автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хомякова, Екатерина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ"

На правах рукописи

Хомякова Екатерина Ивановна

Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

5 ДЕК 2013

Томск-2013 005543650

005543650

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» на кафедре культурологии и социальной коммуникации

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Сыров Василий Николаевич,

доктор философских наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», кафедра онтологии, теории познания и социальной философии, заведующий кафедрой

Семенюк Ксения Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра философии с курсами культурологии, биоэтики и отечественной истории, доцент

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Защита состоится 25 декабря 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.01, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 (корпус №4, аудитория 306).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан «22» ноября 2013 г.

Колодий Наталья Андреевна

Ученый секретарь диссертационного совета

Эннс Ирина Андреевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и проблемное поле исследования

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, противоречивостью в понимании сущности театральности, инсценировки и всего комплекса постановочных визуальных эффектов, детерминирующих современную действительность, а также неоднозначностью оценок стратегий их реализации. Причём, именно манифестация в политической, социальной, арт-художественной жизни общества трактуется двояко. Для ряда социальных теоретиков это активизм, проявляющийся самым эффективным образом в открытом публичном пространстве. Для других — это симптом кризиса политического истеблишмента, поскольку он разворачивает любую активность в сторону увлекательного зрелища, снижая накал протестного настроения. Выяснение особенностей этого активизма прояснит, несомненно, и сущность этого явления и особенности современного контекста.

Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что постановочным эффектам в политической, социальной, культурной сферах противостоит способ ухода от зрелищности, и следствия этой борьбы и противостояния являются абсолютно непредсказуемыми и интересными для изучения.

В—третьих, во всех формах современного театрализованного протеста активно участвуют молодые люди. Развитие общества и динамика культурных процессов напрямую связаны со сменой поколений, сформировавшихся в различных социально-культурных контекстах. По мнению испанского мыслителя X. Ортега-и-Гассета, именно поколение есть единица глобальных исторических перемен.1 Для анализа перспектив и оценки ближайшего будущего России крайне важны характеристики

1 Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. М.: Весь Мир, 1997.-704 С.

современного поколения молодых людей, поскольку именно им придётся в будущем определять направления социокультурного и духовного развития страны. Молодёжь являет собой субъект формирования новых социокультурных форм и моделей; может сыграть важную общественную роль, являясь потенциально-активной группой; начинает представлять собой значительную часть развивающегося общества, включённого в глобализационные процессы.

При этом нельзя игнорировать тот факт, что молодёжь является носителем обновлённых систем представлений, ценностей, социокультурных знаний и норм. В формировании этих представлений большое значение имеют установки старших представителей той социальной среды, в которой выросли молодые люди. Однако существует внешний контекст, благодаря которому молодые люди могут критически переосмысливать те идейные постулаты, носителями которых являются, в частности, их родители, и формировать собственное миропонимание. Так, возникновение каждого нового поколения ведет к смене норм, ценностей и моделей социокультурного взаимодействия. Актуализируется проблема управления этим процессом.

Важным фактором является нарастающее социокультурное отчуждение, конфликты, взаимное недовольство социума и отдельно молодёжного сегмента. Это требует глубокого теоретического осмысления, основанного на изучении специфических характеристик конкретного поколения.

Для успешной интеграции молодёжи в социокультурную среду необходимо разработать систему, содержащую формы и методы, адекватные той эпохе, к которой относится данное поколение. Очевидно, что использование прежних инструментов интеграции нового поколения молодёжи, воспитанного совсем в другую эпоху, не будет эффективным. При этом любое управление должно основываться на объективных закономерностях в поведении управляемого объекта. А это, в свою очередь,

4

актуализирует проблему изучения жизненного стиля, доминирующих социокультурных моделей, ценностей, жизненных целей и предпочтений изучаемого поколения молодёжи. Соответственно, необходимо изучать качественные характеристики современного поколения молодёжи, выявлять основные доминанты его жизненного стиля, и, в частности, предпосылки социокультурного аспекта бытия.

Степень разработанности проблемы

На данный момент существует множество работ на тему, которую в целом можно обозначить как «молодёжь и общество». В них зачастую рассматриваются вопросы гражданского поведения молодёжи, ценностные приоритеты молодых людей, причины девиации, приверженность какому-либо социокультурному течению и т. д.

Поколенческий подход изучения молодёжи в своих трудах использовали многие философы и социологи. В частности, поколениям были посвящены работы Дж. Вико, Г. Гегеля, И. Канта, Э. Дюркгейма. Традиции поколенческих исследований разных стран во многом схожи, они начали формироваться после Первой мировой войны (с появлением работ К. Мангейма и X. Ортега-и-Гассета, а также Э. Шпрангера и Л. Фон Визе) и были развиты и видоизменены в Европе и США в 1960-1970-х в процессе активного изучения феномена «молодёжного бунта» и «межпоколенческого разрыва» (М. Мид, П. Нора, К. Атгиас-Донфю, Д. Берто и И. Берто-Вьям).

Концепция конфликта поколений отражена в трудах Д. Белла, Т. Розака, Э. Фромма. Поколенческие модели социальной адаптации исследовали Ш. Эйзенштадт и Ф. Боас. Американские ученые Н. Хоув и У. Штраусе разработали теорию поколений, успешно используемую сегодня специалистами в разных областях знаний - от культуры до политики.

В России попытки научного осмысления поколения как социокультурного феномена стали возникать относительно недавно. В начале XX века подобные попытки уже предпринимались участниками

ОПОЯЗа, когда, в частности, В. Шкловский предлагал ввести в поколенческий дискурс разделение на «современников» и «синхронистов». Среди современных российских исследователей, занимающихся поколенческим анализом можно выделить Т. Шанина, изучающего инструментальные возможности поколенческих градаций, и Ю. Леваду, исследующего демографическую и историческую составляющую поколений, а также Б. Дубина, изучающего социокультурные границы понятия. Данная проблематика также не раз привлекала внимание Н. Коровицыной, И. Савельевой, А. Полетаева, В. Семеновой, М. Чудаковой - отечественных исследователей в области социокультурных практик.

Проблеме жизненного стиля молодёжи также посвящено довольно большое количество литературы. Подходы к изучению понятия стиля жизни в западной теории представлены концепциями Г. Зиммеля, М. Вебера, Т. Веблена, а также феноменологическим направлением А. Шюца, Т. Лукмана и П. Бергера. Вопросы стиля жизни в контексте «индустриального» -«постиндустриального» общества рассмотрены в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Фромма и Ж. Фурастье.

Среди отечественных исследователей мы хотели бы выделить Вал. А. Лукова, который рассматривает проблемы теоретического осмысления стилей жизни молодых людей. В частности, автор постулирует многообразие стилей жизни молодёжи по принципу классового расслоения, присутствующего в молодёжной среде. Из сути классового подхода Луков выделяет необходимость видеть латентную связь классовых признаков со стилями жизни молодёжи. Одной из групп по основанию социально-классовой принадлежности Луковым выделяется студенчество.2

Еще один ведущий отечественный исследователь в области теории молодёжи Е. Омельченко проводит анализ жизненного стиля молодёжи в профессионально-трудовом контексте и выделяет четыре типологических

2 Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. Монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 С.

6

группы, отражающие некие доминирующие черты стилей жизни современной молодёжи: «карнегианцы» (особенность жизненного стиля в чётком представлении об успехе и артикуляции целей), «отцы семейства» (стиль жизни отличается стремлением к стабильности и постепенной, пошаговой реализации жизненных планов), «геймеры» (доминанты жизненного стиля - антикарьеризм и отстраненность от формальных представлений об успехе), «домашние хозяйки» (доминанты жизненного стиля - приоритет семейных ценностей и замкнутость на домашний круг). По мнению Е. Омельченко, разные группы молодёжи значимо отличаются друг от друга по признаку жизненного стиля, направленность которого зависит, в частности, от доступности культурных ресурсов (прежде всего - уровня и качества полученного образования) и стратегий их реализации.3

Неудивительно, что проблема жизненного стиля молодёжи зачастую поднимается в литературе, посвященной молодёжным субкультурам. Так, Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова и A. JI. Салагаев как и предыдущий исследователь говорят о многообразии жизненных стилей молодых людей. Посредством исследования различий этих стилей авторы определяют молодёжные культуры.4 Западные исследователи молодежных субкультур Bug J. и Karmasin М. жизненный стиль молодёжи определяют как форму реализации субкультурной принадлежности. Также в западных источниках встречаются исследования на тему стремления молодых людей посредством стиля жизни обеспечить себе независимость. Стиль жизни в таком случае является формой бытия, позволяющей концентрироваться на межличностном общении, получении удовольствия от повседневных радостей, минимально связанных с социальными обязательствами, свойственными развитым социальным институтам5. Строго говоря, здесь жизненный стиль молодёжи

3 Омельченко Е. Карнегианцы, геймеры и другие // Пчела, №47, 2205

4 Исламшина Т. Г., Максимова О. А., Салагаев A. JI. и др. Молодежные субкультуры. Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. - 166 С.

5 Lloyd Warner. The Corporation in the Emergent American Society. N. Y.: Harper & Brithers Publ., 1962.-P. 240

формируется исходя из характера осмысления и переконструирования социальных условий бытия, повседневности.

Суммируя вышеизложенное, мы констатируем, что в научной литературе жизненный стиль молодёжи рассматривается в контексте классового расслоения, профессионально-трудовых притязаний и субкультурных моделей, а также характера повседневности.

Общие характеристики жизненного стиля современного поколения молодёжи рассматривает отечественный культуралистски-мыслящий исследователь Е. Шамис в своем проекте «RuGenerations», посвящённом исследованиям и практике применения Теории Поколений (Generation Theory) в России6. Характеристики жизненного стиля современного поколения молодёжи также исследуются социологом JI. Паутовой7. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в течение двух лет параллельно с JL Паутовой проводил исследования молодёжи в возрасте от 16 до 25 лет в 2008-2010 гг.8 Авторы данных исследований подробно описывают социокультурные характеристики данного поколения и присущего ему жизненного стиля.

Тема спектакулярности как доминирующей черты жизненного стиля сегодняшней российской молодёжи практически не рассматривается в культурологической и философской литературе. Некоторые современные исследователи, например, А. Зайцева, изучают спектакуляризацию в контексте протестной политической активности. Как правило, протестная деятельность присуща представителям молодёжной аудитории, что отчасти затрагивает тему нашей работы. Но, тем не менее, философской и культурологической информации крайне мало для глубокого анализа феномена спектакуляризации в рамках жизненного стиля современной молодёжи.

6 Шамис Е., Антипов А. Теория поколений, 2011 Паутова Л. Поколение XXI века: опыт социологического исследования. 2011

Поколение-XXI: структура и «среды» достижительных стратегий. Исследование Фонда

«Общественное мнение»

Помимо этого, сам феномен спектакулярности также не проработан подробно. Однако, смежным феноменам - театральности, карнавалу, игре, перформансу, основой которых является именно спектакулярность, -посвящено великое количество философских трудов.

Театральность, её роль и влияние на общество рассматривали такие авторы как У. Бек, Ф. Бенетон, Ф. Бэкон, И. Гофман, В. Грехнёв, А. Камю, Г. Маркузе, О. Кордобовский, В. Кутырева, А. Филиппова.

О. Финк занимался изучением игры в контексте философской антропологии. Х.-Г. Гадамер изучал игру в качестве основы искусства. Основу для рассмотрения феномена игры как культурологической проблемы заложил Й. Хёйзинга в книге «Человек играющий».

Явление и феномен карнавала детально изучал М. Бахтин. Ч. Дженкс и И. Хассан впоследствии изучали существование феномена карнавала в обществе постмодерна.

Изучением перформанса как спектакулярной модели и жизненной практики занимались философы (Г.-Г. Гадамер, Л. Иригаре, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, В. Подорога, Ж.-П. Сартр, Э. Сиксу); авторы трудов по семиотике (Р. Барт, Ю. Лотман, В. Руднев, У. Эко); мыслители эстетики постмодерна (И. Ильин, О. Калабрезе, В. Курицын, Ж.-Ф. Лиотар, Н. Маньковская); искусствоведы (Б. Гройс, Е. Деготь, С. Зонтаг, М. Каган, В. Савчук).

Материалы по перформативной тематике, являющие собой актуальный на сегодняшний день и соответствующий современному социокультурному фону страны анализ действительности в рамках перформативного дискурса, авторами которого являются как сами производители спектакулярных форм, художники, перфомансисты, так и критики, широко представлен практикой «Художественного журнала».

Феномен спектакля и, как следствие, процесс спектакуляризации общества, подробно описывал французский философ Ги Дебор. Он представлял спектакулярность в качестве способа воздействия

9

господствующего класса на остальные социальные слои путем создания коллективных иллюзий, отвлекающих угнетённый рабочий класс от активного участия в классовой борьбе. Согласно Дебору зрелищность -основа спектакулярности - навязывается обществу. Ж. Бодрийяр в своей работе «В тени молчаливого большинства», напротив, постулирует мысль о том, что массы жаждут зрелища и воспримут всё зрелищное, что им предложат9.

Ги Дебор рассматривает спектакулярность, а вместе с ней понятия инсценировки, эстетизации и опосредования коммуникаций человека с окружающей действительностью. В его работах данные феномены предстают в качестве исключительно негативных процессов, ведущих к социальному и личному отчуждению. Подобные вопросы рассматривают американские авторы Б. Джозеф Пайн II и Джеймс X. Гилмор в своей работе «Экономика впечатлений»10, где впечатления, полученные посредством феноменов, критикуемых Дебором, предстают не столько особенностью стратегий современной медиа-индустрии, сколько кардинально новым общественным явлением, воздействующим на социокультурную трансформацию всего современного общества. Критическая традиция, основанная на отрицании театрализации современного общества, была также свойственна предшественнику Дебора - немецкому философу В. Беньямину, который ввёл в философский дискурс понятие «эстетизации». Феномен эстетизации употребляется автором в исключительно негативном социокультурном ключе. По мысли Беньямина, это взгляд на социокультурную и политическую действительность сквозь призму искусства, заключающегося в традициях, ритуалах восприятия мира и социокультурного взаимодействия. Особо негативные (суггестивные, манипулятивные и, как следствие, тоталитаристские) характеристики

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Екатеринбургского университета, 2000. - 128 С.

Пайн Д., Гилмор Д. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. - 304 с.

10

эстетизации Беньямин вводит с понятием «ауры». Так, эстетическое исполняет роль своеобразной ширмы, заслоняющей и украшающей действительность при помощи культовых артефактов. Интерпретирование эстетических переживаний в качестве чего-то эфемерного и ненастоящего свойственно левой традиции, находясь в которой В. Беньямин, Г. Дебор, а также марксистские философы В. Фриц и Ф. Джеймисон критикуют и демократизацию эстетического, и театрализацию современного общества.

Феномен эстетизации сегодня тесно взаимосвязан с феноменами глобализации, урбанизации и медиатизации, формирующими социальную действительность. Немецкий социолог Г. Шульце в свой книге «Общество переживания» рассматривает эстетизацию как фактор, структурирующий социокультурную ткань в развитых странах мира. В отличие от левых критиков массовой эстетизации, в частности, В. Беньямина, считавшего, что эстетизация заключает в себе блокирование рефлексивной способности субъекта, Шульце заявляет о том, что она, напротив, усиливает рефлексивность. Шульце указывает на непосредственную связь между расширением поля возможностей для индивидуального выбора, связанного с демократизацией общества, и эстетизацией жизни.

Проявления общества переживания, которое описывает Шульце, сегодня реализуются на примере протестных спектакулярных акций. Спектакулярность акцентирует зрелищность событий, разворачиваемых в открытом публичном пространстве. Вопросы спектакуляризации активистского действия рассматривают отечественные исследователи - А. Зайцева и Д. Голынко-Вольфсон. Они оба отмечают СМИ в качестве обязательного репрезентанта и сопроизводителя спектакулярных акций. Также, по их мнению, представителями спектакулярного акционизма в большинстве своем являются представители молодёжной аудитории. Данная работа посвящена спектакулярности как доминирующей черте современного стиля российской молодёжи.

Социокультурное и философское измерение спектакулярности в контексте жизненного стиля современной российской молодёжи нуждается в концептуализации и выявлении парадигмальных оснований функционирования данного феномена. Анализ ситуации в области исследований на базе литературных источников и научно-исследовательских работ позволяет сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов. На наш взгляд, такое положение дел неоправданно, поскольку необходимо понять, как спектакулярность воздействует на жизненный стиль современного молодого поколения России? Так, данная работа позволит ликвидировать эти пробелы и решить востребованную практическую задачу на базе полученных в диссертации новых данных.

Постановка проблемы

Наша работа направлена на интерпретацию стержневой черты жизненного стиля представителей современного российского поколения молодёжи, формирующей предпосылки специфики социокультурного бытия современной молодёжи и одновременно являющейся формой и результатом практик данного поколения.

Что является системообразующим фактором жизненного стиля современного поколения российской молодёжи, и какое влияние этот фактор оказывает на социокультурные практики и бытие изучаемого поколения? В этом вопросе заключается проблема исследования. Чтобы попытаться её решить, мы остановимся на социально-философском анализе комплекса постановочных визуальных эффектов в границах существования современной российской молодёжи. Нас будут интересовать и предпосылки формирования существующих социокультурных характеристик современных молодых людей, и их следствие - социокультурные практики молодёжи в рамках современной российской действительности.

Объект исследования - спектакулярность, как доминирующая специфическая характеристика жизненного стиля современной российской молодёжи.

Предмет исследования — воздействие спектакулярности на социокультурные практики и бытие молодёжи в современном российском обществе.

Цель исследования

Цель исследования состоит в выявлении механизмов воздействия спектакулярности на бытие современной российской молодёжи.

Задачи исследования

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

• определить социокультурные характеристики и сформулировать отличительные специфические качества жизненного стиля современного поколения российской молодёжи;

• разработать теоретико-методологическую основу анализа спектакулярности как явления, влияющего на формирование жизненного стиля и социокультурные практики российской молодёжи в современных условиях;

• охарактеризовать социокультурные практики современной российской молодёжи, генерируемые её жизненным стилем, и разработать классификацию этих практик;

• проанализировать значение спектакулярной модели жизненного стиля современной российской молодёжи для эффективной социализации данной группы, определить положительные и отрицательные перспективы.

Теоретико-методологические основания исследования

Теоретико-методологической основой данной диссертации явились:

• герменевтические принципы и категории понимающей культурфилософии М. Вебера и Г. Зиммеля (понимание феномена жизненного стиля), а также представления А. Шюца о жизненном мире; использованы в исследовании для анализа оснований жизненного стиля современной российской молодёжи;

• основные философемы «Общества спектакля» и положения о спектакулярности, разработанные Ги Дебором (постулирование сущности спектакулярности как способа воздействия государства на общество путём создания коллективных иллюзий; критика демократизации эстетического и театрализации современного общества; определение спектакля в качестве основного продукта производства современного общества, а СМИ - как главного инструмента спектакля; в описании феномена спектакулярности акцент приходится на театральность, пассивное неучастное сознание); применены в работе для постулирования основных социокультурных характеристик явления спектакулярности;

• фундаментальные основания социокультурного анализа Л. Г. Ионина современного жизненного стиля российской молодёжи (возникновение новых для России культурных моделей, возникших в связи с историческими особенностями, которые определили стилевой плюрализм и национальные паттерны современной России; переход культуры моностилистической к культуре полистилистической; выход на первый план культуры потребления); использованы в исследовании для постулирования основных социокультурных характеристик жизненного стиля современного поколения российской молодёжи, выявления специфики, а также анализа результата воздействия каждой из них на жизнедеятельность изучаемого поколения.

Научная новизна диссертационного исследования 1. Разработана типология социокультурных характеристик жизненного стиля современных молодых людей на данном историческом этапе развития российского общества.

14

2. Спектакулярность определена как доминирующая черта жизненного стиля российской молодёжи.

3. Выявлены и охарактеризованы социокультурные практики современного поколения российской молодёжи, в которых проявляется спектакулярность её жизненного стиля.

4. Выявлены и проанализированы механизмы влияния спектакулярности на социокультурное бытие современной молодёжи в условиях современной российской действительности.

Положения, выносимые на защиту

1. Набор социокультурных доминант жизненного стиля современного поколения российской молодёжи характеризуется следующими чертами:

• фрагментарность, мозаичность социокультурных практик;

• ориентированность на вещный интерьер традиции и поставленные культурные инсценировки;

• вынужденная визуальная всеядность;

• игра в пост-информационном пространстве;

• репрезентация действительности.

2. Спектакулярность представляет собой социокультурный феномен, основанный на эффектном зрелище, неотъемлемой чертой которого является постановочность. Он вбирает в себя весь комплекс визуальных эффектов, но обладает собственной, не всегда контролируемой и предсказуемой значимостью.

3. Спектакулярность жизненного стиля современной молодёжи проявляется в виртуально-дигитальных, хеппенингово-досуговых и протестно-площадных социокультурных практиках.

4. Механизмы влияния спектакулярности на социокультурное бытие современной российской молодёжи заключаются в отсутствии необходимости погружения в суть вещей; подразумевания

15

дистанцированности, иронии, неглубокого и поверхностного знания; предпочтения воспроизводства - производству, репрезентации -презентации, наблюдения - деятельности.

Научно-практическая значимость исследования По результатам диссертационного исследования сформулированы механизмы влияния спектакулярности на социокультурное бытие современной молодёжи в условиях современной российской реальности. Результаты анализа социокультурных характеристик жизненного стиля современной молодёжи могут применяться в культурологии, философии и социологии, а также в практической работе государственных, общественных учреждений и политических структур. Изложенный в диссертации материал может стать основой для более успешного и результативного взаимодействия различных социальных акторов с молодёжной аудиторией современной России. Результаты работы могут использоваться в научных разработках, посвященных исследованию институциональных и коммуникационных составляющих жизненного стиля современной молодёжи.

Апробация диссертационной работы осуществлялась в ходе международных и региональных научно-практических конференций студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, Национальный исследовательский Томский политехнический университет) в 2009, 2010 и 2012 гг. На основе материалов диссертации были подготовлены и опубликованы статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, определяется поставленной в работе целью и соответствует порядку решения задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 164 источника. Объём диссертации составляет 133 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы работы и степень её научной разработанности, определяется цель и задачи, обосновываются методология, научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Современное поколение молодёжи в контексте поколенческого социокультурного анализа» мы попытались рассмотреть поколенческие предпосылки жизненных практик молодёжи в контексте ценностного смещения. В первом параграфе «Концептуальные возможности поколенческого социокультурного анализа» речь идет о существующих концепциях поколений, сквозь призму которых анализируется современное поколение молодёжи. В параграфе анализируются различные классификации поколений, в частности, классификации П. Дейниченко, X. Ортега-и-Гассета, М. Мид, Ш. Эйзенштадта, а также более подробно, теория поколений Н. Хоува и У. Штраусса и адаптированная для России версия Е. Шамис.

Во втором параграфе «Культурно-антропологический портрет современного поколения российской молодёжи» рассматриваются характеристики и перечисляются специфические особенности современного поколения российской молодёжи. Выделяются и формулируются следующие основные качества, свойственные данному поколению: хорощо развитые социальные навыки и коммуникабельность, чётко выраженный индивидуализм, осознавание ценности семьи, нацеленность на творческое развитие по горизонтали, планирование краткосрочных перспектив, оптимизм, отсутствие национальных героев, готовность менять жизнь в своей стране.

Вторая глава «Жизненный стиль современного поколения молодёжи» посвящена исследованию данного понятия в отечественной и западной науке, а также рассмотрению возрастных характеристик стиля

17

жизни и, в частности, формулированию предпосылок жизненного стиля современного поколения молодёжи. В первом параграфе «Феноменология жизненного стиля» рассматриваются подходы к изучению данного социокультурного явления. Рассматриваемый параграф мы резюмируем мыслью о том, что в жизненном стиле современной молодёжи появились новые доминанты:

• фрагментарность, мозаичность социокультурных практик;

• ориентированность на вещный интерьер традиции и поставленные культурные инсценировки;

• вынужденная визуальная всеядность;

• игра в пост-информационном пространстве;

• репрезентация действительности.

Второй параграф «Социокультурные характеристики жизненного

стиля современного поколения российской молодёжи» посвящен, как

следует из названия, детальному анализу характеристик жизненного стиля

современной молодёжи, а также рассмотрению специфики и результатов

воздействия каждой из них на жизнедеятельность поколения. В первом

пункте «Фрагментарность, мозаичность социокультурных практик»

рассматриваются, во-первых, предпосылки данной особенности жизненного

стиля современной молодёжи, которые заключаются в относительно новых

для нашей страны культурных моделях, возникших в связи с историческими

особенностями. Во-вторых, рассматриваются основные «поставщики»

великого множества культурных/субкультурных течений и стилей - Запад,

являющийся основным «трендсеттером», законодателем моды в музыке,

молодёжных стилях, и связанных с ними продуктах потребления, и Восток

интегрирующийся посредством религиозных течений и околорелигиозных

практик в современную русскую культуру. В-третьих, речь идет о

формировании новых категорий молодёжи, как-то: «рассерженный

горожанин» - термин, относящийся, преимущественно к жителям

мегаполисов, выходящим на митинги и ведущим дискуссии в интернете на

18

острые социально-политические темы; «креативный класс» - материально обеспеченные, образованные молодые люди, обладающие творческими профессиями и разделяющие идеи либеральной оппозиции и пр. Отмечается, что данные категории граждан появились не вследствие влияния западных тенденций, восточных веяний или исконно-русских исторических факторов, а по причине сложившихся в определенное время в определенном месте социально-политических обстоятельств.

Второй пункт «Ориентированность на вещный интерьер традиции и поставленные культурные инсценировки» посвящен одноименной доминанте жизненного стиля современной молодёжи и начинается с основной предпосылки рассматриваемого явления, которая заключается в мысли о том, что в постперестроечной России не приживается ни одна культурная традиция. На данном историческом этапе в нашей стране царит «вещный интерьер» - полная эклектичность в культурных концепциях. Так, универсальная иерархия культурных традиций замещена концептом множественности репрезентационных систем. Здесь мы констатируем, что современное поколение молодёжи в России, в силу сложившихся социокультурных условий в стране, ориентировано на вещный интерьер традиции и на презентуемые повсеместно культурные инсценировки. Мы также высказываем суждение, заключающееся в мысли о том, что в сегодняшней молодёжи необходимо взращивать субъективность в соответствии с культурной традицией. На данном историческом этапе в нашей стране этого не происходит, но на наш взгляд, из анализа общественного поведения молодых в ходе социально-политических событий 2011-2012гг., следует, что мы постепенно двигаемся к тому, чтобы в качестве культурной традиции представить гражданственность - нравственную позицию, выражающуюся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

19

Третий пункт «Вынужденная визуальная всеядность» содержит описание предпосылки данной доминанты, которая заключается в мысли о том, что современное общество вполне справедливо можно именовать обществом визуальной культуры. Этот факт также служит одной из предпосылок к развитию у современного молодого поколения клипового сознания (клипового мышления). Суть клипового мышления состоит в быстром переключении между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное его достоинство - большая скорость обработки информации. Побочным же эффектом такой способности является рассеянность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов.

Из вышеописанной особенности современного поколения молодёжи плавно вытекает следующая - упрощение мира до образа. Современное поколение молодёжи «знакомится» с положением вещей в стране и мире посредством разного рода спектакулярных моделей. Быстро, наглядно и доступно - так изучаемое поколение предпочитает получать преподносимую информацию.

Четвертый пункт «Игра в постинформационном пространстве»

раскрывает вопрос особенности современного общества, которая заключается не только в превалировании визуальной культуры, но и в доминировании постинформационного пространства. Об этом свидетельствует и одновременно из этого следует тот факт, что сегодня основной инструмент производства и продукт, который получается - это добытая и переработанная информация.

Переработанная информация, по сути, является формой репрезентации реальности. Именно поэтому современное поколение молодёжи зачастую имеет занятость в областях, связанных с переработкой и добычей информации. Эти молодые люди успешно справляются с задачами, которые им ставит пост-информационная среда.

Далее речь идет о том, что помимо вышеописанного, в постинформационном обществе меняются ощущения пространства и времени.

20

Эта мысль рассматривается сквозь призму концепции «глобальной деревни», где, по мнению М. Маклюэна масс-медиа лишают людей ощущения места. Следуя мысли Маклюэна, у людей по причине быстрой скорости обмена информацией и возможности онлайн-общения появилась возможность максимально быстро реагировать на ситуацию в мире. Пространство между людьми буквально «стирается»11.

Так, чертами пост-информационного общества являются стирание пространства и уничтожение времени, а также размытие понятий «онлайн» и «офлайн». Игра в пост-информационном пространстве - одна из доминирующих черт социо-культурного бытия современного поколения молодёжи.

В пятом пункте «Репрезентация действительности» мы обращаемся к суждениям Ги Дебора, по мнению которого в обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей.

По мысли Ионина, социальный организм основывается на взглядах, убеждениях, мнениях, изменение которых влечет за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Но учитываются не всякие мнения, а мнения, так сказать, агентов изменений. Это - идеологи, функция которых состоит в изменении господствующих мнений и, следовательно, в изменении общества.12 В современном мире в контексте репрезентации реальности молодёжного поколения, такими агентами изменений являются лидеры мнений, которые, как правило, представлены кумирами молодежи, популярными «звёздами» кино и шоу-бизнеса, авторитетными и интересными молодым людям личностями. По этой технологии, к примеру, для политической агитации или для пропаганды защиты окружающей среды приглашаются рок-звёзды, знаменитые актеры, а также телевизионные персонажи, которые, как минимум, визуально известны молодому

" Маклюэн М. Понимание Медиа. М.: Кучково поле, 2011. -464 С.

12 Ионин JI. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,

2004, —70 С.

поколению. Далее рассматривается ещё одна не менее важная на сегодняшний день разновидность репрезентации реальности - виртуальная реальность. По словам Ионина, под виртуальной реальностью сегодня понимается «любого рода репрезентации реальности, не имеющие физической субстанции..., всё, что создано и существует, не будучи актуализированным в физическом мире».13 С точки зрения классической социологии знания Маркса и Мангейма виртуальная реальность есть отражение актуальной реальности социальных отношений. Понятие виртуальной реальности довольно часто используется при описании жизненного стиля молодёжи, подразумевая зависимость от компьютерных онлайн-игр, интернета и т.д. Возможность вхождения в роль компьютерного персонажа дает игроку уверенность в себе и весь спектр ярких эмоций. В частности этим обусловлено предпочтение виртуальной культуры многих молодых людей культуре объективной. Затем мы обращаемся к феномену самопрезентации и рассматриваем его в контексте исторического прошлого нашей страны.

Третья глава «Спектакулярность: основание социокультурных практик молодёжи в рамках современной российской действительности» посвящена анализу тенденции современного общества, которая заключается в том, что молодёжь максимально успешно усваивает спектакулярные формы подачи информации (например, перформансы) и предпочитает виртуальную модель общения (например, социальные сети).

В первом параграфе третьей главы «Спектакулярность как социокультурный феномен современности» мы проводим критический анализ феномена спектакулярности, изучаем историко-культурные корни понятия, рассматриваем традиции в исследовании феномена, формулируем собственное определение спектакулярности.

Мы выделяем несколько особых типов спектакулярности: способствующий концентрации внимания и своеобразному погружению

13 Там же. - С. 397

внутрь произведения; карнавальный; перформативный; детерминирующий спорт, моду, политику.

Какого бы вида ни была спектакулярность, она отсылает к материальной оболочке зрелища (декорации, картинка, музыка, танцы и пр.), но в большей степени подразумевает то воздействие, которое все эти эффекты оказывают на зрителя. Это понятие лишь отчасти синонимично визуальности и подразумевает комплексное взаимодействие между зрителем и зрелищем. Отличительной её чертой является постановочность, которой она отличается от спонтанной зрелищности, к примеру, природных явлений.

Так, мы приходим к следующему определению спектакулярности. Спектакулярность - социокультурный феномен, основанный на эффектном зрелище, неотъемлемой чертой которого является постановочность. Он вбирает в себя весь комплекс визуальных эффектов, но обладает собственной, не всегда контролируемой и предсказуемой значимостью.

Опираясь на проведенный анализ тенденций и результаты изучения специфик спектакулярности как современного культурного феномена, во втором параграфе данной главы «Культурные практики современной российской молодёжи: спектакулярный контекст» мы посчитали возможным разработать собственную классификацию культурных практик современного поколения российской молодёжи. Так, опираясь на многообразие форм и границы проявления изучаемого нами культурного феномена, мы выделяем три вида социокультурных практик, в которых проявляется спектакулярность жизненного стиля современной молодёжи: виртуально-дигитальный, хеппенингово-досуговый и протестно-площадный.

Анализируя виртуально-дигитальный вид практик, мы рассматриваем следующие его разновидности: компьютерные и многопользовательские онлайн игры (наиболее массовая и популярная форма развлечений, тесно интегрированная в повседневность и представленная в наиболее современной технологической форме); самостоятельное производство цифрового продукта (связано с развитием технологий цифровых фото- и видеокамер в

23

сопровождении программного обеспечения и руководств для пользователей); активность молодёжи в социальных сетях (востребованы у молодёжи за счет большого количества возможностей, помимо основной функции этого вида активности в интернете - собственно, общения с людьми со всего мира); мобилизация посредством интернета (при условии использования интернета в качестве информационной и коммуникационной площадки, на которой зарождаются и развиваются разномасштабные события, берущие начало в обсуждениях и комментариях участников и оседающих в онлайн-реальности в качестве различных цифровых форм).

Хеппенингово-досуговый вид практик мы рассматриваем на примере хеппенингов, перформансов, флэш-мобов и прочих театрализованных действий. Мы подробно рассматриваем каждую из перечисленных форм, даем определение, а также обозначаем их различия и схожие характеристики. Основное и общее качество перечисленных спектакуляций, на наш взгляд, заключается в том, что они дают участнику возможность самореализоваться, осмыслить окружающую действительность и попробовать себя в различных амплуа, прожить несколько жизней внутри своей жизни.

Для анализа форм протестно-площадных практик мы обратились к лозунгам протестующих. Мы посчитали важным уделить особое внимание культурной обусловленности лозунгов, которая шире, чем исключительно жажда справедливости. На основании разделения лозунгов на условные группы, вызывающие однозначное понимание и простые ассоциации, мы создали классификацию социального протеста молодёжи. К первой группе мы отнесли лозунги, отражающие одну главную мысль - требование «За честные выборы», ко второй - лозунги, свойственные российскому виду хеппенинга под названием «монстрация» (гипертекстовое мышление, игра смыслов и языковых форм), и к третьей группе мы отнесли противников существующей власти, которые, держась за руки, образовали так называемое «Белое кольцо».

Третий параграф третьей главы «Дискурс справедливости современной российской молодёжи: следствие интернет-моды или пробуждение национальной особенности?» посвящен углубленному анализу протестного поведения современных молодых людей. Высказывается мнение о том, что у изучаемого поколения в данный момент времени происходит разрушение прежних установок, и фокус их внимания смещается в сторону гражданской активности. При этом, делается вывод, что общественное поведение молодёжи в свете предвыборных событий 2012 года вылилось в реальность из интернета. В данном параграфе мы рассуждаем на тему - могут ли события столь глобального масштаба как политические митинги в рамках целой страны быть проекцией интернет-событий. И постулируем безусловную важность роли интернета в мобилизации современной молодёжи и побуждению к гражданской активности, и, в том числе, к протестной деятельности.

Четвертый параграф третьей главы «Спектакулярная активность как форма проявления социальных чувств современной российской молодёжи» начинается с рассмотрения социальных чувств современных молодых людей, проводится анализ преобладающих в большей степени социальных чувств (социальная справедливость, ответственность и солидарность), рассматриваются их предпосылки. Указывается на тот факт, что данные социальные чувства молодёжи находят вполне закономерное проявление. Молодёжь заявляет о своих чувствах открыто с помощью организации или участия в различных общественных акциях посредством форм репрезентации, востребованных в ситуации прямой уличной демократии.

Затем обозначаем и анализируем современные общественные модели проявления социальных чувств молодёжи (протесты, митинги, спектакулярные формы), подкрепляя каждую модель актуальными примерами из российской современной действительности, и находя каждой из них теоретико-философское и культурологическое обоснование.

25

В заключении подведены итоги, намечены перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Хомякова Е. И. «Поколение У» в контексте социального взаимодействия в современном обществе / Е. И. Хомякова // Известия Томского политехнического университета. 2011. - Т. 319. - № 6. - С. 153-156.-0,3 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

2. Хомякова Е. И. Социальные чувства современной молодёжи: рефлексия в рамках российской общественно-политической действительности / Е. И. Хомякова // Вестник науки Сибири. - 2012. -№4 (5). - С. 235-239. - 0,4 п.л.

3. Хомякова Е. И. Дискурс справедливости современной молодёжи: следствие интернет-моды или пробуждение национальной особенности? / Е. И. Хомякова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - С. 310-313.-0,3 п.л.

4. Хомякова Е. И. Самореализация личности, ее формы (интерпретация в границах молодёжной субкультуры) / Е. И. Хомякова // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - С. 182-185. - 0,4 п.л.

Подписано к печати 21.11.2013. Формат 60x84/16. Бумага «Снегурочка». Печать XEROX. Усл. печ. л. 1,51. Уч.-изд. л. 1,37. Заказ 1309-13.Тираж 100 экз.

ИЗДДТЕЛЬСТВ^Р'ТПУ. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru

 

Текст диссертации на тему "Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ"

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

На правах рукописи

04201456170

Хомякова Екатерина Ивановна

Спектакулярность как доминирующая черта современного жизненного стиля российской молодёжи: социально-философский анализ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель^ Колодий Н.А., д.ф.н., профессор

Томск - 2013

ч

Оглавление

Введение.............................................................................................3

1. Современное поколение молодёжи в контексте поколенческого социокультурного анализа.............................................................16

1.1. Концептуальные возможности поколенческого социокультурного анализа....................................................................................16

1.2. Культурно-антропологический портрет современного поколения российской молодёжи.................................................................................24

2. Жизненный стиль современного поколения молодёжи............................31

2.1. Феноменология жизненного стиля..........................................................31

2.2. Социокультурные характеристики жизненного стиля современного поколения российской молодёжи..................................................41

2.2.1. Фрагментарность, мозаичность социокультурных практик...........41

2.2.2. Ориентированность на вещный интерьер традиции и поставленные культурные инсценировки.................................47

2.2.3. Вынужденная визуальная всеядность......................................50

2.2.4. Игра в постинформационном пространстве..............................54

2.2.5. Репрезентация действительности..........................................59

3. Спектакулярность: основание социокультурных практик молодёжи в рамках современной российской действительности.............................63

3.1. Спектакулярность как социокультурный феномен современности......63

3.2. Культурные практики современной российской молодёжи: спектакулярный контекст...........................................................75

3.3. Дискурс справедливости современной российской молодёжи: следствие интернет-моды или пробуждение национальной особенности?.................................................................................................84

3.4. Спектакулярная активность как форма проявления социальных чувств современной российской молодёжи.............................................93

Заключение.....................................................................................115

Список использованной литературы......................................................121

Введение

Актуальность и проблемное поле исследования

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, противоречивостью в понимании сущности театральности, инсценировки и всего комплекса постановочных визуальных эффектов, детерминирующих современную действительность, а также неоднозначностью оценок стратегий их реализации. Причём, именно манифестация в политической, социальной, арт-художественной жизни общества трактуется двояко. Для ряда социальных теоретиков это активизм, проявляющийся самым эффективным образом в открытом публичном пространстве. Для других - это симптом кризиса политического истеблишмента, поскольку он разворачивает любую активность в сторону увлекательного зрелища, снижая накал протестного настроения. Выяснение особенностей этого активизма прояснит, несомненно, и сущность этого явления и особенности современного контекста.

Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что постановочным эффектам в политической, социальной, культурной сферах противостоит способ ухода от зрелищности, и следствия этой борьбы и противостояния являются абсолютно непредсказуемыми и интересными для изучения.

В-третьих, во всех формах современного театрализованного протеста активно участвуют молодые люди. Развитие общества и динамика культурных процессов напрямую связаны со сменой поколений, сформировавшихся в различных социально-культурных контекстах. По мнению испанского мыслителя X. Ортега-и-Гассета, именно поколение есть единица глобальных исторических перемен [115]. Для анализа перспектив и оценки ближайшего будущего России крайне важны характеристики современного поколения молодых людей, поскольку именно им придётся в будущем определять направления социокультурного и духовного развития страны. Молодёжь являет собой субъект

формирования новых социокультурных форм и моделей; может сыграть важную общественную роль, являясь потенциально-активной группой; начинает представлять собой значительную часть развивающегося общества, включённого в глобализационные процессы.

При этом нельзя игнорировать тот факт, что молодёжь является носителем обновлённых систем представлений, ценностей, социокультурных знаний и норм. В формировании этих представлений большое значение имеют установки старших представителей той социальной среды, в которой выросли молодые люди. Однако существует внешний контекст, благодаря которому молодые люди могут критически переосмысливать те идейные постулаты, носителями которых являются, в частности, их родители, и формировать собственное миропонимание. Так, возникновение каждого нового поколения ведет к смене норм, ценностей и моделей социокультурного взаимодействия. Актуализируется проблема управления этим процессом.

Важным фактором является нарастающее социокультурное отчуждение, конфликты, взаимное недовольство социума и отдельно молодёжного сегмента. Это требует глубокого теоретического осмысления, основанного на изучении специфических характеристик конкретного поколения.

Для успешной интеграции молодёжи в социокультурную среду необходимо разработать систему, содержащую формы и методы, адекватные той эпохе, к которой относится данное поколение. Очевидно, что использование прежних инструментов интеграции нового поколения молодёжи, воспитанного совсем в другую эпоху, не будет эффективным. При этом любое управление должно основываться на объективных закономерностях в поведении управляемого объекта. А это, в свою очередь, актуализирует проблему изучения жизненного стиля, доминирующих социокультурных моделей, ценностей, жизненных целей и предпочтений изучаемого поколения молодёжи. Соответственно, необходимо изучать качественные характеристики современного поколения молодёжи, выявлять основные доминанты его жизненного стиля, и, в частности, предпосылки социокультурного аспекта бытия.

Степень разработанности проблемы

На данный момент существует множество работ на тему, которую в целом можно обозначить как «молодёжь и общество». В них зачастую рассматриваются вопросы гражданского поведения молодёжи, ценностные приоритеты молодых людей, причины девиации, приверженность какому-либо социокультурному течению и т. д.

Поколенческий подход изучения молодёжи в своих трудах использовали многие философы и социологи. В частности, поколениям были посвящены работы Дж. Вико, Г. Гегеля, И. Канта, Э. Дюркгейма. Традиции поколенческих исследований разных стран во многом схожи, они начали формироваться после Первой мировой войны (с появлением работ К. Мангейма и X. Ортега-и-Гассета, а также Э. Шпрангера и Л. Фон Визе) и были развиты и видоизменены в Европе и США в 1960-1970-х в процессе активного изучения феномена «молодёжного бунта» и «межпоколенческого разрыва» (М. Мид, П. Нора, К. Аттиас-Донфю, Д. Берто и И. Берто-Вьям).

Концепция конфликта поколений отражена в трудах Д. Белла, Т. Розака, Э. Фромма. Поколенческие модели социальной адаптации исследовали Ш. Эйзенштадт и Ф. Боас. Американские ученые Н. Хоув и У. Штраусе разработали теорию поколений, успешно используемую сегодня специалистами в разных областях знаний - от культуры до политики.

В России попытки научного осмысления поколения как социокультурного феномена стали возникать относительно недавно. В начале XX века подобные попытки уже предпринимались участниками ОПОЯЗа, когда, в частности, В. Шкловский предлагал ввести в поколенческий дискурс разделение на «современников» и «синхронистов». Среди современных российских исследователей, занимающихся поколенческим анализом можно выделить Т. Шанина, изучающего инструментальные возможности поколенческих градаций, и Ю. Леваду, исследующего демографическую и историческую составляющую поколений, а также Б. Дубина, изучающего социокультурные границы понятия. Данная проблематика также не раз привлекала внимание Н. Коровицыной, И.

Савельевой, А. Полетаева, В. Семеновой, М. Чудаковой - отечественных исследователей в области социокультурных практик.

Проблеме жизненного стиля молодёжи также посвящено довольно большое количество литературы. Подходы к изучению понятия стиля жизни в западной теории представлены концепциями Г. Зиммеля, М. Вебера, Т. Веблена, а также феноменологическим направлением А. Шюца, Т. Лукмана и П. Бергера. Вопросы стиля жизни в контексте «индустриального» - «постиндустриального» общества рассмотрены в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Фромма и Ж. Фурастье.

Среди отечественных исследователей мы хотели бы выделить Вал. А. Лукова, который рассматривает проблемы теоретического осмысления стилей жизни молодых людей. В частности, автор постулирует многообразие стилей жизни молодёжи по принципу классового расслоения, присутствующего в молодёжной среде. Из сути классового подхода Луков выделяет необходимость видеть латентную связь классовых признаков со стилями жизни молодёжи. Одной из групп по основанию классовой принадлежности Луковым выделяется студенчество [97].

Еще один ведущий отечественный исследователь в области теории молодёжи Е. Омельченко проводит анализ жизненного стиля молодёжи в профессионально-трудовом контексте и выделяет четыре типологических группы, отражающие некие доминирующие черты стилей жизни современной молодёжи: «карнегианцы» (особенность жизненного стиля в чётком представлении об успехе и артикуляции целей), «отцы семейства» (стиль жизни отличается стремлением к стабильности и постепенной, пошаговой реализации жизненных планов), «геймеры» (доминанты жизненного стиля - антикарьеризм и отстраненность от формальных представлений об успехе), «домашние хозяйки» (доминанты жизненного стиля - приоритет семейных ценностей и замкнутость на домашний круг). По мнению Е. Омельченко, разные группы молодёжи значимо отличаются друг от друга по признаку жизненного стиля, направленность которого зависит, в частности, от доступности культурных ресурсов (прежде всего - уровня и качества полученного образования) и стратегий их реализации [112].

Неудивительно, что проблема жизненного стиля молодёжи зачастую поднимается в литературе, посвященной молодёжным субкультурам. Так, Т. Исламшина, О. Максимова и А. Салагаев, как и предыдущий исследователь, говорят о многообразии жизненных стилей молодых людей. Посредством исследования различий этих стилей авторы определяют молодёжные культуры [72]. Западные исследователи молодёжных субкультур Bug J. и Karmasin М. жизненный стиль молодёжи определяют как форму реализации субкультурной принадлежности. Также в западных источниках встречаются исследования (Grell Р.) на тему стремления молодых людей посредством стиля жизни обеспечить себе независимость. Стиль жизни в таком случае является формой бытия, позволяющей концентрироваться на межличностном общении, получении удовольствия от повседневных радостей, минимально связанных с социокультурными обязательствами, свойственными развитым социальным институтам [145]. Строго говоря, здесь жизненный стиль молодёжи формируется исходя из характера осмысления и переконструирования социокультурных условий бытия, повседневности [99].

Суммируя вышеизложенное, мы констатируем, что в научной литературе жизненный стиль молодёжи рассматривается в контексте классового расслоения, профессионально-трудовых притязаний и субкультурных моделей, а также характера повседневности.

Общие характеристики жизненного стиля современного поколения российской молодёжи рассматривает отечественный культуралистски-мыслящий исследователь Е. Шамис в своем проекте «RuGenerations», посвящённом исследованиям и практике применения Теории Поколений (Generation Theory) в России [147]. Характеристики жизненного стиля современного поколения молодёжи также исследуются российским ученым J1. Паутовой [113]. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в течение двух лет параллельно с JI. Паутовой проводил исследования молодёжи в возрасте от 16 до 25 лет в 2008-2010 гг. [126]. Авторы данных исследований подробно описывают социокультурные характеристики данного поколения и присущего ему жизненного стиля.

Тема спектакулярности как доминирующей черты жизненного стиля сегодняшней российской молодёжи практически не рассматривается в культурологической и философской литературе. Некоторые современные исследователи, например, А. Зайцева, изучают спектакуляризацию в контексте протестной политической активности. Как правило, протестная деятельность присуща представителям молодёжной аудитории, что отчасти затрагивает тему нашей работы. Но, тем не менее, философской и культурологической информации крайне мало для глубокого анализа феномена спектакуляризации в рамках жизненного стиля современной молодежи.

Помимо этого, сам феномен спектакулярности также не проработан подробно. Однако, смежным феноменам - театральности, карнавалу, игре, перформансу, основой которых является именно спектакулярность, - посвящено великое количество философских трудов.

Театральность, её роль и влияние на общество рассматривали такие авторы как У. Бек, Ф. Бенетон, Ф. Бэкон, И. Гофман, В. Грехнёв, А. Камю, Г. Маркузе, О. Кордобовский, В. Кутырева, А. Филиппова.

О. Финк занимался изучением игры в контексте философской антропологии. Х.-Г. Гадамер изучал игру в качестве основы искусства. Основу для рассмотрения феномена игры как культурологической проблемы заложил Й. Хёйзинга в книге «Человек играющий».

Явление и феномен карнавала детально изучал М. Бахтин. Ч. Дженкс и И. Хассан впоследствии изучали существование феномена карнавала в обществе постмодерна.

Изучением перформанса как спектакулярной модели и жизненной практики занимались философы (Г.-Г. Гадамер, Л. Иригаре, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, В. По дорога, Ж.-П. Сартр, Э. Сиксу); авторы трудов по семиотике (Р. Барт, Ю. Лотман, В. Руднев, У. Эко); мыслители эстетики постмодерна (И. Ильин, О. Калабрезе, В. Курицын, Ж.-Ф. Лиотар, Н. Маньковская); искусствоведы (Б. Гройс, Е. Деготь, С. Зонтаг, М. Каган, В. Савчук).

Материалы по перформативной тематике, являющие собой актуальный на сегодняшний день и соответствующий современному социокультурному фону страны анализ действительности в рамках перформативного дискурса, авторами которого являются как сами производители спектакулярных форм, художники, перфомансисты, так и критики, широко представлен практикой «Художественного журнала».

Феномен спектакля и, как следствие, процесс спектакуляризации общества, подробно описывал французский философ Ги Дебор. Он представлял спектакулярность в качестве способа воздействия господствующего класса на остальные социальные слои путем создания коллективных иллюзий, отвлекающих угнетённый рабочий класс от активного участия в классовой борьбе. Согласно Дебору зрелищность - основа спектакулярности - навязывается обществу. Ж. Бодрийяр в своей работе «В тени молчаливого большинства», напротив, постулирует мысль о том, что массы жаждут зрелища и воспримут всё зрелищное, что им предложат [24].

Ги Дебор рассматривает спектакулярность, а вместе с ней понятия инсценировки, эстетизации и опосредования коммуникаций человека с окружающей действительностью. В его работах данные феномены предстают в качестве исключительно негативных процессов, ведущих к социальному и личному отчуждению. Подобные вопросы рассматривают американские авторы Б. Джозеф Пайн II и Джеймс X. Гилмор в своей работе «Экономика впечатлений» [118], где впечатления, полученные посредством феноменов, критикуемых Дебором, предстают не столько особенностью стратегий современной медиа-индустрии, сколько кардинально новым общественным явлением, воздействующим на социокультурную трансформацию всего современного общества. Критическая традиция, основанная на отрицании театрализации современного общества, была также свойственна предшественнику Дебора -немецкому философу В. Беньямину, который ввёл в философский дискурс понятие «эстетизации». Феномен эстетизации употребляется автором в исключительно негативном социокультурном ключе. По мысли Беньямина, это

взгляд на социокультурную и политическую действительность сквозь призму искусства, заключающегося в традициях, ритуалах восприятия мира и социокультурного взаимодействия. Особо негативные (суггестивные, манипулятивные и, как следствие, тоталитаристские) характеристики эстетизации Беньямин вводит с понятием «ауры». Так