автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Структура поэтических образов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Структура поэтических образов"
ШШСТЕРСТВО НАРОДНОЮ ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБ АЙДКАНСКОЙ ССР
БАКИНСКИЙ ОРДЕНА ПУДОВОК) КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ
На правая рукописи УЖ 809.436.2.316.4
ТШПУРОВ Татар ЗеЙтунович
СТРУКТУРА ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ (На материала поэзии народсэ Северного Кавказа)
10.01.02 - Советская многонациональная литература АВТОРЕФЕРАТ
*
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
БАКУ - 1990
работа выполнена на кафодрв русской советской и теории литературы Бакинского ордена рудового Красного Знамени государственного университета.
Научный руководитель:
- доктор филологических наук, профессор С.Г.Асадуллаев,
Официальные оппоненты:
I
- доктор филологических наук В.М.Арзут.:ашш,
- кандидат филологических наук А.Ы.Теппеев.
Ведущая организация:- Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики.
Защита диссертации состоится пХ.Ь " 1990 г.
в "_" часов на заседании специализированного совета
(Д 054.03.01) до присуждению ученей степени доктора филологически:. наук при Бакинской ордена Трудового Красного Знамени государственной университета.
Адрес: 370145, г.Баку, ул. П.Луыуыбы, 23
С диссертацией ыозшо ознакомиться в фундаментальной библиотеке Бакинского государственного университета.
Автореферат разослан " /А " 1999 г>
Ученый секретарь специаллзировишого совета, доктор филологических наук,л л , - _
профессор I I 'ЦС ^ддУрРЕАНОВ.Ш.Д.
0Б!11АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Современное литературоводонье разделено на три слабо связанных друг с другом корпуса, акцентированных па исследовании форда, смысла п структуры поз плоского текста. Погтатки создания новых теоретических подходов локализованы в стыковых областях этих традиционных направлений. •
Однако понятно "смысл" зачастую трактуется исследователями как произвольно определяемая сяпсетно-эмоциональная'капва произведения, поэтому формально-смысловые экстраполяция в большинстве случаев несостоятельна.
Работы те по структура отличает отсутствие исторического подхода в понимания архитектура тканевых единиц. Временные трансформации прэдполагаюгея только на уровне этпко-эстетическпх категорий, мутации структур:! дакэ не гппототирузотся, что отмечено ег,э М. Бахтиным?
Очевидно, что структурные образовашм не могут быть достоверно исследованы ц проанализированы вне контекста их эволшшон-ного развития, прячем сам этот процесс должен рассматрйвгться не как создание новых смысловых я формальных конструкции, а кал постепенное подключение все новых п новых ярусЪв отражения. В некотором смысле, нале понимание эволюция тканевого образа не что иное, как трактовка дв$е5епяя системы от низких уроьней отражения ко.все более слогшым, сам образ - на продукт ач?а рефлексия, а запечатленный процесс, модель момента отражения о наличием соответствующих уровней фиксации поступающей информации разного типа.
Актуальность темы. Несколько последних лет развития литературной обстановки в страна привели к создании ситуации, в которой зачастую оказываются бессильными традиционные метода критиком.: Бахтин М. Проблем содержания материала и форма в словесном художественном таорч9сгвв//Стагьа.41. .Художественная литература, Т93о,-
- '4 -
ческого и литературоведческого анализа.произведении. Этоиу способствовал и выход на обозрение огромного массива литературы "андеграунда", во многих своих составлявших оказавшейся ничуть не слабой признанной, и эстетическая реабилитация многих авторов, до этого цребшзавцих вне рамок советского искусства, н демократизация этических канонов, и шогно другие
г
сьакторц.
Аппарат жо актуальной критика представляет собой на се-годняЕиий день весьма запутанный конгломерат противоположных ьм'лядов, этшш-фшюсофсних систеы, различных оценочных установок, методак анализа. Следует признать, что нкнешее поло-нешю - результат на только объективной слоаности предлагаемого материала, но и плод несоответствия теоретической баз и настоящему этапу, закономерно передавшей свои недостатки кивой критике.
Ряд исследователей отмечает вступленио в силу ранее малозначащего фактора равного взаимовлияния национальных литератур, пол;чиЕшего новое функциональное качество в связи с переходом многонациональной советской литературы в фазу культурного полицентризма.
С этой точки зрения крайне вгшш проблемы ускоренного развития литератур. Они представляют .особую ценность для понимания ?эда эволюции, так как форсированное развитие предполагает сохранение в стихотворной ткани архаичных типов представлений, т.е. следует ожидать не только хронологической сжатости, но и концентрации всевозможных структур.
В 82оЦ связи появление за последний период ряда»произве-дэнлй национальных авторов на русском языке может настораживать, 0о свидетельствует об органичном усвоении русской лито-
ратури с соответствующими стереотипами гл тления. Это обстоятельство, сочетаясь с малым количесгвом носителей языки, и, следовательно, его малой адаптационной потенцией, монет привести к отмиранию определенных групп образов, что крайне нежелательно, но весила вероятно при полном отсутствии методов систематизации и идентификации специфических национальных структур.
Таким образом, актуальность теин определена жизнонннми требованиям! текущего литературного процесса и, думается, что изучение очерченного круга проблем особенно остро необходимо именно для новописьмешшх народов, составляюцих большинство этноса Северного Кавказа.
Степень разработанности пройлемн. К сожалении, статичное рассмотрение поэтического образа явно доминирует в литературоведческих работах, и это обстоятельство естественно су'тот рамки его аналитического восприятия на всех уровнях исследований, вплоть до терминологического. Большинство статей и моно- • грагоий вычленяют тканевый образ из общего контекста его эволюции, описывают его единовременную интерпретацию. По нашему мнению это - основной и фундаментальный пробел в изысканиях по данному кругу проблем, обусловивший все прочие недостатки исследований.
Проекция же каких-то структурных или структуропрвдлолага-ицих систем на материл поэзии народов Северного Кавказа видится на сегодняшний день разрозненными эпизодах/!;. Исследователи пренебрегают углублении!.- разбором ткали почетеденпи, ■ занимаясь либо, общетеоретически?™ проблемами, либо описательно-эмпирическими толкования"1:! сшетов и идей авторог.
Всё Ев по многим аспектам накоплен значительный научный потенциал различной степени приближения к нашему пониманию тоны - от решения вопросов в пограничных областях научного поиска, до соприкосновения к прямого схонделия в некоторых точках методологического скелета и освеиониа тэх или иных произведений.
1«
Диссертация учитывает опыт предыдущих изысканий в области формы. Это, в первую очередь, касается работ В.Шкловского и Б.Эйхенбаума, некоторых анализов отилометристов. Из наших современников наибольший интерес представляют работы М.Гасиа-роза, где наблюдается недвусмысленной выход на уровень инфра-. структурной базы стиха.
Основной ко опорой послукшш исследования по теории художественного отражения и структуре образа, а именно, работы М.Храпченко, Ю.Лотмана, В.Жирмунского, С.Васильева, М.Арнау-дова, Р.Веймана, Л.Гинзбург, И.Лейзерова, А.Потебни, Х.Редв-кера, К.Кодуэлла, Л.Тимофеева, В.Ванслова,- Г.Гачена.
Анализу конкретного материала поэзии народов Северного Кавказа значительно помогли статьи и монографии К.Зелинского, Г.Гамзатова, Л.Ацтопольского, С.Рассадина, Г.Асатианп, Н.Дку-сойты, М.Сокуроаа и некоторых других авторов.
Были изучены и диссертационное работы, такие способствовавшие уточнению направления научного поиска.
Цель и задачи исследования. Понятие "художественный образ" весьма широко и, включая в себя многие, зачастую неоднородные категориальные признаки, является одним из базовых понятии эстетики. Сложность ого анализа усугубляется разнообразием и непохожестью выразительных средств различных видов искусства.
Мы попытались выяснить соогиоЕонне гносеологической и аксиологической потенции актуально наличествующего образа в эстетически зпачимом контексте, причины внегромешгой стабильности, суггестивности их; установить генерпрущие уровни сознания, определить общественное /конвенциональное/ и индивидуальное в художественном образе, установить нутационные 'возможности астатического феномена как такового, его зависимость от социума, от характера практической деятельности.
Автор дал своё толкование тканевого образа как комплекса ассоциаций и обриссват ход развития этих комплексов от прос-тейЕИХ ко всё более слогхиым системам, реализацию их в творчестве отдельных авторов и формирование фонда этих систем.
Но менее вакным виделось над перолокеште выработанных .схем анализа на матерная поэзии народоз Северного Кавказа, построение ха.кпх-то градационных систем на шкале новизны-архаичности л, соответственно, больпеЗ или »меньшей информационной насыщенности тканевых поэтических единиц, подразумевая под снсте?,:атпзациел подобного рода попек путей развития гносеологических воз?.;оглостел поэтического языка и мышления.
■ Научная ношзка исследование. Многочисленные работы по структура образа, кал правило, посвящэнн двум компонентам -• первичному и вторичному-объектам, л признаётся существование лишь внешней ассоциативной связи. Вндэдпз последнюю в качестве конструкционного элемонта тканевого образа, мы имеем возможность выяснить способы реализации эстетического заряда тканевых единиц, реальных объектов и их поэтических воплощений, так как именно конструкционная /внутренняя/ ассоциативная связь выполняет роль носителя эстетического в тканевых единицах.
Предложенная трехкомпонентность структуры позволяет проследить эволюционные трансформации образа, а это, в свою очередь, устанавливает связи литературного явления с культурным субстратом; подводит нас к выделению определенных устойчивых конструкции поэтического мировосприятия.
Исследование структуры ассоциативных комплексов, в данной работе, учитывающею равноправное существование в образах трёх базовых компонентов при .решающем значении внутренней, ассоциативной связи, позволило впервые с большой долей вероятности выделить девять типов тканевых единиц, наиболее широко распространенных в современной поэзии. "
Также впервые проведена массированная проекция определенной структурологической системы на Северокавказский литературный регион.
Г/:етодологической основой явились, принципы'диалектического понимания развития вообще"и эволюции эстетического сознания в частности. Автор опирался при этом на труды классиков философии, работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина,
Теоретическое и практическое значение работы. Предяагао- • мая классификация образов предопределяет более, строгий подход цри анализе текстов, нежели слокившаяся в настоящее время система описательных определений. Выстроенная градационная цепь тканевых единиц мокет обеспечить жёсткость оценочных критериев на шкале архаичности.
Кроме того, такое понимание образа должно цривести к появлению в разработанных проблемах новых направлений поисков.
В этом смысле интересной представляется нам и сфера жанровых изысканий, и разработки в области теории стиля, регио-
яяльная и национал «тая локализация - «сё, где по: »го.тои рес ученого к количестлепши! соотношениям титтоп тэкг/гуа'И.нч" образсваязй. Т-лолао ояряглаяшми тгштяп би пояитги юг-то увязать чисто числовые показатели /допустим, процентное соотношение иксгащияся структурпнх единиц/ с еоотазтствумнн'п категориальными комплексами по раздела проблематики и впдолить нозче До'йсреицяальклэ ряды, ввести пдеипглшащт пс нсвой характеристике текста. Что :го касается яадпш)д.уачы1ого стиля, то при анализе произведений мн лоЕ?азлл:г, что ли«кн«1 творческий почерк во 1.ЧЮГОМ зависит от частоты употребления определениях структур.
Одновременно с этим'возкояпо сущестрокшшо национальных образовании. Нами вяяснэио, к примеру, что л наотолвпй период поэзия нгродсз Северного Каэказа тяготеет к деухуровьавнм ассоциативным комплексам с ярко вирахошшм матёрпальнкгл началом, з то врэгм как русско-лзучная советская гоэз':я отмечена ::шра-ким использованием классических' единиц. Подобное рассмотрение вопроса, о сущности я специфике национального в поэзии достаточно оригинально.
■ Надеемся, что пат подход аяивг вносги толику ясности в самый болезненный вопрос текущей критики - порта и критерии оценки эстетической значимости произведения. Чч ни в коей мэре не претендуем на полное ретенпо. Но возмгкчость построения иерархической лвстцпци но принципу вогресгамцзй лноорматн.ч-
ной насыщенности отрицать трудно, хотя,, конечно, количество
»
передаваемой пнформацмч - отнюдь не гарантия ос готического качества. Подразумевая, однако, что эвадщчоккчЛ атзрятм, иду— вд'1'. от простого к сл^ноед, реально переломят:-» на оо'П-йотсглу-
- а -
г<.1ь ледохода от ыиное совершенного к более совершенному, мы
лаигкицу из девятя выделенных структурпых типов, падоясь, что наш теоратичаокие шкладки окажутся функциональ-¡и.1 и б практических солистах литературоведения.
¿ппо0ап.1.ч д:;с1;опта;щоннок работп. Содоришмй диссертации, в статья* автора, спуй'гакоиашшх а готовящихся :: печати.
От пук ту г у:1 п. I! с а врп I' о; я. Диссертация состоит из введения, тпох глав, заключения и библиографии.
Основное содержание диссертации.
Во внаденшч дается характеристика работу в целом, обос-ио'-ьшаитсй актуальность темы, определяются цель и задачи ис-слидонания.
Б лярвой главе - "лудокеетшшшп образ как отгааающая система" - анализируются причини и /.юлализмц суггестивной потенции образа, специфика гносеологического содержания тканових ^очтических образовали».
Автор, исходя кз общеизвестной истины о эггецаоналыюн окрашенности суждения в искусстве, утверждает, что эстетическое дознание - процесс, в ходе которого выявляются не естественные /перш'-шив/ каузальные связи явлений, а их .значение для человека.
Если наука стремится постичь сущность явления безотносительно к субъективному, то искусство обращено к связи человека а явления. Кроме того, содержание научного знания /в .идеале/ -- потопа, а эстетически]! феномен имеет дношюо познавательное значение: знание о ценностных аспектах битая и самопознание худоялака. • •.
На практике что различие проявляется как различие п способе познания действительности. Научное мнишеггае оперирует .вд-гачоскими категориями,. искусство воспроизводит действительность в художественных образах, отличакхзнхея :;сивой непосредственностью, чувственной конкретностью, прдали воздействием на органы чувств челозека, на.ого зрение и слух. В:«стс о тем художественный образ не просто рефлексия, это - обобщение неких шкрормациошпх масспвоз. " '
, Образность конкретного, пронзнедопил искусства - следование закономерной система функционирования эстетического сознания индивидуума, и потому образность никак нэ мояет быть принята, за сущностную.специфичность данной формы отражения. Образность - внешняя форма ядерной специфичности эстетического от' ражегош, характерным признаком которого являэтея даалектичес-. кое единство индивидуального с общественным и частного с общим, и соотнесенность-второй пара понятий вытекает из характера отношений.первой. Здесь мы вплотную подходил к вопросам об ин~ ■ теграцпонных возможностях эстетического отражения. Урояневоо . рассмотрение эстетического акта представления даёт нам пони. мание закономерностей реализации:? субъективно-объективного и чисто субъективного, гносеологического и аксиологического в художественном образе. - •
"...Самым первым и самым первоначальным являэтея овдщение, 'а в нём неизбежно и качество..."*' Локализация информации идёт как уподобление, а акцент в акте•отражения делается на более значимое. Уяе в опущении наблюдается отопв информации.
•'■Ленин' В.И. Эилософскве тетради,- Полн.собр.соч.-т.29.-с.301.
- то -
Емвсгте с таи "оообще;шя~уио.цобдошщ на уровне ощущений ьыотуиают но только как изначально образные, но н как сагиаль-Kii« необразнио чоотриктшю сущности. обозначающий общий шеш-imii признак, eisti но шчленоншй из отдельного объекта, но ужо пг:мдотавл*шия илежнтарное обобщение общественного опыта человека, в том число опыта обработки цветовых и звуковых сигналов г.ноишего .
Разговор идет о том, что рефлексия шкет быть отнесена к соластн искусства, иоли только в процессе освоения дашшх извне сознание сохраняет способность функционирования на всох итаизх конкретного акта отражения,- "...своеобразие проявления диалектического закона отрицания а художественном познании заключается а том. что, поднимаясь от явления к сущности, ш той самии соъо'лиа&к первое отрицание, но сущность не существует и чистом впдо, ее надо воплотить в явление; йродслжая своё поступательное движение, шзшние как ciu возвращается к своеь<у
о
исходному пункту..."" Иначе - осрцз не яплштся абсолютной гносеологической системой; бозуслоша его океполсгичность, и ценность ого - и сохралоиии поуровневого сопереживания реципиента.
Бозиошость сопереживания обусловлена алгоритмом, каковы« и ямнетея художественный образ. Относительная жёсткость этих алгоритмов в синхронии и диахронии предстает принципиальным сущностных.' параметром явления, необходимым для вхокдония в сфо-j.j ъстигачсокого, а радикальная домка, цравычшдх связей в данном
К: ••ячп.лшэа Ь. Теория отражения и худоншетвошюо творчество// ;•,:i:.».;vcK0-^0!iu3CKaii ьстстика и художественной творчество ,1'OCü. - c.IGo.
•'(>:•:,.!o„ Л. Jiv)i4..a. .-.удо^оехзонноги отргакопия.-й. ,1972, - с. 24.
случае невозможна при сохранении художественности. Общность алгоритма предопределяет общность зе<сиологичоского возбуждения, что и является характеристикой эстетического отражения.
Но наличие патафупкцпонального алгоритма сопереживания ещё но гарантирует стабильности положения образа и общественном эстетическом сознании. Регулировка границ эстетического осуществляется системой идеалов, и, хотя существуют лдеалн личные, но, в целом, понятие "идеач" соотносится прежде всего с социумом. Лия магического г/шленпя идеалом мог служить объект - фетиш - реализованный на определенном уровне акт отражения. 3 дальнейшем идеализации подвергается сам каркас отраженного образа - алгоритм сопоронившшя, В крайних формах это приводило к полному гносеологическому отторжения /например, эмблематизм барокко/.
Специфика художественного отражения в том, что оно фиксирует не результаты уровневой рефлексия, а их последовательность, что и обеспечивает выполнение основного требования к художественному отражению— рзализация всех уровней рефлексии в образе.
Пройлену суггестивности невозможно отделить от вопросов конзеациональности и субъективной уникальности эстетической рефлексия. Паяхронпческоэ понимание коявенциональности подводит нас к вшзоду о непознаваемости бытия, о невозможности ком-' муникации. Либо - к полному нивелированию человека. Однако конвенционэльность искусства объектива, её смаслолокализацион-нне пределы суть не что лное как достигнутая в, ходе практической деятельности истина, т.е. соответствие реальному миру. Творческий акт субъекта при этом - не более как гипотеза. Кон- ■
п: ¡кжальноег* здсеушзот при :»то:.; частной ^ориоа ограпичон-. ' к.мсяо ь^ског-' ^чания, с одно]; стсрогш, с другой - являэт-;: гщх'Нтт' рк-'льаосги содориш/я: "...достоьернос*ь... пере-•• ь акос .чачесио шсокзд стопайь статистической вароят-
У
11'я;аиопг.олш!ьнсоть не уявчгоааэх аксиологическую суть ху-док-эстлзаногс оараза, та!; как ел у отиравшее содержание, гносво--дш-нчаокий шеоицяал остам-ся а структуре ь качестве алгоритм
оогшрб>.и!виш;я.
г^орая диссертации называется "Зваащая структуры
образа", посвнцона основные »юаантаи развития тканевых поэтических образований, ог зачаточных их форм в первобытной искусства до творчества соьроменних поэтов.
Ни. ранних стадиях развития чалоыечаокого мывдония синкретический характер искусства обусловил аслнув адекватность словесного оораза и объекта» Вторая стадвл /ма^аческад/ иврвобагного ыыпкеная также предполагает преобладание шторно-реакционных Функций языка, ко нельзя не заиетитъ момента абстрактного познания мира.
На каком-то этапа стало возшяным говорить о появлении модели внутреннего соиерзхнванвд в виде системы автономных психомоторных реакций. В дальнейшем меняется доминанта модели, воплощенно действительного в возможного в едином образе сохраняет-.-,{, но ",,.не в смысле магической, а в смысле эстетической иллюзии . ,
Ленин В.И. (уилосо&окне тетради. - Доли.собр.соч.,-т.29.-еЛйЬ.
Ъешан Р. История литературы и мш$ологии, - М.; Прогресс, 1975. - с,2СЗ.
Яри условной адекватности образа и объекта '¡ра»ал'нгуп': ни гносеологическая достоверность созданного образа, а г-"->;1чг>_ няльная, и стержнем модели сопереживания становится не 'ХЬ-Э'С, а эмоция.
Думается, что решающий фактор в подмене прямого обозначения косвенным уотанопить невозможно. >юно лика, что процесс этот начался с пероходсм нвм^пческое шлзлоние. Вероятно, ооо-буп роль в появлении опосредованной связи вместо прямой пп;:/.'-.--моторней мог сыграть институт словзпных табу. Кодирование поеных развило способность к ассоциативному мнгиошга в самых яри-мятивннх ого Формах. Однако ассоциативная опязь табу далека от художестлечноЛ ассоциативной связи, ибо в отличие от лосле/пкп;, где объект и знак нерзздолпгш, первичная ассоциативная с*"зь била однонаправленной - от ciitópá к объекту. Относительная •■ргч'-гмнтарность первых мыслительных актов такого рода, стрлкив&ф-ь с конкретностью первобытного языка, в конце - концов породила устойчивость обозначения - единый сплав содержания и <.;ор.\;н, л-г-рактерлзу кидайся двусторонней ассоциативностью* когда амоцврнаш.-нс-э или абстрактное знлчэнро, прикрепленное к реалии слож•г;у\ кодом, приобрело одинаковые права с обозначаемым. Пойзэткпоь грпь, отделяющая спонтанное миротворчество от сознательного.
Об этой ражшэ r'ü.'iPT Л.Пстобня: ''...Б дозднсЯюют поэтическом произведении образ ость не более как орадстоо создыпи /осознания/ значения, ...в целом имеющее толь*'1 пеюсь тталышЛ емкая. Напротив, а миф';... нпоскляатачлисо?:» рбраза и.'/ог,
но cavma субьзктсм по созч.чзтся, образ щ-лчш«- 'не пер.-ч!осптся в »нач vnic"1. .'йчгппшое обречен«"-1 го-'-лш! -л •:>)..-'■■:огесяя Л. гат-тл;-i и аог'^ч.ч. - ;>.: г'-иг'Кч:,.' . - <;.-!.
вится доминирующи в двусторонней ассоциативной связи, так как с утратой языком ситуативное™ качества обозначаемого объекта заклн'шотся по вторичном знаковом ореоле.
Устойчивая двусторонняя ассоциативная связь в исходных pop;,,ах иносказатольности определяется как прототип художественного образа, но к осознании последнего ишионие пришло позднео, б процессе изменения функций словесных произведении. Перестав быть компонентом вншшаошсти, заклинание переместилось в сферу эстетического, и здесь а специфических условиях рапсодического '.-усетва, магические коды развились в сложные метафоры.
"Поэзия - ремесло" - такая трактовка приводила к гипертрофированным формам. Таковы кеннинги исландских вис, ту же природу и мент I; словесные конструкции барокко.
На этом этапе была создана двусторонняя ассоциация как конструкционный элемент. Оенотгсфилософскпэ воззрения в об-чях чертах одинаковы на этой стадии для всех народов. Освоение искусством понятий красоты,.справедливости, идеалов красоты, идя .:а]«шюльно процессам формирования структур, служит скорейшему отсеву случайного и эстетически не целесообразного. *
Постепенно в сфсру худокественного познания вовлекались новие объекты. Это приводило к созданию новых ассоциативных систем. Но "...художественный прогресс определяется не внешней новизной материала, не простым описанием нового объекта таор--¡оства"^'. Поэтому можно отметить, что на протяжении достаточно долгого времени в структурном плане образный фонд европейской
поэзии развивался люто количественно. Характер ассоциативных ————. »
' .фппчонко L1. Творческая индивидуальность писателя и развитио литературы. - 1л.:Советский писатель, 1970. - с.303.
связей но менялся. Унаследованное от рапсодов кодирсихшие предметов и действий, не поднимавшихся в стихотворении шио
конкретного значения, лишь у трубадуров начало уступать место обобщению.
Структуры их лирики представляют собой двухношю..бнт)Шв системы прямого кодирования, дополненные эмоцией и универсальностью, идущей от преимущественного использования абстрактных понятий.
Далео разделенно внутреннего содержания образа, в рапсодическом варианте целиком принадлежавшего первичному объекту п присвоение главной ого части символшвским компонентам, нашло свое закономерное решение в структурах Возрождения.
Оценивая Данте, у.Шлеголь ннаот: "...Усвоив от прародителей нации всё, что было самобытного, святого я пленительного в новом народном наречии, он сумел придать ему классическое достоинство а силу и облагородить таким образом провансальское искусство рифмы..."*. Если для рапсода существовал лишь реальный объект, если дл» трубадура объект и носитель эстетического начала бшш равноправны, то в поэзии Возрождения ми сталкиваемся с полным устранением объекта из стиха - он лишь подразумевается. Так окончательно складывается язык новой Поэзии.
По мере развития литературной традиции поэтические образы приобретают характер самостоятельного эмоционального звена, за ассоциативными связями тех или иных видов фиксируются соответствующие переживания. Своё крайнее воплощение эта система нашла.в поэтика барокко. Как-отмечает А.А.Морозов: "...барочный
1 Шлегель «5. Разговор о поэзии. Соб.соч.ЧЗ 2-х т.,-Т.1. - П.: Прогресс,1903. - с.376.
конозитчзм претворял однозначный символ в полисемантическую эмблему... Возникла традиция эмблематических осмыслений - ст воплощения сопроЕеяпой истины до простой дидактической иллюст -ратишюсти..."*.
Переходя из одного произведения в другое, эмблема сохраняла своё смысловое содержание в неизменном виде. Средства выразительности потеряли пластичность, перестали подчиняться автору, и его роль - лявь комбинирование данных в готовом виде матриц ассоциативных процессов. В дальнейшем поэтика барокко приходит к своему логическому "заяорпеннп: "...Художественную культуру барокко пронизывает риторика. Её "правила" в значите..'; ней степени псдчинаю'Г- себе ...литературу... Риторический прагматизм требовал понятности и доступности, лёгкости узнагакпя запоминания эмбдэгэд, что вело к моносэшнтизацйи или значительно сужало её смысловое поле..."2. Этот процесс был закономерен я необходим именно во время экстенсивного развития ассоциативного фонда поэзии, так как большая эмпиричность и шпрота должна сЗшш подкрепляться статичность» ключевых элементов - деаэраторов эмоционального фона-
Абсолютно новый образ ко кохот и'-'егь эстетической эначи-!,гости и колш» бить увязан тег или йнкм способом с традцциой. Решении этом задачи шю через перьонапальяоо включение традиционным образом эмоционального-настроч и доследующее введение
* Морозов А. Из истории осмясдеиия некоторых эмблем в эпоху
Ренессунса я Барокко// Смь'сдо';, литература /Сборник/.-г - с.'Ю.
~ Горо-оа Л. У:;оз.работа. - с.41.
- Г/ -
новых тканевых одшшц. Швшоыио кьсткостл ^труйгур ¡и нири>и 1К.-1 их неПтра'Шзовало хаос эмпирического эсшышя, ко зауеи зоаникла, необходимое?!. а балео действенной дкоцшшше, щодюм -ыеи и конце концов в виде канонов классицизма.
Зиоционпльный заряд образа стал наотольчо автои^иен, что появилась воэиошость, используя их ешэдаддоэдоа зн&чешн», вклинивать в неооотаетствуащу » модель ебно/.ошшания. Р^онасс этот начался неронаскцелиеч устойчнннх еорадг/н.
Такое толкование структур нредиодагавт по&нша сютшоь-гали-и.'а. "...Поэтический строй стихотворения соявдЗтсд и основном при по.'квд! опнтотсь, неудах сугуоо моциочальпуь' наг1-рузку с ориентацией, как вто подчёркнуто в названии, на "ирллт-иость''..."1-.
Поэтам сентименталистам приводилось преодолевать еоппотин-обрэзоэ-шансай ч о^рй&1.й - аллегорических ОбНЭКТОВ, Ни «мько их, ко и ло»ткческ:.'е ¡рыми при олпоач;.1:: ягг^гяид, т.е. градационные алгорэткн сонирмхаьэдае. Отсюда - нагнетение эпитетов, злоупотребление афсектаыми формами от меядометных восклицании, до укеньшитолыю-ласкатаяышх образований.
Раскалывание гармонии мира классицизма сентиментализмом и дальнейшее развитио этого процесса привело к реформа тканевого образа. Впекоктекстуальность и заданность эмоции сменились относительной свободой в трактовке некогда традиционных понятий. Отказ от жёсткой регла.адятаччи.улррсиш и поэтический язык.
Наиболее очевидным переосмысление традиции выступает.при
Орлов П. Русский
сентишнталвзм. - И.М97?. - с.50,
сравнении употребления одних и тех ко, освящешшх предыдущим! развитием поэтической мнсли образов:
Кроткая ночи певица, Сидя на гартовой ветви...* Дня сравнения рассмотрим стихотворение Жуковского:
В траве коростела я слыиу дикий крик,
р
В лесу стенанье филог/оды.,.
ГОиломела" Карамзина - не более как иероглиф, образованный из однозначной эмблемы и потому требует дополнительного эмоционального представления "кроткая", "миртовая ветвь"/, "филомела'' Жуковского кэ - поэтизм, в обыденной, речи - соловей, несущий, в отличие от первой' "филомелы", конкретно - чувственное и эмоциональное значение, а потому не нукдаэдийся в ретушировании. Романтизм, предполагает реформацию иерархии классицизма. Ассоциативная связь при романтизме стала контекстуально обусловленной, в отличие от "независимой" эмблемы. Романтизм, сохранил множество черт ранних периодов в неизменном виде, сосуществование в творчестве поэтов-ромалтиков структур разных типов неоспоримо.
В заверпенном виде обновленная ассоциация предстала в твор честве Пуикина, вернувшего в ткань образа первичный объект, со всей присущей ему функциональной нагрузкой. Употребление образов "прямого называния" привело к перестановке гносеологп-
1 Карамзин Н. К прекрасной: Русская лирика ХЛЗ века. - Л.: ■ Художественная литература,1937. - с. 196.
2 Жуковский В. Вечер. Там небеса п воды ясны: (Стихотворения, Баллады. Сказки. - Тула.: Приокскоо кнпацое издательство, 1982. - с.II.
чсокях шгдэи1'ов u структура пиотлпсеквх oöpaaou i^witimu. J' а»: t'O носителем потенциала образы шовь становится игф^пчнил объект, т.е. творчество Пушкина - тот pyöo-*, за Kimiivu ¡*>.aio уештроть зарог.долпе творческой свобод» предиолагай^иго пиента л восприятии произведения, так как это не номинально!i возвращение объекта .в стихотворение, а норшю-р«1шоктор:юо,
при котором счятиаанио информации со структуры идёт в .ooothov-
i
сшш с личным опытам читаюля.
Кроме перестановки функционалыш акцентов Пугачи исно1.'!,-зовап я широту омо'дненальнкх нолей традиционных образов, чь гг узость была сломана сентиментализмом, романтизмом и, зо-ишго:;, самим Пушкиным. В таких случаях прямое построений модели логического сопорокившган сопровождается отточенной кой, используется несколько видоизменении.'* "речевой ::;оот" Itoa-рондоиия, когда "...мекду звуком п значением возникает тдеоь интимное отношение, что они становятся как бы двумя оторопела одного в того не психсфнаического акта..."", иначе говоря, ото случал возврата к дорапсодпческому образу на ловом витка спирали развития лоэтичэсктх структур с активным привлечений;.) ранео разработанных эмоционально-смысловых полей.
Трёхкомпонентные образы Пушкина давали возможность создания качественно нового тина ассоциативном связи. Иллюзия реальности поэтического'объекта позволяла сущаствовать двухуровневой ассоциативной связи, где первый уровень ыродстоБля! собой ассоциацию между кэрввчнш и вторичным объектом в ого тр^днщюн-
1 Арнаудов 14. Психология литературного творчнетвя. - Ц.: Прогресс, 1970. - с.ЕбЬ.
ком осмыслении,■ а второй уровень ассоциативной.связи возникая уке внутри поэтического /вторичного/ оо'ъвкта, точнее, ме-яду его изобразительностью, вещносгьв /психомоторной функцией/ и том содержанием, которое апеллирует к освоенным уже фондам поэтических ороояов; или ке первичнам объектам. В образ вводится дополнительная материальна1! субстанция, новая-реалия,' позволяюцз-я с помощью поогшдаиной ассоциации познать до того . неведокую грань первичного, объекта. Б поэтической практике это осуществляется с помощью.введения но самого дополнительного объекта, а его качества.
. Однако все эти изменения структуры не реалвдовавались в поэзии Пушкина. В некоторых его стихах яшю стремление намагнить содергание осязаемыми явлениями, но ми не смокем найти у Пушкина случаев ввода в тканевый образ дополнительного объекта. . Структурное развитие поэтических единиц не поднялось дата до уровня повсеместного употребления трёхкомпонентных образов со смещенными гносеологическими акцентами, поэтому у Пушкина мы ■ встрэчаем их в сюжетных произведениях. В лирике кеПушкин предпочитал классический образ, сочетал его точное соответствие модели сопереживания с великолепным техническим обращением.
Тот порог освоения традиции, за-которым начинается новый этап, ознаменованный внедрением в поэзию двухуровневого образа, по всей видимости, связан с лирикой Тютчева. Исследователи-по раз отмечали особую роль, которую Тютчев играет в истории русской поэзии. С одной стороны, настойчиво подчеркивается -. абстрактный характер его поэтического мнзления, плодом которого явилась его философская лирика., Б то ке. время специфичность мировоецряятия Тютчева видят в особой "материальном оцущоияи".
- -
Зти два вэашлзвсклвчгшиих признака могут бить об^елол-юш; аавяртш дополнительной субстанции и создай««?.' лаустлюи -¡о-социатапно!» связи, что в лирике Гмтчова тшотпа стилаэор.ч^у-щт факторе:.». Это в той пли ююл цорме признается дедовь"» оов-реглешияш литературоведашг "...ОтгааемэЛ даогжи поало.лоь-.;-гелл(.Я1 осойеняость» язпка Тпгчгта является его спэссони^п, зоз-буедять у слов появление "кодейстхиихся призткол" /ко лчра :о-шш и.Тннлно'иа/, сослать л-/ п текста, ггонш.'о основного зя.'-чшпп:, дояолшггелыше сог'янтичэокно и омодиопалыпе наолсоши'".
Конечно, осроэ:н!о Твтчо1шм г^.лоп традиции предполагает использований и трудициенннх структур, однако наиболее пенни:.: вкладов его ц развитие ызшш) следам считать ссэдеыьм диу» уромювого образа, в далышДш* ставного ударной одшшцел долеп лирического сопероккгашш.
Подводя краткий итог сказанному, необходимо отштитъ несколько важных ьюл-ентой.
Во-первых, нельзя забывать, что точение всел глуишинк процессов тесно сиязмю с практическим опитом социума. Тканевый образ з поэзии янляотся выразителем мировосприятия, г.шро-ощущения на глубино рефлексов организма, гормональных и подсознательных реакции. 'Последние всегда включают в себя улеиент рационального осююленпя, иоотоцу ткяневий образ чтде исого слук1!т .так>г.е л выразителем саинх Фундаментальных коешгоничие- • ких, философских, эстетических и этических воззрении автора. Строение тнаиевих■единиц усложнялось по мере постижения человечеством сущностных законов природы, развитая общества. Шаги
* Григорьева А. Слоро в поэзии Тютчева. - П.: Наука,1980.-с.ГО.
'•¡«•мпршк болео оложнннп структурой бит невозисша без '•поз!туцсй поэтической 'гракщзк, но со» переход от этапа к ч :<г пну обуелашгаиэогся ойьек'л'ившш гробоваявямз, когда' амкоегь •л сложность гаолйт-эльонх, стозшшательннх шп:ов человеческого »/'-•зп' соответствует бмкости и елогшоств структурна" образованна текста.
Во-вторых, надо пошить; что сложность структур никоим образом но влияет на эстетическую ценность стихотворении.. Лирика ,Идите, Петрарки, сонеты Шекспира более действенны, нежоли творчество совреионнщ азаягардистоз п пр.
В третьих, никогда структур!. 1 нового типа не присутствуют в творчестве одного поэта в чистом вядо; монко говорить лишь о' тон степени их проникновения в поэтику, когда' они становятся единицами отидеобразущего порядка.
Глава третья. - "йункционированло ячюв поэтических образов". Йа Северном Кавказе ми сталкиваемся с повсеместны:.! распространение;'.! ассоциативных конструкций переходного типа, где рапсодический шз»р ннсёт с собой признака' эмоционального • оезюолегш объекта, а но просто является его гацо-к Подупатрлархальнол культура народов региона несло в себе остаточНЕе фрагненти, являвшиеся результатом развития госудзрствонннх образовании, территориально и этнически слитая о. соарочгпннм Северным Кавказом. Розмокности говорить о литературной традиция нот, но сохранение в км или пвоы виде достигнутого ранее уровня осшслеаия бытия обязательно. К эти?': можно объяснить почти полное отсутствие наиболее тт'г.-аттжл единиг; - рапсодичоск:* кодов в фольклоре з 'дятэсатугэ гор'ятх народов в чистом иосонгощонном вндо.
Одиак:) о::':.!Т';о?ь периода перехода оу' .Тюльплсрной лотя? до
современной урбаннческой поэзии обусловила тот факт, что рапсодическая ассоциативная связь существует и до сих пор. Характеризуя -подобный ускоренный тип развития литература Г.Д.Гачев пишет: "...в ходе ускоренного развития образуется какой-то сплав, синтез из прежней национальной традиции и современного состояния мира... перед нами предстают какиз-то причудливые явления, образования, в которых архаика соседствует с новизной, нарушена правильная последовательность и смешаны временные п пространственные представления..."*. Кроме, того благоприятным . фактором для развития и распространения совмещенных рапсодических структур явилось "скачковое" расширение грашщ познаваемого мира. Революция ввода в поэзию новно понятия, новые явления и объекты, причем накопленный до этого фонд ассоциативна-: связей часто был на в состоянии выразить всю сложность и многообразие бытия. Поэтому в поэзии первых лот Советской власти господствуют одиокомпонвнтние образы, предполагающие нерасчяе-нённое восприятие мира, оценку его с какой-то одной стороны. И многообразие художественных стилей и стилевых течений 20-х годов, которое отмечается многими исследователями, со стороны тканевых структур" представляется одной из форм экстенсивного развития фонда ассоциаций, сопровождающаяся прямыми подражаниями и тотальной аффектизацией.
Поэзия' рапсодических образов ориентировалась на лафосное "высокое"описание сиюминутных событий. Эмоциональное начало виделось в объекте, а его поэтическое воплощение имело лишь прикладное "техническое" значение.
* Гачев Г. Ускоренное развитие литературы. - Н.: Наука,19ЙЗ. -0.124.
Классический трёхномпонентный образ и его однокогшонент-кый вариант /"прямое выражение"/ в этом плане значительно отличаются от рапсодических структур. Часто упоминающаяся "поэтическая иносказательность" есть не что иное как эстетизирован-иов отражение нейтральных объектов. Приподнятость и яркость поэтического высказывания здесь обеспечивает не достоверность технического мастерства, а еходит в набор необходимых средств для создания нужной модели сопереживания.
Сложнее дело обстоит с гносеологическим потенциалом классического образа. Конструктзвноа равноправие первичного и вторичного объоктов, вкупе с подчеркнутой условностью последнего, обеспечила особый характер познания - нечувствснный и неконк- • ротный, ориентированный прекде всего на внешние ассоциативные связи. Поэтому расширение сферы эстетического познания может идти только экстенсивным способом, что весьма характерно для поэзии классических тканевых элементов.
В то же время трёхкомпонэнтные конструкции условны, их применение препятствует значительному проникновенно з сферу эстетического внзпонятинного набора. Если для русской поэзия с ее развитым фондом внеаяей ассоциативности такое полоконке было допустимым, то поэтам Северного Кавказа, нэ-имевшим за собой богатой традиции и, соответственно, широты.познаваемого мира, лишь доминирующее употребление однокомпонентных классических образов, позволяло исподволь расширять, укрупнять множество используемых в творчестве объектов. Возникали необходимые условия для реализации чре'зэтапного скачка,, т.к. в подобных случаях прямое высказывание приводило к использованию единиц, классическое осмысление которых возможно лишь в контексте. Отдельно кб взятыэ они представляют собой не что иное, как образы
со скощонншп функциями.
Вхоадание и закрепление в поэзии горских народов классических структур является циклическим процессом. Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, последовавшие за ниш корэшшо изменения в сознании потребовали появления плакатной поэзии, но.достигнутые ранее уровня но били потеряны. Существование ко своеобразной базы в виде творчества основоположников предопределило двойственный характер развития тканевых структур. С одной стороны, на лоэтов советского периода влияла своя база, ыестлые традиции. С другой - приобщение к русской поэзии привело к использования нехарактерных структур. Исследователи ускоренного развития литератур неоднократно подчеркивали эту особенность, и вполне закон оиернш кажется в опрос - ьозмоа-но ли появление авторов-заверантелей, обобцавдих и перерабатывающих предыдущий опыт в цольиую сбалансированную систему в условиях ускоренного развития литератур? Ведь именно появление таких индивидуальностей знаменует собой переход к новому типу образов, ибо "поэт-эаверштель" разрабатывает структуру в такой степени, что последующие поколения имеют возможность использовать её только в качестве дополнительного элемента. Отличительной чертой творчества подобного типа должно быть доминирование определенных структур в ткани произведений.
Зто происходит при "схождении" двух традиций на одном гносеологическом уровне, когда органическое осаоение данного типа структур обеспечивается не только влиянием контактирующей лйтературы,' но и собственной категорией культуры. Так, например, именно на классических тканевых образах построены произведения А.Кетокова.. -г '
- 26 -
Трёхкомпонентный классический образ, как уже упоминалось, несколько ограничен в сшсле конкретно-чувственного познания представляемого объекта. Кроме того, структуры подобного типа препятствуют проникновению психомоторной рефлексии в ткань стихотворения вообще. Однако однокомпонентныд вариант классического тканевого образа уже предполагает вкличение в.произведение наряду с традиционными.поэтизмами и новых объектов. Глгв-ное при этом - непзкитая факгурность новых реалий, их материальная "тяжесть". Это базовые предпосылки рля развития структур со смещенными функциями. Примером подобного творчества, стоящего на грани между, классическими системами и- поэтикой пластических представлений ыокно считать творчество Р.Гамзато- • ва, его однокомпонентный классический образ соответствует той степени усвоения предыдущей традиции, которая выявляет чёткое и конкретное понимание формально адекватного первичному вторичного поэтического объекта.
Классические тканевые образы в полном соответствии с порядком моментов структурной эволюции поэзии стали фундаментом и основанием для интенсивного развития глубинных порядков об- ■ разных систем. -
Сосуществование трёхкомпонентных классических образов и образов со смещенными функциями базовых компонентов в рамках творчества одного автора, более того - в одном произведении,' явилось одним.из благоприятных факторов аюрмирования двуслойны ассоциативных.систем. Кроме того, .крайне сжатий срок развития младописьменных литератур Северного Кавказ-? обеспечил 'наличие в произведениях $ольклорннх <1«рм' а почти первозданном виде; художественное осюсление' этих' констру гци.З такие даст дну слог-
нув ассоциативную связь. Схонденш двух сильных тенденции, их взаимное усиление привело к тому, что двуслоэшо ассоциативные вдинии}] -запали особо важное место в поэзии горских народов.
В 20-30-е годы проникновение двусложных ассоциативных образований в набор широко применяемых структур усиливается. Связано это с наметиЕгигся отходом от плакатной поэзии, сочетавшимся с относительной неразработанностью всех структурных образований, кроме аффоктно-омоциональных, нэ всегда пркмоикг/ых в неыза\а|Ой и "тихой" лирике. Примечательно, что поэзия Дагестана, прокед-пая более полный путь развития, имевиая в своем составе творчество постов "дагестанского Возрождения" /Г.Гамзатов/, но знала такой экспансии двухъярусных единиц. Определить точно, являются ли елскные тканевые образы результатом воздействия лпри-. ческих реликтов, идущих через фольклор, или зо пород наш феномен "чорозэталного скачка", выделенный, как обязательный признак ускоренного развития литератур Г.Д.Гетевым*, сейчас довольно сложно определить, но двуслояность некоторых ассоциативных комплексов 20^30-х годов не вызывает сомнения.
Этот период совпал с поэтической молодостью тех поэтов, чьё творчество в дальнейшем базировалось именно на эти:: сдошшх
о
типах структур, вероятно поэтому в современной поэзии Северного Кавказа двусложные ассоциативные структуры получили весьма широкое распространение.
Двусложные ассоциативные конструкции вкраплены, например, в очень многие стихи К.Кулиева. Его произведения часто представляют собой сочетание фактурных и двуслойных тканевых образов, где доминируют первые, но модоль сопереживания оказывается двух-пластоЕОй, где под поверхностным /зрительным и сенсорным/ сопе-
* См.: Гачев Г. "окоренное развитио литературы. - М.ШаукаДЭбЗ.
реживанием происходит эволюция эмоциональная. Есть у поэта и стихи полностью построенные на двухъярусных образованиях. Однако, в целом, в поэзии Северного Кавказа, так ке как и в остальном массиве советской литератур'!, нот объективных причин для их широкого использования. Исключая творчество К.Кулиева, пршаедаего к постоянному их применению, поэзия других авторов, несмотря на частое вкрапление этих структур, неорганична по отношению к дан-ныл единицам, что приводит к частым "провалам" - иногда в виде соседства с рапсодическими и трёхкомпонентныш классическими образами, иногда в виде невписываюцихся" в эстетический и эмоцно-нальяый настрой произведения картин.
На сегодняшний день, по наблюдениям автора диссертации, двусложные ассоциативные конструкции с введением дополнительно;! материальной субстглгции являются наиболее слоеными структурными образованиями поэзии горских народов Северного Кавказа.
В заключении диссертации дано авторское понимание методологического значения работы, обобщение выаодов по- главам.
Основные полоаения диссертации отражены в'слэдупцих статьях:
1. На рубеже десятилетий /Дискуссия по проблемам современной литературы Кабардино-Балкарии/. - Эльбрус, 1990, Л I, с.ЮЭ-101.
2. Классический образ.- Эльбрус, 1990,. Л 2,- с.76-63.
3. Проблемы национального. - Политическая агитация, 1930, И II, с.47-51.
4. Рапсодический код. - Советская тюркология. (В печати).
Тирад. 100 экз.
Заказ № 334
Ротапринт КБ1У