автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Структура концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира и способы его объективации

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Командакова, Мария Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Диссертация по филологии на тему 'Структура концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира и способы его объективации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Структура концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира и способы его объективации"

6

На правах рукописи

Командакоиа Мария Сергеевна

Структура концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира и способы его

объективации

специальность 10.02.04 - германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ю иг; ¿oil

Барнаул-2012

005042540

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Научный руководитель:

Научный консультант:

официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук

профессор Пименов Евгений Александрович

доктор филологических наук

профессор Пименова Марина Владимировна

доктор филологических наук, профессор Карасик Владимир Ильич, заведующий кафедрой английской филологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

кандидат филологических наук, Кожанов Дмитрий Алексеевич, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия:

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственные лингвистический университет»

Защита состоится мая 2012 года в час. на заседал!

диссертационного совета ДМ 212.011.02 в Алтайской государственнс педагогической академии по адресу: 656031 г. Барнаул, ул. Крупской, 108, ау 103.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайск* государственной педагогической академии по адресу: г. Барнаул, у Молодежная, 55.

Автореферат разослан*^? апреля 2012 года Ученый секретарь /Ц-^к-

диссертационного совета' 1 Колесов Игорь Юрьевич

Общая характеристика работы

Лингвистика конца XX - начала XXI вв. развивается под знаком когнитивизма. Именно в когнитивной лингвистике ученые видят новый этап изучения сложных отношений языка и мышления. В центре внимания представителей данного направления находится «деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в мире, его практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире» (Телия 1988).

Язык выступает основным объектом лингвокогнитивного анализа, а цели исследования в разных конкретных направлениях (школах) когнитивной лингвистики могут различаться - от углубленного изучения языка с помощью когнитивного категориально-терминологического аппарата до выявления основных признаков и воссоздания структуры отдельных концептов как единиц национального сознания.

Реферируемая диссертация посвящена изучению концепта IMAGINATION, объективированного в англоязычной картине мира.

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения способов выражения концептов в языке. Исследования начала XXI века характеризуются возрастающим вниманием к концептам, неизбежно затрагивающим вопросы, касающиеся ментальных способностей человека. Появившиеся в последнее время работы по исследованию отдельных концептов, значимых для определенной культуры, вносят большой вклад в понимание ментальности народа - носителя языка. Концепт IMAGINATION является мало исследованным, поэтому представлятся целесообразным рассмотреть характеристику данного концепта в конкретной этнокультуре. Кроме того, актуальность диссертационного сочинения обусловлена особым интересом современных исследователей к проблеме отражения и способов вербализации концептов внутреннего мира человека, к которым относится IMAGINATION (воображение), в языке. Изучение концепта в рамках когнитивной лингвистики позволяет объяснить специфику освое1шя мира посредством естественных языков.

Объектом данного исследования являются языковые способы и средства объективации концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира.

Предметом исследования является структура концепта IMAGINATION.

Цель исследования - реконструировать структуру концепта IMAGINATION, выявить и описать когнитивные признаки, входящие в эту структуру. Для решения поставленной цели определяется спектр задач:

1) определить мотивирующие признаки концепта IMAGINATION;

2) описать понятийные признаки концепта IMAGINATION;

3) выявить группу образных признаков, входящих в структуру концепта IMAGINATION, дифференцировать, описать и проанализировать их частотность;

4) охарактеризовать основные концептуальные метафоры, с помощью которых выражаются образные признаки данного концепта в языке;

5) отметить категориальные признаки концепта IMAGINATIC (имущественные, оценочные и ценностные, темпоральные, призна] «внутреннего пространства», квантитативные признаки);

6) воссоздать структуру IMAGINATION с указании частотности входящих нее признаков.

Материалом исследования послужилиязыковые выражения, содержащ: языковой репрезентант концепта IMAGINATION (6863 единиц) актуализирующие тот или иной признак анализируемого концепта. Матери; собран методом электронной выборки из произведений английских, ирландских шотландских классиков художественной литературы XVIII - XIX вв., а также ; различных авторитетных словарей английского языка (в том числе электронных^

В качестве дополнительных источников использовались данные толковых этимологических словарей, в том числе взятых из электронных изданий (с Список использованных словарей и справочной литературы).

Научная новизна исследования определяется обращением к одному i значимых составляющих концептосферы внутреннего мира человека - концеп' IMAGINATION. Комплексный анализ концепта IMAGINATION в английскс языке позволил определить, сгруппировать и систематизировать его признак Концепт IMAGINATION проанализирован с точки зрения его репрезентации художественных текстах, что позволило представить особенности е актуализации в национальной картине мира.

Теоретическую базу исследования составляют следующие положен» доказанные в научной литературе:

Национальная концептуальная картина мира, языковое сознание коммуникативное поведение людей отражают этноспецифические общечеловеческие характеристики, которые можно определить при помоп методов лингвокультурологического и концептуального анализа, которые i своей природе являются сопоставительными (Н.Д. Арутюнова, Л. Вайсгербер,. Вежбицкая, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Н.И. Красавский, Е-Кубрякова, Дж. Лакофф и М. Джонсон, М.В. Пименова, З.Д. Попова и И. Стернин, Э. Сепир, Ю.С. Степанов, Б. Уорф).

Основной единицей лингвокультурологического моделирования концептуального исследования национального менталитета является культурнь концепт - многомерное образование, которое может находить языков выражение (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, H.A. Красавский, В.А. Маслова, Е. Пименов, М.В. Пименова, А.Н. Приходько, Г.Г. Слышкин, А.П. Чудинов).

Языковая личность проявляет себя как в системе культурных концептов, т и в авторской концептуальной картине мира, большая часть которой совпадает национальной концептуальной картиной мира, определенные характеристи; последней имеют диагностическую значимость для определения особенност национального характера (В.Г. Верещагин, Е.М. Костомаров, Г.Г. Слышкин, В. Телия, С.Г. Тер-Минасова, Е.В. Урысон).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в рабо использовались следующие методы: приемы этимологического анали:

необходимые для определения мотивирующих признаков слова - репрезентанта концепта; метод концептуального анализа, заключающийся в выявлении признаков, формирующих структуру концепта, их классификации и интерпретации. Кроме того, концептуальный анализ подкрепляется приемом количественного подсчета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепт IMAGINATION имеет сложную структуру, состоящую из различных групп концептуальных признаков: мотивирующих, понятийных, разнообразных подгрупп образных признаков, категориальной группы признаков, которые отображают прототипические способы описания фрагментов внутреннего мира и отражают культурные особенности английской языковой картины мира.

2. Концепт IMAGINATION относится к числу абстрактных концептов, что определяет специфику его содержания — особую значимость образной группы признаков. В структуру концепта IMAGINATION входят следующие группы образных признаков: антропоморфные, собственно витальные, биоморфные. Преобладание антропоморфных и собственно витальных признаков свидетельствует об осмысление IMAGINATION как живого существа и, в первую очередь, как человека.

3. Менее частотными, но не менее важными среди признаков, являются признаки неживой природы: вещественные, признаки стихий и предметные признаки, что свидетельствует о связи абстрактного концепта IMAGINATION с предметным миром.

4. В связи с поздним появление концепта IMAGINATION в английской языковой картине мира, в его структуре не все группы признаков развиты. Группа символических признаков в структуре исследуемого концепта отсутствует.

5. Мотивирующие признаки не исчезли во времени, они актуальны и для современного языкого сознания. Эти признаки трансформировались в образные, понятийные и категориальные.

Теоретическая значимость исследовании заключается в определении специфики структурной организации концепта IMAGINATION, выявлении роли языковых средств его репрезентации. Результаты исследования могут быть использованы для решения таких проблем, как соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания. Кроме того, данная работа вносит определенный вклад в исследование языковой картины мира носителей английского языка. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют наметить перспективы дальнейшего рассмотрения вопросов, связанных с объективацией концептов внутреннего мира в английском языке.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выработанные теоретические положения, содержащийся в ней языковой материал могут быть использованы в лекционных курсах по общему языкознанию, лексикологии английского языка, а также в практике преподавания английского языка, в спецкурсах, посвященных языковой картине мира,

проблемам английской ментальности и концептуальным исследованиям, i научно-исследовательской работе аспирантов и студентов, а также npi составлении словарей концептов.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в 7 публикация: и докладах на 3 Международных научных научно-практических конференция: (Пенза, 2006; Томск, 2009; Кемерово, 2009; Чита 2012), а также на заседанга кафедры немецкой филологии (2009) и кафедре общего языкознания и славянски: языков Кемеровского государственного университета (2012).

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работ состоит из Введения, где описываются объект и предмет исследования, материа исследования, актуальность и научная новизна работы, ставится цель i определяются задачи исследования, обозначается теоретическая и практическа значимость работы, определяются положения, выносимые на защиту, 3 raai списка использованной литературы, списка словарей. В работе представлено 2 таблиц, в которых отражены количественные данные проведенного исследованш В диссертации имеется приложение, где приводится выявленная структур концепта IMAGINATION и обобщаются количественные данные о частотност тех или иных групп и подгрупп выделенных признаков описываемого концепта.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В последнее время большую роль в науке приобретает когнитивное научно направление. В.З. Демьяпков предлагает определение этому актуальном научному направлению: когнитивизм - «это взгляд, согласно которому челове должен изучаться как система переработки информации, а поведение человек должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека (Демьянков 1994). Под когнитивной лингвистикой, вслед за З.Д. Поповой и И J Стерниным, понимается лингвистическое направление, «изучающее концепты ка единицы сознания человека с помощью лингвистических методов, т.е. чере языковые средства объективации концептов» (Попова, Стернин 2003).

В настоящее время когнитивная лингвистика, по мнению многи когнитологов, сосредоточила свое внимание на решение таких основных проб л ел как: 1. Структуры представления различных типов знаний, объективированных языковых знаках, и механизм извлечения из знаков знаний, т.е. правил интерпретации. 2. Способы концептуальной организации знаний в процесса понимания и построения языковых сообщений. 3. Соотношение языковых знаке и культурных реалий, в них отраженных (Пименова 2006).

В работе рассматриваются «языковая и концептуальная картины мира: рассматривается история возникновения и различные подходы к определени терминов картина мира, языковая картина мира, а также соотношет концептуальной и языковой картин мира. В современной лингвистике пс языковой картиной мира традиционно понимается «совокупность знаний о мир которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новы знаний» (Пименова 1999).

Толкование термина «концепт» в современной лингвистике вариативно. В диссертационной работе, вслед за М.В. Пименовой, под концептом понимается «совокупность признаков, представляющих в языковых знаках фрагмент мира или часть такого фрагмента» (Пименова 2003). Структура концепта - «это совокупность обобщенных признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента картины мира». Реконструкция структуры концепта «осуществляется путем наиболее полного выявления возможных признаков, которые могут быть объединены по общей для них видовой или родовой ассоциативной характеристике» (Пименова 2004).

В исследовании затрагивается проблема соотношение термина концепт с терминами понятие и значение. Проблема их разграничения до сих пор не решена в современной отечественной лингвистике. Анализ показывает, что возникновение термина «концепт» не вытеснило термин «понятие». Выделены следующие позиции по вопросу о соотношении данных терминов:

- эти термины имеют сходное значение, являются взаимозаменяемыми и могут употребляться как синонимы (С.А. Лскольдов, Н.Д. Арутюнова, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов и др.);

- это разные и самостоятельно функционирующие термины (В.З. Демьянков, В.В. Колесов, Е.А. Пименов, В.Н, Телия, В.И. Теркулов и др.).

Особое внимание уделяется роли метафоры в объективации абстрактных концептов, к которым относятся исследуемый концепт внутреннего мира человека IMAGINATION, так как она представляет базовый когнитивный процесс категоризации.

В данной работе используется комплексная методика концептуального анализа, разработанная Кемеровской школой концептуальных исследований пд руководством проф. М.В. Пименовой (см. работы: М.А. Агиенко, А.Г. Богдановой, O.A. Гришиной, Е.Е. Демидовой, О.Н. Кондратьевой, A.A. Куданкиной, Т.С. Мешковой, Е.А. Мошиной, О.Г. Орловой, Е.А. Пименова, М.В. Пименовой, Н.М. Сергеевой, С.А. Сергеева, Н.П. Сидоровой). Согласно данной методике исследование проходит в несколько этапов.

На первом этапе проводится анализ словарных дефиниций субстантива imagination в англоязычных толковых словарях в историческом аспекте, которые отражают сам механизм формирования концепта, служат основой для его дальнейшего развития. Были выявлены следующие мотивирующие признаки концепта IMAGINATION и частотность их актуализации в собранном материале исследования: «faculty» (48,7% от общего количества примеров, с мотивирующими признаками), «image» (27,7%), «power» (23%). Данные мотивирующие признаки не исчезли. Они перешли в активный запас современных носителей языка, где поныне функционируют в виде образных, понятийных и категориальных признаков. Исследование структуры концепта IMAGINATION происходит в несколько этапов. Выявление образных признаков -следующий важный этап исследования. Переосмысление лексемы imagination потребовал изучение концептуальных метафор.

Проведенный анализ языкового материала и его классификация позволил увидеть, каким образом распределены признаки в структуре концеш IMAGINATION. Лексическая сочетаемость репрезентанта концепта — слое imagination, показала, что английский концепт IMAGINATION имеет в свое структуре разноаспектные образные признаки. В собранном материаг исследуемый концепт частотно актуализируется признаками деятельного лиц Среди образных признаков были отмечены подгруппы витальных, соматически: ментальных, эмоциональных, социальных признаков, признаков характер этических, интерперсональных, национальных и признаков занятий.

Выделенные витальные признаки позволяют говорить о высокой значимое! сферы «живое существо» в описании внутреннего мира человека, чт осуществляется посредством когнитивных моделей, свойственных для описаш человека или другого живого существа. Среди витальных отмечены ка физические признаки («сила», «крепость»), так и физиологические («питание: «сон», «смерть», «движение») и перцептивные («слух», «зрение») признак] Наиболее существенными в этой группе являются признаки «возраст» (24,% «болезненное состояние» (18,4%), «движение» (16%). Совокупность витальны признаков позволяет определить концептуальную метафору «IMAGINATION кг живое существо».

Эмоциональные признаки, выявленные на основе анализа фактическог материала, представляют собой спектр как положительных, так и негативны эмоций. Необходимо отметить, что структура исследуемого ментально! концепта включает достаточно большое количество эмоциональных признако Анализ признаков концепта показал, что концепт IMAGINATION характеризуется эмоциональными признаками, которые представляют различнь виды эмоций: отрицательные («тревогу» 13,1%, «страх» 9,6%), положительнь («удовольствие» 11,2%, «веселье» 11,2%) и нейтральные эмоциональнь состояния («волнение/ возбуждение» 18,1%, «беспокойство» 4,8%).

В английской языковой картине мира концепт IMAGINATIO актуализируется посредством ментальных признаков, которые свойственн только человеку: «представление» (63%), «изобретательность» (12,2%), «наме понимание/осознание» (4,7%). Объективация признаков «представление» (63%) «изобретательность» (12,2%) показывает развитие мотивирующих признаке исследуемого концепта, первично основанных на метонимии: создан! различного рода образов и картинок в воображении.

Преобладание антропоморфных и собственно витальных признаке свидетельствует об осмыслении IMAGINATION как живого существа и, в перву очередь, как человека. IMAGINATION наделяется признаками мыслительно деятельности, движения, эмоций и т.д.

Наиболее развитые по набору признаков парадигмы представляют собс концептуальные метафоры: индивидуальные — IMAGINATION — 4EJIOBE (эмоциональные и ментальные, признаки характера и занятий) и социальные IMAGINATION - ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО (интерперсональны этические, национальные признаки).

У концепта IMAGINATION ментальные признаки обладают наибольшей частотностью, что является свидетельством того, мотивирующие признаки не растворились во времени и не исчезли из сознания носителей языка. Все они, «обрастая» новыми образами, появляющимися в современном мире, продолжают функционировать, меняя свою актуальность и способы вербализации.

Концепт IMAGINATION частотно актуализируется через признак «способность придумывать/изобретательность» (...but it must have been a remarkably ingenious and lively imagination... Dickens. The Pickwick Papers). К ментальным относится признак «представление чего-либо в уме», который актуализируется рядом глаголов: conceive/ visualize/present/ represent imagination (...performance that my imagination can conceive. Stevenson. New Arabian Nights; ...imagination represented to him a crowd of persons... Dickens. The Old Curiosity Shop).

Еще одним частотным ментальным признаком выступает «понимание/ осознание» (...the liveliest imagination can scarcely apprehend its... Dickens. Bleak House; ...they had the imagination to realize it! Butler. Truth before Everything). Этот когнитивный признак может быть выражен через метафору намека (I prefer to give your imagination the cue by simply mentioning that... Stevenson. Wrecker).

Среди других ментальных признаков концепта IMAGINATION выделены следующие: «размышление» (...had helped to turn away his imagination from speculating on what might befall Mr. Casaubon. Eliot. Middlemarch); «предложение» (...her imagination had suggested at first. Austen. Emma); «решение» (...the decisions of my imagination and my judgment... Macdonald. Phantastes), «разум/ разумность» (...the faculty of rational imagination and thought... Borrow. The Romany Rye; ...a thousand horrid phantoms before my distracted imagination... Godwin. A Pastorial Romance from the Ancient British; His confounded imagination had evoked for him all the horrors of panic... Conrad. Lord Jim), «интерес» (...interested their imagination and made them wish to be better acquainted with it. Austen. Sense and Sensibility), «внимание» (The community of goods, which had so agreeably amused the imagination of Plato... Gibbon. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire; «знание» .. .entering the regions so well known to his imagination... Conrad. Lord Jim).

Показательно малое количество примеров с актуализацией признака, указывающего на несколько ограниченные умственные способности - «глупость» (...the most obtuse imagination could have misinterpreted... Aguilar. A Sequel to Home Influence, где obtuse — lacking quickness of perception or intellect (AHSMD); ...Susie's dull imagination... Sinclair. The Three Sisters).

Все образные признаки английского концепта в целом составляют всего 41,8% от общего количества собранного фактического материала. Признаки, живой природы в структуре исследуемого концепта занимают значительное место среди остальных образных признаков (28%). Наиболее частотны у концепта IMAGINATION собственно витальные (7,9%) и ментальные (6,8%) признаки. Обращает на себя внимание тот факт, что эмоциональные признаки также достаточно ярко представлены в структуре ментального концепта и относительно частотны в собранном материале исследования (4,5%).

Малой частотностью отличаются зооморфные (1,3%) и вегетативные (0,2е/ признаки. Воображение - человеческая способность, что отражается и н частотности именно антропоморфных признаков среди других образны концептуальных признаков.

У концепта IMAGINATION 9,4 % от общего количества примеро! приходится на вербализацию признаков неживой природы. Всё в мире, nci природа, существует в виде четырех основных стихий, которые находятся i основании всего мира. Как отмечает М.М. Маковский, понятия, лишенньк вещественности, соотносятся с элементами бытия - огнем, водой, воздухол землей (Маковский 1989). Анализ конструкций с лексемой imagination показал что концепт IMAGINATION в английской языковой картине мира нередке актуализируется посредством признаков стихий. Шестью вариантами признак; «огня», выделенными на основе фактического материала, представлер исследуемый концепт. Эти признаки реализуются в следующих словосочетаниях fire of imagination; to inflame imagination; fiery imagination.

У концепта IMAGINATION признак «огонь» конкретизируется посредства: следующих вариантов: «вспышка» (...this inflamed my imagination... Prest. Vame the Vampire); «разведение костра» (The freedom of Italy has kindled hi imagination... Herford. Robert Browning), «пламя» (...whilst the imagination of hi contemporaries remained on fire with the novelties of dramatic music. Shaw. The Perfe Wagnerite). Мельчайшая частица огня - искра. Концепт IMAGINATIO] актуализируется через признак «искра» (After seeing this it is impossible for any or with a spark of imagination to leave Egypt without going farther a-field. Trollope. Л Unprotected Female at the Pyramids).

Универсальными признаками «огня» в языке являются его внешни физические признаки - «раскаленный», «светящийся», «греющий», исследуемого концепта данные характеристики огня могут выражаться пр помощи признака «раскаленность» (As the influence of the father's glowin imagination of genius waned before the daughter's physical loveliness an enchantment for him... Hardy. The Woodlanders).

Признаки «земли» у концепта IMAGINATION представлень разнообразными дополнительными характеристиками: «плодородие» (16,4%) «возделывание» (12,1%), которые передают основные способы описани: освоенной земли. «Сфера земледелия является одним из древнейших источнико] концептуализации мира. Хорошо знакомый человеку процесс земледелия, особо» отношение к земле как главной ценности, от которой во многом зависи-существование человека» (Демидова 2010).

В процентном соотношении группа признаков неживой природы выгляд! следующим образом: частотно актуализируются предметные признаки (3,3% признаки артефакта (2,8%), признаки стихии (2,2%) и вещественные признак (1,1%). Признаки ландшафта и небесных объектов редко встречаются в собранно материале, в совокупности они занимают 0,7%.

Признаки предметов, стихий и вещества относятся к неживой природ Живую природу представляют признаки растений, животных и люде]

Промежуточное положение между ними занимают теоморфные (божественные) признаки, которые, в свою очередь, реализуются в признаках «поклонения», «бессмертия», «воскресенья», «культа» и пр. В структуры большинства концептов внутреннего мира входят теоморфные признаки, в которых отражаются представления народа о месте Бога, отношение к нему, а также отношение к миру и себе самому.

Таким образом, среди теоморфных признаков наиболее частотным является признак «Бог», который косвенно выражается через признак «сотворение» и реализуется в следующих словосочетаниях: creative imagination; creature of one's imagination; creation of one's imagination. Первая глава Библии говорит, что Бог является Творцом и создателем всего, что окружает и наполняет Землю. Таким образом, концептуальная метафора «IMAGINATION как Бог» актуализируется через теоморфный признак «сотворение» (81,3%). Кроме того, у исследуемого концепта отмечены признаки «божественность» (9,9,4%), «благословение» (3,9%) и «священная сила» (3,6%).

Актуализация соотвествующихх признаков показывает, что наиболее частотными когнитивными моделями в описании концепта IMAGINATION являются:

1. «Воображение как живое существо»: «воображение как человек (ребенок, художник, пленник, няня, поэт, путешественник, шутник)»; «воображение как животное (лошадь)»; «воображение как птица».

2. «Воображение как Бог (сотворение)».

3. «Воображение как растение»: «воображение как цветок»; «воображение как зерно»; «воображение как плод (спелый)».

4. «Воображение как предмет»: «воображение как механизм»; «воображение как сосуд»; «воображение как дом (строение, сооружение)»; «воображение как опора»; «воображение как одежда».

5. «Воображение как стихия»: «воображение как огонь (пламя, жар, искра)»; «воображение как вода (капля)»; «воображение как земля (плодородная, возделанная)».

6. «Воображение как вещество»; «воображение как жидкость (смесь)»; «воображение как твердое вещество».

В словарях современного английского языка отмечается расширение семантики слова imagination, где ведущим значением является «процесс создания образов». Проведенный лексикографический анализ, бесспорно, доказывает важность концептуального описания этой ментальной категории.

Было выделено шесть признаков, которые и составляют понятийную основу концепта IMAGINATION. Признаки «способность создавать, формировь, рисовать образы в уме» (32%) и «процесс создания образов, понятий» (39,5%) являются наиболее частотными в языковом употреблении, что указывает на их актуальность в процессе функционирования.

Абстрактные категории языка, как и любые другие, толкуются в лексикографических источниках и сознании носителей языка через слова-синонимы. Был определен синонимический ряд лексемы imagination —

репрезентанта концепта, который представляет исследуемый концеп' Микросистемой синонимов является синонимический ряд. Синонимический ря правомерно рассматривать как цепочку слов, связанных семантически, в которо каждый член синонимического ряда отличается каким-либо компонентом своег значения от остальных членов ряда и вместе с тем совпадает с ними по другом компоненту (Вшиоман 1980).

На основании выделенных 13 синонимов, можно констатировать, чт признак «способность» отмечен в значениях большинства синонимов лексем] imagination. Следующим по частотности выступает признак «результат», а зате) «процесс». Из всех синонимов для слов fantasy, fancy характерно совпадение с значениями лексемы imagination по трем признакам. И как ни странно, слов thought совпадает с imagination по трем признакам — «способность», «процесс) «результат».

Отдельную группу признаков исследуемого концепта составляю категориальные признаки. К ним относятся ценностно-оценочньк пространственные и темпоральные признаки. Среди категориальных признаков английской лингвокультуре самыми частотными выступают имущественны признаки концепта (3,3%), входящие в подгруппу ценностно-оценочны признаков. Признак «имущество» «связан с категорией посессивности, котора представляет собой языковую интерпретацию широкого круга отношени обладания, принадлежности, включая отношения части и целого» (Пименов 2004а).

Концептуальная метафора «IMAGINATION как собственность» выводится и сочетаний с глаголом have в утвердительных и отрицательных конструкциях, которых, соответственно, профилируется обладание или отсутствие воображенш have an imagination, have no imagination, with/ without imagination. Признак ценности формулируют понятие значимости тех или иных референтов, которы скрываются за концептами. Каждой культуре свойственен свой набор наиболе значимых явлений. У концепта IMAGINATION отмечены признаки «ценности) которые актуализируются посредством различных языковых способов и средст] Признак «средства/деньги» может быть вербализован посредством глагола to len — to let someone borrow money or something that belongs to you for a short time (LDCE): I love 1 lend my imagination to poets' dreams... Jefferies. Or, Wild England. В отдельны контекстах концепт IMAGINATION актуализируется через призна «средства/ресурсы» (...he had long ago exhausted the resources of his imaginatio in trying to think how the bunch of leathery seaweed had looked and grown in its nativ element. Eliot. Adam Bede).

Структура концепта IMAGINATION включает в себя признаки «това] который можно оплатить» (...he pays for his imagination, which puts him in tl place of others... Henry. The Death of the Lion), «товар, который имеет цену» (...here ' an inexhaustible fund of interest for any man with eyes to see or two pence-worth ( imagination to understand with! Stevenson. Art of Writing), «имущество, которс принадлежит людям» (...even if that imagination belongs to the cleverest your fellow of the very grandest college... Meade. A Little Heroine).

Лексема imagination часто используется в привативных конструкциях с притяжательными местоимениями, через которые реализуется признак «имущество» (The greenest island of my imagination. Byron. Letter, His imagination glowed and melted down material... Henry. Nona Vincent, He had struck her imagination... Conrad Nostromo). Признак «имущество» конкретизируется метафорами «нахождения/ отыскания» и «потери» (...we are losing the imagination of the future. Lang. Adventures Among Books; I would find my imagination not up to the challenge of working with no limits whatsoever. Doyle. Poison Belt).

Оценочные признаки чаще представлены двумя видами оценок: гедонистической и эстетической. Признаки эти оценок составляют 3,3% от общего количества примеров. Английской концептосфере более свойственна общая оценка. В английском языке положительная оценку концепта IMAGINATION выражается словом good (If you've got a good imagination, if you've got a huge imagination. Bawden. Tortoise by candlelight), негативная общая оценка в фактическом материале не встретилась.

В описаниях исследуемого концепта IMAGINATION частотна эстетическая оценка. «Эта группа оценок не безразлична к понятию архетипа - нормы, образца, примера, потенциальных требований, предъявляемых к объекту. При этом положительная эстетическая оценка исключает строгую нормативность. Эстетическое чувство не может быть удовлетворено стандартом. Высокая эстетическая оценка имплицирует уникальность произведения искусства» (Арутюнова 1988).

В собранном материале IMAGINATION чаще объективируется через эстетическую оценку: «утонченный» (...of which the materials were before him, and in displaying which, his fine imagination and strong power caught the mind of his hearers. Clive. Paul Ferroll), «изысканная» I made up my mind that her delicate imagination had been morbidly excited... Corelli. A Romance of Two Worlds), «красивый», «великолепный» (His beautiful, light imagination is the wing that on the autumn evening just brushes the dusky window. Henry. Introduction. His work was realism, though he had endeavored to fuse with it the fancies and beauties of imagination. De Quincey. English Essays, ...power of thought and expression found throughout his work is here added a gorgeousness of imagination that lifts his finest passages into the region of the sublime... Woodrow. The Public Papers), «роскошный» (Just for a moment Merrill allowed herself the luxury of imagination. Kingston. Warning of magic).

Негативная составляющая эстетической шкалы оценок редко используется, соответствующий признак выражен прилагательным dire (For dire imagination still, pursues me. But providence or instinct of nature seems... Milton. Complete Poems).

Пространственные признаки образуют особую подгруппу в структуре исследуемого концепта. Признак внутреннего пространства, конкретизирующийся контейнерным признаком (3,6.%), является частотным. Это свидетельствуют о том, что в английской лингвокультуре описание пространства и пространственных отношений играет немаловажную роль в познании внутреннего мира человека.

Интересна интерпретация носителей английского языка отпосителы локализации воображения - оно располагается внутри реально существующ! частей тела человека (There's no imagination in his eye... Dickens. Bamaby Rudg There was imagination in that hard skull of his... Conrad. Lord Jim; ...to think th every floating imagination in men's brains is presently ofthat sort of ideas I speak с Locke. An Essay; ср. в рус;: воображение в уме).

Темпоральные признаки занимают относительно небольшое место структуре исследуемого концепта и невысокую частотность в собранно материале (0,6%).

В связи с поздним появление концепта IMAGINATION в английскс языковой картине мира не все группы успели появиться в его структуре развиться. Группа символических признаков в структуре исследуемого концепт отсутствует.

Анализ и описание структуры концепта IMAGINATION позволяют увиде' многообразие форм и способов вербализации их признаков в английскс языковой картине мира. Дальнейшее исследование концепта IMAGINATIO возможно в нескольких направлениях: изучение эквивалентных концептов i материале разных языков (французского, немецкого, испанского и др.) сопоставительном аспекте; в авторских картинах мира. Также представляете возможным моделирование концепта IMAGINATION в виде сценария.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК

1. Командакова, М.С. Реализация предметных признаков концепт IMAGINATION [Текст] / М.С. Командакова // Вестник Tomckoi государственного университета. Филология. / гл.ред. Г.В. Майер. — Томск, 200 №324. -С. 33-37.

2. Командакова, М.С. // Эмоциональные признаки концепта lmaginath (воображение) в английской языковой картине мира [Текст] / М.С. Командакова Гуманитарный вектор. Чита, 2012. — С. 120-125

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

3. Командакова, М.С. Характеристика антропоморфных признаков концеп' IMAGINATION в английской картине мира [Текст] / М.С. Командакова Языковые и культурные контакты различных народов : сб. ст. Междунар. наун< методической конф. 27-28 июня; под ред. канд. филолог, наук А.П. Тимониной. Пенза, 2006.-С. 126-128.

4. Командакова, М.С. Исследование картины мира. [Текст] / М.С. Командако) // Проблемы прикладной лингвистики: сб. ст. Междунар. научно-практическс конференции (Пенза, 28-29 декабря 2006); под ред. канд. филол. наук АЛ Тимониной. - Пенза, 2006.- С. 118-120.

5. Командакова, М.С. Концептуализация IMAGINATION биоморфныл признаками и способы их реализации в английской языковой картине mhj [Текст] / М.С. Командакова //' Ментальность народа и его язык; отв. ред. М.] Пименова. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2009- С. 294-300. (Серия «Славянею мир». Вып. 3).

>. Командакова, М.С. Признаки предметного мира концепта IMAGINATION Текст] / М.С. Командакова // Изменяющаяся Россия и славянский мир: новое в сонцептуальных исследованиях; отв. ред. М.В. Пименова. - Севастополь: Рибэст, 2009. - С. 607-613. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 11). 1. Командакова, М.С. Объективация концепта IMAGINATION в английском иыке [Текст] / М.С. Командакова // Актуальные проблемы лингвистики и методики иностранных языков: материалы Всероссийской научно-практической сонференции (Уфа, 15 апреля 2010 г.): в 3 ч. -Уфа: РИЦБашГУ, 2010. -4.1. -С. 199-205.

Отпечатано в ООО «НИП» г. Томск, ул. Советская, 47, тел.: 53-14-70 заказ № 5349, тираж 100 экз.

 

Текст диссертации на тему "Структура концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира и способы его объективации"

61 12-10/1183

Министерство образования и науки Российской Федерации ФБГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

На правах рукописи

к

V

Командакова Мария Сергеевна

СТРУКТУРА КОНЦЕПТА IMAGINATION В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И СПОСОБЫ ЕГО ОБЪЕКТИВАЦИИ

Специальность 10.02.04 - германские языки

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

д-р филол. наук, профессор Е.А. Пименов

Научный консультант:

д-р филол. наук, профессор М.В. Пименова

Кемерово-2012

Содержание

Введение.....................................................................................4

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ........................................................................................9

1.1. Когнитивная лингвистика как наука и проблемы концептуальных исследований.................................................................................9

1.2. Понятие «языковая картина мира» и ее виды...................................15

1.3. Различные подходы к трактовке термина «концепт»............................21

1.3.1. Соотношение концепта, слова и лексического значения слова..............27

1.3.2. Структура и типология концепта................... .............................30

1.4. Роль метафоры в описании концептов внутреннего мира человека.......32

1.5. Различные подходы к анализу и описанию концепта............................36

1.5.1. Методы анализа и описания английского концепта

IMAGINATION.............................................................................38

Выводы по первой главе.......................... ........................................41

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА КОНЦЕПТА IMAGINATION В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА.................................................................................43

2.1. Мотивирующие признаки концепта IMAGINATON..............................43

2.2. Образные признаки в структуре концепта.......................................47

2.2.1. Признаки неживой природы в структуре концепта..............................47

2.2.1.1. Признаки стихии.......................... ........................................47

2.2.1.3. Вещественные признаки........................................................51

2.2.1.4. Предметные признаки и признаки «артефакта»...........................53

2.2.1.5. Теоморфные признаки....................... ......................................60

2.2.1.6. Признаки ландшафта...........................................................62

2.2.1.7. Признаки небесных объектов..................................................64

2.2.2. Признаки живой природы в структуре концепта..............................65

2.2.2.1. Витальные признаки............................ ..........................................65

2.2.2.2. Биоморфные признаки......................................................... 70

2.2.2.2.1. Зооморфные признаки........................................................70

2.2.2.2.2. Вегетативные признаки......................................................73

2.2.2.3. Соматические признаки.........................................................74

2.2.2.4 Антропоморфные признаки....................................................76

2.2.2.4.1. Эмоциональные признаки...................................................77

2.2.2.4.2. Ментальные признаки........................................................80

2.2.2.4.3. Признаки характера...........................................................83

2.2.2.5. Социальные признаки...........................................................86

2.2.2.5.1. Интерперсональные признаки................................................89

2.2.2.5.2. Признаки «занятий»..........................................................91

2.2.2.5.3. Этические признаки..........................................................93

2.2.2.5.4. Национальные признаки.....................................................96

Выводы по второй главе.................................................................97

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА IMAGINATION..........99

3.1. Понятийные признаки концепта IMAGINATION.............................101

3.2. Признаки концепта IMAGINATION, объективированные синонимическим рядом..................................................................106

3.3. Категориальные признаки концепта IMAGINATION.......................110

3.3.1. Имущественные и ценностные признаки......................................110

3.3.2. Темпоральные признаки.........................................................113

3.3.3. Признаки «внутреннего пространства»......................................114

3.3.4. Квантитативные признаки......................................................118

3.3.5. Оценочные признаки...............................................................119

Выводы по третьей главе......................................... ......................122

Заключение..................................................................................123

Список используемой литературы....................................................126

Список словарей и справочной литературы...........................................143

Приложение................................................................................147

Введение

Данная работа выполнена в русле концептуальных исследований. Она представляет собой описание структуры английского концепта IMAGINATION.

Объектом данного исследования являются языковые способы и средства объективации концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира. Предметом исследования является структура концепта IMAGINATION.

Цель исследования - реконструировать структуру концепта IMAGINATION, выявить и описать когнитивные признаки, входящие в эту структуру. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. определить мотивирующие признаки концепта IMAGINATION

2. описать понятийные признаки концепта IMAGINATION

3. выявить группу образных признаков, входящих в структуру концепта IMAGINATION; выделенные признаки дифференцировать, описать и проанализировать их частотность;

4. охарактеризовать основные концептуальные метафоры, с помощью которых выражаются образные признаки данного концепта в языке;

5. отметить категориальные признаки концепта IMAGINATION (имущественные и ценностные, темпоральные, признаки «внутреннего пространства», квантитативные признаки и оценочные признаки);

6. воссоздать структуру IMAGINATION с указанием частотности входящих в нее признаков.

Материалом исследования послужили конструкции, содержащие языковой репрезентант концепта IMAGINATION (6863 единиц) и объективирующий тот или иной признак анализируемого концепта. Материал собран методом электронной выборки из произведений английских, ирландских и шотландских классиков художественной

литературы XVIII - XIX вв., а также из различных авторитетных словарей английского языка (в том числе электронных).

При анализе материала использовался комплекс методов исследования, включающих: метод электронной выборки (в результате этого было отобрано 6863 примеров); этимологический анализ, использованный для определения внутренней формы слова - репрезентанта концепта; метод концептуального анализа, разработанный профессором М.В. Пименовой (Пименова 2004: 130-179), заключающийся в выявлении признаков, формирующих структуру концепта, их классификации и интерпретации. Кроме того, концептуальный анализ подкрепляется статистическим приемом количественного анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении специфики структурной организации концепта IMAGINATION, выявлении языковых средств его репрезентации. Результаты исследования могут быть использованы для решения таких проблем, как соотношение языка и культуры, языка и мышления, языка и наивного мировидения, а также для решения вопроса о роли языка в процессе познания. Данное исследование продолжает методику концептуального анализа, разработанную в Кемеровской школе концептуальных исследований. Кроме того, данная работа вносит вклад в исследование языковой картины мира носителей английского языка. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют наметить перспективы дальнейшего рассмотрения проблемы, связанной с изучением способов репрезентации концептов в английском языке.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы диссертации, выработанные теоретические положения, содержащийся в ней языковой материал могут быть использованы в лекционных курсах по общему языкознанию, лексикологии английского языка, а также в практике преподавания английского языка, в спецкурсах, посвященных языковой картине мира, проблемам английской ментальности и концептуальным

исследованиям, в научно-исследовательской работе аспирантов и студентов, а также при составлении словарей концептов.

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения способов выражения концептов в языке в условиях прогрессирующего межкультурного диалога. Исследования начала XXI века характеризуются возрастающим вниманием к концептам, неизбежно затрагивающим вопросы, касающиеся ментальных способностей человека. Появившиеся в последнее время работы по исследованию отдельных концептов, значимых для определенной культуры, вносят большой вклад в понимание ментальности народа - носителя языка. Концепт IMAGINATION является мало исследованным. Представлятся целесообразным также рассмотреть характеристику данного концепта в английской этнокультуре. Кроме того, актуальность диссертационного сочинения обусловлена особым интересом современных исследователей к проблеме отражения и способов вербализации концептов внутреннего мира, к которым относится IMAGINATION (воображение), в языке. Изучение концепта в рамках когнитивной лингвистики позволяет объяснить специфику человеческого освоения мира посредством естественных языков. Изучением концепта воображение уже занималась М.В. Пименова (2005), однако оно проводилось на материале русского языка. На материале английского языка подобные исследования отсутствуют.

Научная новизна исследования. Работа определяется обращением к одному из значимых составляющих концептосферы внутреннего мира человека - концепту IMAGINATION. Комплексный анализ концепта IMAGINATION в английском языке позволил систематизировать его признаки. Концепт IMAGINATION исследован с точки зрения его репрезентации в художественных текстах, что позволило представить особенности национальной картины мира. При выборе темы исследования мы также руководствовались тем, что до настоящего времени отсутствуют

работы, в которых рассматривается концепт IMAGINATION внутри означенного фрагмента англоязычной картины мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепт IMAGINATION имеет сложную структуру, состоящую из различных групп концептуальных признаков: мотивирующих, понятийных, разнообразных подгрупп образных признаков, категориальной группы признаков, которые отображают прототипические способы описания фрагментов внутреннего мира и отражают культурные особенности английской языковой картины мира.

2. Концепт IMAGINATION относится к числу абстрактных концептов, что определяет специфику его содержания - особую значимость образной группы признаков. В структуру концепта IMAGINATION входят следующие группы образных признаков: антропоморфные, собственно витальные, биоморфные. Преобладание антропоморфных и собственно витальных признаков свидетельствует об осмысление IMAGINATION как живого существа и, в первую очередь, как человека.

3. Менее частотными, но не менее важными среди признаков, являются признаки неживой природы: вещественные, признаки стихий и предметные признаки, что свидетельствует о связи абстрактного концепта IMAGINATION с предметным миром.

4. В связи с поздним появление концепта IMAGINATION в англоязычной картине мира, не все группы признаков развиты в его структуре. Группа символических признаков в структуре исследуемого концепта отсутствует.

5. Мотивирующие признаки не исчезли во времени, они актуальны и для современного языкого сознания. Эти признаки трансформировались в образные, понятийные и категориальные.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в 6 публикациях и докладах на 3 Международных научных научно-практических конференциях (г. Пенза, 2006, г. Томск, 2006, 2007, г. Кемерово, 2009, Чита

2012), а также на заседании кафедры немецкой филологии и кафедре общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Настоящая работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованной научной литературы, Списка использованных словарей и справочной литературы, приложения, в котором приводится воссозданная структура исследуемого концепта 1МАОШАТ1(Ж с указанием процентного содержания признаков, ее составляющих.

ГЛАВА 1. Когнитивная лингвистика на современном этапе

1.1. Когнитивная лингвистика как наука и проблемы концептуальных

исследований

В последнее время большую роль в науке приобретает когнитивное научное направление, в центре внимания которого находится проблема обретения человеком знания и вопросы о том, «какими типами знания и в какой форме обладает человек, как репрезентировано знание в его голове, каким образом приходит человек к знанию и как он его использует» (Краткий словарь когнитивных терминов 1997: 58).

В.З. Демьянков дает следующее определение этому научному направлению: когнитивизм - «это взгляд, согласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека» (Демьянков 1994: 17). В статье «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» он пишет, что при когнитивном подходе к объекту изучения очень важными являются следующие положения:

исследовать необходимо не просто наблюдаемые человеком действия, а их ментальные репрезентации, символы, стратегии и другие ненаблюдаемые процессы и способности человека, которые и порождают действия;

следует принимать во внимание тот факт, что на протекание перечисленных процессов оказывает влияние конкретное содержание действий и процессов;

следует учитывать, что человека формирует культура, так как индивид всегда находится под влиянием своей культуры (Демьянков 1994: 19).

Таким образом, когнитивизм представляет возможным выявить механизмы интерпретации человеком мира и места, которое он занимает в этом мире.

Когнитивные исследования получили признание в России, как обоснованно подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека» (Кубрякова 2004: 11).

Когнитивная лингвистика исследует ментальные процессы, происходящие при восприятии, осмыслении и, следовательно, познании действительности, а также виды и формы их ментальных репрезентаций. Материалом лингвокогнитивного анализа является язык, а цели такого исследования в разных конкретных направлениях (школах) когнитивной лингвистики могут различаться - от углубленного исследования языка с помощью когнитивного категориально-терминологического аппарата до конкретного моделирования содержания и структуры отдельных концептов как единиц национального сознания (концептосферы) (Попова, Стернин 2007: 69).

Соответственно, когнитивная лингвистика как самостоятельная область современной лингвистической науки, выделилась из когнитивной науки. Конечной задачей когнитивной лингвистики, как и когнитивной науки в целом, является «получение данных о деятельности разума» (Кубрякова 2004: 13). При этом исследование сознания составляет общий предмет когнитивной науки и когнитивной лингвистики (там же: 10).

Непрерывно развивающийся мир и человек пребывают в тесном взаимовлиянии и взаимодействии. Человек активно преобразует окружающую его действительность. Посредником между человеком и познаваемым миром выступает язык, который «создает возможности для упорядочения и систематизации в памяти множества знаний для построения характерной для каждого данного этнокультурного коллектива языковой картины мира» (Маслова 2004: 11).

Когнитивная лингвистика открывает определенные перспективы в изучении языка в целом и его отдельных аспектов: «Подчеркивая особую

значимость когнитивного подхода в лингвистике, мы хотели бы отметить, что он позволяет подойти по-новому не только к определению языка - он ставится в один ряд с такими когнитивными способностями, как восприятие, внимание, память и т. п., - но и рассмотреть в этом свете по-новому главные черты его устройства и организации, а следовательно, дать более адекватную интерпретацию составным частям системы языка и их соотношению» (Кубрякова 2007: 327).

Отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук заключается именно в ее материале - она исследует сознание на материале языка (другие когнитивные науки исследуют сознание на своем материале), а также в ее методах - она исследует когнитивные процессы, делает выводы о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования) (Попова, Стернин 2007: 71).

К настоящему времени когнитивная лингвистика представлена в России несколькими мощными направлениями, каждое из которых отличается своими особыми процедурами анализа, установками, своей областью. В России продуктивно работают когнитивные школы в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Волгограде, Воронеже, Тамбове, Иркутске, Челябинске. В Европе когнитивная лингвистика активно развивается в Голландии и Германии.

Современная наука исходит из того, что «язык - динамичная и преобразующая семиотическая система кодирования результатов речемыслительной деятельности �