автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Становление Клиффорда Дональда Саймака как научного фантаста

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Иванникова, Ирина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Становление Клиффорда Дональда Саймака как научного фантаста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление Клиффорда Дональда Саймака как научного фантаста"

> а г.

и." и ^ ^ '

■лозкозския 0рязт1а тр7д030го 1срасного ша'.о'ш' пнчагопжск1;и ун!37-рс1ггет

На правах рукописи УДК 820 /73/ "196" :82-31 К.СаПмак

ИЗАННИКОЗА ИРШ1А Б0Р"ССЗНА

становление кпиэторда дональда саймака как

научного фантаста:

/ 10.01.05. - Литература стран Западно ?! Европы, • Америки и Австралии/

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой "степени кандидата филологических наук

МОСКЗА - 1992

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Московского педагогического университета.

Научны?. тугковопителт.: доктор филологических наук, профессор Богословский H.H.

(Чшщэдшэ. апшшедш:

1. Доктор филологических наук Киреева И.В.

2. Кандидат яшгологических наук Осозскпй O.E.

Зедут-ая организация: Московски!* государственным утсвер сптет им. М.В.Ломоносова.

У/

Защита состоится " / "1992г. ь' ^ часов на заседают специализированного совета Д 113.II.02 го литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: Москва, ул.Ф.Энгельса, д.21а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета.

Автореферат разослан Д//^" 1992г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук Батурова Т.К. .

■ «•■ ■ Научная фантастика занимает ванное место з лнтеиагупе ; многих стран, в международном обмене духовтет! ценностям

::анская Фантастика представляет собой наотьемлеттэ ~22ть мирового культурного процесса.*

Те?га данной диссертации - становление Кли|>?орда Дональда Сайгака так научного Фантаста. Настоящая работа является первой монографической работой по изучению творческого наследия К. Саймака, где оно рассматривается в связи с общим развитием научной Фантастики. 3 предлагаемой диссертационной работе впервые в наяеЗ американистике анатазируотся романы Саймака, написанные в разное время : "Полустанок","Что мояет быть проще времени"," Вся шготь трава...","Они ходили как люди"," Заповедник гоблинов","Принцип оборотня" и др., отдельные литературоведческие работы, посвященные творчеству писателя, отдельные его труды, не переведенные на русский язык. Данный материал открывает новые возможности в решения сложных проблем творческого метода/направления/ писателя, позволяет определить его индивидуальный принцип отражения лизни, его место и ■ роль в'литературном процессе США.

Все вышеизложенное свидетельствует о . научной созазпа-поедлагаемого исследования, пе.ть которого анализ творчестза К.Д.Салака в контексте развития американско:'! научной палтус-тики. Отсюда вытека'от и основные задачи диссертации:

I. Миялионанмя тирата^и выходят нзучно-Ъан^астические пропзвс-. дения, научно-Фантастические яурна^ ¿Зг^Г /¿^.-г.''^ -у; ¿¿¿с?^-£г ¿^а^у

возглавляемые вддшлбп писатеяггми-Т>аятастами / Э.Ло^ор. Л.Дель РеЗ, А.Азиатов /; проводятся сг'.позгу.н, конференции, съезды, посвяпеньке научноЗ Фантастике.

- рассмотреть творчество К.Сайглака в контексте общего 'развития литература, нзучно-^антастотеско?; литературы и американской научно?. фантастики з частности;

- зыявить про5ле?.шо-тематическое разнообразие прозы писателя фантаста, специфические особенности его творческой манеры;

- показать характер связи его произведений с основными тевденцияки е англо-американской научной фантастике;

- исследовать своеобразие творческого метода писатели на тгр:г.'ере анализа яаучяо-Ьантастических романов 60-х годов XX века.

5 усдсвиях всё возрастающего интереса к культура США, анализ творчества западных писателей такого социального масштаба к такого таланта, как К.Д.СаЯмак, приобретает особое значение. 3 сто*.; заключается а?:туалъност;ъ данного исследования.

ГИ-'ая уеуоттта кссле^овянгр.Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались системный и проблемно-хронологический метода исследования литературных явлений.

Анробчиия учСюти.Результаты диссертации обсувдались на саседшп-лх кафедры зарубеяной литературы '¿ЯУ. На основании материалов исследования была сделаны'доклады на Всесоюзных науч-пи: кон >эрз!шиях по проблемам литературы США: ' •

I, "?о:;ан-предулреу,деш1е" в акериканекоЛ научно-социальной

А-'-орикаипкий ыаучко-фалтаетическнй ро:.сан. К проблеме пакра. .Я7,1а34г. ''.'■.•••.

л. гесдизи и фантастика в научной ¡Тантастике К. Д. Саймака, вопросу о тьсрческсц методе/. ¡¿К»', 19а5г. 2о тема диссерта-гл: опу< ис;с.Еап1г _ статьи, список которнх приведен в конце

Сд стпу>:?у'-я "¡:осг>;уг-ч:т1п:. лксоертащл состоит ::з иво-Л.епгл, Д1.ух г.<;а: , з:^.;. ч..иул, я ЛкОаногупЯл'.«,

¿о ^ы-лен:::! &:'.осН1/ЬНЕаетс« в;:бор те;,;и, определяется цель и задачи ¡¡:-батк, лается обзор русское 1: зарубсгшоП критике ~о пссдедуе;.:о:.:у вопросу.

Творчестзо /1.*,.Сал:.:гка привлекает постоянное вникание ди-тературоьедов, критиков, лингвистов, писателей как в СИ\| так к у нас в стране. 1!.Са2:.:ак - неоднократннЛ обладатель премий "ль'ого" и "Иесьхла", -енародных пре;.:пй по фантастике. Он был членов ¿.ратства прогрессивных яурналкстов Академии наук Миннесоты ¡1 Ассоциации американских фантастов. £му присвоена премия .Великого Мастера.

Читатели нашей страны впервые познакомились с творчеством К.Саймака в 1Ь57 году, прочитав один из первых, вшедпшх в свет / б 1Ьо2г. / научно-кантастических рассказов писателя "Однажды на ..'еркуркР" С тех пор произведения Сайлака все ча!че и ча^е стали появляться на страницах то одного, то другого издания.

критика* четко определила место К.Саймака в широкой и многоплановой области художественной литературы, в научной фантастике ч Американские исследователи увидели в Саймаке мастера

«Й^; МаъЛ&ъГ. ^^^

сю.т.ета, идеального автора в смысле "эдаекта изобретений", создателя пело!: галереи "нечеловеческих образов".

Русскоязычные исследователи^" более глубоко рассматривают природу научной фзнтастшш К. ^аймака, выделяя социальную направленность его произведений, доорыи гуманизм, создание одним из первых психологизма в научной фантастике, из чего вытекает ее этический характер.

Ке та!-, давно защищена кандидатская диссертация К.Садкхо-

2 • вой . ¿-Iа примере творчества виднейших представителей американской фантастики автор поднимает отдельные Еспроси, связанные с оценкой творчества К.д.Саймака в свете прочем, касающихся определения художественного метода писателя. Однако, эта работа не рекает всех поставленных вопросов, т.к. художественный материал, использованный автором, крайне ограничен - исследуется только ро;/.ан "Город".

Одна из последних языковедческих работ - диссертация

о

И.Новиковой посвящена новообразованиям; в современной науФ-' ной фантастике. Исследование базируется- на- фактическом матери-, але, извлеченном из перевоячкх произвздении О.^ема, А. Азимова, И.Саймаха и др. что для. нас не аредставляется ценным.

1. ¿уков т. шрц лгшдаорда Саймака.//¿.олодая гвардия.-.4., 1&6Б, }"д,-С. 160-164; Пуков Лтд. С:.-.ех и скорбь./Заметки переводчика

об американской (¡антастике.//Пато:.:ничество на Землю. —М. ,1981,

7-г-Ь58; Тамарченко Е. г.щр без дистанций.//Вопросы литература.—¿. ,1Ь63. -Г?11,-С.96-И5;1'1оренева ¡.1. Фантастика.//Основное тенденции развития современной литературы СыА.-ы.,1973;

2.Садш:ова II. Современная американская научная фантастика./Проблем метода и кайра» на материале творчества А.Азимова, Р.Брэдбери, жС.Сапмака/ - Автореф. дис. ... канд. филод. паук. -ШХ 1-о7.

с. Новикова адвообразования в современной научной фантастике. -Авторей. дис^ ... канд. филол. наук. -¿1. ,1ЬЬ8.

Глава I./Качало творческого пути/ представляет со: о,: иес.по-дование творческого пути писателя-1ь04-1йоЬгг. -Необходимость подобной работы объясняется тем, что на русско/. языке нет &ло-графии Саймака, предисловия к отдельным произведениям не слоились, в целостный анализ художественного своеооразия зго творчества, нв уточнена проблематика его лучших романов.

Вместе с тем творчество К.Са2мака душ исследователя яауч-но-^штастической литературы представляет особый интерес, т.к. в нем нашли отракение самые различные тенденции развития этой литературы. Небольшие научно-фантастические рассказы, повести, научно-фантастичесию ргалгяы-сказки, романн-предупре~дения, научная фантастика с элементами детектива - таково ;<анровое 1.шо-гообразие творчества этого пиеатеда.

§1. Творчество Клид^юира дрналыга Сай-'.ака 0О-2 годов. 3 этом параграфе даются сведения о начале писательской деятельности писателя-фантаста, iki полагаем, что первый период его творчества относится к 30-м - началу 40-х годов.

Начало творческого пути К.¿..Сайдака совпадает со временем расцвета американской техпико-праклвченческой фантастики. Речь идет о 30-х годах, когда Саймак напечатал свои первые, зо многом eus ученические, и, в основном, подражательное научно-фантастические рассказы.

"Эпоха Кэмпбелла"* круто' изменила его творческую судьбу -Клиффорд Саймак вплотную приобщается к социальной

I. Гаков Дл. На витке спирали, /Американская фантастика 60-х -70-х годов.// Литературное обозрэние.-Ы. ,IS76.-S9.-C.83-89

:: пспхслоютескоГ: фантастике. С этого момента начшащий литератор все меньпе заг-тается обоснованием всякого рода научных гипотез и проблем, показом чэго-то необычного, (|фантастического". Про--с::одит осознание-ресанцэго влияния науки на лизнь современного

Первые гудозоственнне опусы ("Кубы Гаготазда" и "Мир Красного Пслща") пз принесли удовлетворения Саймаку, а-д поставили перед качипащла писателем массу, казалось, неразрешимых проблей. • Но К.Сайгак Сил г.олод, полое сил и энергии,'.-а поте.:,у взялся за работу со всей серьезностью. И упе последующие литературные'поппт-1П ("Мятег на ¡.Ъркурии", "Создатель", "Примирение на Ганимеде") показали, что Cafc.sk обещает быть оригинальным автором. Оригинальность эта ст&ча проявляться в особой подходе автора к темам, • уге бнтуишзм в научной фантастике (человек и робот, 'человек и ЗселэЕная),и в постановке новых проблем. Все шире фантаст стал пользоваться иронией, все чаще саше простые веда становились у.- , него носителям?! земных символов, а шор выступал в огромной массе своих оттенков.

30-е года во многом определили дальнейшую позиции автора. Например, в рассказе "1В-ое правило" наметилась одна из тевден-цг.2 з творчестве К. Саймака - показать, насколько это возможно, преим^ество земной цивилизации перед другой, незнакомой. В этот

период СаИглак серьезно берется за исследование нравственных проблем ("Примирение на Танимеде") и за новую для себя, но, затем, са^/ул лябицуч' тецу — тему Контакта.

ОбрацаясЬ .г.

ТвТЛв Т^ОХГГсЮТа НрСДС Т&ЕЛТ8Л6Ё СОЗЭрПСПКО ПрОТЗБО—

полотзщу стзилиэвдиё, 1С. идет далгы^з, осваивая все новые

новые прлекы. Однам из язл-сбдекянх пр;:ег:сз лиса?.-п.-п.-ся прием сопоставления, а чада всего - противопоставления г.азум-ншс цивилизаций. Причем на этот счет у К.Сайгака .Тсрмирсзатясь своя е03иция.

¿ процесса творческого поиска писатель стопрад сеоцго героя, ¿стествэннш было внимание фантаста к просты-: avep.ccaнеким 'рерг&раы, людям, которых он хорозо знал, среди которых ладная смерть","детский сад","Сосед", "Спзрацаз "Зоиглка","!^ в камне" и др/.

В I&39 году Саймак создает так называемый ученический роман, небольгоэ нзучко-фантастическое произведение "лос^гчсопп;? :пггэ-неры" о межгалактических приключениях. В данном романа обозначилась его одна, тенденция, связанная; ка только с эволусиз:: мировоззрения писателя-фантаста, но л с коренными изменения?¡г, происходящими в самой научной фантастике IX века.

. К.Саймак один из первых американских Фантастов стал вводить в фантастическое повествование героеЕ-деятелей, г, в частности, женские образы..

Уне в первых произведениях X. Саймака фантастика стала играть .роль особого художественного средства. Все баз асхлетенгл •уа:-:'гяс-ткческие ситуации были поданы на фоне противоположного ссмнслз— ния действительности, на ';<ше реалистическом, ^ане в рейольтег! рассказе Х.Саймак пытается поставить глубоко социальные пгсбле—j. которые в разной степени решаются в заъиснмости от того, ки-: подан фантастический материал.

«антастическиа т<зноа рассмотрении: прок-эьедон>:! лились »антастическяе ситуации, такие как использование .~pa,v

?елепо£ташв» человека из одяого места о^лт-зягл г лггтс(зг .тя~г.~ лети на другие планеты с цель;: их oclow.-я.

Необходимо указать на факт прлойценгл писателя-фантаста к традиция;.", гуманизма. Сб этом говорит неоднократное обращение его г. образу Человека, к его проблемам и надеждам. Ухе тогда, в молодые годы, К.СаГшак бил полон верн в человека, в это высшее достижения природы. lia раннем этапе слозилось и его отношение к миру, к проблемам Земли. Си' настолько сроднился с этими пробле-что на протяжении всего глгогслэ гнего творчества постоянно

обрг;алсл К КГ.!.

-i сачзи с начав::;::; ,ися переменами з научной фантастике ста-• iv из..ваяться и творчество л.Са»мака. Он стал очень чутко реагировать на все, даяе мале&гпе перемены, которые несли на себе г.ечать нового, прогрессивного. Он переосмысливает свои сузде- -ния, свои взгляды на научную Шалтаетику, высказывая убеядение, что лучлие произведения, созданные писателями-фантасташ! к этому времени / к 40-м года:.!/ могут уже считаться литературой. Он пишет:4 ...сегодня научная фантастика стала новой...многие на-учно-фантастпческие произведения стали оригинальными, в них появился шор:более глубокое понимание фантастической обстановки дает право утверждать, что данные произведения могут по праву считаться худокественными/литературными/. Отличительной особенностью новой литературы стала ее тяга к объяснению Человека и А&ра".^

Новое десятилетне для К.Сайглака началось с творческих удач, что способствоваю взлету его неудерлшмои фантазии. Сашм плодотворны.! годом этого периода был 1944,' когда он опубликовал луч-пие новеллы, составившие впоследствии роман "Город"-1952,-Город-^рлога-Перепись-Дезертирство. Но творческий успех писателя зависел не только от него самого. Качало 40-х годов было

I. С, Я).

временем наибольшего подъема в становлении севегоа:.:е.г..;а научной Гантастики, когда она стала оформляться з ocoJiä еид худияественного осшслеши мира. Лее коренные язмененш, которые происходили с научной фантастикой,— "• нзнз?.:е:-"ю влияли

на ;антястлческое твстнество К. Салака.

"ачав с "пргд,":тив;-;нх" нэбольжос рассказов, которые писались в дух;.-"подраяаяия7 л.Сашак вскоре стая оригинальны:,! писателе:.; ос своши худог.ественкшти приникна-.;;!. Определив для себя наиболее мьтэреенне объекты художественного ксследованяя, IC.Cait.ia4 ста1: апробировать, ä потом и творчески развил наиболее значж/.;;е та-.и своего . логолетнего творчества. Начиная с полетов к другим звезда.;, .антаст все чаще и ча»'э дает повод землянину увидеть иную цивилпзш'Д"), иную жизнь. На основании отого писатель в дальнейшей будет сопоставлять, художественно анализировать различные способы галактической :шзни с земно л гззньу, будет экспериментировать на своей любимой теме —темеКонтакта различных систем цивггазации.

§2. Годы творчесткого подъема 1С.,й.Са"д.:аЯа/40-е -60-е годы/.

Произведениями ЗС-х годоз К.Саймак заявил о себе как о слокившемся мастере короткого рассказа. Начав с малнх жзнров, ок как профессиональна газетчик сумел в небольшом произведении снать события, сконцентрировать»вникание ка главней, не."логоо.ю-зить, .динамично развить сюжет. Затем он "окоперлмектатьяо", сначала искусственно соединил вышеназванные повеллт? и попробовал создать единое, объемное научно-фантастическое произведение, не думая о ток, что они органично сольются в рс.ган "Город". В 40-о-5С-е годы научна? Таитастика поставила перед сс^сЗ задачу ог: ог/лол вихностк - доказать чатовег.у г.:::р, отyrirpui- гола'-физикой, помочь ему познать и ойтать его. Читатели необнчкуэ ^Зселепнуго. Сна йага не rc-tova. на ту, задору.: онтт зпа-

-га* •

ли пр&тде, о которой читали з "ранне!!" Фантастике. Зсе новое, что зозн1:ка.то в воображении тисателя-паятэста того времени, манило непознанными поз'югностя":!, 'Зкло освещено совершенно hobvm светом, заставляло серьезно залучаться.

50-е годы принесли К.Са!^*аку ззслугепнуп слазу. Кроме награда за роман "Город" ему ттрисуг-дют претор Xbiro за аозбсть "Большой паредшШ дзор" -1959г. 1 этот творческий период им была заработана определенная эстетичес/.ая програ,-ма. 3 цело" она сводилась к следующему. Путешествие по торам и обденпе с лрстельца-ми дата возможность человеку переосмнс теть свою -пзнь, иначе посмотреть на л-аде:!, на окруяатуэ действительность и решзть лля себя, что обязанность людей . заключается з том, чтобы лучпе относиться к бллянему, а если случиться устанавливать контакт между разумными судаствами, то:" . ..Лучяее, что мояет сеЛчас сдатать Человек,-это встретить прилельцез из другого тчгра с чистым сердцем и чистыми руками".*

Вслед за романом "Город" выходит новое крупное научно-фантастическое произведение К.Саймак "Кольцо вокруг солнца" -1952г. Роман во многом явился новаторским. Писатель на художественном материале пробозат решать ?*ногие сложные проблета, такие к ai-: перенаселение Земли, предотвращение третьей мировой зойш, взаимоотношения разумных существ, населяющих Землю, мозговой симбиоз человека, который в дальнейшем перерос з особый художественны!! прием - "эзбект всеприсутствия".

Однй. из ярких особенностей романа - выбор глазного героя. Ллел Вкккерс - андроид -одна из первых, и, на нал взгляд, удачных

I. Саймак К.Д. Большой парадный дзор. Позесть. //Экспедиция на Землю. -M.,1965.-С.402

попкток азтора создать в нэучно-фэлтастзгтеск»тх пиоиззеденсях фантастические образы. Своеобразный укр^лганием романа является, , пусть утопическая, программа предотвращения очередно:: мировой войны, которая, по мнения азтора, не должна вспыхнуть знсэ'!. В творчестве писателя-фантаста роман "Кольцо зохиуг сотпца" имеет неприходящее значение. 3 50-е годы, во зремя "холодно;1" зойны, проблема во::ш и »тара была одно!! из самих остр;»х Лелозэ-чество шагнуло в эру атомной бомбы и это, несомненно повлияло на взаимоотношения самых цивилизованных стран.

Творчество К.СаГмак в 50-е годы ознаменовалось болът.т залетом фантазии. А тема Контакта все глу^че и глубхе охзатнза'та все произведения писателя. Особенно это касалось рассказов. Саймак очень скрупулезно подходит к каждому сг-ету. То он явно стазит землян перед фактом, что инопланетяне перед ними, они прилетели на Землю с целью познать ее пязилизацню -"Детски:! сад" "Пыльная зебра""Операция "Вонючка" •, то отправляет землян в изнурительный полет к другим заездам с заданием разведать Галактику -"Поколение, достигшее цата", а то на своей на Земле показывает до каких 'фантастических чудес доила современная техника и как она прочно вопгаа в современную жизнь -"Тпвилизозая-ные игры". Интересна тема психического ш психо-невралогичес-кого состояния человека. Саймак "оперирует" человечески" сознанием очень умело и проникает з самые дальние уголки челопе-гееу.с : психики. Сэда относится гшсленная речь/параречь/, передача мыслей на расстоянии, видение предметов наскзозь. Эта тс-ма очень интересно была разра1отана К.Оаймаком в рассказа "Герезенс-и" дурачок" -1954г.Тщательно исследуя богатство мотизоз человеческого поведения з условиях встречи с чуядым и непгэ?зидз:п::-г Саймак пишет, на нал взгг^л, дза програм"нчх рассказа'То.ть-о". зелены!! палец" и"бмерть в доме".

Философское осшслейие фантастических ситуаций писатель элоашл в уста старого фермера !-<1озе, который считает, что человек обязан помочь лтэбому живому существу, попазшетлу в беду, ибо -"все твари божьи".

Зсе творчество К.Саймака, и особенно художественные достижения 40-50-х годов подготовили почзу для создания значительных, как з художественном, так и в эстетическом отношен®! научно-1ин-тастяческпс" нэоизведений писателя 60-х годов. То, что он разработал на ятзотчтании 29 лет тзотиескоп деятельности, было использовано ту. з стиле, з разоаботке научно-бачтастических сюжетов, з создании Фантастически образов. Но Саймак, естественно, обрацался как к американские литературно/ традициям, так и к 'тирозкм достижениям в области художественной реализации научно-фантастических идей таких всагагоно известных писателей как Э.По, Е.Зерн,Г.Уаялс.

Интересно, что художник сам установил себе срок творчес-. кого становления, о чем заявил, считая, что в течение первых двадцати лет-дабой писатель Ъорг.'ируется как художник. В этот* же период закладкваэтсяосновы его художественного шровоззрения.^ 3 этоЗ связи нельзя не сказать о творческой Тшгга зии К.Саймака, которую вправо назвать "вндащзйся художественной способностью писателя". Поистине, творческая Фантазия выступает в -форме выкисла и дает художественное/ произведению те крвтья, которые помогают е'^у подняться над простит/ копированием действительности, глубже и ярче проникнуть в сущность окружащей его действительности. Нельзя не учитывать широкий спектр тематики научно-тян-тастическкх произведении пнеателя-Фантаста и национальную специ-

.^/у с.9. ¿уЛг^^.

'лтку его творчества.

К-60-« годам К.Са!5?гак подошел слотезпг-ся гудо-^нигзм, со своими взглядам на мир, с установтгзхгтзч эстетпчесгпзт ципзми, которые, в свою очередь, характегнзсзати его как че.тзв?-ка гуманного п беспредельно честного в зыЮрэ птсатч^т-сксЛ то-зиции. К.Саймак 60-х годоз - это зрелн:! мастер с ч;?го выработанной художественной тигра».--окоторая была реатнзозаяч не только в данное десятилетия, но и мноп'ми год?.-.':: по зге.

Данное десятилетие мо~::о назвать гом.?.нп:?\ т.к. К.Са:!"аг' создад за этот срок значительнее н тучт :о - бант ас т ич з с ~::з рсата, что составило иде;1но-те,тат:гчес::и:1 стертень этого зге-онн.

Тема, объединяетая все романн - темя Контакта, одятко з;п реатизуется при разных условиях, причинах, целчх. Зо "ногих произведениях первый контакт эе-лян с гтриптльцзмп устанавливают простые американцы. Это репортер местной газеты Они ходили как ллдзг , агент по продаже недвижимости, а то и просто городской чудак Вся плоть трава» , гчроЛ зойы Пересадочная станций* ■ или андроид, в чье тело вдохнули человеческую суть -"Принцип оборотшГ . СаГгсак сознательно отетрачяет от пкоп серьезного предприятия лиц, и"отзкх власть и деньги. Ус?т:о-:гв контакт с дтпгго2 'птантизациеЛ, последние нпразляг" егч до 'ст-вия только себе на пользу Денежное дерезб*.

Отметим, что К.Са^зк работат ^ок о бок с ,

кто проблему Контакта хуяо~ест2е:п!э ос?".:с.*л.т з 1 • зт:* -

ческих произведениях. 2то и !!..Те.^зтер "Перзх! контакт", :: Г.7 -риссн "Смертные «7кк пришельца", и 7.7л Гуин -"П-.^-.эта

-КГ-,;

Одазжо, ото лшь то немногие произведения писателе* . подобной проблематики т.к. и Р.Пеклп, п Л.Азимов, с Р.Брэдбери очень часто обрацаээтся к такой, на пап взгляд, ноиссякаемо": проблема.

Объединяясь тематически, "контактные" романы К.СаГз/лка все лс разные по тому принципу, как реоаотся проблема Контакта. 3 ро:гло "Почтя как лздя" Контакт с зешянами установлен пскдззчите-с цзлыз захвата земно" цивилизации, подчинения ее интересам - ■: саватзлоС. А цвети из "Вся плоть трава" готовы отдать все лучл::с, что о::: ллелт, землянам, лпль бы сотрудничать с ними,

у них. Разное осмысление подобны:-: ситуаций дает автору лозлсллость показать человеку реально его Еозвипеннне и низмешше .-.л-.-г-гл - молно л воевать, но зачем, если есть возможность с пользой для себя узнать чумую цивилизацию, обогатить ее своим опытом, обогатиться самому.

Рассматривая научнуз фантастику как средство социального воздействия на общество, К.СаЕмад стремится осмыслить и обобщать в своем художественном творчестве конкретные проблемы, остро вставило в современном капиталистической мире в связи с научно-технической революцией. При этом основная масса произведений "зрелого" К.Саймака, поднимая не только морально-этические, но и социально-солитическне проблем:, несет на себе действенную со-циально-крнтичзскуа нагрузку.

Среди проблем, в котори,; писатель обращается наиболее часто :: в авторском репении которых наиболее ясно проступает его оппозиция б'-глуазной морали и политике, следует отметить следую-'дие: проблем перенаселения, роста городов, освоение других планет. Не менее остро выступает писатель в плане осмысления бюрократии, чиновючества, церкзи, кадитатастическоЗ конкурента, показа истинного лица п.значения буржуазной демократии.

Одновременно критикует он расовую дискриминацию, национальное угнетение, милитаризм.

Разнообразны те литературные формы и приемы, пользуясь которыми К.Саймак раскрывает свое отношение к названным проблемам. Это и объективное повествование с научно-фантастическим допущением, и мягки? ••т.'ор, яркая сатира, и иносказательный подтекст. Часто использует он прием экстраполяции. Он?,з своп очередь, помогает построени;о»гротесгяой ситуации, способствуя появлению сатирической Фантастики. Естестзоенно, что К.Саймак каждый раз выбирает художественный прием в зависимости от намеченной цели. Одни помогают ему проязить социатьный критицизм, другие - подчеркнуть лпбозь к людям и привнести в, повествование лирическое начата.

Г паз а II /Тема Контакта в творчества К.СаЗмаиа/посзящэна анализу научно-'Фантастических романов, написанных в 60-е годы.

§1 посаящен теме "предупреждения в романе К.Саймака "Вся плоть трава". "Предупреждение" - одна из самых популярных тем з современно" западной и американской научно-фантастической литературе. К ней обращаются г многие американские писатели-Мн-тасты, з том числе и К.Саймак. Используя "предупреждение" как средство для достижения реатистического повествования» Саймак пытав тс проследить и выявить та отзицатальше поел дствия, которые несет за собой наш бурный технический век.

Taie называемые "романы-предупреждения" - романа о будущем« каким оно не должно быть, но каким оно метет быть, если мы пе задумаемся о последствиях сегодняшних наиих поступкоз. Говоря о т?мэ "ггредупратдения" в современной научной фантастике, зспом-hi:m, что в год в'псода з свет романа "Зся плоть траза" А.Азитгоз з турнаяе "Фантазия и Научная 5антастпяа"-19Б5,Я6 - предупрет-

дал о трех оснозшгх ^акторчх, которые "огут привести нал "ир к катастрофе. Ззркз населения, автоматизация и ингор\тати'.я,по его мнению, те причины, которое приведут к грядутпим переменам.

1Герзне"ро"акы-"предупре~деничп почзились уте з 30-х годах. Это было связано с тем, что в Езропе стал назревать "¡агаизм. 3 романе Г.Уэллса "Самоаластие мистера Парема" л" У нас это невозможно" С.Льяпса бито предсказано, угадано то, что стало ве-дуще:: политической линпе:: многих европейских государств .начиная с прихода к зласти з Германия А.Гитлера.

" современно.: Фантастике "тоэдутоа^денкя" votho отнести о '

к роман Р.Нрэзбери "151 по лэренгелту . Чудозстное обшестзо будущего, которое он изобразил з стюеГ: книге, есть ни что иное, как фантастическая гипербола того не американского ттпзка, с • которым мы встоетютсь у С.Льшса.

Тема'угрозы развязывания ядерной войны является самой злободневной темой современности. Отсзда и трезога К.Саймака за свой народ, за все человечество, li как следствие появление на страницах романа " Зся плоть трава - картины ато"Ного взрыва, уничтожившего на планете Цветоз все тазое.

Показывая ядерный ззрыз и его последстзия, Саймак предупреждает зсех, призызает к тому, чтобы все возникавшие конфликты решались путем мира, ззаимных уступок, взаимопонимания. Нельзя допустить, чтобы Контакт вдруг не состоялся, стороны не поняли друг друга и такое непонимание завершилось ядерной катастрофой. Да, Саймак-гуманист находит повод, чтобы повествование завершилось обнадегиваще, но, меэду тем, наяиксь критики, которые в отзывах на роман заявляли, стазя вопрос о том, что"когда цветы

I. V-ге/ги»^ ¿^.„Шеог-

¿¿¿¿б & J&P^eA'^ ^ Ле&йъЛ*»-.

-Г7-

захватят Землю, явится ли это крушением ила спасс.лем?"

Всем повествованием писатель внратает надежду на то, что лящя все-таки оправдают свое внсокое предназначение, ссознаят своп ответственность, которая летт на них, ж не очернится тс^зтрашное, что зовется войной. К.СаДмак как чзлозех, глубоко лтбяцлй вез логвее на Земле, заканчивает роман с веоо\-; з день завтрашний ."когда неисчислимые и несхожие плетена все змзстз устремиться к несказанао славному и прекрасному будузе^у" •

Предупредить обострение социальной полезна, которая ег.-з не всем известна: гиперболизировать различные, у^о супгестз7~.2По в обществе тенденции, показать страшный гчтнач их бесконтрольного развития - такова позиция одного из лучших научных фантастов США. XX века К.Д.Саймака.

А 52 - " жЬ-оврт "всеттасутотзия" гост /оботютня/рассматрг-вается на примерз литературоведческого анализа ромакоз*-ГГолуста-нок"Принцип оборотня","Заповедник гоблинов".

В фантастике "эЪЪект всеггрпсутствия" проявляется нагляднее всего. Одним, и покаяуй,- главным источников.' этого приема бчли научно-фантастические произведэния, где утзергдачаоь телепатия. Телепата "приобрели" способность не только передавать езэл и принимать чуяие мысли, но и управлять чуяиш поступками, дуката и чувствовали за другого. Человек, наделенный "сзерхчузстзтгтель-ным восприятием", стал одним из самых распространенных героез современной фантастики, т.к. через него легче всего передать ощущение всеприсутстзия.

Один из любимых фантастами - прием "коллективизма" присел в литературу из биологии, но сам этот .чисто биологически.': гг^гя-цип /прием/ привлек к себе зшмание литераторов. Траст™? здссь заложило. Степлдон. Идея, которуч он разработал, была б-гстро -сд-

хзачена многими i-антаста1 «и. Традиция своеобразного т-антастическоз "нсллектизиз*-а" нала конкретное образное выражение. Анализ научно-фантастических ро"аноз К.Саймака поззоляет определять по-зк-::^ автора в ретении зопросоз, связанных с изучение:? теста Человека з обитаемой, знакомо". ему Вселенной, с которой установлен прочный Контакт. Если в "Полустанке" челозек только прс-".'/• т сотрудничать, заполни техническую работу з Галактическое сэ-ззэ, го з "Прнкцлпе оборотня"-, благодаря бпоитгпзнерии/Созда-кгге искусственного человека с мзтериатькнт мозгом/ Четозек допу-г.ен pszirs оудьбу Зе".та, а з "Заповеднике гоблинов" ■ непосредственное обЕ=нпе человека с "ителя^ Галактика дает зозмогностъ Зем-.е пгратьсдну из зедуцих ролей з это- со-лзе.

Анализируемые романа, на первый эзгляд, очень разные, однако при детально'.' рассмотрении выявляется много обцего. Главное, что роднит зти романы - проблема существования к сотрудничества Челозека в огромном, зысокотр.вплизозанЕом Галактическое Сочзе. Много общего и зо внутренней организации. Это использование приемов таинственности, приема татисмана, принципа "оборотня", связь • рентези" и средстз научной фантастики, прием дзойнина, легкий юмор, иносказание. ..

Много общего ,иа нал взгляд, и в решении проблеет главных героев. Несмотря на то, что они представляет разные зарианты преобразования материи - Э.Уоллес —челозек, З.Елейк - искусственно созданный челозек с материальным мозгом, П.'Лаксвел -че- . ловек-магнятная. волна - главные герои жертвуют собой ради дела, ради благополучия Земли и ее будупего.

Принцип "оборотня" решает в других романах глазную этическую и нравственную задачу. 3 "Полустанке" люди-тени /одна из ' которых С-ле :н/ ззедены с целью подчеркнуть эмоциональное состояний главного героя. Т.Роберте, он ге Э.Елейк "Принцип оборотня"

состоящиЗ из трех мозговых центров - ЧеГз^ера.Гзестера и Тннкева-- решают не толь::о одну из глазных проблем, стсягпгс перед человечеством - создание искусственного челозека,- но и призвали наглядно показать человеку разумному его скрытна поте-глаг«, а к.'еино: в человеке соединено воедино рабское начато, игаотнач страсть, неуттраадяемнз механические процессы. 3 романе«-Заповедник гоблинов" оборотень П.'аксвел, будучи лишенным всех, пусть дате самых ничто.-гтах челозеческих благ, все время чувствует себя обязанным помочь Галактике з поисках симзола сзо1оды Дракона, и самое главное, - предотвратить звездные зо;"!ны. Зило-софское осмысление" К.Сайгаком роли челозека не только на Земле, но и во ЗселенноЗ, имеет непреходяиее значении." 5антаст все время пользуется приемами реачпстическо* эстетики, такси как сопоставление или противопоставление настоящего и будущего, настоящего и прошлого Земли. Прошлое соединилось в единое целое з Уоллисе,Т.Робертсе,Духе и др. Однако они все лучшее, что было в прошлом, переносят в настоящее и будущее, перевоплощаясь в Э.Еяейка и П.Мзксвела.

I Особо следует сказать о художественно5! си"золике, ко-

торая обусловлена сказочной линией сшета. Плодотворное ззапмо-деЗствие "фэнтези" зг научной фантастика отразилось в системе образов-символов. К ним относится Артефакт, образн сказочного мира - тролли, феи, домовые и др. Фантастичность символов К.СаЗ-мака в их гиперболизации, з патетике слозеснкх средств. У писателя 5илософс1л^ пласт в фантастике,как правило, внрагается в форме иносказания. Б связи с этим основная тятесть лаиттея на широко, с богатством жизненных дстатей изображенный фантастический мир. К.Саймак как истинный худояник стремится к глубоко?^ проникновению з налу реальную яизнъ—к. символическим каганам и

образам. Переплетение 'фантастической и реалистической специфики в образах-символах отражает богатство художественных средств Саймака и одновременно говорит о сложности его творческой эволюции.

33 - "Своеобразие у?0УЧе<}ГУГ° УИРЖА К.Сд^тдка" - начинается с краткого обзора работ, посвященных творческое методу научно-фантастической литература. _

Содержание данного параграф сводятся к анализу романов €5ремя - простертая вещв*. и 4-Они'ходили как люди". Открызает данное десяткление' роман, во многом не похожий на предыдущие работа грантарта. Отличие состоит в том, что очень динамичный фантастический екнет развивается на фоне психологического контакта • раздвоенного человеческого "Я". 3 таком .состоянии раздвоенности . находится мозг землянина Шепли, который обменялся разумом с инопланетянином. Благодаря такой -универсальной особенности тшзга главный герой совершал невероятные поступки, выполнял головокружительнее траки и в результате в борьбе с фирмой "Фишхук", которая его преследовала за такое "сзерЯкачество", вшел побе- • дителем." Сре"я - простейшая ведь"- представляет собой не только научно-фантастическое произведение. Это "хороший образец социальной лгтературы. Наряду с этой, у»е традиционной темой научной тинтастики, К.Саймач обращается к извечной своей .мечте - возможности контакта зешгян и представителей других планет. Но он ре-щаот эту проблему не.однозначно, т.к. кроме'предполагаемого контакта различных цивилизаций писатель акцентирует внимание на взаимоотношениях /атду ладьми, a в перспективе - Человека и Будущего. Логическая связь этих проблем ставит один из важнейших вопросов, касашихся космической этики - готово ли человечество к Контакту?

« Зремя - тгростейяая ват." это первый роман К.Саймака, где

азтот) попробова! иээ:-:с!7ер;"'ентлт''!ат'-> н*5. "от з нос-готъ::г> нэзо для него самого: нпикт-'н-зние с эле"эятт'.т лет5'г:"',?. ГТтчгм, эти компоненты тесно связаны собо* и ззр-лмообусловленп.

Основная проблема рсяяа -/для Саечка ото зсегда определение собственно" позлил:/ - зоз"о~кость "лпного сосунествовалия зо Зселенно": иаатпчннх пазунол гкзнп. 3 данном рэ"аяе эта проблема гмеет и дцугп сторону. Л ело в том, что и человек трздстазлен двумя совершенно са^стоятелыг-тми Тюрмами: з своег» обычно'.' виде и паранормально" ^юимо". Решается эта проблема на материале современно": фантасту Америки с то?*: лить разницей, что эта современность экстраполировала* в далекое будущее.

3 научной фантастике -60-х годов эта тема назла свое преломление. Тйюгие писатели стали своими специфическими средствами создавать стжеты на подобные темы. Достаточно назвать писателя .и литературного критика К.Бестера, писательницу У.Ле Гуин, ■ Р.Бредбери. '

Отдельные проблемы, связанные с творческим методотУ направлением/ К.Саймака; рассматривается на примере романа" Они ходи,ли как лтадп". Одновременно с анализом романа предлагается современная концепция метода всей научно-фантастической литературы. Однако, на протяжении более, чет: 25 лет русское и западное литературоведение, обращаясь к данному вопросу^ не дате четкого и полного определения научной фантастики и ее метода/налр-зленпя/. 1Леж.лу тем диссертант сум-тгрует многие определения, выработанные на сегодняшний депь и определяет научную фантастику как произведения, в оскозе своей имешта научно-техническу-о проблему, рэ-саемуп человеком, дополненную необычностью ситуации, контрастностью действий, отлетом Фантазии з будущее.

Одновременно та считаем?, что то, что научная фантастика говорит о науке, может совпадать с самой наукой, макет и не совпадать? Такая фантастика, по налечу мнения, тлеет право называться научной, если выполняет главное условие - соответствует типу мшпе-ния своего времени.

Особый интерес представляет творческий метод самого К.Саймака. Магно говорить об известном эклектизме творческой манеры писателя. Этот эклектизм проявляется в вспользозашш Саймаком приемов фантастической,романтической / в отдельных случаях/ и реалистической эстетики. Наиболее верным, с налей точки зрения, является; представление Саймака как научного фантаста к реалиста. Подобное утверждение будет бесспорны«, если мы будем иметь г. виду все тзорчество К.Саймака, т.е. научно-фантастические произведения всех жанров.

Я.Саймак, безусловно, является научным фантастом,но форма повествования, проблемы, которые он поднимает, действительность, которую он показывает, - все четко выписано пером мастера -реа- ч листа. Памятуя о том, что в искусстве фантазия играет самую

•' ч

деятельную роль, мы делаем выводы относительно судьбы современного реализма, что не исключает художественной условности, гротеска,- . гиперболы, фантастики как законных средств реалистического письма. О-^с-пда следует, что Фантастические образы и та атмосфера, которая создана фантастикой К.Саймака - это своего рода средство, с пэт'ощьп которого развивается и гизет реалистически написанный

I. См.Стетшозска Т.. Научная Фантастика как вид "Ьактастическо": литературы. /Авторе^., дис____канд. *илол, наук. -М.,1955.-24с.

ЗулвЕменоз Т. Теоретгчэские проблемы науччо-худонествонноГ; фантастики. /Авторе!). дкс.... канд. -Тетки. наук. -А-Ата, 1972. -23с.

скгсет.

В заключении подводятся итоги исследования.

Творчество К. Д.Салака доказывает, что нзуччо-чаптас-т-ческая литература не остается в стороне от общественно* ггизни. Детлократическая направленность и гуманистические длезлн троиз-веденя* К.СаЗмака позволяет вктючпть их в обзги;* контекст литературы XX века.

¡¡2 """" лпсс<?тг,а1гп онтбликозанн слетппштие пахота:

I. Особенности американского нзучко-оантастического романа ■-5-г. годоз лл зека. 3 гл.:Проблема традппи:": к новаторства в англо-американской литературе Х1Х-ХХ веков. -М. ,1985. с.11&-12£.

£. А"ер:с:ански*? сопиально-Ъзнтастаческпй роман 60-х годов XX века. -''.,1Гг35.-24с. -Рукопись депонирована в Ш'ОН АН СССР.'

2Э??7 от 04.05.35.

3. Ам»тзиканскн.1 научно-фантастически* роман. К проблеме жанра, //.".итератора к гурнатестика С!2А/Аинотирозашш" указатель под ред. Я .Н. Ззсурского/ .-МГУ,1937.

Выходные данные

Надписано к печати 0£,-03 г Серил? -СС>'Усг.печ.аистов -Ткрк* 105 Закаев Дека -г.Кокчетав, Ю "Абак".уг.Ю.Сиуриов* 3"о".