автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Макарова, Елена Антониновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова"

Р16 Ол

ТОШКИЯ ОРДЕНОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи МАКАРОВА ЕЛЕНА АНГОНШОВНА'

УДК 882 : 82. 091

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ЛЕСКОВА

1

Специальность 10.01. 01 -

русская литература *

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени . кандидата филологических наук

ТОМСК - 1 993

Работа выполнена на кафедре русской л еарубешоП литература Томского орденов Октябрьской Революции в Трудового Красного зиахяии государственного ушшорситета

Нзучньй рясоеодитсль - кандидат ф;:лолог;:чоскях

над-:, доцент Косим В. 1*. Социальные оппоненты ' - доктор фялодсгпчесгаш паук,

профзссор Г. Е Краснов - доктор филолопгческзк нале, дэь,з;:т И. В, Столярова Ездупхш организация - НососиЭмрскуш государствен-

ный педзгогачест:й .тст.аус Защите диссертации состоятся " " 11ЦМл£ 1393 Г. в ^ чацов из заседании специализированного совета К, 033. БЗ. Сс- по присуждению ученой степени кандидата филологически? наук в Томском орденов Октябрьской ?езо-лмцш Трудового Красного Знахет: государственно« уни- • Еерсптетс (634050ЛС1-ЙК, пр. ЛЕНИНА,35).

С диссертацией можно ознакомиться в научно;': б! Олиотеко Томского государственного университета.

Автореферат разослан \J-J-fLJt: 1993 г.

Учений секретарь спешадтакрованного совета ютмичдат филологических наук

доцент У Л. А. Захарова

- з -

Николай Семенрвич Лесков имеет достаточно установившуюся репутацию писагеля-традиционадиста в русской классической литературе и литературоведении. Нельзя сказать, что его творчество "выпало" из поля зрения критики. Напротив, здесь очевиден постоянный интерес к феномену художника, авторская позиции которого по сути своей весьма родственна гуманистическим тенденциям народной культуры.

В предлагаемой работе, "Старообрядческая культура в эстетическом соенанш IL С. Jfeeh.'iKi", автор практически впервые обращается к вопросу изучения писателем явления старообрядчества и непосредственного прелош„,яия этой традиции в его художественном творчестве.

Обращение к национально-культурным истокам актуально в своей сущности, потому п актуальность выдвигаемой проблемы обусловлена несколькими моментами. Для сегодняшней литературной и общественной ситуации диалога культур взаимодействие светской и церковно&религиозной идеологий становится важнейшим источником нового подхода к явлению русской литературы, прежде всего по отношению к таким писателям-гуманистам как Лесков, Достоевский и Голстой.

Старообрядческая культура выступает для Лескова как неотъемлемая часть общей народной культуры и воспринимается им как наиболее чистый вариант народных верований. При уяснении генезиса природы творчества художника мы подчеркиваем особую роль старообрядчества как органического момента русской традиционной культуры в формировании творческого метода писателя, где старообрядческий извод становится определяющим в создании лесковской концепции праведничеетва, что связано с особый представлением о рол^ и месте.Слова в русском национальном бытии. Это ведет к созданию сложной, взаимосвязанной в русскоы времени и пространстве картине мира.

- Сан культурно-старообрядческий момент выделить крайне сложно, так как он входит в общее понимание народной культуры, являясь одним иа важнейших невычленимых ее пластов. В то ке время ощутим неявный эстетический план этой культуры, исходный 'Данные которой коренятся не только и не столько в эстетическом Таспекте, сколько в мировоззренческом, социально-историческом, в разнообразиях состояний, инту^ций и т.п. Но явление это тем

дорожэ и интереснее для писателя, что, органично связанное с традицией^обладает универсальным, общенациональным и общечеловеческим содержанием.

К 60-м годам XIX века при сложившейся официальной правительственной концепции в отношении раскола существовала ужо довольно обширная история вопроса. Но, как правило, изучение его было прерогативой историографии и либо Понималось слишком общо, не дифференцированно, в ряду других религиозно-демократических движений, либо предельно изолированно с тенденциозно-ограниченным подходом и абсолютизацией догматически-обрядового аспекта. Между тем, в широких слоях патриархально-настро-' енного населения России отношение к старообрядчеству было куда' более диалектичным и диалогичным.

Позиция Лескова но отношению к старообрядчеству особая. В его историко-культурном подходе нет места делению истории на изолированные этапы. Это понятие для него предельно расширительно и, вместе с тем, конкретно, определяющее тип национального сознания и поведения, когда вновь и вновь возникает на переломных этапах истории та неизбежная российская культурная ситуация раскола, так называемой "русской розни", которая отражается не только на уровне коллектива,. но и индивидуального сознания, как раскола со своей верой и судьбой. И я общем все захлестнувшем интересе к феномену старообрядчества середины века мы подчеркиваем особую роль Лескова как художника-практика, увидевшего в древней культуре раскола важнейшие и характерные черты русского национального духа, выявляющие существенные моменты нового художественного мышления. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ с теоретической точки эрения стал осо-. Сый переходный тип традиции, вопрос о которой неизбежно возникает в определенные переходные эпохи. Это ведет к моменту переосмысления укоренившейся системы ценностей и встрече культур. Кризис нового, по Лескову, неизбежно ведет к осознанию альтернативных возможностей старого, которое, таким образом, умз и не старое, а нечто давно продолжающееся. Его интерес к старине, "старой доброй сказке", представляющей исконный божественный и прекрасный порядок, закономерно выливается в интерес к старообрядчеству, станотндимен в восприятии писателя наследником всей дораякольничьей культуры.

ОВШСГОУ ИеОЛР./теМГЛЯ стпли культурно-?стстич«<!к«л почск1»

V

Ч

.Лескова 60-х-начала 70-х годов, связанные с особенностями его мировосприятия, художнических интересов, крута , чтения, рассмотренных в общем контексте времени, а также проблема конкретного отражения интереса писателя к феномену раскола в художническом творчестве, в формировании концепции праведни-частза, в-самих принципах повествования.

Сама постановка диссертационной проблемы во многом стала возможной, благодаря активному изучению творчества Лескова современным литературоведением в связи с его обращением к традициям народной культуры, ее письменной и изустной традиции, различным религиозным верованиям. В этом отношении особо интересны-® представляются исследования А. А. Горелова, 0. К Евдокимовой, Ю. Л. Сздякова, И. Е Столяровой, В. А. Туниманова, М. И. Че-редниковой и ряда других.

Еыделяя особо проблему отношения художника к старообряд-ческоцй культуре, мы понимали всю сложность и разнокачествен-коеть этого 'материала, трудность его интерпретации, так как эстетический момент проясняется крайне сломю именно с точки зрения его генезиса. Потому формирование собственной концепции определялось только логикой мысли и развития самого писателя в ' связи с логикой тлсприятия им отой культуры.

Подобный многоуровневый подход и сам тип исследования по принципу концентрических , кругов с постоянным моментом оговоре-ния и подчас двойного акцентирования проблем определил и мето- . дику анализа, которая исходит из принципа целостности, заложенного в основе работы, и многообразия подходов: историко-культурного, типологического, культурологического.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется стремлением практически впервые рассмотреть факт обращения Лескова к старообрядческой культуре и творческого преломления ее уже непосредственно в художественном творчестве. Попыткой исследования культурно2эстетической природы писателя с точки зрения не только усвоения и очзвидного_ влияния на его творчество традиционного материала, но и стремлением показать, что подобная плодотворная форт взаимодействия культур, исходила на мировоззренческой установки худокнкка, сама специфика мышления которого сродни народной. В этом отношении НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ цогут быть сформулированы следующим образом:

1. Впервьк? собран и сиотвматизироиан нокнй материал, сян-

u 6 -

ванный с исследованием Лесковым феномена раскола в общем историко-литературном контексте 60-х годов XIX века (введены в научный оборот новые архивные и публицистические материалы по этой проблеме, сделана попытка систематизации библиотеки писателя, хранящейся'*^"Доме-мувее г. Орла). - ■

2. Выявлены принципы освоения этого материала, проявляющие особенности формирования концепции праведиичества у Лескова'*

3. Конкретизировано преломление этих принципов в художественном творчестве писателя 1860-70-х годов на материале ранних рассказов и романа-хроники "Соборяне".

4. Определены характерные черты поэтики, обусловленные эстетической системой старообрядческой культуры.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации обусловлено возможностью использования ее основных результатов в дальнейием изучении проблемы традиций народной культуры в 'ее общефилософском и историко-культурном аспектах, а также•вопросов генезиса природы творчества Лескова, ого эстетики и поэтики при творческой переработке традициотг» о материала.

Основные положения ди'оертации могут быть введены в программы курсов по истории и теории литературы, спецкурсов и спецсеминаров по соответствующим проблемам. Вводимые в научный оборот материалы, опыт их интерпретации и конкретные наблюдения могут быть использопаны в практике комментирования произведений Лескова и отдельных зпизодое биографии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на заседаниях ка- . федры русской и зарубежной литературы Томского государственного университета. Определенные ее разделы в виде сообщений и докладов были представлены на заседаниях аспирантского семина-■ ра кафедры и научных конференциях. Отдельные положения и выводы диссертационной работы изложены в ма?ериалах и тезисах докладов: на VI и VII межвузовских конференциях в Томском университете (1988,1992 гг. научно-теоретической конференции "Человек и духовные ценности" в Кишиневе (1990 г.). Содержание диссертации отражено в семи публикациях, три из которых находится в печати.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТУ. Работа состоит ко введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии по теме диссертации, рклпчппц-зй 680 наименований. Объем основного текста работы без npi!W4--«mü и Ьиблиогрп-Иш занимает 209 мавшноиисимх страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ВО ВВЕДЕНИИ дано обоснование актуальности темы, методологии и методики анализа, определены принципы исследования и цели работы, сформулированы научные результаты и основные положения, выносимые на защиту.

Факт обращения Лескова к старообрядческой культуре практически еще не исследован в литературоведении, хотя само по себе обращение к народной культуре в целом отмечается практически всеми исследователями. В реферируемой работе сделана попытка особого историко-генетического подхода к проблеме. Избранное направление позволяет, с одной стороны, исследовать во всем объеме многообразный и обширный материал, 'С другой, наметить важный эстетический аспект, где подчеркивается особая роль старообрядчества как органического момента русской традиционной культур« в формировании творческого метода писателя.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Проблема культурно-эстетического самоопределения Н. С. Лескова в 60-е годы XIX в." на конкретном материале исследован факт обращения писателя к старообрядческой культуре и обозначаются ее основные философско-мировоззренческие аспекты.

В ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ "Пути традиционного сознания художника и "русская рознь: предпринята попытка приведения в систему многоразличных исследований по расколу в 60-е годы XIX века, отмеченных резким всплеском интереса к этому явлению.

Интерес к расколу в русской культуре возникает из все крепнущего интереса к народности, и целый ряд историков, филологов искусствоведов обращается к изучению русской старины, отыскивая в старинном быте и преданиях черты нравственной личности народа.

Принципиально важными в деле изучения раскола становятся исследования А. П. Щапова, А. Н Шпйна, которые ■ предельно увлечены народной стороной раскола, проявлениями в нем свободной умственной деятельности и общинных инстинктов, той существенной долей общечеловеческой правды, которая была в протестах старообрядчества Позиция революционеров-демократов, напротив, проистекает из конкретного вопроса: насколько сознателен народ и насколько способен он к организованным действиям.' Но р. мч

апологии раскола нет понимания необходимости дифференцированного подхода, потому внеисторичный, утилитарный подход к неоднозначному явлению старообрядчества приводит, по сути, к снятию проблемы, .таг. как оно прочно ассоциируется у "прогрессистов" со старой, закоснелой Русью допетровской норы.

Епервыз научное изучение древнерусской эстетики в том числе и старообрядческой, предпринимает <5. И. Буслаев, неустанно акцентирующий мысль о самоценности текста и самой старины, о недопустимости вырывания их из общего исторического контекста.

Проблема раскола стояла столь остро в шестидесятые годы еще и потому, что' была типологически сходна с явлением "нигилизма". Действительно, по выражению Н. Бердяева,-раскол буквально "Езорвал" допетровскую мысль изнутри, но произошло это, прежде Есего, в области народной мысли, с нгаыблеыой идеей верности завету, отличной от психологии отрицания в принципе.

Художникам-гуманистам середины века наносится своеобразная Культурная травма. Нигилизм в их восприятии - это предзнаменование, сулящее уиасные последствия, и русский "консерватизм" этой поры представляет собой в итоге теории ангинипшгаыа

Для Лескова очевидно, что разрыв связей со своей историей и народностью таит опасность для этического бытия человека, ставит под сомнение национально-историческую модель развития России'"* Основная причина краха нигилизма для него в том, что ва ним кет культуры-памяти. Все более очевидная проблема • распада духовной культуры, утрата "вечных ценностей" ведет' писателя, к поискам новых путей, открыт)® нереализованных этических ценностей, при которых старообрядчество воспринимается как оптимально-'кстый вариант веры.

ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ "Круг чтения как отражение культурной интуиции писателя" сделана попытка исследования и систематизации крута чтения Лескова на материале его библиотеки, хранящейся в Доме-музее г. Орла

Сам круг чтения писателя даст наглядное представление о том, как складывались его эстетические принципы, что было их питательной почвой, приоткрывает ъ некоторой степени сам процесс его размышлений и творческих поисков. В личной библиотеке ■ овеществляются и отражаются интересы художника, ведь это один из самых значительных реальных источников его изучения в биографическом, историко-литературном, теоретико-типологическом

- о -

плакал.

Ч гсяжзгай коллекции Лесютва счерчивается не только круг его читательских интересов, но и проблем. Эта библиотека очень избирательна, а ней нет безразличной инвентарном», но отражается основная направленность творческих поисков художника

Центральная ч?.сть библиотеки имеет глубо!«й национально-еы-рзэптешшй :;с'Пс::тер. Большее место отведено книгам по истории русского ¿го преданиям и Ситу (здесь исторические со-

'¡"нсния !!. ГЗ'.': Е. !1аршвича, Л- Оболенского, кн. Щербатова и

гр.). Олноч1;:! ¡.«сто занижают юшги религиозно-нравственного соднр::;г.:::!л. "т? груш СЫи КенпиЯского, С. Фаррзра, проповеди ггетерл Т>рс?.'?, различию издания Ветхого и Нового заветов. ■*»с;'~та нетрадиционная трактовка библейских

•ггкетоз, йс::р"!г,г/:1=ясл в неофициальной апокрифической литера-туг" > У2с*'л?//} "¿Л ¡.:зсссй гавопнених подробностей с особенной ^стст;-::-гсл ло"";-":!,' погруюжей в сферу чудесного и трагического. Стсгдз понятен его особый интерес к книге Э. Ренана "Жизнь '"псн'са" берглг^это издания, где делается акцент на личности :ра.',!П!г—~'Згс чэлогека-праведника.

КзяСапзв нуогограчиз представлена в библиотеке святооте-••гсчяя х-ггзпатура с ьиогочксленными пометами, следа!,«I правки, гарреягирсскя, подчас я переработки неточно и неполно соотав-.'.?ашгс тгкетез (си. "В~гослу:габнце каноны" на славянском и русс.оч П31.:к.т.>;", "Христианские нравоучения" святителя Тихона, лртений славянорусский Пролог и пр.). Особо® пристрастие имеет ."зеков к древним рукописям, избежавшим правки, которые ценны оаии по себе как "преданье старины".

К середине 70-х годов, параллельно с работой над "праведни-«зским" циклом, писатель сам готовит антологию по Библии и еы-пускаэт ряд бропюр. В его библиотеке представлены различного рода ;оттил, и панно помнить, что сан Лесков обладал необходимым знанием ?.г:!ографии всего христианского мира, чтобы иметь право судить об ссобом русском характере святости.

Соверсенно закономерны;,) предстазляетея направленность мысли мудс.-яшка к феномену раскола, тек как старообрядчество ценно для него сво:-.м особо.! г.рзднззначеккгм. Его интересуют прежде вечго сама тексты, и он с огромным увлечением собирает-старин-:шз рукописи, многочисленные документы писателей раскола. Ядесь ему особо дорога проятамос.ть вечного ген.ч русского нами-

ондамюго характера и русского слрва. Потому так взсзтоевяаая с этим I! его неустаявый интерес к неофициальной литературе 1Я10!фй$а, русского фолыагора. В составе библиотеки литература зга представлена в большом многообразии. Здесь знаменито Сбор'ШКИ СШМОК, Л?Г«НД, русских духовных стихов и народных пссэн Л. Афанасьева, 11 РиЗникова, Я Варенцова, П. Бэссокова, "Русские народные а.чекдотн" С. Глинки, "Поынтиики отреченной литературы" II С. Тихонравова, г до г, особых Функциях русского слова я молвы худоннику видится единая яэвковая система.

ТГН.ТЙЛ РАЗДЕЛ "Раскол как проблема современности в публицистике Н. С. Лескова" нотисаи ла осиово многоразличного публицистического 5< архивного материала по зтой проблеме.

Среди мчогочпелгнвых документов, собранных писателем перед поездкой в ригу, особь;;") интерес представляют лолиий список "Поы')рс!а;х ответов" Андрея и Семена Денисовых, рукопись старообрядческого-псалма "Увзкшшс дуга", 'рукопись Оыаоего иеромо-пта Успенского старообрядческого монастыря; Сергия "Зеркало для стасоибрлдцеа, не покорялщдси правое лаз пой церкви", пасса документов, годом к отчетов самого Ласкова, связанных с изучением проблема раскольничьих ккзл и ставших основой для его уникальной ккагк "О расколышкгЦг. Риги, преимущественно в отношении к ксолам'Ч СПб. , 1063).

Старообрядчество всегда находилось в круге писательских ннте-' ресов Лескова, со временем представая во псе больиею эстетическом наполнении. К несмотря на крайнюю противоречивость взгляда худэмтка на это явление, довольно четко прослекива-к/гск основные тенденции его гуманистической шели, оставшиеся неизменными за все тридцать лет "трудного роста".

Центральная идея веротерпимости,свободы совести неразрывно связана для него с проблемой раскола, и кс просто раскола как та-ЮЕого, но оОерй "расколотоети" русского сознания. Раскол для него не чистпая узкая проблема, а вопрос вопросов, рпредо-ляезий об1г;гв пути развития России.

!\-шти очорпи к статьи по этой я^Яля«, публикуем:« Лееко-£(.'!! и рпзлгть'х периодических кьглпнх ¡."Отечественных за-, писках", "СЧ-гс!рвг>Я пчело", "Епрлч-.нл ведомостях", "Граадтяи-п<-"1 чреде гг.вдяк'Т ссбо.1 чспсср-дтег'-'намз отклюю на события. ь»го и или статей о рвегстикчгхх !.кела::, о "свод:;!« Сг.акпх", о гоятЧн* г^сголп, т» оч «>- уггр»т поскитаться конкретными

торзктерэми, храиякаго з себе ссобиз, ординальные и еывокпя*

р.ПЕСТС0ПИЫ9 «ЭрТ!4 РУССКОГО ПрОСТОНГфОДЬЯ.

Гс? они, одг.та-.е, несут внутри себя некую целы.уя программу, спязачвуя с его обпей мяровозгренчзской установкой ва старооб-рядтстео. В топроое раскола Лескову не столь ьачш подробности, го преявште и формирование особого типа личности, яа-цмоиалыгаго характера.

В г.адччу 'ЧКТВГ.РТОГО РАЗДЕЛА "Русская юдана и эстетические поиски раннего Лссг.ое;»." »ходила проблема не только рассметре-г'-'/л гаггкретного факта изучения им современного состояния тто-но п гыявлйккя предельно ¡ккпого эстзгического аспек-"••з, связанного с форгароваяием типа героя и санах принципов Г'о'гсствозанкя.

Г-хч'а залижет г;сс"се место в остетккз художника, я поспр'л-' пт:;е пгогрз1>:«есксго искусства, га.ч зто всегда бывает у Леско-:гл, мчогоуройнево. Его волнует, прежде ксего, са>и состояние ;;кс:;огшоного деда в рзссии второй половины XIX века (отерда -просг.етптэльскнЛ, 1^'льтурологичесга;Я подход), нзего скопи я культурно;! статусе ЧОтаЕГКЗ И, 1ИК0ИСЦ, КЗ;! итоговое -о'пзруяеикз эстетических контактов ягеолисп и художественного слова.

. лзЗосьо к древвеиу худогеству, писатель приобрета-

ет сбгарнь-е позначна в отой области. 1Ьшй ряд газетных и иур-пашпа статей поевпьгн судьбам русского иконописного искусства'и его наиболее юдаящшея панятикгспм (см. его 'статьи: "Адописнш иконы", "О русской, иконописи", "Расточители русского искусства", "Лива не будет", "О худояном муле Никите 'л о совоспитанных ему" и нн. др.).

С-Знаругавая изумительное янзлие первоисточников, Лесков стшягадаш и их интересным толкователем. Он подчеркивает особое рначэние ппохркфэв для епкотов, которые оживляли сухой канон, внося г, наго яркие краски и гаг.ме чувегга, становились . сгоссбрззшЗ Фзрной йдапгквия и тояювшт текстов, ясио проявлял момент нгщпс.'гиьного гь^ррл егэтетс?..

В езкелтда гсггОлчшсЗ в ерс-лс сторосбрядчества русской «рогн^гоепда с сазестюх»«?* он тояг-ьт'чет на вогатгР^сй гст-ву« его фзгуиг "&ягсрагу<кого рэг.бойнпка" Р-дха. крайне гн-рпаителкрА обрэа которого чрезвычайно волновая писателя. Ои

-12- s

вы", невольного грешника и невольного святого, спасение которого вне мира невозможно. Не случайно этот древний евангельский свжт дает в дальнейшем мощый толчок в русском е'оль-. клоре и литературе.

Внимание и любовь к иконописи закономерно и органично ьпле-.талпсь в особенности мировосприятия самого Лескова, что давало дополнительный импульс для фэрмлровшшл ноеой, совершенно особой и специфической эстетики, так очевидно выявляющей контакты стопкой н художественного слова на уровне повествования.

В ГЙТОЫ . РАЗДЕЛЕ "Поиски героя на традиционных путях" ' • поставлен вопрос о своеобразии эстетичесдаго идеала художника, • связанного с форыиревшшеи типа праведника, резко стлячного от "нового человека" нигилистической волны. Феномен старообрлд-' чзства исследуетсл теперь с $„-июсо$ско-^фОЕОзаренчзских и эстетических установок, свяааанш с ьовс"» постановкой проблемы человека, которыЛ шслится,' по вираже ни» A. IL Панчекко, как "эхо истории".

Для Лескова-художника ватен демократический источник в христианской идее. В самом es старообрядческом типз героя, который органично близок ему, выявляются две линии, евлзелшыг, с одной стороны, с предельно индивидуализированным ■аввакумог.сю;;,! типом героя, который начинает ощущать себя как носителя сакральной интуиции, с освоением Бега внутри собственник границ, идея исключительности которого выходит, в итоге, на уровень фанатический, застывая в своей однозначности, с другой - это тип христианского подвижника, безвестного героя "молвы", полного кивой народной веры.

При подобной акцентировка проблзда' старообрядчества, присутствует в сознании художника tía;; проблема ценности и непрерывности гиани. Особая re картина мира но одномерна, но представлена как "вертоград многоцветный" ч~ "юдоль скорбей". Сам мир в подобном восприятии не просто праведный, аскетично-трагедийный, но и гуманизированный, предельно разнообразный н красизый: Познать кз его дано безвестному страннпку-скитадь-isy с трагически-обостренным ессприятием Красоты н Добра.

Обращение к старине органично и закономерно для Лэскова-ху-докника, само сознание и способ ыюлениа (-второго причудливо реыинисцентнц, насыщены "памятью" устного и древлепечатного - народного олово. Вое, что дорого писателю в древней культура

раскола - проблема общенационального, проблема устойчивого идеала и псторическс;! памяти, сохранение национального гуманною и коллективных ценностей - все подчинено главному: обращенности Человеку.

ЕО ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Странничество как тип русского мироповеде-пг.л" на основе ранних рассказов Лескова выявляется рав]ше грани преломления старообрядческой культуры угя непосредственно в ткани художественного текста. Сам старообрядческий извод здесь еще неясен, хотя и несомненно присутствует на уровне интуиции, в глуОгашкх мотивах и внутренней архетипикс произведений.

Анализируемое произведения - "Овцебык", "Житие одной бабы", "Котин Доилец и Шгатонида", на первый взгляд, принципиально разные, но сана их "разкотг" создает спектр многообразны^ вариантов и типов поведения, репейных па различных стилевых и 1 гапровых уровнях (отсюда и различие при анализе мэтодологи-. ческих подходов). Все это образуем некуп парадигму, исходнуп концептуальную схему-модель, позволяющую прийти к некотор^! обеим выводам, которые затем закономерно сведутся при рассмотрении романа-хроники "Соборяне".

В ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ**Заблудившийся странник Лескова" (paccitaa "Овцебык") подчеркнута причина обращения к раннему творчеству писателя, которое представляется наиболее интересным и выразительным с точки грс:Я!л эстетических поисков, формирования своеобразной и во многом уникальной поэтической системы.

Рассказ'"Овцебык" - это первый рассказ моногра&ичесгаго ти' па, с которым писатель входит в "большую литературу". Его герой,. по сути, первый праведник и первый странник, вся ге система миологических мотивировок в неортодоксальном видении писателя определенно мтийно-фольклорного характера

Определяем в рассказе становится мотив Гор.твлочастьп, который рождает мотив "ведомости", "очарованности" героя. Сам образ Горя п какой-то мере персонифицирован, Еоплошая собой Судьбу человек. Интересна и значима его акцентировка: назревает конфликт мевду человеком и его судьбой, в центре - драматическое положение личности, обладающей нравственной самобит-' ностьа и целостным ощущением кизни. Причина яе несостоятель: ности героя видится в его неверной "функциональной" прикрепленное™. В своей миссии теоретика-агитатора Василий Богословский первый улавливает не свое, путъ в "некуда". Лесга-

- 1'4 ~

вым тонко отмечаются "присущие хождению в народ одновременные святость и исторический драматизм'Чпо выражению А.Горелова).

Пэиск логики, причинной связи и выявлении их в особенностях . духовного мира человека ведет у художника к смещению привычного понимания Слова и поступка героя, которому присуще сокровенное знание истины и которому пока не дано оформиться в Слове.

ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ "Трагедия безмолвного сознания" (на материале рассказа "Житие одной бабы") особо значим момент заострения положительно-нравственного начала в героях-персонажах из народной среды. Лесковская крестьянка - совершенно новая героиня в литературе 60-х годов, продолжающая и развивающая его I галерею праведниковЗдесь все "играет" на основную мысль: и неразрывность жизни героини с окружавшим ее бытом, и обращение к ■ русской песне как средству самовыражения, где интересно само соотношение Слова и поступка, и сопоставимость образа Насти Прокудиной с создаваемыми в это же время образами Катерины Измайловой и Воительницы, которые не выдерживают проверку любовью и делом которых становится теперь не поступок, но преступление, что окончательно разрывает их с традицией.

В Насте Прокудиной есть та самая дорогая художнику корневая прикрепленность, неразрывность с традицией, которая позволяет трактовать этот обрей в расширительном масштабе, выводя его на уровень типа В основе мировидения Лэскова ааложена крайне важная особенность - типологическая соотнесенность и соориен-тированность характеров с традиционными образами-символами на- ' родной культуры. Штомув "Житии одной бабы" можно уловить в своеобразном поэтическом преломлении отголоски и древних апокрифических сказаний-мартирий о хождении Богородицы по мукам (особо популярных в раскольничьей среде), и житийных образцов женского праведничества, будь то "Повесть об Юдиании Лазаревской" или старообрядческая "Швесть о боярыне Морозовой", где принципиально новый, реально-биографический тип повествования становится определяющим, а авторство как художество вырастает иа авторства жизненного.

Нзвую акцентировку получает мотив "неуемности", "Еездомов-нссти" русского человека, так как в центре повествования жен-щвщ, и мотив Лома, представленного как мир, тепло, уют становится определяют™. В "блаженности" Насти отражен тот особый ,

тип святости, который впитывает в себя "мечту" своей культуры и ¡соторому только и доверено выразиться пусть пока не в Словесно лесте. Мир же отвергает эту святость и лишает ее крова, поэтому благополучная смерть-успение, которой обычно заканчиваются жития, уже и невозможна. ,

Особенность поэтической системы Лескова-художника - в восприятии окрукаетюго мира через созерцание, особой ауры, где преобладает не столько литературно-идеологические задачи, но установка :га Передачу непосредственного зрительного впечатления. Мир его характеризуется пестротой и смелым сочетанием контрастирующих красок. Здесь сказывается особое восприятие древнего искусства иконописи. И возвращаясь через эстетическое восприятие иконы к . тексту, у Лескова начинает формироваться самостоятельная перспектива, новая грань его "двилук??йсч" эстетики: создание определенных повествовательно-описательных структур с неоднозначным, сложным и многоуровневым пониманием принципа "живописности".

В ТРЕТЬЕ)! РАЗДЕЛЕ "Котин Доилец как лесковский вариант народной модели юродства" продолжается развитие вопроса о поисках писателем типа праведника и жанровом воплощении основной идеи.

15ародная легенда, предание всегда были для художники самоценным зтичес!сим и зстетичеосим идеалом, и, улавливая типичны" черты устного и книжного народного творчества, он создает свой вариант этих жанров.

Примером такого рода стал рассказ "Котин Доилец и ГЬтгспн-да", изначально входившим в первую редакцию "Соборян", я цечт-. ре которого излюбленный народный тип героя-юродивого, При всей своей самодостаточности у него всегда ощутимо звушт пронзительная нота сиротства и отверженности, что ставит его в особую позицию' по отношению к миру. Путь лесковского гс-роя-страшшка - это постоянное возвращение блудного ""на домой, на родную землю, но он и здесь остается стропя;- м, возвращаясь не к очагу, но поистине к алтарю.

Для феномена юродства важен старообрядческий иовоп, > ;;■.• лги народно-религиозных явления буквально слипается поедино по силе протеста и в гонениях (эта тема блостявч» рппгита в исследованиях А. М. Панченко). Подобный тип пов<.'Д"н;-.л по глуГм^чоп своей сути сознательно-избранный: пцавеп,"""-, Сгуги-л се .С я ¡г:«;

, - 16 -

неизбывную меру страданий людских, своеобразно провоцирует и другого на Добро, являя собой законченную модель "мученика-страстотерпца".

Герой Лескова не "совпадает" с окружением, сдвинут с незыблемой точки. Внимание художника направлено не столько на егр внутреннюю жизнь, но на встречу с Ыиром, с бытием. Ыир сдвигается с неаыблемой точки. Апофеоз староверческого Дома, твердого и нерушимого, сводится на нет. Потерянную устойчивость бытия теперь может спасти только устойчивость веры. 4 При определении места героя в мире закономерен выход на проблему художественного мира в пространственно-временном аспекте, иначе говоря, хронотопа малого лесковского жанра, становящимся организационным центром основных сюжетных событий.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ '-'Хроника казненного пути традиционного че- . ловека" сведен весь круг проблем, заявленных ранее, где крайне важна соотнесенность исторического и традиционного в творчестве Ласкова, существующая в неразрывном единстве и дающая возмои-ность рассмотрения текста не в синхроническом, но диахроническом срезе. '

Савелий Тубероаов - принципиально новый его герой. Лесков отказывается строить этот образ по традиционной(формуле "среда ваела", но в ситуации раскола, все охватившей ¿русской роани" он исследует труднейшую модель человеческого поведения переломной поры.

Иная функция не меняет героя по сути. Он все тот ае, пра-ведничество которого идет из дальних глубин его душевной памяти. Другое дело в смещении соотношения Слова и деяния у Тубе-роаова, чей духовный и интеллектуальный потенциал неизмеримо выше того, чем обладали ранние герои Лескова.

Крайне важно, что Слово протопопа звучит не только в его проповедях и диалогах, но презде всего в дневнике, представленном в хронике в его особом ганровом преломлении: и как современная литературная форма .самовыражения героя, и своеобразная летопись собьггий.

, Для Лескова, хроникера и летописца событий, очень важна высокая моделирующая роль категории начала: с чего все началось, как асе было впервые. Описываемые события и факты, подобно летописным, касаются истоков н начала аемли русской. Это память о прошом, организованная временной погодор.ой - канвой,

. - 1'> -

Сопоставление проялого и настоящего становится, таким образом, одним из основных мотивов, где категория времени определяща.

йабульная канва в хронике предельно ослаблена, здесь вална не внешняя последовательность событий, но внутренняя, которая заставляет автора' то постоянно забегать вперед, то возвращаться назад. В этом плане мы исходим из мысли И. И Еремина о "новеллмстичнисти" летописно-агиографического повествования, на мощном эпическом полотне которого, со "сплошным" временем и пространством, намечаются некие точки, ряд зпизодов-ковелл, связанных мекду собой единством центрального героя. Подобный способ повествования . поглошаег собой в итоге все иные клиры, таг! как автор не дает конструкцию жизни, не свои концепцию ео, а как бы исходит'из самой гаяни, предельно яркой и выразительной. В первооснове восприятия лесковского героя-странника -уникальность и неповторимость мира Болмя.

Сам протопоп ТуСерозоз весь в контексте этой жизни, не в противопоставлении ее "тихоструйному течению", но каждодневном проживании. Герои хроники, та*? органично связанные с "почвой", •резко противопоставлены кругу нигилистов, которые для Лескова всегда ассоциируются с некоей тайной совокупностью людей, не помнящих родства.

Нэ менее вакно, что это' нигилистическое начало не есть только нечто чисто'внесшее, привнесенное из мира разрушения и зла, но присутствуювдо в самом герое как неотъемлемый и необходимый компонент в развитии его религиозного самосознания, в поисках чистоты'веры. По глубинной философской своей сути не мотгат быть осознания Добра без искусенип грехом. В этом трагическая неотвратимость и в то ж время залог развития человека, преодолевающего в себе подобный искус каждодневно.

Нигилизм особо опасен для писателя сменой полюсов, порождающей еретическую идеи Человекобога, которая в итоге, гак это* происходит у Достоевского, и "съедает" героя. Характерно, что этой ие тенденцией ' чревато для Лескова и старообрядчество с его мессианским'началом и идеей исключительности, которые таят' в себе ростки индивидуализма, подспудно ведут к определенной изоляции в ^ире.

Но мы всегда имеем в виду, что для Лескова существует и иная грань этого глубоко-национального явления. Его привлекает своеобразна? религиозность раскола, "темная, но г.чуЯоспя и

теплая., полная смирения вера простонародья"., Мэлодой Савелий Туберозов, получив назначение в Старогород для "всяческого противудействия расколу", - по прошествии времени понимает всю тир ту этой борьбы. Ведь есть масса причин для его выживаемости, начиная с элементарной бедности церковного духовенства, которое уходит в раскол, и кончая нерасторжимостью устоев, традиций, веками связанных людских судеб, самим образом жизни народа, чья вера теплее, мягче и терпимее.

Душа Савелия уязвлена.. В вечно-неуимчиврй натуре, в душевных поисках идет мучительный и сложный процесс, поиск ответа на вопрос: "Там ли спасенье, где чаем?" Сам мятежный протопоп Находится уже в ситуации раскола, раскола со своей прежней верой и судьбой. Ему уже не суть важны нюансы этой веры, когда ее понимание становится всеобъемлющим, с единым законом, рав- , ним для всех - деятельной религией любви к ближнему.

Теперь Савелий в совершенно особой позиции: противопоставлении не только кругу нигилистов, но духовной непробувден-ности, тишине и застою заповедного города. Эта позиция подра-еумевает положение изгойничества, поселением его в. не-прост- ■ ранстве (по терминологии Ю. Лэтмана и Б. Успенского). ' Исподволь И приглушенно начинает звучать мотив "ухода", что в мифологическом осмыслении равносильно мирской смерти героя. -Когда выбор сделан, жизнь Туберозова предстает в новом качестве, сю-явтно и композиционно перерастая в житие.

Постепенная универсализация авторской оценки ведет ко все большему достижению художественной полноты. Само понимание "соборности" ползает особую акцентировку, где важен не канонический вариант унисона сознаний, но унисон нравственных ин-Туиций. Определяющим ж дда "соборного" человека Лескова становится момент цепочки, братоводительства, муравьиного начала, й сообщении друг другу бытийных импульсов. Со смертью героя не „заканчивается жизнь, он растворен уже в других и в мире, а смерть-успение совершает свой вечный виток как смерть перед Воскресением, уход перед возвращением, отчетливо смыкая конец с назревающим началом.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся общие итоги раооты и делается вывод о плодотворной роли . старообрядческой культуры для эстетики Лвскова, подчеркивается ее роль как органического момента русской традиционной культуры в формировании творческого мето-

к» худшшга®., . ..,.'

.Основное соДергйниг работа отражйо в следующих. публикациях! . 1. Роль старообрядческой культуры.в формирования мировоззрения к 'творческого метода R0. Лескова //Пробсеш, литературных панров. ¡'атеригги VI саучяой. »»лэузовсгоЛ копфереициз ле~ ег.бря 1983 г. - Томск, 1<39й. -. С>10Э-110: • . '. , •....'-

2. Проо.-л:.-.а ''нового .человека" о к?лигуро старообрядчества//. Д'элогэк п'лдгоотеэ ценности ■ Тгаюы'тазггеа-Теоретичеадад кои-' tepertrw U-1G 1990'г." -/.Кпганеп, 1(390: - С.<?3-102,; .. . .СггрссСр-.тгесгго ' « . imhuarafr-.- к-эк. •"погптив-негатив" pycv!-o"i jt-si» 60-е гэдн Йл iieKsi.'f.B'norar^. гэу^'.гг;:1.; ;ЬЬо.у_;я п с;¡о:.?!!?. НУ). - йстнсп'ДЭЭЬ. '- 20 е.. ' _ .. •

■ 4. Гзсскгч II О. ^зексЕа'.-"0вцебь«." '(irancni героя, па традицд- ' oiinr: путяхj//¡'рсйяаи литературный. /ганров.-.. Штерна» .VI 1-й. «пустой гэгт.'гэт'ЗйоЯ гочфэрэкщш 4-2 .Мая-. 1882 г» - Томй*,1?92. -"■С. 77-V0. .'•.'."'"'■...' '"'''/•. ■ '':'-'""■; ■

б, "кодэа.":- Чэховзка з естетияз it С. Л-зско-

m // };■ печчтг. •• 0.-1 п. д. : • • . • •.,'.--_. •' '.•'.'-■' ';• .;

5. Русснгл .".тага. ¡г гстеттгэекио поиски It С. Лескова // в- по-Т'Г*"*Т1* * П '' ' ' ■ ' ' ' • ' ' '' •

V.' Гксск-2 П. С. Л:с;»1а "Йотин Лоплзц и Платонида" (в поясках героя, з дагхсох .таяра)" //-я пе*:атг!. - 0,2 п.л. 1

/а/ /ООэкг

у ¿¿/у ГГу Го/чск, 29, Никитин