автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Современные этнические процессы среди хакасов

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Кривоногов, Виктор Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: 0
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Современные этнические процессы среди хакасов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Кривоногов, Виктор Павлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЧИСЛЕННОСТЬ И РАССЕЛЕНИЕ ХАКАСОВ.

ГЛАВА 2. КОНСОЛИДАЩОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕ.Щ ХАКАСОВ.

ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ ХАКАСОВ В

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

 

Введение диссертации0 год, автореферат по истории, Кривоногов, Виктор Павлович

В последние десятилетия одним из важнейших направлений в развитии этнографической науки в нашей стране стало изучение современных этнических процессов-1-.

Новые условия жизни после Великой Октябрьской социалистической революции привели к значительным изменениям в облике наций и народностей, населяющих нашу страну.

Успешное цретворение в жизнь ленинской национальной политики, преобразования в материальной и духовной культуре, интернационализация жизни, урбанизация - все эти разнообразные политические, социальные, экономические процессы прямо или косвенно привели к значительному ускорению и активизации этнических процессов.

За последнее время объем научной литературы по данной тематике значительно возрос. Изучаются различные типы этнических процессов как у отдельных народов, так и групп народов, расселенных в этнически сложных регионах.

Значительное количество работ в этом плане посвящено народам Сибири^. Разностороннее изучение этнических процессов позволило

1. ХХУТ съезд КПСС и задачи советской этнографической науки. Сов. этнография, 1981, В 3.

2. Васильев В.И. Современные этнические процессы в низовьях Енисея. М., 1964; Гурвич И.С.Современные этнические процессы,протекающие на севере Якутии. Сов.этнография,i960, 5; Потапов Л.П. К вопросу о национальной консолидации алтайцев. Сов. этнография, 1952, J6 I; Смоляк A.B. О* современном этническом развитии народов Нижнего Амура и Сахалина. Сов.этнография, 1967,

JS 3; Томилов H.A. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири. Сов. этнография, 1972, ß 6 и др. перейти к созданию обобщающего характера монографий по отдельным народам и регионам этого обширного края*.

Вышла в свет и уже переиздана сводная монография, посвященная этническим процессам в целом по Советскому Союзу2.

Одновременно с появлением работ по конкретным народам идет методологическое и теоретическое осмысление проблем по этой тематике. "В литературе разрабатывались воцросы сущности и типологии этнических цроцессов,выявлялись причины их развития и действие аппарата этих причин в зависимости от численности, расселения, особенностей исторического пути тех или иных народов,определялись показатели этнических процессов и факторы,усиливающие или ослабляющие их развитие. Много в этом направлении сделали Ю.В.Еромлей,И.С.Гурвич, о

Т.А.Жданко,В.И.Козлов.Л.П.Потапов.В.В.Покпшшевский и другие0.

1.Гурвич И.С.Этническая история северо-востока Сибири.ТИЭ, т.89, М.,1966; Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера.М.,1970; Смоляк A.B.Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина.М,,1975;Томилов H.A.Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978 и др.

2.Современные этниче ские проце ссы в СССР.М.,1975.

3.Бромлей Ю.В.Этнос и этнография.М.,1973;он же.Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории) .МД981; он же.Очерки теории этноса.М. ,1983;Гарданов В.К. »Долгих Б.0.,1данко Т.А.Основные направления этнических процессов в СССР.Сов.этнография.1961, Л 4; Гурвич И.С.Современные направления этнических процессов в СССР. Сов. этнография. 1972, М; он же.Этнокультурное сближение народов СССР. Сов.этнография. 1977,В 5;Жданко Т.А.Этнографическое изучение процессов развития и сближения социалистических наций СССР.Сов.этнография. 1964,№ 6;Покшишевский В.В.Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения.Сов.этнография. 1969, J& 5 и др.

В плане разработки общих положений, связанных с характеристикой этнических процессов, много дали дискуссии и работы по проблемам типологии этнических общностей и выделению признаков, определяющих характер их развития1.

Высокий уровень изучения этнических процессов у народов СССР, значительные теоретические обобщения по данной тематике стимулируют дальнейшее проведение работ в этом направлении. Исследования современного этнического развития отдельных народов,этнических и этнографических групп сохраняют своё значение как в плане дальнейшей разработки вопросов по этой проблематике, так и в прикладных целях этнографической науки.

Проблемы современных этнических процессов среди хакасов исследованы пока слабо. Между тем, важность этих исследований обусловлена многими причинами, в частности тем, что хакасы живут в регионе, для которого характерно быстрое индустриальное развитие.

Это влияет на все стороны жизни коренного населения и чрезвычайно 2 активизирует социальные , а опосредованно и этнические процессы. Эти процессы приводят к существенным сдвигам и внутри этноса,уси-лению взаимодействия различных территориальных групп хакасов, но

1.Агаев А.Г. К вопросу теории народности.Махачкала,1965;Бромлей Ю.В.К характеристике понятия "этнос".В кн.Расы и народы,вып.I,М., 1971;Козлов В.И.О понятии этнической общности.Сов.этнография, 1967,№ 2;Токарев С.А.Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии).Вопросы философии,1964, й II; Чебоксаров Н.Н.Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. Сов.этнография, 1967, № 4 и др.

2. Белошапкина В.Н. Социальная адаптация коренных народов в период интенсивного промышленного освоения Сибири. Автореферат канд. дисе., Новосибирск, 1977. еще больше они влияют на активизацию контактов с представителями иных национальностей, в основном русскими.

Важность и актуальность исследования заключается, наряду с другими причинами, еще и в том, что это взаимодействие с русскими происходит в условиях значительного преобладания пришлого населения в районе расселения хакасов, а также в условиях тесных контактов с ним в разных областях жизни и деятельности. Это взаимодействие проявляется неодинаково в разных сферах материальной и духовной культуры. В одних преобладают инновации, в других сохраняются традиционные черты.

Важность исследования процессов этнической консолидации среди хакасов обусловлена во многом тем, что накануне советского периода хакасы делились на несколько этнических групп и дальнейшее развитие народа пошло по цути ликвидации или уменьшения различий между этими группами. При этом перед исследователями встают задачи выяснения механизма процессов нивелировки в тех или иных областях материальной и духовной культуры. Необходимо выяснить, в каких сферах эти различия исчезают, а в каких сохраняются.

Выяснение вопросов развития современной культуры имеет и практический интерес, так как может дать информацию,необходимую для проведения конкретной национальной политики,например,в области образования,издательской деятельности,искусства,народного творчества и т.д.

Исследования, проведенные нами по вышеупомянутым направлениям среди хакасов,имеют значение и в связи с наличием общих черт с другими этносами как у нас в стране, так и за рубежом.

Хронологические рамки работы охватывают советский период (1917-конец 70-х гг.),но основной упор делается на период развитого социализма,в основном 60-70 годы,что вызвано активизацией этнических процессов именно в это время. В ряде случаев,по мере необходимости, автор выходит за указанные ражи,привлекая материалы, относящиеся к ПХ-началу XX века с тем, чтобы связать приводимый материал с предшествующим периодом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что эта тема не была до сих пор предметом специального конкретного изучения.

Кроме собственных материалов автор использовал работы, так или иначе касающиеся темы диссертации.

Проблемы численности и расселения хакасов в советскую эпоху затрагивались в ряде работ демографов,историков,экономистов^,но в целом они дают лишь самые общие представления по данным вопросам, что делает необходимым привлечение дополнительных источников для раскрытия темы.

Более основательно исследованы проблемы национально-государственного строительства в Хакасии,над которыми работали многие нсо торики советского периода .Национально-государственное устройство 1Луднова В.И., Кожуховская Н.Ф. Население Саянского ТПК (формирование и расселение).Новосибирск,1979; Стариков В.Н. Население Хакасской автономной области по переписи 1959 г. Известия Красноярского отделения Географического общества СССР.1962,вып.2,с.65-92 и др.

2.Асочаков В.А.,Митюков М.А.К истории образования и развития Хакасской автономной области.В кн.Проблемы истории Хакасии.Абакан, 1970,е.3-23;миткжов М.А.Развитие советской государственности хакасского народа.В кн.Торжество ленинской национальной политики. Абакан,1973,с.40-56 ;Ултургашев С.П.КПСС-организатор братской помощи народов СССР в социалистическом преобразовании национальных районов Сибири (1920-1937 гг.).В кн.Торжество ленинской национальной политики,с.19-39 и др. оказывает немалое влияние на ход этнических процессов. Довольно полно освещен этот вопрос и в монографии, посвященной в целом т истории Хакасии советского периода .

Историками и экономистами написано немало работ и по такой теме,как социально-экономическое развитие Хакасии в этот период!?. Преобразования в экономике и хозяйстве привели к существенным сдвигам в социальной структуре населениям том числе и хакасов. Эту тему разрабатывали в основном социологи,а также экономисты^.

I.Очерки истории Хакасии советского периода (1917-1961).Абакан,1963

2.Вяткин Г.А. Перспективы развития промышленности в Хакасии. В кн. В братской семье народов.Абакан, 1968, с.36-52; Неткачев И.Т. Ликвидация экономической отсталости Хакасии в период строительства социализма. В кн. В братской семье народов, с.65-78; Бобровник В.Л. О формировании структуры промышленности в Хакасии. В кн. Торжество ленинской национальной политики,с.90-107;Чаптыков К.Г. Перспективы развития экономики Хакасии. Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка,литературы и истории(ХакНИШДИ), вып.К, 1963, с.30-39 и др.

3.Белошапкина В.Н.Роль миграции в освоении хакасами нетрадиционных занятий.В кн.Торжество ленинской национальной политики,с.143-154; она же.Социальная адаптация коренных народов в период интенсивного промышленного освоения Сибири.Автореферат канд.дисс.;Белошап-кина В.Н.,Костюк В.Г.Некоторые социальные и демографические аспекты хакасской сельской семьи.Ученые записки ХакНИИШШ,вып.ХУП, 1972, с.147-157;Бобровник В.1.Социальная структура населения Хакасии и ее зависимость от уровня экономического развития.Ученые записки ХакНИИШШ,вып.ХУП,1972,с.63-73;Костюк В.Г.Вопросы профессиональной ориентации молодежи коренных народов Сибири и Дальнего Востока (Тезисы докл.Всесоюз.конференции).Новосибирск,1973,с.152-154 и др.

Преобразования в области национальной культуры довольно полно освещены в работах многих историков,этнографов,искусствоведов3-. Б этих работах показано в основном возникновение и развитие профессиональной культуры хакасов: театра,литературы и т.д.Рассматриваются также проблемы культурной революции. Уделяется внимание и развитию некоторых видов традиционной культуры и искусства,например, музыкального творчества,прикладного искусства и т.д. В научной литературе показано,как за советский период была создана письменность, распространилось образование на родном языке, что позволило в короткий срок ликвидировать неграмотность среди населения, а также создать кадры национальной интеллигенции.

С этими работами тесно связаны исследования лингвистов,много внимания уделяющих изучению развития хакасского литературного языо ка.расширению его общественных функций и т.д. Затрагивались иод

1.Асочаков В.А.Национально-государственное строительство и развитие культуры Хакасии.В кн.Торжество ленинской национальной политики, с. 204-212; он лее .Подготовка учительских кадров для школ Хакасии (1921-1937).В кн.Вопросы истории Хакасии,Абакан,1977,с.96-105; Ултургашев С.П. Некоторые вопросы развития национальных культур в период развернутого строительства коммунизма (по материалам Хакасии) .Ученые записки ХакШ®ШШ,вып.Х1,1965,с.13-24 и др.

2.Боргояков М.И. К истории формирования хакасского языка. Ученые записки ХакНИИЯЖ, вып.ХУШ, 1973, с. 153-168; он же .Источники и история изучения хакасского языка.Абакан,1981;Патачакова Д.Ф.Современное состояние хакасского литературного языка и его дальнейшее раз-витие.Ученые записки ХакНИИШШ,вып.XI, 1965,с. 134-145; Исследования по современному хакасскому языку.Абакан,1980;Карпов В.Г.Об общественных функциях хакасского языка.В кн.Торжество ленинской национальной политики, с.237-245 и др. и вопросы освоения хакасами русского языка^,но этот вопрос не может пока считаться полностью раскрытым,по крайней мере,имеющегося в литературе материала недостаточно для освещения многих аспектов двуязычия.Между тем эта сторона языковой ситуации в наибольшей степени связана с этническими процессами,что делает необходимыми дополнительные исследования таких вопросов,как распространение двуязычия в разных группах хакасов,использование хакасского,русского или обоих языков в разных сферах духовной культуры и общения.

Из работ этнографов,так или иначе коснувшихся современных этнических процессов среди хакасов,можно назвать ряд статей К.М.Пата-чакова,в которых описываются культурно-бытовые условия жизни хакасов в наши дни,изменения в общественной,семейной сферах,религиозных представлениях^ .В некоторых работах К.М.Патачакова,обращенных к дореволюционному периоду0,имеются отдельные сведения и о современном бытовании некоторых традиционных видов культуры.Кроме того, эти работы дают сравнительный материал для сопоставления полученных в настоящее время сведений с предшествующим периодом.

Изучению традиционных видов материальной и духовной культуры

1.Боргояков М.И.Социолого-лингвйстические исследования в Хакасии. Учен.зап. ХакНИИЯЛИ,вып.Ш, 1971,с.205-210;Чанков Д.И. О распространении двуязычия среди хакасов,Учен.зап.ХакНИИЯЛИ,внп.Х1,1965 и др.

2.Патачаков К.М.Социалистический быт хакасских колхозников (по материалам колхоза "Путь к коммунизму" Алтайского района) .Ученые зап. ХакНШЯЛИ,Абакан,вып.У1,1958;с. 101-107;он же.Современный быт и культура села (Хакасии) .В кн.Воцросы социально-экономического развития Хакасии. Абакан,1968,с.141-148 и др.

3.Патачаков К.М.Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (ХУШ-Х1Х).Абакан,1958;он же.Очерки материальной культуры хакасов.Абакан,1982 и др. хакасов посвящены работы этнографа Ю.А.Шибаевой1.В них,несмотря на то,что они нацелены на исследование прошлого,имеется материал, позволяющий судить об отдельных сторонах современных процессов в таких областях, как одежда, религиозные представления и т.д.

В одной из монографий Л.П.Потапова,посвященной этнографии хакасов досоветского периода,дается материал и по современным процессам среди хакасов,рассматриваются изменения в хозяйственном укладе^ некоторых областях культуры2 .То же можно сказать о разделе о

Хакасы" в книге "Народы Сибири"0, написанном тем же автором.

В ряде работ этнографов имеется материал об обычаях и обряд дах хакасов, в том числе и в настоящее время, что весьма ценно для понимания этнических процессов.

Для изучения этнических процессов автором привлечены иссле

1.Шибаева Ю.А. Одежда хакасов.Сталинабад, 1959;она лее. Из истории хакасского жилища.Краткие сообщения ин-та этнографии, 1950,вып.Х, с.40-53;она же. Влияние христианизации на религиозные верования хакасов (религиозный синкретизм хакасов). В кн.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина Х1Х-начало XX в.).Л., 1979, с.180-196, и др.

2.Потапов Л.П.Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХУП-Х1Хвв.). Абакан, 1952.

3.Народы Сибири.Этнографические очерки.Из серии "Народы мира". М-Л., 1956,с.376-419.

4. Усманова Л.С. Похоронная обрядность хакасов.В кн.Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М., 1980, с.108-109; она же. Элементы традиционной обрядности в современной хакасской свадьбе. В кн. Полевые исследования института этнографии. 1976,М., 1978,с.94-99;Наумова 0.Б.Свадебная обрядность хакасов. В кн. Семейная обрядность народов Сибири, е.24-26 и др. дования и других смежных наук,в частности антропологии^. Материалы этой науки позволяют судить о месте хакасов в расовой систематике, а также об антропологических особенностях отдельных этнических групп хакасов.

Говоря об этнических процессах,происходящих в советский период,нельзя обойтись без материала,относящегося к предшествующему периоду,то есть, к ХУШ-началу XX векам.Это необходимо для сравнения его с современными материалами,собранными автором, с тем,чтобы раскрыть динамику происходящих процессов.

Об этническом составе и этнических процессах среди хакасов до революции имеется материал в работах как советских,так и дореволюционных авторов. Так как этот период выходит за хронологичече-ские рамки нашей работы,то ограничимся самыми общими сведениями.

Объемный материал по данному вопросу имеется в трудах Л.П.Потапо-р ва . Б них подробно рассмотрены процессы,происходящие в этническом развитии хакасов в ХУП-Х1Х веках в рамках цроблем происхождения и формирования хакасской народности.

Значительный материал имеется в работах других исследователей. посвященных различным сторонам истории,культуры,этнического

1.Ярхо А.И.Алтае-саянские тюрки (Антропологический очерк) .Абакан, 1947;Алексеев В.П.Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии.В кн.Материалы и исследования по археологии,этнографии и истории Красноярского края.Красноярск,1963,с.135-164 и др.

2.Потапов Л .П.Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХУП-XIX вв.). Абакан,1952; он же .Происхождение и формирование хакасской народности.Абакан,1957;он же.Происхождение и этнический состав койбалов.Сов.этнография,1956,№ 3;он же.Этнический состав сагайцев. Сов.этнография,1947,й 3;он же.Этнографическая поездка на юг Хакасии в 1946 г.Ученые записки ХакНИИЯЛЙ,вып.1,с.51-61, и др.

- 13 состава хакасов,их социально-экономическому развитию*.

Богатый материал по этнографии хакасов можно найти в трудах 2 дореволюционных авторов , но здесь мы на них не останавливаемся, так как они не имеют прямого отношения к нашей работе,хотя частично и использовались для решения тех или иных вопросов.Их анализ о имеется в работах советских этнографов и историков.

1.Арзыматов A.A.K воцросу о формировании хакасской народности.Ученые зап.истор.-юрид.фак-та,Кирг.ун-т,вып.УШ,сер.ист.,с.184-198; Бахрушин С.В.Енисейские киргизы в ХУЛ в. В кн.Бахрушин C.B. Научные труды. Т. 3. Из бранные работы по истории Сибири Х71-ХУТ1 вв., М., 1955,ч.2.История народов Сибири в ХУ1-ХУП вв.,с. 176-224;Боргояков М.И.Вопросы этногенеза хакасов ХУП-ХУШ вв. и исторические предания.Учен. зап. ХакНИИЯЛИ, вып. XIX, 197 4, сер. ист ор. 5,с.120-131;Бута-наев В.Я.Некоторые новые данные по родовому делению хакасских ка-чинцев.В кн.Мат-лы Всесоюз.конф. 14-16 июня 1973 г.»Томск,1973, с. 183-187;он же. Социально-классовая структура хакасов конца XIX-начала XX вв. В кн.Аграрные отношения и земельная политика царизма в Сибири (конец XIX в. - 1917 г.).Красноярск,1982,с.3-15;Кар-цов В.Г. Хакасия в период разложения феодализма (ХУШ-первая половина XIX вв.). Абакан, 1970 и др.

2.Георги И.Г.Описание всех в Российском государстве обитающих народов Л.2, СПб, 1777 ;Ярилов А.А.Кызыльцы и их хозяйство.Юрьев,1899; Кузнецова A.A. »Кулаков П.К. Минусинские и ачинские инородцы .Красноярск, 1898 ;Яковле в Е.К.Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея.Минусинск, 1900 и др.

3.См.например,Боргояков М.И.Источники и история изучения хакасского языка,с. 125-143;Патачаков K.M. Русские ученые о хакасах. В кн. 250 лет вместе с великим русским народом. Абакан, 1959, с.164-187 и др.

- 14

Приведенная здесь научная литература помогает осветить отдельные стороны этнических процессов среди хакасов, но целиком этой теш не раскрывает, а ряд разделов не затронут исследователями вообще. Поэтому в данной работе большинство разделов написано почти целиком на основе исследований автора, остальные - при существенной их доле. Эти вопросы рассмотрены под углом двух основных видов этнических процессов, получивших наибольшее развитие среди хакасов - консолидации и интеграции. Кроме того, немало внимания пришлось уделить проблемам этнической демографии и этнической географии, так как они тесно связаны с темой исследования.

В данной работе показана численность хакасов на разные периоды. Выявлены основные демографические характеристики (рождаемость, смертность, естественный прирост и др.), а также изменения в национальном составе области. Особое внимание уделено этническому аспекту миграции. Выявлен не только национальный состав области вцэлом, но и отдельных районов, городов, поселков, сел в разные периоды. Подробно рассмотрен этнический аспект урбанизации.

Этническая структура хакасов в наши дни показана целиком на материалах автора. Рассмотрены изменения в численности отдельных этнических групп хакасов и их расселении за советский период. Собранные материалы позволили выявить, в каких сферах культуры и жизни различия между субэтносами сохранились, а в каких исчезли.

Исследованы контакты между представителями этнических групп хакасов в разных сферах материальной и духовной культуры. Выявлена степень брачного смешения между ними.

Особое внимание уделено изменениям в этническом самосознании и самоопределении как на уровне всего этноса, так и отдельных этнических групп.

Выявлены политические, социально-экономические факторы влияю

- 15 щие в той или иной степени на этнические процессы.

С использованием различных методов получен обширный материал, раскрывающий характер и степень сближения хакасов с окружающим пришлым населением, в основном русскими, в хозяйственном укладе, уровне социального развития, некоторых областях материальной и духовной культуры.

Показано, в каких областях культуры и в какой степени сохраняются и развиваются традиционные элементы, а в каких преобладают инновации. Большое внимание уделено различным аспектам двуязычия. Выявлено, в каких областях речевого поведения и в каком соотношении используются хакасами русский и хакасский языки.

Все вышеперечисленные процессы показаны в динамике. Много внимания уделено региональным особенностям их развития, материал дифференцирован по районам, населенным пунктам разного типа. Кроме того, эти данные рассмотрены по половозрастным, социальным, образовательным группам.

В работе представлен значительный материал по установкам хакасов на различные виды межнациональных контактов.

Важное место в работе уделено национально-смешанным бракам хакасов. Выявлено их количество, динамика роста их числа по различным территориальным, половозрастным, социальным, образовательным группам. Показаны этнические последствия таких браков.

Все эти этнографические материалы, собранные авторш, увязаны с исследованиями других наук (истории, экономики, демографии, лингвистики и др.) и работами этнографов и позволяют детально показать главные направления в развитии этнических процессов среди хакасов, раскрыть как общие их закономерности, так и особенности, присущие только данному региону.

Раскрытие не освещенных в научной литературе воцросов потребовало привлечения новых дополнительных материалов и источников, проведения новых исследований.

Материалы по данной теме собирались автором в 1975-1982 годах и охватывают всю территорию расселения хакасов. Сбор материала производился по всем крупным этническим и территориальным группам хакасов во всех восьми районах Хакасской автономной области и некоторых граничащих с Хакасией районах Красноярского края. Всего автору в составе экспедиций или индивидуально удалось побывать в 73 из 261 сельских населенных пунктов области.

Значительная часть массового материала (в основном опросные листы) собраны с участием автора в 1978-1979 гг. отрядом Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета. В составе этого отряда работали студенты исторического факультета ОмГУ и национальных групп филологического факультета Абаканского государственного педагогического института. Студенты АГПИ свободно владели хакасским языком, что сыграло положительную роль в исследованиях, особенно в работе с пожилыми людьми, слабо владеющими русским языком.

Экспедиции по своему характеру были маршрутными. Помимо анкетирования, осуществлялся сбор материала по различным областям материальной и духовной культуры хакасов методами наблюдений, бесед с информаторами.

Собирались и обобщались статистические материалы. В частности, получены и обработаны данные похозяйственных книг всех сельских Советов области (в 1977 году их было 62), а также поссоветов, в составе которых имеются сельские населенные пункты (4) и ряда сельсоветов сопредельных с Хакасией районов. По этим материалам путем подсчетов получены сведения по национальному составу каждого села, по составу семей, црежде всего хакасских, выявлены все национально-емешанные сети, составлен полный свод всех хакасских фамилий по каждому селу с количественными характеристиками (то есть количество людей каждой фамилии по каждому селу), что позволяет выяснить этническую структуру хакасов, численность и расселение этнических групп хакасов.

Материалы загсов собраны в основном по периоду 50-70 годов, частично - за более ранние периоды. Они позволяют выяснить такие вопросы, как рождаемость, смертность, браки и разводы среди хакасов. Дают эти материалы представления и о миграциях (при сопоставлении места рождения и места вступления в брак), об этническом составе хакасов (при анализе фамилий), брачных контактах между этническими группами хакасов, о национально-смешанных браках хакасов. Эти данные соотнесены с уровнем образования и местом работы, сведения об этом имеются в актах о браках, а также с возрастом, местом жительства и т.д.

В ряде паспортных столов получены сведения об определении национальной принадлежности подростками из национально-смешанных семей в 1981 году.

В нескольких почтовых отделениях собраны данные о подписке хакасских семей на различные газеты и журналы, в том числе и на хакасском языке. В "Союзпечати" получены сведения о подписке на газету на хакасском языке "Ленин чолы" по районам области.

Собранные нами сведения о работе библиотек включают материалы о количестве книг на хакасском языке, а обработка карточек чи-т ат елей-хакас о в позволила судить о том, на каких языках они читают литературу.

В научно-методическом центре народного творчества проанализирован материал о развитии современного хакасского народного творчества.

-18

В областном статистическом управлении изучены данные о численности национальностей области, о миграциях хакасов и другие статистические материалы. В государственном архиве Хакасской автономной области (ГАХАО) получены сведения о расселении и численности хакасов по переписям 1926, 1939, 1959 гг.

С целью расширения и углубления информации был проведен ряд опросов хакасского населения методом интервьюирования.

В 17 школах различных районов и городов области проведен опрос учащихся 8-10 классов, опрошено 429 человек. Это составляет 1/5 общей численности этой возрастной группы, что делает материал достаточно репрезентативным.

В Абаканском пединституте опрошено 55 студентов национальных групп филологического факультета, в педучилище опрошено 40 студентов национальных групп.

Основную часть материала дал опрос населения старше 15 лет. При этом использовалась анкета, принятая в Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета, несколько переработанная применительно к условиям Хакасии. В ней содержится 62 вопроса. Дня городского населения использовался сокращенный вариант этой анкеты (28 вопросов). В качестве образца анкеты был взят один из вариантов опросного листа, разработанного в институте этнографии АН СССР для изучения современных этнических процессов в Татарской АССР, проводимого сектором конкретных социальных исследований под руководством Ю.В.Арутюняна. Такой опросный лист позволяет охватить многие стороны современных этнических процессов и получить количественные показатели, которые невозможно добыть иными методами.

Всего по данной анкете было опрошено 2450 человек коренной национальности, жителей 24 сельских населенных пунктов, 2 поселков городского типа и I города. Выборочная совокупность была определена с учетом пропорционального охвата этноса по половозрастным группам исходя из генеральной совокупности, известной из материалов Всесоюзной переписи населения 1979 года (приложение, таблица I)1.

При определении выборки учитывался ташке состав населения по этническим и территориальным группам, при этом мы несколько увеличили долю небольших по численности этнических групп, чтобы сделать данные по ним достаточно представительными (таблица 2).

Населенные пункты подбирались с учетом их хозяйственного цро-филя,численности населения, положения относительно транспортных коммуникаций и административных центров. Особое внимание уделялось подборке сел по людности, а также по национальному составу, то есть, в зависимости от доли хакасов в их населении (таблицы 3 и 4). Предварительно национальный состав всех населенных пунктов был подсчитан по хозяйственным книгам сельских Советов.

В выборке представлены и основные типы городских населенных пунктов. Это город Абакан, где сконцентрировано более половины всех городских хакасов, станция Аскиз и поселок Шира. Всего по генеральной совокупности горожане среди хакасов составили 27,4%, в выборочной совокупности 26,5$ - примерно столько же, что позволяет приводить материал не только отдельно по сельскому и городскому населению, но и суммарно.

Материалы опроса были просчитаны на ЭВМ М 5010 в г.Абакане. В результате получено около 1000 таблиц разных зависимостей,часть из них использована в данной работе.

В полевых условиях собирался и конкретный этнографический

I. Все таблицы помещены в приложении. В дальнейшем при ссылке будет указываться только порядковый номер таблицы. материал, охватывающий разные стороны хозяйственной деятельности, культуры и быта хакасов в настоящее время (по одежде, пище, жилищам, обрядам и т.д.), для чего использовался метод бесед с информаторами, а также наблюдения.

Положения, высказанные автором в данном работе, выдвигались лишь в том случае, если они подтверждаются материалами, полученными разными методами - наблюдения, бесед с информаторами, анкетирования и т.д. Б случае возникновения противоречий, проводилась дополнительная проверка. Однако, из-за ограниченности объема работы, автор обычно приводит доказательства, полученные каким-либо одним методом, чаще всего путем анкетирования, как наиболее показательным (при этом методе результаты можно выразить в конкретных цифрах).

Трактовка смыслового содержания ряда этнических терминов, применяемых в этнографической литературе, вызывает расхождения между специалистами, что делает необходимыми некоторые пояснения к понятийно-терминологическому аппарату, используемому в данной работе.

За термином "этнос" в нашей отечественной науке установилось значение "народ" (в том смысле слова, которое оно имеет, когда речь идет о "народах мира")^. Под этим термином подразумеваются основные единицы этнической классификации человечества. Наряду с ними выделяют и общности таксономически более высокого или более низкого порядка. Для обозначения общности более "низкого" уровня в данной работе используются термины "этническая группа" или "субэтнос", предложенные Ю.В.Бромлеем^.

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.15.

2. Он же. Этнос и этнография, с.32-33; он же. Современные проблемы этнографии, с.48.

- 21

Термин "этническая группа" нередко используется и в ином т значении, как "осколки" этносах. Но в данной работе мы применяем его в первом значении, наряду с термином "субэтнос", подразумевая под этим части этноса, обладающие самосознанием и самоназваниями?

В советской этнографии пока нет единства в употреблении понятия "этническая общность". В данной работе мы используем его в более широком смысле, чем "этнос", обозначая им общности как более высокого таксономического уровня, так и более низкого (например , "субэтносы")3.

От термина "этнос" возникло много производных, в том числе прилагательное "этнический". Подобно тому, как понятие "этническая общность" мы применяем для обозначения общностей разного таксономического уровня, в данной работе мы в таком широком смысле употребляем и понятие "этнический", не только относя к явлениям сопряженным с этносом, но и с общностями других уровней. Например, "этническая территория", "этнические границы" в нашей работе характеризуют не только расселение этносов, но и субэтносов (в связи с появлением термина "субэтнос" напрашивается производное "субэтнический", но пока что в научной литературе оно не получило распространения).

Там, где речь идет о сознании принадлежности хакасов к тем или иным этническим группам (субэтносам), мы употребили термин "самосознание уровня субэтносов", подразумевая самосознание, существующее наряду с общехакасским.

Термин "этнические процессы" трактуется в нашей литературе

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.15.

2. Он же. Этнос и этнография, с.33.

3. Он же. Очерки теории этноса, с.14. не всегда однозначно-'-. Не вдаваясь в подробности данного вопроса, автор присоединяется к мнению, подробно изложенному, в частности, в работах Ю.В. Бромлея2, где данный вопрос рассмотрен достаточно полно. В соответствии с этими работами мы рассматриваем и такие понятия, как "этническая консолидация" и "межэтническая интеграция". В нашей работе два эти вида этнических процессов выделены не случайно, они получили среди хакасов наибольшее развитие. Другие виды этнических процессов (например, ассимиляция) выражены слабее.

В процессе этнической консолидации обычно выделяют два подвида. Из них один является этнотрансформационным и завершается появлением нового этноса. Второй относится к этноэволюционным и проявляется в сплочении этноса за счет сглаживания различий между имеющимися внутри него субэтническими группами., В нашей работе подразумевается второй подвид.

Под межэтнической интеграцией в нашей работе понимается появление определенной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающихся основных этнических единиц в результате их взаимодействия.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещаются вопросы численности, расселения, естественного воспроизводства, миграции хакасов, изменения этнического состава населения области. Две следующие главы посвящены основным направлениям этнических процессов среди хакасов - этнической консолидации и межэтнической интеграции.

1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.233.

2.См.например,Еромлей Ю.В. Этнос и этнография,с.153-177; он же.

Очерки теории этноса, с.233-243, и др.

З.Он же. Очерки теории этноса, с.238.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современные этнические процессы среди хакасов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За исследуемый период этнические процессы среди хакасов шли весьма активно. Это обусловлено политическими и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в процессе строительства социалистического общества в нашей стране.

Одним из ведущих направлений в развитии хакасского этноса является этническая консолидация.

К началу советского периода хакасский этнос подразделялся на несколько этнических групп, имеющих некоторые различия в материальной и духовной культуре. Эти различия до революции закреплялись расчленением этноса административными границами, а во многом и были обязаны им своим возникновением.

В политическом плане этническая консолидация была обусловлена возникновением и развитием автономии, которая в настоящее время существует в форме автономной области. В границах области объединены все территориальные группы хакасов. Возникла сеть учреждений, ставящих целью социальное, культурное развитие с учетом национальных особенностей. Все это способствовало укреплению и развитию общехакасского единства, привело к сглаживанию или исчезновению различий между отдельными этническими группами хакасов.

Переход хакасов к современным видам труда в промышленности и сельском хозяйстве привел к устранению различий между этническими группами в хозяйственной деятельности.

Наиболее полно единство в рамках всего этноса наблюдается в материальной культуре. На всей территории расселения хакасов бытуют единые типы жилищ, орудий труда, средств передвижения, утвари и т.д. Большое единство представляет национальная кухня.

- 183

Крайне невелики различия в традиционной одежде, они касаются лишь элементов покроя и отделки. Вместе с тем распространяется одежда, представляющая собой обобщенный тип национальной одежды, особенно в художественной самодеятельности. Следует при этом учесть, что сфера применения традиционной одежды сузилась, в качестве повседневной и рабочей используется современная городская одежда.

В духовной культуре следы былых различий сохранились сильнее, хотя и здесь успехи консолидации несомненны. Наиболее полно эти различия наблюдаются в языке и выражаются в существовании ряда диалектов, в значительной степени совпадающих с границами этнических групп. Для большинства самих хакасов в диалектах заключается единственное различие между этими группами. Но и диалектные различия под воздействием литературного языка постепенно ослабевают. Литературный язык внедряется в жизнь через школу, прессу, литературу, театр и т.д.

Как показано в исследовании, изучали хакасский язык в школе 54,5$ хакасов старше 15 лет, а в целом владеет хакасской письменностью 66,3$, 59,2$ - читают на хакасском языке газеты, 24,1$ - художественную литературу и т.д. Эти диалектные различия не ощущаются и тогда, когда хакасы используют для общения русский язык. Сфера применения русского языка постоянно расширяется. Для 19,1$ хакасов он стал родным языком, еще 68,3$ свободно владеет им как вторым. Считает его основным разговорным языком 29,2$ опрошенных старше 15 лет, еще 22,8$ использует его наравне с хакасским.

Способствуют консолидационным процессам миграции, которые ведут к перемешиванию населения, относящегося к разным территориальным группам. Уже 38$ сельского населения проживает на терри

-184 ториях со смешанным этническим составом хакасов, и это число растет. Еще более сложный этнический состав хакасов в городских населенных пунктах. Внутренняя этническая однородность усиливается благодаря бракам между представителями разных этнических групп хакасов. Число таких браков растет, в сельской местности это каждый четвертый брак, в городах - каждый третий. Таким образом, урбанизация усиливает консолидационные процессы, наряду со смешением этнических групп в расселении, ростом числа этнически смешанных браков, город способствует распространению и утверждению общенациональных форм культуры.

Разделение на отдельные этнические группы не играет важной роли в жизни хакасов, порой является лишь памятью об этом разделении, но и эта память постепенно ослабевает. Около одной десятой части хакасов вообще не знает о своей принадлежности к той или иной группе, чаще всего это молодежь, а также городские жители.

Вследствие процесса этнической консолидации, уменьшилось число этнических групп, мелкие слились с крупными. Бельтыры вошли в состав сагайцев, завершается слияние шорцев.с сагайцами, койбалов - с качинцами и сагайцами.

Единство в рамках всего этноса»возникшее еще в дореволюционный период, еще более окрепло. Хакасы являются и осознают себя единым народом, обладающим как специфичными, присущими только ему особенностями, так и общими с другими народами нашей страны чертами.

Советский период - время развертывания среди хакасов процесса межэтнической интеграции. Этот процесс обусловлен всем комплексом политических, социальных, культурных преобразований, успехами ленинской национальной политики. Ликвидация или суще

- 185 ственяое уменьшение отставания хакасов в своем социально-экономическом развитии создало предпосылки для сближения с другими народами страны, прежде всего русскими, с которыми хакасы находятся в непосредственных контактах. Русские составляют болыпин-ство населения Хакасии, хакасы живут с ними в одних и тех же городах, поселках, селах, работают с ними в одних и тех же совхозах, заводах, организациях и учреждениях. Этнические границы в расселении за советский период фактически исчезли. Смешение в расселении усиливает урбанизации. В однонациональных селах проживает незначительное меньшинство хакасского населения. В настоящее время хакасы составляют 26,9$ среди сельского населения, 4,6$ - среди городских жителей.

Ликвидация основных диспропорций в уровне социального и культурного развития у хакасов совпала по времени с бурным развитием промышленности в Хакасии, особенно активизировавшемся в период создания Саянского территориально-производственного комплекса. Хакасы, прошедшие к этому времени большой путь социального и культурного развития, пришли на крупные промышленные предприятия, освоили современные профессии, требующие высокой квалификации. Увеличивается доля людей, занятых умственным трудом. Все это способствует процессу межэтнической интеграции.

В одних случаях процесс интеграции происходит путем заимствований элементов русской культуры, в других - путем распространения среди хакасов и русских элементов общесоветской культуры или урбанизированной культуры, что обусловлено сходными условиями жизни хакасов и пришлого населения.

Интеграционные процессы ведут к сближению культуры хакасов с культурой окружающего населения, но в разных сферах это сближение проявляется в разной степени.

- 186

В хозяйственной деятельности, орудиях труда, средствах передвижения, жилищах традиционная специфика подверглась наиболее радикальным изменениям. Например, хакасы живут в таких же жилищах, что и русские, лишь в 5,7$ случаев встретились срубяые юрты, играющие в усадьбе второстепенную роль, и число их уменьшается. В настоящее время завершается переход к городским формам повседневной и рабочей одежды. А вот в качестве праздничной национальная одежда в современном варианте сохраняется стойко, расширяется ее применение в художественной самодеятельности. Из традиционного костюма наиболее широко используется женская легкая одежда, почти вышли из употребления головные уборы, обувь, зимняя одежда.

Общесоветские черты приобрела пища хакасов, традиционные блюда занимают в рационе небольшую долю, примерно 10-20$. Тем не менее некоторые блюда сохраняются стойко, распространены по всей территории расселения хакасов. Хотя традиционная пища перестала быть основой питания хакасов, но служит неплохим дополнением, разнообразя стол.

В духовной культуре национальная специфика сохранилась в большей степени. Идет развитие многих традиционных видов культуры, возникают и новые ее виды (например, письменность, литературный язык, театр, литература, пресса и т.д.). Тем не менее и здесь интеграционные процессы протекают активно.

Наряду с развитием хакасского языка идет процесс освоения языка межнационального общения - русского. Русский язык стал по-настоящему вторым родным языком для хакасов. Он применяется не только при общении с представителями других национальностей, но и внутри самого хакасского этноса. Некоторые сферы духовной культуры почти целиком обслуживаются русским языком. Например,

- 187 на этом языке хакасы читают общественно-политическую, научную, научно-популярную, техническую литературу. Русский язык или оба языка параллельно используют при общении с родителями 22,3$ хата-сов, с супругами - 33,7$, с детьми - 45,0$, с друзьями и знакомыми 76,8$, на производстве 82,5$. Шире русский язык распространен среди городских хакасов, а в сельской местности - в селах разнонациональных по составу населения. Молодежь и дети владеют русским языком свободнее и используют чаще.

Песни, спектакли, концерты среди хакасов не менее популярны на русском языке, чем на хакасском.

В обычаях, обрядах возобладали общесоветские черты. Хакасы отмечают те же праздники, что и остальное население области. Не исключение и праздник Тун пайрам, он интернационален по сути, в нем участвуют трудящиеся всех национальностей области.

Приобрел общесоветские черты свадебный обряд, национальные особенности выступают в нем лишь как отдельные элементы и то далеко не во всех свадьбах. Тем не менее эти традиционные элементы имеют тенденцию к сохранению, по крайней мере в сельской местности. Они носят в основном зрелищный, развлекательный характер.

В большей степени сохранил национальную самобытность похоронный обряд, но и он за советский период претерпел значительные изменения, упростился, утерял многие элементы. В то же время в нем появились и некоторые черты, сближающие с окружающим населением.

Наряду с трансформацией традиционных обычаев, обрядов, происходил процесс распространения общесоветских праздников, обрядов, обычаев, которые с самого начала не несли национальной специфики. Общесоветские черты в большей степени преобладают в тех областях духовной культуры, которые были в прошлом слабо развиты, либо вовсе отсутствовали.

- 188

Отход от некоторых форм материальной и духовной культуры отнюдь не означает утери хакасами национальной культуры и не является следствием ассимиляции их русскими. Некоторое ослабление национальной специфики в отдельных областях наблюдается у всех народов, вставших на путь индустриального развития, урбанизации. При этом национальные особенности проявляются не столько в материальной, сколько духовной культуре*. "Жесткий пересмотр национальной культуры, производимый самими народами, знаменует собой лишь процесс (сознательный и стихийный) реконструкции национального культурного наследия, приспособления его к уровню техники р второй половины XI в.

Наряду с ослаблением национальной специфики в некоторых областях культуры, в других эта специфика стойко сохраняется, развивается. Немалую роль в этом сохранении и развитии играет национальная творческая интеллигенция, которая проявляет большой интерес к различным сторонам духовной и, в какой-то мере, материальной культуры своего народа. Залогом сохранения и развития многих национальных черт в культуре является финансирование, поддержка государством учреждений, организаций, занимающихся созданием профессиональной культуры, искусства (театр, музучилище, Союз писателей и т.д.), где находят применение своим способностям представители творческой интеллигенции: писатели, поэты, журналисты, художники, актеры, режиссеры, композиторы и т.д.

Сочетание национального и интернационального в разных про

1. Гурвич И.С. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР. Сов. этнография, 1967, $ 5, с.76; Дробижева Л.М. Этно-социологическое изучение современности. В кн. Расы и народы, 1976, № 6, с.64.

2. Гурвич И.С., указ.раб., с.75.

- 189 порциях в различных областях культуры составляет специфику хакасского этноса, основу как дальнейшего его развития, так и сближения с друтши народами нашей страны, прежде всего русским.

Процесс межэтнической интеграции находит проявление также в национально-смешанных браках. Их доля в браках хакасов с каждым десятилетием возрастает. Если к концу 50-х годов в такие браки в сельской местности вступало 8,3$ хакасов (1958-1960 гг.), то к концу 70-х годов это число составило 17,2$ (1977-1979 гг.). В прошлом в такие браки чаще вступали мужчины, к концу 50-х годов соотношение полов выравнялось, а сейчас в такие браки несколько чаще вступают женщины.

В настоящее время только в сельской местности смешанной является каждая пятая семья хакасов, а в городах число таких семей относительно больше. В 1975-1979 годы в городах вступило в национально-смешанные браки 29,4$ хакасов, 35,0$ хакасок. Число таких браков прямо зависит от характера расселения национальностей. В отдельных районах, отличающихся наибольшей смешанностью в расселении национальностей, число национально-смешанных браков среди хакасов превышает треть или даже половину. В связи с продолжающимся смешением хакасов в расселении с представителями других национальностей, а также ростом уровня урбанизации молено ожидать продолжения роста числа таких браков. Большую часть таких браков хакасы заключают с русскими - основной по численности национальностей области. На них приходится четыре пятых всех национально-смешанных браков хакасов.

Национально-смешанные браки способствуют сближению хакасов с пришлым населением, служат одним из каналов распространения общесоветской культуры. И сами эти браки являются показателем сближения с другими национальностями страны.

- 190

Значительная часть детей из национально-смешанных семей (свыше 40%) вливается в хакасский этнос, что говорит о его устойчивости.

Среди хакасов распространено интернациональное мировоззрение, выражающееся, в частности, в доминировании положительных или нейтральных установок на различные виды межнациональных контактов, Около 90% хакасов не выразили при опросе отрицательного отношения к работе в разнонациональном коллективе, свыше 80% -к национально-смешанным бракам.

В ближайшее время существующие тенденции в развитии этнических процессов будут сохраняться, что порождает специфические задачи проведения определенной национальной политики, развития национальной культуры, удовлетворения потребности коренного населения в различных областях материальной и духовной культуры.

Значительные изменения, происшедшие в жизни хакасов за годы советской власти, в развитии их хозяйства и культуры, являются свидетельством торжества ленинской национальной политики. Вместе с .другими народами СССР хакасы уверенно идут по пути дальнейшего социального, национального, культурного развития.

 

Список научной литературыКривоногов, Виктор Павлович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, т.19, с.22-23.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. изд. 2-е, т.4, с.234-245.

4. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113-150.

5. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр.соч., т.26, с.106-110.

6. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255-320.

7. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр. соч., т.23, с.314-322.2. Партийные документы

8. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик. Докл. на совм. торжеств, заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1972 г. М.: Политиздат, 1972.

9. Декларация прав народов России 2(15) нояб. 1917 г. В кн.: Советское содружество народов (объединительное движение и образование СССР).Сб.документов 1917-1922 гг. - М.,1972, с.12-14.

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983.3. Архивные материалы

12. Сборники статистических сведений, документы и материалы

13. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей. СПб, изд-во имп. Акад. наук, 1799, ч.З.

14. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М.: Статистика, 1973, т.4.

15. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материалов переписи 1897 г.), СПб, Б.И., 1911, т.2.

16. Данные о численности населения по Хакасской автономной области на I января (1975-1982 гг.). Текущий архив Хакасского областного статистического управления, отдел статистики сводных работ.

17. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года по Хакасской автономной области. Текущий архив Хакасского областного статистического управления, отдел статистики сводных работ.

18. Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года по Хакасской автономной области. Таблицы 9с, Юс, 27с. Текущий архив193

19. Хакасского областного статистического управления, отдел статистики сводных работ.

20. Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года по Красноярскому краю. Текущий архив Красноярского краевого статистического управления, отдел переписи населения.

21. Списки населенных пунктов и наличного населения по Хакасской автономной области (по состоянию на I января 1975-1982 гг.). Текущий архив Хакасского областного статистического уцравления, отдел статистики сводных работ.

22. Распределение прибывших по полу и национальности. Форма 5 за 1975 и 1980 гг. Текущий архив Хакасского областного статистического управления, отдел статистики сводных работ.

23. Текущий архив Хакасского отдела народного образования. Формы РИК-76 и 0Ш I годовой отчетности за 1981 год.

24. Хакасской автономной области 50 лет. Юбилейный статистический сборник. Абакан, Красноярское книжное изд-во, Хакасское отд-е, 1980.5. Периодика

25. Советская Хакасия, Абакан, 1930-1983.6. Исследования

26. Алексеев В.П. Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии. В кн.: Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края. Красноярск, Красноярское кн. изд-во, 1963, с.135-164.

27. Анжиганова О.П. 0 синтаксических изменениях в современном литературном хакасском языке. В кн.: Исследования по современному хакасскому языку. - Абакан, 1980, с.50-62.

28. Арзыматов A.A. К вопросу о формировании хакасской народ- 194 ности. Ученые записки ист.-юрид. фак-та Киргизского ун-та. -Фрунзе, 1964, вып.8, сер.ист., с.184-198.

29. Алексеенко И.И. Рабочие-двадцатипятитысячники в колхозном строительстве Хакасии (I930-I93I гг.) В кн.: 250 лет шесте с великим русским народом. - Абакан, Хакасское кн.изд-во, 1959, с.151-163.

30. Асочаков В.А., Митюков М.А. К истории образования и развития Хакасской автономной области. В кн.: Проблемы истории Хакасии. - Абакан, 1970, с.3-23.

31. Асочаков В.А. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Хакасии. В кн.: В братской семье народов. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1968, с.147-152.

32. Асочаков В.А. Национально-государственное строительство и развитие культуры Хакасии. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1973, с.204-212.

33. Асочаков В.А. 0 распространении книги и периодической печати среди населения Хакасии в 1959-1964 гг. Ученые записки Хакасского науч.-исслед.ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1965, вып.XI, с.160-166.

34. Асочаков В.А. 0 первых шагах Хакасского национального театра. Ученые записки Хакасского науч.-исслед.ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1969, вып.ХШ, с.188-195.

35. Асочаков В.А. Подготовка учительских кадров для школ Хакасии (I92I-I937 гг.). В кн.: Вопросы истории Хакасии. - Абакан, 1977, с.96-105.

36. Бахрушин C.B. Енисейские киргизы в ХУЛ в. В кн.: C.B. Бахрушин. Научные труды. - М.: изд. АН СССР, 1955, т.З, ч.2,с.176-224.- 195

37. Белошапкина Б.Н., Костюк В.Г. Некоторые социальные и демографические аспекты хакасской сельской семьи. Ученые записки Хакасского яаучно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1972, вып.ХУП, сер. ист., с.147-157.

38. Белошапкина В.Н. Роль миграции в освоении хакасами нетрадиционных занятий. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1972, с.143-154.

39. Бобровяик B.I. 0 формировании структуры промышленности в Хакасии. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. -Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1973, с.90-107.

40. Бобровник В.Л. Социальная структура населения Хакасии и ее зависимость от уровня экономического развития. Ученые записки Хакасского яаучно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1972, вып.ХУП, сер. ист., Л 4, с.63-73.

41. Бобровник В.Л. Хакасия в десятой пятилетке. Вопросы истории Хакасии. Абакан, 1977, с.3-17.

42. Боргояков М.И. Вопросы этногенеза хакасов ХУП-ХУШ вв. и исторические предания. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1974, вып.Х1Х, сер. истор., № 5, с.120-131.

43. Боргояков М.И. Источники и исторш изучения хакасского языка. Абакан, Красноярское кн. изд-во, 1981.

44. Боргояков М.И. К вопросу о формировании общенародного хакасского языка (дооктябрьский период). В кн.: В братской семье народов. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1968, с.99-111.

45. Боргояков М.И. К истории формирования хакасского языка.- 196

46. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1973, вып.ХУШ, серия филологич., № 2, с.153-168.

47. Боргояков М.И. О происхождении и распространении хакасских фамилий. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1972, вып.ХУЛ, серия исто-рич., № 4, с.235-241.

48. Боргояков М.И. Развитие двуязычия в Хакасии. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, 1973,с.246-258.

49. Боргояков М.И., Карпов В.Г., Патачакова Д.Ф., Чанков Д.И. Развитие хакасского языка и письменности за 50 лет. В кн.: Исследования по современному хакасскому языку. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1980, с.3-9.

50. Боргояков М.И. Социолого-лингвистические исследования в Хакасии (предварительные результаты). Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан,1971, вып.Ш, сер.истор., Л 3, с.205-210.

51. Боргояков М.И. Язык печати и радио. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1965, вып.Х1, с.154-159.

52. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия "этнос". В кн.: Расы и народы. - М.: Наука, 1971, вып.1, с.9-33.

53. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

54. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981.

55. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.

56. Бутанаев В.Я. Некоторые ноше данные по родовому делению хакасских качинцев. В кн.: Происхождение аборигенов Сибири- 197 и их языков. Томск, изд. Томского ун-та, 1973, с.185-187.

57. Бутанаев В.Я. Традиционные способы ведения скотоводства у хакасов. В кн.: Вопросы этнографии хакасов. - Абакан, 1981, с.68-81.

58. Ванштейн С.И., Долгих Б.О. К этнической истории хакасов.- Советская этнография, 1963, № 2, с.93-97.

59. Васильев В.И. Современные этнические процессы в низовьях Енисея. М.: Наука, 1964.

60. Вяткин Г.А. Перспективы развития промышленности в Хакасии- В кн.: В братской семье народов. Абакан, Красноярское кн. изд., Хакасское отделение, 1968, с.36-52.

61. Гарданов В.К., Долгих В.О., Жданко Т.А. Основные направления этнических процессов у народов СССР. Советская этнография, 1961, J* 4, с.9-29.

62. Гурвич И.С. Современные нацравления этнических процессов в СССР. Советская этнография, 1972, № 4, с.16-33.

63. Гурвич И.С. Современные этнические процессы, протекающие на севере Якутии. Советская этнография, I960, $ 5, с.З-П.

64. Гурвич И.С. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР. Советская этнография, 1967, $ 5, с.62-77.

65. Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. -М., Труды ин-та этнографии АН СССР, 1966, вып.89.

66. Гурвич И.С. Этнические процессы на Крайнем Северо-Востоке Сибири. В кн.: Преобразования в хозяйстве и культуре и эт- 198 нические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970.

67. Гурвич И.С. Этнокультурное сближение народов СССР. -Советская этнография, 1977, № 5, с.23-35.

68. Данковцев А.Г. Актуальные проблемы социально-экономического развития Хакасской автономной области. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1972, вып.ХУП, сер.истор., № 4, с.6-26.

69. Диалекты хакасского языка. Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1973.

70. Дмитриев Н.К., Исхаков Ф.Г. Вопросы изучения хакасского языка и его диалектов. Абакан, Хакасское кн.изд., 1954.

71. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.

72. Дробижева Л.М. Этносоциальное изучение современности. -В кн.: Расы и народы. М.: Наука, 1976, вып.6, с.64-73.

73. Дульзон А .П. Тюрки Чулыма и их отношение к хакасам. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории, Абакан, 1959, вып.УН, с.93-102.

74. Ефремова Н.И. Автономная область форма самоопределения хакасского народа. - Томск, Труды Томского ун-та, 1974,с.156-164.

75. Жданко Т.А. Этнографическое изучение процессов развития и сближения совдалистических наций СССР. Советская этнография, 1964, № 6, с.16-24.

76. Исследования по современному хакасское языку. Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1980.

77. Карпов В.Г. Об общественных функциях хакасского языка. Торжество ленинской национальной политики. Абакан,1973,с.237

78. Карпов В.Г. Русский язык как источник обогащения хакасского языка. В кн.: 250 лет вместе с великим русским народом.- Абакан, Хакасское книжное изд-во, 1959, с.229-240.

79. Карцов В.Г. Из истории скотоводства, охоты и земледелия у хакасов в 20-50-х годах XIX в, (по материалам степных дум соединенных племен и Койбальской). В кн.: 250 лет шесте с великим русским народом. - Абакан, Хакасское кн.изд-во, 1959,с.58-83.

80. Карцов В.Г. Хакасия в период разложения феодализма (ХУШ первая половина XIX в.). - Абакан, Красноярское кн.изд-во, Хакасское отделение, 1970.

81. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по I сентября в 1896 году в Минусинский округ Енисейской губернии. Ученые записки Казанского университета. Казань, 1897, кн.З, с. 1-50, кн.5-6. с.1-53.

82. Ковалев С.А., Ковальская Н.Я. География населения СССР.- М., изд-во Московского ун-та, 1980.

83. Козлов В.И. О понятии этнической общности. Советская этнография, 1967, $ 2, c.IOO-III.

84. Козлов В.И. Этническая демография. М.: Статистика,1977.

85. Козьмин Н.К. Хакасы, йсторико-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. Иркутск, Иркутская секция науч.работников Рабпроса, 1925.

86. Копкоев К.Г. Некоторые данные к вопросу о происхождении хакасов. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, i960, вып.УШ, с.146-158.

87. Костров H.A. Качинские татары. Казань, Б.И., 1852.

88. Кривоногов В.П. Изменение численности этнических групп- 200 хакасов. В кн.: Проблемы исторической демографии СССР. - Томск, изд.Томского ун-та, 1980, с.285-292.

89. Кривоногов В.П. К вопросу о современных этнических процессах у хакасов. В кн.: Этногенез и этническая история тюрко-язычных народов Сибири и сопредельных территорий. - Омск, изд. Омского ун-та, 1979, с.152-156.

90. Кривоногов В.П. Койбалы в современной этнической структуре хакасов. В кн.: Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов. Тезисы докладов обл.науч. конференции. -Омск, изд.Омского ун-та, 1983, с.58-61.

91. Кривоногов В.П. Межэтнические браки у хакасов в современный период. Советская этнография, 1980, Л 3, с.73-86.

92. Кривоногов В.П. Межэтнические контакты хакасов в сфере брака. В кн.: Вопросы экономического и социального развития Хакасской автономной области в десятой пятилетке. - Красноярск, изд. Красноярского ун-та, 1980, ч.2, с.136-162.

93. Кривоногов В.П. Национально-смешанные семьи сельского населения Аскизского района Хакасской автономной области. В кн.: Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск, изд.Томского ун-та, 1981, с.120-129.

94. Куличенко М.И. Расцвет и сближение нации в СССР. М.: Мысль, 1981.

95. Кузнецова A.A., Кулаков П.К. Минусинские и ачинские инородцы (материалы для изучения). Красноярск, 1898.

96. Кызласов Л.Р. К вопросу об этногенезе хакасов. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1959, вып.УП, с.70-92.

97. Львова Э.Л. Предварительный отчет по этнографической экспедиции на р.Чулым летом 1969 г.-Томск,изд.Томского ин-та,1969.- 201

98. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.-Л., изд. АН СССР,1937, т.1; М.-Л., изд. АН СССР, 1941, т.2.

99. Митюков М.А. Развитие советской государственности хакасского народа. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, 1973, с.40-56.

100. Народы Сибири. Из серии "Народы мира". М.-Л., изд. АН СССР, 1956.

101. Наумова О.Б. Свадебная обрядность хакасов. В кн.: Семейная обрядность народов Сибири. - М.: Наука, 1980, с.24-26.

102. Неткачев И.Т. Ликвидация экономической отсталости Хакасии в период строительства социализма. В кн.: В братской семье народов. - Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение,1968, с.65-78.

103. Николаев Р.В. У последних камасинцев. Ученые зап. Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан,1969, вып.ХШ, сер.ист., № I, с.51-67.

104. Очерки истории Хакасии советского периода (I9I7-I96I).-Абакан, Хакасское кн.изд-во, 1963.

105. Патачаков K.M. Влияние общественной жизни на изменение семейного быта хакасов. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1972, вып.ХУЛ, сер. истор., № 4, с.99-110.

106. Патачаков K.M. К вопросу о влиянии русской культуры на культуру и быт хакасов в ХУП-Х1Х вв. Ученые записки Хакасского научно-исслед.ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1956, вып.1У, с.47-62.

107. Патачаков K.M. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом. (ХУШ-Х1Х вв.). Абакан, Хакасское кн.изд-во, 1958.- 202

108. Патачаков K.M. Очерки материальной культуры хакасов. -Абакан, Красноярское кн. изд-во, Хакасское отделение, 1982.

109. Патачаков K.M. Родовой состав и народные предания о происхождении бельтиров. Ученые записки Хакасского научно-исслед, ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1959, выл .УП, с. 127134.

110. Патачаков K.M. Русские ученые о хакасах. В кн.: 250 лет шесте с великим русским народом. - Абакан, Хакасское кн. изд-во, 1959, с.164-167.

111. Патачаков K.M. Семейно-родственные отношения у хакасов. В кн.: Вопросы этнографии хакасов. - Абакан, 1981, с.82-100.

112. Патачаков K.M. Сайлотов как цросветителъ. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории.-Абакан, 1965, вып.Х1, C.I0I-II6.

113. Патачаков K.M. Социалистический быт хакасских колхозников (по материалам колхоза "Путь к коммунизму" Алтайского района) . Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1958, вып.У1, с.101-107.

114. Патачакова Д.Ф. Отчет о работе диалектологической экспедиции Хакасского НИИЯЖ в i960 г. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан,1963, вып.IX, с.165-174.

115. Патачакова Д.Ф. Развитие лексики хакасского языка в советское время. В кн.: Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, 1973, с.264-270.

116. Патачакова Д.Ф. Система звуков качинского диалекта. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1959, вып.УП, с.21-51.

117. Патачакова Д.Ф. Современное состояние хакасского лите- 203 ратурного языка и его дальнейшее развитие. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1965, вып.Х1, с.134-145.

118. Патрушева Г.М. О национально-смешанных браках шорцев Кемеровской области. В кн.: Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск, изд.Томского ун-та, 1981, с.130-134.

119. Перщиц Ю.И. О методике сопоставления показателей однонациональной и смешанной брачности. Советская этнография,1967, » 4, с.129-136.

120. Покшишевский В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения. Советская этнография, 1969,1. В 5, с.3-15.

121. Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХУП-Х1Х в.). Абакан, 1952.

122. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, Хакасское обл.кн.изд-во, 1957.

123. Потапов Л.П. Происхождение и этнический состав койбалов. Советская этнография, 1956, $ 3, с.35-51.

124. Потапов Л.П. Этнический состав сагайцев. Советская этнография, 1947, № 3, с.103-127.

125. Потапов Л.П. Этнографическая поездка на юг Хакасии в 1946 г. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1947, вып.1, с.51-61.

126. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970.

127. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. СПб, Б.И., 1868, ч.2.- 204

128. Смоляк A.B. О современном этническом развитии народов Нижнего Амура и Сахалина. Советская этнография, 1967, № 3,с.95-102.

129. Смоляк A.B. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука, 1975.

130. Современные этнические процессы в СССР (2-е издание).-М.: Наука, 1977.

131. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях. Советская этнография, 1969, Jfc 3, с.20-30.

132. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии). Вопросы философии, 1964, $ II, с. 43-54.

133. Токарев С.А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX веке. Сибирский этнографический сборник. М.-Л., изд. АН СССР, 1952, т.1, с.108-141.

134. Томилов H.A. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). Томск, изд. Томского ун-та, 1983.

135. ПО. Томилов H.A. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, изд. Томского ун-та, 1978.

136. Томилов H.A. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири. Советская этнография, 1972, № 6, с.87-97.

137. Томилов H.A. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. Томск, изд. Томского ун-та, 1980.

138. Томилов H.A. Этнокультурные процессы у южных народов Западной Сибири. В кн.: Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. - Томск,из д.Томского ун-та, 1981,с. 3-36.

139. Ултургашев С.П. Братская помощь русского народа в социалистическом преобразовании Хакасии. В кн.: 250 лет вместе с великим русским народом. - Абакан, Хакасское кн.изд., 1959, C.III-I36.

140. Ултургашев С.П. Из истории формирования советской интеллигенции в Хакасии. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1963, вып.IX, с.127-132.

141. Ултургашев С.П. КПСС организатор братской помощи народов СССР в социалистическом преобразовании национальных районов Сибири (1920-1937 гг.). - В кн. Торжество ленинской национальной политики. - Абакан, 1973, с.19-39.

142. Ултургашев С.П. Некоторые вопросы национальных культур в период развернутого строительства коммунизма. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1965, вып.Х1, с.13-24.

143. Усманова Л.С. Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов. В кн. : Из истории шаманства. - Томск, изд.Томского ун-та, 1976.

144. Усманова Л.С. Похоронная обрядность хакасов. В кн.: Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). - М.: Наука, 1980, с.108-113.

145. Усманова Л.С. Элементы традиционной обрядности в современной хакасской свадьбе. В кн.: Полевые исслед. ин-та этнографии 1976 г. - М.: Наука, 1978, с.94-99.

146. Чанков Д.И. 0 заимствовании русских имен хакасами. -В кн.: Исследования по современному хакасскому языку. Абакан, 1980, с.91-101.- 206

147. Чанков Д.Й. О расцространении двуязычия среди хакасов. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1965, вып.XI, с.146-153.

148. Чанков Д.Й. Путь, пройденный за 20 лет. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. -Абакан, 1975, вып.Х1, с.3-12.

149. Чаптыков К.Г. Перспективы развития экономики Хакасии. Ученые записки Хакасского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Абакан, 1963, вып.IX, с.3-29.

150. Чаптыков К.Г. Прогрессивное значение присоединения Хакасии к России. В кн. : 250 лет вместе с великим русским народом. - Абакан, Хакасское кн.изд., 1959, с.38-57.

151. Чебоксаров H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. Советская этнография, 1967, № 4, с.94-109.

152. Чуднова В.И., Кожуховская Н.Ф. Население Саянского ТПК (формирование и расселение). Новосибирск: Наука, сибирское отд., 1979.

153. Шатинова Н.И. Национально-смешанные браки в Горном Алтае. Ученые записки Алтайского научно-исслед. ин-та языка, литературы и истории. Горно-Алтайск, 1974, вып.XI, с.89-101.

154. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, ГорноАлтайское отделение Алтайского кн.изд-ва, 1981.

155. Шибаева Ю.А. Влияние христианизации на религиозные верования хакасов (религиозный синкретизм хакасов). В кн.: Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX - нач. XX в.). - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979,с.180-196.

156. Шибаева Ю.А. Встреча с шаманкой (о сборе этнографиче- 207 ских материалов в Хакасской автономной области 1947 г.). Советская этнография, 1978, № I, с.138-146.

157. Шибаева 10.А. Одежда хакасов. Сталинабад, Б.И., 1959.

158. Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982.

159. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Минусинск, Б.И., 1900.

160. Ярилов A.A. Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев, Б.И.,1899.

161. Ярхо А.И. Алтае-Саянские тюрки (антропологический очерк). Абакан, Хакоблнациздат, 1947.7. Диссертации

162. Белошашшна В.Н. Социальная адаптация коренных народов в период интенсивного промышленного освоения Сибири. Автореф. канд. дисс. Новосибирск, 1977.

163. Брагина Д.Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. Автореф. канд.дисс. М., 1981.