автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Становление и развитие индийского национализма

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Палишева, Наталья Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Становление и развитие индийского национализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие индийского национализма"

На правах рукописи

ПАЛИШЕВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

? 1 С.В ?013

Томск 2013

005049896

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» на кафедре всеобщей истории, историографии и источниковедения

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Ивонина Ольга Ивановна

Официальные оппоненты:Лицарева Елена Юрьевна

доктор исторических наук, доцент федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», кафедра мировой политики, профессор

Казакевич Людмила Ивановна

кандидат исторических наук, доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», кафедра истории и социальной работы, доцент

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»

Защита состоится 1 марта 2013 года в 14.30 на заседании совета Д 212.267.03, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан-^/ января 2013 г.

Ученый секретарь Д^&АУ^С,— Шевцов Вячеслав Вениаминович

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Различные вопросы национально-политического развития стран афро-азиатского ареала уже более полувека являются объектом повышенного внимания в отечественных и зарубежных гуманитарных науках. Современная Индия представляет собой единое государство исключительно как внешнеполитический субъект, который по своей внутренней структуре состоит из большого числа регионов. И каждый из них обладает высокой степенью политической самостоятельности и отличается по многим цивилизационно-культурным особенностям.

В последнее время суверенная индийская нация демонстрирует высокие темпы развития, её значение в современной системе международных отношений увеличивается с каждым годом. Однако бурное развитие Индии не только не решает проблем внутренней национальной интеграции, а уживается с активизировавшимися дезинтеграционными и коммуналистскими тенденциями, ставящими под вопрос существование единого индийского государства.

Зарождение националистической идеологии и самого понятия «нация», как и в других странах, произошло в Индии в эпоху Нового времени после установления британской колониальной системы. Колониальный период являлся временем, когда были созданы основания для становления «суверенной индийской нации» и сформировано представление о её внутреннем политическом, социокультурном и цивилизационно-историческом единстве (вместе с тем, что многие факторы децентрализации также зародились в это время). Поэтому изучение индийского антиколониального национализма как специфического политического и социокультурного феномена, с одной стороны, и как одного из проявлений общих тенденций эпохи Модерпити, с другой, обладает высокой степенью значимости для понимания многих процессов национально-политического развития Индии.

Степень изученности темы. Проблема складывания националистической антиколониальной идеологии в странах Востока имеет достаточно долгую и сложную историю изучения в зарубежной (т.е. западной и индийской) и отечественной науке. Зачастую этот вопрос становился интегральной частью исследований, посвященных теоретическому осмыслению истории афроазиатских сообществ. Распространенное вплоть до 80-х годов XX века в зарубежном востоковедении представление об исторической отсталости обществ, обозначаемых как «страны Третьего мира» нашло отражение в работах X. Кона1, Э. Кедури2. Данный подход был подвергнут

'Kohn H. The idea of nationalism. New York, 1962.

2Kedourie E. Introduction // Nationalism in Asia and Africa. London, 1971. P. 1-153.

существенному пересмотру после выхода в свет книги Э. Сайда «Ориентализм»1. Появившееся в итоге методологическое направление стало обозначаться общим названием «постколониальный дискурс» или «постколониальная теория». Оно представляет собой определенный тип междисциплинарных исследований, в которых основной фокус внимания сосредотачивается на процессах становления и развития идентичностей колонизатора и колонизируемого. Наиболее явно основные положения постколониальной теории представлены в исследованиях X. Бхабхи2 и Г. Спивак3. Способы репрезентации колониальной власти и связанные с ними процессы «воображения» индийской цивилизации в западном сознании рассматривались в работах Р. Индена4, А. Сена5, А. Чаттерджи,6 в сборниках «Тексты власти. Возникающие дисциплины в колониальной Бенгалии»7 под ред. П. Чаттерджи, «Бессмертная западная цивилизация, создание концепции западной цивилизации и её «Другого» под редакцией С. Федериси8.

Наиболее удачная на сегодняшний день попытка исследования проблемы индийского национализма представлена в работах индийского историка П. Чаттерджи9.

Важную роль в разработке данной проблемы сыграли работы С. Кавираджа10. Автор представил собственный взгляд на процесс формирования индийской нации и современного государства Индии, рассматривая феномен индийского национализма в качестве одной из основных составляющих индийской истории и политики эпохи Модерна.

В отечественной историографии вопрос о закономерностях эволюции стран Востока являлся одной из ключевых проблем. Авторами коллективной монографии «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и

'Said E. Orientalism. New York, 1978.

2Bhabha H. The location of culture. New York, 1994.

'Spivak G. Can the subaltern speak? // Marxism and the Interpretation of Culture. Illinois, 1988. P. 271313.

4 Inden R. Imagining India. Cambridge, 1990.

3 Sen A. Indian tradition and western imagination. Cambridge, 1997.

6 Chatteijee A. Representations of India 1740-1840. Creation of India in the Colonial Imagination. London, 1998.

' Texts of Power. Emerging Disciplines in Colonial Bengal. Minneapolis, 1995.

8 Enduring western civilization. The constriction of the concept of the Western civilization and its «Others». Westport, 1995.

' Chatterjee P. Nationalist thought and the colonial world. A derivative discourse. Minneapolis, 1993; Chatteijee P. Nation and its fragments. Colonial and postcolonial histories. Princeton, 1993.

Kaviraj S. The imaginary institution of India: Politics and Ideas. New York, 2010; Kaviraj S. Trajectories of the Indian state: Politics and ideas. Orient Blackswan, 2010; Kaviraj S. The unhappy consciousness: Bankimchandra Chattopadhyay and the formation of nationalist discourse in India. Oxford, 1995; Kaviraj S. Ideas of Freedom in Modem India. // The Idea of freedom in Asia and Africa. California, 2002. P. 97-143.

современного»1 была разработана концепция общественно-исторического синтеза как основы социально-политического развития колониальных и постколониальных обществ. Различные аспекты данного вопроса рассматривались А.И. Левковским2, Л.Б. Алаевым3, Б.С. Ерасовым4, В.И. Павловым5, К.З. Ашрафян6, Г.И. Мирским7, В.Н. Никифоровым8, А.Б. Зубовым9, Н.И. Конрадом10.

В рамках советской историографии неоднократно исследовался феномен, обозначаемый термином «национально-освободительное движение», которому были посвящены работы А.Н. Хейфеца", Н.М. Гольдберга12, A.B. Райкова13, A.B. Кивы14, А.Б. Беленького15. Большой вклад в исследование проблемы был внесен A.A. Празаускасом16, изучившим различные этапы становления и развития индийского национализма, его региональные направления, их взаимодействие, общую логику и направление эволюции.

Во многих индологических исследованиях постсоветсткого времени акцент делался на внутренних особенностях индийского общества. В издании «Индия: страна и её регионы»17 под ред. Е.Ю. Ваниной была тщательно разработана концепция регионализма как основы исторического развития Индии. Влиянию религиозного фактора на развитие общественно-политической мысли Индии стало уделяться больше внимания, что нашло

' Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984. 2 Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. М., 1963; Левковский А.И. «Третий мир» в современном мире. М., 1971.

'Алаев Л.Б. Формационные черты феодализма и Восток И Народы Азии и Африки. 1987. № 3. С. 78-90; Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация // Народы Азии и Африки. 1990. № 3. С. 46-58.

4 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

5 Павлов В.И. К стадиально-формационной характеристике восточных обществ в Новое время // Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М., 1979. С. 173-329.

6 Ашрафян К.З. Восточный феодализм: особенности структуры. М , 1990.

7 Мирский Г.И. «Третий мир»: общество, власть, армия. №, 1976.

8 Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975.

9 Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

10 Конрад Н И. Запад и Восток. №, 1972.

11 Хейфец А.Н. Октябрь и национально-освободительное движение народов Востока. М.,1967.

12 Гольдберг Н.М. Очерки по истории Индии. Национально-освободительное движение в новое время. М.,1965.

"Райков A.B. Амритсарская трагедия 1919 г. и освободительное движение в Индии. М., 1985; Райков A.B. Пробуждение Индии, (деятельность нац.-революц. орг. в 1900-1918 гг.). М.,1968; Райков A.B. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1930 гг.; Райков A.B. Пробуждение Индии. М., 1968.

14 Кива А. В. Национально-освободительное движение: теория и практика. М., 1989.

15 Беленький А.Б. Интернациональный фактор в идеологии национально-освободительного движения. М., 1988.

16 Празаускас A.A. Этнос, политика и государство в современной Индии. М., 1990.

17 Индия: страна и регионы. М., 2004.

своё отражение в работах Б.И. Клюева1, коллективной монографии А.Г. Вельского и Д.Е. Фурмана2, сборнике «Индия: религия в политике и общественном сознании»3, работах И.П. Глушковой4.

Большое значение для изучения проблемы имела вышедшая в 2007 г. работа Е.Ю. Ваниной5, посвященная исследованию концепций индийского прошлого, представленной различными идеологами индийского национализма.

Цель диссертации состоит в выявлении этапов и специфики развития индийского национализма колониального периода.

В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- выявить специфику категории «индийский национализм» как предмета исторического анализа;

- изучить особенности зарождения патриотических идей в региональных и религиозных сообществах Индии XIX века;

- проследить за процессом институализации индийского национализма как идеологии и практики освободительной борьбы в Индии на начальном этапе деятельности ИНК (1885-1905 гг.);

- определить значение концепции свараджа в развитии идеологии национально-освободительного движения под руководством Индийского Национального Конгресса;

- выявить роль гандизма в идейно-политическом комплексе индийского национализма;

- оценить значение «гражданского национализма» Д. Неру в процессе национально-государственного строительства суверенной Индии.

Объектом исследования является процесс формирования индийского национализма колониального периода.

Предметом диссертационного исследования является эволюция идеологии, форм репрезентации и институализации индийского национализма второй четверти XIX - первой половины XX века.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй четверти XIX в., когда в колониальной Бенгалии начинают зарождаться первые патриотические идеи, до создания независимого государства Индии в 1947 г.

' Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002; Клюев Б.И. Политический индуизм //Древо индуизма. М., 1999. С. 452-469.

2 Вельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. №, 1992.

3 Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991.

4 Глушкова И.П. Трансформация традиции в пределах единого священного пространства // Восток. 1997. № 3. С. 33-44, Глушкова И.П.Религиозная идентичность и политика национальной интеграции в Индии // Религия и конфликт. М., 2007. С. 223-265; Глушкова И.П. Боги здесь и сейчас: индусская мифология как инструмент создания североиндийской идентичности // Восток. 2004. № 1. С. 5-27.

5Ванина Е.Ю. Прошлое во имя будущего. Индийский национализм и история (середина XIX -середина XX века) // Национализм в мировой истории. М, 2007. С. 486-505.

Методология исследования. Основным методологическим принципом диссертационного исследования является принцип историзма. Использование историко-генетического метода позволяет рассмотреть процесс зарождения и основные этапы эволюции индийского национализма в его динамике. Сравнительно-исторический подход позволяет выявить общее и особенное в условиях возникновения и институализации комплекса националистических идей у представителей разных течений индийского национализма. Метод исторического сравнения помогает уточнить направленность изменения и развития региональных форм националистической идеологии и практики.

Источниковую базу исследования составляет широкий круг материалов, относящихся к изучаемой эпохе. Среди них работы индийских общественных деятелей, реформаторов, идеологов: Р. Рая1, К.Ч. Сена2, Г.Л. Дерозио, Д. Тагора, Д.Сарасвати, С.А. Хана, С.Банерджи3, Б. Чаттопадхая4, Р. Бошу5, С. Вивекананды6, Д. Ф. Караки, Р.Ч. Датта7, Дадабхаи Наороджи8, М.Г. Ранаде9, Р.Г. Гокхале10, А. Гхоша11, Б.Г. Тилака12, Б.Ч. Пала, Л.Л. Рая13, М.К. Ганди14, Д. Неру15, С.Ч. Боса16, Д. Нараяна.17.

1 The English works of Raja Rammohun Roy. Calcutta, 1991. Vol. 1-2; Roy RajaRammohun Selected Works. New Delhi, 1977.

г Sen Keshub Chunder. A Selection. Madras, 1979; Sen Keshub Chunder. Lectures in India. Calcutta,

1954; Sen Keshub Chunder. The New Samhita. Calcutta, 1956; Sen Keshub Chunder. Nine Letters on Educational. Measures to the Right НопЪ1е Lord Northbrook, Viceroy & Governor-General of India in

1872. Allahabad, 1936; Sen Keshub Chunder. True Faith. Calcutta, 1957. Sources of Indian Tradition. New York, 1959. ' English writings of Bankimchandra. Kolkata, 2005; Chatteijee Bankim Chandra. Sociological Essays; Utilitarianism and Positivism in Bengal. Calcutta, 1986. Chatterji Bankim Chandra. Essays and Letters Calcutta, 1940.

5 Text of the Prospectus of the Society for the Promotion of National Feeling among the Educated Natives of Bengal И Chatteijee G. Midnapore, the Forerunner of India's Freedom Struggle. Delhi 1986

P. 225-233. 66

® Vivekananda Swami Complete Works. In 9 vols. Mayavati Almora, 1998-2002.

Dutt R.Ch. The economic history of India under early British rule. From the rise of the British power in 1757 to the accession of the Queen Victoria in 1837. London, 1950; Dutt R.Ch. The economic history of India in the Victorian Age. From the accession of the queen Victoria in 1837 to the commencement of the twentieth century. London, 1950.

Essays, speeches, addresses and writings (on Indian politics) of the Hon'ble Dadabhai Naoroji. Bombay, 1987; Dadabhai Naoroji. The European and Asiatic Races. Read before the Ethnological Society, March 27", 1866. London, 1866; Dadabhai Naoroji. The manners and customs of the Parsees. A paper read before the Liverpool Philomathic Society, 13 March, 1861. London, 1864. Rise ofMaratha Power and other Essays by M.G.Ranade. Bombay, 1961.

Speeches and writings of Gopal Krishna Gokhale. London, 1966. Vol. II: Political; Political Thinkers of modem India. Delhi, 1992. Vol. II: Gopal Krishna Gokhale.

' The Complete Works of Sri Aurobindo : in 37 vol. Pondicherry, 2002. Vol. 6-8; Sri Aurobindo. The ideal of Human Unity. Pondicherry, 1959.

12 Tilak B.G. His writings and speeches. Madras, 1919; Tilak I3.G. Srimad Bhagavadgita Rahasya or Karma-Yoga-Sastra. Poona, 1935. Vol. 1; Тилак Б.Г. Арктическая родина в ведах. М., 2001

13 Life and work of Lal, Bal, Pal. Delhi, 1962.

14 Gandhi M.K. Indian Home Rule or Hind Swaraj. Ahmedabad, 1938; Gandhi M.K. India of My Dreams. Ahmedabad, 1947; The collected works of Mahatma Gandhi / Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Govt, of India. New Deihi, 1979. Vol.15-99.

' Неру Дж. Взгляд на всемирную историю : в 3 т. М., 1975; Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955; Important speeches of Jawaharlal Nehru. Being a collection of most significant speeches delivered by Jawaharlal Nehru from 1922 to 1945. Lahore, 1945.

16 Azad Hind. Writings and speeches of S. Ch. Bose; Bose S. Ch. Selected speeches. Calcutta, 1962.

17 Narayan Jayaprakash. Socialism, Sarvodaya and democracy. Bombay, 1964.

Другой группой источников являются программные документы политических партий и общественно-политических организаций, прежде всего Индийского Национального Конгресса1, а также более ранних -«Общества, содействующего приобретению главных знаний»2, Бомбейской ассоциации и Пуна Сарваджаник Сабхи3.

Для изучения общественно-политической мысли Индии использовалось художественное творчество идеологов национализма: Б. Чотгопаддхая4, Р. Тагора5, поэтов И. Гупто и М. Дотто6, Г.Л. Дерозио7, Г Манмохана, М. Хасрати, Валлатола, Б. Субраманьи, Г. Майтхилишарана, Д. Наналала, Ч. Бриджанараяна, С. Вишванантха, М. Тжхаверчанда, Д. Налинибалы, Д.П. Агарвала8.

В другую группу источников входят материалы подготовки и проведения восстаний и других политических акций протеста.

Большое значение для исследования имели материалы британской и колониальной прессы, в частности, лондонская «Тайме», «Бомбей Тайме» и «Тайме оф Индиа».

В исследовании также были использованы законодательные акты, касающиеся управления Индией, хартии Ост-индской компании.

Последнюю группу источников составляют статистические материалы и официальные справочные издания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процессы формирования патриотических и ранних националистических представлений имели существенные вариации в различных региональных и этнорелигиозных сообществах Индии XIX века. Общей тенденцией было формирование двух языков индийского национализма. Особенностью внешнего языка стала адаптация основных

1 Indian National Congress. Containing an account of its full texts of all the Presidential addresses, reprint of all the Congress Resolutions, Extracts from all the Welcome Addresses, Notable Utterances; The Indian National Congress. 1920-1923. Being a collection of resolutions of the Congress and of the All India Congress Committee and of the Working Committee of the Congress from September 1920 to December 1923. Allahabad, 1924; Indian National Congress. March 1940 to September 1946. Being the

Resolutioas passed by the Congress, the All-India Congress Committee and the Congress Working Committee. Allahabad, 1946.

1 Awakening in Bengal in Early Nineteenth Century: Selected documents. Calcutta, 1965. 5 Source material for a history of the freedom movement in India (Collected from Bombay Government Records). Bombay, 1957. Vol. 1: 1818-1885.

4 Чотгопаддхай Бонкимчондро. Радж Сингх. М., 1960. Chatterji Bankimchandra. Anandamath or The sacred brotherhood. Oxford, 2005; Чотгопаддхай Бонкимчондро. Комолаканто. // Индира: повести и роман. М.,1963.

5 Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений : в 12 т. М, 1965.

6 Бенгальская поэзия : пер. с бенг. М., ¡959.

7 Sources of Indian Tradition. New York, 1959.

8 Индийская поэзия XX века : в 2 т. М., 1990.

элементов западной политической культуры для обоснования выдвигаемых в адрес колонизаторов требований и просьб. Формирование внутреннего языка было результатом произведенной современным сознанием трансформации отдельных фрагментарных, зачастую элитарных, элементов традиционной индусской/индийской культуры, в эгалитарную символику абстрактно «воображаемой» общности (нации).

2. Создание партии Индийский Национальный Конгресс стало результатом политического компромисса между британской властью и частью колониальной элиты - носителями внешнего языка индийского национализма. Компромисс стал возможен, благодаря найденному «общему языку» между колонизатором и колонизируемыми, несмотря на преследование ими различных целей. В период с 1885г. по 1905 г. идеология ИНК развивалась в рамках внешнего языка индийского национализма и сводилась к требованиям расширения допуска индийцев в систему колониального управления. На данном этапе происходило углубление концептуального уровня системы аргументации, строящейся в рамках традиций современного западного политического рационализма и либерализма. Первые лидеры Конгресса закладывали основы «гражданского» и «секулярного» национализма.

3. Начиная с 1905 г., индийские оппозиционеры разрабатывали и активизировали концепцию и лозунг свараджа. Постепенное внедрение этого лозунга в официальную идеологию ИНК свидетельствовало о начавшейся её переориентации с колонизаторов на колонизируемых, то есть «внутрь» индийского общества.

4. Начиная с 1918 г., решающее значение как в рамках ИНК, так и в истории освободительного движения стала играть концепция гандизма, обозначенная как идеология «тотального национализма». Гандизм утверждал превосходство индийской цивилизации над западной не только в духовной, но и в политической и экономической сферах. В рамках концепции Ганди «лексикон» внутреннего языка индийского национализма пополнился за счет сакрализации социально-бытовых символов. Категория «духовности» стала ключевой в его программе решения социально-экономических проблем и будущего политического развития Индии.

5. Концепция «гражданского национализма», начавшая активно проникать в антиколониальную идеологию с 1929 г. изначально формировалась как идеология независимого государства. Она в полной мере сумела оспорить легитимность колониальной власти и утвердить статус Индии как полноправного субъекта международных отношений. Сформированная в рамках неруизма, идея «единства в многообразии» носила

внутренний характер, поскольку основывалась на культурно-исторических особенностях индийской нации.

Научная новизна исследования. Данное исследование является первой в отечественной историографии попыткой комплексного освещения особенностей развития индийского национализма колониального периода как особого политического и социокультурного феномена.

Автором была предпринята попытка отхода от характеристики основных направлений индийского национализма в рамках дихотомии традиционного/современного и переход к его определению в рамках внешнего/внутреннего. Обозначение различных направлений как внутреннего и внешнего языков индийского национализма позволило рассмотреть данный феномен как имеющий сугубо современное, но в то же время отличное от западного, происхождение.

Практическая значимость работы заключается в том, что её содержание и результаты могут использоваться при подготовке общих и специальных курсов по истории колониализма, новой и новейшей истории стран Азии и Африки, истории общественно-политической мысли стран Востока, при написании учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам направления подготовки «История» и «Зарубежное регионоведение».

Апробация работы. Диссертационная работа получала грантовую поддержку по конкурсу Фонда Михаила Прохорова «Стажировка в Институте гуманитарных наук (Вена, Австрия)» сроком с 10.01.2011 г. по 30.06.2011 г.

Основные положения диссертационного исследования получили отражение в докладах автора на международных конференциях «Вторые чтения Томского государственного педагогического университета» (Томск, 2008 г.), «Россия, Запад и Восток: традиции, взаимодействия, новации» (Владимир, 2009 г.), «Международные отношения в Центральной Азии: история и современность» (Барнаул, 2010 г.), XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009 г.), Международный молодежных научных форумах «Ломоносов - 2010», «Ломоносов- 2011» (Москва, 2010 г., 2011 г.),

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета.

По теме диссертационного исследования опубликовано 17 статей, общим объёмом 6,4 п.л. три из них — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность темы, определены хронологические рамки, объект, предмет исследования, изложены основные цели и задачи, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость исследования, охарактеризована источниковая база, приведена степень изученности темы.

Первая глава «Индийский национализм» как предмет исторического анализа состоит из трёх разделов, носящих преимущественно теоретико-методологический характер.

В первом разделе выделяются теоретические особенности категории «индийский национализм» и более широкого понятия - «восточный национализм».

Специфика феномена «индийский национализм» заключается в том, что его изучение неизбежно приводит к необходимости сравнения с различными европейскими аналогами - в частности, с западным либеральным национализмом.

Согласно распространенной долгое время в зарубежной историографии схеме (адептами которой являлись Э. Кедури, X. Кон и т.д.), восточный национализм рождался вследствие комплекса культурной неполноценности элиты зависимых стран. Данная элита пыталась подогнать собственные культурные стандарты до уровня западных, сохранив при этом собственную самобытность. Из этого национализм определялся исключительно как предмет европейского импорта, что приводило к суждению о том, что в восточных странах он мог иметь только заведомо отсталый и имитационный характер.

В отечественной историографии в течение продолжительного периода господствовало введенное В.И. Лениным в научный оборот понятие «национализма угнетенной нации». Этот подход делал акцент на социальной природе явления, в зависимости от которой определялся уровень его прогрессивности. Но в целом его основой также было признание догоняющего характера «восточного национализма», обусловленное представлением об универсальности всемирно-исторического процесса.

Рубежом в истории изучения национализма стал выход в свет работ таких исследователей как Б. Андерсон, Э. Геллнер, Э. Смит, Э. Хобсбаум. Несмотря на ряд существенных разногласий, все ученые развивали один ключевой тезис, заключавшийся в том, что национализм и понятие «нация» являются исключительно феноменом современности и сформированы в пространстве современного общественного сознания.

Но в истории изучения «восточного национализма» данные работы не произвели существенного разрыва. Каждый из авторов, так или иначе, настаивал на универсальности националистической идеи, либо на «вторичном» характере её азиатского варианта.

П. Чаттерджи оппонировал как сторонникам «имитаторских и отсталых» оценок восточного национализма, так и Б. Андерсону. Возражая последнему в части того, что восточным странам отводится постоянная роль потребителей интеллектуальных продуктов западного мира, он поставил вопрос о различных «путях воображения» нации. По мнению Чаттерджи, специфика «индийского пути» становления национализма заключалась в том, что еще до зарождения политического движения ИНК, он утвердился во внутренней сфере. Это выразилось в том, что представители колониальной элиты негласно утвердили собственный суверенитет в духовных и социальных вопросах1.

Предложенная Чаттерджи базовая характеристика индийского колониального социума как дихотомии внешнего и внутреннего была взята в качестве одного из основных методологических ориентиров данной диссертации.

Во втором разделе был рассмотрен социально-политический контекст развития индийского национализма, в частности, для сопоставления с западным либеральным национализмом. Оба этих вида националистической идеологии имели общую задачу - утверждение нового типа легитимности власти. Западный либеральный национализм достигал её через оспаривание традиционного типа легитимности (династического), а индийский антиколониальный - через оспаривание современного типа легитимности -колониального. Обоснованием этого типа легитимности было правило колониального различия, основанное на расистских установках о том, что азиатское население неспособно на самостоятельное управление государством. Колониальная система был одним из атрибутов современной системы международных отношений, которая была утверждена в том числе, благодаря развитию западного либерального национализма. Иными словами, для приобщения к модерну, индийским националистам необходимо было оспорить этот самый модерн.

В третьем разделе, был рассмотрен характер «протонационалистических» связей в доколониальном индийском социуме. Результаты современных исследований позволяют сделать вывод о различии типов этих связей в традиционном индийском и европейском средневековом обществах. Э.

'Чаттерджи П. Воображаемые сообщества: кто их воображает? // Нации и национализм. М., 2002. С. 285-286.

Хобсбаум выделил две наиболее прочных протонационалистических связи западного средневековья - политическую (в виде принадлежности к одному государству, династии) и религиозную1. В традиционном индийском социуме они были ослаблены. Результаты исследований современной индологической медиевистики показывают, что наиболее прочной формой идентичности являлось чувство принадлежности к определенному региону.

Таким образом, перед индийским национализмом стояли две взаимосвязанные задачи - утверждение Индии в качестве полноправного субъекта международных отношений через оспаривание колониальной легитимности и формирование представления («воображения») о единой индийской нации.

Во второй главе Специфика зарождения и развития раннего национализма в индийском колониальном социуме XIX- начала XX (вторая четверть XIX — 1905 г.) рассматривается процесс зарождения и развития патриотических и националистических идей на первых двух этапах. Первоначальным «создателем» и носителем националистической идеологии была новая элита колониального социума. Индийский национализм с момента зарождения не был гомогенным, а состоял из ряда направлений, отличавшихся по содержанию, используемой символике, по способам репрезентации и той «аудитории», в адрес которой они были потенциально направлены.

Применительно к периоду со второй четверти XIX в. до 1885 г. можно выделить три основных тенденции, в той или иной степени характерные для развития индийских регионов. К ним относятся зарождение и развитие внешнего и внутреннего языков индийского национализма, а также активизация антиколониальных настроений на основании протонационалистических связей.

В первом разделе рассматривается процесс зарождения патриотических идей в колониальной Бенгалии. Со второй четверти XIX в. начинают формироваться основы феномена, обозначенного нами как внешний язык индийского национализма. Под внешним языком индийского национализма понимается адаптированная представителями индийской элиты совокупность символики, понятий и интеллектуальных традиций, принадлежащих западной культуре и использовавшаяся для обоснования просьб и требований, обращенных к колонизаторам. Формирование основ внешнего языка проявилось в идеях Р. Рая, программных документах обществ и ассоциаций, выдвигавших в адрес властей рекомендации и

'Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. С. 75-119.

просьбы, начиная от улучшения ряда экономических условий, и заканчивая расширением политических прав («Молодая Бенгалия» и др.).

Выдвигаемые требования были умеренными, но в большинстве своём основывались на рациональной критике колониальной политики и западных политико-правовых теориях.

Одной из ключевых характеристик внешнего языка индийского национализма была его обращенность в адрес колонизатора (а не в адрес туземного общества), которая закладывала основы для ведения политического диалога с колониальной властью.

В данный период уже проявилась ключевая проблема всего националистического дискурса, условно обозначенная как дилемма новой элиты между западничеством и самобытностью. Условность обозначения связана с тем, что применительно к национализму невозможно говорить ни о западничестве в чистом виде, т.е. стремлении к абсолютному копированию западных образцов, ни о чистой самобытности, то есть стремлении к сохранению туземной культуры без всяческих изменений. Существенным упрощением было бы сведение данной ситуации к характерному для многих восточно-европейских и азиатских обществ идеологическому конфликту между различными группировками - сторонниками западничества, либо «народничества». Безусловно, в индийском социуме данная ситуация проявлялась в культурно-бытовых противоречиях, когда представители интеллигенции нередко критиковали друг друга за излишне вестернизированный образ жизни, либо за несогласие жить в соответствии с канонами западного «цивилизованного» общества. Но это был лишь поверхностный уровень проявления данной дилеммы. На более глубоком уровне она выражалась как целостная внутренняя проблема националистической идеи и не могла сводиться только к борьбе с внешним оппонентом. Этот конфликт был внутренней чертой концепций индийских идеологов национализма. Каждая из них представляла собой не просто проявление данного конфликта, а скорее один из вариантов его разрешения, который зависел от воспитания, образования, интеллектуальных поисков самой личности, а также её индивидуального опыта проживания в колониальном социуме.

Одно из первых проявлений данной дилеммы содержалось в идеях, закладывавших основы внешнего языка индийского национализма. В данном виде она сводилась к попытке защиты интересов собственного общества с помощью западных концепций, преимущественно либерального рационализма. Данная политическая практика подразумевала не копирование западных концепций, а их использование для защиты своих интересов, а

впоследствии - для отстаивания права индийской нации обладать статусом полноправного субъекта международных отношений.

Во второй половине XIX в. Бенгалии начинают закладываться основы внутреннего языка индийского национализма. Под внутренним языком индийского национализма понимается совокупность элементов традиционной культуры, используемая националистическими идеологами в принципиально ином, по сравнению с традиционным, понимании для обозначения символики нового типа общности - нации. Особенностью внутреннего языка была его потенциальная направленность в адрес туземного населения, и его «непонятность» для европейских колонизаторов, которым он мог представляться не более чем проявлением традиционализма или архаическим пережитком.

Вследствие произведенной трансформации, ряд элементов традиционной культуры, имевших ранее узкое элитарное, либо религиозное значение, превращались в символику нации. Именно через эту символику в пространстве общественного сознания впоследствии формировался («воображался») образ абстрактной общности людей, проживавших на определенной территории и имеющих общую историю. Фактически одной из основных задач этой символики было маркирование этой территории и «создание» этой общей истории.

В стихотворении Б. Чаттопадхая «Банде Матерам» путём сакрализации и феминизации пространства страны и её природы был создан образ Богини-Родины-Матери.

Концепция миссионерства наций С. Вивекананды являлась ответом на западную теорию политического эволюционизма и её индийской альтернативой. Она была создана через трансформацию традиционного индусского представления об индивидуальной и кастовой дхарме и была нацелена на оспаривание правила колониального различия с помощью внутренних категорий.

Во втором разделе рассматриваются особенности зарождения патриотических идей в региональных и этнорелигиозных сообществах Северо-Западной Индии. Большой значение в формировании внешнего языка индийского национализма, а также его секулярных основ сыграло этнорелигиозное сообщество парсов, которое достаточно рано интегрировалось в обусловленные британским присутствием процессы (бизнес, образование и т.д.).

Как и в Бенгалии, основы внешнего языка индийского национализма закладывались в программных документах различных обществ («Бомбейская Ассоциация», «Ассоциация Британской Индии» и др.).

Существенный комплекс символики внутреннего языка индийского национализма был создан в последней четверти XIX в. в Махараштре. Б.Г. Тилак являлся одним из инициаторов возвеличивания культа Шиваджи (являвшегося до этого фигурой сугубо региональной истории).

Лидер общества «Арья Самадж» Д. Сарасвати превратил ведический арианизм в один из наиболее мощных элементов националистической символики, провозгласив распространение ведической культуры священным долгом каждого ария. Очевидным является абсолютно модернизационный характер данного утверждения, несовместимого с традиционным индусским сознанием, которое было способно воспринимать в качестве носителей ведической мудрости лишь узкий слой общества (брахманов).

Активизация протонационалистических категорий была проявлена в ходе антиколониальных выступлений, свойственных в большей степени для мусульманского сообщества северо-западной Индии.

В ходе сипайского восстания 1858-1859 гг. лидеры повстанцев использовали два основных символа - Могольскую власть и религиозную идентичность в форме борьбы с «неверными». Ни данные символы, ни само восстание не оказали существенного влияния на идеологию и практику антиколониального движения, поскольку призывали к реставрации утраченного прошлого.

В третьем разделе рассматривается следующий этап развития националистической идеологии, связанный с созданием в 1885 г. партии Индийский Национальный Конгресс.

В период с 1885 г. по 1905 г. идеология ИНК формировалась преимущественно в категориях внешнего языка индийского национализма.

В идеях Дадабхаи Наороджи, Г.К. Гокхале, М.Г. Ранаде отразилась рецепция западных политических теорий, и отчасти - ориенталистских представлений об индийской истории. Они считали установление британской власти в Индии безусловным благом и признавали её достижения (привнесение современной правовой, судебной, образовательной системы). Основным требованием было расширение представительства туземного населения в органах колониальной власти. Одна из функций внешнего языка индийского национализма заключалась в рациональном поиске внутренних противоречий колониальной легитимности и шире - европейской системы международного права. Признавая основные либеральные и демократические принципы внутреннего устройства современных западных государств как абсолютные блага, конгрессисты призывали колонизаторов к их реализации на уровне системы международных отношений. Элементом критики было доказательство того, что проводимый политический курс был далек от

заявленной колонизаторами цели господства, т.е. доведения индийцев до способности к самоуправлению.

На тот момент индийская политическая жизнь представляла собой попытку диалога узкой группы местных либералов с колониальной властью и их диспуты с представителями более радикальных взглядов. Для развития освободительного движения необходимо было расширение социальной базы и группы потенциальных носителей, что невозможно было сделать без использования внутреннего языка.

Третья глава Основные направления и специфика эволюции индийского национализма первой половины XX века (1905-1947 гг.) посвящена анализу эволюции внешнего и внутреннего языков индийского национализма в указанный период.

Проявившийся в этот момент кризис внешнего языка индийского национализма и индийского либерализма заключался в его неспособности предоставить адекватную реакцию на создавшуюся ситуацию и отсутствии дальнейшего развития.

Первый раздел посвящен изучению роли концепции свараджа в становлении индийской националистической доктрины.

В ходе начавшегося в 1905 г. движения против раздела Бенгалии активно использовался ряд концепций свараджа, в той или иной степени предполагающий освобождение от иноземной власти.

А. Гхошем было представлено наиболее радикальное понимание свараджа, предполагавшее освобождение не только от британского раджа, но и от влияния западной цивилизации.

Однако непосредственным «локомотивом» развития освободительной идеологии стала концепция свараджа Б.Г. Тилака. Совмещая в себе элементы как внутреннего, так и внешнего языка индийского национализма (с преобладанием первых), она занимала «промежуточную» позицию. Концепция свараджа как религиозной обязанности, дхармы сочеталась с его пониманием Тилаком как естественного права, данного по рождению (последнее было очень близко к западной политической традиции). Эта особенность проявилась и в политической риторике движения за «home rule», что позволило придти к временному компромиссу как с колониазторами, так и с «умеренными».

Во втором разделе представлено исследование исторической роли гандизма в формировании индийского национализма.

Превращение концепции Ганди в официальную идеологию ИНК ознаменовало начало нового этапа развития антиколониальной доктрины.

Идеей гандизма было отрицание всех достижений западных стран, в том числе их политического и экономического устройства. Подобная идеология

«тотального национализма» являлась принципиально новой даже для носителей внутреннего языка индийского национализма. Ранее многие из его идеологов были склонны признавать преимущество Запада в политических и экономических достижениях.

В наиболее широком смысле Ганди признавал необходимость реализации собственного «индийского пути экономического и политического развития» (децентрализация политической и экономической системы, ручной труд и т.д.).

Внутренний язык индийского национализма также претерпел существенные трансформации в рамках гандизма. Сакрализация элементов бытовой культуры и превращение их одновременно в религиозные и национальные символы создавали особый тип политической риторики. Она позволила выполнить ключевую задачу гандистской идеологии - соединение духовных, политических, материальных и религиозных основ с одновременной критикой бездуховности и материальности западной цивилизации. Очевидна новизна данной позиции по сравнению с традиционной индийской интеллектуальной культурой, в рамках которой подобная комбинация была бы не возможной.

В третьем разделе показана специфика идеологии «гражданского национализма» Д. Неру. Эта концепция содержала многие элементы западных политических доктрин. Позиция неруизма закрепилась благодаря тому, что сумела всецело обосновать статус Индии как полноправного субъекта международных отношений и показать неадекватность старой системы международных отношений. Существенное влияние на это оказали события Второй Мировой Войны, и непосредственно идеология фашизма. Проводя аналогию между нацистскими идеями и основами колониальной политики, Д. Неру доказывал, что страны-союзники в отношении колониальных государств были создателями тех принципов, которые сегодня воплотились в идеологии фашистской Германии.

Более сложным было достижение второй задачи - обоснования внутреннего единства индийской нации. В рамках внутреннего языка индийского национализма так и не было выработано универсальной символики, способной объединить всё население. Некоторые его элементы достаточно успешно выполняли интегрирующую функцию, но одновременно с этим они были дезинтегрирующими факторами, поскольку зачастую могли восприниматься как чисто индусские. Наиболее остро это коснулось проблемы индо-мусульманского единства, которая не исчерпывалась печально известной теорией «двух наций».

В рамках внутреннего языка индийского национализма неоднократно производились попытки создать символику индо-мусульманской общности, а

также межконфессионалыюй и межкультурной гармонии населения всей страны. Неруизмом была предложена концепция Индии как «единства в многообразии», которая стала временным решением проблемы. Она опиралась на созданную Д. Неру «секулярную» версию истории «древней индийской нации», в которой среди прочего использовался и ряд элементов внутреннего языка индийского национализма. По сути, концепция «единства в многообразии» воплотила в себе западные принципы демократии и либерализма. Но благодаря нейтральному обозначению она не воспринималась ни как индусская, ни как европейская конструкция. Напротив, данная трактовка сумела обозначить плюрализм индийского общества именно как его отличительную характеристику от других, в том числе западных, обществ.

В Заключении сформулированы основные выводы исследования.

Одной из ключевых характеристик индийского национализма был конфликт между «западничеством» и «самобытностью», который не следует отождествлять с конфликтом между модернизацией и традиционализмом. Долгое время в гуманитарных науках к проявлениям модернизации в восточных обществах относили лишь те образцы, которые были близки по своей внешней форме к западным. Любая апелляция к элементам собственной культуры расценивалась как проявление традиционализма или сохранение архаических пережитков.

За последнее время аксиомой стало утверждение о том, что возникновение понятия «нация» и самого национализма является следствием появления сознания современного типа. С этой точки зрения восприятие антиколониальной идеологии как результата конфликта между модернизацией и традиционализмом является существенным противоречием. Данный конфликт был ярко выражен в индийском колониальном социуме, но он не играл какой-либо существенной роли в развитии националистической идеи.

Зарождение националистической идеологии становилось возможным благодаря происходящим в индийском общественном сознании трансформациям, имевшим современную природу.

Первым этапом становления индийского национализма можно считать промежуток времени со второй четверти XIX в. по 1885 г.

В этот период происходили процессы зарождения двух основных форм репрезентации индийского национализма - его внешнего и внутреннего языков. Через создание религиозно-реформаторских и общественных организаций зарождались первые модели институализации антиколониальной идеологии. Благодаря этим организациям в индийскую политическую практику стал входить внешний язык индийского

национализма. Его внутренний язык формировался через художественную литературу, а также в контексте религиозно-реформаторской деятельности и идеологии.

В качестве второго периода развития индийского национализма можно выделить время с 1885 г. по 1905 г. Этот этап был связан с созданием и первыми годами функционирования партии Индийский Национальный Конгресс. Принципиальным отличием от форм институализации предыдущего этапа было то, что ИНК был заявлен как национальная, а не региональная организация, а его идейная платформа основывалась на общеиндийской идентичности. Последовательное использование первыми лидерами Конгресса в политической практике и риторике категорий внешнего языка индийского национализма позволило заложить основы его «светского» и «гражданского» варианта.

Третий период развития индийского национализма можно обозначить с 1905 г. по 1917 г. Начало данного этапа ознаменовалось кризисом Конгресса как политической организации и его идейной платформы. В этот период ведущей политической силой становятся массовые движения (сначала за раздел Бенгалии, потом за «home rule»). В ходе этих движений развитие получают элементы внутреннего языка индийского национализма, кроме того в ряде ключевых концепций происходит их интеграция с его внешним языком.

Четвертый этап развития индийского национализма проходил с 1918 г. по 1929 г. и был связан с развитием идеологии гандизма. В этот период Конгресс вновь становится ведущий политической силой. В период лидерства Ганди политическая риторика партии полностью переориентируется с колонизаторов на индийское население. Акции гражданского неповиновения становятся основными событиями индийской политической жизни. Использовавшаяся в них риторика, основанная на категориях внутреннего языка индийского национализма, позволила расширить базу освободительного движения.

Пятый этап развития индийского национализма проходил с 1929 г. по 1947 г., и был связан с его кульминационной точкой - идеологией «гражданского национализма» Д. Неру. Несмотря на то, что неруизм не сумел обеспечить достаточной идейной базы для сохранения единства страны и нейтрализации сепаратистских тенденций, он стал идеологией независимого государства. На концептуальном, а в конечном итоге и на институциональном уровне он утвердил статус страны как полноправного субъекта международных отношений и стал основой национально-государственного строительства независимой Индии.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

1. Палишева, Н.В. К вопросу о влиянии политических взглядов Дадабхаи Наороджи на формирование индийской националистической идеологии / Н.В. Палишева // Вестник Томского государственного университета. История. - 2012. -№ 2 (18). - С. 119-123. - 0,5 пл.

2. Палишева, Н.В. Воображаемая реальность индийского национализма / Н.В. Палишева // Идеи и Идеалы. - 2012. -Т. 2, № 1. - С. 100-107. - 0,5 п.л.

3. Палишева, Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии / Н.В. Палишева // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. - 2010 - Т. 9, вып. 4 : Востоковедение. - С. 90-94. -0,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

4. Ивонина, О.И. Проблема складывания национальной идентичности в транзитивном обществе (на примере истории колониальной Индии) / О.И. Ивонина, Н.В. Палишева // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе / Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск, 2012. - Вып. 14.-С. 53-65. - 1,0/0,5 п.л.

5. Палишева, Н.В. Бхагавад-гита как один из религиозных компонентов индийской националистической доктрины колониального периода / Н.В. Палишева // Бхагавад-гита в истории и в современном обществе : материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием. 24-25 февр. 2012, Томск. -Томск : Изд-во Том. политех, ун-та, 2012. - С. 334-337. - 0,25 п.л.

6. Палишева, Н.В. Отражение этапов политической модернизации Индии в национальном сознании элиты / Н.В. Палишева // Восток - Запад: Проблемы взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвященной 50-летию со дня рождения М.Ю. Брандта. 13-15 апр. 2011 г. / Новосиб. гос. педагог, ун-т. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. педагог, ун-та, 2011. -С. 67-74. - 0,5 пл.

7. Палишева, Н.В. Проблема формирования национальной идентичности индусов в период английского колониального господства / Н.В. Палишева // Национальный/Социальный характер: археология идеи и современное наследство : материалы Всероссийской научной конференции / Ин-т всеобщей истории РАН. - М., 2010. - С. 38-40. - 0,2 п.л.

8. Палишева, Н.В. Значение колониального периода в истории Индии в процессе становления современной политической системы / Н.В. Палишева // Международные отношения в Центральной Азии: история и современность :

материалы междунар. науч. конф. 29 апр. 2010, Барнаул. - Барнаул : Азбука, 2010. - Вып. II. - С. 255-259. - 0,3 пл.

9. Палишева, Н.В. Образ русской революции в глазах индийских революционеров / Н.В. Палишева // Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве : материалы Всерос. науч,-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию Новосиб. гос. педагог, ун-та. 17-19 ноября 2010. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. педагог, ун-та, 2010. - С. 298-301. - 0,2 п.л.

10. Палишева, Н.В. Проблема трансформации концепции колониализма в постколониальном дискурсе / Н.В. Палишева // Восток-Запад. Проблемы взаимодействия. Исторический и культурологический аспекты : материалы регион, науч.-практ. конф. 28-29 мая 2010. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. педагог, ун-та, 2010. - С. 227-330. - 0,25 пл.

11. Палишева, Н.В. Проблема политической модернизации Индии / Н.В. Палишева // История и культура дальневосточной России и стран АТР : XII всерос. науч. конф. молодых ученых. 19-21 апр. 2010 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. -Владивосток, 2010. - С. 49-50. - 0.5 п.л.

12. Палишева, Н.В. Эволюция концепции правопонимания Раммохан Роя / Н.В. Палишева // Мир в новое время : сборник материалов Одиннадцатой всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых по проблемам мировой истории ХУ1-ХХ1 в. / СПб. гос. ун-т. - СПб., 2009. -С. 296-299. - 0,25 пл.

13. Палишева, Н.В. К вопросу об исторической миссии европейского колониализма / Н.В. Палишева // Мир в новое время : сборник материалов Двенадцатой всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых по проблемам международных отношений / СПб. гос. ун-т. - СПб., 2009. -С. 236-239. - 0Д5 пл.

14. Палишева, Н.В. Воздействие британского колониализма на процессы политической модернизации Индии / Н.В. Палишева // Россия, Запад и Восток: традиции, взаимодействия, новации : сборник тезисов и докладов V Междунар. науч.-практ. конф. / Владимир, гос. гуманитар, ун-т -Владимир, 2009. - С. 183-187. - 0.3 пл.

15. Палишева, Н.В. Влияние английского колониализма на модернизацию политической кулмуры Индии / Н.В. Палишева // Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета, посвященной 105-летию ТГПУ, 75-летию образования исторического факультета ТГПУ : материалы международной конференции. - Томск : Изд-во Том. гос. педагог, ун-та, 2008. - Ч. 2. - С. 105-111. - 0,45 пл.

16. Палишева, H.B. Эволюция восприятия колониальной системы представителями индийской элиты / Н.В. Палишева // Аспирантский сборник Новосиб. гос. педагог, ун-та - 2008. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. педагог, ун-та, 2008. - С. 118-125. - 0,5 п.л.

17. Палишева, Н.В. Особенности формирования индийского либерализма под воздействием английского колониализма / Н.В. Палишева // Восток-Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора A.B. Эдакова. -Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. педагог, ун-та, 2007. - Ч. 2. - С. 129-134. - 0,4 пл.

Подписано в печать 25.01.2013 г. Формат А4/2. Ризография Печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 03/01-13 Отпечатано в ООО «Позитив-НБ» 634050 г. Томск, пр. Ленина 34а

 

Текст диссертации на тему "Становление и развитие индийского национализма"

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НГПУ)

На правах рукописи

04201354747

Палишева Наталья Витальевна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история (соответствующего периода)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель д-р исторических наук, профессор О.И. Ивонина

Томск 2013

Оглавление

Введение..........................................................................................................................3

Глава 1. «Индийский национализм» как предмет исторического анализа 24

1.1.Попытка типологии «восточного национализма».............................................24

1.2.Колониальное общество как специфический контекст развития индийского национализма.................................................................................................................47

1.3.К вопросу о протонационалистических связях традиционного индийского

социума...........................................................................................................................58

Глава 2. Специфика зарождения и развития раннего национализма в индийском колониальном социуме XIX- начала XX (вторая четверть XIX -1905 гг.)..........................................................................................................................67

2.1.Формирование местного патриотизма и истоков индийского национализма в

колониальной Бенгалии................................................................................................67

2.2. Возникновение патриотических и ранних националистических идей в региональных и этнорелигиозных сообществах Северной и Западной Индии.... 108

2.3. Особенности оформления политической идеологии индийского

национализма в начальный период деятельности ИНК (1885-1905гг.)................132

Глава III. Основные направления и специфика эволюции индийского национализма первой половины XX века (1905-1947гг.)..................................148

3.1. Концепция свараджа в контексте развития националистической идеологии

1905-1917гг..................................................................................................................148

3.2. Историческая роль гандизма в развитии идеологии индийского национализма............................................................................................................167

3.3. Идеология «гражданского национализма» Дж. Неру как концептуальная

основа создания национально-государственного суверенитета Индии................189

Заключение.................................................................................................................214

Библиографический список....................................................................................225

Введение

Актуальность исследования. Различные вопросы национально-политического развития стран афро-азиатского ареала уже более полувека являются объектом повышенного внимания в отечественных и зарубежных гуманитарных науках. Проблема развития формирующейся в индийском колониальном социуме националистической идеологии имеет немало определений и интерпретаций, предлагаемых в рамках различных теоретико-методологических подходов.

В последние три десятилетия уход от позиции евроцентризма стал одной из основных заявленных задач. Это было обусловлено сменой методологической парадигмы, развитием национальных историографических школ бывших колоний и самими историческими условиями XX столетия, когда многие восточные страны продемонстрировали отличные от западных «образцы» социально-политического и культурного развития.

Трудновыполнимая задача ухода от позиции евроцентризма в востоковедных исследованиях должна являться не самоцелью, а скорее способом объяснения внутренних особенностей и закономерностей исторического и современного развития соответствующих стран. Среди исследователей за Индией закрепилось «кредо» страны, которая примером своего цивилизационного и социально-политического развития способна разрушить любые, даже самые стройные, теоретические построения.

Обоснованным является мнение многих политологов и историков, что современная Индия представляет собой единое государство исключительно как внешнеполитический субъект, который по своей внутренней структуре состоит из большого числа обладающих высокой степенью внутриполитической самостоятельности регионов, существенно отличающихся по многим цивилизационно-культурным особенностям.

В последнее время суверенная индийская нация демонстрирует высокие темпы внешнеполитического развития, и её значение в современной системе

международных отношений и других международных сферах и процессах увеличивается с каждым годом. Однако бурное развитие Индии как внешнеполитического субъекта не только не решает проблем внутренней национальной интеграции, а, напротив, сосуществует с активизировавшимися дезинтеграционными и коммуналистскими тенденциями, ставящими под вопрос существование единого индийского государства.

Зарождение националистической идеологии и самого понятия «нация», как и в других странах, произошло в Индии в эпоху Нового времени после установления британской колониальной системы. Колониальный период являлся временем, когда были созданы основания для становления «суверенной индийской нации» как внешнеполитического субъекта и сформировано представление о её внутреннем политическом, социокультурном и цивилизационно-историческом единстве (вместе с тем, что многие факторы децентрализации также зародились в это время). Именно поэтому изучение индийского антиколониального национализма как специфического политического и социокультурного феномена, с одной стороны, и как одного из проявлений общих тенденций эпохи Модернити, с другой, обладает высокой степенью значимости для понимания многих процессов национально-политического развития Индии.

Данная тема обладает высокой степенью актуальности для России, и сибирских регионов, в частности, чьи политические, экономические и культурные контакты с Индией постоянно возрастают, притом, что уровень осведомленности об историко-политических и культурных особенностях Индии остаётся достаточно низким, ограничиваясь по большей части некими общими стереотипными представлениями, либо фрагментарными сведениями.

Степень изученности темы. Проблематика складывания националистической антиколониальной идеологии в странах Востока имеет достаточно долгую и сложную историю изучения в зарубежной (т.е. западной и индийской) и отечественной науке. Зачастую этот вопрос становился

интегральной частью исследований, посвященных теоретическому осмыслению истории афро-азиатских сообществ.

Вплоть до 80-х годов XX века в зарубежном востоковедении было распространено представление об исторической отсталости обществ, обозначаемых как «страны Третьего мира», и об их зависимости от передовых западных держав. Во многом данная тенденция была обусловлена наследием виговской концепции всемирной истории, утвердившей тезис о «цивилизаторской миссии белого человека», а впоследствии теорий модернизации, мир-системного анализа и неомарскистской международной политэкономии.

Попытки осмысления специфики восточного национализма нашли отражение в работах P.C. Чавана1, X. Кона2, предисловии Э.Кедури к сборнику «Национализм в Азии и Африке»3, в исследовании Б.П. Ламб4, коллективной монографии В.Е. Даффета, Г.Р. Хикса5.

Большой вклад в исследовании проблемы был внесен Д.Копфом6, работы которого были посвящены модернизационным процессам в колониальной Бенгалии.

Отдельные аспекты и периоды формирования индийского национализма рассматривались в работах А.Сеала7, С.Саркара8, Д.Аргоу9, C.J1. Мальхотры10, коллективной монографии Х.Мукерджи и У. Мукерджи".

Рубежом в изучении истории колониальных сообществ стало творчество 12

Э.Сайда . Хотя его работа вызвала множество дискуссий в академическом сообществе, она существенным образом повлияла на смену научной парадигмы и

1 Chavan R.S. Nationalism in Asia. New Delhi, 1973.

2 Kohn H. The idea of nationalism. New York, 1962.

3 Kedourie E. Introduction//Nationalism in Asia and Africa. London, 1971. P. 1-153.

3 Lamb B.P. India: A World in Transition. New York, 1963.

4 Lamb B.P. India: A World in Transition. New York, 1963.

5 Duffett W.E., Hicks A.R., Parkin G.R. India today. The Background of Indian nationalism. New York, 1942.

6 Kopf D. British orientalism and the Bengal Renaissance. The dynamics of Indian Modernization 1773-1835, Berkeley, 1969; . Kopf D. Brahmo Samaj and Making of Modern Indian Mind. Princeton, 1979.

7 Seal A. The Emergence of Indian nationalism. Competition and collaboration in the later nineteenth century. Cambridge, 1971.

8 Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement in Bengal 1903-1908. New Delhi: People's Publishing House, 1973.

9 Argow D. Moderates and Extremists in the Indian Nationalist Movement 1883-1920. Bombay, 1967.

10 Malhotra S.L. Social and political orientations of neo-vedentism (study of the Social Philosophy of Vivekananda, Aurobindo, Bipin Chandra Pal, Tagore, Gandhi, Vinoba and Radhakrishnan). New Delhi, 1970.

" Mukherjee H., Mukherjee U. «Bande Mataram» and Indian Nationalism (1906-1908). Calcutta, 1957.

12 Said E. Orientalism. New York., 1978.

переосмысление многих базовых позиций зарубежного востоковедения. В итоге европоцентризм стал считаться одним из наиболее тяжких исследовательских «грехов». Непосредственное влияние оказало и то, что ряды сотрудников американских и европейских университетов стали активно пополняться за счет выходцев из азиатских стран, стремившихся к написанию собственной версии колониальной истории.

Примерно с начала 1980-х годов проблема взаимоотношения цивилизаций и построение идентичностей разного уровня в рамках дихотомии «Мы/Они» становится одним из основных фокусов исследовательского внимания. В западной науке появилось методологическое направление под общим названием «постколониального дискурса» или «постколониальной теории». Оно представляло собой определенный тип междисциплинарных исследований, в которых основной фокус внимания сосредотачивался на процессах становления и развития идентичностей колонизатора и колонизируемого. Наиболее явно

основные положения постколониальной теории были представлены в

1 2 исследованиях Х.Бхабхи и Г.Спивак .

Процессы «воображения» индийской цивилизации в западном сознании

стали занимать одно из центральных мест в индологических исследованиях.

Различные аспекты данного феномена рассматривались в работах Р.Индена3,

А.Сена4, А.Чаттерджи,5 в сборниках «Тексты власти. Возникающие дисциплины в

колониальной Бенгалии»6 под ред. П.Чаттерджи, «Бессмертная западная

цивилизация, создание концепции западной цивилизации и её «Другого» под

редакцией С.Федериси7.

Большое значение для изучения проблемы «Другого» как основного

компонента в создании западной идентичности имела работа И.Нойманна8.

1 Bhabha Н. The location of culture. New York, 1994.

2 Spivak G. Can the subaltern speak? // Marxism and the Interpretation of Culture. Illinois, 1988. P. 271-313.

3 Inden R. Imagining India. Cambridge, 1990.

4 Sen A. Indian tradition and western imagination. Cambrige, 1997.

5 Chatterjee A. Representations of India 1740-1840. Creation of India in the Colonial Imagination. London, 1998.

6 Texts of Power Emerging Disciplines in Colonial Bengal. London, 1995.

7 Enduring western civilization. The constriction of the concept of the Western civilization and its «Others». Westport, 1995.

8 Нойманн И. Использование «другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004.

Исследование различных аспектов влияния колониальной системы на политическое развитие Индии предпринималось в работах Л. Застоупил1, Б.Раджана2, А. Рая3.

Среди других работ, затрагивающих особенности индийского национально-политического развития Нового и Новейшего времени следует упомянуть исследование Дж. М. Браун,4 работу немецких исследователей Р.Альбертини и А. Вирца5.

Наиболее удачная на сегодняшний день попытка исследования проблемы индийского национализма представлена в работах индийского историка П.Чаттерджи6. Автор рассмотрел становление индийской антиколониальной националистической идеологии как специфический процесс, обусловленный целым набором идеологических, социокультурных и политических факторов эндогенного и экзогенного происхождения.

•у

Важную роль в разработке данной проблемы сыграли работы С.Кавираджа . Автор представил собственный взгляд на процесс формирования современной индийской нации и современного государства Индии, рассматривая феномен индийского национализма в качестве одной из основных составляющих индийской истории и политики эпохи Модерна.

Различные аспекты эволюции индийского национализма рассматривались в работах Д.А. Лоу8, Д.Аргоу9, А. Мондала,10 Бейли С.А.", а также в сборнике «Избранные исследования подчиненных» под редакцией Р.Гуха и Ч. Спивак1.

1 Zastoupil L. John Stuart Mill and India. California, 1994.

" Rajan B. Under western eyes: India from Milton to Macaulay. Durham, 1999.

3 Ray A. Negotiation the Modern. Orientalism and Indianness in Anglophone World. Routledge, 2007.

4 Brown J.M. Modern India: The origins of an Asian Democracy. Oxford, 1994.

5 Albertini R, Wirz A. European colonial rule, 1880-1940: The impact of the West on India, Southeast Asia, and Africa. Westport, 1882.

6 Chatterjee P. Nationalist thought and the colonial world. A derivative discourse. Minneapolis, 1993; Chatterjee P. Nation and its fragments. Colonial and postcolonial histories. Princeton, 1993.

7 Kaviraj S. The imaginary institution of India: Politics and Ideas. New York, 2010; Kaviraj S. Trajectories of the Indian state: Politics and ideas. Orient Blackswan, 2010; Kaviraj S. The unhappy consciousness: Bankimchandra Chattopadhyay and the formation of nationalist discourse in India. Oxford, 1995; Kaviraj S. Ideas of Freedom in Modern India. // The Idea of freedom in Asia and Africa. California, 2002. P. 97-143.

8 Low D.A. Britain and Indian nationalism. The imprint of ambiguity 1929-1942. Cambridge University Press, 1997.

9 Argow D. Moderates and Extremists in the Indian Nationalist Movement 1883-1920. Bombay, 1967.

10 Mondal A.A. Nationalism and Post-Colonial Identity: Culture and Ideology in India and Egypt. New York: 2003.

" Bayly C.A. Origins of Nationality in South Asia. Patriotism and Ethical Government in the making of Modern India. Delhi, 1998.

Особенности трансформации общественно-политической мысли

2 3

колониальной Индии изучались Т.Райчаудхури , С. Дасгуптой .

Изучению истории и идеологии Индийского Национального Конгресса в различные периоды его деятельности посвящены исследования Дж. Гордона4, К. Марковиц5, коллективная монография С.Ф. Эндрюс и Г.К. Мукерджи6.

Комплекс работ посвящен исследованию взглядов и концепций отдельных идеологов национализма, или лидеров национально-освободительного движения: Д.Е. Смита7, М. Поуссе8, Л.А.Гордона9, А.К.Дасгупты10, Б.Р. Нанды11, Б. Датта12, Е.Х. Эриксона13, С.Кавираджа14, сборник «Индийские критики Ганди» под редакцией X. Коварда.15

Вопрос о закономерностях исторической эволюции стран Востока в контексте формационной схемы развития всемирно-исторического процесса традиционно являлся одной из центральных проблем отечественного востоковедения советского периода. Большой вклад в её решение был внесен авторами коллективной монографии «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного»16, а также H.A. Симония17, разработавших концепцию общественно-исторического синтеза как основы социально-политического развития колониальных и постколониальных обществ. Различные

1 Selected subaltern Studies. Oxford, 1988.

2 Raychaudhuri T. Europe Reconsidered. Perceptions of the West in Nineteenth Century Bengal. Oxford, 1988.

3 Dasgupta S. The Bengal Renaissance. Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagor. New Delhi, 2007.

4 Provincial Politics and Indian nationalism. Bombay and the Indian National Congress 1880 to 1915. Cambridge, 1973.

5 Markovitts C. Indian business and nationalist politics 1931-1939. The Indigenous capitalist class and the Rise of the Congress Party. Cambridge University Press, 1985.

6 Andrews C.F., Mookerjee G.K. The Rise and Growth of Congress in India. 1832 -1920. Calcutta, 1967.

7 Smith D.E. Nehru and Democracy. The political thought of an Asian democrat. Bombay, 1985.

8 Pousse M. R. K. Narayan: A Painter of Modern India. New York, 1995.

9 Gordon L.A. Brothers against the Raj: A Biography of Indian Nationalists Sarat and Subhas Chandra Bose. New York, 1990.

10 Dasgupta A.K. Gandhi's Economic Thought. New York, 1996.

11 Nanda B.R. Three statesmen Gokhale, Gandhi, and Nehru. Oxford, 1994; Nanda B.R. The Nehrus: Motolal and Jawaharlal. New York, 1962.

12 Datta B. Resurgent Bengal. Rammohun, Bankimchandra, Rabintranath. Calcutta, 2000.

13 Erikson E.X. Gandhi's Truth: On the Origins of Militant Nonviolence. New York, 1993.

14 Kaviraj S. The unhappy consciousness: Bankimchandra Chattopadhyay and the formation of nationalist discourse in India. New Delhi, 1998.

15 Indian Critiques of Gandhi. New York, 2003.

16 Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

17 Страны Востока: пути развития. М., 1975.

1 2

аспекты данного вопроса рассматривались А.И.Левковским , Л.Б.Алаевым , Б.С. Ерасовым3, В.И. Павловым4, К.З. Ашрафян5, Г.И. Мирским6, В.Н.Никифоровым7, А.Б. Зубовым8, Н.И. Конрадом9. Проблема становления националистической доктрины рассматривалась в контексте общего взгляда на развитие Индии К.А. Антоновой10, К.З. Ашрафян11, авторами издания «Новейшая история Индии»12.

В рамках советской историографии неоднократно исследовался феномен, обозначаемый термином «национально-освободительное движение», которому были посвящены работы А.Н. Хейфеца13, Н.М. Гольдберга14, A.B. Райкова13, A.B. Кивы16, А.Б. Беленького17, а также сборники «Ленин и национально-освободительное движение»18, «Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака»19, «Зарождение идеологии национально-

освободительного движения (XIX - начало XX вв.) Очерки по истории

20 21 22 общественной мысли стран Востока» . В работах З.И. Левина, Б.С. Ерасова ,

23 24 1 2

Р.Б. Рыбакова , В.С.Костюченко , Э.Н.Комарова , Л.Р. Гордон-Полонской , Е.Б.

1 Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. М., 1963; Левковский А.И. «Третий мир» в современном мире. М, 1971.

2 Алаев Л.Б. Формационные черты феодализма и Восток // Народы Азии и Африки. 1987. № 3. С. 78-90; Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация // Народы Азии и Африки. 1990. № 3. С. 46-58.

3 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

4 Павлов В.И. К стадиально-формационной характеристике восточных обществ в Новое время // Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М., 1979. С. 173 — 329.

5 Ашрафян К.З. Восточный феодализм: особенности структуры. М., 1990.

6 Мирский Г.И. «Третий мир»: общество, власть, армия. М., 1976.

7 Никифоров B.H. Восток и всемирная история. М., 1975.

8 Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.

9 Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

10 Антонова К.А. История Индии.