автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Стратегия кейс стади в исследовании малой православной общины

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Алиева, Анна Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Стратегия кейс стади в исследовании малой православной общины'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Алиева, Анна Борисовна

Введение.

Глава I. Христианская община как объект социологического исследования.

§1 Особенности христианской общнны как малой группы.

§2 Религиозные основы социального взаимодействия в православной общине.

Глава TI. Особенности возникновения и развития малой православной общины в современной России.

§1 Способы и возможности применения стратегии кейс стадн в социологическом исследование малой православной общины

§2 Основные характеристики и этапы развития малой православной общнны в условиях современной России.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Алиева, Анна Борисовна

Актуальность темы. Возникновение государства на Руси практически совпало с принятием христианства (862 и 988 гг.). И хотя процесс принятия новой веры не всегда шёл гладко и полностью завершился только к 14-15 вв., влияние христианства, точнее его восточной ветви, на русскую культуру, а значит, на самосознание и менталитет народа, огромно. Можно сказать, что православие - основа русской культуры. Даже в кодексе строителей коммунизма в России очень много христианских ценностей и норм поведения. Поэтому, неудивительно, что разрушение коммунистической системы и идеологии повернуло всё общество к своим культурным и нравственным истокам - к православию.

В православии общины как малые группы - это характерное явление 20 века во всём христианстве. И не только в христианстве. Вообще, 20 век открыл старую истину, а именно, огромное значение малых групп в развитии и жизни индивидов. Семья, дружеская компания, класс, студенческая группа, рабочий коллектив и так далее - вот та среда, в которой живёт человек, в которой он учится, растёт, приобретает навыки жизни и общения, нормы и ценности. В ней он реализует себя и помогает другим.

Христианство как общественное явление начиналось с малых групп, но потом разрослось в огромную, иерархически организованную структуру. В 20 веке опять возник интерес к малым группам-общинам, члены которых знают друг друга, как минимум, в лицо, а как максимум, всю жизнь каждого, помогают друг другу жить как заповедал Христос. Особенно это явление способствовало выживанию церкви в гонениях, в неблагоприятных внешних обстоятельствах. Но общины существовали не только во времена гонений. Например, монашество начиналось с малых общин, отдельных иноков было немного, а крупные монастыри возникли позднее.

С начала 1990-х гг. в России резко возрос интерес к религии, особенно к традиционно близкому православию (православному христианству). Довольно быстро стали открываться храмы, при некоторых из них начали образовываться общины, которые продолжают существовать и до сих пор. Общины эти очень разнообразны. Количество членов в них колеблется от 15-20 до нескольких тысяч, хотя, больших приходских общин немного. Различаются они и по способу взаимодействия: некоторые общины существуют только при приходах, и их члены в основном взаимодействуют в связи с приходской административной и богослужебной жизнью. Другие больше связаны деятельностью вне прихода: помощь нуждающимся, посещение больниц, приютов, детских домов, помощь друг другу, совместные поездки по святым местам (паломничества). Третьи пытаются соединить и то и другое. Наиболее интересны небольшие общины, пытающиеся совместить внутри себя разнообразные виды деятельности. Небольшое количество членов таких групп увеличивает интенсивность связей, а разнообразные виды деятельности рождают большой набор социальных связей внутри общины. Поэтому особенно важно исследовать общины такого рода.

Также необходимо отметить, что только в Москве небольших по размеру общин более сотни, а по всей России их около пятисот. Эти общины растут за счёт воцерковления новых людей, то есть благодаря их приходу в церковь. Таким образом, это явление имеет отношение не только к Русской Православной Церкви, но и непосредственно к российскому обществу. Каждый год число общин увеличивается примерно на 10-151. Как видно, это явление весьма динамичное и интересное, требующее своего осмысления.

Поэтому необходимо понять, что представляет собой данное социальное явление, что оно несёт, какое влияние оно оказывает на жизнь общества и на вовлечённых в него индивидов, а также каковы могут быть его последствия. Материалы обсуждении жизни братств на Преображенской встрече.

Степень научной разработанности проблемы. Одной из базовых проблем исследуемой темы является влияние религии на социальные сообщества. Истоки социологии религии можно найти ещё у философов (И.Кант", Д.Дидро , и др.). Но первые серьёзные исследования по социологии религии мы находим у Э.Дюркгейма4 и М.Вебера5. Э.Дюркгейм стремился открыть общую для всех религий составляющую, он начал исследовать религию как социальный институт, а, следовательно, функции этого института в обществе. Дюркгейм выявил интегрирующую роль религии. К.Маркс6 рассматривал религию как социальный феномен, с преобладающим консервативным влияние на общество, что часто затрудняет его (общества) развитие. Влиянием религии на мотивацию деятельности человека у занимался М.Вебер . Он исследовал влияние этики протестантизма на развитие капитализма. Вебер в отличие от Маркса подчеркивал влияние на жизнь общества религии как фактора, способствующего развитию социальной системы. П.Бергер и Т.Лукман8 исследовали взаимосвязь и взаимовлияние повседневной жизни и религиозного опыта. Р.Мертон9 исследовал не только объединяющую, но и дезинтегрирующую функции религии. Э.Трёльч10, продолжая тему М.Вебера о пророческой общине, изучал различие между церковью как большой, иерархически организованной структурой и сектой как неиерархической группой последователей, связанных лично с учителем. Р.Нибур" рассмотрел процесс превращения секты в деноминацию. Но Церковь и Секту рассматривают как антагонистов: церковь

2 Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.6 - 613с.

Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М.: Изд-во АН СССР, 1956 - 478с.

4 Дюркгейм Э. "Элементарные формы религиозной жизни".//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Часть1., М, 1994

5 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//в книге "Избранные произведения". М.,Прогресс, 1990 Вебер М. "Социология религии"//М.Вебер "Избранное. Образ общества". М., Юрист, 1994

6 Маркс К., Энгельс Ф. О религии. - М.: Госполитиздат, 1955 - 304с.

7 Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994- С.78-308

8 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia - Центр, Медиум, 1995. -С.43-48, 68-71

4 Merton R. Social Theory and Social Structure. - Glencoe: The Free Press, 1957 - XVIII, 645p.

10 Tröeltsch E. Die Sozialehrcn der christichen Kirchen und Gruppen // Gesammelte Schriften. - Tübingen: Hohr,

1912.-Bd.l Нибур P.P., Нибур P.X. Христос и культура. - M.: Юрист, 1996 - 575с. стабильная, хорошо организованная структура, но без творческой энергии и интенсивности религиозной жизни; секта - всё наоборот, то есть практически отсутствует организационная структура, зато высока интенсивность религиозной жизни, а также расцветает творчество.

В России проблемы в социологии религии начали рассматриваться в начале 12

20 века. С.Н.Булгаков провёл исследование, подобное веберовскому, по старообрядцам и капитализму в Росии. Но, начиная с 20-х гг. социология религии вообще слабо развивалась, а если и развивалась, то как научный атеизм. Если и проводились исследования, то они были идеологически ангажированы. Поэтому было мало содержательно или методологически интересных работ.

В 1960 годы был проведено очень интересно исследование прихожан в системе православного церковного прихода В.Г. Пивоваровым13. Автор выделил различные типы прихожан по характеристикам сознания (в том числе, религиозной веры) и поведения. В начале 1990-х годов было проведено сравнительное исследование общин двух христианских конфессий: православия и протестантизма М.Жеребятьевым. Но так как автор исследования не был включён внутрь этих общин, его выводы в отдельных вопросах были ограничены, а по некоторым темам невозможно был сделать выводы вообще. По этому, в рекомендациях по продолжению исследований по религиозным общинам автор говорит о желательности "социологического исследования религиозной проблематики глазами верующего".

Так как теперь такие общины стали более доступны, и есть возможность получить информацию изнутри, поэтому необходимо выяснить особенности взаимодействия, коммуникации, структуры и др. характеристик таких групп, а

12 Булгаков С.Н. Религия п экономическое обновление России // Булгаков С.Н. Собр. Соч. в 2-х тт. - М., 1993. -Т.2.- С.348-367

11 Пивоваров В.Г. Структура религиозной общины. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство,

1970.- 79с. также каков их современный социально-демографический состав, их цели, планы, основа жизни, каким образом они взаимодействуют с внешней средой. И самое главное, какой смысл члены общин вкладывают в своё пребывание в таких религиозных сообществах. Чем являются для них такого рода группы, и, следовательно, какое влияние они оказывают на жизнь включённых в них индивидов.

Явление, которое анализируется в диссертации связано с проблемой существования и развития малой группы. Интерес к малым группам возник в конце 19 века в основном в среде психологов. Постепенно интерес учёных привлекла и социологическая проблематика. Г.Зиммель14 исследовал принципиальные различия диад и триад. Ч.Кули15 ввёл понятие первичная группа, и занимался проблемой формирования личности в такого рода группах. Ф.Трэшер16 изучал процессы социального взаимодействия - конфликт, соревнование, сотрудничество, при помощи которых организовывались группы, а также такое явление, как дух группы.

17

Курт Левин был одним из первых, кто занялся исследованием динамики малой группы. Он и его научная лаборатория занимались вопросами лидерства и руководства, исследовали изменение стандартов группового поведения в процессе дискуссии, внутри групповые конфликты, внутригрупповое давление и спло

18 ченность. Э.Мэйо занимался влиянием микроклимата трудового коллектива на эффективность производства. Чуть позже Л.Фестингер19 продолжит исследования групповой сплоченности, являющейся одной из характеристик развития группы.

20 ^ ]

Б.Такмен , Е.Мамбри" соединили различные характеристики развития группы и попытались создать целостные модели этого развития.

14 G.Simmel Conflict and the Web of Group-affiliation. - Glencoe, Ill.:Free Press, 1955

15 Colley C.H. Human nature and social order.- Chicago, 1902

Thrasher F.M. The Gang. - Chicago, 1926

17 Lewin K. Field theory in social science. - N.Y., 1967 ls Mayo E. The social problems of an industrial civilization. - Boston, 1945

19 Festinger L. Analysis of compliant behavior // Group relations at the crossroads. - N.Y. , 1953

20 Tuckman D. Developmental sequence in small groups // Psychological Bulletin, 1965. №3.

21 Mabry E.A. Exploratory analysis of a developmental model for task-oriented small groups //Human communication research. 1975, V.2

Различные теоретические школы развивали методологический и методиче

22 23 ский аспект исследования малой группы. Интеракционизм (Г.Блумер , Г.Келли ) ввёл тему изучения процесса взаимодействия индивидуумов в развитии группы. Это направление внесло в понятийный аппарат исследования малой группы категорию интеракция, а также: индивидуальная активность, взаимодействие, отноше

24 25 26 2*7 ние. Теория систем (Зиллер , Парсонс , Ньюкомб , Хоманс ) позволила взглянуть на группу, как на целостную систему, взаимодействующую с внешней сре

28 дой. Психоанализ (У.Беннис и Г.Шепард ) считал каждую группу аналогом семьи, и с этих позиций рассматривал систему взаимоотношений в ней. Это направление внесло интерес к групповой динамике и к групповому анализу. Формально

29 30 31

- модельный подход (М.Шоу , Б.Равен , Б.Коллинз") дополнил анализ малых

32 групп математическими методами. Социометрическое направление (Я.Морено ) внесло метод измерения межличностных отношений в малой группе. Необихе

33 ' виоризм (А.Бандура ) ввел понятие моделирование, т.е. построение поведения по образцу в применении к отдельному человеку и к группе в целом. Г.Беккер34, Р.Хилл35 и др. занимались проблемой обобщения накопленных методологических данных и выработкой единой системы понятий и терминов в социологическом изучении малой группы.

22 Blumer Н. New outline of the principles of sociology. - N.Y., 1951

2"' Kelley H.H. Thibaut J.W. Interpersonal relations: a theory of interdependence. - N.Y., 1978

24 Ziller R.C. Toward theory of open and closed groups // Psychological Bulletin, 1965. Vol.64.

25 Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and interaction. - Glencoe, 111., 1965

26 Newcomb T. Personality and social change. - N.Y.,1943

27 Homans G.C. The human group.- N.Y., 1950

28 Bennis W.G. & Shepard H.A. A theory of group development// Analysis of groups. - San Francisco, 1974

29 Show M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. - N.Y., 1971

Raven B.H. Bibliography of small group research. - Los Angeles, California, 1965

Collins B.E., Raven B.H. Group structure // The handbook of social psychology.V.4. Reading, Mass., 1969

2 Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., Академ проект, 2001 j3 Bandura A. Social learning and personality development. - New York, 1963

4 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М, Издательство иностранной литературы,

1961г.

Hill G.W. Group versus individual performance: are N+l heads better than one? //Psychological bulletin. 1982.V.91

В отечественной науке первыми занялись изучением малых групп или коллективов психофизиологи В.М.Бехтерев36 и М.В.Ланге37. Как и на западе, первые исследования проходили под знаком естественно научных методов. Бехтерев заложил основы социальной психологии коллективов, он исследовал взаимодействие и единство в коллективе, функции коллективных целей и многое другое. Чуть

О о позже проблема коллектива развивалась Б.В.Беляевым , который с помощью эксперимента изучал феномен социальной власти в группе, а также связь коллектива с социальной средой, в которой он существует. А.С.Залужный39, П.П.Блонский40 и Д.Б.Эльконин41 изучали проблему лидерства (вожачества в авторской терминологии). А.Макаренко42 изучал организацию, структуру, управление и развитие коллектива, мотивацию коллективной деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в коллективе, то есть практически весь спектр проблем связанных с группой. Но после его работ по идеологическим соображениям на долгое время исследования в этой сфере прекращаются. И только в 60-е гг. они возобновляются. Возникают основные теоретические направления: деятельностный подход (А.Леонтьев43), параметрическая концепция (Л.Уманский44), организационно-управленческий подход (Е.Кузьмин45), в рамках которых исследуются проблемы руководства и лидерства, групповой интеграции и эффективности, социально-психологического тренинга и личности в группе, психологического микроклимата и внутригрупповых отношений.

6 БехтеревВ.М. "Коллективная рефлексология." Петроград, 1921г.

7 Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность. // Педология и воспитание. М, 1928 '8 Беляев Б.В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологическое изучение. // "Психология." т.2 вып.2, 1929г., т.З вып.3,4, 1930г. Залужный А. Учение о коллективе. М.-Л., 1930 - 300с.

40 Блонский П.П. Возрастная педология. - М.-Л.: Работник просвещения, 1930-212с.

41 Эльконин Д.Б. Проблемы формирования личности и проблемы обучения. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980- 166с.

42 Макаренко A.C. Общие вопросы теории педагогики. // Собрание сочинений в 7-ми тт. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1958.-Т.5. - 560с.

4"' Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности // Избранные психологические произведения: в 2 т., т.2„ М„ 1983

44 Уманский Л. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность,- М.: 1975 -С.

43 Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л., 1972 г.

Предметом исследования в диссертации является использование возможностей стратегии кейс стади в изучении малой православной общины. Этот подход находится в русле "качественной" методологии изучения социальной реальности и воплощается в стратегии кейс стади (изучения случая). Первый расцвет её был в Чикаго в 30-е гг. Среди объективных причин можно отметить то, что именно в этот период именно в Чикаго имелось богатство материала, так как это был период иммиграции в Соединенные Штаты, и отдельные аспекты иммиграции различных национальных групп в американские города изучались достаточно основательно. Проблемы бедности, безработицы, и других условий, связанных с иммиграцией идеально подходили для методологии кейс стади.

Очередной всплеск интереса в 60-е гг. был связан с grounded theory - "небеспочвенной теорией" Глейзера и Стросса46. Согласно утверждениям этих авторов теории должны создаваться только на основе эмпирических данных, и если их хватает только для теоретического описания одного или нескольких объектов, то и нужно создавать мини-теории, а не разводить широкомасштабные спекуляции. Несмотря на множество исследований по данной тематике, обобщил метоw Al дологические особенности стратегии case study только Роберт Пин в 1984 году. Он свёл в одной книге ответы на вопросы: в каких случаях, каким образом, для чего используется кейс стади. И вообще, метод это или стратегия? Какие есть виды кейс стади, как сконструировать стратегию, как собрать и проанализировать данные.

В России с помощью этого метода изучали трудовые коллективы, их соци

48 альные нормы (А.Н.Алексеев ), особенности развития трудовых отношений в переходный период 1992-1995гг. (Герчиков49), перестройку управления и трудовых

46 Glaser В. and Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. - Chicago: Adline, 1967.

47 Yin Robert K. Case Study Research. Design and methods. Applied Social Research Methods Series. Volume 5., SAGE Publications, London, 1994.

48 АлексеевА.Ы. "Драматическая социология." Спб.-М., Институт социологии РАН, 1997г.

49 Собственность и трудовые отношения: варианты трансформации. Сборник кейсов. Под. Ред. В.И.Герчикова и М.В.Кошмана. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995 - 216с. отношений в 1992-1994гг. (Институт сравнительных исследований трудовых отношений). Однако малые религиозные группы в России этим методом не исследовались. Поэтому для науки важно исследовать вопрос: как будет работать данная стратегия в религиозно-общинной среде?

Социальная и теоретическая значимость исследуемой проблемы, степень её разработанности предопределили выбор цели и формирование задач исследования.

Цель исследования

Целью данного исследования является определение сфер применения и способов использования стратегии кейс стади в изучении развития малой общины в православии в условиях современной России.

Задачи исследования

Достижение цели исследования осуществлялось путём решения следующих задач:

1. Обосновать теоретические подходы, позволяющие раскрыть процесс развития малой православной общины.

2. Показать специфику влияния православия на развитие малой общины.

3. Выявить особенности стратегии case study в социологическом исследовании малой православной общины.

4. Разработать стратегию исследования православной общины.

5. Раскрыть особенности социального взаимодействия внутри малой православной общины в современной России.

6. Определить этапы развития малой православной общины в современной России.

Объект исследования - малая православная община.

Предмет исследования - сферы применения и способы использования стратегии case study в исследовании малой православной общины в условиях современной России.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование базируется, во-первых, на теоретико-методологических разработках в области развития детских и юношеских коллективов Л.Уманского и А.Лутошкина. Во-вторых, в области социологии религии - концепциях религиозных сообществ М.Вебера, Э.Трёльча, В.Пивоварова. В-третьих, на теоретическом осмыслении опыта жизни христианских малых групп на Западе в трудах Ж.Ванье, Ж.Лёва, Д.Бонхоффера. Решение поставленных задач диссертант решает с помощью стратегии кейс стади, опираясь на методологические принципы Роберта Йи-на и типологии Киблицкой и Козиной в области разработки стратегии case study.

Эмпирическую базу исследования составляют:

- результаты включённого наблюдения автора за жизнью малых православных общин в Москве;

- материалы конференций, на которых анализируются проблемы жизни такого рода общин;

- материалы в печати, связанные с мирянским50 движением в христианских конфессиях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана типология религиозных слоёв (течений) внутри современного православия в России и показана их взаимосвязь с развитием малой православной общины.

2. Обоснованы критерии выделение этапов развития малой православной общины и раскрыты их характеристики.

50 Миряне - это рядовые члены церкви.

3. Определены принципы построения кейс стади для исследования малой христианской общины.

4. Разработана авторская стратегия кейс стади в изучении малой общины в православии.

5. Выявлены основные формы жизни малой общины, способы влияния общины на жизнь каждого её члена в условиях современной Россия.

6. Раскрыты содержательные особенности этапов развития малой православной общины в современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современном российском православии существует несколько религиозных слоёв: национально ориентированное православие, бытовое православие, индивидуальное православие, активное православие, индивидуализированная религиозность. Малая православная община возникает в рамках активного православия.

2. Критериями развития малой православной общины являются, во-первых, изменение типов и содержания ситуаций взаимодействия (встреч и поездок); во-вторых, изменение организационно-ролевой и коммуникативной структуры общины; в-третьих, изменение степени участия членов общины в её жизни; в-четвёртых, изменение финансовых основ жизни общины; в-пятых, увеличение компетентности членов общины в основной сфере деятельности; и в-шестых, увеличение воздействия общины на личность.

3. Особенностями стратегии кейс стади являются, во-первых, присутствие исследователя в общине до начала исследования. Во-вторых, проведение сбора данных в несколько этапов. В-третьих, использованием триангуляции источников данных и триангуляции методов. В-четвёртых, выделение при анализе данных двух типов источников: текстового документа и табличного документа, каждый из которых анализируется определённым способом. Текстовой документ анализируется через деление на смысловые и качественные блоки. Процесс происходит в два этапа: во-первых, выделяется сам факт существования документа, во-вторых, определяется каким образом его содержание отражает жизнь общины. Табличный документ анализируется также в два этапа, во-первых, подсчитываются количественные данные (длительность встреч, количество членов общины на каждой встрече и т.п.), а, во-вторых, определяется, что это означает для общины (например, длительность встречи определяет её важность для общины, или её напряжённость и т.п.).

4. Основными формами жизни малой православной общины в современной России являются встречи по поводу чтения Писания, общей молитвы и решения внутриобщинных проблем, а также общие поездки. Влияние на жизнь индивида община оказывает через вовлечение в общинную жизнь учёбы, быта, посещения храма, грустных, иногда трагичных, и радостных событий жизни её членов. Через своё участие в этих сферах община формирует нормы поведения в этих ситуациях, следование которым она контролирует.

5. Малая православная община в условиях современной России проходит следующие этапы развития. На первом этапе - этапе номинализации - община, которая ещё находится в стадии группы, получает название, то есть номинально выделяется из среды.

На этапе "коалиций" формируются первоначальные межличностные связи, основанные на симпатиях' и антипатиях, не связанные с общей сферой деятельности и общими ценностями.

На этапе объединения группы изнутри неё возникает импульс к объединению. Часть группы начинает общаться по поводу общей деятельности и общих целей. Появляются новые формы взаимодействия внутри группы. Начинается включение некоторых сфер личной жизни в общую жизнь группы, и формирование нормативных основ жизни группы.

На этапе формирования общины возникает активная включённость в дела группы практически всех её членов, появляется общая ценностно-нормативная основа её существования. Продолжают появляться новые формы взаимодействия в группе. Группа начинает первые, робкие попытки выхода из себя и вхождения в братство.

Теоретическая и методическая значимость исследования заключается в том, что в его результате были выявлены религиозные слои, существующие в современном российском обществе, и выделен слой, в рамках которого в основном возникают малые православные общины. Обоснованы этапы и критерии развития малой православной общины. Разработана стратегия кейс стади для изучения малой православной общины. Показано, что малая православная община начинает путь своего развития от состояния группы и завершает его в состоянии общины, проходя в своём развитие пять этапов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты помогают обществу более осознанно взаимодействовать с малыми православными общинами. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ по взаимодействию с религиозными организациями. Также результаты могут быть использованы в практической деятельности по работе с молодёжью. Результаты исследования могут помочь членам малых православных общины более осознанно организовывать свою жизнедеятельность, улучшать качество общения и взаимодействия внутри общин.

Практическая значимость данного исследования также состоит в том, что оно проливает свет на скрытые от глаз стороннего наблюдателя элементы деятельности православной общины, открывает миру повседневную жизнь членов таких общин и тем самым способствует исчезновению мифов о деятельности православных общин, а также улучшению понимания между теми людьми, кто далек от церковных норм и традиций, и теми, кто является членами православной общины.

Апробация результатов исследования.

Теоретические положения, методологические подходы и практические результаты диссертационной работы изложены в сборниках научных конференций "Ломоносовские чтения" (2000 и 2001 гг.), в депонированной в ИНИОН РАН статье, в сборнике социологических эссе "Вот она, жизнь!" и в журнале "Вестник МГУ". Серия "Социология и политология".

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на кафедре "Методологии социологических исследований" социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стратегия кейс стади в исследовании малой православной общины"

Результаты исследования могут помочь членам малых православных общины более осознанно организовывать свою жизнедеятельность, улучшать качество общения и взаимодействия внутри общин. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ по взаимодействию с религиозными организациями. Также результаты могут быть использованы в практической деятельности по работе с молодёжью.

Предложенные теоретические подходы и методика изучения малой православной общины позволяют подготовить спецкурс по изучению религиозных сообществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ сфер применения и способов использования стратегии кейс стади в исследовании развития малой православной общины и выявление особенностей этого процесса в условия современной России позволяет сделать следующие выводы.

В основе исследования малой православной общины лежит теория развития малой группы, основанная на использовании двух основных сфер её жизнедеятельности - инструментальной (связанной с выполнением общей задачи) и эмоциональной (связанной с межличностным общением).

Малой православной общиной является группа православных христиан численностью от 8 до 20 человек, регулярно взаимодействующих друг с другом не только в религиозной, но и во всех основных сферах жизнедеятельности.

Особенностью православной общины как малой группы является, во-первых, специфика членства, то есть членом такой малой группы может быть только реально практикующий1 православный христианин. Во-вторых, у такого рода групп есть особенности взаимодействия: оно строится вокруг изучения Священного писания, совместной молитвы и общения. В-третьих, непосредственное межличностное взаимодействие каждого члена общины с каждым. В-четвёртых, специфика возникновения общины одновременно как формальной и неформальной группа.

Религиозными слоями внутри православия в современной России являются национально ориентированное православие, бытовое православие, индивидуальное православие, активное православие, индивидуализированная религиозность. Критериями выделения этих слоёв выступают: степень упорядоченности и развитости самой религиозной системы, а также отношение к природно-социальному и священному миру, которое она "закладывает" в своих последователях. Только один из этих

1 Реально практикующий - это православный христианин регулярно, не реже раза в месяц посещающий богослужения и участвующий в таинствах Покаяния (исповеди) и Евхаристии (литургии), соблюдающий посты и другие установления православной церкви. слоев - активное христианство - порождает малые общины, так как только он предполагает активное взаимодействие с социальной средой именно в рамках религиозных целей, то есть для изменения и спасения этой среды.

Основой построения стратегии кейс стади для исследования малой православной общины является формулировка исследовательского вопроса, проведение теоретической разработки темы, определение способов взаимодействия с объектом исследования. Далее, установление полноценного взаимодействия с объектом исследования, проведение пробного сбора данных, анализ полученной информации по типам источников и по смысловым блокам и изложение случая "как он есть", то есть с использованием не только аналитического, но и этнографического материала.

Особенностями авторской стратегии кейс стади являются присутствие исследователя в общине до начала исследования, проведение сбора данных в несколько этапов. На первом этапе исследователь погружается в исследовательское поле, пробует различные методы. Основой сбора данных на этом этапе является включённое мало структурированное наблюдение. На втором этапе основные методы закрепляются, начинается анализ полученных данных, и идёт поиск новых методов. Основными методами являются письменные документы, структурированное включённое наблюдение, аудиозаписи данных наблюдения. На третьем этапе окончательно оформляется система методов сбора информации, используется интервью. При анализе данных выделяются два типа данных: текстовый документ и табличный документ, каждый их которых анализируется различными способами.

Этапами развития малой православной общины являются: этап номинализации, этап "коалиций", этап объединения группы, этап формирования общины и этап развития общины.

Этап номинализации - создание группы. Этап "коалиций"-существование группы в раздробленном виде. Этап объединения группы -начало объединения группы. Формирование общины - начало формирование сплочённой группы. Развитие общины - создание и развитие общины.

Развитие малой общины происходит по нескольким направлениям.

Во-первых, изменяются встречи: добавляются новые типы встреч, изменяются содержание и формы проведения в "старых" типах встреч, встречи открываются для гостей. Таким образом, изменяются способы взаимодействия в общине.

Во-вторых, изменяются поездки: сначала их организовывают для группы, потом группа начинает самостоятельно их организовывать (для себя), и, наконец, войдя в братство, группа помогает ему в их организации (для других). Такие изменения связаны с развитием взаимоотношений со внешней средой.

В-третьих, внутренняя организационно-ролевая и коммуникативная структуры меняются: от слабовыраженной, фактически состоящей из одного старосты и помощника к широко разветвлённой, включающей главу, двух помощников, двух "заботников" и трёх "звонарей".

В-четвёртых, изменяется вопрос с членством и присутствием на встречах: от нерегулярного посещения, до почти обязательного присутствия на каждой встрече, или хотя бы извещения общины о причине своего отсутствия.

В-пятых, изменяются финансовые основы жизни группы: от нерегулярных добровольных пожертвований в общую казну через регулярные минимальные выплаты к постоянным отчислениям десятой части доходов.

В шестых, изменяется и продолжает меняться компетентность членов группы в основной сфере деятельности: знание богослужения, догматов и учения православной церкви, приобретение навыка поведения в соответствии с требованиями христианства.

В седьмых, усиливается воздействие на личность через вовлечения всё больших сфер жизни в общую жизнь общины, следовательно, создание общих норм поведения в этих сферах и контроль за выполнением этих норм.

В современной России малая православная община образуется на основе общего пути её членов к Богу в процессе научения христианской вере и жизни. В процессе развития общины её члены усваивают общие нормы и ценности, учатся взаимодействовать, решать проблемы и конфликты. Усвоенные нормы и ценности изменяют не только ту часть жизни, которую члены общины проводят вместе, но всю их жизнь.

В дальнейшем необходимо изучение достаточно большого числа общин такого типа для выяснения более полной картины их влияния как на общественную жизнь, так и на личную жизнь индивидов, включённых в них.

Для исследования последствий влияния малых православных общин на своё непосредственное социальное окружение, необходимо исследовать не только общины, но и ближайшее окружения членов этих общин.

Важно разработать общую стратегию кейс стади для изучения малых религиозных общин различных религий, что, в содержательном плане, даст возможность выявить их специфику, а также их влияние на входящих в них людей.

Практической значимостью данного исследования является выявление целей, норм членов малых православных общин в условиях современной России. Было выяснено, что на этапе развития общины происходит включение различных сфер жизни каждого члена общины в её общую жизнь. С помощью этого происходит влияние общины на поведение входящих в неё индивидов, что позволит оценить воздействие таких общин на жизнь общества. Разработанная типология религиозных слоёв проясняет религиозную ситуацию в современной России.

Кроме того, практическая значимость данного исследования также состоит в том, что оно проливает свет на скрытые от глаз стороннего наблюдателя элементы деятельности православной общины, открывает миру повседневную жизнь членов таких общин и тем самым способствует исчезновению мифов о деятельности православных общин, а также улучшению понимания между теми людьми, кто далек от церковных норм и традиций, и теми, кто является членами православной общины.

 

Список научной литературыАлиева, Анна Борисовна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида: дис. канд. философских наук. М., МГУ, 2001.- 141с.

2. Алексеев А.Н. Драматическая социология. Спб.-М.: Институт социологии РАН, 1997. 657с.

3. Андреева Г., Богомолова Н., Петровская Л. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978 272с.

4. Андреева Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии,- 1970. №7,- С. 14-23.

5. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. №6 - С.26-38

6. Антопольскя Т.А. Социально психологические факторы детерминации генезиса малой группы: Автореферат дис. канд. психологич. наук. М., 1995,- 20с.

7. Аристов Н. Устройство раскольничих общин // Библиотека для чтения. -1863. №7,- стр. 1-32

8. Архимандрит Сергий (Савельев) Далекий путь: история одной христианской общины. М., Даниловский благовестник, 1998. - 276с.

9. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. -1994. №2. С.28-42.

10. Ю.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. - 896с.11 .Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320с.

11. Беляев Б.В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологическое изучение // Психология. 1929. т.2 вып.2 - С. 174-214, 1930. т.З вып.З - С. 336-374 и вып.4 - С.488-549.

12. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зápyбeжнaя социальная психология: Тексты-М.: МГУ, 1984-256с.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания-М.: Academia Центр «МЕДИУМ»., 1995- 323с.

14. Бернштам A.M. Социально психологические критерии малой группы и измерение этапов её развития: Автореферат дис.канд.психологич. наук: Ленинград, 1982-21с.

15. Бехтерев В.А., Ланге М.В. Влияние коллектива на личность // Педология и воспитание. М.: ГЛАВНАУКА, 1928. - С.52-58

16. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология Петроград: Колос, 1921-432с.

17. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 199с.

18. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения-Спб.: Социально-психологический центр, 1996-379с.

19. Бонхоффер Д. Жить вместе М.: Триада, 2000 - 112с.

20. Бохорова С.А. Религиозная община и личность верующего: Дис. Канд.философ. наук. Москва, 1973 133с.

21. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке-Москва: Наука, 1983,-232с.

22. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгакове.Н. Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1993 - т.2 - С.348-362

23. Булгаков С.Н. Православие и хозяйственная жизнь // прот. Сергий Булгаков Православие: очерки учения о православной церкви. -М.: Терра, 1991 -С.345-370

24. Ванье Ж. Община место прощения и праздника - Новосибирск: ЦЭРИС, 2000.- 222с.

25. Вачеишвили А.Ш. Методические вопросы исследования малых социальных групп-Тбилиси: Мецниереба, 1978 176с.

26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения-М.: Прогресс, 1990-804с.

27. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 - С.78-308

28. Виноходова А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Дис. канд. психолог, наук. Москва, 1998-245с.

29. Волков И.П. Межличностный контакт как основа группообразования // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения-Краснодар: Издательство Кубанского гос. Ун-та, 1978. кн. 2 С. 29-35

30. Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: опыт экспериментального и прикладного исследования контактной группы: Автореф. диссер.докт.психолог.наук.Ленинград, 1978-31 с.

31. Гараджа В.И. Социология религии-М.: Аспект Пресс, 1996- 236с.

32. Голоса крестьян: Сельская Россия 20 века в крестьянских мемуарах. М.: Аспект Пресс, 1996.-413с.

33. Десев Л. Психология малых групп-М.: Прогресс, 1979-208с. ЗЗ.Добрякова М.С. Исследование локальных сообществ в социологическойтрадиции // Социс,- 1999. №7. С. 125-133

34. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности-М.: МГУ, 1979 128с.

35. Донцов А.И. Психология коллектива-М.: МГУ, 1984-208с.

36. Ионин Л.Г. Понимающая социология-М.: Наука, 1979-207с.

37. Каргина И.Г. Динамика развития христианских конфессий // Социс. -1998. №6,-С.111-118

38. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология: Тексты-М.: МГУ, 1984. С. 197-203

39. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984. С.61-81

40. Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах: Дис. канд. психологических наук. Кострома, 1979-169с.

41. Кирпичник А.Г. и др. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.- 144с.

42. Киселёва И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал 1994. №3. С. 110-116.

43. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М.: Высшая школа, 1986 101с.

44. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. - 384с.

45. Козина И.М. Особенности применения стратегии «исследования случая» при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. том 5-6. - С.28-48

46. Козина И.М. Теоретические и методические проблемы case study как стратегии социологического исследования (на примере изучения производственных отношений на промышленных предприятиях): Москва, 1996.- 176с.

47. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: РАН ИФ, 1996-216с.

48. Козлова H.H., Сандомирская И.И. Я так хочу назвать кино. "Наивное письмо": опыт лингво-социологического чтения. М.: Русское феноменологическое общество, Гнозис, 1996. -256с.

49. Коллектив и личность.-М.: Наука, 1975-264с.

50. Коломинский Я.Я. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: БГУ им. В.И.Ленина, 1976. 349с.

51. Кошкин O.A. "Теш Р. Качественное исследование: типы анализа и программное обеспечение" // Социологический журнал. -1994. №1. -с. 192-194

52. Кравченко С. А., Мнацканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М.: Анкил, 1998 - 508с.

53. Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы М.: МГУ, 1991,- 207с.

54. Кричевский Р.Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии//Вопросы психологии 1979. №5.-С. 161-169

55. Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малой группы в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. 1973. №3.- С. 174-184

56. Кричевский Р. Л., Маржине A.B. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: Штиинца, 1991,- 127с.

57. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социс. 1992. №8. - С.72-77

58. Лёв Ж. Будьте моими учениками. Спб.: Издательство св.Петра, 2002. -272с.

59. Левин К. Теория поля в социальных науках. Спб.: Речь, 2000. - 364 с.

60. Лобье Патрик де Социология религиозного феномена- М.: РГГУ, 2000. -45с.

61. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. -М.: МГУ, 1994,- 120с.

62. Макаренко A.C. Общие вопросы теории педагогики. // Собрание сочинений в 7-ми тт. М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1958.-Т.5. - 560с.

63. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998-208с.

64. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология:4М-1995. том 5-6-С.5-15

65. Мащенко С.Т. Особенности внутриобщинных отношений Евангельских христиан-баптистов: Автореферат канд.философ. наук Москва, 1971. -23с.

66. Медведко C.B. Материалы социологических опросов общественного мнения, проведённых центром "Религия в современном обществе" РНИСи НП в 1997-1998ГГ // Религия и общество. М.: РАН ИНИОН, 1999. -С.86- 100

67. Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 1981.- 294с.

68. Миллз Т. Социология малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы-М.: Прогресс, 1972-С.82-92

69. Миряне в церкви. Материалы международной богословской конференции. -М.: Изд-во МВПХШ, 1999.-224с.

70. Митрохин JI.H. Человек в баптистской общине // Вопросы философии. -1968. №8. С.42-52

71. Морено Дж. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академ. Проект, 2001. - 383с.

72. Москаленко А.Т., Чечулин A.A. Микросреда верующего и атеистическое воспитание. Новосибирск: Наука, 1979 - 222с.

73. Мосс М. Социальные функции священного -Спб.: Евравзия, 2000-444с.

74. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи // Социс- 1998. №6,-С. 107-110

75. Ньюком Т. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социальное подходов.// Современная зарубежная социальная психология: Тексты.-М.: МГУ, 1984-С. 16-31

76. Ныоман JI. «Анализ качественных данных.» // Социс 1998. №12 - С. 101114

77. Ныоман JI. Значение методологии: 3 основных подхода // Социс.- 1998. №3.- С. 122-134

78. Ныоман Л. Неопросные методы исследования // Социс- 1998. №6-С.119-129

79. Община в православии. Сборник материалов ежегодной встречи Перображенского братства. М.: Изд-во МВПХШ, 1994.-156с.85.0рбели P.A. Христианская социология // Социс- 1991.№12. С.95-116, 1992. №4 - С. 106-121, 1993. №1,- С.139-147

80. Парсонс Т. Система современных сообществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.

81. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М.: Мысль, 1971.- 217с.

82. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: МГУ, 1982 168с.

83. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.:МГУ, 1989. - 216с.

84. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-256с.

85. Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1974- 209с.

86. Пивоваров В.Г. Опыт монографического исследования религиозной группы прихожан в системе церковного прихода: дисс. канд. философск. наук. Москва, 1968.- 183с.

87. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1976 - 184с.

88. Пивоваров В.Г. Структура религиозной общины. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1970-79с.

89. Портянкип Б.А. Размышления о микро- и макросоциологии. // Социс — 1992. №1,-С. 116-118

90. Приход в православной церкви. Материалы международной богословской конференции. М.: Изд-во МВПХШ, 2000. - 256с.

91. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. В 2-х частях.-М.: Наука, 1994-ч.1 -299с., ч.2-299с.

92. Религия и община в Древнем Риме. М.: РАН Институт всеобщей истории, 1994.-214с.

93. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия- М.-Киев: Рефл-бук, Ваклер,1997 318с.

94. Рудестам К. Групповая психотерапия. Спб.: Питер, 1998 - 376с.

95. Священник Г.Кочетков Приход, община, братство, церковь. // Православная община. 1992. №3. - С.28-43

96. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию-М.: Добросвет, 1998-290с.

97. Современная западная социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984,- 256с.

98. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования.// под ред. Е.Кузьмина и др. JL: Изд-во ЛГУ, 1979 - 288с.

99. Социально-психологические проблемы науки. М.:Наука, 1973- 252с.

100. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. М.: РАН ИНИОН, 1994.-271с.

101. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России Спб.- М.: Летний сад, 2000. - 247 с.

102. Степун Ф.А. Социологическая объективность и христианская экзистенция // Социологический журнал. 1995. № 4-С. 102-114

103. Судьбы людей: Россия. 20 в. Биографии семей как объект социологического исследования. Москва, РАН ИС, 1996 - 428с.

104. Уманский Л. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность,-М.: Наука, 1975-С. 77-87

105. Уманский Л. Психология организаторской деятельности школьников-М.: Просвещение, 1980 160с.

106. Уманский Л., Лутошкин А. Психология и педагогика работы комсорга. -М.: Молодая гвардия, 1984-208с.

107. Фатхуллин Н.С. "Общая теория малых социальных групп и особенности группообразования в современном социалистическом обществе". Автореф. дис. докт. философ. Наук Москва, 1991.- 33с.

108. Харрис Дж. "Преодоление этнографии: или о том, как справляться с изоляцией, насилием и злостью. // The Qualitative Report. 1997. -Vol. 3, Number 1 ( пер. с англ. Киблицкой М.)

109. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. -М.: МГУ, 1984 С.82-91

110. Хрестоматия по социология религии / сост. Гараджа В.И.- М.: Аспект Пресс, 1996.-774с.

111. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения М.: Класс, 1999.-258с.

112. Чечулин A.A. Малые группы в культовых сообществах и их влияние на духовный мир верующих: автореферат дис.канд.философ.наук Москва, 1976,-24с.

113. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Институт психологии РАН, 1999-446с.

114. Щедровицкий Г.П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах. Курс лекций. М.: Путь, 1999 - 352с.

115. Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969,-237с.

116. ЯблоковИ.Н. Религиоведение.-М.: Гардарика, 1998-535с.

117. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998-596с.

118. Group Dynamics: Reserch and Theory. New-York, 1968.- 590p.

119. How to Write a Case Stady. By Charls Warner, http://www.missouri.edu/ ~jourcw.howwrite.html

120. Wuthnow Robert Religion, Community, and the Small-Group Movement.// The Meaning of Sociology: A Reader. Ed. By Joel M. Sharon. Prentice Hall, 1999.-P.315-325

121. A Case for the Case Study. Ed. by Feagin R.Joe, Orum M. Anthony, Sjoberg Gigeon. The University of North Carolina Press, Chapel Hill and London, 1991. -300p.

122. Kozler J.Steven The Renewal of Community in Parish Life: Towards an Ecclesiology of Communion. Crestwood, New York, 1998. - 72p.

123. Golembiewski, Robert T. The Small group: An Anallysis of Research Concepts and operations. Chicago, 1962 XII, 303p.

124. Lacoursiere Roy B. The Life Cycle of groups: Group Development Stage Theory.- New York, 1980. -317p.

125. Small Groups: Stadies in Soucial interaction New-York: Knopf,1968-XVI, 706p.

126. Wilson Stephen Informal groups. An Introduction-New Jersey Englewood Cliffs, 1978,-XIII, 305p.

127. Yin Robert K. Case Study Research. Design and methods. // Applied Social Research Methods Series. Vol. 5. SAGE Publications, London, 1994 - 162p.