автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Становление лирической повести в современной таджикской прозе 60 - 80-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление лирической повести в современной таджикской прозе 60 - 80-х годов"
На правах рукописи
Каримов Аслам Азамджонович
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПРОЗЕ 60-80-х ГОДОВ
Специальность: 10.01.03-Литература народов стран
зарубежья (таджикская литература)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Худжанд - 2010
4843588
Работа выполнена на кафедре современной таджикской литературы Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор филологических наук, профессор Сайфулллаев Атахон Сайфуллаевич
доктор филологических наук, профессор Ходжаева Матлуба Юнусовна
кандидат филологических наук, доцент Рахманов Зафар Абдумаликович
Институт языка и литературы, имени Рудаки Академиии наук Республики Таджикистан
Защита состоится 24 декабря 2010 г. в 13Э0часов на заседании специализированного совета К 737 002 02 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук при Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова по адресу: 735700, г. Худжанд, проезд Б. Мавлонбекова, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, ул. Ленина, 224)
Автореферат разослан «24» ноября 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор
Гафарова З.А.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. В таджикской литературе 60-80-х годов XX века наблюдаются интенсивные поиски новаторского подхода к художественному изображению явлений действительности. Этот период таджикской литературы характеризуется как эпоха жанрово-стилевого обновления повести. Писатели стремились найти интересные сюжеты и яркие незабываемые образы. Все это способствовало созданию образа главного героя - человека активной жизненной позиции, укреплению философских, психологических и лирических тенденций в художественном изображении характера и типа.
В таджикской литературе появилось множество повестей, отличающиеся особым экспрессивным накалом. В 50-80 гг. XX века по приблизительным подсчетам было создано около ста сорока повестей, 38 из которых можно назвать лирическими. Среди них наиболее успешными можно считать лирические повести А. Шукухи, А. Бахори, П. Толиса, Ф. Мухаммадиева, Ю. Акобирова, Б. Ортикова, И. Файзуллоева, М. Наджмиддинова, С. Турсуна, X. Назарова и др. Творческие поиски этих писателей позволили создать благоприятные предпосылки для становления жанра лирической повести. Мастера художественной прозы смогли уделить больше внимания богатому внутреннему миру своего героя и изображать события от его имени. В связи с этим в художественных произведениях стали чаще применять как приём внутренний монолог, глубокие философские рассуждения героя, усилился его интерес к социально-нравственным аспектам жизни общества.
В прозе этого периода автор с большой осторожностью относится к каждому слову героя, устами рассказчика - повествователя высказывает свою точку зрения на бытие и социальную справедливость в обществе. Таким образом, изображение вдумчивого героя, его поведения, мыслей и высказываний, его взгляда на окружающий мир логически привело писателей к воздержанию от многословия и излишней детализации событий, избранию лапидарного и лаконичного, сжатого стиля изложения.
Таким образом, за более чем полвека лирическая повесть как новое явление в художественной прозе получила развитие и приобрела новые особенности с точки зрения не только содержания и сути, но и языка и стиля. Это новшество настоятельно выдвигает на передний план проблему исследования теоретических основ данного явления.
Склонность к раздумьям, отражение душевного состояния героя, описание духовных потребностей социально активной личности центрального героя, внутренний монолог - все это считается отличительными особенностями лирического стилевого течения таджикской прозы 60-80-х годов прошлого века. Именно эти качества и создали предпосылки становления, и развития лирической повести.
Естественно, что каждое новое литературное явление, включая все факторы его формирования и развития, а также источники и лаборатория творческой работы писателя нуждаются в скрупулезном исследовании. В современном таджикском литературоведении лирическая повесть еще не стала предметом всестороннего и глубокого исследования, и это побудило нас выбрать объектом исследования вопросы формирования и становления, влияния традиции классической национальной литературы, использования опыта писателей зарубежных стран, идейно-художественные и жанрово-стилевые особенности лирической повести.
Степень разработанности темы. Лирическое начало, как характерная особенность таджикской литературы, вызывает пристальный интерес отечественных и зарубежных литературоведов.
Академик М. Шакури является одним из первых таджикских ученых, исследовавших жанрово-стилевые и идейно-художественные особенности современной реалистической прозы. Особое внимание он уделяет жанру лирического очерка. По его мнению, лирический очерк один из прозаических жанров, имеющий большие возможности для эмоциональной передачи актуальных проблем общества, однако эти возможности в нашей литературе еще не использованы сполна (14,21).
В научных изысканиях С. Табарова, посвященных современной прозе, также подчеркивается усиление в ней лиризма и психологизма. Анализируя язык произведений литераторов 60-80 годов, он отмечает, что в этот период в них преобладают поэтическая манера изложения мысли и лирические описания (9,137).
Литературовед Л.Демидчик считает, что лирические элементы в очерках С.Айни, в частности лирические отступления наряду с другими особенностями способствуют усилению художественно-эмоционального колорита. (1, 133)
Профессор А. Сайфуллаев один из разделов своей монографии посвящает исследованию лирических повестей писателей Центральной Азии в 60-80-е годы XX века и называет их новым явлением в художественной мысли народа. (8, 295). В другой работе он отмечает, что «самым распространенным жанром после рассказа в исследуемом периоде таджикской прозы является повесть. Они созданы в разных стилях: эпических, лирических, аллегорических» (7, 51)
По мнению литературоведа А.Набиева, главной особенностью лирической прозы, позволяющей укрепить ее реалистические основы, является пристальный интерес к внутреннему миру человека, склонность главного героя к размышлению. (5,147)
А. Турсунов считает процесс духовного совершенствования основного героя произведения, происходящего под воздействием событий общественно-политической жизни, новым явлением в современной таджикской литературе. По его мнению, этот процесс берет своё начало с лирической повести С. Улуг-Заде «Утро нашей юности» (10,77).
Профессор М.Ходжаева, исследуя проблемы индивидуального стиля и стилевых течений в современной прозе, отмечает, что «в произведениях, где повествование идет от первого лица, «автор-повествователь-герой» располагаются почти на одном уровне. В биографических произведениях, имеющих документальный характер, писатель также создает художественный образ. А художественный образ непременно отличается от облика реальной личности. Данное отличие, прежде всего, проявляется в особом видении автора. Писатель оценивает реальность со своей точки зрения и в этой связи позиция автора, повествователя и героя в биографических произведениях созвучны» (12,116).
В своём диссертационном исследовании Ф. Ходжаева (13)хотя оно посвящено изучению лирического начала в современной таджикской прозе, кратко останавливается на жанре лирической повести и ее закономерностях.
Интересные мысли об особенностях лирической повести высказаны в трудах русских ученых: JI.3. Зельцера, Т.Д. Доля, Л.Г.Якименко, А. Эльяше-вича, В. Новикова, А. Павловского, Л. Б. Антопольского, Э.А. Балбурова, В.А. Ковалева, B.C. Синенко и др. Интересна в этом плане работа
Л.З.Зельцера (2), в которой рассмотрен ряд вопросов, связанных с лирической прозой.
Казахский литературовед М.Каратаев и узбекский исследователь X. Каримов также высказали ряд важных мыслей о лирической прозе (3, 67). Так, Х.Каримов лирическую повесть относит не к жанровой, а к стилевой разновидности прозы (4), между тем это новый тип повести, созданный в лирическом стиле.
Таким образом, несмотря на наличие столь многочисленных исследований, проблема возникновения и становления лирической повести, её тематики и содержания, стилевых и языковых особенностей, создания характера и внутреннего мира не стала еще темой специального монографического исследования. Тем более что лирическая повесть в современной таджикской прозе считается новым явлением, и изучение её становления может осветить ряд вопросов развития нашей литературы. Этим и определяется выбор темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение процесса формирования и становления таджикской лирической повести, ее художественных закономерностей, жанрово-стилевых и идейно-содержательных аспектов.
Достижение данной цели может быть реализовано при решении следующих задач:
- определить национальные корни лирической прозы, ее связь с классическим наследием, а также с опытом русской и зарубежной литературы;
- выявить истоки возникновения и развития лирической повести и особенности этого вида прозы: склонность к размышлению, раскрытие внутреннего мира героя;
- определить идейно-тематические и содержательные аспекты лирической повести, художественные возможности данного жанра, проблему характера, искусство создания пейзажа в нем;
- охарактеризовать закономерности использования поэтических фигур и стилистических средств художественного изображения в лирической повести.
Практическая и теоретическая значимость работы. Научные выводы диссертации могут быть использованы при создании учебников и учебных
пособий для студентов факультетов таджикской филологии, написании курсовых и дипломных работ. Материалы исследования также можно использовать в преподавании современной таджикской литературы, спецкурсов по лирической прозе. Результаты исследования обогащают теорию таджикского литературоведения.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в современном таджикском литературоведении исследуется процесс становления лирической прозы, начиная с классической литературы до сегодняшнего дня, прослеживается этапы развития лирической повести, охарактеризуются её особенности, поднимается проблема характера лирической повести, рассматривается её поэтика.
Теоретические источники исследования. Теоретическими источниками исследования послужили труды русских ученых А. Эльяшевича, В. Новикова, А. Павловского, Л.Б. Антопольского, Э.А. Балбурова, В.А. Ковалева, казахских исследователей М. Авезова, М. Каратаева, узбекских литературоведов C.B. Тураева и X. Каримова, таджикских ученых М. Шакури, Р. Амо-нова, А. Сайфуллаева, С. Табарова, Ю. Салимова, А. Набиева, Дж. Бакозода, X. Шарифова, Н. Салимова, М. Ходжаевой и др.
Практические источники исследования. В качестве основных источников послужили художественные произведения современных таджикских писателей Ф. Мухаммадиева, Ю. Акобирова, Б. Ортикова, А. Бахори, М.Нажмиддинова, И.Фай-зуллоева, С. Турсуна и др. Кроме того, к анализу привлечены отдельные произведения таджикской классической прозы, а также творчество ряда европейских, русских, прибалтийских и иранских писателей.
Методология исследования. В соответствии с сущностью и природой исследуемой темы мы в основном опирались на сравнительно-исторический принцип анализа. По мере необходимости был использован и статистический прием при анализе лирической прозы.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены на научных конференциях преподавателей ХГУ им. академика Б. Гафурова (2002-2009 гг.), на областных научных конференциях молодых учёных, а также на семинаре - совещании литературоведов Ферганской долины в г.Оше Республики Кыргызстан (2006).
По теме диссертации опубликовано 6 статей в сборниках и научных журналах Таджикистана.
Работа обсуждена на заседаниях кафедры современной таджикской литературы (протокол №6 от 9 февраля 2007 г.) и секции литературоведения при диссертационном Совете К737.002.02 Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (протокол №5 от 11 ноября 2010 г.) и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти разделов, заключения, библиографии.
Основное содержание диссертации Во введении отмечается степень разработанности проблемы, обосновывается актуальность выбора темы диссертационной работы, ее актуальность и научная новизна, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, новизна работы, её теоретико-методологические основы.
Первая глава диссертации «Истоки формирования лирической повести в современной таджикской прозе» состоит из трех разделов. Первый раздел «Национальные истоки развития лирической повести» посвящен проблеме влияния литературного наследия древней и классической прозы на творчество современных писателей. Корни возникновения и становления лирической прозы в современной таджикской литературе восходят, прежде всего, к древним традициям таджикской прозы. Начиная с «Авесты» и других священных религиозных книг персоязычных народов до «Джавомеу-л-хикоёт ва лавомеу-р-ривоёт» Мухаммада Авфи, «Гулистон»-а Саади, «Бадоеъу-л-вакоеъ» Васифи, «Наводиру-л-вакое"» Ахмада Дониша и в других книгах можно обнаружить элементы лирической прозы.
Лирическая манера изложения, эмоционально-экспрессивная окраска речи, внутренние монологи, изящество мысли наблюдаются также в повествовательной прозе, в частности в произведениях классической литературы «Самаки айёр», «Чахор дарвеш», «Хафт сайри Хотами Той» и др.
На основе подробного анализа художественной канвы прозаического материала и проявления в нем лирического начала можно придти к заключению о том, что лирические элементы в классической прозе появляются с начальных периодов ее становления и считаются одним из наиболее действенных
средств изображения душевного и социального состояния героя. Образцы, приведенные из таджикской художественной и народно-повествовательной прозы, свидетельствуют о том, что лирические мотивы, проявляющиеся при отражении душевного состояния и внутреннего мира героя, восхвалении возлюбленной и изображении любовных драм и описании лишений и удач центральных героев произведений, свидетельствуют об использовании особых манер изложения и именно эти традиции были использованы авторами современной таджикской лирической прозы.
Второй раздел «Инонациональные истоки развития современной лирической прозы» посвящен творческому взаимодействию Запада и Востока. В этой главе раскрывается благотворное влияние восточной литературы на западную, единый подход писателей при отражении внутреннего мира героев, лирических монологов, использовании принципов описания мыслей и чувств героев. Обращается внимание на изучение современными таджикскими писателями жизни и творчества других писателей, их школы мастерства, на опыт, приобретенный при переводе лучших образцов мировой прозы
Западноевропейские писатели Данте, Боккаччо, Рабле, Сервантес, известные в мире как основоположники реалистической литературы, с помощью лирических отрывков смогли передать мир надежд и чаяний, возможности и способности человека своей эпохи.
Писатели прибалтийских республик - Литвы, Латвии, Эстонии - ввиду того, что они географически и по образу жизни были ближе к Западу, раньше других использовали опыт литераторов Запада. В творчестве А.Баранаускаса, П. Цвирки, И. Шимкуса, Ю. Алунана, К. Вальдемара, К.Барона, А.Пумпура, Э.Вильде и других были выражены надежды и чаяния народа, мечта о национальной свободе, нашедшие отклик во многих литературах. Опыт литераторов этих стран, освоенный советскими писателями, благотворно повлиял и на таджикских мастеров художественного слова.
В этом разделе говорится также о проявлении лирической прозы в русской литературе. Традиции сентиментальной прозы в творчестве Н.Карамзина, элементы лирического и социально-политического анализа в произведениях А.Радищева, описание жизненных коллизий от первого лица в прозе А.И.Герцена, доверительная манера в эпистолярной прозе
Ф.М.Достоевского стали образцом для художественного освоения и творческого подражания многих литераторов.
Среди истоков, повлиявших на развитие таджикской прозы, следует назвать и величественную прозу Ирана, ибо с 50-х годов XX века по сегодняшний день наряду с иранской поэзией в Таджикистане приобрело известность и творчество видных иранских прозаиков Садыка Хидоята, Сайда Нафиси, Акбара Хамиди, Садыка Чубека, Саидмухаммада Джамолзода, Бузурга Ала-ви, Мухаммада Хиджози и других. Пристальный интерес вызвали рассказы и повести Садыка Хидоята «Патриот», «Дош Окул», «Слепой Буф», Сайда Нафиси «Западничество», «Тайны бытия», его роман «На полпути к раю», Бузурга Алави «Пять минут после двенадцати».
Следует подчеркнуть, что появлению в творчестве П.Толиса, А.Бахори и А.Шукухи лирических рассказов и повестей содействовала и литература Ирана. В работе профессора А.Сайфуллаева верно отмечено, что публикация работ писателей Ирана в Таджикистане способствовала не только укреплению ирано-таджикских литературных взаимосвязей, но и обогащению различных жанров в нашей литературе, в том числе лирической прозы.(6, 90123)
Знаменательным событием стал в Таджикистане выход сборника «Мар-воридхои бесадаф», включающий двадцать восемь лирических рассказов и повестей иранских прозаиков, которые посвящены в основном теме любви. Лирические повести Хусайнкули Мустаона «Постепенно закрывающаяся дорога», Нури «Воспоминания Бога», Камола Риджо «Будь врагом равнодушия» привлекают внимание читателя интересными сюжетами, богатым нравственным содержанием, яркими, запоминающимися образами, взволнованным эмоциональным стилем изложения. Среди названных произведений особый интерес вызывает повесть Камола Риджо, состоящая из двух глав: «Повесть для моей души» и «Повесть для читателей».
В 1988 -1989 гг. по инициативе таджикских востоковедов Дилафруз Икрами и Мирзо Муллоахмедова был издан двухтомный сборник «Рассказы писателей Ирана». В этот сборник вошли произведения восемнадцати авторов, часть которых в 70-е годы была опубликована в журнале «Садои Шарк». Большинство рассказов свидетельствует о творческом применении опыта западных писателей, в том числе Франции, Италии, Германии.
Подытоживая сказанное, можно придти к выводу о том, что творчества литераторов Европы, Ирана и России благотворно повлияли на таджикскую прозу, о чем признаются сами таджикские писатели.
Третий раздел главы «Причины появления лирической прозы в современной таджикской литературе» начинается с анализа образцов прозы 20-30 годов XX века.
Рассмотрение лирических аспектов «Воспоминаний» С. Айни и повести «Утро нашей юности» С. Улугзода, свидетельствует о том, что в этих произведениях наблюдаются предпосылки для возникновения таджикской лирической прозы в 60-е годы XX века. В них авторы, рассказывая о своей жизни, обращаются к историческим событиям недавнего прошлого и тем самым показывают диалектику души центрального героя.
Жанр повести привлек особое внимание советских исследователей в 6070-е годы XX века. В 1970 году опубликовалась работа B.C. Синенко «Русская советская повесть 40-50-х годов», а в 1973 году появился коллективный труд «Русская повесть XIX века». В этих работах особое место уделено жанру лирической повести. По мнению Н.П.Утехина, лирическая повесть, как жанр лиро-эпической прозы по своему художественному строению близок к жанру описательной повести. Ее сюжет аморфен. (11,98)
В 40-50 годы XX века в советской литературе, в том числе таджикской, господствовала теория «бесконфликтности». При создании образов в основном использовались две краски. Эта теория зиждилась на том, что в советском обществе исчезла классовая борьба. Теперь борьба могла идти только между «хорошим» и «отличным». Героями произведений стали хорошие и очень хорошие люди. Между этими двумя типами не могло быть сложных конфликтов, доходящих до трагического финала.
Позже появились произведения, свободные от бесконфликтности, родились новые художественные жанры, направленные на раскрытие внутреннего мира человека. Именно в этот период появляется возможность глубокого изображения внутреннего мира личности, его мучительных, иногда противоположных размышлений, душевного состояния героя со всеми переживаниями и треволнениями. В этом плане наиболее привлекательны субъективно-лирические мотивы в прозе Дж..Икрами, А. Бахори, Ф. Мухаммадиева, И. Файзуллоева, М. Ходжазода и других.
Начиная с Садридцина Айни, в современной таджикской прозе в творческих поисках писателей на передний план выходят социально-нравственные и гуманистические проблемы общества, шире и глубже раскрывается социально-историческое видение героя. Кроме того, главные герои повести своим глубоким пониманием социальных проблем и своеобразным духовным миром, демонстрировали свою самостоятельность и независимость при выражении собственной точки зрения на исторические, социальные и нравственные проблемы общества. Творческие поиски писателей в этом направлении содействовали укреплению значимости жанра современной таджикской повести. Социальные взгляды героев, их духовная связь с прошлым, настоящим и будущим, одобрение или противостояние идеологии описываемой эпохи, исследование их внутреннего мира, отражение внутренних коллизий в характере главного героя стали главными особенностями современной повести.
Вторая глава «Тематические и идейно-художественные особенности лирической повести» состоит из четырех разделов. В первом разделе «Исследование тематики и проблем лирической повести», констатируется, что в 60-70 годы приоритетными тематическими направлениями прозы стали события Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, восстановление народного хозяйства и строительство новой жизни. Кроме того, в эти годы особую значимость приобрели нравственные лирические повести. Проблеме воспитания молодого поколения были посвящены произведения Б.Ортикова, Ф.Мухаммадиева, А.Бахори, И.Фай-зуллоева, Ю.Акобирова, С.Турсуна.
В этот период жанр лирической повести стал отражать возрастные особенности персонажей. Создавались повести для младших, средних и старших групп школьников. В этих повестях центральные герои являются носителями прогрессивных идей общества. Процесс становления личности и расширение их мировоззренческих взглядов происходит в зависимости от исторических и социальных событий. Основными особенностями лирических повестей заключались в отражении социальных проблем и любовных драм, соотношения настоящего и прошедшего, деревни и города, взаимосвязи местного населения с представителями других наций.
Второй раздел главы посвящен описанию значения размышления в образе лирического героя. Склонность основного героя художественного
произведения к размышлению выражается, прежде всего, в его отношении к неустроенности и несправедливости в обществе. Мировоззрение героя, постепенно формирующееся в процессе труда, чтения и наблюдения определяет его отношение к жизни, обществу, вещам и событиям. Отрицательные явления общества, в т.ч. групповщина и местничество, корыстолюбие, меркантильность представителей различных слоев общества, особенно торговой прослойки в те годы разрушали нравственные и духовные устои жизни. Однако, открыто критиковать социальные недостатки было очень трудно. Поэтому художники были вынуждены обратиться к этим вопросам посредством символических образов, а также через мир переживаний главного героя. Таким образом, склонность лирического героя к размышлению имеет тесную связь, прежде всего, с реалиями времени.
Отличие прозы 30-40-х годов от 60-70-х годов заключается в том, что литературные герои серьезно задумываются над уроками истории, подвергая их рассмотрению с разных сторон и затрагивая при этом общечеловеческие философские вопросы. Постепенно ослабевает классовый подход, на первый план выходят общечеловеческие ценности, определяющие облик героя.
В третьем разделе «Проблема характера» анализируется проза 60-80-х годов, так как литераторы этого периода в создании характера добились определенных успехов.
Наши наблюдения показывают, что в этот период наравне с положительным и отрицательным героями появился «сложный герой», который обладал как отрицательными, так и положительными качествами. Это направление стало в литературе основной предпосылкой реального отражения жизни, ибо нет человека без недостатков. Сложный герой свидетельствует о серьезном продвижении писателя в изучении жизни людей и их взаимоотношений, показывает разнообразие человеческих типов.
В последнем разделе «Особенности лирической повести и ее возможности» в основном уделяется внимание на роль лирического героя повести. Образ лирического героя, находясь в центре внимания автора, является своеобразным стержнем, вокруг которого разворачиваются все события и по отношению, к которым выявляется его позиция. Объектом изображения являются события окружающей среды, состояние лирического героя и различные проблемы общественной жизни. Автор произведения, одновременно являясь
и лирическим героем, открыто высказывает свои взгляды на жизнь и общество, на повседневные события, о положительные и негативные явления жизни, на нравственные коллизии и на проблемы воспитания.
В конце второй главы обосновывается мысль о том, что лирическая повесть, обладая большими возможностями, имеет и определенные художественные рамки. Особенностью лирической прозы является взволнованное отражение мыслей и чувств лирического героя, т.е. связь разума и эмоции. Такая повесть больше опирается на содержательные эмоции и представления человека о жизни. Однако необходимо отметить, что наравне с этим и человеческие размышления должны быть продуктом исторических представлений, и именно в этой взаимосвязи утверждается, правда лирической повести.
О возможностях современной таджикской лирической повести можно высказать следующие соображения:
1. Одной из главных целей писателя в данном жанре является глубокое исследование и анализ описываемого события, причины его проявления. Поэтому таджикские писатели стремились начинать свое повествование с воспоминаний лирического героя с периода его детства и отрочества. Начало данной традиции было положено «Старой школой» С.Айни. Затем эта традиция нашла продолжение в произведениях С. Улугзода («Утро нашей юности»), Б. Ортикова («Каникулы», «Борец», «Кишмишзор»), А. Бахори («Водоворот»), И. Файзуллаева («Далеко от фронта»), Ю. Акобирова («Когда остановилась мельница», «Девушка, которую ищу») и других.
2. Отроческий возраст главного героя произведений дает широкие возможности для создания его полноценного образа, характера, мыслей, надежд и чаяний, его взглядов на общественные события. Автор помещает героя -подростка в водоворот жизни и постепенно прослеживая его путь к становлению, наделяет способностью оценивать и анализировать происходящие события. Такой персонаж еще не зависим от социально-нравственных условий, поэтому автор лирической повести может открыто и свободно высказать позицию главного героя.
3. Психологические, философские, лирические аспекты таких произведений всемерно содействуют выявлению конфликта, противостоянию героев социальным столкновениям. Писатель излагает сущность и идею произведе-
ния не путем рассказа события и его описания, а через призму сознания героев, их духовного становления по пути к самопознанию и самосознанию.
Третья глава «Язык и стиль лирических повестей» состоит из двух разделов. Эта глава начинается с небольшого введения, в котором говорится о возможностях языка в создании характеров персонажей, о месте диалектов и говоров в языке и об роли автора при их использовании. Мастерство писателя при создании образов, описании различных событий, пейзажа, диалога, монолога, конфликта, портрета, душевного состояния персонажа проявляется лишь в умелом использовании и прекрасном знании языка. В богатейших языковых ресурсах он ищет именно те слова, которые охарактеризуют мировоззрение своих героев, создает диалоги, с помощью которых выявляются различия в общественных сословиях, представителями которых являются изображаемые персонажи произведения.
Первый раздел последней главы назван «Искусство создания пейзажа». Описание пейзажа в лирических повестях имеет некоторые особенности. В эпических повестях реальная природа, как правило, изображается как непосредственный выразитель времени года или как показатель ясности дня, темноты ночи. Писатель подробно описывает каждую деталь природы, воспринятой его умом и воздействующей на его чувства. Он может на нескольких страницах описать чарующую или наводящую грусть природу.
В лирических повестях искусство изображения пейзажа осуществляется целенаправленно.
Изображение пейзажа не есть самоцель автора, оно служит выразителем душевного состояния героя или предвестником событий ближайшего будущего.
Наблюдая за принципами изображения пейзажа в лирической повести, можно придти к выводу о том, что таджикские писатели часто для создания картин действительности прибегают к использованию поэтических выражений и при этом стремятся подсказать читателям время и обстановку происходящих событий, предугадать грядущие события, выявить связь пейзажа с человеческой природой и характером центрального персонажа.
Использование художественных фигур в лирической повести исследовано в последнем разделе третьей главы. Анализ лирических повестей показывает, что в языке произведений данного жанра наблюдается изобилие
средств художественного изображения. Писатели обильно используют афоризмы и фразеологизмы, поговорки и пословицы, смысловые и словесные фигуры, народные обороты. Наиболее часто наблюдается использование фигур сравнения, повтора, эпитета, метафоры, гиперболы, противопоставления, антитезы.
В целом в лирической повести писатели стремятся по своему использовать богатый арсенал языковых средств и тем самым найти свой творческий почерк. Язык лирических повестей отличается простотой и доступностью, поэтической выразительностью, яркими запоминающимися образами. Об этом свидетельствует анализ искусства создания пейзажа и средств художественного изображения, использованные писателями для раскрытия характера героев.
Краткие выводы.
1. Лирическая повесть имеет большое значение в художественном осмыслении социальных и нравственных проблем общественной жизни. Посредством лирической повести писателю удается использовать не только принцип пересказа или описания событий, но и раскрыть внутренний мир главного героя, являющегося одним из индивидов общества.
2. В таджикской художественной литературе и научной критике термин «лирическая повесть» является новым, однако его корни восходят к классической литературе и разновидностям персидской народной повествовательной прозы. Основным источником современной лирической прозы можно считать выдающиеся образцы прозаических произведений классической персидско-таджикской литературы.
Описание внутреннего мира человека в «Гулистон»-е Саади Ширази, описание душевного состояния героя в «Баде'у-л-вакое"» Зайниддина Махмуда Васифи, лирические отступления Ахмада Даниша в «Наводиру-л-вакое'» свидетельствуют, что произведения с повествованиями от первого лица послужили источниками творческого вдохновения таджикских писателей. Кроме упомянутых произведений, имеющих биографический и мемуарный характер, в мистических сочинениях также наблюдается обильное использование поэтических оборотов и художественных фигур, оказавших влияние на развитие лирической повести.
На формирование лирической повести глубокое влияние оказала средневековая повествовательная проза. Видимо, под влиянием этого фактора в современной таджикской литературе возникли новые разновидности лирической прозы, как «лирический рассказ», «лирическая повесть», «повесть-монолог», «лирический роман».
Другим источником творческой работы писателей, склонных к лиризму, можно считать школу зарубежных литераторов. В странах Западной Европы лирическая проза стала широко распространяться, начиная с эпохи Возрождения. Из-за географической близости литературы Прибалтики раньше, чем другие бывшие советские писатели, начали использовать опыт западных литераторов. Таджикские писатели переняли их опыт на основе перевода лучших лирических произведений.
Большой школой мастерства для таджикских писателей стала и русская лирическая проза. Элементы лирической прозы можно наблюдать в произведениях русских литераторов еще XVIII века. Лиризмом отличаются многие повести XIX века и русской советской литературы, под воздействием которых появились современные таджикские повести.
Немаловажное значение в развитии таджикской лирической повести 60-80х годов имеет и иранская проза. Языковое сходство, единая классическая литература и культура, одинаковые художественные средства выразительности расширили горизонты ирано-таджикских литературных взаимосвязей.
Одной из предпосылок возникновения лирической прозы является эпистолярный жанр. В средние века эпистолярный жанр и профессия писца преподавались как составляющие литературных наук и имели свои особые закономерности. Поэтому в интимных и любовных посланиях, письмах к друзьям, которые сочинялись с целью выражения любви и верности, привязанности и сердечности, просьбы, преподношения, поздравления и т.д., обильно использовали лирические мотивы. Эпистолярный жанр, особенно дружеские и интимные письма был распространен в литературе Востока с античного периода, и данная традиция затем перешла в средневековую, как восточную, так и западную литературу.
3. Формирование жанра лирической повести можно заметить в современной таджикской литературе с 20-30-х годов прошлого столетия. В творчестве С.Айни, особенно в его языке и манере изложения, отчетливо наблюда-
ется влияние повествовательной и классической персидско-таджикской прозы. Именно его творчество создало благоприятные условия для развития лирической повести 60-х годов. Писатели Дж. Икрами, Р.Джалил, П.Толис, С.Улугзода, Ф. Мухаммадиев, рассказывая свою биографию, обращаются к недавнему прошлому, описывают постепенное изменение окружающей среды и прослеживают эволюцию духовного мира центрального героя.
4. Лирическая повесть в современной таджикской литературе достигла пика развития в основном в 60-80 годы. Лирические повести данного периода были посвящены событиям Бухарской революции, Великой Отечественной войны, истории образования школ нового типа, восстановлению народного хозяйства, строительству новой жизни, отражению жизни населения города и деревни в 60-80-х годы, жизни детей, их воспитанию и обучению.
5. Идейную тематику таджикских лирических повестей составляет борьба старого правящего класса и свободолюбивых трудящихся, победа добра над злом, верности над изменой, искренней любви над неверностью, равноправия мужчины и женщины. Проблема нравственности становится одной из приоритетных направлений художественных поисков писателей. Жанр лирической повести убеждает, что глубокие размышления центрального героя связаны с решением этических и моральных проблем общества. Именно поэтому стиль лирической повести отнюдь не ограничивает писателя в пределах субъективных выводов.
6. Исследование лирической повести 60-80-х годов прошлого столетия на примере произведений Фазлиддина Мухаммадиева, Юсуфа Акобирова, Болты Ортикова, Абдумалика Бахори, Сатгора Турсуна, Мутеулло Наджмидди-нова показывает, что этот жанр в современной таджикской литературе имеет следующие особенности:
а) В центре лирической повести находится личность автора- повествователя, который подвергает анализу все происходящие вокруг него события со своей точки зрения. Значение основных течений общества раскрываются в зависимости от склонности и желания героя, его состояния и настроения, проблем, связанных с его жизнью. Автор является свидетелем общественных событий, он оценивает отрицательные и положительные стороны жизни и открыто заявляет об этом. Повествователь или автор - активный человек, ко-
торый излагает не только свои личные соображения, но и надежды и чаяния общества.
б) В лирической повести мыслительный мир и эмоции человека, также коренные проблемы общества находят свое выражение через детали. Центральный герой не может быть равнодушным к негативным явлениям общества и если он не в состоянии бороться с ними, то свое отношение он выражает через внутренние монологи.
в) Не всегда героем лирической повести является человек умудренный опытом жизни. Он может быть и подростком, с любопытством, изучающим жизнь. Такой герой характеризуется юношеским максимализмом и эмоциональностью, у него особое отношение ко всему происходящему.
г) В лирической повести автор или центральный герой искренний и хороший собеседник, он обращается к читателю простым, доступным языком и создает доверительную обстановку с целью большего воздействия на него.
д) Лирические отступления, встречающиеся при описании природы, используются для связи событий, выявления противоречий и конфликтов, а также как художественный прием, для предсказывания будущих событий. Пейзаж также является элементом лирической повести и его описание приводится от имени главного героя.
е) В лирической повести не всегда уточняются временные рамки происходящих событий. Проницательный читатель узнает об изображаемом времени из намеков или случайной реплики одного из персонажей в связи с каким-либо происшествием.
ж) Лирическая повесть выражает чувства, эмоции, раздумья, представления и мысли героя. Поэтому аналитическое, психологическое, философское видение писателя жизненных проблем, социальных и нравственных конфликтов, поступков, поведения и характер персонажей раскрываются в ней во всей глубине. Пейзажи и эпизоды, лица и образы приобретают особое значение. Такая манера описания не терпит многословия, детализации событий и конфликтов, подробного описания образов и персонажей.
7. Склонность к размышлению лирического героя, характерная прозе 6080-х годов XX века в основном проявляется при изображении негативных явлений общества и социальной несправедливости в нем. В связи с тем, что открыто говорить о недостатках общества не представлялось возможным,
писатели часто прибегали к иносказаниям. Посредством передачи размышлений центрального героя, непосредственно столкнувшегося с социальными и этическими проблемами, литераторам удалось показать необходимость борьбы с ними. Именно внутренний монолог позволяет войти в мир переживаний и чувств главного героя, выявить внутренние противоречия в его взглядах, прояснить суть конфликта, нередко имеющего место в его душе.
8. В числе художественных достижений таджикской прозы 60-80-х годов XX столетия можно назвать появление героя со сложным характером, сочетающем как положительные, так и отрицательные качества человека.
Данная тенденция укрепила основы реалистического отражения жизни в советской таджикской литературе.
9. Есть определенное различие между языком и стилем лирических и эпических произведений. Природе лирической повести больше подходит лапидарность и сжатость изложения, нежели подробное описание. В таких произведениях писатель с помощью коротких предложений рисует обстановку или пейзаж и тем самым знакомит читателя с грядущими событиями или с душевным состоянием героя.
Художественное мастерство писателей проявляется в использовании смысловых и словесных фигур, пословиц и поговорок, фразеологизмов и афоризмов. Наиболее часто употребляемыми художественными фигурами в лирической повести являются уподобление, олицетворение, метафора, преувеличение, противопоставление, антитеза и др.
10. Жанр лирическая повесть становился, развивался и обогащался постепенно, что можно наблюдать на примере произведений Б.Ортыкова, А.Бахори и М.Нажмид-динова, С.Турсуна, С.Рахимзода и др.
11. Таджикские писатели в зависимости от развития общества, изменения социально-культурной обстановки 60-80-х годов создали облик нового героя, увязав его с событиями прошлых лет. Лирическая повесть представила писателям возможность посредством диалогов влюбленных, слиянием мыслей автора и героя, комментариев любовных драм (Ю.Акобиров, М.Нажмиддинов), внутреннего монолога (А.Бахори, Б.Ортиков), философского подхода к познанию действительности (С.Турсун), лирических отступлений и любовных обращений, связи пейзажа с душевным состоянием цен-
трального персонажа, обращаться к самым злободневным проблемам жизни таджикского народа.
Таким образом, авторы лирических повестей в рассматриваемый период своими творческими поисками оказали значительное влияние на развитие лирической и психологической прозы, создание образа мыслящих, активных и инициативных созидателей общества. В результате, начиная с 80-х годов прошлого столетия новое поколение таджикской писателей, в том числе Му-хаммадзамон Солех, Бахманёр, Сайф Рахимзод, Джонибек Акобиров, Абду-рофе' Рабиев, Шамсия, Муаззама Ахмадова, Салим Аюбзод и другие, продолжая лучшие традиции писателей предыдущих поколений, внесли свою лепту в укреплении поэтического начала и развитии современной таджикской лирической прозы.
Цитированная литература:
1. Демидчик Л.Н. Насри солкой 30. Таърихи адабиёги советии точик.т.2, Душанбе: Дониш, 1978, -310 стр.
2. Зельцер Е.З. Проблема жанра современной советской лирической повести. Автореф. канд. дис. Комсомольск на Амуре - 1971
3. К,аратоев М. Дастовардх,ои насри цазок;// Садои Шарк;, 1983, №10, с. 108-112
4. Каримов X. Жанрми ё ки услуб? - Тошкент: 1991. - 55с.
5. Набиев А. Дар рох,и цустуцу// Садои Шарк;, 1973, № 8, с. 140147
6. Сайфулоев А. Х,алк;ах,ои пайванди адабй. Ху^анд: «Нури маърифат», 2003 -441 с.
7. Сайфуллоев А. Уфукдои тозаи наср. Душанбе: «Адиб», 2006 -768с.
8. Сайфуллоев А. В единстве и родстве - Душанбе: «Адиб», 1989, -335 с.
9. Табаров С. Услуби бадей ва насри муосири то^ик// Садои Шарк;, 1975, №2, с. 135-142
10. Турсунов А. Сухан аз тах,аввули цахрамони адабй// Садои Шар^, 1982, №11, с. 92-104
11. Утехин И. Жанры эпической прозы, М., 1983 - 190 с.
12. Хо^аева М. Таэдици услуби осори адабй. Хуцанд, 1994 -229с.
13. Хочаев Ф. Ч,анба*,ои лирики дар насри муосири тоцик, Диссертация на соиск. ученой степени канд. филол. наук., Хунанд, 2007. - 140 с.
14. Шакурй М. Нигох,е ба адабиёти тоцикии садаи бист. Душанбе, 2006 - 456с.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Новые явления в лирической прозе // Худжанд (Литературный и научно-общественный ежемесячник исполнительного органа государственной власти Согдийской области). - Худжанд, 2004. -№7. - С.77-88.
2. Лирические особенности повести Сатгора Турсуна «Говорят, что моя мать» // Худжанд (Литературный и научно-общественный ежемесячник исполнительного органа государственной власти Согдийской области).- 2006.-№11. - С.75-86.
3. Образы женщин в лирических повестях // Худжанд (Литературный и научно-общественный ежемесячник исполнительного органа государственной власти Согдийской области). - 2007.- №4. - С. 68-88.
4. Возможности лирической прозы // Ступени знания. Сборник научных трудов Русско-Таджикского (славянского) университета.- 2007, №2.-С.17-22.
5. Проблема характера в лирической прозе // Известия Академии наук Таджикистана. Серия общественных наук. - 2007, №4. - С.127-131.
6. Национальные истоки развития лирической повести // Учёные записки Худжандского государственного университета им.Б.Гафурова,-
Подписано в печать 19.11.2010 г. Формат 60x84/1/16. Объем 1,5 пл. Заказ №2283. Тираж 100. Государственное издательство имени Рахима Джалила _735700, г. Худжанд, ул. М.Танбури, 3._
Текст диссертации на тему "Становление лирической повести в современной таджикской прозе 60 - 80-х годов"
61 11-10/187
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА Б.ГАФУРОВА
КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На правах рукописи
Каримов Аслам Азамжонович
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПРОЗЕ
60-80-х ГОДОВ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Сайфулллаев Атахон
Сайфуллаевич
Худжанд - 2010
ВАЗОРАТИ МАОРИФИ ЧУМДУРИИ ТОЧДКИСТОН ДОНИШГОХИ ДАВЛАТИИ ХУЧДНД БАНОМИ АКАДЕМИК Б.ГАФУРОВ
КАФЕДРАИ АДАБИЁТИ МУОСИРИ ТО^ИК
■»
Бо хукми дастнавис
КАРИМОВ АСЛАМ АЪЗАМ^ОНОВИЧ
ТАШАККУЛИ КДССАИ ЛИРИКИ ДАР НАСРИ МУОСИРИ ТО^ИК (Солкой 60-80-уми к;арни XX)
Рисола барои дарёфти дарацаи илмии номзади илмх,ои филологи аз руи ихтисоси 10.01.03- Адабиёти халвой кишвархои хоричй (адабиёти точик)
Рохбари илмй: доктори илмх,ои суханшиносй, профессор АТАХОН САЙФУЛЛОЕВ
Хучанд- 2010
МУНДАРИЧА
3-14
>аслж саввум
Сарчашмахщ паидоиши кдосаи лирикй дар насри
муосириточик 15-16
Чщ|бах,ои мишши ривочи циссаи лирикй 16-23 Замина^ои байналмилалии рушди охдкгх^ои лирикй
24-32
Сабабдои пайдоиши киссаи лирикй дар адабиёти
муосири точик 32-45
БобиП
Хусусшггх.ои мундаричавй ва гоявии к;иссах,ои лирикй
«Мели дуввум Фасли саввум Фаслн чорум
Баррасии мавзуъ ва масъалдаи киссаи лирикй Мох,ияти андешапарварии цахрамони лирикй Муаммои характер
Вижагихри 1щссаи лирикй ва имконитоои он
46-80 80-85 85-97 97-114
БобмШ Фаош аввал
Хулосэдо Китобнома
Забон ва сабки к;исса*ои лирикй Санъати манзаранигорй Санъащои бадей
115-125 133-138 139-145 146-156
МУКДЦЦИМА
Ахдмияти мавзуъ. Анъана ва навоварй дар хамбастагиву аломак;андии хамдигар мухимтарин конунияти тараккиёти адабиёту санъат ба шумор мераванд. Насри муосири точик хдмчун яке аз шаклх,ои тафаккури бадеии халк; дар заминаи таъсири анъанахои милливу байналмиллалй, чустучуи роххои нави эчодй ва иавиардозихо, омузиши тачрибаи насри классики ва насри ривоятии форсу точик, тачрибаи эчодии адабиёти рус ва халкдои дигари ч;ах,он рангин гардида ва ба дарачаи муайяни инкишоф расид. Инх,о омилхои мухими пайдоиш ва инкишофи насри реалистианд, вале сарчашмаи асосии он хдёти халк,, вокеият аст.
«Чдмъият ба адабиёт ва адабиёт ба чамъият х,еч гох; бетаъсир намемонанд ва таъсири зиндагй ба асари бадей ва баръакс-таъсири асари бадей ба зиндагй»,- мегуяд С.Турсун(35,385). Манзури адиб муайян аст ва хдёти во^ей дар хар давра собит менамояд, ки нависанда аз он мавзую масъала, сужа ва образхои асари худро дарёфт мекунад.
Дар адабиёти асри XX вусъати сюжет як андоза дигаргун шуда, эътибор ба баёни лирикии фалсафаи хдёт ва рухи публитсистй бештар мешавад ва чустучухои воситахои нави баён вусъат мегиранд.
Вусъати нави жанрхои мансури бадей, амсоли х,икоя, к;исса, роман бо назардошти мазмуну мух,таво ва мазмуни илмиву истилохияшон низ ба хамин давра хос мебошанд. К^иссаи реалистй низ тахдввулоти мухимро аз cap гузаронд ва аз солхои 50-ум cap карда, дар насри муосири точик дар радифи циссахои хамосавй пайдо шуд ва ташаккул ёфт.
«Тагйироти услубй дар адабиёт,- мегуяд адабиётшиноси латиш А.Бучис,-чараёни он чунон серчабха ва доманадор аст, ки ба тадк;ик;и он аз як жанри муайян назар кардан ^улайтар мебошад»(63,241). Аз ин хотир, дар ин рисола пахлухои адабиёт дар як давраи муайян аз дидгохи жанри к;иссаи лирики ва мак;оми он дар насри точикй таджик мешавад.
Нависандагон дар к;иссаи лирикй бештар сохту сужай асарро дар доираи хаёти як шахе бунёд намуданд, ки он дар маркази тамоми во^еот кдрор гирифтааст ва ин нишонаи асосии тафрицавии жанри цисса мебошад.
К^исса дар фах,миши омиёна ба сифати афсонаву ривоёти пурмочдро, баёни саргузашту зйндагии шахсиятхоест, ки сурату дайъат, кирдору рафтор, афкору хшндор, сарнавишт ва неруи аьугониву чисмонии фавкулодда доранд. Дар лугатномахр истилохд цисса дамчун достон, хдкоят, афсона маънидод шуда, бо анвои дигари наср, монанди достону х,икоёт ва афсонаву ривоёт умумият ва ягонагй дорад.
К^исса маъмулан ба маънии гуфтан ва тасвир намудани ягон вокеаи ачибу гариб фах,мида мешавад. Одатан дар гузаштаву имруз баёни зиндагиномаву сарнавшнти пайгамбарон, зикри золоти ахдш байт, дустону пайравони онх,о, хдводиси бо кавму замонашон вобаста, муъчдзаву каромот ва вок;еах,ои нотакрори рузгори анбиёро кисса меноманд.
Мафхуми кисса дар мавриди зикри таадиру рузгори падлавонон, донишмандон, чах,онгардон, дакимон, чанговарон, сохирону чодугарон, подшохоиу шохзодагои ва дигар шахсиятх,ои осори омиёна низ истифода мешавад. Зеро саргузангги ин гуна кахрамонон аз вок;еах,ои ачибу гайримук;аррарй иборат буда, сурати онх,о, чои зухури ходиса, теъдоди иштирокдорони он зуд тагйир меёбад. Ондо дар ин навъ асардо корх,оеро ба сомон мерасонанд, ки инсони оддй аз увдаи ичрои он намебарояд. Масъаладои асосии мавзуи ин навъ циссадо диниву маздабй ва фалсафй набуда, чанбах,ои ичтимоиву сиёсй ва этикиву эстетикй доранд.
Аз руи фарогирии сохдхои мухталифи даёт ва аз назари конунияти шаклй к;иссаи муосир то андозае такомул ёфтааст. Аз чидати доираи баррасии бадей ва сархади жанрй адабиётшиносони муосир жанри циссаро хамчун к;аринаи повести русй маънидод менамоянд. То солдои 50-60-ум дар адабиёти муосири точик бештар истилоди русии «повеет» мавриди истифода к;арор гирифта, ин анъана солх,ои 70-80-ум низ 40-40 назаррас буд.
Бино ба шарди Л.Б.Антопольский,- вожаи «повесть» дар адабиёти рус ду чузъро дар бар мегирад: «по-весть».Чузъи «по» дар лугати Даль ба маънии «огози иродатмандонаи амал», «пойти, послать»- рафтан, фиристодан; чузъи «весть» ба маънии «ахбор" дар бораи ин гуна амал» омадааст. Дар мачмуъ «повести» ба маънии «дамроди худ бур дан» аст (51, 5-6).
Дигаронро бурдан маънии онро дорад, ки худ аввал рох пеш гирад: на танхо рох пеш гирад, балки ба хама чузъиёти зиндагй, ба пасту баландии олами ботинии худ эътибор дихад ва пахлухои гуногуни хастии уро ба тарозуи акл баркашида, ба хулоса^ои амик ояд. Ин хулоса на танхо ба фарди ровй, балки барои чомеа низ зарур ва мухим аст. Аз ин вачд, дар киссаи лирикй кахрамони асосй зохдран муаллиф аст ва ё кахрамонест, ки тафаккур ва олами ботинии муаллифро ифода менамояд.
Дар сурати кабули ин навъи фах,миши хосияти жанр кисса асари бадеие мебошад, ки дар байни хикоя ва роман карор дорад. Аз ин хотир, дар ин рисола бо такя ба тахкикотхои назарй истилохи «кисса» хамчун муродифи истилох,и «повесть»-и русй истифода бурда шуд. Зеро то ба имруз дар маъмултарин мачаллаз;ои илмй-адабй, осори бадей ва тадкикот^ои илмй киссаро адибон ба чои истилохи «повесть» ба касрат истифода намудаанд.
Масалан, дар мачаллаи «Садои Шарк» ду кисса дар шуморах,ои 9,12 соли1975, се кисса дар шумора^ои 8,9,10 соли 1982, як кисса дар шумораи 3 соли 1985, панч Кисса дар шуморах,ои 1,7,9,10,12 соли 1990, се кисса дар шуморах,ои 3,7,10 соли 1991 чоп шудаанд. Он асархоро худи нависандагон кисса номидаанд. Дар китоби «Ситорах,ои паси абр»(2005)-и Кароматуллохд Мирзо ва «Зимистони умр»(2006)-и С.Турсун «Хасрат» ва «Дусти ман Бароталй» ном асарх,ои лирикй ^амчун кисса номбар шудаанд. Дар пешгуфтори он Абдулхамид Самадов низ хамин вожаро истифода бурдааст: «...ба хазинаи насри навини точик роман, кисса ва хдкояхои чолибу мададгор афзуда истодааст...»(35,10).
Академик Шакурии Бухорой дар тадкщоти арзишманди худ «Ыигохе ба адабиёти садаи бист»(2006) вожаи «кисса»-ро ба маънии «повеет» фаровон истифода кардаанд(са^.261,270,271,273...). Дар рисолаи илмии адабиётшинос Ф.Хочаев низ вожаи «кисса» ба маънии «повеет» корбаст шудаасг (са^.41,72,73,103) вагайра...
Дар услуби баён ва нигориши адибони солхои 60-80-уми асри XX чустучуи навгонихо ва тасвири мукаммали онхо бештар ба назар мерасад. Ин давраи адабиёти точик давраи босуръат нав шудани созмони жанриву услубии кисса буд. Нависандагон кушиш мекарданд, то сужахои завковар ва образхои барчаставу
пурэхсосро тасвир намоянд. Аз ин ру, муносибати адибон ба кахрамони марказии асар чиддитар гардида, дар тасвири характеру типхои бадей тозакорихои фалсафй, психологи ва лирикй пайдо шуданд.
Дар адабиёти точик як силсила ^иссахое эчод шуданд, ки хам имконияти хисомезй ва эхсосбарангезй доштанд ва хам аз чихати шумор хеле афзун. Дар байни солхои 50-80-уми к;арни бистум тибки хисоби нопурра яксаду чил кисса интишор гардидаанд, ки 38-тои он киссаи лирикй мебошанд. Дар байни онхо аз «Субхи чавонии мо»(1954)-и С.Улугзода ва «Тобистон»(1960)-и П.Толис гирифта, то «Кдймоки гирди коса»(1975) -и А.Бахорй ва «Мегуянд, ки модарам...»(1984)-и С.Турсун даххо асархои шоиста мавчуданд, ки адабиёти точикро ганй гардониданд ва дар таърихи он чойгохи муайяне дарёфтаанд.
Нависандаи маъруфи точик Ф.Мухаммадиев, барои ифодаи матлаб вожахои «повеет» ва «к,исса»-ро ба як маънй истифода карда, дар маърузаи худ дар анчумани VIII нависандагони Точикистон(1981) дар давраи хисоботй чоп шудани хаждах киссаро таъкид намуда буд(20,337), ки як хиссаи мухими онхо лирикй мебошанд.
Солхои 60-80-ум дар вокеъ, давраи нашъунамои киссахои лирикй дар адабиёти асри XX махсуб ёфта, дар ин давра киссахои лирикй чун падидаи тозаи насри бадей равнаку ривоч ёфтанд ва хусусиятхои тоза касб карданд.
Таваччу^и нависандагони точик ба лирикапардозй низ падидаи чустучухои гоявию бадеии эшон ба шумор меояд. Як зумра адибони навпардоз кушиш ба харч доданд, ки ба равандхои хаёти сиёсй, ичтимой ва ахлок;ии чомеа амиктар cap фуру баранд ва мазмуну мохияти вок;еии зиндагиро ба риштаи тасвир кашанд. Ин аст, ки онхо бештар тачрибаи рузгори худ ва тавассути он манзарахои воь^еиятро ба тасвир гирифтаанд. Дар асархои бадей худи нависанда ё бо исми дигар ё бо вожаи «ман» тасвир меёфт. Х,ар вокеаю ходисае, ки нависанда аз cap гузаронида ё шохиди он гардидааст, дар асар аз номи худи у инъикос меёфтанд. Ба ин васила, нависанда, яъне ^ахрамони асар тах,лилгари асосии мухимтарин равандхои ичтимой, ахлок;й ва маишии чомеа мегардид. Ыак;ши зиндагй дар асари бадей ба воситаи дид ва дили у мегузашт. Ин аст, ки дар баробари тахлили зехнию аклонй тахлили эхеосии
падидадои хаёт ва мохияти растим инсон мак;оми шоиста пайдо кард.
К^иссаи лирики дар адабиёти муосири точик на тан^о аз чихдти мундарича, мух,таво ва дарунмоя, балки аз чихдти забону услуб хам мазмун ва мохияти тоза ба даст овард. К^иссахри лирикии А.Шукухй, А.Бахдрй, П.Толис, Ф.Мухдммадиев, Ю.Акобиров, Б.Ортитов, И.Файзуллоев, М.Начмиддинов, С.Турсун, А.Самад ва чанде дигарон бозёфти тоза дар насри точики нимаи дуюми асри XX мах,суб меёбанд. Мах,орати навчуёнаи ин нависандагон барои такомули киссаи лирикй заминаи мусоид фарохдм овард. Адибон тавонистанд бештар ба ботини к;ахрамон назар дузанд ва силсилаи вок,еотро аз забони у тасвир намоянд. Дар ин радиф, дар асари бадей монологи ботинй мавь^еи бештаре дарёфта, баёни фалсафй ва та^лили рух,ию равонии чих,атх,ои ичтимой-ахлокии чомеа аз чониби кахрамони лирикй мавк;еи намоён ишгол карданд. Муаллиф ба хар як сухани к;адрамон э^тиёткорона муносибат намуда, нук;таи назарашро ба хдстй ва адолати ичтимой дар забони ровй-гуяндаи асар чо намуд. Хдмин тарик, тасвири ^ахрамони андешапарвар, рафтору гуфтори у, нигохд шоиронаи вай ба мухдту атрофиён водор сохт, ки нависандагон аз дарозгапию батафсил баён кардани вов;еот худдорй намоянд ва ба офаридани образной муъчазу сермаъно ихтиёр кунанд.
Аз ин чо сабку услуби тасвири насри бадей тахдввул ёфт. Мархалае фаро расид, ки адибон ба офаридани образи шахси вок;ей талош варзиданд: дар тасвири онон на танх,о хдёти ба назар равшани к;ахрамон, балки хдстии воцеии пасипардагии у низ тасвир гардид. Дар натичаи ин нигориши вокеъбинона як навъ «^ахрамони мураккаб»-е зух,ур намуд, ки мадсули замони дигари равнак;и адабиёти точйк мебошад.
Ин нукта так;озо мекунад, ки баъзе чанбах,ои назарии ин падида таджик; гардад, вале чунин бармеояд, ки то хол хусусият^о ва принсипхои асосии ниссан лирикй дар адабиётшиносии точик ба таври чудогона омухта нашудааст.
Мафхуми лирика дар наср барои баёни таассуроти муаллиф нисбат ба руйдодх,ои замон, пешомади чомеа, мох;ияти зиндагии сиёсиву ичтимой ба кор омада, монолопфи ботинй ва ручуъх;ои лирикй василаи тасвири холати рух;й ва табаддулоти олами хаёлоти кахрамон царор гирифтанд. Асоси лирика ба хдм
омадани маърифати зиндагй бо маърифати худшиносй аст. Таваччухи зиёд ба лирика низ аз хамин чихат cap мезанад. Мухталифии тарзу воситаи ифода ва баёни фикр дар лирика низ аз муносибати гуянда ба олами маънавии худ ва мухити атроф cap мезанад. «Дар х,ар ду маврид - мурочдат ба ботини худ ва ё олами предмета инъикоси бадеии хусусияти шавкд ва эмотсионалй чднбаи хиссии пуркуввате дорад» (129, 29).
«Истилохи «лирика» дар китобдои назарии донишмандон, -мегуяд О.Берггольц, - шарху тахлил шудааст. Аз руи андешахои Гегел, Белинский, Веселовский ва дигарон «лирика асари поэтикист, ки дар он шаклу мундарич;а бо олами субъективии муаллиф дар пайвастагии зич карор доранд» (57,54).
Дар тах^ив;оти олимон дар хусуси хамбасгагии образи лирики бо шахсияти эч;одкор сухан меравад. Дар замони Арасту, ки ба таъйини махсусияти жанрхо пардохта буд, яке аз вижагии лирика чунин мук;аррар гардида буд: «Нак;лкунанда хамеша дар асли худ мемонад ва хатто симои худро тагйир намедихад» (52,45).
Дар андешахои Х.Шарифов, О.Бергголс ва Арасту сухан дар бораи лирика хамчун чинси адабй- назми лирикй равад хам, азбаски дар маркази он инсон, фикру андеша ва эхсосоти хаячонангези он к;арор доранд, онхо чузъхои мухими насри лирикй хам шуда метавонанд.
Ифодаи цахрамони щссаи лирикй, андешаву олами тафаккур ва баёни у чун гуфтори инсони чудогона садо надода, аз дарач;аи фардй- субъективй ба дарачаи типй мерасад'. Яъне у, дилу вучуди у танхо ифодагари андешахои хусусй набуда, ифодагари фикру ак;идаи чомеа низ хает. Бояд эътироф кард, ки дар к;иссаи лирикй субъект, яъне фарди чудогона ва андешаю омоли у дар чои аввал к;арор дорад.
К^ахрамони марказй фикру мулохиза меронад ва биниши худро бо биниши дигарон киёс мекунад ва худ ба худ ба бахсу мунозира медарояд, то хак;ш<;атро аз ботил чудо намояд ва сипас, баъди афкору андешахои амив; ба хулосае меояд ва барои амалй шудани максаду маромаш кушиш ба кор мебарад.
Мазмуну мохияти насри лирикй, ки дар таълифоти нависандагони адабиёти классики низ ба мушохида мерасид, дар насри даврони шуравй, бахусус солхои 60-80-ум мухтаво ва сурати махсус пайдо кард. Пайдоиши хикояву киссаи лирикй ва
корбасти лахзахои зиёди гиной дар роману анвои дигари наср усулхри тозаи баёни хешро ба миён овард. Тозакорих,ои нависандагон ба василаи ин навъи наср далолат аз он дорад, ки нигорандагон андешапарварй, шархд ахволи равонии кдхрамон, тафсири ниёзхои рухй, монологи ботиниро аз мушаххасоти сабку саликди хеш баршумурданд. Насри бадей махз бо ин сифатхо имтиёз пайдо карда, барои тадаввули бархе падидахо замина ба вучуд овард.
Аз ин хотир, чунин бартарихои лирики дар насри бадей ва вусъати тасвирхои шоирона дар киссаи гиной боиси ганомандии адабиёт гардид. Табиист, ки хар як дигаргунй ва навоварих,ои адабй, заминахр ва омилхои инкишофи он, инчунин мабдаъ ва маъхази кори эчодии нависанда ба омузиш ниёз дорад. К^иссаи лирикй дар адабиётшиносии муосири точикй ба таври мукаммал ва хдмачониба бо назардошти вижагихои махсуси он омухта нашудааст. Махз х,амин холигохи таджики мавзуъ водор менамояд, ки масъалахои пайдоиш ва ташаккули киссаи лирикй, таъсири анъанахои адабиёти миллй, бахрамандии нависандагон аз адабиёти кишвархои хоричй, вижагиву имконоти киссаи лирикй, муаммои характер, забону сабк, мохияти андешапарварии кахрамони асар, санъати манзаранигорй ва корбасти саноеи шеърй мавриди омузиш карор гирад.
Дарачди омузиши мавзуъ: Таджики чанбахои лирикии насри точикй дер боз диктата адабиётшиносонро чалб кардааст. Академик М.Шакурй яке аз аввалинхост, ки дар тахдикд сайри таърихии насри точикии се-чах,ор дахсолаи асри XX шинохти чанбахои жанрии насри лирикиро мавриди андеша карор додааст. Аз диди вай яке аз жанрх,ои наср- «очерки лирикй» анвои мансурест, ки «барои бо х;аячон пеш гузоштани масъалахои актуалии чамъият имконоти фаровонеро дороет», аммо «имконияти фаровони «очерки лирикй» дар адабиёти точик хануз дуруст истифода нашудааст» (128, 21).
Дар чои дигар, андешах,ои му^аккиьс дар мавриди к;иссае баён мешавад, ки ба «юмори лирикй» асос ёфта, «дар насри точик ходисаи нав буд ва аз эчодиёти Ф.Мухаммадиев ибтидо ёфт» (128, 167).
Дар гадкик;оти академик М.Шакурй, ки чилди 4-уми «Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрх,о»-ро (1980) фарохдм омадааст, омилхои
пайдоиши ручуъхои лирикй дар насри точик муайян гардидааст. Номбурда охднгхои публитсистиро сабаби зухури ручуъхри лирикй мансуб дониста, аз чумла чунин навиштааст: «Дахолати боэхтирос ба прогсесхои хаёт ва мухокимаи пурхарорати масъалахои чамъиятй боиси ба асар рох ёфтани унсурхои публитсистика