автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Стереотипы восприятия "чужого"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Стереотипы восприятия "чужого""
На правах рукописи
Кривошлыкова Марина Владимировна
СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ «ЧУЖОГО» (НА ПРИМЕРЕ РУССКО-БАШКИРСКИХ КОНТАКТОВ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ)
24.00.01 — теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата культурологии
о 4 СЕН 2014
Екатеринбург - 2014
005552176
Работа выполнена на кафедре культурологии и социально-культурной деятельности Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Медведев Александр Васильевич
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Бенин Владислав Львович,
доктор философских наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»», декан социально-гуманитарного факультета, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Гун Галина Евгеньевна, кандидат философских наук, доценг, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки», заведующая кафедрой философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск
Защита состоится 21 октября в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.285.20 на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, зал заседаний диссертационного совета (к. 248)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайге ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», http://dissovet.science.urfu.ru/news2/
Автореферат разослан «21» августа 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор социологических наук, профессор
Л. С. Лихачева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современной гуманитарной науке исследования в области межкультурного взаимодействия входят в число наиболее актуальных и перспективных направлений, связанных с преодолением противоречий и вызовов реального времени. Проблемы глобализации и стандартизирующегося мира, вопросы выявления механизмов процессов, лежащих в основе трансформации современного миропорядка, темы, связанные с определением границ культур и пространства их взаимодействия, относятся к наиболее дискуссионным как в зарубежной, так и отечественной науке.
Для современной Российской Федерации обозначенные проблемы особенны актуальны. Бинарный характер культуры России заключается в стремлении многочисленных народов, её населяющих, сохранить свою самобытность. Вся история её культуры, с одной стороны, характеризуется стремлением народов сохранить свою специфику, уникальность и особенности этносознания и этнической идентичности, а с другой — межкультурным взаимодействием, являющимся неотъемлемой составляющей отечественной культуры, которая ведет к формированию наднационального культурного пространства и к универсализации культурных сообществ.
Анализ закономерностей протекания культурно-исторических процессов в практике бьггования современного российского общества в совокупности с социально-значимыми формами культурного взаимодействия убеждает в необходимости серьезного и глубокого исследования в этой области.
Сложные и неоднозначные процессы взаимодействия между этносами, территориями и отдельными социальными группами в России актуализировали ряд серьезных проблем, связанных с проявлением этнической и религиозной нетерпимости, с интолерантным поведением по отношению к представителям инокультур и т.д.
На территории России в последние десятилетия особенно остро подобного рода конфликты проявляются на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Татарстане и в Карелии.
Данная работа представляет собой попытку осмысления опыта русско-башкирских межкультурных контактов в геокультурном пространстве Южного Урала. Обращение к русско-башкирским отношениям вообще и башкирской культуре в частности представляется перспективным и своевременным, поскольку способствует формированию поликультурного климата в нашем государстве и регионе, а также содействует росту взаимного понимания и уважения между народами и культурами. Актуальными в этой связи становятся проблемы взаимного восприятия «чужого», обнаруживающие бинарную значимость
3
стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия русских и башкир.
Особенностью любого взаимодействия, осуществляемого как на межличностном, так и межгрупповом уровне, являются процессы стереотипизации восприятия «иного», «другого», «чужого». Стереотипы появляются, функционируют и эволюционируют в синергетических потоках межкультурного взаимодействия, но имеют склонность к фетишизации собственных культурных норм и ценностей. При этом главная опасность стереотипов заключается в том, что, упираясь в различия, они способны вызывать нетерпимость, провоцировать интолерантные настроения и конфликтные ситуации.
Однако стереотипы не всегда способствуют созданию неэффективного сценария взаимодействия. Так, опыт русско-башкирского взаимодействия в регионе Южного Урала показывает, что на современном этапе стереотипы во многом способствуют созданию условий для сохранения и развития имеющегося культурного потенциала, консервации значимых культурных форм, поддержанию положительной этнической и религиозной идентичности.
Отметим, что такой ситуация была не всегда, и в истории русско-башкирских контактов были периоды, связанные с преодолением межэтнического неприятия и поиском более эффективных сценариев взаимодействия. Обращение к заявленной теме исследования позволяет проанализировать сложившуюся систему представлений о башкирах в русской культуре с учетом ее трансформации во времени, включающем длительные, сменяющие друг друга исторические эпохи и периоды. Избранный для исследования регион интересен еще и потому, что определяющей характеристикой межкультурных контактов является их историческая длительность. Изучение стереотипа в контексте социокультурной деятельности человека способно обеспечить необходимыми прикладными знаниями, важными для решения конкретных задач в случаях, «когда межэтнические отношения становятся напряженными и чреватыми опасными последствиями»1. Кроме того, практические результаты такого рода исследований актуальны и востребованы в ситуациях межкультурных контактов и адаптации в инокультурной среде в регионах со сложной межэтнической обстановкой.
Проблемы функционирования стереотипов в сфере межличностной и межгрупповой коммуникации лежат в плоскости научного интереса различных областей гуманитарного знания. Однако при всем разнообразии исследовательских концепций и разработок
; 1 Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.:
1 МГУ, 1990.-С. 135.
: 4
I
I
теоретическое осмысление феномена стереотипа в контексте процессов межэтнического взаимодействия является одной из важнейших культурологических проблем.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема стереотипов, их функционирования в процессах межкультурных контактов нашла отражение в целом ряде исследований, созданных в специальных областях гуманитарного знания, среди них - философские, социально-психологические, этнологические, лингвистические, исторические, в той или иной степени освещающие данный феномен.
В осмыслении проблемы важную роль сыграли философские теории этноса и этничности Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, С. М. Широкогорова; теория диалога культур М. М. Бахтина,
B. С. Библера, М. Бубера; социально-историческая теория ментальности А. Я. Гуревича, Л. А. Бессмертного.
Особое место в изучении межкультурного взаимодействия, в частности диалога культур, занимают работы М. М. Бахтина, определившего принципиально новую методологию в гуманитарном знании, постулирующего главенствующую роль диалога, многоголосия, полифонии в культуре. Это проблемы фундаментальные для исследования русской культуры. Не случайно, что, развивая культурологические идеи М. М. Бахтина, целая плеяда ученых продолжила исследования диалога культур, среди них: С. С. Аверинцев, Н. С. Автономова, В. С. Библер, Л. С. Выготский, В. И. Иванов,
C. Н. Иконникова, М. С. Каган, А. С. Кармин, Ю. М. Лотман.
В целом разработкой фундаментальных основ межкультурного взаимодействия в отечественной науке занимались А. И. Арнольдов, С. А. Арупонов, М. С. Каган, А. А. Леонтьев. Дальнейшие исследования проблемы взаимодействия культур связаны с именами российских культурологов А. Г. Асмолова, А. А. Велика, С. К. Бондаревой, Е. И. Дворниковой, П. М. Козыревой, В. В. Кочетковой,
Н. М. Лебедевой, А. П. Садохина, Е. А. Сайко, 3. В. Сикевич, Н. Г. Скворцова, Т. Г. Стефаненко, В. В. Шалина. Исследования данных авторов посвящены изучению различных аспектов взаимосвязи межкультурного взаимодействия с процессами межкультурной коммуникации.
В трудах Д. Б. Гудкова, В. В. Красных, Л.В.Куликовой, О. А. Леонгович, Ю. А. Сорокина, А. П. Садохина, И. А. Стернина исследуются проблемы межкультурной коммуникации. Работы Ю.М.Жукова, Н.М.Лебедевой, С.Г.Тер-Минасовой направлены на решение методологических задач формирования практических навыков, например, в сфере деловой коммуникации.
Как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной науке существует значительное количество работ, посвященных теоретико-
5
методологическому определению понятия «чужого» и инвариантов этой категории («другого», «иного»). В культурологии таковы работы М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ю. Крисгевой, Ю. М. Лотмана, М. В. Пивоева и др. В контексте проблем межкультурной коммуникации, межнациональных отношений к вопросу определения культурных границ, формирования образа «чужой» культуры обращаются А. А. Бодалев, В. И. Карасик, И. Э. Клюканов, О. А. Леонтович, А. А. Леонтьев, И. А. Стернин, А. В. Шипилов.
Значительный вклад в исследование процессов межкультурного взаимодействия внесли представители социально-психологической школы. В социальной психологии проблема межгрупповых отношений разрабатывалась как западными, так и отечественными учеными. Среди них: В. С. Агеев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. Дуаз, С. Масковиси,
A. Тэджфел, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатова, Т. Шибутани и др. Особый интерес ученых связан не столько с собственно межгрупповыми процессами, сколько с их внутренним отражением, в значительной степени с когнитивной сферой.
Изучению вопросов этнического стереотипа как производного социального стереотипа были посвящены работы Т. Адорно, К. У. Брейли, Дж. Долларда, У. Липпмана, Д. Каца, О. Клайнберга, Г. Мирдалла и др. Отечественная наука представлена именами
B.С.Агеева, А. К. Байбурина, Л. М. Дробижевой, Л. Г. Гусляковой, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. А. Мурадяна, В. Ф. Поршнева, О. Ю. Семендяевой, Т. Г. Стефаненко, С. В. Чугрова, П. Н. Шихирева, В. А. Ядова и др. В рамках данного подхода проблема межкультурных контактов, возникающих в процессе взаимодействия между группами людей, подвергается рассмотрению сквозь призму восприятия субъектами друг друга. Акцент в исследованиях делался на функциональные особенности стереотипов.
В настоящее время разработка лингвокогнитивного направления в сфере межкультурной коммуникации имеет важное прикладное значение. Исследования в данной области позволяют детальнее рассматривать проблему взаимопонимания различных культур, с учетом национальной специфики и духовного своеобразия языковой картины мира. Эта проблематика поднимается в работах С. С. Аверинцева, Н. Д. Арутюновой, О. В. Балясниковой, Т. Т. Грушевицкой,
М. Н. Губогло, В. Б. Кашкина, И. Э. Клюканова, В. В. Красных, И. Ю. Марковкина, В. Д. Попкова, Ю. А. Сорокина, Ю. С. Степанова, И. И. Толстиковой.
В современной этнологии, этнической психологии большое внимание уделяется вопросам взаимодействия различных этносов в многонациональных обществах. В данной области опубликованы работы А. В. Авксентьева, С. А. Арутюняна, В. Г. Бабакова, Ю. В. Бромлея,
6
В. Г. Крысько, А. А. Налчаджяна, В. М. Семенова, В. П. Трусова,
A. С. Филиппова. В плоскости интересов ученых лежат вопросы эффективности межэтнических контактов, особенности межкультурного пограничья, бикультурализм, изучение этноспецифичных черт различных культур и их влияние на процессы коммуникации.
Важной составляющей данного исследования является проблема регионального геокультурного пространства. Методологическую основу исследования в данном контексте составили концепции российских исследователей географического пространства: В. М. Гохмана, Г. Д. Костинского, Б. Б. Родомана, У. И. Мересте, С. Я. Ныммика; культурного ландшафта: Л. С. Берга, А. Г. Исаченко, В. Л. Каганского,
B. Н. Калуцкова, Р. Ф. Туровского, Ю. А. Веденина; геокультурного пространства: А. Г. Дружинина, А. Г. Манакова, И. Н. Корнева, В. Д. Сухорукова; региональной культуры: И. Я. Мурзиной.
С точки зрения заявленной тематики особую важность представляют исследования, раскрывающие особенности русско-башкирских контактов в южноуральском регионе. Данная тематика напрямую или косвенно нашла отражение в работах историков, социологов, этнологов, культурологов, политологов, освещающих различные аспекты взаимодействия наиболее многочисленных этнических общностей Южного Урала. Изучению вопросов истории и культуры народов Южного Урала, формирования и расселения основных этнических групп посвящены работы Р. Г. Кузеева, И. Ф. Галигузова. Заслуживают внимания труды В. С. Леонченкова, А. Н. Татарко, А. В. Юракова, разрабатывающих проблему межэтнических контактов и особенностей межнационального общения в регионе. Исследованию вопросов, связанных с развитием этнической культуры башкир, в том числе во взаимосвязи с процессами влияния на нее русской культуры, посвящены работы А. И. Андрущенко, Р. Г. Гадергареевой, Т. И. Герасименко, Р. С. Истамгалина, Ф. Т. Кузбекова,
А. А. Скоробогатой, Р. А. Султангареевой, Ф. С. Файзуллина, А. Р. Хабибуллиной, Г. Р. Шакуровой, С. Н. Шитовой, Б. X. Юлдашбаева, Л. А. Ямаевой.
Однако при всем разнообразии научных концепций и разработок проблема стереотипов восприятия в пространстве межкультурных связей русских и башкир исследована недостаточно.
Объектом исследования являются процессы межкультурного взаимодействия между русскими и башкирами в южноуральском регионе.
Предметом исследования в работе выступают стереотипы, повлиявшие на формирование образов Башкирии и башкир в русской культуре в XIX - XX вв.
Целью диссертации является анализ русских стереотипных представлений о Башкирии и башкирах, детерминированных характером межкультурного взаимодействия. Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить место и роль этнических образов и стереотипов в процессах межкультурного взаимодействия;
- установить факторы, повлиявшие на формирование и функционирование стереотипов в культурно-историческом контексте;
- выявить особенности русско-башкирского взаимодействия на Южном Урале в разные исторические периоды, определить основные зоны культурной конвергентности;
- обозначить специфику изображения Башкирии и башкир в русской публицистике, произведениях литературы и изобразительного искусства, выражающую стереотипные представления русских о башкирской культуре.
Методологической основой диссертации выступает исторический подход, который позволяет изучить проблему в развитии, в контексте общего историко-культурного пространства, выявить совокупность причинно-следственных связей в процессах формирования образов «чужого». Синергетический подход применен для анализа проблем развития и эволюции культур, а также их взаимодействия. Метод дискурс-анализа позволил произвести исследование художественных и публицистических произведений, в которых нашли отражения совокупные представления русских о Башкирии и башкирах. Междисциплинарный подход использован в силу необходимости целостного осмысления проблем межкультурного взаимодействия, которые раскрываются в явлении стереотипизации как сложном культурном и социальном феномене.
База источников диссертационного исследования включает текстовые материалы, созданные в рамках художественно-публицистического дискурса в русской литературе XIX - XX веков. Использованные источники условно можно разделить на две категории. В первую вошли публицистические материалы и документы о Башкирии и башкирах: этнографические очерки, путевые заметки, письма, дневники русских путешественников, исследователей, общественных деятелей, писателей. Вторая категория включает художественные произведения русских писателей и поэтов, в которых представлены картины жизни башкир, их быт, характерные особенности, описания основных культурных явлений.
В качестве дополнительного материала используется группа источников, включающая произведения изобразительного искусства XIX
- XX веков, созданные русскими художниками, в которых нашла отражение башкирская тематика.
Таким образом, обзор данных источников способствовал воссозданию целостной картины отражения башкирской темы в русской культуре с начала ХГХ века и до наших дней.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Поставлена проблема формирования образов башкирской культуры в контексте русско-башкирских контактов ХГХ - XX веков. Выявлены особенности русско-башкирского взаимодействия с учетом территориально-географического пространства, исторических рамок и этнического состава субъектов коммуникации.
2. Обоснована необходимость введения в научный оборот понятия «геокультурный стереотип» как специфически значимой категории, реализуемой в пространстве межкультурного взаимодействия русских и башкир в южноуральском регионе. Раскрыта специфика этнокультурного и геокультурного стереотипов, выявлены их функции, а также установлена их связь с процессами самоопределения и самоидентичности.
3. Использован комплекс произведений русской литературы, выступающий как имагологический фундамент создания образа башкирской культуры, детерминированный историческим, культурным и политическим контекстом русско-башкирских отношений. Кроме того, привлечены произведения русской живописи и графики, способствующие визуализации образа Башкирии и башкир в изобразительном искусстве.
4. Выявлены и исследованы основные принципы и ведущие приемы формирования образа башкир в русском сознании. Положения, выносимые на защиту. По результатам
исследования автор выносит на защиту следующие положения:
1. Процессы стереотипизации в южноуральском регионе позволяют выделить двухуровневую систему межкультурного взаимодействия:
-этнокультурный уровень - связан с функционированием стереотипов как элементов этнической идентичности народа, влияющих на процессы этнодифференциации;
-геокультурный уровень - надэтнический уровень, формирующий региональную идентичность. Восприятие на данном уровне взаимодействия способствует этноинтеграции культур, которая осуществляется посредством тождества авто- и гетеростереотипов.
Преобладание одного уровня над другим зависит от сценария развития взаимодействия. Переход от этнокультурного к геокультурному уровню межэтнических отношениях двух групп наблюдается в ситуации появления третьей, еще более «чуждой» и враждебной. Такое изменение контекста межкультурного взаимодействия вызывает перцептивный сдвиг, в результате которого происходит эволюция простых схем восприятия (стереотипов) в многосложные образы.
2. Консолидированные представления, сложившиеся в русской культуре о Башкирии и башкирах, детерминированы такими особенностями их взаимодействия, как:
- продолжительная совместная история: с момента начала активного освоения территории Южного Урала русскими поселенцами со второй половины XVI века до наших дней;
- культурное доминирование России, обусловленное активной миссионерской деятельностью русских в регионе;
- ментальность башкир выступала объективной основой медленной адаптации башкир к динамично изменяющимся политическим, экономическим и культурным реалиям в условиях интенсификации межкультурных контактов в ХУП - начале XX веков;
- национальная и культурная политика в регионе, способствующая сохранению и поддержанию этнической идентичности, установлению низкого уровня конфликтных ситуаций на почве этнонациональной и этноконфессиональной неприязни на современном этапе.
3. На первоначальном этапе взаимодействия в регионе вплоть до 30-х годов XX века в сознании русских бытовал образ Башкирии как отсталого в экономическом и культурном плане края, поэтому башкирская культура воспринималась не как самоценность, а как совокупность архаических пережитков. В связи с этим русские, как носители передовых и прогрессивных идей, видели необходимость в цивилизационном влиянии на башкир, неспособных самостоятельно отвечать вызовам современности.
4. Башкирская тема в русской культуре XIX - начала XX веков раскрывала лишь долю реального положения вещей, поскольку русские авторы, сталкиваясь с объективными культурными различиями, выносили свои суждения и давали оценки сквозь призму антитезы «мы» / «они», и потому многие факты и события башкирской действительности интерпретировали с
позиций собственной ценностной парадигмы, адаптируя сложные культурные явления к логике привычного и понятного.
5. Изменение социально-политической ситуации в стране и закат имперской идеологии способствовали трансформации образа башкир. В произведениях советских авторов на смену стереотипному образу «дикого сына степей», бунтаря приходит образ друга, соседа, брата по оружию, полноправного гражданина социалистической страны. Значительное влияние на эволюцию образа на данном этапе оказала единая советская идеология, утверждавшая идеи социального равенства в сознании советского обывателя.
6. Ведущим принципом формирования образа Башкирии и башкир в русской публицистике и литературе было смещение акцента с объективного и обоснованного отображения реальности на субъективную репрезентацию, призванную воздействовать на эмоциональную сферу читательской аудитории. Стереотипы и образы башкир вписывались в стройную, непротиворечивую систему представлений, согласующуюся с мнением большинства. Поскольку стереотипы возникали на основе синтеза предзнания и личного социального опыта, главным приемом их формирования и трансляции становился поверхностный анализ, упрощение, использование редуктивных интерпретаций, культурных штампов.
Личный вклад диссертанта заключается в комплексном и многоаспектном исследовании этнокультурных образов и стереотипов башкир в русской ментальности XIX - XX веков. Впервые в целостном проблемном поле межкультурного взаимодействия систематизировано явление русско-башкирских связей в сопоставлении с экономической, политической и социокультурной динамикой.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в развитии теоретического уровня исследований процессов стереолгипизации в концептуальном поле проблем социального и культурного взаимодействия. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в компаративных исследованиях других регионов России. Выводы проведенного исследования могут быть учтены органами государственной власти при планировании культурной политики в регионе. Результаты исследования могут быть использованы при изучении межкультурных процессов на Южном Урале и востребованы культурологами, социологами, этнологами, историками при изучении социально-культурных особенностей взаимодействия этносов и анализе этнокультурных проблем и процессов.
11
Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на Ш Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Креативность в пространстве традиций и новаций» (Санкт-Петербург, 2010 г.), на II Международной научно-практической интернет-конференции «Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе» (Оренбург, 2011 г.), на Международной научной конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России» (Магнитогорск, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Достижения в науке. Новые взгляды, проблемы, инновации» (Польша, г. Лодзь, 2012), на Международной научной конференции «Колосницьшские чтения» (Екатеринбург, 2013, 2014 гг.), на Всероссийской конференции «Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России» (Магнитогорск, 2010, 2014 гг.), на региональной научно-методической конференции «Социально-культурное пространство университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста» (Магнитогорск, 2009 г.), на региональных научно-технических конференциях (Магнитогорск, 2009 и 2011 гг.). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры культурологии и социально-культурной деятельности ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Основные положения диссертации изложены в 17 научных публикациях.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка источников и литературы, содержащего 257 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы, представлена степень разработанности проблемы, заданы цель и задачи работы, определены методы, территориальные и хронологические рамки исследования, раскрывается научная новизна диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Проблема стереотипного восприятия «чужого» в межкультурном взаимодействии» раскрывается особенности процессов межкультурного взаимодействия русских и башкир в южноуральском регионе, прослеживаются историко-культурные предпосылки формирования стереотипных представлений русских и башкир, рассматривается проблема формирования этнокультурных образов и стереотипов, определяется их место и роль в системе культурных контактов.
В первом параграфе «Межкультурное взаимодействие: теоретические параметры формирования образа «чужого» представлен обзор основных концепций и подходов к изучению процессов взаимодействия культурных систем. С целью определения сущности процессов взаимодействия русских и башкир в южноуральском регионе решается проблема дефиниционного характера, связанная с тем, что для обозначения схожего смыслового содержания используются такие категории, как «диалог культур», «межкультурная коммуникация», «межкультурное взаимодействие». Совокупность связей и отношений между двумя этническими группами в регионе определяется дефиницией «межкультурное взаимодействие». Межкультурное взаимодействие рассматривается сквозь призму его основных характеристик: пространство (локальная территориальная общность), время (продолжительность контактов) и этносостав взаимодействующих субъектов.
Определены территориальные рамки исследования. Поскольку социокультурное пространство Южного Урала чрезвычайно разнообразно и неоднородно, выделить специфику межкультурного взаимодействия в пределах всего региона не представляется возможным. Для исследования выбраны территории вдоль юго-восточной границы Республики Башкортостан и соответственно юго-западной границы Челябинской области, представляющие горнозаводскую зону.
Такой выбор способствует решению поставленных задач исследования и обусловлен рядом причин. Во-первых, Южный Урал традиционно считается рубежом, разделяющим Европу и Азию. Во-вторых, данное геокультурное пространство представляет собой приграничные территории между двумя субъектами Российской Федерации. Во-третьих, несмотря на многонациональный состав, обозначенные территории населяют преимущественно представители автохтонных этнических общностей. Этноареальные группы проживают здесь компактно, каждый в пределах своей этнокультурной среды.
В истории русско-башкирских контактов определены периоды взаимного этнического «отталкивания» (эскалации) и этнического «притяжения» (атгративности) межэтнических отношений, ^ в значительной степени повлиявшие на систему взаимных представлений.
При этом русская и башкирская культуры не утратили своей этнической самобытности и не растворились друг в друге в силу следующих особенностей: коренные и непримиримые отличия, сформированные этносоциокультурной спецификой (язык, религия, быт и т. д.); многочисленность по сравнению с другими не аллохтонными
этносами и культурами.
Условия межкультурного взаимодействия в обозначенном регионе Южного Урала позволяют выделять следующие виды: этническая
13
консолидация, аккультурация, интеграция. Этническая консолидация наблюдается в областях компактного проживания русских либо башкир. Характерной чертой этнической консолидации выступает тенденция к обособлению на основе характерных этнодифференцирующих признаков (языка, религии, традиций и обычаев, этикета и др.)
Аккультурация связана с процессами восприятия (полного/частичного) культуры другого народа. Славянские и тюркские культуры на обозначенной территории соприкасаются и взаимодействуют на протяжении столетий. При этом влияние евразийских начал русской культуры в регионе является доминирующим, что обусловлено более высоким этническим статусом русских.
Интеграция — это процессы усиленного культурного взаимодействия между русской и башкирской этнической общностями. В регионе прослеживаются тенденции, связанные с активной конвергентностью культурных форм, способствующих формированию своеобразного межкультурного пространства. В ходе обмена культурным опытом в культуре контактирующих этносов наблюдаются взаимовлияния и взаимозаимствования, обусловленные системой этнокультурных свойств.
Делается вывод о том, что пространство межкультурного взаимодействия южноуральского региона — понятие историческое и многоаспектное. Межкультурное взаимодействие русской и башкирской этнических групп, являясь неотъемлемым элементом геокультуры региона, носит архетипический характер, что обусловлено многовековым опытом совместного проживания, природопользования и хозяйствования.
Во втором параграфе «Стереотипы в процессах социального восприятия» исследуется проблема восприятия «чужой» культуры через формирование имагологических представлений, образов и стереотипов. На основе анализа научных концепций и разработок в области социальной психологии, лингвистики и этнологии дается определение стереотипа, актуальное для данного исследования. Рассмотрены условия формирования этнокультурных стереотипов, выявлены их сущностные черты. Отмечается, что стереотипы выполняют важную роль в процессах межкультурного взаимодействия поскольку способствуют:
- сохранению межгрупповой социальной дифференциации, разделяя мир на «своих» и «чужих»;
- оптимизации процессов познания;
- поддержанию процессов аккумуляции и трансляции культурно-исторического опыта;
- защите групповых интересов;
- оправданию существующих межэтнических отношений.
Определена взаимосвязь этнокультурных стереотипов с процессами самоопределения. Доказывается, что стереотипы являются структурообразующей основой идентичности, поскольку играют определяющую роль в ее конструировании и функционировании. Произведен анализ процессов стереотипизации в пространстве русско-башкирского взаимодействия в южноуральском регионе, который позволил выделить два уровня - этнокультурный и геокультурный. Этнокультурный связан с функционированием этнических стереотипов как элементов этнической идентичности народа, влияющих на процессы этнодифференциации; геокультурный - надэтнический уровень, формирующий региональную идентичность, способствующий этноингеграции. Результатом процесса осознания региональной идентичности может выступать ментальный образ «южноуральца» как некого субэтнического конструкта, наделяемого уникальными чертами характера, поступками и душевными качествами.
Делается вывод о том, что важными особенностями этнокультурных стереотипов и образов является их ассоциативная природа и языковая форма выражения, в силу этого они находят широкое отражение в художественной и публицистической литературе.
Во второй главе «Стереотипы башкир в русской культуре XIX-XX веков» исследуются центральные темы и приемы, сформировавшие образ башкир и Башкирии в сознании русских обывателей и нашедшие отражение в произведениях русской литературы XIX - XX веков.
В первом параграфе «Политические и экономические факторы формирования образа башкир в русской культуре Х1Х-ХХ вв.» определены ключевые периоды в истории взаимодействующих культур: имперский, или дореволюционный, советский и современный. Отношения культур в каждый из периодов были детерминированы особым социально-культурным контекстом, сложившимся в результате трансформации политического курса страны, с привнесением новых культурных смыслов, а также способов их прочтения. Вслед за изменением культурно-исторических эпох подвергалась трансформации и система взаимных представлений культур друг о друге.
Несмотря на то, что стартом истории русско-башкирских контактов можно считать вторую половину XVI века, формирование образа башкир в русской культуре началось лишь в начале XIX века в рамках художественно-публицистического дискурса. Именно в литературе XIX века начинают оформляться консолидированные представления о Башкирии и башкирах. Центральной темой данных представлений выступал стереотип о жертвенности башкир, связанный с угнетением башкир со стороны русских властей и колонизаторской политикой в отношении башкирского вотчинного землевладения. Жестокая борьба за свои права, многочисленные восстания,
15
сопровождаемые всплесками этнического самосознания башкир, способствовали формированию образа башкир как свободолюбивого народа, пострадавшего за правду.
В художественном дискурсе к данному образу обращается
A. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Г. П. Белорецкий, А. Г. Туркин,
B. Н. Львов. В произведениях данных авторов трагическая участь башкир репрезентирована в трёх аспектах: во-первых, незаконной конфискацией земель; во-вторых, моральным унижением, попранием чувства собственного и национального достоинства; в-третьих, обречением на нищету с позиции силы. В публицистических материалах стереотип о жертвенности башкир нашел отражение в работах П. П. Инфантьева,
C. Г. Рыбакова.
Другим стереотипом данного периода выступает необычайный героизм башкирского воинства, снискавшего славу на полях сражений Отечественной войны 1812 года, закрепившегося в русском общественном сознании. Рождению данного образа способствовали многочисленные воспоминания участников войны. Походные записки очевидцев военной кампании И. Т. Радожинского и отчетов П. Размахнина способствовали популяризации романтического прозвища «Северные амуры», которые получили башкиры. В художественном дискурсе тема башкирского патриотизма и военного таланта башкир разворачивается в произведениях П. М. Кудряшева.
Отмечается, что данный стереотип нашел отражение в работах русских художников. Графические работы А. О. Орловского «Башкирский отряд» (1813), «Конные башкиры на бивуаке» (1810 - 20 гг.), «Башкирский лагерь» (1814), написанные по следам военных походов русской армии, прославляли героические подвиги «Северных амуров». Во второй половине XIX века в историко-батальной живописи тема башкирского патриотизма по-прежнему остается востребованной. Художники Б. П. Виллевапьде, А. Е. Мартынова, С. Карделли и другие запечатлели в своих работах образ башкир-патриотов.
Проблема угнетения башкирского народа актуализировалась в литературе послереволюционного периода в связи с необходимостью создания новых идейных образцов. Утверждение основ социалистической мировоззренческой парадигмы требовало переосмысления прошлого опыта драматических событий башкирской истории. Значимым и востребованным стал образ башкирского народа как народа-борца за свободу, равенство и права. Центральной темой литературно-публицистических произведений становится концепция национального башкирского «возрождения». Важным политическим акцентом данного образа является идея русского цивилизаторского влияния, под воздействием которого башкиры способны были
преодолеть политическую, экономическую, социальную и культурную отсталость.
Следует отметить, что к середине XX века стереотип о башкирах как об угнетенном народе утрачивает свое значение, ему на смену приходят образы, способствующие формированию культа межнациональной дружбы между русскими и башкирами, наиболее соответствующие задачам социалистического строительства.
Имагологический образ башкир формируется отныне в ракурсе важных исторических событий: совместное участие в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, достижения в промышленности и сельском хозяйстве, начало перестройки общественной и социальной жизни, распад Советского Союза.
Возникновению культа межнациональной дружбы отчасти способствовали как географический фактор (расположение Башкирии в центре России), так и исторический (совместное участие русских и башкир в жизни страны). Тема русско-башкирского сотрудничества и дружбы получила новый импульс в современной литературе в связи с празднованием 450-летия вхождения Башкирии в состав России. К этому событию было издано большое количество сборников художественных и публицистических материалов, отражающих историко-культурные аспекты взаимодействия двух народов.
Делается вывод о том, что стереотипные образы восприятия башкир, связанные с их экономическим и политическим укладом, нашли отражение в литературе ХГХ - XX веков. Центральными составляющими образа являлись стереотип башкир как свободолюбивого, но угнетенного народа, пострадавшего от имперской политики России, который ко второй половине XX века трансформировался в стереотип башкира-друга, соседа, брата по оружию. Формирование образа башкир осуществлялось средствами и приемами художественно-публицистической литературы, такими как сравнение, эмоциональное воздействие, проведение аналогий, ассоциаций, акцентирование внимания на контрастности образа жизни, мифологизация. Данные приемы способствовали созданию стройной, непротиворечивой системы восприятия башкир, делали образы яркими, различимыми и впечатляющими.
Во втором параграфе «Императивность представлений русских о традиционализме башкирской культуры» исследуются стереотипы, сформировавшие образ культуры, бьгта и нравов башкирского населения. Отмечается, что в основе русского восприятия башкирской культуры лежало мнение о традиционности, которая на различных этапах межкультурного взаимодействия и в разные исторические эпохи выражалась в приверженности башкир исламу, сохранении элементов пантеистического мировосприятия, поддержанию традиционной модели
17
социальных отношений в семье и обществе, а также верности вековым устоям в повседневной и обрядово-праздничной культуре.
Установлено, что формирование образа башкир происходило с позиций русского этноцентризма, т.е. при сравнении собственной и иной этнической группы прослеживается тенденция к внутригрупповому фаворитизму. Традиции и ценности русской культуры выступают как эталон, тогда как элементы башкирской культуры оцениваются как отклонение от нормы. Общая отсталость башкирского народа, по мнению русских, характеризовала башкир как необразованных и некультурных людей. В основе схематичного, упрощенного образа башкир чаще лежали негативные оценки их образа жизни, традиций, вероисповедания.
Особенностью башкирского мировосприятия выступал традиционализм, который выражался прежде всего в приверженности башкир мусульманству. Традиции исламской культуры наиболее образно демонстрирует положение башкирских женщин. Судьба и образ жизни женщины-башкирки резко бросались в глаза и подчеркивали контраст с образом жизни русских женщин. Об этой особенности башкирской культуры писали в дневниках и заметках В. А. Жуковский, В. И. Даль, В. Зефиров, в рассказах Д. Н. Мамин-Сибиряк и А. Г. Туркин.
Однако следует отметить, что наряду с исламскими традициями одной из базовых характеристик башкирского мировоззрения был пантеизм. Органическое сочетание ислама и доисламских верований являлись специфическими чертами башкирской культуры. Синкретический характер картины мира башкир проявлялся в господстве анимистических, тотемистических представлений, которые нашли отражение не только в древних космогонических эпических произведениях башкир, но и в самом образе их жизни.
Неразрывная связь башкир с природой способствовала созданию в русской литературе и публицистике образа башкир - «детей природы». По наблюдениям русских писателей, поэтизация и эстетизация природы -неотъемлемый элемент традиционной культуры башкир. Нередко башкирский образ жизни позиционировался как «докулыурный», «дикий», «первобытный». Задачами русских в регионе было просвещение башкир, помощь в преодолении ими пережитков архаики, принятием ими «правильного» вероисповедания - христианства.
Важной социокультурной составляющей образа башкир является стереотип о музыкальной одаренности башкир. Авторы многочисленных произведений о Башкирии и башкирах отмечали исключительную поэтичность, эстетизм и художественную даровитость этого народа. Подчеркивают своеобразие музыкальной культуры башкир лирические интонации народных мелодий, национальные музыкальные инструменты, горловое пение.
В темах музыкального искусства башкир нашли отражение трагическое положение народа и тесная связь с природой, именно поэтому в русском восприятии эта музыка представлялась наполненной печалью, тоской по прошлому, щемящей и жалостной. Чуждость, «нерусскость» башкирских мелодий в восприятии русских слушателей строилась на контрасте между образом жизни двух культур. Специфичность инструментального и исполнительского творчества башкир трудно поддавалась описанию привычными для русской культуры терминами и константами.
В русской культуре сформировалась относительно целостная система стереотипов о ментальных чертах башкир, в основе данных представлений лежит восприятие башкирской культуры через соотнесение ее с конструктом «восточная культура». Основными ментальными особенностями башкир, наиболее часто упоминаемыми русскими, являются уважение к гостю (гостеприимство), почитание старших, непосредственность, склонность к праздности и безделью, мстительность, любовь к родине, равенство в общении, личное достоинство.
Делается вывод о том, что в рамках литературно-публицистического дискурса образ башкир, сформированный русскими, рассматриваются сквозь призму противопоставления «мы» - «они» с целью подчеркнуть контраст и создать яркий образ традиционности башкирской культуры. Главными приемами создания образа башкир являются приемы сравнения и аналогии. Широко используются описания и литературные тропы (метафоры, эпитеты), призванные подчеркнуть восточный колорит башкирской культуры и акцентировать внимание на национальных башкирских праздниках, традициях имянаречения, этикете, особенностях башкирской гастрономической культуры и т.д.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, представлены теоретические обобщения и выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Основные результаты диссертационного исследования изложены в публикациях:
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:
1. Кривошлыкова М. В. Роль коммуникации в межкультурном взаимодействии // Проблемы истории, филологии, культуры. -2010. - №2 (28). - С. 308-316.
2. Кривошлыкова М. В., Курбан Е. Н. Межкультурное взаимодействие как фактор формирования региональной культуры
19
Южного Урала (на примере русско-башкирских контактов) // Вопросы культурологии. - 2012. - № 11. -С.12-17 (авторские не разделены).
3. Курбан Е. Н., Кривошлыкова М. В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов // Социум и власть. - 2013. - №1. - С. 97-101 (авторские не разделены).
4. Кривошлыкова М. В. Традиционализм как центральная тема русских представлений о башкирской культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - N® 6 (44).-Ч. 2.-С. 105-107.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
5. Кривошлыкова М. В. Стереотипы восприятия в системе межкультурных отношений (на примере русско-башкирских отношений на Южном Урале) // Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Оренбург, ГОУ ОГУ, 2011. - С.627-636. - URL: http://www.orenport.ru/conf7?doc=l 1
6. Кривошлыкова M. В. Роль стереотипов в системе межкультурных отношений // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Материалы 69-й межрегиональной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во Магнит, гос ун-та, 2011.-С. 305-308.
7. Кривошлыкова М.В. Дихотомия «свой-чужой» в контексте молодежной культуры // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. Сборник научных трудов. - Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2009. - С. 111 -115.
8. Кривошлыкова М. В. Толерантность как аспект взаимодействия культур в современном коммуникативном пространстве И Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы всероссийской научно-теоритической конференции. — Магнитогорск: Изд-во Магнит, гос. ун-та, 2010. - С.176-178.
9. Кривошлыкова М. В. Особенности реализации межкультурного взаимодействия в южноуральском регионе // Мировоззренческие основания культуры современной России. Материалы международной научной конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнит, гос. ун-та, 2012. -С.120-124.
10. Кривошлыкова М. В. Сущность и концептуальные подходы к проблеме стереотипизации // Социально-культурное пространство
20
университета как фактор формирования личностной успешности будущего специалиста. Материалы региональной научно-методической конференции. Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2009.-С. 161-166.
П. Кривошлыкова М. В., Курбан Е. Н. Межкультурное взаимодействие в синергетическом измерении //Достижения в науке. Новые взгляды, проблемы, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Лодзь: Sp. Z о.о. "Diamond trading tour", 2012. - С. 59-62 (авторские не разделены).
12. Кривошлыкова М. В., Курбан Е. Н. Межкультурное взаимодействие как фактор культурной динамики. // Современная наука: тенденции развития. Материалы II международной научно-практической конференции. - Т. 1. Краснодар: Научно-издательский центр Априори, 2012. - С. 56-60 (авторские не разделены).
13. Кривошлыкова М. В. Межкультурное взаимодействие: специфика формирования и реализации этнокультурных стереотипов (на примере русско-башкирских контактов на Южном Урале) // Теория и практика мультикультурализма и проблемы диалога культур: сб. статей по материалам заседаний Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации», посвященный мультикультурализму [Электронный ресурс]. - СПб: Эйдос, 2013. - С. 121-131. - URL: http://eidos-books.ru/home/50-multicult#215
14. Кривошлыкова М. В. Стереотипы восприятия в процессах межкультурного взаимодействия // Теория и практика актуальных научных исследований. Сборник научных докладов. Люблин: Sp. Z о.о. "Diamond trading tour", 2013. - С. 80-82.
15. Кривошлыкова M. В. Стереотипы восприятия башкир в русской литературе и публицистике XIX-XX вв // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем: материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения). - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. - С. 43-47.
16. Кривошлыкова М. В., Наумова В. Ю. Проблема восприятия «чужих» в культуре // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем: материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения). - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. - С. 217-220 (авторские не разделены).
Кривошлыкова М. В. Стереотипы восприятия башкир в русской литературе и публицистике ХЕХ - первой половине XX вв // Экономика и политика. - 2014. - № 1 (2). - С. 141-144.
Подписано в печать 07.07.2014 Формат 60x84/16. Бумага тип. № 1.
Плоская печать. Усл.печ.л. 1,00. Тираж 100 экз. Заказ 426.
455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38 Полиграфический участок ФГБОУ ВПО «МГТУ»