автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв."
п~<( лг^О
2 1 дсЛ ъзо
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
ТРИФОНОВА Наталья Яковлевна
СТЕНОПИСЬ ВОСТОЧНОЙ БЕЛОРУССИИ ХУП-ХУШ ВВ.
Специальность 07.00.12 - история искусства
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
ТРИФОНОВА
Наталья Яковлевна
СТЕНОПИСЬ ВОСТОЧНОЙ БЕЛОРУССИИ ХУ'И-ХУШ ВВ.
Специальность 07.00.12 - история искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Работа выполнена в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа
Научный руководитель - доктор исторических наук; профессор, академик ПАНИ Сапунов Б.В.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Беспятых Ю.Н.
кандидат искусствоведения Мозговая Е.Б.
Ведущая организация - Белорусский государственный университет
Защита состоится «// » ^ £ 1998 г. в_часов на
заседании диссертационного совета К 063.576.40
по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата
наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу:
199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5,
аудитория 70
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета
Автореферат разослан « /г » 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Козьмин В.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В XVII—XVIII веках территория Восточной глоруссии. охватывавшей верхнее Поднепровье и земли по нижнему течению вины и Сожа, представляла регион, который выделялся в своем экономическом, Зщественно-политическом и культурном развитии. Она входила в состав [стиславского, Витебского, Полоцкого воеводств Речи Посполитой, что по »временному административному делению соответствует Могилевской и части [1тебской и Гомельской областей, а после первого раздела (1772) была включена состав Российской империи.
Находившаяся с XI века в Полоцке православная кафедра после передачи ; в 1632 году униатам была перенесена в Могилев. Виленский диоцез, Зразовавшийся во второй половине XIV века, в 1740-х годах на территории [стиславского воеводства был представлен 26 деканатами с 428 костелами. Как и гя других европейских стран, для этого региона было характерно активное гзвитие монументальных форм. Росписи создавались в православных, 1тош1ческих храмах а светских сооружениях. В 1972-1978 годах реставраторами пециальных научно-реставрационных производственных мастерских инистерства культуры БССР (СНРПМ МК БССР) под руководством Лукашевича удалена побелка с росписей в купольной части могилевской икольской церкви. Группой реставраторов СН'РП'М МК БССР реставрированы снятые ввиду аварийного состояния сооружения росписи в этыничском кармелитском комплексе (19 /8). Силами тех же специалистов при [астии членов Католической громады в 1992-1994 годах от позднейших записей 1скрыта стенопись пресбитернума и стен центрального нефа могилевского рмелитского костела. Частично раскрыты от поновлений XIX века фрески 1стела кармелитов в Мстиславле. Росписи Богоявленской церкви Кутеинского, зято-Духовской Тупичевского и Троицкой Маркова монастырей, а также лоявленской и Покровской церквей в Могилеве, ряда костелов в Витебске, олоике, Могилеве не дошли до нашего времени. В памятниках стенописи сточного региона Х\'II-третьей четверти XVIII века нашли отражение обенности развития художественной культуры Белоруссии, во многом связанные формированием стиля барокко. Однако в силу специфических черт развития иного региона лежащее в основе этого процесса взаимодействие сильных 1авославных религиозно-эстетических традиций и западноевропейских влияний юявлялось наиболее ярко и содействовало становлению локальных черт, эзданные в последней четверти XVIII—начале XIX века росписи церквей >ждества Богородицы в Славгороде (Пропойске) и Покровской в Вейно близ огилева наряду с декором ряда светских сооружений позволяют воссоздать ртику развития в монументальной живописи классицистического направления.
Особенности изобразительного языка росписей, определявшиеся аимодействием двух художественных традиций, отразили формирование циональной художественной культуры. Изучение указанных памятников
позволяет глубже прснткнуть в эти процессы, что оказывается очень актуальным в свете развернувшегося в настоящее время утверждения национального самосознания. В то же время тесная связь, существовавшая между Белоруссией и соседними русским и украинским народами, делает эти памятники интересными при изучении их культур. Однако, время, войны, социальные катаклизмы очень часто оказывались губительными для памятников монументальной живописи.
Отмеченные выше моменты, а также острая необходимость восполнения в какой-то мере у грат, которые понесла монументальная живопись, без чего воссоздаваемая картина будет неполной и недостаточно объективной, определяют актуальность обращения к данной теме.
Степень изученности темы. Процесс интенсивного изучения памятников на территории восточной Белоруссии, и том числен стенописи еевосточных районов, начавшийся в прошлом столетии, нашел отражение в значительном числе публикаций исторнко-краеведческого характера.
Значение материалов, собранных исследователями в дореволюционный период, заключается в хом, чю они, имея визможносхь меписредс1ве|шо1 и знакомства с памятниками монументальной живописи, в значительной степени не дошедшими до настоящего времени, оставили их подробное описание, отметили стилевые особенности и в некоторых случаях предложили датировку. Второй этап связан со становлением в последние десятилетия реставрационной школы в Белоруссии. Наряду с проведенной реставрационной работой выявление ранее неизвестных архивных материалов по истории строительства и декорировкн храмов сделало возможным не только уточнение атрибуции памятников, но и обобщение конкретного материала.
Исследовательская работа многих лет дала богатый материал, который вылился в ряд публикаций как обобщающего характера, так и касающихся отдельных памятников монументальной живописи. Однако, многие вопросы, связанные с изучением монументальной живописи, в том числе рассмотрение живописных циклов восточного региона как цельного явления с выделением определяющих тенденций развития, остаются открытыми.
Объект и предмет исследования. Объектом нашего изучения стали более 30 памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии ХУП-начала XIX века — росписи храмов оршанского Кутеинского, Мстиславского Тупичевского, витебского Маркова монастырей, Богоявленской и Никольской церквей в Могилеве, церкви Рождества Богоматери в Славгороде (Пропойске) и Покровской в деревне Вейно (близ Могилева), а также костелов кармелитских и иезуитских монастырей в Могилеве, Мстиславде, Полоцке, Витебске, Белыничах и некоторые другие. Обращение к монументальной живописи восточного региона указанного периода связано с работой автора над кругом проблем древнебелорусского искусства и соответствует его менталитету. Одной из особенностей разработки данной темы явилась необходимость наряду с изучением сохранившихся памятников привлечь известные в настоящее время по
штературным источникам, а также произведения живописи, графики. Предметом вашего исследования стали особенности местной художественной традиции. При »том учитывалось то, что в силу географического положения Восточная Белоруссия эыла тем регионом, где жили н творили представители разных народов и сонфессий, несших как восточноевропейские, так и западноевропейские традиции.
Цель данной работы — проследить, как в процессе активных стенописных забот на территории Восточной Белоруссии XVII—XVIII веков формировалась лестная художественная традиция. При этом намечено решение следующих задач: гроследитъ развитие и стенописи православных храмов XVII — начала XVIII века градаций древнерусского и южнославянского искусства, рассмотреть особенности жладывагощегося в середине-третьей четверти XVIII века барочного стиля, троследнть развитие новых тенденций наряду с традиционными в стенописи конца <УШ-начала XIX века, определить значение и место памятников монументальной кнвопнси восточного региона в развитии искусства Белоруссии XVII — XVIII ¡еков.
Методика исследования. Изучение памятников монументальной живописи ¡осточной Белоруссии проводилось на комплексной основе. Анализу побразительного языка росписей предшествовало рассмотрение историко-сультурного фона в указанном регионе. Исследование каждого памятника гредварялоеь обзором истории его строительства и декорировкн, для чего (спользовались доступные архивные и литературные источники на русском, белорусском, украинском, польском языках, и велось в контексте русского, ■краинского и западноевропейского искусства. Наряду с архивными изысканиями )Сновой для атрибуции памятников стало визуальное изучение стилевых >собенностей сохранившихся росписей, а также иллюстративного материала, шисей интерьеров, воспоминаний очевидцев в том случае, когда стенопись не :охранилась до настоящего времени. При анализе широко использовался :равнительный метод. В качестве аналогий привлекались гравюры белорусских и храинских изданий, иконы могилевских мастеров.
Научная новизна и практическая значимость работы. Данная работа :вляется одной из первых попыток исследования развития стенописи в восточных »айонах Белоруссии в XVII-XVIII веках. Обращение к данной теме предполагало ¡ыявление своеобразия тематики состава, изобразительного языка росписей и »траження в них процессов формирования стилевых особенностей при включении : обзор наряду с сохранившимися росписями памятников, известных по [итературным источникам, и уточнении их атрибуции. В ходе работы [спользовались - результаты проведенных в ряде памятников реставрационных >а6от - материалы по истории строительства и декорировкн храмов, как 'публикованные, так и хранящиеся в Национальном архиве РЬ, архивах Санкт-Тетербурга, Вильнюса. Из числа последних более 10 были введены в научный оборот впервые. Это позволило включить в исследование 6 новых памятников, 'пределить время создания отдельных росписей и их состав, установить [мена некоторых мастеров. Однако, в силу специфики исследуемого материала.
заключающейся с том, что он в ряде случаев не дошел в первоначальном виде, далеко не всегда удавалось установить иконографический источник.
Собранный материал позволяет приблизиться к воссозданию объективной картины развития стенописи указанного региона. Он является основой для теоретических разработок. Проведенный на его основе анализ способствует выделению основных этапов развития монументальной живописи восточного региона и тем самым полнее обрисовывает основные тенденции развития художественной культуры Белоруссии. Он может иметь практическое значение в связи с развернувшимися реставрационными работами в ряде памятников Могилевщины и Витебщпны: найденные документальные свидетельства позволяют снять возникшие при реставрации вопросы с датировкой многослойной живописи, способствуют выработке концепции реставрационного процесса.
Основные положения, выносимые на обсуждение
1. Стенопись Восточной Белоруссии ХУП-начала XVIII века развивалась преимущественно в рамках православной художественной традиции, испытывавшей влияние западноевропейской культуры.
2. С укрепившими в середине-третьей четверти XVIII века с помощью местных магнатов католическими орденами, высшими иерархами православной церкви было связано активное развитие стенописи в костелах наряду с церквями и формирование ее стилевых особенностей в этот период.
3. После 17/2 года развитие стенописи восточного региона Белоруссии происходило в условиях активного взаимодействия с русской художественной культурой.
Апробация. Основные положения, выносимые на защиту, нашли отражение в статьях, посвященных памятникам монументальной живописи Восточной Белоруссии. Они опубликованы в научных сборниках и периодических изданиях. Они изложены также в докладах на научных конференциях: «Символика в контексте восточно-славянского барокко» (Минск, декабрь 1989), аспирантов и соискателей (С.-Петербург, Гос. Эрмитаж, декабрь 1994); «Филевские чтения» (Москва, май 1995).
Структура работы. Рассмотрение росписей проводилось в хронологической последовательности, позволяющей отчетливо проследить эволюцию их художественного стиля и определившей структуру работы.
В первой главе рассмотрены памятники стенописи православных храмов XVII - начала XVIII века. В двух разделах второй главы исследуется стенопись церквей и костелов середины - третьей четверти XV111 века. В третьей главе прослежено развитие стенописи Восточной Белоруссии после ее присоединения к России (1772). Каждой из глав предпослан обзор особенностей историко-культурной ситуации. Итоги исследования подведены в заключении. Дается список использованной литературы. В приложение включен также список памятников с указанием времени создания, материальной характеристики, фундаторов, конфессиональной принадлежности, авторов
фхитектурного решения и росписей, состояния на 1995 год. Порядковые номера тмятников в этом списке отражены на прилагающейся карте. В соответствии со :писком иллюстраций пронумерованы фотографии памятников в альбоме, ¡оставляющем вторую часть работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении наряду с приведенным выше обоснованием актуальности ¡ыбранной темы, определением цели и задач исследования, методики работы, ее ручной ценности и практического значения, дается характеристика ¡сточниковедческого материала и обзор литературы по данному вопросу.
В первом разделе первой главы рассмотрена историко-культурная :итуация в восточном регионе в ХУП-начале XVIII века.
Для Восточной Белоруссии XVII - первые десятилетия XVIII века были 1ериодом более интенсивного по сравнению с центральными и западными тйонами развития городов, таких как Мопшев, Витебск.
Наряду с отмеченными моментами экономического развития специфика юорико-культурной ситуации в Восточной Белоруссии в ХУП-первых гесятнлетиях XVIII века проявилась в активности братского движения. Она во многом определила особенности развития иконописи, гравюры, резьбы по дереву 1 данном регионе. Переосмысление барочных традиций в иконописи проявилось ( разрушении традиционной иконописной системы и том светском характере :оторый она приобретала. Во взаимодействий с происходившими в ней процессами тзвивалось искусство стенописи.
Второй раздел главы посвящен анализу памятников монументальной швописи Восточной Белоруссии XVII- начала XVIII века.
Как особенности приемов декорировки и тематики росписей могилевской }Огоявленской церкви можно рассматривать стремление включить все [рхитектурные формы в систему живописного декора, введение в состав росписей ¡етхозаветных сюжетов, композиции с донатором, что находит аналогии в тмятниках древнерусского и южнославянского искусства.
Из описания, составленного в конце XIX века иеромонахом Иоаникием Стайновским), видно, что в росписях купольной части кутеинского храма охраняется традиционная схема, а в расположении изображений на стенах (ентрадьной части художник ее не придерживался. В алтаре вместо «Евхаристии» [ святителей находились композиции страстного цикла («Тайная вечеря», :Сошествие во ад») и Ветхого Завета. В притворе последние объединялись с южетамн из Апокалипсиса, а также «Патерика Печерского». Тему стойкости в ере развивали изображения страданий 12 апостолов, гонения на православную церковь, монаха перед Распятием.
При известной традиционности ряд особенностей сближал росписи Свято-Ь'ховскоп церкви Тупичевского монастыря с декором кутеинского храма. )днако. в отличие от названой церкви, в них отсутствовал «Страшный суд», а пображення иноков и инокинь были перенесены в купольную часть.
Если схема расположения росписей в куполах Троицкой церкви Марков монастыря, вероятно, может свидетельствовать о знакомстве с системо! декорировки русских пя шкупольных храмов, то в программе стенописи основной объема прослеживается ряд тех же особенностей, что и в кугеинском и тупичевско: храме. Наряду с евангельскими сюжетами в алтаре находились изображени страстей Христовых. а притвор занимали композиции, представлявшие страдани апостолов.
Иконография росписей наряду с традиционными решениям! христологических, богородичных сюжетов восходила к западноевропейски» образцам. Ряд росписей при значительной свободе в трактовке типажа, сюжета разевающегося иногда на фоне конкретно обрисованного пейзажа, отличалс: свойственным народному творчеству лаконизмом выразительных средств Отмеченные особенности близки образно-пластическому решению могилевски: икон и гравюр кутекнскнх и могилевских изданий. В этой связи интересен факт что в год создания росписей Богоявленской церкви Кутеинскою монастыря 1 местной типографии печатается включавшее графические изображения «Брашн« духовное». В 1711 году на средства игумена Тупичевского монастыря Михаил; Пузыны гравируется изображение Тупичевскои Богоматери. В то же врем: пластичность в моделировке форм и обилие орнаментики были свойственнь композиции Свято-Духовской церкви «лик царей и цариц». Картушами ( гирляндами и плодами были обрамлены изображения евангелистов в этой ж< церкви. 11одобный мотив всгречается в гравюрах белорусских и украински: изданий ХУЛ-начала XV Ш века. Порядовое расположение близких по свопк размерам и композиционному решению изображений в Троицкой церкви Марков; монастыря наряду с умело использованной игрой светлых и темных пятен, несмотр; на их стилистическую неоднородность, создавало ощущение живописного ковра Оно усиливалось использованием орнаментального обрамления и графическое элемента в виде поясняющего текста.
Анализ приемов декорировки и состава росписей могилевскоГ Богоявленской церкви свидетельствует о тесной связи с традициями древнерусского и южнославянского искусства. Вместе с тем включение в состав росписеГ: ветхозаветного цикла характерно для стенописи ряда других церквей Восточно!; Белоруссии XVII- начала XVIII века. Он, а также сюжеты из Апокалипсиса Патерика Печерского, наряду с традиционными богородичным и христологическим циклами, вошли в состав росписей Богоявленской церкви Кутеинского, Свято-Духовской Тупичевского и Троицкой Маркова монастырей,
Схема расположения росписей в храмах имела некоторые особенности по сравнению с традиционной системой декорировки. В использовании приемов реалистической системы в организации пространства, изображении фигур, элементов пейзажа, способствующих возникновению ощущения театральности, и рассмотренной росписи кугеииекого монастыри нашли своеобразное преломление черты барокко. Они прослеживаются в особенностях изобразительного языка композиции «лик царей и цариц» Свято-Духовской церкви
Тупичевского монастыря, близкой исполненным пышности и жизнеутверждающей силы изображениям торжественных процессий в стенописи украинских церквей. Черты барокко можно увидеть в обрамлении изображений евангелистов в виде картушей с гирляндами и плодами в этой же церкви. Характерное для рассмотренных выше памятников переосмысление барочных приемов в стенописи Троицкой церкви Маркова монастыря нашло отражение в повышенной декоративности живописного цикла и светском характере росписей.
Первый раздел второй главы посвящен рассмотрению историко-культурной си туации в восточном регионе Белоруссии в середине-третьей четверти XVIII века.
Сложившаяся в этот период политическая и экономическая ситуация способствовала активной деятельности католических орденов и униатов. В го же время большое внимание строительству и декорировке храмов уделял белорусский епископ Г. Конисский.
В этих условиях при непосредственном участии иностранных мастеров, а также тесных контактах с такими культурными центрами, как Киев, Львов, Вильно, где развивались традиции барочной монументальной живописи, создавались предпосылки их расцвета в стенописи Восточной Белоруссии.
Анализу процессов, происходивших в середине-третьей четверти XVIII века в стенописи костелов, посвящен второй раздел второй главы.
Программа росписей могнлевского иезуитского костела, известных по материалам 1940-х годов М.С. Кацера, дает основание предположить, что в стенописи храмов этой конгрегации были широко использованы сюжеты, представлявшие эпизоды миссионерской деятельности святых этого ордена и наиболее ярко выражавшие идеологическую направленность этих живописных циклов.
В стенописи кармелитских монастырей наряду с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов важное место занимают сцены мистических видений, миссионерской деятельности св. монахов-кармелитов. В то же время на стенах центрального нефа могнлевского костела представлены вручение устава и дарственной грамоты монахам-кармелитам. Эти композиции развивают идею папского и королевского благословения деятельности ордена. Находящиеся на боковых стенах Мстиславского кармелитского костела изображения осады Мстиславля и избиения монахов-кармелитов, представленных как воплощение жертвенности, русскими солдатами, посвящены событиям русско-польской войны 1654-1667.
Поскольку храмы возводились на пожертвования местной шляхты, среди изображений встречаются портреты донаторов и их гербы. В метнславском костеле на одном из портретов, представляющем пожилого мужчину в латах с буздыганом, запечатлен, очевидно, войский Мстиславский Кароль Мадолинский, сделавший одно из первых крупных пожертвований монасхырю.
Несомненно индивидуализированные черты лица художника в одежде монаха-кармелита перед картиной «Иосиф с младенцем» позволяет видеть в этом
ш
изображении на своде бокового нефа могилевского кармелитского костела автопортрет.
В центральном нефе этого же костела между подпружными арками изображены вазоны с цветами и корзины с фруктами, представляющие элементы натюрморт.
Наряду с характерно!! для барокко пышностью, создаваемой мягкой, но достаточно мажорной колористической гаммой, оптическими эффектами, наиболее ярко проявившимися в иллюзорных архитектурных конструкциях (роспись апсиды могилевского кармелитского костела, купола иезуитского костела в Полоцке, в основе которой могли лежать образцы «ярусной квадратуры» А. Поццо, знакомые, очевидно, работавшему здесь во второй половине 1740-х годов М. Бейтнику)росписям в разной степени присуща некоторая условность в передаче объемов и пространства и связанная с ней зависимость от плоскости стены. Это не приводит к созданию поражающих оптических эффектов и отражает зафиксированное архивными источниками участие в работах местных мастеров. При использовании рисованных архитектурных и орнаментальных элементов в виде картушей, корзин с цветами, что находит себе аналогии в ряде памятников монументальной живописи Львовщины и Польши (парафиальный костел в Лопатине, бернардинский в Кристинополе, святой Варвары в Кракове), сюжетные композиции не смотрятся здесь вкраплениями в богатое рокайльное обрамление, как, например, росписи на своде костела святой Терезы в Вильнюсе (1633-1650).
Известное сходство композиционного решения росписей с рядом памятников на Л ьвовщине и в 11ольше свидетельствует о выработке определенных пластических стереотипов, связанной с дидактической трактовкой сюжетов. В то же время в них ощущается свойственное барокко стремление передать обаяние живой натуры или предметного мира. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в сюжетах, связанных с историей ордена кармелитов, выделяющихся реалистически переданными городскими видами, бытовыми деталями, в элементах натюрморта.
В третьем разделе на примере алтарных росписей могил ейской Никольской церкви рассмотрено развитие стенописи православных храмов Восточной Белоруссии середины-третьей четверти XVIII века.
Хотя программа росписей могилевской церкви создавалась, на наш взгляд, с учетом требований братчиков, о чем свидетельствуют изображения в правом и левом придельных алтарях, их состав близок тому, который предусматривался для живописного цикла Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Включение же в цикл алтарных росписей темы «Жертвы Ветхозаветной» находит себе аналогии в росписях Троицкой надвратной церкви Кнево-Печерской лавры.
Восходящим по своей иконографической схеме к распространенным в книжной гравюре западноевропейским образцам изображениям в алтарной части, свободная компоновка которых учитывала конструктивные особенности расписываемой поверхности, свойственны динамизм фигур и контрастная светотеневая моделировка.
Рассмотрение росписей костелов Восточной Белоруссии 1720-1760-х годов позволяет сделать вывод, что в приемах создания оптических эффектов, выборе сюжетов и их трактовке отчетливо прослеживаются черты барокко, сближающие стенопись указанного региона с росписями храмов Центральной Европы XVII-X VII I веков. В то же время в доминирующей роли стенописи, приемах декорировки и изобразительном языке проявились черты своеобразия.
Отмеченный в росписях Никольской церкви рост профессионального мастерства, сопровождавшийся заимствованием из западноевропейского искусства и определенной стилевой окраской, отличал, по словам Т. Ржеусской, росписи Покровской (Вознесенской) церкви Могилева (1764), тематически близкие ветхозаветному циклу Свято-Духовской церкви Тупичевского монастыря.
Первый раздел третьей главы посвящен рассмотрению историко-культурной ситуации в восточном регионе в конце XVIII-начале XIX века.
Вхождение Восточной Белоруссии в состав Российского государства сопровождалось включением в его хозяйственную систему и передачей значительной части земельных владений русскому дворянству, развивавшему в них мануфактурное производство. Политика России в области религии была направлена на поддержку православия при учете конфессиональных особенностей цанного региона. 1770-1780-е годы отличались относительной лояльностью к неправославной части населения, пользуясь которой активную деятельность по :троитедьству и декорировке храмов продолжили как униаты, так и католические эрдена. Вместе с тем, в этот период возникают народные училища, в типографиях печатаются сочинения Вольтера, Руссо, Дидро. Носителями передовых философских и эстетических идеи яшилнсь представители русской культуры. Связи : ней особенно активизируются с 1790-х годов, когда при участии мастеров из России создается декор Иосифовского собора в Могилеве и целого ряда храмов в шениях русских дворян.
Отмеченные моменты отразили некоторые особенности экономического, юциально-политнческого и культурного развития Восточной Белоруссии после 1772 года. В последнем прослеживаются два этапа. Первый охватывает период с 772 по начало 1790-х годов. Анализу созданных в этот период росписей посвящен ¡торой раздел главы.
Представление о работавшем в Полоихом иезуи тском коллегиуме с 1784(5) ода Г. Грубере как мастере «перспективной» живописи, на которого, возможно, жазалп влияние образцы Дж.Б. Пиранези, Д. Галли-Бабиенны, дает изображение [рхитектурного мотива, воспроизведенное в двух изданиях.
Барочные черты были характерны для творчества связанного с ^огилевшинон А. Гловацкого. Об этом свидетельствует рисунок «Аллегория тчи», хранящийся в Национальном музее в Варшаве. В то же время, в 1Ыполнявшихся, очевидно, под его руководством местными мастерами росписях ■водов боковых нефов костела кармелитов в Могилеве (среди них - «Спас -{ерукотворный») прослеживается привнесение характерных для православной :удожественнон традиции иконографических изводов и элементов иконописной истемы.
Крупные работы по поновлению стенописи мошлевской Никольской церкви проводились в 1787 году. Из обнаруженных Д.Л. Яцкевичем архивных материалов следует, что росписи в куполе были выполнены по новой штукатурке. Расписывавшие «баню» этого храма смоленские мастера Дмитрий Самуилович и Андреи Михайлович должны были работать «wedife danego im abrysu i teraz widaii daj^cego sie».
Заменившая традиционное изображение Христа Пантократора «Троица Новозаветная» и композиции на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, расположенные в два ряда в обрамлении рисованных пилястр и волют представляют особенности программы росписей купольной части могилевского Никольского храма.
Если иконографические решения отдельных росписей наряду с особенностями изобразительного языка свидетельствуют о несомненной связи с иконописной традицией, то владение автором представляющей другую группу композиции «Положение во гроб» анатомией и законами перспективы позволило создать изображение, где фигуры и предметы, объединенные динамичным круговым ритмом, живут в пространстве. Именно пространственность изображения допускала их обрамление иллюзорно переданными архитектурными мотивами.
Одновременно с живописными работами в Никольской церкви освящается Спасо-Преображенский храм в Чечереке, интерьер которого, как и трех других, построенных по инициативе владельцев города Чернышевых, был расписан, причем живопись, по мнению исследователя прошлого века А. ДемЬовецкого, итальянской школы.
Живописный декор униатских церквей рассмотрен на примере росписей храма в Смольянах и Конашах и некоторых других. В декоре купола деревянной Спасо-Преображенской церкви в Смольянах (1780 -е гг.) использован принцип, подсказанный его архитектурным решением. На 12 гранях находятся насыщенные по цвету изображения массивных фигур апостолов.
В интерьере церкви в Конашах наряду с традиционными изображениями в куполе/Троица и четыре евангелиста/, в алтаре /»Тайная вечеря» и «Моление о чаше»/ посредством живописи были воспроизведены типичные для костелов алтарные конструкции с фигурами православных и католических святых и преподобных Николы, Антония Печерского, Иосафата Кунцевича. При традиционности иконографии и иконописных приемов отдельные изображения, например, Богоматери в алтаре, восходили в ряде случаев к западноевропейским образцам.
Оригинальны по своей тематике, отражающим эпоху и край типам и костюмам росписи других униатских храмов Витебщины.
В стенописи 1770-1790-х годов прослеживаются барочные черты, которые своеобразно трансформировались в народной художественной среде, сочетаясь с традиционностью иконографии и иконописных приемов. Эти же особенности, как свидетельствует уцелевший фрагмент стенописи Успенской церкви Пустьгнского
монастыря (начало XIX века), представляющийся увеличенной в размерах иконой, очевидно, были характерны для росписей ряда храмов, созданных в конце XVIII — начале XIX века.
Третий раздел посвящен анализу стенописи 1790-х— первых десятилетий XIX века.
Система декорировкн Иосифовского собора в Могилеве, для которого В.Л. Боровиковским был выполнен ряд икон и эскизы статуй, разрабатывалась с учетом его архитектурных особенностей, что способствовало удачному решению проблем синтеза искусств. Наряду со скульптурой, которую предполагалось разместить в нишах, в барабане купола находились изображения апостолов, а на парусах — евангелистов в обрамлении, подчеркивавшем их архитектурную форму.
При различии индивидуальных живописных манер цельную живописную систему с богатой и своеобразной программой представляют росписи славгородской церкви, среди которых особой живостью и непосредственностью трактовки сюжета выделяются изображения притч.
Особенности сравнительно небольших по размерам четырех композиций на сюжсхы из Бс 1 леи и и Нового завсш, которые находя 1СЯ в купольной часги вейненской церкви наряду с изображениями евангелистов в медальонах, сближающие их с профессиональной светской живописью и придающие им станковый характер, при наличии позднейших записей не способствуют созданию цельной системы, хотя их расположение подчинено четкой архитектонике этого центрического здания.
В интерьерах дворцового комплекса в Жиличах наряду со стуковой лепниной использована монохромная роспись орнаментального характера, <оторая, являясь декоративным акцентом, подчеркивает стремление к единству и [еткости в их организации.
Выполнявшаяся при участии русских мастеров работа над оформлением штерьера Иосифовского собора в Могилеве открывает новые принципы синтеза искусств с соподчиненностью и тесной связью находившихся там живописи и жульптуры с архитектоникой сооружения. Характерные для классицизма искания тектонической ясности и простоты прослежчшаются в росписях храмов Славгорода I Вейно. однако последние из-за сравнительно небольших размеров кажутся менее /дачно связанными с архитектурной формой. Черты этого стиля заметны также в овладении приемами свето-теневой моделировки формы, особенностях зрганизации композиционного пространства, использовании восходящей к штичной традиции орнаментики и воинской атрибутики. Особенно характерная шя ампира, последняя особенность отчетливо прослеживается в интерьерах творцового комплекса в Жиличах. В то же время, владея свето-теневой моделировкой, работавший в Славгороде мастер не достигает того свойственного слассицизму преобладания формы над цветом, которая подчеркивает .-культурность форм. Созданные им образы отличаются присущей народному творчеству свободой от стилевой нормативности, определявшей их живой. 1еподэедственный характер.
Если особенности образно-пластического языка росписей 1770-1790-х гг. свидетельствуют о сохранении барочных черт, то выявленные в последующий период изменения позволяют говорить о новом этапе в развитии стенописи Восточной Белоруссии.
В заключении обобщаются рассмотренные в работе сложные процессы формирования местной художественной традиции в стенописи Восточной Белоруссии, определяется роль названного региона в развитии белорусской монументальной живописи.
Проанализированный материал позволяет сделать следующие выводы:
1. Получившая активное развитие в ХУП-первых десятилетиях XVIII века, стенопись Восточной Белоруссии отличается оригинальностью тематики и изобразительного языка. Становление местной художественной традиции со своеобразной барочной окраской в этот период шло на основе переосмысления народными мастерами образно-пластической системы древнерусского искусства, получившей своеобразное преломление в стенописи Софийской, Спасо-Преображенской церквей в Полоцке л ряде других памятников предшествующего периода. Проводниками новых художественных тенденций становились церковные братства с их школами, где использовались достижения западноевропейской схоластики, и типографиями.
2. Особенности складывающегося на втором этапе своеобразного барочного стиля стенописи определяло взаимодействие традиций декорировки православных храмов с росписями костелов. Используя приемы западноевропейской барочной живописи, стенопись середины-третьей четверти X V I11 века сохраняла связанную с зависимостью от плоскости стены некоторую условность в передаче объема и пространства,
3. На третьем этапе в конце XVIII— начале XIX века барочные традиции оформления храмов, которые долго удерживались в стенописи Восточной Белоруссии, в первую очередь в приемах росписи куполов и плафонов, постепенно уступали место синтезу в известной мере самостоятельных искусств, основанному на их подчинении архитектуре. На развитие отмеченных тенденций при способст вовавшей формированию новых .мировоззренческих основ деятельности народных училищ, типографий, оказало влияние участие в работах русских художников.
При определении роли монументальной живописи Могилевщины и Витебщины в развитии стенописного искусства Белоруссии, подчеркнуто, что в XVII - первых десятилетиях XVIII века они являлись тем регионом, где получили развитие восточнославянские традиции декорировки храмов. В обогащении тематики росписей, значительных изменениях в системе их расположения и изобразительном языке отчетливо прослеживается определявшее процесс формирования национального своеобразия творческое переосмысление древнерусских и западноевропейских традиций.
Традиции декорировки православных храмов на территории Восточной Белоруссии продолжали развиваться в середине-третьей четверти XVIII века. Их взаимодействие со стенописью костелов приводило к созданию образцов барочного синтеза искусств, в котором, в отличие от других регионов, стенопись играла доминирующую роль. В рамках барочной стенописи середины-третьей четверти XVIII века развивались элементы исторического жанра, пейзажа, натюрморта.
В своеобразных образцах связанного с влиянием русской культуры классицистического направления в православной художественной среде, которые дал восточный регион, прослеживается изменение роли стенописи в декоре интерьера. Монументальная живопись, несшая в барочном ансамбле едва ли не основную смысловую и эмоциональную нагрузку, в ряде случаев приобретает чисто декоративный характер, либо приближается к станковым произведениям.
По теме диссертации опубликованы следующие работы: Особенности монументальной живописи Восточной Белоруссии XVII- XVIII вв. /по литературным источникам //Сообщения Государственного художественного музея БССР. Мн.,1994. Вып. 1. С. 51-62. Некоторые особенности развития монументальной живописи восточной Белоруссии конца ХУШ-начала XIX века // Государственный Эрмитаж Тезисы докладов научной конференции аспирантов и соискателей Новые атрибуции, открытия, находки. СПб., 1994. С. 22-24. Л ¡к адкрыуся першародны //Мастацтва. 1995. № 4. С. 4346. О росписях Троицкой церкви витебского Маркова монастыря // Филевские чтения Тезисы четвертой международной конференции по проблемам русской художественной культуры второй половины ХУП-первой половины XVIII в. М., 1995. С. 100-102. Аб росгасах ушяцюх храмау Вщебшчыны апошняй чвэрщ
XVIII стагоддзя //Вщсбсга сшытак. 1996. № 2. С. 31-32. Синтез барочных и ренессаисных черт в росписях могилевского костела св. Станислава середины
XIX века // Историзм в России Стиль и эпоха в декоративном искусстве 18201890-х годов. Материалы международной конференции. СПб., 1996. С. 31-32. Асобныя помнш мастацкай культуры Усходняй Беларуа у святле арх1уных дакументау//Сообщения Национального художественного музея РБ. Мн., 1997. Вып. 2. С.28-30. Об особенностях тематики росписей православных храмов Восточной Белоруссии //Асновы мастацтва. 1997. № 9. С. 76-84.
Текст диссертации на тему "Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв."
/
/ ,-
государственный эрмитаж
/ ■/
На правах рукописи
ТРИФОНОВА Наталья Яковлевна
СТЕНОПИСЬ ВОСТОЧНОЙ БЕЛОРУССИИ ХУП-ХУШ вв.
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения Специальность 07.00.12 - история искусств
Научный руководитель: доктор исторических наук Б. В. Сапунов
к
/-1 / Л"'
//
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 4
I глава. Стенопись Восточной Белоруссии XVII-начала
XVIII вв. 20
I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной
Белоруссии в XVII-начале XVIII в. 20
II раздел. Памятники монументальной живописи Восточной
Белоруссии XVII-начале XVIII в. 30
II глава. Стенопись Восточной Белоруссии середины-третьей
четверти XVIII в. 51
I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной
Белоруссии в середине-третьей четверти XVIII в. 51
II раздел. Стенопись костелов Восточной Белоруссии 20-60-х
годов XVIII в. 56
III раздел. Развитие стенописи в православных храмах Восточное
Белоруссии в середине-третьей четверти XVIII в. /на примере росписей Никольской церкви в г. Могилеве . 72 III глава. Стенопись Восточной Белоруссии конца XVIII-начала
XIX в. 75
I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной Белоруссии
в конце XVIII-начале XIX в. 75
II раздел. Развитие стенописи Восточной Белоруссии с 1772 по
начало 1790-х гг. 79
III раздел. Стенопись Восточной Белоруссии 1790-х- первых
десятилетий XIX в. 87
Заключение 93
Библиография 100
Приложения 111
Каталог памятников 123
Список иллюстраций 129
ВВЕДЕНИЕ
В ХУИ-ХУШ веках территория Восточной Белоруссии, охватывавшей верхнее Поднепровье и земли по нижнему течению Двины и Сожа, представляла регион, который выделялся в своем экономическом, общественно-политическом и культурном развитии. Она входила в состав Мстиславского, Витебского, Полоцкого воеводств Речи Посполитой, что по современному административному делению соответствует Могилевской и части Витебской и Гомельской областей, а после первого раздела (1772) была включена в состав Российской империи.
Находившаяся с XI века Полоцке православная кафедра после передачи ее в 1632 году униатам была перенесена в Могилев. Виленский диоцез, образовавшийся во второй половине XVII века, в 1740-х годах на территории Мстиславского воеводства был представлен 26 деканатами с 428 костелами.
Как и для других европейских стран, для этого региона было характерно активное развитие монументальных форм. Росписи создавались в православных, католических храмах и светских сооружениях. В 1972-1978 годах реставраторами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Министерства культуры БССР (СНРПМ МКБССР) под руководством В. Лукашевича снята побелка с росписей в купольной части могилевской Никольской церкви. Группой реставраторов СНРПМ МК БССР отреставрированы снятые ввиду аварийного состояния сооружения росписи в белыничском кармелитском комплексе (1978). Силами тех же специалистов при участии членов Католической громады в 1992-1994 годах от позднейших записей раскрыта стенопись пресбитериума и стен центрального нефа могилевского кармелитского костела. Частично раскрыты
от поновлений XIX века фрески костела кармелитов в Мстиславле. Росписи Богоявленской церкви Кутеинского, Свято-Духовской Тупичевского и Троицкой Маркова монастырей, а также Богоявленской и Покровской церквей в Могилеве, ряда костелов в Витебске, Полоцке, Могилеве не дошли до нашего времени. В памятниках стенописи восточного региона ХУН-третьей четверти XVIII века нашли отражение особенности развития художественной культуры Белоруссии, во многом связанные с формированием стиля барокко. Однако в силу специфических черт развития данного региона лежащее в основе этого процесса взаимодействие сильных православных религиозно-эстетических традиций и западноевропейских влияний проявилось наиболее ярко и содействовало становлению локальных черт.
Созданные в конце XVIII - начале XIX века росписи церквей Рождества Богородицы в Славгороде (Пропойске) и Покровской в Вейно близ Могилева наряду с декором ряда светских сооружений позволяют воссоздать картину развития в монументальной живописи классицистического направления.
Особенности изобразительного языка росписей, определявшиеся взаимодействием двух художественных традиций, отразили формирование национальной художественной культуры. Изучение указанных памятников позволяет глубже проникнуть в эти процессы, что оказывается очень актуальным в свете развернувшегося в настоящее время утверждения национального самосознания. В то же время тесная связь, существовавшая между Белоруссией и соседними русским и украинским народами, делает эти памятники интересными при изучении их культур. Однако, время, войны, социальные катаклизмы очень часто оказывались губительными для памятников монументальной живописи.
Отмеченные выше моменты, а также острая необходимость восполнения в какой-то мере утрат, которые понесла монументальная
живопись, без чего воссоздаваемая картина будет неполной и недостаточно объективной, определяют актуальность обращения к данной теме.
Объектом нашего изучения стали более 30 памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии ХУН-начала XIX века росписи храмов оршанского Кутеинского, Мстиславского Тупичевского, витебского Маркова монастырей, Богоявленской и Никольской церквей в Могилеве, церкви Рождества Богоматери в Славгороде (Пропойске) и Покровской в деревне Вейно (близ Могилева), а также костелов кармелитских и иезуитских монастырей в Могилеве, Мстиславле, Полоцке, Витебске, Белыничах и некоторые другие. Обращение к монументальной живописи восточного региона указанного периода связано с работой автора над кругом проблем древнебелорусского искусства и соответствует его менталитету. Одной из особенностей разработки данной темы явилась необходимость наряду с изучением сохранившихся памятников привлечь известные в настоящее время по литературным источникам, а также произведения живописи, графики. Предметом нашего исследования стали особенности местной художественной традиции. При этом учитывалось то, что в силу географического положения Восточная Белоруссия была тем регионом, где жили и творили представители разных народов и конфессий, несших как восточноевропейские, так и западноевропейские традиции.
Цель данной работы - проследить, как в процессе активных стенописных работ на территории Восточной Белоруссии ХУП-ХУШ веков формировалась местная художественная традиция. При этом намечено решение следующих задач: - проследить развитие в стенописи православных храмов ХУП-на-чала ХУШ века традиций древнерусского и южнославянского искусства- рассмотреть особенности складывающегося в середине-третьей четверти ХУШ века барочного стиля - проследить развитие новых тенденций наряду с традиционными в стенописи конца ХУШ-начала
XIX века- определить значение и место памятников монументальной живописи восточного региона в развитии искусства Белоруссии XVII- XVIII веков.
Изучение памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии проводилось на комплексной основе. Анализу изобразительного языка росписей предшествовало рассмотрение исторического фона, социальной и культурной среды в указанном регионе. Исследование каждого памятника предварялось обзором истории его строительства и декорировки, для чего использовались доступные архивные и литературные источники на русском, белорусском, украинском, польском языках, и велось в контексте русского, украинского и западноевропейского искусства.
Наряду с архивными изысканиями основой для атрибуции памятников стало визуальное изучение стилевых особенностей сохранившихся росписей, а также иллюстративного материала, описей интерьеров, воспоминаний очевидцев в том случае, когда стенопись не сохранилась до настоящего времени. При анализе широко использовался сравнительный метод. В качестве аналогий привлекались гравюры белорусских и украинских изданий, иконы могилевских мастеров.
Рассмотрение росписей проводилось в хронологической последовательности, позволяющей отчетливо проследить эволюцию их художественного стиля, и определившей структуру работы. В первой главе рассмотрены памятники стенописи православных храмов ХУИ-начала XVIII века. В двух разделах второй главы исследуется стенопись церквей и костелов середины-третьей четверти XVIII века. В третьей главе прослежено развитие стенописи Восточной Белоруссии после ее присоединения к России(1772). Каждой из глав предпослан обзор особенностей историко-культурной ситуации. Итоги исследования подведены в заключении. За ним следует список использованной литературы, приложения, список памятников с
указанием времени создания, материальной характеристики, фундаторов, конфессиональной принадлежности, авторов архитектурного решения и росписей, состояния на 1995 год. Порядковые номера памятников в этом списке отражены на прилагающейся карте. В соответствии со списком иллюстраций пронумерованы фотографии памятников в альбоме, составляющем вторую часть работы.
Обзор источников. Материалы по истории строительства и декорировки храмов Восточной Белоруссии содержатся в разных документальных источниках. Это хроники, которые велись в XVII-XVIII веках в Могилеве, Витебске. В "Хронике" города Могилева, переведенной на русский язык в 1887 году Н. Гортынскими напечатанной на языке оригинала в 35 томе "Полного собрания русских летописей" кроме упоминания о погибшей фреске, которая находилась на одной из брам, приведены даты постройки некоторых православных церквей и костелов. Есть также данные об иконах, в некоторых случаях называется имя автора. (75,239- 281) Содержащиеся в "Записках" игумена Ореста, представляющих своеобразный очерк истории Могилева, сведения позволяют в некоторых случаях более точно определить время создания тех или иных росписей. Так из заметок игумена следует, что Покровская (Вознесенская) церковь не могла быть построена ранее 1660 года и, следовательно, неверно датировать находившиеся там росписи 1639 годом, как это делается в некоторых сравнительно недавно вышедших изданиях. (31,XVI) В первый выпуск сборника "Могилевская старина" вошел текст Борколабовской хроники.(74,17-34)
Приходно-расходные книги могилевского магистрата за конец XVII-начало XVIII века, книги гродских и земских судов Витебска, Полоцка, Мстиславля за этот же период, которые хранились с 1862 года в Витебском архиве древних актов и в которых нередки упоминания о художниках,
выполнявших различные живописные работы, занимают важное место в "Историко-юридических материалах" (Витебск, 1871-1906. Вып.1-32).
Ценный материал содержится в документах монастырских архивов, в частности, в приходно-расходных книгах (НИА РБ. Ф.2322, 2548). Большой интерес представляют сведения о церквях и костелах, составлявшиеся для органов епархиального управления (НИА РБ. Ф. 2301, 2531), "визитах", то есть своеобразных ревизиях культовых учреждений (НИА РБ. Ф. 1781; РГИА. Ф. 822).
В начале XIX века коллекции документов из епархиальных архивов Полоцка, Витебска, могилевского магистрата были приобретены Петербургской археологической комиссией. Часть их была опубликована в многотомных изданиях "Актов, относящихся к истории Западной России" (Спб.,1848-1853. Т.1-5), "Актов, относящихся к истории Южной и Западной России"(Спб., 1863-1892. Т.1-20). Материалы архива при могилевском братском монастыре, документы, касающиеся истории Кутеинского монастыря, вошли во второй том "Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси", изданного в Вильно. (30,4951,55-56) Описание архива Полоцкой Духовной консистории было сделано и напечатано А.П. Сапуновым.
Особую группу среди опубликованных документальных источников составляют записки путешественников ХУН-первой половины XIX века. В "Записках" стольника А. Толстого, посетившего Могилев и другие города Восточной Белоруссии в 1697 году, находится упоминание о росписях могилевского Богоявленского собора, которые располагались по всему интерьеру здания. (35,461-462) Русской путешественницей О. Шишкиной, посетившей в 1848 году Кутеинский монастырь, отмечено, что выполненные прямо по доскам росписи покрывали стены Богоявленской церкви сверху до
низу и в ряде случаев отличались оригинальностью композиционных решений. (98,87)
Историография.. Процесс интенсивного изучения памятников стенописи, находившихся на территории Восточной Белоруссии, начался в прошлом столетии. Для XIX-начала XX века было характерно исследование нераскрытых памятников на историко-краеведческом уровне. Работы этого времени содержали важные наблюдения общего порядка, а также сведения о росписях в некоторых храмах. Авторами их были как русские, так и белорусские ученые. В ознакомительном труде М. Без-Корниловича "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней относящихся" упоминаются композиции на исторические темы в мстиславском кармелитском костеле. (34,190)В начале 1860-х годов в Вильне печатается издание "Замечательное™ Северо-Западного края". Источником для исследования могут служить рисунки художника Д.М. Струкова, совершившего в этот период поездки по Белоруссии. В "Опыте описания Могилевской губернии" А,С, Дембовецкий сообщает о хорошо сохранившихся росписях на стенах иригвора Богоявленской церкви Кутеинского монастыря. (80,100-102) Эти же сведения повторяет П.Н. Батюшков. (33,146) Наиболее подробное описание стенописи храма приводится в работе Ф. Жудро, посвященной кутеинской обители. По мнению автора, церковь была расписана в 1639 году. Основанием для такой датировки послужила дата под находившейся на стене за главным престолом картиной "Тайная вечеря". (49,5-6)Эта дата утвердилась в исследованиях современных белорусских ученых. В очерке по истории Белыничского монастыря того же автора упоминаются росписи в бывшем кармелитском костеле, заштукатуренные в 1880 году. (50,12,20) Исследователи истории Тупичевской обители близ Мстиславля П. Полубинский, М. Краснянский отметили как одну из достопримечательностей росписи монастырского храма.
"Наружные стены, - пишет П. Полубинский, - под сенью расписаны видами Мстиславских сражений и других событий, коим подвергался город Мстиславль /.../ Внутренний вид главного 7-ми этажного иконостаса еще интереснее по древней живописи и резьбе с позолотою и составляет верх искусства художника. Стены храма расписаны фресками из жития святых угодников и истории Ветхого Завета." (84,316-321) Живопись, по мнению М. Краснянского, невысокого качества, но " /.../ дышит наивным глубоким религиозным чувством." (70,12)
Исследования о древностях Восточной Белоруссии с привлечением архивных материалов известных белорусских ученых Е.Р. Романова, А.П. Сапунова, Д.И. Довгялло печатались в "Могилевских ..." /1838-1917/ и "Витебских губернских ведомостях"/1838-1918/, "Памятных книжках", издававшихся могилевским и витебским губернскими статистическими комитетами. Е.Р. Романовым издается три выпуска "Могилевской старины -сборника статей из неофициальной части "Могилевских губернских ведомостей". Одна из них, написанная Д.И. Довгялло, посвящена униатскому храму в д. Конаши и содержит подробное описание находившихся там росписей. (45,53-57) Изображения в пяти куполах Троицкой церкви Витебского Маркова монастыря подробно описал секретарь витебского статистического комитета A.M. Сементовский. Им отмечена также композиция, представлявшая князя Владимира, закладывающего церковь святого Спаса. (92,119) В исследовании церквей и костелов на территории Восточной Белоруссии принимали участие члены Археологической комиссии A.M. Павлинов, П.П. Покрышкин. В ходе подготовки девятого археологического съезда, состоявшегося в Вильне, A.M. Павлиновым изучались храмы Витебска и Полоцка. Материалы этих исследований были опубликованы в статье "Древние храмы Витебска и Полоцка". Описывая интерьер Троицкой церкви Маркова монастыря ученый замечает:
"Внутренность церкви расписана по доскам и не представляет никакого интереса." (81,23) Подобная негативная оценка кроме авторской субъективности может быть объяснена позднейшими поновлениями росписей.
В 1905 году П.П. Покрышкин обследовал могилевскую Никольскую церковь. В одной из записей ученого, хранящейся в санкт-петербургском архиве института истории материальной культуры и приведенной в исследовании О.В. Терещатовой, отмечено: "Интересная стенопись /не фрески/ западного стиля XVII-XVIII веков. Мне кажется, было бы интересно открыть ее перед тем, как расписывать храм орнаментом."(97,111) Материалы обследований некоторых храмов Восточной Белоруссии публиковались в "Известиях Императорской Археологической комиссии". Некоторые, например, чертежи к ремонту церкви Богоявления в Витебске, снимки интерьера и экстерьера витебской Р�