автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Редько, Яна Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева"

^ #

л^- На правах рукописи

О4 ^

О

РЕДЬКО Яна Петровна

ПОЭТИКА ЦИКЛА "ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ" Н.КЛЮЕВА

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Барнаул - 1997

Работа выполнена в Алтайском государственом университете

Научный руководитель: доктор филологических наук,профессор Козлова С.М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,профессор

Ведущая организация Новосибирский государственный педагогический университет

заседании специализиро 4.45.07 по присуждению

ученой степени кандидата наук в Алтайском государственном университете /656099,Барнаул,ул.Димитрова,66/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Алтайского государственного университета

Казаркин А.П.

кандидат филологических наук, доцент Карпова Г.И.

Защита состоится

1997 года в _ часов на

Автореферат Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук,доцент

Куляпин А.И.

Актуальность исследования: оригинальностью, неповторимостью поэтического письма Н.Клюева объясняется устойчивый интерес к его творчеству. В настоящее время на фоне общего внимания к проблемам номокрестьянской поэзии, разработки в этой области современных концепций (В.В.Коржан.А.И.Михайлов), изучения преемственных связей поэтов интересующего нас направления, взаимосвязи в их творчестве литературы и фольклора (Л.А.Киселева, Т.П.Чаплышкина) интерес к творчеству Клюева значительно возрос.

Перг.ым направлением в изучении поэзии Н.Клюева следует назвать проблему жанров. Начало было положено В.Г.Базановым. Наиболее обстоятельно в плане жанровых особенностей им охарактеризованы "Плач о Есенине" 1 и "Погорельшдаа" 2.

Нонг-'йшие работы (Л.В.Захаровой,О.Симчич,Е.И.Марковой) отличает тенденция к укрупнению объекта исследования, в связи с чем теряется пристальный взгляд к поэтике отдельных произведений, вопросам поэтической техники, хотя и в этом направлении получены существенные результаты. В частности метрический строй стихов Н.Клюева был охарактеризован немецким ученым Э.Брайдертом. Особенности метафоризации рассматривались исследователями В.Г.Базановым, K.M.Азадовским, Н.И.Неженец, С.В.Поляковой, которыми метафоризм был выделен как один из существенных принципов поэтики Клюева. Тем не менее поэтическая техника Клюева представляется недостаточно изученной. Мало разработана проблема циклизации в творчестве Клюева. Требует пристального внимания проблема творческого метода поэта.

Исследователи поэзии Клюева единодушно признают её связь с фольклором. Однако проблема соотношения "литературного" и "фольклорного" элементов в творчестве Клюева (отдельно взятых нестили-зонанных произведениях), на протяжении ряда лет рассматриваемая личг:ратуроведами, окончательно не решена.

Основной целью работы является опыт решения проблемы творческого метода Клюева через изучение его поэтики на материале цикла "Иабяные песни". Выдвигаются задачи:

1. Выявление особенностей . ритмической организации цикла "Избяные песни";

1. Русская литература, 1974, N3. 0.192-198. Z. Русская литература, 1979, N1. 0.77-96.

2. Анализ метафорической системы цикла как наиболее репрезентативный для стиля поэзии Клюева;

3. Описание и интерпретация метафорических образов, картин как материала сюжетосложения и художественной концепции цикла;

4. Исследование жанровой природы цикла, определение его принципов и характера его целостности.

Методологической основой диссертации явились работы: М.Л.Гаспарова, М.Н.Эпштейна, Н.Д.Арутюновой, Г.Н.Поспелова, Ю.М.Лотмана, Э.Брайдерта и др.

Методы исследования; метод структурного анализа в сочетании с историко-литературным (проблема метода, жанра кшоевского цикла), мифологическим (архитектоника цикла), герменевтическим (интерпретация поэтических образов, мотивов "Избяных песен") подходами.

Научная новизна заключается в том, что впервые проводится опыт кардинального решения проблемы двойственности творческой манеры Н.Клюева через микроанализ его поэтической техники. На материале отдельного произведения впервые исследованы и описаны особенности ритмической организации, метрического строя "Ивбяных песен", принципы метафоризацш, функции и содержания метафоры в цикле, жанровая природа (жанровые источники) и принципы циклизации. Описаны и интерпретированы сюжет, сюжетная динамика, концептуальный комплекс цикла "Избяные песни". Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что творческий метод Клюева в цикле "Избяные песни" представляет собой феноменальную попытку преодолена

- границы между народно-поэтической и профессиональной культурами,

- получившую развитие в творчестве Клюева и положившую основание новокрестьянской поэзии.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, чтс разработанная методика анализа и описания метафоры в поэтичест произведении представляется достаточно продуктивной и перспективной в исследованиях художественного стиля.

Перспектива работы видится в том, что результаты ее могу найти применение при исследовании ряда проблем: изучения своеобразия клюевской метафоры в более общем контексте предшествующе: русской поэзии, изучения жанровых особенностей клюевских циклов метафорического текста клюевской прозы; а также проблемы циклиза ции в творчестве поэтов-новокрестьян.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов и результатов исследования в практике преподавания в вуае при чтении курса лекций по русской литературе XX века, проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров, при разработке методических пособий.

Материалом для исследования послужил цикл Н.Клюева "Избяные песни", рассматриваемый в контексте творчества Клюева и русской пониии начала XX века, представляющийся наиболее благодатным и перспективным для изучения творчества поэта названным методом. Налипание "Избяных песен" совпадает с временем становления поэтики ирглого Клюева, что мы считаем принципиально важным для выбора име;!чо этого цикла стихотворений в качестве объекта анализа. "Из-бяшлми песнями" положено начало постепенному переходу поэта к эпосу в циклах "Земля и железо"(1916), "Поэту Сергею Есени-ну"(1916-1917), "Ленин"(1918), "О чем шумят седые кедры"(1932), завершившемуся написанием поэм "Плач о Сергее Есенине"(1926), "Деревня"(1926), "Заозерье"(1926), "Соловки"(1926-<1928>), "Пого-релыцина"(1928), "Песнь о Великой Матери"(1929 или 1930). "Избяные песни" создавались Клюевым с середины марта 1913 г. до сентября 1915 г. на родине, в Олонецкой губернии. В этот период Клюев отходит от подчеркнутого стилизаторства в своем творчестве 1911-1912 гг., связанного со сближением с акмеистами, отдаляется от Блока и символистов.

Адресация работы Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры-АГУ, на научных конференциях в АГУ, БГПУ, ТГ.У, на международной конференции "Культура и текст" (Барнаул, 1996).

Структура диссертации Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, Приложения: таблицы, обобщающие анализ ритмч, метафоры.

Во введении определены цель и задачи исследования, обосновываемая актуальность избранной теш, описываются методы исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, содержится обзор научной литературы по теме диссертации.

В перпнй главе - "Особенности ритмической организации цикла" - представлена характеристика метрического репертуара "Избяных песен", определено его отношение к ядру метрического репертуара

1890 1924 гг., рассмотрены ритмические особенности отдельных стихотворений (анализ версификации 2-х и 3-х-сложников), охарактеризованы каталектика и строфика в цикле.

В статистической аналитике клюевского цикла были использованы некиторые результаты работ Э.Брайдерта и М.Л.Гаспарова (сравнительно- сопоставительные таблицы).

Согласно современной теории ритма, "ритмическое единство сти-хотьорного произведения существует не изолированно, а в живом единстве с содержанием, переплетаясь с интонационно-синтаксической структурой, звуковой инструментовкой и другими компонентами, обра-зуюцши стих".1

Однако в подходе к анализу ритма "Избяных песен" исходным моментом послужило определение ритма в узком значении этого слова , т.е. реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, которое само является частным случаем метра - его "ритмической формой" ("вариацией,модуляцией"). Анализ ритма "Избяных песен" в бол^е узком значении объясняется, во-первых, интересом к ритму как части поэтической техники Клюева,во-вторых,тем,что ритмическая система служит организующим принципом циклического целого.

На атом основании рассматривается полиметрическая композиция "Избяных песен": метрика отдельных произведений и целого цикла. В изучении полиметрической композиции исходным стало заключение М.Л.Гаспарова о цикле начала XX века как наиболее благодарной для полиметрии форме в то время как полиметрия есть "сочетание разных размеров в одном тексте, которое обычно мотивируется переменой теми, вмоций, точки зрения, в конечном счете интонации."2

Написанию "Избяных песен" (1914-1916) предшествовали поиски Клякса по следующим направлениям: создание стихов в размерах сил-лаб'/-тоники, собственно фольклорных стилизаций, авторского духовного стиха.

Особенностью метрического репертуара цикла явилось то, что клюевский стих в "Избяных песнях", несмотря на наличие крестьянской тематики, опыта автора в создании фольклорных стилизаций, не имеет отношения к песенному тоническому стиху. Части клюевского цикла как полиметрического произведения написаны размерами русс-

1. Словарь литературоведческих терминов. М. ,1974, с.322.

2. Распаров М.Л. Русские стихи 1980-1925-го годов в комментариях. М.,1993, с.126.

эго классического стиха С га исключением дольника): М; Я6;Я6;Д4; Ам4; Ам4; АнЗ; Дк; Ан4; Х4; Я4; Ам4; АмЗ; Х6; Ан4. з 15-ти "песен" 9 написано трехсложными размерами, 5-двусложными мерами, одна - дольником. Употребление дольника, близкого к >ш!ибо-тонике, еще раз подчеркивает удаленность клюевского теко-н от фольклорного.

Последовательность размеров стихотворений цикла отчетливо де-эж-трирует в его построении наличие принципа симметрии: трехсложной равной длины, 4-стопные амфибрахий (N1) и анапест (N15), наяду с 6-стопными ямбами (N2,3) и хореем (N14) обрамляют цикл, -стопный дактиль (N4) соотносится с 4-стопным амфибрахием (N12). центре полиметрической структуры между анапестами, 3-стопным и -стопным, находится дольник (N8).

Серединное положение, занимаемое в цикле дольником, свиде-елм'твует не о новаторских тенденциях Клюева (экспериментами в ач.ч."с XX века выглядят, скорее, обращение к свободным формам сти-а - тактовику и акцентному стиху (Блок, Анненский, С.Черный, Мая-ювекий и др.), поиски новых форм стиха (Хлебников)), а о том, что ольник служит своеобразным "кодом" к пониманию принципа ритмичес-:и'п единства цикла. Не исключено, что последовательность в расс-■аноике разнометрических звеньев "Избяных песен" отражает порядок (сполнения похоронных причитаний, одна часть которых исполнялась [о погребения, другая (поминальные причитания) - после погребения.

Сам фэтт выявления на метрическом уровне кольцевой композиции 'Иишиых песен", которая представляет собой продуманную, "искусс-'веппую" организацию разнометрических звеньев, отличается повышен-гой упорядоченностью, урегулированностью, свидетельствует о воз-южпг".~ти существования некоего единого лирического сюжета в цикле.

Обран:,.чет на себя внимание тенденция к уравновешенности стихов унадя. Не нарушая принципа силлабо-тонического стихосложения, Клю-;в том не менее осуществляет переактуалиаацию силлабо-тонической «етригл: использует классический метр, делая акцент на силлабическом принципе равносложности: строки 2-х и 3-х-сложников в цикле 1МППТ приблизительно одинаковое количество слогов (11-12-13). По-тамстельно, что из 15-ти "песен" цикла 10 написано стихами, содер-каш,ичи по 12 слогов. Это обстоятельство придает "Избяным песням" характер стилизованной архаики.

Ядро метрического репертуара русской лирики 1890-1924 годов в

убыкшлцем порядке составили: Я4ст - 18,9%, Я5ст - 11,6, Х4ст -8,0, Яв - 5,5, д-к - 8,7, Ябст - 5,2 (всего 57,9%); Х5ст - 4,5, Ярз - 3,8,акц - 3,3, АнЗст - 3,3, ЯЗст - 2,1 (всего 74,9Х)1. Часть ..раг-мг/ров, используемых Клюевым в "Избяных песнях", входит в ядро метрического репертуара эпохи (а именно 4-стопный ямб, 4-стопный хорей, дольник, 6-стопный ямб, 3-стопный анапест).

Клю<-.т. мало использует в своем цикле наиболее популярные в даяний период размеры - 4-стопный ямб, 4-стопный хорей. С этими размерами по количеству употреблений в цикле "соперничают" шестис-топники: ямб и цезурный хорей, вышедший в начале XX века из моды. Особое внимание обращает на себя незначительное проявление "интереса" поэта в "Избяных песнях" к "песенному" 4-стопному хорею, столь характерному для "Песен из Заонежья". Что касается других размеров, относимых к "ядру", то кроме б-стопного ямба Клюев пользуете; дольником, завоевавшим с 1890 по 1935 гг. вместе с другими некп».;сическими размерами почти 5-ую часть всех текстов-, 3-стопным ангии-'том, бывшим популярным в 1840-1850-е годы у поэтов Некрасова, Щедрина, Фета, Полонского. В 1880-е годы анапест оказался самым популярным среди других трехсложных размеров, вытесненных должником. Местоположение дольника, 6-стопного ямба в середине перечни размеров, а анапеста - в его конце, свидетельствует о том, что Клюев с его "Избяными песнями" находится не в центре, а на пе-риф^^.и ядра метрического репертуара 1890-1924 гг.

На6.я!!:/;, пше активного использования в цикле трехсложных размером, среди которых полный набор метров трехсложников (амфибрахий, ш1алс:от, дактиль) позволило предположить, что поэт в цикле близок к ядру метрического репертуара другой эпохи, это: 1851-1860 гг.

Тяготение Клюева к амфибрахию (им написана треть всех стихотворений цикла) отсылает к поискам истоков в области "клюевского" мстрн в 1810-1830/40-е годы. В то же время в 1925-1936 гг. состоится будущий взлет амфибрахия, оттеснившего анапест. А это означает и определенное новаторство Клюева в области метра, опередившего в этом направлении свою эпоху.

Как показало исследование, и на фоне новокрестьянских поэтов Юшк.ч; выделяется в "Избяных песнях" удаленностью от центра ядра

1. Т'асиаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.,1974, с.46-47.

метрического репертуара 1890-1924 гг. В данном периоде ведущим рагдаром оказывается 4-стопный ямб. На втором месте после 4-стоп-ноги ямба - пятистопник. Период с 1890 по 1935 гг. считается временим преобладания 5-стопного ямба, опирающегося на традиции философской элегической лирики. . Третий лидирующий размер - 4-стопный хорей. Из перечисленных размеров наиболее активно поэты ис-поды-уют 4-стопный хорей. На обращение новокрестьянских поэтов к хоре:» могла повлиять литературная традиция ( хорей считается размером, наиболее соответствующим ритмам русских народных песен).

Рассмотрение ритмических особенностей отдельных стихотворений цикл.' (анализ версификации 2-х и 3-х-сложников) позволило заключить, что для двусложных шестистопников характерен "архаизированной" ритм. Устойчивость III и IV и наличие цезуры дают основание 6-стпиный ямб и б-стопный хорей отнести к "симметрическому стиху", по терминологии М.Л.Гаспарова. Тяготение Клюева к более ранней тралили в употреблении многосложных размеров подчеркивается тем, что «го современники Бальмонт, Брюсов и другие используют сверх-длииные размеры: 8-, 10-, 12-стопные хореи и ямбы.

В четырехстопниках, ямбе и хорее, безоговорочно сильными яв-ляк1'"-".! II и IV стопы, что служи г указанием на традиционность ритм.- утих размеров. На традиционность Клюева в данном случае ука-и само обращение к средним размерам, ставшими универсальными и дIX веке.

Иа 3-сложников во всех рассматриваемых 4-стопных размерах (кроме дактиля) .II стопа устойчивее I и III стоп; в 3-стопном анапесте. - устойчивее I стопа. Последняя стопа во всех случаях константна. И наиболее высокой степенью нарушений выступает амфибрахий. Это традиционно для русского стиха. Ритм всех трехсложных раг.м'пюв достаточно упорядочен, отсутствуют пропуски метрических удар>:п'й (таким образом ритм трехсложников "размывается", например, у Пастернака) хотя в начале XX века ритм трехсложников су-щесгсино деформируется.

Употребление Клюевым 3-, 4-стопных трехсложников выглядит традиционным на фоне новых 6-, 7-, 8-стопных трехсложников, вводимых ^¡льмонтом, Брюсовым.

Особьп: характер имеет система клаузул у Клюева, в которой преобладают однотипные окончания, преимущественно мужские.

Стихотворения со сплошными мужскими окончаниями имели место в

XVIII веке, еще большее распространение получили в XIX веке. Тем но менее русскому стихосложению в большей степени свойственны чередующееся клаузулы. В связи с этим можно утверждать, что система клаузул у Клюева достаточно архаична.

В клюевском цикле наряду с равнострофичными стихотворениями имеют место разнострофичные стихотворения, характерные для всего творчества поэта. 6-стишия и 8-стишие оказываются сдвоенными строфами придающими стихам монотонность, которая мотивируется темой "Избяных песен".

На фоне общего интереса к изысканным строфам (см. стихи Сологуба, Брюсова, Вяч.Иванова и др.),обращение к твердым формам, таким, как сонет, венок сонетов, рондо, рондель, газель, триолет (Бальмонт, Сологуб) Клюева отличает приверженность традиции.

Клюеп и в области вида стиха традиционен: способы рифмовки, прим шиемые в цикле, самые распространенные - парная и перекрестная.

Отсутствие эксперимента в области ритма "Избяных песен" мы евниаии с тем, что на фоне вековой традиции силлабо-тонического стихо жжения тоника как фольклорная, так и декламационная, в годы наии.'.-.лия цикла воспринималась как новация. Клюев, оставаясь в рам;г;х традиционного стихосложения, тем самым акцентировал в своей поуои;; новации содержательные. Традиционная ритмика служила не столмъ. средством эстетизации низовых духовных смыслов, "ересей", этой вадаче скорее бы послужил тонический народный стих, сколько сносе;Г..,м их трансляции в высокую культуру, то есть синтез народной и профессиональной поэзии Клюева осуществляется как бы на нейтрал территории: не тоника и не современная силлабо-тоника, а архаическая метрика русского стиха на границе между силлабическим и силлабо-тоническим типами стихосложения.

Вторая глава - "Метафора: типы,комплексы, мотивы" - исследует творч^окие принципы, миростроительные функции и художественную се-малтшг; метафорики "Избяных песен".

Анании осуществляется на основании современной теории метафоры (П.Мейлах, Ю.И.Левин, Г.Н.Поспелов, Н.Д.Арутюнова),• в частности, следующего определения: "классическая метафора - это вторжение синтеза в зону анализа, представления (образа) в зону понятия, во-обрда т'ия в зону интеллекта, единичного в зону общего, индивиду-

алыкх-ти в страну классов"1. Для поэтической речи характерно употребление метафоры во вторичной для нее номинативной функции (в имсш'ме позиции вносятся атрибутивные и оценочные значения) - би-нари'.ч" метафоры (метафоры-сравнения), объединяющей в генитивное сочетание имена сопоставляемых объектов"2.

В описании метафоры использованы последние классификации Г.н.Поспелова и Н.Д.Арутюновой, на основании которых разработана следующая методика анализа метафоры.

По типу образования метафоры Г.Н.Поспелов выделяет: а) метафора ¡.ские сочетания, основой которых являются словесные олицетворении, во-первых, процессов, происходящих в неорганической природе типа "снег лежит", "дождь идет"; во-вторых, процессов, происходящих и сознании, душе людей, - состоянии их чувств, настроений, пе-режш;;ший типа "тоска грызет", "скука заела", б) метафоры, основание..- на отождествлении душевных свойств со свойствами материальной лизни, или овеществляющие метафоры типа "тяжелая скорбь", "же-ле;>и;ы воля"; на отождествлении явлений природы или материальной культуры по принципу сходства с частями человеческого, животного или растительного организма типа "язык пламени", "подошва горы", "нож'т.-'. стола", в) вид овеществляющих метафор, в которых те или иные явления или процессы словесно отождествляются по принципу сходства с явлениями и процессами материальной жизни ("ход ве-щкй"/'цепь доказательств").

По фулпции Н.Д.Арутюновой выделены: 1) метафора как лексика внутреннего мира (эмоциональная); 2) характеристика абстрактных понятий (предикатные метафоры); 3) предикаты широкой сочетаемости, выраженные глагольной формой; 4) предикаты тонкой семантики (метафоры, представляющие собой скрытое сравнение близких и дальних мирок) .

Соответственно двум аспектам классификации автор вводит индексацию: строчной буквой обозначает вид метафоры по типу образовании, арабской цифрой - по функции. Например, метафора "вороны* сч!ы"(а4): по первому типу классификации а (олицетворяющая метафора); по второму типу - 4 (предикат тонкой семантики, метафора, представляющая собой скрытое сравнение близких и дальних миров).

1.Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры.М.,1990,с.19.

2.Линевистичекий энциклопедический словарь. М.,1990,с.296.

Мет,¡.[opa рассматривается как бинарное сравнение; первый член, суб'ь-fíi- метафоры, или определяемое, назван референтом; второй член, объект метафоры, или определяющее - релятом.

Прим> ияемый способ описания метафоры заключает в себе следующие итапы: 1. Расчленение метафоры (выделение референта и релята). 2.:Определение сфер сочетания референта и релята. 3. Классификация McxaiTajpa по типу образования. 4. Классификация метафоры по функции. П. Определение концептуального значения метафоры.

Настоящая методика анализа метафоры позволяет значительно снизить долю субъективности в ее интерпретации и произвести анализ и опившие метафорических единиц стихотворного цикла Клюева: 1)всех простых метафор, то есть построенных на сближении предметов или явлений по одному какому-нибудь общему у них признаку, в том числе выч.г.-ггеных из развернутых метафор; 2)развернутых метафор, то есть построенных на различных ассоциациях по сходству; 3)метафорических комплексов, в которых метафоры объединены на основе общей семантики ("избы", "природы" и т.д.). Анализ смысловых отношений на основании сопоставления метафорических картин в стихотворениях позволю! ¡растеризовать метафорический сюжет всего произведения.

В цикле "Избяные песни" на 344 стихотворные строки приходится 271 простая метафора, что свидетельствует об очень высокой степени насыщения метафорами цикла. В стихах преобладают по типу образовании метафорические сочетания, основой которых являются словесные олицетворения (а): из общего числа метафор их 180. Оставшиеся метафорические сочетания - овеществляющие метафоры 2-х типов; из них абсолютно преобладают метафоры типа 6(84), основанные, во-первых, на отождествлении душевных свойств со свойствами материальной жизни; но-вторых, Há отождествлении явлений природы или материальной культуры по принципу сходства с частями человеческого, животного или растительного организма. Очень редки овеществляющие метафоры типк (в), в которых те или иные явления и процессы словесно отождествляются с явлениями и процессами материальной жизни (7). По фуш'.пхи на первом месте по количеству предикаты тонкой семантики (158), на втором - предикаты широкой сочетаемости, выраженные глагольной формой (108), наименьшее число метафор эмоциональной лексики (5) и характеристик абстрактных понятий (5). Результаты ана-лтн па данном этапе показали, что поэтическая техника Клюева органично синтезирует архаическую (фольклорную), классическую (русс-

кая поэзия 19 века) метафорику - доминирующее положение олицетво-ряющг;" метафоры (а) и принципы поэтической риторики нового века -доминанты предикатов тонкой семантики и широкой сочетаемости. Благодаря синтезу мифологических оснований фольклорной метафоры и ассоциативной техники метафоры 20 века Клюеву собственно удалось ввести в высокую поэзию низовой крестьянский быт и культуру и заложить основание новокрестьянской поэзии.

Своеобразие метафорической системы Клюева показывает опыт рассмотрения клюевской метафоры в литературном контексте начала XX века. Сопоставительный анализ как и ссылки на результаты других исследований (Л.Л.Вельской, М.Н.Эпштейна, Н.А.Кожевниковой) показали, что в метафорах "Избяных песен" Клюев использует ключевые слог.н поэзии символистовмечта, сказка, сон, а также традиционные дли символистов, заимствованные от предшественников XIX века, слова- оГф.'-.вн: мгла, сумрак, зима, лазурь, день, заря, звезда, закат, тень, тьма, солнце (приведена таблица, отражающая повторяемость трндииконных для символистской поэзии слов в метафорах цикла).

Конкретное исследование метафорической системы "Избяных песен" осуш,егт:\яялось путем анализа каждой стихотворной единицы цикла (15 стихотворений) с целью проследить пути и источники формирования притонов циклизации, моменты породжения и динамику развития циклообразующих мотивов, образов, способы внешней и внутренней организации целостности цикла. В связи с чем решались такие конкретно- аналитические задачи: выяснения и описания источников клюевской метеоры; исследования динамики сфер сочетания метафоры; наблюдения п.'-д способами развертывания метафоры; интерпретации поэтических оОразов, созданных на базе метафоризации; описания метафорических комплексов и вариантов их композиции как зон порождения картин и мотивов цикла.

Итогом анализа явилось определение функций метафоризации в "Иабяннх песнях".

1. Синтез элементов мира в построении клюевского универсума.

Исследование метафорики "Избяных песен" подтверждает идею клю-евско": модели мира, названной В.Г.Базановым "избяным космосом". Имен;- в метафорах синтезируются различные элементы мироздания: бытн, природы, религиозного обряда, культуры, образуя клюевский. унииср! .ум, мыслящийся как изба. Избяной микрокосмос в основном за-полн;п>-' предметы бытовой сферы (к сфере быта мы отнесли и домашних

жиг.отних): горшок, подойник, лохань, метла, чулок, мочалка, сеть, самопрялка, веретенце, кринка; кот, корова, рябка одушевленные и одухотворенные. Среди них центральное место занимает печь. Традиционно находившиеся слева или справа от двери "печной угол и пространство примыкающее к нему, являются женскою часть избы",1 что несомненно послужило поводом к созданию множества метафорических уподоблений печи хозяйке (печка-лебедка пекла, печка-многоз-найк;;, осиротела печь, матерь-печь, печь вздохнула). В его соответствии с народными представлениями печной угол у Клюева - постоянно обиталище всевозможной нечистой силы : "в углу зашепталась t¡-пей гурьба", "запечных бесенят хихиканье и пляска".

У Клюема метафорически представлен и красный угол ("Богороди-цынл ■!• -нъ, просияв, ' сошла с иконы", "пламенный Егорий"). Красный угол ь\;егда располагается по диагонали от печи, так как "печь и красим* угол являют в отношении друг друга оппозиции на самых различим-. уровнях: сон - бодрствование, место хозяйки - место хозяина, трудовые будни - праздник, праздничное застолье, место немощного, слабого, "беспомощного" - место главы семьи и почетного гости, <...> нечистое место - святое место".2

В инбяпом микрокосмосе есть границы, которым предназначена охранная функция. Это двери ("у-чутких дверей"), порог ("под порогом ларыт "Богородицын сон")»заслон,преграждающий путь через трубу дымок с vía ("блюдя печной дозор, шушукает заслон").

Окна ;;:1дают два направления в избяном микрокосмосе своим обращу >-г.м на запад ("зарделось оконце", "в окне забрежит луч -вол 1х г.у;,- -дя сказка ", "постучится солнышко под окошком створчатым") и восток ("уставилось окно в капель и темноту"). Окно, обращенное на аап.",д, в клюевской избе несомненно примыкает к красному углу, а друи к:, обращенное на восток, кутное окошечко - находится напротив устья печи. Согласно исследованиям А.К. Байбурина, красный угол "укаомкал на полдень, на свет, на восход, на красную Божью сторону, другой (печь) - соответственно на тьму, на заход и т.п.3 Идею сопоставления окошка со светом и солнцем Клюев заимствовал в фоль-

1,Омолнщкий В.Г. Русь избяная. М. ,1993, с.57.

2.Смолицкий В.Г. Там же, с.58.

3.Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.,1983, с.128.

кжд»- (Ср. "Придет солнышко к нашим окошечкам", "Красная девушка в окошг.') глядит" (солнце), "Ив окна в окно готово веретено" (солнечный луч).

Мета>];сртческий образ "конька избы", параллелизм "небесного рая" и "земного" в метафорическом тексте цикла служат размыканию ивбнш.го пространства, включая его в пространство избяного макрокосме; 'а. Так, размыкают избяное пространство олицетворенные явления неживой природы, проникающие в избяной мир ("закат-золотарь", "солнце-вестник").

Путем перенесения в метафорах свойств крестьянского быта и религиозного обряда на природу организуется макрокосмос как мировая и;*ба, которую заполняют гигантские предметы: котловин сундуки, «ш1!:,'-.'.а зыбка, рушники-зори, звездные пышки, солнопека складень.

В гигантской избе есть свой "красный угол", единственный центр, представленный комплексом метафор ("знает маковка церквушки", "кресты вершин", "рундук-Фавор", "Бревенчатый короб - утроба кита, где спасся Иона...", "божничные сумерки"). Кроме того, в избяной космос вписывается антропокосмос предков ("сутемки - дедовская шапка")(подробное описание составляющих клюевского универсума как I[щшообразующий принцип содержит также 3-я глава). 2. Антропоморфизация и мифологизация избяного мира.

Результаты исследования существенно уточняют и развивают суждение Базанова о том,что в "Избяных песнях" "перед нами не просто иаба к то, что ее окружает. Тут мир домашний, обжитой, вещественный, неподвижный и в то же самое время - антропоморфный культ природы к ее стихий".1

Домя1! !!'.1й мир у Клюева отнюдь не неподвижен. Чрезвычайно актинид и универсальная антропоморфизация домашнего быта придает ему ф'/иический и эмоциональный динамизм. Избяной мир у Клюева не прости "обжитой", но живой и живущий ("заслон шушукает", "горшок, таган шепчутся", "повойник, бусы грезят", "(с котом) раздружился клу^о:-", "сеть, самопрялка загляделись", "подойник с кринкою числит, тревожат", "пар, гарь насытят", "запоет веретенце", "притихла метла".

У К,тг^ва в изображении крестьянского быта преобладает глаголимая метафора. И в этом существенное отличие цикла Клюева от

1. Бананов В.Г. Указ. соч., с.133.

стихотворения С.Есенина "В хате" (1914). За счет того, что Есенин в описании предметного мира избы почти не употребляет глаголов ("... У порога в дежке квас", "В печке нитки попелиц, А на лавке за ласлонкою - Шелуха сырых яиц"), его избяной мир представляется достаточно статичным. Причем предметы быта у С.Есенина не будучи олицетворенными, выполняют только естественные, присущие им функции.

Антропоморфизация оказывается, с одной строны, основой демо-нииации избяного космоса на базе народной низовой демонологии, ("теней гурьба", "душегубка-вода", "полонит вода","кинется шум","смерть трясогузую", "дремучая дремь"), с другой стороны, почвой мифологизации избяного космоса на базе религиозно-обрядовой традиции.

Поэт переосмысливает существующие мифы об отлете души в иной мир, библейский миф о спасении пророка Ионы в утробе кита, о заклании Агнца и урочном Его воскресении ( рождество ковриги,ее заклание и воскресение в виде новой жизни(стихотв.13)).Мифотворчество Клюева подчинено общей идее создания авторского мифа о Клюеве -поэте-крестьянине, выходце из народной глуби. 3. Сакрализация образа матери, ее смерти.

С одной стороны, в цикле метафорически представлен образ матери-хозяйки, земной женщины, о делах которой и облике в прошлом свидетельствуют предметы быта: "изождалась бадья","пустуют кольцо, чулок", "умер подойник", "спит лохань", "плат сирый", "сиротеют шушун, платок". В "Избяных песнях" содержится простое сообщение о том, что мать лирического героя умерла ("Четыре вдовицы к усопшей пришли..."(N1), "Умерла мама"(N4), "В домовшце матушка"(N8), "Спят в земле дед и мать"(N9), в котором получает развитие мотив "реальной" смерти матери.

С другой стороны, образ матери настойчиво выводится Клюевым из реальной житейской сферы. О смерти матери сообщается еще и иносказательно:"журавли несут душу", "знает лишь маковка ветхой церквушки, где поселилась хозяйки душа",солнце-вестник" от матушки. В этом случае происходит сакрализация смерти матери через метафору. Путем метафорической иконописи поэт материнский образ приближает к Богородице:"Богородицына тень сошла с иконы", у матери "венчик из облачных пен". Появление умершей матери среди ликов святых ("Иван-грозовая краса", "Медостов венец") в метафорической

картине 6-го стихотворения позволяет интерпретировать образ матери как образ святой.

Вследствие взаимодействия смысловых значений метафор, в которых олицетворяется быт - наиболее значимым здесь оказывается концепт метафоры "матерь- печь" - возникает метаметафора "мать-изба". Она является своеобразным "кодом" к осмыслению метафорического мотива Спасения и Воскрешения жизни после смерти, связанного с идеей "освящения" покойной, метафорическим сюжетом спасительной жертвы. "Мать-изба" благодаря устойчивой ассоциации (пространство избы ассоциируется с утробой матери, вынашивающей "горести и боль", сокрывающей ребенка (лирического героя) символизирует продолжение жизни, обновление рода.

4. Психологическая и легендарная характеристики образа лирического

уи.

В цикле,посвященном памяти матери,автобиографическое "Я" почти не обозначено:носитель речи анонимен. Автобиографическим в характеристике образа лирического героя "Избяных песен" оказывается только факт переживания смерти матери. Поэт действительно глубоко переживал потерю матери у себя на родине, в Олонецкой губернии. Известно, что собственную запись фольклорного плача в 1922 году Клюев сопроводил надписью:" Голошон плачеей Еремеевной на могиле моей матери в 1922 году (А я пуще ее плакал)".1 В письме к Валерию Врюсову Клюев сообщает, что "ближе и возможнее становятся ни с кем не разделенные, пустынные слезы (ГБЛ,ф.386,карт.49,Ш9,п.8-8об).На этом основании Базановым В.Г.сделан вывод о том,что Клюев в "Избяных песнях" "остается эпическим поэтом,прёдставителем деревенской общины,выразителем коллективного сознания,фольклорного "мы",растворяет себя,свое лирическое "Я" в мифологии,в обрядовых описаниях"2.

Ангшиз метафорики показал,что лирическое начало в цикле присутствует: переживания,чувства,которые может испытывать человек,понесший тяжелую утрату(ожидание,надежда на возвращение,осознание тщетности надежды). Но в метафорах происходит замещение субъекта переживания. Во-первых, его заместителями, носителями эмоционального состояния становятся предметы быта и домашние жи-

1. Базанов В.Г. Указ.соч., с.129.

2. Базанов В.Г. Указ.соч., с.134.

вотные ("лежанка, горшок ждут","кудахчет тщетно (рябка)","плачется кот","понура корова", "(к) жарнику приветному", "весел гнедой". Во-вторых, состояние природы оказывается параллельным состоянию лирического героя ("психологические параллелизмы"): "сумрак уныл", "сумерки строже", "сумерк баюкает", "вечер плачет капелями", "улыбнется травка лучу".Таким образом,метафора служит средством и способом создания лирического "Я".

Характеристика образа лирического "Я" носит также легендарный характер: происходит сакрализация библейской легенды о чудесном спноении Пророка Ионы в китовом чреве. Лирический герой, подобно Ионе спасается в утробе матери-избы, метафорически названной "бревенчатым коробом" ("Бревенчатый короб-утроба "кита"), в то же время, находясь в "утробе" избы, занимает место и в "утробе" мира, "избяного космоса".

Эстетизация и сакрализация крестьянского этноса.

Эстетизация быта в клюевских метафорах осуществляется за счет параллелизма с природой: "солнцева зыбка", "золотые ширинки" (листва на дорогах), "рушники-аори", "звездные пышки", "Коврига-светило", "солнцепека-складень".

В описании быта также присутствует праздничная обрядовость: "Бревенчатый короб - утроба кита", "Рундук запорожный - пречудный Фавор".

Быт эстетизируется Клюевым и посредством идеализации (одушевления, одухотворения): неприглядные предметы деревенского обихода, вплоть до самых "низких" ("изождалась бадья", "мочалка тоскует" и проч.),домашние животные из небогатого хозяйства в метафорах "Избяных песен" наделяются эмоциями, высокой степенью духовности, тем самым обретая внутреннюю красоту. Так образуется целый комплекс скорбящего быта.

Последнее обстоятельство является очень показательным для клвювекой метафорики. Хотя эстетизация быта характерна для устного народного творчества (крыльцо дома в фольклоре обычно "красное", ворота "широкие", окно "красное", "косящатое" и т.д.), предметы быта в фольклоре приобретают эстетические черты не за счет их наделения эмоциями. Заметим, что в пословицах, поговорках, загадках бытовые предметы как правило лишены какой бы то ни было одухотворенности (Ср. "Сидит Арина рот разиня" (печная труба), "Чертова бабка вся в заплатках" (каменка в бане), "Старик над водой, трясет

"Инбяных песен" не позволяет принять точку зрения Блока на "сермяжные" стихи Клюева, погруженные в замкнутую жизнь крестьянской избы, как на страдающие эстетической ограниченностью.

Изба в метафорах Клюева вместе с ее "содержимым" мистифицирована, получает тайный смысл. Собственно, идея того, что предметы быта имеют некое недоступное глазу содержание, достаточно распространена со времен язычества. Так, "с печкой связана тайна, скрытное".1

Тайна клюевской избы заключена прежде всего в том, что это целый космос, в котором соседствуют "сутемки - дедовская шапка", "солнцева зыбка", "рушники-зори" и т.д. Предметы быта в избе выполняют охранную функцию святого места: это "чуткие двери", "Бого-родицын сон", зарытый под порогом, "шушукающий заслон", который блюдет "печной дозор". Печь оказывается освященной материнским теплом ("матерь-печь", "печка-многознайка"), коврига-кормилицей, а утварь и "тварь" активно действующими членами семейства.

Синтез культур.

На базе метафоры посредством объединения на семантическом уровне разнородных элементов в "Избяных песнях" осуществился синтез народно-обрядовой культуры,выражением которой явилось фольклорное творчество,« христианской культуры.Даже в пределах цикла наметилась эволюция.Так,в стихотворении "Четыре вдовицы..." возникает соединение народно-обрядовой и христианской культур,но синтеза не происходит:связующим компонентом здесь послужил элемент светской культуры.

Во второй части цикла этот синтез становится более органичным. Основой здесь оказывается своеобразное тяготение Клюева к христианству, близкому к старообрядчеству,которое в свою очередь тяготеет к народно-обрядовой культуре.С одной стороны,описывается народное деревенское празненство ("лебедушки-девки","деды-стога"),с другой стороны,настойчиво звучит евангелический мотив("поп-ранп бездна и ада ключи","рундук-Фавор")(стихотв.12).

Через посредство народной культуры, в христианско-поэический мир Клюева проникают языческие компоненты. Этому способствовало и то, что старообрядческая линия в христианстве близка к низовой культуре, что само по себе составляет проблему,требующую разреше-

1. Смолицкий В.Г. Указ.соч., с.57.

_нии. В период написания цикла Клюева увлекает идея синтеза в поэзии устной народной культуры и письменной культуры, что должно было выразиться в создании особого "народного" поэтического языка. При этом Клюев прекрасно осознает трудность и проблематичность своей задачи (см. стихотв.4):

Как бы в стихи, золотые, как солнце, Впрясть волхованье и песенку ту ?

Строки и буквы - лесные коряги, Ими не вышить желанный узор... Есть, как в могилах, душа у бумаги -Алчущим перьям глубинный укор. Здесь выражено нарастающее скептическое чувство к возможности решения этой творческой задачи: не значит ли соединить устную и письменную поэзию - не только "впрясть" или "вышить", но и "похоронить" устное народное слово в "бумагу-могилу".

В третьей главе - "Жанровое своеобразие цикла" - рассматриваются принципы единства и целостности "Избяных песен".

"Избяные песни" уже в своем названии имеют жанровое определение - песни. Однако, как показало исследование, ни метрика, ни стилистика "Избяных песен" структурно не соотносятся с жанром песни. Исследователями В.Г.Вазановым, А.И.Михайловым, Е.П.Никитиной .предпринимались попытки выявления циклообразующего принципа на ос-ноилиии жанровых источников. По мнению В.Г.Базанова,художественное единство цикла составляет фольклорная и религиозная основа.В этой свяаи он отмечает,что в заглавном стихотворении цикла "отсутствуют прямые заимствования из причитаний, но воспроизводятся свойственные народным верованиям ритуальные действия и анимистические представления о душе умершей и смерти вообще"1.А.И.Михайлов считает, что плач сына по матери служит принципом единства "Избяных песен ".Согласно точке зрения Е.П.Никитиной,в основании содержания цикда-стихотворение С.Есенина "В хате"(1914).

Предпринятая в диссертации верификация• этих версий показала, что причеть,песня,стихотворение С.Есенина могут рассматриваться в качестве жанровых источников "Избяных песен",но их жанровое своеобразие ни к одному из них не сводится."Избяные песни" представля-

1. Вазанов В.Г. Указ.соч., с.134.

ют собой особую художественную организацию,группу произведений, объединенных по принципам своей собственной внутренней логики, обусловленной творческими задачами,художественной концепцией Клюева.

"Ивбмные песни" прежде всего есть цикл:"группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому,идейно-тематическому принципу или общностью персонажей,а чаще всего-по нескольким принципам".1

Исследование жанровой системы "Избяных песен" осуществлялось на основании теории цикла как жанра (А.В.Сапогов, М.Н.Дарвин, И.В.Фоменко, Л.Е.Ляпина)."Избяные песни" отличает, прежде всего, стилевое единство. Стройность, урегулированность ритмической системы "Избяных песен" выдает сознательно сформированный поэтом лирический ансамбль, в котором стихотворения объединены общностью замысла. 15 стихотворений обладают стилистическим единством: способы метафоризации в каждом из стихотворений повторяются. Стилистическое единообразие определяется, кроме того, установкой автора на использование в поэтическом творчестве (в основании метафор) фольклорных источников, которые служат созданию духовных смыслов, транслируемых в высокую культуру.

Циюшчекое единство "Избяных песен" образует хронотоп избы- крестьянского космоса и судьбы.Избяное пространство строго иерарх ично.

Нижний уровень в избяном пространстве занимают предметы крестьянского быта. Среди предметных лейтмотивных образов центральное место принадлежит "печи". Вокруг семы "печь", ядра в семантическом пучке, стягиваются лексемы "(с) таганом","шесток", "заслон" и др.

Второй уровень- животный домашний мир. В нем центральное место принадлежит коту ("лежанка ждет кота", "мурлыке будет блин", "с мурлыки сшита шапка"). Лейтмотивность образа кота связана с близостью этого животного к печи (шестку, лежанке), с общим представлением о коте как хранителе домашнего очага. Этот образ, также как и образ печи, встречается во многих клюевских стихах.

Следующий уровень в избяном пространстве - низшие духи. Центральное место среди избяной "твари", т.е. домашних мистических су-

1. Литературный энциклопедический словарь. М.,1987, с.492.

щесгв занимает "домовой". Примечательно, что домовой у Клюева -"горбун" ("горбун-домовой"). Образ хнычущего горбуна-домового ("плакида - залечный жилец") несомненно символизирует пришедшее без матери в упадок хозяйство.

Самый высший уровень-святые ("Егорий", "Влас", "Митрий Со-лунокий").

Временные рамки цикла охватывают около 3-х с половиной лет. Это время скорбной внутренней жизни лирического героя после смерти матери. Движение времени в первой части цикла (с 1-го по 8-е стихотворения) замедленно.Временные рамки отдельных стихотворений не превышают суточного времени,чем передается ощущение лирическим героем их тягостного однообразия,трудности в переживании каждого нового дня без матери.Во второй части цикла динамика во времени усиливается: годовщина смерти(стихотв.8)(ранняя осень),праздник Пасхи усопших(стихотв.12)(весна),празднование"рождения" ковриги (лето). Движение времени отражает идею смерти-воскрешения души лирического героя,который оказывается все более способным реагировать на внешние события.

Движение времени отражает также идею круговорота в природе,ее постоянного обновления:смерти и рождения. В цикле наиболее полно представлена "осень". Движение цикличекого времени не случайно начинается с сентября. Сама идея потерь и восполнения (смерти-воск-ресения)наличествует в праздновании сентябрьских дат (1 сентября -день Св.Семеона Столпника; 8 сентября- Рождество Богородицы). Кроме того, с осенью ассоциируются осенины, временной промежуток между Казанскою и Дмитриевым днем, то есть осеннею Родительскою. Показательно, что в заключительных стихотворениях "Избяных песен" осенних картин нет.

"Лето" и "зима" представлены опосредованно, в основном через народно-христианский календарь: Первый Спас-1 августа(стихотв.б), день памяти Бориса и Глеба- ?А июля (согласно поговорке "Борис и Глеб - поспел хлеб")(стихотв. 13) и пр. Изображение лета связано с темой крестьянского труда. С зимой, как и с осенью, связана тема смерти.

На основании пространственно-временной организации нами выделена следующая сюжетная схема:

1. смерть матери (стихотв. 1)

2. смерть души лирического героя (стихотв. 4)

3. освящение матери (стихотв. б)

4. успокоение сына (стихотв. 7)

5. годовщина смерти (стихотв. 8)

6. смерть деда; новый духовный кризис героя (стихотв. 9)

7. праздник Пасхи; возрождение героя к жизни (стихотв. 12) События в цикле сопровождают этапы изменения внутренней жизни

лирического героя, что свидетельствует о лиризме "Избяных песен". Сюжет организуется следующими мотивами: смерти, рождения, избы, ожидания в гости умершей; дитя, старости и пр.

В заключении подведены итоги исследования авторского цикла "Иабяные песни", сделан вывод о его целостности и лиризме. Намечены темы, разработка которых осталась за пределами диссертации. Опыт создания "народного" языка Клюева, его попытка соединения разнородных элементов в метафорическом тексте делает цикл глубоко оригинальным произведением, определившим направление дальнейших поисков в области поэтической техники не только Клюева, но и поэ-тив-новокрестьян. Выражена надежда на то, что работа явится вкладом в прочтение произведений Н.А.Клюева - поэта, открытие которого для читателя еще впереди.

Работы, опубликованные по теме диссертации

1. Опыт структурного анализа метафоры (на материале цикла "Избяные песни") //Новое содержание и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе.Барнаул,1995.С.66-68.

2. Особенности ритмической системы цикла Н.Клюева "Избяные песни" //Поэтика жанра. Барнаул,1995.С.68-80.

3. К вопросу о жанре цикла Н.Клюева "Избяные песни" //Проблемы литературных жанров. Часть II. Томск,1996.С.22-24.

4. Богородичные мотивы в творчестве Н.А.Клюева и В.М.Шукшина // В.М.Шукшин. Жизнь и творчество, г. Барнаул,1994.С.48-50.

5. Старухи-хозяйки Н.Клюева и В.Шукшина (На материале цикла "Избя-тшп песни" и рассказов В.Шукшина "Горе", "Бессовестные", "Чужие") //В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул,1997.С.69-70.

6. Интерпретация метафорического текста "Избяных песен" Н.Клюева (Фрагмент анализа) //Интерпретация художественного текста. Бийск, 1997.С.55-57.

7. Метафорический текст "Избяных песен" Н.Клюева (Фрагмент анализа.

ев

Стихотворение N5 "Шесток для кота - что амбар для попа...") //Культура и текст. . Выпуск ¡.Литературоведение. Часть11.Санкт-Петербург-Барнаул, 1997. С.69-70.

8. Богородичные мотивы в романе Шукшина "Я пришел дать вам волю" и позме Клюева "Погорельщина" //Творчество В.М.Шукшина. Метод.Поэтика. Стиль. Барнаул,1997.С.131-141.

9.Плач как жанровая основа "Избяных песен" Н.Клюева (на материале заглавного стиховореия цикла "Четыре вдовицы к усопшей пришли. . . ")//Проблемы межтекстовых связей.Барнаул,1997.С.93-97.

и

 

Текст диссертации на тему "Поэтика цикла "Избяные песни" Н. Клюева"

/ > I,,

.*' - А

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ББК 83 ,ЗР7р4 Р336

УДК 82.09

РЕДЬКО ЯНА ПЕТРОВНА

ПОЭТИКА ЦИКЛА "ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ" Н. КЛЮЕВА

Специальность 10.01.01 русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор С.М. Козлова

Красноярск 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Особенности ритмической организации цикла 12

1.1. Метрический репертуар "Избяных песен" 14

1.2. Метрический репертуар цикла на фоне ядра метрического репертуара русской лирики 1890-1924 гг. 18

1.3. Ритмические особенности отдельных стихотворений цикла. Анализ версификации двух- и трехсложников 24

1.4. Клаузулы, каталектика и строфика "Избяных песен" 29 Глава 2. Метафора: типы, комплексы 38

2.1. Методика анализа поэтической метафоры 3 8

2.2. Типы метафор в цикле 42

2.3. Клюевская метафора в литературном контексте начала XX в. 44

2.4. Анализ метафорической системы цикла 51

2.5. Функции метафоризации в "Избяных песнях" 94 Глава 3. "Избяные песни" как лирический цикл 103

3.1. Жанровые источники цикла 103

3.2. Определение жанра "Избяных песен" 115

3.3. Внешняя форма цикла 117

3.4. Мотивы "Избяных песен" 118

3.5. Сюжет цикла 135 Заключение 143 Библиография 147 Приложение 1 161 Приложение 2 173 Приложение 3 176 Приложение 4 184

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на фоне общего интереса к проблемам новокрестьянской поэзии, разработки в этой области современных концепций (В.В. Коржа и, А.И. Михайлов), изучения преемственных связей поэтов интересующего нас направления, взаимосвязи в их творчестве литературы и фольклора (JI.A. Киселева, Т.П. Чаплышкина) возрос интерес ученых к творчеству Н. Клюева, одного из самых оригинальных русских поэтов.

Первостепенное значение здесь имеет "возвращение" произведений Клюева читательской аудитории после реабилитации автора. Последнее прижизненное издание в России датируется 1928 г. [Изба и поле: Избранные стихотворения.Л.: Прибой, 1928]. После него фактически с полувековым перерывом был выпущен сборник "Стихотворения и поэмы" (Л., 1977). Также долгое время, до публикации отечественного двухтомника избранных произведений Клюева [Избр. произв.,Т.1-2. М., 1992], существовали исключительно иностранные издания, где наиболее полно представлено творчество поэта [Полное собрание сочинений / Ред. Б.Филиппова: В 2 т. Нью-Йорк, 1954. Т.1-2.; Сочинения / Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова: В 2 т. Мюнхен, 1969. Т.1-2].

Оригинальностью, неповторимостью поэтического письма Н. Клюева объясняется устойчивый интерес исследователей к его творчеству. Исследователи поэзии Клюева единодушно признают ее связь с фольклором (В.Г. Базанов, K.M. Азадовский, С.И. Субботин, Н.И. Неженец).

Однако проблема соотношения "литературного" и "фольклорного" элементов в творчестве Клюева, на протяжении ряда лет рассмат-

риваемая литературоведами, окончательно не решена. Сложность данного вопроса заключается в том, что "Клюев двояко использовал народно-поэтическое искусство: с одной стороны, он явно стилизовал ту или иную из собственных "песен" или "былей", стремясь приблизить их к фольклорной первооснове, с другой, "олитературивал" подлинные народные тексты" [4. С. 121]. Причем обе эти творческие тенденции могут иметь место как в пределах одного цикла (к такому выводу пришел В.Г. Базанов, исследуя "Песни из Заонежья"), так и в границах отдельного произведения.

До сих пор достаточно проблематичным остается вопрос об источниках клюевской поэзии. Существенную роль сыграли оценки творчества поэта как посланца от "народа", выходца из "глуби народной", к которым, на наш взгляд, нужно относиться крайне осторожно. С одной стороны, Клюев у себя на родине, в Олонецкой губернии, имел возможности для изучения крестьянской культуры, быта, верований и т.д. «Олонецкая губерния», писал В.Г. Базанов, "была ... хранительницей древних народных обычаев и оплотом старообрядчества. Клюеву не требовались дальние путешествия, чтобы посмотреть раскольничьи скиты, деревянные церквушки, заглянуть в печатные или рукописные книги, созданные поморскими старообрядцами, услышать в живом исполнении духовные стихи, народные песни, сказки, былины" [19. С. 20]. С другой стороны, семья Клюева, согласно биографическим данным [4. С. 23], не имела непосредственного отношения к крестьянскому труду, интересы Клюева в области философии, древнерусской и современной живописи, классической литературы дают основание полагать, что фольклор не является единственным источником, сформировавшим его поэтическое мировоззрение.

На данном этапе изучение этой проблемы вышло из области биографической и историко-литературной в область исследования поэтики Клюева. При этом здесь проблемы стиля, жанров, поэтической техники произведений Н. Клюева являются наиболее актуальными. Исследования В.Г. Базанова, Н.И. Неженец, Е.П. Никитиной, C.B. Поляковой, Е.И. Марковой, В.П. Журавлева, С.М. Субботина, А.П. Казаркина служат решению задачи литературоведения "помочь читателю приблизиться к пониманию богатейшей по своему идейному содержанию и художественной выразительности поэзии Клюева" [55. С.1], дать о ней достаточно полное и научное представление.

Одним из направлений в изучении творческого наследия Н. Клюева явилось обращение к вопросам поэтической техники и стиля поэта, вызванное стремлением преодолеть мнение "об элементарности мира Клюева, его лубочной простоте, литературной "спекуляции" [60. С. 175].

В частности, метрический строй стихов Клюева был охарактеризован немецким ученым Брайдертом [168. 1970], особенности ме-тафоризации рассматривались исследователями В.Г. Базановым, K.M. Азадовским, Н.И. Неженец, C.B. Поляковой, которыми метафо-ризм был выделен как один из существенных принципов поэтики Клюева.

В.Г. Базановым отмечено преобладание метафоры над другими видами тропов, явившееся следствием значительного художественного открытия поэта - метафорического видения окружающего мира [19. С. 235].

K.M. Азадовский, автор первой монографии о Клюеве [4], назвал метафору основным выразительным средством его поэзии, отметил "метафорическую густоту" в стихах позднего Клюева" [4. С. 244].

Представляют интерес наблюдения Н.И. Неженец над художественной структурой поэтического образа Клюева в рамках народно-песенной жанрово-стилевой линии.

Значительным шагом вглубь поэтики Клюева явилась статья C.B. Поляковой "О внешнем и внутреннем портрете в поэзии Клюева: К вопросу об архетипичности поэтического языка" [112].

Показательно, что С.И. Субботин при изучении вопросов стиля и атрибуции на материале прозы Клюева также отмечает наличие в произведениях Клюева метафоризма с его индивидуальной особенностью - приёмом "бинарности" [142. С. 140].

"Метафорическое видение мира", "метафорическая густота", метафорический метод мифологизации образа в поэзии Клюева создают необходимость продолжения исследования метафорики Клюева как концептуально- сюжето- и текстообразующего принципа его поэтики, и, в частности, поэтического цикла.

Другим направлением в изучении поэзии Н. Клюева явилась решаемая исследователями проблема жанров. Начало этому направлению было положено В.Г. Базановым, который в своей работе "С родного берега" [19] акцентирует внимание на жанровых особенностях и жанровых источниках рассматриваемых произведений. Наиболее обстоятельно им охарактеризованы "Плач о Есенине", "Пого-рельщина".

В своих исследованиях В.Г. Базанов [19], Н.И. Неженец [105], А.И. Михайлов [104], касаясь различных жанровых форм, обращаются к циклу "Избяные песни", как к одному из наиболее интересных в творчестве поэта циклов, признанному одним из вершинных его творений. В настоящее время не вызывает сомнения, что "Избяные песни" - "одно из самых крупных явлений русской поэзии начала XX

столетия, отразившее как универсальные особенности мифопоэтиче-ского кода постсимволизма, так и важнейшие черты принципиально нового художественного мышления писателей "крестьянской купни-цы" [66. С. 95]. Однако следует отметить, что "Избяные песни", как правило, рассматривают в общем контексте творчества поэта (А.И. Михайлов в контексте творчества новокрестьянских поэтов) как часть его художественной системы, затрагивая лишь некоторые стороны поэтики цикла. Лирический цикл Клюева "Избяные песни" как жанр впервые стал предметом отдельного исследования в работе Л.А. Киселевой [66], предпринявшей попытку расшифровать в общих чертах мифологический код "Избяных песен", не претендуя в рамках статьи на воссоздание и интерпретацию "всего орнамента цикла", что потребовало бы слишком "сложного и громоздкого исследования" [66. С. 97].

Цель настоящего исследования - изучение поэтики Клюева как феноменального опыта преодоления границы между народнопоэтической и профессионально-литературной культурами.

Материалом исследования является лирический цикл Н. Клюева "Избяные песни". Существование авторского цикла "Избяные песни" не вызывает сомнения: имеются его прижизненная публикация под этим названием и посвящение автора к "Избяным песням" "Памяти матери" (мать поэта умерла 19 ноября 1913 г.). В собрании сочинений Н. Клюева (Сочинения / Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филлипова: В 2 т. Мюнхен, 1969. Т. 1-2.), в сборнике "Песнослов. Стихотворения и поэмы" (Петрозаводск, 1 990), а также других современных известных нам изданиях название цикла сохраняется.

Достижение вышеназванной цели предполагает решение следующих задач:

¡.Выявление особенностей ритмической организации цикла "Избяные песни".

2.Анализ метафорической системы цикла как наиболее репрезентативной для стиля поэзии Клюева.

3. Описание и интерпретация метафорических образов, мотивов, картин как материала сюжетосложения и художественной концепции цикла.

4.Исследование жанровой природы цикла, определение принципов и характера его целостности.

Выбор для диссертационной работы такого объекта (лирический цикл из 15 стихотворений) представляется обоснованным в связи с тем, что на фоне наметившейся тенденции к укрупнению объекта исследования в новейших работах (Л.В. Захаровой, Т.П. Чаплышкиной, О. Симчич, Е.И. Марковой) теряется пристальный взгляд к поэтике отдельных произведений, вопросам поэтической техники, хотя и в этом направлении получены существенные результаты.

Впервые проводится опыт кардинального решения проблемы двойственности творческой личности Н.Клюева через микроанализ его поэтической техники на материале отдельного произведения, исследованы и описаны особенности ритмической организации, метрического строя "Избяных песен", принципы метафоризации, функции и содержание метафоры в цикле, жанровая природа (жанровые источники) и принципы циклизации. Описаны и интерпретированы сюжет, сюжетная динамика, концептуальный комплекс цикла "Избяные песни", что может служить основанием подобной интерпретации творчества Клюева в целом.

Результаты анализа показали, что сложное взаимодействие фольклорного и литературного "языков культуры" в творчестве

Клюева не является следствием "пограничности" личности поэта, как это было, например, у Кольцова, Никитина, или синтезом этих начал, как это было у Некрасова, Есенина, а, скорее, опытом трансляции низовых духовных смыслов в высокую культуру.

Кроме того, разработанная нами методика анализа и описания метафоры в поэтическом произведении представляется достаточно продуктивной и перспективной в исследованиях художественного стиля.

В своей работе мы предпринимаем опыт изучения поэтики Клюева методом структурного анализа (путем сосредоточения научной интенции на отдельном произведении с целью изучения отдельных механизмов ритма, стиля, жанровой архитектоники) в сочетании с историко-литературным методом.

Такой подход к изучению творчества Клюева на материале цикла представляется наиболее благодатным и перспективным.

Поэтическое творчество Н. Клюева представлено в основном стихотворениями. Так, уже первый вариант двухтомника "Песно-слов", куда вошли сборники стихов "Мирские думы" (1916), "Сосен перезвон" (1911), "Братские песни" (1912), "Лесные были" (1913) насчитывал 72 стихотворения [97]. В итоговом сборнике "Песнослов" (1919) стихи из "Мирских дум" и "Лесных былей" составили раздел "Песни из Заонежья". Для зрелого творчества поэта очень характерно создание стихотворных циклов: "Избяные песни" (между 1914 и 1916 гг.), "Земля и железо" (1916), "Поэту Сергею Есенину" (19161917), "Ленин" (1918), "О чем шумят седые кедры" (1932). Стихотворные циклы, составленные самим автором в виде жанровых объединений, занимают особое место в поэзии Клюева, все относятся к периоду, когда поэтика Клюева окончательно сложилась. Начиная с

"Избяных песен", постепенно, но неуклонно в творчестве Клюева осуществляется та "возможность поистине большого эпоса, которую проницательно предсказал Н. Гумилёв, рецензируя в 1912 г. "Сосен перезвон" [143. С. 12]. "Избяные песни" (1914-1916) создавались Н. Клюевым на родине, в Олонецкой губернии. В этот период Клюев отходит от подчеркнутого стилизаторства в своем творчестве 19111912 гг., связанного со сближением с акмеистами, отдаляется от Блока и символистов. Согласно мнению Е.П. Никитиной, в "Избяных песнях" Клюев делает попытку синтезировать разные темы и стили, оторваться от образцов на большее расстояние" [107. С. 95]. Написание "Избяных песен", таким образом, совпадает с временем становления поэтики зрелого Клюева, что мы считаем принципиально важным для выбора именно этого цикла стихотворений в качестве объекта анализа.

Показательно, что у современников Н. Клюева "Избяные песни" получили достаточно высокую оценку по сравнению с написанными им другими стихотворными циклами.

Практическая значимость работы связана с возможностью применения полученных данных при чтении курса по литературе рубежа веков, спецкурсов по поэтике Клюева.

Строение работы определяется решаемыми в ней задачами:

• Первая глава посвящена изучению особенностей ритмической организации цикла.

• Во второй главе рассматривается структура, содержание, функции клюевской метафоры на основании положений современной теории метафоры при помощи разработанной нами системы анализа метафоры.

• Третья глава посвящена решению вопроса о художественной целостности "Избяных песен", частью которого явилась проблема жанровых источников цикла.

« В заключении содержатся выводы, касающиеся результатов работы.

• В первом приложении к работе в 15-ти таблицах представлен метрический репертуар цикла.

• Во втором приложении представлен перечень стихотворений новокрестьянских поэтов, метрический строй которых подвергся рассмотрению в качестве сопоставительного материала.

• В третьем приложении содержится словарь рифм "Избяных

песен"

• В четвертом приложении содержится анализ всех простых метафор "Избяных песен". Результаты анализа метафор представлены в 15-ти таблицах приложения (по каждому стихотворению) (классификация метафор по типу образования, по функции; определение сфер сочетания, смысловых значений метафор).

- 12 -Глава I

ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИКЛА

Творчество Н. Клюева до написания цикла "Избяные песни" (1914-1916) характеризуется многообразием поисков, которые велись по следующим направлениям:

Во-первых, Клюев создает стихи в размерах силлабо-тоники. Это особенно характерно для его ранних произведений (см. например, стихотворения 1905 г.: "Безответным рабом...", "Где вы, порывы кипучие", "Слушайте песню простую...", "Гимн свободе" ("Друг друга обнимем в сегодняшний день..."), "Народное горе" ("Пронеслась над родимой нивой...")), в которых поэт явно ориентируется на "классические образцы" (А. Пушкина, М. Никитина, И. Сурикова, поэтов некрасовской школы). В сборнике "Сосен перезвон" (1912), придавшем Клюеву известность как самобытному поэту, он также в основном придерживается силлабо-тонической системы стихосложения (исключение составляет стихотворение "Под вечер", в текст которого включена обработанная Клюевым народная песня "Узкая полосынька клинышком сошлась". Тяготение Клюева к традиционной метрике связано с тем, что период написания стихотворений (1907-1911 гг.) совпал с "ученичеством у мастеров символистской поэзии: Бальмонта, Блока, Брюсова и др." [4. С. 103]. Не случайно сборник посвящен А. Блоку, включает мотивы блоковской лирики. Анализ метрического строя 28 стихотворений 1905-1913 гг. (тексты были взяты без нарушения последовательности из книги Н. Клюева "Песнослов", 1990) показал, что только одно стихотворение оказалось за пределами границ силлабо-тонической системы. Абсолютное большинство рас-

смотренных стихотворений написано двусложниками и трехсложни-ками разной длины.

Во-вторых, Клюев обращается к опыту создания авторского духовного стиха, имитируя "стиль и характер сектантских ритуальных песнопений" [19. С. 106]. Такие стихи, близкие по своему ритмическому строю к стихам из книги "Калики перехожие", "были рассчит�