автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Современные аспекты исследования этрусской цивилизации

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Авадиани, Эка Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Современные аспекты исследования этрусской цивилизации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные аспекты исследования этрусской цивилизации"

2ШИССКИЙ ГОСУДАРСГОШНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.ИЛ1АШХИШВЙ1И

На правах рукописи

АВАЛИАНИ ЗКА НИКОЛАЕВНА

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССВДОВАНЙЯ ЭТРУССКОЙ

щттзмт

Специальность 0 7.00.03 - Всемирная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на ооисканне ученой степени кандидата исторических наук

Тбилиси - ©91

Работа выполнена на кафедре истории культуры Грузии Тбилисского государственного университета им.И.А.Джавахш1штг.

Научные руководители: Чл.-корр.АН Грузии, доктор филологических наук, профессор ГОРДЕЗИАНИ Р.В,

Доктор исторических наук«профессор ЛОРдаШНЭДЗЕ Г.А.

Официальные оппоненты: Чп.-корр.АН Грузии, доктор исторических наук .профессор ШОРГАДЗЕ Г.Г.

Доктор исторических наук, доцент КАВТШШ Г.Е.

Ведущая организация - Политехнический университет,кафедра истории Грузии.

Защита состоится п£<~" 2Э91 года в

часов на заседании специализированного совета Д 057.03.15 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук при Тбилисском государственном университете гм.И.А.Джавахиш2ли.

Адрес: 350023, Тбгишои, прЛ.^вчавадзеД, корп.1, факультет истории, ауд.93.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета .

Автореферат разослан " /V" _Ml^/r^) B9I,

Ученый секретарь ^

специализированного совета, доцент ^ )с* -'У" В.КАЧАРАВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Ч

Актуалъяооть темы. Среди древнейших цивилизаций мара этрусская культура является одним из интереснейших и, в то же время, уникальных феноменов античности, занимающим особое место в Средиземномэрье. Следует отметить, что, о одной стороны, мы хорошо осведомлены относительно этрусской цивилизации по сохранившимся памятникам материальной культуры, греко-римским письменным источникам, этрусскому эпиграфическому материалу, с другой стороны, наше знание ограничено из-за неполноотя источников, а также существования т.н. "тайны" этрусского языка, которую наука до сих пор не смогла разгадать.

Этрускология - одна из исторических дисциплин, которая занимается исследованием этяогенезиса этрускоЕ, политико-экономической истории Этрурии, культуры, религии, а также социальных взаимоотношений в этрусском мире*

Целью нашей работы является исследование истории этруо-кологии, определение ее достижений в отдельных сферах исторической науки и искусства, проследить закономерность развития э^рускологии как системы различных этапов. Выделяя отдельные этапы или различные периоды развития втруоколопш мы выявили основные и главные ее фазы, а также показали оложннй процесс формирования втруокологии как отдельной исторической дисциплины.

Методологичэокую основу работы создает метод сравни-тально»*йсюрического изучения истории науки и цивилизаций.

Источниковедческая база. Основой для исследования являются : I) письменные источники античной эпохи, тде сохранены многосторонние сведения об этруоках, их нравах., религии,

этногвнэзисе, генеалогии и т,д. На современном этапе развития этрускологии в процессе исследования важнейших проблем особое внимание уделяется именно античным источникам; 2) исследования по вопросам этрусской цивилизации (на разных этапах развития этой науки); 3) анализ археологических данных.

Научная новизна и практическое значение работы состоит в том, что: I) она является первой попыткой в нашей историографии дать периодизацию всей истории этрускологии, начиная о античного периода, кончая XX веком, когда этрускология сформировалась как самостоятельная историческая дисциплина; 2) в ней представлен анализ новейших методов и главных достижений этрускологии; 3) работу можно использовать в лекциях древнего мира по истории науки и культуры.

Апробация работы. Диссертация рассмотрена и апробирована в Тбилисском государственном университете на кафедре истории культуры Грузии.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе прилагается список использованных источников и литературы. Иллюотрацаи приложены в виде отдельного альбома.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении рассмотрены слвдущие вопросы: I) современная этрускология как область иоторичеокой науки, .ее специфический характер, а также методология исследования; 2) многогранность научных возмэжностей, которыми должен быть наделен современный этрусколог; 3) современные центры и школы этрускологии; 4) хронология истории этрусков; 5) географический ареал; 6) политическая история этрусков.

Глава I. Проблемы периодизации истории этрускологии -посвящена рассмотрению главных тенденций развития этрускологии, начиная о античности - до наших дней. В соответствии о этим рассютрены и выделены основные этапы и периоды ее развития, на примере которых показаны характерные черты, отличающие те или инн $азы развития этрускологии.

йце в античности проявляли особый интерес к этрускам непосредственные их соседи: древний Рим, который многое воспринял от ээруоков и был во многом им обязан, а также древняя Греция, сама служившая примером в целом ряде сфер для этрусков.

Греческие и латинские источники, имеющиеоя в нашем распоряжении, можно разделить на следующие группы, соответствующие различным ступеням развитая научного шилония в античном мире.

I. Греческие источники до классической эпохи (с древнейших вр. до нач. У в. до н.э.) основанные на древних легендах и преданиях. Они представляли этап мифопоэтичеокого мышления.

П. Греческие источники классической эпохи (У-1У вв. до н.э.) характеризуются критическим, аналитическим мышлением, но для многих авторов этой эпохи понятие прошлого и ведущего преломляется в призме оппозиции (эллин-варвар); они интересуются другими этносами лишь по ыере необходимости, при сопоставлении эллинов с варварами.

Ш. Греко-римские источники после классической эпохи (которые охватывают Ш в. до н.э. и последующие века). На этом этапе окружающий мир становится обширнее, исследования

- 4 -

охватывают фактически весь космос.

Источники этого времени наиболее богаты информацией и даогосторонни. В них представлены различные аспекты культуры этрусков и их нравов, а также сведения о предполагаемых родственных отношениях этруоков.

Источники античной эпохи оодержат весьма богатую и многостороннюю информацию об этрусках. Так называемая античная этрускология сегодня составляет подлинную основу ведущихся в наотоящее время исследований в этом направлении. Однако нельзя забывать при этом, что как греческие, так и римские источники (в зависимости от эпохи, в которой жил и творил автор) требуют дифференцированного подхода; выше весь имеющийся в нашем распоряжении материал античных источников мы разделили на три основных периода.

Анализ источников показал, что в них прослеживается интерес ко всем аспектам этрусской культуры: происхождению .религии, языку, генеалогии, истории, духовной и материальной культуре, политике.

Изучение механизма распределения данной информации по периодам выявляет вполне логическую закономерность. На т.н. мифопоэтическоы этапе интерес 01раничиваатся в основном вопросами легендарного происхождения и генеалогии этрусков; на т.н. клаосичеоком этапе вместе о изучением этих двух вопросов на передний план выдвигаются также аспекты этногенеза и географического ареала. На этом же этапе начинает обнаруживаться интерес к сведениям об этрусской религии. Информация приобретает более исчерпывающий характер лишь после классического этапа, когда в мировоззрении античных авторов

начинает доминировать интерес ко всей вселенной, к происходящим в ней процессам. Закономерность постепенного расширения информации представлена наш на предлагаемой ниже схеме, где выделены все аспекты "античной этруокологии", на том или ином этапе ее развития.

Знак (X) соответствует наличию информации о соответствующей сфер» этрусской культуры; знаком (-) отмечается отсутствие информации в античных источниках.

Схема периодизации хрвческо-римских источников античного периода

поли-1 язнкГпроио-тика ! !ховде-' I ниэ

генеалогия

куль- иото- рели-тура |рия |гия

доклвссичео-кие источники

источники классической эпохи

источники пос-леклаосичеокой эпохи

X X

X X

X

XXX XXX

X

Схема показывает, что хотя античность почти: полностью отразила "этрусскую проблематику" более полно она вое же предответ после классического периода.

В оущвости все те вопросы, которыми занимается этруско-логия сегодня, были выдвинуты еще в античности, следовательно, можно заключить, что этрускология как наука зародилась в Европе вйГе тогда, когда сами этруски продолжали фигурировать на историчеокой арене. ■

Пооле античного периода в развитии этрускологии значительное .место занимает т.н. средневековый период, который в

- 6 -

работе ограничивается Ш-ХУШ веками. Со своей стороны он делится на отдельные, отличающиеся друг от друга этапы:

а) раннее средневековье (Ш-ХП вв.). Научными поисками и открытиями этот этап не выделяется; клерикальные идеи и установки христианской церкви сохраняют превосходство над рациональным ношением античной эпохи;

б) во времена Ренессанса (ХШ-ХУ1 вв.) начинается возрождение идей художественной культуры античности. В центре внимания оказываются греческое, этрусское, римское искусство. С этого этапа начинается главным образом "ренессанс" этрусской живописи, скульптуры и архитектуры. В этрусском стиле было построено немало богатых вилл. В это же время для многих выдающихся мастеров кисти (Джотто, Де Камбио, Донателло, Пиза-но, Шкаланджело „ Леонардо, Вазари и др.) творения этрусских мастеров искусства служили образцом и источником вдохновения;

в) в начале ХУЛ века интерес к этрускологии и "этрусским проблемам" распространился в Европе. Первым, заинтересовавшимся этрусской культурой, был швед Томас Демпстер, профессор университетов Пизы и Бояонии.

По заказу Казиыа П Медичи в 1616 году он начинает работу над книгой "Семь книг о царстве Этрурии", которую завершает в 1б]Э году. Эта работа в основном опирается на оведениях античных авторов, в ней недостаточно использованы археологические материалы. Автор преувеличивал роль и возможности древних этрусков в развитии мировой культуры; он плохо представлял воцрооы хронологии, особенно того времени, когда этруски появились на арене мировой истории. Что же касается вопроса этрусского языка, то при его изучении он использовал

сравнительно-этимологический метод и, конечно, не избежал многочисленных ошибок;

г) существенным переломом в истории этрускологии считается начало ХШ века. С этого периода ведутся интенсивные археологические раскопки, выявлены многочисленные уникальные памятники.

В 1726 году была открыта "Этруоская академия", руководил ею торжественно избранный президент, носивший этрусский титул "Лукмон". Материалы академии бшш изданы в 9-ти томах. На базе академии была создана "коллекция этрусских древностей", а потом в 1793 году музей.

На базе Кортонской академии был основан еще один музей, а остальные экспонаты академии были переданы в Папский музей" в Касиано дель Поццо.

На этом этапе развития этрускологии научные интересы распространялись лишь только на вопросы, касающиеся общих проблем искусотва.

XIX век - это век великих археологических находок. Археологические раскопки производились в малой Азии, в Египте, на Крите в в Микенах.

В определенной степени это послужило и развитию этрускологии как исторической дисциплины.

Ученые круги всего мира проявляли повышенный интерес к вопросам культуры, археологии этруоков. Были созданы центры и целыч иколы этрускологов в Германии, Франции, Англии, Дании, которые занимались наиболее важными проблемами этруско- -логии.

Специальные монографии и отдельные труды были посвяще-

ны вопросам этногенеза, религии и языкознания. Самым актуальным оставалоя вопрос о происхождении этрусков. Часть ученых рассматривала их как автохтонов, а другая часть считала пришельцами из Шлой Азии. Одни ученые связывали эарусков о предполагаемыми родственными племенами, которые жили в Малой Азии.

Надо отметить, что этруокология XIX века послужила твердой основой для формирования этрускологяи XX века как научной дисциплины.

С XX века а истории этрускологии начинается новый этап развития. Этруекология, служившая до этого только лишь дополнением классической археологии и классической филологии .предстала в новом ракурсе, сформировалась как одна из самостоятельных исторических дисциплин, имеющих конкретный объект исследования и, соответственно, специфическую методологию исследований. На данном этапе этрускология является инта^аль-ной исторической дисциплиной, т.е. дисциплиной, использующей методы филологии, археологии и т.д.

С начала XX века археологические раскопки ведутся на земле древней Этрурии - в Гарквинии, а также в таких городах, как Вей, Спина, Пирги.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что в археологии внедрена новая методика археологических исследований (проектирование посредством фотозондирования), а также подводная археология, которая помогла обнаружить местонахождение затонувших городов.

На современном этапе проблемы языкознания успешно изучается усовершенствованными методами исследования. Во многих

- 9 -

странах внедрено использование электровычислительной техники.

Опыт науки показал, что этимологический метод не оправдал себя при прочтении этрусских текстов, малоэффектным оказался также комбинаторный метод. С Б 64 года используетоя новый тип комбинаторного метода, который представляет собой комплексно-филологический метод и удачно сочетается со специфическим характером этрусского языка.

Во многих музеях мира хранятся богатые коллекции этрусской культуры, в том числе и в Париже, в национальном музее "Лувра", в Ливерпуле и Шнчествре, в Ленинградском "Эрмитаже" и Воронежском музее изобразительных искусств; Саше богатые коллекции сосредоточены в Италии, в таких музеях как-Вия Джулия, Григорианский музей в Ватикане, Археологический музей во Флоренции и других городах.

Первый этап изучения этрусской проблематики, наметившийся в античную эпоху, начинается с проявления чисто мифологи-ческо-этиологического интереса по отношению к этруокам, и, переходя в дальнейшем в научный интерес, в период, когда этруски покидают историческое поприща, завершается перерастанием во всеобъемлющее научное исследование вопроса.

Мэжно отметить, что на данном этапа развития античного общества выявились почти вое те проблемы, которые и по сей день соотавляют основу этрускологии.

Второй этап по существу начинается в условиях почти полной утрат» информации об этрусках. В средние века постепенно начинается пробуждение воспоминаний об этом исчезнувшем о лица земли народе. Эту эпоху венчает период ренессанса, заново "открывший" этрусков. Следует заметить однако, что интерео к

- Ю -

этрусскому феномену на э^ом этапе в основном ограничивался аопектом х5дожественной культуры.

Следующий этап начинается дифференцированным исследованием этрусской проблематики. Он характеризуется преувеличением, а во многих случаях и необъективной оценкой роли этрусков. В дальнейшем, наоборот, замечается стремление к выявлению роли самих этруоков, что в конце концов привело к формированию этрускологии как самостоятельной дисциплины. Кульминацией этого этапа южно считать последние десятилетия, когда происходит собирание и глубокий научный анализ всего того, что связано с этрусским феноменом. Иоследующий этап, по всей вероятности, начнется окончательным раскрытием тайны этрусского языка, что в свою очередь будет способствовать более полному осыыолению всего того, что рассказывают о себе сами этруски.

Следовательно, история этрускологии на протяжении трех периодов показывает интересную тенденцию постепенного подъема: сначала усиление интереса к эарускам обуславливает определение круга этрускологичаской проблематики, затем происходит их повторное открытие и, в конце происходит формирование эгруокологш, как отдельной дисциплины.

Таким образом, б истории этрускологии выделяются три фазы с тремя кульминациями. Представленная картина развития этрускологии значительно отличается от традиционно сложившейся закономерности развития истории классической филологии вообще.

П глава. Новейшие методы мэдитерраниотики и прогресс в этрускологии.

В этрускологии важной проблемой остаются вопросы этногенеза этрусков, а также вопроо языковой принадлежности. В настоящее время считается доказанным, что этрусская культура тлеет гошгенный характер. Нельзя утверждать, будто этруски являются пришельцами на Апенинах, но нельзя отрицать также и то, что а формировании этого этноса принимали участие многие этнические элементы.

Сегодня вопроо о происхождении этрусков должен охватывать:

1) изучение всех тех этнических элементов, которые принимали участие в формировании этрусского народа;

2) определение удельной, части этих элементов н этрусской культуре.

На основе анализа античных источников, данных археологических исследований, лингвистического материала мы приходим к выводу, что в этрусской культуре необходимо выделить следующие пласты:

I . Древнейший средиземноморский слой (+2700/2000 -1800/1700). Причем данная культура должна иметь свои потоки в юго-вооточно-акатолийских переселениях.

2. Кавказско-пеласгский слой, который о археологической точки зрения можно увязать с носителями т.н. "апешнской культуры" (П тыс. до н.э.).

3. Северный стой, очевидно, связанный о носителями т.н. культуры "цвйей погребальных урн", давшей импульс культуре ТЗротовшганова" и "виланова".

4. Анатоляйоко-тлрсенийский алой, связанный с перасатанизм возможно неодородных малоазийокпх племен в Западную

Анатолии (I тыо. до н.э.).

Что касаетоя вопроса языка этрусков, трудно определить его генетические корни, однако можно сказать точно, что этрусский язык нельзя считать результатом механического объединения разноязычных компонентов, он имеет связи лишь с вполне конкретной, известной нам или неизвестной языковой группой. Определение и выявление этой языковой группы представляется нам вопросом будущего.

Глава Ш. К интерпретации этрусского искусства

Современному цивилизованному миру хорошо известно этрусское искусство, которое развштооь в Италии во время политического и культурного возроядения эарусков в Ш в. до н.э. и просуществовало вплоть до I в. до н.э., пока этот народ не сошел со сцены мировой истории.

В средневековье отношение к этрусскому искусству нэ было однозначным, если часть художников воспринимала его как истинное искусство и образец для подражания, другие считали его второстепенным, низкопробным искусством периферического уровня. Истинное признание этрусского искусства произошло в XX веке, когда классическая школа со воеми ее направлениями подверглась игнорированию со стороны "нового искусства", обвинившего ее в увлечении реалистичной тематикой, когда художник довольствовался одним лишь отражением социальных, политических, экономических взаимоотношений жизни, т.е. поверхностным показом только фасада, но не основной сути. В то время как настроению, эмоциям, а также интимной стороне человечео-кой психики уделялось мало внимания.

Художнику не удавалось проникнуть в трансцендентные

глубины человеческой психики и отразить их на холоте. За новым направлением в искусстве последовали новые сдвиги. Традиционный взгляд на красоту, гармонию, совершенство, эстетику изменились в корне. Новое направление - модернизм -выработал новые эстетические принципы, которые предусматривали проникновение в сокровенную сущность человеческой природы, оставляя при этом за художником право изображай, "действующую реальность" близкими ему формами, не подвергаясь давлению никаких общих доктрин или канонов. Иными словами, художнику предоставлялась возможность применять индилдцуаль-ное средство для передачи своих впечатлений; при этом нарушалась гармония частей человеческого тела, а также целостность композиции рисунка, на холсте отражались обстрагиро-ванные формы.

3 одном из направлений модернизма - в экспресиокизме -о особой отчетливостью отразились свойства, столь характерные для этрусского искусства. Этрусское искусство, представляло собой органичное продолжение Эгейского искусства, развитое на его традициях. Соприкосновение с греческим классическим искусством способствовало формированию особого, в высшей степени самобытного феномена.

Экстатичные жесты фигур, их абстрактное ведение, выраженное в них чувство бесконечности, наполненная музыкальным ритмом, пластика, интенсивные, яркие цвета - все это особо подчеркивало самобытность индивидуального начала этрусского искусства в античном искусстве вообще.

С тем, чтобы подчеркнуть всю глубину переживаний и эмоций своей модели, этрусские мастера обращались к особым при-

едам. В процессе творения формы тела приобретали не совсем обычный вид. Подобные "озарения" этрусских мастеров, их необычную манеру изображения позднее повторили экспрессяокио-ты, которым деформированное изображение натуры предотавля-лооь средством1 повышения степени изобразительности и которые категорически отрицали натуралистическое копирование действительно оти.

Следует подчеркнуть сходотво между техникой сочетания цветов этрусских мастеров и своеобразием итры красок у экспрессионистов. Как для этрусоких художников, так и для экспрессионистов цвет является только лишь средством для передачи .настроения, эмоциональной нагрузки. На образцах этрусской живописи весьма часто можно увидеть синих дельфинов, красных птиц, желтых и голубых коней; кроме того, цветовая гамш на них всегда живая и интенсивная. Надо отметить то обстоятельство', что экспрессионисты придавали особое значение таким нивки, ярким цветам как красный, желтый, зеленый, охра и др.

Наш. краткий обзор призван разъяснить причину столь широкого признания "этрусского искусства" в XX веке, когда этрус-окое искусство и модернизм, разделенные "многими вакаш",оказались "родственными" направлениями, когда у идеалов этрусского искусства по прошествии 25 веков появились аналоги в модернистском искусстве.

Этрусское искусство делится на архаический, ксаосичэо-кий и эллинистический этапы. Особой самобытностью и разнообразием отличаются образцы искусства этрусского архаизма. Известными образцами пластики этого периода яшяются скульпту-

- 15 -

ра Апполона из Взя, скульптура Гермеса, ряд саркофагов, на которых изображены скульптуры пар усопших, Уникальной'по своим свойствам является такав живопись этрусских гробниц этого же периода (гробницы Авгуров, гробницы львов, гробницы охоты и рыбалки).

Основное влияние на классическое этруоское иск/сслю оказало грочеокое искусство. На живопись и скульптуру этрусков этого периода очень заметно влияние греческой классики. <£орш теряют индивидуальность, сюжеты заимствуются из греческой мифологии, И. все яа этрусское искусство смогло выстоять под давлением греческого влияния и сохранить свою самобытно о ть. Благодаря богатым традициям архаики создаются такие уникальные памятники как скульптура Мароа из г.Тоди, скульптуры волчицы и Химеры из города Аррецо.

Из стенной росписи этого периода следует выделить "фрески гробницы Леопарда". После классического периода в этрусском пскусотва заметны признаки декаданса- Новый подъем начинается э Ш в, до н.э. Для этого периода характерен подъем эллинистического искусства, космополитического по своему содержанию и отличающегося художественной ивдивидуальностью, эмоционально-театральными сценами и эффектами; при этом реализм часто сочетается с декоративными формами, благодаря чему это направление оказывается весьма приемлемым и близким для этрусского искусства. Подлинными образцами искусства данного этапа являются фрески "гробницы Ткфона"; из чиола скульптур надо отметить "Голову мальчика", "Брута" и "Оратора" .

Исходя из всего вышесказанного, шжно утверждать, что

этруски в столь отдаленные от нашей.действительности времена создали искусство, которое, сохранив свою большую ценнооть, остается вполне "современным" и в наши дни.

Глава П. Социальные отношения в этрусском маре

В этой главе рассмотрены вопросы социальных отношений в этрусоком мире. Этрусское общество по уровню своего развития, формам общественных отношений, структуре отличалось от других цивилизаций античного мира.

То, что античные авторы называли "Этрурией" было, несомненно, чем-то абстрактным понятием более религиозным а культурным, чем политическим обозначением союза этрусских полисов (городов-государств). В пределах "Этрурии" между Тибром и Арном располагались, соглаоно античной традиции, 12 полисов. Позднее на Севере и в Кампании образовалось еще 12 городов-полисов. Эти города объединились в союза лиг, во главе которого ото ял царь, избираемый представителями 12-ти городов. Предполагается, что власть этого царя была ограниченной,номинальной, так как все этрусские города имели овоих царей-правителей, которые правили юродом и стояли во главе войска.

По всей вероятности статус "выборного царя ограничивался одной лишь религиозной миссией (этот факт находит аналогии в цивилизациях Средиземноморья).

Этруски называли своих царей Laue (основа ^ис отсюда lau-^me, tu^Lim ) отсюда и термин " ída^u-mna „ С "Царство"). .

Можго предположить, что институт этрусских царей имел свои аналогии и в истории раннего Рима. В Этрурии структура социального общества быяа иерархической. Особое место в прав-

- 17 -

лении города занимали магистраты, выборные должности, которые существовали в большинстве этрусских городов. Одной из ответственных должностей считалась должность Принцепса, это латинский термин, которым римские авторы постарались передать этрусские реалии.

Высокой должностью считалась и должность "¿^М По предположению ученых "Зилата" соответствовали должности "Архонтов", которые существовали в Афинах. Зилаты создавали свои коллегии, во главе которых стоял " рк>ъ1Ж ", по-види-

г.юму эта должность соответствовала греческому " ».

Особо важным в этрусском мире представляется вопрос об определении механизма производственных отношений. В оишчие от классического рабовладельческого общества, в этрусском мире имелись совершенно иные общественные отношения.

В этрусском мире формы рабовладения отличались от классических форм рабовладения в Греции и Рима. Как свидетельствуют греко-римскиз авторы античной эпохи, этрусские рабовладельцы отличались легкомысленным и расточительным нравом, а также весьма "либеральным" отношением к своим рабам.

В этрусской эпиграфике отсутствует обозначение слова "раб", но есть термины "лаутни", "лаутните", "летанос" и "пенеоги". Эти термины употреблялись для обозначения низких слоев свободного населения. "Лаутнита" могла выйти замуж за свободного человека. Что же касается "ленестов", они были вольноотпущенниками, которые служили на виллах богатых этрусков в качестве стражников и экономов. Термин "летаиоо", по мнению ученых, соответствует этнониму пеласгов.

- 38 -

№ считаем, что модель этрусского рабовладельческого строя во многом отличалась от классического греко-римского рабовладения;

1) В этрусском обществе не существовал класо .рабов,это был алой невсйьников, деятельность которых определялась статусом "крепостного слуги". Они не являлись производителями ма териальных^благ.

2) Этруски, после военных сражений, не превращали пленных в рабов, они убивали юс, или же приносили в жертву овоим богам. Это подтверждается'существованием у этрусков раннеклассового , патриархально-рабовладельческого отроя.

. В античном мире росту числа рабов способствовали военные сражения: войны и победа в них служили наилучшим путем притока новых рабов в греко-римоком обществе.

3)В социальных конфликтах, имевших меото в этрусских городах, не'видно следа т.н. "рабских восстаний", это были восстания плебеев. Боли судить по событиям» имевшим место в Вольсинах и Аррвцо, то мы имеем дело с вооотанием "полусвободных общинников".

Эти события завершишь тем, что в Ш в. до н.э. юане долгой борьбы третье сословие получило право гражданства. На основании вышесказанного можно заключить, что низшими слоями втрусокого общества являлись: в городах плебеи, слои свободных, но не распологаквдих средствами производства неимущих граждан, а в деревне - общинники, которые занимались сельским хозяйством.

По нашему мнению, именно эти "полусвободные" слои и составляли основу населения, являясь производителями мате-

- в -

ряальных благ для всего общества.

Этрусские города-государства, современники греко-римской державы, по своей стабильной форме развития отличались от греко-римской классической, рабовладельческой системы. Это различие прослеживается не только в механизме производительных отношений, но также и в различии идеологии этих двух обществ.

Если в классической Греции, а также в Риме к рабам относились крайне жестоко и сурово, то в этрусском обществ«), где число рабов не было большим, отношение к ним было "гушнным" и "либеральным".

В понимании этрусков раб не был существом безличным, его считали членом общества; ему надлажало служить хозяину. Со своей стороны, хозяин также дал обязан заботиться о своих "поданных",

И тленно подобные взаимоотношения оставались чуждыми и неприемлемыми для греко-римского мировоззрения.

Совершенно особое положение занишла в этрусском обществе женщина, которая по своему привилегированному месту в нем во многом превосходила греческих и римских женщин;

1) этрусские женщины в отличие от римлянки имели собственное имя, которое производилось не от имени отца.

На надгробных надписях фигурируют в одно л то же время форш патронимики и мэтронимики.

2) В социальном плане эчрусская женщина била равноправным членом этрусского общества. Она пользовалась неограниченной свободой; могла посещать гладиаторские игры, театральные представления, банкеты и пиры.

- 20 -

По традиции для того, чтобы пооле смерти прах этрусской женщины защитить от осквернения, его помещали на клидасе и только после этого опускали в саркофаг (примечательно, что мужчин хоронили без клиноса)}

3) по нашему мнению, в этрусском мировоззрении земная женщина олицетворяла богиню-мать - подательницу, покровительницу. По своим понятиям, мировоззрению, идеологии, религии этрусское общество осталось чуждым для античного мира, сохранив при этом близость к средиземноморскому эгейскому миру, где образ женщины отождествлялся с ликом материчЗоги-нк, началом всех начал как на земле, так и на небе.

Трудно судить в целом о характере религии и идеологии этрусков. Ясно лишь то, что этрусская религия носила гомогенный характер, хотя в ней прослеживаются и другие, разные пласты. Одним из таких пластов является древний средиземноморский слойк с которым связан институт "Гаруопиций" - (гадание на печени жертвенных животных).

В Этрурии было распространено также и гадание на разных деревьях; существовал даже учебник - "Книга предсказаний на дэревьях", --составленный ТарквиниемПриском. В этрусской религии особое место занимал культ дуба. Согласно этрусской традиции, этруска ежегодно приходили к священному дубу и загадывая желание вбивали в него гвоздь. Аналогичная традиция существовала и в Западной Грузии. Во время праздника "Ампап" в Абхазии люди шли к священному дубу, преклонялись парод деревом и вонзали в него кинжал в священное дерево.

По штему мнению, традиция "древопоклонства" в грузин-

- 21 -

окой и этруоскоя культурах восходит к одним и тем же корням, вплоть до веропредставления древнего Средиземноморья.

На процесс формирования этрусской религии оказали воздействие как греческие веропредставления, так и греческая мифология в целом.

В этрусском пантеоне прослеживаются следы хтонических божеотв италиков.

В заключение оказано, что этруоский религиозный феномен .является многослойным. На данном этапе изученности этрусской культуры трудно определить все элементы принявшие участие в формировании их религиозного мировоззрения, однако вез же можно сделать некоторые выводы:

оредизешогжзрский элемент (к которому относятся культ великой богинж-праштери и этрусская "дисциплина");

греческие элементы (пантеон и мифология, корни которых прослеживаются в догрвческих - эгейоких традициях);

элемент аборигенов-италиков (хтонические божества). В науке до последнего времени не была установлена связь меяду этрусским феноменом и другими родственными цивилизациями. Несмотря на то, что этрусское общество имело точку соприкосновения с греко-римским миром, они радикально отличались друг от друга. После изучения эгейско-средиземноморского мира бронзовой эпохи, оказалось, что этрусское общество представляет собой органическую часть этого мира, несмотря на довольно значительный промежуток времени, отделяющий культуру этрусков железного века от эгейской культуры бронзового века.

- 22 -

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Вое та вопроси, которые на данном этапе науки считаются "проблематичными" и актуальными, возникли в античной эпохе, еще тогда, когда этруски все еще оставались на исторической арене и не были растворены в Римоко-Итальянском этносе.

В орадние века научные интересы этрускалогии в основном ограничиваяись^аспектом художественной культуры. В XIX веке была заложена основа формирования этрускологии как научной дисциплины. Этот процесс завершился в XX веке. Этрускология на этом этапе - самостоятельная историческая дисциплина,имеющая свой объект исследования, а также вспомогательные дисциплины.

- Этрусский гщ всеми параметрами вписываетоя в систему взаимоотношений древних народов Эгеиды и вообще Средиземноморья. Перспективен путь исследования, согласно которому Ибе-рийско-Кавказский компонент рассматривается как активный элемент средиземноморского мира.

- Начиная с характера производительных отношений вплоть до идеологии, этрусский мир проявляет больше тяготения к до-гречэскоиу - эгейскому миру, чем к современной ему ршско-1речеоко£ общественной системе. Не оовоем "обычная" в определенной мере модель этрусского общества ввела в тупик ее развитие, что в конечном итоге завершилось падением этой культуры.

- В свете достижений современного искусствоведения ооо-бо ввделяотся' самобытный характер этрусского искусства в античной культуре. Сегодня, когда столь резко меняются взгляда на прекрасное, гармонию, способы отображения реальности, эх-

- 23 -

русское искусство с точки зрения художественных идеалов Х£ века предстает весьма "современным", в нем проявляются черты экспрессионистического направления.

Таким образом, этрускология сформировалась как самостоятельная научная, историческая дисциплина, имеющая особое значение не только для исследования этрусских проблем, но также и для изучения истории цивилизации вообще.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Социальные отношения в эгрусоком мире.- Тбилиси, 1Э90 (на груз.яз.), с.1-И.

2. Этруоское искусство - "Современное" искусство. Хеловяеба, Я 3. - Тбилиси, 1391 (на груз.яз.), с.74-82.