автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Руденко, Ирина Тиновна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

¡-з од МИД РФ.

] Д £ Н Кафедра Востоковедения.

На правах рукописи

Руденко Ирина Тиновна

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В БИРМЕ (СОЮЗ МЬЯНМА).

специальность 23.00.04 "Политические проблемы международных систем и глобального развития".

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук

МОСКВА, 1998.

Работа выполнена в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД РФ на кафедре Востоковедения.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Ефимова Л.М.

Официальные оппоненты - доктор политических наук,

профессор Ильин М.В. кандидат исторических наук, Листопадов Н.А.

Ведущая организация - Институт стран Азии и

Африки РАН.

Защита состоится <_>_199 г. в_часов на

заседании Диссертационного совета Д. 090.02.02 по историческим и политическим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД РФ.

Адррс: 117454, Москва, пр-т Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке МГИМО (У) МИД РФ.

Автореферат разослан <_>_199 г.

Учёный секретарь ^

Диссертационного советаР^-^-—<.и.н.Емельянов А.Л.

Актуальность темы исследования обусловлена возросшей ролью этнополитических процессов, происходящих в современном мире. Проблемы влияния этнической сегментации и сопровождающих её этнических условий на политическую стабильность полиэтнических обществ представляют интерес как для политиков-практиков, так и учёных-теоретиков. Когда стороны конфликта группируются по этническому признаку, происходит этнизация исходно политических или социально-экономических проблем. Этнический фактор обладает способностью в наивысшей степени консолидировать, мобилизовывать отдельные сегменты общества, что приводит к повышенной ожесточенности конфликтов, возникающих на этнической почве. Это объясняется тем, что на первый план выступает такой момент, как защита этнических интересов, а в этом случае сужается круг допустимых компромиссов для достижения согласия.

Проблема превращения этнических условий в фактор политической нестабильности особенно актуальна в развивающихся странах, которые, как отмечает А.Лийпхарт, "отягощены политическими проблемами, вызванными глубокими противоречиями между сегментами их населения и отсутствием объединяющего консенсуса"1.

Анализ данной проблемы на практическом материале Бирмы (Союз Мьянма), по мнению автора, представляет особый интерес.

Во-первых, Бирму можно отнести к наиболее распространённому типу сегментированного по этническому признаку многосоставного государства, этносястема которого состоит из доминирующего этноса (более 60 % общей численности населения) и этнических групп, представляющих собой этноменьшинства (причём, некоторые из них способны оказывать существенное влияние на политические процессы, происходящие в стране).

Во-вторых, автор хочет исследовать этнополитические процессы, происходящие в многосоставных (полиэтнических) авторитарных государствах, в которых в силу отсутствия чёткого разделения властей и ограниченного политического участия, а также сильного личного авторитаризма, политическая

'Лийпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы,-"Полис", № 1-2, 1992, с.221.

стабильность в большей степени зависит от традиционной и (или) харизматической легитимности лидеров, но вследствии полиэтничности общества каждая этническая группа обладает собственными традиционными и (или) харизматическими лидерами, что соответственно снижает стабилизирующее значение и этого вида легитимности. Политический же режим Бирмы на протяжении последних 35 лет является одним из наиболее жёстких авторитарных режимов современного мира.

В-третьих, полиэтнический характер бирманского общества отражается на государственном устройстве Бирмы в форме федерализма, что весьма не типично, как для соседних стран по региону Юго-Восточной Азии, так и Востока в целом. Изучение генезиса бирманского федерализма и процессов его трансформации интересно и полезно для политической практики современной России, перед которой также стоит задача построения стабильной и эффективной федеративной модели.

Главным предметом иеслелопания в данной работе являются процессы взаимодействия этнических и политических факторов, а также противоречия, возникающие в результате сегментации общества по этническому признаку в условиях авторитарного режима.

Ойт.ектом исслепования является Бирма (Союз Мьянма). С точки зрения этнологии Бирма - одна из самых пёстрых по этническому составу стран региона ЮВА. При этом, межэтнические проблемы, возникающие в результате этнической сегментации общества Бирмы, порождают серьёзные политические конфликты, длящиеся на протяжении десятилетий. Как пишет Э.Коэн, основной причиной стагнации независимой Бирмы стала гражданская война, спровоцированная этническими меньшинствами, населяющими Бирманский Союз2.

Цели и задачи исследования. Главными целями диссертации являются: во-первых, выявление механизмов превращения этнических условий, объективно существующих в Бирме, в фактор политической нестабильности; во-вторых, анализ этнонациональной политики государства как реакции властей на происходящие этнополитические процессы в Бирме.

2Cohen Eric. Tailand, Burma and Laos - an Outline of the Comparative Social Dynamics of Three Theravada Buddist Societies in the Modem Era.- In: Patterns of Modernity. Ed. by Eisenstadt. Vol. II. Beyond the West.- N.Y., 1987, p. 206.

В ходе реализации основных целей диссертации от автора потребовалось решение следующих задач:

- выявление, типологизация и анализ этнических условий, существующих в Бирме;

- исследование процесса политизации этничности в Бирме; -выявление и анализ предпосылок, превращающих этнические условия, существующие в Бирме, в фактор политической нестабильности;

исследование предпосылок образования федеративного государства Бирманский Союз;

- анализ причин трансформации бирманского федерализма;

- аналитическое прогнозирование дальнейшего развития модели государственного устройства Бирмы.

сохранения политической стабильности в многосоставных обществах привлекает внимание многих исследователей. Однако до сих пор это проблемное поле содержит немало неразработанного. В современной политологии доминирует точка зрения о несовместимости полиэтничности развивающихся стран и стабильной демократии, так как необходимым условием последней является политическое согласие, что, как правило, труднодостижимо в таких обществах.

Фернивалл, занимавшийся изучением колониальных стран и конкретно колониальной и постколониальной Бирмой, утверждал, что единство полиэтнических колоний может поддерживаться исключительно недемократическими средствами колониального господства3.

Дж.С.Милль полагал, что "стабильные институты едва ли возможны в стране, населенной различными национальностями. Между людьми, не испытывающих добрососедских чувств, в особенности же- говорящих и читающих на разных языках, единое общественное мнение, необходимое для деятельности представительной власти, существовать не может"4.

Подобная точка зрения, но в более категоричной форме, высказана Э.Смитом. По его мнению, "культурное многообразие или многосоставность автоматически порождает структурную

^Furnivall, J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948.

4Mill, J.S. Considerations on Representative Government. N.Y. 1958, p.230.

необходимость доминирования одного из культурных секторов. Это ... обусловливает необходимость недемократического регулирования отношений между группировками." Отсюда Смит делает вывод, что только гомогенное в культурном отношении общество способно обеспечить демократическое правление, а "многие из недавно освободившихся стран могут либо распасться на отдельные культурные единицы, либо сохранить целостность, но лишь при отношениях господства- подчинения между группами"5.

В политологии существует и другой взгляд на данную проблему. Некоторые ученые считают, что полиэтнические общества вполне могут преуспеть в управлении межэтническими конфликтами в рамках демократического режима. Их аргументация сводится к тезису, что мир без насилия в полиэтническом обществе может быть обеспечен только высокой степенью децентрализации, ротации, распределения и представительства власти, что возможно только при демократии и не под силу авторитарному режиму. Сторонники данной точки зрения утверждают, что причина более мирного характера межэтнических отношений на Западе заключается не в каких-то исключительных особенностях этнических групп, а в его политическом режиме. Политическая структура Запада дает возможность подмены в политических преференциях личности этнической самоидентификации другими ценностями. В этой роли могут выступить, например, идея личного материального благополучия, безопасность семьи, общедемократические ценности6. Однако, политическая практика показывает, что данная подмена возможна в обществах со сравнительно высоким уровнем материального достатка основной массы населения (в Юго-Восточной Азии примером таких обществ могут послужить Сингапур и Бруней), в противном случае, этнические чувства выполняют компенсаторную функцию (индивиду нечем гордится кроме как своей этнической принадлежностью).

Большинство западных работ, посвященных этнической проблематике Бирмы, акцентируют своё внимание на анализе

^ Цитируется по: Cuper, L. Plural Societies: Perspective and Problems. - in: Pluralism in Africa. Berkeley, 1969, p. 14.

^например: Diamond, L. Linzand J J., Lipset S.M., eds., Democracy in Developing Countries. Boulder, CO: Lynn Reinner, 1990.

повстанческих движений этноменьшинств Бирмы, априори видя в поведении бирманского большинства (бирманской политической элиты) главную причину межэтнических проблем и конфликтов, имеющих место в Бирме'.

Бирманская литература, освящающая полиэтнический характер Бирмы, отличается богатым этнографическим материалом об этнических меньшинствах, проживающих в Бирманском Союзе. В стране выходят справочные обзоры, монографии по истории, культуре и традициям основных коренных народностей страны8. Много работ, затрагивающих историю этнических процессов в колониальной Бирме и в период общенациональной борьбы за независимость9. Однако, серьёзным недостатком большинства работ бирманских авторов является односторонний подход к межэтническим проблемам, в которых

п

например: Lintner В. Burma in Revolt: Opium and Insurgency Since 1948. Bangkok, 1994; Lintner B. Land of Jade: A Journey Through Insurgent Burma. Edinburg, 1990; Silverstein G. Burmese Politics: The Dilemma of National Unity. New Brunswick: Rutger Univ. Press, 1980; Smith M. Burma: Insurgency and The Politics of Ethnicity. L., 1991; Cohen TLric.Tailand, Burma and Laos - an Outline of the Comparative Social Dynamics of Three Theravada Buddist Societies in the Modem Era.-In: Patterns of Modernity. Ed. by Eisenstadt. Vol II. Beyond the West.-N.Y., 1987; Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948; Furnivall J.S. The Governance of Modern Burma, N.Y.,1960; LeRoy J.C. Burma and the Japanese Invader. Bombay, 1945; Woodrow W. Southwards from China. A Survey of South East Asia since 1945. London, 1952. 0 . r n

^например:^Ци <J £ ^^ <r>£' ол. u^erny ^j-jp50^^'- 0 Sj1'-

(Культура, традиции, обычаи коренных национальностей Бирманского Союза. Справочник, отдельные книги по всем основным коренным народностям, проживающим в Биомею Рангун. J 967 г.) 0

^например: tf ^ 6 (<$S fn £ С Ътп«о с JXi V^c:

(Бамо Тин Аун. История Бирмы, гангун 1963 г.); о г ewS о)£ \ ^i, с -и ut:

(Бамо Тин Аун. История Б^рмы в колониальный период. Рангун, 1964 г.); (Такии Тин Мья. Борьба за освобождение страны.Автобиографически? ^

(Ьамо 1 ин Аун. История Ьирмы в колониальный период. Рангун, 1964 г.); СОэ£ <Г)Ср| T>UT> О UT 8 vifA "Ю<3> tfju) r^ni^-jj'^ а

(Такии Тин Мья. Борьба за освобождение страны.Автобиографические ^ ' мемуары в 4-х томах. Рангун, 1965-1967 г.г.); r г О с г г

(Краткая история Бирмы и роль армии,1948-1988. В 2-томах. Рангун, 1990 г.); Maung Maung. Burma in The Family of Nations. Amsterdam, 1957.

они видят лишь проявление узкоэтнического национализма и сепаратизма этноменыиинств.

Что касается отечественной бирманистики, то конкретная этническая проблематика Бирмы рассматривалась в работах таких известных российских бирманистов, как В.Васильев, А.Гаврилова, Н.Листопадов и других. Их исследования представляют большой интерес и научную ценность с точки зрения анализа конкретных межэтнических конфликтов, возникающих в Бирме. В то же время, в этих работах этнические условия, объективно существующие в Бирме не рассматриваются комплексно, как система, а лишь в их конкретном проявлении, кроме того, не даётся системного анализа механизмов превращения этнических условий в фактор политической нестабильности.

Наиболее фундаментальным и авторитетным исследованием в данной области является работа Гавриловой А.Г. "Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы"10. В ней даётся подробный анализ положения коренных этнических меньшинств в Бирме. Однако данная работа ограничивается довольно узкими рамками. Так основной упор делается на рассмотрение этнической системы Бирмы в период с начала II мировой войны и до конца 50-х годов, когда наступил, оговоренный в конституции Бирманского Союза 1947 г., срок возможного выхода из Союза для отдельных национальных (автономных) государств. Между тем, этнополитические процессы, последовавшие после 1958 г., имели чрезвычайно важное значение с точки зрения влияния на политическую стабильность Бирмы, они стали главным поводом произошедшего в 1962 г. в стране военного переворота, в результате которого в корне изменился политический режим этого государства. Кроме того главным объектом исследования является проблема бирмано-каренских отношений, ситуация же с остальными этническими меньшинствами Бирмы, а также общая характеристика этнополитических процессов, происходящих в многосоставном полиэтническом обществе Бирманского Союза, не столь подробно проанализированы в данной работе.

В работах Васильева В.Ф., посвящённых этнической проблематике Бирмы11, в качестве главного предмета

'^Гаврилова А.Г. Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы. М., 1981 г.

1 'Васильев В.Ф. "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме".- В

исследования выступает анализ государственного устройства Бирмы и отражение в нём полиэтнической структуры данной страны. Так, в работе "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме" основной упор делается на анализе Конституции 1974 г., принятой в условиях авторитарного режима, в преломлении её положений к многонациональному составу населения страны, а также даётся сравнительный анализ данной конституции с конституцией 1947 г., отражавшей демократический характер политического режима Бирманского Союза того времени. В работе "Унитаризм как основная форма государственности в странах Юго-Восточной Азии" (в сборнике "Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии", ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О.), которая представляет собой сравнительный обзор характера государственного устройства стран ЮВА, уделяется большое внимание анализу формы государственного устройства Бирмы , в том числе, трансформации её от федеративной формы к унитарной.

Работа Листопадова H.A. "Проблемы отношений между Мьянмой и Индией: история и современность" (М., 1995 г.) оказалась очень полезной автору данной диссертации с точки зрения освящения проблемы индийской диаспоры в Бирме и вопроса внешнеполитического влияния на межэтнические отношения в стране (относительно трансграничных этнических групп).

Научная новизна лнссертании заключается в том, что в данной работе, во-первых, выявляются и характеризуются по степени их потенциального влияния на политическую стабильность этнические условия, объективно существующие в Бирме, во-вторых, анализируются механизмы превращения их в фактор политической нестабильности, а именно выделяется комплекс этнических, политических и экономических условий Бирмы, при сочетании которых в стране возникают

сб.: Юго-Восточная Азия в 70-е годы (социально-политические и идеологические проблемы), ред. Узяиов А.Н., М., 1979; "Унитаризм как основная форма государственности в странах Юго-Восточной Азии",- В сб.: Государственность и модернизация в странах Юго-восточной Азии, ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О., М., 1997.

этнополитические проблемы и конфликты, в-третьих, основываясь на конкретном сочетании этнических, политических и экономических условий, доказывается объективность модели бирманского федерализма как единственно возможной формы государственного устройства единого независимого полиэтнического государства.

Наряду с этим, автором впервые вводятся в научный оборот отдельные документы, исторические факты, основанные на бирманских источниках, до сих пор не известные в бирманистике, но представляющие, по мнению автора, большой интерес с точки зрения анализа этнополитических процессов, происходящих в Бирме.

Методологически диссертация базируется на методе системного и структурно-функционального анализа. В соответствии с системным методом политика рассматривается в контексте взаимосвязи различных подсистем общества, а именно, экономической подсистемы (обеспечивает функцию адаптации социальной системы) , политической подсистемы (обеспечивает функцию целедостижения), правовых институтов и обычаев (обеспечивает функцию интеграции), верований, морали и органов социализации (обеспечение функции поддержки). С позиции этого метода политическая стабильность - " система связей между различными политическими субъектами, для которой характерна определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции"12.

Структурно-функциональный метод дополняет метод системного анализа. В соответствии с ним "объяснять и предсказывать в социальных науках возможно только тогда, когда мы размышляем о социальных структурах и институтах, как исполняющих функции в системах"1 .

Теоретическую основу исследования составляют работы западных и отечественных политологов, посвящённые проблемам этнополитики, политической стабильности многосоставных обществ, этнополитических конфликтов и моделей их разрешения.

Категория "многосоставное общество"(р1ига1 society) была определена ещё Ферниваллом в 1948 г. Под ним он понимал

1 о

Политология. Энциклопедический словарь. Общая редакция и составление Аверьянов Ю.И., М., 1993, с. 281.

^Основы политической науки. Часть II. Ред. Пугачёв В.П., М., 1993, с. 81.

общество, в котором "каждая группа привержена своей религии, своей культуре и языку, своим идеям и образу жизни", в котором "различные части общества живут бок о бок, но изолированно, в едином политическом образовании,., в строжайшем смысле, это общество- мозаика (народов), потому что части его смешиваются, но не соединяются друг с другом"14.

Многосоставное общество разделено, по определению Г.Экштейна "сегментарными противоречиями", которые "существуют там, где политические противоречия в целом совпадают с линиями социального раздела общества, в особенности с наиболее важными из существующих внутри общества границ"15.

А. Лийпхарт уточняет, что "сегментарные противоречия могут быть религиозного, идеологического, языкового, регионального, культурного, расового или национального характера"16. При этом, "группы населения, сформировавшиеся благодаря таким противоречиям", он называет "сегментами многосоставного общества"17.

Анализ этнополитических процессов ведётся в работе с использованием традиций поведенческого подхода в политологии. В качестве одной из основных единиц анализа автор рассматривает политическое поведение как правящих элит, так и лидеров различных этнических групп, представляющих собой этнонациональные меньшинства в полиэтническом государстве.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что системный анализ механизмов превращения этнических условий , объективно существующих в Бирме, в фактор политической нестабильности позволяет несколько под другим углом зрения взглянуть на межэтнические проблемы и противоречия, существующие в этой стране. Оценка этнических условий с точки зрения их потенциально дестабилизирующих

1 ^Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948, p. 304.

1 ^Eckstein H. Division and Cjohesion in Democracy: A Study of Norway.

Princeton, 1966, p. 34. i ft

Лийпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы.-

"Полис", № 1-2, 1992, с. 218. 17

1 'там же

возможностей даёт возможность прогнозировать ход того или иного возникающего в Бирме межэтнического конфликта.

Материалы и результаты исследования проблемы превращения этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме могут быть использованы для преподавания специального курса по политическим процессам, происходящим в Бирме, в МГИМО МИД РФ, ИСАА при МГУ, а также для исследовательской работы, проводимой в ИВАН РФ и в других учебных и научных центрах аналогичного профиля.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и библиографии по теме диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние её научной разработанности, определяются цели и основные задачи исследования, методологическая основа, научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава диссертации- "Этнические условия в Бирме"-посвящена решению следующих задач: во-первых, выявлению и типологизации этнических условий, существующих в Бирме, во-вторых, анализу этнических условий, наиболее существенных с точки зрения влияния на политические процессы , происходящие в стране.

В первом параграфе данной главы рассматривается такое этнические условие, присущее многосоставному обществу Бирмы, как полиэтничность. Бирма относится к полиэтническим государствам такого типа, в котором доминирующая этническая группа (бирманцы) обладает свыше 50 % общей численности населения (67,8%)*°. Что касается основных иноэтнических групп, то численность самой многочисленной из них не превышает 7%'9.

Во втором параграфе анализируется такое этническое условие, как проживание этнических меньшинств на собственных традиционных землях. Автор показывает, что данное этническое условие обладает высокой потенциальной возможностью дестабилизировать политическую систему полиэтнического государства, так как именно оно является базовым обоснованием

1 я

'"Расчитано по материалам речи У Аунг То (председателя Рабочего комитета по созыву Национальной Конференции) от 11. 01.1993 // "The Working People's Daily". 12.01.1993. 1 9там же

правомерности сепаратистских движений, угрожающих территориальной целостности государства.

При этом, все коренные этнические меньшинства Бирмы проживают на собственных традиционных землях. Это обуславливает важность данного этнического условия для политических процессов, происходящих в Бирме.

В третьем параграфе даётся анализ такого этнического условия, как обладание этническими меньшинствами в историческом прошлом собственной государственностью. Автор показывает, что данное этническое условие обладает наивысшим потенциалом влияния на политические процессы. Среди коренных этнических меньшинств, населяющих Бирму, формами собственной государственности, развитыми в большей или меньшей степени, обладали моны, шаны и араканцы.

В четвёртом параграфе анализируется такое этническое условие, как наложение конфессиональных различий на этническую неоднородность.В Бирме существует 3 основных конфессиональных общины: буддистская (исповедующая буддизм хинаяны)- более 80% населения Бирмы , христианская- около 5% населения и мусульманская- 4-5% населения. Кроме того, 5-7% населения Бирмы придерживаются традиционных анимистических верований и культов, главным образом это малые народности гор.20 Большую часть буддистов в Бирме составляют этнические бирманцы- доминирующий этнос, христианская община представлена, главным образом, каренами, а мусульманская-ракхайн и выходцами из Индии, Пакистана и Бангладеш. Таким образом, конфессиональные различия накладываются на этническую неоднородность, делая противоречия между отдельными этническими группами более острыми и непримиримыми, сужая рамки возможных компромиссов и гибких подходов к урегулированию межэтнических конфликтов.

Пятый параграф посвящен анализу трансграничных этносов, т.е. этнических групп, район проживания которых находится в приграничных районах двух и более государств. Это этническое условие может оказать негативное влияние на политическую стабильность, порождая конфликтные ситуации как на внутригосударственном уровне, так и в межгосударственных отношениях.

20Бирма. Справочник, с.113.

В Бирме транграничные этнические группы представляют собой этнические меньшинства как в Бирме, так и в соседних странах, где они проживают. Часть качинов проживает в Китае в приграничных с Бирмой районах, поселения каренов и монов существуют в Таиланде, чинов и нага- в Индии.

В шестом параграфе автор исследует такое этническое условие, как наличие в этносистеме Бирмы некоренных национальных меньшинств (китайская диаспора и выходцы с Индостана). Наличие такого этнического условия, как существование в качестве сегмента полиэтнического общества некоренных национальных меньшинств может оказать значительное воздействие как на внутриполитическую, так и на внешнеполитическую стабильность.

Некоренные национальные меньшинства, являясь, как правило, составной частью давно и устойчиво сформировавшейся нации, обладают высокой степенью этнической самоидентификации. При этом могут существовать и большие цивилизационные, социокультурные различия^ между ними и доминирующим в полиэтническом государстве этносом. Важная роль, которую некоренные национальные общины играют в экономике Бирмы, с одной стороны, способствует обострению их отношения с доминирующим этносом, так как иностранные диаспоры являются его основным конкурентом в сфере экономики, а, с другой стороны, не даёт возможность правящей элите без серьёзного ущерба для экономики государства применять к ним радикально репрессивные меры, практикуемые, например, в отношении коренных этнических меньшинств.

В Бирме наиболее крупную группу некоренного населения составляют выходцы из Южной и Восточной Индии, второй по

*) 1

При цивилизационных, социокультурных различиях между этническими группами их политические ценности, традиции и модели поведения сильно разнятся. То, что обладает высокой степенью легитимности для одних, вовсе не является таковым для других. При этом межэтнические отношения обостряются, если при наличии цивилизационных различий, доминирующий этнос от имени государства проводит политику ассимиляции в отношении иноэтнических групп, имея своей целью перевод всех этнических общин, проживающих в полиэтническом государстве, на этнокультурные ценности, политическую культуру доминирующего этноса с отказом от собственной социокультурной традиции.

численности некоренной этнообщиной является китайская диаспора. Автор показывает различия в положении индийской и китайской общин в Бирме, что обусловлено характером социокультурных, политических, экономических, а также исторических особенностей их проживания в стране.

Вторая глава- "Механизмы превращения этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме"- посвящена решению следующих задач: во- первых, анализу процесса политизации этничности в Бирме; во- вторых, выявлению и исследованию предпосылок, способных превратить этнические условия, существующие в Бирме, в фактор политической нестабильности.

В первом параграфе автор показывает, что в Бирме имеется весьма благоприятная почва для политизации этничности. Во-первых, наряду с правящей элитой, состоящей в подавляющем большинстве своём из представителей доминирующего этноса (бирманцев), в стране существуют локальные этнические элиты, заинтересованные в сохранении своего политического авторитета, властных полномочий на местном уровне. При стремлении же бирманских властей к максимальной централизации власти, наиболее действенным инструментом отстаивания своих интересов, остающимся в распоряжении этнических элит, является политизация своей этнической группы, использование этничности как наиболее мобилизующего фактора. Во- вторых, при всём богатстве природных ресурсов Бирма остаётся одной из беднейших стран мира. Эта "бедность", индустриальная неразвитость Бирмы обуславливают ограниченность внутренних

ресурсов(проявляющуюся, первым делом, в низком материальном уровне жизни основной массы населения страны), что также способствует политизации этничности как сверху (провоцируемой этнической элитой), так и снизу (на обывательском уровне, порождая конфликты между "бедными" и "богатыми" этническими группами).

Во втором параграфе рассматриваются политические предпосылки политизации этничности и превращения этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме. Автор выделяет два типа политических предпосылок: внутриполитические и внешнеполитические.

Автор показывает, что в Бирме именно внутриполитические предпосылки наиболее часто становились причиной превращения

этнических условий в фактор политической нестабильности. Стремление использовать этнический конфликт как средство достижения власти стало главной причиной бирмано-каренского конфликта, вспыхнувшего сразу после достижения Бирмой независимости. Обострение отношений между федеральными властями Бирмы и национальными окраинами, произошедшее в конце 50-х годов также произошло главным образом по политическим мотивам, а именно по причине стремления традиционных этнических элит национальных окраин использовать этнический конфликт как средство сохранения власти, которую они начали терять, когда федеральное правительство начало проводить политику сворачивания привилегий традиционной феодальной верхушки национальных государств.

Придя к власти в 1962 г., бирманские военные создали такую систему власти, при которой Центр, правящая элита оказалась единственным реальным носителем властных полномочий. Лишение этнических меньшинств легальных возможностей для воплощения в жизнь их групповых политических интересов привели к резкой политизации этничности в их среде, что проявилось в активизации повстанческих националистических движений в Бирме, ставшими главным фактором бирманского внутриполитического процесса последних 35 лет.

В данном параграфе автор также показывает, что превращению этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме способствуют также внешнеполитические предпосылки, а именно стремление третьих стран использовать этнополитический конфликт для достижения своих геополитических интересов. В этой роли особенно активно выступали Китай и Таиланд.

В третьем параграфе рассматриваются экономические предпосылки превращения этнических условий в фактор политической нестабильности. Автор показывает, что, несмотря на то, что существующие в Бирме межэтнические проблемы связаны главным образом с политическими предпосылками, экономические условия также оказывают влияние на уровень межэтнической напряжённости в стране. Возникновение межэтнических конфликтов, т.е. превращение этнических условий в фактор политической нестабильности под воздействием экономических предпосылок и условий в Бирме происходит в следующих

случаях:!) существует недовольство этнической периферии (как вполне обоснованное, так и необоснованное) малым финансированием со стороны центральных властей; 2) национальные окраины стремятся к максимальному ограничению контроля со стороны Центра над местными природными ресурсами и производством, к сведению до минимума выплат из местных доходов в общегосударственный бюджет; 3) возникает в случае ухудшения экономического положения в стране конфликт между "богатыми" и "бедными" этническими группами.

В четвёртом параграфе рассматриваются инерционные предпосылки превращения этнических условий в фактор политической нестабильности, а именно: этнофобии, фактор ответных действий и фактор автономизации инструмента этноконфликта. В полиэтническом обществе Бирмы этнофобия существует в отношении бирманцев к выходцам с Индостана (индийцам, пакистанцам, бангладешцам). Её возникновение связано с рядом социокультурных, политических и экономических условий, а также историей их взаимоотношений в рамках одного государства. Подобная этнофобия неоднократно служила предпосылкой для индийских погромов, происходящих в Бирме в довоенный период. После получения Бирмой независимости роль индийской общины в стране кардинально изменилась. Её влияние на политические и экономические процессы, происходящие в Бирме, значительно ослабло как в количественном, так и в качественном плане, что снизило вероятность возникновения поводов для вспышки этнофобии по отношению к ней.

Иллюстрацией действия в Бирме фактора ответных действий в межэтническом конфликте могут послужить события, произошедшие в Бирме весной 1997 г., когда в Мандалае буддийские монахи напали на представителей бенгальской общины. Поводом для столкновения послужило изнасилование малолетней девочки- бирманки торговцем-мусульманином, выходцем из Бангладеш. Примером действия в Бирме такого инерционного фактора, как фактора автономизации инструмента этноконфликта служит продолжение после подписания с правительством соглашения о перемирии боевых действий между отдельными повстанческими отрядами, контролирующими некоторые приграничные районы Бирмы, населённые этноменьшинствами, и регулярными войсками. Это объясняется тем, что данные повстанческие группировки экономически

заинтересованы в сохранении своего контроля над локальными территориями, которые относятся к так называемому "Золотому треугольнику" (мировой центр наркобизнеса) или являются районами контрабандной добычи драгоценных камней и ценных пород древесины.

Третья глава- "Бирманский федерализм как способ политической организации полиэтнического общества"-посвящена решению следующих задач: во-первых, в ней даётся анализ формы государственного устройства Союза Мьянмы (в прошлом - Бирманский Союз); во-вторых, в главе исследуются предпосылки установления в постколониальной Бирме именно федеративной модели государственного устройства, основанной на принципе национально- территориального деления22; в-третьих, в главе прослеживаются процессы трансформации модели бирманского федерализма за период с 1947 года по сегодняшний день и даётся анализ причин данной трансформации; в-четвёртых, автором даётся аналитический прогноз дальнейшего развития государственного устройства Союза Мьянмы.

В первом параграфе анализируются истоки бирманской модели федерализма. Автор исследует генезис трёх общебирманских империй, существовавших в период доколониальной истории Бирмы ( царство Паган, империя Таунгу, империя Конбаунов). В результате такого весьма глубокого исторического экскурса автор выявил факторы, позволявшие удерживать различные этнические группы в рамках единого государства к моменту колониального завоевания страны: во-первых, существовало генетическое родство традиционных культур основных этнических групп, проживающих в Бирме, сформировавшихся под влиянием буддизма хинаяны; во- вторых, геополитическое положение Бирмы, расположенной на стыке двух крупных цивилизаций, Индии и Китая, а также постоянная внутрирегиональная борьба за влияние в Юго-Восточной Азии, сформировали у политической элиты различных этнических групп,

"В основе федеральной модели, базирующейся на принципе национально-территориального деления, лежит провозглашённое, формально закреплённое право наций на самоопределение вплоть до отделения. Данная модель содержит в себе высокую вероятность политической дестабилизации, вызванной реальным существованием угрозы территориальной целостности федеративного государства.

проживающих в Бирме, осознания выгодности существования в рамках сильной империи, а не отдельных мелких феодальных княжеств, постоянно подвергающихся экспансии со стороны более сильных соседей; в- третьих, в следствии бесконечных бирмано-сиамских войн, длящихся с XVI по XVIII в. и проходивших, главным образом, в районах проживания монов произошло окончательное ослабление монов- многовекового соперника собственно бирманцев, а превращение к концу XVII Аракана из одного из влиятельнейших государств Южной Азии во второразрядную страну, лишённую собственного флота, привело к тому, что значительная часть араканской политической элиты стала на пробирманскую позицию, что облегчило покорение и удержание Аракана в повиновении центральному бирманскому правительству; в- четвёртых, общебирманское государство с точки зрения отношений Центр- национальные окраины было построено по принципу вассальной зависимости, т.е. окраиные районы, находясь под формальным подчинением бирманского короля, фактически сохраняли автономию, и Центр обычно не вмешивался во внутренние дела подвластных ему правителей; в-пятых, в собственно бирманской среде произошла централизация политической власти; в- шестых, бирманцы обладали мощной армией, имеющей большую практику ведения войн и карательных экспедиций.

Анализ этнополитических, экономических и социальных процессов, происходящих под влиянием колониальных властей, а также в годы II мировой войны дал возможность автору выявить тот круг центростремительных и центробежных тенденций, которые существовали в Бирме к моменту получения страной независимости и определили тип государственного устройства независимой Бирмы. Среди них: наличие у различных этнических групп, проживающих на территории Бирмы, исторической практики существования в рамках единого полиэтнического государства (империи); сознание неделимости политических судеб, сложившееся у элиты основных этнических групп Бирмы; начало складывания общебирманского рынка в годы английского правления и его оформление и развитие экономических связей между различными районами Бирмы в годы II мировой войны; ломка изоляционных политических барьеров, отделяющих горные районы, и вовлечение национальных окраин в общебирманские политические процессы в годы японской оккупации и

национально-освободительной борьбы; появление нового слоя политических лидеров, интеллигенции и предпринимателей, заинтересованных в создании общебирманского государства; недовольство политической элиты горных районов послевоенной политикой возвратившихся колониальных властей; существование общенациональной политической организации; создание общенациональной освободительной армии; появление харизматического лидера, пользующегося авторитетом как в собственно бирманской среде, так и у этнических меньшинств. А также, наличие у основных этнических групп собственных традиционных институтов власти, и в первую очередь, этнополитической элиты, не имеющей особого желания делегировать свои властные полномочия центру.

Во втором параграфе анализируются процессы трансформации бирманской модели федерализма. Автор показывает, что переход от федерации, построенной по принципу национально-территориального деления (конституция 1947 г.) к фактически унитарному типу государственного устройства (конституция 1974 г.) произошёл не случайно, а стал закономерным следствием этнополитических и экономических процессов, происходящих в Бирме в этот период. Причины, приведшие к краху в Бирме федеральной модели, построенной по принципу национально-территориального деления, можно кратко определить следующими моментами: во-первых, цель, достижение независимости. - общенациональная идея, сплотившая различные социальные и этнические группы Бирмы, была уже достигнута, а новой консолидирующей общество общегосударственной (общенациональной) идеи не было: во-вторых, в бирманском руководстве произошёл раскол, приведший к распаду АЛНС-символу общебирманского политического единства; в-третьих, экономические проблемы, охватившие страну, вызвали недовольство национальных окраин экономической политикой центральных власти!.

Конституция Бирмы 1974 г., принятая в условиях авторитарного политического режима, стала решительным шагом центральных властей по ликвидации политической и экономической автономии национальных окраин, провозглашенной Пинлонским соглашением и Конституцией 1947 года, к переводу государственного устройства страны на унитарную модель. Ставка правительства Не Вина на свёртывание

политической и экономической автономии этнических групп, проживающих в стране, и использование исключительно силовых методов подавления национальной активности, привели к активизации в стране повстанческих организаций национального толка.

Анализируя этнополитику нового бирманского руководства, пришедшего к власти в 1988 г. в результате военного переворота, автор показывает, что при Государственном Совете по Восстановлению Правопорядка (в конце 1997 г. переименованного в Государственный Совет по Достижению Мира и Развития) несколько видоизменились отношения между Центром и национальными окраинами. Теперь они строятся по вассальной системе, во многой позаимствованной из практики государственного устройства империи Конбаунов. Национальным окраинам, находящимся ранее под контролем повстанческих сепаратистских движений, предоставляется некоторая автономия в решении их внутренних дел, главное, что от них требует центральное правительство, это не нарушать территориальную целостность государства, т.е. не пытаться добиться политического суверенитета. Одновременно с тем, центральное правительство намеревается оказывать национальным районам существенную финансовую помощь.

В заключении диссертации обобщаются полученные в результате проведённого исследования выводы относительно влияния этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме, которые и выносятся на защиту.

1. На характер политических процессов, происходящих в Бирме (Союз Мьянма), оказывают влияние такие этнополитические условия, как полизтничность; проживание этнических меньшинств на собственной традиционной территории; обладание этническими меньшинствами в историческом прошлом собственной государственностью; совпадение этнических и конфессиональных различий; существование трансграничных этносов; наличие в полиэтнической системе некоренных национальных меньшинств.

2. Такое этническое условие, как проживание этнических меньшинств на собственной традиционной территории, (а оно относится ко всем коренным этническим меньшинствам Бирмы) обладает высокой потенциальной возможностью

дестабилизировать политическую систему полиэтнического государства, так как именно оно является базовым обоснованием правомерности сепаратистских движений, угрожающих территориальной целостности государства. Наличие же у этнических меньшинств политической практики обладания собственными государственными институтами власти выводит возникающие в полиэтническом государстве межнациональные проблемы на более высокий уровень- политический. Араканцы, моны и шаны, обладавшие некогда собственной государственностью, в этнополитическом плане представляют собой вполне сформировавшийся консолидированный политический организм. У них есть собственная традиционная политическая элита, политические традиции и нормы, а главное, практика независимого существования. При этом их государственные образования нередко выступали в роли конкурентов государства собственно бирманцев в борьбе за влияние в субрегионе. То, что моны и араканцы оказались в роли побеждённых в этом противоборсте, со всеми вытекающими отсюда, характерными для междоусобных воин XVIII в. последствиями (истребление местной политической элиты, разграбление страны, массовый вывоз населения покорённого государства) способствовало снижению их этнополитического потенциала. Выступление же шанских княжеств в роли партнёра бирманцев в ходе борьбы за создание общебирманской империи (империи Конбаунов) позволило шанам сохранить свою традиционную политическую структуру, организацию общества, политическую элиту, значительную часть местной автономии, что во многом определило дальнейшее политическое поведение и политическую судьбу шанского меньшинства (в первую очередь, шанскои традиционной элиты).

3. Наложение на этническую неоднородность Бирмы конфессиональных различий между отдельными этническими группами усложняет межэтнические отношения, делая их более конфликтными, идеологизированными и непримиримыми. Особенно это касается отношений между буддистским большинством (бирманцами) и христианским меньшинством, состоящим, главным образом, из представителей каренов. В христианской общине Бирмы, в силу характера распространения данной религии в Бирме, доминирует традиция восприятия себя как избранной группы, принадлежащей к более высокоразвитой,

по сравнению с доминирующим этносом/конфессиональной общиной, прогрессивной цивилизации. Ориентация же на христианские ценности (в большинстве своём протестантского, баптистского толка) приводит к неприятию государственной идеологии, базирующейся на традиционных буддистских ценностях и понятиях.

4. Наличие в Бирме трансграничных этносов (часть качинов проживает в Китае, каренов и монов- в Таиланде, чинов и нага- в Индии) создаёт условия для вмешательства внешнеполитического фактора во внутриполитические процессы, происходящие в стране. Соседние с Бирмой страны, на территории которых проживают данные трансграничные этносы имеют возможность использовать и неоднократно использовали это этнополитическое условие для реализации своих геополитических интересов.

5. Проживание в Бирме некоренных национальных меньшинств (индийской и китайской диаспор) может стать причиной возникновения межэтнических проблем. Что касается индийской общины, это связано с такими факторами, как, во-первых, существование значительных цивилизационных, социокультурных различий между бирманцами и индийской общиной, неприятие традиционных норм и моделей поведения друг друга, что приводит к возникновению этнофобий; во-вторых, историей появления и формирования индийской общины в Бирме; в третьих, специфической ролью индийской общины в жизни Бирмы её общества. Что касается китайской общины, то межэтнические проблемы с бирманцами в этом случае возникают в результате стремления китайского капитала играть как можно более существенную роль в экономике страны. Отношение государства к этим двум диаспорам выражается в стремлении либо причислить их к категории иностранцев и тем самым лимитировать их деятельность, либо натурализовать, формально ассимилировать и тем самым лишить формального повода для гарантирования сохранения их культурной автономии и этнической самоидентификации, что практикуется в отношении коренных этнических меньшинств Бирмы.

6. В Бирме существует благоприятная среда для политизации этничности, превращения этнических условий, существующих в стране в фактор политической нестабильности. Во- первых, в стране есть этнические антрепренёры, в роли которых выступают локальные этнические элиты, лишённые в условиях авторитарного

режима Бирмы иных возможностей для реализации своих интересов кроме как через мобилизацию своей этнической группы на конфронтационные действия по отношению к центральной власти. Во-вторых, экономическая отсталость Бирмы обуславливает ограниченность её внутренних ресурсов, что способствует обострению борьбы между центральной и региональными этническими элитами за распределение материальных благ.

7. Наиболее существенное влияние на превращение этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме оказывают внутриполитические предпосылки. Стремление использовать этническими элитами этнополитический конфликт как средство достижения или сохранения власти стало главной причиной осложнения отношений между федеральной властью, ассоциирующейся с доминирующим этносом, и национальными окраинами, населёнными этническими меньшинствами. Раскол внутри бирманской политической элиты, произошедший в конце 50-х годов, спровоцировал лидеров этнонациональных меньшинств к принятию более радикальных центробежных шагов по отношению к ослабевшему Центру. Обострение отношений между федеральной властью и национальными окраинами привело к значительной внутриполитической дестабилизации в Бирме , последствием которой стало установление в стране военной диктатуры. В условиях авторитарного режима, установившегося в Бирме в 1962 г.. местные этнические элиты полностью лишились своих властных полномочий., и любое проявление групповых интересов, отличных от общегосударственных, категорически пресекалось. Поэтому этническая деятельность этнических меньшинств, не имеющих легальных возможностей для реализации своих интересов, приобрела в период с 1962 по 1988 год резко конфронтационные формы.

8. Превращению этнических условий в фактор политической нестабильности в Бирме способствуют и внешнеполитические предпосылки. а именно стремление отдельных стран спровоцировать в Бирме этнополитический конфликт, с целью использования его в качестве инструмента геополитического гегемонизма. Так. каренский национализм, приведший к бирмано-каренскому национализму, сформировался непосредственно при содействии Великобритании. Повстанческое движение таких трансграннчных этносов Бирмы, как нага и чинов,

активно поддерживалось КНР и Пакистаном, а каренов и монов-Таиландом. КНР, кроме того, пыталася оказывать влияние на внутрибирманские политические процессы через китайскую общину, проживающую в стране, что приводило к обострению отношений между бирманцами и хуацяо.

9. Политическая практика Бирмы знает прецеденты, когда и экономические предпосылки оказывали влияние на характер межэтнических отношений в стране. Недовольство национальных окраин малым финансированием со стороны центральных властей, их стремление к сведению до минимума выплат налогов в общегосударственный бюджет и к ограничению контроля Центром над местными природными ресурсами и производством привело в конце 50-х- начале 60-х годов к серьёзному обострению отношений между федеральными Центром и национальными окраинами, к конфронтации между центральной властью и региональной этнической элитой.

10. Наряду с политическими и экономическими предпосылками политизации этничности, в Бирме существуют инерционные факторы, способствующие возникновению межэтнических конфликтов и затрудняющих их урегулирование. Это- этнофобия и фактор ответных действий ( главным образом распространяются на выходцев из Индии, Пакистана и Бангладеш), а также фактор автономизации инструмента этноконфликта (действует в отношении отдельных повстанческих отрядов националистического толка, контролирующих труднодоступные районы Бирмы и участвующих в нелегальной торговле наркотиками, драгоценными камнями и ценными породами древесины).

11. В качестве предпосылок, позволивших независимой Бирме существовать в качестве единого полиэтнического государства, а не распасться на множество мелких моноэтнических стран, автор выделяет следующие факторы: наличие у этнических групп, проживающих на территории современной Бирмы, исторической практики существования в рамках единого государства (империи); геополитическое положение Бирмы, заставившее этнические элиты осознать выгодность сильного централизованного государства, способного отстаивать свои интересы в регионе; складывание общебирманского внутреннего рынка и слоя местных предпринимателей, заинтересованных в сохранении единства страны; вовлечение национальных окраин в

общебирманские политические процессы в годы японской оккупации и национально-освободительной борьбы, и появление там новых политических лидеров (представителей среднего класса), тесно связанных с бирманскими лидерами антиколониального сопротивления, занявших свободную нишу политического участия- вовлечение масс своих национальных районов в борьбу за общебирманское единство и нежелающих терять арену для своей политической деятельности; недовольство традиционной политической элитой национальных окраин послевоенной политикой возвратившихся колониальных властей; образование и рост влияния общенациональной политической организации; создание общенациональной освободительной армии; появление общенационального харизматического лидера.

Наряду с факторами, способствующими развитию центростремительных тенденций в полиэтническом обществе Бирмы, в стране существовали и предпосылки, порождавшие центробежные явления и не позволившие независимой Бирме стать унитарным государством, как большинство стран Юго-Восточной Азии. или федерацией, построенной по принципу территориально-административного деления. Это: наличие у основных этнических групп собственых традиционных институтов власти, этнической элиты, не желающей терять своих полномочий; многолетняя жестокая борьба различных этнических групп за верховенство в общебирманском государстве, породившая недоверие между различными этническими группами ; политика политической изоляции национальных районов от собственно Бирмы, проводимая английской колониальной администрацией; каренскнй сепаратизм, порождённый преференционной ролью данной этнической группы, предоставленной ей колониальными властями, и обострённый бирмано-каренскими вооружёнными столкновениями в начальный период японской оккупации Бирмы.

12. Федеративная модель, основанная на национально-территориальном принципе деления, оказалась не жизнеспособной в Бирме. Причины её неудачи заключаются в отсутствии в постколониальной Бирме консолидирующей общенациональной идеи: расколе в политическом руководстве страны, приведшем к распаду Антифашистской Лиге Народной Свободы- символу общебирманского политического единства; экономических проблемах, породивших в национальных районах недовольство экономической политикой центральных властей и

обостривших противоречия между бирманских центром и национальными окраинами.

13. Неудача федеральной модели, основанной на принципе национально-территориального деления, привела к тому, что новое руководство Бирмы, пришедшее к власти в результате военного переворота, в отношении политической структуризации и организации полиэтнического общества стало исходить из принципа максимального снижения автономии национальных районов и усиления централизации власти. Таким образом была сделана попытка трансформации бирманского федерализма в сторону унитарного государства. Однако, лишение национальных районов автономии, а также отсутствие у этнических меньшинств легальных путей защиты своих национальных интересов привели к росту антиправительственных повстанческих движений националистического толка, борьба которых с центром значительно дестабилизировала внутриполитическую ситуацию в Бирме.

14. Дальнейшая трансформация государственного устройства Бирмы, осуществляемая новым правительством, пришедшим к власти в 1988 г. в результате военного переворота, происходит в направлении предоставления национальным районам, находящимся ранее под контролем сепаратистских повстанческих движений, значительной доли местной автономии, главным образом в экономической сфере. Взамен невмешательства центрального правительства во внутренние дела национальных районов от последних требуется сохранение территориальной целостности государства, т. е. отказ от требований политического самоопределения. При этом, для снижения сепаратистских настроений в национальных областях, власти проводят политику предоставления большей автономии малым народностям, входящим в состав более крупных этнических групп (титульных этносов). Тем самым подрывается монолитность титульных этносов национальных меньшинств, что делает их более сговорчивыми в отношении центрального правительства и снижает уровень их претензий на автономность. При условии сохранения власти у современного руководства Бирмы, трансформационные процессы государственного устройства страны будут происходить в сторону построения федеральной модели, основанной на территориально- административном принципе деления.

Все содержащиеся в диссертации оценки и выводы следует рассматривать исключительно как личную точку зрения автора.

Апробанип работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в ряде научных статей.

1. Проблема этнических конфликтов в многосоставном обществе.// Глобальные проблемы современности. Сборник научных трудов аспирантов МГИМО МИД РФ. М„ Барс, 1994, с.64-77.

2. Этнические конфликты в многосоставных обществах.// "Бизнес и политика", №5 (18), 1996, с. 45-48.3. Политическая стабильность.// "Бизнес и политика", № 5 (18), 1996, с. 49-50.

4. Типология этнических конфликтов и концепции их разрешения в ЮВ А.// Глобальные прблемы современности. Сборник научных трудов аспирантов и молодых преподавателей МГИМО. М.,1997, с.146-171.

5Л. ■^"'¿['¡сё

 

Текст диссертации на тему "Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ. Кафедра Востоковедения.

На правах рукописи

Руденко Ирина Тиновна

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В БИРМЕ (СОЮЗ МЬЯНМА), специальность 23.00.04 "Политические проблемы международных систем и

глобального развития".

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата политических наук

Научный руководитель доктор исторических наук

профессор Ефимова Л.М.

МОСКВА, 1998.

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В БИРМЕ (СОЮЗ МЬЯНМА).

Введение 3

Глава 1. Этнические условия в Бирме. 15

1.1. Полиэтничность 16

1.2. Проживание этнических меньшинств на

собственных традиционных землях. 18

1.3. Обладание этническими меньшинствами в историческом прошлом формами собственной государственности. 21

1.4. Наложение конфессиональных различий на этническую неоднородность. 29

1.5. Трансграничные этносы. 34

1.6. Наличие некоренных национальных меньшинств. 36 Глава 2. Механизмы превращения этнических условий

в фактор политической нестабильности в Бирме. 47

2.1. Процесс политизации этничности. 47

2.2. Политические предпосылки политизации

этничности. 49

2.2.1. Внутриполитические предпосылки. 49

2.2.2. Внешнеполитические предпосылки. 59

2.3. Экономические предпосылки политизации этничности. 65

2.4. Инерционные предпосылки превращения этнических условий в фактор политической нестабильности. 68

Глава 3. Бирманский федерализм как способ политической

организации полиэтнического общества. 71

3.1. Истоки бирманского федерализма. 71

3.2. Трансформация бирманского федерализма. 99 Выводы диссертации. 122 Библиография 130

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена характером этнополитических процессов, происходящих в современном мире. Проблемы влияния этнической сегментации и сопровождающих её этнических условий на политическую стабильность полиэтнических обществ представляют интерес как для политиков-практиков, так и учёных-теоретиков. Когда стороны конфликта группируются по этническому признаку, происходит этнизация исходно политических или социально-экономических проблем. Этнический фактор обладает способностью в наивысшей степени консолидировать, мобилизовывать отдельные сегменты общества, что приводит к повышенной ожесточенности конфликтов, возникающих на этнической почве. Это объясняется тем, что на первый план выступает такой момент, как защита этнических интересов, а в этом случае сужается круг допустимых компромиссов для достижения согласия.

Проблема превращения этнических условий в фактор политической нестабильности особенно актуальна в развивающихся странах, которые, как отмечает А.Лийпхарт, "отягощены политическими проблемами, вызванными глубокими противоречиями между сегментами их населения и отсутствием объединяющего консенсуса"1.

По мнению Р.А.Даля двумя важными угрозами стабильного режима являются поляризация и сегментация2. Если поляризация возникает в соответствии с региональными границами, то наиболее вероятным исходом поляризации является гражданская война или переход к гегемонии как гаранту стабильности. Сегментация же общества обладает наибольшей потенциальной возможностью стать угрозой политической стабильности государства в том

'Лийпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы.- "Полис", № 1-2, 1992, с.221.

о

Dahl R.A., ed. Regimes and Oppositions ./Introduction.-New Haven, L.:Yale Univ.Press.,1973

случае, когда региональные конфликты усиливаются антагонизмами, исходящими из этнических, языковых и религиознах различий.

Анализ данной проблемы на практическом материале Бирмы (Союз Мьянма), по мнению автора, представляет особый интерес.

Во-первых, Бирму можно отнести к наиболее распространённому типу сегментированного по этническому признаку многосоставного государства, этносистема которого состоит из доминирующего этноса (более 60 % общей численности населения) и этнических групп, представляющих собой этноменыпинства (причём, некоторые из них способны оказывать существенное влияние на политические процессы, происходящие в стране).

Во-вторых, политический режим Бирмы на протяжении последних 35 лет является одним из наиболее жёстких авторитарных режимов современного мира. В силу же отсутствия чёткого разделения властей и ограниченного политического участия, а также сильного личного авторитаризма, политическая стабильность в таком типе обществ в большей степени зависит от традиционной и (или) харизматической легитимности лидеров. При этом, этническая сегментация резко снижает стабилизаторские возможности и такой легитимности, так как каждая этническая группа обладает собственными традиционными и (или) харизматическими лидерами, что при склонности большинства режимов такого типа к максимальной централизации власти создаёт условия и предпосылки для серьёзной политической дестабилизации. Именно это обуславливает важность роли, которую играют этнические условия в политических процессах в Бирме, и изучение данной проблемы ( влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность авторитарного государства) представляет интерес для современной политологии.

В-третьих, полиэтнический характер бирманского общества отражается на форме государственного устройства Бирмы через модель федерализма, что весьма не типично, как для соседних стран по региону Юго-Восточной Азии, так и Востока в целом. Изучение генезиса бирманского федерализма и процессов его

трансформации интересно и полезно для политической практики современной России, перед которой также стоит задача построения стабильной и эффективной федеративной модели.

Главным предметом исследования в данной работе являются процессы взаимодействия этнических и политических факторов, а также противоречия, возникающие в результате сегментации общества по этническому признаку в условиях авторитарного режима.

Объектом исследования является Бирма (Союз Мьянма). С точки зрения этнологии Бирма - одна из самых пёстрых по этническому составу стран региона ЮВА. При этом, межэтнические проблемы, возникающие в результате этнической сегментации общества Бирмы, порождают серьёзные политические конфликты, длящиеся на протяжении десятилетий. Как пишет Э.Коэн, основной причиной стагнации независимой Бирмы стала гражданская война, спровоцированная этническими меньшинствами, населяющими Бирманский Союз3.

Цели и задачи исследования. Главными целями диссертации являются: во-первых, исследование механизмов превращения этнических условий, объективно существующих в Бирме, в фактор политической нестабильности; во-вторых, анализ этнонациональной политики государства как реакции властей на происходящие этнополитические процессы в Бирме.

В ходе реализации основных целей диссертации от автора потребовалось решение следующих задач:

- выявление, типологизация и анализ этнических условий, существующих в Бирме;

- исследование процесса политизации этничности в Бирме;

- выявление и анализ предпосылок, превращающих этнические условия, существующие в Бирме, в фактор политической нестабильности;

3Cohen Eric. Tailand, Burma and Laos - an Outline of the Comparative Social Dynamics of Three Theravada Buddist Societies in the Modern Era.- In: Patterns of Modernity. Ed. by Eisenstadt. Vol. II. Beyond the West.- N.Y., 1987, p. 206.

- исследование предпосылок образования федеративного государства Бирманский Союз;

- анализ процессов трансформации бирманского федерализма;

- аналитическое прогнозирование дальнейшего развития модели государственного устройства Бирмы.

Степень научной разработанности проблемы. Разделённость многосоставного общества на сегменты по этническому признаку, этнополитика государства в отношении этнических меньшинств, этнонационализм различных этнических групп, входящих в полиэтническое государство являются одними из важнейших факторов, определяющих политическую стабильность в различных странах, поэтому этнополитическая проблематика привлекает внимание многих исследователей. Однако до сих пор это проблемное поле содержит немало неразработанного.

Что касается проблемы сохранения политической стабильности в многосоставных обществах, то в современной политологии доминирует точка зрения о несовместимости полиэтничности развивающихся стран и стабильной демократии, так как необходимым условием последней является политическое согласие и социальная однородность общества.

Фернивалл, занимавшийся изучением колониальных стран и конкретно колониальной и постколониальной Бирмой (Furnivall J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India, Furnivall J.S. The Governance of Modern Burma) утверждал, что единство полиэтнических колоний может поддерживаться исключительно недемократическими средствами колониального господства4.

Дж.С.Милль полагал, что "стабильные институты едва ли возможны в стране, населенной различными национальностями. Между людьми, не испытывающих добрососедских чувств, в особенности же- говорящих и читающих

^Furnivall, J.S. Colonial Policy and Practice: A Comparative Study of Burma and Netherlands India. Cambridge, 1948.

на разных языках, единое общественное мнение, необходимое для деятельности представительной власти, существовать не может"5.

Подобная точка зрения, но в более категоричной форме, высказана Э.Смитом. По его мнению, "культурное многообразие или многосоставность автоматически порождает структурную необходимость доминирования одного из культурных секторов. Это ... обусловливает необходимость недемократического регулирования отношений между группировками." Отсюда Смит делает вывод, что только гомогенное в культурном отношении общество способно обеспечить демократическое правление, а "многие из недавно освободившихся стран могут либо распасться на отдельные культурные единицы, либо сохранить целостность, но лишь при отношениях господство- подчинение между группами"6.

С точкой зрения Смита совпадает мнение Л. Пая, который утверждает, что политическое развитие общества в целом не может далеко продвинутся без осознания всеми группами, составляющими его, своей глубокой идентификации со всей системой. Соответственно, Пай делает вывод, что первостепенной задачей для лидеров развивающихся стран должно стать создание нации. Этот процесс, по Паю, подразумевает искоренение первобытных субнациональных ( этнических, племенных и т.п.) приверженностей с заменой их на преданность единой нации7.

В политологии существует и другой взгляд на данную проблему. Некоторые ученые считают, что полиэтнические общества вполне могут преуспеть в управлении межэтническими конфликтами в рамках демократического режима. Их аргументация сводится к тезису, что мир без насилия в полиэтническом обществе может быть обеспечен только высокой степенью децентрализации, ротации, распределения и представительства власти, что возможно только при демократии и не под силу авторитарному режиму. Сторонники данной точки

^Mill, J.S. Considerations on Representative Government. N.Y. 1958, p.230.

^ Цитируется no: Cuper, L. Plural Societies: Perspective and Problems. - in: Pluralism in Africa. Berkeley, 1969, p. 14.

^Pye, L.W. Aspects of Political Development, Boston, 1966.

зрения утверждают, что причина более мирного характера межэтнических отношений на Западе заключается не в каких-то исключительных особенностях этнических групп, а в его политическом режиме. Политическая структура Запада дает возможность подмены в политических преференциях личности этнической самоидентификации другими ценностями. В этой роли могут выступить, например, идея личного материального благополучия, безопасность семьи, общедемократические ценности8.

Большинство западных работ, посвящённых этнической проблематике Бирмы, акцентируют своё внимание на анализе повстанческих движений этноменьшинств Бирмы, априори видя в поведении бирманского большинства (бирманской политической элиты) главную причину межэтнических проблем и конфликтов, имеющих место в Бирме.

Бирманская литература, освящающая полиэтнический характер Бирмы, отличается богатым этнографическим материалом об этнических меньшинствах, проживающих в Бирманском Союзе. В стране выходят справочные обзоры, монографии по истории, культуре и традициям основных коренных народностей страны (Культура, традиции, обычаи коренных национальностей Бирманского Союза. Справочник). Много работ, затрагивающих историю этнических процессов в колониальной Бирме и в период общенациональной борьбы за независимость (Бамо Тин Аун. История Бирмы; Бамо Тин Аун. История Бирмы в колониальный период; Такин Тин Мья. Борьба за освобождение страны; Краткая история Бирмы и роль армии, 1948-1988; Maung Maung. Burma in The Family of Nations). Однако, серьёзным недостатком большинства работ бирманских авторов является односторонний подход к межэтническим проблемам, в которых они видят лишь проявление узкоэтнического национализма и сепаратизма этноменьшинств.

о

"например: Diamond, L. Linzand J.J., Lipset S.M., eds., Democracy in Developing Countries. Boulder, CO: Lynn Reinner, 1990.

Что касается отечественной бирманистнки, то конкретная этническая проблематика Бирмы рассматривалась в работах таких известных российских бирманистов, как В.Васильев, А.Гаврилова, Н.Листопадов и других. Их исследования представляют большой интерес и научную ценность с точки зрения анализа конкретных межэтнических конфликтов, возникающих в Бирме. В то же время, в этих работах этнические условия, объективно существующие в Бирме не рассматриваются комплексно, как система, а лишь в их конкретном проявлении, кроме того, не даётся системного анализа механизмов превращения этнических условий в фактор политической нестабильности.

Наиболее фундаментальным и авторитетным исследованием в данной области является работа Гавриловой А.Г. "Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы"9. В ней даётся подробный анализ положения коренных этнических меньшинств в Бирме. Однако данная работа ограничивается довольно узкими рамками. Так основной упор исследования делается на рассмотрении этнической системы Бирмы в период с начала II мировой войны и до конца 50-х годов, когда наступил, оговоренный в конституции Бирманского Союза 1947 г., срок возможного выхода из Союза для отдельных национальных (автономных) государств. Между тем, этнополитические процессы, последовавшие после 1958 г., имели чрезвычайно важное значение с точки зрения влияния на политическую стабильность Бирмы, они стали главным поводом произошедшего в 1962 г. в стране военного переворота, в результате которого в корне изменился политический режим этого государства. Кроме того главным объектом исследования является проблема бирмано-каренских отношений, ситуация же с остальными этническими меньшинствами Бирмы, а также общая характеристика этнополитических процессов, происходящих в многосоставном полиэтническом обществе Бирманского Союза, не столь подробно проанализированы в данной работе.

9Гаврилова А.Г. Национальный вопрос в Бирме в 1940-1950-е годы. М., 1981 г.

В работах Васильева В.Ф., посвящённых этнической проблематике Бирмы10, в качестве главного предмета исследования выступает анализ государственного устройства Бирмы и отражение в нём полиэтнической структуры данной страны. Так, в работе "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме" основной упор делается на анализе Конституции 1974 г., принятой в условиях авторитарного режима, в преломлении её положений к многонациональному составу населения страны, а также даётся сравнительный анализ данной конституции с конституцией 1947 г., отражавшей демократический характер политического режима Бирманского Союза того времени. В работе "Унитаризм как основная форма государственности в странах Юго-Восточной Азии" (в сборнике "Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии", ред. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О.), которая представляет собой сравнительный обзор характера государственного устройства стран ЮВА, уделяется большое внимание анализу формы государственного устройства Бирмы, в том числе, трансформации её от федеративной формы к унитарной.

Работа Листопадова H.A. "Проблемы отношений между Мьянмой и Индией: история и современность" (М., 1995 г.) оказалась очень полезной автору данной диссертации с точки зрения освящения проблемы индийской диаспоры в Бирме и вопроса внешнеполитического влияния на межэтнические отношения в стране (относительно трансграничных этнических групп).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе, во-первых, выявляются и характеризуются по степени их потенциального влияния на политическую стабильность этнические условия, объективно существующие в Бирме, во-вторых, предпринимается попытка раскрыть механизмы превращения

^Васильев В.Ф. "Конституция 1974 г. и национальный вопрос в Бирме".- В сб.: Юго-Восточная Азия в 70-е годы (социально-политические и идеологические проблемы), ред. Узянов А.Н., М.,