автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества"
На правах рукописи
МОНАХОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
СТИЛИСТИКА МАСОНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА
Специальность 17.00.02-17 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
005060157
3 О МАП 2013
Новосибирск 2013
005060157
Диссертационная работа выполнена на кафедре истории музыки федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И.Глинки»
Научный руководитель: Панкина Елена Валериевна
проректор по учебной работе Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки, кандидат искусствоведения, доцент
Официальные оппоненты: Шаймухаметова Людмила Николаевна
заведующая Лабораторией музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, доктор искусствоведения, профессор
Лесовиченко Андрей Михайлович
заведующий кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор
Ведущая организация: Дальневосточная государственная
академия искусств
Защита состоится 20 июня 2013 г. в 14.00 часов на заседании совета Д 210.011.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31).
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки
Автореферат разослан 17 мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения
Н. П. Коляденко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Научное осмысление наследия Моцарта колоссально. Первые книги о жизни композитора появились через несколько лет после его смерти, а в настоящее время исследований насчитывается так много и количество их растёт так быстро, что необходимым становится издание библиографических указателей литературы о Моцарте. В таком контексте предположение, что ни одно сочинение Моцарта не оказалось обделено вниманием музыкальных учёных, не покажется смелым.
Однако, несмотря на магнетическую притягательность наследия Моцарта, некоторые образные и тематические сферы его творчества оказались исследованы не так обстоятельно и результативно, как того заслуживают. Ярчайший пример тому - недостаточная степень разработанности вопросов, связанных с масонской музыкой, хотя ни одна серьёзная монография о Моцарте не обходится без упоминания масонских сочинений, а пристальному исследованию темы «Моцарт и масонство» посвящено несколько внушительных трудов.
Мировоззрение «вольных каменщиков» оказалось близко композитору: его вступление в орден не было данью моде или формальностью, а идеи масонства совпали с нервом его духовной жизни. Неудивительно, что для самих масонов - от XVIII века и до наших дней - наследие Моцарта представляет особую ценность. Он - единственный среди композиторов первой величины, кто относился к своим братским обязанностям с чистосердечным рвением. Потому его музыка и в наше время занимает почётное место в работах лож (об этом свидетельствуют не только исследования музыковедов, но и масонская литература). Пребывание Моцарта в ордене определило одно из направлений его профессиональной деятельности и стало причиной создания вполне конкретных сочинений.
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами: 1) неисчерпанность потенциала исследования стилистических тенденций наследия Моцарта; 2) отсутствие в научной литературе прецедентов последовательного образно-семантического анализа масонских сочинений Моцарта; 3) приоритетность попытки определения функционирования «масонского музыкального комплекса» в музыке Моцарта разной жанровой природы.
Ядром материала исследования являются безусловно масонские сочинения Моцарта. Также, с целью уяснения истоков и положения в творчестве Моцарта специфического масонского стиля привлекается широкий контекстный материал. Обозначено несколько естественных направлений в формировании контекста, высвечивающего смысл и положение масонской линии в творчестве Моцарта. Во-первых, это театральная музыка, привлекаемая в за-
висимости от степени соответствия сюжета актуальной для интересующего нас стилистического направления теме. В поле зрения, таким образом, попадает музыка к драме «Тамос, король Египта», которую исследователи называют первым случаем соприкосновения Моцарта с идеями ордена, и две оперьк?еп'а -«Идоменей, царь Крита» и «Милосердие Тита», в которых действует «просвещённый монарх», некий аналог Зарастро. Второй путь - обращение к церковным сочинениям. Многие авторы, ставят знак примерного равенства между масонской и церковной музыкой Моцарта. Избегая прямолинейных оценок, отметим, что это направление кажется естественным, так как фиксирует, равно как и масонская музыка, смыслы, лежащие в области духовной жизни. Наконец, в процессе изучения инструментальной музыки оказалось необходимым привлечь ряд сочинений, как включаемых некоторыми исследователями в область моцартовской масонской музыки, так и очевидно контекстного плана.
Целью исследования является установление компонентов и механизмов, формирующих особое качество языка музыки, написанной для ордена или призванной отразить масонские идеи посредством определения места и роли «масонского музыкального комплекса», интерпретируемого нами через категорию НитатШзШ, в контексте наследия Моцарта.
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1) представление культурно-исторического контекста масонского творчества Моцарта и обстоятельств создания его масонских композиций; определение критериев их атрибуции и типологии;
2) формулирование методологических позиций, позволяющих осуществить анализ масонских сочинений, направленный на выявление их стилистической специфики;
3) раскрытие средствами интонационно-семантического анализа концепции МаигетсИе Тгаиегттгк, осмысление механизмов претворения «масонского комплекса» в ансамблях для духовых инструментов, написанных для ордена;
4) выяснение вопросов масонской атрибуции кантат Моцарта и их жанрового генезиса; установление специфики функционирования семантических механизмов в различных композиционных единицах;
5) установление особенностей проявления «масонского музыкального комплекса» и эволюционной логики его применения в церковных сочинениях -мотетах и Реквиеме;
6) выделение специфических аспектов истории создания и музыкально-театрального контекста «Волшебной флейты»; выявление и аналитическое осмысление номеров зингшпиля, выдержанных в масонской музыкальной стили-
стике; их сопоставление с аналогичными по жанру и драматургической функции фрагментами других театральных сочинений Моцарта;
7) уточнение семантики «идеальной маршевости» вне масонского контекста на примере инструментальной, церковной и театральной музыки Моцарта.
Объектом исследования является характерный для претворения масонских идей в творчестве Моцарта стилистический комплекс, предметом исследования — специфика его применения в различные периоды творчества в разных жанровых условиях и в сочинениях, весьма отдаленных по степени сопряжения с масонскими идеями.
Методологическую базу работы составил круг идей, изложенный в ряде разнонаправленных исследований.
Основополагающий для диссертации метод — семантический анализ компонентов музыкальной ткани. Он претворяется в нескольких предложенных исследовательской литературой направлениях. Во-первых, речь идет о трудах М. Г. Арановского, М. Ш. Бонфельда, О. И. Захаровой, Л. Н. Шаймухаметовой, посвящённых семантическому анализу музыки в целом: он, безусловно, играет определяющую роль в представленном в работе осмыслении музыкального материала. Во-вторых, важными методологическими ориентирами становятся исследования П. В. Луцкера и И. П. Сусидко, Е. И. Чигарёвой, В. П. Широковой, в которых осмысливается специфика масонских сочинений Моцарта. В-третьих, новое качество в понимании механизмов стилевого процесса достигается применением теории топосов, предложенной Л. В. Кириллиной.
Атрибуция сочинений Моцарта как масонских опирается на факты, приводимые Г. Абертом, Ф. Браунберенсом, П. Неттлем, К. Томсон, С. Хилл и Р. Коттом, X. Шулером, А. Эйнштейном. Жанрово-стилистический генезис произведений и композиционных единиц прослежен с привлечением работ М. С. Друскина, Ф. Круммахера, П. В. Луцкера и И. П. Сусидко, А. Швейцера.
Историко-культурный контекст конца XVIII века воссоздан по материалам исследований Г. Аберта и X. Шулера; сведения о масонской обрядности и символике почерпнуты из трудов Г. С. Бокса, М. Морамарко, О. Ф. Соловьёва, А. Э. Уайта, М. П. Холла и из многочисленных масонских сайтов.
Научная новизна. Главным научным результатом исследования является последовательное рассмотрение становления стилистического комплекса, нашедшего наиболее полное воплощение в масонской музыке (НитапксИ.чШ, «идеальная маршевость»). Прослежена эволюция в претворении стилистического явления в произведениях как различных жанров, так и различной степени соотнесения с практикой и идеями ордена.
Прослежен процесс постепенного становления методологических позиций в отношении музыкального языка масонской музыки в зарубежной и оте-
чественной моцартоведческой традиции, произведены их оценка и уточнение. Впервые в отношении масонской музыки поставлен вопрос о месте «масонского стиля» в типологии стилистических явлений, применяемой по отношению к классическому стилю музыки в целом (Л. В. Кириллина).
В работе впервые представлен объединенный список композиций Моцарта, относимых исследователями к масонской традиции, проанализированы критерии данной атрибуции, один из которых - совокупность целеполагания и стилистических характеристик - избран в качестве основного. Русскоязычному читателю становятся доступными данные о состоянии предшествовавшей и современной Моцарту масонской музыки, содержание обширного пласта зарубежной исследовательской литературы, посвященной масонской музыке Моцарта. Работа содержит тексты ряда моцартовских кантат в русском переводе. Обширный фактологический материал из аутентичных масонских источников и трудов, освещающих традиции ордена, привлечен и осмыслен с позиций их отражения в произведениях Моцарта.
Положения, выносимые на защиту:
1) масонский музыкально-стилистический комплекс обладает развитой структурой и системным характером;
2) соотношение элементов данной системы в различных жанровых условиях и в сочинениях неодинаковой степени соотнесенности с масонскими идеями различно;
3) масонская музыкальная стилистика проявилась в музыке Моцарта задолго до вступления композитора в орден и пережила эволюцию способов претворения;
4) контекстный материал свидетельствует о том, что масонская стилистика маркирует в творчестве Моцарта глубоко личное переживание, связанное с мистическим опытом - как в соотнесении с масонством, так и шире.
Степень достоверности результатов исследования обеспечивается привлечением обширного материала и опорой разработанного аналитического метода на глубокие методологические традиции отечественного и зарубежного музыкознания в сочетании с интерпретационными подходами, сформировавшимися в специальных трудах, посвященных масонской музыке.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейших исследованиях творчества Вольфганга Амадея Моцарта, классического стиля, музыкальной семантики, а также в преподавании курсов истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, методологии музыкознания.
Апробация. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской консерватории, отражены в семи публика-
циях, а также в выступлениях на трех научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Художественные жанры: история, теория, трактовка» (Красноярск, 2006), Межрегиональная студенческая музыкально-теоретическая конференция (Новосибирск, 2007), Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2012» (Одесса, 2012).
Структура работы подчинена её цели и задачам: исследование содержит Введение и пять глав, в первой из которых сформулирован метод анализа масонской музыки Моцарта, а в остальных продемонстрировано его действие на материале сочинений разных жанров и различной степени сопряжённости с идеями ордена, что позволяет выявить специфику функционирования масонского музыкального комплекса в различных условиях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, установлены его методологическая база, определены научная новизна и практическая значимость, приведены сведения об апробации, изложена структура работы.
Глава I «Масонство в музыке Моцарта: проблемы исследования». В первом разделе раскрыт историко-культурный контекст: приведены факты из истории масонства в Австрии, освещен вопрос бытования музыки в ложе, озвучены имена наиболее активных масонских композиторов, названы произведения масонской тематики, созданные в разных жанрах - оперы, кантаты, инструментальной музыки. Отмечено, что в истории австрийского масонства 1780-е годы являются наиболее плодотворным периодом, окруженным десятилетиями тайного существования и преследований. Затронут вопрос причин вступления Моцарта в ложу и сотрудничества с братьями в создании вокальных композиций.
При относительной немногочисленности, масонские сочинения Моцарта охватывают внушительный круг жанров. Их массив логично разделить на инструментальные и вокальные. Наряду с этой дифференциацией возможно разделение масонских опусов и в соответствии с более глубинным принципом - особенностями функционирования каждого из них в практике ордена: речь идет о степени вовлеченности произведения в масонский ритуал.
Нам известна история создания, предназначения и исполнения далеко не всех масонских опусов Моцарта, но среди сочинений, безусловно связанных с обрядностью, можно назвать Maurerische Trauermusik KV 477, песни Gesel-
lenreise, Zerfliesset heut' gelibte Bruder, Ihr unsre neuen Leiter, две несохранив-шиеся песни, исполненные на открытии и закрытии ложи скорби, и Kleine Freimaurer-Kantate KV 623; при этом явно не вовлеченными в ритуал являются зингшпиль «Волшебная флейта» и кантата Die Maurerfreude KV 471.
Отмечается, что исполнительский состав и предполагаемая ситуация исполнения влияют на степень смысловой насыщенности музыкальной ткани: наибольшей концентрации она достигает в инструментальных произведениях, масонские смыслы которых претворены имманентно музыкальными средствами, тем более, в сочинениях, предназначенных для исполнения во время ритуала в ложе.
Второй раздел содержит изложение сформированного на основе исследований отечественных и зарубежных музыковедов органичного для избранного материала аналитического метода. Он формулируется в опоре на положения, изложенные в трудах П. Неттля, К. Томсон, Е. И. Чигаревой, В. П. Широковой. Метод заключается в применении своего рода соответствий между элементами музыкального языка и соотнесенных с идеологией масонства понятий, которые становятся возможными лишь при условии звучания данных элементов в контексте специфического жанрового сплава, получившего в отечественной традиции название «идеальная маршевость», в зарубежной — Humanitätstil («человечный стиль») или «тон Зарастро». Применение данного метода в анализе сочинений разного жанрового наклонения и разной степени соотнесенности с масонскими идеями призвано обнаружить логику устройства «масонского стилевого комплекса» и специфику его проявления в различных условиях.
Вариабельность списков масонских сочинений, предлагаемых различными исследователями, объясняется стилистической близостью ряда композиций Моцарта пьесам, созданным им вне связи с орденом. Подобного рода сближения не могут быть совпадением, - они, так или иначе, предполагают смысловую связь между группами сочинений. В этом плане возникает вопрос о специфике и смысловой обусловленности присутствия «идеальной маршевости» в сочинениях, не относящихся к масонской линии творчества Моцарта, поскольку множества «масонская музыка» (сочинения, явно написанные для ордена - содержащие прямые тому подтверждения в тексте или в названии) и сочинения, выдержанные в русле «масонского стиля», — не совпадают. В стремлении ответить на данный вопрос предпринимается попытка определить место характерного для масонских сочинений стилистического комплекса в своеобразной системе координат, предлагаемой JI. В. Кириллиной в отношении классического стиля в целом, складывающейся в результате наложения категорий «стиль» и «топос». Humanitätstil ближе всего оказывается к топосу пафоса, при-
званному воплотить образы, сгруппированные вокруг таких смысловых векторов как «судьба», «смерть», «загробный мир».
Глава II «Инструментальные сочинения» посвящена аналитическому осмыслению композиций, как написанных Моцартом для братьев-масонов, так и созданных вне связи с орденом, но содержащих аллюзии на Humanitatstil.
Первый раздел включает анализ Maurerische Trauermusik KV 477 - ключевого сочинения в масонском наследии композитора. Произведение, от начала до конца выдержанное в русле характерного жанрового сплава, позволяющего трактовать отдельные элементы музыкального языка в масонском ключе, одновременно содержит наибольшее количество семантических знаков, поэтому может рассматриваться как наиболее полное, эталонное воплощение Humanitatstil. Подчеркивается уникальное положение этой композиции - одночастной, программной, оркестровой, пронизанной симфоническим развитием, концептуальной, не имеющей аналогов - как в творчестве Моцарта, так и в наследии его современников. Уточняется история создания опуса, подчеркивается его предназначенность для звучания в момент ритуала возведения в высшую, третью степень «Иоаннового масонства» - степень Мастера.
В результате анализа, апеллирующего как к масонским смыслам отдельных элементов музыкальной речи, так и к семантике, закрепившейся за ними в эпоху барокко, а также к значениям, характерным для наследия Моцарта, обнаруживается соответствие логики развития драматургии сочинения основным сюжетным вехам легенды о Хираме Абиффе, лежащей в основе ритуала возведения в степень Мастера, а смыслового итога сочинения - ключевой идее масонства: «Смерть есть начало новой жизни». Элементы музыкального языка, включенные в звучание характерного жанрового сплава, воплощают развитую концепцию, охватывающую противостоящие и преобразующиеся в своем взаимодействии образные сферы, и потому предстают в предельной семантической ясности.
Второй раздел содержит анализ духовых ансамблей, созданных для ложи. В сравнении с Maurerische Trauermusik KV 477 они более скромны по размерам и не обладают настолько же развитой драматургией, процесс развертывания событий которой позволяет уточнить смыслы отдельных элементов музыкального языка. При этом ансамбли полностью выдержаны в русле «масонского музыкального комплекса», сообщающего всем элементам музыкальной ткани соответствующие смыслы. Кроме того, в обоих ансамблях участвуют бассетгорны -инструменты, чей тембр в творчестве Моцарта обладает яркой масонской семантикой. Смысл элементов, составляющих ткань каждого сочинения, лежит в одной плоскости, поэтому складывается в своеобразный тезис, сообщая ансамблям качество музыкальных символов. Adagio KV 410, основным конструк-
тивным элементом которого является канон, представляется символом согласия. Ключевой образ Adagio KV411 складывается из смысла элементов, играющих в его драматургии важную роль: восходящее движение по звукам трезвучия в ритме J (символ смелости, решительности) и ритм троекратного стука (стук неофита в дверь ложи).
Содержание третьего раздела составляет осмысление особенностей претворения Humanitatstil в инструментальных сочинениях, созданных вне связи с орденом. Материал для анализа выбран в опоре на подход В. П. Широковой: наблюдая процесс наделения отдельных интонаций в позднем творчестве Моцарта значением формулы, исследователь обращает внимание на «мотив ступенчатого восхождения». Этот мотив, по мнению музыковеда, становится не просто общеязыковой лексемой или формулой аффекта, но, находясь в контексте «идеальной маршевости», возвышается до уровня поэтической метафоры «узкого пути», которую В. П. Широкова связывает с масонской идеей самосовершенствования и преодоления. Исследователь называет ряд поздних сочинений Моцарта, содержащих мотив ступенчатого восхождения: они составляют материал исследования в данном разделе.
Среди них наименее показательным в «масонском смысле» представляется претворение мотива ступенчатого восхождения в Симфонии «Юпитер» KV 551. Сравнение тем остальных названных В. П. Широковой сочинений, содержащих данный мотив, обнаруживает закономерность: все они начинаются с кадансового оборота. Разница заключается в том, что в финале Струнного квинтета KV 515 и Анданте для механического органа KV 616 этот оборот - ав-тентический, а во второй части Симфонии KV 543 и второй части Концерта для фортепиано KV 595 - плагальный. Более явные и сложные связи с Humanitatstil обнаруживают сочинения, открывающиеся плагальным оборотом, например, жанровой основой в обоих случаях является марш (ключевой жанровый компонент «идеальной маршевости»), а в концерте важным элементом главной темы становятся параллельные секстаккорды - составляющая масонского «словаря», значительно менее распространенная в музыке классико-романтической традиции, нежели другие.
Результатом анализа становится вывод о необходимости включения в «масонский музыкальный словарь» мотива ступенчатого восхождения и инициального плагального оборота.
Глава III «Кантаты» посвящена вопросам масонской атрибуции и жан-рово-стилистической специфики сочинений данного жанра.
В первом разделе определяется место жанра кантаты в творчестве Моцарта, излагаются факты истории создания сочинений, ранее не публиковавшиеся на русском языке. Масонские кантаты Моцарта расцениваются как выдающееся
и
явление своей эпохи, более того, подчеркивается, что кантату Моцарт мыслил как жанр специфически масонский. Из шести кантат, упомянутых в каталоге JI. А. Ф. Кёхеля, четыре могут быть в разной степени соотнесены с идеями или практикой ордена, один из опусов, не имеющих отношения к масонству, - ранний и во многом подражательный опыт {Grabmusik KV 42); а второй (Davidde penitente KV 469) - вторичен по музыкальному материалу. Согласно позиции С. Хилл и Р. Котта о предназначенности произведения для ложи как неотъемлемом условии отнесения его к числу масонских, кантаты Dir, Seele des Weltalls KV 429 и Die ihr des unermeßlicher Weltalls Schöpfer ehrt KV 619 вызывают сомнения в отношении их масонской принадлежности. Вторая кантата с высокой степенью уверенности исключена нами из списка масонских опусов, так как её возникновение не связано с орденом. Кантата KV 429, чья история создания до конца не ясна, занимает промежуточное положение: в её тексте нет конкретных масонских образов, однако отвергать возможность написания этой музыки для братьев мы не вправе.
Сомнений в масонской принадлежности не вызывают Maurerfreude KV 471 и Kleine Freimaurerei-Kantate KV 623, они становятся материалом исследования. Die Maurerfreude KV 471 была исполнена 24 апреля 1785 года в честь Игнаца фон Борна. В тексте кантаты нашли отражение не только масонские образы, но и символически обозначенная ситуация: император Йозеф, «старший сын мудрости и добродетели», вручает венец масону, их ученику, то есть фон Борну. Kleine Freimaurer-Kantate KV 623 - последнее завершенное сочинение Моцарта, была дописана 15 ноября 1791 года, а 18 ноября прозвучала на освящении нового масонского храма ложи «К коронованной надежде».
Второй раздел посвящен вопросу жанровой специфики сочинений, которые, будучи в стилевом отношении связанными с итальянской кантатной традицией, содержат нехарактерные для нее композиционные единицы — хоры. Их трактовка как момента единения собравшихся, своего рода «пения общины», а также роль своеобразного тезиса, которую играют хоры в композиции кантат, позволяют говорить о преломлении Моцартом протестантской традиции понимания природы жанра. На близость этой трактовке указывает и то, что масонские кантаты Моцарта лишены сюжетности, театральности, присущих итальянским кантатам; скорее, они могут быть определены как философско-этические сочинения.
Анализ различных композиционных единиц позволяет сделать вывод о разнице средств, которыми композитор осуществляет смыслообразование в ткани каждой группы.
Драматургия сольных номеров, ориентированных на итальянскую оперную традицию, выстраивается на основе филигранной работы с элементами
оперного «словаря аффектов». В речитативах оказываются задействованы механизмы широко понимаемой риторичности, вызывающие ассоциации с речитативами Евангелистов в Пассионах и служащие ещё одним доказательством восприятия Моцартом протестантской кантатной традиции.
В чистом виде «идеальная маршевость» возникает лишь однажды, прорываясь сквозь декламацию тенора в кантате Maurerfreude KV 471. Явная от-граниченность звучания этого жанрового комплекса от остального музыкального материала указывает, во-первых, на определенность его семантики для Моцарта, выделяющего посредством «идеальной маршевости» прямую речь Благодетели — масонской категории; во-вторых, употребление комплекса лишь в жанровом его воплощении, без привлечения характерных интонационных элементов, соответствует опосредованному характеру его звучания. Комплекс не служит выражению авторской мысли, но выступает как средство характеристики одного из действующих в кантате персонажей (фрагмент тем более важен, что представляет собой нехарактерный для трактовки жанра момент театральности). Еще один пример «идеальной маршевости» содержится в заключительном хоре Kleine Freimaurer-Kantate KV 623: композитор «изымает» из числа жанровых компонентов комплекса лирическую песенность и интерпретирует его в темпе Allegro, что позволяет говорить о переосмыслении «масонского музыкального комплекса» в объективизированном, действенном аспекте. Показательно, что в отсутствие характерного жанрового качества Моцарт задействует такие специфические элементы масонского музыкального «словаря» как движение параллельными секстаккордами и канон.
Представляется, что в подобном распоряжении средствами музыкальной выразительности кроется ключ к пониманию законов организации стилистических элементов внутри «идеальной маршевости». Базовый уровень этой иерархии составляет явление более общего, жанрового уровня: речь о специфическом сплаве, позволяющем трактовать все вовлеченные в его поле частные элементы музыкального языка в масонском ключе. Второй уровень системы - элементы, составляющие масонский интонационный «словарь». Наблюдения над механизмами образования смыслов в хоре последней кантаты Моцарта даёт основания для вывода, что удельный вес этих элементов неодинаков. Часть из них (восходящие скачки, слигованные ноты, параллельные терции и т. п.) является естественной основой языка музыкального искусства классико-романтической традиции. Однако такие яркие символы как канон, параллельные секстаккорды или мотив ступенчатого восхождения и инициальный кадансовый оборот распространены в западноевропейском музыкальном наследии не в пример меньше, что позволяет говорить об обладании ими в наследии Моцарта намного бо-
лее яркой, связанной с масонскими идеями семантикой, сохраняющейся подчас и вне специфического жанрового сплава.
Глава IV «Католические произведения» посвящена выявлению особенностей воплощения заявленного комплекса в церковных сочинениях. Сфера поиска определена смысловой близостью областей духовной и масонской музыки, между которыми многие исследователи творчества Моцарта ставили знак примерного равенства.
В первом разделе раскрыт процесс стилевой эволюции церковных сочинений Моцарта. Отмечено, что в пульсацию стилевого напряжения духовных опусов между оперным стилем и аскезой строгого письма в 1776 году, с появлением Credo-мессы KV 257, вторгается новый интонационный пласт — немецкая народная песня. Именно он представляется наиболее близким в стилистическом и смысловом планах масонским сочинениям, поэтому материалом исследования в данной главе становятся опусы, как относимые к ней исследователями (градуал Sancta Maria KV 273 (1777), хор Ave verum corpus KV 618 (1791)), так и идентифицируемые как принадлежащие к ней автором данной работы СKyrie KV 341).
Отмечается, что градуал Sancta Maria, выделяющийся среди моцартов-ских церковных сочинений своего времени простотой и песенной сердечностью выражения, не имеет признаков «идеальной маршевости». Kyrie, вовсе не упоминаемое в литературе в связи с масонским стилем, напротив, обнаруживает яркие параллели с Maurerische Trauermusik, содержащей Humanitätstil в чистом виде, и, вместе с тем, явно и ярко предвосхищает стилистику Реквиема. Близость Maurerische Trauermusik отмечается не только в опоре на характерный жанровый комплекс, но и в связи с высокой, сообщающей сочинению симфо-ничность, интенсивностью интонационной работы, а также в сходстве структуры и интонационного профиля. Ключевое отличие мыслится как следствие различной смысловой принадлежности произведений. Итогом менее драматургически совершенного Kyrie становится возвращение в заключительном разделе интонаций главной темы, в то время как в коде Maurerische Trauermusik композитор формулирует ясный смысловой итог, организующий все предшествующее интонационное движение в стремлении к нему: впервые появляющаяся в ткани сочинения семантическая фигура anabasis символизирует одну из ключевых идей масонства - смерть как воскресение. Близость Kyrie Реквиему заключается не только в стилистических параллелях, но и в важной драматургической роли, которую играет прорастание хоральных фрагментов в ткани сочинения.
Отмечаются многочисленные параллели с «масонским музыкальным комплексом» в звучании мотета Ave verum: на уровне жанра (хоральность и пе-
сенность), гармонического языка (прерванные каденции, терцовые тональные соотношения), отдельных элементов музыкальной ткани (канон в традиции строгого стиля), вербального текста (призыв «Помоги нам пройти испытание смертью» - Esto nobis praegustatum mortis examine), который, наряду с естественной для сочинения христианской интерпретацией смысла вызывает масонские ассоциации: обращение; Зарастро к Изиде и Озирису; одна из основных мыслей масонства, связанная с пониманием смерти как начала новой жизни).
Второй раздел посвящен вопросу претворения «масонского музыкального комплекса» в ткани Реквиема. Аналитическое осмысление созданных Моцартом частей показало претворение Humanitatstil в Introitus (раздел Adagió), Tuba mirum, Recordare, Confutatis. Humanitatstil реализуется в музыке Реквиема, в первую очередь, посредством звучания жанрового сплава хоральности и пе-сенности. Заметную роль в этих фрагментах играет канон (впрочем, в контексте полифонизированной фактуры Реквиема этот признак не является столь ярким). Композитор применяет названный стилистический комплекс, следуя строгой логике, претворяя в его звучании смысл строк, посвященных судьбе человека - «лирического героя» канонического текста, - в противовес строкам, повествующим о событиях внешнего мира.
Интерпретация «идеальной маршевости» в Adagio (Introitus) обладает спецификой в сравнении с другими частями: раздел выдержан в характерном стилистическом русле полностью, очевидно, потому, что экспонирует одну из ключевых для сочинения жанрово-смысловых сфер.
В остальных частях Реквиема «идеальная маршевость» становится смысловым итогом части, путь к достижению которого каждый раз оказывается новым. В Tuba mirum звучание Humanitatstil завершает процесс усиления роли личной эмоции (от средств выразительности, характерных для пасторальной арии, через лирико-драматическое высказывание); в Rex tremendae - возникает в заключительном разделе разительным контрастом предшествующей барочно-концертной патетике; в Recordare подчиняет себе драматургию, присутствуя в каждой музыкальной строфе и предельно концентрируясь (в том числе с привлечением таких специфических элементов музыкального языка как канон и тембр бассетгорна) в центральной, кульминационной четвертой строфе; в Confutatis продолжительность и значение звучания «идеальной маршевости» нарастает: от четырех тактов в завершении первой строфы через восемь тактов в финале второй строфы к тотальному звучанию комплекса в третьей строфе.
Применение Humanitatstil демонстрирует осознанность и строгую логику: комплекс отражает смысл строк, посвященных судьбе человека, лирического героя канонического текста - в противовес повествованию о событиях внешнего мира. «Идеальная маршевость» с особой ясностью предстает как средство
воплощения личных, связанных с сакральным опытом, переживаний: подобная функция и согласуется с логикой воплощения стилистического явления в масонских сочинениях, и определяет семантику комплекса в более широком контексте немасонских сочинений.
Глава V «Театральная музыка» посвящена осмыслению особенностей претворения «идеальной маршевости» в музыкальной ткани сочинений, созданных для сцены.
В первом разделе в ключевом для исследования ракурсе рассмотрены сочинения, вобравшие характерное масонское звучание, - за исключением «Волшебной флейты». В силу регулярного обращения Моцарта к театральному жанру, именно он представляется наиболее показательным полем для наблюдений за трактовкой композитором «идеальной маршевости» - в широком контексте и в хронологическом аспекте. Материал исследования был отобран эмпирически. При этом если появление интересующего нас явления в ткани опер -seria («Идоменей, царт Крита», «Милосердие Тита») и музыки к драме «Тамос, король Египта» представлялся естественным, то неожиданным оказалось звучание «идеальной маршевости» в сочинениях иного жанрового наклонения -«Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане». В процессе анализа была обнаружена близость между монологом жреца, завершающим «Тамоса», и монологом Командора из финала «Дон Жуана». Оба фрагмента выдержаны в ключе «идеальной маршевости», в звучании которой усилено мистическое, потустороннее начало.
В результате анализа отмечается, что в театральной музыке Humanitàtstil используется для воплощения образа смерти, возмездия, потусторонних сил («Тамос, король Египта», «Идоменей», «Дон Жуан», «Милосердие Тита»). Вместе с тем, он же маркирует радость по поводу обретения считавшегося погибшим императора, что может расцениваться как аллюзия на воскресение из мертвых - характерный для масонской идеологии образ («Милосердие Тита»),
Особое качество воплощено в звучании «идеальной маршевости» в «Свадьбе Фигаро»: в финале оперы, во фрагменте, который начинается словами Confessa, perdono, звучит экзальтация великодушия, граничащая с мистическим опытом. Стилистически этот фрагмент настолько разительно выделяется в звучании оперы, содержит такой высокий эмоциональный градус, выходящий за пределы разворачивающейся на сцене бытовой ситуации, что представляется возможным трактовать его не столько как запечатленные голоса персонажей драмы, сколько как голос и отношение к ним, а может быть и шире - ко всему мирозданию - их создателя.
Во втором разделе освещены некоторые подробности истории создания «Волшебной флейты», контекст и источники либретто, а также раскрыты детали претворения «идеальной маршевости» в музыке зингшпиля. Отмечается, что
«Волшебная флейта» является наиболее сбалансированным и объективизированным вариантом воплощения характерного стилистического комплекса. В «патетических» номерах нет ни тени экзальтации, проявляющейся в названных в предыдущем разделе образцах. Во фрагментах зингшпиля, содержащих НитапиШБШ, звучит лишь спокойное самоуглубление, уверенность, органичное существование внутри образной сферы, впервые в театральной музыке Моцарта достигнутой с такой уверенностью и полнотой.
Реплики, выдержанные в «масонской стилистике», не концентрируются исключительно в отдельных номерах, они вплетены в музыкальную ткань повсеместно — с большей или меньшей степенью семантической конкретики, определяемой набором использованных композитором элементов. Широкое распространение стилистического комплекса объясняется естественной опорой жанра зингшпиля на пласт народной песенности - один из ключевых слагаемых «масонского звучания». Специфика воплощения «идеальной маршевости» рассмотрена в Увертюре, финале I действия, квинтете трёх дам, Тамино и Папаге-но, арии Зарастро из II акта, в сцене латников из финала оперы. При этом отмечено, что ключевыми номерами, «масонской сердцевиной» зингшпиля и концентрированным воплощением «идеальной маршевости» являются марш и ария Зарастро с хором, открывающие II акт. При этом следующая за ними часть оперы содержит намного меньшую концентрацию масонских смыслов, что, возможно, связано с тем, что в мире Зарастро хоральность становится доминантой генеральных смыслов и распространяется много шире, чем в первой половине зигшпиля; отсюда - снижение необходимости концентрированных интонационных символов. Обращается внимание на важную интонационную параллель между сценой латников в финале оперы, заключительным хором зингшпиля и упомянутой репликой графа Альмавивы в финале «Свадьбы Фигаро».
Наряду с подробным анализом претворения в ткани номеров, являющихся «масонской сердцевиной» оперы, всего многообразия элементов масонского семантического словаря, в главе содержится их сравнение с аналогичным композиционным блоком «марш - ария с хором» из оперы «Идоменей» (№№25-26). Идентичность структуры, близость сценических ситуаций позволяют трактовать номера из «Идоменея» как своеобразное предвосхищение высказывания на сакральную тему в «Волшебной флейте». В этом сравнении, при близости композиционных решений, особенно явно проступают отличия, которые маркируют изменения, произошедшие в осмыслении Моцартом характерного стилистического комплекса в течение десяти лет, разделяющих сочинения.
В Заключении подводятся итоги исследования.
Стилистическую особость масонских сочинений Моцарта признают все авторы, но до сих пор в научной литературе не осмыслена специфика масон-
ского стиля в его сложности и целостности. Результатом исследования является ответ на вопрос об особенностях существования и проявления «идеальной маршевости» в разных условиях. Maurerische Trauermusik и фрагменты «Волшебной флейты» полностью выдержаны в рамках масонского комплекса, являясь наиболее последовательным его воплощением; в Kleine Freimaurer-Kantate «идеальная маршевость» сконцентрирована в хоре, где, вследствие стремительного темпа и отсутствия такого жанрового компонента как лирическая песен-ность, становится возможным говорить об объективированном её варианте. В кантате Maurerfreude звучание «идеальной маршевости» сконцентрировано буквально в нескольких тактах, и, что не менее важно, предстаёт в опосредованном виде.
Наряду с более очевидной количественной характеристикой существует намного более сложная качественная. Сравнение трёх названных случаев проявления масонского комплекса позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой многоуровневую систему. Компоненты, относимые к «масонскому музыкальному словарю» и в совокупности составляющие Humanitätstil, дифференцируются на жанровые и интонационные. Первые выполняют в системе основополагающую функцию: наличие специфического жанрового сплава обуславливает возможность трактовки отдельных элементов музыкального языка в соответствии с масонскими смыслами. Отдельные элементы музыкального языка, составляющие следующий уровень системы, оказываются неодинаковы по значению. Среди них выделяются как обладающие большей спецификой и «семантическим весом» (канон, движение параллельными секстаккордами, тембр бассетгорна), так и менее показательные, лежащие в основе музыки классико-романтической традиции (параллельные терции, слигованные ноты, широкие скачки и т.д.).
Эти элементы различным образом взаимодействуют в каждом случае. В Maurerische Trauermusik и музыке царства Зарастро решающую роль играют жанровые признаки, создающие условия для обретения «несамостоятельными интонациями» масонских смыслов. В хоре Kleine Freimaurer-Kantate ослабление жанровых признаков компенсируется использованием канона и параллельных секстаккордов: именно они служат дополнительным индикатором масонского смысла. В ариозо из Maurerfreude обозначены лишь жанровые признаки, а круг «несамостоятельных интонаций» значительно ограничен, что, в сочетании с недолгим звучанием и опосредованным характером «идеальной маршевости», позволяет говорить о её «облегчённом» варианте.
Наблюдения над претворением «идеальной маршевости» в немасонских сочинениях Моцарта позволяют дополнить представления о стилистическом комплексе: мотив ступенчатого восхождения и инициальный кадансовый обо-
рот в достаточной степени ярки и семантически значимы для включения в масонский музыкальный «словарь» и отнесение к числу его специфических интонационных элементов. Они, наряду с каноном, параллельными секстаккордами и тембром бассетгорна, становятся в ряд самобытных символов, обладающих масонской семантикой в музыке Моцарта и вне соответствующего жанрового контекста.
Важны и истоки масонского комплекса. Наблюдения и выводы в этом вопросе позволяет сделать сравнение сцен «Волшебной флейты» и «Идоменея». Близость номеров зингшпиля и оперы является знаком постепенного вызревания идеи и отбора элементов музыкальной речи, которые со временем составили содержание масонского комплекса. В год написания «Идоменея» Моцарт ещё не входил в ложу, однако в тексте оперы уже очевидно начало процессов, которые достигнут кульминации ко времени его участия в жизни ордена. Присутствие в «Идоменее» специфического музыкального комплекса служит для воплощения обобщённых гуманистических идей Просвещения, которые после вступления в общество «вольных каменщиков» оказались конкретизированы его идеологией, как музыкальный язык более поздних композиций оказался «уточнённым», более проработанным и вписанным в детально выстроенную жанрово-интонационную систему масонских символов.
Аналитика и осмысление внутреннего устройства «масонского музыкального комплекса», а также попытка выстроить контекст, высвечивающий новые грани его функционирования и взаимодействия с иными смысловыми и стилевыми пластами, позволяют сделать ряд выводов и обобщений. Во-первых, явление Нитап'йаШИ обладает развитой структурой, складывающейся из иерар-хизированных элементов, роль которых в маркировании явления неодинакова: отдельные элементы обладают семантическим значением, актуальным для масонской системы образов, однако их применение Моцартом каждый раз согласовано с достижением целей намного более высоких и общих. Всякий раз речь идет о развитой концепции или, в случае малых масштабов произведения, определенной смысловой направленности, отдельные элементы музыкального языка внутри которой лишь конкретизируют нюансы, но не составляют ее ядро и суть. Во-вторых, явление НитатШяШ и множество «масонские сочинения» не являются тождественными. Внутри корпуса масонских сочинений в русле «идеальной маршевости» оказываются выдержаны лишь инструментальные сочинения. В кантатах она звучит локализовано, одновременно демонстрируя важность для композитора и концентрацию смысла, и предельную конкретику семантики. Отсюда следует вывод об, очевидно, более высокой степени са-кральности, которую Моцарт придавал в иерархии масонских сочинений инструментальным опусам.
Претворение комплекса выходит за пределы круга сочинений, относимых к масонским. Расцветая в позднем творчестве, «идеальная маршевость», появляется значительно раньше. Отмеченные ее звучанием сценические ситуации, а также ее роль в Реквиеме свидетельствует о том, стилистический комплекс, с одной стороны, маркирует для Моцарта глубоко личное, сокровенное переживание, с другой - коррелирует с мистическим опытом. Мистика понимается здесь не как соприкосновение с потусторонним миром, но как расширение границ духовного опыта. Тезис иллюстрируется не только примерами, связанными по смыслу с масонством, но и фрагментом из финала «Свадьбы Фигаро», не имеющим к практике тайных орденов никакого отношения: всепрощение, любовь и величие души, прозревающей не материальное, но нечто более важное, надмирное, становятся тем глубоко личным аспектом сюжета, который вызывает к жизни звучание «идеальной маршевости» в совершенно, казалось бы, чуждом ей жанровом и смысловом контексте.
В моцартоведении по сей день дискутируется вопрос самого существования позднего стиля Моцарта. Ясны и неоднозначность, и причины неоднозначности самой дефиниции, но всё же в поздние годы в образно-стилевом строе моцартовской музыки происходили важные изменения, конечная точка которых, очевидно, не была достигнута. Их смысл для Моцарта, наряду с другими процессами, заключался в движении соотношений различных жанровых сфер. К доминирующим в последние годы образно-жанровым сферам, безусловно, относится «масонский комплекс», постепенное усиление которого видно из сопоставления хронологически разнесённых сочинений. Эта жанрово-стилевая формация не оказалась замкнута в масонских сочинениях: как неотъемлемая часть она вошла в строй позднего стиля и, наряду с другими компонентами, определила его уникальность, более того, стала по значению если и не равновеликой с образно-стилевыми сферами, занимающими в масштабах всего творчества Моцарта ключевое положение, то, по крайней мере, сопоставимой с ними.
Научный дискурс, который бы позволил конкретизировать и вербализовать смыслы музыки Моцарта, не оставив при этом ощущения недосказанности и бессилия языка, вряд ли возможен. Однако мы вновь и вновь стремимся постигнуть таинственное устройство и смысл этого феномена. Каждый исследовательский опыт - это шаг, который невозможно не сделать, шаг на пути к цели, которая никогда не будет достигнута.
Основные публикации по теме диссертации
Публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК
1. Монахова М. В. Масонские композиции В. А. Моцарта: опыт семантического анализа / М. В. Монахова // Музыка и время. — М.: Науч-техлитиздат, 2008. — № 8. — С. 42-49. (0,5 п.л.).
2. Монахова М. В. Стилевая специфика масонских кантат Моцарта / М. В. Монахова // Проблемы музыкальной науки. — Уфа: Уфимская гос. академия искусств, 2012. — № 1 (10). — С. 129-135. (0,5 п.л.).
3. Монахова М. В. Методологические подходы к анализу «масонского стиля» Моцарта / М. В. Мопахова // Идеи и идеалы. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. — № 3 (13). Т. 2. — С. 124-132. (0,5 пл.).
Публикации в сборниках материалов международных конференций
4. Монахова М. В. К вопросу о методологии анализа «масонского стиля» в инструментальной музыке Моцарта / М. В. Монахова // Сборник научных трудов 8\Уог1с1. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2012».
— Одесса: Куприенко, 2012. — Вып. 1. Т. 24. — С. 77-88. (0,5 п.л.).
Другие публикации
5. Монахова М. В. «Масонская траурная музыка» Моцарта: опыт семантического анализа / М. В. Монахова // Художественные жанры: история, теория, трактовка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (3-6 апреля 2006 года). — Красноярск: КГАМиТ, 2007.
— С. 14-18. (0,4 пл.).
6. Монахова М. В. Жанровая специфика масонских кантат В. А. Моцарта / М. В. Монахова // Материалы Третьей Межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции (24-25 октября 2007 года). — Новосибирск, 2009. — С. 18-22. (0,2 п.л.)
7. Монахова М. В., Панкина Е. В. Философия смерти в МаигепьсЬе ТгаиегтшИ<. Вольфганга Амадея Моцарта / М. В. Монахова, Е. В. Панкина // Сибирский музыкальный альманах. 2005. — Новосибирск: НТК им. М.И. Глинки, 2009. — С. 16-22. (0,5 пл.).
Отпечатано в типографии Новосибирского Государственного технического университета 630092, г.Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, Тел./факс (383) 346-08-57 Формат 60 х 84/16. Объем 1.5 п.л. Тираж 120 экз. Заказ 699. Подписано в печать 24.04.2012 г.
Текст диссертации на тему "Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И.Глинки»
П<*'/(П 1 ^ / л
На правах рукописи
МОНАХОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
СТИЛИСТИКА МАСОНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА
17.00.02-17 - Музыкальное искусство
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель -кандидат искусствоведения, доцент Панкина Елена Валериевна
Новосибирск 2013
t,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................3
ГЛАВА I. МАСОНСТВО В МУЗЫКЕ МОЦАРТА:
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................19
§ 1. Историко-культурный контекст и масонские композиции Моцарта ...............19
§ 2. Методологические подходы. Humanitätstil и проблемы семантического анализа............................................................................................................................30
ГЛАВА И. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ.................................................41
§ 1. Maurerische Trauermusik.........................................................................................41
§ 2. Ансамбли..................................................................................................................58
§ 3. Humanitätstil в немасонских композициях...........................................................64
ГЛАВА III. КАНТАТЫ..................................................................................................68
§ 1. К вопросу масонской атрибуции кантат...............................................................68
§ 2. Жанрово-стилистическая специфика....................................................................72
ГЛАВА IV. КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ....................................................90
§ 1. Мотеты.....................................................................................................................90
§ 2. Реквием.....................................................................................................................98
ГЛАВА V. ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА.....................................................................107
§ 1. От «Тамоса» до «Милосердия Тита»..................................................................109
§ 2. «Волшебная флейта»............................................................................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................142
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................150
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................164
Приложение I. Из истории создания кантат Dir Seele des Welltals
и Die ihr des unermesslichen Weltalls Schöpfer ehrt....................................................164
Приложение II. Тексты масонских кантат (пер. с нем. М. Монаховой).................168
Приложение III. Нотный материал.............................................................................172
ВВЕДЕНИЕ
Научное осмысление наследия Моцарта колоссально. Первые книги о композиторе появились через несколько лет после его смерти1, а в настоящее время исследований насчитывается так много и количество их растёт так быстро, что необходимым делом становится издание библиографических указателей литературы о Моцарте. В таком контексте предположение, что ни одно сочинение Моцарта не оказалось обделено вниманием музыкальных учёных, не покажется смелым (мощными аргументами «за» становятся фундаментальные исследования: из переведённых на русский язык - монография Г. Аберт"). Наследие Моцарта привлекает музыковедов не только в силу очевидной гениальности его создателя, но и потому, что в нем запечатлелись важнейшие тенденции эпохи классицизма, прослеживаются отзвуки барочных концепций и предвосхищаются многие открытия романтизма.
Однако несмотря на магнетическую притягательность музыки Моцарта, за более чем трёхсотлетнюю историю моцартоведения некоторые образные и тематические сферы его творчества оказались исследованы не так обстоятельно и результативно, как того заслуживают. Ярчайший пример тому -масонская музыка.
Справедливости ради отметим, что ни одна серьёзная монография о Моцарте не обходится без упоминания масонских сочинений, а пристальному исследованию темы «Моцарт и масонство» посвящено несколько внуши-
' Niemetschek F.X. Leben des k.k. Kapellmeisters Wolfgang Gottlieb Mozart nach Originalquellen beschrieben. Prague, 1798.
2 Аберт Г. Моцарт. M.: Музыка, 1987. 4. 1, кн. 1. 544 е.; Аберт Г. Моцарг. М.: Музыка, 1988. Ч. 1, кн. 2. 608 е.; Аберт Г. Моцарт. М.: Музыка, 1989. 4. 2, кн. 1. 496 е.; Аберт Г. Моцарт. М.: Музыка, 1990. Ч. 2, кн. 2. 560 с.
3 1
тельных трудов и обширное количество статей'. Интригует сам факт принадлежности Моцарта к ордену, окутывающей мистической дымкой романтизированный образ композитора, созданный в определённого рода литературе. Однако в отношении Моцарта к масонству вряд ли была эзотерическая подоплёка: его пребывание в ордене определило одно из направлений его профессиональной деятельности и стало причиной создания вполне конкретных сочинений. Игнорировать факт масонства Моцарта нельзя ещё и потому, что мировоззрение «вольных каменщиков» было очень близко композитору: его вступление в орден стало обдуманным серьезным шагом, а не даныо моде или формальностью, как для большинства представителей венской знати. Идеи масонства оказались созвучны мыслям композитора, совпали с нервом его духовной жизни. Неудивительно, что для самих масонов - от XVIII века и до наших дней - наследие Моцарта имеет особую ценность. Он - единственный среди композиторов первой величины, входивших в орден, кто относился к своим обязанностям с чистосердечным рвением. Потому его музыка и в наше время занимает почётное место в работах лож (об этом свидетельствуют не только исследования музыковедов, но и аутентичная масонская литература)5.
Чтобы приблизительно представить «удельный вес» исследований масонской музыки Моцарта, довольно взглянуть на один из репрезентативных библиографических списков, содержащийся в статье о Моцарте К. Айсен и
1 Autexier P. A. La lyre maçonne: Haydn, Mozart, Spohr, Liszt. Paris, 1997. 297 s.; Chailley J. The Magic Flute, Masonic Opera: An Interpretation of the Libretto and the Music. New York. 1982, 347 p.; Chailley J. The magic
1 lute Unveiled: Esoteric Symbolism in Mozart's Masonic opera. Paris, 1986. 358 p.; Henry J. Mozart frère maçon: La symbolique maçonnique dans l'oeuvre de Mozart. 1997. 142 s.; Innen H.-J. Mozart's Masonry and the Magic
Flute. Essen, 1996. 291 s.; Lazzari E. L'ideologia massonica nella vita e nclla musica di Mozart. Floggia, 2007. 125 s.; Nettl P. Mozart and masonry. New York: Philosophical Library, 1957. 150 p.; Nettl P. Musik und Freimaurerei: Mozart und die Königliche Kunst. Esslingen Bechtle Verlag, 1956. 190 s.; Robbins Landon II. C. Mozart and the masons: new light on the lodge "Crowned hope". London, 1982. 72 p.; Robbins Landon II. C. Mozart: The golden years 1781-1791. S. l.:Thamcs and Hudson, s. a. 272 p.; Schüler H. Mozart und die Freimaurerei. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2003. 290 s.; Strebel H. Der Freimaurer Wolfgang Amadé Mozart. Stiifa : Rothenhüusler, 1991. 239 s.; Thomson K. The Masonic Thread in Mozart. London: Lawrence and Wishart, 1977. 207 p.; Wagner G. Bruder Mozart: Freimaurerei im Wien des 18. Jahrhunderts. Wien, 2003. 350 s.
4 См. Список литературы.
5 Schuler H. Mozart und die Freimaurerei. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2003. 290 s.
С. Сэди6: из приблизительно шестисот наименований прямое отношение к масонству имеют двенадцать, среди которых имеются и книги, и статьи.
Помимо специальных исследований, о которых речь пойдёт ниже, ценными источниками информации являются переводные и отечественные монографии, в которых тема «Моцарт и масонство» раскрывается в различных ракурсах и с разной степенью подробности.
Так, книга А. Эйнштейна7 содержит довольно отрывочные сведения об интересующем вопросе: автор кратко излагает историю ордена в Австрии, пишет об отношении композитора к католицизму и масонству, делает предположения о причинах вступления в ложу. Е. Чёрная, «вписывая» масонские идеи в политический контекст эпохи и упоминая наиболее известных вольных каменщиков, в центр ставит тему «Масонство и "Волшебная флейта"», что обусловлено направленностью её исследования8. Богатый фактологический материал содержит труд Г. Аберта9: кроме сведений по истории ордена, размышлений о причинах вступления в него, здесь можно найти имена «вольных каменщиков», с которыми был связан Моцарт, в том числе и авторов текстов его масонских композиций. Ценные сведения содержат также комментарии К. Саквы, в частности, отсылающие к немецкоязычным исследованиям, специально посвященным проблеме «Моцарт и масонство». Раздел книги Ф. Браунберенса «Моцарт в Вене»10, посвященный принадлежности композитора к ордену, содержит ряд ценных сведений фактологического плана. Ценность для исследователя вопроса представляет также недавно вышедшая книга П. В. Луцкера и И. П. Сусидко «Моцарт и его время»11. Основной целью труда является «ознакомление отечественного читателя с новейшими данными и подходами, характерными для сегодняшнего состояния
6 Eisen С., Sadie S. Mozart Wolfgang Amadeus // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. 2001. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
7 Эйнштейн А. Моцарт: Личность, творчество. М.: Музыка, 1977. 454 с.
8 Чёрная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Мул из, 1963. С. 380.
9 Аберт Г. Моцарт. М.: Музыка, 1989. 4. 2, кн. 1. 496 с.
,0 Braunbehrens V. Mozart im Wien. München: Piper-Schott, 1986. 508 s.
" Луцкер П., Сусидко И. Моцарг и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.
о 1 ^
западноевропейской науки о Моцарте» Благодаря привлечению недоступных по сей день в России иностранных источников, специальный раздел об австрийском масонстве содержит ряд интересных фактов, связанных, в первую очередь, с историей исполнения масонских сочинений.
Большая часть монографий, специально посвящённых «масонской» моцартиане, носит скорее исторический, нежели аналитический характер. Так, например, в книге П. Неттля1"' речь о масонских сочинениях Моцарта идёт лишь в одной из глав, в то время как остальные содержат информацию о масонской музыке, созданной до, во время и после жизни Моцарта. К. Томсон14 смещает акцент с контекста на аналитику, и это вполне понятно: она значительно расширяет список масонских сочинений Моцарта, по сравнению с П. Неттлем, потому нуждается в аналитическом обосновании своей позиции. Книга Ж. Шайе репрезентирует масонский взгляд на «Волшебную флейту»15.
Особое место в этом ряду занимает исследование X. Шулера16. По содержанию оно близко труду П. Неттля: помимо необходимых исторических сведений, здесь можно найти данные о социальной структуре венских лож, главы, посвященные масонству Леопольда Моцарта и Йозефа Гайдна, краткую характеристику масонских композиций Моцарта, биографические справки о членах лож и ценный документальный материал (фрагменты переписки между ложами, иерархически организованные списки братьев венских лож, тексты масонских песен и кантат Моцарта). Хайнц Шулер принадлежит к масонскому ордену, что придаёт его наблюдениям и мыслям большую ценность аутентичности. Фактически он выражает отношение ордена к масонскому наследию Моцарта, является проводником в закрытый для посторонних мир ложи.
Обращение к масонским композициям Моцарта начинается с выясне-
12 Там же, С. 12.
13 Nettl Р. Mozart and masonry. New York: Philosophical Library, 1957. 150 p.; Nettl P. Musik und Freimaurerei: Mozart und die Königliche Kunst. Esslingen Bechtle Verlag, 1956. 190 s.
14 Thomson K. The Masonic Thread in Mozart. London: Lawrence and Wishart, 1977. 207 p.
15 Chailley J. The magic Flute Unveiled: Esoteric Symbolism in Mozart's Masonic opera. Paris, 1986. 358 p.
If' Schüler 11. Momart und die Freimaurerei. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2003. 290 s.
ния их состава. При попытке очертить круг сочинений, коюрые являюіся безусловно масонскими, исследователь сіалкиваеіся с рядом проблем. Главная из них заключается в том, ню окончаїельного и однозначного перечня масонских сочинений Моцарта не сущесівуег. Одни авторы называю і в числе сочинений для ордена лишь несколько опусов, другие отмечаю і масонское влияние в весьма внушительном количесіве произведений (Таблица 1):
Таблица 1
І Аберт 17 M x H X IX m < c- 9 2 c « о 2 о — 3 •< ю ~ О g Ä u a. 4 о CJ 5 c. (D vo X -a a. LC ö с 4 5 X и л Ч Г 0 1 с Г1 С. CJ я У к I омеон 24
kV 53 Песня «An die I leude» N
KV 93 Псалом «Dl profundis» V
kV 148 Песня «O heiliges Band» \ \ \ S \
kV 273 I рад>ал «S inet i Main» V «Во 1! ІСЧСІІ В часом СК>10 практи К)»
kV 345 M} ji.iha к драме «Tliamos Kimig in flg)pten» V V
kV 410 Adagio д ih u>}\ 6aeeei iopnou ii фл оы I -dur \ V \
kV 411 Adagio д ш дн>\ кларнетов и ipL\ бассет юрно» В dur V V V \
kV 129 Kaiuaia «Dir Seele des Weltalls» Незапертым s V \ \ \
KV 168 Песня «Gesellcnicise» V \ \ V V V \ \
kV 171 Кантата «Die Maurerfreude» s V V \ N \ \ N
kV 177 «Maureiische I imiermusik» N s V \ V N \ V
kV 482 Концерт ,пя ([lopieunaiio e оркесфом 1 s-dur V
kV 483 Песня «Zerfliessel heilt' gelibte Bruder» \ \ N \ \
kV 18 1 Песня «Ihr ml sie neuen I ciler» S s \ S S
17 Лберт Г Моцарт М Музыка, 1989 Ч 2, кн 1 496 с
18 Эйнштейн А Моцарт Личность, творчество М Музыка, 1977 454 с
]) Статья «Масонская музыка Вольфганга Амадея Моцарта» (A musica maconica de Wolfgang Amadeus Mo ¿ait URL http //www sea org br/artigos/MusicaMozart pdf (дата обращения 18 11 2006)) заимствована с испа-ноязычного ресурса «Sociedade das Ciencias Antigas» («Общество древних наук») Авторство статьи не >ка-зано, но она представляет интерес как опыт осмысления масонской м>зыки, ос> met тленный, ио-видимом}, не ученым-моцартоведом, а представителем аутентичной традиции, иначе говоря, для нас вален вариант идентификации музыки Моцарта «изнутри» масонства
20 Braunbehrens V Mozart im Wien Mimchen Piper-Schott, 1986 508 s
21 Cotte R , Hill С Masonic music // I he New Giove Dictionary of Music and Musicians / Ld by Stanley Sadie 2001 1 электрон опт диск (CD-ROM)
22 Nettl P Mo/art and masonry New York Philosophical Library, 1957 150 p, Nettl P Musik und Fiemiaureici Mozart und die Königliche Kunst Csslingcr Bechtle Verlag, 1956 190 s
23 Schüler II Mozart und die I reimaureiei Wilhelmsha\en 1 lorian Noetzel Verlag, 2003 290 s
21 Thomson К Mozart and necmasonr) // Music & Letters 1976 Vol 57 № 1 P 25-46, Ihomson К The Masonic Thread in Mozart London Lawrence and Wishart, 1977 207 p
KV 5 13 Симфония lis-dur V V
KV 5-16 Адажио и фут для струйных инструментов c-moll. V «Ho- lUC'lÜll и масонскую П|МЬЛН V
KV 57*1 Маленькая жша для фортепиано V
KV 617 Adagio е Rondo для ырмони-КИ, флсИТЫ. юбоя. ,Uli. 1.1 и виолончели c-moll V «lîo- I! IC'lCll 11 масонскую практику »
KV 618 Мотет «Ave verum» для хора и сопровождении oíр>mioiо квартета, opi ana и орк-ecipa V «повлечен и масон- СК\ 10 практику»
KV 619 Kaniaia «Die ihi des uner-mebblichen Weltalls Schupfet ehrt» V V V
KV 620 «Волшебная флейта» V V V V V V V V
KV 623 <(Kleme 1 reimamer-Kantiite» V V V V V V V V
KV 623a Песня «I asst uns mit geschlungen Händen» V V
В целом вопрос об идентификации каждого опуса как однозначно масонского, несмотря на внушительный пласт исследований, остаётся открытым. Очевидно, расхождение мнений в вопросе масонской атрибуции сочинений объясняется разницей применяемых критериев. Авторы, за исключением С. Хилл и Р. Котта, не делятся своими соображениями, однако совершенно очевидно, что оценка большинства ученых совпадает в отношении сочинений, история создания которых обусловлена членством композитора в масонском ордене.
Американские же исследователи в вопросе осмысления атрибутивных аспектов предлагают точку опоры: С. Хилл и Р. Котт утверждают, что для самих «вольных каменщиков» идентификация сочинения как масонского происходит при наличии двух признаков: 1) предназначенности для использования в орденской практике и 2) проникновения в музыкальный язык масонской символики.
Ясно, что «предназначенность для использования в орденской практике» тесно коррелирует с упомянутой историей создания. Второй признак представляется много более интересным. Во-первых, он фиксирует сам факт
существования масонской музыкальной символики. Во-вторых, указывает, что масоны эту символику идентифицируют «на слух». Об этом свидетельствует и ремарка «Вовлечен в масонскую практику», которую С. Хилл и Р. Котт используют в отношении нескольких опусов (см. таблицу). Логично предположить, что ситуация с «вовлечением в практику» ложи произведений, написанных вне связи с идеями ордена, указывает на стилистическую близость этих опусов «масонским сочинениям», настолько явную, что она ощущается братьями.
Безусловно, позиция С. Хилл и Р. Котта является одним из возможных ключей к осмыслению механизма связи сочинений с идеями масонства, но сам факт её обозначения (на фоне молчания по этому поводу других авторов), равно как и заявление о её аутентичности для членов ордена, наделяет её большой ценностью и делает одной из важных методологических опор работы.
Вместе с тем мы далеки от безоговорочного принятия этой точки зрения - и потому, что авторы, к сожалению, не ссылаются на содержащий её источник, и потому, что, опираясь на неё, С. Хилл и Р. Котт предлагают список масонских сочинений, в который оказываются не включены произведения, обладающие принадлежностью к ордену по мнению нескольких других авторов.
К числу произведений Моцарта, связанных с идеями ордена, все исследователи единогласно относят: среди инструментальных - Maurerische Trauermusik («Масонская траурная музыка»" ) KV 477; среди вокальных -кантаты Die Maurerfreude («Радость масона») KV 471 и Kleine FreimaurerKantate («Маленькая масонская кантата») KV 623, песню Gesellenreise («Достойный путь») KV 468, среди театральных - зиигшпиль «Волшебная флейта» KV 620.
Около половины авторов соглашаются в отнесении к масонским композициям Адажио для двух бассетгорнов и фагота KV 410, Адажио для двух
25 Перевод названий приводится по: Г. Аберт. В. А. Моцарт. М., 1990. Ч. 2, кн. 2. 560 с.
кларнетов н трёх бассетгорнов KV 411, кантат Dir Seele des Weltalls («Тебе, душа мироздания») KV 429 и Die ihr des unermesslichen Weltalls Schipfer ehrt («Вы, чествующие создателя беспредельного мироздания») KV 619, песен О heiliges Band («Союз нерасторжимый») KV 148, Zerfliesset heut' geübte Bruder («Масонская песня к открытию ложи мастеров») KV 483, Ihr unsre neuen Leiter («Масонская песня к заключению работы мастеров») KV 484.
Несколько сочинений упоминаются как масонские лишь в единичных трудах: песни An die Freude («К радости») KV 53, Laßt uns mit geschlungen Händen («Масонская песня на закрытие ложи») KV 623а, псалом De profimdis KV93, музыка к драме Thamos König in Ägypten KV345, Концерт для фортепиано с оркестром KV 482, Симфония KV 543, Маленькая жига для фортепиано KV 574. Среди них - и те, что были, согласно С. Хилл и Р. Котту, вовлечены в масонскую практику: гра