автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Становление и развитие судебной этики в России

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Черевко, Александр Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Становление и развитие судебной этики в России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие судебной этики в России"

На правах рукописи

Чсревко Александр Андреевич

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ ЭТИКИ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Специальность 09.00.05 - Этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 г ДЕК 2013

Саранск-2013

005543731

Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Мочалов Евгений Владимирович

Официальные оппоненты: Разин Александр Владимирович

доктор философских наук, профессор кафедры этики философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Москва)

Емелькина Ирина Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (г. Саранск)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский

государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Защита диссертации состоится 20 декабря 2013 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39 а, 3-й этаж, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева».

Автореферат разослан 19 ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В. М. Сидоркина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Основы судебной системы, заложенные Конституцией Российской Федерации, незыблемы. К сожалению, сам механизм организации судебной системы, повышение доверия граждан к суду, создание облика судьи, соответствующего всем этическим и нравственным требованиям мирового сообщества нуждается в дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы1.

Актуальность исследования феномена судебной этики в современной России определяется необходимостью построения в нашей стране гражданского общества, создания системы справедливого судопроизводства. Принятие кодекса судейской этики - закономерный шаг в развитии судебной реформы, поскольку суд, как справедливо отметил президент России

B. В. Путин на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г., выступает «важнейшим государственным институтом, где вершатся судьбы миллионов людей, потому предвзятость и нарушение этических норм - это не только личное фиаско и позор для конкретного судьи, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству»2. Высокая гражданская миссия всех судей, подчеркнул глава государства, проявляется в объективности и беспристрастности, в умении учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой правовой нормой всегда видеть конкретного человека.

Судебная этика представляет собой совокупность нравственных идеалов, принципов и норм осуществления правосудия. Все это определяет моральное содержание деятельности участников судопроизводства. Накопленный опыт этической регуляции деятельности судей и иных участников судебного процесса должен способствовать «развитию истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка»3. Судья обязан следовать в своей повседневной деятельности не только нормам закона, но и прислушиваться к внутреннему голосу разума, не отступая при этом от безусловных и вечных этических стандартов и принципов поведения. При изучении моральных основ судопроизводства необходимо перенести центр тяжести учения о суде с хода процесса на этическую деятельность судьи во всех ее проявлениях.

Обращение к данной проблеме в аспекте изучения зарубежной и отечественной этико-философской традиции представляется чрезвычайно важным. Существует необходимость тщательного изучения проблем

1 См.: Смыкалин А. С. История судебной системы России. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. -

C. 198.

2 Выступление В. В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 года. URL: hltp://www.kremlin.ni/news/l 7158. (дата обращения: 09.10.2013).

3 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). Воспроизведено по изданию: Кони А. Ф. Избранные произведения. - М. : Госюриздат, 1956. - С. 3.

судебной этики в современной этической науке, поскольку в понимании ее смысла, границ регулирования и даже в терминологическом ряде накопилось множество дискуссионных вопросов, требующих решения, что в значительной степени и определило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Заявленная в диссертации тема имеет многоаспектный характер и получила всестороннее освещение не только в отечественной, но и в зарубежной философии и этике.

Основные принципы поведения судей и первые этические требования к процессу отправления правосудия были заложены еще в античности Сократом, продолжены в наследии Платона, Аристотеля, Л. Гсллия, Боэция, «Своде Юстиниана».

В дальнейшем античная традиция развивалась в западноевропейской этико-философской мысли. С середины XVII и до конца XX в. вопросы судебной этики были затронуты в работах X. Лрендт, Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта, М. Фуко, К. Шмитта, Л. Штрауса; писателя и общественного деятеля Т. Драйзера и др.

Феномен судебной этики стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской мысли конца Х1Х-начала XX вв., прежде всего в творчестве И. А. Ильина и В. С. Соловьева, чьи работы явились отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблем судебной этики современными исследователями.

Дореволюционное отечественное этико-философское учение о судебной этике было развито советскими и современными российскими учеными. К вопросам судебной этики обращались в своих работах такие видные правоведы, как Е. Я. Акимова, В. Б. Алексеев, Л. Е. Ароцкер,

B. Н. Бабенко, Е. А. Борисова, А. Д. Бойков, Е. В. Васьковский, Т. А. Владыкина, А. Я. Вышинский, Г. Ф. Горский, Б. А. Золотухин,

A. С. Кобликов, М. В. Кожевников, Л. Д. Кокорев, А. Ф. Кони, Д. П. Котов, Н. В. Крыленко, О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, В. В. Леоненко,

C. В. Потапенко, Р. Д. Рахунов, Г. Ю. Семигин, А. С. Смыкалин, Т. В. Сомсонов, М. С. Строгович, А. Я. Сухарев, В. М. Сырых, А. П, Фоков, Г. И. Цепляев, И. Н. Яблоков.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли советские исследователи: В. И. Букреев, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.

Особую значимость для автора имели теоретические разработки фундаментальных этико-философских вопросов анализа судебной этики современных отечественных авторов: Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова,

B. Н. Назарова, А. В. Прокофьева, О. С. Пугачева, А. В. Разина, А. П. Скрипника.

Кроме того, положения, регулирующие основные спорные вопросы судебной этики, закреплены в соответствующих зарубежных кодексах профессионального поведения судей Республики Казахстан, Украины, Эстонии, США и др. Отдельно необходимо отмстить принятие в декабре

2012 г. «Кодекса судейской этики»4 России.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о недостаточном количестве работ, дающих целостную оценку развития и становления судебной этики с момента ее зарождения до настоящего времени.

Актуальность темы, степень се научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

В качестве объекта настоящего диссертационного исследования выступает судебная этика как этико-философская и этико-правовая категория. Предмет исследования - традиции и инновации в истории становления и развития судебной этики в России.

Цель настоящей работы - изучить историю развития судебной этики в России, охарактеризовать изменяющуюся роль судебной этики в судопроизводстве в процессе ее эволюции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

- выявить соотношение понятий «судебная этика» и «судейская этика», раскрыть содержание данных категорий;

- изучить процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе;

- провести этический анализ традиций западноевропейского судопроизводства середины ХУП-конца XX вв.;

- исследовать процесс становления судебной этики в Российской Империи конца ХУШ-Х1Х вв.;

- охарактеризовать развитие судебной этики в советской России;

- проанализировать современные зарубежные кодексы судейской этики;

- рассмотреть в этическом аспекте новации современного российского Кодекса судейской этики и работу квалификационных коллегий судей России;

- выработать практические рекомендации по развитию судебной этики и повышению эффективности нравственного воспитания судей.

В основу научной гипотезы исследования положено суждение о том, что регулятивная сила судебной этики зависит в первую очередь от государства, которое формулирует свои требования к судейскому поведению, способствует его формированию, создает для этого соответствующие материальные условия, нормативную базу и обстановку в судах. Эффективным способом повышения этической составляющей судебной деятельности является организация условий труда с учетом общечеловеческих этических ценностей.

Источниками исследования послужили опубликованные в разные годы нормативно-правовые акты (законы, основы законодательства, указы,

4 Кодеке судейской этики от 19 декабря 2012 г. // Бюллетень актов по судебной системе. - 2013. - № 2. -С. 2-9.

постановления, инструкции) царской (помещенные в Свод законов Российской Империи и Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, либо существующие по отдельности), советской и современной России, содержащие важнейшую информацию, касающуюся вопросов судебной этики.

Отдельную группу материалов представляют кодексы профессионального поведения судей России, Республики Казахстан, Украины, Эстонии и США.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли статистические данные по количеству жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей в Квалификационные Коллегии Судей субъектов Российской Федерации, в том числе и в Квалификационную Коллегию Судей Республики Мордовия, а также данные о количестве судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам рассмотрения названных жалоб и иных обращений.

Теоретико-методологическая основа работы. Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как этика, философия, история, право предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющий всесторонне и целостно раскрыть сущность судебной этики. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость применения следующих методов исследования:

- интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

- сравнительно-исторического, позволяющего рассмотреть процесс зарождения и развития судебной этики в западной Европе и в России в различные периоды времени, сопоставить их друг с другом, выявив при этом их влияние на формирование современных взглядов на судебную этику;

- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию философских трудов западных и русских мыслителей;

- аксиологического, обосновывающего место судебной этики в системе социальных ценностей.

Научная новизна исследования и личный вклад диссертанта состоит в следующем: осуществлен целостный этико-философский анализ традиций и инноваций в процессе становления и развития судебной этики в России; раскрыто содержание понятий «судебная этика» и «судейская этика», выявлено их соотношение; изучен процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе периода Античности, Средневековья и середины ХУП-конца XX вв.; исследован процесс становления и развития судебной этики в Российской Империи конца XVIII -XIX вв. и в советской России; проанализированы современные этические требования российского и зарубежных кодексов судейской этики, рассмотрена работа квалификационных коллегий судей России.

Автором выработаны практические рекомендации по развитию

б

судебной этики и попышснию эффективности нравственного воспитания судей.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

¡.Судебная этика как учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, составляющая совокупность правил поведения всех участников судопроизводства, представляет собой раздел прикладной этики. Судейская этика, выступая структурным элементом судебной этики, определяя лишь профессиональное этическое поведение судей и рассматривая нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, является разделом профессиональной этики.

2. Предмет судебной этики образуют три основные составляющие: нормативно закрепленные положения, содержащие морально-этическую составляющую, действующие в конкретной сфере общественных отношений, являющиеся исключительным порождением конкретной профессиональной деятельности, не противоречащие общим нормам, но дополняющие и развивающие их; морально-этические правила поведения - этикет; нравственное сознание участников судопроизводства.

Принципы и нормы судебной этики и регулируемые ими правила поведения участников судопроизводства являются наиболее статичными из всех элементов предмета судебной этики, хотя в процессе исторического развития также изменяются, в то время как нравственное сознание участников судопроизводства - наиболее подвижная и подверженная внезапным изменениям составная часть предмета судебной этики.

3.В истории становления и развития судебной этики автор выделяет две традиции: западноевропейскую и отечественную, для каждой из которых характерны определенные этапы.

История зарождения и развития судебной этики в западной Европе включает три этапа:

Первый - начальный (V в. до н.э.-У1 в. н.э.) - характеризуется зарождением коренных начал правосудия (гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства и свободная оценка доказательств, основанная на внутреннем убеждении судьи). Представлен в творчестве Аристотеля, Боэция, Л. Геллия, Платона, Сократа, Юстиниана Великого.

Второй этап — средний (середина ХУП-середина XX вв.), - в котором суд совести рассматривался как морально-этическая, нравственная составляющая судопроизводства, при этом подчеркивались ее независимость, беспристрастность и объективность. Отражен в работах Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта.

Третий этап - современный (с середины XX в. по настоящее время), на протяжении которого судебная этика сохранила и развила основные

принципы осуществления правосудия, зародившиеся еще в эпоху Античности. Основные представители: X. Арендт, М. Фуко, К. Шмитт, Л. Штраус.

4. История развития отечественной судебной этики включает три этапа:

Первый - дореволюционный (конец XVIII в.—1917 г.), где впервые

нашли свое отражение нормы и правила судебной этики. Представлен в Именном указе «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» (1762 г.), двух частях «Учреждений для управления Губерний Всероссийской Империи» (1775 г. и 1780 г.) и Судебных Уставах (1864 г.): «Устав гражданского судопроизводства (дополненный законоположением 1866 года «Об охранительном судопроизводстве»)», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Мнение Государственного Совета, высочайше утвержденное 2 октября 1865 года».

Второй этап - советский (1917-1991 гг.) характеризуется полным подчинением норм и принципов судебной этики нуждам советского государства; судебная этика играет важную роль в политической пропаганде советской агитационной машины.

Третий - постсоветский, или современный этап развития отечественной судебной этики (конец ХХ-начало XXI вв.) укрепил значение судебной этики, выведя ее на новый этап развития и оградив от влияния государства, закрепил новые нормы и принципы поведения судей. Представлен «Кодексом чести судьи Российской Федерации» (1993 г.), «Кодексом судейской этики» (2004 г.) и новым «Кодексом судейской этики» (2012 г.).

5. Анализ современных зарубежных кодексов профессионального поведения судей показал, что любой документ об этических нормах, регулирующих поведение судей, и соответствующие стандарты поведения должны содержать общие этические принципы, поскольку невозможно предусмотреть все конкретные ситуации, с которыми столкнется судья при осуществлении профессиональной деятельности и, соответственно, все возможные варианты поведения судьи в данных ситуациях. Кодексы профессионального поведения судей сами по себе не являются идеальной моделью. При рассмотрении данной законодательной формы складывается впечатление, что закрепленные в них этические требования и нормы являются неким исчерпывающим сводом правил, согласно которому судьям разрешено все то, что не запрещено кодексом. Являясь вполне обтекаемой правовой формой, принципы служат судье универсальным механизмом саморегулирования, позволяя ориентироваться в любой ситуации.

Подготовка этических принципов профессионального поведения судей должна осуществляться во всех странах и поощряться руководством страны по нескольким основаниям. Во-первых, при создании и внедрении этических норм и требований к судьям внимание в первую очередь должно обращаться на профессиональную подготовку, переподготовку и дальнейшее повышение

квалификации судейских кадров. Во-вторых, сами судьи в рамках своей профессиональной деятельности должны вносить определенный вклад в развитие этических стандартов и правил. В-третьих, надлежащая публикация решений по дисциплинарному производству, определяющих обязанности судей, может способствовать повышению уровня осознания этических принципов, на которых они основаны.

6. На основании статистических данных о количестве жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей (грубость в отношении участников процесса, иных граждан и недостойное поведение в быту) в Квалификационные коллегии судей субъектов России, включая Квалификационную коллегию судей Республики Мордовия, диссертантом выявлено, что моральный облик судьи, его этические убеждения напрямую зависят от уровня его образованности и грамотности.

7. В целях дальнейшего развития судебной этики и повышения эффективности нравственного воспитания судей диссертантом выработаны следующие практические рекомендации:

- вводить этические требования к судьям оптимально в форме нормативных стандартов профессионального поведения (этических принципов), а не в форме кодекса;

- вышеуказанные принципы поведения должны представлять собой механизм саморегулирования (разрабатываться и приниматься самими представителями судейской профессии);

- следует укомплектовывать судейский состав с учетом этических характеристик кандидатов на должность судьи;

- необходимо повышать квалификацию судей (в особенности основного звена судов общей юрисдикции) путем проведения курсов судебной этики, что повысит соответствие судей общепризнанному морапыю-этичсскому облику, высокому умственному и нравственному цензу;

- органам судейского сообщества России и, в частности, общим собраниям судей судов следует периодически проводить обсуждения спорных этических вопросов, возникающих на практике, что позволит обеспечить широкое распространение этических норм и стандартов в судейских кругах;

- в современных нормативно-правовых актах необходимо предоставить судье больше свободы и самостоятельности в применении к виновному мер пресечения, доверяя профессиональному опыту и морально-этическим качествам судьи;

- все особенности современного судебного красноречия необходимо критически проанализировать с позиции соответствия их нравственным и морально-этическим стандартам и нормам;

- воспитательную функцию суда (одно из наиболее значимых внесудебных полномочий, которым обладали судьи Советского Союза, наделявшее их определенной долей моральной ответственности перед

9

обществом и возлагавшее на них нравственно-этические обязанности) необходимо закрепить в современном отечественном законодательстве как одно из основных внесудебных полномочий судей России, поскольку грамотно организованный судебный процесс является эффективной и эффектной формой проявления справедливости закона.

Важнейшая миссия правосудия в том, чтобы люди могли вынести из суда уроки общественной морали и этики. Судебный процесс, направленный на поиски истины и справедливого решения, должен нести воспитательный заряд, влиять на формирование правового и нравственного сознания граждан.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности зарождения и развития судебной этики в западной Европе и России, выявить нравственный, этический, правовой смысл судебной этики, расширить возможности современной этической теории и задать новые направления в исследовании данного феномена. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов по истории этики, этике юриспруденции, философии, этике, истории философии. Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего творческого развития и осмысления проблем судебной этики.

Апробация основных результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы изложены автором в 10 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Казанская наука» (Казань, 2013), «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2013), «Регионология» (Саранск, 2013), «Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева» (Чувашия, 2013). Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (Саранск, 2009-2013, Пенза 2011, Москва 2012), конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени П. П. Огарева» в сентябре 2013 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации.

Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 161 наименование. Общий объем работы - 190 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, объект, цель и задачи диссертации, приводится гипотеза и формулируются методы исследования, научно-практическая значимость работы, указываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теория и история зарождения судебной этики»

автор дает определение судебной и судейской этики, выявляет их соотношение, а также проводит исследование взглядов западных мыслителей на отдельные положения, входящие в предмет судебной этики.

В нервом параграфе «Категории судебной этики» диссертант раскрывает содержание терминов «судебная этика» и «судейская этика», анализирует их взаимное соотношение, выделяет и характеризует предмет и задачи судебной этики.

Свое исследование судебной этики как этики прикладной и его соотношения с судейской (профессиональной) этикой соискатель начинает с утверждения А. Л. Гусейнова о неразрывности данных феноменов. В. Н. Назаров справедливо отмечает, что «среди специалистов в прикладной этике нет единого мнения о ее предмете, методе, структуре и содержании, не существует также общепринятых представлений о соотношении прикладной и профессиональной этики»5.

Профессиональная этика имеет характерные черты, подвержена корпоративным интересам и обусловлена культурой той профессиональной деятельности, которую она регулирует. Профессиональная этика судьи -судейская этика - отличается тесным взаимным переплетением морально-этических и правовых норм, регламентирующих процесс отправления правосудия.

Являясь областью этического знания, прикладная этика изучает практические моральные проблемы, ее содержание составляет то, что может и должно существовать благодаря нашим поступкам, поведению, нашим ответственным и сознательным усилиям (конкретные поступки как неповторимые и своеобразные проявления осознанной воли индивида, не поддающиеся расчету). Данная характеристика поступка до момента изучения его прикладной этикой ни разу не была объектом всеобъемлющего общественного сознания и целенаправленных умственных усилий. Диссертант доказывает, что с возникновением судебной этики, выступающей в роли одной из разновидностей прикладной этики, начался новый этап развития не только этики, но и практической философии. Судьи используют положения и принципы, закрепленные в нормативно-правовых актах, посвященных проблемам судебной этики не с целью познания окружающей их действительности, а для самосовершенствования, повышения своего морально-этического облика.

Вслед за Гусейновым, соискатель придерживается той позиции, что судебная этика как разновидность прикладной этики занимается общезначимыми проблемами этики судопроизводства и рассматривает конкретные моральные ситуации, возникающие в процессе работы суда; а судейская этика как разновидность этики профессиональной занимается профессиональным поведением судей и рассматривает нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в

' Назаров В. Н. Прикладная этика. - М.: Гардарики, 2005. - С. 9.

процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в личной жизни6.

Понятие «судейская этика», в том его толковании, которое представляет нам Гусейнов, четко соотносится с понятием «судейский этикет», в ряде случаев они становятся идентичными. Не случайно замечание философа, что этикет является своего рода малой этикой, выступая формой регуляции поведения. В подтверждение сказанного диссертант приводит определение судебной этики, предлагаемое «Энциклопедией юриста», согласно которому судебная этика - «один из разделов прикладной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности (этикет) участников судопроизводства»7. Опираясь на данное определение, соискатель выделяет три основные составляющие предмета судебной этики: нормативную часть, морально-этические правила поведения (этикет), которые являются наиболее статичными из всех элементов предмета судебной этики, хотя в процессе исторического развития также изменяются, и нравственное сознание участников судопроизводства -наиболее подвижный и подверженный внезапным изменениям элемент предмета судебной этики.

В настоящей работе диссертант одновременно рассматривает и судебную, и судейскую этику, тесно переплетенную с судейским этикетом, используя лишь обобщающий термин «судебная этика», включающий в себя этику судейскую и этикет как составные элементы.

В качестве иных подходов к определению судебной и судейской этики и их соотношению соискатель анализирует точку зрения А. Ф. Кони , который считает судебную этику учением о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности, а также мнение В. Н. Назарова и А. С. Кобликова , определяющих судебную этику как совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности, внеслужебного поведения, и соответствующую научную дисциплину, изучающую специфику проявления требований морали в этой области.

В. Б. Алексеев и Л. Е. Ароцкер под судебной этикой подразумевают широкое родовое понятие, охватывающее деятельность не только судей, но и всех лиц, содействующих правосудию". Беря за основу данное определение, диссертант выделяет слагаемые предмета судебной этики: этическая

6 Гусейнов А. А. Размышления о прикладной этике // Ведомости НИИПЭ. Вып. 25: Общепрофсссиональная этика/Ред. В. И. Бакштановский, Н. Н. Карнаухов.-Тюмень: НИИПЭ, 2004.-С. 159.

7 Энциклопедия юриста. - М.: БЕК, 2005.-С. 321.

* См.: Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики).

Воспроизведено по изданию: Кони А. Ф. Избранные произведения. - М. : Госюриздат, 1956. - С. 234. ' Назаров В. Н. Прикладная этика. - М.: Гардарики, 2005. - С. 144.

10 Кобликов А. С. Юридическая этика. - 3-е изд., изм. - М.: Норма, 2007. - С. 31.

" См.: Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. Настольная книга судьи. - М. : Юридическая литература, 1972. - С. 82.

составляющая действующего процессуального законодательства, специфика воздействия этических принципов в судопроизводстве и особые этические нормы, составляющие структурную основу кодекса судейской этики.

Соискатель полностью поддерживает данных ученых в части основных задач судебной этики, которые были ими обозначены: выявление, формулирование и формирование морально-этических принципов профессиональной деятельности участников судопроизводства; создание на этой базе учения о профессиональном долге судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), защитника; определение субординации моральных ценностей в уголовном и гражданском судопроизводстве; разработка методов и приемов нравственного воздействия на лиц, попадающих в сферу правосудия.

Таким образом, судебная и судейская этика как разновидности этики прикладной и профессиональной соответственно существуют параллельно друг другу, пересекаясь на основании тесного и постоянного взаимодействия предметов их регулирования, а также в качестве структурных элементов друг друга, поскольку судейская этика является составной частью этики судебной, предмет регулирования которой гораздо шире и включает в себя отношения, регулируемые судейской этикой.

Во втором параграфе «Судебная этика в эпоху Античности и Средневековья» диссертантом раскрыты взгляды на элементы судебной этики философов Античности, при этом выявлена взаимосвязь судебной этики с понятиями судебного долга, независимости и справедливости.

С целью более полного раскрытия сущности судебной этики диссертант посчитал необходимым затронуть историко-догматическую сторону вопроса се изучения. Ярким примером проявления античной судебной этики является суд над Сократом, который поставил судей перед ответственным, трудным и неприятным выбором: оправдать и тем самым принять все его суждения либо покончить с ним раз и навсегда. Обе стороны взывали к богам, но суть дела была в столкновении личности и общества, философии и власти. В этом и заключается глубокий принципиальный смысл суда над Сократом, его масштабность и поучительность с точки зрения судебной этики.

Древнегреческий философ, ученик Сократа, Платон в «Законах» и «Государстве» определяет основную функцию судебного наказания -исправление виновного, который в результате становится либо лучше в плане морально-этических качеств, либо не таким испорченным, каким был ранее. Платон утверждает, что наказание всегда должно настигать преступников, вне зависимости от расстояний и сроков давности.

С целью выявления характерных черт судебной этики Рима, диссертант обратился к сочинениям римского писателя А. Геллия. В своей книге «Аттические ночи» на примере всего лишь одного судебного разбирательства Геллий продемонстрировал необходимость высокого морально-этического уровня требований, предъявляемых к римским судьям,

к которому сами судьи должны неустанно стремиться.

Римский государственный деятель, философ-неоплатоник С. Боэций в работе «Утешении философией» пришел к выводу о справедливости наказания, анализируя морально-этические качества как самих судей, так и преступников.

Составленный в 529-534 гг. «Corpus juris civilis» - свод римского гражданского права при византийском императоре Юстиниане Великом - в настоящее время известен также как «Кодификация Юстиниана» или «Свод Юстиниана» — содержал требования, в том числе и морально-этические, предъявляемые к византийским судьям и иным участникам судебного процесса - гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства и свободную оценку доказательств, основанную на внутреннем убеждении судьи. Таким образом, названные ценности зародились именно в эпоху Античности.

В третьем параграфе «Проблемы судебной этики в западноевропейской этической и правовой мысли XVII - середины XX вв.» автор разбирает развитие этико-философских и морально-этических идей и взглядов на судебный процесс зарубежных исследователей середины XVII-конца XX в.

Соискатель полагает, что логика диссертационного исследования требует более подробно рассмотреть работы представителей эгико-философской мысли Средневековья и эпохи Возрождения, но не останавливается на данных исторических периодах ввиду невозможности одновременно вместить в одной работе результаты труда всех исследователей проблем судебной этики, а сразу переходит к эпохе Нового времени. Свое исследование диссертант начинает с анализа труда голландского юриста Г. Гроция «О праве войны и мира», в основном посвященного вопросам естественного права, которое, по мнению одного из основателей современного международного права, существует независимо от воли создателя и, соответственно, истинно само по себе. Анализируя морально-этическую природу судьи, он представляет последнего как лицо, наделенное высшим правом вершить правосудие над людьми, аналогично Христу с его священными заповедями.

И. Кант в «Основах метафизики нравственности», труде «О мнимом праве лгать из человеколюбия» и «Лекциях по этике» обосновывает двойственную природу суда, подразделяя его на суд внешний - людской и суд внутренний - суд совести, или, как называл его автор, суд Божий, поскольку лишь совесть способна выставить на Божий суд наши деяния. Ученый настаивает, что суд в обеих своих ипостасях должен принуждать виновных к наказанию, приговор его должен быть правомочным, а принуждение к следованию норме закона соотноситься с нашей совестью. Судьи, согласно Канту, должны обладать обостренным чувством совести, инстинктом, который в любых спорных ситуациях поможет принять правильное решение, основанное не только на норме закона, но и на высоких

моральных, нравственных и этических идеалах.

Подобно Канту, Г. Гегель в «Философии права» также рассматривает суд совести в качестве одной из граней судебной системы - морально-этической, нравственной составляющей судопроизводства, подчеркивая ее независимость, беспристрастность и объективность.

Знаменитый немецкий юрист, по праву считающийся классиком современного права, К. Шмитт в работе «Теория партизана: промежуточное замечание по поводу понятия политического» оправдывает в глазах общественности судей, подвергающих партизан репрессиям, поскольку полагает, что подобные меры наказания с моральной и этической точки зрения являются долгом каждого судьи и не занижают высокие нравственные идеалы данной профессии.

Историк политической философии, культуролог, Л. Штраус в одной из наиболее известных своих работ - «Естественное право и история» доказывает, что для того, чтобы действовать справедливо, судья имеет больше возможностей, чем обычный человек и морально-этическая иерархия целей, которые он ставит перед собой при отправлении правосудия, является единственным универсально действующим стандартом судопроизводства.

X. Арендт, одна из самых оригинальных политических философов XX в., в труде «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме» смело и справедливо утверждает, что превращать судопроизводство в фарс - по меньшей мере неэтично, а по большей - аморально. Судебный процесс - мероприятие, подчиненное определенным этическим стандартам, предъявляемым ко всем участникам процесса, и нарушение подобных стандартов и правил ведет к снижению общественного доверия и уважения как к самому суду, так и к судьям, в нем работающим, падению их морально-этического облика. Философ характеризует судебную власть как «не обладающую ни силой, ни волей, но только суждением, она вне всякого сравнения слабейшая из всех трех властей, иными словами, сам авторитет сделал ее непригодной для власти»12.

Идею о том, что первостепенной целью правосудия становится не только и не столько наказание виновного, сколько его перевоспитание и предотвращение возможности повторного совершения данным лицом преступного деяния, раскрывает в своем труде «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» французский философ, теоретик культуры и историк М. Фуко. На передний план современного судебного процесса выходят превентивные меры, что в полной мере соответствует этическим требованиям, предъявляемым к современному судопроизводству и его участникам.

Таким образом, в рассматриваемый диссертантом в данном параграфе исторический период судебная этика проделала долгий и сложный путь от античной свободы убеждения судьи до современной свободы внутреннего судейского усмотрения, пройдя различные этапы своего развития, включая

13 Арендт X. О революции. - М.: Европа, 2011. - С. 276.

ордалии (испытания огнем, водой и раскаленным железом) и аморальность, полное отсутствие каких либо этических и нравственных норм и принципов церковного суда. Однако на протяжении всего своего развития судейская этика сохранила и развила основные принципы осуществления правосудия, зародившиеся еще в эпоху Античности, - гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства, свободную оценку доказательств, основанную на внутреннем убеждении судьи, а также соблюдение судьей и всеми участниками судебного процесса основных морально-этических норм и стандартов поведения.

Во второй главе «Становление судебной этики в России конца XVIII - XX вв.» автор анализирует основные факторы создания и развития судебной этики в России в рассматриваемый период.

Соискатель с последующим обоснованием предлагает определять основные вехи истории развития российской судебной этики принятием в конкретных социально-политических условиях законодательных актов, существенно изменивших морально-этические требования, предъявляемые к участникам судебного процесса. Автор полагает, что всю историю развития отечественной судебной этики следует разделить на три больших этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.

В нервом параграфе «Судебная этика Российской Империи (конец XVIII - XIX вв.)» диссертант отражает становление традиций отечественной судебной этики дореволюционного периода.

Вплоть до XVIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений, не было и норм судебной этики. Первым документом, затрагивающим вопросы профессионального поведения судей в России был изданный 18 июля 1762 г. Именной указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», в котором говорится, что многие судьи превращают в «торжище» свое рабочее место, где они именем государства должны осуществлять правосудие, используя в своих интересах переданное им свыше звание бескорыстного и честного судьи. Общий уровень доверия ко всей судебной системе снижают корысть и взяточничество отдельных судейских чинов, забывших и строгое законодательство в отношении взяточничества, и историю борьбы с ним. Названный указ был важным документом, поскольку явился нормативной базой экстренных государственных методов борьбы с взяточничеством.

7 ноября 1775 г. была издана первая часть «Учреждений для управления Губерний Всероссийской Империи», а 4 января 1780 г. - вторая часть. В названных важнейших для своего времени документах намечалось ввести ряд конкретных этических требований как к кандидатам на должность судьи, так и к самим судьям. К примеру, заседатели Верхнего Земского Суда назначались на должности лишь «буде за ними нет явного порока»13. Что касается наказания за невыполнение судьями своих служебных обязанностей

13 Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. Часть 1 // Полное собрание законов Российской империи. — 1830. - С. 11.

или за поведение, не соответствующее высокому морально-этическому облику судьи, Учреждения предусматривали ответственность в форме лишения судей годового жалованья в пользу потерпевшего от неэтичного поведения судьи, или его наследников, или школ того региона, где работает судья.

Судебная реформа 1864 г., закрепленная в пяти частях Судебных Уставов («Устав гражданского судопроизводства (дополненный законоположением 1866 года «Об охранительном судопроизводстве»)», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Мнение Государственного Совета, высочайше утвержденное 2 октября 1865 г.»), значительно упорядочила морально-этические требования к судьям. Уставы, развивая точку зрения Канта и Гегеля о суде совести как суде божьем, с религиозной точки зрения рассматривали присягу в качестве последствия древнего верования, согласно которому независимо от обычного людского суда «само божество принимает участие в делах человеческих, оправдывая правого и наказывая виновного»14, вследствие чего присяга считалась судом божьим. В соответствии с Уставами, законы должны быть исполняемы судьей беспристрастно, вне зависимости от лиц, участвующих в деле, и не внимая ничьим требованиям и предположениям.

А. Ф. Кони в своем труде «Нравственные начала в уголовном процессе» в качестве задачи судопроизводства рассматривает поиск истины, будь то уголовное или гражданское дело, и возможность вынесения справедливого решения, восстанавливающего права потерпевшей стороны и наказывающего, по мере необходимости, виновное лицо. Судья, по мнению русского юриста, мыслителя, должен применить весь свой житейский опыт, знания, ум, эрудицию и находчивость, чтобы вникнуть в суть дела, как со стороны юридического факта, так и с точки зрения сторон процесса. Каждый раз, вынося оправдательное либо обвинительное заключение по уголовному делу или разрешая гражданский спор, судья должен восстанавливать справедливость.

Репутация судьи должна быть кристально чистой в глазах общественности, справедливо считает Е. В. Васьковский, известный юрист начала XX в. Беспристрастие, образование, житейский опыт и безупречная нравственность - данными качествами должен обладать каждый уважающий себя судья, чтобы соответствовать общепризнанному морально-этическому облику, высокому умственному и нравственному цензу.

Таким образом, дореволюционный этап развития судебной этики, по мнению диссертанта, реализовал основные морально-этические принципы построения отечественной судебной системы - независимость судов и судей, повышенные морально-этические и нравственные требования к кандидатам на должность судьи.

14 Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 1. -СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1866. - С. 127.

Во втором параграфе «Эволюция судебной этики в советской России (XX в.)>> автор рассматривает основные факторы создания и развития судебной этики в советский период.

К ноябрю 1917 г. в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды. Каких-либо морально-этических, нравственных требований к судьям на тот момент не существовало. 24 ноября 1917 г. принят Декрет № 1 «О суде», определивший порядок формирования судебных органов местными советами, поставив их в полную зависимость от местных органов власти, что в итоге привело к снижению независимости и, как следствие, этического уровня судей. Декрет «О суде» № 2 от 7 марта 1918 г. вводит переход к исполнению гражданами обязанности по осуществлению судопроизводства на безвозмездной основе, отменяет все судейские тайны, и лишь от морально-этических предпочтений судьи теперь зависит ход судебного процесса.

С введением в действие 1 января 1923 г. «Положения о судоустройстве РСФСР» за совершение дисциплинарного проступка, позорящего честь и достоинство советского судьи и представляющего собой образец неэтичного поведения, виновный судья мог быть подвергнуг замечанию, выговору, перемещен или смещен на низшую должность, а в отдельных, особо вызывающих случаях аморального и неэтичного поведения - отстранен от службы с запрещением работы в судебных должностях на определенный срок.

С первой половины 30-х гг. прошлого века процессуальные правила рассмотрения и разрешения дел политического характера, с одной стороны, чрезвычайно упрощаются, а с другой стороны - наказания за преступления политического характера ужесточаются многократно. Законодательство наделяло судей беспрецедентными правами, что способствовало усилению политических репрессий. Печально известны своей беспринципной жестокостью так называемые «тройки». Одним из самых вопиющих нарушений норм морали и нравственности, не говоря уже об этических нормах, было введение в практику деятельности судебных органов «методов физического воздействия, пыток и истязаний арестованных, которые приводили к так называемым «признательным показаниям» и оговорам невинных людей. Советская судебная этика шагнула на несколько веков назад в эпоху, описываемую М. Фуко в книге «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы», где пытки заключенных были единственным способом достичь лжепризнаний вины и всячески оправдывались юристами того времени.

Политические репрессии Советского Союза 30-х гг. являются одной из самых кровавых страниц истории России. Огромное количество ни в чем не повинных мирных жителей было уничтожено в считанные годы. Политическое руководство Союза избавлялось от свободно мыслящих, творческих людей. Политические процессы, сменявшие друг друга,

обескровили государство, превратив его в механизм достижения целей руководящей элиты.

А. Я. Вышинский, известный юрист, деятель советской России, высказывая верные мысли в отношении развития судебной этики, работая в трудное время и являясь одним из организаторов сталинских репрессий, сам нередко поступал против своей совести. В «Теории судебных доказательств в советском праве» он всячески превозносит роль советского суда и судьи, указывая на абсолютную независимость, объективность, беспристрастность и высокий этический облик советского судьи. В то же время Вышинский отмечает, что судьи являются «проводниками политики» Советского Союза, тем самым подчеркивая зависимую роль судей от политического руководства страны. Вышинский, определяя советский суд как «рычаг регулирования общественных отношений», указывал истинное место советских судей в механизме власти - место безынициативных, лишенных права судейского усмотрения субъектов. Сам он - механизм в этом процессе.

15 июня 1948 г. принимается Указ «О дисциплинарной ответственности судей», в соответствии с которым представители советского судейского сообщества должны дорожить доверием народа и являть образец честного служения Родине, точного и неуклонного исполнения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения, чтобы иметь не только формальное, но и моральное право судить и учить других.

«Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 г. представили наиболее точную правовую формулировку, характеризующую воспитательную сторону советского правосудия. Важнейшее значение правосудия заключается в том, чтобы люди могли вынести из суда уроки общественной морали и практической политики, а проведенный на высоком политическом и профессиональном уровне судебный процесс являет собой эффективную форму публичной демонстрации справедливости закона, разумности его применения, а также обоснованности мер воздействия государства в отношении правонарушителей.

18 октября 1991 г. был принят Закон РФ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно которому руководство России официально признало факт произвола Советского Союза в отношении мирных граждан, подвергшихся политическим, религиозным, национальным, социальным и иным гонениям.

Таким образом, созданная после Октябрьской революции 1917 г. советская судебная система ликвидировала большинство достижений судебной реформы 1864 г. Смысл, вкладываемый в термин «судебная этика», менялся на протяжении развития общества вместе с развитием судебной системы. В 1930-е гг. «советский суд превратился, - как указывает В. М. Сырых, - в орудие произвола и расправы, чинимой советской властью» , не признающее каких-либо этических норм и требований. С 30-х

15 Сырых В. М., Крыленко II. В. Идеолог советского правосудия. - М. : Статут, 2003. - С. 8.

по 60-е гг. судебная этика служила средством реализации социалистической законности. С конца 60-х и до 70-х гг. прошлого века приоритет был отдан теоретическим и формально-логическим исследованиям марксистской этики. В 70-е гг. судебная этика была идеологически обоснована через Программу КПСС и «Моральный кодекс строителей коммунизма». Иными словами, советская судебная этика на протяжении всей истории существования Советского Союза была выражением государственной идеологии при осуществлении государственного обвинения и защиты.

В третьей главе «Современная судебная этика» рассматриваются основные факторы создания и развития современных зарубежных и отечественного кодекса профессионального поведения судей, а также содержание названных нормативно-правовых актов.

В первом параграфе «Судейская этика в зарубежных кодексах» диссертант излагает результат изучения международного законодательства в области судейской этики и современных зарубежных кодексов поведения судей.

Учитывая тот факт, что независимость, беспристрастность и компетентность как самих судей, так и всего судебного процесса являются гарантом поддержания конституционных прав и свобод тяжущихся, а также способствуют соблюдению всеми участниками судопроизводства определенных морально-этических норм и принципов, 10 января 2003 г. с целью установления международных этических стандартов поведения судей Правозащитной группой по повышению честности судей Организации Объединенных Наций были приняты «Бангалорские принципы поведения судей». Они адресованы судьям для использования в качестве руководства, а также базовых принципов регламентации поведения судей.

Многие страны уже приняли кодексы профессионального поведения судей в соответствии с «Бангалорскими принципами». В настоящий момент подобные кодексы действуют в Азербайджане, Казахстане, Литве, Молдове, на Украине, в Индии, Италии, Канаде, Кении, Малайзии, на Мальте, в Намибии, Народной Республике Бангладеш, Пакистане, Словацкой Республике, Словении, Соединенных Штатах Америки, Танзании, Уганде, Федеративной Республике Нигерия, на Филиппинах, в Эстонии и Японии. Однако далеко не все страны придерживаются данной позиции. К примеру, в Германии, Англии и Франции подобные кодексы до сих пор не приняты. И если в Англии это связано с особенностями правовой системы (система общего права), то в Германии и во Франции это объясняется высоким морально-этическим уровнем развития общества и, как следствие, представителей судейской профессии, что влечет за собой отсутствие необходимости в принятии кодексов судейской этики.

Перейдем непосредственно к самим кодексам профессионального поведения судей. Что касается ближнего зарубежья, то в 1994 г. Ассоциацией судей Эстонии был принят «Этический кодекс судей Эстонии», в процессе подготовки которого учтены следующие обстоятельства: во-первых,

беспристрастность, независимость и честность должна безоговорочно гарантироваться верховенством закона в обществе; во-вторых, при реализации этических положений должны соблюдаться принципы добропорядочного поведения судей и честного судопроизводства; в-третыа, основой высокого статуса судопроизводства и судебной системы, соответствующего уровня общественного доверия является высокий уровень профессиональных навыков и неукоснительное следование судьей этическим нормам и стандартам поведения; в-четвертых, суд Эстонии своей главной обязанностью определяет служение народу, а не бюрократическому аппарату.

18 ноября 2009 г. был принят «Кодекс судейской этики Республики Казахстан», согласно которому судья должен придерживаться морально-этических и нравственных требований для поддержания доверия населения к судебной системе и следить за их исполнением. Вера общества в независимость, беспристрастность и соответствие суда высоким этическим идеалам составляет основу поддержания независимого правосудия, обеспечивающего гармоничное сочетание защиты интересов личности, общества и государства.

22 февраля 2013 г. был утвержден «Кодекс профессиональной этики судей Украины», в соответствии с которым каждый судья должен стремиться следовать нормам морали, законам чести, воздерживаться от совершения любых действий, бездействий, высказываний или предоставления публичных комментариев, которые могут вызывать сомнение граждан в его объективности и непредубежденности при осуществлении правосудия, действовать, не предоставляя никаких субъективных привилегий, преимуществ одной из сторон судебного процесса, избегать любого постороннего влияния на его деятельность со стороны должностных или служебных лиц органов государственной власти

Что касается дальнего зарубежья, то, например, 7 мая 1994 г. был принят Итальянский «Этический кодекс», который рассматривает вопросы взаимоотношений судей с обществом, судейский долг, соблюдение требований беспристрастности и независимости, следование судей морально-этическим нормам, добропорядочность во взаимоотношениях с сотрудниками, а также этические требования к поведению судей вне работы.

2 июня 2011 г. был утвержден «Кодекс поведения судей Соединенных Штатов Америки», согласно которому судья в своей профессиональной деятельности должен избегать неэтичного поведения. Судья проявляет порядочность, честность и беспристрастность, когда, преодолевая свой темперамент, действует разумно, пытаясь выяснить все обстоятельства, необходимые для вынесения мотивированного решения.

Таким образом, этические стандарты и требования, предъявляемые к судьям, закрепленные в рассмотренных соискателем зарубежных кодексах судейской этики, определяют возможность профессионального судьи реализовывать делегированные ему полномочия сообразно общественным

ожиданиям, выполняя свои профессиональные обязанности так, как того требуют долг, честь и совесть. Диссертант настаивает, что при отборе и назначении кандидатов на должность судьи необходимо руководствоваться кодексами профессиональной этики. При этом автор отмечает, что кодексы профессионального поведения судей сами по себе не являются идеальной моделью, поскольку создают обманное впечатление, что судьям разрешено все то, что не запрещено кодексом. Учитывая вышеизложенное, соискатель утверждает, что введение этических нормативов и требований к судьям оптимально в форме нормативных стандартов профессионального поведения, а не в форме кодекса.

Во втором параграфе «Инновации современной судебной этики России» автор анализирует современный российский «Кодеке судейской этики», предпосылки его принятия и место в системе этико-философской мысли, а также специфику работы Квалификационных коллегий судей России.

Предвестником грядущих преобразований судебной этики России стало принятие 24 октября 1991 г. Постановления «О Концепции судебной реформы в РСФСР», согласно положениям которого основой любых преобразований в области судопроизводства является реформирование в области судебной этики путем приобщения всех членов судейского сообщества к высоким морально-этическим идеалам в духе уважения к сторонам судебного процесса, доброжелательного отношения ко всем участникам судопроизводства и этичного поведения вообще как на работе, так и вне стен суда.

21 октября 1993 г. был утвержден «Кодекс чести судьи Российской Федерации», согласно которому судья в своей деятельности обязан руководствоваться общепринятыми нормами нравственности и этическими правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. В любой ситуации судья должен заботиться о своей чести, сохранять личное достоинство, избегать всего, что могло бы причинить ущерб престижу его профессии либо его репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия, умалить авторитет судебной власти.

Причиной принятия «Кодекса судейской этики», утвержденного 2 декабря 2004 г., явилось поэтапное развитие отечественного законодательства и требований морали и нравственности, предъявляемых к судьям. Судопроизводство немыслимо без высоконравственных судей и работников аппарата суда, добровольно следующих нормам морали и нравственности и неукоснительно соблюдающих этические нормы и стандарты поведения. С целью поддержания чести и независимости судебной власти каждый судья должен участвовать в создании, развитии и поддержании требований судейской этики, в первую очередь лично следуя вышеназванным требованиям.

Проанализировав статистические данные квалификационных коллегий судей субъектов России о количестве жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей, включая их грубость в отношении участников процесса, иных граждан и недостойное поведение в быту, диссертант пришел к следующим выводам. Во-первых, число судей судов общей юрисдикции, в отношении которых были поданы жалобы на неэтичное поведение, в десятки раз превышает число судей арбитражных судов, в отношении которых были поданы аналогичные жалобы. Автор полагает, что данное соотношение объясняется повышенными профессиональными требованиями, предъявляемыми к судьям арбитражных судов, следовательно, чем выше уровень образованности и грамотности лица, тем глубже его этические и нравственные убеждения и тем выше его моральный облик. Во-вторых, количество жалоб на неэтичное поведение, поданных в отношении судей, с каждым годом неуклонно растет. Подобная тенденция, по мнению диссертанта, говорит о ненадлежащей эффективности положений, закрепленных в «Кодексе судейской этики» 2004 г., а также о недостаточном уровне этического и нравственного развития многих судей.

Анализ обзора результатов деятельности Квалификационной коллегии судей Республики Мордовия (РМ), во-первых, наглядно демонстрирует тенденцию небольшого, но стабильного ежегодного снижения общего количества жалоб, поданных по поводу неэтичного поведения судей и руководителей судов, что противоречит обратной общероссийской тенденции. Диссертант считает, что подобное отношение общества к судьям РМ основывается на продуманной и своевременной политике руководителей судов РМ и ККС РМ по повышению квалификации судей, ознакомлению их с морально-этическими нормами, прививанию данных норм в судейском коллективе и ревностному их исполнению, что в совокупности благоприятствует повышению доверия и уважения к судьям. Во-вторых, поддерживая общероссийскую тенденцию, количество судей Арбитражного суда РМ, в отношении которых были поданы жалобы на неэтичное поведение, в десятки раз меньше количества жалоб, поданных в отношении судей системы судов общей юрисдикции, что лишний раз доказывает более высокий этический и профессиональный уровень арбитражных судей.

19 декабря 2012 г. был утвержден новый «Кодекс судейской этики», в соответствии с которым только справедливое, беспристрастное, компетентное и независимое правосудие, осуществляемое в строгом соответствии с морально-этическими нормами, способно обеспечить надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов всех членов общества. Подобное правосудие подразумевает строгое соблюдение каждым членом судейского сообщества этических норм, стремление соответствовать моральным и нравственным идеалам судейской должности.

Частая смена кодексов профессионального поведения судей в постсоветской России объясняется как активными процессами экономического и политического развития страны, так и прогрессированием

отечественного законодательства в области судебной этики. К примеру, «Кодекс чести судьи» 1993 г. был заменен «Кодексом судейской этики» 2004 г. с целью приведения его в соответствие с Конституцией РФ. «Кодекс судейской этики» 2012 г. в свою очередь пришел на смену аналогичного по названию кодекса 2004 г., поскольку, в отличие от последнего, был составлен на основе «Бангалорских принципов поведения судей».

Таким образом, новый этап в развитии судебной этики и, в частности, морально-этических требований, предъявляемых к судьям, получил импульс в развитии именно после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, что на законодательном уровне закрепило окончательный переход от СССР к суверенной Российской Федерации. Если этический статус судей, существовавший до 1917 г., был попросту разрушен с приходом новой власти, то ныне существующий морально-этический облик судьи эволюционировал из советского с учетом всех изменений, которые внесло в него современное законодательство.

В заключении диссертации автором подводятся итоги исследования, обобщаются его результаты, формулируются теоретические выводы, намечаются направления дальнейшей разработки данной проблематики. Диссертант заключает, что регулятивная сила судебной этики зависит от многих факторов. Важнейшую роль играет государство, заинтересованное в подготовке всесторонне развитого судьи. Оно должно не только сформулировать свои требования к судейскому поведению, но и способствовать его формированию, создав для этого соответствующие материальные условия и обстановку в судах. На сегодняшний день очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию судей и иных участников судопроизводства на совокупность базовых моральных, нравственных, этических и иных ценностей позитивной направленности.

Анализ зарождения и развития западноевропейской и русской этико-философской мысли дает возможность разглядеть в категории судебной этики конструктивное начало. Следование в реальной жизни нормам судебной этики позволит добиться не только повышения уровня уважения общества к суду, динамичного и устойчивого функционирования судебной системы Российской Федерации, но и нравственного возрождения российских судей в настоящем и будущем.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК и издании Министерства образования и науки РФ:

1. Черевко А. А. Проблемы судебной этики в Средние века и Новое время (Свод Юстиниана, Гуго Гроций) / Л. Л. Черевко // Казанская наука -2013.-№ 5.-С. 99-101.

2. Черевко А. А. Проблемы судебной этики в эпоху немецкой классической философии (Иммануил Кант, Георг Фридрих Гегель) / А. А. Черевко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.-2013.-Том 15.№5.-С. 38-42.

3. Черевко А. А. Этический аспект статуса судей региона / А. А. Черевко // Регионология. - 2013. - № 4. - С. 11-14.

4. Черевко А. А. Особенности соотношения понятий «судебная этика» и «судейская этика» / А. А. Черевко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. Серия: Гуманитарные и педагогические науки.-2013.-№4(80). Часть 1.-С. 154-161.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

5. Черевко А. А. Актуальные вопросы реализации принципа гласности в производстве по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора / А. А. Черевко // Юридическая наука в Республике Мордовия: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1 / редкол.: Ю. Н. Сушкова [и др.]; сост.: Ю. Н. Сушкова, О. Н. Крапивина. - Саранск : Изд-во Мордов ун-та, 2009.-С. 316-319.

6. Черевко А. А. Роль судов среднего звена системы судов общей юрисдикции в механизме обеспечения правосудия / А. А. Черевко // Правовая Россия: теория и практика. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола : Коллоквиум 2011 -С. 149-155.

7. Черевко А. А. Регламент суда как акт саморегулирования: понятие и содержание / А. А. Черевко // Судебная реформа в современной России: итоги и перспективы: материалы Вссрос. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию судебной реформы (г. Пенза, 20-21 октября 2011 г.) / под ред. А. В. Малько, В. А. Тсрсхина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. - С. 437-443.

8. Черевко А. А. Областные, краевые и равные им суды в системе судов общей юрисдикции: проблемы и перспективы совершенствования / А. А. Черевко. URL: http://www.rai.ru/?mod=pagcs&id=14 (дата обращения 20.04.2013).

9. Черевко А. А. Суд над Сократом или судебная этика в Античности / А. А. Черевко // Всероссийская научно-практическая конференция «Восьмые Саранские философские чтения». Современные проблемы философии и

провинциальная культура. Саранск, 12-13 ноября 2012 г. / МГУ им. Н. П. Огарева и др.; [под общ. ред. Е. В. Мочалова, О. Г. Беломоевой; сост. С. Б. Бахмустов]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - С. 306-313.

10. Черевко А. А. Проблемы судебной этики в древнем Риме (Авл Геллий, Боэций) / А. А. Черевко // Всероссийская научно-практическая конференция «Восьмые Саранские философские чтения». Современные проблемы философии и провинциальная культура. Саранск, 12-13 ноября 2012 г. / МГУ им. Н. П. Огарева и др.; [под общ. ред. Е. В. Мочалова, О. Г. Беломоевой; сост. С. Б. Бахмустов]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013.-С. 298-306.

Подписано в печать 18.11.13. Объем 1,5 п. л. Тираж 120 экз. Заказ № 1601. Типография Издательства Мордовского университета 430005, г. Саранск, ул. Советская, 24

 

Текст диссертации на тему "Становление и развитие судебной этики в России"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный

университет имени Н. П. Огарёва»

На правах рукописи

04201452221

Черевко Александр Андреевич

Становление и развитие судебной этики в России: традиции и

инновации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00.05 - Этика

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е. В. Мочалов

Саранск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................3

1 Теория и история зарождения судебной этики

1.1 Категории судебной этики...........................................................15

1.2 Судебная этика в эпоху Античности и Средневековья..........................36

1.3 Проблемы судебной этики в западноевропейской этической и правовой мысли XVII - середины XX вв..........................................................54

2 Становление судебной этики в России конца XVIII - XX вв.

2.1 Судебная этика Российской Империи (конец XVIII - XIX вв.)...............78

2.2 Эволюция судебной этики в советской России (XX в.).......................104

3 Современная судебная этика

3.1 Судейская этика в зарубежных кодексах........................................121

3.2 Инновации современной судебной этики России..............................148

Заключение...............................................................................167

Библиографический список.........................................................173

Приложения..............................................................................186

Введение

Актуальность темы исследования. Основы судебной системы, заложенные Конституцией Российской Федерации, незыблемы. К сожалению, сам механизм организации судебной системы, повышение доверия граждан к суду, создание облика судьи, соответствующего всем этическим и нравственным требованиям мирового сообщества нуждается в дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы [130, С. 198].

Актуальность исследования феномена судебной этики в современной России определяется необходимостью построения в нашей стране гражданского общества, создания системы справедливого судопроизводства. Принятие кодекса судейской этики - закономерный шаг в развитии судебной реформы, поскольку суд, как справедливо отметил президент России В. В. Путин на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г., выступает «важнейшим государственным институтом, где вершатся судьбы миллионов людей, потому предвзятость и нарушение этических норм - это не только личное фиаско и позор для конкретного судьи, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству» [66, С. ]. Высокая гражданская миссия всех судей, подчеркнул глава государства, проявляется в объективности и беспристрастности, в умении учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой правовой нормой всегда видеть конкретного человека.

Судебная этика представляет собой совокупность нравственных идеалов, принципов и норм осуществления правосудия. Все это определяет моральное содержание деятельности участников судопроизводства. Накопленный опыт этической регуляции деятельности судей и иных участников судебного процесса должен способствовать «развитию истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от черствости приемов,

и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка» [98, С. 3]. Судья обязан следовать в своей повседневной деятельности не только нормам закона, но и прислушиваться к внутреннему голосу разума, не отступая при этом от безусловных и вечных этических стандартов и принципов поведения. При изучении моральных основ судопроизводства необходимо перенести центр тяжести учения о суде с хода процесса на этическую деятельность судьи во всех ее проявлениях.

Обращение к данной проблеме в аспекте изучения зарубежной и отечественной этико-философской традиции представляется чрезвычайно важным. Существует необходимость тщательного изучения проблем судебной этики в современной этической науке, поскольку в понимании ее смысла, границ регулирования и даже в терминологическом ряде накопилось множество дискуссионных вопросов, требующих решения, что в значительной степени и определило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Заявленная в диссертации тема имеет многоаспектный характер и получила всестороннее освещение не только в отечественной, но и в зарубежной философии и этике.

Основные прииципы поведения судей и первые этические требования к процессу отправления правосудия были заложены еще в античности Сократом, продолжены в наследии Платона, Аристотеля, А. Геллия, Боэция, «Своде Юстиниана».

В дальнейшем античная традиция развивалась в западноевропейской этико-философской мысли. С середины XVII и до конца XX в. вопросы судебной этики были затронуты в работах X. Арендт, Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта, М. Фуко, К. Шмитта, Л. Штрауса; писателя и общественного деятеля Т. Драйзера и др.

Феномен судебной этики стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской мысли конца Х1Х-начала XX вв., прежде всего в творчестве И. А. Ильина и В. С. Соловьева, чьи работы явились

отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблем судебной этики современными исследователями.

Дореволюционное отечественное этико-философское учеиие о судебной этике было развито советскими и современными российскими учеными. К вопросам судебной этики обращались в своих работах такие видные правоведы, как Е. Я. Акимова, В. Б. Алексеев, Л. Е. Ароцкер,

B. Н. Бабенко, Е. А. Борисова, А. Д. Бойков, Е. В. Васьковский, Т. А. Владыкина, А. Я. Вышинский, Г. Ф. Горский, Б. А. Золотухин,

A. С. Кобликов, М. В. Кожевников, Л. Д. Кокорев, А. Ф. Кони, Д. П. Котов, Н. В. Крыленко, О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, В. В. Леоненко,

C. В. Потапенко, Р. Д. Рахунов, Г. Ю. Семигин, А. С. Смыкалин, Т. В. Сомсонов, М. С. Строгович, А. Я. Сухарев, В. М. Сырых, А. П. Фоков, Г. И. Цепляев, И. Н. Яблоков.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли советские исследователи: В. И. Букреев, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.

Особую значимость для автора имели теоретические разработки фундаментальных этико-философских вопросов анализа судебной этики современных отечественных авторов: Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова,

B. Н. Назарова, А. В. Прокофьева, О. С. Пугачева, А. В. Разина, А. П. Скрипника.

Кроме того, положения, регулирующие основные спорные вопросы судебной этики, закреплены в соответствующих зарубежных кодексах профессионального поведения судей Республики Казахстан, Украины, Эстонии, США и др. Отдельно необходимо отметить принятие в декабре 2012 г. «Кодекса судейской этики» [2, С. 2] России.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о недостаточном количестве работ, дающих целостную оценку развития и становления судебной этики с момента ее зарождения до настоящего времени.

Актуальность темы, степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

В качестве объекта настоящего диссертационного исследования выступает судебная этика как этико-философская и этико-правовая категория. Предмет исследования - традиции и инновации в истории становления и развития судебной этики в России.

Цель настоящей работы - изучить историю развития судебной этики в России, охарактеризовать изменяющуюся роль судебной этики в судопроизводстве в процессе ее эволюции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

- выявить соотношение понятий «судебная этика» и «судейская этика», раскрыть содержание данных категорий;

- изучить процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе;

- провести этический анализ традиций западноевропейского судопроизводства середины ХУИ-конца XX вв.;

- исследовать процесс становления судебной этики в Российской Империи конца ХУП1-Х1Х вв.;

- охарактеризовать развитие судебной этики в советской России;

- проанализировать современные зарубежные кодексы судейской этики;

- рассмотреть в этическом аспекте новации современного российского Кодекса судейской этики и работу квалификационных коллегий судей России;

- выработать практические рекомендации по развитию судебной этики и повышению эффективности нравственного воспитания судей.

В основу научной гипотезы исследования положено суждение о том, что регулятивная сила судебной этики зависит в первую очередь от государства, которое формулирует свои требования к судейскому поведению,

способствует его формированию, создает для этого соответствующие материальные условия, нормативную базу и обстановку в судах. Эффективным способом повышения этической составляющей судебной деятельности является организация условий труда с учетом общечеловеческих этических ценностей.

Источниками исследования послужили опубликованные в разные годы нормативно-правовые акты (законы, основы законодательства, указы, постановления, инструкции) царской (помещенные в Свод законов Российской Империи и Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, либо существующие по отдельности), советской и современной России, содержащие важнейшую информацию, касающуюся вопросов судебной этики.

Отдельную группу материалов представляют кодексы профессионального поведения судей России, Республики Казахстан, Украины, Эстонии и США.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли статистические данные по количеству жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей в Квалификационные Коллегии Судей субъектов Российской Федерации, в том числе и в Квалификационную Коллегию Судей Республики Мордовия, а также данные о количестве судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам рассмотрения названных жалоб и иных обращений.

Теоретико-методологическая основа работы. Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как этика, философия, история, право предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющий всесторонне и целостно раскрыть сущность судебной этики. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость применения следующих методов исследования:

- интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

- сравнительно-исторического, позволяющего рассмотреть процесс зарождения и развития судебной этики в западной Европе и в России в различные периоды времени, сопоставить их друг с другом, выявив при этом их влияние на формирование современных взглядов на судебную этику;

- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию философских трудов западных и русских мыслителей;

- аксиологического, обосновывающего место судебной этики в системе социальных ценностей.

Научная новизна исследования и личный вклад диссертанта состоит в следующем: осуществлен целостный этико-философский анализ традиций и инноваций в процессе становления и развития судебной этики в России; раскрыто содержание понятий «судебная этика» и «судейская этика», выявлено их соотношение; изучен процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе периода Античности, Средневековья и середины ХУН-конца XX вв.; исследован процесс становления и развития судебной этики в Российской Империи конца XVIII -XIX вв. и в советской России; проанализированы современные этические требования российского и зарубежных кодексов судейской этики, рассмотрена работа квалификационных коллегий судей России.

Автором выработаны практические рекомендации по развитию судебной этики и повышению эффективности нравственного воспитания судей.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения дисссртационного исследования:

1. Судебная этика как учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, составляющая совокупность правил поведения всех участников судопроизводства, представляет собой раздел

прикладной этики. Судейская этика, выступая структурным элементом судебной этики, определяя лишь профессиональное этическое поведение судей и рассматривая нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, является разделом профессиональной этики.

2. Предмет судебной этики образуют три основные составляющие: нормативно закрепленные положения, содержащие морально-этическую составляющую, действующие в конкретной сфере общественных отношений, являющиеся исключительным порождением конкретной профессиональной деятельности, не противоречащие общим нормам, но дополняющие и развивающие их; морально-этические правила поведения - этикет; нравственное сознание участников судопроизводства.

Принципы и нормы судебной этики и регулируемые ими правила поведения участников судопроизводства являются наиболее статичными из всех элементов предмета судебной этики, хотя в процессе исторического развития также изменяются, в то время как нравственное сознание участников судопроизводства - наиболее подвижная и подверженная внезапным изменениям составная часть предмета судебной этики.

3. В истории становления и развития судебной этики автор выделяет две традиции: западноевропейскую и отечественную, для каждой из которых характерны определенные этапы.

История зарождения и развития судебной этики в западной Европе включает три этапа:

Первый - начальный (V в. до н.э.-У1 в. н.э.) - характеризуется зарождением коренных начал правосудия (гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства и свободная оценка доказательств, основанная на внутреннем убеждении судьи). Представлен в творчестве Аристотеля, Боэция, А. Геллия, Платона, Сократа, Юстиниана Великого.

Второй этап - средний (середина XVII-середина XX вв.), - в котором суд совести рассматривался как морально-этическая, нравственная составляющая судопроизводства, при этом подчеркивались ее независимость, беспристрастность и объективность. Отражен в работах Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта.

Третий этап - современный (с середины XX в. по настоящее время), на протяжении которого судебная этика сохранила и развила основные принципы осуществления правосудия, зародившиеся еще в эпоху Античности. Основные представители: X. Арендт, М. Фуко, К. Шмитт, JI. Штраус.

4. История развития отечественной судебной этики включает три этапа:

Первый - дореволюционный (конец XVIII в-1917 г.), где впервые нашли свое отражение нормы и правила судебной этики. Представлен в Именном указе «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» (1762 г.), двух частях «Учреждений для управления Губерний Всероссийской Империи» (1775 г. и 1780 г.) и Судебных Уставах (1864 г.): «Устав гражданского судопроизводства (дополненный законоположением 1866 года «Об охранительном судопроизводстве»)», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Мнение Государственного Совета, высочайше утвержденное 2 октября 1865 года».

Второй этап - советский (1917-1991 гг.) характеризуется полным подчинением норм и принципов судебной этики нуждам советского государства; судебная этика играет важную роль в политической пропаганде советской агитационной машины.

Третий - постсоветский, или современный этап развития отечественной судебной этики (конец ХХ-начало XXI вв.) укрепил значение судебной этики, выведя ее на новый этап развития и оградив от влияния государства, закрепил новые нормы и принципы поведения судей. Представлен

«Кодексом чести судьи Российской Федерации» (1993 г.), «Кодексом судейской этики» (2004 г.) и новым «Кодексом судейской этики» (2012 г.).

5. Анализ современных зарубежных кодексов профессионального поведения судей показал, что любой документ об этических нормах, регулирующих поведение судей, и соответствующие стандарты поведения должны содержать общие этические принципы, поскольку невозможно предусмотреть все конкретные ситуации, с которыми столкнется судья при осуществлении профессиональной деятельности и, соответственно, все возможные варианты поведения судьи в данных ситуациях. Кодексы профессионального поведения судей сами по себе не являются идеальной моделью. При рассмотрении данной законодательной формы складывается впечатление, что закрепленные в них этические требования и нормы являются неким исчерпывающим сводом правил, согласно которому судьям разрешено все то, что не запрещено кодексом. Являясь вполне обтекаемой правовой формой, принципы служат судье универсальным механизмом саморегулирования, позволяя ориентироваться в любой ситуац�