автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Создание современного эстрадного зрелища
Полный текст автореферата диссертации по теме "Создание современного эстрадного зрелища"
На правах рукописи
□030Б405Э Леонид Николаевич Михайлов
Создание современного эстрадного зрелища (принципы художественного оформления)
Специальность - искусствоведение 17 00.01 - театральное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
О 5 ИЮЛ 2007
Москва-2007
003064059
Работа выполнена на кафедре эстрадного искусства в Российской академии театрального искусства - ГИТИС
Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор
Фишмаи-Борисов Михаил Борисович
Официальные оппоненты: профессор, доктор искусствоведения
Орлов Юрий Матвеевич кандидат искусствоведения Меньшиков Александр Михайлович
Ведущая организация: Театральный институт имени Бориса Щукина при
Государственном академическом театре имени Е Вахтангова
Защита состоится « »июня 2007 г в ^ часов на заседании
диссертационного совета К 210 013 01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при Российской академии театрального искусства -ГИТИС
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии театрального искусства по адресу 125009, Москва, Малый Кисловский пер, д 6
Автореферат разослан « | мая 2007г
Ученый секретарь диссертационного совета
К.Л Мелик-Пашаева
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Актуальность и ценность диссертационной работы определяются необходимостью целостного искусствоведческого рассмотрения технических средства оформления современного эстрадного зрелища Проблемы классификации и типологии технических средств оформления современных эстрадно-массовых представлений еще не получили широкого освещения в работах отечественных исследователей Этот раздел знания в настоящее время остается вне основного поля зрения современной академической науки Попытки классификации в этой области чаще всего сводятся к изучению отдельных типов технических средств, к выявлению их функционального значения К сожалению, исключений из этого правила пока что нет Эта область искусствознания еще ждет масштабного осмысления
Мало изучены также проблемы влияния технических средств оформления публичных представлений на динамику развития эстрадного искусства. В современной искусствоведческой литературе не прослежена эта динамика - от устройств, применявшихся в античных театрах, через сценические механизмы средневековья и эпохи Возрождения ко времени возникновения и развития индустрии досуга - а ведь это влияние неоспоримо В настоящей работе эти процессы развития исследуются достаточно подробно и скрупулезно, и особенности как технической, так и художественной стороны массовых представлений описываются и анализируются со всей возможной тщательностью
Внимательного рассмотрения заслуживают также проблемы, связывающие сам феномен современного эстрадного представления как праздника и техническую его сторону, а также воздействие технических средств оформления эстрадного представления на психологические особенности общественного восприятия этих представлений зрителем Как последовательно доказывается в диссертационном исследовании, именно технические средства,
являясь, образно говоря, одной из красок в палитре режиссера современного эстрадного представления, помогают ему создавать атмосферу праздничности, возвышения над будничной, повседневной жизнью, давая возможность аккумулировать внимание зрителей, пробуждая в них положительные эмоции, способствуя активному восприятию художественного замысла
Выбор технических средств оформления эстрадных представлений на сегодняшний день крайне широк - к ним относятся сценические модульные конструкции, напольные покрытия, пиротехника, светотехника, светодиодные экраны, звукоусилительные устройства, лазеры, видеопроекции и многие другие, использующиеся как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях Однако при общей разработанности проблем технического оснащения, при широте их применения их классификация, их типология так и не получили в профессиональной литературе должного освещения В диссертационном исследовании производится попытка этой классификации, на наглядных примерах показываются методы применения технических средств для выполнения сценических задач различного характера и степени сложности
Как подчеркивает автор диссертационного исследования, огромную важность имеют также вопросы перспектив развития постановки и сценографии массовых представлений, а также проблемы образования в этой сфере
Целью данной диссертации является изучение технических средств оформления современного эстрадного зрелища с точки зрения искусствознания, изучающего эстрадное искусство XX - XXI веков, определение его принципов в развитии эстрадного искусства, а также сделана попытка обобщения знаний в этой области
В соответствии с названной целью были поставлены и решены следующие задачи
- систематизировать представления о технических средствах оформления современного эстрадного зрелища,
- рассмотреть исторические этапы развития технических средств оформления эстрадного зрелища с древнейших времен до наших дней,
- рассмотреть особенности функционирования технических средств в контексте общих постановочных проблем массового эстрадного зрелища,
- ввести в обиход академической науки малоизвестные факты, термины и понятия, которые отражают существо феномена технических средств оформления современного массового представления
Объектом исследования являются технические средства оформления современного эстрадного зрелища, дающие значительные возможности создания современного, красочного, художественного представления (спектакля)
Предметом исследования стала классификационно-типологическая атрибуция технических средств, позволяющая адекватно осмыслить объект, разработать систему координат, отражающих суть явления
Методологическая база и теоретическая основа исследования. В настоящей работе применён системный метод исследования, позволяющий сочетать исторический, культурологический, социологический, эстетический и теоретический подходы к изучаемому явлению Необходимость взглянуть на технические средства оформления современного эстрадно-массового искусства как на средство создания художественной целостности потребовала привлечения большого количества разнообразных источников
Для осуществления поставленных целей необходимо было, прежде всего, изучить феномен массового искусства, исследовать степень изученности поставленной проблемы
Ведущими методологическими ориентирами в данной работе стали принципы аналитического исследования, сформировавшиеся в различных областях искусствознания, которые позволили рассматривать изучаемый объект как составную часть явлений эстрадного искусства новейшего времени
Автор использовал структурно-функциональный метод исследования, подразумевающий изучение объекта и его частей и его анализ в социально-
коммуникативном и психологическом ракурсах, а также методику целостного анализа, позволяющую, всесторонне осмыслить изучаемый феномен
Опираясь на труды отечественных теоретиков и практиков (С Клитина, И Шароева, О. Кривцуна, Ю. Черняка), отечественных и зарубежных историков (Г. Хефлинга, М Авджиолилло, Г Вагнера, Ю Бутовченко), социологов (Г Ле Бона) а также на работы современных журналистов (А Троицкого, И Панасова и др ) и высказывания практиков современного шоу-бизнеса (А Агапова, Н Соловьевой), в диссертации предпринята попытка взглянуть на изучаемый феномен с позиций общегуманитарного знания
Исследование проводилось, в том числе и на основе личного опыта автора, основанного на работе над постановкой концерта Love Story, прошедшего 12 февраля 2006 года в Большом Кремлевском дворце
Фактологическая сторона диссертации была выверена по новейшим энциклопедическим изданиям
Теоретической основой диссертации послужили работы по истории русского, американского и западноевропейского театра, по истории эстрадного искусства, психологические и социологические исследования и работы по теории и практике эстрады
Научная новизна исследования. Основные научные результаты, полученные автором, состоят в следующем
- в диссертационной работе впервые в комплексном, обобщенном виде анализируется малоизученная в отечественном искусствознании классификационно-типологическая проблема технических средств оформления в создании художественно значимых массовых представлений Подобный ракурс изучения позволяет осознать этот феномен как явление общеэстетического, социологического, психологического порядка
- предпринятая попытка дает возможность по-новому осмыслить явление, раскрыть его сущностные парадигмы Весьма плодотворным становится избранный в данной работе междисциплинарный подход, который
представляет изучаемый феномен как неотъемлемую часть эстрадного искусства.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее положения и выводы могут применяться на практике, в ходе воспитания студентов различных специальностей Собранный фактический материал, теоретические положения и выводы, методические рекомендации могут стать основой научных и методических пособий, рассчитанных на самый широкий круг лиц, интересующихся проблемами современного эстрадного искусства, а также быть полезными практикам искусства театра и эстрады
Апробация работы и внедрение. Основные положения диссертации были освещены в ряде авторских публикаций Кроме того, ряд практических выводов, сделанных в диссертационном исследовании, был использован автором в его режиссерской деятельности
Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования Во Введении автор обосновывает актуальность и научную новизну выбранной темы, определяет цели и основные задачи исследования
Первая глава диссертации посвящена рассмотрению проблем влияния технических средств оформления публичных представлений на динамику развития истории эстрадного искусства в исторической перспективе Рассматривается развитие технических средств оформления массовых представлений с древнейших времен до наших дней.
Во второй главе детально рассматриваются современные технические средства оформления эстрадных представлений, предпринимается попытка типологии и классификации современных технических средств оформления эстрадных представлений, проводится анализ методов их использования в зависимости от различных факторов, изучаются перспективы развития сценографии массовых представлений в свете современных технологий, а также значимость изучения возможностей технических средств оформления для образования в сфере эстрадной сценографии
В Заключении подводятся итоги исследования
Основное содержание работы. Во Введении автор формулирует цели и задачи диссертационного исследования, описывает основные методы анализа. Здесь же определяется и основной вектор исследования изучение технических средств оформления современного эстрадного зрелища как части искусствознания в области эстрадного искусства XX - XXI веков, определение их статуса внутри эстрадного искусства, создание их современной типологической схемы
Диссертант подчеркивает необходимость искусствоведческого осмысления проблем классификации и типологии технических средств оформления современных эстрадно-массовых представлений Рассматривается общая картина современного использования плодов научно-технического прогресса в постановочном процессе эстрадных постановок Наконец, во Введении демонстрируется специфика используемого в диссертации материала, формулируется методологическая и теоретическая база исследования
В первой главе диссертационного исследования рассматривается применение технических средств оформления массовых представлений с древнейших времен до наших дней Автор подробно рассказывает об использовании специальных машин (эккиклемы и эоремы) в представлении древнегреческих трагедий, упоминает о том, что именно в театре древней Греции родилась знаменитая идиома, известная в форме перевода на латынь. «Deus ex machina» («Бог из машины»), означавшая технически подготовленное явление бога на подмостки Говоря, о представлениях в древнем Риме, автор останавливается на вопросе использования акустических свойств римских амфитеатров - ведь современные архитекторы и специалисты в области акустики восхищаются тем, как были спроектированы римские амфитеатры при огромных масштабах сооружений текст, читаемый актером на сцене, был идеально слышен практически в любой точке зрительного «зала» - такого эффекта сегодня добиться крайне трудно, глубокие акустические «ямы» звукорежиссеры и звукооператоры обнаруживают даже в серьезных, известных
всему миру залах, где исполняют классическую музыку Автор также подробно останавливается на первом в мировой истории зрелищном коммерческом мероприятии - боях гладиаторов, в котором формировался некий прототип современного института «звезд» Именно в гладиаторских боях рождались новые формы массовых представлений, связанные с техническими инновациями- «навмахии», реконструкции знаменитых морских битв прошлого, которые устраивались на затопленных аренах амфитеатров с участием настоящих кораблей и огромного количества участников
Останавливаясь на массовых представлениях в средневековой Руси, автор рассматривает искусство скоморохов как предысторию современного эстрадного жанра. Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси, были певцами, острословами, музыкантами, исполнителями сценок, дрессировщиками, акробатами, фактически создавая и участвуя сразу в трех различных эстрадных представлениях театрального, музыкального и циркового Представления скоморохов объединяли разные виды искусств - и драматические, и цирковые Об этом писал и немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас оке могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как. голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления»1 Отмечая, что скоморохи в основном не использовали технические средства, за исключением самых минимальных,
1А Олеарий Полное описание путешествия в Московию, перевод П Барсова М , 1870, стр 26 - 27
автор, тем не менее, не может игнорировать их роль в развитии российского театрального, циркового и эстрадного искусства.
Говоря о европейских средневековых представлениях, автор подробно останавливается на развитии уличных праздников Он упоминает гистрионов, которых в разных странах называли жонглерами, шпильманами, менестрелями. Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по ХШ век, во время возникновения средневековых городов
Упоминается и церковная драма - одна из форм театрального искусства раннего средневековья, родившаяся из ритуала чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа Именно эти диалоги стали прообразом ранней литургической драмы Приближаясь к жизни и, что немаловажно, используя постановочные эффекты, к середине XII в литургическая драма начала выходить из-под сводов храмов на паперти Автора исследования интересуют вводившиеся в представления технические новшества, и, прежде всего принцип симультанной декорации (от франц вшшКапе - одновременный) при котором на сцене по прямой линии устанавливались одновременно все декорации, необходимые по ходу действия К ХШ веку сложился жанр миракля Само название «миракль» происходит от латинского слова «чудо» Все конфликты в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил Миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника Следующим этапом развития европейского религиозного театра стала мистерия Она выросла из городских процессий в честь религиозных праздников и торжественных выездов королей
Автор приходит к выводу, что мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством В представлениях участвовали сотни человек Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к театру,
подготовили некоторые особенности ренеесансной драмы Так, в «Очерках по истории европейского театра» искусствовед С Боянус описывает рисунок, сделанный Жаном Фуке, руководившим представлениями по случаю въезда Людовика XI в Тур, подтверждающий невероятную сложность технических приспособлений, использовавшихся в то время для подготовки мистерий «Сцена на этом изображении представляет овал, что подкрепляет мнение о расположении мест на сценической площадке в виде полукруга; она отстоит от земли фута на 4, на 5, при чем промежуток облицован плетеной изгородью Задняя часть овальной сцены обнесена ярусом, в котором перегородками отделены местонахождения действующих лиц < >. Основываясь на этой цветной миниатюре, можно с уверенностью сказать, что в постановке мистерии должны были принимать участие художник, машинист и плотник
Устройство механизма для вращательного движения рамы вокруг овального щита - иконы, красных колес в тюрьме, к которым привязаны грешники, а также места для озера на сценической площадке, наполненного настоящей водой, требовали работы опытного и искусного механика, в ведении которого находилась пиротехническая часть — пускание огня, дыма, выстрелов, а также и освещение глаз дракона Наконец, затейливые беседки на ступеньках с разнообразными крышами и вышками на колонках, ворота с колонками и карнизами должен был делать плотник по рисункам того же художника» 2.
Говоря о еще одном существенном факторе, повлиявшем на развитие технических средств оформления массовых представлений, автор останавливается на средневековом карнавале и вспоминает знаменитую формулу, данную ММ Бахтиным "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха"3 Карнавал был всенародным праздником, в
2 С К Боянус Очерки по истории европейского театра. - Петербург, ACADEMIA, 1923 с 9596
3 М.М Бахтин Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М, 1965с б
нем не было разделения на актеров и зрителей. Даже церковные праздники имели свою народно-площадную смеховую сторону
Одним из главных моментов средневекового карнавала, интересующих автора в рамках настоящего исследования, было построение карнавального корабля Главенствующей для любого карнавала была идея борьбы Добра со Злом, и Зло, олицетворявшееся Адом, представлялось в виде «Адского Корабля» или «Крепости», на подмостках которого и разыгрывались представления Корабль был символом непотребства, дьявольского веселья и свободы от общепринятых норм Кульминацией карнавала был штурм этого дьявольского судна
Резюмируя средневековый период развития массовых представлений, автор говорит о том, что в мистериальном театре соперничество цехов обусловило постепенный переход от любительских постановок мистерий к профессиональным нанимались специалисты, занимавшиеся устройством сценических чудес (их так и называли - «conducteurs des secrets», «руководители секретов»), портные, шившие за счет цеховых организаций сценические костюмы, пиротехники, разрабатывающие эффектные трюки пыток в аду и пожаров в день страшного суда, и тд Для осуществления общего руководства и координации действий сотен исполнителей назначался «conducteur du jeu» - «руководитель игры», прообраз нынешнего режиссера-постановщика. Подготовительная работа (говоря современным языком -репетиционный период) длилась несколько месяцев
Таким образом, считает автор, именно в средневековом театре возникали предтечи многочисленных творческих и современных технических театральных профессий, помимо актерских - режиссеры, сценографы, постановщики трюков, костюмеры, продюсеры и тд Именно они в дальнейшем стали определять внешний облик массовых увеселений
Останавливаясь на технологической составляющей театра эпохи Возрождения, автор пишет о том, что и в это время театр продолжал оставаться единственным массовым сценическим явлением Вместе с первым
профессиональным театральным жанром - комедией дель арте - стало рождаться заново искусство сценографии. Декорации из плоских стали архитектурно-перспективными Их рисовали на холстах, натянутых на рамы Декорациями вместе с машинерией, бутафорией и костюмами занимались известнейшие художники того времени Узкопрофильных специалистов, которые занимались бы исключительно театром и представлениями, в то время практически не было — этот вид деятельности был естественной частью творчества, и заслуги многих художников в этой области вызывали восхищение современников не менее, а временами и более чем их мастерство как живописцев, графиков, скульпторов В связи с этим автор упоминает и о том, что знаменитый биограф итальянских художников Джорджо Вазари, упоминая некоторых художников (ныне почти никому, кроме специалистов, неизвестных), расточает им похвалы именно как создателям театральных «чудес».
Несомненно, автор не мог пройти мимо одного из гениев эпохи Возрождения - великого Леонардо да Винчи Живя при дворе разных властителей, он то и дело привлекался к дворцовым торжествам, которые в ту эпоху также выполняли роль массовых увеселений Так, в 1489 году Леонардо было поручено заняться устройством празднеств по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, дочери неаполитанского короля Празднества сопровождались театрализованным представлением "Рага&Бо" («Рай»)
Упоминаются также и графические листы 224т и 231V в Кодексе Арундель, входящие в богатейшее наследие да Винчи На листе 224т Леонардо запечатлел общий вид сцены, придуманной им для миланского правителя Шарля д'Амбуаза на нем изображена сцена с горным пейзажем, а затем показано, как гора развернулась. На листе 231т в полукруге находится та часть, которая должна появиться Там же весьма подробно показано, как именно будет осуществляться вращение Сцена должна была быть сооружена на двух платформах нижней, фиксированной, и верхней, разделенной на два
полукруглых сектора Эти секторы должны были двигаться независимо друг от друга, вращаясь на двух различных осях Автор отмечает, что это впечатляющее новаторское решение не получило сразу дальнейшего развития и распространения, и до середины XVI столетия ни в одном источнике не встречается упоминаний о вращающейся сцене Как и в других областях науки и искусства, Леонардо здесь намного опередил свое время
Автор также коротко останавливается на технических особенностях представлений в японском театре Кабуки, о консервативной сценографии в Индии и странах Индокитая, где оформление ограничивалось главным образом костюмами, масками, гримами Отмечается здесь и тот момент, что последовавшие за Великой французской революцией демократизация театра, расширение тематики репертуара содействовали реформе театрально-декорационного искусства В конце XVIII века на парижских сценах применялись так называемые партикабли (объемные декорации мосты, скалы), успешно воспроизводились сложные эффекты
Автор рассказывает и о сложной с технической точки зрения сценографии русского театра XVIII века, приводя в качестве примера Останкинский театр графов Шереметьевых, в котором над сценой располагалось верхнее машинное отделение театра Здесь находились мостки, по которым в ходе действия спектакля передвигались рабочие сцены, несколько воротов, с помощью которых поднимали и опускали занавес, падуги - части декораций над сценой, задник, а также машины для создания разнообразных шумовых эффектов Кстати, до нашего времени хорошо сохранились две из них - «машина грома» и «машина дождя». Все технические приспособления были созданы крепостными мастерами во главе с самим графом Н П Шереметьевым Они придумали также систему трансформации театрального зала в бальный
Автор останавливается на истории циркового искусства и применении технических приспособлений в рамках цирковых представлений, особо останавливаясь на цирковом иллюзионе и проводя вектор развития технологической компоненты современного циркового искусства к
современным шоу канадского Cirque du Soleil и представлениям Вячеслава Полунина
История пиротехнического искусства также попадает в поле зрения настоящего диссертационного исследования - коротко останавливаясь на истории пиротехники, автор подробно рассказывает о пиротехнических представлениях в России времен Петра I и более поздних, а также о том, какое участие в подготовке таких представлений принимал великий русский ученый M В Ломоносов
Переходя к развитию массовых представлений в XIX веке, автор исследования отмечает, что именно тогда закладывался фундамент того, что позднее назовут шоу-бизнесом Режиссер становился хозяином зрелища, основным творцом праздника. Возникали первые «звезды» в области музыки - в их роли выступали, в частности, музыканты-виртуозы, к примеру, Ференц Лист или Николо Паганини Однако самое радикальное изменение в индустрии развлечений было связано вновь с технологическим новшеством -изобретением грамзаписи В 1877 году Томас Эдисон юобрел фонограф -инструмент, который мог записывать звуки Сам Эдисон совсем не собирался использовать свой фонограф в музыкальных целях, он видел его применение исключительно в виде научного прибора и диктофона. Потом был изобретен граммофон - прибор намного компактнее, чем фонограф В 1877 году Эмиль Берлинер изобрел грампластинку И уже в 1897 во всем мире было продано 500 тыс пластинок, в 1899 году - 2,8 миллиона Автор отмечает, что звукозапись стала едва ли не главной технической новацией, появившейся в ХЗХ веке и оказала огромное влияние на развитие всех постановочных жанров
Переходя к развитию эстрадного искусства в XX веке, автор, коротко очертив его основные вехи, подробно останавливается на многотысячных рок-фестивалях 60-х годов и связанной с ними культурой хиппи Именно хиппи были публикой трех многотысячных фестивалей 60-х годов — Монгерея Вудстока и фестиваля на острове Уайт, послуживших прообразом для массовых стадионных концертов 70-х годов В течение следующего десятилетия такие
группы как Led Zeppelin, Black Sabbath и Pink Floyd собирают многотысячные стадионы, их диски раскупаются миллионами В 70-е годы становится технически возможным использование, помимо вычурных костюмов и сложных декораций, высокобюджетных сценических спецэффектов - на концертах британской группы Pink Floyd, к примеру, использовались летающие радиоуправляемые свиньи огромных размеров Автор также отмечает, что эпоха рок-н-ролла ознаменовала собой резкий поворот в области потребительской аудитории сферы досуга если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сд виг Сегодня основная аудитория эстрадно-массовых мероприятий - молодежь в возрасте до 25 лет Именно поэтому следующий раздел настоящей работы посвящен современной молодежной культуре, и, в частности, музыкальному телевидению (MTV). Рассказывая о телеканале, посвящ&нном современной популярной музыке и молодёжной субкультуре, вещание, которого началось в США 1 августа 1981 года и продолжается поныне не только в США, но и в России и в Европе, автор отмечает, что недооценить влияние MTV на распространение визуальной информации о шоу-бизнесе невозможно Фактически в 80-е годы MTV выполняло примерно ту же роль, что сегодня выполняет Интернет - именно с телеэкранов миллионы людей черпали информацию не только о том, как звучит их любимая музыка, но и о том, как выглядят исполнители, как и во что они одеваются, на каких инструментах играют, в каких декорациях выступают и т д Фактически MTV заложило стандарт представлений миллионов людей о том, как выглядит современное эстрадное - в том числе, музыкальное - шоу
Во второй главе диссертационного исследования автор изучает эстетические и психологические аспекты технологической составляющей эстрадных массовых представлений Прежде всего, его интересует концепция праздника, к каковому эстрадные массовые представления, безусловно, относятся - происхождение самого феномена праздника как чего-то, коренным образом отличного от повседневной жизни Праздник, это идеальный мир,
который на время становится реальностью Праздник символизирует для человека все то, чего ему недостает в повседневной жизни Все, что человек может компенсировать, восполнить, как недостаток реальной жизни, выплескивается в стихии праздника Но праздник - это еще и многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа Многофункциональность праздника способствует духовному развитию человека, формированию его личности. Массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстетической и повышает его социальную активность
Автор также указывает на разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности Некоторые из них (к примеру, праздники календарного цикла - Новый Год и пр) функционируют и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, привнесенными современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей Возрождаются фольклорные праздники, красочные, богатые разнообразием жанров Прямое назначение их - национально-патриотическое и эстетическое воспитание Популярность приобрели фестивали различных видов искусств Поводы для организации и проведения их самые разные политические аспекты, развитие межнациональных культурных связей, установление деловых партнерских и дружеских контактов, выставки, масштабные спортивные состязания, конкурсы исполнительского творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие Также возрастает интерес к празднествам христианского церковного календаря и, прежде всего - Рождественскому и Пасхальному циклам. И также, отмечает автор, одной из существенных форм праздника являются эстрадно-массовые мероприятия Они, как никакие другие, являются противоположностью будничной, повседневной жизни Автор
приводит слова известного российского промоутера (организатора концертов и
У V
гастролей), генерального директора компании 8АУ ЕШеЛаштеЩ Надежды Соловьевой о том, что «концерт - это событие Это, кроме того, большое светское мероприятие»4 и делает вывод о том, что в организации этого праздника сегодня ключевую роль играет режиссер Он при постановке крупномасштабных спектаклей и зрелищ становится «генералом» в ходе всего организационно-творческого процесса. Именно он, как художник, создает стихию праздника, пользуясь самыми разнообразными красками И технические средства, как краски, занимают важнейшее место в палитре режиссера
Также серьезное внимание во второй главе уделено психологии общественного восприятия массовых представлений Одной из первых психологических теорий, специально посвященных изучению процесса художественного восприятия явилась теория "вчувствования", которую разработал немецкий психолог и эстетик Т Лилле - он исходил из того, что природа художественного наслаждения есть не что иное, как "объектированное самонаслаждение», то есть все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, есть лишь ответ на самые общие импульсы, посылаемые произведением Главный эффект воздействия впрямую зависит от умения преобразовать эти импульсы в
собственное интимное переживание Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способных создавать в вымысле "идеально возможную и полную жизнь". Вчувствование, это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности Однако теорию "вчувствования" критиковали за то, что ее автор не делал различия между художественными эмоциями и повседневными эмоциями человека в обыденной жизни (в данном случае, отмечает автор, это означает уравнивание праздника с
4 А Троицкий Я введу вас в мир поп М, Время, 2006 с 234
его антиподом, рутинной повседневностью) Отечественный психолог Л Выготский отмечал вслед за одним из оппонентов Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякого рода "Если я переживаю вместе с Отелло, его боль, ревность и муки, гаи ужас Макбета -это будет соаффект, Если же я переживаю, страх за Дездемону, когда она еще не догадывается, что ей грозит опасность - это будет собственный аффект зрителя, который следует отличать от соаффекта"' Так что, считает автор, необходимо иметь в виду, что художественные эмоции - это всегда эмоции парциальные, они не стремятся к реализации, к практическому воплощению В искусстве сильное переживание самодостаточно, оно не ведет к желанию воплотить его в какое-либо действие Именно за такими эмоциями и идет зритель на современные массовые шоу-представления, именно этих впечатлений ему не хватает в повседневной жизни
Сегодня, отмечает автор исследования, массовая культура несет на себе функцию, которую некогда выполняла классическая культура - она ориентирует, хоть и не в том объеме, как раньше, людей на нравственные ценности, царящие в обществе И в лучших своих образцах эстрадные шоу не только развлекают и отвлекают зрителя, но и опосредованным образом воспитывают его
Отмечая, что массовое восприятие очень гибко и им легко манипулировать, автор, однако, замечает, что в работе французского исследователя Г ЛеБона отмечается' нравственный облик массы в иных случаях бывает выше, чем нравственность составляющих ее индивидов, и такая совокупность людей способна к высокому бескорыстию и преданности Соотнося эти слова с темой диссертационного исследования, автор отмечает, что рычаг управления массовым вниманием находится в руках у режиссера, задача его - использовать этот рычаг для успеха шоу, сосредоточения внимания зрителей, в конечном итоге - пробуждения в зрителях положительных эмоций
5 Л С Выготский Психология искусства М, 1968 с 262
и даже воспитания зрительской массы И технические средства оформления эстрадно-массового представления, безусловно, входят в арсенал средств, с помощью которых режиссер решает эту задачу
Далее во второй главе автор приводит типологически классификационный обзор современных технических средств оформления массового представления
Начинается этот обзор с модульных сценических конструкций Сегодня весьма востребованы сценические конструкции, которые весьма просты в сборке и демонтаже, не требуют дополнительно большого количества инструментов, значительно экономят труд и имеют как можно меньше аксессуаров, идущих в комплекте со сценой Технология построения сценического пространства должна быть настолько простой, быстрой и безопасной, насколько это возможно
Сегодня все эти проблемы успешно решаются с помощью специальных модульных конструкций Наибольшей популярностью пользуются модули производства немецкой компании ЬауЬег, обладающих высокой износостойкостью, пространственной жесткостью и хорошим сопротивлением всевозможным силовым воздействиям, в том числе и нештатным
Рассматриваются также и различные варианты «крышных систем» (арочный, туннельный и др ) Автор исследования рассказывает о собственном опыте — ему случилось быть свидетелем того, как практически в открытом поле для проведения крупного корпоративного мероприятия (тематического праздника «Четыре времени года») с использованием модульных сценических конструкций был создан полноценный двухъярусный концертный зал размером 50 х 20 м и высотой 8 м Сборка помещения с оснащением его всей необходимой бутафорией, установкой декораций, стульев зрительного зала, комплектацией звукоусилительной и световой аппаратурой заняла около 10 дней Разбор же конструкции занял всего четыре дня Автор отмечает также абсолютную экологическую безопасность модульных сценических и крышных конструкций для окружающей среды место, на котором был устроен
корпоративный праздник, практически не пострадало (за исключением примятой и местами вытоптанной травы)
Автор также коротко останавливается на напольных покрытиях и аэроконструкциях, отмечая их востребованность на современной эстрадной сцене
Подробное внимание в диссертационной работе уделено современным светодиодным экранам. Они используются как элемент оформления сцены, для показа видеофрагментов шоу, а также, когда число зрителей превышает несколько сот человек, на них ведут видеотрансляцшо мероприятия (самый яркий пример - концерты Пола Маккартни в Москве на Красной площади и в Санкт-Петербурге на Д ворцовой площади)
Далее автор останавливается на использовании пиротехники в современных массовых эстрадных представлениях, отмечая, что все пиротехнические изделия делятся по классам опасности Всего этих классов 5 Пиротехника с 1-го по 3-ий класс опасности — это пиротехнические изделия бытового назначения, которые используются с соблюдением требований прилагаемой инструкции по применению У них отсутствуют побочные опасные факторы, такие, как разлетающиеся осколки, взрывные волны За пределами опасных зон (порядка 20 метров) пребывание людей безопасно
Пиротехника 4-го и 5-го класса опасности — это пиротехнические изделия технического и специального назначения, обращение с которыми требует специальных знаний и обеспечения определенных условий технического оснащения К этим классам опасности относится пиротехника, применяемая при салютах
Концертная пиротехника подразделяется на три основных типа пламяобразующие эффекты, цветные эффекты, искрящиеся эффекты Никаким другим эффектом невозможно так ярко подчеркнуть нужный музыкальный эпизод, как пиротехническим Компьютерная система управления с точностью позволяет попасть в любую долю и заполнить пиротехникой более продолжительные отрезки времени
Рассказывая о различных типах эффектов, автор отмечает, что в отечественном шоу-бизнесе наиболее ярко за последние годы концертная пиротехника была представлена в шоу Филиппа Киркорова "Вчера, сегодня, завтра и "(23-28 января 2001 года, Государственный Кремлевский Дворец), а также рассказывает о новом жанре массовых представлений - пиротехнических шоу В 1967 году Комитет Праздников и Фестивалей Франции принял решение создать ежегодный праздник пиротехники в новой концепции Сегодня грандиозные спектакли даются на всей протяжённости Каннского залива Не так давно и в Берлине состоялись первые международные соревнования по фейерверкам - «Пиронале» Также международный фестиваль пиротехнического искусства с недавних пор проходит и в известном курортном местечке Куршевель (Франция) А с 2002 года в Москве ежегодно проходит Фестиваль-конкурс среди лучших пиротехнических компаний
Одним из важнейших технических средств на сегодняшней эстрадной сцене является светотехника Автор исследования отмечает, что идея переделать зал под исполнение своей симфонической поэмы "Прометей Поэма огня" родилась у великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина, который истории музыки вписал в партитуру "световую" строчку нотными знаками, обозначил партию для специального инструмента (luce), излучающего свето-цвет По заказу и по модели Скрябина физиком А Мозером был сделан световой аппарат, представлявший собой деревянный круг с двенадцатью лампочками- семь из них были расположены в последовательности чередования цветов спектра, а пять дополнительных соединяли крайние спектральные цвета, образуя переход из фиолетового в красный, розовый, розово-красный и т д. Таким образом, первый в мировой истории светомузыкальный прибор был создан в России
Автор приводит слова кинорежиссеров Сергея Эйзенштейна и Сергея Юткевича о важности световой организации сцены и подробно останавливается на типах и видах современного светового оборудования В качестве иллюстрации к термину «световая партитура» автор приводит детальный
рассказ о световом решении московского концерта французской певицы Патрисии Каас
В последнее время появились специализированные компьютерные программы Они позволяют моделировать в трехмерном виде сцену, декорации, актеров, конфигурацию светового оборудования Сегодня одной из лучших является компьютерная программа WYSIWYG Автор детально рассматривает возможности использовании этой программы в формировании световой палитры представления и управления светом во время представления
Автор останавливается на возникновении нового эстрадного жанра -светомузыкального шоу Как правило, такое представление сопровождается музыкальным рядом, либо исполняющимся «вживую», либо звучащим с фонограммы В Москве такое шоу дважды (в 1996-м и 2003-м годах) показывал французский музыкант Жан-Мишель Жарр, известны также работы немецкого режиссера и художника по свету Герта Хоффа, являющегося также еще и менеджером известной рок-группы Rammstein, немалое внимание уделяющей внешней стороне своих выступлений (шоу с участием группы Scorpions, Томаса Андерса и Президентского симфонического оркестра, Красная площадь, 2003, световое шоу на праздновании 750-летия г Львова, Украина, 2006)
Отдельный раздел диссертационного исследования посвящен лазерному оборудованию Автор отмечает, что отечественный зритель впервые столкнулся с лазером как элементом сценографии на концерте французской группы Space (тогда выступавшей под названием Pans France Transit), проходившем в 1983 году во время тура группы по СССР в СК «Олимпийский» Согласно терминологии, принятой Международной ассоциацией лазерных показов (ILDA), существует два основных способа применения лазерных показов лазерное шоу и специальные эффекты В лазерном шоу лазерная система является главным действующим элементом, в рамках же специальных эффектов лазер является поддержкой основной сценографии спектакля или представления
Лазеры способны рисовать различные изображения, от простейших, геометрических фигур до любых надписей и изображений на сцене, стенах и даже на облаках Различаются по цветности (моно- и многоцветные) и мощности Рассказывая о типах лазерного шоу, автор отмечает, что одно из его недавних ярких впечатлений - использование лазерной архитектуры на концертах Валерия Леонтьева (режиссер Алексей Гарнизов) Полноценное лазерное шоу на открытом пространстве было продемонстрировано 27 и 31 мая 2003 года в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга живущим в
США японским ученым-физиком и художником Хиро Ямагатой (на его счету
j
световое оформление Эйфелевой башни к ее 100-летнему юбилею, лазерное оформление бала губернатора штата Калифорния по случаю вручения наград Американской киноакадемии («Оскар-1997»)
Автор останавливается на мультимедийном шоу как отдельном жанре Мультимедиа - это мощное средство представления и визуализации информации В переводе с латыни это слово означает - многообразие форм общения, а в случае, рассматриваемом нами - многообразие выразительных технических средств, совмещенных на сцене Главный элемент, который отличает мультимедиа-шоу от попыток простого синтеза разных видов творчества на сцене, - это единая концептуальная идея Главной особенностью мультимедийной шоу-программы является не просто набор технических средств, а идейная и музыкальная синхронизация по единому тайм-коду Для управления мультимедиа-шоу используются специальные приборы-контроллеры В качестве примера такого контроллера можно привести консоль Martin Pro Maxxyz, о котором в рамках настоящего исследования рассказано достаточно детально В качестве примера современного мультимедиа-шоу автор приводит представление, устроенное на острове Мальта на празднике по случаю вступления в Евросоюз Шоу было выстроено вокруг глади акватории порта Валетты, столицы острова, а декорационным задником этой «сцены» являлась крепость-форт Ее стены были превращены в динамичную декорацию они светом превращались в разноцветные фрагменты, а мощные
слайдпроекторы, работавшие через акваторию, проецировали картины на стены крепости. На разных уровнях располагались световые, пиротехнические и лазерные приборы Все было расцвечено цветным фейерверком, не только воздушным, но и установленным непосредственно внутри крепости
Далее автор коротко останавливается на системе безэкранной интерактивной видеопроекции, позволяющей человеку, попадающему в зону действия специального проектора Роо18уз1ет, индивидуально влиять на систему Проекция вокруг него «оживает», открывая закрытые ранее области или перемещая объекты Эта система позволяет в зависимости от потребностей подобрать нужные эффекты и способы предоставления визуальной информации Подобная мультимедийная презентационная система отлично впишется в любую концепцию презентации продукции, с успехом может применяться как в рекламно-выставочных целях, так и на концертно-эстрадных мероприятиях, в частности, на корпоративных праздниках
Много внимания диссертант уделяет системам звукоусиления Сегодня невозможно представить себе ни одного массового мероприятия, которое обошлось бы без систем звукоусиления Рассматривая различные устройства, связанные со звукоусилением, автор отдельно отмечает важность такого изобретения, как передающая радиосистема. Его трудно недооценить впервые за всю недолгую историю эстрадного искусства оно освободило артистов самых разных жанров от ограничивающих их свободу шнуров и проводов Если артист не только поет, но и динамично перемещается по сцене, танцует (а в случае с артистами оригинального и разговорного жанров - вступает в прямой контакт со зрителями) то радиосистема просто незаменима. Первым свидетельством применения радиопередающих микрофонных систем на отечественной сцене стали гастроли австрийской постановки всемирно известного мюзикла Эндрю-Ллойда Уэббера «Кошки» (1988, впоследствии мюзикл был поставлен и в России) Требования к артистам в этом спектакле чрезвычайно велики - они и поют, и активно движутся в рамках сложной
хореографической партитуры спектакля, без радиомикрофонов постановка «Кошек» была бы крайне проблематична, если вообще возможна
Автор останавливается также на микшерском пульте, функция которого -сложить электрические сигналы от нескольких источников звука в один, избегая взаимного влияния и проникновения сигналов, для чего все входящие сигналы обрабатываются сначала операционными усилителями И главное -усилительные каскады, состоящие из усилительных систем и акустических систем, тн «динамиков» или «колонок» В качестве иллюстрации автор приводит информацию о том, как было озвучено одно из недавних гастрольных турне певицы Селин Дион Говоря об озвучении закрытых зрительных площадок, автор рассказывает о конкретном случае оснащения звукоусилительной аппаратурой Ледового дворца в Нижнекамске
Затронута в настоящем исследовании и тема звуковых эффектов Автор отмечает, что сегодня существуют специально подобранные специалистами звуковые библиотеки спецэффектов, поставляющиеся различными фирмами в форме комплектов аудиокомпакт-дисков, однако наиболее творчески мыслящие звукорежиссеры имеют собственные библиотеки - они подбирают и комбинируют звуковые эффекты самостоятельно (так работает, например, замечательный композитор и звукорежиссер Роман Дубинников, сотрудничающий с Вячеславом Полуниным - у знаменитого спектакля «Снежное шоу» нет заранее записанной фонограммы, все музыкальные фрагменты и звуковые эффекты Дубинников практически «играет» в режиме реального времени, одновременно контролируя прохождение и сведение всех звуковых сигналов)
Затронут и такой сложный вопрос, как использование вокалистами фонограмм вместо «живого» пения С точки зрения автора, вопрос об использовании фонограммы - один из самых неоднозначных сегодня, и постановщики эстрадных шоу стремятся сделать все, чтобы необходимость в использовании фонограммы была минимальной
Также в исследовании автор останавливается и на взаимном влиянии телевидения и эстрадного искусства, замечая, что с одной стороны, телесъемка концерта является самостоятельным произведением телевизионного искусства - безусловно, специфика восприятия сценического действа с экрана телевизора в домашней обстановке в корне отлична от восприятия того же действа зрителем, находящимся в зрительном зале С другой - та же телесъемка становится техническим средством, влияющим на постановку и сценографию Таким образом, заключает автор, современное телевидение фактически стало равноправным участником постановочного процесса массовых эстрадных представлений
Автор останавливается далее на перспективах развития сценографии массовых представлений в свете современных технологий Он считает, возможным предположить, что дальнейшее развитие пойдет сразу по нескольким направлениям. И все они очень тесно связаны именно с прогрессом и находками в области технических средств Традиционная сценография, ассоциирующаяся, прежде всего с декорациями из дерева, металла, ткани, папье-маше и других естественных материалов, безусловно, сохранит свои позиции, более того, будет развиваться - прежде всего, за счет использования в сценических конструкциях более легких и прочных современных материалов Вторым вектором развития можно назвать мультимедийную сценографию Проекционные декорации, СЬготакеу (технология «прорезания» по цвету, применяемая сейчас в основном в кинематографе и на телевидении, вполне может быть адаптирована к потребностям современного постановочного искусства массовых эстрадных представлений), развивающаяся сейчас голографическая проекция - вот элементы сценографии завтрашнего дня И третьим вектором, может быть, несколько парадоксальным, будет развитие той технологической составляющей сценографии, которая направлена на каждого конечного пользователя, на каждого зрителя Это связано, прежде всего, с развитием мобильных технологий Безусловно, отмечает автор диссертационного исследования, ни один из перечисленных выше векторов
развития не отменяет и не заменяет другие Более того, максимально высока вероятность того, что все эти направления будут успешно сочетаться в тех или иных комбинациях и тем самым успешно дополнять друг друга
Затрагивая тему проблем технического образования в сфере режиссуры массовых представлений, автор отмечает, что, несмотря на то, что традиционно сценография является дисциплиной гуманитарной, современному режиссеру и сценографу приходится сталкиваться со множеством проблем именно технического характера Сегодня он обязан иметь достаточно точное, пусть и не всеобъемлющее представление обо всех аспектах постановочного процесса Поэтому в процессе подготовки и обучения студентам этой специальности необходим хотя бы базовый курс по звуковому и световому оформлению эстрадно-массовых мероприятий То же касается и современных мультимедийных* мобильных и прочих цифровых технологий Таким образом, будущее в области образования режиссеров и сценографов должно быть неразрывно связано не только с гуманитарными, но и с техническими дисциплинами И настоящая диссертационная работа, по мнению автора, имеет, помимо прочего, своей целью сократить разрыв, который есть сегодня между этими дисциплинами
В заключении автор отмечает, что за относительно короткий по меркам истории период протяженностью всего лишь в сто лет на «авансцену» эстрадного музыкального искусства выдвигались и исчезали, уступая место другим, разнообразные направления. И ни одно из них не смогло обойтись без использования различных технических средств
Системное изучение этих средств в контексте массового эстрадного искусства создает предпосылки к историко-эстетическим и классификационным обобщениям, важным для современного искусствознания
Культуросозидающая роль технического прогресса в массовом искусстве несомненна. Он дал импульс рождению новых форм массовых искусств поп -, рок-музыки и их многочисленных разновидностей Грамзапись и широкое распространение граммофонных пластинок способствовали мгновенному
распространению культурной информации среди огромного числа людей Возникновение электроинструментов определило художественный язык джаза, рока и современной эстрадной песни Развитие звукоусилительных устройств позволило исполнителям охватывать гораздо большее, чем ранее, количество зрителей и слушателей - и производить на них гораздо более сильное впечатление Развитие лазерных технологий способствовало возникновению абсолютно новых визуальных жанров искусства Возникновение и развитие телевидения повлияли на массовое сознание и на массовое искусство, по сути, продолжив то, что началось с изобретением грампластинки Список этот можно продолжать практически бесконечно
В свою очередь, технические средства развивались, исходя из потребностей массового искусства Таким образом, процесс был взаимодейственным. Однако очень важным кажется то, что именно технические средства оформления массовых представлений способствовали развитию в эстрадном искусстве способности к синтезу Современные массовые представления являют собой с формальной точки зрения синтез различных видов искусств, которые при отсутствии этих средств оставались бы в своих нишах, крайне редко пересекаясь.
Можно с уверенностью заявить, что современные технические средства оформления массовых представлений обладают своим ценностным комплексом
-они обладают культуросозидаюшей ролью, давая серьезный толчок к развитию различных форм и видов эстрадного искусства
- они способствуют усилению эстетического и эмоционального эффекта, производимого представлением на зрителя,
- они универсальны для применения в различных областях современного (не только эстрадного) искусства;
- они вырастают до самоценных (как в случае с пиротехническими и лазерными шоу) жанров эстрадного искусства
Исследование показало, что искусствознание современности нуждается в творческом переосмыслении подхода к техническим средствам оформления современного массового представления, в поиске более широких теоретических основ, позволяющих расширить представления о многообразии эстетических феноменов в современном эстрадном искусстве
Публикации по теме диссертационного исследования:
Михайлов ЛЛ Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как эстетический феномен - М. Российская академия театрального искусства -ГИТИС, 2007 - 2,5 п.л
Михайлов Л.Н Технический прогресс как один из факторов развития искусства режиссуры современных эстрадно-массовых представлений П Известия Российского Государственного университета им А И Герцена №10(31) Аспирантские тетради Научный журнал - СПб, 2007 - 0,5 п.л
Подписано в печать 15.05 2007 г Исполнено 16 05 2007 г Печать трафаретная
Заказ №511 Тираж 100 экз
Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш, 36 (495) 975-78-56 www autoreferat ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Михайлов, Леонид Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Общие проблемы влияния технических средств оформления публичных представлений на динамику развития эстрадного искусства в исторической перспективе
1. Коммерческие зрелищные мероприятия в древнем мире.
2. Массовые зрелища в древней Руси и первые театры в средневековой Европе.
3. Развитие технологической составляющей театра в эпоху Возрождения и Просвещения.
4. Цирковые зрелища и их особенности.
5. Пиротехническое искусство.
6. XIX век: звукозапись и развитие индустрии досуга.
7. Поп-музыка XX века как фактор ускорения развития эстрадного искусства.
8. Эпоха MTV.
ГЛАВА II. Эстетические и психологические аспекты технологической составляющей эстрадных массовых представлений
1. Эстрадное искусство и психология массового восприятия.
1.1 Праздник как феномен, регулирующий жизнь общества.
1.2 Психология общественного восприятия массовых представлений и мероприятий.
2. Технические средства оформления эстрадных представлений.
2.1 Сценические конструкции и напольное покрытие.
2.1.1 Сценические модульные конструкции.
2.1.2 Крышные системы.
2.1.3 Сценические напольные покрытия.
2.2 Другие конструкции.
2.2.1 Аэростаты - воздушные шары и дирижабли.
2.2.2 Наземные надувные конструкции.
2.3 Визуальные средства.
2.4 Пиротехника.
2.5 Светотехника.
2.6 Лазерная техника.
2.6.1 Лазерная графика.
2.6.2 Объемное лазерное шоу.
2.6.3 Смешанное лазерное шоу.
2.7 Генераторы дыма и тумана.
2.8 Мультимедиа-шоу.
2.9 Система безэкранной интерактивной видеопроекции.
2.10 Электронные.музыкальные инструменты.
2.11 Системы звукоусиления.
2.12 Телевидение как фактор влияния и элемент технического оформления современных массовых мероприятий.
3. Перспективы развития сценографии массовых представлений в свете современных технологий.
4. Проблемы технического образования в сфере сценографии массовых представлений.
Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Михайлов, Леонид Николаевич
Бурный, стремительно менявший практически все сферы человеческой жизнедеятельности XX век не оставил в стороне культуру и искусство. Именно во второй четверти истекшего столетия начало формироваться, а к концу его - окончательно сформировалось явление, которое мы сегодня называем шоу-бизнесом.
В узком смысле слова шоу-бизнесом принято называть концертное и студийное исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию (в случае студийного исполнения - с последующей фиксацией на носитель информации (магнитную ленту, жесткий диск компьютера и т.д.) и дальнейшим тиражированием и коммерческим распространением тиража). Однако в значительно более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только одну музыкальную эстраду, но и другие, близкие к ней виды деятельности: киноиндустрию, коммерческие спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в максимально расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес - это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. Одной из важнейших составляющих современного шоу-бизнеса стала его тесная связь с научно-техническим прогрессом. Здесь можно говорить и о развитии средств радио - и телевизионного вещания, о прогрессе в области звуковых и видеоносителей, средств звукозаписи, о растущем ассортименте электромузыкальных инструментов, однако вспомним и о том, что сегодняшние массовые представления - один из ключевых факторов шоу-бизнеса - невозможны без визуального оформления и технического оснащения. Световые, голографические, пиротехнические эффекты, полиэкраны, масштабные сценические сооружения, мобильные декорации, мощные звукоусилительные системы - все это во многом обеспечивает впечатление, оказываемое на зрителя и, в конечном итоге, успешность или неуспешность представления. Сегодня специалисты по техническим вопросам оформления эстрадного шоу становятся практически равноправными его участниками - наравне с артистами и режиссерами постановок все чаще упоминаются имена художников-постановщиков, мастеров по свету, звукорежиссеров, названия компаний-производителей аппаратуры и т.д. Более того, некоторые имена стали своеобразной «торговой маркой» - так, например, имя художника-постановщика Бориса Краснова является определенной гарантией качества шоу вне зависимости от того, чему, собственно, представление посвящено; среди артистов существует определенная конкуренция за право работать с Красновым и так далее. Гастроли зарубежных рок - и поп-звезд в России становятся определенным стимулом для дальнейшего развития отечественного шоу-бизнеса, в том числе и в техническом отношении. Так, московские гастроли францу зского коллектива Space (тогда - Paris France Transit) в 1983 году впервые познакомили отечественного зрителя с возможностью использования лазеров в оформлении концерта, а выступление британской группы Pink Floyd в концертном зале «Олимпийский» в 1989 году показало практически недостижимый тогда для отечественной концертной практики уровень визуальных спецэффектов и технического оснащения рок-концерта. Однако за прошедшее время разрыв между отечественным и мировым шоу-бизнесом сократился, и сегодня масштабы и качество технических средств оформления массовых эстрадных представлений в России вполне сопоставимо с западными аналогами.
Правда, один из ведущих российских импресарио Андрей Агапов считает, что это не совсем так: «.мне нравятся западные шоу тем, что у них очень высокая техническая база. У нас же до сих пор нет даже команды людей, которая правильно могла бы технически обслуживать мероприятия.
Я имею в виду свет, звук, эффекты, экраны, конструкции. У нас есть хорошее оснащение, но до западного уровня нам ой как далеко, а это не способствует повышению качества отечественных шоу. Большая часть того, что придумывается, не может осуществиться из-за технических проблем».
Однако он тут же говорит: «Зато сколько можем придумать! .идеями мы богаче во сто крат, они интереснее, живее, а это самое ценное. Технические средства мы, в конце концов, приобретем - это дело времени>Л
Стремительное развитие технических средств шоу-бизнеса, как ни странно, не повлекло за собой оценки его влияния на современное эстрадное искусство как эстетического фактора, несмотря на то, что эти средства являются не менее важными для него, чем исполнительское искусство вокалистов, музыкантов, актеров, исполнителей оригинального жанра, мастерство и профессиональный опыт режиссеров-постановщиков, сценаристов и хореографов. Технические средства - декорации, световые экраны, звукоусилительные установки, пиротехнические приспособления и прочие - давно уже стали неотъемлемой частью массовых зрелищных мероприятий и во многом определяют их художественную ценность. Стоит попытаться закрыть эту лакуну и попробовать рассмотреть влияние современных технических средств на развитие эстрадного искусства.
Степень научной разработанности темы. Проблемы классификации и типологии технических средств оформления современных эстрадно-массовых представлений не получили широкого освещения в работах отечественных исследователей. Этот раздел знания в настоящее время остается вне основного поля зрения современной академической науки, хотя его истоки уходят в глубь европейского средневековья - следовательно, научная традиция имеет свою давнюю историю.
Попытки классификации в этой области чаще всего сводятся к изучению отдельных типов технических средств, к выявлению их функционального
1 JI. Готовцев. Правда о шоу-бизнесе. М, Рипол-Классик, 2004, с. 64 значения. К сожалению, исключений из этого правила пока что нет. Эта область искусствознания еще ждет масштабного осмысления.
Показательно, что при общей разработанности проблем технического оснащения эстрадно-массовых представлений, их классификация и типология так и не получили должного освещения.
Неразработанность проблем классификации и типологии диктует необходимость специального обращения к ним.
Объектом настоящего исследования являются технические средства оформления современного эстрадного зрелища, дающие значительные возможности создания современного, красочного, художественного представления (спектакля).
Предметом исследования стала классификационно-типологическая атрибуция технических средств, позволяющая адекватно осмыслить объект, разработать систему координат, отражающих суть явления.
Цель исследования - изучить технические средства оформления современного эстрадного зрелища как часть искусствознания, изучающего эстрадное искусство XX - XXI веков, определить его статус внутри эстрадного искусства, вписать их в современную типологическую схему.
Задачи исследования:
1. Систематизировать представления о технических средствах оформления современного эстрадного зрелища;
2. Рассмотреть историческую перспективу развития технических средств оформления эстрадного зрелища с древнейших времен до наших дней;
3. Рассмотреть особенности функционирования технических средств в контексте общих постановочных проблем массового эстрадного зрелища;
4. Ввести в обиход академической науки малоизвестные факты, термины и понятия, которые отражают существо феномена технических средств оформления современного массового представления.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые в комплексном, обобщенном виде анализируется малоизученная в отечественном искусствознании классификационно-типологическая проблема технических средств оформления в создании массовых представлений. Подобный ракурс изучения позволяет осознать этот феномен как явление общеэстетического, социологического, психологического порядка. Предпринятая попытка дает возможность по-новому осмыслить явление, раскрыть его сущностные парадигмы. Весьма плодотворным кажется избранный в данной работе междисциплинарный подход, который представляет изучаемый феномен как неотъемлемую часть эстрадного искусства.
Методологическая основа исследования
В настоящей работе применён системный метод исследования, позволяющий сочетать исторический, культурологический, социологический, эстетический и теоретический подходы к изучаемому явлению. Необходимость взглянуть на технические средства оформления современного эстрадно-массового искусства как средство создания художественной целостности потребовала привлечения большого количества разнообразных источников.
Для осуществления поставленных целей необходимо было, прежде всего, изучить феномен массового искусства, исследовать степень изученности поставленных проблем.
Ведущими методологическими ориентирами в данной работе стали принципы аналитического исследования, сформировавшиеся в различных областях искусствознания, которые позволили рассматривать изучаемый объект как составную часть широкого пространства эстрадного искусства новейшего времени.
Автор использовал структурно-функциональный метод исследования, подразумевающий расчленение объекта на составные части и их анализ в социально-коммуникативном и психологическом ракурсах, а также методику целостного анализа, позволяющую, всесторонне осмыслить изучаемый феномен.
Опираясь на труды отечественных теоретиков и практиков (С. Клитина, И. Шароева, О. Кривцуна, Ю. Черняка), отечественных и зарубежных историков (Г. Хефлинга, М.Ангиолилло, Г. Вагнера, Ю. Бутовченко), социологов (Г. Jle Бона) а также на работы современных журналистов (А. Троицкого, И. Панасова и др.) и высказывания практиков современного шоу-бизнеса (А.Агапова, Н.Соловьевой), в диссертации предпринята попытка взглянуть на изучаемый феномен с позиций общегуманитарного знания.
Исследование проводилось, в том числе и на основе личного опыта автора, основанного на работе над постановкой концерта Love Story, прошедшего 12 февраля 2006 года в Большом Кремлевском дворце.
Фактологическая сторона диссертации была выверена по новейшим энциклопедическим изданиям.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Создание современного эстрадного зрелища"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Массовое искусство - один из самых ярких феноменов XX века. Это новый тип художественной практики, ориентированный на массовое, доступное, популярное развлечение, имеющий, впрочем, корни в глубоком прошлом.
Калейдоскопическая смена многообразных стилевых и жанровых направлений эстрадного искусства XX века соответствовала ритму современной истории, чей ход приобрёл невероятную скорость. За относительно короткий по меркам истории период протяженностью всего лишь в сто лет на авансцену музыкального искусства выдвигались и исчезали, уступая место другим, разнообразные направления. И ни одно из них не смогло обойтись без использования различных технических средств. Об этом пишет в своей книге известный российский продюсер, один из ведущих практиков отечественного шоу-бизнеса Иосиф Пригожин: «На становление и размещение современных форм эстрадного исполнительства, и формирование шоу-бизнеса большое влияние оказывает научно-технический прогресс. Это, прежде всего, световая, звуковая индустрия, цветное, звуковое, стереоскопическое кино, компьютеризация световой и цветовой аппаратуры, поливидеоэкран и т.д. Производство такой музыкальной, художественной продукции немыслимо без наличия профессионалов шоу-бизнеса — продюсеров, менеджеров, режиссеров, художников. Совершенствование технического оборудования и музыкальных инструментов влечет за собой появление новых форм, удовлетворяющих нужды не только отдельных потребителей, но и фирм, которые используют это оборудование в создании концертных программ, представлений, дискотек, ночных клубов»40.
Системное изучение этих средств в контексте массового эстрадного искусства создает предпосылки к историко-эстетическим и классификационным обобщениям, важным для современного искусствознания.
Безусловно, на первый взгляд технические средства оформления массового представления весьма разнообразны и имеют между собой не много общих черт. Однако есть общие константы, которые находятся вне зависимости от технологической специфики. Они определяют смыслосодержательность данного феномена внутри художественного пространства эстрадного искусства.
Культуросозидающая роль технического прогресса в массовом искусстве несомненна. Он сообщил импульс рождению новых форм массовых искусств: поп -, рок-музыки и их многочисленных разновидностей. Грамзапись и широкое распространение граммофонных пластинок способствовали мгновенному распространению культурной информации среди огромного числа людей. Возникновение электроинструментов определило художественный язык джаза, рока и современной эстрадной песни. Развитие звукоусилительных устройствпозволило исполнителям охватывать гораздо большее, чем ранее,„количество зрителей и слушателей -и производить на них гораздо более сильное впечатление. Развитие лазерных технологий способствовало возникновению абсолютно новых визуальных жанров искусства. Возникновение и развитие телевидения повлияли на
40 И.Пригожин. Политика - вершина шоу-бизнеса М., Алкигамма, 2001 с. 115 массовое сознание и на массовое искусство, по сути, продолжив то, что началось с изобретением грампластинки. Список этот можно продолжать практически бесконечно.
В свою очередь, технические средства развивались, исходя из потребностей массового искусства. Таким образом, процесс был взаимообразным. Однако очень важным кажется то, что именно технические средства оформления массовых представлений способствовали развитию в эстрадном искусстве способности к синтезу. Современные массовые представления являют собой с формальной точки зрения синтез различных видов искусств, которые при отсутствии этих средств оставались бы в своих нишах, крайне редко пересекаясь.
При этом эстрадное искусство остается самим собой, оно не растворяется в других крупных сферах искусства - и продолжает эволюционировать, постоянно ищет пути обновления. Так, на протяжении всего своего пути современное эстрадное искусство сохраняет две тенденции: с одной стороны, к автономизации, с другой - к интеграции. Эта универсальность является уникальной - и технические средства оказываются одним из опорных столпов этой универсальности.
Специальное изучение классификационно-типологических проблем технических средств оформления современных массовых представлений выявило отсутствие общенаучных позиций в подходе к характеристике этого явления, и обнаружило, что алгоритм метода познания данного художественного феномена пока не найден. По всей видимости, это происходит потому, что большая часть попыток понять логику этого феномена лежит в русле либо технической детализации, либо практического рассмотрения результатов его применения. В настоящей работе ставилась задача, с одной стороны, систематизировать научные представления о феномене, определить его место в кругу существующих классификаций с тем, чтобы расширить спектр характеристик явления, которые не вмещаются в рамки современных научных представлений.
Как показало настоящее исследование, при определении места художественного феномена технических средств в контексте современного эстрадного искусства его чаще всего не признают таковым.
Принято считать, что технические средства являются вспомогательными, подручными средствами. Однако если рассматривать их развитие в исторической перспективе, то совершенно очевидно, что специалисты по техническому оформлению со времен средневековья являются равноправными участниками художественного процесса. В истории развития технических средств оформления массовых представлений можно найти свидетельства, позволяющие утверждать, что они шли нога в ногу не только с историей человечества, но и с историей и логикой развития театрального, а затем и эстрадного искусства.
Технический прогресс в области средств оформления массовых представлений создаёт предпосылки для синтеза традиционного и нового, для укрепления связей между различными формами и типами эстрадного искусства, для сохранения в нем идей творческой спонтанности и эмоциональной непосредственности выражения.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что современные технические средства оформления массовых представлений обладают своим ценностным комплексом:
- они обладают культуросозидающей ролью, давая серьезный толчок к развитию различных форм и видов эстрадного искусства.
- они способствуют усилению эстетического и эмоционального эффекта, производимого представлением на зрителя;
- они универсальны для применения в различных областях современного (не только эстрадного) искусства;
- они вырастают до самоценных (как в случае с пиротехническими и лазерными шоу) жанров эстрадного искусства.
Мир технических средств оформления современных массовых представлений - это особый мир, со своими законами, секретами, со своим языком. И в то же время это мир открытый для внешних воздействий, мир не замкнутый, мир постоянно развивающийся. Безусловно, стал эстетико-культурным феноменом. Связанные с остальными формами эстрадного искусства, эти средства стали индикатором всех эстетических преобразований, происходивших в нем. Они и испытывали их влияние и одновременно влияли на них.
Исследование показало, что искусствознание современности нуждается в творческом переосмыслении подхода к техническим средствам оформления современного массового представления, в поиске более широких теоретических основ, позволяющих расширить представления о многообразии эстетических феноменов в современном эстрадном искусстве.
Список научной литературыМихайлов, Леонид Николаевич, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. Алексеев-Яковлев А.Я. Русские народные гулянья М. -Л., 1948.
2. Антадзе Д. Рядом с Марджанишвили. М., ВТО, 1973.,
3. Античная драма. М., Художественная литература, 1970
4. Античное наследие в культуре Возрождения.— М., 1984
5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
6. Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М.,Искусство, 1969.
7. Боннар А. Греческая цивилизация. М., Искусство, 1992
8. Бореев Ю.П. О комическом. М., 1957.
9. Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., Искусство, 1979
10. Ю.Бутовченко Ю.А. Леонардо да Винчи и театр (в сборнике «Материалы Международной научной конференции, посвященной 550-летнему юбилею со дня рождения Леонардо да Винчи и 130-летия
11. Политехнического Музея, проходившей в Москве в 18-21 ноября 2002г.») М., 2003 П.Вагнер Г. Византия и Русь, М, 1989.
12. Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.,1950.
13. Велехова Н.А. Охлопков и театр улиц. М., 1970.14.«Византия. Средиземноморье. Славянский мир» М, изд-во МГУ 1991
14. Владимиров С. Действие в драме JL, 1972.
15. Волков Н. Искусство массового действа. Современный театр. 1929, №36.
16. Выготский JI.C. Психология искусства. М, 1968
17. Гегель В. Эстетика. М., 1968.
18. Гордон Д. Звезды эстрады. Харьков, Фолио, 2004
19. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., Искусство, 1951.
20. Готовцев Я. Правда о шоу-бизнесе. М, Рипол-классик, 2004
21. Джентри Элвис Пресли Т. М., Панорама, 1999
22. Дидро Д. Собрание сочинений в 10 томах. M.-J1.
23. Довженко А. П. Собрание сочинений в 4 томах. М., 1967.
24. Елизарова Н. М. Сферы применения рабского труда (по данным произведений Цицерона) // АМА. Вып. 5. Саратов, 1983
25. Записки Александра Михайловича Тургенева. Русская старина. 1887.т.53 Новиков Н.И. Избранные сочинения. 27.3везды российской эстрады 2006. М., Фактор-медиа, 2006
26. Калистов Д. П. Античный театр. JL, 1970.
27. Кларо Н. Мадонна. М., Панорама, 1999
28. Клитин С. Эстрадные заведения. М, Гитис, 2002
29. Котельников А., Крышные системы Prolyte -выбор профессионалов. Шоу-Мастер № 1, 2005
30. Кривцун О. Эстетика. М. Аспект Пресс, 1998
31. Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., Искусство, 1958
32. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958
33. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1955
34. Ле Бон Г. Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63
35. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., Искусство, 1981.
36. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1964.
37. Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. Массовое действо. Сборник статей. М., 1929.
38. Марджанишвили (Марджанов) К.А. Воспоминания, статьи, доклады. Тбилиси, 1958.
39. Марджанишвили Котэ. Творческое наследие. Тбилиси, 1966.
40. Массовые праздники и зрелища. М., 1961.
41. Материалы Интернет-сайтов: www.eventmarket.ru,www.audiohouse.ru, www.morrisondigitaltrumpet.com,www.baimusic.ru,theremin.ru, www.feeria.ru,ru.wikipedia.org, www.ruskeys.net,www.musicforall.ru
42. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1968.
43. Маяковский В.В. Театр и кино. М., 1954.
44. Мейерхольд Вс.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., Искусство, 1968.
45. Мейерхольд репетирует, (т. I, II) М., APT (Артист. Режиссер. Театр.),1993. Немирович-Данченко Вл. Творческое наследие. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1963.
46. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.49.0рлов Л., Шевченко М. Давайте говорить о Любви. Шоу-Мастер, №1, 1999
47. Панасов И. Шоу-бизнес. М, Эксмо, Донецк, СКИФ, 2004
48. Панченко В. Электроорган Hammond. Звукорежиссер, №2, 2005
49. Петров Н.В. 50 и 500. М, 1960.
50. Пиотровский А.И. Индустриальные празднества и задачи театральной реконструкции. Жизнь искусства. 1929, №46.
51. Пиотровский А.И. Театр, кино, жизнь. Л., 1969.
52. Пискатор Э. Политический театр. М., Гослитиздат, 1934.
53. Попов А.Д. Творческое наследие. М., 1979.
54. Поцелуев В.А. Подольск и его окрестности. М, 1999
55. Пригожин И. Политика вершина шоу-бизнеса. М, АСТ/Алкигамма, 2001
56. Пудовкин В.И. Собрание сочинений в 3 томах. М., 1974.
57. Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953.
58. Радлов С. 10 лет в театре. JL, 1929.
59. Радлов С. Массовые постановки. Л., 1920.
60. Радлов С. Театр площадей и набережных. Рабочий театр. 1936, №8.
61. Роллан Р. Народный театр. Спб., 1910.
62. Ростоцкий Б.И. Маяковский драматург театра и кино. М., 1954.
63. Рощин JI. Искусство массовых празднеств. 1929.
64. Русская культура, антология. М, Энциклопедия, 2006
65. Русская советская эстрада. Очерки истории. 1975-1981.
66. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. M.-JL, 1927.
67. Савченко Б. Звезды Российской эстрады. М., Панорама, 1998
68. Савченко Б. Кумиры российской эстрады. М, Алгоритм, 2003
69. Смышляев В. О массовом театре. 1920.
70. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1839.
71. Советский театр. Документы. Русский советский театр 1917-1921г.г. JL, Искусство, 1968.
72. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1954-1961.
73. Судакова О. Джордж Майкл. М, Панорама, 1999
74. Таиров А .Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.
75. Театр, эстрада, цирк (к 95-летию Ю.А.Дмитриева). М, КомКнига, 2006
76. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972. М., Искусство, 1976.
77. Тихомиров Д. Беседы о режиссуре массовых представлений. 81 .Товстоногов Г.А. Круг мыслей. Л., 1972.
78. Троицкий А. Я введу вас в мир. поп). М, Время, 2006
79. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. Л., 1974.
80. Уэллс об Уэллсе: Статьи, интервью, сценарии. М., Радуга, 1990.
81. Фальковский А. Художник в цирке. М., Искусство, 1978
82. Фаминцын А.С.- Скоморохи на Руси. С.Петербург типография Э.Арнгольда Литейный проспект №59 1889
83. Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978.
84. Феллини Федерико. Ингмар Бергман. М., Искусство, 1995.
85. Хефлинг Г. «Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима» М., Мысль. 1992
86. Чечетин А. Основы драматургии Театрализованных представлений.
87. Шароев И., Многоликая эстрада, М, Вагриус, 1995
88. Шароев И., Режиссура массовых театрализованных представлений, М, Советская Россия, 1980
89. Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1973.
90. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М.-п., 1923.
91. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6 томах. М., Искусство, 1964.
92. Эстрада без парада. М., Искусство, 1991
93. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М, Олма-Пресс, 2004
94. Эстрада России. XX век. Лексикон. М, Российская политическая энциклопедия, 2000
95. Яхонтов В.Н. Театр одного актера. М., 1958
96. Allain & Harvie. The Routledge Companion To Theatre And Performance. London, Routledge, 2005
97. Angiolillo M. Leonardo: feste e teatri. Napoli, 1979
98. Entertainment Machine, The: American Show Business in the Twentieth Century. Oxford University Press, 1982
99. Kraft James P. Stage to Studio: Musicians and the Sound Revolution, 1890-1950. Baltimore, The John Hopkins University Press, 2005
100. Mumford Lewis, Blake Casey N.Art and Technics. NY, Columbia University Press, 2000
101. Mumford Lewis. Technics & Civilization. NY, Harvest Books, 1964
102. Production Methods: Behind the Scenes of Virtual Inhabited 3D Worlds. New York, Springer, 2002
103. Resnik Gail, Trost Scott. All You Need to Know About the Movie and TV Business. NY, Fireside Publishers, 1996
104. Scholes Percy A. Music Appreciation: Its History and Technics. Saratoga, Kessinger Publishing, LLC, 2000
105. Weber Samuel. Mass Mediauras: Form, Technics, Media. Stanford, Stanford University Press, 1996
106. Williams David. Collaborative Theatre: The Theatre du Soleil' Sourcebook. London, Routledge, 1999