автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Созерцание в структуре познания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Завадская, Татьяна Александровна
Введение
Содержание
Глава I. Логико-исторический анализ категории созерцания
1.1 Созерцание в западноевропейской философии.
1.2 Созерцание в восточной философии.
Глава II. Созерцание как способ познания мира
2.1 Созерцание в системе научного и эстетического познания.
2.2 Роль созерцания в духовно-мистическом опыте человека.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Завадская, Татьяна Александровна
Актуальность темы исследования
Созерцание, являясь одним из способов познания мира, всегда находилось в поле осмысления философии, науки, психологии, эстетики, искусствоведения, богословия. Это положение отражает сложность и многозначность созерцания. Будучи психологическим процессом, оно не может быть сведено к чисто психическим явлениям, так как выступает одновременно и способом познания и способом (видом) интерпретации знания.
Созерцание предстаёт и как вид интеллектуальной деятельности, и как религиозный опыт индивида. В результате, категория созерцания в философии не имеет единого смысла и однозначного употребления. Для современной философии остаётся актуальным не только исторический анализ употребления понятия «созерцание» в различных учениях и концепциях, но и дальнейшее его содержательное и логическое изучение.
Созерцание играет значительную роль в познании, является относительно самостоятельным видом познания, но сущность этого познавательного феномена, его характер и результаты не получили достаточно полного обоснования в философской литературе. Эта неполнота служит условием для различного рода мистических толкований процесса познания в целом. Таким образом, дальнейшее исследование категории созерцания сохраняет в настоящее время свою актуальность.
Кроме того, достаточно часто в современной философии слышны голоса о необходимости отказаться от традиционного употребления категорий, так как каждый философ строит свои собственные концепции (Ф. Гваттари, Ж. Делёз). Иногда утверждается, что с приходом постмодернизма, в философии (особенно западноевропейской) наступил кризис, и поэтому стоит заменить западноевропейские философские традиции восточными.
Правда, всё чаще раздаются суждения, что дело не в том, что нужны новации, а в необходимости осознать происшедшие изменения и преодолеть кризис на базе традиционных учений. Естественно, что это требует более детального и всестороннего обсуждения традиционных концептов с целью их развития в новой исторической ситуации. Этими причинами вызван наш интерес к категории созерцания.
Наконец, современный полифонический мир философии требует синтетических построений, учитывающих опыт Запада, Востока и России. При всей видимости разноречивости философских школ и направлений всё заметнее становится их взаимодополнительность и совпадение. Восточное и западное мировоззрение всё глубже проникают друг в друга, что даёт возможность более чётко увидеть не только их различия, но и сходства.
Поэтому, актуальным стал компаративистский подход к изучению различных философский концепций. Компаративистский метод позволяет обнаружить новые смыслы в, казалось бы, устоявшихся концепциях, актуализировать в них новое содержание. Использование гегелевского анализа тождества даёт возможность увидеть «иное» как «своё иное» и «иное» как «иное своё», что способствует обнаружению нового смысла в сложившихся понятиях.
Степень разработанности темы
Тема созерцания не является порождением нашего времени, а входит в число проблем, решаемых человеком в личностном развитии с достаточно давних времён. И каждый раз эта проблема выглядит иначе, потому что духовные проблемы - это, так называемые, «вечные проблемы».
В теории познания категория созерцания занимает особое место, в том смысле, что до сегодняшнего дня она не представляется достаточно точной, ясно осознанной, понимаемой адекватно. Существуют различные подходы к понятию созерцания и его классификации, при анализе которых можно сделать следующие выводы: категория созерцания в контексте теории познания рассматривается как метод и способ познания; как непосредственно познание само по себе; как акт мышления; интеллектуальная интуиция; зрительное созерцание; созерцание как восприятие вообще; как эмпирическое и «чистое», непонятийное, нерациональное постижение действительности; рациональное и иррациональное; внешнее и внутреннее и т.д. Мы наблюдаем разнонаправленность векторов понимания созерцания: то есть, с одной стороны, его относят к чувственному познанию; с другой стороны, в философии есть утверждение, что оно является актом мышления; в-третьих, многие ставят параллель между интеллектуальным созерцанием и интуицией, часто подменяя эти понятия и т.д.
Следует сказать, что понятие «созерцание» появилось в своё время как в философии Древнего Востока (буддизм, конфуцианство), так и в античной философии, хотя содержательно восточная и западная интерпретация во многом не совпадали.
В философской традиции Востока под созерцанием, как правило, понималось самопознание и духовное совершенствование человека, познание Абсолюта в себе; в античной философии созерцание интерпретировалось как специфический способ познания мира. Созерцание как иррациональный момент непосредственного познания Абсолюта разрабатывалось как в теориях Древнего Востока, так и в современных философских концепциях (Насида Китаро, Дайсецу Судзуки, Шри Ауробиндо, Сарвепалли Радхакришнана, Мухаммада Икбала). Учение о созерцании на Востоке развивалось в традициях мистицизма, в античной же философии оно разрабатывалось на категориальном уровне.
В Древней Греции сложилось три направления в объяснении характера созерцания как способа познания мира: как непосредственное усмотрение истины при нераздельности субъекта и объекта познания («теория припоминания» Платона); как ступень чувственного познания единичных вещей и предметов (Аристотель); и как мистическое откровение (Плотин), в котором происходит слияние субъекта с объектом и объекта с субъектом, а личное, обособленное и единичное исчезает. Созерцание здесь - прорыв в интеллигибельный мир, в трансцендентное. Плотин первым в античной философии говорит о состоянии мистического созерцания, где в экстатическом состоянии человеку открывается идея Абсолюта.
В дальнейшем развитии философской мысли все три концепции активно развивались. В средневековой философии созерцание рассматривается, прежде всего, как способ непосредственного познания Бога (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Бернард Клервосский, Майстер Экхарт), хотя ряд философов (У. Оккам, Д. Скот) допускают чувственное созерцание как способ познания конкретного природного бытия.
В философии Нового времени в соответствии с концепциями эмпиризма и рационализма созерцание трактуется то как момент чувственного познания, как пассивное отражение природных вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), то как интуиция - чувственная и интеллектуальная (Р. Декарт, Г. Лейбниц).
Новым этапом осмысления созерцания в гносеологии является учение И. Канта. Он рассматривает созерцание как способ получения знания, включающий непосредственную связь с «вещью в себе» и наличие априорных чувственных форм. Источник знания по Канту и есть, прежде всего, созерцание. Рассматривая категорию созерцания в контексте теории познания, И. Кант связывает созерцание с актом мышления, считая познание «мыслящим созерцанием». В его философской системе созерцать умственным «оком» может только божество, ибо только его интеллекту под силу в акте созерцания творить сущности. Наш рассудок не может созерцать, чувства не могут мыслить; только при их соединении возникает всегда опосредованное знание. Это утверждение исходит из основного гносеологического тезиса Канта - о «недоступности вещей в себе» теоретическому познанию (87, с.191)
В дальнейшем, созерцание как гносеологическую категорию анализировали И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр. И. Фихте, отрицая кантовскую «вещь в себе» считал, что самосознание дается в акте свободного самоотождествления. По Фихте, возможно самосозерцание, благодаря чему у субъекта возникает «Я». Этот акт Фихте называет «интеллектуальной интуицией»: «Оно есть непосредственное сознание того, что я действую, и того, что за действия я совершаю; оно есть то, чем я нечто познаю, ибо это нечто произвожу». Созерцание у Фихте, это «нечто живое и деятельное, из себя и через себя созидающее познание» (167, с. 219). По Шеллингу, созерцание - это внутренняя, таинственная, чудесная возможность видеть истину. Внутренний опыт, от которого зависит все, что мы знаем о сверхчувственном мире и в который мы верим, то есть созерцание - действие духа. Как и для рационалистов Нового времени, интеллектуальное созерцание Шеллинга — это процесс непосредственного проникновения в Абсолют. Это ключ к разрешению диалектических противоречий - противоречий абсолютного и относительного, бесконечного и конечного, объекта и субъекта.
У Г. Гегеля проблема созерцания возникает в контексте исследования проблемы самопознания и самооткровения. Философ говорит о соединении субъекта и объекта познания, но не в результате интеллектуального созерцания, а в процессе диалектического движения, как смена «бытия в себе» через «инобытие». Понимание созерцания как интуиции, как диалектического единства непосредственного и опосредованного знания, ведущих к всеобщему самосознанию, даёт Г. Гегель. Созерцание только тогда обретает целостность, когда как бы отрывается (отделяется) от индивида и становится видимым, очевидным для его «интеллигенций», как реальность, возникающая и видимая «внутренним оком». В диалектике непосредственного и опосредованного знания познание предстает как непрерывный процесс движения от начального знания, в котором будущее знание «свернуто», через развертывание логически постигаемых элементов -к единой целостности, возникающей с помощью созерцания.
Возвращаясь к платоновской «идее», А. Шопенгауэр говорит о созерцании как о непосредственном восприятии предметов, в том числе идей (это самый важный факт познания, считает философ). В «Мире как воле и представлении» он утверждает: что первое, самое простое, постоянное проявление рассудка - созерцание действительного мира; оно есть всецело познание причины из действия. Поэтому созерцание для философа всегда интеллектуально.
В диалектическом материализме К. Маркс обращает особое внимание на активный и социальный характер познания, в том числе и чувственного опыта. В марксисткой философии созерцание рассматривается как ступень чувственного познания, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» (В.И. Ленин). Познание здесь, в первую очередь, социально-исторический процесс, а не только психологическая деятельность индивида. Это непосредственно чувственное познание индивидуального эмпирического субъекта.
Новый тип «теории созерцания» развивается в философии XX века такими философами, как А. Бергсон, М. Бубер, Б. Кроче, Н. Лосский, Т. Мертон С.Франк, М. Хайдеггер, Л. Шестов и др. Настроение скептицизма и пессимизма в мировоззрении XX века способствовало усилению иррационалистического толкования созерцания. С.Л. Франк, например, в своей работе «Реальность и человек» стремится найти вновь сущность чувственного созерцания в переживаниях, свободных от интеллектуальных категорий. Он говорит о том, что современный человек утратил всё богатство непосредственного восприятия действительности. Что-то потеряно в чувственном созерцании, какое-то его центральное внутреннее ядро, его исходный пункт и завершительная стадия. Чувственное живое созерцание цельно, нерасчленимо и нельзя считать его составленным из отдельных чувственных компонентов. Созерцание - это первичный акт познания, т.е. представление, которое выявляет непосредственно само сущее (169, с. 247).
Отметим, что именно в XX веке возрождается интерес к проблеме определения статуса категории созерцания, как таковой, в восточной философской практике. Обращаясь к таким индийским философам XX века, как Ауробиндо Гхош, Свами Джанананда, Сарвепалли Радхакришнан, Пуле Тирупати Раджу и др., мы пришли к выводу, что вопрос об иррациональности и рациональности познания приводит этих философов к вопросу о «третьем пути познания» - созерцанию, включающему в себя как рациональное, так и иррациональное зерно. Созерцанию отводится ведущая познавательная функция в диалоге «Человек-Абсолют».
Изучением вопроса о роли созерцания в китайской и японской философии занимались такие авторы, как Чжан Цзюньмай, который рассматривает термины «Гуань» и «Женыиэнгуань» (китайский эквивалент слов «созерцание», «жизнесозерцание», «мировидение»), Вань Литянь (подробно анализирующий понятие созерцания — чань, как основу дзенбуддизма), Д.Т. Судзуки, Чжан Бо-дуань, Ян чжу, Лецзы, Чжуанцзы и др. А также такие отечественные авторы, как Н.В. Абаев («Чань-буддизм в средневековом Китае»), Е.И. Гостеева, Е.А. Торчинов и др.
В отечественной философской литературе Новейшего времени созерцание рассматривается как ступень познания и как интуиция. Проблеме созерцания в различных аспектах посвящены работы В.Ф. Асмуса, B.C. Библера, П.П. Гайденко, Э.В. Ильенкова, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.Г. Спиркина, К. Г. Фрумкина и т.д. Однако чаще всего созерцание рассматривается в аспекте научного познания, а проблемы созерцания за пределами науки остаются без внимания.
В работе мы исходим из того, что созерцание - это специфический способ познания мира, присутствующий в научном, эстетическом и религиозно-мистическом познании.
Объектом исследования является созерцание во всём многообразии его свойств и проявлений.
Предмет исследования - созерцание как феномен познания
Целью диссертационного исследования является гносеологический анализ созерцания в структуре познания.
Для осуществления данной цели определены следующие задачи: проанализировать трактовки созерцания характерные для западноевропейской и восточной философских традиций;
- выявить их сходство и различие;
- определить характер и место созерцания в научном и художественно-эстетическом познании;
- исследовать созерцание в контексте духовно-мистического опыта человека. Методологическую основу диссертации составили диалектический метод, метод структурно-функционального анализа, компаративистский и сравнительно-исторический методы; а также такие общелогические методы познания, как анализ и синтез, принципы единства исторического и логического и метод восхождения от абстрактного к конкретному.
На защиту выносится следующее положение: особенности и специфика созерцания определяются особенностями и спецификой типов познания. Тем не менее, созерцание как способ познания характеризуется общими гносеологическими чертами.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: осуществлён оригинальный философско-гносеологический анализ созерцания как феномена познания;
- выявлена специфика и определено место созерцания в научном, художественно-эстетическом и религиозно-мистическом познании;
- доказано что созерцание во всех его видах носит активный гносеологический характер.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения работы могут быть использованы в ходе дальнейшего развития теории познания. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны для разработки соответствующих тем базового курса философии, а также спецкурсов по онтологии и гносеологии.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры и семинарах аспирантов означенной кафедры. Полученные в ходе исследования результаты докладывались на международной научной конференции «Философские вопросы гуманитарных, технических и естественных наук» (Магнитогорск, 2006 г.). По теме диссертации опубликовано 5 статей.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Созерцание в структуре познания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалог Востока и Запада идёт на протяжении всей истории человечества, идёт зачастую трудно и даже болезненно, однако, этот диалог является залогом выживания и развития человечества, его консолидации и эволюции. Философский аспект этого диалога, несомненно, очень важен, так как именно в нём синтетично выражаются культуры народов, а контакты в области культуры создают условия развития. К тому же, философия в своем стремлении к осознанию человеком мира, самого себя и своего места в этом мире едина как для западного, так и для восточного человека, а значит, может стать тем мостиком, который можно перекинуть над пропастью разногласий и различий. А таких различий между западной и восточной философскими традициями достаточно много. Одним из понятий, позволяющих выявить единство в различных философских концепциях, и является категория созерцания.
Созерцание выступает во всех учениях как важнейший и всеобщий метод познания. В познавательной деятельности субъекта именно созерцание выступает способом прямого, непосредственного соприкосновения с объектом познания.
Трактовка созерцания как гносеологического феномена зависит от общефилософской картины мира. В материалистических учениях созерцание отождествляется с непосредственным чувственным опытом, понимается как отпечаток, образ, знак объекта в восприятиях индивида. Объектом созерцания, в этом случае, является предметный объективный чувственный мир. Ведущая роль при этом отводится ощущениям и восприятиям.
В объективном идеализме и религиозных философских концепциях объект созерцания - сверхчувственная идеальная сущность мира (мир идей, Единое, Абсолют, Бог), а поэтому непосредственным способом познания объявляется интеллектуальная интуиция или эзотерический опыт.
Тем не менее, несмотря на различную трактовку характера созерцания, его сущностные черты совпадают.
Проведённое исследование позволяет выделить основные гносеологические характеристики созерцания: непосредственная связь с объектом познания (чувственная или внечувственная), прямое ясное усмотрение истины. В данной работе мы показываем, что созерцание - это индивидуальный процесс познания, оно достигается индивидуальной познавательной деятельностью человека. В этом процессе проявляются преимущества и ограниченности гносеологической роли созерцания. Возможность получить непосредственное знание каждым индивидом является условием познания мира человеческим обществом в целом. В то же время, невозможность сделать персональный опыт непосредственным знанием другого, создаёт предпосылки для заблуждений и ложных толкований созерцания.
В созерцании как способе познания проявляется диалектика единичного и общего. Будучи индивидуальным, по проявлению, оно является формой существования общественного познания, то есть, всегда носит конкретно-исторический характер.
В своей работе мы показали, что созерцание может носить рациональный и иррациональный характер. В научном познании и чувственное созерцание, и интуиция нуждаются в рациональном обосновании и описании, что служит условием накопления и передачи знания. Поэтому в научном познании созерцание выступает лишь предпосылкой получения научной истины, которая в свою очередь, приобретает общечеловеческий смысл.
В эстетическом познании созерцание выполняет двоякую роль: служит источником информации и способом постижения смысла, оценки художественного произведения. В этом случае социальный опыт в деятельности индивида носит избирательный характер. Благодаря этому, эстетическое познание всегда сохраняет тенденциозность.
Говоря о роли созерцания в религиозно-мистическом познании, следует подчеркнуть своеобразную диалектику социального и индивидуального в этом процессе. Религиозно-мистическое созерцание требует от человека специальной интеллектуальной и психологической подготовки, в которой проявляется социальный опыт и мировоззрение индивида. Однако достижение такого типа созерцания каждым человеком носит эзотерический характер, не становится очевидно ясным для социума, остаётся индивидуальным и адекватно непередаваемым знанием.
Можно утверждать, что созерцание в любой его форме - это способ преодолеть границу Я и не-Я, стремление человека к целостному бытию. В традиционно западной интерпретации - это путь к овладению, «присвоению», распредмечиванию не-Я, внешнего мира. Вектор данной деятельности направлен вовне.
В восточной концепции созерцание - это направленность на слияние мира с Я, стирание граней путём негации индивидуальности, и вектор созерцания направлен внутрь Я.
Тем не менее, оба пути требуют активной деятельности субъекта. Созерцание предполагает минимизацию изменения объекта, не ведёт к идеальному делению объекта на элементы, что служит условием схватывания объекта целиком.
Гносеологический анализ созерцания с неизбежностью выводит на проблему соотношения созерцательного и деятельного бытия человека. Созерцательность как способ поведения, как не-деяние, как отрицание внешней предметной деятельности не только не отрицает гносеологически активного созерцания, но предполагает его.
Диалектика созерцания как познания и созерцательности как способа практического бытия требует специального исследования, что не является предметом нашей работы.
Таким образом, созерцание как феномен познавательной деятельности присутствует во всех видах познания. Оно выступает как способ получения непосредственного и ясного знания в индивидуальном познании, и как предпосылка получения знания обществом в целом. Созерцание - активный, направленный, регулируемый субъектом процесс получения знания.
Список научной литературыЗавадская, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абаев, Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев. Новосибирск, 1989. - 352 с.
2. Аблеев, С. А. История мировой философии / С. А. Аблеев. М.: ООО «Издательство АТС», 2002. - 416 с.
3. Августин. Исповедь /Августин Аврелий. Исповедь : Абеляр П. История моих бедствий : пер. с лат. М.: Республика, 1992. - 335 с.
4. Августин Блаженный. О граде Божием. Минск : Харвест; М. : ACT,2000. 1296 с.
5. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. 3-е изд. -М.: Издательство «Проспект», 2000. - 608 с.
6. Алексеева, Е. А. Декарт. Новейший философский словарь / Е. А. Алексеева. 2-е изд. - М.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. -1280 с.
7. Антология мировой философии : в 4 т. М., 1969-1973. - Т.З. - 760 с.
8. Антология мировой философии : Античность. Минск : Харвест,2001.-960 с.
9. Антология мировой философии: Древний Восток. М. : ACT; Минск : Харвест, 2001. - 992 с.
10. Аристотель. Категории // Сочинения : в 4 т.- М.: Мысль, 1978. -Т.2. 687 с.
11. Аристотель. Метафизика // Сочинения : в 4 т. / ред. В. Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1976. Т. 1. - 550 с.
12. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск : Литература, 1998. 1392 с.
13. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. С. Арсеньев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 592 с.
14. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории : XVII начало XX в.) / В. Ф. Асмус. - М.: Соцэкгиз, 1963. -312 с.
15. Асмус, В. Ф. Френсис Бэкон // Асмус В. Ф. Избранные философские труды. М., 1969. - Т. 1.
16. Баталов, А. А. Понятие профессионального мышления (методологические и идеологические аспекты) / А. А. Баталов. Томск: Изд-во Томского университета, 1985. - 264 с.
17. Баукер, Джон. Религии мира : Великие вероучения от древности до наших дней / Джон Баукер; пер. с англ. А. Дубянского, О. Нестеровой,о
18. Г. Ткаченко, Д. Фролова. М.; Лондон; Нью-Йорк; Сидней : «Слово», 2001. -200 с.
19. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. М., 1967. - 217 с.
20. Бергсон, А. Собр. соч. : в 4 т. / А. Бергсон. М.: «Московский клуб», 2000.-Т. 1.-336 с.
21. Бергсон, А. Творческая Эволюция / А. Бергсон. М. : ТЕРРА -книжный клуб, 2001. - 384 с.
22. Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.
23. Бердяев, Н. А. Философия свободы // Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., 1989. - 412 с.
24. Берзин, А. Тибетский буддизм : история и перспективы развития / А. Берзин. М.: «Офсет», 1992. - 31 с.
25. Беркли, Дж. Трактат о началах человеческого знания / Дж. Беркли // Вестник Московского университета. Сер. VIII. Философия. 1969. -№ 4.
26. Беркли, Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли // Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 556 с.
27. Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М. : Политиздат, 1975. - 399 с.
28. Блаватская, Е. П. Теософский словарь / Е. П. Блаватская. М.: «Золотой Век», 1994. - 599 с.
29. Большаков, А. В. Основы философских знаний / А. В. Большаков, В. С. Грехнев, В. И. Добрынина. М.: Знание, 1997. - 256 с.
30. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1980. - 333 с.
31. Боргош, Юзеф. Фома Аквинский / Юзеф Боргош. М.: Мысль, 1975.- 183 с.
32. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1969. - 350 с.
33. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. М. : Республика, 1995.464 с.
34. Будда : Истории о перерождениях. М., 1991. - 79 с.
35. Буддизм : История и культура. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. - 227 с.
36. Булгаков, С. Н. О трансцендентном и имманентном / С. Н. Булгаков // Свет невечерний. М.: Республика, 1994. - 416 с.
37. Бэкон, Ф. Соч.: в 2. т. М.: Мысль, 1971. Т. 1. - 439 с.
38. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1978.-Т.2.-576 с.
39. Бэшем, А. Л. Чудо, которым была Индия / А. Л. Бэшем. М.: Наука, 1977.-616 с.
40. Вань Литянь. Фоцзяо чжесюэ (философское учение буддизма) / Ли-тянь Вань; пер. с китайск. А. В. Крупинина. Пекин, 1986. - 263 с.
41. Васильев, Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество : учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Л.С. Васильев. М.: Высш. шк., 1983. - 368 с.
42. Вахтомин, Н.К. Генезис научного знания / Н.К. Вахтомин. М.: Наука, 1973.-317 с.
43. Вехи : сб. ст. русской интеллигенции. М. : Правда, 1991. - 606 с.
44. Виндельбанд, В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками : в 2 т. Т.2 : От Канта до Ницше / В. Виндельбанд; пер. с нем.; под ред. А. Введенского. М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. - 512 с.
45. Виндельбанд, В. Дух и материя / В. Виндельбанд. М.: Юрист, 1995.-687 с.
46. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. М.: «Добросвет», 1998.-354 с.
47. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному : Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 495 с.
48. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. М.: Университет, 2000. - 319 с.
49. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994.-443 с.
50. Гегель, Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 2 т. Работы разных лет. М. : Мысль, 1971. - Т. 1. - 668 с.
51. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель. М., 1977. - Т.5
52. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1976.-Т.1.-532 с.
53. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З : Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. - 471 с.
54. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика : в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968. - Т. 1.-312 с.
55. Гоббс, Т. Избранные произведения : в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Наука, 1976.-Т.2.-310 с.
56. Горфункель, А. X. Две правды Пьетро Помпонацци. Средние века : в. 3 т. / А. X. Горфункель. М., 1973. - Т. 1. - С. 109-28.
57. Гостеева, Е. И. Философия единства. Рабиндранат Тагор / Е. И. Гос-теева. М. : Наука, 1985. - 203 с.
58. Грачев, Г. Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии) / Г. Д. Грачев. М.: Наука, 1993. - 390 с.
59. Губанов, Н. И. Чувственное отражение : анализ проблем в свете современной науки / Н. И. Губанов. М.: Мысль, 1986. - 239 с.
60. Гуревич, П. Мистика как культурная традиция / П. Гуревич // ОНС. М.: Наука, 1994. -С.136-145.
61. Гусева, Н. Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика / Н. Р. Гусева. М.: Наука, 1977. - 327 с.
62. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. М.: ACT, 2000.-420 с.
63. Даль, Вл. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т.4 : Н V / Вл. Даль. - М.: Терра, 1994. - 688 с.
64. Даосизм / Е. Вонг; науч. ред. Д.И. Михайлов; пер. с англ. Ю. Бу-шуевой. М.: Фаир-Пресс, 2001. - 347 с.
65. Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. -М.: Мысль, 1989. Т. 2. - 639 с.
66. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. -Минск : Бел. фонд Сороса : «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997. - 192 с.
67. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб., 2000.
68. Джатаки, или Сказания о>подвигах Бодхисатвы. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1993. - 192 с.
69. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс. СПб., 1992.-615 с.
70. Диалектический и исторический материализм / под общ. ред. А. П. Шептулина. М.: Политиздат, 1985. - 414 с.
71. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т.- М.: Мысль, 1973.-Т.1.-361 с.
72. Древнекитайская философия : собр. текстов : в 2 т.- М.: Мысль, 1973.-Т.2.-384 с.
73. Дубровский, Д. И. О природе социального / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 1971. - № 4.
74. Дюмулен, Г. История Дзен-буддизма. Индия и Китай / Г. Дюмулен.- СПб.: ТОО «ОРИС», 1994. 336 с.
75. Еремеев, Д. Е. Ислам : образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.
76. Ермакова, Т. В. Классический буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. - 288 с.
77. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. Екатеринбург, 1990.- 187 с.
78. Игнатович, А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории / А. Н. Игнатович. М., 1987.
79. Ильенков, Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков. М.: РОССПЕН, 1997. - 466 с.
80. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991.-464 с.
81. Индийская культура и буддизм : сб. ст. М.: Наука, 1972. - 277 с.
82. Ионин, Л. Г. Противоречия созерцательного рационализма / Л. Г. Ионин // Вопросы философии. 1986. - № 3. - С. 91.
83. История современной зарубежной философии : компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997. - 480 с.
84. История философии : Запад-Россия-Восток. М. : «Греко-латинский кабинет», 1995. - 480 с.
85. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
86. Кайдаков, С. В. Декарт : проблема философского объекта познания / С. В. Кайдаков // Вопросы философии. 1986. - № 6.
87. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем. Н. Лосского.- Минск : Литература, 1998. 960 с.
88. Кант, И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант. М., 1963-1966. - Т. 3. - 670 с.
89. Кимелёв, Ю. А. Философия религии : Систематический очерк / Ю. А. Кимелёв. М. : Издательский дом «Nota bene», 1998. - 424 с.
90. Китайская философия и современная цивилизация : сб. ст. М. : Издательство «Восточная литература» РАН, 1997. - 192 с.
91. Китайская философия : энциклопедический словарь / РАН. ин-т Дальнего востока; гл. ред. M. JI. Титаренко. М. : Мысль, 1994. - 573 с.
92. Классическая буддийская философия. Сер. «Мир культуры, истории и философии». СПб. : «Лань», 1999. - 544 с.
93. Конфуцианство в Китае : Проблема теории и практики : сб. ст. / АН СССР, Институт востоковедения. М. : Наука, 1982. - 264 с.
94. Кортунов, В. В. За пределами рационального / В. В. Кортунов. -М. : Наука, 1996.-114 с.
95. Крымский, С. Б. Контуры духовности : новые контексты идентификации / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С.21-28.
96. Кузанский, Н. О вершине созерцания / Н. Кузанский // Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1980. - 471 с.
97. Культура древней Индии. М. : Наука, 1975. - 429 с.
98. Курашов, В. И. Философия : человек и смысл его жизни / В. И. Ку-рашов. Казань : Изд-во КГТУ, 2001. - 351 с.
99. Лейбниц, Г. В. Сочинения : в 4 т. / Г. В. Лейбниц. М. : Мысль, 1989.-Т.4.-554 с.
100. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. -М. : Наука, 1980.-375 с.
101. Ленин, В. И. Собрание сочинений / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1978.-T. XXIV.-752 с.
102. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Т. 1 : Отражение, познание, творчество / под ред. Т. Павлова. София : Наука и искусство, 1981. - 687 с.
103. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
104. Литман, А. Д. Современная индийская философия / А. Д. Литман. -М.: Мысль, 1985.-399 с.
105. Логинов, А. А. Суть бытия / А. А. Логинов. Минск : Высш. шк., 1983.- 190 с.
106. Локк, Д. Избранные философские произведения : в 2 т. / Д. Локк. -М.: Соцэкгиз, 1960. Т. I. - 730 с.
107. Лосев, А. Ф. Бытие-имя-космос / А.Ф. Лосев; сост. и ред. А. А. Та-хо-Годи. -М.: Мысль, 1993. 958 с.
108. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев; сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. - 959 с.
109. Лосев, А. Ф. Человек / А. Ф. Лосев // Философские науки. 1988. -№10.-846 с.
110. Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. -М.: Мол. гвардия, 1993. 383 с.
111. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.
112. Лукьянов, А. Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао / А. Е. Лукьянов; отв. ред. М. П. Титаренко; РАН, Институт Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2000. - 384 с.
113. Луния, Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней / Б. Н. Луния. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. - 566 с.
114. Малявин, В. В. Конфуций // Жизни замечательных людей. Сер. Биографии. Вып. 721 / В. В. Малявин. М.: Молодая гвардия, 1992. - 335 с.
115. Мамардашвили, М. К. Стрела познания. Набросок естественно-исторической гносеологии / М. К. Мамардашвили. М.: «Языки русской культуры», 1997. - 304 с.
116. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамар-дашвили. М. : Прогресс, 1992. - 415 с.
117. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. М. : АГРАФ, 1998. - 311 с.
118. Маркс, К. Из ранних произведений / Маркс К., Ф. Энгельс. М., 1956.-670 с.
119. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Сочинения : в 9 т. -Политиздат, 1994. Т.2. - 639 с.
120. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М.: Политиздат, 1980. - 240 с.
121. Монтень, М. Опыты / М. Монтень // Избр. произв. : в 3 т. М.: Голос, 1992.-416 с.
122. Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. -1994.-№9.
123. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцы. СПб.: «Петербург-XXI век», 1994.-416 с.
124. Мухаммад Икбал : суфизм и концепция «современного человека» // История современной зарубежной философии : компаративистский подход -СПб., 1997.-480 с.
125. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990.829 с.
126. Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. М.: Высш. шк., 1978. - 352 с.
127. Платон. Собр. соч. : в 4 т. / Платон; общ. ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990. -Т.1.-860 с.
128. Платон. Собр. соч. : в 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 1.-686 с.
129. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1999. - 528 с.
130. Плотин. Космогония : пер. с англ. / Плотин. M. : REFL-book; Киев : Ваклер, 1995. - 304 с. Сер. «Философия сквозь века».
131. Плотин. Сочинения / Плотин. Киев : Уцимм-пресс, 1995. - 620 с.
132. Позов, А. С. Логос-медитация древней Церкви : Умное делание / А. С. Позов. Мюнхен : Товарищество зарубежных писателей, 1964. - 163 с.
133. Позов, А. С. Основы древне-церковной антропологии. Т. 1 : Сын Человеческий / А. С. Позов. Мадрид, 1965. - 421 с.
134. Померанц, Г. С. Встречи с Бубером (вступительная статья) / Г. С. По-меранц // М. Бубер. Два образа веры. М. : Республика, 1995. - С.3-14.
135. Померанц, Г.С. Созерцатели нашего века / Г. С. Померанц // Звезда. 2002. - №1. - С. 180-196.
136. Поупкин, Р. Философия / Поупкин Р., А. Строл. М. : Серебряные нити, 1998.-512 с.
137. Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и по-слесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. - 552 с.
138. Проблемы этики и эстетики. Природа искусства и механизм художественной деятельности. Л., 1975. - Вып. 2. - 202 с.
139. Пьетро, Помпонацци. Трактаты о «Бессмертии души», «О причинах естественных явлений» / Помпонацци Пьетро. M. : АОН пои ЦК КПСС, 1990.-253 с.
140. Рассел, Бертран. Почему я не христианин / Бертран Рассел. М. : Политиздат, 1987. - 334 с.
141. Рассел, Бертран. Человеческое познание : Его сфера и границы / Бертран Рассел. К. : Ника-Центр, 1997. - 560 с.
142. Раушенбах, Б. В. Пристрастие / Б. В. Раушенбах. М. : Аграф, 1997.-432 с.
143. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2 : Средневековье / Дж. Реале, Д. Антисери. М. : ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 368 с.
144. Религии Китая: Хрестоматия / М. Е. Ермаков, М. Е. Кравцова, Е. А. Солоник, Е. А. Торчинов; СПб. гос. ун-т., философский факультет. -СПб.: Евразия, 2001. 512 с.
145. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре : пер. с нем. / Г. Риккерт; общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева. М.: Республика, 1998. - 413 с.
146. Розин, В. М. Природа и особенности эзотерического познания /
147. B. М. Розин // Философские науки. 2003. - № 4. - С. 144-157.
148. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание / С. JI. Рубинштейн. М., 1974.-286 с.
149. Рубинштейн, С. JI. Принцип творческой самодеятельности /
150. C. JI. Рубинштейн // Вопросы философии. 1989. - №4. - С. 89-95.
151. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Гильен. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
152. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. М.: Высш. шк., 2003. - 428 с.
153. Соколов, В. В. Очерки философии эпохи Возрождения / В. В. Соколов. -М., 1962.
154. Соколов, В. В. Философия Ренэ Декарта / В. В. Соколов. М., 1950.- 147 с.
155. Спиноза, Б. Об усовершенствовании разума / Б. Спиноза. М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 863 с.
156. Спираль познания : Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. -М.: Прогресс-Культура, 1992.-448 с.
157. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2000. -816с.
158. Степанянц, M. Т. Проблема познания в суфизме / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. 1988. - №4. - С. 118-127.
159. Судзуки, Д. Т. Очерки о дзен-буддизме / Д. Т. Судзуки. СПб. : Наука, 2002. -Ч. 1.-472 с.
160. Тавризян, Г. М. Габриэль Марсель : Бытие и интерсубъективность / Г. М. Тавризян // История философии. 1997. - № 1.
161. Томпсон, Мел. Восточная философия / Мел Томпсон; пер. с англ. Ю. Бондарева. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384 с.
162. Томпсон, Мел. Философия религии / Мел Томпсон. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384 с.
163. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию / Е. А. Торчинов. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
164. Торчинов, Е. А. Словарь / Е. А. Торчинов. СПб. : Амфора, 2002. -187 с.
165. Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М. : Республика, 1994.-432 с.
166. Тукмаков, Д. И. Эллинистические представления о мистическом восхождении души / Д. И. Тукмаков // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1999. - № 2. - С. 62-76.
167. Фейгенберг, И. М. «Активность и заполнение информационного дефицита» / И. М. Фейгенберг // Вопросы философии. 2005. - № 4.
168. Фейербах, Людвиг. История философии // Собр. произв. : в 3 т. / Людвиг Фейербах; под ред. M. М. Григорьяна. М. : Мысль, 1967. - 480 с.
169. Философия : Ч. 1. : История философии / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова. М. : «Юрист», 2002. - 376 с.
170. Фихте, И. Г. Несколько лекций о назначении учёного; Назначение человека; Основные черты современной эпохи : сб. : пер. с нем. / И. Г. Фихте. Минск : ООО «Попурри», 1998. - 480 с.
171. Флоренский, П. А. Сочинения. Т.1 : Столп и утверждение Истины / П. А. Флоренский. М., 1990.
172. Франк, С. JI. Реальность и человек / С. JI. Франк. М. : Республика, 1997.-479 с.
173. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. Минск : «Коллегиум»,1992.-253 с.
174. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: Наука, 1990. - 234 с.
175. Фрумкин, К. Г. Позиция наблюдателя : отстранённое созерцание и его культурные функции / К. Г. Фрумкин. Киев : Ника-Центр, 2003. - 224 с.
176. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика,1993.-448 с.
177. Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступл. / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993.-447 с.
178. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. М.: Логос, 1997.
179. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Проспект, 1997. 576 с.
180. Цвык, И. В. Проблема истины в русской духовно-академической философии XIX века / И. В. Цвык // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2004. - № 2. - С. 14-30.
181. Честертон, Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. М.: Политиздат, 1991.-544 с.
182. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжень пянь) / пер. с кит. и предисл. Е. А. Торчинова. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994.-346 с.
183. Шеллинг, Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. И. Шеллинг. Л.: Соцэкгиз, 1936. - 476 с.
184. Шеллинг, Ф. В. И. Сочинения / Ф. В. И. Шеллинг. М.: Мысль, 1998.- 1780 с.
185. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М. : Просвещение, 1992. - 479 с.
186. Шопенгауэр, А. Об интересном / А. Шопенгауэр. М. : Олимп, 1997.-432 с.
187. Штирнер, Макс. Единственный и его собственность / Макс Штир-нер. Харьков : Основа, 1994. - 560 с.
188. Экхарт, Майстер. Духовные проповеди и рассуждения / Майстер Экхарт. СПб. : Азбука, 2000. - 218 с.
189. Экхарт, Майстер. Об отрешённости / Майстер Экхарт. М.; СПб. : Университетская книга, 2001. - 432 с.
190. Элиаде, Мирна. История веры и религиозных идей : в 3 т. / Мирча Элиаде. М. : Критерион, 2002. - Т. 1. - 464 с.
191. Элиаде, Мирча. История веры и религиозных идей : в 3 т. / Мирча Элиаде. М. : Критерион, 2002. - Т.2. - 512 с.
192. Эрн, В. Ф. Борьба за логос : сочинения / В. Ф. Эрн. М. : Правда, 1991.-577 с.
193. Эстетика / под ред. А. А. Радугин. М. : Центр, 2000. - 240 с.
194. Эстетика : словарь / под ред. А. А. Беляева. М. : Политиздат, 1989.-447 с.
195. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. М., 1995. - Т.1. -400 с.
196. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм // Сочинения : в 2 т. М., 1995. - 800 с.
197. Юнг, К. Г. Различие восточного и западного мышления / К. Г. Юнг // Философские науки. 1988. - № 10. - С. 92-104.
198. Armstrong D. A theory of Universal: Universal and scientific realism, volume 2. Cambridge.: Cambridge University Press, 1998 170p.
199. Cunning R. Phenomenology and deconstruction. Chicago, The Univ. of Chicago Press., 1991 225p.
200. Hodge J. Heidegger and ethics. London-NY.: Routledge, 1995 224p.
201. Poole M. A guide to science and belief. London., 1994 214p.
202. Riles A., Truot J. Positioning: the battle for your mind. NY.: Warner books? 1989-283p.