автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему: Современные социально-политические проблемы стабильности полиэтнического мира
Текст диссертации на тему "Современные социально-политические проблемы стабильности полиэтнического мира"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра внешнеполитической деятельности России
На правах рукописи
ЯВЧУНОВСКАЯ Регина Анатольевна
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО МИРА
Специальность 23.00.04 - политические проблемы международных систем и глобального развития
Диссертация
на соискание ученой степени доктора политических наук
Научный консультант доктор политических наук
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................................................................................3
Глава I. АНАЛИЗ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО МИРА В СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ.......................................................................................... 20
§1. Фактор этничности в развитии цивилизации................................. 21
§ 2. Полиэтнический мир и экобиосфера: как становящаяся
системная целостность........................................................................................................................................42
§ 3. Переход к концепции устойчивого развития: понятие,
цели, задачи.........................................................•.............................. 57
§ 4. Основные принципы концепции устойчивого развития................ 67
Глава И. ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ И РОЛЬ РОССИИ В ЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ........................................................................ 75
§ 1. Международное сотрудничество в реализации перехода к
устойчивому развитию. Роль ООН.................................................. 76
§ 2. Эколого-экономические факторы международного
сотрудничества.......................................................................................92
§ 3. Правовое обеспечение этносоциальных процессов в условиях
перехода к устойчивому развитию................................................... 109
§ 4. Основные направления деятельности России в достижении
устойчивости этносоциального развития........................................ 130
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ..................................................................................... 146
§1. Этнополитика: стратегия и механизм осуществления.................... 147
§ 2. Роль этнонациональной культурной автономии в
. концепции устойчивого развития..................................................... 168
§ 3. Этнодемографические процессы в обеспечении
устойчивого развития ........................................................................ 185
§ 4. Этнокультурные факторы в стабилизации перехода к устойчивому развитию.................................................................................... 208
Глава IV. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ НООСФЕРЫ КАК СИСТЕМНОЙ
ЦЕЛОСТНОСТИ.............................................................................. 247
§ 1. Парадигма экоразвития: от выживания к безопасному
развитию этнического многообразия............................................... 249
§ 2. Формирование полиэтнического всеединства - аспект
международной социально-экологической политики 272
устойчивого развития........................................................................
§3. Тенденции развития полиэтнической ноосферы в
современных политических условиях............................................... 290
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 312
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......... 323
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Анализ динамики социально-политических перемен в мировом человеческом сообществе на рубеже ХХ-ХХ1 веков достаточно конкретно и остро выявил значимость научных исследований, позволяющих понять и осмыслить направления и цели изменения современной цивилизации в третьем тысячелетии. Здесь определилось новое проблемное пространство для научных исследований философов, политиков, социологов, экономистов, историков, юристов, экологов, этнологов и представителей многих других гуманитарных дисциплин. На наш взгляд, наиболее остро востребован политологический анализ становления полиэтнического мира как системной целостности. Практически только в рамках такого подхода могут быть увязаны воедино три смысла социальных изменений: системный, синер-гетический и деятельностный. Это обусловлено тем обстоятельством, что они позволяют продвинуться в содержание формирующегося полиэтнического мира, в котором раскрывается его специфика как глобального многонационального, социального механизма, обеспечивающего прогрессивную динамику социально-политических перемен1.
Наш подход в исследовании темы основан на следующей рабочей гипотезе: в настоящее время в научном сообществе в самом предварительном плане оформилась устойчивая трактовка основных тенденций глобальных социальных перемен цивилизации. Речь идет о таком понимании глобальных процессов, когда их целью и основной направленностью становится развитие человека, независимо от его этнического происхождения. В связи с этим одной из самых актуаль-
1 См.: Примаков Е.М. Многополярный мир и ООН // Международная жизнь. - 1997. - № 10. - С.3-8.
ных научных проблем стал поиск глобального социально-политического механизма, который был бы способен обеспечить такое изменение. На наш взгляд, одной из самых продуктивных точек зрения является понимание полиэтнического мира как становящаяся системная целостность, которая фактически есть универсальный всеобъемлющий социальный механизм. Тем самым политологический анализ становления полиэтнического мира как системной целостности, как глобального социального механизма является новой актуальной и важной научной проблемой.
В процессе исследования проблем эволюционирования полиэтнического мира наглядно проявилась масштабность геополитических изменений практически для всех государств и стран мира, несущих кардинальные последствия для миллионов людей. Примером востребованности новых политологических подходов со стороны практической политики стал сложный, трудный, длительный и весьма важный процесс разработки проекта концепции государственной национальной политики на Северном Кавказе1. Этот документ состоялся в основном на стадии, когда в нем удалось совместить три важных аспекта. Во-первых, научно обоснован организационный механизм реализации концепции. Во-вторых, взаимоувязана система следующих практических мер: прогнозирование и раннее предупреждение социально-национальных конфликтов; культурно-образовательная поддержка национальных общин, землячеств; воздействие на экономическую инфраструктуру и социальную сферу с целью устранения социально-экономического неравенства групп населения по этническим параметрам; предотвращение дискриминации в сфере доступа к ресурсам, в области трудовых отношений и кадровой политики.
См.: Российские вести, 1998,13 января.
В-третьих, в этой концепции одним из важных аспектов стал социально-экологический, обеспечивающий разрешение насущных региональных социально-экологических проблем. Социально-экологическое поведение этносов, будучи весьма сложным, с необходимостью требует осмысления деятельности человека и последующих результатов этой деятельности в соответствии с законами природы, ибо антропогенное воздействие на биосферу загрязняет ее и создает агрессивную среду для нормальной жизни человека. Эта качественно иная роль человека требует кардинального пересмотра всей системы / взаимоотношений его с природой. Можно много привести примеров, когда непосредственные причины глобальных экологических изменений были порождены взаимодействием социальных, политических, экономических, технологических и культурных последствий человеческой деятельности. Этот аспект по существу - этносоциальный. В контексте проекта концепции, поставленная в ней задача заключается в осмыслении проблем выживания и развития полиэтнического социума этносов Северного Кавказа в условиях современного этно-экологического кризиса и политической нестабильности. В этом состоянии возникает нарушение гомеостаза этноса, подрыв традиционных форм жизнеобеспечения и жизнедеятельности, резкое ухудшение демографического воспроизводства и как следствие всего этого, глубокий кризис духовной и психологической жизни этноса.
Именно третий аспект несет в себе сущностные характеристики первых двух аспектов и обеспечивает их взаимосвязь, что важно для сохранения этнического разнообразия, согласования общечеловеческих, этнонациональных ценностей и интересов. Таким образом можно предположить, что проект концепции государственной национальной политики на Северном Кавказе обрел черты реального социального механизма, определенного уровня системной целост-
ности, что позволяет добиваться желательных позитивных социально-политических перемен в этом регионе нашей страны1.
В 60-90-е гг. XX в. резко возросла роль политических и социально-экологических предпосылок модели глобального развития и возможности интерпретации полиэтнического мира как универсального социального механизма, достигшего некоторого уровня системной целостности, что еще убедительнее подчеркивает актуальность и необходимость настоящего исследования. В связи с тем, что в социально-политическом управлении должны использоваться и научный метод и теория общественного развития, то естественно проблема стабильности развития условий существования и выживания этнических общностей, обозначившись довольно конкретно, потребовала совместных усилий различного рода наук в разработке нового, более конструктивного подхода для своего осмысления и решения, чем практически не занималась ни одна общественная дисциплина.
Для самосохранения полиэтническому миру предстоит осознать и найти пути постепенного отказа от агрессивного техногенного развития, безудержного наращивания производства и потребления материальных благ и природных ресурсов; создания безотходных технологий; ликвидации нищеты; ограничения потребления уровнем разумной достаточности. Эти идеи были положены в основу концепции устойчивого развития полиэтнического мира, охватившей и объединившей области политики, экономики и экологии.
Анализ проблемы устойчивости этносоциального развития предполагает прежде всего четкое определение сущностной природы и масштабов использования соответствующего понятия. Устойчивость означает способность конкретной развивающейся системы не выходить за допустимые пределы направленных и закономерно об-
1 См.: Ермоленко Е. За национальную политику надо платить. -Известия, 1998,14 января.
условленных изменений, а также возможность восстанавливать исходное положение после отклонения от номинальных параметров развития. Формально-логические основания понятия устойчивости, как правило, не вызывают особых расхождений в его интерпретации. Различия во взглядах у исследователей возникают при определении допустимых пределов и номинальных параметров происходящих в процессе развития изменений. Направленность изменений вызывается исходной заданностью направления развития, а закономерность предполагает объективно существующую и повторяющуюся связь явлений и процессов.
Этносоциальное развитие традиционного общества как относительно целостной и замкнутой системы исследовано достаточно основательно, и богатейший фактический материал позволяет выявить допустимые пределы и номинальные параметры возможных изменений в жизни этносов, при которых последние сохраняют свои качественные характеристики и сущностную природу. Однако "лабораторно чистых" этносов не существует. Жизнедеятельность каждого народа развивается в условиях межкультурного взаимодействия, что существенно раздвигает рамки воздействия на него внешних сил. То, что в пределах жизни двух-трех поколений представляется незначительным, в последующем может в корне изменить качественные характеристики этноса. Это обстоятельство значительно усложняет проблему этносоциального развития, тем не менее необходимость ее решения заставляет искать пути, обеспечивающие взаимоприемлемое сосуществование разных народов.
Степень разработанности проблем.
О состоянии современного полиэтнического мира как формирующейся системной целостности в настоящее время научные монографии, диссертационные исследования отсутствуют практически полностью. Отдельные аспекты этого процесса анализировались в
рамках социального, социологического и гносеологического подходов в таких областях науки как этнография и этнодемография, политология и экология, культурология и религиоведение, социальная экономика и история общества.
В 60-90-е годы XX века отечественные историки, политологи, экономисты, философы, этнографы, юристы активно исследовали многообразие проблем этнонациональных процессов и межнациональных отношений через призму политических, социально-экономических, идеологических и культурных аспектов этой проблемы1. Конкретизация представлений о национальных меньшинствах и малочисленных этносах, их социально-политическом развитии, характерном для полиэтнического государства нашла свое отражение в работах Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Бромлея, К.С.Гаджиева, А.Ф.Дашдамирова, М.С.Джунусова, К.В.Калининой, В.А.Тишкова и др.2. Появились исследования более глубокого и содержательного
1 См., например: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991; Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность. - М., 1993; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988; Гаджиев К.С. Национально-территориальные перспективы российской государственности. - Цивилизации и культуры. - М., 1995. Вып.2; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М., 1981; Жарников А.Е. Межнациональные проблемы в СССР: причины, поиски решений. - М., 1990; Исламшина Т.Г. Возвращение утраченного: диалог о национальном. - Казань, 1991; Коммунизм и нации. - М., 1985; Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. - М., 1994; Национальные интересы: теория и практика. - М., 1991; О концепции национальной политики в Российской Федерации (исследовательский проект). - М., 1992; Политология на российском фоне. - М., 1992; Тишков В.А. Об идее нации // Общественные науки. - 1990. - № 4 и т.д. (см. библиографию в конце диссертации).
2 См., например: Абдулатипов Р.Г. Федерализм в России. - М., 1994; Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. - М., 1993; Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1994; Исханов Д.М. Этнографические группы Волго-
характера, связанные с конкретными социологическими исследованиями и раскрытием национально-политических и социально-психологических факторов1.
Существенное внимание в предыдущие годы уделялось исследованию проблемы "нации", "национальным процессам в социалистическом обществе" как в понятийном аспекте, так и в практически прикладном2. Однако отдельные попытки современных российских ученых осмыслить этнонациональные отношения в новой парадигме, не привели к достаточной общей теоретической результативности3. Речь идет об отсутствии обобщающих теоретических концепций, о слабой оформленности понятийного аппарата, нечеткости употреб-
Уральского региона. - Казань, 1993; Этнос в системе межнациональных отношений; регионы Сибири. - Новосибирск, 1990; Карапетян Л.В. Малочисленные народы и национальные меньшинства // Этно-политический вестник России. - 1993. - № 1; Тишков В.А. Этнона-ционализм и новая Россия // Свободная мысль. - 1992. - № 4 и др.
1 Так, например, содержательный научный анализ государственной политики в области национальных отношений представлен в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Искужиновой Б.Г. "Деятельность политических институтов в развитии межнациональных отношений в Казахстане - 1945-1953 гг. - М.: РАУ, 1992; также представляет научный интерес исследование межнациональных отношений и роста межэтнической напряженности, осуществленное в диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Филатова В.В. "Обострение межнациональных отношений в СССР (1985-1991): опыт социально-философского анализа".-М., 1994.
2 См.: Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. - М., 1981; Горовский Ф.Я., Римаренко Р.И. Марксистско-ленинская теория нации и социалистическая практика. - Киев, 1985; Рябов В.В., Хаванов Е.И. Нация: единство этнического и социально-политического. - М., 1992; Степанян Ц.А. Диалектика становления коммунистической формации. - М., 1986; Что делать? В поисках совершенствования межнациональных отношений в СССР. -М., 1989 и многие другие.
3 См. полемику об определении понятия "нация" в статье Э.Баграмова "Нация как согражданство?" // Независимая газета, 1994,15 марта.
ления терминов. Например, в качестве синонимов зачастую употребляются такие термины как "нация", "этнос", "народ"; недифференцированно используются понятия "этническое меньшинство", "национальное меньшинство", "этническая группа" и ряд других1.
Теоретическая недоработанность, в свою очередь, сказывается на эффективности и действенности политической практики. От упрощенных ст�