автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Становление творчества Гаяза Исхаки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление творчества Гаяза Исхаки"
РГ6 Ой На правах рукописи
ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна
Становление творчества Гаяза Исхаки (1897 -1910 г.г.)
10.01.02 - литература народов Российской Федерации
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань -1998
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Научный руководитель - действительный член АН Республики
Татарстан, доктор филологических наук, профессор М.Х.Хасанов.
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор Х.Ю.Миннегулов, кандидат филологических наук Ф.А.Ганиева
Ведущая организация - Казанский государственный педагогический университет.
Защита диссертации состоится "30" июня 1998 г. в "15.00" часов на заседании диссертационного совета Д 184.01.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан, 420503, г. Казань, ул. Лобачевского 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Казанского научного центра РАН.
Автореферат разослан "_"__1998 г.
Ученый секретарь . /[
диссертационного совета
Рамеев з.з.
Общая характеристика работы
Актуальность. Творчество Г.Исхаки является свидетельством неиссякаемой талантливости татарских писателей, создававших в течение веков свою великую литературу. Его произведения сохранили как генетические, так и временно-исторические связи с творениями писателей татарской литературы этого периода.
Г.Исхаки - это полный сил и творческих замыслов общественный и политический деятель, художник слова, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы критического реализма, человек, постоянно болевший за судьбу и свободу нации, не только историк и бытоописатель народной жизни, но и философ и психолог, глубоко исследовавший мировоззрение, духовный мир, нравственные представления и идеалы народа в их соотнесенности с течением исторической жизни.
Его произведения весьма актуальны, ибо они тесно перекликаются со злободневными проблемами нашего времени не только в Татарстане, но и в других регионах компактного проживания татар. Проблема свободы нации, сохранение ее языка и культуры, поставленная в его произведениях, никогда не потеряют своего значения. Литературная деятельность этого писателя, охватывающая более половины столетия, имеет большую общественно-социальную, идейно-эстетическую значимость и для наших дней.
Еще в дооктябрьский период произведения этого писателя завоевали большую популярность в среде литератур-, ной общественности, а также многочисленных читателей. О нем с большим уважением писали Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов, Дж.Валиди, Г.Сагди, и многие другие при-
знанные деятели татарской литературы этого периода. Произведения Г.Исхаки получили в то время высокую оценку. В советское время творчество Г.Исхаки на его родине не изучалось и не исследовалось.
После долгих лет насильственного забвения, творческое наследие писателя стало постепенно возвращаться к читателю. Первые робкие шаги по восстановлению справедливости сделаны татарским ученым-исследователем И.Нуруллиным. В его трудах и статьях мы встречаем немало ценных высказываний по поводу подлинности и художественной значимости произведений Г.Исхаки. Большой научный вклад в изучение уникального творчества Г.Исхаки ёносят современнные татарские ученые: И.Нуруллин, М.Хасанов, Ф.Мусин, Х.Миннегулов, А.Ахмадуллин, А.Сахапов, Ю.Нигматуллина, М.Закиев, В.Хаков, Ф.Хатипов, Р.Ганиева, Н.Ханзафаров и другие.
Имеющиеся публикации других авторов по творчеству Г.Исхаки посвящены анализу его отдельных произведений.
Необходимость' системного, научного освоения творчества Г.Исхаки, активно участвующего в литературном процессе начала XX века, обусловили выбор настоящей темы.
Цель и задачи исследования. Настоящая работа задумана как обобщающее монографическое исследование о творчестве Гаяза Исхаки дооктябрьского периода.
Для реализации поставленной цели ставились следующие задачи:
1. Подвергнуть научно-критическому анализу произведения Г.Исхаки (1897-1910гг)
2. Выявить основную проблематику его творчества дооктябрьского периода и рассмотреть ее в контексте с татарской литературой начала XX века.
3. Определить роль и место Г.Исхаки в формировании и становлении критического реализма в татарской литературе.
Методологической и теоретической основой исследования явились труды Дж.Валиди, Г.Сагди, В.Белинского, Г.Гуковского, Ю.Г.Нигматуллиной, М.Хасанова, А.Ахмадуллина, Ф.Мусина, Т.Галиуллина, X.Миннегулова и др. В работе использованы системно-структурный, сравнительно-типологический методы анализа.
Научная новизна диссертации работы
определяется тем, что творчество Г.Исхаки впервые становится объектом научного исследования в плане становления его. в контексте татарской литературы изучаемого периода. Изучение взаимодействия творчества Г.Исхаки и татарских писателей начала XX века определяют роль и место писателя, которые он должен занимать по праву в татарской литературе. Это, в свою очередь, даст литературоведу ключ для выяснения многих вопросов формирования эстетических и мировоззренческих взглядов татарского народа.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выводы и методика анализа произведений могут быть использованы в создании монографических трудов по творчеству Г.Исхаки и восполнить пробел в вузовских учебных пособиях по истории татарской литературы начала XX века.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Основные положения исследования изложены в научном докладе, прочитанном на итоговой научной конференции 1996 года Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова, на международной научной конферен-
ции, посвященной 120-летию со дня рождения Г.Исхаки,а также в двух авторских публикациях.
Структура работы. Характер, цели и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, цели и задачи, методологическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе "Идейно-тематическое содержание произведений Г.Исхаки (1897-1910гг.)" выясняются истоки формирования писательской индивидуальности Гаяза Исха-ки. Различные по тематике и жанрам ранние произведения свидетельствуют о настойчивых поисках автором своего места в литературе.
Вся писательская деятельность Г.Исхаки была направлена на то, чтобы помочь родному народу найти ему путь и способы борьбы за счастливую жизнь. Вступление писателя на литературное поприще ознаменовало собой начало нового этапа в татарской литературе. Являясь законным преемником богатых традиций татарской просветительской литературы, он вместе с тем раскрыл новый метод - метод критического реализма. Будучи одним из самых талантливых и многогранных писателей своего времени, Гаяз Исха-ки унаследовал от своих предшественников стремление укреплять связь писательского таланта с реальной действительностью.
Развивая традиции татарской литературы, Г.Исхаки внес принципиально новое, порожденное его талантом и
продиктованные событиями эпохи. Он состоялся как большой писатель именно потому, что прочувствовал, осмыслил, и художественно выразил трагедию своего народа и пришел к горьким социальным обобщениям, касающихся всех, кому выпало жить сегодня, сейчас, здесь. В его творчестве трагедия народа оттеснила все остальное. Писатель раскрывает глаза людям, размышляя о путях сохранения нации, ее языка и культуры. Его общественно-политический трактат «Исчезновение через двести лет» (1904), послужил; блестящим подтверждением той истины, что художник достигает настоящей художественной высоты лишь в том случае, когда выражает интересы народа. Ис-хаки стремится показать, что такая нация, которая имела свое сильное собственное государство, имела богатую историю, не должна быть равнодушной к будущему своего народа. Глубокие раздумья о судьбе родного народа отразились и в таких его произведениях, как "Тормышмы бу?" ("Жизнь ли это?")(1909), "Зулейха" (1911) и др. Провозглашая свободу, высокую нравственность, он всегда напоминает о великой ответственности писателя перед народом и временем. Произведения, а с ними и имя Гаяза Исхаки, доходили до самых глухих татарских деревень.
Суровые законы жизни, жестокие нравы, бесправное положение женщин, определяют сюжет повестей "Мадрасе и<имеше" ("Испорченный плод"), "Башкорт бахете" ("Башкирское счастье"), "Квтелгэн бикэч" ("Долгожданная невеста"). Они написаны в один год (1910) и объединяются в одно целое своим социально-психологическим характером сознания. Несчастливые браки были частым явлением в татарской жизни. В повести "Башкорт бахете", автор показал в роли главного героя - несчастного мужчину, который женился на 12-летней девочке. Естественно, эта
девочка не готова для супружеской жизни, что очень трудно понять главному герою.
В другом произведении, "Мадраса эцимеше", перед читателем встает образ несчастной женщины. Автор показывает тяжелую участь татарской женщины, связанную с религиозными пережитками в татарской жизни. Г.Исхаки впервые в истории татарской литературы показывает женскую эмансипацию, которая достигла в своем развитии раскрепощения разума. Главная героиня Сорур из робкой, нерешительной превращается в уверенную, незаурядную женщину. Блистательно раскрывает мастер слова поведение и внутренний мир своей героини, ее духовные стремления .
Не менее интересна по своему художественному замыслу и следующее произведение Г.Исхаки - «Кетелгэн бикэч». Сила этого маленького рассказа, который состоит всего из б страниц, заключается в том, что автор раскрыл чувство положительной, деятельной любви, не подавляющее, а укрепляющее индивидуальную волю человека, с од-
г
ной стороны. С другой стороны, Г.Исхаки показал существовавший в ту пору жестокий обычай - жениться или выдавать замуж за незнакомого человека.
В сложном взаимодействии жанров, идейных мотивов и художественных приемов раскрылись ведущие тенденции творчества писателя на разных этапах его литературной деятельности. Так, например, уже в начальный период творчества автор пробует себя в разных жанрах: повести, романе, драме. Преимущественное внимание к одному жанру сочетается с работой в других. В этом проявилась не только индивидуальность исхаковского таланта, постоянная склонность писателя к завоевыванию все новых и новых художественных плацдармов, но и известная законо-
мерность, диктуемая жизнью, к которой Г.Исхаки был чуток.
Сложнейшую философскую проблему свободы выбора человека,, в том числе и в духовной сфере, ставит и решает его драматургическое произведение «Зулейха». В центре драмы встает образ простой татарской женщины Зулей-хи, которую насильственно отрывают • от своих детей, мужа, родных и выдают замуж за русского человека.
При всей сжатости сценического действия, трагедия содержит в себе сцены и образы, создающие достаточно полное представление о татарской действительности той поры. Личная драма этой женщины обретает огромный общественный смысл. Сама атмосфера в пьесе наэлектризована народным гневом, страданием и жаждой возмездия.
Раскрывая замысел пьесы, Гаяз Исхаки показывает величие национального духа, непреклонность татарской женщины, но в то же самое время ее изолированность от внешнего мира, с малых лет превратившейся в покорное и безропотное существо, в буквальном смысле слова готовой стать рабыней в чужой среде. Зулейха не знает русского языка, не может вернуться домой в течение двух лет, пока ее не нашел Табдулла.
В одном из писем М.Горькому, автор пишет по поводу этой драмы: «Пьеса по своему содержанию может быть, немного раздражает русского читателя, но исторически она является совершенно правильным, и горе, страдание Зу-лейхи было страданием очень большой группы татар «отпавших», и я лично знал много таких семей»1.
Эту злободневную проблему современности Г.Исхаки раскрывает и в драме «Алдым - бирдем» (1907, «Брачный
1 НуруллинИ. Письма Г. Исхаки М.Горькому // Татарстан, 1992, №7-8 с. 81.
договор»). Писатель показал исторически-конкретную, правдивую картину жизни народа в дни глубоких революционных преобразований, которые коснулись семейно-брачных отношений, сознания и психологии людей.
В драме «Тартышу» (1908) снова идет борьба старого с новым. Произведение призывает народ к новой жизни. Главный герой драмы Закир вместе со своей смертью хочет унести с собой старую гнилую жизнь.
Описание смерти Закира занимает одно из лучших мест в драме. Двадцатидвухлетнему герою произведения очень хочется жить, ему жаль прощаться с самосознанием, но эта боль расставания с молодой жизнью и с неизношенными силами выражается у Закира не в мягкой грусти, а в желчной, иронической досаде, в презрительном отношении к себе, как к бессильному существу. Он дает наказы своим друзьям издавать как можно больше газет, чтобы люди читали и старались жить по-другому. Показав смерть своего героя, автор еще глубже раскрыл силу характера Закира. Смотреть в глаза смерти, предвидя ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это суть мужественного характера. Между тем в этом мы усматриваем недовольство Г.Исхаки революционными событиями. И это он показывает в своем герое, которого не подкупят обманчивые формы: внешние усовершенствования не осилят его упорного скептицизма, его нельзя провести. Это тип героя, который может провести всю свою жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдут существенные изменения.
Если же в жизни общества произошли бы желаемые перемены, тогда люди, подобные Закиру, оказались бы гото-
вы, их бы постоянный труд не залежался. В этом состоит философский смысл, этого произведения.
Другим крупным достижением дооктябрьского периода в творчестве Г.Исхаки была комедия. ( "Ике гашыйк" ("Влюбленные") (1901), "Кыямэт" ("Светопреставление") (1909), "Щемгыять" ("Общество") . (1909)).
Обращение к комедии для Исхакй было неслучайным. Не судьба частного лица - не его внутрисемейные взаимоотношения сами по себе волновали автора, а прежде всего социальное поведение человека, критерием оценки которого стало его отношение к борющемуся народу. Человек и народ - судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Исхаки велик, несмотря на локальную содержательную форму своих комедий.
Новаторство Г.Исхаки сказалось не только в их идейном содержании, но и в художественном раскрытии этого содержания. Писатель обратился к человеку активной жизненной позиции, созидателю общественных ценностей, борцу за свободу и единение нации.
Вторая глава диссертации называется «Генетические и временно-исторические связи творчества Гаяза Исхаки с татарской литературой начала XX века».
В ней исследуются идейно-художественные особенности творчества Г.Исхаки в контексте с татарской литературой начала XX века.
Произведения писателя еще раз убеждают нас в том, что вполне закономерно можно говорить о литературе начала двадцатого века как об исхаковском периоде в татарской литературе, что не умаляет вклада и других мастеров слова. Его творчество обогатило великие свободолюбивые традиции татарской классической литературы и
дало начало новому - реалистическому этапу в ее развитии .
Контакт Г.Исхаки с писателями этого периода был определен самой жизнью, которая требовала решения насущных проблем современности, важных для исторического развития страны.
С Г.Ибрагимовым, или Ф.Амирханом, Г.Тукаем Г.Исхаки роднили преданность общественно-гуманистическим традициям татарской литературы начала XX века. Разрыв того или иного писателя с этими традициями был одновременно разрывом с исхаковским направлением.
Великие писатели боролись за равенство, справедливость и свободу. Нигде и никогда эта борьба не велась столь страстно, как в татарской литературе.
Писатели этого периода в борьбе за реализм создавали образ положительного героя своего времени, в котором гармонически сочетались сила ума и энергия.
Татарская классическая литература дооктябрьского периода смогла достичь огромного влияния и силы потому, что была правдивым отражением жизни. Она показала деспотизм и невежество татарских баев и мулл. Эпическая широта, многоплановость, внимание к важнейшим, определяющим моментам бытия народа, стремление к большим и смелым обобщениям были свойственны творчеству этих писателей. Они показали, какие великие духовные силы присущи татарскому народу, как непримирим и настойчив он в борьбе с трудностями и лишениями, как упорно стремится к счастью.
Именно эта общая потребность и дух времени направили произведения писателей этого периода в одно русло.
Одним из художественных открытий этого периода явился автобиографический жанр. В эти годы стремление
запечатлеть в системе художественных образов свои автобиографии явственно выступает в творчестве Г.Тукая «Исемдэ калганнар», Г.Ибрагимова «Начало весны», Г.Исхаки «Зиндан», «Тормышмы бу?» и т. д. Биографические элементы этих произведений интересны не только сами по себе, это отражение судеб людей, воплощение стремлений татарского народа.
В своей автобиографической повести «Зиндан» Г.Исхаки показал неудовлетворенность главного героя своей жизнью, хотя он успокаивает себя тем, что находясь в тюрьме, тоже можно извлечь для себя выгоду: читать и писать или же научиться русскому языку. Он не может не писать, боясь того, что его посадят в тюрьму. Эта мысль в повести является его жизненным кредо: во что бы то ни стало служить своей нации, вывести ее на правильную дорогу.
Демократизм и народность татарской литературы, ее горячий интерес к судьбе простого человека выразились и в появлении в начале XX века больших эпических жанров -социально-психологической повести и социально-психологического романа. Эти жанры оказались наиболее удобной поэтической формой отражения исторических сдвигов, происходящих в жизни татарского общества в эпоху первой русской революции, выражения национального самосознания татарского народа, пробудившего чувство личности.
Этот жанр свойственен творчеству Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки и многим другим, в основе которого легла мрачная панорама тяжелой народной жизни. Во многих произведениях этих авторов встает женский образ, без которого не было бы полной картины действительности того времени: Г.Ибрагимов, «Судьба татарки», Ф.Амирхан,
«Хаят», Г.Исхаки, «Медресе наймете» и др. Писателей угнетало вековое унижение женщины, ее узаконенная социальная зависимость от мужчин.
Драматургия этого периода нисколько не уступала другим жанрам в завоевании позиций критического реализма. В это время на творческую арену выдвинулись десятки талантливых сынов татарского народа: Г.Исхаки, Г.Камал, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов, М.Фэйзи, Дардменд, С.Рамиев, К.Тинчурин и многие другие.
Впервые на татарской сцене появляется произведение Гаяза Исхаки «9ч хатын берлэн тормыш» (1900) . В нем созданы непревзойденные по своей правдивости и оригинальности образы татарского купца Карима и его трех жен: Марьям, Сорур и Эсма. В образе нового человека автор показывает брата одной из трех жен (Эсмы)- Ризу, умного молодого человека, женившегося по любви. Он выражает беспощадную критику в адрес существующих порядков многоженства. В уста Ризы автор вкладывает по-новому звучащую речь: реплики, остроумные поговорки и пословицы. Риза содействует становлению и развитию психологии сознания главного героя - трояженца Карима. Перед смертью он все-таки осознает свою ошибку. В этом ему помогает Риза, который пропагандирует любовь,. призывая не мириться, а бороться за свое большое чувство, ценить прекрасное на земле.
Эту же тему раскрывает в своих произведениях Г.Камал, «Три злодея» (1900), «Булэк ечен» (1908), Г.Кулахметов, «Две мысли» (1906) и многие другие.
Герои Г.Исхаки, Ф.Амирхана, Г.Камала или Г.Ибрагимова размышляют не только о том, что непосредственно касается их личной жизни, но и о политических событиях, общественных проблемах.
Картины перемен, происходящих среди молодежи в годы больших преобразований, предстают в произведениях Г.Исхаки «Тартышу», Ф.Амирхана «Яшьлэр», Г.Камала «Булэк вчен», Г.Кулахметова «Две мысли» (1906), «Молодая жизнь» (1908).
Определяющими в этих произведениях являются решительный и осознанный протест против среды и обстоятельств, жажда социальной свободы.
Оригинальность создаваемых характеров, содержание и формы произведений, национальные истоки, самобытность и народность творчества этих писателей объединяют их одной нитью.
Третья глава называется «Особенности творческого метода Г.Исхаки». Исследуя творческий метод Г.Исхаки, необходимо прежде всего сказать о том, каково место этого метода в развитии реализма в татарской литературе. Продолжая развивать прогрессивную, гуманистическую традицию литературы прошлого, Г.Исхаки специализируется на критике современного ему общества, на изображении его отрицательных сторон и пороков. Сохраняя основы литературы прошлого, которая утверждала передовые идеи своего времени, лучшие качества человека, поддерживала и укрепляла его стремление к освобождению от гнета и эксплуатации, Г.Исхаки стремился пробудить общественную активность к борьбе за социальные преобразования, свободу и единение нации.
Если герои произведений Загира Бигиева или Закира Хади являются в большей мере воплощением всего человечества, тех или иных сторон его жизни, то образы Г.Исхаки гораздо более индивидуально конкретны и многогранны.
Своеобразие исхаковского метода отразилось и в изображении портретов и в раскрытии внутреннего мира его героев. Нравственная сила, духовная красота образов показаны писателем в сочетании с их необычайной внешностью. Например, это портреты Ризы, Зулейхи, Сорур, Сон-нэтче бабай и т.д.
Глубокое своеобразие творческого метода Г.Исхаки заключается и в изображении быта родного народа. Бытовой материал представлен писателем не только во всей его конкретности и детализации, он дополняется богатой духовной жизнью народа, мечтаниями и видениями о своем будущем. Рисуя татарский быт, Г.Исхаки противопоставляет его порокам непрерывно растущего человека, не желающего мириться с неправдой жизни.
Не знающая покоя мысль художника вскрыла, казалось бы, в простых бытовых сюжетах столько сложных нравственных проблем, что авторское повествование превращается в социально-философское, в развернутое размышление писателя о критериях духовных ценностей личности, о взаимоотношениях личности, народа и истории.
Для Г.Исхаки характерно взаимопроникновение изображения действительности•в ее повседневном самодвижении и типических характеров в их саморазвитии в духе критического реализма.
Писатель обнаружил высокое мастерство, изображая человека в действии, раскрывая его психологию в неразрывной связи с действием. Высокая идейность замысла и совершенство его художественного воплощения, талантливое раскрытие процесса становления нового человека, покоряющая жизненная правдивость картин и образов - все эти особенности творчества Г.Исхаки не могли оставить равнодушными писателей этого периода. Существовала пре-
емственность в разработке человеческих характеров, ибо многие социально-психологические типы, показанные Г.Исхаки, не исчезли, а продолжали существовать в новом облике в произведениях татарских писателей начала XX века.
В заключение работы даны обобщения и изложены основные выводы по исследованной теме.
1. Историческое время, в которое создавались произведения Г.Исхаки и других татарских писателей этого периода, наложило на их творения неизгладимый отпечаток: реальные жизненные проблемы - бесправное положение татарской женщины, невежество и фанатизм, косность, бытовавшее в этот период в татарской жизни.
2. Психологизм в произведениях Г.Исхаки:. изображение душевного мира - мыслей, чувств, переживаний героя. Психологический анализ сочетался с социальным анализом, изображение духовного мира получает общественную окраску.
3. Художественные произведения этого периода решали жгучие общественные проблемы, определили сущность пороков татарского общества, причины страданий и бесправия народных масс.
4. Как Гаяз Исхаки, так и другие писатели последовательно освещали прогрессивные идеи в области воспитания и обучения подрастающих поколений. Их произведения глубоко педагогичны.
5. Г.Исхаки раскрыл человеческое духовное богатство и внутреннюю красоту героев, что объясняется общностью их эстетических взглядов.
6. Писатель показал процесс формирования и развития свободомыслия среди татарского народа.
7. Писатель описал судьбу татарской женщины, освобождение ее от религиозных предрассудков.
8. Гаяз Исхаки и писатели этого периода жили и творили в переломную эпоху - в эпоху больших преобразований в жизни татарского общества. Они стремились поднять культурный уровень родного народа до уровня самых цивилизованных народов мира.
9. Прекрасное в его творчестве раскрывается путем решения проблемы красоты в обществе и в природе через образ совершенного человека.
10. Критический реализм писателей складывался не только на национальной почве, но и на основе опыта всей европейской литературы, прежде всего русской.
Основные положения диссертации изложены в следующих
публикациях:
1. А кто такой Гаяз Исхаки?//Идель.-1997 . - №1,2(на русском языке), с. 53.
2. Он нашел путь к сердцу народа.//Научный Татарстан. -1998. - №1, С. 83-86.
3. Тема любви в рассказах Гаяза Исхаки.//Мэгариф.-1998.- №6 (в печати).
4. Художественное своеобразие творчества Г. Исхаки. //Идель.-1998.-№6(в печати).