автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Становление и утверждение целостности человека

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Филатов, Владимир Исидорович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Становление и утверждение целостности человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Филатов, Владимир Исидорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. Исторические модели целостности человека.

1.2. интегративные модели целостности человека.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

2.1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ в СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ.

2.2. Целостность бытия и его уровни.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

3.1. Объективная реальность человека.

3.2. Субъективная реальность человека.

3.2.1. Душа и ее архитектоника.

3.3. Трансцендентальная реальность человека.

ГЛАВА 4. УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Сущность человека как основание развертывания целостности человека.

4.2. Смысл жизни каюформа утверждения целостности человека.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Филатов, Владимир Исидорович

Актуальность. Активный интерес к проблеме целостности человека обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного социального индивида постоянно решать жизненные проблемы, которые возникают в процессе его повседневной жизнедеятельности. Катастрофические разрушения природной среды, неожиданное распространение новых пандемий, грозящих уничтожить Землю, накопление средств массового уничтожения - все это рождает ощущения тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества. Такая ситуация побуждает к размышлению, ведет к необходимости осознать причины, породившие сложившуюся реальность. А причины эти укоренены в самом человеке. В основе сложившейся реальности лежит деятельность отчужденного человека, который создает окружающий его мир по «своему образу и подобию».

Рассматривая существование конкретного эмпирического индивида, философы на протяжении всей истории развития философии постоянно обращают внимание на двойственность человека, которая, с одной стороны, характеризует человека как несовершенное существо, склонное к проявлению зла по отношению как к природе и обществу, так и по отношению к самому себе. С другой стороны, человек время от времени показывал совершенство своей природы, ее божественность. Философы, отмечая двойственность человека, постоянно подчеркивают его устремленность к идеалу, к совершенству своей собственной природы. Эти устремления они связывают с потребностью человека быть духовно-целостным существом. ^Целостность человека в истории философии выражается по-разному. Философия древнего мира рассматривала человека как своеобразный микрокосм. Философия средних веков рассматривала человека как духовно-рациональное существо, совершенным образом которого является И. Христос. В эпоху Нового времени -как рационального человека, целостность которого рассматривалась по аналогии с целостностью мирового разума, идеи или по аналогии с целостностью природы.

Особенность нашей отечественной философии состоит в том, что в ней человек всегда рассматривался как духовное существо. Это касается и марксистского направления развития нашей философии, которое развивало концепцию гармонично развитого человека или нравственного человека.

Изучения целостности человека имеет, по крайней мере, три аспекта.

Теоретический аспект заключается в том, что без разрешения проблемы духовной целостности человека невозможно решить более частные вопросы о смысле и ценности человеческой жизни, вопросы о предназначении человека, о природе и сущности его внутреннего мира.

К философскому размышлению о целостности человека в еще большей степени побуждают нас мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений о человеке, которые требуют обобщения философской рефлексией.

В рамках отношения «человек-мир» возникает новая реальность и основой ее существования является многообразие человеческих проявлений, фундаментом которых являются те или иные основания человека, его определенности. Возникает вопрос достоверности этих оснований. К. Маркс говорил, что выводить человека и его особенности можно хоть из мочки уха. Однако сам он выводил человека из его труда считая, что человек только в труде научился отличать себя от животных. Ответ на этот вопрос может идти через понимание действительной целостности человека, которая сама по себе определяет меру человеческого, меру человека.

Большое место в современных исследованиях по вопросам культуры и развитию общества уделяется проблеме гуманизма и пониманию природы человечности. Вопрос: «В чем состоит человечность человека?» - является, пожалуй, главным вопросом всей культурной проблематики нашего времени. Гуманизм базируется на философском понимании человека, стержнем которого является вопрос о духовной целостности человека.

Практический аспект. Большое практическое значение имеет проблема субъектности человека. Действительно ли человек является субъектом своего собственного развития, творцом своей судьбы. В наше время как никогда усиливается информационное отчуждение, которое является ведущим и самым глобальным видом современного отчуждения человека. Вопрос стоит так: сможет ли человек сохранить себя в эпоху глобального информационного отчуждения, или оно уничтожит человека, превратит его в своеобразную социо-машину. Противостоять этому натиску может только целостный человек.

Решение вопроса о целостности человека дает нам возможность решения целого ряда проблем соотношения социального и биологического, индивидуального и социального, индивидуального и национального, культурности и цивилизованности человека.

Развитие современного общества отчетливо ставит вопрос о формировании и воспитании нового, нравственного человека. Этот вопрос был поставлен в нашей стране еще при социализме, когда остро ощущалась потребность в формировании облика советского человека. Актуальности этот вопрос не утратил и в наше время, если его рассматривать не с точки зрения идеологии, а с позиции права, морали, нравственности и патриотизма. Да и во всем мире остро стоит вопрос о воспитании духовно-целостного человека.

Идеальный аспект. Вопрос о духовной целостности человека и ее развитии является вариантом общей проблемы идеалообразования. Культуру можно определить как идеалообразующую сторону жизни людей. Культура иногда гибнет, но не потому, что прекратилась реализация сущностных сил человека или были забыты нормы и схемы деятельности, а потому, что рушатся ее устои - идеалы. Возникает настоятельная потребность в какой-то новой, иной иерархии образов жизни. Идеалы производятся не только отдельными народами, социальными общностями, но и индивидами. Идеал -это нечто признанное, положенное и представленное (Гегель). Идеал - это идея-родоначальник, не требующая для своего обоснования неких более фундаментальных идей. Прэтому идеал сам является фундаментальной идеей и основой существования и развития духовного мира человека, с ним связана деятельность нашей души, ее устойчивость.

Степень разработанности проблемы. В современной философской литературе существует достаточно широкий массив исследований, посвященных проблематике целостности человека. При разработке данной темы приходится также обращаться к исследованиям из различных областей философского, социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.

В истории философии существовали различные парадигмы, на основе которых строился тот или иной подход к исследованию духовной целостности человека. В диссертации выделяются четыре основных направления, решающие проблему целостности человека. Это идеалистическое, духовное, натуралистическое и социологическое направления.

Идеалистическому направлению характерно видение человека прежде всего как носителя разума, а за тем уже нравственных ценностей. Данное видение человека раскрывалось в работах Августина, Аристотеля, Ф. Аквинского, Дж. Беркли, Г. Гегеля, Им. Канта, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Платона, И. Фихте, В, Шеллинга и др.

Духовное направление рассматривает человека через полноту его духовной жизни, через духовность, понимаемую как стремление к Богу, к высшим ценностям человека. Такое понимание человека в основном развивалось в рамках русской идеалистической философии. Это работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П., Карсавина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, князей Н. и Е. Трубецких, С.Л. Франка, А.С. Хомякова и других.

Натуралистическое направление определяет человека как живое существо, высший результат природного творчества, как физическое существо, функции которого одухотворены. Это работы Д. Бруно, П. Гельвеция, А. Гольбаха, Ж. Ламетри, Ф. Ницше, Б. Спинозы, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, Н.Г. Чернышевского, А. Шопенгауэра и других.

Социологическое направление связано прежде всего с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса и его сторонниками, а также с работами Э. Дюргейма, и рассматривало человека как общественное существо.

Рассмотрение работ перечисленных философов послужили основой понимания сущности подходов к целостности человека. Эти работы помогли понять основные достоинства и недостатки исторических подходов к пониманию целостности человека.

В двадцатом веке доминирующим направлением в исследовании целостности человека стало построение интегральных моделей целостности человека. В данной работе использованы труды Б.Г. Ананьева, В.И. Барулина, Ю.Г. Волкова и Н.Е. Поликарпова, О.Д. Гараниной,

П.С. Гуревича, Б.М. Маркова, Г.П. Мечникова, Ф.И. Миттющева, В.Н Сагатовского, В.В. Шаронова, а также работы Р. Асаджоли, Дж. Агасси, Э. Агацци, Е. Блаватсвой, С. Грофа, Г. Гурджиева, П. Рикера, Р. Штайнера.

Обращение к работам K.JI. Абульхановой-Славской, Б.Г Ананьева Н.П. Дубинина, Д. И. Дубровского, Н. К. Жуковского, Э. В. Ильенкова,

A.Н Леонтьева М. К. Мамардашвили, Д.В. Пивоварова, В.М. Русалова, Т.В. Холостовой и других ученых помогли понять особенности внутреннего мира человека и суть его жизненной стратегии.

В главе, посвященной раскрытию методологических оснований целостности человека, широко представлена литература по философским и системным аспектам данной темы. В работе понятие целостности анализируется на основе работ П.К. Анохина, В.Г Афанасьева, И.В. Блауберга, К. Болдинга, Гегеля, Н.И. Жукова, В.И. Кремянского,

B.П. Кузьмина, А.А. Малиновского К. Маркса, В.И. Ленина, М.М. Сетрова, А.И. Уемова, Г.А. Югая, А.Г. Юдина, Б.Г. Юдина.

В работе особо обращается внимание на отличие системы от целостности, которое заключается в присутствии в целостности элементов отражающих моменты бесконечности, субстанциальности и субъектности целостности, а также особо подчеркивается, что отношение элементов целостности иное, чем отношение элементов системы.

Исследования по философской или фундаментальной онтологии, предметом которых является, бытие представлены в работах Н. Гартмана, Ф.И. Гиренко, В.Б. Кучевского, С.И. Лобанова, Ю.В. Мамлеева,

A.Н. Павленко, Платона, Ж-П. Сартра, В.Н. Типухина, Ю.А. Урманцева,

C.Л. Франка, М. Хайдеггера, изучение которых дало нам возможность определить методологию исследования целостности бытия.

Дальнейшее развитие социально-онтологической дифференцации ведет к таким ее видам: бытие и ценность (см. работы Н.А. Бердяева,

B. Вильденбанда, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, С. Кьеркегора, Г. Риккерта, Ж.П. Сартра).

Кроме названных работ, привлекались работы по синергетики (Пригожин И., Стенберг И.), по кибернетики и, прежде всего, работы Н. Винера,

К. Фукс-Киттовского, работы в области теории фракталов (Рихтера П.Х.), труды по теории чисел рекуррентного ряда Фибоначчи (Г. Кокстер), а также работы В.А. Богданова, Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, В.А. Кутырева,

A.Ф. Лосева, JI.C. Сонина, А.Д. Урсула, П. Тейяра де Шардена, Н.И. Чуприковой, В.А. Энгельгарда. Изучение названных работ привело к пониманию оснований выделения уровней реальности бытия.

Рассматривая проблемы внутреннего мира человека, и, предлагая свою концепцию целостности человека, автор опирается на многочисленную классическую философскую литературу и на ту, которая появилась в последнее время. Это, прежде всего, работы Аристотеля, Платона, Августина, Ф. Аквината, Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, В. Франкла, С.Л. Франка, Э. Фромма, Б.Г. Ананьева М.С. Кагана, В.И. Ксенофонтова, М.К. Мамардашвили,

B.Е. Кемерова, В.А. Лекторского, Р.Л. Лифшица, В.А. Лефевра, В.Н. Сагатовского, П.В. Симонова, И.В. Силуянова, З.Ф. Фоминой, В.Г. Федотовой, Т.В. Холостовой.

Большое значение в определении методологии исследования социального бытия человека имеют работы по социальной онтологии B.C. Барулина, В.Е. Кемерова, С.Э. Крапивенского, В.Н. Лавриенко, Л.Н. Митрохина, К.Х Момджяна, Э. Ю Соловьева и др.

Раскрывая систему ценностей, которая определяет бытие человека, грани его целостности автор опирается на работы, прежде всего, отечественных философов: И.О. Лосского, B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Г.П. Выжлецова, В.Н. Сагатовского, Я.Я. Рогинского, Б.В. Маркова, Д. Андреева.

В нашем динамично развивающемся мире значительно возросла потребность в выявлении внутренних ценностей культуры, которые все сильнее определяют существо не только общественной жизни, но и жизни самого социального индивида.

Объектом диссертационного исследования является индивидуальность личности. Американский ученый Дж. Уолд указывает, что появление индивидуальности означает возникновение нового важнейшего типа развития, который связан с переходом общего бытия к индивидуальному, от состояния неопределенности к индивидуально-определенному, разнообразному.

Предметом исследования является феномен целостности человека, процесс ее утверждения.

Рассматривая человека как своеобразный микрокосм, который безусловно по-своему выражает макрокосм, совершенно непонятно на каких основаниях основано утверждение о том, что человек может отобразить в себе все многообразие окружающего мира. Возникает вопрос: почему человек способен отобразить в своем внутреннем мире весь мир бытия вообще?

Основной гипотезой решения поставленной проблемы стало предположение, что природа как высшая целостность, порождая человека, передает ему свою фундаментальную структуру, которая лежит в основе его целостности. Данное предположение является результатом философской проекции общей теории фракталов, которая устанавливает структурное соответствие "вложенных" систем.

Целью диссертационного исследования является построение концепции становления целостности человека.

Для осуществления этой цели перед исследованием становятся следующие задачи:

- проанализировать существующие исторические модели понимания человека и на этой основе определить необходимые и достаточные методологические основания целостности человека;

- раскрыть методологическое значение категории «целостность» и ее роль в построении концепции целостности человека;

- обосновать уровневую целостность бытия, как методологическую основу целостности человека;

- определить исходную «клеточку» философского исследования проблемы целостности человека;

- раскрыть основное содержание целостности человека на основе выделенных уровней реальности;

- определить содержание феномена души и выявить основные элементы ее архитектоники;

- уточнить понятие сущности человека на основе понимания его целостности;

- выделить основания процесса развертывания духовной целостности человека;

Методологическая основа исследования определяется содержанием диалектических, философских принципов целостности, развития, взаимодополнительности, а также синергетическим и системным подходами. В работе применены диалектические методы исследования сложноорганизованных систем, и в частности метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Весьма плодотворным в диссертационном исследовании оказался метод К. Маркса, в основе которого лежит поиск элементарной «клеточки» философского исследования, что дает нам возможность определить глубинную связь человека с Универсумом, его укорененность в системе природы.

Большое методологическое значение для исследования имела современная теория фракталов, которая позволила определить общую структурную связь между целостностями действительности: природой, обществом, человеком.

Обращение к фундаментальным философским трудам Аристотеля, А. Бергсона, Дж. Бруно, Г. Гегеля, Э.В. Ильенкова, Н. Кузанского, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, К. Маркса, B.C. Соловьева, П. Т. де Шардена, С.Л Франка; а также к работам П.К. Анохина, В.В. Налимова, И. Пригожина; к работам в области кибернетики и теории чисел ряда Фибоначчи позволила автору определить содержание и стратегию поиска, его исходные положения.

Таким образом, методологическую основу исследования определили классические философские принципы и общенаучные подходы, существующие в области современного естествознания социальной теории и общенаучной методологии. В целом автор исходит из того, что в современных философских исследованиях необходимо учитывать эвристические возможности различных историко-философских подходов.

Новизна диссертационного исследования заключена в следующем:

1. Раскрывается уровневая структура бытия, определяющаяся через единство объективной, субъективной и трансцендентальной реальностей.

2. Исходной клеточкой исследования проблемы человека является бытие, понимаемое через единство названных уровней реальности, взятое в его абсолютном отношении с субъектом.

3. Целостность человека определяется через единство объективной, субъективной и трансцендентальнойной реальностей.

4. Душа рассматривается как интегральное качество человека, выражающее его глубинные сферы и направленность развития через единство знания, совести, веры и установки. Рассматривается архитектоника души, состоящая из таких элементов, как самооценка, «внутренние силы сопротивления», духовности.

5. Уточняется понимание сущности человека, которая определяется как его способность отвечать на воздействие окружающего мира всей своей целостностью.

6. Проводится принципиальное отличие системы от целостности, которая является особым образованием, содержащим в себе свойства субъектности, бесконечности, субстанциональности, определенности, связыващие данную целостность с целостностью более высокого порядка.

7. Раскрывается содержание процесса утверждения целостности человека. Определяются ценностные основания данного процесса.

На защиту выносятся следующие положения

1. Исходной клеточкой философского исследования проблемы целостности человека является отношение между субъектом и бытием, понимаемым через единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностями. Это отношение можно выделить в виде следующей схемы:

S-Бытие объективная реальность -трансцендентальнаяная реальность ^субъективная реальность

Выделенное отношение отражает содержание понятия субстанции, которое можно определить как то, что содержит в себе все свойства и отношения действительности и, в принципе, не может потерять ни одного своего свойства и отношения.

2. Целостность является особым образованием, которое в отличае от системы обладает свойствами субъектности, бесконечности и субстанциональности. Целостность не присуща всем вещам действительности, а только тем, кто способен определить свою «самость». В мире выделяются три всеобщие формы существования целостности: природа (бытие), общество, человек.

3. Целостность человека определяется через единство объективной, субъективной и трансцендентальнойной реальностей. Рассматривая формы проявления основных функций человека на выделенных уровнях бытия, мы можем выявить всю полноту содержания человека, определить меру самого человека. Только при таком понимании целостности человека, он способен стать субъектом своего собственного развития, своей судьбы.

4. Рассматривая вопрос о сущности человека, автор различает понятия сущности и сущностного свойства. Поэтому, утверждения, что сущность человека заключена в его духовности, творчестве, совокупности общественных отношений и т.д. относиться к области определения сущностного свойства. Сущность человека заключается в его способности отвечать на каждое воздействие окружающего мира всей своей целостностью, утверждая тем самым свою субъектность, свою универсальность.

5. Исследуя духовный мир человека, автор особое внимание обращает на феномен духовности. Под духовностью понимается врожденное стремление человека, постоянно расширять горизонты своего бытия за счет создания системы духовных миров, а также стремления воплощать ценности и идеалы этих миров в мир своего физического бытия.

6. В диссертации обосновывается, что душа это интегральное качество человека, выражающее его глубинные духовные сферы, его направленность развития на основе тотального единства знания, совести, веры и установки. Основными элементами архитектоники души являются самооценка, «внутренние силы сопротивления», духовность.

7. В диссертации обосновывается, что процесс утверждения целостности человека происходит на основе, ценностного развертывания основных видов деятельности человека. Существо этого процесса автор выражает следующей схемой:

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое исследование диссертации связано с выявлением общих закономерностей становления и развития социального индивида, оно подчеркивает уникальность человека, обосновывает его принципиальное отличие от мира живой природы, раскрывает диалектику его взаимоотношения с обществом.

Результаты и выводы, полученные в ходе исследования, способствуют уточнению понятийного аппарата научного исследования таких феноменов как «целостность», «идеальное» и «духовное», «внутренний мир человека» и «духовный мир человека», «душа» и «духовность», сущность человека и смысл его бытия. Данные исследования могут содействовать преодолению трудностей в понимании человека и процесса его развития, его взаимоотношения с миром природы и общества.

Ряд конкретных аспектов исследования имеет прямой выход в область практического воспитания человека, способное объяснить многие формы его непосредственного поведения, практику его творческих отношений с окружающим миром природы и общества. Это относиться, в частности, к обладание свобода' надежность

Святое открытость пониманию оснований деятельности человека, которые способствуют формированию нового гуманистического отношения к себе и окружающему миру, становлению диалоговых отношений между ними.

Результаты исследования могут быть использованы в учебной практике, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по философии и специальных курсов гуманитарной направленности.

Апробация исследований. Диссертация обсуждалась на докторанском семинаре при ИПК Уральского государственного университета (2000г.) на кафедре философии Омского государственного университета (2001г.), на кафедре философии Московского государственного университета коммерции (2002г.).

Основные положения диссертационого исследования нашли свое отражение:

• в двух монографиях - «Социально-онтологические основания целостности человека», - М-Омск, 2001; «Мировоззрение. Бытие. Человек», - Омск, 2002;

• в других публикациях (общим объемом около Юп.л.), в которых рассматриваются вопросы понимания природы, сущности, целостности человека, вопросы содержания его внутреннего и духовного миров, положение человека на рубеже XXI века;

• в учебных и учебно-методических пособиях, при разработке и реализации лекционных курсов и семинарских занятий в Омском государственном университете и других вузов, а также специальных курсов по углубленному изучению проблем человека и культуры, а также в целом ряде<выступлений на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и утверждение целостности человека"

Заключение

Данная работа является одной из попыток создания уровневой концепции целостности человека. В основу данной концепции положены фундаментальные принципы постиндустриальной картины мира. Это, прежде всего, принципы онтологической субъективности, бесконечности, целостности, принцип дополнительности и принцип онтологической относительности.

Главным выводом, диссертационного исследования, является утверждение, что человек - не монада, не единица, не конечное, замкнутое существо, ограниченное возможностями и пределами его определенной сущности. Человек - это присвоенный, освоенный и в-себя-принятый субъективированный мир, мир его сущностных сил, мир его предметностей, каждая из которых содержит в себе одновременно и самого индивида, и тех субъектов, по отношению к которым он обладает своим бытием. Общественный человек включает в себя целый ансамбль связей, которые им непрерывно устанавливаются и преобразуются. Этот внутренний мир не существует внутри непосредственного индивида, он обладает бытием вне этого индивида, но содержит в себе и его самого (общественного индивида). Кроме того, этот субъективированный мир по-своему индивидуализирован. Эта индивидуализированность - не природная данность, а деятельный результат, всецело получаемый в сфере культуры.

Из этого следует, что человек не является частью, атомом социального целого, и только для архаической восточной общности характерно то, что она «выступает в качестве субстанции, индивиды же как всего лишь акциденции ее или ее составные част^, образовавшиеся чисто естественным путем» [238, т. 46, ч. 1, с. 465]. В той или иной степени - соответственно уровню развития и типу духовной целостности человека - в его мир входят определения социального целого, которое является его обществом. Поэтому общество представляет собой не сумму частей, не совокупность простых элементов, а ансамбль ансамблей, многократно налагающихся друг на друга и противоречащих друг другу.

Логика исследования проблемы целостности человека приводит нас к следующим выводам.

В диссертации обосновывается, что применение метода редукции к исследованию целостности человека неизбежно приводит к ее одностороннему осмыслению. Данное понимание целостности человека влечет за собой неполноту в понимании таких вопросов, как сущность и природа человека. Вопрос о целостности человека является ключевым вопросом во всей антропологической проблематике, требует для своего решения применение новых методологических средств познания, что уже вполне осознанно философами XX в.

Большое значение в исследовании проблемы целостности человека имеет определение обооснования этого исследования, т.е. к пониманию целостности человека необходимо подходить с позиции видения человека как своеобразного микрокосмоса. Такое понимание обусловлено тем, что в реальной действительности существует иерархия подобных структур. Причина этого явления заключается в том, что сложноорганизованная целостность способна порождать и порождает другие сложноорганизованные целостности, передавая им свою структуру на условиях подобия. На этом основании мы выделяем ряд таких целостностей: бытие (природа) -общество - человек.

Рассматривая целостность бытия через единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей, мы поднимаемся до уровня осмысления субстанции, под которой понимается то, что принципиально не может потерять ни при каких условиях ни одного своего свойства и отношения, и на этой основе способна порождать новые формы, связи и отношения. Зафиксированное нами отношение между субъектом и целостным бытием является для нас своеобразной клеточкой философского исследования целостности человека, наподобие марксовского понимания товара.

В диссертации обосновывается, что человека следует понимать не как систему, а как целостность, ибо она (целостность) содержит в себе такие элементы, свойством которых является бесконечность. При этом отношения, складывающиеся между элементами целостности, и отношения, складывающиеся между элементом и самой целостностью, определяются отношением равномощности. Система, содержащая в себе элемент бесконечности, на порядок сложнее любой системы, не имеющей данного свойства. Человек - это Универсум, который является равномощным природному Универсуму.

В данной работе утверждается уровневый подход к пониманию целостности человека, которая определяется через единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей. Действие этих реальностей определяется через их проявление на основе трех основных функций человека: природной, социальной и духовной. Это позволяет раскрыть многообразие проявлений человека в его многочисленных взаимосвязях с природными, общественными феноменами, с другими социальными индивидами, а также с самим собой.

Определяющим основанием в процессе становления и развития личности является общество, которое через содержание социальных ролей, через требования, предъявляемые самой общественной системой к исполнителям данных социальных ролей, задает минимальную и максимальную меру развития личности. Общество определяет лицо социального индивида, его включенность в общественную жизнь через менталитет и общечеловеческую культуру в целом.

В работе предпринята попытка философского анализа феномена души. Утверждается, что душа может осуществлять свое бытие исключительно в области духовного мира человека, который определяет содержание души. По мнению автора, душа раскрывает свое содержание через единство знания, совести, веры и установки. В работе утверждается, что архитектоника души определяется через функционирование таких элементов души, как самооценка, духовность ^ и внутренние силы сопротивления. Особую значимость имеет такой элемент души, как духовность, связывающий нашу душу с системой общечеловеческой культуры или духом.

Рассматривать вопрос о сущности человека необходимо с обоснования целостности человека, ибо когда мы берем за основание существование «эмпирического» индивида или отчужденного человека, то существует большая опасность отождествления действительной сущности человека с его сущностным свойством. В работе определяется, что сущность человека покоится в процессе постоянного воспроизводства своей целостности и реагировании всей своей целостностью при воздействии окружающего мира на человека. Только при этом условии человек приобретает свою самоценность перед лицом Универсума.

В работе на основе выделения основных форм деятельности и их ценностного определения обозначены развивающиеся уровни духовной целостности человека, составляющие единый вектор развития от абстрактной целостности к совершенной. Чем большую духовную целостность обретает человек, тем дальше он уходит от первозданной простой однозначности, прикованности к своему изначально данному бытию. Целостность обретается человеком не умножением числа «граней» его натуры, а только универсализацией его собственного мира, развитием его способности жить, принимая в себя различные способы бытия и обогащая себя ими: «Универсальность индивида не в качестве мыслимой или воображаемой, а как универсальность его реальных и идеальных отношений» [238, т. 46, ч. 2, с. 35].

 

Список научной литературыФилатов, Владимир Исидорович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдильдин Ж.М. Проблема начала научного познания. - Алма-Ата, 1968.

2. Абдильдин Ж.М. Гегель о конкретности понятия // Вопросы философии. 1970. - № 8.

3. Абрамова Н.Т. Принципы классификации систем // Методологические вопросы системно-структурного исследования. -М., 1969.

4. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М., 1974.

5. Абрамян A.JI. Понятие реальности // Вопросы философии. 1980. -№11. -С. 96-104.

6. Абульханова К.А., Александров Ю.И., Брушлинский А.В. Комплексное изучение человека // Весник Российского гуманитарного научного фонда. -М., 1996.-№3,-С. 11-18.

7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-340 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 360 с.

9. Августин. Исповедь. -М., 1991. 448 с.

10. Автомонов В.Н. Образ человека в политической экономии // Мировая экономика и междун. отношения. 1990. - № 2. - С. 19-32.

11. Агасси Дж. К развитию рациональной философской атропологии // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. - М., 1988. -С. 119-138.

12. Агаци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека. М., 1991.-С. 142-158.I

13. Агашкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1988. - № 7. - С. 170-178.

14. Айер А. Человек как предмет научного исследования. -М., 1991. -С. 123-141.

15. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология: Сб. ст. Иваново, 1997. - 154 с.

16. Айтматов Ч. И дольше века длится день. М., 1984.

17. Алешин А.И. Феномен русского космизма (природа и исторические трансформации) // Русский космизм и современность. М., 1990.

18. Акоф Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем. М., 1969.

19. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека // Философкие науки. 1997. - № 7. - С. 121-128.

20. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человеко-знания. JL, 1977. -380 с.

21. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1969. - 339 с.

22. Андерсон Дж. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы и человек. JL, 1985.

23. Андреев Д. Роза мира. М., 1993.

24. Андреева И.С. Странствие души по философской ниве (Душа как философская категория) // Человек: образ и сущность. М., 1996. - С. 12-41.

25. Анисимова С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.-253 с.

26. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М., 1978.

27. Анохин П.К. Принципы и подходы к моделированию функциональных систем организма // Философские проблемы моделирования в медико-биологических науках. JL, 1966. - С. 34-52.

28. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем // Философские проблемы биологии. -М., 1973.

29. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1968. - № 2.

30. Анохин П.К Избр. тр. М., 1973.

31. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Материалы симпозиума по проблемам соотношения биологического и социального в человеке. М., 1975.

32. Антипин Г.А., Кочергин А.И. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1988. - 258 с.

33. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. М., 1973. - 253 с.

34. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность: Тезисы. Казань, 1994. -С. 18-20.

35. Аршинов В.И., Свирский Я.И. От смыслочтения к смыслопорождению //Вопросы философии, 1992.-№ 2. - С. 145-152.

36. Аралова Е.В. Социально-философский аспект проблемы духовности. -ML, 1992.

37. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975-1982.

38. Астафьев А.К. Философские аспекты синтеза понятий в технике и биологии. JL, 1978. - 124 с.

39. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.

40. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

41. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М., 1986.

42. Ахлибинский Б.В. Информация и системы. Л., 1968. - 102 с.

43. Бабушкин В.И. Философия духа. М., 1995. - С. 102.

44. Батищев Г. С. Человечность или антропоцентризм? Антитеза между ценностной посвященностью и гордым самодавлением: из философского наследия// Философские науки. 1993. - № 1. - С. 85-97.

45. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативность в наследии СЛ. Рубинштейна // Вопросы философии. 1989. - №4. -С. 96-102.

46. Батищев Г.С. Обрести себя. Особенности культуры глубинного общения// Вопросы философии. 1995.-№3.-С. 103-130.

47. Батенин С. С. Человек в его истории. JL, 1976. - 295 с.

48. Байлук В.В. Человекознание. Кн. 1. Самопознание. Екатеринбург, 1999.-230 с.

49. Бажов П.П. Каменный цветок // Избранное. Свердловск, 1978. -С. 93-112.

50. Бассин Ф.В. О подлинном значении нейрофизиологических концепций Н.А. Бернштейна // Вопросы философии. 1967. - № 4. - С. 123135.

51. Бассин Ф.В. Физиология активности // Философская энциклопедия: В 5 т.-М., 1970.-Т. 5.

52. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1972.

53. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984, 1985. -М., 1986.

54. Беляев O.K. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук. -М., 1989. С. 155-163.

55. Бердяев Н.А. Микрокосм и Макрокосм // Феномен человека. М., 1993.-С. 28-32.

56. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - 382 с.

57. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.

58. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.-С. 124-297.

59. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1993. - С. 74-92.

60. Бердяев Н.А. Смысл русского коммунизма. М., 1992.

61. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.

62. Бергсон А. Соч.: В 2 т. М., 1984.

63. Бескова Н.А. О природе трансцендентального опыта // Вопросы философии. 1994. -№ 2. - С. 35^14.

64. Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Урсул А.Д. Методология науки и стратегия выживания цивилизации. М., 1999. - 339 с.

65. Бибихин В.В. Хайдеггер // Знание-Сила. 1989. - № 9.

66. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1983.

67. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1979.

68. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. -448 с.

69. Блауберг И.В. Целое и часть // Философская энциклопедия. В 5 т. -Т. 5.-М., 1970.

70. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1984.

71. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972.

72. Богданов А.А. Тектология. Общая организационная наука: В 2 т. М., 1989.

73. Богданов В.А. Ясновидящая материя. Космологизация общества. -СПб., 1993.

74. БомД. Квантовая теория. М., 1965. - 195 с.

75. Боулдинг К. ОТС скелет науки // Исследования по общей теории систем. - М., 1970.

76. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

77. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. - 454 с.

78. Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

79. Бубер М. «Я» и «Ты». М., 1993.

80. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. -216 с.

81. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. 4.1. Мир как хозяйство. СПб., 1995.

82. Бурно М.Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга). М., 1999. - 368 с.

83. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1994. - 179 с.

84. Бэкхерст Д. Философия деятельности // Вопросы философии. 1996. -№ 5.-С. 72-79.

85. Вазнна К.Я. Человек и духовное развитие. Н. Новгород, 1997. - 114с.

86. Вайман С.Т. Человеческая деятельность в перипетиях диалога // Человек. М., 1996.-№3.-С. 11-21.

87. Вайньитейн Э.С. Дух (стержень спирали). Кн. 2. - М., 1997. - 259 с.

88. Васшъев Р.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человек: генезис духа. -СПб., 1994.-292 с.

89. Васильева Т. В., Панченко А.И. Космическое сознание или душа Вселенной // Человек: образ и сущность. М., 1996. - С. 42-64.

90. Векуа Г.Е. Соотношение биологического и социального в медицине // Вопросы философии. 1968. - № 2.

91. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. - № 1. - С. 3-30.

92. В поисках нового мировоззрения: И. Пригожин и Е. и Н. Рерихи. М., 1991.

93. Весселъ К.Ф. Человек как биопсихосоциальное единство // Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем. М., 1990. - 64 с.

94. Вильденбанд В. Прелюдии. СПб., 1904. - С. 43-51.

95. Винер Н. Кибернетика, управление и связь в живом и машине. М., 1958.

96. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы: Материалы конференции. М., 1997. - 183 с.

97. Волков Ю.Г., Поликарпов В.Е. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994. -283 с.

98. Волков Ю.Г., Поликарпов В.Е. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-на-Дону, 1993. - 189 с.

99. Волосов В.В. Очеловечивание: законы развития личности. Н. Новгород, 1996.- 196 с.

100. Вольтер А. Философские сочинения. М., 1988.

101. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. -М., 1997.-203 с.

102. Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1968.

103. Выгодский Л.С. Соб. соч.: В 6 т. М.: Высшая школа, 1983. - Т. 3.

104. Выжлецов Г.П. Дознание и оценка в искусстве слова. Л., 1973.

105. Выжлецов Г.П. Аксиология и культура. СПб., 1995.

106. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. - № 7. -С. 114-140.

107. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 47-54.

108. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. - 495 с.

109. Галътон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М., 1996.-269 с.

110. Гаранина ОД. Homo tolus. Взаимосвязь природы и сущности человека. М., 1999. - 204 с.

111. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. М.; Л., 1939-1958,- Т. 6,8, 10.

112. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. - 439 с.

113. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970-1972.

114. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1975— 1977.

115. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. -М., 1971-1972.

116. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.-С. 158-201.

117. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1973-1974.

118. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997,-№2.-С. 123-135.

119. Гессе Г. Избранное. М., 1994.

120. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. -М, 1991-1992.

121. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963-1964.

122. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 367 с.

123. Гроф С. За пределами мозга. -М., 1993.

124. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

125. Григорян Б.Г. Философия о сущности человека. М., 1973. - 316 с.

126. Гуревич П.С. Человек венец или ошибка природы? // Наука в России. 1993. -№3,- С. 29-33.

127. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997. - 448 с.

128. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2001. - 380 с.

129. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983.

130. Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума и характера. Дневник работы и жизни. М., 1957.

131. Давыдов В.В. О понятии человека в современной философии и психологии // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 26-30.132 .Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1988-1989.

132. Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.

133. Диденко Б. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей. -М., 1990.

134. Дшигенский Б.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976. -№ 2.

135. Длугач Т.Б. Проблема целостности // Человек, творчество, наука. -М, 1972.

136. Дубинин Н.П. Что такое человек?-М., 1983. 13%. Дудинцев В Д. Белые одежды. -ML, 1989.

137. Доброхотов В.Я. Категория бытия в классической западной философии. М., 1986.1'40. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. -М., 1988.

138. Достоевский Ф.М. Из дневника писателя // Возвращение человека. -М., 1989.

139. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.

140. ХАЗ. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.

141. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 6-40.

142. Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания // Вопросы философии. 1987. - № 7.

143. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. -216с .

144. Железное Ю.О. Природа человека и общества. — М., 1996. 200 с.

145. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность. Свердловск, 1991.

146. Жуков Н.И. Три уровня идеального // Философские науки. 1990. - № 10.-С. 99-101.

147. Жуков Н.И. Философские основы кибернетики. Минск, 1973.

148. Захарова Л.Н. Собственность и личность. Челябинск, 1991.- 132 с.

149. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996. -537 с.

150. Иванов Ю.М. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире. М., 1991. - 272 с.

151. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. - № 6, 7.

152. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. - 452 с.

153. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

154. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М., 1973.

155. Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1991.

156. Ильин И.А. Путь очевидности. М., 1991.

157. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т.-М., 1994.

158. История ментальностей и историческая антропология. М., 1996.

159. История современной буржуазной философии: компаративный подход. СПб., 1997.

160. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. - № 9. -С. 91-102.

161. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. - 207 с.

162. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. — JL, 1991.

163. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.

164. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

165. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. -Новосибирск, 1991.-302 с.

166. Какурин А.А. Теория духовности. СПб., 1997. - 40 с.

167. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.-С. 220-319.

168. П1. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. М., 1958.

169. Кант И. Сочинения: В 6 т. -М., 1964-1969.

170. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

171. Карпинская Р.С., Никольский С.В. Социобиология. Критический анализ.-М., 1988.-203 с.

172. Карсаевская Т.В. Принцип историзма и диалектика целостного жизненного цикла человека // Человек в системе наук. М., 1989. -С. 92-100.

173. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1989. - С. 3-30.

174. Квинтов В. Структура деятельности. М., 1974.

175. Келасъев В.Н. Интегральная концепция человека. СПб., 1992. - 180 с.

176. Ковалъзон М.Я. К вопросу о месте понятия «культура» в системе категорий исторического материализма // Вопросы философии. 1978. - № 1.

177. Кокстер Р. С. М. Введение в геометрию. М., 1986. - 312 с.

178. Коломенский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982.

179. Комплексные проблемы человека / Отв. ред. А.Н. Буева. Вып. 1. -М., 1984.-С. 34-42.

180. Кон И. С. Социологическая психология. Воронеж, 1999. - 210 с.

181. Концепция информации и биологические системы. М., 1968. -С. 23-68.

182. Карлейль Т. Герои и героические истории: Пер. В.И. Яковенко. Беседа 1.-М., 1993.

183. Короткова Г.П. Принципы целостности. М., 1968. - 182 с.

184. Кочергин А.Н., Спирин Е.А. Социоприродный феномен человека // Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

185. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977.

186. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. №12. - С. 41-52.

187. Ксенофонтов В.И. Духовность в структуре личности. СПб., 1995.

188. Кузнецов Л.И. Внутренний мир человека. Екатеринбург, 1994.

189. Кумпф Ф., Оруджиев 3. Диалектическая логика (основные принципы и проблемы). М., 1983.

190. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. М., 1984-1985.

191. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. -1998.-№ 8.-С. 167-170.

192. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М., 1986.

193. Курсанов В.П., Русалов В.М. Структура формально-динамических свойств психики человека в процессе взаимодействия сигнальных систем // Психологический журнал. 1984. -№ 1.

194. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994.- 197 с.

195. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии.- 1994.-№ 7-8.

196. Крымский С.Б. Контуры духовности // Вопросы философии. 1992.- № 12.-С. 12-21.

197. Кюн Р. Возвращенное тело: радикальная субъективная феноменология, примененная к исследованию телесности // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. - М., 1992. - С. 164-172.

198. Кампанелла Т.О. О прекрасном. О превосходстве человека над животными и о божественности его души // Эстетика ренессанса. Антология: В 2 т. Т. 1.-М., 1981.

199. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.

200. Лазарев С.И. Диагностика кармы. Книга 1. СПб., 1995. - 160 с.

201. Ламетри Ж. Сочинения. М., 1983. - С. 57-167.

202. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. - 316 с.

203. Леви—Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. - 536 с.

204. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М., 1993.

205. Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1986.

206. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1996. -№ 2. - С. 31-35.

207. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд.

208. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. - 575 с.

209. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 25-56.

210. Лифшиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.- Екатеринбург, 1997. 152 с.

211. Лобанов С.Н. Бытие и реальность. Екатеринбург, 1998.- 157 с.

212. Ломов Б.Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 5-12.

213. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

214. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.

215. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги 1000-летнего развития: В 2 т. Т. 2. - М., 1990.

216. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

217. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990.

218. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. -М., 1990.

219. Лосев А.Ф. Дух // Философская энциклопедия. Т. 2. - М., 1970.

220. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. СПб., 1994.

221. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. СПб., 1994.

222. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.-441 с.

223. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970.

224. Льюис Д. Человек и эволюция. М., 1964.

225. Любутин Н.К. Человек в философском измерении (от Фейербаха к Фромму). Псков, 1984. - 133 с.

226. Малиновский А.А. Теория структур и ее место в системном подходе // Системные исследования. М., 1970.

227. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

228. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

229. Мандельштам О.Э. Гуманизм и современность // Собр. соч.: В 4 т. -Т. 2.-М., 1991.

230. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. М., 1969.

231. Марков A.M. О понятии первоматерии // Вопросы философии. -1970,-№2.

232. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1995.

233. Марков Б.В. Философская антропология: очерки теории и истории. -СПб., 1997.-384 с.

234. Марков Ю.Г. Функциональный подход и современная наука // Вопросы философии. 1981. -№ 2. - С. 152-161.

235. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.

236. Маркс К, Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956.

237. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произ.: В 9 т. М., 1984-1988.

238. Матяш Т.П. Бытие. Сознание // Философия. Ростов-на-Дону, 1997. -С. 125-130.

239. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси,1973.

240. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1990. - 63 с.

241. Мерло-Понти М. Человек и противостоящие ему // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. -М., 1992.

242. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986,- 140 с.

243. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязи «человек общество» // Вопросы психологии. - 1975. - № 5.

244. Мечников Г.П. Духовная реальность человека: Дис. . д-ра филос. наук. Саратов, 1999.

245. Методологические и теоретические проблемы биофизики. М., 1979.-266 с.

246. Мир исламского мистицизма. -М., 1999. -212 с.

247. Мирошников Ю.И. «Верх и низ» как универсалии мировосприятия // Проблемы философской антропологии и философии культуры. -Екатеринбург, 1999.-С. 168-177.

248. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990.

249. Митюков В.В. Познание и вера // Вопросы философии. 1996. -№ 6.-С. 54-65.

250. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

251. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 32-45.

252. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. 1992. -№ 4.

253. Москвичи С. Век толп. М., 1996. - 478 с.

254. Муканов М.И., Шукуров Э.Д. О наследственном и приобретенном в интеллектуальной деятельности // Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1975. - С. 110-122.

255. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М., 1981.

256. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. -М, 1975.- 190 с.

257. Мысливченко А.Г. Идея создания целостной концепции человека // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 43-48.

258. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

259. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? // Вопросы философии. 1991. -№ 8. - С. 3-17.

260. Николис Г., Пригожий И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1997. - С. 34-61.

261. Николин Г., Пригожий И. Познание сложного. М., 1990.

262. Никольская Н.Ю. Целостность человека как проблема // Человек -Философия Гумманизм: Тезисы докладов, и выступлений Первого Российского философского конгресса. - Т. 7. Философия и проблема человека. - СПб., 1997.

263. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1996.

264. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

265. Носова Т.В. Виртуальная реальность сознания // Виртуальная реальность: Сб. ст. М., 1997. - С. 161-174.

266. Нъягг С.С. Африканская космология // Курьер ЮНЕСКО, 1982. Март.

267. Общая психология. М., 1986. - 348 с.

268. Ойзерман Т.Н. Homo sapiens преодолевает свою видовую ограниченность // Вопросы философии. 1988. - № 4. - С. 3-17.

269. О целостном подходе к изучению жизнедеятельности человека: В 2 т. / Ред. Р.С. Карпинской. М., 1985. - Ч. 1. - 35 е.; - Ч. 2. - 87 с.

270. Ориген. О началах. Рига, 1936. - 383 с.

271. Ортега-и-Гассет X Избранные философские труды. М., 1997.- 704 с.

272. Осипов Г.В. Россия новый курс // Завтра. - 1996. - № 1 (109).

273. Павлов И.П. Сочинения: В 4 т. М.; Л., 1949.

274. Панпурш В.А. Внутренний мир личности и искусство. М., 1990.

275. Пивоваров Д.В. Иррациональное и рациональное в проблеме смысла жизни // Отношение человека к иррациональному. Свердловск, 1989.

276. Платон. Сочинения: В 3 т. -М: Мысль, 1988-1990.

277. Питирим, митрополит Волокаламский, Юрьевский. Тело, душа, совесть // Человек. 1989. - № 1.

278. Плейснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. -М., 1988. -С. 96-152.

279. Плотин. Эннеады // Избр. трактаты. Т. 2. - М., 1994.

280. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. - № 3. -С. 155-172.

281. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации // Проблемы философской антропологии и философии культуры.- Екатеринбург, 1999. С. 204-222.

282. Платонов К.И. Слово как физический и лечебный фактор. М., 1982.-С. 71-112.

283. Пономоренко В.А. Психология духовности. М., 1998. - 234 с.

284. Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1994. - 339 с.

285. Подорога В.А. Власть и познание // Власть. М., 1989.

286. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. - 487 с.

287. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии.- 1991. -№ 6.

288. Пригожин П., Стейнберг И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

289. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного. М., 1990.

290. Пригожин И. Природа, наука и новая реальность // В поисках нового мировозрения: Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М., 1990.

291. Пристли Дж. Исследования о материи и духе // Английские материалисты XVIII века: В 3 т. М., 1968.

292. Разумовский О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. Новосибирск, 1990. - С. 83-108.

293. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1977.

294. Рерих Н.К. Учение живой этики. Листья сада. Кн.2. СПб., 1993.

295. Рикер П. Homo tolus. Взаимосвязь природы и сущности человека. -М, 1999.-204 с.

296. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. - 410 с.

297. Рихтер П.Х., Пайтчен Х.О. Красота фракталов. М., 1993.

298. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1970. - 269 с.

299. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1977. - 875 с.

300. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1972.

301. Розин В.М. Природа любви. М., 1993.- 124 с.

302. Розин В.М. Проблемы целостного изучения человека // О человеческом в человеке. М., 1991. - С. 80-92.

303. Розанов В.В. О себе и своей жизни. М., 1990. - 875 с.

304. Ролан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Киев, 1991.

305. Российская ментальность. Материалы круглого стола //Вопросы философии. 1991. - № 1.

306. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. - 328 с.

307. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 423 с.

308. Русалов В.М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке // Биология в познании человека. М., 1989.

309. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М., 1979.

310. Руткевич A.M. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -№ 1.

311. Рьюз М. Философия биологии. М., 1977.

312. Сагатовский В.Н. Гуманитарная экспертиза: ценностные основания // Гуманитарные проблемы освоения. -Тюмень, 1990.

313. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994.

314. Сагатовский В.Н. Диалог или взаимные обвинения // Философские науки, 1989. -№ 2.

315. Сагатовский В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура// Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. - С. 41-55.3 19. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1977.

316. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.

317. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1989.

318. Свидерский В.И., Кармин А.С. Конечное и бесконечное. М., 1966. -318 с.

319. Северцев А.Н. Собр. соч. -М.; Л., 1945.

320. Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. Смоленск, 1995.-47 с.

321. Сенека А.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

322. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. -Л., 1990. -360 с.

323. Cempoe М.М. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.

324. Сшуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека //Философские науки, 1990.-№ 5.-С. 100-105.

325. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. -№ 5. -С. 21-32.

326. Современная наука и проблемы исследования человека // Вопросы философии. 1981. - № 3.

327. Современный философский словарь / Ред. В.Е. Кемеров. М.; Екатеринбург; Бишкек, 1993.

328. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10 т. 2-е изд.

329. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

330. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. -М., 1990.

331. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соч.: В 2 т. СПб., 1992. - Т. 2.

332. Сонин А.С. Постижение совершенства. -М., 1987.

333. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1987.

334. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 303 с.

335. Спиркин А.Г. Мозг и психика: соотношение материального и идеального // Мозг и сознание. М., 1990. - С. 32-46.

336. Степанов П.П. Смысл жизни и нравственные искания личности. -М., 1991.

337. Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток Запад. - М., 1991.

338. Таньков Б. А. Дух и материя. Тула, 1997. - 60 с.

339. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. - 448 с.

340. Тейярд де Шарден. Феномен человека. -М., 1988.

341. Тендряков В.Ф. Метаморфозы собственности // Знамя. 1990. — № 3.- С. 74-86.

342. Теория и жизненный мир человека. / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 1995.-206 с.

343. Тендряков В.Ф. Метаморфозы собственности // Знамя. 1990. -№ 3.

344. Типухин В.Н. Тотальность логического. Омск, 1991.

345. Тойч Ч.К., Тойч Д.М. Второе рождение человека или искусство познать и изменить себя. М., 1994.

346. Трубецкой С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1996.

347. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. JL, 1978. - 127 с.

348. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

349. Уайтхед А.Н. Избр. филос. произв. М., 1990. - С. 37-64.

350. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1987. - № 3.355. «Утренняя заря». СПб., 1998.

351. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Новосибирск, 1995. -430

352. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992. - 413 с.

353. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

354. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Философские науки. 1988.- № 7.-С. 50-57.

355. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. - № 3.

356. Фейербах Jl. Изб. филос. произ.: В 2 т. -М., 1955.

357. Филатов В.И. Проблема духовности как целостности человека и основание его субъектности // Становление человека как субъекта социального творчества. Омск, 1997. - С. 34-37.

358. Филатов В.И. Проблема онтологических оснований целостности человека // Вестник Омского университета. 1997. -Вып. 4. - С. 43-47.

359. Филатов В.И. Менталитет. Самооценка. Бытие // Социокультурная динамика общества: методологические, нравственные, экономические аспекты. Омск, 1997. - С. 23-32.

360. Филатов В.И. Человек, культура и образование // Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования. Новосибирск, 1997. -С. 161-164.

361. Филатов В.И. Размышление по поводу одной критики // Вестник Омского университета. 1998. - Вып.4. - С. 43-45.

362. Филатов В.И. Онтология субъективной реальности // Вестник Омского университета. 2001. - Вып. 1. - С. 29-33.

363. Филатов В.И. Мера человека // Язык. Человек. Картина мира: Материалы всероссийской научной конференции. Ч. 1. Омск, 2000. -С. 6-10.

364. Филатов В.И., Фшатова А.Ф. Идеал и время // Славянские чтения. Вып. 6. Духовные ценности народа: Тезисы и материалы научно-практической конференции. Омск, 1998. - С. 8-11.

365. Филатов В.И. Ценностный мир человека // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки. Ч. 1. Омск, 2000. -С. 202-213.I

366. Филатов В.И., Филатова А.Ф. Ценности и жизнь // Идейное наследие B.C. Соловьева и проблемы наступающего века: Материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 1. Омск, 2000. - С. 169-178.

367. Философский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.Ф. Ильичев, П.Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. - 840 с.

368. Физиология активности // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5. -М, 1970.

369. Философия сознания в XX веке: проблемы и решения.: Сб. науч. тр. -Иваново, 1994.-236 с.

370. Фихте И. Соч.: В 2 т. СПб., 1993.

371. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.-251 с.

372. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

373. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. - № 5.

374. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

375. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992.

376. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. 1990. -№ 6. 3 82. Франкл В. Доктор и душа. - СПб., 1997. - 287 с.

377. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, - 1989.

378. Фрейд 3. Я и ОНО// Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. -С. 31-52.

379. ФредерЕ. Фракталы. М., 1991.

380. Фромм Эр. Пути больного общества // Проблема человека в современной западной философии. -М., 1988. С. 443-482.

381. Фромм Эр. Бегство от свободы. М., 1990.

382. Фромм Эр. Иметь или быть. М., 1991.

383. Фромм Эр. Душа человека. -М., 1992.

384. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

385. Фукс-Киттовски К. Проблемы детерминизма в кибернетике и в молекулярной биологии. М., 1980.

386. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М., 1993.

387. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989. - 550 с.

388. Фукуяма. Конец истории // Вопросы философии. 1989. - № 3.

389. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

390. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позднего творчества. М., 1991.

391. Хайдеггер М. Понятие метафизики // Вопросы философии. 1988. - № 6.

392. Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. - № 2.

393. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991.-С. 195-206.

394. Хараев Ф.А. Дух, душа и будущность. Нальчик, 1996. - 496 с.

395. Холостова Т.В. Проблемы духовности человека// Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979.- С. 85-94.

396. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. СПб., 1998. - 138 с.

397. Хъел А., Зинглер Д. Теории личности. СПб., 1997. - 610 с.

398. Хэтчер У.С. Понятие духовности. Киев, 1995. - 85 с.

399. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Экология человека в системе медицинского знания // Вопросы философии. 1980. - № 9.

400. Цехмистро И.З. Диалектика множественного и единого. М., 1986.

401. Циолковский К.Э. Избранные труды. М., 1962.

402. Человек и духовность / Отв. ред. В.Г. Федотова. Рига, 1990. - 152 с.

403. Человек: образ и сущность. О душе. М., 1992. - 247 с.

404. Человек, творчество, ценности: Сб. ст. Саратов, 1995. - 247 с.411. Человек. М., 1991.

405. Чефранов Г.В. Бесконечность и интеллект. Ростов-на-Дону, 1971.

406. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления высшей нервной деятельностью. М., 1967.

407. Шарипова Л.Т. Культура как возделывание души // Татарстан.- 1996. С. 15-18.

408. Швырев B.C. Проблемы разработки понятия деятельности какфилософской категории // Деятельность: теория, методология, проблемы. -М., 1990.-С. 9-20.

409. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в современной западной философии. М., 1988. - С. 31-95.

410. Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность. Вып. 2. -М., 1991.-С. 21-25.

411. Шогам А.Н. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1979. - С. 61-67.

412. Шорохова Т.Н. О естественной природе социальной сущности человека // Материалы симпозиума по проблемам соотношения биологического и социального в человеке. М., 1975. - С. 29-34.

413. Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск, 1993.

414. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1989.

415. Шукшинские чтения. Барнаул, 1984. - С. 35-42.

416. Энгельгард В.А. Познание явлений жизни. М., 1985.

417. Энгельгард В.А. Проблема жизни в современном естествознании // Коммунист, 1969.-№3.-С. 24-41.

418. Югай А.Г. Философские проблемы теоретической биологии. М., 1976.

419. Юнг К.Г. Проблема души современного человека //Архетип и символ. М., 1991. - С. 42-61.

420. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992. - 716 с.

421. Ярошевский Я.Я. Специфика детерминации психических процессов // Вопросы философии. 1988. - № 8.

422. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.