автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Идибеков, Насрин
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Идибеков, Насрин

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. УЧЕНИЕ НАСИРЩЩИНА ТУСИ О СВОБОДЕ ВОЛИ.

§ I. Насириддин Т.уси об обществе, как естественной основе свободы воли.

§ 2. Идейные предпосылки разработки Насириддина Т.уси проблемы свободы воли.

§ 3. Учение Насириддина Туси о■свободе воли

ГЛАВА П. ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА(ЖРИДДИНА ТУСИ И ИХ

СВЯЗЬ С ТЕОРИЕЙ СВОБОДЫ ВОЛИ.

§ I. Насириддин Туси о сущности и нормах морали.

§ 2. Проблема воспитания в этике Насириддина Ту си.

§ 3. Связь этики Насириддина Туси с его теорией свободы воли.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Идибеков, Насрин

Актуальность проблемы. В истории обпр ственно-политической и научной мысли народов Средней Азии и Закавказья Насиридщга Туси (ХШ в.) занимает одно из почетных мест. Он сыграл большую роль в развитии естествознания, философии,, психологии и этики. Изучение трудов Насириддина Туси имеет большое значение для исследования историко-философского наследия средневекового Востока, для критики европоцентристских и азиоцентристских концепции1 культуры.

Среди проблем, находившихся в центре внимания Насириддина Туси были вопросы возникновения обпе ства„ причины и факторы его становления и совершенствования, понимания общества как естественной основы свободы воли человека, морали и ее принципов и т.д. Необходимость исследования этих проблем обусловлена тем, что Наси-ридцин Туси как выдающийся ученый-философ оставил ценное наследие в изучение указанных проблем. Будучи представителем Восточной перипатетической школы (Фараби, йбн Сина и йбн Рушда) углубил научный подход их решения.

Актуальность темы определяется:

- Необходимостью выяснения особенностей борьбы различных философских школ, течений и направлений вокруг проблемы свободы воли и морали, необходимостью идейного противоборства вокруг научно-философского наследия народов стран Ближнего и Среднего Востока в современных условиях, а так же критики попыток искажения диалектики взаимосвязи и взаимодействия восточной и западной культур.

- Задачами разоблачения исламского фатализма, имеющего значительное влияние на сознание отсталой части населения.

- Необходимостью выяснения вклада Насириддина Туси в развитии теории свободы воли и морали, а так же решения спорных вопросов мировоззрения мыслителя.

-4В решениях ЦК КГЮС о дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы отмечаются необходимость сосредоточения внимания ученых на исследование проблемы формирования материалистического мировоззрения различных групп населения, и поставлена задача усиления борьбы против пережитков прошлого*. В свете этих решений нашей партии определенную актуальность приобретают лг исследования истории этических учений, среди которых значительное место занимает учение Насиридцина Туси о морали, взаимозависимости свободы воли и моральных норм.

Состояние изученности проблемы. Первой известной нам работой, которая непосредственно посвящена учению Насиридцина Туси о свободе воли, является перевод А.Э.Шмидта трактата мыслителя "Китоб аль-фусул фил-усул" ("Книга разделов и методов") с арабского на русский язык, выпущенный в Петербурге в 1913 году в сборнике статей в честь Д.Ф.Кабеко; Достоинством данного перевода является первая инициатива автора в распространении философских идей Насиридцина Туси, еще неизвестного в научных исследованиях, попытка выяснения отношений мыслителя как рационалиста, выступающего против установленных догм ортодоксального ислама в лице джабаризма и калама, не признающих малейшей свободы и волеизъявления в человеческих постужах.

В 1912 году в Лейпциге опубликована работа Д.Хортена "Спекулятивная и позитивная теология ислама в творчестве Рази и его критика Насиридцином Туси", а в 1923 году вышла работа Е.Стефенсона "Классификация наук", в которой содержится защита Насиридцином Туси передовых идей Ибн Сино от клеветнических нападок мусульманского идеолога Фахридцина Рози и разоблачение ложности его взгля

1 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК К1ЮС от 26 апреля 1979 г.,. М., с.12. см. так же. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 19ЬЗ г., с.18,19, 69-74. дов по основным вопросам философии. Работа Е.Стефенсона посвящена анализу одному из важных разделов учения Насиридцина Туси -классификации наук. В обеих названных работах проблема свободы воли- совершенно не затронута* а поэтому из их содержания невозможно сделать определенного вывода по этому вопросу.

Сравнительно серьезное исследование философских и психологических воззрений Насиридцина Туси начинается с 50-х годов нынешнего века. В 1955 году А.К.Закуев написал книгу "Психологические взгляды Касиридщина Туси". В этой работе содержится анализ взглядов мыслителя о видах души и* душевных сил, в которой на основе-доступных философских фактов раскрывается метафизический характер идей мыслителя по анализируемой проблеме. Однако вопросы свободы воли1, которые Насиридцин Туси разрабатывает на основе учения о соотношении: души и тела, остаются вне поля внимания А.К.Закуева.

Иранскими исследователями5 философии Касиридщина Туси- в 1950-х годах написан ряд статей и фундаментальных трудов. В сборнике "Разделов Хаджи Туси" (Тегеран* 1335/1957) М.Т.Донишпажух поместил статью под названием "Предисловие к "Книге разделов Хад-жиТуси" ("Дебоча ба "Фусули Хадщаи Туси") . М.Разави; в этом же году опубликовал книгу "Жизнь и наследие Мухаммад бин Мухаммада бин аль-Хасан аль-Туси" ("Ахвол ва осори Мухаммад бин Мухаммад бин аль-Хасан аль-Туси"У, а М.Зинджони: - "Биография и философские взгляды Насиридцина Туси" ("Саргузашт ва акоидет филсафии Насирид-дини Туси"), где несмотря на некоторый поверхностный и общий характер их исследования, внесен значительный вклад в определение ряда историко-биографических сведений о жизни, научном и философском творчестве мыслителя. Содержащиеся в них вопросы морали ограничены лишь рамками общей оценки морали и истории написания фундаментального труда мыслителя "Этика Носира". В статье М.Т.'Дониш-пажуха проблема свободы воли проанализирована лишь в рамках критики джабаризма и калама. Конечный вывод Донишпажуха не обосновано расхождением идеи Насириддина Туси с религиозными' течениями ислама и сводит лишь к якобы его намерениям преодолеть логические противоречивости их догм.

В деле исследования философских, психологических и этических взглядов Насириддина Туси большой вклад внесли М.Н.Болтаев, М.Ди-норшоев, Ш.Ф.Мамедов, Н.А.Кулматов» Ф.И.Эйвазов. Книга М.Н.Болтае-ва "Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы", вышедшая в 1966 году в Душанбе посвящена исследованию общефилософских взглядов мыслителя, разностороннему анализу его гносеологии и логики. Воцросы свободы воли и морали упомянуты лишь: мимоходом. Но этим вопросам в ней заслуживает внимания лишь то, что автор впервые обоснованно поднял воцрос о рационалистическом прогрессивном характере идеи Насириддина Туси, как антипода исламской догмы предопределения в самых жестких условиях ее господства. Спорным в этой работе является положение о том, что мыслитель был "далек от понимания свободы воли как познанной необходимости"* . Что касается вопросов моралиг то они содержатся в работе М.Н.Болтаева на четырех страницах и существенным в ней можно считать то, что автор совершенно правильно оценил идею мыслителя о нравственности в связи с жизнью человека в семье и в обществе .

Книга М.Диноршоева "Философия Насириддина Туси" (Душанбе, 1968 г.), охватывающая проблемы онтологии и гносеологии- в воззрениях Насириддина Туси, подвергла разностороннему анализу проблемы бытия, души и тела, материя и форма, теория познания и др. Проблемы социологии и свободы воли в ней помещены на трех-четы-рех страницах. В работе автор справедливо считает, что "все эти

1 Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях

Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1966, с.315. ческое учение мыслителя связано с его теорией свободы воли",чтсг одной из положительных: идей мыслителя является идея об изменчивости и переходящем характере морали и нравов"*. Однако ограничиваясь этими общими оценками,признавая проблемы возникновения общества, свободы воли и морали »выходящими из рамок постановки его цели,М.Ди-норшоев не считает необходимым останавливаться на подробном их анализе.

Среди работ, посвященных исследованию философских и общественно-политических взглядов Насириддина Туси, не менее значительной следует считать диссертацию Ф.И.Эйвазова "Общественно-политические и этические воззрения Насириддина Туси" (Баку-1969 г. на азербайджанском языке). Судя по автореферату^»в диссертации Ф.И.Эйвазова раскрываются антипровиденциалистские концепции мыслителя об обществе, роли' труда,ремесла, роста городов в возникновении и укреплении общественных отношений. Исследованы взгляды мыслителя о роли человеческого разума и науки в нравственной деятельности, трудовом воспитании детей и др» Но в диссертации Ф.И.Эйвазов,ограничиваясь анализом отдельных моментоы учения Насириддина Туси об обществе, норм и принципов морали, не затрагивает проблему сущности морали, как целостной теоретической системы (хотя автор данной диссертации учитывая широты этой проблемы в учении мыслителя также на это не претендует) в общефилософской концепции мыслителя.Исследователь порою проявляет неосторожность в разграничении этических и дидактических взглядов мыслителя,в результате чего идеи Насириддина Туси низводятся до степени простых житейских наставлений.Что касается проблемы взаимосвязи морали, ее принципов и норм со свободой воли,являющейся одной из важных частей социальной философии Насириддина Туси, то она вообще осталась вне поля зрения

1 Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.Душанбе, 1968, с.23-24. о

Поскольку автор данной диссертации с азербайджанским языком не знаком,выводы сделаны на основе автореферата Ф.И.Эйвазова.

Ф.И.Эйвазова.

Известный интерес в исследовании общефилософских воззрений Насиридцина Туси представляет работа иранского марксиста Эхсона Табари "Некоторые сведения о мировоззрениях и общественных движениях в Иране" ("Бурхе баррасихо дар бораи чахонбинихо ва чунбиш-хои' ичтимои дар Эрон"), вышедшая в 1348 (1970) году. В ней Э.Та-бари посвящает Насиридцину Туси всего пять страниц, где дан обзор личности1 мыслителя - общий обзор его этического учения, характеризуемого по своей сущности1 как сугубо научного и рационалистического, Но Э.Табари почему-то не уделяет внимания проблеме свободы воли.

Не умаляя значения вышеуказанных исследований в раскрытии различных сторон философских, общественно-политических взглядов Насиридцина Туси» следует отметить, что значительным упущением в изучении учения мыслителя является отсутствие более глубокого исследования рассматриваемых проблем, выражаемых существенные части era мировоззрения. К ним относятся проблемы возникновения общества, причины и факторы его развития, роль личности в общественной жизни, понимания общества как естественной основы свободы воли, проблема свободы воли и механизмов ее проявления, сущность морали, ее принципов и норм, взаимозависимость свободы воли и моральных принципов, воспитание детей и его роль в.формировании- общественных отношений, эволюция идей свободы воли,, как в истории философской мысли, так и во взглядах Насиридцина Туси. В.связи с этим, задачей настоящей диссертации является попытка в некоторой степени- восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации1 - выявить мировоззренческую сущность теории свободы воли и морали Насиридцина Туси и ее общественно-историческую значимость.

Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть сущность воззрений Насириддина Туси на общество, его политическую организацию,проанализировать социальную утопию мыслителя,выявить преемственность его идей с идеями Аристотеля, Фараби и Ибн Сины и выяснить вклад ученого в решении этих вопросов.

2. Определить несовместимость взглядов Насириддина Туси о свободе воли со схоластическими догмами различных мусульманских течений, выявить преемственную связь его идей со взглядами Восточного перипатетизма.

3. Раскрыть идейную направленность понимания Насириддином Туси сущности, элементов и основ волевых действий человека, а также отличия человеческих волевых действий от животеых и механизмов их проявления.

4. На основе критического анализа раскрыть эволюцию мировоззрения Насириддина Туси об обществе,свободе воли и морали, выявить сущность взглядов мыслителя о месте морали, ее принципов и роли в общественной жизни.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- Впервые сделана попатка более обстоятельно исследовать теорию свободы воли Насириддина Туси, ее теоретические истоки и связи с теорией морали, а так же выявить ее мировоззренческую направленность и историческую значимость.

- Проанализировать основные принципы этического учения Насириддина Туси на основе обстоятельного изучения его "Ахлаки Но-сири"("Носирова э тика").

- При анализе общественно-политических взглядов мыслителя доказывается,что Насириддин Туси рассматривал общество как условие свободы воли,а разделение труда как основу расширения сферы производства,профессионализации и укрепления общественных отношений.

-10- Обосновывается материалистическая направленность трактовки Насириддина Туси соотношения свободы воли с необходимостью. В связи с этим особое внимание уделяется раскрытию точки зрения мыслителя о зависимости воли от природных способностей волеизъявителя, как субъективного условия правильного восприятия необходимости; зависимость волевых действий и свободы воли от гармонии физического и духовного здоровья, от уровня восприятия объекта и условий среды; механизмам проявления волевых движений и свободы воли» выраженным рационалистическим тенденциям в психологических концепциях Насириддина Туси.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Поднятые и соответственно решенные в диссертации1 вопросы дополняют известные историко-философские разработки^ в определенной степени преодолевают ряд противоречий в оценке идей Насиридцина Туси. Самый факт антипровиденционалистского решения проблемы общественной жизни являлся значительным шагом в развитии прогрессивной мысли. Раскрытие рационалистических тенденций в творчестве прогрессивных мыслителей эпохи феодализма, в том числе Насиридцина Туси способствуют преодолению сохранившихся ложных представлений, о якобы сугубой религиозности всей Восточной общественной мысли. Демократические настроения, отрешения освободить человека из-под влияния религиозного фатализма* рациональное обоснование свободы воли человека в учении Насириддина Туси могут быть использованы для обо-, снования демократических доктрин в странах мусульманского Востока, которые борются за свободу и прогресс.

Содержащиеся выводы диссертации могут быть использованы в преподавании- истории философии* психологии» этики.марксистско-ленинской философии на гуманитарных факультетах ВУЗов, идеологической, политико-массовой и воспитательной работы, научно-атеистической пропаганде.

Методология и источники- исследования. При написания диссертации автор руководствовался марксистско-ленинским принципом партийности, ленинскими требованиями диалектической логики и исторического подхода к решению исследуемых проблем. Автор опирался на решения ХХУ-ХХУ1 съездов КПСС, июньского (1983 г.) Пленума ЦК КШС и других партийных документов.

Главными источниками для написания диссертации служили произведения самого Насириддина Туси на языке оригинала, труды Аристотеля, Фараби, йбн Снна, йбн Ропща, Газали, Джурдкани, Шахрис-тони и др.

В диссертации использованы труды Бартольда В .В., Беляева Е.А., Бертельса Е.Э., Петрушевского Е.П., посвященные исламу и различным его течениям; Афнан С.М., Минови' М. и Минорского В., Стефен-сона Е., Табари Э., Хортена Н., исследовавшие различные аспекты философии йбн Сины и Насириддина Туси; труды советских философов, психологов, физиологов Бсятаева М.Н., Диноршоева М., Волкова В.С., Григоряна С,Н., Дкахида АЛЛ., Закуева А.К., Кулматова H.A., Лебедева К.И., Мамедова Ш.Ф., Новикова К.А., Одилова Н.Ф.,. Ойгензихта В.А., Ойзермана Т.Н., Рубенштейна СЛ., Сагадеева A.B., Селиванова В.И., Сеченова И.М., Уткина С., Филипова М.М., Хайрул-лаева М.М., Чалояна В.К., Челпанова Г.И., Шаймухамбетовой Г.Б., Шахновича М.й., Шингарова Г.Х., Эйвазова Ф.И., Ярошевского М.Г. и многих др., посвященных различным проблемам философии', социальной политики, психологии, этики Фараби,йбн Сины, йбн Ропща, Насириддина Туси, в особенности физиологическим основам теории свободы воли, оказывающие неоценимую помощь в изучении характера и постановке вопросов исследуемой проблемы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли"

-161-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как крупный ученый - философ Насиридцин Туси, в общих принципах своего мировоззрения оставаясь на идеалистических позициях, в разработке проблем общественной жизни, социальной психологии и морали последовательно стремится выйти из-под влияния традиционного для средних веков провиденциализма, в анализе общественных явлений и процессов исходит из позиции естественного и необходимо-исторического их происхождения. Испытывая при этом значительное влияние Аристотеля, Фараби и Ибн Сино, он сумел вместе с тем творчески развить их идеи в соответствии с новыми историческими условиями.

Анализ имеющихся социологических трудов мыслителя, свидетельства и воспоминания его современников, исследование современных прогрессивных буржуазных философов, советских исследователей его наследия, их сопоставление привели автора к выводу, что в своих общественно-политических взглядах Насиридцин Туси, опираясь на Аристотеля, Фараби и Ибн Сино, испытывал и влияние Платона. Причем, мысль о том, что прогрессивные устремления Насиридцина Туси не выросли в глубоко осознанную социально-политическую систему воззрений верна, только при сравнении с предшествующей социально-политической мыслью. С другой стороны система постановки мыслителем этих вопросов сравнительно с его предшественниками была значительным шагом в развитии средневековой общественной мысли.

Во многих воззрениях Насиридцина Туси, как и других мыслителей сильно ощущается влияние идеалистических взглядов Платона, а больше всего Аристотеля. Но стремление средневекового мыслителя, несмотря на преследования его прогрессичных идей со стороны реакционного духовенства, с объективно-научной позиции объяснять законы развития общества из самих реальных событий, ограничить роль божественной силы, показать определяющую роль материальных потребностей в его развитии, служит подтверждением прогрессивных его устремлений и отчетливо научном характере его идей. Правда, в анализе общественной жизни у Насириддина встречается еще другая специфическая особенность - это последовательное стремление натурализации общественных явлений, при объяснении которых мыслитель природную сущность их уподобляет сущности природных тел, хотя не исключает различия их свойств, выражаемых в телесности природных свойств мыслительной и речевой способности человека. Но подобная ограниченность оправдывается рамками средневековых научных возможностей.

Большая заслуга Насириддина Туси не только в опровержении исламских догм и положений различных схоластических школ о предопределении и свободе воли, но и в разносторонней разработке теории свободы воли, как с социологической, так и с психолого-философской позиций.

Мыслитель всесторонне, подвергнув исследованию все процессы психической деятельности животных и человека, сравнивая полученные результаты с существующими до него и современными ему идеями в понимании свободы воли, сделал выводы близкие современному психологическому пониманию. А именно, если свободу он с чисто социальной позиции понимал как восприятие необходимости, как познание жизненной необходимости, как завершающий момент волевого акта,то воля как психологическая категория понималась им как действие,направленное к достижению предпочтительно воспринимаемого, т.е. достижению объекта, вызывающего приятное ощущение или избежание неприятного. Достижение этой стадии по Насириддину Туси зависит от условий, т.е. характера возникших препятствий. Словом, воля, по Насириддину Туси, есть действие, при помощи которого мысшеление и воображение приобретают определенную потребность к восприятию цели и достижению или отклонению целевого объекта. Если* учесть, что в современной психологии воля понимается и как психическая деятельность человека, проявляющаяся в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением трудностей и препятствий1, то убеждаешься, что взгляды Туси близки современным. Правда, Туси не мог четко обосновать природу волевого движения и вынужден, противореча собственным же идеям, иногда подчинять ее внематериальным силам, что было равносильно переходу на позиции- объективного идеализма Платона. Следует иметь в виду и тот факт, что Насириддин Туси в силу ряда причин, в том числе социальных, не смог провести строго материалистическую линию, его идеи о свободе воли порою принимают идеалистическую окраску. Если учесть сложность механизмов проявления, моменты и условия проявления волевых движений,то порою кажется, что большинство определений^ воли, даже в современной философской, особенно в психологической литературе, по нашему мнению, выглядят не вполне убедительными. В них не учитывается либо роль безусловно-рефлекторных движений, либо момент мотивации. Исходя из этого, нам кажется, правильнее было бы волю определить как психическую деятельность человека, проявляющуюся в результате устойчиво укоренившегося познания сущности мотива, направленную на достижение поставленной цели, осуществление которой связано с преодолением определенных трудностей и препятствий.

Не останавливаясь на обосновании своего определения, следует отметить, что этот вопрос и сейчас требует еще разностороннего исследования и экспериментального доказательства. Безусловно, невозможно было требовать всестороннего решения этого вопроса от средневекового мыслителя. Однако, смело и открыто связав свободу воли с категорией необходимости, мыслитель противопоставил ее религиозным догмам исламских богословов в определении, кото Психология. Под ред.проф.В.А.Крутецкого. Изд. 2-е. М.,

1974, с.197. рое К.Маркс, назвал стершем мусульманского фатализма*.

Большое место в социологических взглядах Насириддина Туси отводится вопросам морали и их связи со свободой воли. Эти вопросы мыслителем разработаны со всей тщательностью. Сущность их заключается в следующем, мораль не является врожденной, она продукт социальной среды и поэтому ее изменения зависят от изменения этой среды. Изменение морали зависит: а) от физического здоровья человека, б) от степени его природных способностей, в) от правильной постановки воспитания и умелого подбора воспитателя, г) от положения человека в обществе.

Указанные факторы могут, по мнению Насириддина Туси, являться предпосылкой правильного или искаженного восприятия объектов человеческого волевого действия, и следовательно, изменение морали, моральных принципов и волевых движений людей, будучи взаимооб.условленны и взаимодополняемы друг друга служат основанием взаимного их совершенствования.

Заслуга Насириддина Туси заключается в том, что он не только раскрыл механизм взаимной обусловленности этических принципов со свободой воли, но также и в том, что систематизировал законы морали и моральных норм, установил детерминированность их определения и совершенствования самими общественными отношениями людей, изменениями их материальных условий. Вместе с тем Туси показал большую роль обратного воздействия моральных норм в изменении и развитии материальных ценностей, регуляции общественных порядков вообще•

Несмотря на наличие глубоких противоречий,взгляды Насириддина Туси об обществе, о свободе воли, о морали и ее принципах,разработанные в условиях средневековья, имели громадное историческое значение не только для развития прогрессивной научной и фи Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.427. лософской мысли, но и в борьбе против мусульманского религиозного мракобесия. Они оказали большое влияние также на развитие педагогической мысли последующих поколений. Науная истина, доказанная исторической действительностью, о том, что выдающийся человек, действующий в конкретной исторической ситуации, велик не тем, что он может изменить ход истории, а тем, что его деятельность более, нежели деятельность других людей, способствует прогрессивному развитию общества, вполне относима и к Насириддину Туси. "Великий человек, - писал Г.В.Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени. Великий человек является именно начинателем потому, что он видит дальше других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почти удовлетворение этих нужд. Он - герой. Не в том смысле герой, что он будто может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом - все его значение, в этом - вся его сила"?

В этом отношении идеи свободомыслия, стремление к освобождению человека из под влияния религиозного мракобесия, пробуждению демократических настроений и рациональное обоснование свободы воли человека, пропагандируемые Насириддином Туси, могут пробудить у народов мусульманского мира интерес к свободе и независимости, служить и для обоснования демократических доктрин различных мусульманских течений, борющихся за свободу и прогресс.

В связи с этим автор данной диссертации считает целесообразным при дальнейшей исследовании историко-философского наследия

1 Плеханов Г.В. Избр.философ.произв.,т.II.- М.,1966,с.333. прошлого придерживаться следующих тенденции:

1. Любое научное исследование тогда приобретает истинную свою научную значимость, когда основывается на достоверных и подлинных источниках. Поэтому каждое последующее изучение философской, общественной, этической и эстетической мысли прошлого целесообразнее построить именно на основе всестороннего, кропотливого изучения и анализа непосредственных, подлинных источников.

2. Оценка творчества любого мыслителя приобретает истинные достоинства только в том случае, если раскрыта его эволюция, показана тенденция к прогрессу или регрессу, к пассивному следованию заранее разработанным авторитетным идеям или творческому их восприятию и обновлению, к приспособлению к существующим условиям или противопоставлению господствующим идеям.

3. При всем прогрессивно изменяющемся характере общественной жизни некоторые события в нем повторяются и проявляются через поступки отдельных групп людей, традиционно придерживающихся старых обычаев. Они не могут не отразиться в творчестве и концепциях отдельных мыслителей разной эпохи идентично, но по содержанию с различной социальной направленностью. Поэтому, характер таких концепций следует оценить, по нашему мнению, не по внешней схожести, а именно по их социальной, т.е. классовой направленности, основательностью аргументов, соответствующих уровню развития науки этой эпохи, историческими условиями и возможностями творимых идей.

4. Решающим условием правильной оценки и установления истинной позиции мыслителей прошлого, на наш взгляд, является соблюдение марксистско-ленинского принципа партийности, гласящего, что истинная значимость наследия мыслителей определяется не тем, к каким классам или социальным группам они относятся, а тем, чьи интересы .они защищают, или кому служит их наследие. Это предполагает усвоение и переработку всего того, "что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры"* преодоление той ложной идеи, согласно которой, как говорил В.И.Ленин: ".Многомиллионные.массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться о из этой темноты только по прямой линии." В рамки такой ленинской позиции, нам кажется, и следует вместить оценку творческого наследия Насириддина Туси, сочувствующего обездоленным массам и пытающегося различными способами оградить их от унижения человеческого достоинства.

5. Не поддаваться, при любых достоинствах наследия прошлого, соблазнам преувеличения роли мыслителей, в том числе и Насириддина Туси. Это не только ложная, но и чрезвычайно вредная тенденция, которая в корне противоречит не только целям и задачам любого научного исследования, но и определения истинной сущности исследуемой проблемы.

 

Список научной литературыИдибеков, Насрин, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе (Ш). К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.З.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.З.

3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.16.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг, отд.первый, гл.Х-Х1, отд.третий, гл.У. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.20.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.20.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл.1У. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.21.

7. Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу от 14 августа 1895 г. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.39.

8. Энгельс Ф. Письмо П.В.Анненкову. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.27.9» Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, стр.159.

9. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29,

10. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41.

11. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр. соч., т.45.

12. П. Источники на персидском, таджикском и арабском языке11<35? > '„ъ г ¿¡»-¿Ъъ ■ ¿< ом/ I.• С ау ■ и-^ГоГ^/у. t^-c^û—с// 3. • \rnc>y. u^J^.C^Oi 4.

13. Лг.r- O^ . ^ ^c/yy^ 9. 'tt&r^-Ms^ io.