автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности"
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
На правах рукописи
----
005043366
Чижма Владислав Сергеевич
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Специальность: 09.00.11 - «Социальная философия»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 7 мдй 2012
ОМСК 2012
005043366
Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор философских наук,
доктор исторических наук, профессор,
Марцева Лидия Михайловна
доэтор философских наук, профессор, Бернацкий Владилен Осипович (Омский государственный технический университет)
доктор философских наук, профессор Захарова Людмила Николаевна (Тюменская государственная академия культуры и искусств)
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Защита состоится 30 мая 2012 г. в 16.00 часов на заседани] Диссертационного совета Д 212.179.08 по защите докторских и кандидатски: диссертаций - (специальность 09.00.11. - Социальная философия) при Омског государственном университете им. Ф.М. Достоевского по адресу: 644077 г. Омск ул. Нефтезаводская 11, зал заседаний Ученого совета ОмГУ.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омског государственного университета им. Ф.М. Достоевского по адресу: г. Омск, щ. Мира 55а.
Автореферат разослан «28» мая 2012
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.179.08 кандидат философских наук, доцент
Кребель И. А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие ^временного общества отображается в синтезе материальной и духовной культуры :ак результат социального и культурного взаимодействия людей. Развитие общества эиксируется в языковых системах, образах, символах и знаках, которые ранслируются и распространяются в социокультурном пространстве с помощью средств массовой информации (СМИ), неограниченно расширяя коммуникативно-[нформационную среду индивида.
Массовые медиа исполняют роль посредника между социокультурной дальностью, которую целостно не может охватить индивид, и общественным ознанисм, включающим национальные традиции, приоритетные для общества (уховно-нравственные и в широком смысле культурные ценности. СМИ создают [нформационное пространство, аккумулирующее в разной степени достоверную [нформацию о жизни общества и глобального мира, а также ее комментарии и штерпретации происходящих событий в социальной жизни. Эта информационная гозаика и есть посредник между реальной жизнью индивида и общества, и ее щеальными формами в общественном сознании, этическими и эстетическими фиоритетами социума. Тем самым СМИ выступают как самостоятельная ;оммуникативная подсистема социокультурной реальности, а потребитель шформации одновременно является прямым или косвенным ее производителем.
С учетом нарастающей технико-технологической оснащенности современных ГМИ, информационное пространство превращается сегодня в специфическую »еальность, в которой между реальным событием, его отражением в СМИ и потребителем информации стоит человек, собравший информацию о событии и включивший ее в глобальное информационное пространство. Поэтому информация имеет двойственный характер. Во-первых, в выборе темы и в ее интерпретации она всегда имеет ценностно-мировоззренческий авторский отпечаток, то есть носит характер субъективности индивида или определенной социальной группы. Во-
вторых, информация имеет относительно объективный характер, так как опираете на реальные персонифицированные имена, факты, события и социальные процессь: Это субъектно-объектное свойство информационного смыслообразования, включа ответную реакцию потребителя информации, позволяет говорить о СМИ как < своеобразной и самостоятельной подсистеме социокультурного бытия общества.
СМИ являются, во-первых, одной из подсистем социокультурной реальное™ во-вторых, энергичным фактором развития общества. В-третьих, информация СМИ позволяет выявить различные точки притяжения общественного сознания ; прогнозировать социальные процессы и дальнейшее развитие системы общества : его социальных институтов.
Тиражируемая в массовых медиа информация позволяет обнаружить, как и множества различных мнений, проектов и предложений в обществе (по принципа! сходства и аргументаций) формируются определенные направления, траектори: решения различных социальных проблем. Подобные совместные социальны действия в различных сферах общества и есть самоорганизация социокультурно, реальности, то есть процесс упорядочивания открытой системы общества за сче взаимодействия составляющих ее людей и сообществ для корректировки развита социальных институтов. При этом общественное мнение формируется и изменяете «не только в процессе непосредственного общения людей друг с другом, но : благодаря средствам массовой информации», которые «обладают собственно] динамикой, тесно связанной с основными принципами синергетики»1.
Актуальность темы в том, что изучение СМИ в процессе самоорганизаци] социокультурной реальности осуществляется на примере воспроизводства ] развития современного российского общества, в котором ярко выражена ситуаци разветвления в общественном сознании.
Анализируя сюжеты СМИ, можно сделать вывод, что современное российско общество находится в точке бифуркации (на развилке) - общество разделено В(
1 Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии [Текст] / Г. Хакен. - М.: Институт компьютерны исследований, 2003. - 320 с. - С. 199.
мнениях, оценках, способах аргументации различных точек зрения на определенные сюжеты истории, социальную событийность и современную социокультурную реальность. В СМИ инициируется обсуждение проблем и «раскручивается» общественное сознание на их обсуждение, и последующие социальные действия.
Степень разработанности темы исследования. Исследования, так или иначе касающиеся роли СМИ в социальной реальности и культуре общества, можно разделить по нескольким направлениям.
Роль культурных коммуникаций в социогенезе на ранних этапах технического и исторического развития общества рассматривается в работах философов прошлого - Аристотеля, М. Вебера, Г. Гегеля, А. Ф. Лосева, Б. А. Рыбакова, П. А. Сорокина, Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера, Й. Хейзинги, Ф. Энгельса и современных исследователей Г. А. Инниса, В. Е. Кемерова, В. В. Ученовой, С. Г. Фатыхова, Н. М. Чуринова, В. Л. Янина. Теоретические аспекты социальных и межкультурных коммуникаций в развитии общества анализируются в трудах Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана, Н. Лумана, М. Маклюэна, А. Тойнби. Развитие массовых медиа в современном обществе исследуется в работах Б. С. Гладарева, О. В. Головань, П. Г. Гуревича, Я. Н. Засурского, А. Ю. Зимина, Н. П. Киричека, Г. Г. Почепцова, А. И. Ракитова, В. С. Степина, А. Д. Урсула, И. А. Фаталеевой, Т. А. Шу.
Структура и информационно-коммуникативные функции СМИ рассматриваются в трудах как философов и культурологов Ж. Бодрийара, В. И. Вернадского, С. Г. Кара-Мурзы, Ю. М. Лотмана, М. Маклюэна, О. Ф. Русаковой, П. Т. де Шардена, так и специалистов в области журналистики Я. Н. Засурского, В. П. Коломиеца, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, В. Д. Рузина. Социальные информационные процессы в целом рассматриваются в трудах 3. Бжезинского, Д. Белла, М. Кастельса, И. Ф. Кефели, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ю. А. Шрейдера. Необходимо отметить, что новейшие информационно-коммуникативные технологии виртуализируют социокультурную реальность, в связи с чем привлекались некоторые новейшие работы современных исследователей по онтологии
виртуальной реальности Н. А. Носова, С. И. Орехова, П. А. Степаненко, А. А. Шеремет и др. Виртуальное пространство культуры исследуется в работах К. С. Пигрова.
Манипулятивный аспект функционирования СМИ отражен в теоретических исследованиях П. Бурдье, У. -Яиппмана, Д. Рашкова, М. Фуко, Н. Хомского. Современные исследования манипуляционного acneicra массовых медиа представлены в работах А. Н. Городищевой, Г. Г. Почепцова, А. А. Даниловой, С. Г. Кара-Мурзы, О. Ф. Нескрябиной, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, А. С. Панарина, А. Л. Панищева, М. Б. Щавелевой.
Исследование сложных систем (к числу которых относится общество) рассматривается в работах Л. А. Асланова, А. Н. Городищевой, Е. Н. Князевой, С. В. Костарева, С. П. Курдюмова, А. А. Мазенковой, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, И. Р. Пригожина, В.И. Разумова, Г. Хакена, Т. де Шардена, A.A. Штырбула.
Зависимость СМИ от внешней среды - интенсивности социально-экономических, политических и межкультурных коммуникаций и самой культуры общества в ее динамическом развитии вместе с ее подсистемами в целом -политикой, идеологией, религиозно-нравственными доминантами, художественной культурой, обусловливает разнообразие содержания и образных средств СМИ. Различные культурно-исторические и цивилизационные особенности и типы культуры, определяющие специфику, характер и художественно-образные приемы СМИ, исследуются в теоретических трудах Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева, П. А. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера, В. Шубарта и в работах современных исследователей Л. М. Марцевой, Н. С. Розова, Г. И. Рузавина.
В рамках диахронического подхода и принципов преемственности к содержанию современных СМИ исследуется система СМИ СССР, что позволяет выявить преемственность современного социокультурного пространства России на основе противоборства социальных моделей и идейных концепций, а также диалектики отрицания отрицания. Развитие массовых медиа в контексте общей
б
системы идеологии и социокультурной парадигмы советского общества рассматривается в работах отечественных исследователей В. С. Барулина, В. В. Егорова, И. И. Засурского, С. Г. Кара-Мурзы, Л. М. Марцевой, В. Р. Мединского, А. С. Панарина, Д. В. Поспеловского, 3. В. Сикевич, Е. И. Сильновой, А. В. Фатеева, И. В. Чиндина, а также в трудах эмигрантов и зарубежных исследователей Н. А. Бердяева, М. Вебера, И. А. Ильина, П. А. Сорокина, А. Тойнби, В. Шубарта и их последователей.
Теоретические подходы к исследованию современного дискурса социокультурной реальности и ее отражения в СМИ описываются в работах Ж. Бодрийара, Е. Э. Дробышевой, Н. Н. Зарубиной, А. Ю. Зимина, Т. Д. Карденахлишвили, А. Л. Панищева, Л. А. Птушко, II. А. Сорокина, А. М. Хадыкина.
Средства массовой информации в процессе взаимодействия с внешней средой (в качестве которой выступают межкультурные коммуникации и глобальные тренды развития мировой цивилизации и ее отдельных регионов) исследуются зарубежными исследователями И. Валлерстайном, Г. Хакеном, С. Хантингтоном и отечественными учеными М. Ю. Бакшеевой, В. А. Барановым, О. В. Головань, Л. М. Дмитриевой, И. Г. Елинер, О. А. Жуковой, А. С. Запесоцким, А. А. Ивиным, С. Н. Иконниковой, С. Е. Кургиняном, В. Р. Мединским, В. М. Межуевым, С. Г. Пилецким, Н. Н. Плужниковой, В. С. Стениным.
Из обзора научной литературы по теме диссертации можно сделать вывод, что проблема взаимодействия СМИ и социокультурной реальности непосредственно или опосредованно изучается и затрагивается специалистами различных научных дисциплин и рассматривается с различных сторон. При этом социально-философских работ по осмыслению фактора СМИ в самоорганизации социокультурной реальности почти нет. Поэтому тема воздействия СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности представляется актуальной и нуждается в самостоятельных исследованиях.
Объект исследования: СМИ в системе социокультурной реальности. Предмет исследования: воздействие СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности.
Цель исследования - провести социально-философский анализ особенностей влияния СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. показать генезис средств массовой информации как подсистемы социокультурного пространства;
2. раскрыть структуру и информационно-коммуникативные функции СМИ в социокультурной реальности;
3. проанализировать социально-смысловые особенности СМИ в советском обществе.
4. на основе аксиоматического метода провести анализ репрезентации позитивных и негативных очевидностей в дискурсе современного российского общества и их презентации в дискурсе СМИ;
5. Исследовать воздействие СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности как открытой системы.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы научного познания на основе принципов диалектики всеобщего и особенного в развитии явлений, а также всеобщей связи явлений. Изучение поставленных проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного, ценностного, информационного. Использованы также общенаучные методы: анализа и синтеза, формы и содержания, индукции и дедукции, исторического и логического, сравнительно-исторический метод. Кроме того, в основу исследования легли положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Выявлено, что генезис СМИ восходит к информационно-коммуникативным традициям древности, когда люди в материальных, вещных формах, знаках и символах стали запечатлевать информацию о своих верованиях, событиях и жизнедеятельности. Начиная от известной современному миру архаики, все обнаруженные к настоящему времени археологические находки представляют собой зафиксированную в материально-конструктивных формах информацию о жизнедеятельности людей в широких географических границах. Смыслы сохранившихся артефактов не всегда понятны, технологии их создания до конца не изучены, но именно они и есть информация о культурно-исторических процессах развития мировой цивилизации. В широком смысле все мировое культурное наследие - это информация о социогенезе. Следовательно, и культурогенез и социогенез - это информация о формировании социокультурной реальности и ее исторической динамике, а также информация о динамике самих информационных технологий, называемых в настоящее время СМИ.
2. Обосновывается, что СМИ необходимо рассматривать как самостоятельную подсистему социокультурной реальности в ряду других ее развивающихся подсистем. Показано, что социальные функции и структура СМИ диалектически развивается в двух направлениях: I) в материально-конструктивных формах, которые выражены в динамике информационных технологий: 2) в содержательно-смысловых формах, передающих этапы развитая человека (индивида) и общества. Показано, что информационное пространство, создаваемое средствами массовой информации, делится на два содержательных пласта: ноосферу, которая создается интеллектуальной и духовной деятельностью человека и является носителем прошедших исторический отбор знаний и информации. Ноосфера содержит как идеальные формы представления об отношениях «мир-человек», так и гипотезы и теории, основанные на научных знаниях о законах развития природы и общества, накопленных за тысячелетия. И виртуальное пространство (реальность) - в котором
присутствуют эмоционально-психологические реакции, потребности, интерпретации явлений и сюжетов иг повседневной жизнедеятельности людей. Виртуальное пространство - носитель индивидуализированного восприятия отношений «мир-человек».
3. Обосновано, что советские СМИ были единой материально-конструктивной, технико-технологической, содержательной и смыслообразовательной системой. Через СМИ осуществлялась пропаганда актуального для советского общества набора идеологем, политических установок и ценностей. При этом СМИ имели определенные идеологические цели и установки подачи информации - их содержание было направлено не только на выборочное отражение социокультурной реальности, но и на создание средствами культуры идеального образа нового человека и новых социальных отношений. В задачи СМИ входило формирование позитивных эмоционально-психологических реакций, утверждения советских поведенческих стандартов и нравственных идеалов в обществе. Высокие идеалы и идеальные образы входили в противоречие со скромными и ограниченными возможностями как жизни социума, так и техническими ресурсами СМИ. Это противоречие до конца 70-х годов XX в. не снимало идейного накала СМИ. Это же противоречие оказалось существенным на рубеже 70-80 гг. XX в., когда новые собственные и проникающие извне информационные потоки и технологии вступали в противоречие со старыми смыслами, образовывая уже иную социокультурную реальность, в которой презентовались западные стандарты жизни, принципы свободы и комфорта индивидуального бытия. В терминологии П.А.Сорокина -начался переход эпохи идеалистического типа культуры к новому чувственному типу культуры.
4. Введены новые понятия: позитивные и негативные очевидности. Смысл понятий в том, что они выражают социокультурную реальность как контекст существования индивида и социума. Речь идет о фактах, событиях и персонифицированных индивидах (героях «нашего времени») в дискурсе
Ю
социальной реальности. Дискомфорт, правовая незащищенность, хаотичность социума в связи с «вилкой» различий в доходах, являются очевидностями, отраженными статистикой, социсследованиями и признанные актуальными характеристиками российской социальной реальности, а также многих других стран. Позитивные и негативные очевидности позволяют систематизировать в содержании СМИ многообразие социокультурных процессов и выявить ценностные и культурные приоритеты общества. Коррелятивный анализ позитивных и негативных очевидностей устанавливает соотносимое™ (корреляты) очевидностей, различных смыслообразований социокультурных реалий и их отражений в СМИ. 5. Показано, что конкуренция идеологий в виртуальном пространстве отражает существующий запрос общества на объективность СМИ. Потребительский спрос корректирует содержание массовых медиа, рейтинги СМИ выявляют массовую потребность в информации о тех или иных событиях, расшифровки сюжетов и символов, а также смыслового качества художественных произведений, статей, книг и фильмов, которые выражали бы доминирующие и востребованные в обществе ценности. Потребительские запросы к СМИ выражают динамику общественного сознания и тенденции самоорганизации социокультурного пространства, которую можно охарактеризовать как поиски позитивных смыслов и идеалов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Установлено, что СМИ функционируют по принципу диалектической взаимосвязи идеального, смыслового содержания информации и материально-конструктивных форм ее презентации, трансляции и хранения. Взаимосвязанные процессы усложнения как собственно социокультурного содержания, так и средств фиксации и передачи информации - материально-конструктивных форм информационного пространства есть репрезентация социальной жизнедеятельности, развития и организации людей в ретроспективе и перспективе.
2. Показано, что влияние СМИ на социокультурную реальность существенно возрастает в результате роста технико-технологического оснащения СМИ.
Соответственно, рост интенсивны?: межкультурных коммуникаций увеличивает потенциал воздействия на индивида, и общество. Новая (внешняя по отношению к системе культуры конкретного общества) информация транслируется СМИ в массы, превращаясь в составную часть социокультурной реальности. Под воздействием этой внешней информации (художественно-образные средства, включая рекламный дискурс, потребительские стандарты, теории, идеологические концепты, новые поведенческие стереотипы) деформируются существующие ценностные и смысловые значения социального бытия, увеличивается количество флуктуаций во всей системе общества.
3. На основе синтеза формационного и цивилизационного подходов генезис СМИ советского общества показан в виде динамики содержания и форм массовых медиа в зависимости от социокультурной динамики глобальных культурно-исторических типов обществ: идеационального, идеалистического и чувственного (в терминологии П.А.Сорокина). Обосновано, что советское общество отражено и сохранено СМИ для истории мировой культуры и является образцом идеалистического культурно-исторического типа общества, основанием которого являются идеи и идеалы социальных преобразований, нацеленных на совершенствование человека и общественных отношений на принципах социальной справедливости. Установлено, что современный дискурс социокультурной реальности в СМИ, насыщенный уже ценностями общества «потребления», необходимо рассматривать в контексте преемственности отечественной истории и культуры, включая советский негативный и позитивный опыт социального развития.
4. Применение аксиоматического метода показало, что реальные события в обществе и культуре, детерменированные условиями жизни людей и социальными процессами в целом выступают аксиомой, не требующим доказательств социальным опытом индивидов, социально-профессиональных страт, и, следовательно, критерием достоверности реальной жизни на эмпирическом
уровне. Возвращение к .эмпиризму в виде очевидноетей негативного и позитивного характера является объективной необходимостью для анализа качественного состояния социокультурной реальности и прогностики ее развития. Очевидностью являются, в том числе, противоречия между социокультурными реалиями и презентацией СМИ этих реалий в средствах, образах и комментариях «карнавальной культуры» (М. М. Бахтин), доминирующей в информационном пространстве. Это позволило ввести в оборот исследования понятия позитивные и негативные очевидности, провести коррелятивный анализ репрезентативности и соотносимое™ социокультурной реальности с информационным пространством и обосновать корреляционный потенциал СМИ как продуктивный фактор в самоорганизации социокультурного пространства. Различение очевидноетей в СМИ возможно по критериям сравнения (личный и обозримый социальный опыт, историческое сознание, нравственные доминанты, понимание справедливости и т.д.), сопоставления и соотношения презентуемых СМИ картинок и художественно-эбразного ряда, комментариев и оценок событий.
5. Показано, что современные СМИ вышли за пределы только информационных л интерпретационных функций идеологического и политического характера, доказано, что информация в СМИ позволяет выявить различные аттракторы общественного сознания и прогнозировать дальнейшее развитие социальной реальности и социальных процессов. Обосновано, что современное российское общество находится в точке бифуркации (на развилке) - общество разделено во мнениях, оценках, способах аргументации различных точек зрения на определенные ;южеты истории и современной социокультурной реальности. При этом СМИ инициируют обсуждение проблем и подталкивают общественное сознание на их обсуждение и последующие социальные действия.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований фактора СМИ в развитии социокультурной реальности.
Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах пс философским, политологическим, социологическим и культурологическим дисциплинам, а также при чтении лекций по специальностям связь с общественностью, журналистика и др.
Апробация работы. Содержание и основные результаты исследования был( изложены диссертантом в выступлениях на международных и всероссийски* научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Молодежь V ценности российского общества» (Омск, 2005); II международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании экономике и управлении» (Воронеж, 2005); Всероссийской научно-практическо{ конференции «Человек: философскгл рефлексия» (Барнаул, 2006); I Всероссийско! научной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы \ перспективы» (Омск, 2006); на научной конференции «Проблема текста I гуманитарных исследованиях» (Москва, 2006); на научной конференцш «Инновации для транспорта» (Омск, 2010). Несколько научных стате! опубликовано в 2007-2009 гг.
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались н; семинаре аспирантов кафедры «Связи с общественностью» ОмГУПС (Омск, 2010) на семинаре аспирантов кафедры философии ОмГУ (Омск, 2012).
Объем диссертации и ее структура. Диссертационное исследование состой' из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списк; из 217 наименований. Общий объем работы — 168 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется тепень ее научной разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет гсследования, раскрывается практическая значимость, формулируется научная ювизна и основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Генезис средств массовой информации в системе оциогенеза и культурогенеза» рассматриваются СМИ как самостоятельная юдсистема социокультурной реальности в ряду других ее развивающихся :одсистем.
В первом параграфе «Социогенез средств массовой информации»
оказывается, что генезис СМИ совпадает с социогенезом в целом. Начиная с лубокой архаики, все зафиксированные в материально-конструктивных формах ведения и смысловые характеристики жизнедеятельности людей в широких гографических границах и есть информация о культурно-исторических и оциальных процессах развития мировой цивилизации.
На смыслообразование и мифотворчество СМИ в отношении бывших этапов ультурно-исторического развития влияют люди уже новых поколений на основе, о-первых, новых научных данных; во-вторых, новых коммуникационных гхнологий (обмена знаниями); в-третьих, новых интерпретаций изменившихся ^политических стратегий.
В диссертации обосновывается, что СМИ как подсистема социокультурной гальности развивается в двух направлениях - в материально-конструктивных ормах, которые выражены в динамике информационных технологий культуры и в )держательно-смысловых формах, передающих этапы развития человека идивида) и общества, локальных цивилизаций и общемировых процессов, ('льтурно-исторического развития человечества в целом.
Развитие материально-конструктивных форм есть актуализация технического зтенциала СМИ, и представляет собой линейную последовательность
усовершенствований технико-технологических способов хранения и передачи информации в пространстве и времени. Развитие технических форм СМИ (в первую очередь качественного и количественного изменения информационных коммуникаций), диалектически неразрывно с изменением их содержания, выражающим ценностные приоритеты и мировоззрения различных эпох.
Во втором параграфе - «Структура и информационно-коммуникативные функции средств массовой информации» - исследуются структурно-функциональные особенности деятельности СМИ.
Информационное пространство, создаваемое средствами массовой информации, делится на два содержательных пласта: ноосферу, которая создаете* интеллектуальной и духовной деятельностью человека и является носителей прошедшей исторический отбор информации. Ноосфера содержит как идеальные формы представления об отношениях «мир-человек», так и гипотезы и теории основанные на научных знаниях о законах развития природы и общества накопленных за тысячелетия. И виртуальное пространство (реальность) - в которо*. присутствуют эмоционально-психолопгческие реакции, потребности, явления V сюжеты из повседневной жизнедеятельности людей. Виртуальное пространство • носитель индивидуализированного восприятия отношений «мир-человек». Онс нагружено личностными потребностями, персонифицированными реакциями индивидуальными и групповыми финансовыми интересами, ценностным! приоритетами, мировоззренческими предпочтениями, культурно-генетическим! архетипами.
В параграфе показано, что в современной структуре СМИ уже обнаруживаются тенденции ее дальнейшей эволюции. Структура изменяется через дополнение узю имеющихся форм новыми, связанными с внедрением динамично развивающихся информационных технологий, которые работают еще быстрее, предоставляют ещ больше возможностей для массовой и индивидуальной коммуникации.
Во второй главе — «Социокультурные трансформации как источник и коррелятор содержания средств массовой информации» - исследуется юдержание СМИ, которое меняется «вслед» за социально-экономическими и сультурно-историческими событиями, отражает существующие социокультурные )еалии. При этом оно опирается на социокультурный исторический опыт, идеалы и [енности предыдущих поколений.
В первом параграфе - «Особенности средств массовой информации в оветском обществе» - содержание СМИ рассматривается диахронически, через [сторическое развитие как выражение и отражение социокультурных реалий. Современная интерпретация исторических событий, образов и символов |бусловливает развитие, влечет за собой события будущего. Обосновывается :еобходимость анализа современного медиа-дискурса социокультурной реальности контексте недалекого прошлого нашей страны - советского периода.
Советские СМИ были единой целостной технологической и содержательной истемой, с помощью которых в обществе формировались ценности ученых, пециалистов, любознательных и образованных людей. Осуществлялась пропаганда ысоких целей жизни (таких как полет человека в космос), ценность труда, атриотизм, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни. Государственная онополия на массовое распространение информации позволила вытеснить из СМИ вление «журнализма», желтую прессу, порнографию и «чернуху».
СМИ СССР имели определенные идеологические цели подачи информации. Их удержание было направлено не столько на объективное отражение реальности, солько на создание идеального образа нового человека, формирование позитивных .юционально-психологических реакций и идеалов в обществе.
Подача информации в общественном сознании формировала противоречия гжду «картиной» (образом мира) в СМИ и тем, что люди видели и с чем алкивались в реальной жизни. Нарастающее противоречие обострялось тем, что 1сеовые медиа СССР скрывали негативные явления. В терминологии П. А.
Сорокина начался переход эпохи идеалистического культурно-исторического тип общества к чувственному типу. В современной социокультурной реальності чувственный культурно-исторический тип общества предстает как общество.
Во втором параграфе «Аксиологический анализ негативных и позитивны: очевидностей в дискурсах современного российского общества и средсті массовой информации» проводится анализ проявлений позитивных и негативны: очевидностей в социокультурной реальности современного Российского общества і их презентации в дискурсе СМИ.
Попытка систематизировать реально существующее и представляемое в СМИ учетом интерпретаций многообразие социокультурных процессов в современно России привела к необходимости ввести понятия негативные очевидности позитивные очевидности социокультурной реальности.
Аккумуляция необъятных информационных потоков в двух различаемых п принципу эмоционально-психологического восприятия информаци производителем и потребителем позволяет рассмотреть, как сосуществуют взаимодействуют негативные и позитивные очевидности в социальной практике и информационном дискурсе СМИ.
В позитивных и негативных очевидностях выражается реальное! существования индивида и социума, которая проявляется в фактах, событиях персонифицированных индивидах (героях «нашего времени»). Очевидности - эт то, что эмпирически приходится видеть глазами (очами). Очевидност представляют собой дискурс реальных событий, происходящих в реальной жизн реальных людей и реально существующем обществе. Иначе говоря, очевидности это те жизненные сюжеты, коллизии, условия и обстоятельства, с которыми люд сталкиваются в процессе своей ежедневной жизнедеятельности лично или в ареал своих постоянных коммуникаций.
Различение позитивных и негативных очевидностей в СМИ возможно п критериям сравнения, сопоставления и соотношения презентуемых СМИ картинок
удожественно-образного ряда, комментариев и оценок событий, смысловых кцентов и интерпретаций с тем, что люди видят, а точнее - переживают в реальной сизни. Отсюда можно вывести аксеологические, в первую очередь морально-тические критерии позитивных и негативных очевидностей, которые соотносимы с ичным или обозримым для индивида социальным опытом; с ожиданиями и адеждами на изменения к лучшему; с историческим сознанием; с национальными ультурными традициями; с ментальностью; с ценностными приоритетами; с равственными принципами (совестью); с эстетическими вкусами; с пониманием лраведливости; с перспективами и прогностикой будущего для страны и эответственно для своих детей.
В содержании СМИ отмечаются сюжеты и явления, негатив или позитив эторых очевиден и подтверждается личным для индивида социальным опытом, олее того, при условии совпадения социокультурной реальности и нформационных сообщений, т. е. честной, хоть частично совпадающей с щиальным опытом получателя информации о происходящем негативные 1евидности приобретают характер достоверности и уже в превращенной форме Уступают в виде позитивных очевидностей.
В третьем параграфе - «Фактор средств массовой информации в (моорганизации социокультурной реальности как открытой системы» -шамика культуры раскрывается через взаимодействие с внешней для нее средой, ия национальной культуры внешней средой является не только природная среда >итания, но и укорененность в национальных культурах и столкновение шилизаций: традиций, ментальности, выработанных культурой стандартов жизни »ведения.
Чтобы представить подсистему СМИ в ее взаимодействии с внешней средой -циокультурной реальностью в целом, ее отдельными подсистемами и множеством щвижных и взаимодействующих частиц (социальных институтов, сообществ, дельных людей), используется метод синергетики, который создан для
исследования сложных эволюционирующих и необратимых систем, к которые относится социокультурная реальность.
В содержании СМИ отражаются двусторонние процессы взаимодействш информации и общества. С одной стороны, информационные сюжеты V целенаправленные потоки отражают во многом желаемую и игровую моделируемую и конструированную виртуальную реальность, широко использу) образы и средства культуры.
С другой стороны, содержание массовых медиа является индикатором развита) всей системы культуры. Оно отражает столкновение негативных и позитивны) очевидностей социокультурных реалий интерпретаций исторических і геополитических событий, конкуренция личных (политических, финансовых идеологических и мировоззренческих и т. д.) и общественных интересов с учето.\ фактической раздробленности и неоднородности общества по тем же критерия" (политическим, экономическим, идеологическим, мировоззренческим).
При этом в содержании СМИ, через негативные и позитивные очевидності выражается разветвление системы социокультурной реальности к направлению і различным культурно-историческим типам общества: чувственному і идеалистическому. Подобное состояние системы социокультурной реальності можно охарактеризовать как неупорядоченное и в соответствии с синергетическоі методологией сделать прогноз о предстоящем упорядочении системы. То есть одні из состояний социокультурной реальности, чувственный или идеалистически! кулыурно-исторический тип общества должно стать доминантным типом, і соответствии с которым будет выстраиваться функционирование социальны; институтов общества, сообществ и отдельных людей.
Анализ содержания СМИ показывает, что со стороны значительной часті российского общества подан запрос - вернуться, хотя бы частично и в другоі форме, к моральным установках прошлого. Под воздействием этого запроса и по, влиянием внешней среды (мировой финансовый кризис, кризис капитализма
ранжевые революции, вступление в ВТО и прочее) общество самоорганизуется, риспосабливается, изменяется. Происходит фильтрация внешних по отношению к истеме знаков и отбор необходимых знаков внутри семантического поля культуры, [астоящие и будущие изменения отражаются в значениях частиц культуры -;аках, образах, в интерпретации исторических событий и геополитических реалий.
Синергетический процесс изменения социокультурного содержания в СМИ с дной стороны, направлен «снизу», как запрос со стороны простого зрителя и эажданина, как упорядочение и отторжение ценностей, мировоззрения и енталитета или принятие этих ценностей в качестве базовых. С другой стороны, амоорганизация проявляется в виде процесса изменения социокультурного ространства в СМИ «сверху», со стороны институтов власти, предпринимателей и ругих представителей элиты, которые по-своему отвечают на этот запрос.
В заключении обобщены и сформулированы основные выводы иссертационного исследования.
Публикации по теме диссертации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ:
1. Чижма B.C. Социально-философский аспект проблемы комментария в асс-медиа / B.C. Чижма // Омский научный вестник. - 2006. - № 5. - С. 33-35.
2. Чижма B.C. СМИ как подсистема культуры [Текст] / B.C. Чижма // Омский аучный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2010. - № 3. — С. 54-257.
Публикации в других рецензируемых изданиях:
3. Чижма B.C. Проблема политического понимания информационного ространства [Текст] / B.C. Чижма // Интеллектуальные технологии в образовании, кономике и управлении : материалы II Международной конференции. - Воронеж, 005.-535 с. -С. 45-46.
4. Чижма B.C. Проблема истины: повседневная жизнь и СМИ [Текст] / B.C. ижма // Человек : философская рефлексия: материалы Всероссийской (с
международным участием) научно-практической конференции. - Барнаул, 2006. - ( 96-97.
5. Чижма B.C. Власть и СМИ [Текст] / B.C. Чижма // Философия и социальнг динамика XXI века: проблемы и перспективы : Материалы Первой Всероссийско научной конференции. - Омск, 2006. — С. 187-191.
6. Чижма B.C. Социально-философский аспект проблемы комментария текстах СМИ [Текст] / B.C. Чижма II Проблема текста в гуманитарны исследованиях : Материалы научной конференции МГУ. - М-, 2006. - С. 272 - 274.
7. Чижма B.C. Интеллектуальная элита в информационном обществе [Текст] B.C. Чижма // Альфа : Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 3. - Омск, 2007. - С.68-69.
8. Чижма B.C. Отражение института науки в современных СМИ [Текст] / В.( Чижма// Альфа : Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 8. - Омск, 2009. - С.10-13.
9. Чижма B.C. Фактор СМИ (масс-медиа) в самоорганизации культуры [Текст / B.C. Чижма // Национальные приоритеты России. №1. 2010. - С. 45-49.
10. Чижма B.C. Инновационный потенциал СМИ в трансляции культурне исторических ценностей в образовательный процесс [Текст] / B.C. Чижма Инновации для транспорта : сб. научных статей с международным участием в тре частях. Часть 3. - Омск, ОмГУПС, 2010. - С. 255-261.
11. Чижма B.C. Циклы самоорганизации культуры на примере современны российских СМИ [Текст] / B.C. Чижма // Теория и практика социальног государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал социальные технологии : Материалы II всероссийской научно-практическо конференции. - Омск, Омский гос. ун-т путей сообщения, 2012. - С 331-335.
Учебно-методические пособии, в которые вошли вопросі диссертационного исследования:
12. Чижма B.C. Мировые информационные ресурсы. Конспект лекций [Текст / А.Б. Кильдибеков, B.C. Чижма. - Омск, Омский гос. ун-т путей сообщения, 2011. 34 с.
Типография ОмГУПСа, 2012. Тираж 100 э:;з. Заказ 291.
644046, г. Омск, пр. Маркса, 35.
Текст диссертации на тему "Средства массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности"
61 12-9/365
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
На правах рукописи
ЧИЖМА ВЛАДИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В САМООРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, доктор исторических наук, профессор Л.М. Марцева
ОМСК 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Генезис средств массовой информации в системе социогенеза и культурогенеза.......................................................................................................16
§ 1. Социогенез средств массовой информации.................................................16
§ 2. Структура и информационно-коммуникативные функции средств массовой информации...........................................................................................44
Глава 2. Социокультурные трансформации как источник и коррелятор содержания средств массовой информации.......................................................69
§ 1. Особенности средств массовой информации в советском обществе........69
§ 2. Аксиологический анализ негативных и позитивных очевидностей в дискурсах современного российского общества и средств массовой информации............................................................................................................94
§ 3. Фактор средств массовой информации в самоорганизации социокультурной реальности как открытой системы..................................... 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................144
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................................150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие современного общества отображается в синтезе материальной и духовной культуры как результат социального и культурного взаимодействия людей. Развитие общества фиксируется в языковых системах, образах, символах и знаках, которые транслируются и распространяются в социокультурном пространстве с помощью средств массовой информации (СМИ), неограниченно расширяя коммуникативно-информационную среду индивида.
Массовые медиа исполняют роль посредника между социокультурной реальностью, которую целостно не может охватить индивид, и общественным сознанием, включающим национальные традиции, специфику менталитета, приоритетные для общества духовно-нравственные и в широком смысле культурные ценности. СМИ создают информационное пространство, аккумулирующее в разной степени достоверную информацию о жизни общества и глобального мира, а также ее комментарии и интерпретации происходящих событий в социальной жизни. Эта информационная мозаика и есть посредник между реальной жизнью индивида и общества и ее идеальными формами в общественном сознании, этическими и эстетическими приоритетами социума. Тем самым СМИ выступают как самостоятельная коммуникативная подсистема социокультурной реальности, а потребитель информации одновременно является прямым или косвенным ее производителем.
С учетом нарастающей технико-технологической оснащенности современных СМИ, информационное пространство превращается сегодня в специфическую реальность, в которой между реальным событием, его отражением в СМИ и потребителем информации стоит человек, собравший информацию о событии и включивший ее в глобальное информационное пространство. Поэтому информация имеет двойственный характер. Во-первых, в выборе темы и в ее интерпретации она всегда имеет ценностно-мировоззренческий авторский отпечаток, то есть носит характер субъективности индивида или определенной социальной группы. Во-вторых, информа-
3
ция имеет относительно объективный характер, так как опирается на реальные персонифицированные имена, факты, события и социальные процессы. Это субъектно-объектное свойство информационного смыслообразования, включая ответную реакцию потребителя информации, позволяет говорить о СМИ как о своеобразной и самостоятельной подсистеме социокультурного бытия общества.
При этом технико-технологические возможности СМИ объективно обусловливают свободу субъекта СМИ - производителя и транслятора информации, которым является автор, авторский коллектив и владелец медиа. В то же время технико-технологический потенциал СМИ продуцирует огромное количество информации и тем самым также предоставляет свободу выбора объекту СМИ - потребителю информации.
Свобода потребителя реализуется в выборе ТВ-передач, печатных СМИ, альтернативных носителей информации. Кроме того, личная свобода потребителя осуществляется в его потенциальных возможностях прямой причастности к СМИ в виде включения в их орбиту собственных комментариев и обсуждения социальных, экономических, международных и внутриполитических проблем в социальных сетях или иных СМИ.
Пространство свободы, где взаимодействуют потребление и производство информации, образует самостоятельную подсистему социокультурной реальности - живого творчества, где индивидуальный, групповой, а шире - социальный креатив получает максимальные условия самовыражения. В этом пространстве свободы СМИ предельно ярко отражаются особенности культуры (и контркультуры) всего общества, в том числе его социальных и профессионально-квалификационных слоев, демографических, национальных, культурно-исторических специфик, идеологических установок, нравов, традиций, религиозно-этических приоритетов и полемичности и т. д.
Из всего этого и многого другого СМИ создают «образ общества», который для части общества оказывается привлекательной, у другой части вызывает отторжение. СМИ, показывая обществу его образ, оказывается беспо-
4
щадным «зеркалом», которое задевает эмоционально-психологическую сферу индивидов и порождает активное стремление к социальному взаимодействию в виде социального сопротивления или социального партнерства.
Информация распространяется и передается потребителю, используя средства культуры на «любой вкус». На этом строится манипуляция общественным сознанием и организационные технологии «цветных революций», которые учитывают именно культурно-исторические особенности обществ.
Производитель и транслятор информации учитывает приоритеты интересов, эстетических вкусов, этических установок более или менее больших групп людей-потребителей информации. В социуме происходит дифференциация по интересам, предпочтениям, ценностным ориентациям, количество (массовость) которых переходит в неявное (путем снижения или повышения рейтингов, востребованности или отказа от определенных СМИ) требование к смысловому и содержательному качеству СМИ, на которое вынужден реагировать производитель информации. Таким образом, используя средства культуры в «работе» с массами, СМИ наталкиваются на культуру этих масс, продуцируя социальную реакцию общества и его отдельных страт и социальных сообществ.
СМИ являются, во-первых, одной из подсистем социокультурной реальности, во-вторых, энергичным фактором развития общества. В-третьих, информация в СМИ позволяет выявить различные точки притяжения общественного сознания и прогнозировать социальные процессы и дальнейшее развитие системы общества и его социальных институтов.
Тиражируемая в массовых медиа информация позволяет обнаружить, как из множества различных мнений, проектов и предложений в обществе (по принципам сходства и аргументаций) формируются определенные направления, траектории решения различных социальных проблем. Подобные совместные социальные действия в различных сферах общества и есть самоорганизация социокультурной реальности, то есть процесс упорядочивания открытой системы общества за счет взаимодействия составляющих ее людей
5
и сообществ для корректировки развития социальных институтов. При этом общественное мнение, коллективная воля общества, формируется и изменяется «не только в процессе непосредственного общения людей друг с другом, но и благодаря средствам массовой информации», которые «обладают собственной динамикой, тесно связанной с основными принципами синергетики»1.
Актуальность темы в том, что изучение СМИ в процессе самоорганизации социокультурной реальности осуществляется на примере воспроизводства и развития современного российского общества, в котором ярко выражена ситуация разветвления в общественном сознании.
Анализируя сюжеты СМИ, можно сделать вывод, что современное российское общество находится в точке бифуркации (на развилке) - общество разделено во мнениях, оценках, способах аргументации различных точек зрения на определенные сюжеты истории, социальную событийность и современную социокультурную реальность. В СМИ инициируется обсуждение проблем и «раскручивается» общественное сознание на их обсуждение, и последующие социальные действия.
Степень разработанности темы исследования. Исследования, так или иначе касающиеся роли СМИ в социальной реальности и культуре общества, можно разделить по нескольким направлениям.
Роль культурных коммуникаций в социогенезе на ранних этапах технического и исторического развития общества рассматривается в работах философов прошлого - Аристотеля, М. Вебера, Г. Гегеля, А. Ф. Лосева, Б. А. Рыбакова, П. А. Сорокина, Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера, Й. Хейзин-ги, Ф. Энгельса и современных исследователей Г. А. Инниса, В. Е. Кемерова, В. В. Ученовой, С. Г. Фатыхова, Н. М. Чуринова, В. Л. Янина. Теоретические аспекты социальных и межкультурных коммуникаций в развитии общества анализируются в трудах И. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана, И. Лумана, М. Мак-люэна, А. Тойнби. Развитие массовых медиа в современном обществе иссле-
1 Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии [Текст] / Г. Хакен. -ютерных исследований, 2003. — 320 с. — С. 199.
М.: Институт компь-
дуется в работах Б. С. Гладарева, О. В. Головань, П. Г. Гуревича, Я. Н. Засур-ского, А. Ю. Зимина, Н. П. Киричека, Г. Г. Почепцова, А. И. Ракитова, В. С. Степина, А. Д. Урсула, И. А. Фалалеевой, Т. А. Шу.
Структура и информационно-коммуникативные функции СМИ рассматриваются в трудах как философов и культурологов Ж. Бодрийара, В. И. Вернадского, С. Г. Кара-Мурзы, Ю. М. Лотмана, М. Маклюэна, О. Ф. Русаковой, П. Т. де Шардена, так и специалистов в области журналистики Я. Н. Засур-ского, В. П. Коломиеца, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, В. Д. Рузина. Социальные информационные процессы в целом рассматриваются в трудах 3. Бжезинско-го, Д. Белла, М. Кастельса, И. Ф. Кефели, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ю. А. Шрейдера. Необходимо отметить, что новейшие информационно-коммуникативные технологии виртуализируют социокультурную реальность, в связи с чем привлекались некоторые новейшие работы современных исследователей по онтологии виртуальной реальности Н. А. Носова, С. И. Орехова, П. А. Степаненко, А. А. Шеремет и др. Виртуальное пространство культуры исследуется в работах К. С. Пигрова.
Манипулятивный аспект функционирования СМИ отражен в теоретических исследованиях П. Бурдье, У. Липпмана, Д. Рашкова, М. Фуко, Н. Хом-ского. Современные исследования манипуляционного аспекта массовых медиа представлены в работах А. Н. Городищевой, Г. Г. Почепцова, А. А. Даниловой, С. Г. Кара-Мурзы, О. Ф. Нескрябиной, Е. Г. Ним, Е. Д. Павловой, А. С. Панарина, А. Л. Панищева, М. Б. Щавелевой.
Исследование сложных систем (к числу которых относится общество) рассматривается в работах Л. А. Асланова, А. Н. Городищевой, Е. Н. Князевой, С. В. Костарева, С. П. Курдюмова, А. А. Мазенковой, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, И. Р. Пригожина, В.И. Разумова, Г. Хакена, Т. де Шардена, A.A. Штырбула.
Зависимость СМИ от внешней среды - интенсивности социально-экономических, политических и межкультурных коммуникаций и самой культуры общества в ее динамическом развитии вместе с ее подсистемами в
7
целом - политикой, идеологией, религиозно-нравственными доминантами, художественной культурой, обусловливает разнообразие содержания и образных средств СМИ. Различные культурно-исторические и цивилизацион-ные особенности и типы культуры исследуются в теоретических трудах И. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева, П. А. Сорокина, А. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера, В. Шубарта и в работах современных исследователей Л. М. Марцевой, Н. С. Розова, Г. И. Рузавина.
В рамках диахронического подхода к содержанию современных СМИ исследуется система СМИ СССР, что позволяет выявить преемственность современного социокультурного пространства России на основе диалектики отрицания отрицания. Развитие массовых медиа в контексте общей системы идеологии и социокультурной парадигмы советского общества рассматривается в работах отечественных исследователей В. С. Барулина, В. В. Егорова, И. И. Засурского, С. Г. Кара-Мурзы, Л. М. Марцевой, В. Р. Мединского, А. С. Панарина, Д. В. Поспеловского, 3. В. Сикевич, Е. И. Сильновой, А. В. Фатеева, И. В. Чиндина, а также в трудах эмигрантов и зарубежных исследователей И. А. Бердяева, П. А. Сорокина, А. Тойнби, В. Шубарта.
Теоретические подходы к исследованию современного дискурса социокультурной реальности в СМИ описываются в работах Ж. Бодрийара, Е. Э. Дробышевой, И. Н. Зарубиной, А. Ю. Зимина, Т. Д. Карденахлишвили, А. Л. Панищева, Л. А. Птушко, П. А. Сорокина, А. М. Хадыкина.
Средства массовой информации в процессе взаимодействия с внешней средой (в качестве которой выступают межкультурные коммуникации и глобальные тренды развития мировой цивилизации и ее регионов) исследуются зарубежными исследователями И. Валлерстайном, Г. Хакеном, С. Хантингтоном и отечественными учеными М. Ю. Бакшеевой, В. А. Барановым, О. В. Головань, Л. М. Дмитриевой, И. Г. Елинер, О. А. Жуковой, А. С. Запесоцким, А. А. Ивиным, С. Н. Иконниковой, С. Е. Кургиняном, В. Р. Мединским, В. М. Межуевым, С. Г. Пилецким, Н. Н. Плужниковой, В. С. Степиным.
Из обзора научной литературы по теме диссертации можно сделать вывод, что проблема взаимодействия СМИ и социокультурной реальности непосредственно или опосредованно изучается и затрагивается специалистами различных научных дисциплин и рассматривается с различных сторон. При этом социально-философских работ по осмыслению фактора СМИ в самоорганизации социокультурной реальности почти нет. Поэтому тема воздействия СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности представляется актуальной и нуждается в самостоятельных исследованиях.
Объект исследования: СМИ в системе социокультурной реальности. Предмет исследования: воздействие СМИ на самоорганизацию социокультурной реальности.
Цель исследования - провести социально-философский анализ особенностей влияния СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. показать генезис средств массовой информации как подсистемы социокультурного пространства;
2. раскрыть структуру и информационно-коммуникативные функции СМИ в социокультурной реальности;
3. проанализировать социально-смысловые особенности СМИ в советском обществе.
4. на основе аксиоматического метода провести анализ репрезентации позитивных и негативных очевидностей в дискурсе современного российского общества и их презентации в дискурсе СМИ;
5. Исследовать воздействие СМИ на процессы самоорганизации социокультурной реальности как открытой системы.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы научного познания на основе принципов диалектики всеобщего и особенного развития явлений, а также всеобщей связи явлений. Изучение поставленных проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного,
9
ценностного, информационного. Использованы также общенаучные методы: анализа и синтеза, формы и содержания, индукции и дедукции, исторического и логического, сравнительно-исторический метод. Кроме того, в основу исследования легли положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Выявлено, что генезис СМИ восходит к информационно-коммуникативным традициям языческой древности, когда люди в материальных, вещных формах, знаках и символах стали запечатлевать информацию о своих верованиях и жизнедеятельности. Начиная от известной современному миру архаики, все обнаруженные к настоящему времени археологические находки представляют собой зафиксированную в материально-конструктивных формах информацию о жизнедеятельности людей в широких географических границах. Смыслы сохранившихся артефактов не всегда понятны, технологии их создания до конца не изучены, но именно они и есть информация о культурно-исторических процессах развития мировой цивилизации. В широком смысле все мировое культурное наследие - это информация о социогенезе. Таким образом, и культурогенез и социогенез -это информация о формировании социо�