автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Становление левого антитоталитаризма
Текст диссертации на тему "Становление левого антитоталитаризма"
На правах рукописи
Жукова Инга Валерьевна
Становление левого антитоталитаризма: франкоязычная критика сталинской системы в 1930-1940-е гг.
Специальность 23.00.01 - "Теория и история политической науки"
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -кандидат исторических наук, доиент В.А.Бабинцев
Екатеринбург 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ние..........................................................................3
1. Источниковедение и проблемы историографии.............1
Источники..................................................................1
проблемы историографии тоталитаризма и его критики......2
2. Франкоязычный левый антитоталитаризм как идейно-по-
еское течение............................................................ 4
словия возникновения левой критики .советского тоталита-...........................................:......;............................4
Заключение.......................................................................157
Библиографический список использованных источников и литературы................................................................................163
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературе и в общественном мнении существует дихотомия "демократия-тоталитаризм" (причем имеется в виду конкретная, западная демократия) и то, что направлено против тоталитаризма, оказывается таковым лишь с позиций западной демократии. Западноевропейские и североамериканские по происхождению, эти взгляды постепенно импортируются и в Россию. Однако в современной России поиск альтернативы традиционной дилемме "свое - чужое" делает необычайно актуальным выявление новых подходов к еще не совсем отошедшему прошлому, - и, соответственно, к еще совсем не определенному будущему. Если формулировать эту проблему по отношению к тоталитаризму, то речь идет о поиске анти- или не-тоталитарности, которая, в то же время, не означала бы копирования современных западных ценностей и установок. Как ни парадоксально, такое сочетание не-либеральности западного образца и нетоталитарности впервые появляется за пределами России.
В 1930-1940-х годах со страниц многих французских периодических изданий, в эпистолярной и устной полемике начинает звучать с левых позиций решительная критика сталинизма и связанных с ним явлений. Авторы этой критики - Виктор Серж, Борис Суварин, Антон Чилига. Николай Лазаревич, Пьер Паскаль и др. - по определению не являются представителями западных коммунистических партий, но они не принадлежат и к социал-демократическим движениям, несмотря на близость некоторых позиций. В зарубежной историографии есть отдельные работы о персонажах данного исследования, но нет такой, которая анализировала бы их как
представителей определенного единства. На Западе в научном и публицистическом обороте не употребляется само понятие - левый антитоталитаризм. В отечественной историографии концептуальный подход намечен историком В.А.Бабинцевым1, но достаточной разработки проблема еще не получила.
Вместе с тем. объединение этих людей и их судеб в рамках одного исследования является логичным развитием положений существующей историографии. В литературе, посвященной проблемам, связанным с историей России в период становления сталинской системы и, особенно, касающейся проблем троцкистской оппозиции, очень часто эти люди упоминаются вместе, однако их антитоталитарные взгляды практически не рассматриваются, тем более - в системе, что делало до настоящего времени невозможной идентификацию самого явления. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью идентификации объединения подобного рода единомышленников, на сегодняшний день не имеющего точного определения. Это, в свою очередь, позволит не только заполнить оелое пятно в истории политической мысли, посвященной тоталитаризму2, но и иначе взглянуть на саму проблему тоталитарного государства - глазами его недооцениваемых левых критиков.
Объектом исследования являются авторы левой франкоязычной критики сталинской системы в 1930-1940-х гг., ее содержание и условия возникновения. Предмет исследования - левый антитоталитаризм как ком-
1 См.: Бабинцев В.А. Виктор Серж - свидетель эпохи "направляемой литературы"// Цензура в России. Материалы международной научной конференции. - Екатеринбург. 1996, с.85-88. Он же. Проблема общественного согласия в наследии В.Сержа //' Общественное согласие в российской действительности: уроки истории и современность: Материалы Всерос. научн.конф. - Екатеринбург, 1998.-с.20-23.
2 См. ниже, главу 1.
гшексное социокультурное явление. Необходимо отметить, что люди со схожими взглядами были во многих странах Европы и в Америке, в данном случае рассматривается конкретное явление, своего рода франкоязычное "ядро" левого антитоталитаризма, выделить которое можно по трем основным чертам: регулярные личные контакты, результатом которых в числе прочего является обмен мнениями по актуальным проблемам современности, опыт жизни в России, вклад в теорию тоталитаризма3.
Целью исследования является идентификация франкоязычной левой критики сталинской системы как конкретно-исторического социо-куль-турного феномена, существовавшего в 1930-1940-е годы и выявление его основных характеристик.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой в данной работе следующие задачи:
- выявить условия возникновения левой критики сталинской системы;
- исследовать эволюцию представлений критиков советского тоталитаризма;
- обосновать индивидуально-биографическую укорененность левых антитоталитарных взглядов и выявить структуру социальных связей, в рамках которых они формируются;
-проанализировать взгляды левых антитоталитаристов на природу, сущность и перспективы тоталитаризма;
-оценить вклад левых антитоталитаристов в антитоталитарную практику и формирование научных представлений о тоталитаризме.
Методология исследования формировалась с учетом комплексности предмета работы, сочетающего идеологические, теоретические, организа-
3 См. подробнее главу 2, параграф 1
ционные и личностные аспекты. Это обусловило привлечение как классических методов исторического исследования, так и методологического инструментария смежных дисциплин.
Историко-философский контекст работы организован вокруг предложенной В.С.Библером4 концепции изначальной диалогичности и полилогичности культуры XX века и связанным с этим использованием понятия диалога (полилога) как методологического инструмента при анализе социокультурных феноменов. Использование идей диалогичности и полилогичности позволяет не только углубить традиционный сравнительный анализ, но и сформировать представление о коллективном авторстве рассматриваемых концепций, даже если оно и не всегда опирается на фактическое соавторство. Именно с позиций диалога культур оказывается возможным понять влияние России и Франции на героев данного исследования, сыгравшее решающую роль в формировании этого конкретного ядра левого антитоталитаризма. Наконец, сравнение взглядов левых критиков сталинского тоталитаризма с его либеральными критиками, представленное как диалог разных ценностных позиций, относящихся к одному и тому же явлению, позволяет выявить возможность новых подходов к его интерпретации, рождающихся в этом диалоге.
Эта общетеоретическая основа конкретизируется в нескольких сравнительно новых позициях в области исторического и социологического анализа. В рамках теории истории речь идет об идее "альтернативной ис-
4 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два фил ос. введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1990. - 413 е.; Он же. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму)- М.: Изд-во Прогресс, Гнозис, 1991. - 176 с; Он же. О Марксе - всерьез (Размышления в конце XX века)// Полис. 1996. №1. - Сс.119-127.
тории'"', которая остается действенным и эвристически многообещающим методом при условии, что используется для анализа реальных исторических фактов, а не для умозрительных спекуляций. Для того, чтобы полномерно оценить то или иное историческое явление, не связанное однозначными каузальными связями с какой-либо яркой чертой последующих периодов, методологически оправдано рассматривать его как потенциальную альтернативу возобладавшей каузальной связи. В частности, такой подход позволяет выявить особенности левого антитоталитаризма, представленного как потенциальная теоретико-идеологическая альтернатива как тоталитарным доктринам, так и западным либеральным или социал-демократическим ценностям. Этот же метод ведет к формулировке проблемы невостребованности данной альтернативы. Потенциальная односторонность связанного с этим подходом синхронизма компенсируется параллельным использованием классического для исторической науки диахронического регрессивного анализа, что и позволяет рассмотреть изучаемое явление в его конкретно-исторической целостности.
С точки зрения социологической теории важным методологическим инструментом является понятие сетевой структуры6, используемое как собственно в социологии, так и в политических и управленческих дисциплинах. Объединения нескольких людей могут быть описаны, по мере то-
3 См.напр.: Роговин В. Была ли альтернатива?: "Троцкизм": взгляд
через годы. - M.: ТЕРРА. 1992,- 400 е.; Попов Н.Н.. Бугров Д.В. Бремя
упущенных возможностей: Урал в 1917 году. - Екатеринбург: Наука. 1997. - 129 с.
6 См.: Олескин А.В. Сетевые структуры современного социума с точки зрения биополитики// Полис, 1998, №1. Сс. 68-86; Elias N. Qu'est-ce que la sociologie? Ed. de l'Aube, 1991; Heclo H., Vildavsky A. The Private Government of Public Money. London, Macmillan, 1974; Le Galès P. Les réseaux d'action publique: entre outil passe-partout et théorie de moyenne portée// Les réseaux de politique publique. Ed. L'Harmattan. 1995, pp.13-30.
го, как слабеет институционализация соединяющих их связей, через понятия организации (максимальная институционализация), группы (меньшая институционализация, но постоянное распределение ролей и четкая самоидентификация, наряду с внешней идентификацией) или сети взаимодействия (сетевой структуры). Последнее понятие относится к характеристике "слабых форм взаимодействия", столь характерных для социальных связей в XX в.7 В частности, такие черты сетевых структур как отсутствие строгой организации, множественность ролевых функций и предпочтение неформальных контактов позволяют определить объединение взаимодействующих людей, которое не является ни организацией, ни школой в узком смысле слова, ни неформальной группой основанной исключительно на личных связях8. Это, в свою очередь, позволяет наполнить понятие "идейно-политического течения" социальным и личностным содержанием, не сводимым к абстрактной циркуляции идей.
Наконец, в работе использован индивидуально-биографический подход9, позволяющий установить взаимосвязи социокультурного явления с конкретными индивидуальными судьбами. Речь идет прежде всего о принципе индивидуально-биографической (наряду с социокультурной) детерминированности политических воззрений и о понятиях биографии и судьбы в значениях, предложенных М.М.Бахтиным10. При использовании описанного методологического инструментария естественным образом привлекались общелогические операции анализа, сравнения и синтеза.
7 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры.
8 См.: Олескин A.B. Указ.соч.- Сс.76-77.
9 См.: Неретина С.С. Личность сквозь схематизмы культуры// Вопросы философии. 1990. №5. - Сс.75-78; Павлова Т.А. Историческая биогра-фистика в СССР// Новая и новейшая история. 1990. №2. - Сс. 37-48.
10 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин ...
Структура работы соответствует поставленным задачам. Неизбежным следствием комплексности предмета исследования является предпочтение нами проблемно-хронологического принципа изложения, получающего все большее распространение в современной отечественной историографии11.
Первая глава посвящена характеристике источниковой базы исследования (1.1.), проблем историографии советского тоталитаризма как направления в истории политической мысли XX в. и отражению антитоталитарной деятельности в историографии левого движения во Франции 19301940-х гг. (1.2.). Во второй главе рассмотрен левый антитоталитаризм во Франции как политическое течение; соответственно, проанализированы условия его формирования (2.1.), эволюция взглядов критиков сталинского режима от антисталинизма к антитоталитаризму (2.2.), и структура идейно-политических и личных связей, в рамках которых и существовало данное течение (2.З.). Третья глава посвящена сформированной левыми критиками тоталитаризма концепции этого явления: оценка ими его характерных черт и причин возникновения (3.1.), анализ проблемы внешней экспансии, угрозы разрастания тоталитарных режимов и возможных альтернатив (З.2.), роль левой критики тоталитаризма в оценке и изучении явления на протяжении XX в. (3.3.).
Автор данной работы очень благодарна Элен Каплан и Димитри де Кошко за поддержку в процессе сбора материала для данного исследова-
11 См. напр.: Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Рук.авт.коллектива Я.С.Драбкин, Н. П. Ком олова.- М., 1996.
ни я. Мы также признательны за помощь Ж.Рьеру, предоставившему в наше распоряжение многие работы В.Сержа, являющиеся библиографической редкостью и практически недоступные для читателей.
Глава 1. Источниковедение и проблемы историографии 1.1. Источники
При работе над диссертацией были использованы как опубликованные, так и неопубликованные, архивные источники.
Основной корпус источников составили опубликованные материалы и произведения. Это работы публицистического, документального, исследовательского, мемуарного и эпистолярного жанров, художественные произведения, относящиеся к рассматриваемому периоду.
Особенностью первой группы источников - произведений, критикующих сталинский тоталитаризм и опубликованных в 1930-1940-е годы - является, определенное условиями их создания, смешение жанров. В одной и той же работе встречаются данные документального характера, где автор выступает как очевидец, либо ссылается на свои устные или письменные источники (некоторые из них не сохранились), данные аналитического характера, где автор осуществляет самостоятельное исследование фактов, и публицистические высказывания и размышления. Это прежде всего публикации в периодических изданиях, преимущественно - в изданиях "Пролетарская революция" (La révolution prolétarienne), "Социальная критика" (La Critique sociale) и "Коммунистический бюллетень" (Bulletin communiste), по проблемам Московских процессов, отдельных черт государственного устройства, организации экономики и социальной структуры в СССР, событий в Испании, о процессах над ПОУМ, международной по-
литике СССР и Германии, сталинских политических заключенных, а также посвященные истории революции 1917 года. Одна из таких работ - статья Чилиги о судопроизводстве в СССР1. Эта статья почти полностью вошла в книгу Чилиги "В стране большой лжи"2. Круг авторов состоит в основном из людей, которых мы определяем в нашем исследовании как левых антитоталитаристов: Борис Суварин (1893-1984)3, Виктор Серж (1890-1947)4, Пьер Паскаль (1890-1983), Антон Чилига (1898-1993), Николай Лазаревич (1895-1875)5, Панаит Истрати (1884-1935), Люсьен Лора, Магдалена и Морис Паз, Марсель Мартине.
К этой группе источников примыкают брошюры названных авторов, опубликованные в 1930-1940-х годах. Это, например, работы Чилиги "Ленин и революция", "Хозяева" страны", "Кто управляет страной?"6. В этих работах прослеживается эволюция взглядов Чилиги в отношении Ленина. В работе "Хозяева" страны" он анализирует каким образом бюрократия превратилась в эксплуататорский класс. Одной из самых интересных работ является трилогия, опубликованная под именем Панаита Истрати "К другим огням". Ему самому принадлежит только первый том - "После 16 месяцев пребывания в СССР"7, главной темой которого было "дело" А.Русакова, тестя Сержа и Паскаля. Второй том - "Советы в 1929" принадлежит
1Cilig£i A. L'instruction judiciaire en U.R.S.S., comme je l'ai vue// La Révolution prolétarienne, n°238, 10 jan.l937, p. 9-12.
2 Ciliga A. Au pays du grand mensonge. Paris, Gallimard, 1938.
3 Борис Суварин, настоящая фамилия Лифшиц, родился в Киеве в семье ювелира-ремесленника, в 1895 г. его семья эмигрирует во Францию.
4 Виктор Серж, настоящая фамилия Кибильчич, родился в Брюсселе в семье русских эмигрантов близких к народовольцам.
5 Николай Лазаревич - родился в Бельгии в семье русских эмигрантов - народовольцев, сбежавших с сибирской каторги.
6 Ciliga A. Lénine et la Révolution. Les "Maîtres" du pays. Qui commande en U.R.S.S.? Spartacus. Paris., S.A.
7 Istrati P. Vers d'autres flammes. Après seize mois dans l'URSS.
перу Сержа, третий - "Обнаженная Россия" - Суварина. Истрати сам попросил написать их о том, что они знают об СССР, поскольку их опыт жизни в этой стране богаче, чем его, и он им полностью доверяет. В начале 1930-х годов Сержу и Суварину было небезопасно ставить свои имена под работами, показывающие СССР в невыгодном свете. Г1.Истрати не побоялся опубликовать книгу, несмотря на то, что