автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Становление и развитие режиссуры литовского драматического театра (1918-1940)

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Алексайте, Ирена Флорийоновна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Становление и развитие режиссуры литовского драматического театра (1918-1940)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Алексайте, Ирена Флорийоновна

ВВЕДЕНИЕ.

I. СВЯЗИ ЛИТОВСКОЙ РЕЖИССУРЫ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ СИЕНЫ

1. Предпосылки развития литовского театра в конце

XIX в. - в начале XX в. II

2. Режиссура любительского театра

3. Основные черты режиссуры профессионального драматического театра в 1918-1929 гг.

4. Особенности полупрофессиональной режиссуры -Ю.Вайчкус (1885-1935)

5. Этапы профессионализации режиссуры. а) Константинас Глине кис (1886-1938) б) Антанас Суткус (1892-1968). Идея символико-национального театра и режиссура сатирического театра "Вилколакис" в) Борисас Даугуветис (1885-1949). Поиски реалистического сценического характера

П. ДЕМСКРАТШЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕЖИССУРЕ ЛИТОВСКОГО ТЕАТРА (1924-40 годы)

1. Основные черты развития театра и режиссуры в 1929-40 годы

2. Первые уроки "системы1' К.С.Станиславского в литовском сценическом искусстве в 1929-1935 гг. а) Основные черты новаторской режиссуры А. Олеки

Жилинскаса. Утверждение реализма б) Уроки Михаила Чехова в литовском театре

3. Прогрессивные и консервативные тенденции в режиссуре (1929-35 гг.)

4. Театральные новации а) Ромуальдас Юкнявичюс (1906-1963) - развитие реалистического метода в режиссуре б) Альгирдас Якшявичюс (1908-1941) - поиски театральности

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Алексайте, Ирена Флорийоновна

Возникновение литовского профессионального театра тесно связано с восстановлением государственности нации; основными стимулами этого факта стали революция 1905 года и Великая Октябрьская социалистическая революция, победа которой и создала возможность восстановить государство Литвы. Предпосылки к созданию профессионального литовского театра возникли между этими двумя революциями, когда началась интенсивная общественная и культурная активность литовской нации. Самым тесным образом с возникновением профессионального литовского драматического театра связано и формирование искусства режиссуры.

Диссертация посвящена проблемам становления и развития режиссуры профессионального драматического театра Литвы в период с 1918 по 1940-ой год, когда национальная культура испытывала воздействие буржуазной диктатуры. В этих сложных общественно-политических условиях театральная культура - драматургия, режиссура, искусство актера - была ограничена жесткими рамками регламентации и воздействия правящих буржуазных партий.

Задачей данной диссертации является исследование развития национальной режиссуры, которая рассматривается в данной работе не только как художественное явление, но и как важнейшая часть культуры литовского народа, исторических перемен жизни общества. В работе показана противоречивость этого сложного процесса, отчетливо отражающего борьбу двух культур - буржуазной и демократической, прогрессивной - в одной национальной культуре.

Формирование профессиональной режиссуры литовского театра было тесно связано с дореволюционным русским и советским театром 20-х и 30-х годов. На этот процесс оказывало воздействие творчество выдающихся русских режиссеров К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Л.А. Сулержицкого, Б.Б. Вахтангова, Вс.Э. Мейерхольда.

Деятельность некоторых литовских режиссеров была тесно связана с такими театрами как: Литературно-художественный, Александринский в Петербурге, 1-ой студией МХТа и 11-ым МХАТом, театром имени В. Комиссаржевской в Москве. В работе этих театров, как показало исследование, заключены истоки некоторых направлений литовской режиссуры.

Становление профессиональной литовской режиссуры происходило в условиях, сходных с общественно-политическими условиями буржуазного режима в ближайших странах - в Латвии и Эстонии. Поэтому в работе устанавливается сходство, определяются специфические особенности развития национальных театров и режиссуры республики Прибалтики.

Исследование процесса становления и развития национальной режиссуры проводится в литовском театроведении автором работы впервые. Давая характеристику любительской режиссуры, вычленяя ее специфические особенности на каждом из этапов развития любительского театра (Народного, периода "литовских вечеров", деятельности театральных обществ), диссертант прослеживает зарождение новых тенденций в искусстве режиссуры. Это помогает понять глубинные истоки национальной профессиональной режиссуры, развитие этой режиссурой традиций любительского театра.

В данной работе впервые делается попытка воссоздать целостный процесс развития искусства литовской режиссуры, определить

99 периодизацию, истоки. В диссертации вычленяются три периода развития национальной режиссуры, каждый из которых тесно связан с конкретными общественно-политическими условиями жизни буржуазной Литвы и своеобразно ее отражает. Через искусство режиссуры можно отчетливо проследить противоборство разных идеологических платформ, ощутить постепенное нарастание оппозиции буржуазному режиму, все более сильное противостояние прогрессивных сил реакции.

Процесс формирования литовской режиссуры отчетливо показывает утверждение демократических прогрессивных тенденций, усиление критической направленности искусства против буржуазного режима. Диссертант прослеживает появление и развитие в работе некоторых режиссеров социальных, антибуржуазных мотивов. Режиссура была как бы чутким барометром, фиксировавшим движение национального театра, подготовившим его свершения в советскую эпоху. Это находит полное выражение в годы, предшествующие восстановлению советской власти в Литве.

Первый период развития национальной режиссуры - 1918-1929. В эти годы происходит ее профессионализация, приобретается практический опыт. В этот период режиссура связана, с одной стороны, с литовским любительским театром, его традицией, с другой - со сценическим реализмом русского театра. На этом этапе прослеживается деятельность первых режиссеров, дается характеристика их поисков, выявляются объективные и субъективные моменты, определявшие их творчество.

Выделение в диссертации отдельных персонажей режиссеров обусловлено объективными обстоятельствами - разрозненностью, обособленностью, замкнутостью деятельности режиссеров, отсутствием между ними внутренних связей, творческих контактов. Прослеживая творчество каждого режиссера, можно было отчетливо увидеть их художественную лабораторию, направление поиска, вычленить положительные тенденции, находки, имеющие принципиальный характер.

Первый период деятельности литовских режиссеров подготовил почву для дальнейшего развития национального театра, который обозначил второй этап режиссуры, относящийся к 1929-1935 годам. В эти годы происходит расцвет литовской режиссуры и театра, четко обозначается коренной сдвиг в принципах постановки спектаклей, в работе с актером, драматургом, художником, композитором. Это время практического ознакомления литовского театра с "системой" К.С. Станиславского, глубинный пересмотр старых принципов режиссуры. Впервые в литовском театре отчетливо выявляется значение режиссерской интерпретации, сверхзадачи спектакля, ансамблевос-ти актерского исполнения, атмосферы действия, образного строя спектакля. Все эти новшества привнесли в режиссуру ученики Станиславского, Сулержицкого и Вахтаннова, бывшие актеры II МХАТа -А. Олека-Жилинскас и М. Чехов. Их кратковременная деятельность в литовском театре отличалась не только принципиальной новизной, но и, вопреки их субъективным намерениям, политической остротой. Новаторские поиски этих режиссеров прослеживаются при анализе их постановок. В эти годы со всей очевидностью обнаружилась идейная, художественная и методологическая ограниченность старой режиссуры.

Новый метод работы А. Олеки-Жилинскаса с актерами, направленный на выявление глубинной правды сценического переживания, произвел решительные изменения в Каунасском Государственном театре и стал стимулом для возникновения нового коллектива "Театра Молодых", который в основном составили ученики А. Олеки-Жилинскаса. В диссертации исследуется деятельность этого театра, противостоящая направлению Каунасской Госдрамы. "Театр Молодых" -демократический, новаторский по своей устремленности коллектив, выдвинул молодых литовских режиссеров - Р. Якнявичюса и А. Якшя-вичюса.

Театр Молодых", а также лучшие постановки А. Олеки-Жилин-скаса и М. Чехова вывели литовский театр на передовые позиции своего времени.

Третий этап развития национальной режиссуры относится к 193б-1940-ым годам. Он отмечен, с одной стороны, все более углубляющимся кризисом старой режиссуры (Б. Даугуветис, А. Суткус), а с другой - поисками молэдой режиссуры. Р. Юкнявичюс и А. Якшя-вичюс не только продолжили заветы своих талантливых учителей, но и своими острыми антибуржуазными постановками заложили основу будущего литовского советского театра, его режиссуры.

Истории литовского театра посвящен ряд трудов и исследований А. Венгриса, А. Суткуса, А. Самулёниса, Т. Вайчюнене, В. Мак-ниса, Р. Якучёниса, Д. Юделявичюса*. В них исследуется процесс Vengris A. Dramos teatras. - Kn.: Lietuviu teatras, 19181929. V.: Mintis, 1981, p. 10-172;

Vengris A. Kastantas Glinskis. - V.: Mintis, 1965. - 119 p.j

Petras KubertaviSius (Sudaré ir paruoSé A.Vengris). - V.: Mintis, 1970. - 184 p.j

Sutkus A. Vilkolakio teatras. - V.: Vaga, 1969. - 360 p.j Samulionis A. Balys Sruoga - dramaturgias ir teatro kri-tikas. - V.j Mintis, 1968. - 176 p.j

Vaiciüniené T. Scena ir gyvenimas. - V.; Vaga, 1975. -268 p.j становления литовского театра, его история, даются портреты крупнейших актеров, режиссеров, театральных критиков, периодическая печать исследуемого периода.

Однако целостного процесса становления и развития национальной режиссуры, рассмотрения ее истоков, традиций, направлений поисков и режиссерских школ, а также театральной педагогики, характерных периоду 1918-1940 гг., указанные труды не освещали.

Были исследованы труды литовских литературоведов (И, Лан-кутиса, В. Галиниса, К. Амбрасаса)1, касающиеся процессов, происходящих в литературе и особенно в литовской драматургии, а также работы искуссвоведов . Все эти труды были тщательно изучены в процессе подготовки данной диссертации.

Изучены были и фонды литовского музея Музыки и Театра, рукописный отдел Института литовского языка и литературы при АН Литовской ССР; воспоминания крупнейших деятелей литовского буржуазного театра. Диссертант провел беседы с крупнейшими актерами - ветеранами литовской сцены: А. Вайнюнайте, Б. Жалинкявичай

Maknys V. Lietuviu teatro raidos bruozai. - V,, Mintis, 1972-1979. - D.l -2;

Якучёнис M.-P.B. Литовский драматический театр накануне восстановления Советской власти в Литве. - Дис. . канд. ис- ^ кусствоведения. - Вильнюс, 1979. - 211 л.;

JudeleviSius D. Gyvasis Sekspyras. - V.: Vaga, 1964. -271 р. Lankutis J. Lietuviii dramaturgias raida. - V.: Vaga,

1974. - 441 p.

Galinis V. Naujos kryptys lietuviu literatüroje. - V.í Vaga, 1974. - 497 p. те, Т. Вайчюнене, П. Кубертавичюсом, В. Линейкой, С. Юкной, В. Деркинтисом, П. Восилюте, К. Кимантайте, Б. Биндокайтв, 0. Шаулецкайте, Ю. Рудзинскасом, А. Радзявичюсом, А. Кернаги-сом, В. Лиетувайтите, а также нар. арт. СССР В.О. Топорковым.

Беседы с деятелями литовского театра помогли заполнить существующие пробелы, восстановить, реконструировать крупнейшие постановки, а также оценить деятельность режиссеров, являющуюся объектом исследования.

В процессе работы была тщательно изучена газетная и журнальная периодическая пресса исследуемого периода. Низкий профессиональный уровень тогдашней критики, состоящей в основном из людей случайный, далеких от театра, крайне затруднял воссоздание спектаклей, изучение работ режиссеров, интерпретацию пьесы, методы работы с актерами. Автор данного исследования ставил перед собой задачу воссоздать различные методы работы режиссеров над спектаклями и их взаимодействия с актерами.

Собирая отдельные детали и, сопоставляя, сравнивая или противопоставляя их, диссертант приходил к определенным выводам, позволяющим определить процесс развития национальной режиссуры. АтЪгаваз К. Ра5а1^1о;)1 Ие-ЬшгЛц кгЗ.'Ыка. - V.: Vaga,

1978. - 565 р. 2

XX а. 11е-Ьшг1.ц йаНёа 1а1;ог13а 1900-1940. - V.: Ча&а9 1982. - 325 р.

I. СВЯЗИ ЛИТОВСКОЙ РЕЖИССУРЫ С ТРАДИЦИЯМИ

РУССКОЙ СЦЕНЫ

I. Условия развития литовского ¡театра б конце XIX б. -в начале XX в. и их специфические особенности

XX век ознаменовал новую эру не только в поступательном движении времени, но и в общественно-историческом, социальном развитии человечества, в мире науки и техники. Он открыл новую страницу и в области театрального искусства. В конце XIX в. в Москве был основан Художественный театр, организаторы и художественные руководители которого К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, формировали и создавали новые контуры будущего театра XX в. Театральные реформы в западноевропейском театре осуществляли мейнингенская труппа (Германия), Андре Антуан (Франция), От то Брам (Германия). Стремительно изменялась панорама мирового театра. Родился "режиссерский" театр - новое и перспективное явление, сравнительно быстро завладевшее театральной ареной мира. Выдвинулась фигура режиссера - художественного руководителя и организатора спектакля, объединившего в процессе постановки в единое целое искусство актера, драматурга, художника, композитора. Режиссер выявил основную философско-смысловую концепцию, определил место и задачу каждого исполнителя в театральном представлении. Он, как дирижер в музыке, развивал главный лейтмотив драматургической мысли, украшая и обогащая его тонкими нюансами, придавая зрелищу соответственную форму, образность. Он стал на театре рентгеновским лучом, проникающим в глубины драматургии и внутреннего мира человека. Миссию режиссера, его необходимость в театре XX в. охарактеризовала историк советского театра М. Строева: "Новое соотношение личности и времени повлекло за собой решительные перемены и в сфере специфически театральной. Нужен был иной взгляд, иной инструмент, чтобы раскрыть, проинтегрировать сложное психологическое взаимодействие человека с его средой, обществом, жизнью. Здесь взгляд изнутри должен был дополниться взглядом со стороны. Иными словами, актерское отношение к образу человека необходимо было слить с режиссерским отношением к образу мира.

Разумеется, искусство режиссера существовало и прежде, но отведена ему была роль подчиненная, вторичная, подсобная. Находясь в услужении у актера, он лишь помогал тому полнее властвовать на сцене. Теперь слуга стал хозяином,демиургом сцены. Именно ему надлежало дать ощущение целого, всеобщего, исторического, витающего над людскими судьбами, незримо подчиняющего их своим велениям. Режиссер как бы стал голосом самой истории. Вот почему, помимо всего прочего, явление его на сцену мирового театра т

XX в. стало не только возможным, но просто необходимым" .

Утверждение главенствующей роли режиссера в театре явилось настоящим переворотом, обозначившим контуры театрального искусства XX в. Совершенно иное толкование в режиссерском театре получила драматургия, она приобрела новый вес и смысл. Сложные и многослойные пьесы, классические шедевры требовали собственно режиссерской интерпретации, которая способствовала бы выявлению их социальных, философско-психологических и театральных пластов, многозначности драматургических характеров. Господство в спектакле режиссера как руководителя, своеобразного диктатора

1 Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 18981917. - М., 1973, с. 10. проявилось в конца XIX в, на только в театральном искусстве. Аналогичные изменения в то же самое время происходили и в соседних видах искусства - в музыке и кино.

Характерная деталь: в истории русского, а также и западноевропейского театра XIX в. ярче всего проявилось искусство актера . Талантливый артист, обладающий яркой индивидуальностью, как бы заслонил собой груд других деятелей театра. Не случайно это время отмечено расцветом системы "звезд", актеров - солистов, премьеров труппы. Парадоксально, но именно они, таланты, в борьбе за свою роль, место на сцене, внимание публики, аплодисменты и успех как бы разрушали на сцене целостность и единство пьесы. Приоритет драматурга спас режиссер. С его приходом в театр изменилось и положение актера. Изменилось, но отнюдь не ухудшилось. Наоборот - выросло и окрепло. "Да, режиссура должна быть активной - учит Станиславский, - писал Ю. Завадский. - Но это вовсе не означает принижения актерской значимости в работе над спектаклем, в самом спектакле. Роль режиссера сходна с задачей дирижера оркестра: его успех зависит от успеха самого последнего из оркестрантов. Да, режиссер это хозяин спектакля - подтверждает опыт Станиславского. Но из этого вовсе не следует "избранничество" режиссера, оскорбительная для актеров поза "мастера", который никого не еду тает и всех поучает. Режиссер вместе с актерами создает единое целое - спектакль"*. И еще: "Мейерхольд никогда, однако, не принижал роли актера в создании спектакля - просто он по-новому трактовал его искусство. Он считал, что в самоограничении жизни актера на сцене в соответствии с замыслом режиссера есть великая прелесть, что именно здесь рождается подлинная и целеустремленная выразительность, возника

1 Завадский Ю. Учителя и ученики. - М., 1975, с. 95. ет расчетливое и технически совершенное мастерство. Когда Мейерхольд мечтал об актерской импровизации, его мысли склонялись к внешне парадоксальному суждению: "свобода в подчинении"*.

В то время, когда мировой театр переживал период коренных перемен, в Литве в 1899 г. тоже родилось новое, незаурядное явление. В приморском городке Паланге,в ту пору, когда все еще действовал строгий запрет царского режима на проведение "литовских вечеров", впервые в Литве публично был сыгран спектакль "Америка [ в бане". /

Сложные историко-политические условия в Литве, которая входила в состав Российской империи, сильно тормозили, особенно после восстания 1863 г., развитие национальной культуры и искусства. Это был заслон, преградивший путь живому течению общественной жизни, культуры. Царская политика была направлена против национальной культуры - литовского слова, письменности. Эта политика в отношении национального меньшинства вызвала сильное сопротивление внутри маленького края. Родилось мощное национально-освободительное движение, могучей волной прокатившееся по Литве, охватившее едва ли не все классы и социальные слои общества. В.И. Ленин, характеризуя национальные движения, которые зарождаются в эпоху крушения феодализма и абсолютизма, писал: "(.) Когда национальные движения впервые становятся массовыми, втягивают так или иначе все классы населения в политику путем печа 2 ги, участия в представительных учреждениях и г.д.!,с'

Последнее десятилетие XIX в. и начало XX в. ознаменовали собой резкий подъем во всех сферах общественно-политической и

1 Завадский Ю. Учителя и ученики. - M., 1975, с. 158.

2 Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. - Полн. собр соч., т. 25, с. 264. культурной жизни. Литва в то время вступала на путь стремительного развития капитализма. "Положение восходящей литовской буржуазии при царском режиме было противоречивым, - отмечается в "Истории литовской литературы", - С одной стороны царизм обеспечил литовской буржуазии спокойное социальное существование и даже создал некоторые благоприятные условия для обогащения (.) Поэтому они не противились политике царской власти и стремились даже реформировать существующий режим, лучше приспособить его к своим интересам (.) С другой стороны, литовская буржуазия, так же как и все крестьянство, ощущала национальный гнет со стороны царской власти, политическое бесправие и некоторые экономические ограничения (.) Все это не могло не вызвать определенного недовольства буржуазных слоев"*.

Этим можно объяснить факт, что некоторые представители литовской буржуазной интеллигенции активно включились в культурную жизнь, особенно в деятельность любительского театра. Ибо, как отмечал В.И. Ленин, "в каждом буржуазном национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание против угнетения, и это-то содержание мы безусловно поддерживаем, строго выделяя стремление к своей национальной исключительности"2.

Культурный подъем нации не прекращался и в противоречивых исторических условиях, во время обострения классовой борьбы под влиянием революции 1905-1907 гг., а также после ее поражения и в годы разгула царской реакции. В то же время он отражал и борьбу двух культур - буржуазной и демократической в одной национальной культуре. Ые-Ъиухц 13^ега1;йгоа 1в1;ог:1за. - V,, 1958. т Т.2, р, 75.

2 Ленин В.И. О праве нации на самоопределение. - Полн. собр. соч., т. 25, с. 275-27б.

Центром литовского национально-освободительного движения, как и других угнетенных царизмом народов - латышей и эстонцев, ^ украинцев и белорусов, становится театр. В конце XIX в. и в начале XX в. создание национального театра является общенациональной целью, опять-таки не только для литовского народа. Общественный характер театра, широкая аудитория делали его особенно действенным. "Ни десяток книжек, ни газеты не сделают того,что сделает один спектакль."*, - писал известный революционер В. Капсукас-Мицкявичюс, который сам в то время активно участвовал в представлениях любительского театра. Живое литовское слово колоколом звенело со сценических подмостков в песне и в представлении. Оно обладало особенным эмоциональным воздействием. Смелая общественно-политическая мысль, борьба против царизма, революционные настроения стимулировали распространение тайных вечеров, театральных обществ - расцвету любительского театра.

Тайные "литовские вечера", столь популярные в конце XIX ^ в., позднее театр артистических обществ, - все это подобно сильной цепной реакции распространилось по небольшой территории края. Это было зарождение национального театра.

Огромный разрыв существовал в конце XIX в. и в начале XX в. между формирующимся литовским любительским театром и культурно-театральными традициями России, Польши и даже ближайших соседей - латышей и эстонцев, не говоря уже о западноевропейском театре. В то время, когда большинство этих театров достигло более высокой ступени профессионализма, литовский театр только возрождал- ^ ся в широком движении любительских "вечеров", делал свои первые / робкие шаги. Отставание национального театра от мирового было очевидным и для литовских театральных деятелей того времени.

Карвикав V, КавЪа!. - V., 1960. - Т.1, р. 108-109.

Историк театра В. Макнис обоснованно выделяет следующие этапы в истории литовского театра: I) народный театр, 2) старый театр (Школьный, Замковый, театр вельмож Великого княжества Литовского), который соответствует театру эпохи феодализма. 3) публичный городской театр, "литовские вечера" и любительский театр артистических обществ - театр эпохи зарождения капиталистических отношений, 4) театр буржуазного периода и 5) литовский советский театр. Данная классификация соответствует ступенчатой структуре развития мирового театра. Однако здесь обнаруживаются и существенные различия. Когда речь идет о литовском театре,надо иметь в виду (эта исключительность присуща также латышскому и эстонскому театрам), что он прошел особый путь развития.

Зародившийся в фольклорных традициях литовского народа -в песнях и играх, проявившийся в бытовых обычаях, религиозных и календарных обрядах - Народный театр был подлинно национальным. литовским театром. Дальнейшие же этапы развития театра (Старый, Публичный городской театр) - это деятельность в Литве нелитовских - польских, русских, немецких, итальянских и др. театральных трупп.

Национальный театр вновь как бы возродился лишь в конце XIX в., когда началось движение тайных, а позднее и публичных "литовских вечеров". Поэтому прав историк театра В. Макнис, утверждая, что "любительский театр XIX в. - это дальнейшая деятельность народного театра и более высокая его ступень"*.

Эти ступени разделены не одним, не двумя столетиями. Поистине исполинский скачок пришлось совершить литовскому театру от народного до Любительского театра конца XIX в., минуя другие Makxiys V. Lietuviq. teatro raidos bruozai. - V., 1972. - D.l,/ p. 72. важные для развития театра звенья* Ни школьный театр закрытого типа в иезуитских Академиях, ни действовавшие в имениях феодалов театральные группы иностранцев из-за своей замкнутости не могли оказать влияния на Народный или позднее зародившийся Любительский театр. Те, кто принимал участив в народных играх или обрядовых сценках - в большинстве своем крестьяне, ремесленники -низшие социальные слои общества, не могли попасть на пышные представления дворцовых театров. А если бы они и попали туда,то ничего не поняли бы, столкнувшись с чужим, непонятным языком,не-привычными жанрами комической оперы, оперетты или балета.

Начиная с первых тайных вечеров в Литве, начало которых датируется 1885 г,1, до 1918 г., когда родился литовский профессиональный театр, национальный театр за неполные тридцать три года должен был сделать путь, пройденный сценическим искусством других народов, как свидетельствует история, в течение многих столетий. Нелегко было преодолеть огромное отставание в области театральной культуры* Оно сказывалось и позднее в деятельности профессионального театра.

Эти тридцать три года для литовского театра явились периодом напряженной работы и необыкновенной творческой интенсивности. Это годы широкого театрального движения и коренного перелома в его развитии. Исчерпывающие фактические данные, представленные 2 в книге В. Макниса о зародившихся в Литве и действовавших за ее пределами (в России, Латвии, США) в начале XX в; театральных обществах, отражают необыкновенную творческую активность любителей. Это было связано и с тем, что в 1904- г. в Литве были сняты некоторые запреты царской цензуры. Malcnys V. Lietuviij teatro raidos bruozai» d.l, p.72.

2 m

Ten pat.

- 19

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие режиссуры литовского драматического театра (1918-1940)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложный путь становления и развития искусства литовской режиссуры в условиях буржуазной действительности, обусловлен ис-торико-политическими событиями, происходившими в буржуазной Литве. Рассмотрение эволюции литовского сценического искусства в контексте национальной культуры позволяет определить его место в борьбе за прогрессивные устремления эпохи. Проведенное в процессе работы над этой темой исследование подтверждает, что искусство режиссуры буржуазного периода четко отражает борьбу двух национальных культур в одной национальной культуре. Двадцатилетний путь развития режиссерского искусства литовского театра в 1918-1940 годах - это обширная панорама столкновений прогрессивных, демократических устремлений мастеров национальной сцены с 5 идейно-художественным консервативизмом и рутиной, господствовав- ! шими на государственной казенной сцене. [

Изучая процесс развития режиссуры во всей его идейно-художественной сложности, вычленяя рациональные моменты, выявляя направление развития искусства национальной режиссуры, автор диссертации прослеживает утверждение в литовском сценическом искусстве прогрессивной идейности и новаторство в сфере художественного метода, поисков выразительных средств. Особое значение приоб-~ - ■ ' ретает вопрос взаимосвязи профессиональной режиссуры с национальными традициями любительского театра. Черты, присущие режиссуре народного и любительского театра, проявляются, а порой доминируют в творчестве некоторых режиссеров профессионального'театра в период 1920-1929 гг. Этот период становится переходным этапом в развитии национальной режиссуры, переходящий от любительства к полупрофессиональной деятельности. В работе широко освещена взаимосвязь национальной режиссуры с традициями русской реалистической школы, предшествовавшей реформе К.С. Станиславского. Деятельность русских театров Москвы и Петербурга конца XIX в., начала XX в., в которых обучались и работали будущие режиссеры литовского театра, определяла формирование театрально-эстетиче- \ ских концепций литовских режиссеров, их методов работы над спек- ¡' таклем, проблему взаимодействия режиссуры и исполнительского творчества, искусства актеров, Заложенные в этот период тенденции впоследствии сложно преломлятся и видоизменятся в национальном профессиональном театре. Изучение искусства литовской режиссуры подтверждает тесную связь национального профессионального театра с русской реалистической сценической школой. Развитие режиссуры претерпевает сдвиги и изменения, определяющиеся таким важным явлением в мировой режиссуре, как рождение МХТа и деятельность К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Анализ режиссерского творчества крупнейших мастеров литовской сцены в 1918-1940 годах позволяет, впервые в литовском театроведении, определить периодизацию развития национального сценического искусства и проследить процесс формирования и постепенного углубления сценического реализма, обогащение его психологизмом, сценической правдой, и социальной силой обличения пог роков буржуазного общества.

В творчестве Ю. Вайчкуса, К. Глинскиса, А. Суткуса, Б. Даугуветиса складываются художественные принципы, определяющие развитие национального театрального искусства. Направление творческих поисков этих режиссеров показывает их значение для нацио- 1 нальной сцены, определяет формирующуюся в эти годы национальную ) театральную традицию.

Новые прогрессивные демократические тенденции и художественные направления в режиссуре литовского драматического театра 1929-40 годов связаны с деятельностью учеников К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, с творчеством бывших акте ров I студии МХТ, впоследствии МХАТа 11-го - А. Олеки-Жилинска-са и М. Чехова. Они впервые внедряли уроки "системы К.С. Станиславского в литовское сценическое искусство, утверждали новатор- / ские методы постановки спектакля. Эти изменения в национальной режиссуре явились, по существу, реформой национальной сцены и определили новые перспективные пути движения национального театра по пути сценического реализма. Реконструкция спектаклей А. Олеки-Килинскаса и М. Чехова в Каунасском Государственном театре драмы, проведенная в настоящей работе, позволяет выявить принципиальную новизну их режиссерского метода, тесно связанного с лучшими традициями сценического реализма МХАТа (концептуаль- \ ность спектакля, правда чувств, углубленность психологических характеристик, использование в игре актеров физических действий, ( подводного" течения действия, поиски "зерна" образа, сверхзада- / I чи спектакля).

Принципы сценического реализма, осуществленные А. Олекой-Килинскасом в спектаклях "Шарунас" В. Крове, "Колокола" Ч. Диккенса, "Хижина дяди Тома" Г. Бичер Стоу, "В тени исполина" Б.Сру-оги, "Оливер Твист" Ч. Диккенса сообщала спектаклям социальную заостренность, силу обличения буржуазного общества.

Особое значение имели для литовских актеров педагогические уроки М. Чехова, предложенная им программа по актерскому мастерству, овладение внутренней и внешней техникой игры, обращение к импровизации, гротеску (спектакли "Гамлет", "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Ревизор" Гоголя).

В го же время в постановках А. Олеки-Жилинскаса и М. Чехова прослеживается и воздействие театрально-эстетических принципов МХАТа 11-го. В их творчестве проявляются и некоторые идейные противоречия.

Значение А. Олеки-Жилинскаса и М. Чехова для национальной сцены определяется и студийным воспитанием молодых актеров, созданием "Театра Молодых" (1933 г.) с его новаторской деятельностью, противостоящего рутине и косности Каунасской Государственной драмы. Театральный манифест "Театра Молодых", провозглашенный в день премьеры, отражал новые для литовской сцены художественные принципы, близкие эстетическим устремлениям 1-й студии МХТа.

Спектакли "Театра Молодых" сблизили театральное искусство Литвы начала 30-ых годов с передовыми демократическими веяниями эпохи. В условиях буржуазной диктатуры, демократические и гуманистические идеи, выраженные в спектаклях "Театра Молодых" ("Хижина дяди Тома", "В тени исполина") звучали социально заостренно, театр становился на позиции обличения буржуазного строя.

Воспитанники А. Олеки-Жилинскаса молодые литовские режиссеры Р. Юкнявичюс, А. Якшявичюс восприняли от своего учителя преемственность творческих традиций, принципы сценической правды, углубленного реализма.

В конце 30-х гг. литовская режиссура устанавливает непосредственные контакты с советским театром, его достижениями и поисками. Эти контакты становятся мощным стимулом для обогащения творчества молодых режиссеров, усиления антибуржуазной направленности сценического искусства, четкого определения идейно-творческих позиций деятелей литовской сцены.

Спектакли Р. Юкнявичюса в Клайпедеком и Каунасском геатpax $"Надежда" - "Гибель "Надежды" Г. Хейерманса, 1936 г.; "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана, 1938 г., "Топаз" М. Паньоля, 1940 г.)»постановка А. Якшявичюсом - "Миллионы Марко Поло" Ю.0*Нила, 1937 Р.) - стали этапным событием для литовского театрального искусства. В этих спектаклях получили развитие художественные достижения новаторской режиссуры А. Олеки-Жилинска-са, лучшие мхатовские традиции, принципы демократического общественно-значимого искусства. Творчество молодых режиссеров было прогрессивным, актуальным, созвучным своей эпохе.

Искусство молодых режиссеров подготовило в конце 30-х годов качественные сдвиги литовского театра, его передовые позиции. Сценическое искусство приобретает в эти годы широкий общественный резонанс, достигает значительности, идейно-художественных результатов. Прогрессивная устремленность литовской режиссуры предопределила те коренные изменения, которые произошли в период восстановления Советской власти в Литве в 1940-м - 1941 годах.

1940-й год - год становления советского литовского театра, начало второй молодости старейшего очага литовской театральной культуры - Каунасского театра. Литовский театр сразу же занял передовые позиции в строительстве новой культуры. В авангарде были Каунасский и только что созданный Вильнюсский театры, руководимые Б. Даугуветисом и Р. Юкнявичюсом. Первый в Литве в 1940 г. Б. Даугуветис взялся за постановку советской пьесы - "Сын народа" Ю. Германа. Литовский театр переживал идейно-творческий подъем. Широкой публике впервые становились доступными сокровища советской драматургии и театра братских народов, накопленные в более чем за двадцать лет. В корне изменилось положение и в самом театре, коллектив которого ощущал живой интерес зрителей к первым постановкам советских пьес. В Вильнюсском театре шла "Таня" А. Арбузова; на шяуляйской сцене появились "Платок Кре- ' чет" А. Корнейчука, "Последние" М. Горького, "Беспокойная старость" Л. Рахманова, молодой Паневежский театр начал свой первый сезон "Падью серебряной" Н. Погодина. Это подготовило почву лучшим спектаклям первого советского сезона - "Бронепоезду 14-69" Вс. Иванова в Вильнюсском драматическом театре (реж. Р. Юкнявичюс) и "Разлому" Б. Лавренева в Каунасском театре (реж. Б. Даугуветис). Такие мощные по своему героико-гражданскому звучанию спектакли не могли бы появиться, если бы их созданию не предшествовала трудная, разнообразная по формам двадцатилетняя борьба демократических сил против буржуазных тенденций внутри Каунасского театра еще в период 1918-1940 гг.

Революционный подъем, который переживала в те дни республика, выразился прежде всего в массовых сценах вышеупомянутых спектаклей, где действовал основной творец истории - народ.

В "Бронепоезде" вильнюсцев и каунасском "Разломе" зарождались новые, доселе литовскому театру неизвестные традиции сценического воссоздания облика народа, традиции народно-героического искусства.

Расцвет режиссуры Б. Даугуветиса и Р. Юкнявичюса выпадает на послевоенные годы, когда, будучи режиссерами Вильнюсского драматического театра, они создают свои самые значительные постановки, утвердившие принципы социалистического реализма в сценическом искусстве Литвы. "Вишневый сад" А. Чехова, "Враги" и "Егор Булычев" М. Горького'!,"Лес" Й.Н. Островского, "Кремлевские куранты" Н. Погодина,-спектакли Б. Даугуветиса, обозначившие расцвет не только его режиссуры, но и всего театрального искусства Советской Литвы.

С присущим ему чувством времени Б. Даугуветис в этих своих работах подчеркивал созвучные послевоенной Литве проблемы ответственности интеллигенции перед народом, человека - перед историей, перед родной землей, страстно разоблачал старый мир и утверждал на сцене неизбежность грядущей победы трудящихся, победы нового, социалистического образа жизни. Б. Даугуветис стремился осуществить социально и психологически всесторонне мотивированную концепцию сценического образа, характера.

Углубление сценической правды, яркость театральной формы были присущи и лучшим спектаклям Р. Юкнявичюса: "Месяц в деревне" И. Тургенева, постановкам водевилей А. Чехова, "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса, "Доля предрассветная" Б. Сруоги. Благодаря режиссуре Б. Даугуветиса и Р. Юкнявичюса Вильнюсский Государственный академический театр драмы Литовской ССР стал в послевоенные годы крупнейшим очагом национального сценического искусства.

Процесс укрепления и углубления национальных традиций в искусстве режиссуры продолжается и на современном этапе развития литовского сценического искусства. Режиссура в современном театре Литвы - одна из сильнейших его сторон. Это объясняется и долголетними традициями, накопленными театром прошлого, и обогащением и активным взаимодействием интернациональных связей литовского театра с театром народов СССР.

Современная литовская режиссура представлена всеми поколениями и прежде всего обогащена опытом старейших мастеров литовской сцены - искусством нар. арт. СССР Ю. Мильтиниса и Г. Ванця-вичюса.

Лучшие традиции сценического одухотворенного реализма и философской глубины воплощали постановки Ю. Мильтиниса - ученика великого французского реформатора сцены Ш.Дюллена в Паневежском театре. Верен углубленной сценической правде»искусству психоло-визма в своих лучших спектаклях и Г.Ванцявичюс.Реалистический психологический театр в искусстве (хотя и разном) этих режиссеров приобрел многогранность и с ложность,обогатился новыми красками.

Сильна в современной литовской режиссуре склонность к метафоричности и образности.Молодые режиссеры И.Вайткус, Э.Некрошюс, С.Варнас в своих спектаклях много внимания уделяют сценической выразительности,театральноети,как бы продолжая поиски Р.Юкнявичю-са и А.Якшявичюса. Идут интенаивные и плодотворные поиски современной литовской режиссуры,приведшие национальный театр к таким значительным спектаклям,как "Миндаугас"1,11'Собор","Мажвидас" Ю.Мар-цинкявичюса в постановках П.Гайдиса (Клайпедский театр) и Г.Ван-цявичюса (Академический театр драмы), "Пиллигрим мечтаний",пьеса Э.Игнатавичюса и И.Вайткуса в Каунасском драматическом театре', "Последние" М.Горького (реж.И.Вайткус), "На дне" (реж.П.Гайдис), "Иванов" А.Чехова (реж.Э.Некрошюс в Каунасском театре), "Пиросмани, Пиросмани", "Любовь и смерть в Вероне" (по Шекспиру) (реж. Э.Некрошюс, Молодежный театр) и мн.др. Современная литовская режиссура создает театр высокой идейности и больших страстей,утверждающий нравственные ценности социалистического общества.Благодаря творческому взлету национальной режиссуры обогатилось и актерское искусство,возрос уровень сценического мастерства.Современный литовский театр и прежде всего его режиссура своими лучшими спектаклями вносит заметный вклад в общесоюзный театральный процесс.

Вопросы искусства режиссуры литовского театра 1918-1940 гг., поставленные и рассмотренные в диссертации, приводят к выводу, что современная режиссура обусловлена и плодотворным характером его богатых художественных традиций.

 

Список научной литературыАлексайте, Ирена Флорийоновна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Ленин В.И. Карьера. Полн. собр. соч., т. 22, с. 43-44. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. - Полн. собр. соч., г. 25, с. 255-320.

2. В.И. Ленин о литературе и искусстве, изд. 3-ье. М.: Художественная литература, 1957. - 822 с.

3. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве: Сборник в 2-х т. Ивд. 3-ье. М.: Искусство, 1976. Т. I. 1976. 574 с. Т. 2. 1976. 718 с,

4. Алперс Б.В. Театральные очерки. Т. 2. Театральные премьеры и дискуссии. М.: Искусство, 1977. - 519 е., поргр.

5. Бентли Э. Жизнь драмы /Пер. с анг. В. Воронина. М.: Искусство, 1978. - 368 с.

6. Бирман С.Г. Путь актрисы. М.: Всерос. театр, о-во, 1959.- 391 е., ил.

7. Евг. Вахтангов: Материалы и статьи. М.: Всерос. театр, о-во, 1959. - 467 е., ил.

8. Добужинский М. О постановке "Ревизора" в литовской госуд. театре. Сегодня, 1933, 16 октября.

9. Завадский Ю. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975. -335 е., поргр., ил.

10. История советского драматического театра. Т. I. I917-1920.- М.: Наука, 1966. 407 е., ил.

11. История советского драматического театра. Т. 3. 1926-1932.- М.: Наука, 1967. 613 е., ил.

12. Каск К., Тормис "Л., Паалма В. Эстонский театр. М.: Искусство, 1978. - 280 е., ил.

13. Комиссаржевский Ф. Театральные прелюдии.-М.,1916. 169 с. Кундзинь К.Э. Латышский театр: Очерк истории. - М.: Искусство, 1963. - 231 е., ил.

14. Луначарский A.B. Французская комедия в наши дни. В кн.: Луначарский A.B. О театре и драматургии. M., 1958, г. 2, с.247-254.

15. Мейерхольд В. О театре. СПб., 1912. - 208 с. Миклашевский К. Comedia deli'arte или театр итальянских комедиантов ХУ1, ХУП и ХУШ столетий. - П., 1914. -III, Х1У е., ил.

16. Савушкина Н.И. Русский Народный театр. М.: Наука, 1976.- 151 е., ил.

17. Сахновский В.Г. Письмо К.С. Станиславскому. M., 1917.80 с.

18. Советский театр: Документы и материалы, /1917-1967/. Русский советский театр, I92I-I926. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1975. - 471 с.

19. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 6. Статьи; Речи; Отклики; Заметки; Воспоминания. М.: Искусство, 1959. -466 е., ил.

20. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 18981917. И.: Наука, 1973. - 375 е., ил.

21. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 19171938. М.: Наука, 1977. - 415 е., ил.

22. Теляковский В.А. Воспоминания. Л.; М.: Искусство, 1965.- 483 е., поргр., ил.

23. Топорков В.О. Из жизни в театре. Театральный альманах, 1946, кн. 3(5), с. 197-212.

24. Топорков В.О. К.С. Станиславский на репетиции: Воспоминания. М.: Искусство, 1950. - 192 е., ил.

25. Топорков В.О. Четыре очерка о К.С. Станиславском. М.: Сов. Россия, 1963. - 47 с.

26. Ходотов H.H, Близкое-далекое : /Воспоминания/. 2-е доп. и испр. изд. - Л.; М.: Искусство, 1962. - 327 е., ил.

27. Чайка" в постановке Московского Художественного театра: Режиссерская партитура К.С. Станиславского. М.; Л.: Искусство, 1938. - 296 е., ил.

28. Шатрова Б.М. Жизнь моя театр. - М.: Искусство, 1975. -391 е., ил.

29. Шверубович В.В. О людях, о театре и о себе. М.: Искусство, 1976. - 431 е., ил.

30. Юрьев Ю.М. Записки. Т. 1-2. Л.; М.: Искусство, 1963. -535 е., ил.

31. Якучёнис М.-Р.В. Литовский драматический театр накануне восстановления советской власти в Литве. Лис. . канд. искусствоведения. - Вильнюс, 1979. - 211 л.

32. Ярон Г. О любимом жанре. М.: Искусство, i960.-254 е.,ил.

33. Aktoriaus küryba. Kultüra, 1936, lfr. 12, p. 769-770. -Parases: A.V.

34. Aleksaité I. Stepas «Jukna. V.: LTSR teatro draugija, 1974. - 79 p., portr., iliustr.

35. Andriusis Pr. Jaunysté zygiuoja arba "Meile nezaidziama". Lietuvos aidas, 1933, geguzés 2.

36. Andriusis P. «J.Vaickaus gastrolés v. teatre. Lietuvos aidas, 1933, geguzés 9»

37. Andriusis P. "Nakties serenada". Lietuvos aidas, 1931, kovo 20.

38. Andriusis P. Revizorius. Lietuvos aidas, 1933, rugséjo 28.

39. Bal.Sruogos Milzino paunksmés premjera. Akaderaikas,1934, Nr. 9, p. 204« Parasas: Elevas Dilgenis.

40. BiSiünas V. Dikenso "Varpai" V. Dramoje. Rytas, 1930, balandzio 15.

41. Biciünas V. "Helgelando kovotojai". Rytas, 1925, gruodzio 12.

42. Bibianas V. "Oliverio Tvistas". Lietuvos aidaa, 1934, gruodzio 19.

43. Biciünas V. Sarünas. Rytas, 1929, gruodzio 19. Biliüniené 0. Pragiedruliai saulélydyje. - Kultüra, 1940, Hr. 1, p. 75-80.

44. Braziulis A. Teatras, aktoriaus vaidyba, rezisierius: (Rezisierius K.Glinskis apie p^ese "Svetimas kailis" ir bendrai vaidybos meno principus). 7 meno dienos, 1931, Nr. 67, p. 12-13. - Parasas: Adm. Vétra.

45. Budrys A. Hamletas. Naujoji romuva, 1932, Nr. 43, p.934.

46. BGténas J. Lietuviu teatrae Vilniuje, 1900-1918. Kn.; Spaudos fondas, 1940. - 104 p., iliustr.

47. Cechovas M. Teatras yra zuv§s tegyvuoja teatras! -Naujoji romuva, 1932, Hr. 6, p. 125.

48. Cechovas lietuviu scenoje. Lietuva, 1919, liepos 24. - Parasas: Mormorando•

49. Dabusiu Stasys. "Sméklos". Lietuva, 1920, sausio 22. Dauguvietis B. Apie "Garbés spekuliantus". - Rytiné Darbo Lietuva, 1940, rugséjo 28. - Aut. nurodytas tekste.

50. Dauguvietis B. Dailés teatro ttaka lietuviu teatrui. -Pergalé, 1948, Nr. 11, p. 73-79.

51. Dauguvietis B. TeatraliSkoji Maskva. K., 1929, - 22 p., iliustr.

52. Dauguvietis B. Teatro temorais. Vairas, 1938, Nr. 6, p. 362-365.

53. Dauguvietis B. Valstybinio dramos teatro gastrolés. -Birzij zinios, 1923, spalio 7.

54. B.Dauguvietis dienos temorais /uzrasé J.A. Menas, 1933, Nr. 1, p. 15-16.

55. Drama. Lietuva, 1923, balandzio 28. - Parasas: B. "Dvyliktoji naktis". - Lietuvos aidas, 1933, kovo 15. - Parasas: J.Raustis.

56. Dvyliktoji naktis". Rytas, 1933, kovo 15. - Parasas:1. Tavi.

57. Galinis V. Ñau jos kryptys lietuvitj literatüro je: Nuo simbolista iki treciafrontininkij. V.: Vaga, 1974. - 500 p., iliustr.

58. Gaucys A. "Vaidiluté": (Tautos teatro pastatyme). Lietuvos zinios, 1924, spalio 1.

59. Gira L. Kastanto Glinskio mirties metinéms. Lietuvos zinios, 1939, gruodzio 2 d.

60. Gira L. Klaipédos teatro dienos Kaune: Antrasis spek-taklis V.14. P.Vaiciüno "Prisikélimas". Lietuvos aidas, 1937, geguzés 15.

61. Gira L. Klaipédos teatro dienos Kaune: Treciasis spek-taklis Y.15. H.Hejerraanso "Viltis". Lietuvos aidas, 1937, geguzés 18.

62. Gira L. Müsij draraoje. Lietuvos aidas, 1928, spalio17.

63. Gira L. Prieskarinis mégéjij ir J.Vaickaus teatras. -Zidinys, 1935, Ur. 5/6, p. 550-553.

64. Gira L. "Vysniii sodas" lietuviu scenoje. Lietuvos aidas, 1937, kovo 18.

65. Girdzijauskaité A. Ibsenas Valstybés teatro scenoje. -Muzika ir teatras, 1973, kn. 9, p. 135-145.

66. Grincevicius C.V. Marko milijonai. Naujoji romuva, 1938, Nr. 40, p. 757.

67. Grusas J. /Jz. str./. Kh.: Kauno valstybinis drainos teatras, 1920 - 1970. V., 1970, p. 5.

68. Hamletas. Lietuvos zinios, 1932, lapkricio 9. - Para-gas: E.J-kas.

69. HerbaSiauskas J.A. E.T.A. Hofmano "Nuotaka" müsii V.Bramos sviesoje. Gaisai, 1930, Nr. 9/10, p. 474-476.

70. HerbaSiauskas J.A. Müsij teatro opiausiu klausimu. Nau-joji romuva, 1932, Nr. 16, p. 390-393.

71. Herbaciauskas J.A. MQsu Valstybés dramos teatras. Gaisai, 1930, Nr. 4, p. 358-361.

72. J.Vaickus ir jo studija. Lietuvos finios, 1933, gegu-zés 10. - Parasas: J.K.

73. Jaksevicius A. "Oliveris Tvistas". Vairas, 1935» Nr. 3, p. 342-344. - Parasas: N.Lénas.

74. Jaksevicius A. Teatras ir visuomené. Muzika ir teatras, 1969, kn. 5, p. 97-100.

75. Jaksevicius A. Vilhelmas Telis. Vairas, 1935» Nr. 5, p. 70-74. - ParaSas: N.Lénas.

76. JakSys P. Ona Juodyté. Muzika ir teatras, 1973, kn. 9, p. 108-115.

77. Jakstas A. Vydüno zodis apie masu teatr^. Laisvé, 1921, kovo 12.

78. Jasiünas A. Elaipédos teatro gastrolés Kaune. Akademikaa, 1937, Nr. 10, p. 240-241.

79. Jasiünas A. Marko milijonai is arciau. Akademikas, 1938, Nr. 17, p. 377. - Parasas: J.Skaidra.

80. Jasiünas A. "Nuskriaustiedi". Akademikas, 1935, Nr. 20, p. 447-448.

81. Jatuiuju teatras: Pasikalbéjimas su L.T.D. teatro studijos bendradarbiais. Vairas, 1933» Nr. 12, p. 451-453. - Parasas: B.

82. Jie nesuprato. Rytas, 1924, rugséjo 24. - Parasas:1. Uosis.

83. Jocaitis V. "TusSios pastangos". Lietuva, 1926, kovo19.

84. Jocaitis V. Valstybés drama kng. Scrib*o ir E.Legou-ve's premjera "Meilés dvikova", kovo 25 d. - Lietuva, 1924, kovo 27. - Paraáas: V.J.

85. Joninés. Lietuva, 1920, gruodzio 24. - Parasas: Betagama.

86. Judelevicius D. Andrius Oleka Zilinskas ir Maskvos Dailés teatras. - Kultüros barai, 1980, Nr. 10, p. 74-77.

87. Judelevicius D. Gyvasis Sekspyras. V.: Vaga, 1964.271 p., iliustr.

88. Juoz^ VaiSkii palaidojjus. Literatüros naujienos, 19351 balandzio 15. - Parasas: St.S.

89. Kalvelis L. M.Gorkio "Miescionys". Zidinys, 1940, Nr. 3, p. 357-360. - Parasas: Mintaras.

90. Kalvelis L. Makbetas. Zidinys, 1939, Nr. 2, p. 246248. - Parasas: Mintaras.

91. Kalvelis L. Teatro sezonui pasibaigus. Zidinys, 1937j Nr. 7, p. 74-75. - Parasas: Mintaras.

92. Kálvelis L. "Viltis". Zidinys, 1937, Nr. 1, p. 84-86.

93. Kapsukas V. Rastai. T.l. 1900 1905. - V.s Valst. groz. lit. 1-kla, 1960. - 537 p., portr.

94. Kardelis J. Jaunuju teatras vaidina. Lletuvos zinios,1933, lapkricio 17.

95. Kauno valstybinls dramos teatras, 1920 1970: /Albu-mas/. - V.: LISR teatro d-áa, 1970. - 144 p., iliustr.

96. Kernagis A. "Jaumijii teatre" ir greta. Muzika ir teatras, 1973, kn. 9, p. 52-54.

97. Kirsa F. Lietuviskojo teatro gairés. Naujoji romuva, 1935, Nr. 10/11, p. 233-236.

98. Kirsa F. Müs\i teatro vargai. Pradal ir zygiai, 1927, Hr. 1, p. 47-50.

99. Kirsa F. Naujas "SarOnas" scenoje. Gaisai, 1930, Nr. 2, p. 176-181.

100. Kirsa P. "Sabbatai Cevi" pastatym§ prisiminus. Naujo-ji romuva, Ur. 9, p. 219.

101. Kirsa P. Y. teatras ir dramaturgai. Lietuvos aidas, 1939, kovo 11.

102. Kirsa P. Valstybés teatro darbai. Lietuvos zinios, 1926, gruodzio 11.

103. Klaipédos dramos teatro SOS. Akademikas, 1937, Hr. 5, p. 120-121. - Parasass J.P.

104. Kokiais principáis statomas Eamletas: Is pasikalbéjimo su rezisierium M.Cechovu. Lietuvos zinios, 1932, spalio 10. - Parasas: S.

105. Kossu Aleksandravicius J. Jaunimas, senimas ir Vyt. Alanto "Gaisras Lietuvoje". - Literatüros naujienos, 1934, spalio 1.

106. Kubertavicius P. Mano gyvenimo kelias. -Ka.: Petras Kubertavicius• V., 1970, p. 31-65.

107. Makrtys V. Lietuviij teatro raidos bruozai. D.2. V.: Mintis, 1979. - 164 p.

108. Maskvos Dailés Teatro jubiliejus. Kultüra, 1928, Hr. 12, p. 539-541. - Parasas: K.P.

109. Heile nezaidziama. Zidinys, 1933, Nr. 5/6, p. 517518. - Parasas: V.B.

110. Mykolaitis-Putinas V. Dratnos teatras ir lietuviij dramaturgia: (Pranesiraas skaitytas V. Dramos 15 metij sukaktuviq, minéjime). Literatüros naujienos, 1936, sausio 15.

111. Mykolaitis V. Kultüros gyvenimas Lietuvoje 1926 m.

112. Zidinys, 1927, Hr. 1, p. 59-60.

113. Miltinis J. Makbetas. Naujoji romuva, 1939, Mr. 6, p. 138-141.

114. Milzino paunksmè" Valst. Teatre. Rytas, 1934, geguzès 4. - Parasas: J.Gilsimgaila.

115. Mironaitè M. Is atsiminiimj. Muzika ir teatras, 1969, loi. 5, p. 100-104.

116. Müsii artistai. Kn. : Metrastis - almanachas "Svytu-rys" su kalendoriutn 1913 m. V., 1912, p. 182-183.

117. Müsij. teatro reikalai: Pasikalbéfinias su V.Teatro direk-toriutn P.Oleku-Zilinsku. Lietuvos aidas, 1930, geguzès 9.

118. Naudotina proga. Rytas, 1925, balandzio 4. - Para-sas: Katalikas.

119. Naujojo draraos sezono belaukiant. Vairas, 1937, Nr. 9, p. 65-67. - Parasas: Alminas.

120. Haujosios dramos premjeros belaukiant: 15 minuciii pas p. Dauguvieti dél Pirandelio "Comme ci, comme cîj". Lietuvos aidas, 1928, geguzès 24.

121. Noreika R. Teatras. Lietuvos aidas, 1918, spalio 15.

122. Oleka-Zilinskas A. Apie gyvjyj. teatr^: (knygos "Vaidybos dziaugsmas" pratarmè) /Is anglii k. vertè L.Pazüsis. Muzika ir teatras, 1973, kn. 9, p. 59-61.

123. A. Olekos-Zilinsko interviú. Kn.: Teatrinès minties pédsa-kais. V., 1969, p. 350-353.

124. Andriaus Olekos-Zilinsko laiskas Baliui Sruogai /Parengè A.Samiulionis. Muzika ir teatras, 193, kn. 9, p. 46-51.

125. Pas ,Valst. Teatro direktoriij p. Olek^-Zilinsk^. Rytas, 1930, vasario 8. - Parasas: A.

126. Pavasaris se enoje: "Iáeile nezaidziama". Lietuvos zinios, 1933» geguzès 3.

127. Petkevicaitè-Bitè G. Krislai: /Apsakymai ir atsimini-mai/. V. : Vaga, 1966. - 773 p., iliustr. - (/Rastai/; T.l).

128. Petuchauskas M. Prie istaki}. Pergalè, 1980, Nr. 7, p. 141-150.

129. Pinkauskaité P. Metai mail gèdos nedaro. Svyturys, 1977, Nr. 23, p. 25.

130. Pleirytè-Puidiené 0. Ivïûsij drama. Laisvè, 1921, balan-dzio 22.

131. Presas A. Lietuviskas Sekspyras. Lietuvos zinios, 1924, geguzès 8.

132. Presas A. Vydûno "Zvaigzdziii takai". Lietuva, 1923, gruodzio 18.

133. Prie Melpomenos durij: Pasikalbèjimas su Valstybès dramos rezisieriumi p. Dauguvieciu. Lietuvos aidas, 1928, rugsè-30 20.

134. Princesè Turandot" Kauneî Pasikalbèjimas su V.Dramos rezisieriumi B.Dauguvieciu. Lietuva, 1927, spalio 1. - Parafas: B.S-nas.

135. Protesto zodis. Lietuva, 1926, geguzès 12. - Aut.: P.Leonas, J.Jablonskis, S.Ciurlionienè-Kymantaité ir kt.

136. Provincialas "Vilkolaky". Lietuvos zinios, 1924, ba-landzio 3. - Parasas: J.G-sas.

137. Puida K. Joninès. Laisvè, 1920, gruodzio 23.

138. R.Juknevicius apie "Vilti". Lietuvos aidas, 1936, gruodzio 18.

139. Radzevicius A. B.Dauguvietis rezisierius-pedagogas: (Pluostas atsiminimij). - Lietuvos teatrai, 1959, Iir. 4/5, p.28.37; i960, Nr. 6, p. 12-25.

140. Radzevicius A. Klaipedos teatre, (1936-1938). Muzika ir teatras, 1977, kn. 12, p. 41-55.

141. Radzevicius A. Praeit^ prisitninus. Muzika ir teatras, 1976, kn. 11, p. 156-163.

142. Radzevicius A. "Sarüno repeticijos". Kultüros barai, 1980, Nr. 2, p. 67-69.

143. Repertuaro komisijos darbai. Literatüros naujienos, 1936, birzelio 15. - Parasas: a.

144. Revizorius". Naujoji rotnuva, 1933, Nr. 145, p. 812. - Parasas: J.Mastis.

145. Revizorius" Valstybes Dramoje. Zidinys, 1933, Nr. 10, p. 300-302. - Parasas: V.B.

146. Rezisierius Alg. Jaksevicius apie "Marko milijonus". -Lietuvos aidas, 1938, rugsejo 30. Parasas: S.M-as.

147. Rezisierius B.Dauguvietis apie siandien V.Teatre £vyk-sianci^ dratnos premjer^. Lietuvos aidas, 1938, lapkricio 19. - Parasas: - mg - .

148. Rezisierius Cechovas apie savo pastatymus müsij Valstybes teatre. Lietuvos aidas, 1933» kovo 13. - Parasas: J. R-is.

149. Rucevicius A. Sunkiaisiais laikais: (Is mano atsimi-nimii). Tilze, 1920. - 116 p.

150. Rükas A. Dramos prabudimas ir konstruktyvus kriticiz-mas. Kultüra, 1940, Nr. 4, p. 282-285.

151. Rükas A. Gyvenimas scenoje. Kultüra, 1939, Nr. 12, p. 782-784.

152. Ruseckas P. Müsij teatras ir gyvenimas. Lietuvos zi-nios, 1927, balandzio 6.

153. Samulionis A. Balys Sruoga dramaturgia os ir teatro kritikas. - V. : Mintis, 1968. - 176 p., iliustr.

154. Santvaras S. Jaumjjij premjera. Naujoji romuva, 1933, Hr. 124, p. 478-479. - Parasas: Vamy.

155. Santvaras S. "Dvyliktosios nakties" premjera. Naujoji romuva, 1933, Hr. 118, p. 334. - Parasas: Vamy.

156. Skersvéjis Valstybés Teatre. Akademikas, 1938, Iír. 5, p. 123. - Parasas: A.M.

157. Sostinés teatrai. Lietuva, 1920, balandzio 17, 18. -Parasas: Ex - Mormorando.

158. Sruoga B.Apie teatr^ ir literatür^. Lietuva, 1927, spalio 3, 4, 5.

159. Sruoga B. Apie teatrin§ gestikuliacij^ ir teatro darbq. Lietuvos zinios, 1926, lapkricio 24, 25, 26.

160. Sruoga B. Dickenso "Varpai" Valstybés teatre. Vairas, 1930, lír. 9, p. 558-569; flr. 10, p. 69-81; Nr. 11, p. 168178.

161. Sruoga B. Dramos tragédica. Literatüros naujienos, 1935, kovo 15. - Parasas: B.S.

162. Sruoga B. "Du keliu". Lietuva, 1919, birzelio 6. -Parasas: Padegélis Kasmaté.

163. Sruoga B. Ibseno karzygiai Kaune. Lietuvos zinios, 1925, gruodzio 13. - Parasas: Jurgis Zablockas.

164. Sruoga B. Keletas pastabij dél teatro ir kritikos santy-kiu. Zidinys, 1936, Ur. 1, p. 28-37.

165. Sruoga B. Krévés-Zilinsko "Sarünas". Vairas, 1930, lír. 2, p. 403-422.

166. Sruoga B. Lietuviij teatras Peterburge, 1892-1918: Lie-tuviij teatro ist. medziaga. K: Humanitariniu raokslij fak-toleidinys, 1930. 144 p.

167. Sruoga B. Lietuvitj teatro uzdaviniai. Kultüra, 1925, Kr. 9, p. 424-429; Hr. 10, p. 482-485.

168. Sruoga B. Müsi¿ teatro raida. Kn.: Lietuva, 19181938. K., 1938, p. 211-236.

169. Sruoga B. Nepaprasta prendera. Lietuvos aidas, 1928, geguzés 31.

170. Sruoga B. Stanislavskis palikuonims. Zidinys, 1938, Hr. 11, p. 525-547.

171. Sruoga B. Sarünas Valstybés teatre. K.: Tulpé, 1930. - 83 p., iliustr.

172. Sruoga B. Valstybés Teatro reikalu. Lietuva, 1926, balandzio 23.

173. Sruoga B. Valstybinio dramos teatro desimtmetis. -Vairas, 1929, Nr. 1, p. 64-69.

174. Sruoga B. "Visi zmonés" Tautos teatre. Lietuva, 1924, gruodzio 18. - Parasas: J.Velbieka.

175. Sruoga B. Visuomenés sulai: (Valst. Eramos teatro prem-jera). Lietuvos zinios, 1926, spalio 29. - Parasas: P.V.

176. Stalioraitis K. Milzino paunksmé. Lietuvos aidas, 1934, geguzés 5.

177. Stanislavskis K.S. Aktoriaus amatas. Vairas, 1938, Nr. 18, p. 124-129; Nr. 21, p. 306-316.

178. Stanislavskis K.S. Aktoriaus saviruosa: Saviruosa kürybi-niame pergyvenimo procese, Mokinio dienorastis. /Verté A.Jaksevicius. K.: Sviet. m-jos knygn leid, kom-ja, 1940. - 721., portr.

179. Straigis L. Drama. Gairés, 1923, Nr. 3, p. 114-117.

180. Sutkus A. Dekoratyvinis pradas vaidyboje. Gairés, 1923, Nr. 2, p. 97-105.

181. Sutkus A. Isorinis ir vidaus natüralizmas. Pradai ir zygiai, 1926, Nr. 2/3, p. 47-57.

182. Sutkus A. Keli vaidybos ügimo momentai. Gairés, 1923, Nr. 1, p. 31-41.

183. Sutkus A. Músij. teatro zingsniai. Lietuva, 1919, lie-pos 17, 19, 20, 21.

184. Sutkus A. Vilkolakio teatras. V.: Vaga, 1969. -360 p., iliustr.

185. Tartiufo" prengera. Lietuva, 1927, sausio 3. - Parasas: L.Sta.

186. Teatrinés minties pédsakais /Sudaré ir red. A.Vengris.- V.: LTSR liaudies meno rümai, 1969. 407 p., portr.

187. Trys seserys. Lietuva, 1919, liepos 27. - Parasas: Graibonerabda.

188. Turnas J. "Skirgaila". Lietuva, 1924, spalio 15. Vaiciünas P. Müsi¿ teatras. - Lietuvos aidas, 1918, gruodzio 19.

189. Vaiciüniené T. Scena ir gyvenimas. V.: Vaga, 1975.- 268 p., iliustr.

190. Vaitkus M. Antrasis "Skirgailos" vaidinimas V.Teatre.- Rytas, 1924, spalio 26.

191. Vaizgantas. Antanina Vainiünaité-Kubertaviciené, Dramos Artisté. Lietuvos aidas, 1928, lapkricio 13.

192. Vengris A. Grozvyda. Muzika ir teatras, 1976, kn. 11, p. 136-143.

193. Vengris A. Kastantas Glinskis: Gyvenimo ir kürybos apybraiza. V.: Mintis, 1965. - 119 p., iliustr.

194. Vengris A. Konstantino Glinskio teatriné veikla, (1907-1937) • Meno moksli; kand. disert. - V., 1971. - 306 1.

195. Vengris A. Teatrinés veiklos pilnatis. Muzika ir teatras, 1975, kn. 10, p. 121-128.

196. Valstybés teatrui sezon$ pradedant: Is pasikalbéjjimo su teatro direktoriumi p. Oleka-Zilinsku. Rytas, 1932, rug-séjo 15.

197. Vydünas. Valdzios teatras. Darbymetis. 1921, Nr. 1, p. 34-35.

198. Vilties" premjera Klaipédoje. XX amzius, 1936, gruo-dzio 22. - Parasasî J.A.

199. Vinco Krévés "Zentas" Valst. teatro scenoje. Idetu-vos aidas, 1931, spalio 28. - Parasas: Y.

200. Visi zmonès" Tautos teatre. Rytas, 1924, gruodzio 16. - Parasas; Sluoksnénas.

201. Zulonas P. StasJ. Usinskq. prisimenant : Gimimo 75-osioms metinèms. Kultüros barai, 1980, Nr. 7, p. 62-63.

202. ZalinkeviSaité-Petrauskiené E. Jis is talentinguju gretos. - Kn.î Petras Kubertavicius. V., 1970, p. 111-114.

203. Ziemos pasaka". Lietuva, 1925, kovo 31. - Parasas: I.

204. Zinios i§ Idetuvosî Vilniuje. Lietuvos aidas, 1918, spalio 11.

205. Zostautaité P. KLaipédos krasto ekonomika ir kultüraX1923-1939 m.ï (7. KLaipédos Valstybés teatras). LTSR MA darbai. Serija A, 1976, t. 2 (55), p. 121-133.