автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Становление марксовой концепции сознания в период формирования марксизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление марксовой концепции сознания в период формирования марксизма"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯН>ЬСКСЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРД2НА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет /К.053.05.64/ по философским наукам
На правах рукописи
ЧЕРКАСОВА Альбина Петровна
УДК 1 МИ
СТАНОВЛЕНИЕ МАРКСОВСЙ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСИЗМ.
Специальность - 09.00.03 - история философии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наух
Москва - 1991
Работа выполнена на кафедре истории марксистской философии филооофсного факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Научный руководитель - доктор философоких наук, профессор
Косичев А.Д.
Официальные оппоненты - доктор философоких наук, о.н.с.
Багатурия Г.А. - кандидат философских наук Шур алава Е.Ф.
Ведущая организация - сектор истории марксистской философия
Института философии АН СССР
Защита состоитоя г {(/Л* -? 1991 г. _чаоет
на заоедании Специализированного Совета /К.053.05.64/ по философским наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: г.Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов М17, философский факультет; 11 этаж, ауд. 1156.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов ШУ имена М.В.Ломо-
носова.
Автореферат разослав " /Ок
и
1991 года
Ученый секретарь Специализированного Совета
Судьин Г. Г.
ОК'цАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность теми исследование» Марксизм» возникший к оуср-гявшийся в XIX векэ как новое революционное мировоззрение, стал одним из тех научных направлений, которые сыграла; решающую роль в определенна характера и перспектив развития чэловеческтза в Л. столетии« 7ге один тот факт, что с момента сб^зго возникновения учение Jíapnca вызывало ожветочонные споры, которые к? просто ко утихают в настоящее время, но, наоборот9 разгораются с ещо больс-эй силой, говорит о гон,, что оно не только затронуло то проблемы, которые виднозсша а продолжав? волноздть человечество» ::о п предложило свое собственное решение зтах проблей» зк-гатолыю стллчавдзося от гпох предадуачх»
С соп"_лзглг;?1 пр*1хсдт!тся констатировать, что ссылка на :;ро-яэведенпя Маркса и Энгельса зачастую предстазллг-г собо." аз г?» дат. советской философской традиции г. но свид ло.'п-стЕу.эт о глу--йеаси системном изучении адой основополслнгЕОВ марксизма в у?«- ' гая праклплть эга пдза з псоцэссв аяадяза астсричэсисй действительности. Обращение я существующей мзрксове,г,ч;.онс"г. лктера-уууэ показывает, что изучение талого Аундаменталного вопроса» вел спвцгфина Нарксова с-яичания сознания, кв икэот дсстато«-по сбобсшписс п-гяоегных исследований, которно би иепоорэдо-йввно па матерзадв работ самого Маркса отобратллд еср еп«ца-фзяу становления даалсптяло-^атзрааллстлчег^ого вэяш«?ляя сознания. сто? вопрос, особенно в настолсоо время, заелу-'лэает того, чтеба па него обратила пристальное впятгао. Весьма актуальная являются сейчас такие направления, разработка которая способствовала бы романа» философских проблем, засакшхоя перспектив развзтгя общества, его аоэяатся а самопознания. С эта-
ыи проблемами тесно связан вопрос о даалектг-ко-материаяиста-чэсиом понимании сознания.
Взаимодействие общественного бятия и общественного сознания, динамика сложных социально-психических процессов достаточно глубоко а своеобразно раскрываются в трудах Маркса. Его взгляды на природу и сущность человеческого сознания гораздо сложнее в богаче, чей их изложение значительной частью исследователей .Марксова наследил. Можно сказать, что прн шлющемся достаточно большом объема литературы, трактующей понимание создания в карксизма, практически нет работ, представляло« детальное в систеглатачзское исследование того, как понимал природу и характер сознания в своих работах сам Маркс. Несомненно к то, что предъявлявшиеся Марксу как раньше, так * особенно в нииесмое вромл упроки в упрощенной понимании созш лая во кногом обусловлены тем, что в достаточной ¡»ере вся от шфика Мархсовых взглядов на атот предмет и условия станопло-кия этих взглядов не отражены в систематическом и полном аав: ланпи. Попытка представить такое изложение ыогат иметь о пред: ленную ценность как углубленно и дополнение мархсоведческой традиция, как средство ответной критики на необоснованные и неточные интерпретации Маркса и как исследование по проблема сознания, являющейся одним из наиболее активно обсувдаешх зопросоз в нсторадо-фалософсной области. Актуальность кссдед вания имеет также определенный соцаально-псиштичесиий аспект паключавсайся в тс«, что работа приобретает позитивный задн* ный смысл по отнононея к теоретическому наследию Маркса в с? цавдейоя атмосфере враждебного отношоная к марксизму. Нагата вистсхйэ тенденции в общественном сознании, направленные на
г:арксастскую теории, свя.аны во кто гая с упрощении:.* толкованием Маркса. Исследование же проблэкга сознания во всей ее полноте а сложности непосредственно ка материала Марксова наследия является противопоставлением тем нктерпрета'тяяч, которые нска-яаат подлинное содержание трудов Маркса.
Цель и задачи зсслодовацяя, В диссертсглоннсй работе с&-дорзнтея попытка проанализировать становление я развит не марк-састского понимания сознания на прч?лорэ работ Маркса периода формирования марксизма.,, а такжэ заявить и показать тоснуп связь псгсрлзо-ыатерналистичзской ко:;г,-шпш обиества и марксистской концвпцаа сознания. Ишаш словами, в работе будет проанализировала Мао?сова теорля сознакля с позкпяй соотнесенности с кзй Нзрлсовсй теория обнэстгзнкого развития. Под тряиц углом эретея рассмотрел перкод фориировшшя марксазьм, то вот:. период, когда бштн в долоч сформулированы основные положения марксистской фт-¿эсофгя, а прочегодало стзяозланаэ састомы Т9ср-::ячаскн>: воззрения Шряса а Энгельса, центром которой является теория об-евггввнкогз развития, а одяча аз ваяагайзих положений - маря-спстепоо, то зоть дпзлодтияо-матврзалиетячэское понимание сознавая, развитие и стапстланнэ которого еетт- пос^с-илвмая часть формирования везй скствуу 'ларяснстспого научного знания.
Б райота показало, что развитие взглядов с-ого М?ркса пло пвроч роярсяэкзс опрадэлзнннх прогзвсрвч^Я в его исходных фрлософопйг. II мпрогозгреглеекзх поемляаг. 1'ояаю вихлять, по крайней мэр«, два группу таких противореча. Гчрвая - зто пр->-тиворвтл кздду я.~еал?.с?ачвскнш, алпазгрупп врздетшуигаятл об общество, которая -бшл; хараягзрни для Марпс-1 з начале ото ядвйяой'а твсрпэсксй эволюпяя, я осозазжш ввзераавдлнвого,
эксплуататорского характера зтого общества и, следовательно, возникающей потребностью его преобразования. Другая группа противоречий характеризует проблемы философской теории сознания как таковой. К ней относится» например, противоречие между убеждением об объективно?.: содержании сознания, с одной стороны, п признанием иллвзорними существующих представлений об общэст-Б8 а своеА1 подлинном мосте в нем, с другой.
Такт.; образом, целью работы является исследование наиболее существенных моментов в изложении Уиарксова понимания сознания в соотнесенности со всей теоретической системой марксизма а выявление тесной связи между марксистской теорией общественного развития и марксистской концепцией сознания. Дзл этого необходимо решить следуюзде задача:
- выявить сущность Марксова понимания сознания;
- проследить, как изменялось и развивалось ¿Аарксово понимание сознания в хода его духовной эволюции в период фор^-нровакия марксизма а выяснить причины и закономерности этого развитая;
- определить место и роль :.1арксовой концепхзш сознания в систем-) его философского мировоззрения;
- показать связь принципа диалектико-^атериалистичосиого понимания соэня'Ш! с принципом материалистического понимания истории»
Говоря о степени разработанности тематики, следует отметить, что проблема сознания посвящено огромное колйчвство работ как в советской, так п в зарубежной философской литературе. Массив работ, посвященных ¡Иарксу очень велик, но проблема сознания у Маркса, того, как она непосредственно раскрывается в содержании его работ, касаются пемногсо авторы. Нам неиэвостао
пи одной работы, целиком аосвяшенноЯ этой текэ, п которой би путем тщательного текстуального анализа реконструировалось Марк-сово псь'имание сознания как целостная концепция. Но й той кла иной степени этой темы коснулась илогаа исслэдов&тэлг з затш-спкоста от поставленных задач и принцапа изложения материала.
Во-первых, есть работы, в которых рассматриваются опрадо-ленныэ яэряоды стгноилент мардсизма, а, следовательно, проблема сознания излагается а яонтеисто исторического развития марксистской философа в процессе сбтаго анализа трудоз Маркса п ах хронологическом перядг.е. К шгм >:отло отнесгч работи' ОЛзермана Т.Н., Лапина Н.И., Малштан.". В,А., Кшкару.-.а В.И., Орудаэаа З.М. а чиогас друга*. Во-вторых, .'.кэггся работы, рсо-снатрпсастго реиеичв Нарком ояродвлешшх п^обд?« ка протяге-пял всей ого творческой доятэлътгоста жСз я отдельных труди:» Одна из этлх рабо? «посредственно посвлдзпч проблеу*» 'Л-.ркоо?„.1 зогакмЕЯ еозпаяня, другио гаграгкваог :>а 15 овяез о рокэпис-« üK'is задач. К такпч рабства относятся, пгшрзкер. работ» Няро-кого И.С,, ^лч.чргдогп.Т! , 11а™-\сар"Т.!Г. Р.Г.. Т&бо A.A., !'ip-куста Д., П.К» а друтдх.
?а£отч советских ^алософсв о станснлзклд л разгптгд марает с?сясЯ яокцепхяа соэнангя, косомнвгао, эяохужвзз? прл СТАЛЬНОГО вппзвая. По в ТО Г1 ЕрЗЧЯ, аналш«!;/! npol-ä-JJ ООЗПаНИЯ л кзркснзт, совотсгао авгори гатастгэ пз гьпсодк:- за аред-гла Cii.'.?oS этой проблзта с излгв рр,есмогра:-:гл со о лопщШ пгрпоаст-сзоЗ фалосо$«г.ой спотвкн в цзчса, к содзржиле ах рабо? czpuna-чзвз?тся np3.n.'gT.,9c?Ber:io раалл'яниз асчедтгиа карзспстаясЗ Kenne пиан сознанял.
Шлрояо зззэстim £плосо$сяй9 работы Лаляпа H.H., Кузьилга В.П.,
- б -
б которых осуществляется системный подход к анализу марксистского философского знания. Более того, а советской философской литературе есть опыт изложения отдельных проблем с точка зрения их маета в философской системе марксизма. Примеров ыогет послужить :;нига Шлроградского В.И. "Ли ал ер. тик а становления философской системы марксизма", где проолэкиваатся диалектика становления идеи революционной практики преобразования общества а формирования основных частей марксистской философской системы.
Целесообразность систеагного подхода несомненна и состоит в том, чтооы, изучив сущность и взаимосвязи рагличшх частеЗ марксистской теории, добиться как можно более полного понимания внутренней динамики развятня марксизма. В русло этого направления осуществляется исследование в предлагаемой дассерта-цап, где путем системного подхода к анализу теоретической структуры марксистского мировоззрения выявляется место н роль в нем принципа диадэктико-ыатерпалисгЕЧОСиого понимания сознания к прослеживается становление и развитие этого прпнцаш в произведениях .'Маркса периода формирования марксизма.
Наряду с системным подхода« мотодологач9сг,ут> основу исследования составляют труды классиков марксизма, в ноторше разработаны диалэктаго-материалистичэскЕй подход к оценке научных теорий, к анализу обществвнно-Есторичвского развития р. принцип диалектико-маториалистпческого понимания сознания. Само это исследование выполнялось как гграмепэше марксистских тр-эбовапий к пониманию теории по отпомнг.ы я наследи» самого Маркса. В диссертации применяются результаты, достипгутыо советскими философами в разработге даалептико-материалисткчоскоЭ концепции сознания. Автор опирается на методологические указа-
пал, содержащийся в работа:: таких исследователей, как Ойзор-ксл Т.И., Богомолов Л.С., Лапин Н.И., Багатурия Г.А., Кузь-ызи В.П. а др»
Научная новизна данной работ» зяклзчаэтсл в том, что сна представляет собой исследованиес где дан столь подробтй сис-тема'яческчй анализ Марнсоса понимания созгшпя на раннем этапе 9го творческого развития. Достигнуто болез гтубокоо noinwa-нно внутренней дшогикя развития взглядов f-'очодогс "аркса. Ряд тлшо'ов, относящихся к таким зннчдтелкшм работа;,?, код "Зг.ономи'госко-филосо'^скив рукописи" 1844 года, "Немоцчая кп.е-олегая" носат оригелальннЯ характер е д/аэт болг>э то'сюз нр-эд-сгавленяо о взглядах '¿арке?. в целом.
Изгчно-пряутическое зяаченао рзботч. Матер."-.mi ."лгер'-та-гоп могут быт* яспольэовгиш яра разработке в лз:гэз:!;:л тяяих нал-раггвнпЯ современного марксоведэнкя, кал анализ структуры философской сястегл? марпсаггя, стан.-влвнво Марисогой яонсошл*2 соз-язнгд я формирование аранцала материал.:oí а чвекого п.ггаманвя истории. Содэряанае дттссртэцга, сдедгнннэ и ноЯ выводы гяиут посетить материален ч разработав учебяиг яурсса по темам, сря-саннуу с формированием маргеизга а пониманием панаши: в различите фтугосо^ки™ vroxaz. Диссертация ориентирует на продол-sonso изучзпля творческого наследия еслэвополохн^ов кярксг.згл.
Апробация рабогч. Оснсвгше положения диссертационного исследования обсундались на аспирантском семинаре ноя руководством к.ф.н. Петренко Е.Т.; была излояечч е докладе ла заседания кафедра истории марксистско-ленинской философлч фп^ософсного факультета 1.П7; опубляковаг.к в качеств тезисов выступления на конференции молодых учзнчх в Упгородскоя государственно??
университете; освещаются в двух статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории марксистско-ленинской философии философского факультета МГУ 13 ноября 1990 года п рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, эахлачетш и списка литературы. Хотя отсутствует единое основание, по которому выделены главы, такое деле-1ч;э представляется целесообразным, поскольку первая глава является автономным разделом, цмеюшм особое методологическое ^начэкяе, а последующие две главы отра.,хаэт два ватаейших этапа и идейной эволюции Маркса периода формирования марксизма.
ОСНОВНОЕ СОЛсРКАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается краткий анализ состояния ее разработанности, формулируются цель и задача работы, определяется научная новизна а практическая значимость достигнутых результатов.
В первой глав? - "«сходные предпосылки анализа МарксовоЯ концепции сознания" - рассматриваются основные направления исследования МарксовоЯ теории сознания в советской философской литература а излагаются методолоз^ческие основы, на которыо опирается автор в своей анализе этой теории.
В первом параграфе автор обобщает результаты исследования МарксовоЯ концепции сознания советскими 'философами и предлагает обобщенную картину, в которой находит отражение та степень разработанности советскими авторами проблемы сознания в философии Маркса, иь которой мы исходим в своей работе.
Марксово решение проблемы сознания затрагивается не толь-
ко историками марксистской 'ралософкл, но к спацаагастата ;з других областях философской наук.-» Многие авторы, занимающиеся проблемой сознания, предваряет своо заложенав обращением к работа« Маркса н Энгельса, в которые содержатся их толкование этсЗ проблемы, ила жэ касается этих работ в процессе своего исследования, сопоставляя свои взгляды к выводи с течкой зрэ-вал основополоянпков марксизма. Болызую ваглость представляет здесь виявлскаа особенностей Марксон-а подхода г. сознашш; который определяется советскими фалссофана кал подход, сочетался!! в себе .чатврзялнетичоезоз понгманао созна.ыя, у^ет диалектического характера его стагослэкпя а развития к арэддзтноста сознания. С вопросом о сустоста созигшая тесно связш: вопроо о практике» о специфике ее понямэкая в марксистской {здсссфп, о юм, полоз зн5лс;ше низло введение понята ч практики з творшэ познаняя, а, следовательно» о той ролл, иоторуя ечграло это понятие в форипрозакяа &ркоов<& еонцэртш согжишя. Марзсо-ззо понимание практики используитея совотекзг: ^алософаггл для ревеная различных задач. Одкя сбрглиггод к аэцу п связи с »»?-лсиекаец а-гдонсиерностоГ« человеческого ышленвя, другая - а сглаз с необходимостью болов глубокого пот'!?'-лпя тог:*с1 об определенна обезвтве::кого сознания ебтеттич бипеи ч т. п. Отвечая теснуо взаимосвязь в взязкообуеловлокпооть еозаэтая я практики, следует сказать, что всо советские авторн, загамю-ьзэея проблемой сознания, п, следовательно» обрщашяеея к ро-еятев практика, указывают, что сознз;~о гвзаожяо только кчд результат агтив'ло-отратаг^.т^ной деятельности, прзятячесии-яреобразовательного отношения к природе. В е-тучае яэ созерцательного отноаения к природе происходит отчуждение человека о? прпро-
ды. Свил Иарксовой теория сознания, особенно гаки:: во аспектов. , как проблема иллюзорного сознания, с иокцепдаей отчугде-ш отмэчаэт многае авторы /см., например, работы Лапина Н.И,, Мамардамвиля М.К., Ньрского И.О., Навасардяна Р.Г. и др./» Сохраняет свою значимость предложенный Марксом и Энгельсом на основа материалистического понимания сознания общий подход и анализу различных форм иллюзорного сознания.
Следует также остановиться на тех работах, которые нооя? непосредственно нсторико-ч^илософский характер, то есть затрагиваю! процэсо становления Марксовой яонцепцап сознания ила посвящены анализу проблеш сознания в отдельных трудах Маркса интеросуацего нас периода формирования марг здзма /см., например, статьи Маряуиа Д., Федотова Б.Н., 1Уйвана D.H., Уйбо A.A., Горячевой А.И, а др./. Наиболее часто исследователи обращаются в "Эвоно-'лачосио-фялософсыш рукописям*' 1844 года и "Немецкой здеологса". Анализируя "Элокотчосксьфилософснво рукопиоа" советские авторы отмечают, что особенности всей мировоззренческой ,поз£Ш1Е Маркса отого периода отразилась и на ого понимании cos-ианяя, что проявилось в рассмотрении ¡ал родового сознания, в применения к сознанию концепции отчуждения. Крсиэ того, они уделяют ьнимаше генетической структуре сознания, соотноаению различных уровней духовно-практической деятельности. Проблема ооанеяия а "Немецкой кдеологла" рассматривается в нашей фнло-софзкой л-дтература о учетом того, что в этой работе было сфор-адулнроваио диалзктияо-катераалнстичоскоэ понимание псторнчэо-зого развития общества, а, следовательно, подход и анализу понимания сознания Марксом а 37; га ль с он основывается, во-яор-»¡»х, на той общегносеологической установке, согласно которой
сознание является отражением материального мира» а, во-вторых, на том, что с развитием реальной общественной газет развивалось и етраяавдео ео сознание. Обращается гакга внимание я на ту роль, которув страна концепция разделения труда для вчделэння многообразных форм общественного сознания»
Рассматривая становление .Уарксова поникания сознания в работах периода фор'гирогзагшя марксизма, советские авторы отмен» ет, что оно становится подлинно материалистическим лнсь поо-та того, пая .'¿эркесм бичл преодолены младогэгельянсале и фэйарба-гганскно взгляды. Исследователе сбращаэт внямачие на такие аспекты траятовг-! Маркое:* проблемы созван».?, как связь созиа<гая с практикой, взаамное опосредовала индивидуального и обществен» иоIX) сознания, взаимосвязь об'досгвешгого сознишя и общественного бытия, классов^ характер ссэиания, связь сознгччд а языком как одной из форм материализации сознелгая, Она таягэ стмз-таот, что материалистическое псгамачив сознания обуслсзяло а • принципиально повоз рсгэнле ¡¿аргсом г. Энгельсом вопроса о прз-образоваяад действительность.
Дассертахщонноо исследование строятся с учетом достигнуто:: результатов в изучзииа ЬгарвсояоЯ тоорял согкаяоя « о кодьзовшжод стдолыкас кошфсткиг полозц»п£Й,. офсркулиросз^их тен ила пннч авторо-л.
Второй параграф посвящен излояюгсш методояогэтосмг оспоэ адекватного понимания вопроса о томг паз изменялась Шарвсспа трахтсвжа сознания л в связа с чем проксходала эти изманеккл.
Во-первых, автор исходит аз того, что ?,^провоззрг-:т" - осп? Еополоаапкоа марксизма представляет собой дннамйччоауп, находящуюся Ъ стагсзлэнкя теоретическую снстоцу в выделяет состав-
ш части этой системы: взгляды на природу, общество, человека и человеческое сознание, - которые взаимообусловлены и тесно связаны мэнду собой таким образом, что изменение одних взглядов ведет к трансформации других. Эти взгляды могут быть пр-здставлены как определенная система принципов. Автор выявляет место принципа дислектико-матерьалистического понимания сознания в системе шрксистского мировоззрения и определяет его взаимоотношение с принципом материалистического понимания истории, которое носит диалектический характер. Можно сказать, что Маркс достигает диалекту.ио-материалистического понэмания сознания в ходе формирования материалистического понимания потерей , но само материалистическое понимание историк не могло бы возникнуть без глубокого уяснения Марксом диалектико-цатера-алистичесного понимания сознания.
Во-вторых, автор выявляет сущность марксистского понимания сознания: оно продставляот собой единство материаластачео-аого и диалектического понимания сознания. Материализм ь пона-ыанли сознания состоит в том, что сознание рассматривается Марксом и Энгельсом двояко: как осознанное бытие, отраженная а освоониая действительность а как продукт материального образования - мозга. Учитывая роль общественной практики в становлении и существовании сознания, Маркс и Энгельс показывает, что эта роль не сводатся только к условиям существования сознательного индивида. Они рассматривают сознание но как свойство индивида , а как атрибутивное свойство общественной организации, споообом существования которой является производство. Ядроы диалектического понимания сознашя является представление о том, что эволюция общества есть тахлш эволюция сознания общества в
целом, а каздое индивидуальное сознание есть лишь движущаяся в обдам течения часть общественного сознания, неразрывно связанная о ним и несущая в себе все существенные характеристика общественного сознания, но полностью не отражающая все черты • развитая общества в целом. Марне а Энгельс рассматривают сознании не просто лак свойство высокоорганизованной материв, но а как исторически азменяггдеося а развивающееся вместе с обществом социальное явление.
Анализ идейного наследия-Маркса свидетельствует о том, что проблема человеческого сознания возникает там, где Марко рассматривает характер общественного развития и природу чэлове-чэского общества вообще. Следовательно, моано сказать, что развитие диалектико-матераалистиччского понимания сознання еоть неотъемлемая чпетъ развитая взглядов Маркса на характер общественного развития, а значит этапы в становлении дяялэа-тако-матераалзстичесаого понимания общества есть в то хо время этапы развитая даалентико-ыатериалистаческого понимания сознания.
Во второй главе - "Разработка Марксом проблемы сознания з период перехода от идеализма к материалазму" - рассматривается становление взглядов Маркса на сознание, которое происходило с 1840 по 1844 гг.
Первый параграф посвящен выявлении исходных установок формирования концепции сознания в произведениях Маркса, написанных до 1844 г. Первая самостоятельная тосретическая работа Маркса - его докторская диссертация - дает нгм представление о тем, в какой даре ¡¿арнсово понимание сознания соответствовало геголь-пнсйим взглядам, а позволяет определить ту общую проблематику.
-li-
li рамках которой происходила исходная актуализация л'лрксова подхода к сознанию. В диссертации для Маркса подлинным существованием сознания являотся фалософокая система. Именно систематизированное философское мыалэние представлялось Маркоу тем воплощением человеческого сознания, в котором мир находит собя. В две~ еэняи философии к действительному миру видится задача самой фа-лософни. Уха в этой ранней работе заметно, что пра общем пдеа-ЛЕстическом понимании сознания рассмотрение ого связано с теоретико-практическими по своему существу вопросами о взаимовлиянии философии п мира, о связи абстрактно-философских проблем с наличной реальностью.
Отмоченная выше внутренняя устремленность Маркса к нагся-дению связи общих философских проблей с общаственпо-полатичео« кшли интересами современной ему казни становится совершенно очевидной в статьях 1842-1843 гг. И хотя в них Маркс есе вздет речь с внесении разумных идей в герм4нскув действительность, здесь ужо намечается переход от идеализма в трактовке общества a cosj» нания к их материалистическому поннманла. Именно здесь впервые прозвучал вывод о зависимости духовной сферы от материальной. Эти статьи обнаруживают противоречие между гегельянской философской основой .Марксова мировоззрекгл и усаливаюгамся аиутрвшшк протестом npoíKB "неразумия икра". Указанное противоречие представляется общей для "прусских ияадогегвльянцэБ" позицией по отношению к Гегелю. Но tiозлцай- Маркса рзяболао радикальна п tecleo связана с обращением к повседневной реальнсстг.
Отмеченное выше противоречие каходат своз явное виражзкпа в работа "К критике гегелевской философии права", roe, рассматривая гегелевскую философию права, Маркс раскрьшаот собстве13шЯ
подход л пониманию соотношения теоретического сознания и реальной социальной елзни. Разрешение этого противоречия намечается ■ в направлении переосмысления гегелевского философского метода ка основе противопоставления материалистического подхода к сознанию его идеалистическому понимании. Критика иллюзорного сознания становится сквозной темой всего философского творчества Маркса в этот париод.
Критическая направленность Марксовой мысля выходит за рш-кл теоретических проблем а становятся в "Немецно-француэслом ежегоднике" тесно связанной с революционно-практические задачами /как понимал их Маркс а то время/. Абстрактно-философский вопроо о сущности сознания приобретает конкретное актуальнее звучание в связа с: проблемами общечеловеческой эмансипавди. В статье "К еврейскому вопросу" духовная яаэиь, сознание оноича- 1 только лапаются собственной автономии и ставятся в прямую зависимость от материальной аазна. В статье "К критике гегелевской филоссфаи права. Введение" получает свое первое выражение ядэя клестового сознания. Вперзнв чот;<о зроелвтазается связь между объективным материальным полеганием нлассЗа определяемы?;! этим полосеобъективным содержанием его сознания. Преодоление пл-лиэай сознг^я^лэд па связывается только лить с критикой иллюзорного сознания, а ставится в лряьую зависимость от материальных условий, яороздахвдх ах. В целом, статьг в "Квмэцко-Фраицуаском ежегоднике" Д9мснстр?ру(>т, что разработка тгаой традиционной цробломатлгл, кгд проблема сознанияг у Маркса инпцяарувтся и получает дальнейшее раэвятя? со норе обращения его мысля у. прозаическим проблемам реальной тэт-!, но гм^зжгдм непосредственного отношения а фалософая.
Во втором параграфе автор характеризует "Эконошчзско-фи-лософские рукописи" 1844 года - работу, которая даэт наиболее полное представление о всей система мировоззрения Маркса н о его концепции сознания в том виде, в каком ora сформировались к этому вро;ло1Ш,Предпринятое исследование Иарксовых работ показывает, что к 1844 году взгляд« Маркса достигли того уровня развития, когда обращение к изучена*) основ материальной ¡ni пне стало необходимым для дальнейшего развита! его взглядов на общество. Обращение это было обусловлено всей его иродпгастяутадэй идейной зволвцкой и теоретически подготовлено более ранта,ш работав. В "Эиономическо-философсках рукописях" Маркс впервые предстает перед нами как философ, обратившийся для решения сбоях задач к политэкономии. Эта работа - пвргый образец оригинального синтеза трех течений интеллектуального развития западного юра: философии, политэкономии, социализма. Указанна;: особенность а оригинальность работы предполагает, что в ней вместо о ростом всего мировоззренческого потенциала ¡Ларкса происходило переосмысление ого общефилософских погадай. В ряду проблем, которые отразшот наиболее глубокие изменения в теоретических воззрениях Маркса, стоит проблема человеческого сознания и самосознания. Несомненно, что без существенного переосмысления этого вопроса невозможны 0l.hi би керешшо сдвиги з ыыплении Маркса-философа, а, следовательно, в эволюция его научшх взглддов и интересов в первой половине 40-х годов XIX в. Историческая реконструкция путл духовного развития Маркса показывает, что непосредственный импульсом ого были на сугубо теоретические размышления, п, вообще, специально к проблеме человеческого сознания оп не обра-гцался. Но все вопросы, которых непосредственно касался Маркс,
требовала переосмысления самых глубоких обвдх проблем философского характера и, конечно яе, проблемы сознания как таковой. Именно в "Здономическо^илософских рукописях" наиболее отчетливо видно, сколь важное место в размышлениях Маркса занимал этот вопрос. "'Экономическо-философские рукописи" дают нам прекрасную возможность определить место и специфику концепции сознания в общей структуре марксистского научного комплекса.
В сложном контексте этой работы Маркс рассматривает оби-денное сознание, научно-практическое сознание политэкономии а теоретико-спекулятивную форму философского сознания. Все они предстают е?д формы отчужденного сознания, в которых реализуется универсальная природа человеческого родового сознания. Марко приходит к выводу о том, что есз рассматриваемые формы сознания прямо ила опосредованно связаны :: дотершнирсваны матерзально-практичэсясй деятельностью. В то га время сознание как духовная деятельность опосредует а дэторминируот материальную практику. Маркс рисует сложную картину, изображающую систему каузальных связей многоуровневой материальной деятельности и сознания. Эта система, претерпевающая изменения в связи с историчностью материальной практики, рассматривается Марксом в двух плоскостях: аал отратанность этой дэйстглтольности в сознании и как детерминированность духовной практики, сознания общественной материальной практикой. Анализ содержания якобы беспредпоснлсчшсс Форм самосозна!тя в лице буржуазной политэконома!! и гоголевской философии осуществляется путем анализш их скрытых предпосылок, заключенных в глубинах материальной зшзня.
Третья глага - "Разлитие концепции сознания в произвадони-ях, эаворпающдх период формирования марксизма" - представляет
собой анализ работ Маркса и произведений, написанных им ccdmoct-но с Энгельсом,в период с 1844 по 1848 гг., с точгл зрения формирующейся диалвкгико-матераалистической теории согкашя, кого-рая укэ к 1845-1Э46 гг. обладает почти всеми характеристиками» позволяющими отнести ее к ор&лому карксизггу.
Первый параграф посвящен рассмотрению становления диалзн-тико-каториалистического понимания сознания в хода полемики с младогегельянцами к в процессе формирования маториалаотпязско-го понимания истории. Полемика с младогегельянцами, достигшая наибольшей остроты к 1844-4845 гг., отразилась в работах "Святое семейство" в "Нзглецкая вдоологая". В "Святой секейатво" каа-болоо интересным, с марксоводчесной точки зрения, является то, что ¡здесь Маркс выражает понимание собственной рола как филос{>~ и общественного деятеля. Зга оцэнка см своз ¡i рола в духовно-практической кпзии современного общества дана в сеяеп с ответом на сделанный младогегельянцами "критический анализ" философии ПросБоцэния и економаческоИ теории Прудока. Додо в roa, что Uspnc рассматривает современную ему фияософскуэ ситуации г.ш; повтора-mío на новом, более высоком уровио тех процессов, которые происходила в философской среде в ХГ111 столетии. Спарзль íüsoosüS-ского развитая Маркс уБНдел в смэне победы штерполик/л фрелцуз-ских просветителей над иотафазпкой ХУ11-ХУ111 вв. прэтпвостояк&-ом его собственной иатерлаластичосяой гуишшстпчэскоН $&кософак немецкому идеализм* Х12 в. Маркс поникал собствокпуэ задачу сиро , века ли просто гуманистическая и -материалистическая крпгпке. идеализма в духе Фейербаха. Собственная позипдя КЬркса - это, е одной стороны, гуманистический материализм Фейербаха, а, с дру гой сторона, это "практический материализм" социалистов. С этой
позиции Маркс разоблачает идею самосознания не только в философии Б.Бауэра, но а в немецком философском идеализме вообще. Именно в абсолютизацал' самосознания, в растворении бытия в мышлении видит Маркс наиболее фундаментальную особенность философского идеализма. Иллюзия сознания, заключающаяся в абсолютизации своей независимости от внешнего мнра, - это, по существу, а есть основание философского идеализма. Критика спекулятивной кэтафззияи, данная Марксом в "Святом семействе", - это критика иллюзорного метафизического сознания, осуиеств.лякга.эго самоотчуждение от внеанэго tapa. Очевидно, что для Маркса проблема сознания в это время выступает как проблема преодоления иллюзий сознания, я решение этой проблеш - столь .^э теоретическая,, озоль а практическая задача. Марко предлагает аботрантно-тооро-тачэсгчоэ решение этой задача как утверздение шоей позиции пу- • ¡ai отрицания спекулятивной, китафлзической точки зрения» Ут-Ееряденлэ собственных взглядов как позитивное утвэрздание я практическое приложений этих взглядов даны Марксом в последу-етлх работах. "Немецкая идлологая" кок логячесиое продолжение ■ п р.чзвятиэ всех изложенных ранее взглядов Маркса, знзкэнуат • собсЗ поаиЗ гапестрвнпыП этап, на котором Маркс представляет позитивнее утверждение диалектико-материалистического понимания сознания.
В "Пемздаой идеологии" концэпгпя сознания составляет нэотъ-е"лдс;;уа ".астъ об^эй ларглич даигоная обдоства. Маторзалистачво-soj яогпмаязв сознания вяявчвно в аенцетю» развития.общества иа осиово открытия диалектики производительных сил а фор:-; обще-ая. Марко а Эигольс по 2;<додявт истории развитая общественного соэяапад зал авгсно$яуи часть гевмаркой исторяп, но предстявлл-
ют ее как необходимую определенную сторону материальной истории человечества. Процесс общественного развития в "Комоцкой идеологии" в такой же мере является развитием производительных материальных сил, е какой и развитием форм общественного сознания, определяющего, в свою очередь, индивидуальное сознание.Через призму нового категориальнго аппарата, представляющэго собой новый уровень общего'понимания механизма общественного развития, Ь!аркс и Энгельс прослеживают, как из непосредственного отраях^тя материального бытия, условий материальной деятельности возникао? необходимость идеального отражения материального ьс;ра, которое по мере усложнения производственных отношений превращается в многообразное духовное производство. На историческом материале с помощью еще новой для них системы принципов к категорий Нарко п Энгельс впервые в явной форма зясплицаруют полегание "общественное бытлэ определяет общественное сознание". В "Немецкой идеологии" впервые четко выявлены различные формы общественного соз-иания, классовая природа сознания, а такко разьига а обоснована роль практики в процессе познания действительности. Здесь в ясной к доступной для анализа форма рагвзвахяся полокения о взь-емосвязи краятики и челоЕзческого сознания, которые была высказали Марксом в "Тезисах о Фейербахе", такио, ксл обобщило вди о том, что специфика чоловечесдого сознания объясняется активно-практической деятельностью человек г. к ого обаостпеккой сущностью; вопрос об истинности мышления дополняется здесь рассмотрением иллюзорного сознана*.
Проведенный анализ содержания "Немецкой идеологам" позволил сделать вывод о том, что основным фактором, повлиявяшь! па ' возникновение новых аспектов в рассмотрении проблемы сознания, явилось открытие диалектики производительных сил к форм общг-
пая и формирование аонцапцаи материалистического понимания история в целом. Глубокая взаимосвязь дпалэктико-матерлалистичео-зого пони^ашя сознания и материалистического понимания истории свздвтрльствует, что именно "Немецкая идеология" явилась том трудом А!аркса а Энгельса, где ах взгляда на сущность человеческого сознания и общества в целом достигают определенной коц-цептуаяьязй завершенности, представляя целостную теорию.
Во втором параграфе автор рассматривает функционирование принципа даалектикс-матераалистического понимания сознания в работах, завериакднх период формирования марксизма - "Нищета философия" з Тгнифеста Ксыунистичвской партии". Эти работы из косят философского и общетеоретического характера, и поэто-,'¿7 кы ;;э найдем в ни:: лзко выраженных теоретических положений, отиоояггисся к концепция сознания. Идеа даалентино-матерааякоти-чэского понимания сознания послужили в указанных работах и::ст~ рзгсэнтом для решения методологических проблей, политической . критики а агитации. Раскрывая эти идеи, язлявдиеся внутренним теоретическим содержанием данных работ, автор подчеркивает "прикладное" практическое значение теории сознания в марксистском мировоззрении.
Б "Никого философия" марксистская концепция сознания лазит в основании всего подхода Маркса к оценке политэкономичао-?лх тоср!л дря принцип дпалвнтико-штерио,тнстлчвского понимания сознания.Анализируемые •тосретичэскиэ структуры политической экономя оязниваптся но кап продукты независимой разумной деятельности, а кгд результат« деятельности сознания, отображакпего не-зпл::с?:1уо от нэго действительность. При этом Марко понимает, что независимо от того, как тот или иной исследователь оценивает
результаты своей деятельности, эти результаты имеют свое объективное, независимое от субъективной самооценки значение. В этой обнаруживается Марксов подход к понимание природы сознания и самосознания, их связи с внешним ¡.аром а между собой. Отчетливо прослеживается, что Маркс при анализе любого теоретического фрагмента видит различив между объективным содержанием тех продуктов сознательной деятельности, которые являются результатом отражения материальной действительности, и их субъективные содержанием, которое является результатом восприятия самого этого объективного содержания. Сознание дзтврмашзруется, с одной стороны, общими внешними обстоятельствами, а, с другой стороны, лпяным интересом автора теорзтичэских изысканий. Этот личный интерес, связанный с принадлегностью к определенной социальной группе, называется 1»1арксом классовой позицией.'Здесь связц-ваются такие понятия, как пндавидуальцоэ созншгае п общественное сознание: общественное сознание есть социальная кедуляцпя индивидуального сознания. Классовая позиция есть субъективны?, фактор по отношению к отражаемым в сознании внешним обстоятельствам, но по отношению к представителю той пли иной классовой поздцей cava sга позиция ость объективный фактор, обусловленный тем положением, которое занимает данный представитель в реальной материальной хнзиа.
Особенности принципа диалсктико-каторкадгстнтаскогс покз-малгя сознания определила как специфику, тал £ эффективности ¡.1арксова исследования современной ему взоно;.1нчзской мысли. U02-но утверждать, что этот прннцзп имеет весьма оуществониеа как мировоззренческое, тал и эвристическое значение.
"Манифест Коммунистической партии" завершаем период форма-
рованяя марксизма и занимает особое положение в ряду марксистских произведений в силу того, что он представляет собсй программный документ, разъясняющий коммунистическое мировоззрение. В "Коммунистическом Манифесте" длалектико-материалистнческое понимание сознания как п материалистическое понимание истории нааля своз достаточно полное выражение. Но излокение этих принципов несколько упрощено в соответствии с целями этой политической работы. Маркс а Энгельс не углубляются в детали взаимосвязи патераальнсЗ л духовной сторон лазни, не раскрывают вполне .ах сдочноопосредованный характер, но ярко, иллюстративно показывает связь сознания с материальными условиями жизни той или ало* зпоги. Наибольшее внимание в "Манифесте" уделено характеристика классового сознания з массовом обществе, связи форм общественного сознания с материальными интересами. Принцип даалектнко-натерна-тастического понимания сознания применяется и анализу различных социальных теорий - исторических форм социализма, которые расцениваются (Аарксом а Энгельсом как духовное выражение социально-политических умонастроенай определенных общественных груда, обусловленных их маториалзнкма интересами и местом в система экономических отношений.
Внесши законченность и категоричность положений, содер-зшсисся в "Манифесте Коглмужствческой партии", свидетельствует об определенной зрелости взглядов Маркса а Энгельса, но сна является тал-то следствием полатического, агитационного характера этой работы. И концепция сознания, представленная з "Манифеста" достаточно простыми, ясными и четкими схоматичэсними положения-на, предстанет з вослэдухлих работах более сложной и многообразной а своих следствиях.
В заклинании подводятся итоги, формулируются вывода.
Основные пологзная диссартад-Е отракацы в слэдущгж публикациях:
1. Разработка К.Марксом и Ф.Энгельсом дзалектияо-чсатсриа-листичаского понимания сознания б период формирования иаркспаа. -Рукопись находится в печати в ИМ щи ЦК КПСС.
2. Общий структурный а категориальный анализ кЭ:;онсйлчос™ ко-филссофских рукотссзй® 1844 годе. К.Иаггха. - Роспись депонирована в К1Й0Н АН СССР, а ¿/5ЗУ6 о? Л, ///. ¿990