелеклелек очен керэш / Р. Гыйззэтуллин // Социалистик Татарстан. 1980. - 10 апрель.

34. Гыйлэжев А. Имэн чиклэвеге / А. Гыйлэжев // ШэЬри казан. 1990. -28 ноябрь.

35. Гыйлэжев А. Мин Рэсэйдэ буталышлар килеп чыгуыннан куркам / А. Гыйлэжев // Заман-Татарстан. 1998. - 2 гыйнвар.

36. Гыйлэжев М. "Плаха" Ьэм "Ахырзаман" / М. Гыйлэжев // Татарстан яшьлэре. 1990. - 4 октябрь.

37. Гыйльметдинова 3. Драматурглар жыены. Элмэт. 2008 ел / 3. Гыйльметдинова // Сэхнэ. 2008. - октябрь. - Б. 2-3.

38. Гыйматдинова Н. Баш редактор сузе / Н. Гыйматдинова // Идел. — 2008. — №1. — Б. 2.

39. Гыйматдинова Н. Безгэ Туфаннар кирэк! / Н. Гыйматдинова // Татарстан яшьлэре. 1995, №28. - 14 март.

40. Гыймранова Д. "Таныш моцнар"дан "Гашыйклар тавы"н ача: И. Юзеев драматургиясенэ бер караш / Д. Гыймранова // Мэдэни жомга, № 27. — 2003.-4 июль.-Б. 12.

41. Гыймранова Д. Хушыгыз! / Д. Гыймранова // Ватаным Татарстан. -1998.- 14 апрель.

42. Даутов Р., Нуруллина Н. Совет Татарстаннары язучылары: Библиографик белешмэ. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986.

43. Дуров Л. Осмысление увств / Л. Дуров // Современная драматургия. -1983.- №1.-С. 262-263.

44. Ж^амалиева 3. Таныш моцнар: Куренекле шагыйрь Ьэм драматург И. Юзеевка багышланган методик библиографик ярдэмлек. /ТР Милли китапханэсе / Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. — Б. 186.

45. Дэлэлиева М. Аяз Гыйлэж;ев идатында эдэби герой / М. Дэлэлиева // Совет мэктэбе. 1984. - № 3. - Б. 15-19.

46. Игъламов Р. Аяз Гыйлэдев — драматург // Аяз Гыйлэж;ев. Сайланма эсэрлэр. 5т. / Р.Игъламов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - Б. 440.

47. Кадыйрова Ф. Узебез сайлаган язмыш / Ф. Кадыйрова // Татарстан яшьлэре. 1974. - 28 май.

48. Камалетдинова Р. Кодрэтле суз иясе / Р. Камалетдинова // Сеембикэ. -1998. №1 - Б.12-14.

49. Карась А. Отказаться от банана ради интересной игры / А.Карась // Искусство кино. №2. - 2004.

50. Кашшаф Г. Эцгер мецгер / Г. Кашшаф // Социалистик Татарстан. -1971.-2 май.

51. Кончаловский А. Дикарь с букварем / А. Кончаловский // Аргументы и время. 17 августа. - 2006.

52. Кончаловский А. Бешеные деньги / А. Кончаловский // Аргументы и время. 8-14 июня. - 2006.

53. Кончаловский А. Победа рынка над искусством. Как маркетологи берут верх над творцами / А. Кончаловский // Российская газета. -2005. 9 февраль.

54. Латыйп К. Ул беркем эйтмэгэнне эйтэ / К. Латыйп // Татарстан яшьлэре. -1998. 20 гыйнвар.

55. Лаушкин А. В. Регулирование контактов христиан с нехристианами в Древней Руси (XI—XIII вв.) // Сборник Русского исторического общества / A.B. Лаушкин. -М., 2003. -№ 7 (155). С. 38-46.

56. Мингалиева Л. Хэзерге драматургиядэ сэламэт яшэу рэвеше мэсьэлэсенец куелышы (Тема здорового образа жизни в произведениях современной татарской драматургии) / Мингалиева Л. // Милли мэдэният. Казан: Печатный двор, 2008. - Б. 31-34.

57. Мицнуллин Т. Заман белэн кузгэ куз / Т. Мицнуллин // Социалистик Татарстан. 1983. - 4 гыйнвар.

58. Мицнуллин Т. Татарныц бер баласы / Т. Мицнуллин. Казан: Рухият., 2003.-408 б.

59. Мицнуллин Т. Театрда драматург беренче урында./ Т. Мицнуллин // Сэхнэ. 2008. - октябрь. - Б. 4-5.

60. Мицнуллин Т. Хэерле юл, егетлэр / Т. Мицнуллин // Социалистик Татарстан. -1991.-15 март.

61. Миннуллина Ф.Х. Драматургия Юнуса Сафиуллина (эволюция творчества): Автореф. дис. канд.филол.наук / Ф.Х.Миннуллина. — Казань,2004. 26 с.

62. Мортазин М. Яратып эшлэргэ кирэк / М. Мортазин // Татарстан яшьлэре. 1990. — 4 октябрь.

63. Мехэммэдиев Р. Куцелдэге эзлэр / Р. Мехэммэдиев // Казан утлары. -1980, № 10. -Б.133-142.

64. Мехэммэдиев Р. Талант хакында суз / Р. Мехэммэдиев // Ватаным Татарстан. 1995. - 25 август.

65. Мехэммэдиев Р. Тормыш дэвам итэ / Р. Мехэммэдиев // Казан утлары.- 1983. -№1.81 .Мехэммэдова Г. Зур драматург та ул. / Г. Мехэммэдова // ШэЬри Казан. 1998. - 23 гыйнвар.

66. Низамиев Р. Иж;атта газап белэн шатлык янэшэ / Р. Низамиев // Татарстан. 1994, №3 - 4. - Б. 48 - 49.

67. Нуруллин И. Кеше Ьэм драматург: Драматург Туфан Мцнуллинга 60 яшь / И. Нуруллин // Мирас. 1995. - №10. - Б. 38-40.

68. Нуруллин И. Туфанизм турында / И. Нуруллин // ШэЬри Казан. 1995.- 17 февраль.86.0т аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Под ред. Л.В. Шамрей, Н.Ю. Русова, В.А. Ханов.- Нижний Новгород, 1993. С. 126-127.

69. Рахмай X. Байлык Ьэм моц.: И. Юзеев ижаты турында / X. Рахмай // Ватаным Татарстан. 1995. - 8 февраль.

70. Сабирзянов Г.С. Поволжские татары и русские в зеркале симпатий и антипатий // Г.С. Сабирзянов. Казань: Фэн, 1993. - 37 с.

71. Саттарова A.M. Современная татарская драматургия (1985—2000 гг.): Концепция эпохи и героя / А.М.Саттарова.— Казань: Гуманитария, 2003.— 152 с.

72. Сафуанов И. Яралы кош /рецензия/ / И. Сафуанов // Аргамак. 1993. — №3-Б. 67-73.

73. Сверигин Р. Замандашлар бэхетен кайгыртып./ Р. Сверигин // Казан утлары.- 1986. -№ 7. Б. 148 - 153.

74. Сэлимжанов М. Ул мица ошамаган иде / М. Сэлимж;анов // Ватаным Татарстан. 1995. - 25 август.

75. Серебренников К., Максимова В. Новая драма, "Мещане" и другие./ К. Серебренников, В. Максимова // Страстной бульвар. -10. №3-63. -2003. - С.43-52.

76. Сэхапов Э. Веждан хекеме / Э. Сэхапов. Казан: Мирас кит. нэшр., 1995.- 1446.

77. Сэхапов Э. Кырыс чынбарлык / А. Гыйлэжев ижаты турында/ Монография / Э. Сэхапов. Казан: Мирас кит. нэшр., 1995. - 144 б.

78. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII века: в 2 томах. 1т. /В.Д. Смирнов. - М.: Рубежи XXI. - 542 с.

79. Сеюлэрец чыннан булса. XX йез башы татар драматургиясе. Казан: Мэгариф, 2003.-351 б.

80. Татар драматурглары: библиографик белешмэлек / Тез. Ф.Ганиева, А.Саттарова. Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - 271 б.

81. Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. 6т.: 60-90 еллар эдэбияты.— Казан: Раннур нэшрияты, 2001.— 544 б.

82. Татар Совет эдэбияты тарихы (жыентык). Казан: Татар, кит. нэшр., 1960.-822 б.

83. Татар халык ижаты. Мэкаль Иэм эйтемнэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987.-336 6.

84. Тумашев Р. Театр яктылыкка, нурга илтэ./ Р. Тумашев // Сеембикэ, № 2. 1994.

85. Туфан Мицнуллинга 60 яшь. К.: Г. Камал ис. ТДАТ, 1995.

86. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях: Краткая история г. Казани; Репринт. Воспроизведение / К.Фукс. Казань: Фонд ТЯК, 1991.-209 с.

87. Хабенская Е.О. Татары о татарском / Е.О. Хабенская. М.: Наталис, 2002. - 206 с.

88. Хабутдинов А. Русско-татарский диалог: повторение тысячелетней истории. На сайте Центра стратегических и политических исследований. / А. Хабутдинов. См. Ьйр^юзрэ-prqjectyarcon.ru/BULETEN5/5.htm.

89. Хаж;иева М. Ала карга дигэн, эй асыл кош Т.Мицнуллин пьесаларында ж;ыр. / М. Хаждева // Мэдэни ж;омга. 1999. - 10 сентябрь.

90. Ханзафаров Н. Бишектэ кем? (А. Гыйлэж;евныц "Ефэк баулы былбыл кош" эсэре хакында) / Н. Ханзафаров // Социалистик Татарстан. 1983. - 27 март.

91. Ханзафаров Н. Драмаларда куцел деньябыз: Т.Мицнуллинньщ хэзерге драматургиясенэ бер караш / Н. Ханзафаров // Мэдэни жрмга. -2002.- 15 март.-Б. 12.

92. Хэбибуллин М. Яшьнэп кенэ калмады: Драматург Туфан Мицнуллинга 60 яшь / М. Хабибуллин // Мирас. 1995. - №9. - Б. 3840.

93. Хэкимова С.Г. Фэнис Яруллин: тормыш Ьэи иж;ат батырлыгы / С.Г.Хэкимова Казан: Идел-Пресс, 2007 . - 192 б.

94. Хэлиуллина Р. Драма эсэрлэрен ейрэну / Р. Хэлиуллина // Мэгариф.- 1991.-№3.

95. Хесни Ф. Уйна, уйна, моцлы сазым!: Шагыйрь И.Юзеев портретына кайбер штрихлар / Ф. Хесни // Хесни Ф. Ни эйтергэ? Ничек эйтергэ? Казан: Татар, кит. нэшр.,1974. - Б.190-196.

96. Шакирова Г.А. Драматургия Туфана Минуллина 80-90-х годов: Автореф.дис. канд.филол.наук / Г.А.Шакирова. Казань, 2000. - 19 с.

97. Юзеев И. Элмэндэрлэр гомере телим: Т.Мицнуллин турында / И. Юзеев // Мэдэни домга. 1995. - 25 август.

98. Юнысова А. Туфан тэрэзэлэре: язучы авылда яши / А. Юнысова // Ватаным Татарстан. 1993. - 15 октябрь.

99. Юнысова Л. Ягез бер дога / Л. Юнысова // Ватаным Татарстан -1998. 27 гыйнвар.

100. Яруллин Ф. Нигез ташлары / Ф. Яруллин // Татарстан яшьлэре. — 1974.- 18 май.

101. Яхин А. Эшлэпэ: Т. Мицнуллин турында / А. Яхин // Мэдэни жомга. 1995. - 25 август.1.. Матур эдэбият исемлеге

102. Аманулла. Моцлы ядкэр: Пьесалар / Аманулла. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 350 б.

103. Гилязов М. Словарь любви: Пьесы / Гилязов М. Казань:Татар. кн. изд-во, 2005.-400 с.

104. Гыйлэж;ев А. Жрмга кен кич белэн. Повестьлар / А. Гыйлэж;ев. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. 360 б.

105. Гыйлэжев А. Сайланма эсэрлэр: 5 томда. 2т.: Пьесалар / А. Гыйлэж;ев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 527 б.

106. Гыйлэжев А. Сайланма эсэрлэр: 5 томда. Зт.: Пьесалар / А. Гыйлэж;ев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002 - 447 б.

107. Гыйлэжев А. Сайланма эсэрлэр: 5 томда. 5т.: Пьесалар / А. Гыйлэж;ев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 447 б.

108. Гыйлэж,ев м. Бичура: Пьесалар / М. Гыйлэжев. Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 287 б.

109. Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Ьэм сэхнэ эсэрлэре / Г.Исхакый Казан: Татар.кит.нэшр., 1991. — 671 б.

110. Исхакый Г. Ике йез елдан сон, инкыйраз. Эдэби эсэр / Мехэммэт Гаяз эл-Исхакый. Казань: Городской пассаж. Лито-типография И.Н.Харитонова, 1904. (Дозволено цензурою. Сант-Петербургъ, 25 июня, 1903).

111. Каюмов Г. Упкын естендэ уен: Пьесалар / Г.Каюмов. Казан: Татар, кит. нэшр., - 2003. -383 б.

112. Мицнуллин Т. Кырларым-тугайларым: Пьесалар / Т. Мицнуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. - 366 б.

113. Мицнуллин Т. Монда тудык, монда устек: Пьесалар / Т.Мицнуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 352 б.

114. Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. 1 т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 528 б.

115. Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. 2 т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 415 б.

116. Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. 3 т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 446 б.

117. Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. 4 т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 414 б.

118. Мицнуллин Т. Сайланма эсэрлэр: 10 томда. 5 т.: Пьесалар / Т. Мицнуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 398 б.

119. Салихов Д. Гыйлэж; тэрэзэлэре: Пьесалар / Д.Салихов. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 285 б. .

120. Тукай Г. Хиссияте миллия / Г.Тукай // Фикер- 1906. 17 сентябрь. - № 34.

121. Тукай Шигырьлэр, поэмалар Иэм экиятлэр / Г. Тукай. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. - 330 б.

122. Фэйзи М. Эсэрлэр / Мирхэйдэр Фэйзи. Казан: Мэгариф, 2007. -295 б.

123. Хэким 3. Мин теш курдем.: Пьесалар / 3. Хэким. Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. - 366 б.

124. Хэмид Р. Каен ж;иле: Пьесалар / Р. Хэмид. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987.-160 б.

125. Хэмид Р. Китэм инде: Пьесалар / Р. Хэмид. Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-3846.

126. Хэмид Р. Олы юлныц тузаны: Пьесалар / Р. Хэмид. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - 192 б.

127. Юзеев И. Сандугачлар килгэн безгэ: комедиялэр, драмалар / И.Юзеев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - 351 б.

128. Юзеев И. Ахырзаман гашыйклары / И. Юзеев // Яца гасыр пьесасы: 3 томда. 1т. - Казан: Идел-Пресс, 2004. - Б.398-435

129. Юзеев И. Тургай чэчэге. / И. Юзеев. Казан: Татар, кит. нэшр., 1987.- 184 б.

130. Юзеев И. Шагыйрь сэхнэсе: Драмалар, комедиялэр / И. Юзеев. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 191 б.

131. Яруллин Ф. Пьесалар / Ф. Яруллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1998.-320 б.