автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Сравнительный анализ художественных традиций древнейших археологических культур Передней Азии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Азизян, Арусяк Аветиковна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Сравнительный анализ художественных традиций древнейших археологических культур Передней Азии'

Текст диссертации на тему "Сравнительный анализ художественных традиций древнейших археологических культур Передней Азии"

российская академия художеств

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ им.И.Е.РЕПИНА

На правах рукописи Д 019.01.01

А 3 И 3 Я Н АРУСЯК АВЕТИКОВНА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ДРЕВНЕЙШИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ /К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОВ ЭТНИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ/

17.00.04 - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 1998

ВВЕДЕНИЕ

Инициирующим моментом в обращении к данной теме служит проблема "доистории" ("протоистории"), то есть дописьменного, догосударственного периода, который на Древнем Востоке относится ко времени до середины 4 тыс. до н.э. Приходится говорить именно о проблеме "доистории" (а не проблемах), потому что не ясно пока, сможет ли сама "доистория" превратиться когда-нибудь в историю и если сможет, то на какой научной основе. Состояние изученности этой области сейчас таково, что практическая работа здесь сводится главным образом к обоснованию и апробации различных методов реконструкции "доистории" (точнее, ее фрагментов) на фактологической базе археологии в комплексе с рядом естественных наук: палеоботаникой, палеозоологией, климатологией, палинологией, радиоуглеродным анализом и т.п. Поэтому можно утверждать, что проблема "доистории" -это проблема поиска таких методов реконструкции, которые способны максимально уловить гуманитарный аспект развития человечества той поры, то есть собственно его историю. С нашей точки зрения, наиболее интересной гранью этого аспекта является этническая .

Но здесь сразу встает вопрос о связи "этнического" и "доистории". В какой момент популяция превращается в этнос? Можно ли говорить об этносах "доисторического" периода? Мы придерживаемся распространенного мнения, в соответствии с которым этносы активно формируются с началом производящего хозяйства и прочной оседлости, то есть с началом неолита. Фактор оседлости особенно существенен с точки зрения сложения этнического сознания - он вводит понятие "родины", без которого немыслим никакой этнос. В свою очередь, "родина" - функция по крайней мере двух аргументов: ландшафтно-географического и культурного. Проецирование мировоззрения людей не вообще на любой локус и пространство в целом, а именно на "этот", "свой" выставляет границы, отделяющие таких людей от осталь-

ных. Но границы обнаруживаются позже, в сравнении, а практически происходит эволюция сознания - процесс этнизации. Итак, отрезок "доистории" от 10-8 до 4 тыс. до н.э. на Древнем Востоке - это как раз тот "момент" , в котором и следует искать начала современных этнических контуров. Последнее не означает, что до неолита население было этнически нейтральным: расовые, языковые, ареальные, культурные факторы, складываясь в различных сочетаниях, обуславливали своеобразие групп, которое можно назвать "протоэтническим". Однако отсутствие привязанности к конкретному участку земли и сознания, что именно он дает жизнь, смерть, пищу (то есть отсутствие "вертикализма" сознания), приводило к нестабильности, обратимости подобных протоэтнических состояний.

Суммируя сказанное, зафиксируем, таким образом, что одной из острых и нерешенных задач в области "доистории" является поиск методов этнической реконструкции. В русле этого поиска лежит замысел настоящей работы, что и определяет ее актуальность . Помимо обоснованного выше общеисторического аспекта актуальность темы имеет и еще другой, может быть, более частный. Под ним подразумевается обращение к междисциплинарному подходу. Сам по себе междисциплинарный подход ни плох и ни хорош, ни актуален и ни неактуален. Однако он'объективно возник в ходе развития науки. Почему? Ответ, лежащий на поверхности, видимо, состоит в том, чтобы достижения и средства одних наук использовать в тех областях, где не хватает собственных разрешающих возможностей либо они вовсе отсутствуют. Так, например, возникновение компаративистики (сравнительно-исторического языкознания), складывавшейся в течение 19 века, было инициировано утверждением новых для того времени понятий "языковой семьи", "праязыка", которые потребовалось материализовать также и во времени и пространстве, наложить на историческую и географическую реальность. Характерно, что это привело к резкому возрастанию интереса к истории первобытного мира и архео-

логии. То есть "доистория" - это та область, которая объективно требует междисциплинарности в качестве не дополнительного "штриха", а неизбежной необходимости. Принцип реконструкции междисциплинарен по определению и состоит в переносе.

Все это достаточно понятно, но не объясняет актуальности постановки нашей темы. Ее объясняет скорее сегодняшнее состояние междисциплинарных исследований в "доистории". В рамках всплеска, пришедшегося на 1960-80-е годы, имели место такие значительные события, как деятельность тартуско-московской семиотической школы; публикации ностратической гипотезы, ностра-тического словаря В.М.Иллич-Свитыча и последующая деятельность Ностратического семинара при Институте славяноведения и балканистики в Москве; выход монографии Вяч.Вс.Иванова и Т.В.Гамкрелидзе "Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и прото-культуры" и дискуссия тех же авторов с И.М.Дьяконовым в журнале "Вестник древней истории"; проведение в Москве двух конференций "Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока"; а за рубежом - учреждение журнала "The Journal of Indo-European Studies" с изложением на его страницах концепции "курганных волн" Марией Гимбутас и возникших как реакция на нее многочисленных публикаций; становление такого направления исследований как англо-американская этноархеология (Л.Бинфорд, К.Флэннери, К.Ренфрю и др.). На этом благоприятном для концептуальных работ фоне последнее десятилетие выглядит как уход в частные проблемы, при том, что потенциал, накопленный в предыдущие годы, оказался не до конца реализованным. Второй аспект актуальности поставленной темы мы связываем как раз со стремлением хотя бы в некоторой степени продолжить поиски 1960-80-х годов, в которых науке бывшего СССР принадлежит далеко не последнее место.

В реконструкциях "доистории" выработано, таким образом, два "больших" междисциплинарных подхода. Семиотический

ориентирован на исследование мышления, что приводит к воссозданию утерянного контекста культуры и его истолкованию, а^|точ-нее ч к его воссозданию через "структурное" истолкование'. При этом/этнические параметры мышления выносятся за скобки, берется как бы абстрактный человек. Компаративистский подход (подход сравнительно-исторического языкознания),наоборот, ориентирован на "человека этнического", на воссоздание именно картины исторического развития языков, ее географической увязки. Основная - и нерешенная - проблема здесь состоит в том, насколько соотносимы язык и этнос. Используя математическое сравнение, можно сказать, что как бы хорош и стратегически верен ни был этот метод, любое решение на его основе заранее обречено содержать в себе некий "X", обозначающий коэффициент несоответствия понятий "язык" и "этнос".

Поставленная нами тема, будучи ориентирована на этническую реконструкцию, естественно тяготеет к приемам компаративистики. Но, с другой стороны, компаративистика прежде всего занимается фактами языка. Предмет исследования настоящей работы - по преимуществу керамика (а в керамике - по преимуществу орнамент), изучение которой, в свою очередь, естественно тяготеет к приемам формально-структурного анализа. Метод, исполь- \ зуемый в работе, сочетает, таким образом, качества процедур как семиотического, так и компаративистского подходов. В этом, по нашему мнению, состоит принципиальная новизна предлагаемой работы.

Новым равно является и то, что до сих пор не было исследований, в которых бы систематически анализировалась и типоло-гизировалась керамика на территориях от Евфрата до Западной Европы, начиная от момента ее возникновения и до 4 тыс. до н.э. При этом наиболее существенное качество и такого анализа, и такой типологизации заключается в том, что рассматривается исключительно художественно-образный результат и именно он диктует принципы типологизации. А выделение нескольких типов

художественного мышления в керамике, установление отношений между ними, позволяет затем поставить в такие же отношения и соответствующие археологические культуры. Фундаментом для обозначения подобных отношений в качестве этнических служит используемый нами принцип: структурные параметры художественного мышления есть этномаркирующий показатель.1 Суммируя, еще раз подчеркнем, что именно принятый в искусствознании со времен Г.Вёльфлина метод формально-стилистического (далее - формально-структурного) анализа становится средством этнической реконструкции .

Последнее обстоятельство могло бы во многом сказаться на вероятностной практической ценности работы. Имеется в виду ориентация специалистов в области "доистории" (археологов, лингвистов, востоковедов и др.) на использование именно искусствоведческой, то есть формально-структурной процедуры при рассмотрении керамики неолита-энеолита. Эта процедура способна выявить не только большой объем информации, но и дает информацию, объективную по сути. Дело в том, что распространенные сейчас принципы исследования керамики сформированы подходом к ней как к археологическому объекту, вещи. В рамках такого подхода технология производства, фактура поверхности, цвет и состав красителей, однотипные элементы объемной формы и орнаментации берутся в качестве неких отдельных сквозных "сюжетов", состоящих из набора конкретных керамических фактов (причем география и хронология распространения этих фактов могут быть очень широкими): "сюжет", объединяющий керамику с черной лощеной поверхностью/ другой "сюжет", представляющий расписную керамику типа "красным по белому" (и, наоборот, "белым по красному"); третий "сюжет", показывающий историю графитной росписи ит. д. ит. п. То есть художественное целое, за которым стоят художественные образы, за которыми, в свою очередь, стоит осо-

1 Обоснование метода исследования содержится в главе I,

бый этнопсихический тип восприятия мира, оказывается разобранным на части, каждая их которых обсуждается в своем собственном контексте. Оказывается разобранным - но не собранным вновь.

Дозволенность подобного внедрения в целое, вероятно, оправдывается, когда речь идет именно об истории материальной культуры безотносительно к вопросам не только этнического характера, но и духовной культуры. Но сам принцип субъективного разъятия и изолированного рассмотрения элементов целого настолько укоренился, что перенимается и историками, и лингвистами, которые как бы "берут на веру" то, что им предоставляет, в этом смысле археология. Поэтому одной из практических целей,, преследуемых автором, является акцентирование внимания на сис- 1 тематическом проведении принципов анализа художественного ; творчества методами дисциплин, изучающих именно художественное | творчество. '

Кроме того, конкретный материал (значительная часть его , взята из малодоступных зарубежных публикаций и впервые исследуется как художественное явление) и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы специалистами соответствующих профилей в лекционных, семинарских курсах и т. п.

Вопросы терминологии будут оговорены в главе I, но одного' из них необходимо коснуться уже здесь. Речь идет о "Передней Азии". Ясно, что даже по отношению к Азии этот термин условен: она "передняя" , если смотреть с запада. Однако, работа выполнена на базе археологического материала, происходящего не только с территории западной части Передней Азии (Сиро-Палестины, Северной Месопотамии, Турции, Южного Кавказа), но и Европы (Юго-Восточной Европы, включая Эгеиду, Балканы, Центральной, Западной Европы). Нам казалось не обязательным конкретизировать это в названии темы, так как специалисты, занимающиеся соответствующими областями науки, давно сошлись во мнении, что граница между Европой и Азией - понятие историче-

ски настолько более позднее, что какая-то дифференциация по этому признаку в древности неприемлема. По точному замечанию Ю.В.Андреева, протоцивилизации Балкано-Карпатского региона "принадлежат не столько Европе, сколько нерасчлененной Евразии" [Андреев, 1995. С.97]. Такая позиция зафиксирована, например, и в археологических терминах "балкано-анатолийский комплекс" [GaraSanin, 1961], позже - "фрако-анатолийский комплекс" [Efe, 1990. Р.113 - со ссылкой на: G.Bakalakis,A.Sakal-lariou]. Эти термины - только частное выражение общей закономерности.

Однако, признавая данную закономерность, ученые продолжают употреблять старые обозначения: Передняя Азия (Ближний Восток) , Юго-Восточная Европа и т.д. Какого-то интегрального термина не найдено, термин "Евразия" для этого региона и периода истории не принято использовать. Если говорить о сути этнокультурных процессов, а не о традиционных терминах, следовало бы назвать рассматриваемый регион "Передней Евразией", причем слово "передняя" понимать как "ранняя", то есть хронологически. Именно такой смысл вкладывается в фигурирующее в названии темы словосочетание "Передняя Азия".

Таким образом, целями предпринимаемой работы являются:

а) теоретическое обоснование метода формально-структурного анализа в качестве метода этнической типоло-гизации и реконструкции применительно к "доистории" Передней Азии-Европы неолита, энеолита (глава I);

б) практическое использование этого метода на материале главным образом орнаментированной керамики в аспектах:

-выделения хронологических и территориальных керамических групп, в пределах которых устойчиво прослеживается единый структурный орнаментальный тип;

-установления эволюции и взаимодействия структурных орнаментальных типов;

-реконструкции на их основе этнопсихических и этнокультурных характеристик соответствующего населения (главы II, III) ;

в) проверка полученных характеристик в контексте наличных сведений о мировоззренческих представлениях жителей региона и попытка этнической идентификации последних на основе соотнесения с данными лингвистических исследований (главы IV,V)* .

* В основной части работы ссылки на альбом иллюстраций указаны цифрами на правом поле.

Глава I. Анализ состояния изученности темы. Обоснование метода .

Необходимы еще несколько пояснений в отношении темы работы - это позволит сфокусировать внимание на обзоре библиографии по тем направлениям исследований, которые ближе подходят к ее сути. Таких направлений, явным.образом фигурирующих в названии, всего три: искусствоведческое ("Сравнительный анализ художественных традиций ... "), археологическое ("... древнейших археологических культур Передней Азии") и истори-ко-культурологическое ("К проблеме методов этнической реконструкции"). Вне зависимости от того, в каких пропорциях наличествует литература по этим направлениям и представлены сами направления в тексте настоящей работы, внутренняя логика темы акцентирует в ней слово "метод". Оно обозначает ключевую проблему, связывающую все "части". Следовательно, теоретически говоря, обзор библиографии должен был бы концентрироваться вокруг исследований этой проблемы. Однако^ так как в известной нам литературе прямая постановка близкой темы отсутствует, то возникает ситуация вынужденного возвращения назад - от "связующего" к "составным частям". Поэтому руководящими принципами библиографического обзора в такой ситуации становятся а) степень близости того или иного издания к основной интегральной проблеме работы, б) научный уровень издания, к какому бы конкретному направлению оно ни относилось, (то есть степень его потенциальной "продуктивности" в будущем), и в)историческое значение раскопок, представленных в публикации.

Основа всякого изучения дописьменных обществ - археология . Именно состояние археологической исследованности региона определяет состояние какого бы то ни было аспекта любой темы, касающейся этого региона. Из-за нецелесообразности здесь предпринимать в очередной раз обзор раскопок и публикаций по огромной территории Передней Азии-Европы, ограничимся только литературой, которая либо кажется примечательной в том или ином

отношении, либо освещает сравнительно новые - и пока малоизвестные - раскопки. Сверх того, в главах II, III, IV при рас/

смотрении археологической культуры или отдельного памятника, будут даваться ссылки на авторскую ее (его) публикацию^или на сводные издания типа "Руководства по предыстории" Г.Мюллера-Карпе, "Неолита Ближнего Востока" Дж.Меллаарта, "Археологии СССР" и др. В случаях неизбеж�