автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Специфика средств передачи социального опыта (на примере искусства)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шуклин, Владимир Васильевич
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ЕГО УРОВНИ
Глава П. ДШВНАЯ ПЕРЕРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВАХ.
Глава Ш. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ИСКУССТВЕ.
Глава 1У.ПЕРЕДАЧА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ОБЩЕСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Шуклин, Владимир Васильевич
Формирование нового человека и связанный с ним процесс духовного развития личности является одной из важнейших задач коммунистического строительства. На это особо указывалось Hai ХХУТ съезде КПСС и на предыдущих съездах, на Пленумах ЦК КПСС, в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года. Июньский 1983 года Пледум ЦК КПСС был посвящен исключительно вопросам идеологической работы в современных условиях, на котором были определены главные задачи партии в ее организации и совершенствовании.
Всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого со-. т ' циажзма" , - отмечалось на Пленуме. Важнейшей детерминантой процесса формирования человека коммунистического 'общества, развития и обогащения всех сфер его жизнедеятельности на подлинно человеческой основе является совершенствование средств передачи богатства социального опыта с целью активного использования его в практике коммунистического строительства.
Классика марксизма-ленинизма всевда придавали большое значение этому вопросу. В.И.Ленин писал: "Мы должны стараться поспевать за ними (событиями - В.Ш.), подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте . Мы должны делать это постоянное дело публицистов - писать историю современности и стараться писать ее
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с.5. так, чтобы наше бытописание приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям - пролетариям там, на месте действия, - писать так, чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее I прочные результаты.
Искусство традиционно рассматривается как форма общественного сознания, как специфическое общественное явление, как вид деятельности. Однако оно может быть представлено и как одно из . средств накопления, сохранения, передачи и обогащения социального опыта. Как средство оно имеет двойственную природу, с одной . стороны, отражает и передает объективно складывающийся в общест-. венном бытии социальный опыт, с другой - ориентировано для достижения субъективных целей, которые отражаются в общзственной по- . требности. Возрастающая роль искусства на данном этапе строительства нового общества проявляется в активном освоении им социального опыта, в расширении сферы и способов его передачи. "Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете - все это неисчерпаемая область художественных поисков"2, - отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС. Совершенствующиеся средства передачи в разнообразных жанрах искусства, в современных способах тиражирования и деятельности социальных институтов, направленных на художественное образование и воспитание способствуют внедрению "художественных начал" в жизни человека и общества, "чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты"3.
1 Л е н и н В.И. Полн. собр. соч., т.9, с.208.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.62.
3 Там же.
Социализм впервые в истории создает действительные предпосылки для организации деятельности и отношений между людьми на подлинно человеческих основах, в том числе и благодаря приобщению к искусству самых широких масс, искусству, которому свойственна глубокая идейность, коммунистическая тенденциозность и эстетическая выразительность. ". По мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма"1.
Актуальность данной темы объясняется и идеологическими причинами. На Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС обращалось особое внимание на то, что современный период "отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца щшшардов лвдей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах,, о его мирной политике до широчайших масс во всем мире. Не менее важно умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду. Нам нужна хорошо продуманная единая сиср тема контрпропаганды - динамичная и эффективная. Искусство как средство активного воздействия на общественное сознание способно
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.20.
2 Там же, с.7. утверждать, отстаивать и противопоставлять буржуазному социальный опыт , накапливаемый в практике коммунистического строительства. Поэтов .не ослабевает потребность в укреплении марксистской платформы в исследовании социальной природы искусства путем многоаспектного его изучения.
Исследование данной темы тесно связано с разработкой К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистических взглядов на общественное предназначение искусства, соотношзние материального и духовного производства, относительную самостоятельность последнего и способность активно воздействовать на общественное бытие в "Немецкой идеологии", в "Капитале", "Эконсмическо-философских рукописях 1844 года", в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, письмах Ф.Энгельса И.Блоху, Г.Штаркенбургу, К.Шмидту, Ф.Мершпу и др. Развитие В.И.Лениным теории отражения, социальной обусловленности искусства, принципа партийности и др. направлено на укрепление связи исзусства с жизнью. О литературе будущего он писал в частности: "Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопической форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)"^.
Тенденция к рассмотрению искусства как средства передачи социального опыта наблюдается в работах М.М.Бахтина, А.Ф.Еремеева, Л.А.Закса, Б.П.Иванова, М.С.Кагана, А.А.Карягина, Ю.М.Лотмана, Л е н и н В.И. О литературе и искусстве 1957, с.46.
-М.: 1ЖЛ,
ВЛ.Лукьянина, В.М.Малахова, М.Е.Маркова, С.Х.Раппопорта и др. Основной функцией искусства называет М.С.Каган его способность к расширению "реального жизненного опыта человека опытом воображаемой жизни во имя целенаправленного формирования человеческого сознания и человеческой деятельности"1. Искусство призвано "пополр нять социальный опыт индивида, оно является средством "подтягиз вания его до уровня общественно-нео бходимой жизнедеятельности" . Поэтому, пишут другие авторы, "важнейшей задачей искусства является концентрация, систематизация и объективация социально-исторического опыта отношений и отражения, осмысления действительности в его светеЗадача воспринимающего заключается в освоении "чувственно-эмоционального опыта как совокупности многочисленных к отношений".
Исходя из имеющихся уже исследований можно выделить гносеологический, социологический и информационный подходы.
При гносеологическом подходе особенности передаваемого искусством опыта выводятся из специфики художественного способа отражения действительности ("опыт отношений", "лушевный опыт",, "познавательно-оценочный" и др.). Однако, более закономерно по
1 К а г а н М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Л.: Изд.ЛГУ, 1971, с.264-265.
Лукьянин В.П. О социальных истоках индивидуальности художника. - В кн.: Эстетику в жизнь. Свердловск,.1970, с.10. о
Еремеев А.Ф. Ис^сство как вид общения. - В кн.: Эстетику в жизнь. Свердловск, 1973, с.7.
Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972,с.282; Он ж е. От художника к зрителю.-М.: Советский художник, 1980.
Марков М.Е. Иодсство как процесс.-М.: Искусство, 1970, с.272. ставить вопрос о зависимости (определяемое™) средств передачи от богатства и многогранности накапливаемого в общественном бытии социального опыта.Искусство исторически закономерно возникает для передачи тех его сторон,которые непередаваемы другими средствами.
В работах С.Х.Раппопорта,М.Е.Маркова опыт связывается с аксиологическими аспектами человеческого познания. Они различают опыт,передаваемый наукой и искусством,как "опыт фактов" - установление объективных социальных значений и"опыт отношений" - установление личностных смыслов*. Такое разграничение в связи с двумя формами познания несомненно плодотворно в рамках "эстетического" (С.Х.Раппопорт) подхода к искусству, но в то же время весьма условно и априорно. Трудно установить право на монополию каждой из них. В работах Л.С.Мерзона, В.А.Ядова убедительно показывается, что с констатации факта начинается вообще всякое познание, что факт - элементарная форма знания. "Факт - это то, что непосредственно фиксирует субъект, что он видит, наблвдает выделяет в сфере своей деятельности,"и "через посредство факта осуществляется соприкосновение с действительностью"2. Но действительностью являются не только вещи, явления, но и идеи, чувства, отношения. Всякое осознание чего-либо, в том числе и своего отношения, ибо для человека оно "существует как отношение" (К.Маркс), есть факт. Факт и отношение диалектически взаимосвязаны. Факт - это не только независимое от субъекта состояние объекта, вызываемое его отношениями с другими объектами, но и само отношение субъекта к объекту,
1 Р а п п о п о р т С.1. Искусство и эмоции.-М.: Музыка,1972, с.47; Он ж е. От художника к зрителю. -М.: Советский художник, 1978,с.29; Марков М.Е. Искусство как процесс.-М.: Искусство, 1970.с.46.
2 М е р з о н Л.С. Проблемы научного факта.-Л. ,1972,с.34,36.
- 9 т.е. факты могут быть различными.
Наука подчас опирается не на факты действительности, как, например, общая теория относительности А.Эйнштейна. Такие науки принято называть "формальными", в отличие от наук "фактуальных". Искусство для придания достоверности содержанию неминуемо должно обращаться к фактам жизни как к реальным историческим событиям. В.В.Маяковский в поэме "Хорошо" призывал: ". припади и попей из реки по имени - факт". А.М.Горький писал, что литература опирается на факты, что литературный факт есть' "вытяжка" из ряда однородных фактов, он является "типизированным" фактом^.
Факт - это реальность в отношении к субъекту и отношение субъекта к ней. Вместе с тем он объективен как факт объективной действительности. В системе знаний он становится фактом науки, в художественном освоении - фактом искусства. Факты различны как по природе, так и по способу их воспроизведения и функциям в различных формах познания. Накопление фактов - результат исторического развития человеческой деятельности. Не случайно другие исследователи, стремясь выйти за гносеологические рамки определения опыта, связывают его со всей совокупностью человеческой деятельности, что характерно для социологического подхода в работах В.П.Иванова, А.А.Карягина и др.
В.П.Иванов пишет, что "опыт следует рассматривать в рамках человеческого способа бытия, в единстве его деятельно-практических, общественно-исторических и индивидуальных характеристик"2.
Горький A.M. о литературе. - М.: Советский писатель,
1953, с.373. о
Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание -искусство. - Киев: Наукова думка, 1977, с. 132.
Он подчеркивает, что сфера опыта - это "сфера бытия, а не сознания, но бытия практически действукщего и мыслящего субъекта"1. Хотя автор не распивает деятельностной специфики опыта, но примечательна сама попытка постановки и решения проблемы в социологическом аспекте, а так же выявления тех специфических средств,которые позволяют через искусство приобщать человека "практически р ко всей полноте бытия и сумме общественных деятельностей" .
А.А.Карягин, исходя из деятельностной сущности человека, выделяет особый феномен, опосредующий человечески деятельность -"духовный опыт". Он имеет свою структуру, которая, по мнению автора, "включает информационный слой, сферу научного знания, аксиологическую и сферу эстетического как универсальной формы "относиться", "действовать", "формировать материю" по "законам красоты" . Его исследование концентрируется в основном во1фуг эстетического опыта, тех эстетических аспектов, которые способны проявляться во всех видах человеческой деятельности. Поэтому автор основное внимание уделяет рассмотрению искусства как средства развития "человеческой чувственности", "продуктивного воображения", средства гармонизации социального поведения личности. Однако* искусство передает не только эстетический опыт, но, хотя и опосредованно, опыт нравственный, политический и в известном
Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание -искусство. - Киев: Наукова думка, 1977, с.133. •
2 Там же, с.216. о
Карягин А.А. Некоторые актуальные проблемы социологического изучения искусства. - В кн.: Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1978, с. 14. смысле даже опыт практический. Следовательно, принцип деятельности может быть и должен использоваться гораздо шире, что позволит более содержательно представить средства передачи его и способы включения в реальную жизнедеятельность.
Информационный подход к данной проблеме связан в большей мере с рассмотрением искусства в системе культуры. Ю.Лотман, Б.Успенский определяют сущностное свойство культуры - ее способность "концентрировать человеческий опыт". Культура рассматривается как "механизм по организации и хранению информации в сознании коллектива", как "сумма ненаследственной информации"1. По сути дела напрашивается заключение о сходстве понятий опыт и информация. Аналогичный подход находим у Л.А.Закса, где эта тенденция обнаруживается наиболее явственно. Поскольку "объективное содержание соо циального опыта й социальной информации совпадает" , - пишет автор, - то можно рассматривать их как тождественные. В дальнейшем, выделяя прагматический и суперпрашатический уровни социального опыта как информации, он анализирует искусство как специфический способ его сохранения.
Эти в наиболее общей форме наметившиеся подходы к анализу искусства как средства сохранения и передачи социального опыта свидетельствуют о том, что его исследование не может сейчас обойтись без понятия социальный опыт, а само оно как средство переда Л о т м а н Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры. - Труды по знаковым системам. Ученые записки
Тартуского университета. Вып.284, 1971, В 5, с,146. р
3 а к с Л.А. Ис^сство как феномен цулыуры; Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Свердловск, 1971, с.8. чи. Это позволяет глубже всщшть процесс возрастания искусства в современный период, превратить его в "духовную производительную силу" (К.Маркс) общества. В то же время марксистское решение этого вопроса способствует преодолению созерцательности, эстетизма в отношении к искусству, а так же буржуазного позитивизма и прагматизма.
Отметим, что само понятие опыт применительно к искусству специально не разрабатывалось, не давалась его дифференциация и оно употреблялось в самых различных вариантах: "жизненный опыт", "опыт воображаемой жизни" в искусстве, "социальный опыт", "социально-исторический", "чувственно-эмоциональный", "познавательно-оценочный", "духовный опыт", "душевный опыт", "опыт отношений", наконец, просто "опыт".
Поэтому приходится прежде всего опираться на работы собственно философского плана таких авторов, как А.Н.Аверин, В.Ф.Асмус, Ю.М.Бородай, Б.Э.Быховский, И.П.Емельяненко, В.П.Иванов, " П.В.Корнеев,. В.А.Лекторский, И.С.Нарский, Т.И.Ойзерман, В.В.Павлов, В.Г.Панов, С.И.Попов, М.Н.З^гткевич и др. >Историческому аспекту материалистического и идеалистического толкования понятия , ошт посвящены работы В.Ф.Асмуса, Ю.М.Бородая, В.П.Вранского, И.Г.Петрова и др. Анализируя работы указанных авторов приходится отметить не только серьезные продвижения в разрешении проблемы, но и известную однозначность подхода к ней. Уже сложилась устойчивая традиция определять опыт, подходя с гносеологических позиций. "Опыт выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно "данных" познавдему субъекту"1. Опыт есть
1 Философская энциклопедия. - М., 1967, т.4, с. 169. данные ощущений и восприятий человека. Знание, полученное непосредственно на основе данных ощущений и восприятий, носит название опытного"1. Чтобы расхить роль искусства в передаче социального опыта как средства сохранения и развития общественно необходимой жизнедеятельности, необходимо раскрыть опыт так же в социологическом аспекте. Искусство не только занимает специфическое место в познавательном отношении, но и призвано удовлетворить потребности в социальной организации деятельности и отношений мезвду людьми исторически выработанными для этого средствами.
Оно способно передать в различной степени все богатство человеческой жизнедеятельности, всю ее историю на различных уровнях. Благодаря ему возможно воссоздать социальный опыт в его живом бытии в каждую историческую эпоху, а также промоделировать в целостной живой плоти прогностический опыт, сделать его достоянием современности, благодаря специфической художественной образной форме передачи. Однако эта задача исследования искусства во многом остается нерегонной. Основная причина коренится в самом подходе, в стремлении исследователей вывести специфику опыта из художественных способов отражения, в то время, как сами они возникают в результате накопления в обществе таких аспектов совокупного социального опыта, которые требуют выработки адекватных средств для сохранения и передачи.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы выйти за рамки гно-сеологизма и обусловленности опыта формой отражения и, исходя из социальной природы искусства, рассмотреть каким образом богатство
Чоенин ILB. Введение в марксистски) гносеологию. -Киев: Неукова думка, 1966, с.166; См. так же с.173-174. социального опыта, объективной основой которого является многогранная деятельность людей в определенных социальных условиях, порождает потребность в искусстве как средстве передачи. Это определило логику и структуру работы. Анализ начинается с определения понятия социальный опыт, а затем исследуются специфические средства его передачи и включения в реальную жизнедеятельность.
Данная цель конкретизируется в ряде задач. Прежде всего необходимо рассмотреть опыт в социологическом аспекте. Опыт формируется в деятельности и одновременно является основой ее воспроизводства и развития, поэтоцу важно подойти к его определению с функциональной стороны, а не с субстанциональной, как он традиционно рассматривается в гносеологии. Все деятельностные проявления человека носят общественный характер и индивидуальны лишь по форме и поэтому в опыте закрепляется общее, социально необходимое. Следует особо обратить внимание на уровни общественной организации функциональных отношений, закрепляющихся в опыте, например, объективно - онтологический, предметно-ситуативный и др.
Социально-организованный опыт передается различными средствами, Очевидно, например,, что практический опыт, затепленный в навыках, привычках, не требует специфических художественных средств передачи. Поэтому необходимо проследить процесс духовной переработки социального опыта, складывавдегося в самой общественной практике, для передачи его искусством.
Третья задача заключается в исследовании структуры социального опыта, которая в процессе духовной переработки не только определяет содержание искусства, но и особенности его функционирования в социальной жизни. Решение этой задачи позволит более глубоко и системно выявить роль искусства в его передаче. Более того структура опыта в известной мере обусловливает жанровое многообразие искусства. Например, нравственный опыт непосредственно или опосредованно передается всем искусством, но для притчи или басни, для дидактических произведений он является решающим.
И, наконец, необходимо раскрыть передачу социального опыта как общественно организованный цроцесс, направленный на удовлетворение общественной потребности в регуляции общественных отношений посредством искусства.
Методология, логика и структура работы. Методологической основой работы являются изложенные в трудах классиков марксизма-ленинизма основные положения диалектико-материалистической философии, получившие дальнейшее развитие в материалах съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, в теоретических работах руководителей партии и государства, в современной советской и прогрессивной зарубежной философии. К ним относятся: определяющая роль материальной деятельности людей по отношению к опыту, обусловленность общественного сознания общественным бытием, связь материальной и духовной жизни общества, относительная самостоятельность духовного производства и его воздействие на общественное бытие. Исходным принципом анализа является принцип единства деятельности и общественных отношений.
Логика работы характеризуется движением от общефилософского оцределения понятия социальный опыт к специфическим способам его духовной переработки и передачи искусством, внедрения в реальную общественную жизнь через многообразие социального функционирования искусства. В соответствии с логикой строится и структура работы.
В первой главе распивается понятие социального опыта и уровни его общественной организации. Во второй - особенности духовной переработки социального опыта и его передачи искусством.
В третьей главе анализируется структура социального опыта, ее влия ние на функции искусства. В четвертой .главе раскрывается специфика общественной организации художественного производства, распределения и потребления, которые обеспечивают процесс передачи и "обмена опытом".
Новизна исследования. Применение принципа единства деятельности и общественных отношений позволяет внести эвристический момент в определение социального опыта в отличие от наиболее часто встречающейся гносеологической его трактовки, помогает раскрыть конкретно-историческое его содержание, классовую и индивидуальную интерпретацию и выявить те аспекты, на передачу которых ориентировано искусство. Второй момент заключается в исследовании самого механизма передачи, опосредованного двойной духовной переработкой и выявлении наиболее общих закономерностей ее. Третий - в определении структуры социального опыта и опосредовании ею социального функционирования искусства в различных: системах отношений, например, между лвдьми, отношений внутри, искусства и др. Четвертый момент состоит в объяснении передачи опыта искусством как общественно организованном процессе в единстве художественного производства, распределения! и потребления.
Методологическая и практическая значимость работы. Разработка данной проблемы имеет методологическое значение для углубленного изучения социальной природы искусства и его общественного предназначения, для раскрытия способов духовного освоения общественно-исторической практики, относительной самостоятельности искусства и его способности активно воздействовать на общественное бытие лвдей, а так же других проблем эстетики и философии.
Теоретическое исследование темы тесно связано с широко развернувшимся в последние годы комплексным подходом к воспитанию строителей коммунизма в свете актуальных и перспективных задач, на что особо указывалось на Июньском 1983 года Пленуме ЦК КПСС. Способы усвоения и внедрения в реальную практически) жизнь общественно необходимого опыта, в том числе и посредством искусства, стоят в русле этих проблем. Посредством таких подходов к исследованию^ собенно явственно обнаруживается возрастающая роль искусства в современный период своими средствами способствующего формированию нового типа личности.
Практическая значимость работы заключается и в том, что на ее основе могут быть разработаны методики по некоторым аспектам эстетического!л художественного образования и воспитания с целью углубленного понимания социальной сущности искусства, методики внедрения "художественных начал" во все сферы жизни человека. Кроме того диалектико-материалистическое решение данной проблемы становится еще одним аргументом в современной идеологической борь
• ООО бе, в противопоставлении действительной социальной содержательности художественных форм и их эстетической выразительности тенденциям "массового искусства", поп - арта, оп -арта и др., а так же в 1фитике современных бцржуазных позитивистских и прагматических направлений в эстетике.
Апробация диссертации. По теме исследования автор выступал на:
- II Уральской школе молодых философов: "Становление активной жизненной позиции строителя коммунизма" (Магнитогорск, 1979).
- Всероссийском координационном совещании "О дальнейшем совершенствовании эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов в свете постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (Свердловск, 1979).
- 18
- Научной конференции, посвшценной IIO-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина "Ленинская концепция истины и современная идеологическая борьба" (Свердловск, 1980).
- Научной конференции "Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов" (Томск, 1980).
- Всесоюзной теоретической конференции "Социалистический образ жизни: проблемы Сибири" (Тюмень, 1982).
- Всесоюзной теоретической конференции "Актуальные проблемы теории художественной культуры развитого социалистического общества" (Москва, 1983).
- На научной конференции Петрозаводской секции Проблемного совета по эстетике "Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования" (Петрозаводск, 1984).
Материалы диссертации отражены в четырех научных публикациях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Специфика средств передачи социального опыта (на примере искусства)"
- 175 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы специфических средств передачи социального опыта требует определения прежде всего самого понятия опыт' в социологическом аспекте. На основе ленинской критики идеалистического понимания опыта в гносеологическом плане были установлены основные методологические принципы его анализа с социологической точки зрения. Ими являются объективность опыта, понимание его как результата взаимодействия субъекта и объекта, обусловленность социального содержания опыта характером общественных отношений.
Человеческая деятельность, в которой формируется социальный опыт, объективна, является основой бытия социальной системы в целом и составляет родовую сущность человека. В результате многообразных взаимодействий субъекта и объекта складываются различные общественно организованные способы деятельности, которые составляют основное содержание социального опыта, Общественные отношения наполняют его конкретно-историческим содержанием.
Общественная организация способов деятельности проявляется на различных уровнях: объективно-онтологическом, предметно-ситуативном, метаэмпирическом, ценностно-нормативном и смысловом. Различные уровни характеризуют способ деятельности как подвижную систему упорядоченных действий, социальных значений и смыслов. От уровня к уровню идет восходящее движение ко все большему раскрытию его социального содержания, к некоторой целостной, конкретно-исторической форме отношения к миру. Каждый уровень в "снятом виде" представляет все последующие и кавдый последующий "пронизывает" , наполняет особым социальным содержанием и смыслом все предыдущие. Социальный опыт представляет некий практически-духовный субстрат проявления социальности в целом и ее многообразия.
- 176
Сохранение социальности во всей ее совокупности, представленной как многоуровневая: организация способов деятельности, требует выработки определенных средств для ее передачи, развития и обогащения. Одним из таких средств является искусство, возникшее в ответ на общественную потребность в сохранении определенных аспектов социального опыта.
Эти аспекты складываются в процессе первичной духовной переработки социального опыта на уровне общественного сознания. Основой первичной духовной переработки является объективная деятельность общества, она же является и критерием ее. Результатом переработки является духовный опыт общества как концентрация целой шкалы социальных значений, как "формула значений", в которой закрепляется не только определенный способ воспроизводства общественного бытия, но и активно выраженное к нему отношение.
Вторичная духовная переработка подчинена законам художественного отражения, творчества и восприятия. Большое значение имеет личный опыт художника и его личностное отношение, тенденциозность, превращающая "форцулы значений" в смысло-выразительные художественные формы. На нее оказывают влияние особенности восприятия мира художником, характеризующиеся целостностью и целостность воплощения социального опыта через "жизненные отношения" (К.Маркс) в художественных образах, имеющих многоуровневую структуру, позволяющую воспроизвести различные уровни социального опыта. Переработка связана с условностью искусства как способом обобщения социального опыта и его художественного воплощения, проявляющаяся во всеобщей метафоричности искусства, спецификой изобразительно-выразительных средств и ориентацией художника на психологию (типологию) восприятия. Критерием вторичной художественной переработки является жизненная правда искусства.
- 177
Поскольку различные виды опыта претерпевают различные способы духовной переработки, то рассмотрена структура, которая определяется структурой деятельности в единстве ее предметных и социальных сторон. Выделен преобразовательный, познавательный, ценностный и прогностический опыт. Каждый из них в той или иной мере передается искусством. Но главное для искусства - раскрытие социальной сущности человека, класса, общества, которые основывают на нем свою жизнедеятельность. Опыт преобразования, познания, ценностных отношений и прогнозирования включается в различные сферы общественной жизни, что проявляется в системе многообразного функционирования искусства в отношении человека к природе, отношениях между людьми, отношении к человеку и отношениях внутри самого искусства. Структура опыта, таким образом, задает многообразие функций искусства. Это позволяет выявить и объяснить действительную связь искусства с практической жизнью, представить его возрастающую роль в современный период как расширение и обогащение функций в обществе, расхить тесную связь развития самого искусства не столько исходя из него самого, но и и з практических общественных потребностей, отвергая при этом буржуазные концепции "чистого искусства" и его независимость от общественного бытия лвдей.
Искусство функционирует в системе общественных отношений, в которых и реализуется воплощенный в нем опыт. Однако, с ним связаны и специфические художественные отношения. Под ними понимаются формы духовного отношения к миру (мироотношения), позволяющие выявить специфику искусства как формы общественного сознания, направленной на отражение определенных аспектов социального опыта и формирующей на этой основе собственный художественный опыт. Художественные отношения - это и отношения, в которых функционирует
- 178 искусство, экстраполируя свой опыт, представленные как различные подсистемы отношений к природе, между лвдьми, к человеку и отношения искусства к самому себе. Становление художественной деятельности как специфической в связи с разделением труда, разделением общества на классы и дифференциацией системы общественных отношений приводит к оформлению специфических общественных художественных отношений. Художественная деятельность направлена на их воспроизводство в единстве художественного производства, распределения и потребления художественной продукции. Каждое из звеньев имеет особую социальную организацию, направленную на сохранение, передачу социального опыта искусством, его внедрение в общественную жизнь в соответствии с конкретно-историческими потреб"* ностями общества. Общественные художественные отношения конкретизируются в общении, которое является стороной, частью художественной деятельности и носит индивидуально-личностный характер. Социальные, психологические, художественные установки художника и воспринимавшего определяют характер общения и приобщения через искусство человека к социальному опыту.
В современных условиях развитого социализма в связи с расширением сфер деятельности, гуманизацией всех общественных отношений накапливаемый социальный опыт все больше наполняется социальным содержанием и смыслом на всех уровнях его организации, создаются условия для всестороннего его духовного обогащения и включения в различные области человеческой деятельности. Возрастающая роль искусства связана с совершенствованием системы художественных отношений, позволяющих развивать многообразные формы и способы художественного освоения социального опыта, его переработку и средства передачи. Они способствуют реализации и расширению функций искусства,их дифференциации и интеграции, направленной на решение
- 179 актуальных задач по духовному развитию личности. Художественные отношения, поставленные под контроль самого общества,позволяют систематизированно, комплексно организовать процесс духовного художественного производства, распределения и потребления художественных ценностей, способствуют решению практических задач по духовному выравниванию советских людей, сближению материальных и духовных аспектов их деятельности, всестороннему и гармоничному развитию личности.
В связи с этим необходимо дальнейшее исследование специфики искусства как средства передачи, развития и обогащения социального опыта в философском, социально-психологическом и в эстетическом аспектах. Особым предметом исследования могут стать художественные отношения, их целостность и системная организация, функции искусства в связи со структурой социального опыта и содержательная наполненность каждой из них, связь искусства с другими формами общественного сознания, отражающими своими средства!.® социальный опыт и оказывающих взаимовлияние, практические аспекты внедрения художественного опыта в человеческую деятельность и др. Все это еще раз подчеркивает актуальность исследования специфики средств, передачи социального опыта.
Список научной литературыШуклин, Владимир Васильевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42,с.41-174. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К.,
2. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.З, с.1-4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. (Фейербах. Противополок1. Маркс К.
3. Капитал. Т.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24. - 594 с.
4. Капитал. Т.З, ч.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е- 181
5. Маркс К. Капитал. Т.З, ч.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т.25, 4.2. 551 с.
6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.20. 401 с.
7. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т.20, с.343-626.
8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., «т.21, с.269-317.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Письма (июль 1870 декабрь 1874). Часть
10. Первая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.ЗЗ, с.3-106.
11. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве.В двух томах, т.1. М.: Искусство, 1976. - 575 с.
12. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. В двух томах, т.2. М.: Искусство, 1976. - 719 с.
13. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т.12, с.99-105. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр. соч., т.17, с.206-213.
14. Материализм и эмпириокритицизм. -.Полн. собр. соч., т.18, с.1-525.
15. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., т.20, с.38-41. Философские тетради. - Полн. собр. соч., т.29. -620 с.
16. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т.35, с.195-205.
17. Великий почин. Полн. собр. соч., т.39, с.1-29. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр. соч., т.41, с.298-318.1. Ленин В.И.1. Ленин В.И.1. Ленин В.И.1. Ленин В.И. Ленин В.И.1. Ленин В.И.1. Ленин В.И. Ленин В.И.- 182
18. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., т.42, с.254-304.
19. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45, с.23-33.
20. Ленин В.И. о литературе и искусстве. М.: !Худо;к.лит., 1979.-877 с.
21. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 110 с.
23. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.
24. М.: Политиздат, 1983. 80 с.
25. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 10 апреля 1984 г.
26. М.: Политиздат, 1984. 31 с.
27. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. -М.: Политиздат, 1977. 62 с.0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1979. - 15 с.х