автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Средневековые наружные росписи (Византия. Южные славяне. Древняя Русь)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Орлова, Мария Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Средневековые наружные росписи (Византия. Южные славяне. Древняя Русь)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Орлова, Мария Алексеевна

Введение.4

Глава I. Наружная живопись византийских храмов . . 10

Глава П. Наружная роспись южнославянских храмов. . 64

Глава Ш. Наружная роспись древнерусских храмов . 100

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Орлова, Мария Алексеевна

В 1970-1960-х годах заметно возросло число работ о памятниках средневековой монументальной живописи. Наряду с изучением отдельных фресковых циклов наметились тенденции к исследованиям обобщающего характера, к рассмотрению проблем художественных взаимосвязей стран византийского мира. Однако все это касается лишь изучения росписей интерьера.

Живопись на фасадах храмов по существу не привлекала внимания исследователей. В научной литературе она известна главным образом по румынским памятникам ХУ1 в. Между тем наружная роспись имела весьма древнюю традицию. Судя по остаткам сюжетной и декоративной живописи и целостным комплексам наружного живописного декора, такие росписи существовали не только в самой Византии, но и в Македонии, Греции, Трапезунде, Сербии, Болгарии, Грузии, а также на Руси. Однако случайность и немногочисленность сохранившихся образцов наружной живописи, в наибольшей степени подверженной разрушениям и климатическим воздействиям, всегда затрудняли ее изучение. О фасадной живописи изредка упоминалось в общих трудах и монографиях, посвященных внутренним росписям. Сведения о ней служили только дополнением к основным исследованиям.

Не случайно Й.Стржиговский*, высказавший гипотезу о широком распространении обычая украшать фасады храмов резьбой или фресками, подкрепил ее только примером наружной живописи храмов Молдовы ХУ1 в. Генезис традиции наружной живописи, по существу, не разработан. Ее истоки, по мнению Й.Стржиговского, о следует искать на Востоке . Фасадную декорацию в целом этот исследователь рассматривал как явление сугубо символическое, сопоставляя ее с раннехристианским искусством Рима: рельефами саркофагов и росписями катакомб.

Тематика наружной резьбы храма в Ахтамаре, служившая для Й.Стржиговского исходным моментом рассуждений, в самом деле о сходна с сюжетами пластики раннехристианских саркофагов . Однако генезис традиции наружной декорации памятников восточно-христианского мира, судя по всему, был сложнее. Корни ее уходили значительно глубже, по крайней мере к искусству УП-У1 вв. до н.э., в частности, к декорациям эллинистических гробниц^.

Д.Талбот Райе, как и большинство авторов, лишь попутно касаясь этих проблем, считал безусловным, что традиция наружной декорации возникла на Востоке. По его мнению, через Западный Кавказ она проникла в Россию и затем, возможно, на Запад. Подобный же тип декорации он отмечал и в Трапезунде, как в рельефах южного фасада св.Софии, так и в наружных росписях церквей Анны, Накип Джами, Курт Боган и Сумела. Наружные фрески Молдовы он считал тесно связанными с трапезундскими росписями, скорее всего, через посредство России^. Условность этой схемы тем более очевидна, что трапезундские наружные росписи относятся к ХУ1-ХУП вв.

И в дальнейшем генезис традиции в целом рассматривался лишь применительно к локальной и во времени и в пространстве группе памятников Молдовы. Было высказано множество гипотез относительно происхождения этой декорации, возводивших ее и к Болс гарии и к западным образцам . Лишь немногие из версий затрагивали проблемы не только румынской живописи, в частности исследование А.Н.Грабара, который поставил перед собой задачу выяснить, откуда "почти совсем неизвестные в других православных странах" наружные росписи "внезапно появились и столь же внезапно исчезп ли в Молдове".

Не касаясь истоков традиции, А.Грабар рассматривал фасадную декорацию памятников Молдовы в зависимости от появления открытых экзонартексов, служивших как бы естественной связью между интерьерами церквей и пространством, которое их окружало. Он полагал, что впервые эта взаимозависимость проявилась в орнаментальной наружной росписи сербских памятников Х1У в., кото» рые и повлияли на развитие близких приемов в Молдове.

В целом, разумеется, трудно отрицать воздействие балканского и в особенности сербского искусства на живопись и архитектуру Румынии. Однако в ходе последующих открытий выяснилось, в частности, что наружная декорация в Сербии в Х1У в. отнюдь Q не ограничивалась росписями орнаментального характера . На стенах отдельных сербских церквей были обнаружены фресковые циклы, занимавшие все их поверхности. Кроме того стало известно, что наружная живопись впервые появилась в Молдове на церкви без эк-зонартекса, а именно на храме св.Георгия в Хырлеу, построенном Штефаном Великим в 1492 г. и расписанном при Петру Рареше в Q

1530 г. . Наконец, гипотеза А.Грабара не объясняла, почему сербское влияние сказалось лишь во второй четверти ХУ1 в., хотя естественнее было бы ожидать проявления этого воздействия в конце Х1У- начале ХУ вв. или во второй половине ХУ в., когда из захваченных турками стран началась массовая эмиграция в Молдову и на Русь.

Среди исследований, посвященных памятникам Молдовы, выделяется статья Л.Хадерман-Мисгвич о более или менее общих проблемах наружной живописи. Цель статьи - дать серию примеров, демонстрирующих древность и относительную продолжительность византийской традиции внешней декорации, включая сюда и период молдовских росписей"*®. Но примеры эти имеют, как правило, слу

6. чайный характер, группируясь вокруг описаний наружной декорации памятников Кастории и церкви Георгия в Курбиново.

Еще сравнительно недавно А.Н.Грабар отмечал, что нет никаких указаний на присутствие мозаик на внешних стенах византийских церквей"'""''. За последние десятилетия на фасадах памятников византийского круга обнаружено немало фрагментов как чисто декоративной, так и сюжетной живописи. Однако сообщения об открытии новых фрагментов сюжетной и декоративной живописи на фасадах принадлежали, как правило, реставраторам, археологам и историкам архитектуры, которые ограничивались фиксацией отдельных данных.

В литературе до сих пор нет целостного представления о наружной живописи, как об особом,существенном явлении средневекового искусства. Ее значение, типология и иконография до сих пор оставались в науке белым пятном. Это мешало объективным суждениям о внешнем облике средневековых памятников, об идейно-художественном содержании их живописного декора.

Монументальная живопись - общественный вид искусства. Тем более это относится к наружной живописи, обращенной к широким массам зрителей и порой прямо связанной с конкретными явлениями общественной жизни. Поэтому изучение живописи на фасадах представляется особенно важным и актуальным.

Цель настоящей диссертации - определение историко-культурного и художественного значения наружной живописи, ее роли в системе храмовой декорации; рассмотрение общих закономерностей развития этой традиции и ее локальных особенностей.

Основные задачи диссертации: выявление памятников византийской, южнославянской и древнерусской наружной живописи; их историко-искусствоведческое исследование; систематизация материала по хронологическому, типологическому и сюжетному признакам.

Характер изучаемого материала предопределил своеобразие метода исследования. Он включает три основных компонента:

1. Выявление и изучение реально существующих памятников фасадной живописи, а также немногих сведений о сохранившихся или утраченных наружных росписях, которые содержатся в трудах русских и советских историков искусства и архитектуры, а также зарубежных исследователей.

2. Анализ исторических источников. Прежде всего это касается свидетельств очевидцев: средневековых историков, литераторов, государственных деятелей (Евсевия Памфила, Прокопия Ке-сарийского, Никиты Хониата и др.),путешественников и паломников (Антония, Стефана Новгородца, Рюи Гонзалеса де Клавихо, Павла Алеппского и т.д.), в трудах которых сохранились описания внешнего облика многих построек; в работе используются также многочисленные летописные данные, архивные документы, описи, хранящиеся в ЦГАДА, материалы Отдела рукописей ГБЛ и ГПБ, археологические описания, реставрационные отчеты; привлекаются архивные фотоматериалы, зарисовки и схемы утраченных памятников.

3. Исследование произведений других видов искусства - миниатюры, иконописи, мелкой пластики, в которых в той или иной мере воспроизведены конкретные образцы или типы наружной живописи.

Материал рассматривается на широком культурно-историческом фоне, что позволяет не только дать более полное и точное представление о своеобразии изучаемого вида живописи, но и об общественной значимости ее тематики.

9.

В работе анализируются и обобщаются данные более чем о 125 памятниках, сохранивших или имевших в прошлом наружный декор. На основе их изучения наружная живопись вводится в научный оборот как особый вид монументального искусства, имевший свои типологические варианты и закономерности развития.

В отличие от византийских и южнославянских материалов (где для исследования привлекаются лишь наиболее характерные свидетельства, дающие представление о развитии традиции), данные о наружной живописи древнерусских храмов используются с возможной полнотой. Это представляется тем более важным, что по мнению В.И.Лазарева, обычай украшать фасады храмов фресками был широко распространен в Древней Руси" и лишь гибелью многочисленных памятников следует объяснять почти полное отсутствие таких фасадных росписей"-^.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Средневековые наружные росписи (Византия. Южные славяне. Древняя Русь)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа позволяет пересмотреть распространенные представления о внешнем облике храмов, сохранившихся до наших дней, как правило, без какого бы то ни было наружного живописного убранства. Исследование показало, что подобное состояние не было изначальным. Фасадная живопись, ныне известная по образцам преимущественно поздним, являлась по существу непременной составной частью декорации византийских, южнославянских и древнерусских архитектурных памятников, начиная с самых ранних этапов формирования художественной культуры этих регионов. Она играла значительную роль в общем комплексе храмовой декорации и имела самостоятельную эстетическую и смысловую ценность.

Несмотря на теснейшую связь с декорацией интерьера, живопись на фасадах храмов представляла собой явление во многом своеобразное и по стилю, и по иконографии, и по содержанию.

Состояние большинства сохранившихся фрагментов наружной росписи позволяет судить лишь о некоторых категориях стиля, однако отдельные памятники все же дают представление об особенностях изобразительного языка фасадной живописи. Наружная роспись нередко отличалась небрежностью композиции и поспешностью исполнения, что во многом объяснялось обстоятельствами ее создания. Когда же замысел внешней декорации был изначальным, когда в ней как в фокусе концентрировалось основное содержание внутренней живописи, ее исполнению придавалось первостепенное значение; она осуществлялась ведущими мастерами, продумывавшими ее структуру тщательнее, чем во внутренних композиэиях. В этих случаях от живописи интерьера она могла отличаться не только качеством исполнения. Ей мог быть свойственен несколько особый изобразительный язык, особый характер монументальности.

Отличалась своеобразием и иконография живописи на фасадах храмов. В отдельных сюжетах наружной декорации сохранялись иконографические особенности живописи древнейших христианских храмов. И вместе с тем иконография наружной живописи была более "подвижной", чем в росписях интерьеров.

Содержание фасадной живописи также было гораздо подвижнее, чем состав внутренней росписи храмов. Неизменной его частью оставались лишь композиции, связанные с посвящением храмов. Дополнялись они по-разному, нередко сюжетами, только входившими в программы монументальной живописи. Впрочем, даже содержание традиционных тем, вынесенных на фасад и лишенных тем самым обычного контекста, приобретало иной оттенок. Сюжетные концепции живописи на фасадах, как правило, были более сжатыми и определенными, чем во внутренних росписях. Несмотря на связь с декорацией интерьеров, в эволюции этой традиции в целом и на византийской, и на балканской, и на русской почве прослеживается естественная взаимосвязь между существенностью и актуальностью идеологических течений, вызвавших к жизни ту или иную наружную декорацию и значительностью отводимого ей места.

Живопись на фасадах храмов в гораздо большей степени, чем внутренняя или станковая, была связана с конвретными историческими событиями. Это повышает ценность каждого рассмотренного фрагмента, значение каждого отдельного памятника как особого рода исторического источника.

Как показало исследование, на Руси эта древнейшая традиция получила своеобразную интерпретацию и типологическую, и иконографическую. Своеобразие тематики наружной живописи, в которой отражались важные моменты в развитии общественной мысли, острые ситуации внутренней и внешнеполитической жизни, на русской почве проявилось в яркой и конкретной форме.

Данная работа, безусловно, не исчерпывает избранную тему. Она открывает перспективу для новых исследований, которые позволят полнее и глубже осветить поставленные проблемы.

 

Список научной литературыОрлова, Мария Алексеевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-437.

3. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.21, с.495-516.1. Книги и статьи

4. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства: Исследования в области истории ранне-византийского искусства. Спб., 1900. - 1У, 229 с.

5. Акоминат Никита* Никиты Хониата История, начинающаясяс царствования Иоанна Комнина. Т.2, II86-I206. - Спб., 1862.-ХУ1, 541 с.

6. Алацашвили Н.А., Алибегашвили Г.В.Вольская А.И. Роспись художника Тевцоре в Верхней Сванетии. Тбилиси: Мецниереба, 1966. - 97 с.

7. Алацашвили Н.А. Монументальная скульптура Грузии: Фигурные рельефы У-XI вв. М.: Искусство, 1977. - 275 с.

8. Алацашвили Н.А., Алибегашвили Г.В., Вольская А.И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси: Мецниереба, 1983. - 151с.

9. Алпатов М.В. Всеобн^я история искусства, т.З. Русское искусство с древнейших времен до начала ХУШ века. М.: Искусство, 1955. - 427 с.

10. Амвросий Орнатский . История российской иерархии. 4.6 2. . М., 1815. - 1148, Ш с.

11. Анисимов А.И. Реставрация фресок церкви Феоцора Стратилата в Новгороце. Старые годы, Спб., I9II, № 12, с.43-52.

12. Анисимов А.И. Новооткрытые фрески Новгорода. Старыегоды, Спб., 1913, № 12, с.50-55.

13. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-хуцожественной классификации. М.: Искусство, 1963, т.1. - 394 е., 256 илл.

14. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании П.Д.Корина. М.: Искусство, 1966. - 352 с.

15. Асеев Ю.С. Арх|'тектура Ки<'всько< Рус/ к/'пця X початку ХП стол1ття. - В кн.: стор я украинского мистетства. - Киев: Бущ'вельник, 1966, т.1, с.135-186.

16. Асеев Ю.С. Арх1тектура Кшвсько/ Pyci Ки/в: Буд/вель-ник, 1969. - 191 с.

17. Балдин В. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Архитектурное наследство, 1956, 6, с.21-56.

18. Балыгина Л.П., Некрасов А.Н., Скворцов А.И. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи ХП в. в Успенском соборе во Владимире. В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись Х1-ХУП вв. - М.: Наука, 1980, с.61-76.

19. Безобразов П.В. Трапезунт: Его святыни и древности. Пг., 1916. - 54 с.

20. Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания I398-I8I8. Спб., 1899. - 247 с.

21. Вагнер Г.К. Скульптура Влацимиро-Сузцальской Руси: г.Юрьев-Польский. М.: Наука, 1964. - 188 с.

22. Васильев В.П. История канонизации русских святых. М., 1893. - 256 с.

23. Вздорнов Г.И. Лобковский пролог и другие памятники письменности и живописи Великого Новгорода. В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси.

24. М.: Наука, 1972, с.255-261.

25. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса-Преображения в Новгороде. М.: Искусство, 1978. - 289 с.

26. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХП-ХУ веков. t.I-ХП столетие. - М.: Из-во АН СССР, 1962. - 583 с.

27. Воронин Н.Н. "Житие Леонтия Ростовского" и византийско-русские сношения второй половины ХП в. Византийский временник, М., 1963, т.23, с.23-46.

28. Воронин Н.Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы ХП в. Византийский временник. М., 1965, т.26,с.190-218.

29. Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска ХП-ХШ веков. Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1979. - 412 с.

30. Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. Спб., 19II»- - 121 с.

31. Гладенко Т.В. и др. Архитектура Новгорода в свете последних исследований. В кн.: Новгород. К ЮОО^детию города. -М.: Наука, 1964, с.183-263.

32. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. изд. 2-е, испр. и доп. - М.: 0-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903. - 600 с.

33. Гольдберг А.Л. У истоков московских политических идей ХУ в. Труды/Отдела древнерусской литературы Института русской литературы, 1969, т.24, с.147-250.

34. Грабар А.Г. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и "Слово о полку Игореве". Труды /Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. - М.-Л.:Наука, 1962, т.18, с.233-271.

35. Данилова И.Е. Иконографический состав фресок Рождественской церкви Ферапонтова монастыря. В кн.: Из истории русского и западноевропейского искусства. М.: Изд-во АН СССР, I960, с.118-129.

36. Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.: Искусство, 1970. - 60 с.

37. Даркевич В.П. Романская утварь из Северо-Восточной Руси. В кн.: Культура древней Руси. - М.: Наука, 1966, с.61-69.

38. Джурич В.И. Портреты в изображениях рождественских стихир. В кн.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. - М.: Наука, 1973, с.244-255.

39. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХШ-ХУП вв.: Эволюция жанра легенцарно-биогр. сказаний.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. 303 с.

40. Дмитриев Ю.Н. Изображение отца Александра Невского на Нередицкой фреске ХШ века. Новгородский исторический сборник, 1938, вып.3-4, с.39-57.

41. Доброхотов В.П. Древний Боголюбов: Город и монастырь с его окрестностями. М., 1852. - 171 с.

42. Древности Российского государства. Дополнение к 3-му отделению. Русские старинные знамена./Сост. Л.Яковлев. -М., 1865. - 379 с. разд. пат.

43. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Х1У-ХУ1 вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 587 с.

44. Евсевий Памфил. Сочинения в 3-х т. т.1 Церковная история. - Спб., 1858. - 544 с. Т.2.-Четыре книги о жизни блаженного пдря Константина. - Спб., 1850. - 442 с.

45. Житие преподобного Иосифа Волоцкого, творение Саввы, епископа Крутицкого. Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения, М., 1865, кн.2, с.3-69.

46. Извеков И.Д. Московский придворный Архангельской собор.- Сергиев Посад, 1916. 286 с.

47. Ипатьевская летопись. ПСРЛ, Спб., 1908, т.2. - 938с.

48. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки в 3-х т. Т.2. М.: Советский художник, I960, - 155 с.

49. История Византии. В 3-х т. Т.З М.: Наука, 1967. -507 с.

50. Каргер М.К. Раскопки и реставрационные исследования в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933-1935). -Советская археология, 1948, № 8, с.180-187.

51. Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. В 2-х т. Т.2. Памятники киевского зодчества Х-ХШ вв. - М.-Л.: Из-во АН СССР, I96I.-572C.

52. Клавихо де Рюи Гонзалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. Сборник/Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. - Спб., 1881, т.28.-455с.

53. Клосс Б.М., Назаров В.Д. Летописные источники о строительстве Успенского собора в 70-е годы ХУ в. В кн.: Древнерусское искусство. Искусство и культура Руси эпохи Куликовской битвы. - М.: Наука (в печати).

54. Ключевский В.0. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Солдатенков, 1871. - 483 с. разд. паг.

55. Книга Степенная царского родословия. ПСРЛ. Спб., 1908, т.21, ч.1. - 342 с.

56. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. - У1, 229, У с.

57. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью эпохи Возрождения.-Спб., I9II. 216 с.

58. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери в 2-х т. T.I.

59. Спб.: Изд. Отдел, русского языка и словесности Имп. Академии наук 1914. 383 с. Т.2. - Спб.: Изд. Отдел, русского языка и словесности Ими. Академии наук, 1915. - 451 с.

60. Кресальный Н.И. Новые исследования северо-западной башни Софии Киевской. В кн.: Древнерусское искусство. Художеиственная культура домогольской Руси. М.: Наука, 1972,с.65-79.

61. Кузьмина В.Д. Древнерусские источники об Андрее Рублеве. -В кн.:Андрей Рублев и его эпоха.-М.:Искусство,1971,с.103-124.

62. Кучкин В.А. "Сказание о смерти митрополита Петра" -Труды/ Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. -М.-Л.: Наука, 1962, т.18, с.59-79.

63. Лаврентьевекая летопись.-ПСРЛ,Спб.,1846,т.I. 267 с.

64. Лазарев В.Н. История византийской живописи в 2-х т. T.I. М.: Искусство, 1947. - 454 с.

65. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.: Искусство, 1947. - 178 с.

66. Лазарев В.Н. Дионисий и его школа. В кн.: История русского искусства.-М.:Из-во АН СССР, 1955, т.З, с.482-541.

67. Лазарев В.Н. Васильевские врата 1336 г. В кн.: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. - М.: Наука, 1970,с.179-215.

68. Лазарев В.Н. Групповой портрет семейства Ярослава.

69. В кн.: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М.:Наука, 1970, с.27-54.

70. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески Х1-ХУвв.-М.: Искусство, 1973. 112 с.

71. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора св.Софии в Новгороде. М.: Искусство, 1977. - 168 с.

72. Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (Х1-ХУ вв.). В кн.: Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. - М.: Наука, 1978, с.227-296.

73. ЛашкареЦв П. "София . Премудрость Божия" в иконографии Севера и Юга России. - Киевская старина, Киев, 1884, 12, с.554-567.

74. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастырским актам и записям. игуменом Аристар-хом.-Чтения в/О-ве истории и древностей российских при Московском университете, 1878, кн.1, с.1-24.

75. Линч Г.В. Армения: Путевые очерки и зтюцы. Пер. с англ. В 2-х т. T.I Русские провинции. Тифлис, 1910. - ХХ1У, 599 с.

76. Львовская летопись. ПСРЛ, Спб., 1910, т.20 (первая половина). - 418 с.7а. Макарий Миро любо в. . Опись Новгородского Спасо-Хутынс-кого монастыря 1642. М., 1856. - 156 с.

77. Макарий архим. Археологические описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях в 2-х ч. 4.1. М., I860, - 654 с.

78. Максимов П.Н. Собор Спасо-Анцроникова монастыря в Москве. В кн.: Архитектурные памятники Москвы ХУ-ХУП вв.: Новые исследования. - М.: Из-во Акад. архитектуры СССР, 1947, с.14-29.

79. Малков Ю.Г. Фрески церкви Рождества Христова на Красном поле в Новгороде. Художественное наследие, М., 1978, вып.4 (34), с.192-220.

80. Маркина Н.Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-х годах ХУ1 века. В кн.: Гос.Музеи Московского Кремля: Материалы и исследования, М., Искусство,1973, вып.I, с.72-85.

81. Маясова Н.А. Памятник московского золотого шитья ХУв.-В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. М.: Наука, 1970, с.488-493.

82. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. -М.: Искусство, 1971.- 56 о.

83. Маясова Н.А. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы ХУ в. В кн.: Гос.Музеи Московского Кремля/Материалы и исследования. -М.: Искусство, 1980, вып.З, с.56-75.

84. Мильчик М.И., Штендер Г.М. Западные камеры собора Ми-рожского монастыря в Пскове: К вопросу о первоначальной композиции храма. В кн.: Древнерусское искусство Х1-ХШ вв. (в печати).

85. Милюков П.Н. Христианские древности Западной Македонии.- Известия/ Русского археологического института в Константинополе, София, 1899, т.4, вып.1, с.21-151.

86. Московский летописный свод конца ХУ в. ПСРЛ, М.-Л., 1949, т.25. - 463 с.

87. Муравьев А.Н. Русская фиваида на Севере. Спб., 1894.- 425 с.

88. Муратов П.П. Русская живопись до середины ХУП века. -В кн.: Грабарь Н.Э. История русского искусства. М., 1915,т.6, с.5-408.

89. Мясоедов В.К. К истории Нередицкой церкви. Сборник/ Новгородского общества любителей древности, 1910, вып.З,с.1-5.

90. Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях. -В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств Х1У-ХУ вв. М.: Наука, 1970,с.365-385.

91. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. А.Н.Насонова. М.-Л., 1950: Из-во АН СССР.-318 с.

92. Новгородская четвертая летопись. Л.: Из-во АН СССР, 1929, вып.З. - 211 с.

93. Орлов А.С. Древняя русская литература Х1-ХУП вв. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 340 с.

94. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине ХУЛ века, вып.1-5. Вып.2, М., 1897.- 202 с. Вып.З, М., 1898. 207 с.

95. Пападопуло-Керамевс А.И. Восемь греческих описаний св. мест Х1У, ХУ и ХУ1 веков. Православный палестинский сборник, Спб., 1903, т.XIX, вып.2, 254 с.

96. Патриаршая или Никоновская летопись.-ПСРЛ, Спб., 1901, т.12. 266 с.

97. Петров Н.И. Новооткрытый альбом видов и рисунков достопримечательностей Киева 1651 года. Киев, 1905 . - 43 с.

98. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване 1У.- М.: Наука, 1972. 192 с.

99. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины ХУ -начала ХУ1 веков. М.: Искусство, 1975. - 332 с.

100. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси. Спб., 1913. - ХУ1, 414 с.

101. Прокопий Кесарийский. О постройках. Пер. с греч. / С.П.Кондратьева. Вестник древней истории, 1939, № 4, с.201-298.

102. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царь-град в конце 12-го столетия с предисл. примеч. Савваитова П. -Спб.: Археографическая комиссия, 1872. 166 стб.

103. Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже ХП-ХШ веков. В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции.1. М.: Наука, 1977, с.12-29.

104. Раппопорт П.А. Мстиславов храм во Владимире-Волынском.- Зограф, Београд, 1977, J£ 7, с.17-22.

105. Раппопорт П.А. Русская архитектура Х-ХШ вв.: Каталог памятников. Л.: Наука, 1982. - 136 с.

106. Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества. -М., 1850,-1У, 44, 10 с.

107. Рогожский летописец. ПСРЛ, М.-Л., 1922, т.15(вып.1).- 186 стб.

108. Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечение из летописи Яхьи Антиохийского. Спб., 1883. - 634 с. разд.паг.

109. Сахаров И. Сказания русского народа. Изд. 3. - T.I.- Спб., 1841. 602 с. разд. пат.

110. Сизов Е.И. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности ХУ1 в. г- Труды/ Отдела древнерусской литературы Института русской литературы.-М.-Л.: Наука, 1966, т.22, с.264-276.

111. Симеоновская летопис ь. ПСРЛ. Спб., I9E3,т.18.-316с.

112. Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь XI века от смерти Василия Болгаробойцы до воцарения Алексия I Комнина. Спб., 1884 - ХХП, 450 с.

113. НО. Скворцов А.И. Новооткрытые фрески Владимира. Декоративное искусство СССР, М., 198I, & 8, с.30-33.

114. Смирнов Я.И. Рисунки Киева 1651 года по копиям их конца ХУШ века. М., 1908. - 512 с.

115. Смирнова Э.С. Двусторонняя икона-"таблетка" ХУ в. с Афона. В кн.: Искусство Западной Европы и Византии. - М.: Наука, 1978, с.276-284.

116. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись

117. Великого Новгорода. ХУ в. М.: Наука, 1982, - 575 с.

118. Стоглав. Казань, 1862. - 438 с.

119. Суслов В.В. Церковь Успения пресвятой Богородицы в селе Болотове близ Новгорода, построенная в 1352 г. Труды/ Московского предварительного комитета ХУ археологического съезда. М., I9II, т.2, 65 с.

120. Татищев В.Н. История российская с самых древнейших времен. Кн. 1-5 Mj 1768. 1848. Кн.З, 1784. - 530 с.

121. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Госполитизцат, 1956. - 477 с.

122. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М.: Наука, 1969. - 373 с.

123. Тоцкая И.Ф. Наружные росписи Софии Киевской. В кн.: София Киевская: Материалы исследований. - Киев: Буд»велышк, 1973, с.50-54.

124. Тоцькая 1.Ф. Про час виконаяия роздис i в галерей

125. Стародавн/и Ки/в Соф'н Ки'Гвско! . В кн.:/Будивельник, 1975, с. 182-194.

126. Успенский А.И. История стенописи Успенского собора в Москве. М., 1902. - 26 с.

127. Успенский Ф.И. 0 вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия в Солуни. Известия/Русского археологического института в Константинополе, София, 1909, т.14, вып.1, с.1-61.

128. Ушаков Ф.А. Описание фресок храма Преображения Господня в Псковском Спасо-Мирожском монастыре, основанном преподобным Нифонтом, владыкою новгородским и псковским в 1156 году. -Псков, 1903. 16 с.

129. Филатов В.В., Шептюков А.П. 0 наружной росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сообщения ВВДИЖР, М., 1971, вып.27, с.202-206.

130. Филимонов Г.Д. Церковь св.Николая Чудотворца на Лидяе близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859. - 64 с.

131. Флоринский Т.Д. Южные славяне и Византия во второй четверти Х1У века. Вып. 2. Образование сербского царства. -СПб., 1882. - У1, 275 с,

132. Холостенко Н.В. Архитектурно-археологическое исследование Пятницкой церкви г.Чернигова (1953-1954 гг.). Советская археология, М., 1956, т.26, с.271-292.

133. Холостенко Н.В. Ильинская церковь в Чернигове по исследованиям 1964-1965 годов. В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. - М.: Наука, 1972, с.88-103.129. "Царственная книга". ПСРЛ. Спб., 1906, т. 13, ч.2, с.303-533.

134. Чеишвили Г., Бучукури М. Некоторые особенности памятников -средневековой росписи в Верхней Сванетии. (Фасадная роспись). Доклад на 1У Международном симпозиуме по грузинскому искусству. - Тбилиси, 1983, c.I-II.

135. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы Х1У-ХУ веков. 4.2. - М.: Изд-во АН СССР, 1991. - 427 с.

136. Черепнин Л.В. Русская историография до XIX века: Курс лекций. М., Изд-во Моск. ун-та, 1957. 306 с.

137. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в Х1У-ХУ веках. М.: Соцэкгиз, I960. - 898 с,

138. Чернышев Н.М. Искусство фрески в древней Руси: Материалы к изучению древнерусских фресок. М.; Искусство, 1954. -104 с.

139. Шмидт С.О. Предания о чудесах при постройке Новгородской ропаты. В кн.: Историко-археологический сборник. - М.: Наука, 1962, с.319-325.

140. Шмит Ф.И. Равенские мозаики III2 года. Светильник, 1914, № 7, с.7-36.

141. Штенцер Г.М. К вопросу о декоративных особенностях строительной техники Софии Новгородской. В кн.: Культура средневековой Руси. - М.: Наука, 1979, с.202-212.

142. БабиЙ Б. На маргинама истори/е манастира Трескавца -Зборник за ликовне уметности, Нови Сад, I, 1965, с.23-29.

143. Бабий Б. Три грчка фреско натписа на зицовима црква сред овековног Прелепа уз друге половине.ХШ века. Зборник за ликовне уметности, Нови Сад, 1969, 5, с.25-32.

144. Бабий Г. Иконографски програм живописа у припратама црква крала Милутина. В кн.: Византийка уметност почетком Х1У века (Научни скуп у Грачаницы), Београд: Филозофски: факул-тет/ Оделеке за HCTopnjy уметности, 1978, с.105-125.

145. Балабанов К. Новооткривени портрети крада Марко и кра/Ьа Вукашина у Марковом монастиру. Зограф, 1966, I,с.28-29.

146. БаришиЪ Ф. Досадащки покуша.и убикаци] е града Justi-Diana Prima Зборник философског факул&та/ Споменица Виктора Новака, Београд, 1963, кй7 (I), с.127-140.

147. БогдановиЬ Д. и др. Хиландар. Београд: Републички завод за заштиту споменика културе Cp6nje, 1978. - 220

148. БошковиЬ Ъ. , Петковий В. Манастир Дечани. Београд :}угословенска книга, 1941, 2. - 243 с.

149. ВуловиБ Б. Манастир Грачаница. Старине Косова и Метохиjе, Приштина, 1968. - 1971, кК 4-5, с.165-175.

150. Гликори.евиЬ М. Сликарство тепчи]е Граелава у монастиру Трескавцу. Зограф, Београд, 1974, 5, с.47-49.

151. Грозданов Ц. Средиевековяа уметность Охрида. Зборник за ликовне уметнооти, Нови Сад, 1966, 2, с.204-234.

152. Гроздаяов Ц. Илустрациj а химии Богородичног акатиста у цркви Богородице Перивлепте у Охриду. В кн.: Зборник Свето- Бе^д,Фильки факултет/Оделе*е за историку

153. Грозданов Ц. Охридске белешке: Часопис за сред^веков-ну уметност. Зограф, 3, Београд, 1969, с.II-15.

154. Грозданов Ц. Композищда Опсада Цариграда цркви светог Петра на Преспи. Зборник за ликовне уметнооти, Нови Сад, 1978, 15, с.277-285.

155. Гроздаяов Ц. Охридското зидно сликарство од Х1У века.- Охрид: Завод за заштита на спомениците на културата: Нар. My3ej, 1980. 227 с.

156. Данило, архиеп. Животи крадева и архиепископа српских.и

157. Перев. др. Л. Мирковий. Београд: Серпска к^жевна задруга, 1935.- XXIX, 308 с.

158. Даничий В. Животи кралева и архиепископа србских. -Загреб, 1866. 138 с.

159. Дероко А. Неки споменицы у TypcKoj и Гречко. у вези са историям ср^ковековне Cp6nje. Зборник за друштвене науки Београд; Матица Српска, 1958, 13-14, с.290-305.

160. Иванов Й. Български старини из Македония. София: Науке и изуство, 1970. - УП, 703 с.

161. Илий J. Црква Богородице у Бистрици Волавац. -Зборник за ликовне уметнооти, Нови Сад, 1970, 6, с.201-217.

162. Ка.маковийЗ. Георгиje МитрофановиЙ. CapajeBo: Библ. Културно нас/ьеКе, 1977. - 406 с.

163. Кашанин М. и др. Жича: Историка. Архитектура. Сликарство Београд: Кк>ижевне новине, 1969. - 224 с.

164. КнежевиЬ Б. Црква светог Петра у Преспи. Зборник за ликовне уметности, Нови Сад, 1966, 2, с.245-262.

165. УЬубинковиВ Р. Хумско епархиско властелинство и црква светог Петра у Би)елом По/ьу. Старинар, 1959, н.с.кк* 9-10 (1958-1959), с.114-123.

166. Ljubinkovic R.-Corovic-Ljubinkovic М. СредНОВвКОВ-ното сликарство во Охрид. Зборник на трудови: изд. на Народен My3ej во Охрид, Охрид, 196I, с.101-148.

167. MhjobhIi П. О хронологи.а грачаничких фресака. Старине Косова и MeTOxnje, Приштина, I968-I97I, кн 4-5, с.179-199.

168. МилковиЙ. Пепек П. Новооткриени архитектурни и сликарски споменицы во Македонка од XI до Х1У век. - Културно наследство, Ciconje, 1974 , 5.2 (1973), с. 17-23.

169. МихалчиЬ Р. Кра. српског царства. Београд: Српска книжевна задруга, 1975. - 325 с.

170. Николовски А. Консерваторски работи на црквата св. Георги во село Курбиново. Културно наследство, Сксщ'е, 1959, 5, с.12-18.

171. Николовски А. и др. Споменицы на културата во CP Макецони.а. CKonje: "Мисла", 1971. - 224 с.

172. Острогорски Г. Серска облает после Душанове смрти. -Београд: Научно дело, 1965. ХП, 171 с.

173. ПавловиЪ Д.Ст. Прилог проучававу сликаних декораци|'а фасада српских сред овековних црква са подруч.а западне Мораве. Рашка баштина, Кралево, 1975, I, с.199-302.

174. ПавловиЙ М. Грачаничка пове/ьа. Глас ник Скопског научног друштва, Скш;е, 1928, 3, с.121-134.

175. ПетковиЪ Б.Р. Преглед црквених споменика кроз повесни-цу српског народа. Београд: Српска акад. наука. Песебна издака, Београд, 1950, кк, 157. 1258 с.

176. Радо) чиЬ Gb. Портрети српских владара у среднем веку.- Скоше: My3ej дуже Срби.е у Скопду. Посебно издана, 1934, кк> I. 105 с.

177. Снегаров И. История на Охридската архиепискодиа. -София: Македонски научи. ин-т, 1924. XI, 615 с.

178. Солов. ев А. О да брани спогленицы српског права. -Београд; Спрска к&нжевна задруга, 1928. 117 с.

179. СуботиЬ Г. Два споменика охридског зидног сликарства.- В кн.: Зборник Св.радо. чиНа. Београд: Филозофски факултет Оделен^е за истори]у уметности, 1969, с.315-333.

180. СуботиБ Г. Време настанка цркве св.Николе Болничког у Охрицу. Зограф, Београд, 1969, 3, с.16-17.

181. Суботик Г. Охридската сликарска школа од ХУ век. -Охрид: Завод за заштита на спомениците на културата и Народен музе. 1980. 237

182. ТатиЬ-БуриЬ М. Иконе Богородице Прекрасне", нено порекло и распростран>еност. В №: Зборник Св.Радо.чийа. -Београд; Филозофски факултет, 0целе«.е за истори]у уметности, 1969, с.335-354.

183. Фер.анчий Б. Византи]а и Оужни Словени. Београд: Српска ккижевна задруга, 1966, - XIX, 203 с.

184. Хариси.адис М. Српски владари и архиепископи средиег века у Царьграду и Нике]и. Зборник Народного Музе]а, Београд, 1975, 8, с.463-480.

185. Чанак-МедиЬ М. Сликани украси на цркви св.Ахили.а у Арилу. Зограф, Београд, 1978, 9, с.5-И.

186. Ъ оровиТг. -Дубинковий М. Естергонски западни портал и Стуценица. Зборний народног музе. а у Београду, Београд, 1975, 8, с.395-407.

187. ЪуриЪ B.J. HajcTapnjH живопис испоснице пустиножи-теа Петра Коришког . Зборник радова Визаятолошки института, Београц, 1958, кн, 5, с. 173-200.

188. Ъypnfi B.J. Сопойани. Београц: Српска ккджевна запруга, 1963. - 148 с.

189. БуриВ B.J. Портрети на пове/гама византи.ских и српских влацара у среднем веку. Зборник филозофског факультета/ Споменица Виктора Новака, Београд, 1963, к 7(1), с.251-269.185.7ЬуриБ B.J. Црква св.Софи.е. Београд: Српска ккйжевна задруга, 1963. - 78 с.

190. Юб.ЪуриБ B.J. Настанак градительског стила моравске школе. Зборник за ликовне уметности,Нови Сад,1965,1,с.33-64.

191. Ъ урий B.J-. Византийке фреске у Лугослави./и. -Београц: Лугослави^а, 1975. 230 с.

192. Stikas E.G., To olxoSo^lxoV jCfoVixb? МоЭЧд

193. O&l oO Лоохтсб Фи}Х1$ое я AhenesjSociete Arciieologique ,1970.- 197 c.

194. Aubert M. La sculpture fran9aise au moyen &ge. -Paris: Flammarion, 1947. 429 p.

195. Babic G. L'image symbolique de la porte fermee a SaiDt Clement d'Ohrid. Synthronon: Art et archeologie de la fin de ^arrtiqxete et du moyen &ge. - Paris: Geuthner, 1968, p.145-151.

196. Babic G. Les chapelles annexes des feglises byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. -Paris: Gallimard, 1969. 271 p.

197. Babic' G. L*iconographie constantinopolitaine del*Acathiste de la Vierge a Cozia (Valahie) Зборник радова Византолошког института, Београд, 1973, к 14-15, с.173-190.

198. Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im By-zantinischen Reich. Miinchen: Beck, 1959. - XVI, 835 p.

199. Belthing H.,Mango C„,Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St.Mary Painmacaristos(Fethiye Cammi)at Istambul.- Washington :Dumbarton Oaks Reserch Library and Collection,1978.-219 p.1. V* / #

200. Boskovic D. Deux eglises de Milutin. Staro Nagorici-no et Gra&anica. In: L*art byzantin chez les Slaves.Recuel 1. Les Balkans. - Paris: Geuthner, 1930, p.195-216.

201. Buschausen H. The Klosterneuburg Altai of Nicholas of Verdun: Art, Theology and Politics. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, London, 1974, 37, p.1-32.

202. Chatzidakis A. Aspects de la peinture murale du XIII-e siecle en Grkce. L'art byzantin du XIII-e siecle /Symposiumde Sopocani, 1965. Beograd: Izdavacku zavod Jugoslavija, 1967, p.19-35.

203. Cirac S. Tres monasteries de Constantinople visitados рог Espanoles en el ano 1403.-Revue des Etudes byzantines/Mfelan-ges Raymond Janin),1961,19,p.374-382.

204. Dekker H. Romanesque art in Italy. London s Rout lege, 1960. - XIX, 304 c.

205. Denms 0. The Mosaics of Norman Sicily. London: Routledge et Paul, 1949. - XX, 478 c.

206. Denrus 0. The Church of San Marco in Venice: History. Architecture. Sculpture. Washingons Dumbarton Oaks Reserch Library and Collection, 1960. - XII, 236 c.

207. Der Nersessian S. Two Images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Papers, 1960, 14, p.162-170.

208. Der Nersessian S. Miniatures ciliciennes. L'Oeil, 1969, N 179. (novembre), p.3-8.

209. Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of Parecclession. The Kariye Djami: Studies in the Art of the Kariye Djami and its Intellectual Background. Ed. P.A.Underwod. - Princeton: Princeton University Press, 1975, vol. 4, p.303-350,

210. Diehl Ch. L'art byzantin dans l'ltalie meridionale.-Paris: Bibliothfeque Internationale de l'art, 1894. 267 c.

211. Duchesne L. L'iconographie byzantine dans un document du XIе siecle- Rome e l'Oriente, 1912, 5, p.280-286.

212. Durliat M. L'art roman en Espagne. Paris: Geuthner, 1962. - 118 c.

213. Ebersolt 3. Constantinople byzantine et les voyageurs du Levant. Paris: Leuroux, 1918. - 280 c.

214. Engberg G. Aaron and His Sons: A Prefiguration of the Virgin. Dumbarton Oaks Papers^ 1967, 21, p.279-283.

215. Fagerlie J.M. A Milliaression of Romanus III and a Nomisma of Michael IV Museum. Notes, H.I., 1964, 11,p.227-236.

216. Falke 0., Frauberger H. Deutsche Schmelzarbeiten des Mittelalters. Frankfurt am Main: Cassirer, 1904, -151c.

217. Gardner J. The StefaschI Altarpiece: A Reconsideration. Journal of Warburg and Courtauld Institutes, London, 1974, 37, p.57-103.

218. Goldschmidt A. Die Elfenbeinsculpturen aus der Roma-nische Zeit XI-XIII Jahrhundert. Berlin: Cassirer, 1923, Bd.3. - 575 mit 111.

219. Grabar A. L'origine des facades peintes des eglises moldaves. In: Melanges Jorga M.K. , Paris: Leuroux, 1933,p.365-382.

220. Grabar A. L*empereur dans I'art byzantin: Recherches sur l'art officiel de l*Empire d*0rient. Paris: Les belles lettres, 1936. - 296 c.

221. Grabar A. Une pyxide en ivoire a Dumbarton Oakss

222. Quelques notes sur I'art profane pendant les derniers sieclestde l*Empire byzantin. Dumbarton Oaks Papers, 1960, 14, p.140-156.

223. Grabar A. L'age d*or de Justinien de la mort de Theodose a l*Islam. Paris : Gallimard, 1966.{6j, 407 c.

224. Grabar A. Un graffite slave sur la facade d*une fegli-se de Bucovine.- Synthronon: L*art et archeologie de la fin l*antiquite et au moyen age. Paris* Geuthner, 1968tp.22-25.

225. Grabar A. Deux portails sculptfes paleochretiensd*Egipte et d*Asie Minarre et les portails romans. Cahiers Archeologiqtres, Paris, 1970, 20, p. 15-28.

226. Grumel V. Le mois de Marie des Byzantins.- Ehos d* Orient, 1932, 31, p.257-261.

227. Hadermann-Misgulch L. Une longue tradition byzantines La decoration exterieure des eglises. Зограф, Београд, 1977, N 7, p.5-Ю.

228. Hamann-Maclean R.H.L. Grundlegung zu einer Geschichte der Mittelalterlichen Mbnumentalmalerei in Serbien und Makedo-nien. Giessens Steiner, 1976. - 483 c.

229. Henry P. Les eglises de la Moldavie du nord des ori-gines a la fin du XVI-e siecles Architecture et peinture. Contribution a 1'btudes de la civilisation moldave. Paris: Levoux, 1930. - X c., 68 Л. ИЛ.

230. Hunger H. Reich der Keuen Mitte: Der christliche Geist der Byzantinischen Kultur. Graz.: Styria, 1965. -472c.

231. Ihm Ch. Die Programme des chistlichen Apsismalerei vom vierten Jahrhundert dis zur Mitle des achten Jahrhundets.-Wiesbadent Steiner, 1960. 234, XXVII c.

232. Janin R. Les eglises byzantlnes des saints militares-Echosd*Orient, 1935, 34, p.62-74.

233. Janin R. Constantinople Byzantines Development urban et repertoire Topog^aphique. Parist Institut francjaise d'etudes byzantlnes, 1950. - XXVII, 482 c.

234. Janin R. La geographle eccl&siastique de l'Empire Bysantin, iere partier Le siege de Constantinople et le Patriar-cat occumenique, vol.3, Les eglises et les monasteres. Paris: Elammarion, 1953. - 514 c.

235. Jenkins R.J.H., Mango C.A. The date and significanceof the tenth Homily of Photius. Dumbaron Oaks Papers, 1956, 9/10, p.167-175.

236. Jerphanion G.de. Une nouvelle province de l*art byzantin: Les eglises rupestres de Cappadoce. Paris: Biblio-theque que archeologique et historique, 1932, 2. - 418 c.

237. Kehxer H. Die heiligen drei KSnige in Literatur und Kunst. Leipzig: Cassirer, 1909, 2. - 214 c.

238. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture./Pelican History of Art.-Harmondsworthi Penguin Books, 1965. XXV, 390 c.

239. Lafontaine-Dosgne J. Iconography of the Cycle of the Infancy of Christ. The Kariye Doami: Studies in the Art of the Kariye Djami and Its Intellectual Background. Ed. P.A.Un-derwood. - Princeton: Princeton University Press, 1975» vol.4, p.195-242.

240. Lafontain-Dosogne J. Iconography of the Cycle of the Life of the Virgin. The Kariye Djami: Studies iD the Art of the Kariye Bjami and Its Intellectual Background. Ed.P.A.Ufcder-wood. - Princetons Princeton University Press, 1975, vol.4,p.161-194.

241. Laourina V., Pouchkariov V. Les icones de Hovgorod XIIе XVIIе siecles. - L.: Edition d'art Aurore, 1980,-347c.

242. Mango C. The Concilar Edicts of 1116. Dumbarton Oaks Papers, 1963, 17, p.320-331.

243. Mango C., Hawkins E.J. Report on Field Work in Istambul and Cyprus, 1962-1963. Dumbarton Oaks Papers, 1964, 18, p.322-327.

244. Mango C. The Art of the Byzantine Empire. 312-1453: Sources and Documents in the History of Art. Englewood Cliffs,

245. N.X.: Prentice Hall, 1972. XVI, 272 c.

246. Mango C. Byzantine Architecture. New Xork: H.N. Abrams, Inc., Publishers. 1976. - 383 с.

247. Marosi E. Esztergom zwischen Ost und West. -Зборник за ликовне уметнооти, Нови Сад, 1979^ 15, с.51-69.

248. Mathews T.F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park, Pa: Penn State University Press, 1971. - 194 c.

249. Miles G.C. Byzantium and Arabs: Crete and Aegean. -Dumbarton Oaks Papers, 1964, IS, p.26-34.

250. Mittet G., Talbot Rice D. Byzantine Painting at Trebizond. London: Allen and Unwin, 1936. - 182 c.

251. Morey C.R. Early Christian Art: An outline с£ the evolution of style and iconography in sculpture and painting from antiquity to the 8-th century. Princeton (New Jersey): Princeton University press, 1942. - 282 c.

252. Morisani 0. Gli affresch di S.Angelo in Formis. -Napoli: Di Mauro, 1962 . 293 c.

253. Mouriki D. Stulistic Trends in Monumental Painting of .Greece at the Beginning of the Eourtheenth Century. Визан-ти ска уметность почетком 14. века ТНаучни скуп у Грачаницн), Београд: Филозофски факултет/Оделекя за историку уместности, 1978» с.3-19.

254. Oakeshott W. Mosaici Rima od treceg do cetrnaestog veka. Begrad: Izdavacki zavod Jugoslavia, 1977. - 371 c.

255. Qstrogorsky G. Altrussland und die byzantinische Statenhierarchie. Seminarium Kondakovianum, Praha, 1936, 8, S. 44-61.

256. Palol De P., Hirmer M. Spanija:, Umetnost ranog sred-njeg veka od vizigotskog doba do kraja romanike. Beograd:1.davacki zavod Jugoslavia, 1965. 177 c.

257. Popa I. A propos de quelques inscriptions des fegli-ses de Notre-Dame a Maligrad et de Ristoz a MbQrjerBuletin Universitetit ShtetSrar te Tiran'es, Seria shkencat shogerare, TiranSs, 1959, 2, p.257-262.e e %

258. Popova 0. Les Miniatures russes du XI au XV sieciles. L.s Aurore art publishers, 1975. - 168 c.

259. Poppe A. Political Background to the Baptism of Rus. Dumbarton Oaks Papers, 1976, 30, p.219-234.

260. Poppe A. The Building of the church of St.Sophia in Kiev. Journal of Mediaeval History, 1981, 6, p.21-36.

261. Radojcic S„ Die Reden des Johannes Damaskenos und die Koimesis-Fresken in den Kirchen des KSnigs Milutii) . -Jahrbuch der Osterrichischen Byzantinistik, Wien, 1973, Bd.22, S. 301-312.

262. Reallexikon zur byzantinischen Kunst. Ed. K.Wessel and M.Restle. Stuttgart: Anton Hlersemann, 1967-1971, Bd.2. -Lfg. 9-16. Hrag. von K.Wessel. Unter Mitwirk.von M.Restle.

263. Stefanesky J.D. L*Evolution de la peinture religieuse en Bucovine et en Moldavie depuis les origines jusqu'an XIX siecle. Paris: Geuthener, 1929. - VII. 199 c.

264. Strzygowsky J. Origin of Christian Church Art: New Facts and Principles of Research. Oxford: Clarendon press, 1923. - XVII, 267 c.

265. Taylor M.D. The Prophetic Scenes in the Tree of Jesse at Orvieto. Art Bulletin, 1972, 54, p.413-416.

266. Ulea S. Originea §i semnificatia ideologica a pictu-rii exterioare moldovene§ti. Studii si cersetori de Istoria Artei, Bucure^ti, 1963, 10, p.57-91.

267. V>incent H., Abel F.M. Bethleem: La Sanctuare de la Nativite. Paris: Gabalda, 1914. - 243 c.

268. Volbach W.F. ElfenbeinarbesLten der Sp&t-antike und des fruhen Mittelalters. 2-te Aufl. - Mainz: Homisch-germanisches Zentralmuseum, 1952. - 114 c.

269. Watson A. The Early Iconography of the Tree of Jesse.- London: Oxford univ. press (Milfard), 1934, XIV, 197 c.

270. Wilpert J. Die romanischen Mosaiken und Malerein der Eirchlischen Bauten vom IV bis XIII Jabrhundert. Freiburg um Breisgau: Herger, 1914, t.4. - 336 c.

271. Zimmerman M.G. Giotto und die Kunst Italiens im Mittelalter. Leipzig: Seemann, 1899. - IV, 417 c.