автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Стелы I-IV династий Древнего Египта. Структурный анализ памятников

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Николаев, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Стелы I-IV династий Древнего Египта. Структурный анализ памятников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стелы I-IV династий Древнего Египта. Структурный анализ памятников"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Николаев Андрей Николаевич

СТЕЛЫ I - IV ДИНАСТИЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

ПАМЯТНИКОВ

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (древность, античность, средние века, новое время)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

□□3173668

Санкт-Петербург 2007

Работа выполнена на кафедре Истории Древнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук

Большаков Андрей Олегович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Прусаков Дмитрий Борисович

кандидат исторических наук Томашевич Ольга Владимировна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский Институт

Восточных Рукописей Российской Академии Наук

Защита состоится «06» ноября 2007 года в 16:00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.232.43 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034. Санкт-Петербург. Университетская наб., д. 11, Восточный факультет, ауд. 167.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Л.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034. Санкт-Петербург. Университетская наб., д.7/9).

Автореферат разослан «03» октября 2007 года

Ученый секретарь Диссертационного совета

Н.Н. Тслицип

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная работа посвящена группе серийных письменных памятников начала древнеегипетской цивилизации - стелам частных лиц времени I - IV династий Рассматриваются присутствующие на них тексты, прежде всего, как эпиграфический материал, уделяется внимание особенностям композиционного оформления стел, их развития и функционирования в ранний период египетской истории

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств исторического и культурного характера, в том числе

- особым значением стел как источника по изучению процесса возникновения и развития письменности,

- большим вниманием, которое оказывается в настоящее время изучению древнейшего периода египетской истории Значительный объем информации о социальном устройстве общества, о представлениях египтян о заупокойной жизни можно почерпнуть именно при анализе древнейших стел,

- важной ролью стел первых династий как исторического источника для представления исторических и мировоззренческих процессов в Египте эпохи первых династий,

- необходимостью публикации переводов текстов стел ранних династий, используемых в качестве источников для изучения лексики, эпиграфики и просопографии Древнего Египта,

- выполнением детального анализа и выявлением закономерностей развития для всего корпуса ранних египетских стел В имеющихся на сегодняшний день работах рассматриваются лишь единичные памятники

Объектом исследования являются стелы частных лиц Древнего Египта, времени правления первых четырех династий египетской истории Корпус рассматриваемых памятников насчитывает триста двадцать стел и фрагментов, хранящихся сейчас более чем в пятнадцати различных музеях мира

Хронологические рамки ограничены периодом правления первых четырех династий Древнего Египта (прим 2800 г до н э - 2600 г до н э ) Выбор нижней границы указанного временного отрезка обусловлен тем, что стелы в Древнем Египте появля-

/

ются именно в эпоху правления I династии Верхний предел (время четвертого царского дома) определяется временем бытования стел, исчезающих после IV династии

Цель диссертации - рассмотреть древнеегипетские стелы 1-1У династий как исторический источник, выявить особенности композиционного оформления, функционирования и развития этого типа памятника Исходя из этой цели, были поставлены следующие главные задачи

- определить, в каких областях Древнего Египта и на каких кладбищах первых династий появляются заупокойные стелы Выявить особенности размещений стел в различных некрополях,

- прочитать, перевести и проанализировать присутствующие на стелах тексты Выявить особенности репертуара титулов и жертв на стелах в разные династии, а также степень влияния на него локальных традиций,

- изучить имеющиеся на стелах изображения с точки зрения их расположения, формы, размеров и изменения во времени от династии к династии,

- установить, какую роль стела выполняла в некрополях и в гробницах первых четырех династий, насколько важным было ее присутствие для осуществления заупокойного культа, какое место этот памятник занимал среди других элементов оформления погребения

Степень изученности темы

Первые сведения о стелах рассматриваемого периода появились в последние годы девятнадцатого века, после опубликования Э К Амелино и У М Ф Питри фотографий обнаруженных ими в Абидосе каменных плит

В 1917 г АХ Гардинер издал работу, посвященную архаической стеле из музея Бзнкфилд в Галифаксе, и датировал ее И дин1 Эта статья вызвала широкую дискуссию о форме ранних стел и географических мест, откуда эти памятники происходили

В 1929 г Г Юнкер пришел к мнению, что сцены вкушения жертв на так называемой ложной двери восходят к стелам IV династии из Гизы Египтолог выделил древнейшие стелы из Абидоса со скругленным верхом, а также верхнеегипетские гробни-

1 Gardiner A H An Archaic Tunerary Stela// The Journal ofEgyptian Archaeology Vol 4(1917) P 256-60

цы со скругленной верхней частью, и противопоставил их северной традиции - прямоугольным стелам и оформлению гробницы в виде «фасада дворца»

В 1932 г другую точку зрения на развитие стел высказал А Шарф2 В стелах из Хелуана II династии А Шарф видел истоки более поздних ложных дверей Первая сцена с жертвенным стодом была датирована концом I династии, она происходит со стелы Сехефнер из Саккары В конце III династии и начале IV стела стала частью ложной двери, это произошло и в Саккаре (пример - гробница Мечена), и в Медуме (гробница Рахотепа)

Дж Райзнер, длительное время руководивший раскопками некрополей в Гизе, рассмотрел обнаруженные в них стелы в публикации 1942 г3 Исследователь пришел к выводу, что стелы на кладбище Гизы были изготовлены лучшими мастерами своего времени и что они были дарованы царем и являлись своеобразным свидетельством передачи гробницы конкретному человеку

В 1947 г 3 Саадом была опубликована группа раннединастических стел, обнаруженных им в Хелуане4 Поскольку местом нахождения некоторых из них, по мнению египтолога, были углубления в потолке, они получили название «потолочные стелы» Эта выделяющаяся своим оформлением группа стел значительно расширила представления о так называемой северной традиции композиционного оформления памятников5

В 1952 г Ж Вандье обобщил высказывавшиеся до него мнения о стелах6 Принципиальным для Ж Вандье был вопрос функционирования памятника абидосские стелы сообщали имя покойного, мемфисские же были нужны для обеспечения вечного кормления умершего Поскольку для изображений, связанных с таким ритуалом, требовалось значительно больше места, на севере возобладала прямоугольная форма стелы Именно поэтому линии развития стел из Абидоса и Мемфиса не пересекались и между собой не связаны

2 Scharff A Eme archaische Grabplatte des Berliner Museums und die Entwicklung der Grabplatten im frühen Alten Reich / Studies presented to F

LI Griffith London 1932 S 355-356

3 Reisner G A A history of the Giza necropolis Cambridge (Mass ) 1942 P 7 8 64-65 68 76,78-79 305-306 332ff Reisner G A The development of the Egyptian tomb down to the accession of Cheops Cambridge 1936 P 294ÍT

4SaadZY Ceiling Stelae m Second Dynasty Tombs from the Excavations at Helwan Le Caire 1957

3 П Мануэлям вообще предлагает рассматривать эту группу стел как нечто отдельное не связанное с упоминавшимися выше южной и северной традициями

6 Vandicr J Manuel d'archéologie égyptienne Tome premier Les epoques de formation Pans 1952

P 724-774

В работе 1963 г В Барта детально исследовал упоминания жертв на нескольких древнейших стелах и стелах IV дин из Гизы

В исследовании 1971 г Г Хени подверг критике рассуждения о развитии и постепенном превращении стелы в ложную дверь7 Автор не согласился с выводами 3 Саа-да о том, что стелы из Хелуана были «потолочными», мотивируя это недостаточностью археологических доказательств8

Г Хени полагал, что стелы IV дин из Гизы не восходят ни к предшествовавшим им по времени стелам из Саккары, ни к памятникам из Абидоса Значительные по размерам края стел из Хелуана лишены какого-либо оформления, по-видимому, они использовались как часть ложной двери и крепились за эти места Согласно Г Хени стела — производное ложной двери

В 1997 г Й Каль опубликовал работу, посвященную исследованию системы письма в «нулевую» - третью династии9, в которой передатировал три стелы из Хелуана временем III династии

В последние годы появилось две важнейших работы, посвященных некрополям IV династии в Гизе и, соответственно, стелам того же времени10

П Яноши пришел к выводу, что владельцами стел были умершие в правление Ху-фу люди, мастабы для захоронения которых еще не были закончены В гробницах не было оформлено место совершения заупокойного культа (ложная дверь), а он должен был осуществляться сразу после погребения Поэтому в царских мастерских до завершения полноценной ложной двери изготавливалась стела

П Мануэлян придерживался мнения, что размещение плит планировалось в маста-бе сразу после того, как царь передавал ее конкретному человеку, стелы должны были быть одной из важнейших составляющих при поддержании заупокойного культа Исследователь назвал три возможных причины появления такого особого типа памятни-

'HeanyG Zu den Platten mit Opfertischszcne aus Heluan und Giseh/ Aufsätze zum 70 Geburtstag von Herbert Ricke Beiträge zur ägyptischen Bauforschung and Altertumskunde Herausgegeben vom Schweizerischen Institut für ägyptische Bauforschung and Altertumskunde in Kairo 12 Wiesbaden, 1971 S 143-164 !ltad S 148 15!

9 Kahl J Das System der ägyptischen Hieroglyphenschrift m der 0-3 Dynastie Wiesbaden 1994

'"JanosiP Ciza in der 4 Dynastie Die Baugeschichte und Belegung einer Nekropole des Alten Reiches Vienna,2005 ManuehanP SlabStelaeof theGiza Necropolis New Häven, 2003

ка царский приказ, чисто экономические причины, так называемая «тенденция к упрощению»11

Подытоживая степень изученности темы, можно сказать, что основными разработанными направлениями, связанными со стелами, являются выделение северной и южной традиций в их оформлении, связь с ложной дверью и форма

Методом исследования при работе с корпусом ранеегипетских стел было выбрано комплексное исследование памятника, учитывающее исторические, археологические, эпиграфические, текстологические аспекты памятников Особое внимание уделялось композиции и иконографии стел

Научная новизна заключается в том, что впервые для Древнего Египта как целое рассматривается корпус стел Раннего и Старого царств - от времени их появления до достижения ими максимальной степени развития на раннем этапе Для подавляющего большинства стел впервые сделан перевод присутствующих на них надписей

Теоретическая значимость работы В настоящем исследовании вводятся в научный оборот и анализируются малоизвестные памятники Древнего Египта, созданные в период правления первых четырех династий Уточняется древнейшая титулатура должностных лиц Древнего Египта, рассматриваются архаичные формы египетских иероглифов, объясняется выделенный автором качественный переход в функционировании стелы как маркера вспомогательных погребений вокруг гробницы царя для I династии и как личного культового объекта для позднейшего времени В практическом отношении материалы и выводы диссертации могут быть использованы для разработки курсов, связанных с историей Раннего и Старого царств Древнего Египта, ориентированных на студентов исторических и искусствоведческих факультетов Также материалы и выводы диссертации могут быть задействованы при написании общих и частных работ по истории Древнего Египта

Апробация исследования Частные результаты и основные положения данного диссертационного исследования были представлены в сообщениях на 1) Петербургских египтологических чтениях (2006, 2007), 2) Конференции молодых ученых Отдела Востока Государственного Эрмитажа (2005), 3) Заседании Отдела Древнего Египта

11 Manuelian Р Slab Stelae of the Gia Necropolis New Haven, 2003 P 169

и Судана Британского музея (2004), 4) Научной конференции «Источниковедение стран Древнего Востока» (СПбГУ, 2005) Во время написания диссертации исследователю была предоставлена возможность работать в Британском музее, а также в ряде научных центров США

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, обзора литературы, основной части исследования, разделенной на шесть глав, заключения, списка литературы и сокращений Диссертация снабжена двумя приложениями 1 Списки имен, титулов и жертв, 2 Иллюстрированный каталог стел

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении отмечается актуальность темы, ее научная новизна, подчеркивается практическая и теоретическая значимость, устанавливаются исследуемые проблемы, проводится выбор методов исследования, формулируются цели и задачи исследования, проводится общий анализ степени разработанности изучаемого круга вопросов Глава 1. Расположение стел в некрополях

Первая глава содержит сведения о некрополях и гробницах, в которых были обнаружены ранние египетские стелы первых четырех династий

В Параграфе 1.1 излагаются особенности археологическго плана древнейшего кладбища в Абидосе - Умм эль-Каабе Этот некрополь расположен на западном берегу Нила в Среднем Египте, наиболее древние погребения в нем датируются дописьменным отрезком истории Египта Первым археологом, работавшим в Абидосе, был Э К Амелин о, которого позже сменил У M Ф Питри В XX веке археологические исследования в Абидосе проводили Дэвид О'Коннор и Г Дрейер

Частные и царские стелы I династии происходят из кладбища Умм эль-Кааб, расположенного примерно в двух километрах к юго-западу от храма Сети I Нового царства и храма Осириса Среднего царства В совокупности в некрополе находятся десять царских погребений периода I и II династий, принадлежащих Axa, Перибсену, Анеджибу, Мернейт, Дену, Джеру, Дежту, Каа, Хасехемуи, Семерхету Стелы были обнаружены внутри или рядом с находившимися неподалеку от царских захоронений так называемыми вспомогательными погребениями людей, возможно убитых при по-

хоронах царя В некоторых случаях такие вспомогательные погребения окружали царскую гробницу с четырех / трех сторон по периметру (напр., Анеджиб), в некоторых -располагались рядом в виде скоплений (организованные в два или три ряда) с одной стороны (напр , Перибсен) К сожалению, на кладбище в Абидосе не сохранились су-перстуктуры ни царских гробниц, ни окружавших их вспомогательных погребений Стелы, по-видимому, вкапывались в землю и стояли на небольшом расстоянии перед вспомогательными погребениями

В Параграфе 1.2 обсуждается некрополь Гизы, находящийся на окраине современного Каира Среди первых исследователей наиболее значительной фигурой является К Р Лепсиус, позднее там проводили раскопки Г Юнкер, Дж Райзнер и др Из Гизы происходит более десятка стел прямоугольной формы Они на небольшой высоте от поверхности земли были вмонтированы в наружные стены мастаб, расположенных в западной (относительно пирамиды) части кладбища вельмож Хуфу Основным элементом оформления наружной часовни как раз и являлась стела Стелы из некрополя в Гизе имеют прямоугольную форму Сохранилось пятнадцать стел и их фрагментов, однако, судя по наличию в некоторых мастабах специальных ниш, в общей сложности стелы были установлены как минимум в двадцати пяти гробницах

В Параграфе 1.3 внимание уделяется кладбищу в Хелуане, расположенному на правом берегу Нила, недалеко от современного Каира В пятидесятые - шестидесятые годы здесь проходили раскопки под руководством 3 Саада В этом огромном по площади некрополе в гробницах с подземными помещениями было найдено двадцать пять стел Особенности стел из Хелуана заключаются в том, что гробницы, из которых они происходят, совершенно беспорядочно разбросаны по большому кладбищу и имеют отличные друг от друга планы, кроме того, остается не ясным первоначальное расположение этих стел в самих погребениях Возможно, они монтировались в углублении в потолке одного из подземных помещений12, возможно - на вертикальной стене Форма памятников прямоугольная, с пространством для крепежа справа и слева

Кладбище I династии в Абу-Роаше - предмет анализа Параграфа 1.4 Этот некрополь, расположенный приблизительно в девяти километрах к северу от Гизы, раска-

12 8аа(12 У Коуа! Ехсаузгюпк а1 5ачяага тё НеЫап (194Ы945) ЬеСаке 1947 Р 163

9

пывали П Монте и А Клазенс Стелы из Абу-Роаша происходят из двух гробниц (№№1, 6) некрополя М 4 прямоугольные стелы были обнаружены лежащими сверху на небольших по высоте суперструкгурах вспомогательных погребении вокруг гробницы №1

В Параграфе 1.5 рассматривается некрополь Саккары. Саккарой называется протяженная территория между Абусиром и Дахшуром, на которой мастабы 1-й династии образуют линию вдоль восточного края большого плато к северу от ступенчатой пирамиды Джосера Огромные надземные части этих гробниц сложены из кирпича-сырца и имеют форму «фасада дворца» Важнейшие раскопки в Саккаре велись под руководством У Б Эмери Стелы из Саккары датируются I - IV династиями и имеют различную, преимущественно прямоугольную форму

Глава 2. Развитие детерминатива на стелах 1-1У династий. Вторая глава посвящена одному из элементов оформления раннеегипетской стелы - детерминативу к имени

Стела представляет собой единство изображения и текста Текст — это иероглифические надписи на памятнике, изображение (в узком смысле) - это детерминатив, уточняющий один из компонентов текста - имя владельца стелы Первоначально детерминатив к имени представлял собой иероглифический знак, относивший выписанное на стеле имя к определенной категории - мужских или женских имен С течением времени, однако, он настолько увеличивается в размерах, что в некоторых случаях воспринимается как самостоятельное изображение, отделившееся от текста, не утрачивающее, однако, изначальную функцию детерминатива

На некоторых стелах I династии детерминатив отсутствует вовсе, на остальных преобладает детерминатив женщины, кроме того, известны определители мужчин, собак, птиц, быка Детерминативы при I династии вырезаются контурно, они лишены детализации Тем не менее, знак для женщины, при всей его схематичности, имеет очень характерную форму это сидящая на корточках фигура, по-видимому, закутанная в какую-то одежду Детерминатив на наиболее ранних стелах, найденных вокруг комплекса Джера, в том числе и в многочисленных сопутствующих погребениях - это выступающее на поверхности памятника продолжение нижней необработанной части

стелы, которой приданы очертания сидящего человека Позже, начиная с памятников из вспомогательных погребений при царице Меритнейт, детерминатив отделен от нижней часта и имеет замкнутый контур

Первая стела из Саккары принадлежала чиновнику I династии Мерка, детерминативом на стеле которого выступает фигура сидящего в кресле человека Это особая (по сравнению с абидосской) традиция формы детерминатива, в котором присутствует детально проработанное кресло

При II династии значительно возрастает качество исполнения детерминатива, а важнейшей новой чертой является появление изображений жертвенного стола, пусть и в зачаточной, неразвитой форме Отличительным признаком стел II династии (хелуан-ских) является и большой размер детерминатива Из одежды на стелах изображается плащ, а также несколько видов париков Все фигуры имеют определенную позу одна рука обязательно тянется к жертвенному столу, вторая прижата к груди или свободно свисает Детерминативы на стелах II династии из Саккары и из Хелуана совпадают

Детерминативы при III династии также очень близки к определителям на стелах из Хелуана, хотя качество их передачи зависит от места происхождения стелы В качестве ритуальной одежды появляются шкура пантеры, как на фигуре Рахотепа, на шее у мужчин - украшения-амулеты, высота жертвенного стола становится стандартной, он чаще всего находится на уровне коленей покойного, изображение хлеба на столе становится уже, более точно отражая реальность

Детерминативы при IV династии принципиально не отличаются от засвидетельствованных для предшествующей династии Акцент переносится на качество и передачу деталей определителя Так, например, Уп-эм-нефрет сидит в шкуре пантеры с завязками на левом плече, в парике и с бородой На столе имеется восемь кусков хлеба с узкой нижней частью, развернутых от центра стола к его краям

Ранняя египетская стела, как и детерминатив на ней, за первые четыре династии проделала большой путь развития Наиболее интересным, как нам представляется, является специфика развития детерминативов в разных некрополях Первые стелы появляются в Абидосе, и именно в Абидосе на протяжении I династии формируется определенный тип детерминатива Одновременно с Абидосом при I же династии склады-

вается и северная, саккарская традиция оформления детерминатива, отличительной чертой которой является представление человека сидящим в кресле Развитие получило именно северное направление На всех обнаруженных стелах II династии из Хелуа-на, в относительной близости от Саккары, люди обязательно изображены сидящими в кресле От П династии из района Абидоса похожих на стелы I династии памятников не сохранилось В дальнейшем абидосская традиция больше нигде не встречается Северная же, саккарская линия не просто развивается дальше, а делится на более мелкие направления памятники Саккары, Медума, Гизы

Глава 3. Перевод текстов на стелах.

В данной главе дается перевод имеющихся на стелах текстов и подробные комментарии к ним Во всех случаях обязательно приводится транслитерация Рассматриваемые тексты - одни из древнейших для Египта Их можно разделить на три большие группы имя собственное владельца памятника, титулы владельца памятника, названия жертв Невозможно говорить о грамматике языка, зафиксированного столь архаичной письменностью, акцент делается на эпиграфику, на описание знаков и их сопоставление с известными и хорошо зафиксированными формами Большинство иероглифов, встречающихся на стелах, поддаются интерпретации, тем не менее, не редкими являются и уникальные написания, варианты прочтения которых оговариваются отдельно

Наличие имени собственного на стеле, независимо от времени ее создания, обязательно Наиболее распространены имена женщин, которых засвидетельствовано более 210 Остальные 110 - мужские имена, а также клички собак Такое соотношение, верное и для детерминативов женщин и мужчин, объясняется тем, что значительное количество стел из вспомогательных погребений вокруг царских гробниц предназначалось для женщин из гарема Имена на всех стелах читаются справа налево, на абидос-ских памятниках они расположены в правой верхней части или по центру, со II династии - в левой верхней части стел, а в редких случаях - сверху в центре Имя на памятниках выписывается за титулами, если таковые имеются Количество простых и составных имен примерно одинаково, в составных именах преобладают названия богов

В Главе 4 «Титулы на стелах первых династий» специально оговариваются перевод, особенности написания и использования нескольких редких титулов на ранне-династических стелах, а также делаются общие наблюдения над всеми засвидетельствованными на рассматриваемых памятниках титулами и предлагается их систематизация На триста двадцать восемь стел и фрагментов первых четырех династий приходится более девяноста титулов

В Параграфе 4.1 «Титул С-Нг.т> подбираются аналогии для уникального титула, засвидетельствованного только на стеле I династии Нехет-нейт (кат № 106) и писавшегося двумя иероглифами знаками «сокол» и «рука» После анализа титулов, образованных по схожей модели, а именно, с компонентом «рука» ('), а также разбора групп знаков, выписывавшихся перед рассматриваемым титулом, предлагается переводить его как «рука Хора» Возможно, близкая к царю женщина, носившая этот титул, была особо им выделена и исполняла некоторые его поручения

В Параграфе 4.2 «Титул иг * рассматривается редкий титул,

засвидетельствованный четыре раза только на раннединастических стелах Основная сложность перевода этого титула связана с интерпретацией знаков, которыми он записывался «ласточкой» или «соколом» и «деревом» или «высоким сосудом» Путем эпиграфического сравнения известных случаев употребления этих четырех иероглифов для Раннего царства делается выбор в пользу «ласточки» и «высокого сосуда», а предлагаемый перевод - «великая восхвалением»

«Титулу Ьш{ г) Нгш> посвящен Параграф 4.3. Обозначение этой должности встречается на семи стелах, на тех же памятниках его всегда дополняют две группы иероглифов «пустыня» и «хлеб» или «перекинутая ткань» и «бритва» После анализа расположения указанных групп знаков на поверхности стелы и относительно друг друга становится понятным, что Ыт-Нг № 5'т Гу образует единое целое и читается вместе, в свою очередь, местоположение обособленной группы ¡кг на стеле весьма свободно Титулатуру на семи стелах следует, по-видимому, читать как «Украшение Хора Семти», «арфистка» Перевод «арфистка» для <кг на ранних стелах предлагается впервые, предполагается, что это производное от глагола со значением «играть на

арфе»13, «переступать ногами во время танца»14, засвидетельствованные со времен Текстов пирамид

Параграф 4.4 посвящен «Титулу wr t crfw» Титул на памятниках Раннего царства выписан единственный раз на стеле женщины Шедит-нечер Близкий по написанию титул времени Старого царства wr-c всегда относится к мужчинам Предлагаемый нами перевод - «великая носительница бурдюка»

«Титул nßi.t Ifr.w» предмет Параграфа 4.5. Этот титул, который переводится как «видящая Хора», рассматривается с точки зрения его соотношения с другим, более развернутым титулом, гпЗЦ t) Hr w Sth «видящая Хора и Сета» Последний представляется производным от rnii t Hr w «видящая Хора», впервые засвидетельствованного именно на раннединастических стелах со времени правления Джера

В Параграфе 4.6 «Титул km-ffran w» рассматривается уникальный титул на стеле из Музея университета Манчестера (инв № 4751), выписанный знаками «валек» и «баран» После рассмотрения ряда других раннединастических памятников, на которых также присутствует знак «баран» (его чтение может быть различным), предлагается перевод «слуга Хнума»

В Параграфе 4.7 «Титул brp-mrw{.t)» рассматривается название должности, выписанной на стеле I династии Мерка знаком человека, у которого перед грудью вытянуты согнутые в локтях руки, и знаком «скипетра» hrp Высказывавшиеся ранее исследователями предложения, основанные на более поздних саккарских памятниках, переводить этот титул как «управитель писцов» ставятся под сомнения Предлагаемое новое понимание - «управитель молящихся», которое хорошо согласуется с другими, выписанными рядом, жреческими титулами, которые носил Мерка

В Параграфе 4.8 «Общие наблюдения над титулами» подчеркивается, что больше половины из девяносто одного титула для стел I-IV династий, появившись в Раннединастический период, перекочевало в Старое царство Отмечается, что в чисто количественном отношении больше всего новых титулов на стелах

в WB IV 306, 14 'Harfe schlagen

14 WB, IV, 307, 5 Von den Füssen treten (beim Tanz)

засвидетельствовано для I дин Затем, после резкого спада при II династии, что было обусловлено редкостью таких памятников, начинается постепенный рост числа употреблений новых титулов Можно осторожно утверждать, что «новаторским» временем в смысле употребления различных титулов, оказалась I династия Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что практически половина титулов на стелах может быть названа уникальной - в Старом царстве они больше не встречаются Мы объясняем этот факт тем, что система управления обществом при I династии только начинала складываться и появление на стелах многочисленных новых титулов, а также их быстрое отмирание свидетельствуют лишь о первых шагах в этом направлении

Параграф 4.9. «Систематизация титулов». В этом разделе рассматриваются различные способы деления титулов, предлагавшиеся исследователями разных школ египтологии, выявляются как сильные, так и слабые стороны каждого из возможных подходов Предпочтение отдается делению должностей на административные, дворцовые, религиозные и царские, в добавление к которым предлагается ввести понятие «профессии» В эту категорию попадают эпитеты и наименования, не входящие в какую-либо из вышеназванных групп, например, «пекарь», «охотник», «плотник», «мясник» Несмотря на введение такой системы, учитывается ее относительность для этого времени трудно четко отделить должность от профессии

В Параграфе 4.10 «Закономерности использования титулов» приводятся графики, а также комментарии к ним, позволяющие наглядно представить особенности употребления титулов на раннединастических стелах Большая часть сохранившегося разнообразия титулов приходится на I династию, однако это обусловлено просто значительным количеством дошедших от этого периода стел - более чем двухсот шестидесяти Бели же рассматривать такой показатель, как «сколько титулов приходится в среднем на стелу или на 10 стел», то окажется, что для I династии этот показатель наиболее низкий

При II династии количество выписанных титулов на стелах было также невысоко, а резкий скачок наблюдается при III династии Титулов в среднем на стелу становится в три раза больше Цифры для ГУ династии мало отличаются от того, что известно для

1П династии При I династии первое место по частотности занимают дворцовые титулы, им уступают титулы жреческие, в несколько раз меньше по сравнению с первыми двумя группами титулов приходится на третью группу титулы административные При II династии количество жреческих титулов вырастает, выравнивается и число дворцовых и административных титулов Идентичная картина наблюдается и для III династии жреческие титулы преобладают, дворцовые и административные титулы по численности совпадают При IV династии соотношение немного меняется преобладают, хотя и незначительно, титулы дворцовые, выравнивается количество титулов административных и жреческих Рассмотренние различных категорий титулов позволяет сделать вывод об особой роли царя при I и IV династии, а также о неизменно возрастающей важности и значения административных титулов в указанный период

Глава 5. Упоминания жертв на стелах

Для древних египтян смерть была продолжением земной жизни, поэтому материальные блага, включая продукты питания, считались необходимыми для посмертного существования Для обеспечения надежного и непрерывного культа на стеле (а также на ложной двери, на стенах часовни) записывались названия необходимых предметов, значительную часть которых составлял провиант

По занимаемой площади на поверхности стелы для II, III и IV династий доминируют именно жертвы На абидосских стелах списки жертв отсутствуют Можно утверждать, что традиция записывания жертв на стелах появляется на севере (в районе Саккары) во время II династии (но не раньше) Композиционно жертвы на стелах делятся на основной список жертв, расположенный перед изображением покойного, жертвы, записанные под столом, обозначения тканей, в распространенных списках -группы жертв, объединенные одним общим названием, перечисление житниц и их содержимого

Параграф 5.1. Обозначения тканей. На многих ранних стелах рядом с продуктами питания присутствуют названия тканей15 Это свидетельствует о важности для египтян мумифицирования, для которого эти ткани и использовались Ткани появляются на

14 Мы начинаем рассматривать список жертв именно с обозначений тканей поскольку эта группа была наиболее формализована па египет-

ских памятниках и методы ее исследования удобно распространить и на дру| не категории жертв

16

стелах при II династии, их названия записывались в определенном месте - в правом верхнем углу стелы Для II династии бесспорно отсутствуют обозначения тканей на стеле Пер-ур-шепсет и Мери При III династии ткани присутствуют на всех стелах, кроме двух - женщины Ху-Рау и чиновника из эр-Ракакны Са-мери Обозначения тканей присутствуют на всех стелах IV династии Начиная со II династии названия тканей сопровождаются указанием на их размер и количество Уже для этого времени упоминаются ткань идми (Ыт]), тонкое полотно сешер (¿£г) и ткань аа (V) (наличие которых позднее будет обязательным) При III династии завершается процесс полного отделения названий тканей от перечня остальных жертв на стелах, причем теперь названия тканей выписываются в своеобразной таблице, составленной из ячеек как горизонтальных, так и вертикальных регистров Особенности составления и записи списков тканей на памятниках ранних династий позволяют для оформления перечня материй выделить переходный период между III и IV династиями, к которому можно отнести стелу Нефер-маата с записью архаичного названия царской ткани Щ ю (помимо четырех других названий 1йт], Нг, £тс I гф- г и С1 ж) и Мечена с названием ткани tpJ, позднее нигде не засвидетельствованной «Классический» список на стеле IV династии находится в правой части, чаще всего занимая пространство от верхнего до нижнего краев памятника Первое сплошное горизонтальное поле, в котором находится обозначение той или иной ткани, занимает всю ширину списка Второй горизонтальный раздел поделен вертикальными линиями на клетки, в которых имеется указание на форму тканей В третьем регистре, также разделенном короткой вертикальной линией на ячейки, содержатся информация о количестве той или иной ткани, причем в подавляющем большинстве случаев это - числительное Ы 1000 В «классическом» списке тканей распространены четыре различных названия, записывавшихся в определенной последовательности, ¡¿ту, Иг, ¿тс ? / $тс ? пр- Ч ю

В этом же параграфе отдельно рассматривается вопрос о чтении знака «сокол на штандарте» ^ (в 7) Случаи употребления этого иероглифа на ранних стелах (II - начало IV династий) доказывают возможность его прочтения и как V/, и как т/ На памятниках из Гизы первой половины IV династии знак в 7 без сомнений читается как Ыт] Количество выписанных на стелах знаков в 7 сильно варьируется

Параграф 5.2. Основной список жертв.

На стелах IV династии хорошо различима группа жертв, занимающих на памятнике центральное место - над столом и перед покойным Сверху эта группа ограничена горизонтальным регистром с титулами покойного или верхним краем стелы, справа -списком тканей Для более ранних памятников выделение подобной группы не столь очевидно, однако абсолютно для всех стел можно выделить одну или две области, в которых сосредоточено подавляющее большинство упоминаний жертв В большинстве случаев перечисления жертв в центральной части организовано по регистрам (преимущественно горизонтальным) Репертуар жертв центральной части стелы наиболее разнообразный по своему содержанию Именно здесь владельцы памятников перечисляли не только окружавшие их при жизни знакомые вещи, но и весьма редкие предметы, (такие, например, как шкура дикой коровы) Как следствие, велико число уникальных написаний и употреблений (часто это уточняющие названия внутри какой-либо группы жертв, например, хлебов, пива)16 Тем не менее, наиболее употребительные жертвы на стелах выписывались не в центральной части, а сами они не входили в число тех названий, которые засвидетельствованы именно для основного списка жертв Из десяти наиболее употребительных жертв для стел I - IV династий к основному списку относятся только пять Это вино irp, умывальник Iе cwj, ладан intr, бык к}11 и масло mrh t

Одной из отличительных черт некоторых стел III и IV династий является наличие на них групп жертв, объединенных одним общим названием Наиболее отчетливо такое композиционное оформление засвидетельствовано у Нефер-хотеп-хатхор и ее супруга Ха-бау-сокра На стеле женщины заглавиями групп жертв являются масло mrh t, передник icl, напиток сехпет ¿hp t, мебель iid, эбеновое дерево hbn Под каждым из этих обозначений, записанных горизонтально, находятся в среднем шесть других уточняющих названий

16 В качестве иллюстрации можно привести например название хлеба та-хер со стелы NN (кат № 327)

17 Бык Ы в нескольких случаях засвидетельствован и под столом (т с относится к другой группе жертв), однако наиболее часто он встреча егся именно в центральной части стелы То же относится и к вину пр

Параграф 5.3 «Жертвы, записанные под столом» посвящен группе названий жертв, вырезанных непосредственно под жертвенным столом покойного Помимо определенного расположения на стеле, эту группу выделяет еще и то, что в нее могло попасть лишь ограниченное число предметов II династия - это период, когда на большинстве памятников жертвы под столом еще отсутствуют Тем не менее, на ряде памятников в самом низу стелы, справа, выписаны жертвы, которые позже будут занимать место под столом Именно при III династии в записи этой группы фиксируются такие жертвы, которые можно назвать «классическими» Это алебастровый сосуд ¿И, ткань тпк г, пиво Нпк г и хлеб г Тем не менее, во многих случаях были выписаны только некоторые из них, а в размещении (что справа, что слева от ножки стола) никакой логики не просматривается

Жертвы под столом присутствуют на всех стелах IV династии По сравнению с предшествующим периодом изменяется их репертуар (в основном за счет добавления птиц и скота), а также порядок их расположения на памятнике Ряд жертв записываются преимущественно справа от ножки стола (пиво кпк г, хлеб Г), некоторые же — слева (ткань тпИ г, сосуд Щ

В Параграфе 5.4 «Изображения житниц» отмечается, что, начиная с III династии, в нижней части стел (чаще всего в конце списка тканей) появляются изображения житниц и обозначения их содержимого Три памятника (времени III - IV династий) из девяти, на которых встречаются житницы, происходят из Саккары, один из Медума, остальные пять - из Гизы Количество изображений житниц на стелах не одинаковое (от трех до семи) Большинство изображенных житниц имеют трапециевидную форму, схожую с формой иероглифа (О 51) с небольшими выступами по краям основания Исключением является стела Мерет-итес, на которой иероглифы семи житниц выписаны с округлым верхом и заостренным навершием Общим обозначением для них является термин г или ткг

В Параграфе 5.5 «Общие наблюдения над жертвами на стелах» отмечается, что число упоминаний жертв на стелах первых династий возрастает от династии к династии Это, в свою очередь, предполагает и увеличение поверхности стелы, которую занимают записи жертв, и их значительное упорядочение При IV династии

количество упоминаний возрастает по сравнению с третьей намного больше, чем при третьей по сравнению со второй Если же сравнивать репертуар жертв, то получается, что уже при П династии на стелы записывалась большая часть тех названий, которые можно будет встретить в более позднее время Кроме того, заслуживает внимания и тот факт, что количество жертв при III династии не отличается от IV династии По-видимому, объяснение этому следует искать в практике жертвоприношений египтян, которая уже в это время была прекрасно разработана и воспринималась как устоявшаяся (то, что приносили в жертву при II династии практически не отличалось от того, что приносили при четвертой)

Количество жертв, записывавшихся под столом в нижней части стелы от династии к династии не менялось За период правления трех царских домов количество названий различных тканей увеличилось более чем в два раза Больше всего возросло многообразие жертв в центральной части стелы, изображавшихся перед фигурой покойного

Чаще всего на памятниках записывались названия разных хлебов, на втором месте по многообразию находятся обозначения сосудов и горшков разных видов, на третьем - наименования масел По количественному показателю эти три группы заметно выделяются на фоне остальных видов жертв

Глава б. Форма ранней стелы и особенности ее функционирования. В Параграфе 6.1 «Форма ранней стелы» предпринимаются попытки объяснить округлую или прямоугольную форму памятников Факторами, влияющими на выбор формы стелы, называются способ их крепления, копирование облика царской стелы, всегда имевшей скругленный верх, подражание форме суперструктуры царских погребений; особенности функционирования и использования памятника

В Параграфе 6.2 «Функционирование стелы» подробно рассматриваются мнения исследователей о том, каким было предназначение стелы в некрополях, как этот памятник использовался М Шукри сформулировал общепринятую точку зрения следующим образом «перед стелами клались жертвы, а заупокойные жрецы читали

молитвы, через них душа покойного могла войти в погребальную камеру и выйти из нее18»

По нашему мнению, подобные предположения не верны применительно к древнейшим абидосским стелам, но подходят к стелам северной традиции из Саккары, Хе-луана и Гизы По сути, люди, имена которых упоминаются на египетских стелах I династии из Абидоса, не были владельцами этих памятников Центром в некрополе была царская гробница, вспомогательные погребения и маркировавшие их стелы были ее придатком Стелы были не просто выполнены по приказу царя, они были изготовлены для царя Поэтому среди памятников людских встречаются и памятники любимых царских псов У нас нет оснований искать у таких плит культовое место, ведь они были изготовлены не для поддержания культа погребенного, а для царя, для его памяти Подкрепляющим это предположение доказательством может служить еще и тот факт, что на абидосских стелах никогда не упоминаются жертвы Часто встречаются титулы, уточняющие, что это был за человек, но никогда не жертвы

Переломный момент в функционировании стелы - появление сцены трапезы в северной традиции С этого времени памятник действительно становится «собственным» и в полном смысле этого слова «культовым» (отличаются по сравнению с южными и погребения, в которых были найдены саккарские и хелуанские стелы) Стела теперь не просто маркер одной из составных частей царского заупокойного комплекса, а один из наиболее важных предметов погребального инвентаря, без которого невозможно дальнейшее бессмертное существование и питание похороненного под этой стелой Выживает и эволюционирует северная традиция

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, наиболее важными из которых являются следующие.

- основными структурными элементами композиционного оформления стелы являются а) детерминатив, б) имя собственное владельца памятника, в) титулы владельца памятника, г) обозначения различных тканей, д) основной список жертв, е) жертвы, выписанные под жертвенным столом, ж) перечисления житниц Композиция стел представляет неразрывную связь изобразительного и текстуального материала,

18 Shoukry M A The So-Called Stelae of Abydos// Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo Bd. 16 (1958) P 292 297 P 296

- стелы являются источником для изучения а) процесса возникновения и развития письменности, являются свидетельством переходного этапа в системе формирования иероглифической письменности Древнего Египта, б) истории Раннего Египта,

- анализ памятников решает несколько исторических проблем общего и частного характера К общим мы относим создание инструмента изучения начального отрезка египетской истории - это полный каталог наиболее информативных источников этого времени Частными мы считаем эволюцию представления о правителе в первые египетские династии, а также процессы складывания управленческого аппарата государства и социальной структуры общества С этой точки зрения исключительно значимыми являются зафиксированные на стелах титулы,

- стелы Раннего периода были неравномерно распределены по территории страны, две трети стел I династии были изготовлены на юге страны, в Абидосе,

- детерминатив на памятниках с кладбища в Абидосе уточняет, мужское или женское имя записано на стеле, по форме это контур сидящей или стоящей фигуры Начиная со II династии наличие детерминатива становится обязательным, появляются его новые формы и компоненты (жертвенный стол, кресло, одежда и украшения) Рассмотрение детерминатива на стелах с юга (Абидос) и севера (Саккара, Хелуан, Гиза), позволяет сделать вывод о северной и южной традициях его оформления. Развитие получила именно северная традиция (ее отличительная особенность - изображение сидящего перед столом в кресле человека), абидосская традиция сходит на нет,

- анализ употребления титулов на стелах позволяет сделать вывод об особой роли царя при I династии (доминируют дворцовые титулы), а также о неизменно возрастающей важности и значении административных титулов на протяжении первых IV династий,

- изображения жертв на стелах появляются на севере (в Хелуане) во время правления II династии В репертуаре материального обеспечения культа, нашедшем отражение в списках жертв на стелах, преобладали всевозможные виды хлеба, сосуды и масла От династии к династии возрастает количество названий провианта, что свидетельствует об увеличении государственного участия в снабжении захоронений и развитии хозяйства,

- стелы в Египте появляются в Абидосе при втором царе I династии Джере (для них характерен скругленный верх и наличие необработанной части для закапывания), однако выполняют весьма специфическую функцию - это элементы царских погребальных комплексов, которые были сделаны, поскольку они были нужны царю Со времени II династии стела изготавливается обязательно по пожеланию ее владельца, она становится важнейшим культовым местом в конкретной гробнице в обширном некрополе, на ней изображаются жертвы, без которых невозможно посмертное существование ее обладателя Функционально стела становится личным, «индивидуальным» памятником, крайне необходимым для поддержания собственного культа определенного человека

Приложение включает

1 Списки имен, титулов, названий жертв на стелах I - IV династий,

2 Иллюстрированный каталог стел I - IV династий

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

1 Стела № 18137 Государственного Эрмитажа / Ассириология и египтология Сборник статей СПб «Скифия», 2004 С 184-193

2 Стела Усер-Монта №12 184 музея Метрополитен, Нью-Йорк / Сборник студенческих работ СПб Изд-воСПбГУ, 1999 С 81-90

3 Редкие титулы на стелах первых династий // Труды Государственного Эрмитажа, XXXV СПб Изд-воГос Эрмитажа, 2007 С 101-107

4 Титул сехи-нечер на стеле Сабефа // Труды института Лингвистических исследований Acta Linguistica Petropohtana Т 2 СПб «Наука», 2006 С 138 -164

5 Стелы I - IV династий Древнего Египта как исторический источник // Известия Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена, № 16(40) СПб, 2007 С 210-214

Подписано в печать 28 09.2007 Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная Печать офсетная Тираж 100 экз. Уел п л. 1,3 Заказ № 637

Отпечатано в ООО «Издательство "ЛЕМА"»

199004, Россия, Санкт-Петербург, В О., Средний пр , д 24, тел /факс 323-67-74 e-mail izd_lema@mail.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Николаев, Андрей Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

Стела как памятник. Общая информация.

Обзор литературы и историография.

ГЛАВА 1. РАСПОЛОЖЕНИЕ СТЕЛ В НЕКРОПОЛЯХ.

1.1. Абидос.

1.2. Гиза.

1.3. Хелуан.

1.4. Абу-Роаш.

1.5. Саккара.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТЕРМИНАТИВА НА СТЕЛАХ I - IV ДИНАСТИЙ.

2.1. Детерминатив при I династии.

2.2. Истоки детерминатива сидящей женщины.

2.3. Детерминатив при II династии.

2.4. Детерминатив при Ш династии.

2.5. Детерминатив при IV династии.

2.6. Общие наблюдения над детерминативом-изображением.

ГЛАВА 3. ПЕРЕВОД ТЕКСТОВ НА СТЕЛАХ.

3.1. Стелы I династии.

3.2. Стелы II династии.

3.3. Стелы III династии.

3.4. Стелы IV династии.

ГЛАВА 4. ТИТУЛЫ НА СТЕЛАХ ПЕРВЫХ ДИНАСТИЙ.

4.1. Титул C-Hr.w.

4.2. Титул wr.ths{w).t.

4.3. Титул htm(.t) Hr.w.

4.4. Титул wr.t crf.w.

4.5. Титул mtt.t Hr.w.

4.6. Титул hm-Hnm.w.

4.7. Титул krp-mrw(.t).

4.8. Общие наблюдения над титулами.

4.9. Систематизация титулов.

4.10. Закономерности использования титулов.

ГЛАВА 5. УПОМИНАНИЯ ЖЕРТВ НА СТЕЛАХ.

5.1. Обозначения тканей.

5.2. Основной список жертв.

5.3. Жертвы, выписанные под столом.

5.4. Изображения житниц.

5.5. Общие наблюдения над жертвами на стелах.

ГЛАВА 6. ФОРМА РАННЕЙ СТЕЛЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

6.1. Форма ранней стелы.

6.2. Функционирование стелы.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по истории, Николаев, Андрей Николаевич

Стела как памятник. Общая информация. Слово «стела» происходит из древнегреческого языка, в котором оно использовалось для обозначения пограничного или мемориального столба1. В египтологии стелами называются каменные или деревянные плиты различной формы, на которых чаще всего присутствуют надписи, рельефные или выполненные краской изображения. Стелы могли быть связаны с погребениями, служить пограничными знаками, выступать в роли вотив-ных и памятных предметов. Начиная с I династии, когда в Египте появились древнейшие стелы, до римских времен значительно преобразились внешний облик стелы, ее композиционное оформление, характер и содержание надписи. Могильные, или «заупокойные» стелы обычно устанавливались рядом с робницей, на них обязательно имелось имя владельца. Стелы преподносились в качестве дара в храмы и святилища в знак почтения богам, а также для увековечивания важных событий, таких как успешные экспедиции, победы над врагом. Помимо этого, стелы служили пограничными метками на полях, обозначали границы владений, административных округов, даже целых стран (например, Египта при царях Среднего царства). В египетском языке имеется несколько слов для обозначения стелы2, которые свидетельствуют о различном ее использовании. Очень часто, применительно к ранним гробницам, стела была единственным памятником, который указывал на принадлежность захоронения конкретному человеку. Соответственно, такой объект, с перечислением различных продуктов питания и воспроизведением в надписях состава погребального инвентаря, становился центральным и в культовых практиках.

Стела - это основной источник информации о человеке периода Раннего царства. Ближайший по количеству текстологических сведений памятник - оттиски печатей - значительно уступают стеле по объему содержащихся данных. О семье человека, о его соци

1 Стела от др. греческого: avjXtj 1) столб, свая; 2) надгробный столб; 3) пограничный столб, межевой знак; 4) мета, начальный или конечный столб; 5) мемориальный столб, стела .

2 СЫ - засвидетельствовано со Старого царства. Обозначает жертвенный стол и/или ложную дверь (WBI, 177:7). chc.w - стела (производное от египетского слова chc «стоять»). Было распространено в период Нового царства, однако засвидетельствовано со Среднего царства (WB 1,221:11). wd - стела (производное от египетского слова wd «отдавать приказ», т.о. стела это то, что 'дано по распоряжению'). Засвидетельствовано со Среднего царства (WB 1,398:15). Лексически наиболее употребимая форма - Wd. irh - стела (производное от египетского слова irh «давать знать», т.е. «идентификатор»). Засвидетельствовано со Среднего царства (WB IV, 200: 15). альном статусе и сфере его ответственности, о его материальных возможностях и духовных запросах наиболее подробно и конкретно сообщает именно стела.

Для исследователей любого периода истории древнего Египта стела - один из наиболее значимых исторических источников. Характер надписей зависит и от династии, в которую был создан памятник, и от того, для чего была предназначена и как использовалась стела.

Египтологи регулярно обращаются к египетским стелам; имеются обобщающие работы по связанной со стелами проблематике3. Однако во всех случаях эти обобщающие исследования ограничены узкой выборкой памятников (например, публикацией конкретной музейной коллекции), сжатыми хронологическими рамками и местом происхождения плит. Кроме того, анализу подвергались относительно поздние памятники (III - IV династий), а ранние стелы никогда не рассматривались как самостоятельный источник в своей совокупности.

Никто из исследователей четко не обозначил принципов композиционного деления в оформлении стел Раннего царства. Нет работ по древнейшим титулам и репертуару списков жертв на наиболее ранних заупокойных стелах. Между тем, именно при I и II . династиях определяются те названия, которые позднее будут засвидетельствованы во время своеобразной кульминации качества оформления стел при IV династии. Особенности употребления титулов свидетельствуют о развитии административной системы в государстве, а изменения жертв на заупокойных памятниках характеризуют, в том числе, перемены в культовых практиках в указанный период и тех общественных структур, которые обеспечивали функционирование этих практик.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом правления первых четырех династий Древнего Египта (прим. 2800 г. до н.э. - 2600 г. до н.э.). Выбор верхней границы выбранного временного отрезка обусловлен тем, что стелы в Древнем Египте появляются именно в эпоху правления I династии. Нижний предел (время четвертого царского дома) связан и с теми значительными изменениями, которые претерпела стела именно к этому времени, и с политической историей Древнего царства. Во многих отношениях период правления IV династии можно считать временем наивысшего расцвета Египта в Древнем царстве; качество оформления стелы в этот период и вариантность ее использования также достигают своего максимума. Во время царствования последующих династий заупокойные стелы практически не встречаются (единственный случай - несколько памятников с кладбища

Нага эд-Дейр VI династии, раскопанного Дж. Райзнером), очевиден большой разрыв в бытовании стелы (важнейшие изменения произойдут лишь в Первом переходном периоде).

Цель работы:

Рассмотреть стелы Древнего Египта I-IV династий как исторический источник, вьивить особенности композиционного оформления, функционирования и развития этого типа памятника.

Задачи исследования:

1. Определить в каких областях Древнего Египта и на каких кладбищах первых династий появляется заупокойная стела. Вьивить особенности крепления стелы в различных некрополях.

2. Изучить имеющиеся на стелах изображения с точки зрения их расположения, формы, размеров и изменения во времени от династии к династии.

3. Прочитать, перевести и проанализировать присутствующие на стелах тексты. Выявить особенности репертуара титулов и жертв на стелах в различные династии, а также степень влияния на него локальных традиций.

4. Установить, какую роль стела выполняла в некрополях и в гробницах первых династий, насколько важным было ее присутствие для осуществления заупокойного культа, какое место этот памятник занимал среди других элементов оформления погребения.

Методом исследования при работе с корпусом ранеегипетских стел был выбран метод комплексного исследования памятника, при котором учитывались методики, используемых в исторической, археологической, текстологической дисциплинах, в эпиграфике. Особое внимание уделялось композиции и иконографии стел.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для Древнего Египта как целое рассматривается корпус стел Раннего и Старого царств - от времени их появления до достижения ими максимальной степени развития на раннем этапе. Для подавляющего большинства стел впервые сделан перевод присутствующих на них надписей.

Апробация диссертации Частные результаты работы были представлены в пяти статьях, а также в докладах на конференциях:

3 См., например, Saad Z.Y. Ceiling Stelae in Second Dynasty Tombs from the Excavations at Helwan. Le Caire, 1957; Manuelian P. Slab Stelae of the Giza Necropolis. New Haven, 2003; Gardiner A.H. An archaic funerary stela //JEA 4 (1917), P. 256-260.

1. Петербургские египтологические чтения 2005 (16 апреля 2005 г.), организованной Восточным факультетом СПбГУ, СПбФ Института востоковедения, Государственным Эрмитажем - «Стела № 18137 Государственного Эрмитажа»;

2. Конференции молодых ученых Отдела Востока Государственного Эрмитажа (22 марта 2005 г.) - «Титул сехи-нечер на стеле Сабефа»;

3. Источниковедение стран Древнего Востока, организованной кафедрой Истории стран Древнего Востока СПбГУ (19 октября 2005 г.) - «Развитие изображения-детерминатива на стелах I - IV династий»;

4. Петербургские египтологические чтения 2006 (18-20 апреля 2006 г.), организованной Восточным факультетом СПбГУ, СПбФ Института востоковедения, Государственным Эрмитажем - «Несколько редких титулов на стелах первых династий»;

5. Петербургские египтологические чтения 2007 (17-19 апреля 2007 г.), организованной Восточным факультетом СПбГУ, СПбФ Института востоковедения, Государственным Эрмитажем - «Стелы I - IV династий как исторический источник. Особенности функционирования» V

Актуальность работы обусловлена:

- особым значением стел как источника по изучению процесса возникновения и развития письменности; <

- большим вниманием, которое оказывается в настоящее время изучению древнейшего периода египетской истории. Значительный объем информации о социальном устройстве общества, о представлениях египтян о заупокойной жизни можно почерпнуть именно при анализе древнейших стел;

- важной ролью стел первых династий как исторического источника для представления исторических и мировоззренческих процессов в Египте эпохи первых династий;

- необходимостью публикации переводов текстов стел ранних династий, используемых в качестве источников для изучения лексики, эпиграфики и просопографии Древнего Египта;

- выполнением детального анализа и выявлением закономерностей развития для всего корпуса ранних египетских стел. В имеющихся на сегодняшний день работах рассматриваются лишь единичные памятники.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, основной части исследования, разделенной на шесть глав, заключения, списка литературы из 152 источников и сокращений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стелы I-IV династий Древнего Египта. Структурный анализ памятников"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования удалось установить, что египетские стелы впервые появляются при втором царе I династии Джере. Древнейшие из сохранившихся стел принадлежали частным лицам, царские стелы засвидетельствованы от времени правления Джета. Частные стелы происходят из вспомогательных погребений вокруг царских гробниц в различных некрополях Египта. Эволюция развития царского некрополя в связи с появлением стелы видна на примере Абидоса: там имеются царские гробницы без каких-либо вспомогательных погребений; первые гробницы со вспомогательными погребениями (напр., Хора-Аха), но еще без стел; гробницы со вспомогательными погребениями, отмеченными стелами.

Особенности плана царского некрополя, а также наличие стел собак царя свидетельствуют о том, что древнейшие стелы были выполнены по приказу правителя.

В результате проделанного исследования удалось выяснить, что стелы Раннего периода были не только неравномерно распределены по территории страны, но и имели отличительные черты в зависимости от места происхождения. Две трети стел (256 из 328 рассматриваемых в работе), датирующихся I династией, были изготовлены на юге страны, в Абидосе. Для них характерен скругленный верх и наличие необработанной части для закапывания. Единичные стелы времени I династии были обнаружены во вспомогательных гробницах на севере страны, в Саккаре. Их характерным признаком является прямоугольная форма и постепенный отказ от части для вкапывания. Более двадцати памятников происходит из Хелуана, обширного кладбища недалеко от Саккары. Для стел из Хелуана (помимо нового композиционного элемента - сцены трапезы) засвидетельствована и иная форма - теперь это большая прямоугольная плита, края которой свободны от изображений: они предназначались для закрепления памятника. III династия - продолжение хелуанской традиции II династии и в композиционном оформлении, и в способе крепления. Стелы IV династии происходят также из северной части Египта, преимущественно из Гизы. В этом некрополе стелы становятся центральным местом мастабы, имеют форму правильного прямоугольника и крепятся в наружную стену мастабы на небольшой высоте от земли.

При анализе стел Раннего периода становится ясно, что эти памятники имеют четкую, хотя и изменяющуюся со временем композицию. Основными структурными элементами композиционного оформления стелы являются: а) детерминатив, а также тексты, четко делящиеся по принципу расположения на памятнике, и способе записывания на б) имя собственное владельца памятника, в) титулы владельца памятника, г) обозначения различных тканей, д) основной список жертв, е) жертвы, выписанные под столом, ж) перечисления житниц.

Одним из важнейших элементов оформления стелы является изображение-детерминатив. Детерминатив имеется на большей части стел I - IV династий и выписывается ниже имени. На памятниках из кладбища в Абидосе изображение-детерминатив, вырезанное как контур, первоначально представляет собой продолжение закапываемой части стелы; позже получает распространение отдельно стоящая фигура. Место расположения детерминатива смещается из левой части стелы в центр. В качестве детерминатива наиболее часто встречаются изображения сидящих закрытых одеждой женщин, сидящих на корточках мужчин, а также собак, птиц и быка.

Для стел II династии с севера фиксируется появление новых форм детерминатива и его компонентов, свидетельствующие о его детализированности, при сохранении функции. Это, помимо собственно человека, жертвенный стол, кресло, с сидящим в нем теперь человеке, детально выписанная одежда и украшения. Начиная со II династии наличие детерминатива на стеле становится обязательным, изображен может быть только человек.

При III династии в изображение-детерминатив не привносится ничего принципиально нового: совершенствуются форма, засвидетельствованные для II династии. Появляется лишь несколько дополнительных элементов в одежде: ожерелье на шее, шкура пантеры и платье на лямках у женщин. Рассмотрение детерминатива на стелах с юга (Абидос) и севера (Саккара, Хелуан, Гиза), позволяет сделать вывод о северной и южной традициях его оформления. На юге это сидящий на корточках человек, на севере - человек, сидящий в кресле. А также жертвенный стол, вокруг которого - изображения самих жертв. Развитие получила именно северная традиция. На всех обнаруженных стелах II династии из Хелуана люди обязательно сидят в кресле, перед ними расположен стол. В дальнейшем Аби-досская традиция сходит на нет, а особенности изображений из Хелуана распространяются и на Саккару, и на Гизу.

Наиболее информативно значимый элемент композиционного оформления стелы -присутствующие на ней надписи. Их можно разделить на три большие группы: это имена, титулы и списки жертв. В настоящей работе впервые приводится перевод надписей на значительной части рассматриваемых стел и комментарии к ним.

Наличие имени на стеле, независимо от времени ее создания, обязательно. Наиболее распространены имена женщин, которых засвидетельствовано более 210. Остальные 110 - мужские имена, а также имена собак. Такое соотношение объясняется тем, что значительное количество вспомогательных погребений вокруг царских гробниц предназначалось для женщин из гарема. Имена на всех стелах читаются справа налево, на абидосских памятниках они расположены в правой верхней части или по центру, со II династии - в левой верхней части стел, а в редких случаях - сверху в центре. Имя на памятниках выписывается за титулами, если таковые имеются. Количество простых и составных имен примерно одинаково; в составных именах преобладают названия богов.

История Раннего периода существования египетского государства реконструируется на основании крайне ограниченных источников. Одним из основных среди них теперь следует считать корпус ранних египетских стел I - IV династий. Анализ этих памятников решает несколько исторических проблем общего и частного характера. К общим мы относим создание инструмента изучения начального отрезка египетской истории - это полный каталог наиболее информативных источников этого времени. Частными мы считаем эволюцию представления о правителе в первые египетские династии, а также процесс складывания управленческого аппарата государства. С этой точки зрения исключительно значимыми являются зафиксированные на стелах титулы.

В настоящей работе впервые рассматриваются все титулы, засвидетельствованные на раннединастических стелах. Титулы присутствуют примерно на половине анализируемых памятников и располагаются в их центральной части; на стелах IV династии титулы могут занимать всю верхнюю часть от правого края до левого. От I династии к IV количество титулов на отдельной стеле возрастает, причем «пороговым» является переход от П к III династии, когда в среднем титулов на стелу становится в три раза больше. При этом набор титулов, упоминаемых на стелах в целом, максимален при I династии. Рассмотрение титулов позволяет понять, что владельцы стел первых четырех династий чаще всего носили жреческие титулы (наиболее распространенный - shn.w lh - «заупокойный жрец»), на втором месте по частотности находятся дворцовые титулы (наиболее распространенный -hrp 31г- «управитель дворца»), замыкают список титулы административные (irj-ih.t nj-&w.t - «хранитель царских вещей»). Интересно, что такое общее распределение не всегда совпадает со статистикой по отдельным династиям. Так для I династии преобладают дворцовые титулы, а административные титулы практически полностью отсутствуют. Напротив, при II династии резко возрастает количество административных титулов, оно становится сопоставимым с числом дворцовых должностей. Анализ употребления титулов позволяет сделать вывод об особой роли царя при I и IV династии, а также о неизменно возрастающей важности и значении административных титулов на протяжении первых четырех династий.

Наибольшую площадь на стелах занимают надписи, сообщающие названия различных жертв. На абидосских стелах I династии упоминания жертв отсутствуют, они появляются на севере (в Хелуане) во время правления второго царского дома. Основной список жертв располагается в центре перед покойным и включает в себя как продукты питания, так и косметические принадлежности. Названия жертв, выписанных под столом -еще один элемент композиционного оформления стелы - ограничены шестью различными названиями; в разные эпохи эти жертвы выписывались справа и слева от ножки стола. Обозначения тканей всегда занимают крайнюю правую часть стелы. На этом разделенном регистрами пространстве перечисляются материи, использовавшиеся при бальзамировании, указывается их ширина и количество. Названия житниц - засвидетельствованных только для времени правления IV династии, находятся в нижнем правом углу стелы. При анализе жертв на стелах становится понятным репертуар материального обеспечения культа, в котором преобладали всевозможные виды хлеба, сосуды с разным содержимым и масла. Наблюдаемый от династии к династии рост обозначений провианта свидетельствует об увеличении централизованного государственного присутствия в снабжении захоронений. Незначительно меняющееся количество наименований тканей и особенности их написания, а именно, покрытие ими большой площади поверхности стел, позволяет сделать вывод о неизменной важности этих материалов и незначительном развитии ткачества в древнейший период египетской истории.

Стелы I - IV династий Египта - важнейший исторический источник. Проделанный структурный анализ стел позволяет говорить о том, какую функцию выполняла стела на протяжении обозначенного периода, что, в свою очередь, неразрывно связано с такими принципиальными понятиями, как мировосприятие и отношение к правителю древних египтян. По нашему мнению, назначение стелы в пределах Раннего царства претерпело серьезные изменения, причем переломным в этом отношении был переход от I династии ко П. Стелы в Египте появляются в Абидосе, однако выполняют весьма специфическую функцию - это элементы царских погребальных комплексов, которые были сделаны, поскольку они были нужны царю. Эти памятники не предназначались для поддержания культа тех людей, которые на них называются, это, по сути, царские памятники. Мы не видим оснований утверждать, что перед древнейшими египетскими стелами частных лиц раскладывались жертвы, совершались ритуалы. Однако традиция создания таких плит просуществует в стране лишь до начала II династии, когда на севере возникает иная традиция, направленная на обеспечение конкретного усопшего. Со времени II династии стела изготавливается обязательно с ведома ее владельца, она становится важнейшим культовым местом в конкретной гробнице на обширном некрополе, на ней изображаются жертвы, без которых невозможно посмертное существование ее обладателя. Функционально стела становится личным, «индивидуальным» памятником, крайне необходимым для поддержания собственного культа определенного человека.

 

Список научной литературыНиколаев, Андрей Николаевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Большаков А.О. Человек и его двойник. СПб., 2001.

2. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958.

3. Эмери У.Б. Архаический Египет. СПб., 2001.

4. Adams В., Cialowicz К.М. Protodynastic Egypt. London, 1997.

5. Amelineau E. Les Nouvelles Fouilles d'Abydos 1895-1896. Paris, 1899.

6. Amelineau E. Les Nouvelles Fouilles d'Abydos 1897-1898 (Deuxieme Partie). Paris, 1905.

7. Amelineau E. Les Nouvelles Fouilles d'Abydos 1897-1898. Paris, 1904.

8. Amelineau E. Les Nouvelles Fouilles d'Abydos. Seconde Campagne 1896-1897. Paris,1902.

9. Andreu G., Rutschowscaya M.-H., Ziegler C. L'Egypte ancienne au Louvre. Paris, 1997.

10. Arnold D. When the Pyramids Were Built. Egyptian Art of the Old Kingdom. New York,1999.

11. Badawy Alex. La st£le funeraire sous l'Ancien Empire: son origine et son fonctionnement //

12. ASAE 48 (1948), P. 213-243.

13. Baer K. Rank and Title in the Old Kingdom. The Structure of the Egyptian Administrationin the Fifth and Sixth Dynasties. Chicago, 1960.

14. Barta W. Die altatyptische Opferliste von der Fruhzeit bis zur griechisch-romischen1. Epoche. Berlin, 1963.

15. Barta W. Eine venvorfene Stele der 1. Dynastie // ZAS 92 (1965). S. 1-4.

16. Barta W. Untersuchungen zum Gotterkreis der Neunheit. Miinchen-Berlin 1973.

17. Borchardt L. Denkmaler des Alten Reiches (ausser den Statuen) im Museum zu Kairo Nr.1295-1808. Bd. 1. Berlin, Le Cairo. 1937.

18. Capart J. Primitive art in Egypt. London, 1905.

19. Cherpion N. Mastabas et hypogees d'Ancien Empire. Le probleme de la datation.1. Bruxelles, 1989.

20. Die agyptischen Altertiimer im Roemer-Pelizaeus-Museum in Hildesheim. Hildesheim,1966.

21. Drenkhahn R. Die Handwerker und ihre Tatigkeiten im alten Agypten. Wiesbaden, 1976.

22. Dreyer G. Umm-el-Qaab // MDAIK 54,1998. S. 77-167.

23. Dreyer G. Zur Rekonstruktion der Oberbauten der Konigsgraber der 1. Dynastie in Abydos1. MDAIK 47,1991. S. 93-104.

24. Dreyer G., Engel E.-M., Hartung U., Hikade Т., Kohler E.C., Pumpenmeier F., Umm el

25. Qaab. Nachuntersuchungen im fnihzeitlichen Konigsfriedhof. 7./8. Vorbericht. Mit einem Beitrag von Angela von den Driesch und Joris Peters // MDAIK 52 (1996). S. 11-81. Taf. 15.

26. Dreyer, G., Hartung, U., Pumpenmeier, F., Umm el-Qaab. Nachuntersuchungen imfnihzeitlichen Konigsfriedhof. 5./6. Vorbericht // MDAIK 49 (1993). S. 23-62.

27. Edel E. Beitrage zum agyptischen Lexikon VI // ZAS 102 (1975). S. 24-27.

28. Edel E. Ein 'Vorsteher der Farafra-Oase' im Alten Reich? // ZAS 81 (1956). S. 68-71.

29. Egyptian Art in the Age of the Pyramids. New York, 1999.

30. Emery W.B. A Funerary Repast in an Egyptian Tomb of the Archaic Period. Leiden, 1962.

31. Emery W.B. Archaic Egypt. Edinburgh, 1961.

32. Emery W.B. Great Tombs of the First Dynasty III. London, 1958.

33. Emery W.B., Saad Z.Y. Hor-Aha. Cairo, 1939.

34. Fischer H.G. A supplement to Janssen's list of dogs' names // JEA 47 (1961). P. 152-153.

35. Fischer H.G. Egyptian Women of the Old Kingdom and of The Heracleopolitan Period, 2nded. New York, 2000.

36. Fischer H.G. Redundant Determinatives in the Old Kingdom // Metropolitan Museum

37. Journal 8 (1973). P. 7-25.

38. Fischer H.G. Varia Nova. New York, 1996.

39. Freed R., Berman L., Doxey D. MFA Highlights. Arts of Ancient Egypt. Boston, 2003.

40. Gardiner A.H. An archaic funerary stela // JEA 4 (1917), P. 256-260.

41. Gatty C. Catalogue of the Mayer Collection. Liverpool, 1877.

42. Goedicke H. The phonetic value of the sign // JEA 51 (1965). P. 200-202.

43. Grdseloff B. Notes sur deux monuments inedits de l'Ancien Empire // ASAE 42 (1943) P.107.125.

44. Hannig R. Die Sprache der Pharaonen. Grosses Handworterbuch Agyptisch-Deutsch.1. Mainz, 1995.

45. Hannig R., Vomberg P. Wortschatz der Pharaonen in Sachgruppen. Mainz, 1999.

46. Harpur Y. The Tombs of Nefermaat and Rahotep at Maidum. Oxford, 2001.

47. Hassan S. Excavations at Giza. Vol. V. Cairo, 1944. P. 65-180.

48. Heany G. Zu den Platten mit Opfertischszene aus Heluan und Giseh / Aufsatze zum 70.

49. Geburtstag von Herbert Ricke. Beitrage zur agyptischen Bauforschung and Altertumskunde Herausgegeben vom Schweizerischen Institut fur agyptische Bauforschung and Altertumskunde in Kairo, 12. Wiesbaden, 1971. S. 143-164.

50. Helck H.W. Untersuchungen zu den Beamtentiteln des agyptischen Alten Reiches.

51. Gliickstadt, Hamburg, New York, 1954.

52. Helck H.W. Zu den theophoren Eigennamen des Alten Reiches // ZAS 79 (1954), S. 27-33.

53. Helck W. Untersuchungen zur Thinitenzeit. Wiesbaden, 1987.

54. Holzl R. Corpus Antiquitatum Aegyptiacarum. Kunsthistorisches Museum, Wien.1.eferung 22, Reliefs und Inschriftensteine des Alten Reiches III. In print

55. James T.G. Corpus of Hieroglyphic Inscriptions in the Brooklyn Museum. I. Brooklyn,1974.

56. Janosi P. Giza in der 4. Dynastie. Die Baugeschichte und Belegung einer Nekropole des

57. Alten Reiches. Vienna, 2005.

58. Janssen J.M.A. Uber Hundenamen im pharaonischen Agypten // MDAIK 16 (1958). S.179.

59. Jequier, G. Manuel d'archeologie egyptienne. Paris, 1924.

60. Jones D. An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kigdom.1. Vol. I-II. Oxford, 2000.

61. Junker H. Giza XII. Wien, 1955.

62. Junker H. Von der agyptischen Baukunst des Alten Reiches // ZAS 63 (1928). S. 1-14.

63. Junker H. Giza. Bd. 1-7. Wien, Leipzig, 1929-1944.

64. Kahl J. Das System der agyptischen Hieroglyphenschrift in der 0.-3. Dynastie. Wiesbaden,1994.

65. Kahl J., Kloth N., Zimmermann U. Die Inschriften der 3. Dynastie. Eine

66. Bestandsaufnahme. Wiesbaden, 1995.

67. Kaplony P. Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit. Wiesbaden, 1963. Band I III.

68. Klasens A. Een grafsteen uit de eerste dynastie // OMRO 37, 1956. P. 12-33.

69. Klebs L. Die Reliefs des Alten Reiches. Heidelberg, 1915.

70. Kohler E.C. Excavations at Helwan. http://xoomer.alice.it/francescoraf/cracow2002/Kohler.htm

71. Lauer J.-P. Sur le dualisme de la monarchic egyptienne et son expression architecturalsous les premieres dynasties // BIFAO 55 (1955), 1956, P. 153-171. PI. IV.

72. Leprohon R.J. Corpus Anriquatum Aegyptiacarum. Museum of Fine Arts, Boston. Mainzam Rhein, 1985. P. 59-62.

73. Lepsius C-R. Denkmaeler aus Aegypten und Aethiopien II. Berlin, 1850.

74. Lutz H.F. Egyptian tomb steles and offering stones of the Museum of Anthropology and

75. Ethnology of the University of California. Leipzig, 1927.

76. Manuelian P. Slab Stelae of the Giza Necropolis. New Haven, 2003.

77. Mariette A. Monuments divers recueillis en Egypte et en Nubie. Paris, 1892.

78. Martin G.T. An Early Dynastic Stela from Abydos: private or royal? / Discovering Egyptfrom the Neva: the Egyptological legacy of Oleg D. Berlev. Berlin, 2003.

79. Maspero G. Egypte. Paris, 1912. P. 20.

80. Maspero G. Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. Т. I. Paris, 1895.

81. McFarlane A. Titles of smA + god and xt + god. Dynasties 2 to 10 // GM 121 (1991). P.77.100.

82. Montet P. Tombeaux de la Iere et de la IVe dynasties a Abou-Roach // Kemi 8 (1946). P.157.227.

83. Moret A. Monuments egyptiens de la colletion du Comye de Saint-Ferriol // RevEg n. s., t.1 (1919).f

84. Morgan J. de. Recherches sur les origines de l'Egypte: ethnographie prehistorique ettombeau royal de Negadah. Paris, 1897.

85. Murray M. Saqqara Mastabas. Vol. I. London, 1905.

86. Oding J. Isis und Osiris // MDAIK 30 (1974). S. 91-113.

87. Petrie W.M.F. Abydos. I. London, 1902.

88. Petrie W.M.F. Abydos. II. London, 1903.

89. Petrie W.M.F. Medum. London, 1982.

90. Petrie W.M.F. The royal tombs of the first dynasty. Vol. I-II. London, 1900-1901.

91. Posener-Krieger P. Les archives du temple funeraire de Neferirkare-Kakai (Les papyrusd'Abousir). Traduction et commentaire. 2 vols. Le Caire, 1976.

92. Posener-Krieger P. Les mesures des etoffes a l'ancien empire // RdE 29 (1977).

93. Quibell J. Excavations at Saqqara (1912-14): Archaic Mastabas. Le Cairo, 1923.

94. Quibell J.E. Archaic objects. Vol. I-II. Le Caire, 1904-1905.

95. Ranke H. Die agyptischen Personennamen. Bd I III. Gluckstadt, 1935 -1977.

96. Redford D.B. Egypt and Western Asia in the Old Kingdom // JARCE 23 (1986), P. 125143.

97. Reisner G.A. A history of the Giza necropolis. Cambridge (Mass.), 1942.

98. Reisner G.A. The development of the Egyptian tomb down to the accession of Cheops.1. Cambridge (Mass.), 1936.

99. Reisner G.A. The early dynastic cemeteries of Naga-ed-Der. Vol. I-II. Leipzig, 1908-1909.

100. Reisner G.A., Fisher C.S. Preliminary report on the work of the Harvard-Boston expeditionin 1911-1913//ASAE 13 (1914).

101. Reisner, G.A. The Development of the Egyptian Tomb down to the Accession of Cheops.

102. Cambridge (Massachusetts), 1936.

103. Reisner, G.A. The position of early grave stelae / Studies presented to F. LI. Griffith.1.ndon, 1932. S.324-331.

104. Saad Z.Y. Ceiling Stelae in Second Dynasty Tombs from the Excavations at Helwan. Le1. Caire, 1957.

105. Saad Z.Y. Royal Excavations at Saqqara and Helwan (1941 -1945). Le Caire, 1947.

106. Sabbahy L.K. Evidence for the Titulary of the Queen from Dynasty One // GM 135 (1993).1. P. 81-87.

107. Scharff A. Die Altertumer der Vor- und Fruhzeit Agyptens. Bd. I-II. Berlin, 1929-1931.

108. Scharff A. Eine archaische Grabplatte des Berliner Museums und die Entwicklung der

109. Grabplatten im friihen Alten Reich / Studies presented to F. LI. Griffith. London, 1932. S. 346-357.

110. Scheele K. Die Stofflisten des Alten Reiches. Wiesbaden, 2005.

111. Seipel W. Untersuchungen zu den agyptischen Koniginnen der Fruhzeit und des Alten

112. Reiches. Quellen und historische Einordnung. Hamburg, 1980.

113. Shoukry M.A. The So-Called Stelae of Abydos // MDAIK 16 (1958). P. 292-297.

114. Smith W.S. A History of Egyptian Sculpture and Painting in the Old Kingdom. London,1946.

115. Smith W.S. The Art and Architecture of Ancient Egypt. 2-nd ed. London, 1998.

116. Smith W.S. The Old Kingdom Linen List // ZAS 71 (1935). S. 134-149.

117. Smith W.S. The Stela of Prince Wepemnofret // Archaeology 16 (1963). P. 2-13.

118. Spencer A.J. Catalogue of Egyptian Antiquities in the British Museum. Vol. V. London,1980.

119. Stadelmann R. Der Strenge Stil der friihen Vierten Dynastie / Kunst des Alten Reiches.

120. Symposium im Deutschen Archaologischen Insitut Kairo am 29. und 30. Oktober 1991 // SDADC28 (1995). S. 155-166.

121. Staehelin E. Untersuchungen zur agyptischen Tracht im Alten Reich. Berlin, 1966.

122. Stewart H.M. Egyptian Stelae, Relief and Paintings from the Petrie Collection. Warminster,1979.

123. Strudwick N. The Administration of Egypt in the Old Kingdom. The Highest Titles andtheir Holders. London, 1985.

124. Symposium im Deutschen Archaologischen Institut Kairo am 29. und 30. Oktober 1991.

125. Mainz am Rhein, 1995. S. 155-66.

126. Troy L. Patterns of Queeship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala, 1986.

127. Vandier J. Manuel d'archeologie egyptienne. Tome premier. Les epoques de formation.1. Paris, 1952.

128. Vikentiev V Etudes d'epigraphie protodynastique. I. Quelques cas ou I se lit dAi et signifiesue" // ASAE 55 (1958), P. 25-33.116. von Kanel F. Les pretres-ouab de Sekhmet et les conjurateurs de Serkhet. Paris, 1984.

129. Weill R. Des Monument et de lliistoire des II-е et Ill-e dynasties egyptiennes. Paris, 1908.

130. Weill R. Notes sur l'histoire primitive des grandes religions egyptiennes // BIFAO 471948). P. 59-150.

131. Weill R. Recherches sur la Ire dynastie et les temps prepharaoniques. Le Caire, 1961.

132. Wilkinson T. A Re-examination of the Early Dynastic Necropolis at Helwan // MDAK 521996), S. 337-354.

133. Wilkinson T. Early Dynastic Egypt. London, New York, 2001.

134. Ziegler Ch. Catalogue des steles, peintures et reliefs egyptiens de l'Ancien Empire et de la

135. Premiere Periode Intermediate vers 2686-2040 avant J.-C. Paris, 1990.1. СОКРАЩЕНИЯ

136. ASAE Annales du Service des Antiquites de l'Egypte. Le Caire BIFAO Bulletin de l'lnstitut Fran?ais d'Archeologie Orientale. Le Caire GM Gottinger Miszellen. Beitrage zur agyptologischen Diskussion. Gottingen

137. F Kaplony P. Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit. Wiesbaden, 1963. Band I1.I.

138. JEA The Journal of Egyptian Archaeology. London

139. Jones Jones D. An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old

140. Kigdom. Vol. I-II. Oxford, 2000 Kahl Kahl J. Das System der agyptischen Hieroglyphenschrift in der 0.-3. Dynastie.

141. Wiesbaden, 1994 LA Lexikon der Agyptologie. Wiesbaden, 1975-1986

142. MDAIK Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo / Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts Abteilung Kairo. Berlin, Wiesbaden, Mainz

143. OMRO Oudheidkundige mededelingen uit het Rijksmuseum van Oudheden / Ministerievan Onderwijs, Kunsten en Wetenschappen. Leiden PM Porter В., Moss R.L.B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian

144. Hieroglyphic Texts, Reliefs and Paintings. Vol. I-VI. Oxford, 1927-1939 Ranke PN Ranke H. Die agyptischen Personennamen. Bd I III. Gluckstadt, 1935 - 1977. RdE Revue d'Egyptologie. Le Caire / Paris

145. RevEg Revue egyptologique. Paris

146. SDAIK Sonderschriften des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. Mainz WB Erman A., Grapow H. Das Worterbuch der agyptischen Sprache im Auftrage der

147. Deutschen Akademien herausgegeben von Adolf Erman und Herman Grapow. Bd. I-VI. Berlin, 1950-1955. ZAS Zeitschrift fur agyptische Sprache and Altertumskunde. Leipzig, Berlin