автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Становление исторической прозы в литературах Поволжья
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление исторической прозы в литературах Поволжья"
ГОСУДАРИВШНЫЙ КОМИТЕТ РС&Р ДО ШАЛ МУКИ И
высшей; школы
ЕОРДОВСКйЙ ОРДЕНА ДРУ1Ш НАРОДОВ Г0СУДАРСТВЕЙ2Й УНИВЕРСИТЕТ ЩЗШ Н.П. ОГАРЕВА
На правах рукописи УДК 894.521/. 522-3
Козина Татьяна Николаевна СТАНОВЛЕНИЕ. КСТОШЧЕСКОЙ ЕРС6Ы В ЛИТЕРАТУРАХ ПОВОЛЖЬЯ
10.01.02 - Литература народов СССР /советский период/
АВЮРВ« ЗРАТ
диссертации на соискание ученой стена ни кандидата филологических наук
саранск 1591
Работа выполнена на кафедре сбкетской литературы Мордовского ордена Друхбы народов государственного университета имени Н.П.Огарева
Научный руководитель - доктор филологических наук профес-
Н.И.Чврапкин1
сор
кандидат филологические наук доцент Е.И.Чернов
Официальные оппоненты - доктор филологических наук профессор Ф.И.Сетин, -кандидат филологических наук -А.И.Брьдашский
Ведущее учреждение - ордена "Знак Почета" Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Республики Чувашьен
Защита состоится "-¿О" _1991г.
в ¡0^,, на заседании специализированного совета К 063.7i.CH по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Мордовском ордена Дружбы народов государственном университете имени Н.П.Огарева. 430000, г.Саранск, ул. Большевистская, 6В .
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке мордовского университета.
Автореферат разослан " 14 " иля&кя~ 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат филологических наук V Кубанцев Т.у1.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процесс перестройки и обновления, охвативший самые глубинные стороны жизни нашего народа, выявляет нравственные ценности, способные послужить опорой для совершенствования личности. По-новому ставятся проблемы духовной культуры, вдет обращение к истокам и художественным традициям. Возвращение к минувшему необходимо для того, чтобы лучше понять современный литературный процесс, не повторить ошибок црошлого.
Национальные литературы Республики Чувашьзн, Республики Мари Эл и Мордовской ССР были рождены временем революционных преобразований конца XIX - начала XX века и, естественно, несли на себе его отпечаток, отразили как положительные, так и негативные стороны сложной, неповторимой исторической эпохи. Тематика произведений чувашских, марийских, мордовских прозаиков, ьагшсанных в рассматриваемый период, была разнообразной, но ведущей темой являлась историческая.
Проблема историзма в литературах народов Поволжья актуальна потому, что до последнего времени в литературоведческой среде нет единогласия даже в определены! понятия "исторический ;;санр", хотя его проблемы и рассматривались в работах многих исследователей - С.¿Л. Петрова, й.й. Суровцева, В.Д. Оскоцкого, ..¡,Л. Сироткина, 2.В. йладпмпрова, Б.З. Киркмкина, Н.И. Черап-шша, л.Л. Васина п других. Тема освещалась преимущественно в подтексте творчества определенного писателя, или же в рамках
• ' -2-только родной литературы.
и!евду тем к назрела необходимость исследования жанра исторической прозы. Ведь литераторы Чувашии, Марийской и Мордовской республик писали о том, что происходило в 20-30-е годы на их земле, писали по-разному, но, по сути, освещали одни и те ясе . проблемы, было и калькирование опыта классической русской и современной им литературы, что не всегда являлось плодотворным. Исчезало национальное своеобразие романов, повестей и рассказов, зачастую теш, образы, идеи переносились на родную национальную почву.
Здесь следует сразу сказан., что литературы республик Поволжья в 20-30-е года только рождались, поэтому предъявлять им требования с позиций сегодняшнего дня неправомерно и антиисторично.
Научная новизна работы определяется прежде всего с.'.'ором, систематизацией и анализом имеющегося материала, которые позволили глубже и разностороннее подойти к историческим фактам и событиям, отказаться от умолчаний и искажений в воссоздании картины литературной жизни региона.
С позиций принципа историзма /а он всегда, был присущ литературе/ сделана попытка воспроизвести героическую и одновременно драматическую эпоху 20-30-х годов, когда шло становление национальной прозы с исторической тематикой. Именно она запечатлела время, показала столкновения между классами, личностями, их идеями и лозунгами.
В работе впервые исследованы проблемы изображения исторических судеб, народов Яоволзшг в произведениях A.M. Горького "Жизнь Клима Самгина", В.И. лостылева "Хрецы", "Кузьма ¡'¡йинин",
К.А. Федана "Города и года" к других.
Новизна исследования заключается и в стремлении отойти от стереотипов, догматического мышления. Автор анализирует произведения, повествующие о подлшшнх лицах, вышедших в 20-30-е годы из среды народов Поволжья и ставших в какой-то мере историческими личностями. Это поэт и прозаик л. Сеспель - в Республике Чувашьек, академик В.П. Мосолов - в Республике Мари Эл, скульптор Эрьвя - в Мордовской ССР.
Цели и задачи диссертации в основных чертах сводятся к следующему:
- дать картину взаимодействия национальных льтератур как между собой, так и с русской литературой;
- выявить плодотворность художественных традиций, на основе которых создавались произведения исторического содержащая; это - собственный эстетический опыт народов, превде всего фольклор, затеи - богатейший ошт русской классической литературы, советских пжсателеЯ, творчество которых развернулось в рассматриваемый период /A.A. Горьки£, В.Б. л!аякозск;..;, л.А. ^едкк,
В.И. Постылев/.
Гйоретическто и методологическую основа диссертации составили работы л.Г. Белинского, H.A. Добролюбова, ,л..я. Бахтина и других, освйдакище главные проблемы теории литературы. 3 работе также попользованы положения и высказывания видных советских литературоведов но исследуемым проблемам.
Основной метод раооты - сравнительно-историческое рассмотрение многонацпона-ЕЫшх художественных явлений.
¿Фактическое значение работы, материал диссертации может оыть использован при преподавании родной литературы в яацпо-
нальных школах, проведении спецкурсов и спецсеминаров в вузах региона, а также при составлении учебников и учебных пособий.
Апро^зцйя шссерташн. Основные "положения и вывода работы апробированы на координационном научно-методическом совещании Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина в 1983 году /доклад "Народы Поволжья в творчестве В.В. -1&яковского"/> на межвузовской научной конференции-совещании Нижегородского государственного педагогического института им. М. Горького в 1984 году /доклад "A.M. Горький и национальные писатели Поволжья"/, на научной конференции профессорско-преподавательского состава Пензенского государственного педагогического института им. В,Г. Белинского в 1985 году /доклад "Народа Поволжья в творчестве В.И. Костылева"/, во время лекций в школа и ИУУ.
" Основные положения диссертации отражены в пяти стетьях, опубликованных в журналах и книгах.
Объем а структура шботц. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиография.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение дает обоснование актуальности избранной теш, раскрывает степень ее разработки в современной научной литературе. Определены объект, цели и задачи исследования, его новизна, методологические принципы.
В первой главе "Исторические судьбн народов Поволжья в русской литературе" показано, что русские писатели, работавшие'в 20-30-е годы, всегда внимательно относились к ис-
торическим судьбам народов СССР, в том числе и чувашей, марийцев, мордвы, огракали в своих приведениях их жизнь, быт, истории и нравы. Особенно вели» была в это вреця рать А.Ы. 1Ьрького.
В диссертации рассматриваются 4ормн взаимосвязей A.M. Горького с национальными литераторами региона. Одной из них являлась переписка писателя. Одним рекомендовал лучше строить сшеты сво-.их произведений, другим-глубже познать жизнь, третьим - учиться у фольклора. Словом, учил мастерству художественного воплощения реально происходивших событий, анализу и оценкам произведений. Богатейший материал в этом отношении содераат письма к Д.И. Морскому, Я.Я. Яккайяу, С.А. Салдану, А.И. Ярлыгашу и другим.
Влияние Д.Я. Горького шло и через его Собственные произведения . Ведь стремление к обогащению художественного сознания новым чувствои истории неизменно црисутствовало во многих горь-коесккх статьях и выступлениях 20-30-х годов, в заметках и письмах, в разносторонней деятельности по созданию Союза писателей СССР, попытках укрепления взаимосвязей национальных литератур.
В первой главе особое место отвоДйтся эпопее A.M. Горького "Жизнь Клима Самгина". Чуваш, марийцы, мордва лишь упоминаются в этом романе, но описание их жизни и быта, национальных особенностей, слуаавде историческим фоном, позволяет читателю ш'только глубзэ понять коллизии повествования, точнее оценить структуру каждого образа, смысл исторической детали, но и с новой стороны вскрыть существенные черты творческой манеры пи- • сатеда, понять особенности его художественного мышления»
Современником A.M. Горького, сыгравшим также определенную роль в становлении литератур народов Поволжья, был В.В. Маяков-
-о-
ский,Koropnf »ща я 1321 году рассказал в театральной отчете "Ьчеравннй подвиг / что сделано нш с отобранными у крестьян сеж наш /" о тм.как боролась молодая Советская республика с голедои. Стремявь запечатлеть "«are саяакьм" современной действительности, поэт говорил о дружбе ювду народами разных стран, их свзддательнвй силе.
Впечатления от встреч Ь.В.Ыаяновского с национальными литераторам наши отражение в его стихотворениях "Ьбнлейное" /Ia^V, "Казань" Л9ЛЗ/.Воспоминания о поэте оставили II.il. Хузангай, впоследствии народный поэт Чуааяии,'ii. Д.Кривонаев, один кз основопололииков мордовской литературы, А.Л.Ток, оставивший заыэтшй елзд в марийской литературе. Творчество русского поэта оказало определенное влияние на литераторов республик Поволжья. учились у него умению освоить актуальную тематику, владзгь поэтическим словом. Особенно зашнчнвой была известная "лесенка" В.В.(банковского,которой пользовались многие поэты того периода: С.Г.Чавайн, А.Л.Кривошее», С.В. Эльгер к многие другие.
Традиции русской литературы в художественном изображении исторических судеб поволжских народов ярко видны в творчестве В.И^Костылева, в частности, в его романе "Жрецы". В основу произведения автор полохил Тервоевское восстание мордвы^. -,<Рулное антикрепостническое выступление 17-аЗ-174э годов. В "-•¿речах" романист раскрыл тему единения людей перед лицом беды, об(цности их интересов, независимо от национальной принад-
Глинкин х1.Современность исторической прозы // Волга .-г..-КС.-С. 1¿¿. Ь работе неточно указаны название восстания и его дата.
лежности. Она была продолжена прозаиком в романе "Кузьма ¡Линии", открывшем в русской литературе тему всенародной борьбы за национальное освобождение Родины от иноземных захватчиков. В.И. Костылев новаторски подошел к изображению роли народных масс в патриотическом движении тех лет, показал их, как решающую силу в освобождении страны от нашествия врага.
Обогащая традиции русской литерагуры, писатели 20-30-х годов шли от сочувственного интереса к исторической судьбе поволжских народов к созданию ярких самобытных характеров. Это, несомненно, способствовало подготовке почвы для возникновения исторических произведений в самих напдональных литературах Поволжья.
Вторая глава "Формирование идейно-эстетических традиций исторической прозы в чувашской, марийской, мордовской литературах" повествует о становлении и развитии художественных жанров, которое шло, главным образом, от малых форы к большим. Их возникновение и формирование было обусловлено, прежде всего, историческим и национальным развитием самих народов, влиянием двух основных факторов: фольклора и русской классической литературы.
Начало разработке теоретической платформы исторического жанра было положено еще революционными демократами. Устанавливая в работе "Речь о критике" зависимость искусства от развития о&цэстт, В.Г. Белинский считал, что жанровые формы первых произведений российской словесности были перенесены на русскую почву из других литератор. В этом'же цроизведении великий русский кр.чтик определил и объект исследования исторического романа, отметив, что "постепенность развития идей в обществе
—о—
представляет собол карт^ог в выше., степени интересную"'''. 00 этих ¿ce проблемах говорил и с тать с ''русский исторически!; роман" H.A. доброллбос.
Jo второй главе диссертации /по материалам его архива/ анализируется творчество С.х>. Аникина, представляющее интерес в плане нормирования собственных исторических традиций в литературах региона. ií соиалешго, крушая колоритная фигура »того литератора, прозаика ^ публициста, одновременно общественного деятеля дореволюционной России, выходца из мордвы, многие десятилетия замалчивалась, не привлекала внимания историков и литературоведов, Jro произведения, разбросанные по страшщам многочисленных журналов, пока еще не собраны воедино, кроме двух небольших сборников, изданных в Саратове и Саранске, нет пока и научной биографии С.х>. Аникина. О его творчестве 'reino отзывались Л.Н. Толстой, H..Q. Репин, В.Г. Богораз-Тан. Можно привести строки из отзыва народного писателя лиргизяи Ч.Т.Ахматова, который в письме к дочери C.B. Аникина отмечал ценность наблюдений, "восприятие действительности, которая дохет быть запечатлена под пером лишь очевидца, участника событжй того времени... Надо, чтобы при этом оставалась достоверность прошлого,- говорится в его послании A.C. Аникиной.- Ке в общих чертах, на гопблизигельно, а в конкретных деталях, зарисовках, i¡üpa:;iimaniKx и чувствах"^.
1 Белинский il.Г. Ло.лн.собр.соч.-J. : Изд-во АН СССР,1955. — Т.6. —C.óíS.
" Государственный архив Пензенской области. 4.P-ÍJ403.-¿и .1. -4Д.хр. GO.-Ji. £.
G.B. Аникин, идя or цвктоь _зс-> ' биографии к рассказу и очерку, стаьал острие проблемы и вопроси апохя, создавал художественные ана.тот современным ему социальным явлениям, тем самым закладывал основу для разы'ткя исторической прозы литератур Заволжья.
Богатые традиции устного народного творчества и влияние русской классики широко отразились в чувашской литературе. Наиболее сильную сторону ее про°ы 20-30-х годов составили рассказы, в которых писатели /В.И. лраснов-Асли, В.З. Иванов-Пай-мен, И.С, Тукташ, П.й. Митта, А.Ф. Талвир/ показывали обычаи и бит чувашей, их праздники. Символика фольклора, его образная система оказали влияние на И.А. Шабдара, Н.В. Игнатьева, В.А. Мухина /Саш/. Мотивы и образы фольклора прослеживаются и в исторических произведениях С.Г. Чавайна: рассказ "Окавий" /ХЬ26/, драна "Акпатыр" /1935/, роман "Ейнет" /1936/. Стремясь к точному художественному воспроизведению жизни крестьянских масс в предреволюционную эпоху, классик марийской литературы ввел в роман образ охотника Сакара, навеянный образом богатыря Бэкчнка из народного эпоса.
БЬшяиие фольклора ярко проявилось в творчестве писателей, стояниях у истоков мордовской литературы. Среди них: Д.И. Морской, М.И. Еезбородов, Я.П. Григошин, U.C. х<ириллов /Л.Эрьке/, Н.Л. Иркаев /Н. Эркай/.
Анализ показал, что в устном народном творчестве чувашей, марийцев, мордвы издавна сложились определенные художественные жанры: рассказ, легенда, эпическое повествование, которые и были унаследованы исторической прозой исследуемых литератур, стали составной, органической частью произведений многих на-
ционалъных писателе ii. Влияние фольклора сказалось не тать ко в проблематике и социальной направленности, но и в своеобразии национального колорита, богатстве лексики и художественно-изобразительных средств. "Без фольклорных традиций,- делает точное обобщение Г.Н. Лошдзе,- молодые литературы не смогли
т
бы прочно стать на ноги в новых условиях"
В развитии жанров црозы литератур Поволжья немаловажную роль сыграли переводы произведений русских и советских писателей. Кх изучение убездает, что особый интерес в конце 20-х-начале 30-х годов вызывала форма романа. Именно в этот период и началось его становление в литературах региона.
Большое количество исторических повестей появляется в середине 20-х годов в чувашской литературе. Это - "Голодные годы" и "Буря" С.Ф. Фомина Душа уемене, Чеке^/; "Деревня в огне", "Рогсшища Лизун" Д.В. Исаева, "В боях с белыми" В.И. Краснова- Асли.'В это же время в журнале "Сунтал" печатаются отрывки и отдельные главы из исторических романов, над которыми работали чувашские писатели. В № 10 за IS25 год сделал публикацию М.Ф. Юрьев: его произведение "Забытые времена чуваш" было посвящено Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. Из биографии C.B. Эльгера известно, что он в 1926 году, отложив повесть в стихах "Под гнетом", начал работать
* Лошдзе Г. Методологические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур // Цути развития советской многонациональной литературы.- М. : Наука, 1967,-С. 17.
над эпическим полотном о первой русской революции. Б журнале "Сунтал" /1926, № и./ был напечатан отрывок из исторического романа к.Л.Золотом. "Ьродкт и бурлит", посвященного гражданской войне.
В к&ркйской литературе процесс освоения жанра романа прялодится на конец ¿о-х - начало 30-х годов. В №№ журнала ''У вий" за 1929 год было опубликовано начало книги Л.А.Итбдара "До^я женская''. Позже появились и другие произ- , ведения крупной формы, лучшим среди которых бкл роман С.Г.Ча-вайна "Элнет", опубликованный в х936 годух в Москве, где писатель обратился к теме пробуждения широких народных масс, осознания ими своей решающей роли в истории.
В мордовской литературе появление исторического романа имело одну особенность. Она заключалась в том, что роман А.Я.ДорогоЛченко "Большая Каменка" появился в 1931 году в Москве на русском языке. На мордовском первый исторический роман А.М.Лукьянова "Кинель" /1933/ был облечен в стихотворную форму . Это же произошло и в чувашской литературе. Сначала к читателям пришла повесть в стихах С.В.Эльгера "Под гнетом", а первый исторический роман ''На заре" был создан им в 194и году. |
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что писатели региона в конце ¿О-х-начале 30-х годов подготовили почву для дальнейшего развития национальной прозы. Крупные истори-
1 В книге Асылбаева A.A., Сергей Чавайн Лгогакар-ила, J.9Ö3, C.öV неточно указан год издания романа "Элнет".
ческие полотна "аллс. ' d.i'. Чавайна и "На заре" C.B. йльгера связывает общность обращение к одному из ответственней-
ших периодов iiaiBGi ituropaa - 1200-м годам.
Итак, в результате целостного восприятия процесса становления исторической прозы Поволжья складывается представление о том, что в путях развития жанрового многообразия проявилась и некоторая общность. Некоторые особенности в темпах и характере процессов не внесли резких различий в движение жанров от малых форы к большим, от рассказов и новом червя повесть - к роману.
В трет-ьей главе - "Художественная концепция личности в литературах Поволжья" доказывается, что дальнейшее развитие ее конструктивных принципов в литературах Поволжья было обусловлено изменениями социальной системы, событиями Октябрьской революции, гражданской войны. В творчестве писателей этого региона 20-30-е годы отразились как период глубоких жизненных процессов и социальных.преобразований. Авторы не ставили реред собой задачи индивидуализации личности, ее всестороннего рас!фытия, поэтому главный героем становилась масса революционных солдат,' матросов, крестьян. Чуэая-ский прозаик С.ф. Фомин в повести "Штрум" /"Буря", 1924/ стремится подчеркнуть динамику собыгий, показать коллективное стремление к обновлению жизни. Образы отдельных людей лишь отобралккт действия народа: портретные характеристики скупи,
героев: "Как только пронесся слух о насгутшенки чехословаков, солдаты с красными звездами целыми эшелонами начали отправ-
нс несут достаточно полную
-13-
лят^ся по направлен™ к Казани" ^.
Га рои рассказа А.Н. Эрикана "Красные партизаны" Д929/ сопорялгт ::одвдг, но автор тоже не дает им развернутые индивидуальные характеристики. Главное дош него - героические поступим: "Она переговариваются короткими фразами"; "Усталые,
о
через силу шагают партизаны"*1. В центре романа марийского писатели "В огне борьбы" Д935/ также действует коллектив; знакомя с деталями личной жизни своих героев, А.Н. Эрыкан все же недостаточно глубоко рас1фываег их образы.
-В первых произведениях, составивших фундамент исторической провы региона, отдельный человек осмыслялся лишь как представитель какого-то определенного социального слоя. Такую фун-кцюо выполняют образы классовых врагов в новелле чувашского писателя И.Е. Ахаха "Двое павших" /1919/. Не углубляется в психологические переживания мальчика Тимы, олицетворяющего пробудившийся темный народ, в'рассказе "Два брата" Т.А. Рал-танов.
Таких образом, в герое исторической прозы Поволжья 2030-х годов более или менее полно воплощались лишь такие черты, как цреданность общему делу, действенное стремление отстоять его завоевания, своим трудом претворить в жизнь идеалы. Главный художественный принцип тех лет: не эпоха в индивидуальности, тем более не человек в своей повседневности, а
1 Чегесь С. В бурю: Эскиз //С волжских берегов: Стихи и цроза чувашских писателей.- Горький, 1932.- С. 7, 14.
2 Васин К. История и литература.- Йошкар-Ола, 1930.-С. 68.
личность в революция, наиболее ярко отражающая ее признаки.
В рассказы, повести, романы литератур Поволжья, придавая им неповторимое художественное своеобразие, органично вошли описания жилищ, костюмов, верований и праздников, детали быта, жизненного уклада. Но, привлекая этнографический материал:, первые писатели отбирали из него лишь то, что способствовало достоверной характеристике социальных и бытовых особенностей своих народов, старались подчеркнуть и воссоздать колорит времени, эпохи революции, накал и трагизм классовой борьбы. Описание быта у них велось, говоря'Словами К.А. Федана,• "но рада быта, а рада историзма""'-.
Приметы семейного уклада мордвы в повесть "Татю" Т.А. Рал-танов, например, вводит в связи с показом неравноправного положения женщины в национальной деревне: "...за" обедом молча стой у стола - подавай да принимай''^.
' Новая жизнь, пришедшая в национальную деревню, внесла определенные коррективы и в традиционную одежду ее жителей. Символом социатьного освобоадения марийки в роыане Н.С. Ле-кайна "железная воля" стал отказ от тарпана - тяжелого головного убора. £ рассказах чувашских писателей изменения в одежде симг.0.визируют обновление мировоззрения крестьян: "вернулся втородни Андрей со звездой на шлеме и организовал комсо-
1 ^един К. Найти свой лад... Из дневников писателя // Литературная газзта.- 1985.- 31 июля,- С. С.
( " Раптанов Т. Гатю // ¿¡орловские рассказы.- М., 1958, С • •
мольскую ячейку"1,- отмечает в.рассказе "Бурундуй" В.Е. Рзай.
Своеобразие национального колорита ■■ прозе 20-30-х' годов достигнуто введением в ткань повествований подлинных географических названий. Гора Чихан стала местом действия романов мордовских литераторов А.Я. Дорогойченко "Большая Каменка" и Т.А. Раптанова "Под Чихан-горой". Исторические события, о которых поведали в рассказе "Внук Виряза" Я.Д. Григошин и в стихотворной повести "Под гнетом" C.B. Зльгер, развертываются в Присурье. Действие романа С.Г. Чавайна происходит в лесном районе, расположенном на берегах реки Элнет. Писатели формировали эстетический образ родного края, утвервдали единство собственной судьбы с его историческим путем.
Национальная специфика прозы, показ жизни народов Поволжья выразились прежде всего в отражении различных ее этапов, пробувдения классового сознания трудящихся, рождения нового мира, нового человека. Своеобразие созданных ими произведений в том, что, раскрывая тему социального гнета и неравноправия, они пытались показать ростки свободной жизни, пришедшей в города и села после Октябрьской революции. Таким глубоко национальным было творчество автора первого чувашского исторического романа C.B. Зльгера; родоначальника мордовской литературы 3.4. Дорофеева, чьи произведения имели своей основой конкретные факты жизни родного народа. Характерными для марийской литературы "по тематике и конфликтам", решению "национальных и социальных противоречий" бшш, по мнению литературоведа
1 Рзай Ъ. Бурувдуй // С золяских берегов,- С. 16.
-iG-
M.A. Feopnuioii, книги J. Г. ^.jia.'jja^. Вез эти произведения, ставшие заметными явлениям!! в прозе до1.оешшх лет, готовили почву для создания крупньк исторических полотен.
Создание худогествоникх образов лучших представителей народов региона, раскрытие их гцутрелнего м«ра стало одной из главных задач исторической прозы .на ио следующих этапах" ее развития. Обращаясь к актуально;* теме национального возровде-ния, писатели, отказываясь от социальных иллюзий, стре:зишсь решить ее в ином, по ерашегшю о 20-50-мл годами, аспекте, усиливая нравственно-философское звучание, выдвигая в центр повествования личность п ее мир. Показ исторической судьбы чувашского народа через жизнь и творчество родоначальника национальной поэзии Миши Сеспеля Д1.Я. Кузьмина/ явился основным принципом художественной организации романа украинского писателя И.О. Збанацкого "Саспель". А исследованию истоков становления личности первого марийского академика Б.П. Мосолова обратился народный писатель Республики .Vlapz Si B.C. А1к-серн в повести "Воды текут, берега остаются". О всемирно известном скульпторе С.Д. Эрьзе рассказал народный писатель Мордовии К.Г. Абрамов в трилогии "Сын эрзянский".
Эти произведения объединяет авторская концепция становления личности под влиянием времени.
^ ' oornrra '.'. С ircoTorvx воптюсах наштопал ы»'-" rnei"»"n-к;г трпйско»; ягт::гг« // Тр. /: дртыски!'. глучпо - тссле.пователь-скиГ; ш.'-т яг , .ачтературн, ото-щи.-ГССС.-2кп.±2.-С. >75, 0?.
В.у аключеяии излагаются основано выводы исследования. Изучение проблемы показело, что на становление исторической прозы в литературах Поволжья сильное влияние оказали литература русского народа и собственные художественные традиции, своими корнями уходящие в дооктябрьскую фольклорную культуру.
В диссертации особо подчеркивается мысль о том, что в русской литературе на протяжении веков сложилась традиция внимательного отношения к исторической судьбе народов Поволжья, ото подтверждается материалом произведений A.M. Горького, В.В. 1!аяковского, К.А. Федина, В Л. Костклева.
Воздействие фольклора сказалось не только на проблематике и в ооцямьной направленности, но и в своеобразии национального колорита, богатстве лексики и художественно-изобразительных средств. Устное творчество стало для чувашских, марийских и мордовских писателей важнейшим источником познания жизни, быта, психологии, идеалов народа, что помогло им почувствовать н воспринять красоту, музыкальность, выразительность, образность родной речи.
Анализ становления исторической прозы в регионе показал, что появление первых произведений исследуемого жанра было вызвано эпохой социальных перемен. В начале 1900-х годов чувашские, марийские и мордовские писатели обращаются к актуальным проблемам того времени, преломляя их через свой национальный опыт.
Дальнейшее развитие жанра исторической прозы обусловлено
событиями 191? года, гражданской войны. В работе отмечается, что для произведений исследуемой тематики ¿0-30-х годов характерно ориентирование на высокие жизненные образцы. Воодушевленные идеей социальных перемен, торопясь отразить еяае время, писатели не всегда глубоко освещали сложнейшие исторические с классовые переплетения, внпавгив на долю их народов. Еыда и социологическая схематика, когда расстановка персонажей грубо копировала социальную структуру. И все же, рассматривая произведения исследуемой тематика как художественно целое, можно уверенно утверждать, что это была не кдеализафя, а прадда жизни.
Исторические параллели необходим, чтобы править япдш чувство хозяина своей земли и странн. Ведь только современная литература не может поддержать веру людей я самих себя в надо трудное время. На помощь нам ыовет прийти прошлое с его цельными стойкими людьми, мощными народными идеалами, красочными обычаями.
Основные положения диссертация опубликованы в следующих работах:
I. Отечество славя».которое есть... // Политическая агитация.- 1982.- № 22.-С. 22-24.
'¿.' Чылан иквереш // Ончыко.- 1984. - » 1. - С. 87 - 66 /на| марийском языке/.
• 3. Минь кундань браттама.... // Мокша.- х984.- № 6. -С. 72 - 74 /на мордовском - моша языке/.
4. Мы один народ : 0 романе В.И. Костылева "Жрецы" // Костылев В. л{рецы.- Саранск, 1986.- С. 301 - 309.