автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Современное китайское художественное стеклоделие

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Чжао Цзянлин
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Современное китайское художественное стеклоделие'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современное китайское художественное стеклоделие"

На правах рукописи

Чжао Цзянлин

СОВРЕМЕННОЕ КИТАЙСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ

Специальность: 17.00.04 Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2 2 СЕН 2011

Москва, 2011

4853384

Диссертация выполнена в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения Грошкова Любовь Германовна

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения Трощинская Александра Викторовна

Кандидат искусствоведения Донская Оксана Валерьевна

Ведущая организация:

Государственный музей искусства народов Востока

Защита состоится «_ // » октября 2011 г. в часов

на заседании Диссертационного совета Д-212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д.9

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА. Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу

Автореферат разослан

»9 » С<?А/&4>11г.

О

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук ^ ГанцеваН.Н.

Общая характеристика работы

Тема диссертации «Современное китайское художественное стеклоделие». Это интересное и самобытное явление представляет собой оригинальную грань в эволюции искусства стекла. Несмотря на то, что стекольное дело не является популярным декоративным искусством в Китае, особенно в сравнении с такими его традиционными видами как керамика, лак, резьба по камню, интерес к этому материалу существовал в разные периоды истории государства. Используя столетиями отработанные в различных ремесленных мастерских стилистические особенности и технологические приемы, мастера-стеклоделы привнесли в искусство стеклоделия своеобразные национальные черты и неповторимый колорит. Китайские изделия из стекла отличаются не только специфическим составом шихты, который существенным образом повлиял на развитие стекольного дела, но и собственным осмыслением эстетических и пластических свойств материала. Сложилась выразительная художественная школа, важными составляющими которой являются оригинальные формы, неповторимые цветовые сочетания, необычайные методы декорирования и неординарное назначение изделий. Однако становление стеклоделия в Китае не было равномерным и последовательным. За периодами всплеска интереса к стекольному делу следовали этапы индифферентности и застоя.

Провозглашение в Китае политики реформ и открытости обусловило появление новых возможностей для науки, культуры и искусства. Стеклоделие получило мощный импульс для развития. Знакомство с мировыми техническими и технологическими достижениями стимулировало взлет фантазии и экспериментаторский дух творческих личностей.

Опираясь на традиционную стилистику, философские учения, веками утвердившиеся мировоззренческие устои, и используя новейшие технологии, современные китайские художники за небольшой срок успели создать свой оригинальный образ в искусстве стекла, несущий выразительные черты

национального характера. Постепенно определились основные тенденции и пути развития, наметилось сложение современной стилистики, утвердились ведущие центры творческой деятельности художников.

В настоящее время можно выделить несколько структурных направлений, определяющих художественный облик современного стеклоделия Китая. С одной стороны это крупные промышленные центры, ориентированные на массового потребителя. С другой стороны частные мастерские, поддерживающие живую связь преемственности традиционного мастерства китайских стеклоделов в способах изготовления и декорирования стеклянных предметов и несущие, в основе своей, уникальное авторское мировоззрение. За последние два десятилетия самостоятельное развитие получило студийное искусство стекла.

Важную роль в формировании национального характера современного китайского стеклоделия играют производственные предприятия, специализирующимся на изготовлении сувенирных и подарочных предметов, а также на разработке образцов для выпуска ограниченным тиражом и выполнении уникальных авторских изделий. В своих разработках эти предприятия объединяют характер авторского уникального стекла Китая и особенности серийного выпуска, сохраняя специфику национальных традиций. Наиболее ярким представителем этого направления является фирма «Люлигунфан», которая считается «лицом» современного китайского художественного стеклоделия. Деятельность таких предприятий очень многогранна. Одним из приоритетных направлений является многоплановая помощь центрам стеклоделия в ВУЗах страны и информационно-рекламная поддержка искусства стеклоделия.

Особый вклад в формирование новых эстетических качеств современного китайского художественного стекла внесли выпускники художественных вузов. Специалисты, получившие высшее художественное образование в Китае и прошедшие профессиональную подготовку в западноевропейских

странах, прежде всего в Великобритании, стали основоположниками современного студийного искусства стекла в Китае. Это художники, хорошо знающие особенности материала, владеющие современными средствами художественного выражения и обладающие глубоким знанием новейших технологических возможностей. Главную роль в этом творческом движении играют кафедры художественного стекла, открытые в университетах нескольких городов Китая. В свою очередь сами кафедры стали не только мощными профессиональными учебными заведениями, но и «идеологическими» центрами, формирующими образ современного китайского стеклоделия. Среди наиболее значимых «школ» с собственным, выраженным художественным обликом можно выделить Пекинский университет Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и Китайскую академию искусств в Ханчжоу. Таким образом, современное художественное стеклоделие Китая стремительно развивается, вписывая свою страницу в культуру и искусство государства.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное китайское художественное стеклоделие впервые исследуется как своеобразное, самостоятельное явление со своими характерными и специфическими художественными качествами и национальным колоритом. Впервые проводится анализ исторических предпосылок, оказавших влияние на формирование пластического языка и образного выражения, определяются основные тенденции и направления в развитие. Выявляются ведущие центры художественного стеклоделия и анализируются присущие им художественные черты, раскрывается своеобразие стилистики, отмечается оригинальность авторских приемов.

Кроме того, провозглашение Китаем политики реформ и открытости, а также скачок в экономическом развитии и интеграция Китайской Народной Республики в мировое сообщество, обусловили возрождение интереса к Китаю в целом, и к китайскому искусству в частности. Современное китай-

ское стеклоделие, как часть художественной традиции Китая представляет собой информационно наполненный пласт, уходящий корнями в глубокую древность, достойный детального изучения и искусствоведческого анализа. Как совокупность различных эстетических взглядов, переплетения европейских технологий и местных приемов, восточного мировоззрения и всеобщей унификации, китайское стеклоделие является в то же время воплощением самобытности и национального самосознания. В работах китайских художников стекла одновременно сочетаются и веками отработанные философские понятия, типичные для данного региона, и преобладающие в настоящее время в художественном стеклоделии тенденции. Органично вливаясь в современное культурное пространство, древние традиции и современные тенденции, тесно переплетаясь в работах современных китайских художников стекла, составляют выразительную картину искусства Китая сегодня.

Степень изученности темы. Несмотря на то, что китайское стеклоделие бурно развивается за последние двадцать лет, ни в Китае, ни в России, ни в мире до сих пор оно не было предметом серьёзных научных исследований. В целом искусство Китая на протяжении столетий вызывает большой интерес среди профессиональных исследователей, искусствоведов и любознательных граждан. Издано немало научных и популярных трудов, анализирующих непосредственно декоративно-прикладное искусство. Однако большинство изданий посвящено историческим аспектам, в том числе и стекольного дела. Ряд публикаций, изданных в последние годы ведущими китайскими художниками стекла, описывают технологические возможности при создании современных изделий из стекла. Среди имеющихся периодических изданий в Китае, можно указать журнал фирмы «Люлигунфан», который носит в большей степени рекламный и познавательный характер. Регулярно издаются также отчеты по итогам проходивших симпозиумов художественного стекла. Они содержат преимущественно биографические данные художников и фотографии работ. В качестве информационных материалов издаются

каталоги и альбомы работ отдельных художников с краткими вступительными статьями. Большинство печатных изданий по стеклу, которые выпускаются в Китае, освещает вопросы технического и технологического характера, а также описывает отдельные этапы из истории европейского стекольного дела.

Материалы, посвященные монументальным историческим и культурным памятникам, изготовленным из стекла, охватывают главным образом научно-просветительный и культурно-информационный вопросы. В России по данной теме ничего не издавалось.

Предметом исследования является современное авторское стеклоделие Китая последнего десятилетия XX века и первого десятилетия XXI века.

Объектом исследования являются творческие работы наиболее ярких и выразительных художников, представителей современного китайского стеклоделия, живущих и работающих на территории КНР, и для которых материал стекло является основным средством художественного выражения. Анализом охвачены изделия, воплощающие авторское мировоззрение известных пекинских художников стекла, прежде всего, Дам Шуфэна„.Гуань Дунхая, Ван Цяньчжуна и др. Исследуя творческий почерк шанхайских представителей искусства стеклоделия, выделяется деятельность Чжуана Сяовэя, Ван Циня и Сюе Люй. При рассматривании образного своеобразия работ «стекольщиков» из Ханчжоу, выявляется творческий почерк Хань Си и Ли Вэня. Определяется значимость многогранной творческой деятельности одного из представителей производственного предприятия наиболее известной фирмы «Люлигунфан», в основе ассортиментной политики которой лежит авторский подход и творческий почерк известной художницы Лоретты Ян.

Целью исследования являются: систематизация информации о современном китайском художественном стеклоделии, выявление тенденций и направлений развития, определение характерных особенностей национального характера, анализ специфики образного выражения в современном художественном китайском стеклоделие.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить характер и художественные особенности современного китайского художественного стеклоделия

2. Выявить основные тенденции и направления развития стеклоделия в Китае в настоящее время

3. Определить типологические и стилистические особенностей трех основных «школ» стеклоделия в Пекине, Шанхае и Ханчжоу.

4. Определить основные черты авторского почерка художников «пекинской» школы,« шанхайской» и школы в Ханчжоу.

5. Выявить основные методы работы современных китайских художников.

Научная новизна. Данная работа является первым опытом научного искусствоведческого анализа современного китайского художественного стекла. В научный оборот вводится само понятие «современное художественное стеклоделие Китая», определяются его характерные особенности, выявляются основные тенденции и направления его развития. Впервые анализируется творчество ведущих современных китайских художников стекла, выявляются доминирующие средства выражения, характеризуется пластический язык и авторский почерк, обозначаются основные центры стеклоделия, играющие ключевую роль в его развитии. Впервые определяются характер взаимовлияния и взаимозависимости исторических традиций, и форм их современного осмысления. В научный оборот вводится новый предметный материал, который систематизирован и каталогизирован.

Методика исследования. Данное исследование базируется на изучении имеющихся источников информации: каталогов, статей, биографий художников, интернет-ресурсов и личном контакте автора с художниками, знакомстве с творчеством ведущих китайских художников в музейных коллекциях и творческих мастерских в Пекине и в Шанхае. Применены методы описания, структурного анализа и обобщения, использовались также

методы сравнительного, типологического и формально-стилевого анализа, и историографическое сопоставление.

Границы исследования. Анализом охвачены последние десять лет XX века и первое десятилетие XXI века как период наиболее активного формирования облика современного художественного стекла на территории Китая. Географически исследование ограничивается тремя основополагающими школами, которые дали наиболее яркий творческий импульс развитию авторского художественного стеклоделия в Китае. Это Пекинский университет Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и факультет стекла Китайской академии искусств города Ханчжоу.

Практическая ценность. Работа может представлять интерес для специалистов в области изготовления и распространения изделий из стекла. Основные положения исследования и собранный иллюстративный материал, изложенный в диссертации, может быть полезным для коллекционеров и музейных работников. Сведения, собранные в диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности, для подготовки специалистов в области изготовления и обработки изделий из стекла, а также изучения истории стеклоделия. Изыскания могут быть также востребованы культурологами и регионоведами.

Реализация и апробация. Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры художественной обработки стекла МГХПА им. С.Г.Строганова. По теме диссертации опубликовано 4 статьи, основные положения диссертации представлены на 4 научных на конференциях в МГХПА им. С. Г. Строганова.

Структура. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложений и иллюстраций.

Общий объем составляет 158 страниц компьютерного текста, библиография содержит 137 наименований, 154 иллюстрации.

Основное содержание работы

Во Введении представлено обоснование выбора темы и ее актуальности для современного искусствоведения, сформулированы цели и задачи исследования, обозначены географические и хронологические рамки, разъяснена методология диссертации.

В главе I, «Исторические предпосылки зарождения современного китайского художественного стеклоделия», рассматриваются исторические этапы возникновения и развития стеклоделия в Китае с периода правления династии Чжоу (XI - III в. до н. э.) по 80-е годы XX в., которые заложили основы современного китайского художественного стеклоделия.

В основе современного китайского художественного стеклоделия лежат многовековые традиции. Его история насчитывает более 3000 лет. Но особенности местного сырья на века предопределили специфику его развития, так как необычайная хрупкость позволяла создавать лишь небольшие изделия.

Одним из древнейших методов формования стекла в Китае было «моллирование» — приём, хорошо освоенный в более развитой сфере обработки металлов. Непрозрачное стекло «люли» (liuli), изготовленное методом моллирования из местного сырья, значительно отличалось от европейского. Яркие, насыщенные цветом изделия подвергались доработке рельефной резьбой, по аналогии с полудрагоценными камнями, прежде всего, нефритом.

Широкое распространение керамики, её разнообразие и относительная лёгкость изготовления, также замедляли развитие стекла, так как потребность в посуде полностью удовлетворялась керамическими сосудами. Кроме того, стеклоделие часто заимствовало методы формования и декорирования из других традиционных китайских ремёсел, чья популярность была значительно выше. Поэтому стекло долгое время «не имело своего лица», и собственно стекольные свойства материала не учитывались.

Интерес к стеклу появился в конце XVI — начале XVII века с освоением гутных способов формования, привнесённых европейцами. Ярким событием стало изобретение способа рельефной обработки накладного стекла «тао-сэ» (ЪоБе). В процессе изготовления изделий этим способом наносились от 2 до 10 слоев наклада на одноцветную заготовку. В более сложном варианте делались напепы разных цветов, пёстрой мозаикой покрывая основу. Затем традиционно следовала глубокая резьба по стеклу с последующей шлифовкой. Резьба напоминала изготовление камеи, когда на однотонной поверхности выделяется рельефное изображение другого цвета.

Сюжеты декоров весьма разнообразны. Это традиционные орнаментальные композиции, растительные мотивы, животные и мифологические персонажи, олицетворяющие «благожелательную» символику.

Ко второй половине XVII в. стеклоделие превратилось в самостоятельную отрасль, но развивалось лишь в небольших ремесленных мастерских. Переломный момент наступил в период Империи Цин (1644 — 1912 гг.), во время трёх императоров маньчжурской династии: Канси (1662 — 1722 гг.), Юнчжэн (1723 — 1735 гг.) и Цяньлун (1736 — 1795 гг.).

Знаковой фигурой в истории стекольного дела стал император Канси, положивший начало промышленного производства стекла в Китае. По его приказу в 1696 г. в Пекине был создан первый крупный центр художественного стеклоделия - Императорские стекольные мастерские. Здесь лучшие традиции древнего национального стеклоделия получили новое осмысление, а технологии, привнесенные из Европы, открыли широкие возможности. Были приглашены европейские мастера, закуплены зарубежное оборудование и материалы. Внедрение «европейского» химического состава стекла позволило добиться чистоты стекломассы и значительно увеличить размеры изделий. Ассортимент императорских мастерских в основном состоял из сосудов, сделанных из нового стекла. Но, поддерживая сложившиеся традиции, стеклоделы изготавливали однотонные изделия из глушеного стёкла ярких

цветов. Формы сосудов повторяли аналоги из керамики, фарфора, нефрита и бронзы, а рельефный декор напоминал утвердившиеся приёмы резьбы по камню.

В XVIII в. приобрела популярность эмалевая роспись. Так называемый «цинский придворный стиль периода Юнчжэн» является наглядным примером адаптации местными мастерами европейской техники. Свое отражение в эмалевой росписи нашли китайские декоративные мотивы, которые веками совершенствовались в керамике, фарфоре, тканях, бронзовом литье.

Необычайно высокий интерес в конце XVIII в. вызвало изготовление флаконов для нюхательного табака. Эти миниатюрные предметы, выполненные из фарфора или камня, резного лака или кости, обрели огромную популярность. Однако наибольшее распространение получили флаконы из стекла.

Золотой век китайского стеклоделия приходится на период правления императоров Юнчжэн и Цяньлун. В 1730 г. в Пекине открываются новые промышленные мощности. Постепенно здесь образовались крупные центры искусства и торговли сувенирной продукцией. Помимо императорских мастерских, импульс для развития получили частные стекольные производители.

Масштабное изготовление сосудов из стекла осуществлялось и в других провинциях — прежде всего в Шаньдун, Гуандун и Хэбэй. Самыми известными стали города Яныпэньчжэнь (современный Бошан) и Гуанчжоу, где с начала XX в. в налаживается промышленное производство бытового стекла.

Во время правления Юань Шикая (1912 г.) широкое распространение обрели копии древних предметов из стекла, прежде всего, изделия периода Цаньлун. Юань Шикай также положил начало активному распространению китайского витража.

Первая мировая война приостановила развитие стекольной промышленности. Но уже в 30-е годы XX в., с установлением относительной политической и экономической стабильности, стекольное производство вновь возобновляют работу. Однако этот ренессанс китайского стеклоделия оказался кратковременным.

В 1949 году, с приходом к власти Мао Цзэдуна, происходят кардинальные изменения в политической и культурной жизни страны. В свете коммунистической идеологии провозглашаются новые эстетические ценности. Массовое бытовое стекло приходит на смену изысканным изделиям ремесленных мастерских. Простые утилитарные формы декорируются надписями агитационного содержания, чаще красного цвета, и социалистической символикой. Редкое исключение составляют портреты Мао на сувенирах для руководителей Компартии и подарках самому вождю, выполненные в технике гравировки.

Наступивший затем тяжёлый период в истории Китая связан с так называемой «Культурной революцией» (1965 - 1976 гг.). Одним из ее проявлений стали масштабные гонения против национального искусства, в том числе и против традиций китайского стеклоделия.

После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) начинается «Пекинская весна» — период реформ, предпринимаемых новым руководителем Компартии Дэн Сяопином. Были затронуты все сферы жизни общества. Последовало улучшение отношений с другими государствами и снятие информационной блокады.

Открытие границ и знакомство с новыми художественными средствами выражения поначалу привело некоторых китайских художников к слепому подражательству. Сегодня эта тенденция во многом преодолена.

В поисках «нового лица» творческие личности обратились к национальным традициям. Реализм и психологизм, внимание к духовному миру человека отличают работы этого периода.

«Свежий ветер реформ» коснулся всех областей китайского искусства, в том числе и стеклоделия. Главные изменения происходили в сфере эстетики промышленного стекла, в которой отразились приоритеты нового времени. Основной чертой промышленного искусства становится не функционализм и утилитарная необходимость, а удовлетворение эстетических потребностей. На первое место выступает дизайн изделий, их удобство и декоративные качества.

Наиболее значимым явлением в стекольном деле 1980-х годов стало возрождение частных ремесленных мастерских, занимающихся такими традиционными стекольными техниками, как внутренняя роспись флаконов, резьба по накладному стеклу «тао-сэ», гравировка, различные виды гутных работ и стеклодувная техника, производственные секреты которых передавались поколениями от отца к сыну. Возникновение новых художественных объединений характерно для творческих течений 1980-х годов. Перенимая художественные и технологические приёмы, художники 80-ых годов продолжали национальные традиции стеклоделия, являясь своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим.

Ярким представителем этого движения является Ван Сишань — основатель известной группы «Ти», продолжающей традиции внутренней росписи флаконов. Группа «Ти» представляла собой одно из наиболее крупных объединений художников внутренней росписи. Композиционный лаконизм и «этюдность» «пекинской школы» живописи в сочетании с тонкой детализацией и яркими цветами «шандунской» традиции выделяют авторский почерк Ван Сишаня.

Символом возрождения резьбы по накладному стеклу «тао-сэ» стало творчество Чжан Вэйюна. В совершенстве овладевший древними технологиями, художник привнёс в традиционные приемы много нового, способствуя популяризации древней традиции «тао-сэ».

Одним из выдающихся художников этого времени является известный мастер гравировки У Цзысюн. Начав свою творческую деятельность в 1960-х годах, после долгих лет работы на заводе художник создал собственную производственную мастерскую. А в 2004 году благодаря его деятельности открылся первый в мире музей гравировки.

Существенным фактором для развития искусства художественного стекла стала возможность китайских студентов обучаться за границей. С начала 1990-х годов большое число будущих специалистов отправилось в Европу для освоения достижений мировой науки и искусства, в том числе и современного стеклоделия.

Известный китайский художник Дай Шуфэн так характеризует этот период: «Восьмидесятые годы стали пробуждением китайского стекольного искусства, которое до этого пребывало в младенчестве». Наступает .период бурного развития, поисков новых форм и образов, новаторских технических приёмов, обретения «собственного языка», индивидуального стиля. ,

Обобщая, можно сказать, что китайское стеклоделие имеет глубокие корни, сложившиеся традиции и, несмотря, на исторические перипетии, сохранило свои национальные особенности, передавая их из поколения в поколение, заложив тем самым основы современного искусства художественного стекла.

Во второй главе,« Художественное стеклоделие Китая конца XX начала XXI века», рассматривается относительно короткий отрезок времени: последнее десятилетие прошедшего века и первое десятилетие настоящего столетия. С этого периода начинается формирование уникального авторского стеклоделия в Китае.

С началом 90-ых годов, благодаря деятельности известных художников, в нескольких вузах страны были организованы кафедры художественного стекла. Кафедры стали постепенно превращаться в ведущие центры искусства стеклоделия, своеобразные студии. Наличие в крупных университетах

материальной базы, оборудования, а также специалистов высокого уровня способствовало появлению ряда творческих групп, определяющих художественный облик современного китайского стеклоделия. Исторические и культурные обычаи региона и традиции учебного заведения обусловили художественную направленность и эстетические тенденции каждого вуза в отдельности. Ведущую роль в этом процессе играют пекинская Академия искусства и дизайна при Университете Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и Китайская академия искусств города Ханчжоу.

«Пекинская школа»

В Академии искусств и дизайна при крупнейшем в Китае университете Цинхуа была создана одна из первых в Китае кафедр художественного стекла. Столица, как средоточие культурных традиций, центр изящных и прикладных искусств, наследие императорского двора, несомненно, оказала на современное искусство стеклоделия непосредственное влияние, создавая определенную эмоциональную и духовную атмосферу. Все это нашло отражение в формировании «пекинской школы» стеклоделия.

Одним из основоположников современного художественного стеклоделия в Китае является преподаватель Академии Искусств и дизайна университета Цинхуа, художник Дай Шуфэн. Его первое знакомство с художественным стеклом началось со встречи с английским профессором X. Андалуло, который посещал Китай с курсом лекций. Последовавшее приглашение в Англию и обучение у профессора Вулвергемптонского университета Тима Коллинза дали возможность познакомиться с достижениями европейского стеклоделия.

Дай Шуфэн - пионер в сфере современного художественного непромышленного искусства стекла Китая. С его творческой деятельности начинается новый этап в истории китайского стеклоделия. Широкую известность ему принесли серии объектов, выполненных методами моллирования. Наиболее известной является серия композиций «Зелёные горы». Работы этой серии,

такие как «Заснеженная долина», «Снежные горы» или «Снежная лилия», представляют собой массивные объекты, напоминающие глыбы цветного льда или полупрозрачного камня. Тонкие тональные переходы, продуманная фактура, противопоставление плотного и прозрачного стекла напоминают формы живой природы и выявляют внутренний мир художника. Здесь отчетливо просматривается обращение к китайской философии с ее лаконичностью и выразительной простотой.

Отдельной гранью творчества Дай Шуфэна стало создание крупных объёмно-пространственных композиций из стекла, установленных как в городском пространстве, так и в интерьере общественных зданий. Знаковым объектом Дай Шуфена является монументальное панно «Мир» (11м высотой и 8 м шириной) в известном буддийском храме Хуа-Цзан, во дворце Будды.

Такое масштабное произведение не случайно было создано из стекла. О важности стекла как материала в буддийском искусстве можно судить по высказыванию самого Будды: «Надеюсь, когда я вернусь в этот мир и смогу достигнуть просвещения, духовная сущность моя станет похожей на стекло как внутри, так и снаружи, достигнув кристальной чистоты и безупречности».

Панно «Мир» — это многофигурная рельефная композиция, объединяющая в единой философской концепции и сюжетную линию, и скульптурную детализацию, и насыщенные цветовые сочетания, и плавно перетекающие тональные нюансировки, и тонкие световые градации. Будучи центральной композицией храма, она представляет собой наполненную картину буддийского мироздания. Эмоционально насыщенное повествование, изложенное символическим языком с использованием канонических образов при изображении основных значений буддизма, подчеркнуто новаторским решением применения оптических и пластических возможностей материала

стекло. ......

Не удивительно, что работы Дай Шуфэна вдохновляют многих молодых художников. Они вызвали волну интереса к искусству стекла в Китае.

Гуань Дунхай своим творчеством и преподавательской деятельностью так же в значительной степени способствует развитию искусства стеклоделия Китая. После пребывания в Англии, в 2003 г. художник возвращается на родину и становится преподавателем в мастерских Цинхуа. Его излюбленной техникой тоже является моллирование. Работы представляют собой камерные объёмно-пространственные объекты, составленные из продуманных стеклянных фрагментов различного цвета и фактуры. Архитектура, как знак времени вдохновляют автора. В своих композициях он пытается передать особенности архитектурного языка разных стран.

Гуань утверждает, что он «счастлив жить в стране с богатейшей культурой и историей, где старые здания имеют свой собственный архитектурный язык, который сильно отличается от других».

Ключевым символом в творчестве Гуань Дунхая стал образ врат. Эта тема объединяет большую серию разработок художника, и он продолжает к ней периодически возвращаться.

Одной из наиболее ярких работ являются композиции «Городские врата» (2006 г.). Здесь проявляется важное для китайской культуры символическое единение и противопоставление цвета, а также форм круга и квадрата. Каждый из символов имеет множество значений, но именно их взаимосвязь издревле является ключевым понятием в философии и искусстве Китая.

Важное место в творчестве Гуань Дунхая занимает серия работ «Зеркала». Это округлые, плоские объекты (высота 34см, ширина 10,5см, толщина 2,5см), выполненные из тёмно-синего непрозрачного стекла, с вкраплениями декоративных элементов из стекла другого цвета. Считалось, что зеркало обладает рядом мистических свойств, которые нашли свое современное образное звучание в этой серии работ.

Философским размышлением о силах добра и зла, света и тьмы стала серия объектов «Мечи». Отношение автора к социальной проблеме ограниче-

ния свободы, физического и духовного угнетения отражает ряд композиций из серии «Режим».

Владение символическим языком в выражении своих идей, строгая лаконичность в трактовке образов, осознание древнего наследия во всем его многообразии, отличают творчество этого художника. Искусное использование свойств материала позволяет художнику передать глубину своего внутреннего мира как сформулированную концепцию, которая возникла вследствие осмысления окружающей действительности и превратилась в послание.

Видным представителем «пекинской школы» стеклоделия является Ванг Цяньчжун, большинство работ которого также изготовлены в технике моллирования. Это яркие, массивные геометрические объекты, исполненные внутренней энергии. Скрытая динамика творческого процесса для автора «подобна жизни, и наполнена внутренней чистотой, честностью и спокойствием».

Среди наиболее известных работ - серия «Окна». Этот немногословный символический образ позволяет заглянуть в лаконичность духовной сущности повседневного китайского быта, воплощенную как отражение древней материальной культуры.

Помимо техники моллирования художник использует в своем творчестве и другие технологические приемы. Ряд гутных композиций представлен сосудами с насыщенным цветным декором, с энергичным применением цветной стеклянной крошки, нитей и жгутов. Используя цветовые сочетания, пластику стекла и его оптические качества Ванг Цяньчжун создает в стекле эмоционально наполненные образные состояния, вызывающие в памяти ассоциативные природные ощущения, присущие традициям китайского искусства.

Люли Юй является одной из немногих женщин, работающих со стеклом. Творчество Люли Юй представлено работами, большинство из которых выполнено в горячем состоянии, что выделяет её среди китайских художни-

ков, традиционно предпочитающих технику моллирования. Но, используя специфические качества стекла, автор порой сочетает его с другими материалами, вплетая в единую канву художественного замысла. Для ее композиций характерны масштабность и концептуальность. Составляя объёмно-пространственные инсталляции, художница активно использует пространство, включая его в композицию.

Среди камерных работ Люли Юй следует отметить серию «Птицы», состоящую из удлинённых форм с высокими тонкими горлышками. Небольшая пластика «Гнездо», выполненная из стеклянных нитей отличается кружевной тонкостью исполнения, олицетворяя хрупкость семьи, символом которой является гнездо. Многоплановые раздумья на предмет существования в пределах одной формы множества индивидуальных «одиночеств» выражает объект «Выживание». Сложная концепция передается художницей с помощью простых средств. На округлой форме прозрачного стекла расположено множество гравированных человеческих фигурок таким образом, что зрительно они «хаотично» накладываются, «наплывают» друг на друга, находясь одновременно далеко разъединенными на поверхности изделия.

Ряд авангардных работ, созданных Люли Юй, отражает образ изменчивости времени и ценности каждого момента жизни. Среди наиболее выразительных композиций выделяется инсталляция «Атомы» из черных и белых непрозрачных шаров. Мимолетность времени рассматривается автором в работе «Украшения», которая состоит из стеклянных, гротескно увеличенных элементов женской бижутерии. Символическое «Течение времени» отражается в концептуальной композиции, где длинный «свиток» несет множество исторических дат, но видны они только вблизи сквозь стеклянные капли - колбы, будто линзы, увеличивающие их размеры.

Символизм и образное воплощение философских мыслей продолжают студенты пекинского университета, поддерживая идейную направленность своих преподавателей через призму личного мировосприятия. Несмотря на то,

что кафедра стекла ещё очень молода, она уже подготовила большое количество ярких и многообещающих будущих художников стекла.

Ироничностью отличаются работы Ли Чженьнииа в которых комические, гротескные персонажи передают сложные конфликты современного общества.

Почерк Ши Чэня узнаваем, благодаря использованию своеобразного художественного приёма. Его суть заключается в том, что внутри плотного прозрачного стеклянного пласта хорошо просматривается объемное пластическое изображение из цветного или бесцветного стекла, плотное или пустотелое, несущее качества, форму и фактуру другого материала. Художник добивается иллюзии взаимодействия двух материалов несовместимых в реальности.

Шанхай, крупнейший город Китая со своими историческими и культурными традициями, стал не менее значимым центром современного художественного стекла. Здесь находятся несколько музеев истории стекла, чьи коллекции не только хранят уникальные древние артефакты, но и постоянно пополняются изделиями современных авторов. Кафедры художественного стеклоделия открыты в четырёх вузах города, наиболее значимым из которых является Шанхайский художественно-промышленный институт.

Шанхайская «школа» стеклоделия представлена работами как опытных, так и молодых художников, а также деятельностью различных производственных предприятий и ремесленных мастерских. При многообразии стилей и индивидуальных подходов трудно говорить о неком едином почерке «шанхайской школы стеклоделия». Однако некоторые общие черты выделить можно.

Отказ от изобразительности в пользу стихийно-импульсного самовыражения характеризует творчество Чжуана Сяовэя. Он один из тех китайских стеклоделов, чьим работам не свойственно обращение к внешним проявлениям национального изобразительного искусства. Художника привлекает

единение строгости внешних форм с глубиной и богатством «внутреннего мира» стекла.

Суть своего авторского почерка Сяовэй сформулировал как «поэтическое моллированное стекло», который заключается в визуализации в абстрактных формах эмоционального впечатления и символического значения конкретного поэтического произведения. Наиболее ярко индивидуальный характер творчества Чжуана Сяовэя отразился в серии работ - «Чаши», к которой художник периодически возвращается. Образ чаши весьма символи-чен в китайской культуре. Чаша, наполненная водой - это и отражение действительности, и погружение в другой мир.

Вдохновением для творчества другого представителя «шанхайской школы», художника Ван Циня, стало древнее искусство каллиграфии. Для его работ характерно монохромная лаконичность сочетания черного и белого стекла, изысканные эффекты «акварельных пятен», тонкие нити-свили, напоминающие потёки туши и мазки кисти. Богатый «внутренний мир» его объектов контрастирует с простотой внешних форм. Скупая «графика» монохромного пятна, застывшего в прозрачной толще стекла, напоминает традиционную китайскую живопись тушью с её экспрессивной и динамичной манерой письма.

Главными темами, оказавшими влияние на его творчество, стало обращение к буддистской философии и литературе, а так же к традициям каллиграфии. Среди наиболее интересных работ Ван Циня выделяются: серия «Сидим летом», в основе которой лежит эпизод из быта буддистских монахов и серия «Не каллиграфия». Здесь многогранные философские размышления автор выражает пластическими и оптическими свойствами стекла. В тоже время Ван Цинь утверждает, что в основе его творческого метода лежит «случайность»: «Я очарован случайностью, потому что она дает возможность избавиться от влияния разума. В жизни не все идет по плану, существуют

случайности. Случайные эффекты рождают идею, фантазию, а дальше нужен большой опыт, внимательность и интуиция художника».

Обращение к традициям живописи тушью, в своей своеобразной манере, присуще и творчеству шанхайской художницы Сюг Люй. Ее произведения выполнены в гутной технике и представляют собирательный образ, в котором нашли отражение традиции национальной керамики, живописи и личные эмоциональные переживания. Главной темой работ Сюе Люй, является обращение к образам китайской природы. Национальные черты просматриваются, как в применении некоторых композиционных приёмов, так и на уровне символизма, духовного и эмоционального содержания. «Красота и энергия природы» являются главными составляющими творчества художницы.

Разнообразие творческих почерков отражает многогранный мир шанхайских художников стекла. К общим чертам «шанхайской школы» можно отнести использование абстрактных форм в сочетании с обращением к знаковым символическим образам, которые выявляются благодаря специфическим свойствам стекла.

Стеклоделие Ханчжоу представлено кафедрой художественного стекла в Китайской Академии искусств города Ханчжоу. Это не столь крупный центр искусства стекла, как Пекин и Шанхай, но тоже имеет свои исторически сложившиеся корни. Как портовый город, Ханчжоу с давних времен первым встречал новшества из других стран.

Среди художников стекла Ханчжоу особого внимание заслуживает творчество Ли Вэня и Хань Си. Ли Вэнь получил образование в МГХПУ им. С.Г.Строганова на факультете монументально-декоративного искусства и затем продолжил обучение в Пражской Высшей художественно-промышленной школе на отделении художественного стекла. Свои работы художник создает в технике моллирования. Этот технологический прием

позволяет использовать в качестве декоративных элементов такие эффекты, как нарочито грубая фактура, жесткие грани, трещины в стекле.

В главе III, «Люлигунфан - синтез уникального авторского стеклоделия и производственного предприятия», рассматриваются место и роль частных мастерских в современном художественном стеклоделии Китая.

В развитие современного китайского художественного стеклоделия немаловажную роль играют разнообразные ремесленные мастерские, продолжающие традиции национального стекольного дела. Среди них существуют довольно крупные частные предприятия, занимающиеся гутным и прессо-выдувным производством авторской посуды и сувениров. Также есть фирмы, основной деятельностью которых является оформление интерьеров. «Пескоструйные», «паечные» и «моллированные» витражи дополняют их творческую палитру.

Особое место занимают предприятия, традиционно занимающиеся изготовлением изделий в технике моллирования. Сегодня в Китае насчитывается более 100 таких студий. Некоторые из них обрели мировую известность и признание. Наиболее крупными в этой области являются фирмы «Люлию-ань», «Сяши», и «Люлигунфан». В Китае их сравнивают с такими известными европейскими производителями стекла как «Daum» и «Lalique». Сходство проявляется не только в использовании известной технологии, но и в качестве, соответствующем мировым стандартам. Ассортимент этих предприятий включает сувенирные и подарочные предметы уникального авторского характера, наряду с изделиями доступными более широкому кругу потребителей. Обращение к древним традициям и истории Поднебесной, к ее философии и литературе определяет характер выпускаемой продукции. В настоящее время самым известным предприятием, как в стране, так и за рубежом, признанным «лицом» художественного стеклоделия, является «Люлигунфан». Основанное талантливыми личностями Джоном И и Лореттой Ян оно не только тиражирует изделия из стекла, но изготавливает

уникальные авторские композиции, а также создает масштабные архитектурные объекты, в основе которых лежит авторский почерк и художественный взгляд Лоретты Ян. Своеобразным творческим приемом являются поэтические посвящения к каждой работе, дополняющие художественный образ.

Особое место в творчестве Лоретты Ян занимают традиции буддийского искусства, наиболее ярко воплотившиеся в работах, предназначенных для пещерного комплекс Могао. Был создан ряд пластических композиций, выполненных в технике моллирования. Философское соответствие буддийским канонам отчетливо прослеживается уже в названиях работ: «Пещера тысячи Будд», «Тридцать шесть мудр», «Миллиард Будд в человеке». Уникальная скульптура из моллированного стекла «Тысячерукая, Тысячеглазая Гуань-Инь, держащая знание скорби» принесла художнице мировую известность и оказала большое влияние на ее дальнейшее творчество. Важность храмового комплекса и знаковость образов требовали необычных художественных решений в осмыслении и воплощении сакральных понятий.

Результатом поиска новых художественных и технических средств для выражения философских концепций, волнующих Лоретту Ян, стали разнообразные эксперименты в технике моллирования в сочетании с различными способами холодного декорирования, которые воплотились в серии работ «Бесформенное, но не без формы».

Сложные философские концепции, получили новое прочтение в серии работ под общим названием «Полное цветение и полная луна». Символичность образного прочтения отражена в названиях: «Каждый цветок представляет мысль», «Цветок, цветущий умиротворённо» и многие другие. Наряду с камерными работами и объемно пространственными композициями предприятием «Люлигунфан» в соответствии с авторской концепцией выполнены многочисленные проекты интерьеров общественных зданий, представительств компаний и ресторанов. Среди наиболее ярких и значительных монументальных объектов выделяются панно на фасаде Музея стекла

«Люлигунфан» в Шанхае и фонтан «Великое цветение осуществления» в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Заключение

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что, имея богатую и давнюю историю, китайское стеклоделие развивалось весьма медленно. Особый химический состав и традиционная популярность других материалов определили специфику развития стекла в Китае.

Эта ситуация сохранялась вплоть до эпохи Цин (1644 - 1911 гг.), когда интерес к стеклу был обусловлен освоением европейских технологий и поддержкой императорского дома. Но, несмотря на технологические заимствования, стеклоделие развивалось в русле национальных традиций, что и определило его художественный облик.

Возрождением интереса к национальным традициям после преодоления последствий «культурной революции» стали 80-ые года XX века. Начало 90-ых положило основы современного художественного стеклоделия в Китае. Получив образование в Европе, молодые талантливые художники после возвращения на родину обратились к истокам своей культуры в поисках собственного современного художественного выражения, соответствующего тенденциям времени и отвечающего национальному мировосприятию. Наметилось сложение трёх «школ», которые сгруппировались вокруг кафедр художественного стекла, образованных в крупнейших вузах страны. Опираясь на опыт и знания, полученные за рубежом, китайские художники создали оригинальный облик современного искусства стекла, отличительными качествами которого являются обращение к традициям национального искусства, его эстетике, формам и декору, сюжетам и образам.

Особенности национальной духовной культуры, философии, мифологии и литературы наполняют работы ведущих художников глубоким смысловым звучанием. Вместе с тем, характерный для большинства работ метод моллирования позволяет выразительно раскрыть пластические и оптические

качества стекла, тем самым, способствуя лаконичному воплощению многогранных эмоциональных, философских и поэтических образов.

Отмечая общую национально ориентированную направленность современного художественного стеклоделия Китая, можно выявить некоторые характерные черты сформировавшихся региональных «школ». Так в Пекине чаще используется символизм знаков, образов, цвета, присущих традиционным видам китайского искусства. Образное воплощение символических значений, переданное специфическими качествами стекла характерно для творческих откровений шанхайских художников. Поиск символического ассоциативного образа с помощью стекольных средств выражения просматривается в работах художников из Ханчжоу.

Развиваясь в русле национальной и мировой культуры, осваивая новейшие технологические достижения, современное художественное стеклоделие Китая вносит свой оригинальный вклад в мировую историю искусства стекла.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. Чжао Цзянлин. Из истории китайского стеклоделия//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2010 -№1, 0.5.п.л.

2. Чжао Цзянлин. Развитие национальных традиций в современном стекольном искусстве в творчестве художника Гуань Дунхай// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2010 -№4, - 0.5.п.л.

3. Чжао Цзянлин. Панно «Мир» Линьшаньского дворца Будды (ФЕНГУН)//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2011 -№1, - 0.5.п.л.

4. Чжао Цзянлин. Новая сила художественного стекла//Художественный журнал стекла Китая («Toy мин у юй»), 2010г., № 1, стр 8-9.

Доклады и сообщения на конференциях:

1. Современное китайское стекло как арт-объект//Международная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей «Синтез искусств в пространстве жизни». МГХПУ им. С.Г. Строганова; 14.05. 2009г.

2. Гуань Дунхай//Международная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей «Синтез искусств в пространстве жизни», МГХПА им. С.Г. Строганова; 17.05. 2010г.

3. Панно "Мир»//Международная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей «Синтез искусств в пространстве жизни», МГХПА им. С.Г. Строганова; 16. 05. 2011г.

Подписано в печать: 07.09.2011 Объем: 1 усл.п.л. Тираж: 100 экз. Заказ №732 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, Ленинградский пр-к, д.74, корп.1 (495) 790-47-77; www.reglet.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чжао Цзянлин

Вступление. Общая характеристика работы.

Глава 1. Исторические предпосылки зарождения современного художественного стеклоделия.

1.1. Возникновение и развитие стеклоделия в Китае с периода правления династии Чжоу (середина XI в. до н. э. - 256 до н. э.) по 80-е годы XX в.

1.2. Возрождение национальных традиций.

Глава II. Художественное стеклоделие Китая конца XX начала XXI века.

2.1. «Пекинская школа».

2.2. «Шанхайская школа».

2.3. Китайская Академия искусств города Ханчжоу.

Глава 3. «Люлигунфан» - синтез уникального авторского стеклоделия и производственного предприятия.

Частные мастерские.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Чжао Цзянлин

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное китайское художественное стеклоделие впервые исследуется как своеобразное, самостоятельное явление со своими характерными и специфическими художественными качествами и национальным колоритом. Впервые проводится анализ исторических предпосылок, оказавших влияние на формирование пластического языка и образного выражения, определяются основ5 ные тенденции и направления в развитие. Выявляются ведущие центры художественного стеклоделия и анализируются присущие им художественные черты, раскрывается своеобразие стилистики, отмечается оригинальность авторских приемов.

Кроме того, провозглашение Китаем политики реформ и открытости, а также скачок в экономическом развитии и интеграция Китайской Народной Республики в мировое сообщество, обусловили возрождение интереса к Китаю в целом, и к китайскому искусству в частности. Современное китайское стеклоделие, как часть художественной традиции Китая представляет собой информационно наполненный пласт, уходящий корнями в глубокую древность, достойный детального изучения и искусствоведческого анализа. Как совокупность различных эстетических взглядов, переплетения европейских технологий и местных приемов, восточного мировоззрения и всеобщей унификации, китайское стеклоделие является в. то же время воплощением самобытности и национального самосознания. В работах китайских художников стекла одновременно сочетаются и веками отработанные философские понятия, типичные для данного региона, и преобладающие в настоящее время в художественном стеклоделии тенденции. Органично вливаясь в современное культурное пространство, древние традиции и современные тенденции, тесно переплетаясь в работах современных китайских художников стекла, составляют выразительную картину искусства Китая сегодня.

Степень изученности темы. Несмотря на то, что китайское стеклоделие бурно развивается за последние двадцать лет, ни в Китае, ни в России, ни в мире до сих пор оно не было предметом серьёзных научных исследований. В целом искусство Китая на протяжении столетий вызывает большой интерес среди профессиональных исследователей, искусствоведов и> любоб знательных граждан. Издано немало научных и популярных трудов, анализирующих непосредственно декоративно-прикладное искусство. Однако большинство изданий посвящено историческим аспектам, включительно и стекольного дела. Ряд публикаций, изданных в последние годы ведущими китайскими художниками стекла, описывают технологические возможности при создании современных изделий из стекла. Среди имеющихся периодических изданий в Китае, можно указать журнал фирмы «Люлигун-фан», который носит в большей степени рекламный и познавательный характер. Регулярно издаются также отчеты по итогам проходивших симпозиумов художественного стекла. Они содержат преимущественно биографические данные художников и фотографии работ. В качестве информационных материалов издаются каталоги и альбомы, работ отдельных художников с краткими вступительными статьями. Большинство печатных изданий по стеклу, которые выпускаются в Китае, освещает вопросы технического и технологического характера, а также описывает отдельные этапы из истории европейского стекольного дела.

Материалы, посвященные монументальным историческим и культурным памятникам, изготовленным из стекла, охватывают главным образом научно-просветительный и культурно-информационный вопросы. В России по данной теме ничего не издавалось.

Предметом исследования является современное авторское стеклоделие Китая последнего десятилетия XX века и первого десятилетия XXI века.

Объектом исследования являются творческие работы наиболее ярких и выразительных художников, представителей современного китайского стеклоделия, живущих и работающих на территории КНР, и для которых материал стекло является основным средством художественного выражения. Анализом охвачены изделия, воплощающие авторское мировоззрение известных пекинских художников стекла, прежде всего, Дай Шуфэна, Гу-ань Дунхая, Ван Цяньчжуна и др. Исследуя творческий почерк шанхайских представителей искусства стеклоделия, выделяется деятельность Чжуана Сяовэя, Ван Циня и Сюе Люй. При рассматривании образного своеобразия работ «стекольщиков» из Ханчжоу, выявляется творческий почерк Хань Си и Ли Вэня. Определяется значимость многогранной творческой деятельности одного из представителей производственного предприятия наиболее известной фирмы «Люлигунфан», в основе ассортиментной политики которой лежит авторский подход и творческий почерк известной художницы Лоретты Ян.

Целью исследования являются: систематизация информации о современном китайском художественном стеклоделии, выявление тенденций и направлений развития, определение характерных особенностей национального характера, анализ специфики образного выражения в современном художественном китайском стеклоделие.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить характер и художественные особенности современного китайского художественного стеклоделия

2. Выявить основные тенденции и направления развития стеклоделия в Китае в настоящее время

3. Определить типологические и стилистические особенностей трех основных «школ» стеклоделия в Пекине, Шанхае и Ханчжоу.

4. Определить основные черты авторского почерка художников «пекинской» школы, « шанхайской» и школы в Ханчжоу.

5. Выявить основные методы работы современных китайских художников.

Научная новизна. Данная работа является первым опытом научного искусствоведческого анализа современного китайского художественного стекла. В научный оборот вводится само понятие «современное художественное стеклоделие Китая», определяются его характерные особенности, выявляются основные тенденции и направления его развития. Впервые анализируется творчество ведущих современных китайских художников стекла, выявляются доминирующие средства выражения, характеризуется пластический язык и авторский почерк. Впервые обозначаются основные центры стеклоделия, играющие ключевую роль в его развитии. Впервые определяются характер взаимовлияния и взаимозависимости исторических традиций, и форм их современного осмысления. Впервые в научный оборот вводится новый предметный материал, который систематизирован и каталогизирован.

Методика исследования

Данное исследование базируется на изучении имеющихся источников информации: каталогов, статей, биографий художников, интернет-ресурсов и личном контакте автора с художниками, знакомстве с творчеством ведущих китайских художников в музейных коллекциях и творческих мастерских в Пекине и в Шанхае. Применены методы описания, структурного анализа и обобщения, использовались также методы сравнительного, типологического и формально-стилевого анализа, и историографическое сопоставление.

Границы исследования. Анализом охвачены последние десять лет ХХвека и первое десятилетие ХХ1века, как период наиболее активного формирования облика современного художественного стекла на территории Китая. Географически исследование ограничивается тремя основопо9 лагающими школами, которые дали наиболее яркий творческий импульс развитию авторского художественного стеклоделия в Китае. Это Пекинский университет Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и факультет стекла Китайской Академии искусств города Ханчжоу.

Практическая ценность. Работа может представлять интерес для специалистов в области изготовления и распространения изделий из стекла. Основные положения исследования и собранный иллюстративный материал, изложенный в диссертации, может быть полезным для коллекционеров и музейных работников. Сведения, собранные в диссертации могут быть использованными для подготовки специалистов в области изготовления и обработки изделий из стекла, а также изучения истории стеклоделия. Изыскания могут быть востребованными культурологами и регионоведа-ми.

Реализация и апробация. Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры художественной обработки стекла МГХПА им. С.Г. Строганова. По теме диссертации опубликовано 4 статьи, основные положения диссертации представлены на 4 научных на конференциях в МГХПА им. С.Г. Строганова.

Структура

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложений и иллюстраций.

Общий объем составляет 158 страниц компьютерного текста, библиография содержит 137 наименований, 152 иллюстрации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современное китайское художественное стеклоделие"

Заключение

Имея богатую и давнюю историю, китайское стеклоделие развивалось весьма медленно. Особый химический состав и популярность других традиционных материалов (керамики, фарфора, бронзы, камня и др.) определили его развитие. Долгое время стекло не являлось самостоятельным видом искусства, а стеклоделие развивалось как имитация изделий из камня и лака, что существенным образом повлияло на формирование собственного облика, китайского художественного стекла. Применение стекла в буддистском искусстве, а так же-активное использование его в бижутерии и других предметах роскоши, оставались практически единственными сферами его использования. Эта ситуация сохранялась вплоть до эпохи Цин, когда интерес к стеклоделию был вызван знакомством с европейским художественным стеклом. Особое внимание императорского дома; а также освоение технологий европейского стеклоделия, привели, к небывалому взлёту в развитии китайского стекольного искусства. Несмотря;на технологические заимствования, стеклоделие развивалось в русле национальных традиций, что и определило его художественный облик. Китайское художественное стекло не только определяется как самостоятельный вид декоративного искусства, обретая собственное «лицо», но и впервые становится известным за пределами Китая.

Начало XX века, с его социальными потрясениями и войнами, тяжело сказалось на развитии всего китайского искусства и стеклоделия в частности. Были забыты многие национальные традиции и наработанные технологии. Изменения коснулись и сферы применения, и новой эстетики. Художественное стекло из уникального предмета роскоши и коллекционирования стало продуктом массового производства. Возрождение интереса к национальным традициям после преодоления последствий «культурной революции» принесли 80ые года XX века. В это время вновь появились

123 частные ремесленные мастерские, деятельность которых во многом определила преемственность в становлении современного художественного китайского стеклоделия. Начало 90ых положило основы современного художественного стеклоделия в Китае. Получив образование в Европе, молодые талантливые творческие личности, после возвращения на родину, обратились к истокам своей культура в поисках собственного современного художественного выражения, соответствующего тенденциям времени и отвечающего национальному мировосприятию.

Важную роль в становлении искусства стеклоделия сыграло появление крупных производственных фирм, олицетворяющих синтез авторского уникального подхода к созданию изделий и задач промышленного предприятия. Одной из ведущих фирм с уникальным творческим подходом является «Люлигунфан». Многоплановая деятельность этих предприятий способствовала комплексному развитию современного художественного китайского стеклоделия. Благодаря их поддержке существенный импульс для дальнейшего формирования получило и университетское художественное образованию, и популяризация стекольного дела.

Появление кафедр художественного стекла в крупнейших вузах страны определило специфику дальнейшего развития современного китайского стеклоделия. Ведущая роль в этом процессе принадлежит пекинской Академией искусства и дизайна Университета Цинхуа, Шанхайскому художественно-промышленному институту и Китайской академии искусств города Ханчжоу. Организация хорошо оснащённых мастерских и приход профессионально подготовленных преподавателей способствовали возникновению крупных центров современного художественного стеклоделия. Опираясь на опыт и знания, полученные за рубежом, китайские художники создали оригинальный облик современного искусства стекла, отличительными качествами которого являются обращение к традициям на

124 ционального искусства, к его эстетике, формам и декору, сюжетам и образам. Творческое содружество преподавателей, выпускников и студентов данных вузов вылилось в сложение неформальных групп с характерными художественными чертами, творческим почерком и средствами выражения, которые в своей совокупности можно назвать «школой». Выделяются три основные школы в творческих поисках современных китайских художников стекла - это «пекинская школа», «шанхайская школа», и «школа города Ханчжоу».

Отмечая общую национально ориентированную направленность современного художественного стеклоделия Китая, можно выявить некоторые характерные черты сформировавшихся региональных «школ». Так, в Пекине чаще используется символизм знаков, образов, цвета, присущих традиционным видам китайского искусства. Образное воплощение символических значений, переданное специфическими качествами стекла характерно для творческих откровений шанхайских художников. Поиск символического ассоциативного образа с помощью стекольных средств выражения просматривается в работах художников из Ханчжоу.

Особенности региональных «школ» вместе с тем гармонично вплетаются в общую картину современного художественного стеклоделия Китая, отличительными чертами которой являются:

- современное осмысление традиций национального искусств и его оригинальной эстетики;

- новое прочтение форм, декоров, сюжетов и образов, характерных для традиционной монументальной живописи и декоративного искусства;

- обращение к национальной мифологии и литературе, к духовным, философским и религиозным источникам.

Национальная направленность проявляется в современном художественном стеклоделии Китая преимущественно через символизм, концеп-туальность и иносказательность, но не являются редкостью и конкретные заимствования, «цитаты» из древнего изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, живописи и каллиграфии.

Вместе с тем, характерный для большинства работ метод моллирова-ния позволяет выразительно раскрыть пластические и оптические качества стекла, способствуя, тем самым, лаконичному воплощению многогранных эмоциональных, философских и поэтических образов, свойственных для современного китайского стеклоделия. Этот технологический метод китайские художники используют каждый по-своему, оттачивая узнаваемый авторский почерк и формируя свой образный мир. При этом прозрачная лаконичность материала позволяет минимальными средствами воплощать многогранные философские размышления. Уходя корнями в далёкое прошлое, к истокам древнего китайского стеклоделия, моллирование в руках китайских художников является и продолжением древних традиций; и носителем современных инноваций.

Распространённый технологический метод, получивший в настоящее время транснациональное распространение, приобрёл в современном китайском стеклоделии национальный колорит. Особенности национальной духовной культуры, философии, мифологии и литературы наполняют работы ведущих китайских художников стекла глубоким смысловым звучанием.

Таким образом, развиваясь в русле национальной и мировой культуры, осваивая новейшие технологические достижения, современное художественное стеклоделие Китая вносит свой оригинальный вклад в мировую историю искусства стекла.

Перечень сносок:

1 http://www.liuliart.cn/Index.html.|:|:I|ll^^№I. Chinas art Glass newwork My zhi

2 http://www.artglassnet.com. ФШЙ^гі^^ (сайт китайского искусства художественного стекла).

3 « " ^даШ^дп) ^Ж 2008. Guan Donghai. Guan Donghai Glass Art. BeiJing, 2008. (стр. 2)

4 http://www.liuliart.cn/Index.html.ФШЖЙІЖІ. Chinas art Glass newwork My zhi

5 Там же.

6 http://www.ynet.com . ^tWlM

7 ^Даі^Ш JEËAhiif 2008-03. Чжуан Сяовэй. Поэтическое моллированное стекло. // ШанХай. 2008. (стр. 21)

8 Там же (стр. 23)

9 Там же (стр. 25) ю Там же (стр. 98)

11 Там же (стр. 20)

12 Там же (стр.20)

13 ((ЩлШ^Ш^УЮ 2007 Zhuang Xiao Wei. INSTITUTION

SCHOOL GLASS ART, ShangHai BOOKS TORE PUBLISHING HOUSE 2007. (стр. 32)

14 Из интервью с художником Ван Цинем

15 Из интервью с художником Ван Цинем

16 http://www.glass-routes.com. Glass.routes-xue lv.

17 Там же.

18 http://www.liuli.com.cn. З^Ї^І^ (сайт фирмы Люлигунфан).

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 ШШЩ^ ^іИ СЖЕШ^Ё/Й^О Ян Хуэйшань. Фонтан «великое цветение осуществления // <ТМ8К> Шанхай, 08\2009 (стр. 3).

 

Список научной литературыЧжао Цзянлин, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Аваловы Г. Г. и А., Кузьменко J1. И. Искусство Китая: фарфор стекло. М., 2007.

2. Алешина И. Китайские табакерки // Декоративное искусство СССР. 1987. №6.

3. Арапова Т. Б. Китайские флаконы для нюхательного табака. СПб., 1993.

4. Арапова Т. Б. Китайские расписные эмали. М., 1988

5. Виноградова Н. А. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

6. Казакова JI. В. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера. М., Пинакотека, 2007.

7. Ланцетти А. Г. Нестеренко М. Л. Изготовление художественного стекла. М., 1987.

8. Сорокин О. Стекло Китая // Антиквариат. 2007. № 12 С. 74-81.

9. Robert Н. Brill, John Н. Martin. Scientific Research in Early Chinese Glass // The Corning Museum of Glass, 1991.

10. Ray Hemachandra, Susan M. Rossi-Wilcox. Masters: Blown Glass: Major Works by Leading Artists. Lark Books. 2010. № 10.

11. Alan Macfarlane. Gelimading-Tube Forming. Glass World // Commercial Press Beijing. 2005. № 9.

12. Clarence F. Shangraw, Donald Rabiner, Claudia Brown. A Chorus of Colors: Chinese Glass from Three American Collections. University of Washington Press. 1996. № 12.

13. Chen Yang. Cubism <M> Ye translation products show. Taiwan Ocean Press. 1994.

14. Dictionary of Glass. A&C Black, London. University of Pennsylvania Press, Philadelphia, 1995.

15. Piaget's structuralism. Shanghai Commercial Press, 1984.16. ІІШ • ШіїЗІ ШйїШШЇЇ. 1994. Эдвард Ф. Фрай. Кубизм. Тайвань. 1994.17. ) Символы квадрат и круг. Япония, перевод Хуан

16. Бицзюнь. Пекин 2011. ОэГ^И» ( 0 ) ІМЇТІЕо ( 0 ) рЩ^ШШ Щ , ЩЩЩ 2011. №4.18. ШШШ : ШМїШ о ЇІІо 2006.

17. Ван Мин. Изделия из стекла: «чию лиин - лан — гань», декоративное искусство // Издательство Шанхая Наука и техника. Шанхай, 2006^19. ШЩЩт&ШШ&о ij0

18. Ван Мин. Изделия из стекла Экспертиза коллекции. // Наука и техника. Шанхай, 2011.20. «Фіш-шл» тшт '2001.

19. Гуань Шаньмин. Древнее китайское стекло // Гонконский китайский университет, 2001.21. «ФШ^Ш^ЙТ^^^М» Т*1Ж-Ш2005.

20. Гань Фуси. Технологии развитие древнего китайского стекла. // Издательство науки и техники Шанхая, 2005.22. ТШИЬЖ 1986.

21. Гань Фуси. Исследования древнего китайского стекла. // Промышленость в арихтектуре. Пекин, 1986.23. «¿ШШ^Ж» 2004-09.

22. Лю Ган. Зарубежное искусство стекла. // Шанхай, 09.2004.24. тшшшт^г; » 2007-8-1.

23. Люли Юй. Современное искусство стекла, моллированная техника. // Издательство искусств Ляонин. Ляонин 08.2007.25. «ФЩШ&Ш, 2011-1-1.

24. Лян Сычэн. История китайской архитектуры . Дом книги «Сан Лиан» Пекин. 01.2011.26. вдшо Ш2оо*.

25. Ма Шутянь. Китайские буддистские божества. Пекин. 2008.27. 4 » Ш1&Ш. 1 Полное собраниепроизведений китайского декоративного искусства из золота, серебра, стекла, эмали.(каталог), Пекин, 2000.28. 2011-2-1.

26. Сяо Тай, Ченсян. Дизайн современного художественного стекла. // Дом книги. Шанхай, 05.2011.29. 2005-08.

27. Дай Шуфэн. Искусство стекла. // Издательство института Цинхуа. Пекин, 08.2005.30. щ, 2007-Ю-1.

28. Фэн Юлань. (перевод. Чжао Фусань); Краткая история китайской философии. // Издательство Академии общественных наук Тяньцзинь , 10.2007.31. 2010-11-1.

29. Цзинь Сюелань. Символы квадрат и круг. Бизнес Китая. 11.2010. Пекин,32. i^rm о ШЧШ , ЗЬШ 2008№ 1.

30. Чжан Фанцзжань, Аватамсака-сутра // «Религия и Культура», Пекин. 2008.№ 1.33. штштШо 2002.

31. Чжоу Цзин, У Лэнянь. Современное искусство стекла, // Нанкин, Издательство изобразительных искусств Цзянсу, 2002.34. ЙЕФШГ 2008-03.

32. Чжуан Сяовэй. Поэтическое моллированное стекло. //ШанХай. 2008.35. 77^ ЙШ: 2005-031.

33. Шень Чунвен. История стекла. // Издательство Вантиуан. Шен Иан, 2005.36. . ^тш^ 12-2010

34. Юй Сяопин, Хан Си. Современное искусство стекла, обучение. // Издательство Анхуэйского инст. искусств. Провинция Анхой 12.2010.37. 2000 dt

35. An Jiayao. History of Glassware // Encyclopedia of China Publishing House 2000.38. ШШit 2006-1-1 (

36. Chen Yi Kai .THE PROMINENT CATEGORIES OF TAIWANESE ART // Artist Publishing Co. TaiWan, 01.2006.39. 1988.

37. Frascina, Francis), F. Frascina Harrison, Charles), C. Harrison. Modern art and modernism. Shanghai people s fine Arts publishing house. Shanghai. 1988.40. mm^m : ^mmmmimm) m *± :2000-12-1 Elegance And Radiance:Grandeur In Qing Glass The

38. Andrew K. F. Lee Collection. The Chinese University Press Hong Kong .Hong Kong.01.12.2000.41. i^mm^^m.m» mn 2009-1.

39. Kai. A History of China Modern // Zhonghua. Beijing, 07/2000.45. —

40. M±2005-10-l Xu Shu Min. Outune of Design Shanghai Popular science pres. 10.200546. —^ЖЙЖУЖЖ2009-9-1

41. Zhang Rong. Luster of Autumn Water. Glass of the Qing Imperial Workshop . Beijing: Forbidden City Publishing House. Beijing. 2004.47. ятш^щ щ , »Mi?«20ю-6-1.

42. Лон Шипусашэн. Аватамсака-сутра. Шан Си (каталог) 2010-6-1.48. .db^: 2008.

43. Guan Donghai. Guan Donghai Glass Art. BeÜing, 2008.49. lt» JÎ'Mf 2007

44. Zhuang Xiao Wei. INSTITUTION SCHOOL GLASS ART, ShangHai BOOKSTORE PUBLISHING HOUSE 2007.so. сашзд^шя ъж »

45. Nations :Asian Contemporary Glass Art.lf>i§51. 2008. ±m

46. Transparent Attitude. GLASS ART THREE SCHOOLS GROUP EXHIBITION, 2008.52. ШЕФ 2004-12. )ШЬ

47. Ван Цяньчжун. Мировая история стекла. Издательство изобразительных искусств Хэбэй. 2004.53. тги&мшш mu.

48. Гуань Вэйдун. Коллекция стеклянных бутылок. // Издательство Чжэцзян университет Чжэцзян.54. тшшж 2003-1.

49. Дай Шуфэн, «Застывшая радуга» первая выставка художественного стекла. Китайский дом Книги. Пекин 2003(01).55. ЙЯШ 2008-04

50. Стекло, эмаль, лак. Издательство изобразительных искусств Хунань, 04.2008.56. пшштш : , штш 2010-3-1

51. Сю Вэнмин, Сю Сюесун. Оценка эстетического каталога древнекитайского стекла. Издательство изобразительных искусств Аньхой. 2010

52. M^tI Canty Trend 2010-06 Huang Ran

53. ЗМ & # LiuLiGongFang -TMSK 1 Yang Hui Shan59. Z^ China Glass Artjk ^ Ш 1982-06-30. Роберт Брилл. Изучение и взаимодействие висследовании древнего китайского стекла в Китае. // Наука. Портленд 1982(06).

54. Й^.^^щ^^^Ё/Ш^с^Ш—МФшвдгеж&й

55. ЯШЙ , 2008 ¥ 06 Ш ASPT CJFD

56. Huang Sai, The Ancient Glass and Modern Glass Art' Inheritance and Innovation — Discussed from the Chinese Glass Art History's Angle. ASPT. 06.2008.62. (ЙЩ) ШШ^ШШ 1990-10-28.

57. Ань Цзяо. Происхождение термина «стекло» в Китае. // Стекло и эмали, 1990 (10), Пекин.2008Л2)ГЛШЩ^31^, 2010/03).

58. Ван Чэньюй, Лу Ци, Тао Ин. Архитектурное искусство и архитектурное и декоративное стекло, проблемы и перспективы развития // Стекло и эмали, 2010(03).64.Ї7И. .ЙЙ + СЗДО^ЮЙ) 2010-03,

59. ЗО.Ган Фуси. Древний шёлковый путь и древние китайские стекла // Природа и наука. 2009.67. (зтаткйзэд2004-02-2б.

60. Ган Фуси. Несколько замечаний по изучению древнего китайского стекла // Кремний, кислоты и соли. Портленд, 2004.0268. -1998/03)

61. Изобразительное искусство и ремесла в древнем Китае династии Цин. Художественное стекло // Шанхайское искусство и ремесло, 03.1998.1. Й 2009,(04) Ли Цинхуой,

62. Дун Цзюньцзин, Ган Фуси. Ранние китайские глазури и изделия из стекла. Химический состав и технологические характеристики // Природа и наука, 2009(04).70. 2008ЛЮ.

63. Нань Ибо, Жэнь Шаохуэй; Чжэн Цзин. Древне-китайское стекло Краткое описание, 04.2008.71. тт. ттш^м&шшттшштл,гоошп.

64. Ни Жужун. Красочные изделия из стекла династии Цин императора Цяньлун. 2001(01).72. ^^у.гьфвшза^^^гл^-^й, 2001/06).

65. Сиаочжун. Значение и место древнего китайского стекла, относительно древней керамики. Химический состав древнего стекла. // издательство Гуанси национальный Университет естественных наук, 2009(04).77. тш. шж-т-тж 2002/02)

66. Чжоу Чжи. Природа красоты мечта в «Эмидяле» в стекольном искусстве // Декоративное искусство, 2002(02).78. дщяз; мт& ШШ&те-ЩЩ тш жтчшш. 1983-03-02.

67. Чжан Вэйюн, И Цзялян. Яньшаньский альманах. Люли (стекло), Комментарии // Стекло и эмали. 1983(03).79. ЖШЧШШ. 1998/06).

68. Чжан Вэйюн. Люли (стекло) значение термина // Стекло и эмали, 1998(06).80. зш. шшшш^дйшшл&^ште^тц, 2ооз/оп

69. Чжан Жун. Мастерская изделий стекла династии Цин, императора Юнчжэна // Музей Гугон, 2003(01).si. (йэтУ) штш 1998-08-15.

70. Чжан Жун. Императорское стекло тин-син (авантюриновое ст.) династии Цин,. // ЦзиЦзинь Чжэн, 2003(08).82. ШЙ&. 1998,(03).

71. Ян Бода. Цяньлун императорский завод стекла // Шанхайское искусство и ремесло, 1998(03).83. lnina hourdin- Paris IV Sorbonne University, Art History Department, Paris nina hourdin.

72. David Revere McFadden, end Scandinavian Modern Design:A Century In Profile. New York: Harry N.Abrams Incorporated, 1982 :p 58.

73. Philippe Garner. Contemporary Decorative Arts-from 1940 to The

74. Present. New Jersey: Chartwell Books, Inc, 1980.

75. Patricia Bayer. Art Deco Source Book . Wellfleet Press, 1998.

76. Dank Klein, and Margaret Bishop. Decorative Artl880-1980 . Phaidon: Christies Limited, 1986.

77. Mark Cousins. Twentieth Century Glass. London: Quintet Publishing Limited, 1995.

78. Danklein. Glass A Contemporary Art. NewYork: Rizzoli International Publication, 1989.90. 3E®. ВД^тШ^гЭДГ. 2005 (05).

79. Ван Мин. Стекло искусство (в форме словаря) // Декоративное искусство, 2005(05).91. ЗШ. zJÜTfc, 2007, (01).

80. Ван Мин. Искусство стекла // Шанхайское искусство и ремесло, 1997(04).92. ЇШ V and А'-^ЭЙ^ zJ^p.Ш:П zJiiTfc, 1997, (04)

81. Ван Мин. 'V&A Искусство стекла// Шанхайское искусство и ремесло, 2007(01).93. зЕШі. тт&ям^ът&ъят. штт, 2009, (oi).

82. Ван Мэнмэн. Навыки современного художественного стекла. Искусство наблюдения // Искусство, 2009(01).94. ЙЭТУ ^^01-10-2006.

83. Ван Саомо. Место стекла в истории Китая. // Декоративное искусство, 2006(10).

84. ЗЕ Ш Ф . Ж Ж zJ Ж Ш ^ Ш te J. ^ Ш/Ван Цзяньчжун. Эссе опреподавании художественного стекла. // Декоративное искусство, 2004(07).96. 2002(09). Ван Цзяньчжун.

85. Американское современное искусство стекла и образование // Декоративное искусство, 2009(09).

86. ЗЕМФ. ШМ^Ш^г^ГЛШЙ, 2003(04).

87. Ван Цзяньчжун. Современное искусство стекла Европы // /Декоративное искусство, 2003(04).98. ЗЕШФ. 2004(07).

88. Ван Цзяньчжун. Эссе о преподавании художественного стекла // Декоративное искусство, 2004(07).

89. ЭД^^тШ^йУ^&ЙЧШОТ. Transparent Attitude.±Щ

90. Ван Чин. Современное стекольное искусство. Его значение, передача мысли и образа через форму и творчество. 2008.100. тЯШ. 2009, (08) :16-19.Ф^ I

91. Гао Ин Цзы. Стекло для садовой усадьбы // Китайское руководство, 2009(08).

92. Йё^ЭДиШ-^ЩЗЙЗгетК 2004(07).

93. Гуань Дунхай. Благоприятный период в развитии стекольного искусства. // Декоративное искусство, 2004(07).102.

94. Гуань Дунхай. О художественном стекле // Декоративное искусство, 2004(07).db^103. 2006, (06).

95. Дуань Гоупиь. Выставка декоративного промышленного материала Китая // Стекло 2006(06).104. тш 2003-05-01.

96. Ли Саося. Развитие финского дизайна. Анализ развития современного художественнго стекла. 2003(05).105. ^Ж; Ч-ШКШ ШФШ 1997-2

97. Ли Ханьи, Пин Дацылан. «Большой Джиро». Китайское художественное стекло // Художественный журнал, 1997(2).106. т&ЙВЯЖФЙЯШ^ШЮШЙ.

98. Ли Чженин. Язык скульптуры в искусстве стекла.// Transparent Attitude.2008.h>§107. ШШ^^^ФШдай.

99. Ло Сиаомин. Современное художественное стекло в истинном творчестве. // Transparent Attitude.2008.108. №96. 5W==F*F—^т^тш^яиш. и. тР, 2003 (02).

100. Лу Ци. Три тысячи лет стекла обзор традиционного китайского искусства по стеклу. // Декоративное искусство, 2003(02).

101. РЩ. ШШ^Ж^Х^^т. ШШ, 2004, (07).

102. Лу Ци. Современное искусство и продвижение мастерства стекла // Декоративное искусство, 2004(07).по. йг-зш—щч-ж^ъжт-ьх^^т 2011-01-01.

103. Новое стекло. Семь молодых художников по стеклу. Избранные произведения // Декоративное искусство, 2011(01).111. ^ЖШ^Х^^^Ь^ЩЛ- , 2008, (04).

104. Сю Цзянгуан. Тысячалетие стеклянных подделок из нефрита. Технология, характеристики и след в культуре // Чжэцзян искусство и ремесло, 2008(04).112. ШВ. 15 Ш 2009(01).

105. Сюе Люй. От 15 до 18-го века венецианское стекольное искусство // Шанхайское искусство и ремесло, 2009(01).

106. FaDon-de-Venice ^ФШОДШШЗ^Ж. 2008.

107. Тао Хуахуа. Искусство художественного стекла и жизнь // Строительство и отделочные материалы мира, 2007 (02).116. im 2008, (02).

108. Тань Сун. Венеция "стеклянный мир" // Чунцин и мир, 2008(02).117. ^.^Ш^ЙтЙг+ФЙжДШ.ЙЖАЯаД1? 2008(01).

109. Хэ Фэй. Стеклянные материалы, используемые в дизайне // ART Grand, 2008(01).

110. МЗда^ФОДШЙ zlTfctJ. 2002(03).

111. Цуй Чэн. Архитектурный декор из художественного стекла // Декоративное искусство, 2002(03).119. 2004(02).

112. Чэн Сян. Засывшая вода Мир современного художественного стекла // Шанхайское искусство и ремесло, 2004(02).

113. ШШШ. «i+SJTfc (ШЗКхЯМт^К^ЙО,2007(01).

114. Чжао Цзяньлэй. О художественном стекле и окружающей среде // Искусство дизайна. Шандоньский институт искусств и ремесел, 2007(01).121. 2009 (08).

115. Чжан Тяньюй. Рынок художественного стекла: обучение и стекольные компании, галереи и их взаимодействие. // Искусство и рынок, 2009(08).122. ^ттшъжт^, юолхоъ.

116. Чжуан Сяовэй, Институт художественного стекла // Декоративное искусство, 2004(07).123. ±Ш

117. Чжуан Сяовэй. Кросс-культурная симфония. // Transparent Attitude. 2002.124. тт. ssflMt* 2005 (oi).

118. Чжоу Цзин. Студии художественного стекла на фоне общего развития искусства// Декоративное искусство, 2005(01).125. тт. 200Ц04).

119. Чжоу Цзин. Развитие художественного стекла после Второй мировой войны // Скульптура. 2001(04).2004(10)1.

120. Лянь Дехай. Современные стекло моллирование. Китайское стекло, технология моллирование. Труды семинара конференции. 2004(10).127. тттш^ъ^штъштмя шап гоов12.15.

121. Фу Шуай. Декоративные формы художественного стекла, творческого144самовыражения // Шанхайское искусство и ремесело, 2008(12).128. зклш —штяу-язъя тт шщ 1994-1115.

122. Чжан Фуе. Вдохните встекло жизнь. Искусство Тэна Тяньцяопина // Декоративное искусство, 1994(11).129. 1998,(03).

123. Да Цичжэнь. Ян Хуэйшань и китайское стекло. // Шанхайское искусство и ремесло, 1998(3).по. тя*ж> а? -2008 ^ аш^1. Фй.

124. Лоу Сяошу. Школы и тенденции художественного стекла // Искусство, 2008(04).131. гжвдгаш 2010¥22й1^шг:^ьт.

125. У Чженчжи. Художественное стекло, посуда // Друзья науки, 2010.22.

126. Ш^-шйч^—ш^тт^ъя оитгс (±ш)» ш-2011 ¥ з ИИ . Ван Вейли. Концепция и эмоциональныйконтекст опыт современного художественного стекла // Эпоха красоты. 2011(3).133. ШШ , 2007 Л-ШЖЪ^Ш :

127. Чжоу Синь. Скандинавский модернистский дизайн стекла // Декоративное искусство, Наньцзин, 04.2007.2004.

128. Чжу Ци. Дзен и стекло. Антропогенная среда выполнение архитектурного художественного стекла, дзен среды. 2004.135. тшяъяяяъю ш -2001 ¥ бягсрлж

129. Шао Дабин. Скульптура света и цвета современное художественное стекло // Восточное искусство, 2001(06).

130. ШШ^ШШЯг+^ЗД ШЛЧШЮ ISTIC 2004 Щ З

131. Ней Гуйпин, Чжан Нин. Современный дизайн бутылки, парфюмерии и украшений из стекла и эмали. Пекин, 2004(03).137. тшт, iffi£ слнтеяш