автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Среднее Причульмье в XI-XIII вв.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Беликова, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Среднее Причульмье в XI-XIII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Среднее Причульмье в XI-XIII вв."

КШРОВСКШ ГОСУДАРСТиЕШШП УШШЕРСнТЕТ

На правах рукописи УЖ 930.26

БЕЛИКОВА ' ОЛЬГА БОРПСОША

СРЕДНИ.ПРИШЬМЫЗ В И-ХШ BE. Специальность 07,00.06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Кемерову, IS20

Работа выполнена на кафедра истории СССР (досоветский период) Томского государственного университета им. В.В.Куйбышева

Научный руководитель доктор исторических наук» Нрофессор Л.А,Чицщша

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Д.Г.Савинов кандидат исторических наук Н.М. Зиняков

Ведущее учреждение: Институт истории, филологии и философии Академии наук СССР.

Защита состоится декабря 1990 г. в ^^часов на заседании специализированлого совета К 064,17.02 по'защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Ке- -меровоком государственном университете (650043, г .Кемерово, ул. Красная, 6)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность тещ. Археологлч-скио маториалы автора из ¡реднего Причулымья актуальны для воссоздана исторических про-íaccoB начала П тыс.н.э, на юга Западной Сибири, слабо осващон-!Ых рисьценивд документам?!. Малочисленность современных занад-ю-сибдрских археологических' источников указанного времени тре-Зуат активного привлечения нових материалов в обусловливает ?акже вакносуь интерпретации накопленных данных ИЗ чулымских ¡амятников, Близость Среднего Причулщья к лесостепной и степей зонам обменяет необходимость разработки тема для освещения :радищюниых контактов населения ига Западной Сибири с народами Золез шных территорий, Для Среднего Прлчулшья археологические Ш'орцалц начала П тыс, н.о, являются осношым источником для ;екоиструкщщ этнической ситуации, косвенно сказывается на реио--

(Hil ДРОбДОМЫ ПРОНОХОЛДеНИЯ II формирования ЧУЛЫМС1ШХ ТЮРКОВ.

Целью настояЕэго исследования является культурная и этни-шская характеристика Среднего Причулымья вХ1-ХШ вв. н.э. на )снорз анализа погребально-поминального обряда Змашжинского I Калмакского иагилышков, В соответствии с целью били опредо-Ю1Щ ацоду:ащ1-о главные задачи: I, Описание и систематизация ма-рериадозз'Б.мз1ЦЦйшс1юго |1 ¡{алмакского могильников, 2. Хронология <1 цериодиэацщ погробальнцх комплексов, 3. Характеристика гглов югробенпй, погребальных комплексов Д попытка реконструкции на ,\х. осноро формы погребальпо-помпналыюго обряда и ayo мировоззренческого содержания, 4« Выявление некоторых коцтадюв населения Среднего Причулымья с внешни;.! миром по археологическим данным, 5, Определение культурной и ¡этнической принадлежности Змошнцшского и ¡Салыакского мопушшков, "

Научная новизну диссертационного исследования состоит в гом, что в науку впервые вводится объемный археологический материал, на основе которого определяйте.; культурные л исторические особенности Среднего Причулымья в начале П тыо, н.э. Репре-'зенШишыа~дшшыЗСущественно"мешй^'т кру? а^аоло1П1ческих источников этого периода ига Западной Сибири и ¡Ctaioil Сибири, цз-вёстных к настоящему времени. На осново анализа чулымского иатериала расширены границы культуры енисейских киргизов, опса-цолон ареал керамики, близкой посуда Змоннкинского и Калмакско-го могильников. Этническая характериотгаш Среднего Причулымья

в начале II то.н.э., ранее реконструиру&маяна этнографическом, историческом и топонимическом источниках, впервые рассматривает ся с позиции археологического материала.

Практическая ценность работы заключается в возможности ис пользовать ее основные положения, выводы при дальнейших исследс ваших по Причулымью, для воссоздания исторических процессов начала П тыс» н»э» на юге Западной Сибири, в Юяной Сибири, для подготовки спецкурсов в вузах, в лекционной пропаганде ср.ди населения. Археологические коллекции Среднего Причулымья и научные разработки возможно учитывать при оформлении экспозиции по средневековью Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета.

Основными источниками для написания диссертационной работы явились материалы автора (коллекции, полевые дневники, науч-ныо отчеты), собранные и оформленные по результатам полевых работ 1977-1978,1980-61, 1983-87 гг. Средне-Чулымского археологического отряда Томского университета. Привлекались такке архивн матер ;алы (коллекционные описи, дневники, отчеты, результаты определений и ппочие документы), хранящиеся' в Музее археологии и этнографии Томского университета, Томском краеведческом музее Институте археологии АН СССР. В качестве письменных источников использовались средневековые_^сроншш и ряд публикаций по археологии, этнографии, шгтропологии^лингвистике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обобщались на совместном заседании секторов археологии и антропологии проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири и кафедры истории СССР (досоветского периода) Томского университета, на заседании кафедры археологии Кемеровского университета. Результаты научных разработок были доложены на региональных конференциях и совещаниях: "Использование методов естественных и точных наук при изу чении древней истории Западной Сибири" (Барнаул, 1983), "Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий" (Омск, 1984), "Генезис и эволюция этнических культур и сопредельных территорий (к 150-летию Г.Н.Потанина)" (Новосибирск, 1985), "Проблемы исторической интерпретации археологичес ких и этнографических источников Западной Сибири" (Томок, 1990) Результаты исследования по теме отражены в двенадцати публика-

циях, в том числа одна в соавторство.

Структура работы. Диссертационное исследование оформлено в два тома. Первый включает основной текст и содержит введение, четыре главы, заключение. Названия глав: I. Анализ инвентаря

4

Змеишшнского и Калмакского могильников. П. Хронология и периодизация погребальных памятников Среднего Причулшья. Погребально-поминальный обряд. 17. О культурно-исторических особенностях погребальных памятников.

Второй том представляет приложение к основному тексту дко-сертации. В него помещены материалы исследования Зглаишшхского' и Калмакского могильников: описание памятников и раскопанных комплексов, иллюстрированное планами, рисунками всего швента-ря. Здесь же - классификационные и типологические таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение посдящедо обоснованию актуальности темы, определению цели и задач диссертации, физико-географической характеристике района исследования, истории археологического изучения Среднего Причулымья.

Археологические культуры начала П тыс. н.э. юга Западной Сибири изучены слабо, что обусловлено, прежде всего, недостатком выявленных я изученных памятников. Частичное заполнение этой лакуны предпринято в диссертации по материалам памятников Х1-ХШ вв. юго-восточной части Западно-Сибирской равнины - Среднего Причулымья. Территория исследования представляет пограничный район между зоной шной' тайги (подзона хвойно-березовых лесов) я зоной лиственных лесов. Работа основывается на материалах памятников одного из археологических микрорайонов Причулшы; -правобереяья среднего течения р.Чулша, напротив устий рр. ¿1л и Кия, его левых притоков. Хронологические рамки исследования в пределах XI-ХШ вв. обусловлены'современной йсточниковой базой и актуальностью проблем археологии начала Л тыс, н.э. Западной Сибири. . •

Планомерные поиска и раскопки археологических памятников начала П тыс. н.э. в Среднем Причульмьв проводятся автором о 1977 г. В микрорайоне устий Яи и Кии было обнаружено несколько

памятн*>ов начала П тыс. н.э., из которых раскапывалось Городок скоа-I поселение (исследовано 4 жилища), могильники Бмеинкинс-wüi (вскрыто 65 курганов), Калмакский (16 курганов), комплексы Иловского могильника (в 5 курганах). Подъемный материал собран на Уйдановском и Белякском городищах.

Глада I.'Анализ инвентаря Зшинктаского и Калмакского мо-хтаьнпкод. Вещественный материал погребальных памятников представлен предметами бытового назначения, конского снаряже-нш, вооружением, украшениями, аксессуарами одежды, а также.ве-' щами, которые в равной степени могут быть отнесены к одежде, снаряжению воина и коня (накладки, металлические пряад и др.). IIa основа полученных классификационных схем для серийных объектов выделяются типы предметов, которые понимаются как устойчивое сочетание ряда признаков (Камснацкий Г»,С,, Маршак Б.И., Шер Я,А, 1975), Часть материала остается за пределами типологии и представлена классификационными схемами или описанием,

Керамита выполнена леднр.1 способом, по форде различаются преимущественно горщки д р двух случаях банки. Сосуды круглодон-ные, Большая часть венчиков оформлена с помощью иалепа с внешней стороны. Типы керамики Еццелены по орнаменту, Тип X, 76,1$, посуда с орнаментом, состоящим в основном из тисненых элементов (оттиски гребенки, лунки, ямки и другие), редко - резными элементами (насечки, полукруг). Мотивы располагаются на сосуде горизонтальным способом, преимущественно полосой (рядом), Орнаментальные композиции очень просты, размещаются в основном двумя зонами - по венчику и плечикам, Тш Ц, I3,0;i, керамика с орнаментом, в котором присутствуют лещщо (рельефные) элемент -защипы по вепч.цсу, налепы, дополненные отт..оками гребенки, щепки, лунками, резнями элементами, Объединение разноликой керамики на имеющемся материале в один тип условно, но различие его с I типом очевидно,

Теслач,ют1Щ1. Представлены орудиями с плечиками при переходе втулки в лезвие и без плечиков. Кроме больших экземпляров присутствуют и миниатюрные, непригодные для рабочих нагрузок, Ножи железные, черенковые, с прямой спинкой. По сечению лезвия определяются подтреуголышо с долом и треугольные, ёор-ма перехода черешка к лезвию двууступчатая или ншкноуотупчатая. Серия ножей, кроме экземпляров больших и средних размеров, содержит миниатюрные.

Кресалу - представлен^ одним типом - железные, скобкообраз-ные, выполнены из одной полосы с сужающимися загнутыми концами, Включает два варианта: нормативных размеров и миниатюрные, которые, рак й модельные теслачлотьшш, ножи, невозможно использовать в работе,

Кдмнд для высекания- искры. Большинство кресал, как нормативных размеров, тшс и миниатюрные, соцро|зр;адэдсь халцедоновыми камнями.

Вилки обнаружены в акчеадлярзх р Йадщкдаском могильнике: одна с равным ртер^е|л рукрятд, другая с гладким, оба о упорами лщ деревянной ручки.

Кроме перечисленных категорий бытового назначения, проанализированы такав точильные камни, иглы, игольник, пинцеты, крючок для ловли рыбы, ножны для ножей, проколки.

Удила , Тип I, железные с кольчатыми псалиями, звенья грызла и грызло в рсалием соединяются краковш способом; по диаметру колец выделяется два варианта: с малым диаметром (от 4,5 до р,0 см) ц с большим диаметром (от 6,5 см до 8,0 ал). Тш П, железные удиад с вертикальными комбинированными (железо, дерево) доащивд,

УЗЩ. Предложенные частичные реконструкции трех оголовий с удилами основаны на наборе деталей и их взаиморасположении в "тазиках", иллюстрируют сосуществрварие во время функционирования Змеинкинского могильника узды различной конструкции.

д^емена. Т;ш I, железные, округлых очертаний с округлой подножкой, с отверстием для путлища в дужке. Тип железные цодтрапоциа видной форлы; с прямой подно;исо й, с отверстием для ремня в дужка. Тип ш, ррговое стремя подтраууолыщх очертаний с ркруглой подножкой, в плоской части дужки расположена прорезь для ремня} изготовлено из расширено^ части рога лося.

Седла представлены в основном фрагментами. Реконструировало седло, положенное в ''тайник" кургана 55 Змеинкинского могильника, Имело прямую пераднаэ арочную луку и наклонную заднюю полуовальную луку. Передние концы полок ленчика была закругленно-скоаеннымц. Ребра лук седла, передняя арка, концы полок обивались железно^ окантовкой.

Подпсташе пся:ш1 продставлены одним типом: костяные, о

невыделенной рамкой, четырьмя отдельными отверстиями, общая скорма пятиугольно-удлшенная; аелезный язычок крепился на костяную перемычку, которую создавали две круглые прорези.

К конскому снаряжению относятся также наносные султаны.

С а, б ля имеет трехгранное сечение клинка, напускное перекрестие, расширяющееся в центре; слабоизогнутый клинок сужается в последней трети, острив расковано на два лезвия.

Остатку лукой> Серповидное сечение роговых накладок в сочетании с общим изгибом позволяет разместить их на плече киби-ти с шутренней стороны» Удерживались на кибити с помощью косой нарезки.

^етали колчанов представлены костяными и железными петлями для крепления колчана к поясу или портупее с помощью ремешков и костяными накладками на колчан,

В реферируемой работе рассмотрены такае такие категории вооружения, как палаш (?), нсшш, наконечники стрел, панцирный досп?х.

Бусы, Выделяются каменные (опал, полуопал, хрусталь, агат, яша, халцедон, сердолик) и стеклянные. По сочетанию таких признаков для каменных бус, как вид камня, форма бусины, а для стеклянных - технология изготовления (по визуальному определению), цвет, форма, определяется 24 типа бус.

Глава Л. Хсонология и песиодизаиця погребальных памятников Среднего Пыщулмьд. Современное состояние археологии развитого средневековья юга Западной Сибири в стадии накопления материала вызывает существенные трудности в хронологическом анализе источников. Датировка западно-сибирских памятников редко обходится без обращения к материалам Южной Сибири, хронология и периодизация которых разработаны сравнительно лучше. Шесте с тем для культуры енисейских кыргызов начала П тыс. н.э. полного единства в этих вопросах не достигнуто, данное обстоятельство обусловило при решении вопросов периодизации и хронологии Зме-шшшского и Калмакского могильников обращение прежде всего к южносибирским комплексам, признанным хронологически опорными и по поводу которых достигнуто определенное единство в датировке: Эйлиг-Хем - Ш в Туве - конец X - начало Л в; Малиновка курган I, Кокэль курган 17, Демир-Суг курган I и другие в Туве, Кизек-Тигей, Све-Тах, Хара-Хая и другие в Минусинской котло-

вша - И-ХП вв. Относительно более поздним хронологическим ориентиром служат материалы могильника Часовенная Гора и Каменка -У, для которых конкретные временные пределы определяются по-разному - ХШ-НУ и ХП-ХШ вв. Комплексы Ювной Сибири явились основой для определения относительной хронологии курганов чулымских могильников. Для некоторых комплексов Среднего Чулыма принадлежность к позднему периоду конкретизирована по планиграфи-ческшл признакам.

В алеющихся материалах Змеинкинского и Калыакского могильников отсутствуют комплексы эйлигхемского тина, датируемые концом X - началом XI вв. К ранней группе курганов, к первой половина XI в, отнесен курган 16 Калмаков. Его своеобразие проявляется в следующем: захоронение остатков трупосожжения в яме, непребывание вещей на погребальном костре, присутствие нескольких вещей именно из бронзы, редких или чаще отсутствующих в других комплексах, находка китайской бронзовой монеты, аналогичной выпускавшимся о 1004 по 1007 гг., и других признаках. Среднюю группу курганов, по-видалому, середины XI-ХП вв. составляют шесть курганов Змеинки и один - Калмаков, В позднюю группу объединяются девять курганов Змеинки а пять - Калмаков, которые содержали серии предметов, общую с материалами Часовенной Горы и Камешси-У; костяные подпруяные пряжки с двумя отверстиями для ремня и железным язычком, двузубые вилки, "Г" - образный стержень с зооморфным концом, фалары, накладки - "птички", треугольные петли, стремена, удила и другие предметы. Однотипность вещей и погребально-поминального обряда в объектах определенно среднего и позднего периодов позволяет предположить небольшой временной отрезок функционирования памятников (его раскопанных частей) и предположительно датировать курганы позднего периода ХШ в. Сложность определения вархн 3 даты обусловлена отсутствием абсолютно датированных вещей (монет и других) в среднечулымских комплексах относительно позднего и среднего периодов, дискуссионное-тью по поводу датировок южносибирских памятников.

Остальные курганы, на имеющие комплексных типологических соответствий в южносибирских памятниках или бедные инвентарем, одинаково уверенно могут быть отнесены как к среднему, так и позднему периоду. В целом, датировка Калмакского могильника определяется первой поло вшой XI-ХШ вв, Змзшклнского - на ранее

- а -

середины XI-ЯШ вв.

Глава Ш. Погсебашло-поминальный обсяд. При анализе обряда захоронения автор основывается на теоретических разработках В.С.Ольховского (19В6), Каддый из двух чулымских могильников' представлен как совокупность групп элементов, относящихся к трем разним урошяы сложности памятника: погребению, курганному комплексу, погребальной груше (могильнику). Особое внимание уделяется методике исследования погребений-трулосоажений. Анализ состава отдельного скопления кремированных костей основывается на антропологических и остеологических заключениях. Результаты определения проявляются не только в выделении типов погребений и курганных комплексов, но, в конечном счете, в реконструкции погребально-поминального обряда.

Анализируются 77 погребений (74 одиночных и три двойных), вццелзно 4 типа погребений:

I тип, 77,3$, Наличие остатков полного трупосожжения человека шесте с погребальны«: инвентарем на стороне с последующим захоронением их на площадке дрерней дневной поверхности, Коррелирование погребений I типа с такими признаками, как наличие остатков погребального сооружения, их- форма и конструкция, присутствие кремированных костей животных среди костей человека, определяет 5 вариантов типа. Погребальные сооружения представлены обугленными рамами-обкладками подпрямоугольной формы и обкладками различной ориентации. Часто сооружения состоят из фрагментарных обугленных остатков, в расположении которых прослежено стремление оградить скопление костей человека. Встречены материковые ямы со скоплениями необожженых вещей ("тайники"), кремированные кости животных (определены остатки лошади, птицы). Ко Л-У типам отнесено 16,8$ погребений, П тип» Наличие остатков полного трупосожжения на стороне с последующим захоронением в яме.

Ш тип, Полное трупосожженре шесте о погребальным инвентарем на месте захоронения, на древней дневной поверхности. Для сожжения тела покойного использовались громоздкие рамы-обкладки с продольны;.™ перекрытиями ориентации 3-В и СВ-ИЗ,

1У тип. Трупоположение в шах. Погребальные сооружения, представленные одним перекрытием или рамами-обкладками с пвре-кют.шыи, полностью обуглены.

По отношен™ к скоплению костей человека "тайники" в погребениях находились в узкой секторе от СБ до ¡иЗВ, в пределах рам-обкладок. Для их содержимого обязательно присутствие железных миниатюрных предметов (нож, тесло-мотыжка, кресало), часто встречена конская упряжь. Находки модальных вещей характерны для погребений-трупосожжений, преимущественно I типа, Стратиграфические наблюдения свидетельствуют о тенденции размещения моделей ниже уровня погребальной площадки - в "тайтке" или б мо гаде,

Курганные хсошлексы описываются через такие группу элементов, хеш; надпогребальное сооружение и следы обрядовых действий;, додкуруанные объзкты и следы обрядовых действий; шекусгапные объекты и следы обрядовых действий, Для 78 курганных комплексов выделено 5 типов:

X тдп, 74,4^. Содержит погребения I типа под эомляншн насдадаи диаметром от 4,0 до 7,2 м, высотой 0,3-1,0 м, В одном курганном комплекса находилось препмущзстшшо по одному погребению, Пять вариантов типа определяются по сочетанию тах;их признаков, как наличие падкургцнных и шекурганных находок - керамики, с1:оплений наобожжаных костей лошади (нижние че-тасти, кости черепной коробки, конечностей, тулова, неполный костяк). Яркие единичные признаки I типа: наличие древних пней на погребальной площадке и в материке; отдельные подкургашша а шекур-ганные большие скопления хсремировашых костей лошадей; подза-хоронение ребенка Б форде отдельного пограбения-трупоноложения.

Ко П-У типам отнесено 21,6/5 курганных комплексов.

П тип, Включает логребення П тша, перекрытые звиляныт насыпями, Присутствуют подаурганные и шакурганныа находки не-обожженых Костей лошади. Сочетание единичных признахсов - наличие древнего пня, скоплений кальцинированных костей лошади.

Ш тип. Содержит погребения Ш типа под земляными насшшми диаметром около 4,8-5,5 м, высотой 0,3-0,5 ы.

IV тип. Включает погребения 1У тша под земляными насыпями диаметром 2,4-5,6 м, высотой 0,25-0,5 м, присутствуют под-курганные и внекурганные находхеи 1серамшси и нвобожяаннх костей лошади,

V тип* Характерно отсутстша погребений, под земляными

насыпями диаметром 2 »2-5,8 м» высотой 0,3-047 м встречены деревянные обугленное конструкции» кремированные кости лошади о вецагли в раме-обкладке.

В пятй курганных комплексах I типа и одном П типа Калмакского могильника обнаружены остатки ббсесхеных пней, предположительно сосен, верхняя площадка которых фиксирована на уровне погребального сооружения» Относительно скопления кальцинированных костей человека находятся в направлении от Ш до ЮЗ, то есть, тяготеют к югу» Вероятно» деревья специально срубались или спиливались во время похорон, до сожжения погребальной конструкции, а затем, во время этого обрядового действия, пни подвергались обожжению.

Элементы реконструированной практической сферы рассматриваются с позиции семиотического анализа. Основной методический прием, использованный для реконструкции мировоззрения - выявление смысловых аналогов, параллелей: с одной стороны, в материале могильников, с другой - между ним и этнографическими данными по народам Сибири. Семантическая нагрузка материалов Змеинкин-ского и Калмакского могильников раскрывается прежде всего при, рассмотрении курганного комплекса. Особенно показательны наблюдения за курганным комплексом в вертикальной проекции, разделяющей его на три стратиграфических зоны - верхнюю , среднюю", нижнюю.

Обязательность создания насыпи (причем в размерах» превышающих необходимые для выполнения утилитарной функции), ее чистота (в нее не только не помещали какие-либо объекты, напротив, удаляют их, как это выявлено для стволов деревьев,некогда растущих на месте будущего кургана), форма, стремящаяся к полусфере - ассоциировались в представлениях ее создателей с верхним миром, чистотой и куполообразностью небесного свода.

Средняя зона включала объекты, расположенные на древней дневной поверхности: погребение, остатки тризны, отопление остатков кремации, лошади, верхушки пней деревьев; насыщалась различными объектами, находками, связанными с конем. Для элементов средней зоны отмечается коренное изменение их первоначального состояния, достигаемое поломкой вещей или воздействием огнем: кремировалось тело умершего шесте с вещами, частями животных,

сжигалась лопадь, сжигалось или обжигалось погребальное соосужение , площадка дневной поверхности, верхушки пней и другое. Материальные символы средней зоны выполняли несколько семантических функций: маркировали начало пути в нижний мер, обеспечивали невозвращение из зоны, граничащей с миром мертвых, способствовали перемещение туда умершего.

Нижняя зона курганного комплекса объединяет объекты, расположенные ниже уровня древней поверхности:единичные погребения в ямах, ямы со скоплениями вещей ("тайники"), корни пней, околокурганные ямы с остатками тризны, Здесь присутствуют детали конской сбруи, а также миниатюрные вещи (нож, тзслочлотьсжа, кресало). Вещам и объектам, как и из средней Зоны, присуще качественное изменение начального состояния, функциональная направленность объектов, вещей нижней зоны, их состояний, по сути, аналогична символике средней зоны» В этом проявляется семантическое единство двух нижних зон курганного комплекса, которые вкупе значительно отличны от верхней. В данном наблюдении отражается, по-ввдимому, противопоставление талу нижним и верхним мирами. Выделение символики среднего мира по материалам курганных комплексов в вертикальной проекции затруднено.

Для мировоззрения населения Среднего Причулымья начала П тыс. н.э. восстановлены некоторые пространственные представления в форме трехчастной модели мира, проявление их в образе мирового дерева, идея единства жизни.и смерти. Отражение в материалах адеи трехчастности мира, наличие специфических атрибутов позволяет говорить о шаманистских представлениях.

Глава 1У. О культурно-исторических особенностях погребальных памятников. Погребально-поминальный обряд Змеинкинского и Калмакского могильников на фоне характеристики материала известных могильников на*, ла П тыс. н.э. юга Западной Сибири (На-рымское, Томское, Новосибирское Приобье, Бараба) представляет обособленное явление. К иному выводу подводит сравнение обряда чулымских могильников с некрополями культуры енисейских кыргы-зов начала П тыс. н.э. Основой для сравнения являлись опубликованные материалы рада могильников о трупо сожжениями Хакасия и Туш в работах С .И.Вайнштейна, Г.В.Длуяневской, Л.Р.^ызласом, И.ЛЖызласова, О.С.Худякова. Отмечен комплекс признаков погребально-поминального обряда, общий с материалами ЗмоигшМского и Калмакского могильников: пол!{ое труносогкенпе человека с во-

щами на сторона; захоронение на горизонте} наличие наземных сооружений-, захоронение в одном курганном комплекоа останков преимущественно одного человека, редко двух-трех; "тайники" о вещами} присутствие необожженых костей лошади (остатки тризны) под насыпью; фиксация; отдельных костей животных со следами огня (Тувц); участие в обряде остатков птицы (Хгисасия). Это сочетание признаков характерно прежде, всегр для I типа курганных комплексов Нричудымья,

Народу с комбинацией рбших черт вдовлен и ряд обличий, фиксируемый по следующем ррцовцым признакам} количество курганов в могильнике; форма и характер наземного сооружения? обож-жение погребальной площадки, наличие сооружения (рамы-обкладаи), остатков тризн в околокурганном пространстве, использование в обряде керамики (на Чулыме), В целом, по ритуалу захоронения с культурой енисейских киргизов начала Ц тыс. Ч,э. Хакасии и Тувц прослежено значительное сходство.

Ареал распространения посуды, схоцнрй р \ типом, охватдааот Среднее и Нижнее Причулымье, Томское, Новосибирское Приоб^сз, стеццой Длгеай, Кузнецкую котловину, Крраедкд цшедгщуюр рущ регионов представлена как зналррами I типу, так и сочетанием их о другой посудой, несходной о чулымской, Границы ареала на современном этапе исследования очерчиваются прифцштельнр, Наиболее четко еырисоеышются северные пределы, которые фиксируются материалами СрадаЪгоПричулымья (Бмеинщшский, Калмыкс-кий, Иловский, могильники,- поселение Городокркое

г-1, городища У;1дановс:г:ое }} Беляйское), Трмского Приобья (могильник Басандайка, городища Басандайское, Щоломок-1), Северо-западная граница определяется керамикой Ног зибирскогр Цриобэд (городища Каменушка-1, Седова Заимка, могильники Красный Яр-1 Седова Заимка-П). Западные пределы ареала керамики, нрдобирй I типу могидшиков Причулымья, на выявляются, Шная граница очерчивается более четко материалами Кузнецкой котловины и Горной Шарии '(Гурьевское поселение, Есауловское-П ралище, городище Цгщк),нежели памятниками стопного Алтая. На вострке предали ареалу фиксируются слабо - возможно также материалами городища Маше и Ёсауловскоё-П селище.

Фиксируется сходство керамики I тина Причулымья р ррсудой

памятников начала П тыс. н.э., для которых определяется принадлежность к сросткннской культуре (могильник Басандайка, памят-1ики Новосибирского Приобья). О значительном совпадении ареааа керамики начала П тыс, н.э., подобной I типу посуды чулымских тамятников, с территорией сросткш:сглй' культуры пожно говорить лишь по отношению к концу I тыс,н.э, В итоге сравнения предпо-сагаатся связь керамики I типа Змеинкинокого й Калмакского могильников со сросткннской культурой,

Аналоги сосуду П типа с широкими плоскими палацами в материалах ладайской культуры позволяет предположить для XI-ХШ ев. существование культурной связи ие:зду Средним Цричулильем и Восточной Сибирью, которая, по-видимому, является отраженном тра-цщионннх контактов юга Западной Сибири с Восточной Сибирью.

На основе многочисленных фактов предметного моделирования 5 памятниках эпохи железа Испои и Западной Сибири предпринята юпытка проследить генезис этого явления в Сроднил Причулымье з начале Л тые,н,э, Для средневековья предположительно можно 'оюрить о перемещении со второй лолоешш I тыс.н.э. основного ¡реала модельных предметов с территории £хной Сибири на север, 'О есть, в южную часть Западной Сибири. Присутствие миниатюрно: юдедеи в Змеинкинском и Калмакском могильниках свидетельствует (б участии р складывании культуры Среднего Причулымья XI-ХШ вв. гаю го компонента, оформившегося еще в эпоху, раннего железа, ¡аходкн моделей на Сродном Чулыме в начале П тыс .н.э, можно рао-(енивать 1сак реминисценцию элементов культур ЦжноЦ Сибири I тыс. ;о н.э, - первой половины I тыс.н.э.

В целом, культура Среднего Причудшья XI-ХШ вв. представ-лат сформировавшееся явление, что проявляется в стабильности огребальнр-поминальпого обряда для основной част курганных ямплаксов, значительном преобладании керамики I типа. Ведущий ямпонент культуры концентрируется в но г с а больно-пом шальном бряде, Его преобладание над сросткинскшл компонентом позьоля-т отнести Зыеинкинокий и Калмакский могильники к локальному сраднечулымскому) варианту культуры енисейских кыргызов нача-а П тыс.н,э, и, таким образом, расширить ее территорию за правды Минусинской котловины, Ту ы. Красноярского-Калского района.

Этническая интерпретация среднечулымского варианта куль-уры енисейских кысгызоб проводится на основе его компонентного

состава, СравнШше погребально-Поминального обряда населения Среднего Чулыма XI-ХШ вв», реконструированного со археологическому источнику» и ритуалу захоронения киргизов» описанного в документах Ж-ХП вв и более раннего времени» позволяет рассмотреть срсднечулшские трупосожзения как кыргызские и говорить о непосредственном пребывании в XI-ХШ вв на территории вблизи устий рр. Яя и Кия периферийной группы кыргызов. Для основного кыргызского кошонекта выявлен древний субстрат южносибирского происхождения, уходящий своими асорняыи в I тыс, до н.э. 'и проявляющийся на Чулыме в комплексах Моделей.

Поставлен вопрос о выделении, наряду о кыргызским, друго го подчиненного и близкого ему компонента».воплощенного в оригинальном сочетании основного признака обрдда - полное трупо-сожкение человека с вещали на стороне - и редкофиксируЕ. .»ого -наличие отдельных больших скоплений остатков полного сожжения лошади на стороне. Нельзя исключить» что генетически этот коглп нент связан с тюрками-тугю письменных источников IX в. и сохра няется позднее, органично вливаясь в погребальный ритуал кыргы зов благодаря такой общей черте ритуала, как трупосожжение.'

Вопросы этнической интерпретации. сросткинского компонента на Среднем Чулыме должны решаться как на фоне хорошо изученных памятников начала П тыс.н.э. юга Западной Сибири» так и накопления чулымского археологического материала ранее IX в. Определение А.11.Дульзоном зоны смешения селькупских и кетоких топе нимов, перекрытых топонимами тюркского происхождения, и даты проншшовения на Чулым тюркского языкового и' этнического юомпс нента УШ-1Х вв (Дульэон А.П., Львова Э.Л.) позволяет предположить, что в начале П тыо. н.э. на Среднем Чулыме проживало тю; кизированное местное население о кето-самодийскйм субстратом» которому и принадлежала керамика Змеинкшского и Калмакского ■ могильников. Материалы не позволили этшгзеки интерпротироват: иной, второстепенный компонент* указывающий на свази с Восточной Сибирью и проявляющийся в единичных находках керамики типа П.

Владения государства енисейских кыргызов а начале П тыо. Н.э. не ограничивались градационной территорией обитания - Ми иусинокой котловиной. На севере оно включало районы севернее г.Красноярска (Савельев И.А., Свишн В.В. 1978). Определяя

северные границы государства П-ХП вв. Л.Р.Кызласоз (1981) проводит их от устья Ангары на запад через низовье Яи и Кии. Материалы Змешшшского и Калмакского могильников позволяют говорить о включении в начале П тыс.н.э. Среднего Причульглья в северную периферию государства енисейских киргизов. Причина проникновения кыргызов на Средний Чулым связана; вероятнее всего, с политическими событиями начала П тыс.н.э. в Южной и Центральной Азии, когда на историческую арену выходят кидани, вызвавшие цепную миграцию народов (Кызласов Л.Р. 1984). 5то;лу процессу возможно, благоприятствовал перенос главкой стаыш кагана кыр- • гызов в середине X в. из Тувы за Саяны, предположительно на место слияния рр. Белый Июо и Черный Июс - истоков Чулыма. Судя ло археологическим источникам конца I тыс.н.э. юга Западной Сибири, путь на север и северо-запад для кыргызов в начале П тыс. н.э. молено назвать традиционным.

Поставлен вопрос об участии населения XI-ХШ вв, оставившего Змеинкинский могильник, в формировании чулымских тюрков, хорошо изученных к настоящему времени этнографией, антропологией, лингвистикой. Сходство по погребальному обряду, с керамикой территории обитания чулымских тюркоз не выявлено» Фиксация единственного существенного общего признака - обжигание погребальной площадки - малопоказательна. Для некоторых выводов по истории формирования чулымско-тюркского этноса, достигнутых методами сменных наук, в археологическом материале наблюдаются параллели. Так, находятся соответствия положению А.П.Дульзона о распространений тюркоязычного населения в ХП-ХШ вв. по р.Кия с южных территорий: наиболее короткий и удобный путь при проникновении кыргызов в начале П тыс.н.э. из Минусинской котловины в район устий Яи и Кии предполагает движение презда всего по Кие, вниз по течению. Антропологические исследования (Дремов В.А., Ким А.Р., Багашев АЛ) показывают, что наиболее интенсивное проникновение тюркоязычного населения йжной Сибири в Причулильа шло преимущественно в районе устий Яи и Кии.

Заключение. Один из главных выводов диссертационной работы существенно расширяет территорию культуры енисейских киргизов начала П тыс.н.э. Материалы Змеинкинского и Калмакского могильников XI-ХШ вв. представляют её северную паряфорию - локальный, среднечулымский вариант. Рассмотрение вопроса об этнической интерпретации культурных компонентов могильников Среднего

Чулыма свидетельствует о сложности этнокультурной ситуации на данной территории в начале П тыс.н.э, Процесс адаптации киргизов к естественно-географическим условиям Среднего Причулымья, к местному наседощш характеризуется неоднозначностью и противоречивостью, С одной стороны, в культуре кыргызрв проявляется стремление к обособлению, противопоставлению местному населению, Своеобразным щдацсатором данного ". процесса является реминисценции массовой модельной димволики, обряда со:кжонкя лошади, Обособленческие настроения при учете слабых условий адаптации можнр расценивать, по-видимому, как усиление этнического самосознания группы кыргызов-шгрантрв, G другой стороны, ПО цогребально-поминальному обряду фиксируется приспособление к -местным условиям, кассовое нахождение керамики, нехарактерной для кыргызов, захоронение на одном могвдьном ноле по ритуалам трупоположения и трупосожжения предполагает тесные этнические контакты носителей двух коьщонентов, Вероятнее всего, они осуществлялись р форме брачных связей, развитию которых способствовала демографическая ситуация суперстрата, Не исключено, что кыргызы не оставили заметного следа в формировании чулымских тюрков, для которых основная линия -этнического развития может быть связана с этническим компонентом, отраженно;.? в керамике и представляющим тюркпзированное местное иэсодение,

Список работ, опубликованных по теме диссертации}

X, Кокорица О,Б, Разведка на Среднем Чудила//1 Археологические открытия 1977 года, -Î,!.: Наука, 1978, С,236-237,

2. Кокорина О.Б, Расколки и разведка на Среднем Чулыме // Археологические открытия IS76 года, -i'.î.: Нчукз,1279,- 0,231,

3, Беликова О,Б, Разведки и раскопки на Среднем Чулыме // Дрхео-логичеш'ке открытия 1980 года, -M,i 1981, 0,165,

4, Беликова О,Б, Раскопки Змеинкинского могильника на Чулыме// Археологические открытия 1981 года, -i.1,,1982, 0,185,

5. Беликова 0,Б,0 погребальном обряда Змеинкинского могильника на Чулыме // Этническая история тюркоязычных народов Сибири п сопредельных территорий. Тезисы докладов областной научной ¡»нференции по антрогюлогии, археологии.я этнографвд» -Омек; Изд-во Омск, ун-та, 1934. C.I2I

6» Беликова О.Б. Исследование памятников Чулыма // Археологические открытия 1984- года. -tM., 1986. С.165-166.

7. Беликова О.Б. О распространении и изменчивости обряда тру-посо;ашшш в Начнем и Среднем Причулыыье // Смены культур и миграции в Западной Сибири, - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. С.ИЗ-И6.

8; Беликова О.Б. Пятый сезон работ Средне-Чулымского отряда// Исследования памятников древних культур Сибири и Дальнего Востока (Сб. научных трудов). - Новосибирск, 1987. С.25-26.

9. Беликова О.Б. Раскопки Змеинкинского могильника// Археологические открытия 1985 года, 1987. С.224.

0, Беликова О.Б. Курган 53 Змеинкинского могильника на Чулыме// Древние памятники Северной Азии и их охранные раскопки (Сб. трудов). -Новосибирск, 1988, C.II6-I35.

1, Беликова О.Б, Реконструкция мировоззрения населения таенного Причулымья начала П тыс. н.э.// Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источникЬв Западной Сибири. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990 C.II8-I20.

2, Беликова О.Б., Яковлев Я.А. Исследования Томского университета // Археологические открытия 1986 года. - М.: Паука,

1988, С.216-217

Подписано к печати /Я 9О

Бумага типографская Формат 60x84 I/I6.

П.л. 1,уч- и^зд,л.0,9.3аказ 46/. Тираж 100.

ТОП ТГУ, Томск, 29, Никитина,