автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Воронова, Ариадна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан"

а правах рукописи

Воронова Ариадна Александровна

Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан: преемственность и взаимоотношение традиций на границе Востока и Запада

Специальность 17.00.04.-Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

7 НОЯ 2013

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

005537225

Москва 2013

005537225

Работа выполнена на кафедре истории и теории христианского искусства факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Научный руководитель: Андрей Леонидович Баталов - доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»

Официальные оппоненты:

Шариф Мухаммадович Шукуров - доктор искусствоведения, заведующий отделом сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН

Илья Владимирович Антипов - кандидат искусствоведения, старший преподаватель исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Ведущая организация: Московский Архитектурный институт (Государственная академия)

Защита состоится 28 ноября 2013 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.004.02 при Государственном институте искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания.

Автореферат разослан « » 201 з года

Ученый секретарь Диссертационного совет*

кандидат искусствоведения

А. И. Струкова

Средневековая храмовая архитектура ■ Западных Балкан (центральная часть бывшей Югославии — территории современных государств Сербии, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины) представляет собой уникальное художественное явление. Её своеобразие отражает специфику социокультурного и географического положения этого региона на границе между западной и восточной частями некогда целостной Римской, а затем Византийской империи. Это влекло за собой постоянное взаимопроникновение и противостояние двух традиций — западного и восточного христианства, поэтому вопрос выбора художественных форм в средневековой архитектуре Западных Балкан стоял особенно остро. Христианизация региона, сопровождавшаяся борьбой Византийской империи и Римской папской курии за зоны влияния, приводила к ситуации, когда наряду с памятниками с характерными чертами византийской и романской архитектурной стилистики появлялись сооружения со сложными стилистическими смешениями.

Вместе с тем, благодаря постоянным морским связям внутри относительно цельной средиземноморской культуры, здесь никогда полностью не прерывались традиции, но сохранялась преемственность античной культуры, которая постепенно трансформировалась в средневековую. Анализ вариативности средневекового архитектурного творчества в этом регионе представляется важной задачей, реализация которой поможет осмыслить генезис региональных архитектурных школ и механизм их формирования.

Важнейшим аспектом является сопоставление хода этих процессов на западном побережье Адриатики и в глубине материка, представляющих принципиальное различие. Переходная зона переплетения и взаимопроникновения мощных влияний, с присутствием различных архитектурных традиций, меняющихся и сосуществующих, представляла собой условную границу, где соприкасались разные типы церковных сооружений. Для выявления значения этого фактора в развитии

3

средневековой архитектуры региона необходимо масштабное рассмотрение и комплексный анализ конкретных памятников на отдельных этапах эволюции в широком историко-культурном контексте.

Актуальность темы. Давно осознана необходимость рассмотрения средневекового зодчества Западных Балкан в целом, как окраины одновременно византийского и западного мира, вне национальных границ. Как известно, вся юго-восточная Европа с самого начала была в сфере византийских интересов, в том числе и как пограничный пояс, от которого зависела безопасность империи. Результатом стало установление системы связей, которой в большей или меньшей степени были охвачены государства и народы от Адриатики до Черного моря. Располагавшиеся здесь территории стали частью той особой системы государств, позднее названной «Византийским содружеством», где новым народам предоставлялась возможность автономного развития или культурной ассимиляции, романизации или эллинизации.

Изучение названной тематики представляется особо актуальным на

современном этапе политического обособления, а также углубления

процессов национализации культуры. Граница, условно установленная

Диоклетианом (284 - 305) по руслу реки Дрины и разделившая Римскую

империю на Западную и Восточную, сохраняет, как на протяжении всей

истории, так и доныне, функцию разделения двух миров. И хотя в

дальнейшем императорами Константином, Феодосием и Юстинианом

предпринимались попытки объединения Империи, этот раздел, бывший

вначале только формальным, стал впоследствии разделением по существу.

По обе стороны и на значительном расстоянии от условной границы, на

землях, являющихся отдаленными провинциями по отношению к своим

великим центрам - Риму и Константинополю - складываются сложные

культурные и художественные конгломераты. При разделении Церквей 1054

г. граница между зонами православия и католичества проходит там же.

Между тем, этой границы, одинаково показанной на всех исторических

4

картах, нет в письменных источниках. Для земель западной, романской ориентации (к западу от Дрины) и восточной, византийской (к востоку от нее), всегда было характерно не только сосуществование, но и взаимопроникновение, а зачастую и противостояние различных традиций.

В настоящее время большая часть этой разделительной линии является государственной границей Сербии с Боснией и Герцеговиной. Живущие по сторонам этой границы народы на протяжении многих веков находились в постоянном антагонизме, что во многом ощущается и поныне. Соответственно, взгляды исследователей средневековой архитектуры, позиционирующих принадлежность собственной культуры к византийской или романской, достаточно сильно расходятся. В данной работе сделана попытка объективно оценить проблему происхождения различных стилистических особенностей в конкретных памятниках по обе стороны указанной границы, а также определить контуры ареала, где встречаются памятники со смешанными стилистическими признаками.

Степень научной разработанности темы. Смешение византийских и западных черт в средневековой архитектуре Западных Балкан упоминается в трудах практически всех исследователей, как местных, так и зарубежных. С середины XIX века появились визуальные наблюдения, путевые заметки, первые опыты осмысления и классификации, отразившие замеченные авторами стилистические смешения в средневековой архитектуре (Н.П. Кондаков, П.П. Покрышкин, П.Н. Милюков). Ученые-эмигранты из России (Г.А. Острогорский, Н.Л. Окунев, А. Грабар), основавшие в Белграде искусствоведческую научную школу, затрагивали аспект пересечения западных и восточных составляющих в балканской средневековой архитектуре, однако традиционно историки искусства (Г. Милле, А. Грабар) рассматривали искусство данного региона лишь как составную часть византийского. Некоторые европейские исследователи, напротив, склонны были говорить о западном происхождении архитектуры данного региона или, по крайней мере, об общих истоках западной и сербской архитектуры (Л.

5

Брейе). К середине XX века включение этих памятников в контекст общеевропейской средневековой архитектуры становится общепринятым. При этом большинство церковных сооружений из внутренних районов Западных Балкан (так называемой «рашской школы» в средневековой Сербии - термин введен Г. Милле в 1919 году), а также ряд храмов Приморья со смешанной стилистикой стало принято относить к византийскому кругу, хотя и с констатацией романского влияния на их архитектуру (Р. Краутхаймер, К. Манго).

После Второй мировой войны, преимущественно на территории бывшей Югославии, рассматриваемый аспект затрагивался в трудах таких сербских историков как В. Джорович, И. Божич, Н. Радойчич, Я. Ферлуга, Б. Ферьянчич, М. Динич, С. Чиркович, Т. Живкович, Й. Калич, Р. Радич, Л. Максимович. Эта тема была актуальна также в работах сербских археологов и историков архитектуры и искусства вплоть до последнего времени: С. Радойчич, В. Петкович, М. Васич, Г. Суботич, Дж. Бошкович, А. Дероко, В. Джурич, В. Корач, С. Ненадович, Й. Нешкович, С. Чурчич, Дж. Янкович, О. Кандич, М. Чанак-Медич, М. Шупут, М. Ракоция, И. Стевович, М. Милинкович. Наличие стилистических смешений в средневековой архитектуре иногда вызывает попытку и вовсе абстрагироваться от проблемы внешних воздействий, что выражено в трудах сербского архитектора и реставратора С. Ненадовича. Наибольший вклад в разработку проблемы соотношения роли Востока и Запада в происхождении и развитии средневековой архитектуры Западных Балкан, включая восточное побережье Адриатики, внес сербский историк архитектуры В. Корач. Позицию этого ученого можно считать наиболее компетентной и одновременно объективной. Американский ученый сербского происхождения С. Чурчич продолжает традицию включения средневековой архитектуры Западных Балкан и Восточной Адриатики в широкий контекст византийской архитектуры, исторически обосновывая пересечения западных и восточных составляющих в регионе.

В хорватской историографии по изучаемой проблеме с середины XIX века культурное наследие трактовалось в патриотическом духе, и эта тенденция остается в силе до настоящего времени. Однако уже тогда местные исследователи средневековой архитектуры признавали в ней наличие византийских художественных тенденций (Ф. Радич и его понятие «хорватско-византийский стиль»). С начала XX века формируется нордическая теория происхождения раннехорватской архитектуры от деревянных северных сооружений, но под влиянием Армении и Ирана (И. Стржиговски). Далматинская каменная резьба возводилась к лангобардской традиции резьбы по дереву или к северо-итальянской традиции, связанной с деятельностью католических миссионерских орденов. Это впоследствии стало общим мнением и повлияло на решение вопроса об источнике появления церквей так называемых «свободных форм» (Л. Караман).

В развитие теории определяющего значения античного наследия для средневековой архитектуры восточной Адриатики значительный вклад внес датский архитектор Э. Диггве (раскопки 1922-1961 годов). Он ввел понятие «адриовизантинизма» для определения особого варианта византийского искусства на Адриатике, сложившегося в региональной цивилизации, вблизи таких мощных византийских центров как Равенна и Салона. Хорватские ученые признают идею Э. Диггве об определяющей роли античного наследия (Ц. Фискович, М. Юркович, Ж. Рапанич, М. Суич, М. Прелог), однако для них неприемлемы понятия «хорватско-византийский стиль» или «адриовизантинизм», которые нередко вызывают острую критику (Н. Камби, А. Мохоровичич, В. Гвозданович, Т. Марасович). В целом в хорватской историографии архитектуры позиционируется принадлежность средневекового зодчества Далмации к западно-европейской до-романике и романике, хотя и признаются некоторые византийские воздействия. Близкую позицию занимают и другие хорватские историки архитектуры, иногда и вовсе не упоминая о византийском факторе (И. Петрициолли, М. Юркович, Ж. Пекович, С. Пухиера, Й. Беламарич, Н. Якшич, М. Пеякович, Е.

7

Марасович, Й. Стошич, В. Дуанчич). Среди современных хорватских исследователей наиболее взвешенной представляется позиция П. Вежича, признающего «адриовизантинизм» как реальное явление в восточно-адриатическом средневековом искусстве, а также бивалентность, т.е. равноправность в нем византийской и западной составляющих, восходящих к античным и раннехристианским корням.

Изучаемый аспект упоминался в общих трудах и отдельных статьях российских историков архитектуры (Н.И. Брунов, А.И. Комеч, Вл.В. Седов, C.B. Мальцева).

Теоретические и методологические основы исследования

определяются как основными задачами диссертации, так и многосложностью привлекаемого материала. Отсюда проистекает комплексность подхода. В нем стилистический анализ и смысловое истолкование памятников сочетаются с историко-культурным подходом, причем вопросы художественного творчества рассматриваются с учетом конкретного исторически обусловленного социального контекста.

Анализ генезиса традиции и внешних факторов в зодчестве Западных Балкан заявленного периода проведен на основе изучения иконографии и стилистических особенностей конкретных отобранных архитектурных памятников, для которых в наибольшей степени характерно сочетание нескольких разнонаправленных составляющих. Одним из главных методов данного исследования является сравнительный анализ развития заявленной проблематики на восточном побережье Адриатики и во внутренних районах Западных Балкан. На примере одного памятника, которому посвящена отдельная глава диссертации, проанализирован генезис и механизмы подобных процессов, приведшие к конкретному результату.

Целью исследования стало выявление генезиса средневековой архитектуры Западных Балкан и определение особенностей ее развития, с установлением механизмов взаимодействия традиции и внешних

стилистических влияний в процессах формообразования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить степень зависимости развития средневековой архитектуры от специфики рассматриваемого региона в целом;

2) выявить коренное различие развития средневековой архитектуры в зависимости от проявления подобной специфики в Приморье и внутриконтинентальных районах Западных Балкан, определить примерные границы «буферной» зоны сложных стилистических смешений в архитектуре;

3) зафиксировать сохранение существующей и восстановление утраченной архитектурно-градостроительной традиции на Адриатическом побережье и во внутренних районах;

4) выяснить генезис архитектурных композиций в памятниках церковного зодчества со смешанными стилистическими признаками, выявить и объяснить стилевые влияния;

5) изучить происхождение разнородных составных частей и архитектурных деталей церковных сооружений, определить виды их вариативности, степени сочетаемости и устойчивости различных стилистических черт;

6) на примере конкретного памятника осмыслить процессы формирования сложных морфологических и стилистических комплексов в средневековой архитектуре рассматриваемого региона.

Объектом исследования послужил обширный историко-архитектурный материал рассматриваемого региона, которые сочетает в своей стилистике западные (преимущественно романские) и восточные (византийские) признаки. Для выявления полной и наглядной картины привлечено более пятидесяти архитектурных сооружений. Этот круг включает практически все известные, изученные и наиболее характерные памятники с интересующими нас особенностями.

Предметом исследования является проблема взаимодействия традиций и их изменения под влиянием внешних импульсов в развитии средневековой храмовой архитектуры Западных Балкан. В первую очередь, это было обусловлено историческими процессами, происходящими на этих территориях с античных времен: на Адриатическом побережье, где смешались волны греческой и римской колонизации, а в дальнейшем - на материковой части Западных Балкан, где сталкивались интересы как разделившихся западной и восточной Империй, так и новых средневековых государств (Сербии, Хорватии, Венгрии, Болгарии). Культура молодых держав формировалась на базе их предшественников, искусство которых никогда не было замкнуто в пределах их государственных границ.

В отличие от живописи, средневековая архитектура на периферии своих Империй не имела такой внутренней целостности, которая бы обеспечила ее стабильность и единообразие стилистического выражения. Отличительные черты как романской, так и византийской архитектурной стилистики достигали окраинных территорий, как правило, в ослабленном виде, что облегчало взаимопроникновение художественных особенностей, вкупе с формирующейся локальной славянской традицией. Здесь ярко проявляется наличие общего корня христианского искусства, из которого в процессе исторического развития образовались его восточная и западная ветви, и которые, в свою очередь, создали на этих территориях неповторимый стилистический конгломерат.

Выбор хронологических и географических границ исследования

обусловлен спецификой региона. Памятники, сочетающие в своем

художественном облике западные (романские) и восточные (византийские)

признаки, распространены на территориях, прилегающих к условной

разделительной линии (р. Дрине), однако довольно далеко по обе стороны от

нее, поэтому географические границы исследования приходится

определить широко: центральная часть Сербии, адриатическое побережье

Хорватии и Черногории (Далмация). Прилегающие к ним земли, более

10

удаленные от условной границы, были лишь в незначительной степени затронуты рассматриваемыми процессами. В результате они получили более четкую религиозно-культурную ориентацию: Словения и Венгрия — западную, католическую; Болгария, Македония и Албания (доисламская) — восточную, православную. Их отдельные памятники будут привлекаться лишь маргинально (как вспомогательный материал).

Хронологические границы исследования определяются с конца VIII до начала XIV вв. В основном рассматриваются памятники IX — XIII вв.; отдельные более ранние объекты привлекаются для объяснения предшествующей ситуации. Нижняя граница обусловлена появлением на Балканах первых известных памятников архитектуры со смешанной стилистикой. К концу заявленного периода происходит резкое изменение внешних влияний: в течение XIII века здесь наряду с неуклонным ослаблением византийского авторитета происходит консолидация новых государств: Венгрии (с Хорватией в своих границах), Боснии, Сербии, Болгарии. Ослабление Венеции непосредственно связало города Адриатического приморья с континентальными районами Балкан, а решающую роль в дальнейшем развитии внутриматерикового региона Западных Балкан сыграло массовое расселение здесь немецких горняков, их деятельность, религия и культура. Кроме того, в течение XIV в. в рассматриваемом регионе в целом сокращается церковное строительство, что обусловлено смещением к востоку государственной границы между расширяющейся Боснией и Сербией. Господствовавшее на территории Боснии богумильство не признавало церковных сооружений за исключением своих особых надгробных памятников (стечаков). Сербия, уступившая Боснии часть своих западных территорий, также расширялась, но лишь к востоку, захватывая византийские земли, чем объясняется преимущественно византийское направление сербской церковной архитектуры в этот период.

Научная новизна. Диссертация является первым опытом

комплексного исследования заявленной проблемы на историко-

11

архитектурном материале Западных Балкан в эпоху Средневековья. Подобная задача затрагивалась в трудах преимущественно местных исследователей, что в силу сложных межнациональных отношений внутри региона создавало комплекс зачастую достаточно субъективных построений, направленных во многом на территориальные и конфессиональные споры и, как следствие, на усиление решающей роли в стилистическом авторстве того или иного народа. В настоящем исследовании сделана попытка объективного взгляда на данную проблему, когда наряду с изучением исторических обстоятельств и существующих оценок мы исходили в первую очередь из стилистических характеристик самих памятников.

В представленной диссертации впервые анализируется генезис архитектуры всего восточно-адриатического побережья и внутренних районов Западных Балкан, с последовательным рассмотрением процессов стилистического взаимодействия в церковных сооружениях - от истоков происхождения этого явления до окончательного размежевания и конкретизации художественных признаков западного и восточного христианского искусства. Проблема преемственности архитектурно-градостроительной традиции, затрагивавшаяся ранее в трудах местных ученых применительно лишь к раннехристианским памятникам, в настоящем исследовании прослеживается и в более поздних отобранных сооружениях, что служит важным инструментом для понимания генетической сущности локальных школ.

Приоритетным при определении соотношения традиций и внешних

составляющих в средневековом зодчестве Западных Балкан в данной работе

стало рассмотрение иконографии архитектуры, выявление идей и ориентиров

заказчиков и строителей, поскольку именно эта сумма факторов определяет

сложение композиций, строительную технику и декор сооружений. Для

изучения сложных архитектурных связей на обширной территории автором

был собран значительный и во многом уникальный материал, полученный в

результате многочисленных личных экспедиций по Сербии, Хорватии,

12

Черногории, Боснии и Герцеговине, Словении, Македонии, Болгарии, Венгрии, Германии — с фотофиксацией памятников, изучением литературы и документов в библиотеках и архивах, участием в конференциях и консультациями с местными специалистами.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена его научной новизной и актуальностью. Прежде всего, в дальнейших исследованиях по истории архитектуры подобных пограничных регионов может быть использован сам принцип подхода к материалу, примененный в диссертации. Кроме того, основные положения, выводы и конкретные сведения, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в общих трудах по истории средневековой архитектуры, а также при составлении университетских лекционных курсов и семинарских занятий искусствоведческого профиля.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования формулировались и публиковались автором на протяжении последних лет в научных статьях, представлялись на российских и международных конференциях (с 2006 по 2013 гг. по данной тематике автором было опубликовано 15 статей и сделано 17 докладов на различных международных научных конференциях и семинарах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Белграде, Нише, Софии). Важным аспектом апробации работы является участие автора в создании соответствующего проекта на основе компьютерной Базы данных по иконографии христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с выпуском диска под названием «Запад и Восток средневековой Европы: христианская архитектура и монументальное искусство».

Структура диссертации. Работа состоит из Введения (его содержание изложено выше), трех глав и заключения.

В первой главе («Особенности развития средневековой архитектуры на восточном побережье Адриатики») проанализирована в изучаемом аспекте средневековая архитектура на Адриатическом побережье Западных

13

Балкан. Главным результатом стало выявление определяющей роли городов с архитектурно-градостроительной традицией - непрерывной, как Задар, Нин, Пореч, Котор, Пула и Копер, или прерванной, как Сплит и Дубровник. В таких городах христианизация приводила к внутренней реструктуризации городского ареала и созданию новых образований, которые перенимали роль градостроительного центра и доминанты, с адаптацией к существующей городской ткани. Это характерно как для возникновения епископальных комплексов в крупных городах, так и для отдельных памятников: ротонда Св. Доната в Задаре, базилика Св. Евфразия в Порече, собор Св. Трифона и церковь Св. Марии на Реке в Которе, базилика Вознесения Марии в Копере, собор Св. Домния в Сплите и другие постройки на территории бывшего дворца Диоклетиана, собор Св. Влахо в Дубровнике.

Приход славян на побережье в первые десятилетия VII века сыграл большую роль для развития городов на восточной Адриатике, градостроительные решения которых служили моделями для новых городских формаций, образовавших в раннесредневековых городах восточно-адриатического приморья единый культурный горизонт. В дальнейшем в архитектуре восточного побережья Адриатики происходят конструктивные и стилистические изменения, обусловленные во многом церковно-политическими событиями XI века - разделением Церквей и как следствие - усилением и византийских, и западных воздействий, наряду с общим совершенствованием строительной техники. Появление множества новых архитектурных приемов и деталей, и особенно характерного типа «quincunx», в раннесредневековой архитектуре Далмации также следует искать в пересечении византийского и до-романского компонента. Кроме указанных памятников, подобная ситуация отразилась в архитектурных решениях церквей Св. Ловро в Задаре, Св. Креста в Нине, Св. Луки в Которе, Св. Фомы в Прчанье, ротонды Св. Элио и баптистерия Св. Иоанна Крестителя в Копере, церкви Св. Троицы в Храстовле и церкви Св. Петра в Дубровнике. Целый ряд сооружений с аналогичными художественными

14

особенностями возникли в Сплите: церкви Св. Троицы в Полюде, Св. Стефана на Госпином отоке, Св. Петра и Моисея, Св. Николая в Белом Варошу, Св. Евфимии. Подобные сочетания форм характерны и для архитектуры нескольких памятников без предшествующей строительной традиции, таких как церкви Св. Петра в Омише, Св. Михаила в Стоне и Св. Марии в бенедиктинском монастыре на о. Млет.

Далматинская архитектура имеет много общих черт с современной ей архитектурой итальянских областей, но ряд других элементов наиболее естественно объясняется воздействием архитектуры других соседних областей — византийских. При этом адриатические города всегда играли роль посредников между Средиземноморьем и регионами в глубине материка. В XIII веке здесь определяющее значение, в том числе и в художественных особенностях, имело соотношение между двумя сильными державами: Венгрией, в состав которой еще с XII в. входила Хорватия, и Сербией. С появлением романики как стиля восточное побережье Адриатики включается в течение западноевропейского искусства. На перекрестке политических и церковных интересов Византии и франков, а позднее Венгрии и Венеции, в постоянном подчинении юрисдикции Рима, земли восточного побережья Адриатики находились под воздействием того сложного художественного языка, который постепенно складывался в своеобразный полистилистический конгломерат. Он продолжал играть роль в этом регионе и в последующие Х1-Х1У столетия, что позволяет констатировать сохранение здесь традиций «адриовизантинизма» как части средиземноморской культуры.

Вторая глава («Исторические и географические особенности развития средневековой архитектуры внутриконтинентальной части Западных Балкан») посвящена изучаемой проблематике во внутренних районах материка. Следует отметить, что подобная компоновка материала, вместо привычного противопоставления Запад — Восток, обусловлена столь глубоким и устоявшимся смешением различных взаимовлияний как в

15

Приморье, так и на материке, что не всегда представляется возможным выделить их составляющие. Кроме того, эти стилистические смешения являются принципиально различными на побережье и в глубине материка — в силу исторических причин первичного формирования античной культуры Адриатического пояса как части средиземноморской культуры, и вторичного сложения внутриконтинентальной балканской культуры после Великого переселения народов. Внутриконтинентальные районы Западных Балкан были обширнее и более разнолики по отношению к восточно-адриатическому приморью. После резкого ослабления политического влияния Византии во второй половине XII века здесь резко проявляется неравномерность распределения городских поселений, которые размещались восточнее и южнее линии Сирмиум - Рас — Призрен - Диррахиум. Полное отсутствие античных городов и городских епископских центров к западу и северу от этой линии (т.е. в западных частях нынешней Сербии, Боснии и Герцеговины и частично материковой Хорватии), возникших до XII века, говорит о полном отсутствии градостроительной традиции на этих территориях.

В период Сербского государства Неманичей расцвет монашества и активное строительство монастырей в удаленных местах продолжили отрицание городской культуры, унаследованное от предыдущего периода, а аграрные формы жизни доминировали в регионе на протяжении Х1-ХП веков. Однако те немногие остатки раннехристианских церквей, которые оказались на этих землях, были использованы при строительстве новых храмов. Некоторые из них были возведены прямо на древних фундаментах, некоторые включали древнее ядро как составную часть нового плана, а иногда архитектурные детали и фрагменты прежних церквей, как и в Приморье, вставлялись в кладку стен в качестве сполий. Подобные признаки сохранения традиции отмечаются в таких памятниках как церкви Св. Петра в Расе, Св. Петра в Биелом Поле, Св. Георгия близ Беране, Успения Богородицы в Хвоено, Вознесения в Милешево, Благовещения в Градаце, Св.

16

Ахилия Ларисского в Арилье. Плинфа античного происхождения использована в кладке стен двух церквей в Топлице - Св. Николая и Богородицы, а также церкви Богородицы Эвергетиды в Студенице.

Самые ранние из сохранившихся средневековых памятников в регионе отмечены присутствием таких особенностей (наличие синтрона, двухъярусного нартекса/вестверка), которые в дальнейшем будут определяться то как романские, то как византийские, что обусловлено их принадлежностью к единой и еще не разделенной на две ветви традиции. Однако некоторые памятники имеют более определенную стилистическую ориентацию (церковь Св. Николая в Топлице — византийскую, церковь Св. Георгия в Расе - романскую), что обычно связано с конкретными политическими предпочтениями ктитора на данном этапе, причем в последующий строительный период, с изменением этих предпочтений, могла измениться и стилистика одного и того же сооружения. Об этом свидетельствуют факты из истории строительства церквей Богородицы Эвергетиды в Студенице и церкви Св. Троицы в монастыре Сопочани. Композиционные и технические приемы в архитектуре во многом зависели от происхождения мастеров, которые стремились как удовлетворить вкусы заказчика, так и проявить свое умение и опыт, причём эти начала зачастую существенно различались между собой.

В качестве архитектурных образцов для раннего периода рашской школы обычно использовались или романские (точнее адриатические), или византийские сооружения, но могла заимствоваться и композиция плана местных раннехристианских храмов. Однако уже с самого начала формирования Сербского средневекового государства каждая построенная по конкретному поводу церковь становилась символом самостоятельности новой державы и ее Церкви. В дальнейшем новопостроенная церковь — как, например, кафоликоны монастырей Студеница и Жича - приобретала программное значение и роль образца для последующего строительства правящей династии Неманичей, создавшей совершенно особую

17

архитектурную школу со своими характерными конкретными признаками. При этом светские властители значительно чаще выступают в роли ктиторов, чем духовные лица, что естественно, но при образовании сильного государства с активной церковной властью происходит усиление роли Церкви не только в составлении богословских программ росписей храмов, но и их архитектурных концепций.

Создание автокефальной Церкви и расцвет сербской государственности создали своеобразную стилистическую симфонию в архитектуре рашской школы, памятники которой распространялись в сторону Приморья, навстречу идущему оттуда средиземноморскому влиянию. Необычайно высокий уровень столь быстро созревшей рашской архитектуры второй половины XII века подтверждается тем фактом, что она сразу, невзирая на количество и размеры памятников, включается в ведущие течения европейского искусства. Однако в отличие от приморской романики рашские церкви образуют совершенно самостоятельную группу, представители которой не имеют аналогов (отдельные признаки сходства относятся к одной или нескольким чертам плана, структуры или форм, но никогда к целому). Сравнительно скромную архитектуру предыдущего периода быстро сменяет строительство, основанное на высокой технике, точных конструкциях и зрелых композициях. Однако его дальнейшее развитие, было бы необъяснимо без десятилетий или веков предыдущего периода роста. Несомненно, что самые главные причины этих перемен — общий материальный подъем общества и внешние факторы.

Проведенный в данной работе анализ позволяет согласиться с последовательно развивающими друг друга тезисами Г. Милле, Л. Карамана, А. Дероко и В. Корача о происхождении рашской архитектуры путем монументализации небольших однонефных церквей с куполом, весьма распространенных в XI и XII веках в южном и среднем Приморье. При этом конкретный источник следует искать в далматинской до-романике и романике, которая сама частично находилась под воздействием византийской

18

архитектуры. Эклектичная или оригинальная, рашская архитектура стала особым явлением, выросшим между византийским и романским искусством. Ее уникальность, от первых памятников до Дечан, исключает возможность отыскания аналога для целого. Своеобразно и ее развитие. Непреходящую ценность в развитии рашской архитектуры представляет устойчивость ее пространственной программы и структуры плана.

Весь внутриконтинентальный регион Западных Балкан можно считать своеобразной буферной зоной, разделявшей двух великих соперников (Византию и Рим) на длинной линии от Далмации до Карпатского массива. Признание государственной независимости Сербии продолжало византийские традиции, в том числе и в архитектуре, однако после 1204 г. в балканском мире без Византии Запад стал доминировать, и в этот период в сербской архитектуре сильнее сказываются западные черты, особенно в характере декора. Решающую роль в дальнейшем развитии внутриматерикового региона Западных Балкан сыграло массовое расселение здесь немецких горняков, их деятельность, религия и культура, и, как следствие, усиление западных, католических тенденций в регионе. Но, в отличие от средиземноморских западных влияний, эти новые воздействия -другие в стилистическом отношении, материковые, в большей степени идущие с севера, нежели с запада. Они исходили преимущественно со стороны Германии, и в первую очередь распространялись на сопредельные с ней Венгрию и Словению, что определило решительное преобладание романской архитектурной ориентации этих земель.

Позднее, в конце XIII - начале XIV вв., между архитектурой южной

части Рашки, долго находившейся под византийской властью, и зодчеством

земель севернее Дуная, где располагались ожившие античные города,

обнаруживается существенная разница. Установление родственных связей

правителей Сербии и Византии, а также захват сербами византийских земель

вызвали изменение политической ориентации Сербского государства и

появление новой стилистической тенденции, названной в литературе

19

«сербско-византийским стилем», тогда как северные области остались периферийными, пограничными территориями. В архитектуре сооружений рашской школы, создаваемых на этих землях, в отличие от южных земель, заметно преобладала западная составляющая.

В третьей главе («Архитектура церкви в Доньей Каменице как отражение взаимопроникновения стилистических влияний на Западных Балканах») заявленная проблематика проиллюстрирована на примере церкви в селе Донья Каменица на востоке Сербии, вблизи болгарской границы. Памятник проанализирован с морфологической, конструктивной, технологической и стилистической точек зрения; исследована история его возникновения и бытования, изучения и реставрации. Проанализированы различные проекты реконструкций первоначального облика. В частности, ставится под сомнение осуществленная в натуре реконструкция пропорций барабана церкви, что подтверждается анализом имеющегося архивного и натурного архитектурного материала. Исследуется происхождение памятника и выдвигаются версии о конкретных источниках его архитектурных форм и, в частности, наружного архитектурного декора.

Кроме общей композиции четверика, в оформлении фасада церкви в Доньей Каменице использованы элементы особой декоративной техники кладки стен cloisonné, типичной для провинциальной византийской архитектуры с начала X века. Как известно, она могла включать каменные, кирпичные или глиняные (в том числе глазурованные) фрагменты. При этом кладка могла быть выложена в шахматном порядке, с чередованием темного и светлого камня, что также характерно и для тосканской архитектуры. Различные приемы этой полихромной техники нередко становились признаками региональных строительных школ балканских и адриатических провинций, что отразилось в ряде других рассмотренных нами памятников как в Приморье, так и в глубине материка. Церковь же в Доньей Каменице воплотила в своей архитектуре не только указанные византийские и

средиземноморские западные особенности, но и некоторые черты венгерской романики, восходящей, в свою очередь, к романскому зодчеству Германии.

Повторная эллинизация как болгарских земель, так и восточных областей Сербии, связанная с обновлением византийской власти в начале XI в., соединилась в архитектуре данного памятника с «провинциальным традиционализмом», что показал анализ архитектуры периферийных византийских, болгарских и сербских аналогов. Определенное воздействие оказала и специфика исторического развития Видинского княжества с его стремлением к независимости и часто меняющимися политическими отношениями между Болгарией и Венгрией. Для объяснения природы двухъярусного нартекса церкви в Доньей Каменице приведен ряд параллелей в средневековой архитектуре Венгрии, которая, в свою очередь, восходит к германской романике. Политические противоречия 1266-1272 годов между тремя государствами (Сербией, Болгарией и Венгрией), подтверждают нашу версию о преимущественно венгерском происхождении архитектуры нартекса храма и позволяют выдвинуть новую гипотезу о его датировке временем венгерского завоевания княжества в указанный период.

В Заключении обобщены основные выводы по итогам работы над заявленной темой диссертации. Концептуально представлена реконструируемая картина с восстановлением генетических процессов формирования средневековой архитектуры Западных Балкан. Выявлено, что многополярность исторических событий, а вместе с ними и художественных характеристик, является главной специфической особенностью рассматриваемого региона, ставшего своеобразной буферной зоной между Востоком и Западом средневековой Европы. Изучаемый регион оказывается на границе между крупными региональными стилями, образуя свой собственный, особый и сложный провинциальный стиль, имевший самые различные вариации. Восточное побережье Адриатики, как и внутренние районы Западных Балкан, были зонами региональной цивилизации, т.е. были подвержены влияниям, зонами вторичными и провинциальными по

21

отношению к главным центрам той эпохи — Риму и Константинополю. Поэтому в большей степени, нежели столичные центры, на формирование этой провинциальной архитектуры оказывали воздействие географически более близкие значительные духовные и культурные центры Империи, такие как Салоники, Равенна, Аквилея и позднее Венеция. Однако эти значительные центры, влиявшие на развитие архитектуры балканских провинций, уже сами соединяли в себе различные художественные традиции и поэтому служили источником распространения смешанной сложной архитектурной стилистики.

Памятники средневековой архитектуры, как внутренних районов Западных Балкан, так и восточного побережья Адриатики рассматриваются параллельно и в рамках общего взгляда на строительство того времени, что позволяет осознать происхождение соответствующих форм, а также природу строительных и художественных программ. Становится очевидным, что в обоих регионах в рассматриваемый период продолжали сохраняться раннехристианские архитектурные традиции, т.е. основным церковным типом оставалась базилика, наряду с более редкими центрическими сооружениями. В пограничных районах Византийской империи различные по характеру типы возвращаются к устаревшим планам, иногда заимствуя их у народных типов в провинциях, с локальными традициями строительной техники, декора или даже проектирования в конкретной мастерской.

Судя по проанализированным памятникам, архитектура обновления IX века в изучаемых регионах является частью провинциального варианта византийской архитектуры. Важным феноменом архитектуры этого периода здесь является обновление раннехристианской базилики. Провинциальный традиционализм повторного появления базилики говорит о силе общих раннехристианских и позднеантичных истоков в пограничных областях Востока и Запада. Почитание античной традиции и возвращение к ней после долгих перерывов — общее явление раннего средневековья в Европе, о чем свидетельствуют два больших обновления на Западе — каролингское и

22

оттоновское, безусловно, влиявшие на программу обновления в провинциях. При этом современная византийская архитектура в начале IX века, вероятно, не была прямым инспирирующим образцом, однако ее более ранние решения, получив иконографическое значение ведущих культовых объектов, переносились на новые здания, в других областях, в разных пространственных и конструктивных трактовках. Настоящая оригинальность средневековой архитектуры Западных Балкан состоит в постоянстве, с которым пространственные решения приспосабливаются к своим модулям размеров, конструкциям и формам.

Общий подъем XI и XII века в Западной Европе был ознаменован Григорианской церковной реформой, повлекшей за собой не только освобождение латинской Церкви от светской власти и обновление духовенства с активным миссионерством монашеских орденов, но и утверждение первенствующего положения Римской кафедры с распространением права папской монархии и на Восточную Церковь. Этот подъем закончился, как известно, разделением Западной и Восточной Церквей 1054 года. С началом Крестовых походов (1095 год), обернувшихся латинским церковным колониализмом, поляризация Запада и Востока достигла своего апогея. Это активное взаимодействие двух частей некогда единого целого, хотя и негативное, вызвало в архитектуре пограничных балканских провинций создание ряда памятников, использовавших совершенно особые композиционные, конструктивные и декоративные решения в церковном зодчестве. Сочетая в себе признаки западных и восточных традиций, эта архитектура впоследствии начинала проявлять собственные характеристики, сложившиеся в результате взаимодействия с локальной архитектурой предшествующих периодов.

Граница между зонами романизации и эллинизации несколько отличалась от разделительной линии между западной и восточной частями Империи: начиналась она с Адриатического приморья от Котора, но далее шла не по реке Дрине, а направлялась к Нишу, откуда проходила по гребню

23

Балканских гор к черноморскому побережью. Земли древней Рашки лежали как раз между этими двумя границами. Разделение Церквей 1054 г. увековечило разделение на латинский язык в сфере папской юрисдикции и славянский - в сфере восточного христианства, и эта языковая и культурная ориентация повлекла за собой целый ряд различий во всем, включая архитектуру.

В архитектуре церкви в селе Донья Каменица, сочетающей в себе ярко выраженные византийские и романские черты, как в капле воды, отразилась специфика изучаемого региона, который сам представляет собой границу между западной и восточной частями Европы, между западным и восточным христианством. Удаленные провинции Византийской империи, соседствующие с государствами как православной, так и католической ориентации, воспринимали многообразные, разнонаправленные, но зачастую смазанные, ослабленные и недостаточно выраженные влияния во всех сферах своего существования. В архитектуре церкви в Доньей Каменице находит подтверждение тезис Р. Краутхаймера о том, что именно частичное, а не целиком, заимствование было типичным способом, при помощи которого архитектурные элементы приходили в провинции из больших архитектурных центров, начиная еще с эпохи Юстиниановой империи.

Молодые средневековые державы, сформировавшиеся на стыке двух частей Империи и оказавшиеся на опасном перекрестке средневековых цивилизаций, вынуждены были выбирать свой путь развития, ориентируясь на сильного покровителя, балансируя между соседями и стараясь сохранить самостоятельность. Можно констатировать, что роль балканских властителей — и светских, и духовных, — являвшихся ктиторами средневековых храмов, была чрезвычайно высока - как в выборе архитектурной стилистики, связанной с приглашением определенных мастеров, так и в формах функционального использования отдельных частей храма, в частности, нартекса. Особая связь композиции западной части церкви с личностью

ктитора была одной из главных примет, объединявших византийские и романские традиции в балканской архитектуре.

Положение изучаемого региона между Востоком и Западом, несомненно, связано с универсальностью Европы раннего Средневековья. Очевидно, что известные идеи или формы исходили из одних и тех же источников и переживали схожие осуществления в разных регионах, взаимно влияя друг на друга. Отличительные черты романской и византийской архитектурно-художественной концепции достигали как внутренних районов Западных Балкан, так и Адриатического побережья, как правило, в достаточно ослабленном виде, что, однако, облегчало взаимопроникновение этих черт, вместе с формирующейся локальной славянской традицией. В результате этих процессов в раннесредневековой архитектуре рассматриваемого региона сложились особые многоплановые строительные школы, весьма различающиеся между собой. Несмотря на то, что Адриатическое приморье было с самого начала более развито, более урбанизировано, сохранило античные традиции и имело постоянные интенсивные связи со всем Средиземноморьем — несмотря на все это здесь не сложилось в средневековую эпоху таких определенных архитектурных школ как рашская школа в Сербии. Однако очевидно, что в целом в западной части Балканского полуострова в средневековую эпоху сформировались особые своеобразные архитектурные течения, представляющие собой не просто бивалентную традицию, но неповторимый стилистический конгломерат, возвращающий к идее общего корня христианского искусства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Рецензируемые издания:

1. Воронова А. А. Архитектурные особенности церкви в селе Донья Каменица (Сербия). Проблемы стиля и датировки // Византийский временник. М.: Наука, 2010. Т. 69 (94). С. 311-325. (0,99 а. л.).

2. Воронова А. А. Традиции и внешние влияния в ранней архитектуре средневековой Сербии // Academia. Архитектура и строительство. Российская Академия архитектуры и строительных наук. 2012. № 3. С. 28—36. (0,54 а. л.).

3. Воронова А. А. Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры // Вестник ПСТГУ. Серия V «Вопросы истории и теории христианского искусства». М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. Вып. 1 (10). С. 61-82. (0,75 а. л.).

Прочие издания:

4. Воронова А. А. Фрески церкви в селе Донья Каменица (Сербия) // Искусство Христианского Мира. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. Вып. 10. С. 247-267.(1,32 а. л.).

5. Воронова А. А. Развитие христианской архитектуры в Иллирике в эпоху последних римских императоров (I—V вв. по P. X.) // Кадашевские чтения. 2009. № IV. С. 198-218. (0,81 а. л.).

6. Воронова А. А. Архитектура Иллирика и Дакии в эпоху «Юстиниановой реконкисты» // Искусство Христианского Мира. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Вып. 11. С. 77-100. (1,15 а. л.).

7. Воронова А. А. Особенности архитектуры византийских провинций на Адриатике IX — XII вв. // Труды Государственного Эрмитажа, LUI. «Архитектура Византии и Древней Руси IX-XII веков». Материалы международного семинара 17—21 ноября 2009 г. СПб.: Изд-во ГЭ, 2010. С. 214-226. (0,57 а. л.).

8. Воронова А. А. Византийская Далмация: архитектурно-планировочные

особенности развития городов восточного побережья Адриатики // Тезисы

26

докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов «Российское византиноведение: традиции и перспективы», МГУ, 27-29 января 2011 года. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 63-67. (0,12 а. л.).

9. Воронова А. А. Фасадный керамический декор средневековых балканских храмов. Происхождение и эволюция // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2011. Вып. 3. M.: URSS, 2011. С. 83-121. (1,16 а. л.).

10. Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Серия V «Вопросы истории и теории христианского искусства». М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Вып. 3 (6). С. 85-109. (0,84 а. л.).

11. Воронова А. А. Монастырь Студеница и остров Млет: две церкви Богородицы Эвергетиды // Филология, искусствоведение и культурология: актуальные вопросы и тенденции развития. Материалы заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 37-49. (0,55 а. л.).

12. Воронова А. А. Роль властителей-ктиторов в развитии средневековой церковной архитектуры на Балканах // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2012. Вып. 4. M.: URSS, 2012. С. 72-111. (1,12 а. л.).

13. Воронова А. А. Архитектура седишта визант^ских провинций у Далмащф: антички континуитет и утица] метрополе // Ниш и Визаттуа X. Ниш: Издавачи: Град Ниш, Универзитет у Нишу, Православна Enapxnja Нишка, Нишки културни центар. 2012. С. 267-289. (0,80 а. л.).

14. Воронова А. А. Внешние влияния в сложении национальной архитектурной школы средневековой Сербии (развитой период) // Искусство Христианского Мира. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Вып. 12. С. 99-117. (1,40 а. л.).

15. Воронова А. А. Далматински поликонхи и средн,овековне ротонде

Словенце: проблем порекла архитектуре // Ниш и Визаштуа XI. Ниш:

Издавачи: Град Ниш, Универзитет у Нишу, Православна Enapxnja Нишка,

Нишки културни центар. 2013. С. 227-246. (0,70 а. л.).

27

 

Текст диссертации на тему "Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан"

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

1 л Л =т / / л / л

!1Ои

Воронова Ариадна Александровна

Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан: преемственность и взаимоотношение традиций на границе Востока и Запада

Специальность 17.00.04.-Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор А.Л. Баталов

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................1

Глава I. Особенности развития средневековой архитектуры

на восточном побережье Адриатики....................................................................22

1. Античная традиция на восточном побережье Адриатики как основа

для формирования средневековой архитектуры......................................................22

2. Главные источники культурных влияний в регионе.....................................25

3. Анализ сочетания различных по происхождению художественных особенностей в архитектурных памятниках региона.................................................33

3.1. Памятники в городах с непрерывной градостроительной традицией..............35

3.2. Памятники в городах с прерванной и впоследствии восстановленной

на новом месте градостроительной традицией........................................................63

3.3. Памятники без предшествующей строительной традиции..........................78

Глава II. Особенности развития средневековой архитектуры

внутриконтинентальной части Западных Балкан....................................................87

1. Античная традиция во внутриконтинентальной части Западных Балкан как основа для формирования средневековой архитектуры...........................................87

2. Главные источники культурных влияний в регионе....................................88

3. Анализ сочетания различных по происхождению художественных особенностей в архитектурных памятниках региона................................................98

3.1. Памятники в городах с непрерывной градостроительной традицией.............99

3.2. Памятники Сербии с использованием раннехристианской традиции

и включением элементов византийской и романской архитектуры................................112

3.3. Памятники Сербии с интеграцией элементов византийской

и романской архитектуры. Создание образцов собственного стиля............................120

3.4. Памятники Словении с использованием раннехристианской традиции

и включением элементов византийской и романской архитектуры............................150

3.5. Памятники Словении с созданием собственных образцов и использованием раннехристианской архитектурной традиции..................................155

Ь

Глава III. Архитектура церкви в Доньей Каменице как отражение

взаимопроникновения различных стилистических влияний на Западных Балканах......164

1. История изучения памятника.................................................................164

2. Архитектура памятника........................................................................169

3. Происхождение фасадного декора памятника.............................................171

4. Анализ происхождения архитектуры памятника..........................................185

5. История Видинского княжества...............................................................195

6. Новая версия датировки памятника..........................................................200

7. Место памятника в архитектуре региона...................................................201

Заключение.................................................................................................203

Библиография..............................................................................................217

Ov

ВВЕДЕНИЕ

1. Постановка проблемы. Обоснование выбора темы.

Средневековая храмовая архитектура Западных Балкан представляет собой уникальное художественное явление. Её своеобразие отражает специфику социокультурного и географического положения этого региона на границе между западной и восточной частями некогда целостной Римской, а затем Византийской Империи. Это влекло за собой постоянное взаимопроникновение и противостояние двух традиций - западного и восточного христианства, поэтому вопрос выбора художественных форм в средневековой архитектуре Западных Балкан стоял особенно остро. Христианизация региона, сопровождавшаяся борьбой Византийской империи и Римской папской курии за зоны влияния, приводила к ситуации, когда наряду с памятниками с характерными чертами византийской и романской архитектурной стилистики появлялись сооружения со сложными стилистическими смешениями.

Вместе с тем, благодаря постоянным морским связям внутри относительно цельной средиземноморской культуры, здесь никогда полностью не прерывались традиции, но сохранялась преемственность античной культуры, которая постепенно трансформировалась в средневековую. Анализ вариативности средневекового архитектурного творчества в этом регионе, который должен быть проведён на основе интерпретации традиции вкупе с внешними воздействиями, представляется важной задачей, реализация которой поможет осмыслить генезис региональных архитектурных школ и механизм их формирования.

Важнейшим аспектом здесь является сопоставление хода этих процессов на западном побережье Адриатики и в глубине материка, представляющих принципиальное различие. С точки зрения связей с развитыми частями Европы регион прибрежного пояса Балканского полуострова был в большей степени урбанизирован и имел непосредственные международные связи, что привело к его большему развитию по отношению к внутриконтинентальным районам, которые обширнее и более разнолики по сравнению с Приморьем. Таким образом, главным генетическим отличием развития внутренних районов Западных Балкан по отношению к Приморью является почти полное отсутствие античной традиции, в том числе в архитектуре. Уникальной объединяющей характеристикой всего региона в целом стало его положение на перекрестке средневековых цивилизаций: он развивался на пространствах, невидимо разделенных на западную и восточную части бывшей Римской империи, т.е. на западных границах Восточной империи и на восточных границах Западной империи. На самом деле между

ними не было одной пограничной линии, а была переходная зона переплетения и взаимопроникновения мощных воздействий, присутствие различных культурных традиций, меняющихся и сосуществующих1. Дуализм между Приморьем и внутренними районами Западных Балкан состоял в том, что условная граница между ними была зоной соприкосновения разных типов образа жизни, общественных институтов и культурных традиций. Однако эти два региона никогда, вплоть до XIX века, не составляли единого

л

целого и не были территориально связаны . Для выявления роли этой главной особенности региона в развитии его средневековой архитектуры необходимо масштабное рассмотрение и комплексный анализ конкретных памятников на отдельных этапах эволюции в широком историко-культурном контексте.

2. Актуальность темы исследования.

Давно осознана необходимость широкоохватного рассмотрения средневекового зодчества Западных Балкан в целом, как окраины одновременно византийского и западного мира, вне национальных границ. Как известно, вся юго-восточная Европа с самого начала была в сфере византийских интересов, как наследие Римской империи и как пограничный пояс, от которого зависела безопасность большой части Империи. Результатом стало установление системы связей, которой в большей или меньшей степени были охвачены государства и народы от Адриатики до Черного моря. Располагавшиеся здесь территории стали частью той особой системы государств, позднее названной «Византийским Содружеством Наций»3, где новым народам предоставлялась возможность автономного развития или культурной ассимиляции, романизации или эллинизации.

Изучение названной тематики представляется особо актуальным на современном этапе политического обособления, а также углубления процессов национализации культуры. Граница, условно установленная Диоклетианом (284-305) по руслу реки Дрины и составляющих ее рек (для европейской части) и разделившая Римскую империю на Западную и Восточную, сохраняет, как на протяжении всей истории, так и доныне, функцию разделения двух миров. И хотя в дальнейшем императорами Константином, Феодосием и Юстинианом предпринимались попытки объединения Империи, этот раздел, бывший вначале только формальным, стал впоследствии разделением по существу. По обе стороны и на значительном расстоянии от условной границы, на землях, являющихся отдаленными провинциями по отношению к своим великим центрам - Риму и Константинополю - складываются сложные культурные и художественные

1 КалиН J. Европа и Срби. Средоьи век. Београд, 2006. С. 551, 553.

2 ЪирковиЬ С. Работници, вощици, духовници. Друштва средн>овековног Балкана. Београд, 1997. С. 186.

3 Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М., 2012.

стилистические конгломераты. При разделении Церквей 1054 г. граница между зонами православия и католичества проходит там же. Между тем, этой границы, одинаково показанной на всех исторических картах, нет в письменных источниках. Нет документов, которые бы ее устанавливали, нет договоров, соглашений, разграничений, нет ни следа ни в византийских, ни в западных документах той эпохи4. Для земель западной, романской ориентации (к западу от Дрины) и восточной, византийской (к востоку от нее), всегда было характерно тесное сосуществование, взаимопроникновение, а зачастую и противостояние различных традиций, приводившее порой к междоусобицам, -противостояние православия и католичества, латинской, греческой и славянской культур.

В настоящее время большая часть этой границы является государственной границей Сербии с Боснией и Герцеговиной. Начиная с XV века ситуация еще больше усложнилась: если до турецкого завоевания Балкан эта граница разделяла территории с преобладанием лишь западного (католического) и восточного (православного) христианства, то теперь католическая территория получила в большей степени мусульманский характер (нынешние земли Боснии и Герцеговины). Живущие по сторонам этой границы народы на протяжении многих веков находились в постоянном противоречии и даже в противостоянии, что во многом ощущается и поныне. Соответственно, взгляды исследователей средневековой архитектуры, позиционирующих принадлежность собственной культуры к византийской или романской, достаточно сильно расходятся. В данной работе сделана попытка объективно оценить проблему происхождения различных стилистических особенностей в конкретных памятниках по обе стороны указанной границы, а также определить контуры ареала, где встречаются памятники со смешанными стилистическими признаками.

3. Степень научной разработанности проблемы. Библиография. Рассматриваемый аспект преемственности традиций и внешних воздействий (конкретно - Запада и Востока), на протяжении всей истории западно-балканских народов был естественным условием существования в регионе и поэтому часто упоминался в источниках и высказываниях исторических личностей. Об этом особом месте встречи «западного» и «греческого» мира многие западные путешественники писали, что здесь начинается

5

«греческая земля», имея в виду веру и цивилизацию, принцип жизни и государство . Доментиан, писатель XIII века, называл правителя Сербского средневекового государства великого жупана Стефана Неманю и св. архиепископа Савву Сербского светилами

4 КалиН 7. Европске теме српске историке у средоьем веку // Европа и Срби. Ме1)ународни научни скуп 13 -15 децембра 1995. Зборник радова. Београд 1996. С. 39.

5 КалиЬ У. Европа и Срби. Средаи век. Београд, 2006. С. 74.

Востока (имеется в виду Афон, где они подвизались), которые просветили свое «западное отечество». При посещении св. Саввой александрийского патриарха Доментиан называл его западным архиепископом, что соответствовало реальному положению земель6.

Систематическое изучение культурного наследия южных славян, которое также происходило по-разному в Приморье (в Хорватии) и в глубине материка (в Сербии), стало возможным после освобождения балканских земель от турецкого ига. С середины XIX века стали регулярными поездки по Балканам как местных, так и зарубежных исследователей, оставивших свои визуальные наблюдения в виде путевых заметок. Тогда же возникли и опыты первых осмыслений и классификаций, отразивших замеченные авторами стилистические смешения в средневековой архитектуре. Многое было сделано русскими учеными; в 1900-1902 гг. ряд путешествий с фотофиксацией архитектурных памятников был предпринят Н.П. Кондаковым, П.Н. Милюковым и П.П. Покрышкиным,

п

отмечавшими в своих отчетах западные черты в балканском зодчестве .

В Белграде еще до Второй мировой войны развилась крупная искусствоведческая научная школа, чему немало способствовал приезд ученых-эмигрантов из России (Г.А. Острогорского, H.JI. Окунева, А. Грабара), внесших значительный вклад в изучение западно-балканской средневековой архитектуры. Разумеется, лежащий на поверхности аспект пересечения западных и восточных составляющих в этой области, как особенно хорошо видимый со стороны, был для них очевиден. Однако традиционно историки искусства (Г. Милле8, А. Грабар9) рассматривали искусство данного региона лишь как составную часть византийского. Некоторые зарубежные европейские исследователи склонны были это оспаривать и видеть в основном западные художественные особенности, и, как следствие, говорить о западном происхождении архитектуры данного региона или, по крайней мере, об общих истоках западной и сербской архитектуры (JI. Брейе10). К середине XX века включение этих памятников в контекст общеевропейской средневековой архитектуры становится общепринятым. При этом большинство церковных сооружений из внутренних районов Западных Балкан (так называемой «рашской школы» в средневековой Сербии - термин введен Г. Милле в 1919 году11), а

6 ЪирковиЬ С. Работници, всуници, духовници. Друштва среднювековног Балкана. Београд, 1997. С. 380.

7 Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909. Здесь в понятие «Македония» включено Косово с интересующими нас двумя объектами: церковь Св. Стефана в монастыре Баньска и церковь Вознесения в монастыре Дечани. Милюков П.Н. Воспоминания. В 2-х тт. Том первый (1859 - 1917). М., 1990. Покрышкин П.П. Православная церковная архитектура в нынешнем Сербском Королевстве. СПб., 1906. П.П. Покрышкин называл подобные сооружения «храмами в далматинском стиле».

8 Millet G. L'ancien art serbe. Les églises, Paris, 1919.

9 Grabar A. Byzantine and Early Medieval Painting. New York, 1965.

10 Epeje JI. Српске цркве и романска уметност // Старинар. Tpeha cepnja, кн>. прва (за 1922). Београд, 1923. С. 33 -46.

11 Millet G. L'ancien art serbe. Les églises, Paris, 1919.

также ряд храмов Приморья со смешанной стилистикой стало принято относить к византийскому кругу, но с констатацией романского воздействия на их архитектуру (Р. Краутхаймер , К. Манго ). Заслугу указанных авторов в интересующем нас аспекте следует понимать в их методологическом подходе, а именно в анализе иконографии архитектуры, противопоставленном несовершенному для нашей проблемы типологическому способу мышления.

В общие труды по истории западноевропейской архитектуры средневековые памятники рассматриваемого региона включаются достаточно редко и лишь те из них, которые расположены на Адриатическом побережье, как относящиеся к итальянским провинциям14. Характерным примером условного разделения архитектуры Западных Балкан служит расположение материала в многотомной Всеобщей истории архитектуры, где глава «Архитектура Сербии и Македонии» (Дж. Бошкович) наряду с архитектурой Византии и Болгарии включена в третий том «Архитектура Восточной Европы», а глава «Архитектура западных территорий Югославии», к которой относятся разделы по Словении (Ф. Стеле), Хорватии (А. Мохоровичич), Черногории и Воеводине (Дж. Бошкович), помещена в четвертый том «Архитектура Западной Европы» (оба тома вышли в 1966 г.)15.

Данная проблема традиционно является общим местом в трудах практически всех исследователей, как местных, так и зарубежных. Взаимодействие византийских и западных факторов в средневековой архитектуре Западных Балкан упоминается, как правило, во всех статьях в тематических сборниках по материалам проведенных международных конференций, а также в статьях и монографиях по отдельным памятникам данного региона. Местными учеными до Второй мировой войны был предпринят ряд штудий по средневековой архитектуре, но настоящие глубокие исследования появились только после Второй мировой войны, преимущественно на территории бывшей Югославии. Рассматриваемый нами аспект затрагивался в трудах таких сербских историков как В. Джорович16, И. Божич17, Н. Радойчич18, Я. Ферлуга19, Б.

12 Krautheimer R. Early Christian and Byzantin Architecture. New Haven and London, 1986.

13 Mango C. Byzantine Architecture. Milano, 1976.

14 См., например: Stalley R. Early Medieval Architecture (Oxford History of Art). Cologne, 1999. Библиография.

15 Всеобщая история архитектуры. Т. 3 «Архитектура Восточной Европы» под ред.