автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Сравнительный анализ этической концепции Абу Хмади Газали и Насириддина Туси

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шамолов, Абдулвоид Абдулоевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Сравнительный анализ этической концепции Абу Хмади Газали и Насириддина Туси'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сравнительный анализ этической концепции Абу Хмади Газали и Насириддина Туси"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН _ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА_

" г' 1 О 3

• - На правах рукописи

• : - ' УДК ГФС.9.

ШАМОЛОВ' Абдулпонд Абдулоевич

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АБУ ХАМ ИДА ГАЗАЛИ И НАСИРИДДИНА ТУ С И

Специальность 09.00.03 — История философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Душанбе — 1993 г:

Работе выпеливна в Институте философии и права Академии " наук Республики Таджикистан.

Научный руководитель - кандидат философских наук М.К.Мирбобоев

. Официальные оппоненты:

1. Хазратнулов Ы. - доктор философских наук "

2. Арабзода Н. - кандидат филооофских наук,

доцент

Ведущее учреждение -

- кафедра философии культуры Душанбинского государственного педагогического университете им. К.Ш.Джураева

Защита состоится 993 г. в /& час.

на заседании Специализированного Совета К 013.07.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук по сцвци-8ЛЫ10СТИ 09.00.03 - история философии в Институте философии и права Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им..Надиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (г.Душавбе* пр.^рдаки, 33).

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь Специализированного совете, кандидат фило-^ софских наук л Ы.1Улямов

/

ОНЦАЯ XAPAKTEfflCTHKA. ДЙССЕШЩЙ

Актуальность исследования. Глубокое и всестороннее исследование этического наследия, сконцентрировавшего в себе многовековой мопальный опыт, овладение этическига ценностямя прошлого способствует познанию закономерностей развития морального сознания, оптимальному решении стоящих перед наукой этики проблем, возникших на фоне глубокого общекультурного кризиса, который переживает зэш парод.

В этом плане большой интерес представляют исследование п сравнит о льниЯ анализ этических воззрений Абу Хашда Г-зэля я Насириддина 'Гуси.

Актуальность теш заключается в тем, что впервые з отечественной историко-философской литературе проводится сопоставление вакнейЕих этических принципов представителей двух разних йнло-софеко-зтпчоских школ - уфиЯско-кялзетстской и перипатетической. Дуто?» сравнительного .тп.т.'зт гмлвллхтся схо.-бсгь, прее.чет-зэписсть, пдзлпзя благость, '* токгсэ различно и пгогаворотлсоссь з воззрениях Газели з Туе:; в сгзго их этических кокцоти«. В сво:э очерздь исследсг.знпс ::х issejo-; ¿raeojass: i окцсказС ио-г*'огпот проследить стзуовлонпп у соде™г>х1Э cj'^ct:-озочес:;;.:: Пухлостей гообдэ. -- .

Актуальность ксслодогсчя зт".ческ:'х аргллпоэ Гагчлв я Туей ойуолозлевэ тзк:с вогг^аэстяк! розпзгяя оовро:.:внпой , которая долила вобрать в себя j^süí; доотн.дспня .Т'нлософзпо:: гаезя проа^'Л!

Анализ творчества Газалн ;> котором отразилось вс

богатство разнообразие кде;: г- облает;' ерлдногзново.'; отнче.'-"Cí; гасли, ;.оссоздэог 'лсиг.зттг/л xop^vi!;.' о —, j; ; ^ о с о.] с ¡ t '..i учений средневековых пэрг::дс;го-т.>:г:;!ТС?*-';' ■•.аслигелл," .чг'.'ом.

Степень, г-73р"оот"г"чо':''' птпр.-'. ■ г ... .

6су_"оП ли г cipo туго тк.ггч'ъ :: тлогч'ла1:!.'.; :чо cr/.-iin'ü.- ■ с, ;'.!:!'■-ли изучен-; достаточно полис 5 т.-юг-'Г" - го "ил rao ,

лоп'чз. психология* педагог:';::'. . .'¡¡г

доzsi:» ого .veevo и роль л рппвн'г.н и-.у-.:-, lip;' uro'.:

изучении ого теоретически:: ::с-о"\':::.: •-votíctü-t!!!."';; не:.-..-;; >-вателл:.::: осоОоо эиккчичо уда"с:'а 1ямк:«:а» ичто^йплястач -?к?г теидснцчЛ пелоияяисгтсгг.'Х гнзрчоетга чпол^тол:.

■Творчество же Га за ли, который, согласно распространенной в философской литературе концепции, считается мистиком и основоположником спекулятивной философии, ортодоксальным идеологом ислама и реакционным мусульманским богословом, реакционным религиозным теологом^ и т.д., исследовано менее полно и глубоко.

Б отечественной литературе вопросам становления и формирования этических концепций Газали и Туси посвящены работы исследователей З.Геюшева, М.Д.Диноршоева, Ю.Д.Дкумаева, Н.Нди-бекова, М.Исоева, Г.М.Керимова, Н.С.Кирабаева, Н.А.Кулматова, Г.Д.Ыаыедбейла, Ф.И.Эйвазова2.

Из исследований, посвященных этике Туси, правде всего надо отметить книгу М.Д.Диноршоева "Философия Насиридцивз Туси". Данное исследование непосредственно посвящено основным аспектам философии мыслителя, и только в первом параграфе первой главы в сжатой форме дается анализ практической философии Туси,

В связи с исследуемой проблематикой среди названных работ нельзя не отметить работу Н.Идибекова "Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы вола". Автор на основе философское

* См.: Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - U.: Наука, 1987. - С. 8; Болтаев H.H. Еоппосы гносеологии и логики в произведениях Йбн-Сиш и его школы. - Душанбе: Ирфов, 1965. - С. II; Ззкуев А.К. Из истории арзбоязычрой логики средних веков.' - Баку: Зли, 1971. - С. 8.

р

Oí!.: Геюшев 3. Этическая мысль в Азербэйдкзне-Бзку: Гяндаь* лик, 1968; Диноршоев М.Д. Философия Насириддина Туси, - Ду~ шаное: Донип, 1968; Дкумэев Ю.Д., Мамэдов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии 1Х-ХУ вв. - М.: Издательство Московского ун-та, 1974; Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свэ» те его теории свободы воли. - Душанбе: Дошш, 1987; Исоев М, Этическое учение Мисхэвейхз и.его роль в развитии этической мысли средневековья. Автореф.канд.дис. - Душанбе, IS93; Керимов.Г.М. Газали и суфизм. - Баку, 1969; Кирабаев Н.С. Идея совершенства человека в этике аль-Газзли// Философия зарубежного Востока. - М., УДИ, 1986. - 0,88-98; Кулматов H.A. Насиридцин Туси о предмете и задачах науки этики// Вопросы истории философии. - Душанбе, 1977. - С.104-109; Ма-медбейли Г.Д. Выдающийся азербайджанский ученый// Изв.АН Аз.ССР. - 1951; К 9. Зйвазов Ф.Н. Общественно-политические воззрения Насириддина туси. - Автореф. канд. дис. - Баку,

этического анализа мировоззренческой кояцэпцгз Туси рассматривает проблему свободы боли я моральные принципы, механизм их проявления и формирования, ах роль з соверпвнствовакЕЗ личности, а та юге эволвдиа этих здеЗ.

Особый интерес представляет тэ^пв работа Н.С.Кирзбзевз "Идея совершенства человека в зтнке зль-Газзлп", где на основе книги Газэлз "¡tosa улутл ад-дагг ^Воскресение наук, о вере") дается обстоятельннЗ анализ Еопросоз совершенствования челове-ез, методов а способов его достигення.

Провеса развитая этическс.*! концепции Туси исследуется а работе з.Геетозз "Зтсческгя гакь з АзорбзЗдазнз", в :тзгьо Н.А.Кулмзтогэ "Пасирздкзн Туси о предмете д задачах ваукз з?з-кл" на основе днигг; "Ахлоки Носирн ("Кэснровз этика"), в работах Ф.И.ЗЗвззовз "ОбществовЕО-лолатпческзе а этические всззр-;-вал Нзспрнддинэ Туси" и ¡З.д.Лдумаевз, Ш.ФЛ&'/едовз "Этическая гасль в Средней Азия 1Х-ХУ яз.". В отгтьо Г.Д.Кл'одбеЛст -згсзЗсл эзорЗзйзгэзсклГ, y43r¿"," з очень с~з?ол бзрмз азлэг.':-ется Нэогрзшсяногэ тсоряя идеального общества и неноторче его едс:: о восвяг.зе2п доте:";.

Ссобц.; интерес сред:.' рзбо'г об этика Туз;: пг.здегзпглп~ "з-слэдововао нрлпедого ученого ддололидд;::'2 лумоч ''Старое предисловие " ''Посирово.'! OT¡;;rз '. Ав'юр, знолпссрул ocso&nro пзптп этик:; Туси, укззирзс? на ее рзцпонялистнчосху:.) 'л идс.".'^-ггчесгуп яапрзвлешгоегь. 3 эгоЛ pncíoie вус:ост* этили 'Гус:: p?c:t-рптз не полностыз, но в целом с::з ::р-дс?::плгет собо"1 знзчп »шЛ и'-лэд ;.: ;:сс.тедоззгао с':лэсоГс:;ого «:;сяз;б!я ¡дгел^голел прс.--лого.

Исслсдс:;а:г:г) рэзггпгк "просев эт::::.! Гезз.-г ncc."" ".':»• ботм то:::;:: лрзбо:::::: "сторнкси ■¡.'.лосе-г.::!, не:; Oc:.--":í Av.:i:, Чухг"-мед ;,'ех?н Ллзм, '.Сулс'-мяп, ГГбр.-'Г'.::! кд.-йта;!

С;:.: Ху"с::. "y-vn:........j:.j '/Л '"-

с:ул' соли лод-'п ':';,";::. - T-'i'íipvЛ''.'"'' :'.:'.

о . .

~ О".: Лм::н 0. !'oni,-j, з учениях: -v::,-I:::>.-: '//.'.'у а.'".::; ли

(к СОО-лотоо со дня г№Зон;:я). - У.'.'-'л. íwmjvo c-i:ri ::j

искусству, л;: то га ту её :¡ :>с jccvr o:ir:.\:* ияу •:, ГУ..:. - 2ЛМ-И9; ','охт:! Алям'.*.!. ?.-!.-Гззяли ? ?.-'с?::// У:";:1.гл.

СулоГ'мзя V. Ая.-Гэггля о зосг.лтяизз// - 0.7'.',-:::" ■

¡йЬэюм e.ib-ivTí'Tiiü. зль-Г.тл.: - yi::r »ль :; jv>c:ijr?r-w// У:слз. гн. - С.393-10-1.

»В исследовании Османа Амана "Мораль в учении аль-Газали" боль-вое внимание уделено природе моральных ценностей, изучение которых ведет к выяснении роли разума и морали в процессе воспитания. Автор, ограничиваясь некоторыми этико-педзгогическима идеями Газали, выявляет их ценность.

Что касается 11ухаммвда Мехти Алаыа, то он е. статье "Алъ--Газэли о зависти" рассматривает этико-психологнческнй аспект проблемы зависти. Автору, однако, не удалось показать все аспекты зависти и выявить ее гносеологические корни.

Взглядам Газали на моральное Боепитание также посвящена ■■ работа .Ибрагима ель-Каттана "Иглам аль-Газалз - учат ель и воспитатель". Следует подчеркнуть, что в этой работа, как а во всех указанных работах арабских исследователей, проанализированы лань некоторые аспекты этического, учения Газалз в связи с его педагогЕчаскшдз мыслями.

Среди Есследованай, посвященных различным аспектам етики Газалз, работа Мухаммеда Абул Еэсамэ "Этика аль-Газалз . Синкретическая этика в исламе"* является весомым вкладом в изуче-нае этаки средневекового Востока. Автор попытался рассмотреть а осмыслить учение Газали в свете современных тенденций в исламе.

Главной чертой Газала, по мнении Мухаммеда Абул Касзмз, является синкретизм. С этим выводом автора невозможно не согласиться, ибо если учение Газали, с одной стороны, было направлено против перипатетиков, то, с другой стороны, оно противостояло традиционализму догматического крцла мусульманского богословия. Как религиозный реформатор, Газала пытвлся воссоединить в единое целое духовные ценности суфизма н сунны.

В ксследованза Мухаммеда Абул Касгыз затрагиваются вопроса природы моральных ценностей, классификации наук, проблемы души z тала и др. •

Вопросам этикз Газала посвящено исследование Умарудднпа "ёзлософля этика эль-Газади"2. Автор, анализируя философские

1* Kuheffimad Abul Циазеп. The Ethics of al.Chazall. A Composite Ethic3 in Islam. Peteling jaya Selangar.-1975.

2' Unaruddin. The Ethical Philosophy of al*. Ghazzali.- Aligarh,

1949.

аспекта этики Газали, считает, что они отразили основные идейные течения эпохи мыслителя.

В статье афганского исследователя Салахиддича Сельдаукп "Влияние эль-Газалл з области 1„'оральи1оо1гостэвляптся труды Платона, Аристотеля, зль-Фзрзбз, Кбз 1/лзскавэЗха, Нбн Сины " Газалз по этике и мотали. При этом автор непомерно преували-чзвзет-роль Газали, считая, что Кбн Сива, аль-Фарэбз, Ибн йс--кзвейх ограничились лишь повторзнием греческих философов.

Подводя итог Енпвскззенному, отмети!, что, несмотря ?з оаредэлэгау» работу, лроделэнвуп исследоЕзгзгягл з изучении отеки Гззолл и Туез, ни в отечественно:"!, «п з ззруботюй псто-рико-фллосо?стгай пауко срзгзиташзыЛ анализ факторов, определяющих особонпостп генезиса этической системы Газалз и Туе::, процессы становления и конст.итуироЕэния их этической проблематика еще ко были предметом социального исследования. 3 огсчеог-езззоЗ ;1Сторп"с-:::лосс л.:т<эрзтурз звзлззу этической мысли персидско-тэдЕикскнх '¿плосоч'оз, з ?оя числе в тоорчестэз Гззз-Л2 и Тусз, вообще уделялось мало вшк'звяя, з ведь -¡манно этг-чоская проблематика лвлялзсь конечно.! делю их духовшк ззпе-язязЗ а результатом создззае-тих г;." О^СТ'ЯЛОСО'ТСКЛХ хопцзтппЗ.

Цель и. ус&^-.зг,сс"овз:;;;ого ::з ерэвкктольйогт

оезлпзо этических гоззргнгЯ Га галл :: Туз-:, сзхугзчоптся з сло-^гщем:

раскрыть ядейнкз предпосылки « 'про^эзсаячсскзо сс:гсгз этзчесюгх концепци* Газели

- слс^К'зтиз'гроЕзтз еаяае-гг»» зз:.'чгс:г=з мнеля Гзэата г Туей, содвзргвугь гх паучгему сплкзу, р.1 охрить содер^п^з, хера ктер н общуп лацрзЕЛэпгзо;5 взглятоз зт.'.х едгг ¿х-лосотов;

- погасать схсяс-сть. лг''' '"ст-'.'-ггзс'.":., ;тдой1оа близость родстзо, 3 '¿гЛГГ'Э р-13~ГГ'3 ПТЗ'Г^ЗОрСЧГХО'Лл учен;'- ГЛЗЗ-Т;! •• Ту СП ПО ГЛЗЕШС! ЗЭПрОСЗМ Г)ТЛ\\Гг

- зроэйэяазярэяэть зпец;5|:пэс:«тЗ понятаЗаиЗ зспарят я гас-лятэльпыо структур;, ледащи о з оспозэ их концепция; ' '

* См.: Сялзхнддии Свльдзуст. Влияния аль-Г8эол:1 в обллег:! мор>-лт'// Абу Хамид оль-Гзззлл (к ооо-лотиэ со д-.'л рог,-а::м). -Кз:;р, 1232. - С. СЭ-32.

- определить значение их воззрениЗ на воспитание в контексте истории.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в отечественной историко-философской науке предпринимается попытка провести сравнительный анэлиз этических учений Газали и Туси. Новизна работы также состоит в том, что в ней впервые:

- даются подробное системное изучение и сопоставление этических концепций Газали и Туси;

- раскрываются теоретико-методологическая преемственность и ограниченность этических учений Газали и Туси;

- определяется место Газали и туси в становлении и развитии науки этики нз мусульманском Востоке;

- введен в научный оборот ряд ценных, рзнее не изученных источников и произведений Газали и Туси.

Методологической основой диссертации являются сформулированные в работах ведущих современных философов принципы исследования истории философской и этической мысли, которые предполагают строгий историзм и логико-объективное рассмотрение той или иной фалософско-этической концепции с позиций общечеловеческих данностей.

Теоретической базой работы стали принципиальные выводы и полокенил, содержащиеся в исследованиях З.Гешева, А.А.Гусейнова, М.Д.Диноршоевз, В.Г.Иванова, Н.'Ддибекова, Т.Камила, Г.Ц.Каримова, Н.С.Киробаева,' H.A. Кулмзтова, М.А.Касыма, А.М.МухзммэДг-ходазевз, К. 0. Оли нова, М.С.Осими, М.Р.Рэдлсэбовз, Г.Д.Мамедбейли, В.В.Нэуыкина, М.Т.Степанянца, У^Султанова, М.Хазраткулсва и др.

Источниками .для исследования послужили; "Киыиёи саодэт" ("Эликсир счастья"), "Эха улум-ад-дин" ("Воскрешение наук о вере"), "Алмувкиз мин-аз-зулол" ("Избавляющий от заблуждения"), "Какзсад зл-фалосифа" ("Цели философов") Газали; "Ахлоки Еоси-ри" ("Носироза этика"), "Адаб ул-мутаълимин" ("О воспитании учащихся"), "Авсоф ул-аироф" ("Качество благородных"), "Тадх-рид эл-калам" ("Разъяснение калама") Туси; "Тадбири манзил" ("Домоводство") Ибн Сины; "Тзхзиб-ул-ахлок ва татхлр-ул-аърок" ("Улучшение нравов и очищение натуры") Ибн Мискэвейхэ; "Сиёса-ти мудун" ("Политика") Фараби; "Никомаховэ этика", "Большая этика" Аристотеля.

• В диссертации такте использоваш другие источники а. исследования отечественных и зарубежных авторов го зтике и истории философии.

Практическое значение работа состоит в том, что она дзет цельное представление об этических учениях Газзлл и тусп.

Дзс'сертзцзя содэрчп? материал, которой г.хсзт быть использован при создании обобгцакщзх работ по истории философии и этической кцсли Ближнего и Среднего Востока. Настоящая работа будет способствовать более целесообразному изучения истории фзло-софзп п этики, а та юге г:ог:ет бить, использована при рззрэботкэ курсов доецзЗ по это:;у предмету -л при псслэдовавяя уч^ввЗ о человеке в фллософзп Востока.

Аяробэаая работа. Осзовшге пояо.-оняя " взвода диссертации ИЗЛ0-.9ИЫ в докладах з выступлениях 'на республиканских и нзуш-о-прэктачрских конференциях (г.Курггн-Тсбе, 1992; Душанбе, 1993), в-'опубликоваштх статьях, дохяздех, тзззеаг.

■ Диссертагог„т бг» сбспэ эзсрдзэкз Оглалз пегориз ;]■:-;:осэ1лз Института* цллооо^и а'ярзгэ Ш Республики Тгдплпзсгзн (го пйи 1з?з v.)."

Сттг.ттг-'п я г^бо-:-: ПЭД7ЛНЭ1Ш за. о&гоП ЗЗДОЧО.

Дз'ссертзцзонпэе псследоззкло состой™ зз введения, трзх г.гэв, зоггезчештл п спзскз зсаэльзоккшсЯ лзтерзтутз:.

осноЕ-оз содеешш д^ссгггд^л

Во ввепанзи сбссзозагзотея актуальность азбрзпноЗ покзашззется стеаснь з? рззр-ботэгностз з рсгмзЗ лгмргург, ' цель п з^дззз зсследовопля, епределяэгея '¡;зу-.пог. погпзеэ и теоретические псло."эвзя, укззкгзчтея I:отододог2ЧСс:газ основа зсслсдокзняя, хзрзгггерззузтел его гоорзтячзегзл п пр-зп-чееззл значимость.

Глат поот-я - "ПдеЛгпз гстог; :> клрэБОззгзнтсехйс ое:»к: !^ор,:проаэнзя вг:;::з 'бу Хгзгздз ~ Паскрзг.з.зпз Тусг" - со-

стоит :;з двух пзрзгт~'55з.

3 порее.-: парэгр?.>з - "Ид-:"::;::? зотс:::: эт;;:с: -

Гсззлн я Тус:г - евродзлзв-хея исгс::::, зезосртзстз'^зо зо:^:'.;::-вяв па зтнчсс.тев учонил Гззрлз п Тус:т. «зл аогмтглг.ч м-

лзгзоз'!о" 15о~::;з, лолзззм ро^ртатороа пел--.:-. :: л го узэзпз спзг2?сж5-:3-.!гл!?скя<3, суй'зясг'ло 'л рзц-.'опг'лзстя^есхйс гт-3.'

иэют ведущее место, поэтому в работе даются основные характеристики этих течений, их отличительные черты и степень их влияния на учение Газали.

На формирование этической доктрины Туей, преаде всего, оказали воздействие практическая философия Ибн Мискавейха, Ибн Сины, Фараби. Диссертант, подробно анализируя определенные источники, дает сопоставительный анализ идей Туси с вышеназвэв-ными философами.

Во втором параграфе - "Мировоззренческие основы этики Газали и Туси" - рассматриваются философские основы их этики. Эти основы в значительной степени взаимосвязаны с общими онтологическими принципами философии Газали и Туси. Анализ онтологических принципов, особенно проблемы души п.тела, их соотношения способствуют выявлению сущности мировоззрения Газали а Туса, определению характера их философских взглядов, подхода к решению этических проблем.

. Проблема соотношения души и тела - ваанейшая философская проблема, она составляет сердцевину философии Газали и ТУси. В их интерпретации, суть природы человека заключена в его душе (нафс). Но Газали считает, что анализ сущности, специфики и качества души не дозволен шариатом. Он утверждает невозмояность рационального доказательства или опровержения субстанциональности, единства и бессмертия человеческой души, поскольку, по его мнению, понимание души для большинства людей недостинимо, ибо такого рода знание не является необходимым компонентом практической деятельности человекаг Газали считает, что все, что принадлежит этому мру - мару творения, можно подвергнуть анализу, а то, что принадлежит потустороннему миру - миру повеления, анализировать недозволено.

Туси'ие в духе приверженности аристотелевской традиции проводит тщательный анализ сущности человеческой души и разделяет ее на три вида: растительную душу, животную и человеческую.

Высшую ступень в иерархии душ у Туси занимает человеческая разумная душа. Он отовдествляет с душой человеческий разум. £-Газали оспаривает это положение и считает невозможным отождествлять душу человека с разумом или способностью, так как разум

-человеческий, в отличие от дуст, не способен позвать Всевышнего. Познать Всовченого моино с помощью внутренних чувств, разумом не mozho познать лишь физический шр, бктие. Философ заявляет о схожести человеческоГ; дуии с Богом, но считает, что нет необходимости в абстрактном понимании* п позвангп душ. Познание дувй каждого человека является индивидуальным, необходшкм компонентом практической деятельности -;з:дцого пвдивидумз и имеет теснуа связь с познзниом самого челозекэ. :

Схопзсть ме.дду Газали з Туей заклмчзется в том, что они обз утверждают субстанциональность, е не акциденписнольность душ, поскольку ее существования самодостаточно, суЕЗствовап-'з м" тела вооцело зависит от дуги. Хроме того, они считают, что тело не является ни материальной, ни действительно:: причиной возник-ноззния дута.

Согласно Газели, бессмертна не только дулз, ко и тело. Хотя дукэ сама по себе бесТормэннз и петолесна, по она тесно взаимосвязана с телом. Он присел к внеоду, что воскрешение в загробном мире побит не только zyzcsntü хзгг::тзр, но л телесный. Зта ого идея полностью соответствует постулата;.! религии пелзка.

Для Туей ав'бнлз неприемлемо;: догма о телесном воскрспенип, Ибо он бал убемден, что возвращение дуез в 'уме распавшееся тело или порзяееезяэ дуг:::; з другое тело негосмочно, несмотря из со, что ни одна ведь пслноствэ не уничтожается А. Гибель прлсу-un !Тор:-о и акциденцииа дум но водь и нетленна.

Таким обрззом, подводя итоги первой глав-;, автор присел к следующим выводам:

1. Теоретические поток:; этик:- Газали и Туей разнообразим. Золи з учении Газали ведущее место сяним-ггг градициотлис ', су-(Тнзм и рационализм, то основпнм пстопом .Тсрлароглпия гтик,: Туги является восточный перипатетизм.

2. Силосс^окая' основа яти:;:: Гя?олч :: Vyc:; rar. хг.:: и истоки их отики, рззлнчп:;. :-'сл:; Гас. л ля походит ;::: ксн-ныи •:•.:■>-дпгнопзд:нмз з ремон:::' многих онтологических гиобло-', гг. у Тусн обнаруживается ту;;:[оо исламу толкование агг.х кр-еблсм. ' •

3. Особенно разнятся ногиини Газали :: Vyo.» в проблемы лупи , :> так'-хе соотпо:'!онип дуги :: толя. П.ззли у с.-л от ее е

¡.: Кэсяр'.ицин Vvon, Лхлоги Поснуй, - Тег*',: "дур" 'г. - С. 21. (долгот ¿х«.оы Носи]•■'.}.

т>

'Позиций теологии ислама, -Туе? хе - с позиций арзстотелизма, -платонизма и неоплатонизма.

Глава вторая - "Общетеоретические проблемы этики Абу Хэ-гада Га зали и Насириддива Туей" - состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Учение Газали и Тусз о свобода воли и божественной предопределенности" аргументированно доказано, что нельзя полностью отождествлять взгляды Газали и Туси на проблему соотношения божьего предопределения и воли человека. Если учение Газали по этому вопросу сформулировалось, с одной стороны., на основе критика концепции езободы воли кадаритов, мута-зилзтов и перипатетиков, а с другой, на база дальнейшего развития взглядов д&абаритов и ашаритов, то учение Туси, наоборот, было создано на основе критики концепции свободы воли дкзбариг тов и ашаритов, а также развития- теоретических положений кадаритов и мутэзилцтов.

Для Газали, как и для других мутакзллимов, эта проблема выступала не в форме вопроса о детерминированности воли, а в форме вопроса о том,_является ли человек творцом своих поступков, или они творятся и предопределены богом. ■

Туси критиковал джабаристскув и ашаристскую концепции по этому вопросу, но эта критика в "Ахлоки Косирз" отсутствует. Опровержение их .ясно прослеживается во второй главе его книги "Китоб аль-фусул фи аль-усул", где он указывает, что учение и доводы джзбариТов опираются на следующее: "Раз способность (к действию) и воля исходят от .Аллаха Всевышнего, то значит, и самое действие исходит от Аллаха Всевышнего, а без них действие невозможно, наличность же их делает его необходимым, то, значит и самое действие исходит от Аллаха Всевышнего"

Туси, анализируя данное положение, пришел к выводу, что пнз того обстоятельства, что орудие действия (исходит) от Аллаха, вовсе не следует, что и действие происходит от него. Самое большее, к чему такое рассуждение может привести, - это представление о необходимости действия, но никак не божественное

1 Цат. по: ¡йядт А.Э. Насириддзв Туси о свободе воли// Сб.ст.

з честь Д.Ф.Кобеко. - СПб., 1913. - С. 173.

о

II

провидение" .

Когда Газали говорит, что человек вэ-творит действие, но

если он захочет что-лабо совершить, то прз наличии соответствующих условий Бог сотворит данное действие, он идет против рационализма Туса. Бог, по его выражению, оказывается творцом всех дал, по "присваиваются" (кэсбэ) она человеком, за что последний несат ответственность.

. Под "присвоением" Газали понимает какое-либо действие человека, которому предшествует.сила, стзмулирундая его к выбору. Данная концепция а принципа фаталистична.

По словам Туся, Бог предвидит все действия и возмозные проявления человеческой воли. Все в мира, вплоть до самых незначительных вещей, происходит согласно бопьему предзидениэ, входящему в акт вечного предопределения, что, однзко, на умаляет человеческой свободы. Нелепо утверждать, будто бог, предвидя, что человек согрекзт, вынундзет его совершить грох.^. Он четко различал действия по природе п действия по воле, относя первое ко всем вещам - за ним з наяавым, а второе - исключительно к человеку. Различение им' двух действий означало признанна способности и творению за Богом, и способности ориентироваться з строго организационном прачинно-детэрьяззровзнвом космоса -за человеком.

По Газали отрицает .эту природу причинности и признает сверхъестественную обусловленность явлений. Отрицание причинности з необходимости не было для него случайным, а занимало в ого системе тщательно продуманное место. Он "рассматривает причинность как наиболее опасную область для защищаемой им системы и считает атеистом каждого, кто признает прччанпуя связь" .

Для Гэзалз свобода становится нравственным импоратявом, зз-

1 Цят. по: Емидт А.Э. Насирзддин Тусн о свобода воли. - C.I73.1

2-Ахлоки Нослрз. - С. 29-30.

з

ГэЗ Г. Очерк истории средневекового материализма. - 11., 1962.

- С. 139.

► f !

"начальной предпосылкой моральности человека. Причем, свобода' рассматривается как свобода от чего-либо внешнего, навязанного. В отличив от Туси, он подчеркивает, что свобода доступна широким массам, s не просто избранникам или философам. В итоге, конечно, когда в основу свободы положено мистическое намерение, основой которого является его нравственный аспект, это приводят лишь к иллюзии свободы.

Для !усп всякое действие человэкз является свободным, s несвободным может быть только тот, который находится во власти страстп п неведения. Исходя из этого, всякое действ^д индивида является свободншл, даже когда он деГзтвует под влиянием страсти или гнева. Человек одинаково властен в выборе добра и зла, добродетели л порока.

Поскольку, по выражению Туси, каждый стремится к тому» что ому кэжется благом, он может ошибиться. Поэтому он не всецело властен в своих нравственных преднзмарениях. Активной деятельности и желания для воспитания характера и обладания лучшими нравственны?,га качествами недостаточно. Многое здесь зависит от "изначальной природы" ("бздви фмтрат") человека.

В основе когцепцип Гзззли лежит тезис о бессилии человека, его разума. Лзда бессильны потому, что Бог всемогущ, и посредством одного разума познать все и все правила нельзя. Тусд же, вопрзки этому сужданип, счлтая свободу воли способностью, присущей разумной душе человека, утверждает, что человек должен твордо знзть, зачем, ради какой цели совершает он тот или иной поступок, заранее определять возможные последствия того или иного хоЗствая. Именно это придает человеку уверенность, которая совершенно необходимо для достижения счастья.

Далее в диссертации раскрывается суть морального выбора, рас: добра п зла в выбора, рэосуждается о судьбе и еэ связи с божественны!.! предопределением в этической концепции Газалн ir 'ryez.

2о втором параграфе - "Идея совершенствования человека в этике Газзли и Туси" - знслизпрггатся положения позванных философов о человеке, доли ого существования.

Для Гвзалн и Туси соворзеяшЕ человек является обсалвтаоЯ

о*

реальностью, Га_зэлял развивая суфийско-эшарзтскую идею совершенного человека, утверждает, что.любой благочестивый, неиспорченный человек мозет претендовать на звание и степень совершенного человека, ибо кэндый человек по. своей натуре, структуре я назначению создан для познания бояественной сущности, которая осуществляется посредством самопознания. Познание самого себя а Всевышнего поможет человеку в "приобретении высшего чувства, за которое ему воздастся на тем свете, а именно - мистической любви к богу. Тогда человек монет достигнуть конечной цели своего существования - спасения . Но для этого оа долзон пройти длительный путь самосовершенствования"

В основе морально-этического учения Гззэли о совершенствовании человека лежат такие понятия, ¿зк бедность, аскотязм, намерение, покаяние, терпение я т.д., кзчзстбэ, которые являются суммой определениях ирзЕствсвпо-этдческих норм и требований, предъявляемых к мусульманину.

Тусз совершенство человека связыеэот с процасссм воспитания, при котором чоловезсэ' уча? воспринимать вое то яолегзтель-ноо, что способствует воспитанию его полс-дтельпнх нравственных качеств. Оспорныза з заяшапх условпдаа их форлровгяня он считал не следоваппэ чувственным влияниям, э подчинение чувств законам разума.

Общим у Газалз я Тусз является вопрос о совершенствования характера. Газалз, как я Туси, считает, что совершенствование человеческого характера сугубо индивидуально и является процессом длительным и сло,1Пнм. *

Гзззли п Тусз подчеркивают, что нрзв я - нравственные кзчест-зз обычно изменяются, что добродетель возникает через улрз.1П0-нпя, воздернаняе, через привычку; а зэ дается от природы.

Газалз считает, что добро я зло цроистекзвт из некоторых элементов человеческой конституция, которыэ спредслояшм образом воздействуют на природу человека, однако появляются я развзвэют-

* Наумкин В.В. "Концепция "тзгикэ" в произведении Газали "Воскрешение религиозных наук"// Нэподн Азпн а Мгоипд. - 1970. -6. - С. 123-124.

ся на одновременно, во в строго определенной последовательности.

Защищая учение о роли души в становлении и развитии характера к нравственности человека, Туей, как и Гззали, признает, что для совершенствования дули, и в свою очередь, проистекающего из нее характера человека, необходимы свои методы. По мнении философов, таких методов три: первый катод основав на естественной природе человека, второй - на знании и обучении, третий - на подражании "образцу".

Делее в диссертации детально раскрываются суть каздого из этих катодов и их различие ,в трактовке Газзли и Туси.

В третьем парагрзфе .- "Проблема счастья у Гззали е Туси*:.'-диссертснт раскрывает суть этой проблемы в интерпретации исследуемых шелптелвк. •

Газали и Туси цроблема счастья уделяли особое' внимание. Газалп в качестве гаранта стабильности, справедливости, óó'ecл'в-~ чивзащх достижение счастья, рассматривает религию >к шариат". Нойте б своих устремлениях согласие с Создателем, снискать gro благосклонность - бот постоянное страллекго и высшая цель послушных. Ибо только ток ока могут добиться чистого счастья,- спл-* занного с внутренним миром в своей дусе, который монет быть гарантирован только твордкм союзом с Аллахом и <5взусдовво2 во-" рой в Его всемогущество, в его готовность помочь.

Отправным пунктом для обоих философов служат пути достине-' 'пия соворпенного счастья, (саодати кома'л). Гззали для этого трэ-' буе г бэсцрекословЕОГо й неукоснительного выполнения корм 1дзри—" атз и связанных с ним обрядов.

Прз этом Газали уварен, что возможности достижения счастья' в данной гпзж нет, так как з человеке заложэк неистреб~:.!к£ т.о-точн::к несчастья. Состоит он в том, что человек конечет.*, c'siap-" теи, что он ¡ото? всегда как бы на грани смерть. Крепко с о смертью связаны многие человеческие трагедии, ибо она неотвра'--т;!!.:п п пообрэткмз.

Туси в корзе рэ сходится с Га золи. Ок трактует счастье'как" рззновздвсоть благе. Елэго, по его иного», есть цель и средство яоетнгонмз счастья, которое относительно ;т г;е имеет самостоятельно". сущности. Счастье пндигндо является начало;.; ;; нооб-

Знаменательно и то, что оба философа любовь и другбу связывают с привязанностями (унс.). Если Газзли призывает к привязанности к Богу, то Туси - к добродетели.

Итак, мы наблюдаем два разных подхода к друнбе и любви по отношению к Богу. Для обоих философов Всевышний означает высшую добродетель и самое желанное благо, что ни есть, но достижение его любви интерпретируется по-разному. Если Туси признает земную друнбу и через нее всеобщую друзгбу к начальному Идеалу, то Газзли пропагандирует индивидуальную, мистическую любовь. Привязанность, по мнении Гззали, дается посредством молитвы, а ее сердцевиной является упоминание Истины.

Далее в диссертации даются все формы такого упоминания, а такие другие формы любви в трактовке Газаля. Он считает, что любая форма любви по отношению к кому бы то ни было, долянэ носить божественный характер.

Итак, если, по мнению Туса, первая ступень друзбы - это любовь к Богу и добродетелям, то вторая ступень любви - зто любовь к родителям. В иерархии"дружбы, согласно Туси, меяду любовью к Богу и к родителям существует другой вид любви. Зто любовь к учителю. Следующая ступень любви - это братская дружба .

Самая превосходная любовь у Туса - это духовная любовь, но превыше всех - это любовь к Философия. Такая любовь, по его мнению, приводит к счастью

Подводя итог третьей главы, отметим, что: I.Газаля и Туси, выступая против учения о неизменяемости человеческой природы, говоря о естественной склонности человека и к добру, и ко злу, утверждают, что нравственное усовершенствование и развитие з человеке добродетели в основном зависит от индивида, поэтовд оно должно носить постоянный и непрерывный характер как з рамках практической философии, так и з рамках шариата. Этим они пытзлясь утвердить идею нравственного совершенствования человека посредством добродетелей как средства переустройства, как способа устранения зла и обновления мярэ.

1 Ахлоки Носири. - С. 223.

2. Газали и Туси считали справедливость не только основным нравственным принципов, но и рассматривали ее как одно из важнейших условий сословного разделения общества, придерживаясь при этом мнении о естественном происхождении неравенства людей и их положении в обществе. Только справедливость может создать и упрочить равновесие, порядок и мир между людьми. Главной же отличительной чертой в учениях о справедливости Туси и Газали является то, что, если, по утверждению Газэли„ источником справедливости являлась Истина, то, по Туси, - дружба и любовь.

3. Если в трактовке принципа любви у Газали замечаемся мистический и иррациональный метод постижения Истины, согласно которому, удовлетворение в индивидуальной соверионной любви не может быть достигнуто без способности любить Всевышнего, веры

и соблюдения законов шариата, то у Туси друзба-члюбовь выступает как один из важных факторов установления порядка и гармонии в обществе, с тзкжо решения основных социальных вопросов.

В зчзтпченш! подведены итоги исследования., сформулпровзпы основные положения и выводы диссертации.

Основное содержание работы отряжено а слрдут:нх публикациях:

1. "Клмпён саодат". и "Ахлоки Носир::" - важные источники но

изучении этики // Тезисы выступлений участников Республи-конской научно-практической конференции г "Философия в Таджикистане: Вопросы совораенствоизипя я преподавания".-' Луг.знба, 1993 (в пэчэти).

2. Фзрзанд ззлз одобса аз взй азизтар// ¡.йърпфзт - 1993, 9-

1 10. - С. 53-59.

3. "Кимион саодат" ва "Ахлоки Косври" манбахоп муътамадп ¡¡л.-.а схлок // Точикпстон - 1993, й 8.

.4. Проблема счастья в этической концепции Га зал;; и Туе::// Изв„

АК РТ. Серил обцэствзнлых наук - 1993, В 3. Б. Газоли вз Сайд Ллив Хямадсии // Или из хаот - 1993, Р 12 (е печати).