автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Структурно-смысловая организация зоологических образов-символов в поэзии Н. А. Клюева

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Герасименко, Марина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Структурно-смысловая организация зоологических образов-символов в поэзии Н. А. Клюева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Герасименко, Марина Владимировна

Введение.

Глава 1. Мировоззренческая основа формирования системы образов-символов в творчестве Н.А. Клюева.

Глава 2. Специфика поэтического образа-символа

2.1. Символ в системе метаконцептов знак, миф, аллегория, метафора).

2.2. Принципы классификации образов-символов.

2.3. Специфика формирования символического значения в структуре поэтического образа.

Глава 3. Семантика и функции зоологических образов-символов в индивидуально-авторской поэтической системе Н. А. Клюева.

3.1. Зоонимы "овца", "птица", "змей", "волк", "бык" и др. тип 1- "однозначные" образы-символы).

3.2. Зоонимы "корова", "голубь", "петух", "журавль" тип 2 - "тематические" образы-символы).

3.3. Зоонимы "кукушка", "ворон", "Сирин", "Алконост", "кит" (тип 3 - "многозначные" образы-символы).

3.4. Орнитонимы "орел", "орлица" тип 4 - "цепочные" образы-символы).

3.5. Зоонимы "лебедь", "конь", "медведь", "лев" тип 5 - "гнездовые" образы-символы).

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Герасименко, Марина Владимировна

Данная работа представляет собой исследования творчества Н. А. Клюева в контексте рассмотрения процесса формирования индивидуально-авторской поэтической системы посредством использования поэтом различных принципов структурно-смысловой организации зоологических образов-символов.

Круг явлений, попадающих в систему значений образа-символа, -антропологические построения поэта, возникающие в его сознании, животные, явления живой и неживой природы. Для литературоведческого анализа в данном исследовании отобраны языковые (номинативные) единицы, обозначающие животных, - зоонимы. В поэтических текстах они являются выразителями мифологических, религиозных феноменов, являясь своего рода зоологическим кодом культуры, в узком смысле -мировоззрения поэта. Изучение образов животных - зоообразов - как особо структурированных и функционирующих элементов поэтической системы представлений позволяет судить о значимости конкретных зоологических образов в поэтике Н. Клюева.

Индивидуально-авторская система поэтических образов-символов - это в своей основе система тезауруса символов, сложившаяся в поэтическом и общелитературном языке, но своеобразно измененная в творчестве конкретных авторов и зависящая от их эстетических и мировоззренческих установок. Именно поэтому определенный интерес вызывает соотношение традиционного и индивидуального в процессе формирования мировоззрения и, соответственно, поэтики Н. А. Клюева.

Степень изученности темы. Исследовательские работы последних лет дают самое общее представление о творчестве поэта, особенностях его художественного мира. К изучению биографического фактора, этнографического компонента в поэзии Н. Клюева обращались литературоведы А. К. Грунтов [34], С. И. Субботин [146], известный исследователь русского фольклора В. Г. Базанов [9, 10], К. М. Азадовский, которому принадлежит самая полная биография поэта, охватывающая обширный этнографический материал [2]. В 1990 г. вышла монография

A. И. Михайлова «Пути развития новокрестьянской поэзии», в которой делается акцент на литературное окружение Н.Клюева [114]. Необходимо отметить глубокую текстологическую работу С. И. Субботина, составителя первого сборника научных статей о Н. Клюеве [117]. В 1998 г. в Москве опубликована монография Г. Пономаревой «Проза Николая Клюева» [123]. В Томском университете в 1999 г. прошла всероссийская конференция, по результатам которой был издан сборник статей «Николай Клюев: Образ мира и судьбы» [118]. В Вологде сформировалась школа лингво-стилистического изучения поэзии Н. Клюева, возглавляемая проф. JI. Г. Яцкевичем.

Проблему традиции в творчестве поэта затрагивал в своих исследованиях К. Азадовский (связь с творчеством крестьянских поэтов XIX века и их последователями) [2], JI. Ф. Алексеева (влияние А. Блока,

B. Брюсова, М. Горького) [5]; JI. Киселева (мифопоэтическая основа образного мышления, «литургийность» текстов, «иконографичность» письма) [58]; Р. Вроон (старообрядческая традиция) [25]; Н. Солнцева, А. Экинд (сектантская традиция) [142, 179]; Е. Маркова (севернорусское искусство)[103]и др.

Отдельные образы произведений поэта рассматривали в своих работах М. В. Богданова (тематическая парадигма «изба») [14],

C. Б. Виноградова (слово «звезда») [24], JI. Г. Яцкевич (слово «душа») [184], Э. Б. Мекш (образ Великой Матери) [107] и др. Н. Е. Тропкина в монографии «Образный строй русской поэзии 1917-1921 гг.» обращается к поэтике Н. А. Клюева при исследовании символики света и тьмы, мотиbob и образов катастроф земли, категорий особых состояний и др. [154, 155].

Наследие Н. А. Клюева изучается в современном литературоведении с различных сторон, позволяющих установить систему духовных ценностей и ориентиров поэта адекватно его собственным представлениям. Однако «белым пятном» в этих работах является рассмотрение отдельных поэтических элементов индивидуально-авторской парадигмы образов. Образ-символ как функционально-семантическая группа лексических единиц не раз становилась объектом литературоведческих исследований, но аспекту формирования ее смысловой структуры в поэтическом произведении не уделялось должного внимания. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Основными источниками, на материале которых выполнено диссертационное исследование, следует назвать тексты стихотворений, поэм, статей Н. Клюева, а также эпистолярное наследие поэта. Наиболее полно сочинения поэта представлены в сборнике «Сердце Единорога», изданном в 1999 г. под редакцией А. И. Михайлова.

Рассмотрение и комплексный анализ структурно-смысловой организации зоологических образов-символов представляет собой новую стадию изучения творческого наследия Н. А. Клюева, что и является целью данного диссертационного исследования.

В соответствии с указанной целью работы в ней формулируются и решаются следующие задачи:

1. Определить мировоззренческую основу формирования системы образов-символов в творчестве Н. А. Клюева.

2. Рассмотреть функционирование образа-символа в системе тро-пеических средств поэтики.

3. Выявить основные типы зоологических образов-символов в лирике Н. Клюева.

4. Проанализировать парадигматические и синтагматические особенности функционирования отдельных зоонимов и определить характер взаимосвязей значений в структуре образа-символа.

5. Определить роль зоологических образов-символов в реализации идейно-художественного замысла автора.

Объект исследования - структурно-смысловая организация образов-символов как единиц индивидуально-авторской поэтической системы.

Предметом диссертационного исследования является лирика Н. А. Клюева, рассматриваемая в аспекте формирования поэтической системы через отдельные ее элементы - образы-символы.

Многосоставность и синтетичность клюевского мировоззрения и поэтики заставляет нас особым образом подходить к их изучению. Понять его творчество, по мнению исследователей, возможно лишь «при условии выработки таких критериев, подходов, средств анализа, которые были бы соприродны клюевскому тексту» (JI. Киселева), т. е. необходимо учитывать художественную традицию, заложенную средневековой тропологией, народным орнаментом, семантикой древнерусского зодчества и иконописи, старообрядческой книжностью и духовным стихом. В этой связи важен адекватный выбор методологии исследования, что собственно и придает основательность научной работе.

В качестве методов исследования использовались следующие: биографический, структурно-семиотический, сравнительнотипологический. Смысловая ориентация зоонимов определялась при помощи приемов культурно-исторического метода, выявляющих моти-вационный фон для культурной интерпретации данных единиц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассмотрение структурно-смысловой организации зоологических образов-символов в поэзии Н. А. Клюева позволяет выделить среди них следующие типы: «однозначные» образы-символы, «тематические» образы-символы, «многозначные» образы-символы, «цепочные» образы-символы, «гнездовые» образы-символы.

2. Понятие «образ-символ» следует рассматривать в динамике. В творчестве Н. А. Клюева прослеживается развитие слова-символа до образа-символа, усложняющего свою структуру на каждом этапе творчества поэта.

3. Исследование смысловой структуры зоологических образов-символов Н. А. Клюева позволило сделать аргументированный вывод о том, что поэт, опираясь на культурно-историческую традицию, создает свои оригинальные поэтические построения, отражающие основные положения индивидуально-авторской картины мира.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в рассмотрении особенностей функционирования в индивидуально-авторской поэтической системе Н. А. Клюева таких значимых структурных элементов как зоологические образы-символы. Во-вторых, и в этом состоит новизна теоретического аспекта работы, предлагается новый подход к изучению поэтического образа-символа, метод классификации единиц, учитывающий специфику их смысловой организации.

Научно-практическая значимость состоит в новом подходе к анализу произведений Н. Клюева через зоологические образы-символы, что позволяет наметить дальнейшие пути изучения его поэтики. Результаты научных наблюдений могут быть применены при рассмотрении индивидуально-авторских поэтических систем других авторов.

Описание анализируемого в диссертации фрагмента индивидуально-авторской системы Н. Клюева может получить практическое применение в работе над идеографическим словарем художественного языка произведений поэта.

Результаты и материалы исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Н. А. Клюева в процессе вузовского преподавания.

Апробация работы осуществлялась путем публикации основных ее положений в статьях (3); участия в двух межвузовских научных конференциях: «XXVIII научная конференция студентов и молодых ученых ВУЗов юга России» (Краснодар, 2001), «VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: специфика художественного сознания» (Магнитогорск, 2001), одной международной: «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2002); в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсу «Русская литература XX века» на филологическом факультете КубГУ.

Структура диссертационной работы и последовательность расположения ее элементов обусловлена поставленной целью, задачами, характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, основного корпуса работы, содержащего три главы, заключения, библиографического списка, включающего 184 источника, и 3 приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Структурно-смысловая организация зоологических образов-символов в поэзии Н. А. Клюева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с проблемами внутренней структуры и функционирования клюевских образов-символов животных. Анализ зоологической символики позволил установить, что в художественном произведении образы-символы являются смыслообразующей категорией, участвующей в формировании поэтического текста. В отличие от других изобразительно-выразительных средств, символ характеризуется способностью к суггестии, обусловленностью культурно-исторической традицией и возникает на пересечении контекста отдельного произведения и контекста всей культуры.

Для определения сущностных характеристик образа-символа необходимой оказалась интеграция накопленного филологического опыта по проблематике символа, образа, знака, аллегории, мифа, тропа. В исследовании уделено внимание некоторым семиотическим проблемам, позволяющим регламентировать исходные теоретические понятия. Опираясь на труды по семиотике и теории символа, установлено место семантического уровня в общей структуре символа и выявлена его спецификация.

Каждый из зоологических образов-символов индивидуально-авторской поэтической системы Н. А. Клюева описан с точки зрения его внутренней структуры, отношений между ее элементами, а также в аспекте внутреннего членения соответствующего смыслового наполнения. Результаты такого анализа позволили наблюдать процессы накопления, обобщения и дифференциации значимых единиц в структуре поэтического образа-символа.

В процессе анализа было подтверждено, что на первый план в рассмотренной поэтической единице выходит функция концептуальная: зооним становится в первую очередь воплощением авторского замысла. В произведениях Н. А. Клюева образы-символы функционируют как смысловые центры, фокусирующие основные идеи поэта, поэтому интерпретация смысла этих поэтических единиц является ключом к трактовке того художественного целого, частью которого они являются.

В творчестве поэта образы-символы животных входят как смысловые составляющие в сюжетные темы жизни и смерти, проходящие через все творчество поэта, сочетаются с темами божественного и дьявольского, ада и рая. Н. А. Клюев раскрывает собственную индивидуально-авторскую картину мира, опираясь на зоологические поэтические образы, оригинально интерпретируемые им на основе русской культурно-исторической традиции. Используя образы-символы с закрепленной семантикой, те, которые функционируют в народном поэтическом творчестве и литературе часто и всегда одинаково традиционно, Н. Клюев проявляет себя как новатор, мифотворец в смысловой организации зоонима. Анализ символики животных показал, что значение любого традиционного символа, включенного в контекст творчества поэта, определяется той словесной, образной и идейной целостностью, какой является поэтическое произведение, и обусловлено мировоззренческой системой автора.

Частота употребления не только не "изнашивает" поэтический образ-символ, но, наоборот, углубляет его символический смысл, так как каждый новый контекст вносит в символическое значение что-то новое. И уже включенное в произведение слово-символ не заканчивает свое становление. Каждое новое прочтение может добавить к его символическому смыслу новые смысловые оттенки и превратить его в полноценный индивидуально-авторский образ-символ.

В диссертационном исследовании выявлено, что структура клюев-ского зоологического образа-символа представляет собой смысловую систему, составляющие которой находятся между собой в разной степени зависимости. Она бывает представлена одним или рядом значений, которые разворачиваются в образно-символический ряд или выступают как своеобразное смысловое поле с одной или несколькими доминантами. На них указывают либо непосредственно слова смыслового поля, рассматриваемого зоонима, - слова-сигналы, либо ассоциирующиеся с ними образно-символические мотивы.

Не все смысловые составляющие образа-символа проходят все звенья символической цепи. Одни значения атрофируются на первой же ступени символообразования, реализуясь только в одном слове. Это «однозначные» образы-символы, яркими примерами которых в поэтических текстах Н. Клюева являются зоонимы: «овца» как символ смирения и очистительной жертвы; «змей», «бык», «волк», «осел», «филин», «Удавна», в совокупности составляющие своеобразное смысловое поле «зло»; «синица», «глухарь», «зяблик», соотносящиеся в тезаурусе поэта с понятиями «дух», «душа»; «чайка», «гусь», «Гамаюн» с функционалом «вестничество», «оплакивание» и др. (1 тип).

В произведениях Н. Клюева зачастую встречаются зоологические образы-символы, функционирующие в разных значениях, которые можно объединить тематически в одну смысловую группу. Примером такого типа поэтических единиц являются зоонимы: «корова», «петух», «голубь», «окуравль» (2 тип). Поэтические функции образа-символа «корова» исходят из его оригинальной наполненности и соотносятся с доминантным значением - «мать-прародительница». Структура символического образа включает смыслы, базирующиеся на основном функционале зоонима: рождение мира/революции/поэзии; вскармливание революции/поэта. Образ-символ «петух» у Н. Клюева включен в религиозно-культовую сферу с концептом «противостояние нечистой силе». Особенности семантической трактовки орнитонима «голубь» также базируются на христианской традиции, где эта птица является наиболее распространенным символом Крещения и воплощением Святого духа, особенно в сценах Благовещения. Присутствие образа-символа «журавли» в стихотворениях поэта указывает на божественную природу происходящего, акцентируя внимание на мистическом аспекте восприятия птиц как божественных посланников-ангелов.

Другой тип структурно-смысловой организации представляют собой зоологические образы-символы, характеризующиеся динамичным комплексом равноценных значений, эксплицируемых в непосредственной зависимости от поэтического контекста. Этот тип выявлен при анализе клюевских зоонимов «ворон» (символика зла, смерти, пророчества, судьбы), «Алконост», «Сирин» (значения: поэт и поэзия, вестничество, старая Русь), «кит» (3 тип). Многообразие значений последнего (крестьянский быт, революция, поэзия), а также частичная немотивированность значений традицией, позволяет говорить об образе кита как об индивидуально-авторском оригинальном образе-символе, в котором ярко раскрывается способность поэта к мифотворчеству.

Цепочная» структура клюевского образа-символа представляет собой ряд системно организованных значений, находящихся в отношениях последовательной производности. Примерами такого типа служат орни-тонимы «орел», «орлгща» (4 тип).

Аспекты актуализации символического потенциала зоообразов в творчестве Н. Клюева связаны с образованием новых значений, что объясняет тенденцию к смысловому гнездованию, выступающему как процесс и результат функционирования символа в поэтическом контексте. Смысловое гнездо организации значений образа-символа является самой объемной и многомерной из всех выявленных в процессе анализа поэтики Н. Клюева структур. Это высшая и наиболее сложная единица в системе поэтического символообразования, выражающая все многообразие средств и возможностей символостроения. Такие выводы позволило сделать исследование клюевских зоонимов (.(лебедь», «конь», «медведь», «лев» (5 тип).

Зоологические образы-символы поэта отражают основные положения его индивидуально-авторского видения мира. В ходе исследования подтвердилось, что основной организующий принцип клюевского образа-символа, заключающийся в постоянном становлении, определяет его смысловую структуру как упорядоченную систему "символических форм" в рамках определенного литературного контекста, системы поэзии, культуры в целом.

 

Список научной литературыГерасименко, Марина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрамец И. В. К понятию символического ряда в лирике А. Блока // Вопросы стилистики русского языка. Самарканд, 1981. С. 19-21.

2. Азадовский К. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990.

3. Айхенвальд Ю. Вступление // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 16-42.

4. Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1980. Т. 1.

5. Алексеева Л. Ф. Произведения Н. А. Клюева 1920-1930-х годов сквозь призму традиций А. А. Блока // Размышления о жанре: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1992. С. 125-137.

6. Аннинский Л. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997.

7. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1983.

8. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996.

9. Базанов В. Г. "Гремел мой прадед Аввакум": (Аввакум, Н. Клюев, Блок) // Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. М., 1976.

10. Базанов В. Г. С родного берега. Л., 1990.

11. Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2001.

12. Белый А. Символизм как миропонимание М., 1994.

13. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1990.

14. Богданова М. В. Тематическая парадигма "изба" в поэзии Н. А. Клюева//Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999. С. 39-43.

15. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.

16. Булгаков С. Н. Философия имени. Париж, 1953.

17. Бутырин К. М. Проблема поэтического символа в русском литературоведении (XIX-XX вв.) // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. С. 248-260.

18. Варюхина Е. И. Смысловая структура символов растений в польской поэзии: АКД. СПб., 1997.

19. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975.

20. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

21. Веселовский А. Н. Миф и символ // Русский фольклор. Т. 19: Вопросы теории фольклора. Л., 1979. С. 186-199.

22. Виноградов В. В. К изучению стиля протопопа Аввакума, принципов его словоупотребления // ТОДРЛ Т. 14.

23. Виноградов В. В. Избранные труды: поэтика русской литературы. М., 1976.

24. Виноградова С. Б. Поэтическая фразеология и символическое значение слова "звезда" в поэзии Клюева // Проблемы русской лексикологии и лексикографии. Тезисы докладов межвуз. науч. конф. 1315 октября 1998 г. Вологда, 1998. С. 104-106.

25. Вроон Р. Старообрядчество, сектанство и "сакральная речь" в поэзии Николая Клюева // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. С. 54-68.

26. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

27. Гаспаров М. Л. Поэтика "серебряного века" // Гаспаров М. Л. Русская поэзия "серебряного века": Антология. М., 1993. С. 5-47.

28. Гегель. Эстетика: В 2-х т. Т. 2. М., 1969.

29. Голан А. Миф и символ. М., 1994.

30. ГолосовкерЯ. Э. Логика мифа. М., 1987.

31. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI-XIX веков. М., 1991.

32. Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979.

33. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX-XX века: Фет. Современная лирика. М., 1985.

34. Грунтов А. Материалы к биографии Н. А. Н. Клюева // Рус. лит. 1973 №1.

35. Губер А. Структура поэтического символа // Художественная форма: Сборник статей. М., 1927. Вып. 1. С. 125-155.

36. Гумилев Н. Письма о русской поэзии М., 1990.

37. Гура А. Символика животных в славянской народной традиции. М.,1997.

38. Гусев Л. Ю. Птицы русского фольклора. Курск, 1996.

39. Демин В. Н. Тайны русского народа: В поисках истоков Руси. М., 1999.

40. Дядькина Л. Н. Проблема символа в эстетике В. Соловьева // Культура и творчество. Киров. 1993. С. 23-41.

41. Ежов И. С., Шамурин Е. И. Русская поэзия XX века. М., 1925.

42. Еремина В. И. Символика. Символ // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Вып. 4. С. 110-111.

43. Ермилова Е. В. Метафоризация в поэзии XX века // Контекст. 1976. М„ 1977.

44. Ермолин Е. А. Символы русской культуры X-XVIII вв. Ярославль,1998.

45. Есенин С. А. Собр. соч.: В 6 т. М„ 1980. Т. 6.

46. Житие святого великомученника Георгия и благоверной царицы Александры. М., 1990.

47. Зельцер Л. 3. Символ инструмент анализа художественного произведения. Владивосток, 1990.

48. Золян С. Т. О соотношении языкового и поэтического смыслов. Ереван, 1985.

49. Иванов В. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973.

50. Иванов Вяч. Кризис индивидуализма // Вопросы жизни. 1905. № 9.

51. Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб., 1909.

52. Иванова Н. Д. Символ в структуре пейзажа // Семантика языковых единиц: Доклады 5 международной конференции. Т. 2. М., 1996. С. 150-152.

53. Иванов-Разумник. Земля и железо // Литературные отклики. Русские ведомости. 1916. № 79. 6 апр.

54. Иванов-Разумник. Третий Рим // Новый путь. 1917. № 2.

55. Казаркин. А. П. Апокалиптика Николая Клюева: К истолкованию поэмы "Песнь о Великой Матери" // Вестник Томского гос. ун-та. Т. 266. 1998.

56. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология XX век. М., 1995.

57. Керлот X. Словарь символов. М., 1994.

58. Киселева Л. Христианство русской деревни в поэзии Н. Клюева // Православие и культура. Киев. 1993. № 1. С. 59-77.

59. Клюв Н. Письмо к А. Ширяевцу (ноябрь 1914) // Devisu 1993. № 3.

60. Клюев Н. Гагарья судьбина // Север. 1992. № 6.

61. Клюев Н. Каин // Наш современник. 1993. № 1. С. 92-99.

62. Клюев Н. Литераторы о себе // Красная панорама. 1926. № 30 (124), 23 июля.

63. Клюев Н. Порванный невод // Москва. 1987. № 11. С. 30.

64. Клюев Н. Праотцы // Лит. обозрение. 1987. № 8.

65. Клюев Н. Самоцветная кровь // Записки передвижного общедоступного театра. 1919. № 22-23.

66. Клюев Н. Сердце единорога: Стихотворения и поэмы. СПб., 1999.

67. Клюев Н. Сорок два гвоздя // Слово. 1990. № 4.

68. Клюев Н. Соч.: В 2 т. Мюнхен, 1969.

69. Клюев Н. Старое и новое. Пленники города // Новая земля, 1911. № 22 (авг.).

70. КлюевН. "Я славлю Россию.": из творческого наследия: Автобиографическая проза // Лит. обозрение. 1987. № 8. С. 101-112.

71. Кожевникова Н. А., Петрова 3. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX в. Вып. 1: "Птицы". М., 2000.

72. Коринфский А. А. Народная Русь. Самара, 1995.

73. Костючук Л. Я. Возможности семантических сдвигов при сочетаемости слов (К вопросу о становлении устойчивых сочетаний на метонимической основе) // Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1983. Вып. 3. С. 81-89.

74. Кох Р. Книга символов эмблемата. М., 1995.

75. Кравченко Э. Я. Символ как организующее начало образности в ранней поэзии А. Белого // Текст: Проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного: Тезисы междунар. науч.-метод. конф. М., 1996. С. 152-153.

76. Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. М., 1962-1978.

77. Крюкова Н. Ф. Метафорика и смысловая организация текста. Тверь, 2000.

78. Ларин Б. А. Учение о символе в индийской поэтике // Поэтика: Сб. статей. Л., 1927, С. 29-43.

79. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. № 7.

80. Левин Ю. П. Структруа русской метафоры // Труды по знаковым системам. Вып. 1. Тарту, 1964.

81. Лисицкая Е. Н. Эпическое творчество Н. Клюева (организация мотивов). Томск, 2001.

82. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

83. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

84. Лосев А. Ф. Аксиоматика знаковой теории языка // Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. С. 28-64.

85. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка//Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. С. 408^152

86. Лосев А. Ф. Символ и художественное творчество // Известия АН СССР. Серия литературы языка. М., 1971. Вып. 1. С. 3-14.

87. Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. С. 613-800.

88. Лосев А. Ф. . Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

89. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

90. Лосев А. Ф. Проблема символа в связи с близкими ему литературоведческими категориями // Известия АН СССР. 1970. Т. XXIX Вып. 5. С. 377-390.

91. Лосев А. Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева// Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 203-256.

92. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

93. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х т. Т. 3. Таллин, 1993.

94. Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике: Введение. Теория стиха// Труды по знаковым системам. Тарту, 1964. Вып. 1 С. 10-21.

95. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. XXI.

96. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф- имя культура // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. VI. С. 282-303.

97. Любомиров П. Г. Выговское общежительство Исторический очерк. М., Саратов, 1924.

98. Маковский М. М. Язык, миф, культура. М., 1996.

99. Максимова Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. ЮО.Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. М.,1997.

100. Марков И. И. О Сергее Есенине // Есенин и русская поэзия Л., 1967.

101. Маркова Е. Мать-троица в поэзии Ник. Клюева // Красное знамя (Вытегра). 1993. 16 ноя.

102. Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства. Петрозаводск, 1997.

103. Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.

104. Мейзерский В. М. Взаимодополнительность символа и метафоры как психолого-семиотическая проблема // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990. С. 100-109.

105. Мейзерский В. М. Проблема символического интерпретанта в семиотике текста // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. № 21. С. 1-9.

106. Мекш Э. Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции) в эпическом творчестве Ник. Клюева. Даугавлис, 1995.

107. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

108. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

109. Мелетинский Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Бессознательное многообразие видения. Новочеркасск, 1994.

110. Минц 3. Г. Символ у Блока // В мире А. Блока: Сб. статей. М., 1981. С. 172-208.

111. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. М., 1980.

112. Михайлов А. Николай Клюев и мир его поэзии // Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997. С. 7-77.

113. Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии. М., 1990.

114. Михайловская А. О художественной условности. М., 1970.

115. Нахов И. М. Традиции аллегоризма и "картина" Кебта Фиванско-го // Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 61-78.

116. Николай Клюев: Исследования и материалы. М. 1997.

117. Николай Клюев: Образ мира и судьбы. Томск, 2000.

118. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

119. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.

120. Петровская М. Г. Биографический метод // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 89-90.

121. Полякова С. В. О внешнем и внутреннем портрете в поэзии Клюева: К вопросу об архетипичность поэтического языка // Ученые записки Тарт. ун-та. 1986. Вып. 737. С. 150-161.

122. Пономарева Г. Проза Николая Клюева. М., 1998.

123. Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989.

124. Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.

125. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

126. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

127. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.

128. Райе Э. Николай Клюев // Клюев Н. Соч. в 2 т. Мюнхен,

129. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

130. Рождественский Т. С. Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909.

131. Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1999.

132. Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920-х гг.): В 2 кн. М„ 2000-2001.

133. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ). Ереван, 1980.

134. Свенцицкий К. А. Вступительная статья // Клюев Н. Братские песни: Книга вторая. М., 1912. С. 5-6.

135. Свенцицкий В. П. Наши ближайшие задачи // Новая земля. 1911. № 2 (янв.).

136. Сепсякова И. Языческое, старообрядческое и христианское начала в поэзии Н. Клюева // Проблемы исторической поэтики. Вып. 3. М., Петрозаводск, 1994. С. 316-340.

137. Славянская мифология: Энциклопедия. М., 1980.

138. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. JI. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М., 1974.

139. Смирнов А. А. Романтический символ в лирике Лермонтова // Вестник МГУ. 1989. Сер. 9. Филология. № 5. С. 3-9.

140. Соколова 3. П. Животные в религиях. М., 1992.

141. Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992.

142. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933.

143. Старообрядчество, Лида, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

144. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

145. Субботин С. И. Николай Клюев читатель Л. Трефолева и П. Якубовича: Об истоках раннего клюевского творчества // Николай клюев: исследования и материалы. М., 1997. С. 163-183.

146. Тахо-Годи А. А. Термин "символ" в древнегреческой литературе: историко-семасиологический этюд // Вопросы классической филологии. М., 1976. С. 16-57.

147. Тахо-Годи А. А. Художественный символический смысл трактата Порфирия "О пещере нимф" // Вопросы классической филологии. М„ 1976. С. 3-27.

148. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М., Л., 1957. Т. 23.

149. Толстой Н. И. Словарь-комментарий к поэме Н. Клюева "Пого-релыцина" // Новый мир, 1987, № 7, С. 99.

150. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 77-103.

151. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

152. Тресиддер М. Словарь символов. М., 1997.

153. Тропкина Н. Е. Образный строй русской поэзии 1917-1921 гг.: Монография. Волгоград, 1998.

154. Тропкина Н. Е. Русская поэзия 1917-1921 годов: Художественные искания поэтов серебряного века: Учебное пособие. Волгоград, 1995.

155. Уваров Л. В. Образ, символ, знак (Анализ современного гносеологического символизма). Минск, 1976.

156. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

157. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

158. Федоров Н. Сочинения. М., 1982.

159. Федоров Н. Философия общего дела. М., 1913.

160. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

161. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

162. Флоренский П. А. Строение слова // Контекст-1972: Литературно-теоретические исследования. М., 1973. С. 348-375.

163. Флоренский П. А., Ларионов А. И. Symbolarium (Словарь символов) // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1982. Л., 1984. С. 100-115.

164. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

165. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

166. Хализев В. Теория литературы. М., 1999.

167. Хожение за три моря Афанасия Никитина. М., Л., 1948.

168. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983.

169. Черкасова Е. Т. Опыт лингвистической интерпретации тропов (метафора) // Вопросы языкознания. М., 1968. № 2. С. 28-38.

170. ШелестюкЕ. В. Поэтический символ-образ и троп с концептуально-семантической точки зрения // Лингвистические исследования: эволюция и функционирование языка. Екатеринбург, 1994. С. 155— 159.

171. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966.

172. Шпенглер О. Закат Европы. М., Л., 1923.

173. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.

174. Шульская О. В. О символе в поэзии А. Можирова и Е. Винокурова // Лингвистика и поэтика. М., 1979. С. 255-273.

175. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

176. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX в. М., 1988.

177. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990.

178. Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998.

179. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

180. Юркина Л. А. Символ и его художественные функции. АКД. М., 1989.

181. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975.

182. Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения (набросок плана) // Труды по знаковым системам. Вып. 4. Тарту, 1969.

183. ЯцкевичЛ. Г. Концептуальные и символические основы поэтической фразеологии слова "душа" в творчестве Н. А. Клюева // Проблемы русской лексикологии и лексикографии. Тезисы докладов межвуз. науч. конф. 13-15 октября 1998 г. Вологда, 1998. С. 32133.