автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.05
диссертация на тему: Субъект речи во французской прессе
Текст диссертации на тему "Субъект речи во французской прессе"
' -4 Л * . ' ' .. /
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Воронежский государственный педагогический университет
Паладина О.И.
Субъект речи во французской прессе
(на материале хроники)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Малкина Н.М.
Воронеж 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................................................................4
Глава I. Основные проблемы субъекта речи.................................................9
1. Образ автора: его экстралингвистические и лингвистические составляющие
1.1. Структура образа автора...............................................................9
1.2. Экстралингвистические факторы...............................................13
1.2.1. Образ читателя..................................................................13
1.2.2. Коммуникативно-прагматическая установка..................15
1.3. Лингвистические факторы, отражающие особенности, художественного мышления автора
1.3.1. Роль композиции для передачи мироощущения
автора..................................................................................19
1.3.2. Имплицитные смыслы художественного текста............21
1.4. Лингвистические факторы, обусловливающие семантико-эстетические особенности текстов
1.4.1. Типология образов повествователей в трактовке разных исследователей....................................................24
1.4.2. Средства создания экспрессивности повествования......29
2. Компоненты содержательной основы образа автора: картина мира и эмоциональность
2.1. Художественное речевое мышление автора - основа его картины мира
2.1.1. Пресуппозиция как совокупность объективных и субъективных интерпретаций знания..............................32
2.1.2. Идеальная пресуппозиция................................................33
2.1.3. Формальная пресуппозиция.............................................35
2.1.4. Пресуппозиция и новая информация...............................36
2.2. Эмоциональность автора художественного произведения
2.2.1. Эмоции как одна из основ авторского мышления..........38
2.2.2. Виды эмоций......................................................................39
Выводы...........................................................................................................41
Глава П. Модель личности автора-журналиста в текстах
газетно-публицистического стиля (на примере хроники)...........42
1. Функциональные особенности газетно-публицистического стиля (на материале французского языка) 1.1. Понятие функционального стиля. Принципы выделения газетно-публицистического стиля и внутристилевой дифференциации..........................................................................43
1.2. Жанровая дифференциация газетно-публицистического
стиля во французском языке.......................................................45
2. Модель личности автора-журналиста
2.1. Многоплановость картины мира автора-журналиста
и средства ее выражения.............................................................49
2.2. Средства объективации авторской картины мира
2.2.1. Композиционно-смысловая организация разновидности жанра комментария хроники.........................50
2.2.2. Группы микроситуаций в текстах хроники.....................53
2.2.3. Коммуникативный подтекст как средство выражения невербализованых компонентов картины мира.............58
2.2.4. Типы субъектов речи в текстах газетно-публицистического стиля...................................60
2.2.5. Некоторые языковые средства выражения субъекта речи в отношении включения адресата
и находящегося вне референтной ситуации..................61
2.3. Эмоциональный компонент модели личности автора-журналиста и средства его выражения..........................64
2.4. Обоснование полевого подхода к построению модели личности автора-журналиста......................................................66
3. Экстралингвистические факторы
3.1. Фактор адресата...........................................................................69
3.2. Коммуникативно-прагматическая установка............................71
Выводы...........................................................................................................73
Глава Ш. Средства авторской субъективации.............................................75
1. Экспрессивные средства выражения картины мира автора-журналиста
1.1. Лексические средства..................................................................75
1.2. Синтаксические средства............................................................83
1.3. Стилистические фигуры..............................................................88
2. Эмотивные средства авторской субъективации..............................98
2.1. Использование возможностей одного из компонентов эмотивных предложений.............................................................98
2.2. Структура эмотивного предложения как одно из
средств авторской субъективации............................................101
Выводы.........................................................................................................105
Заключение...................................................................................................106
Библиография...............................................................................................109
Приложение..................................................................................................125
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время возрастает интерес к изучению личности говорящего индивидуума в русле таких языковедческих дисциплин, как традиционная лингвистика, когнитивная лингвистика, лингводидактика, лин-гвопрагматика, исследование художественного творчества, социолингвистика, психолингвистика. Этот этап развития языкознания оценивается большинством языковедов как начало формирования антропоцентрической лингвистики. Наше диссертационное исследование посвящено феномену антропоцентричности текста, что является важной составляющей антропологической парадигмы лингвистики.
Настоящая работа построена на материале текстов нехудожественной коммуникации французской прессы. До сих пор субъекту речи в них отводилась роль только стилеобразующего фактора газетно-публицисти-ческого стиля и указывалось на его особый социальный статус, который обеспечивается связью с адресатом. Проблемы изучения субъекта речи определили выбор данной темы диссертации. Мы рассматриваем его с позиций когнитивистики и психолингвистики. Он предстает как языковая личность. Поэтому считаем возможным и необходимым называть в дальнейшем субъект речи во французской прессе личностью автора-журналиста.
Целью нашего исследования является разработка антропоцентрической модели личности автора-журналиста. Поставленная цель определяется необходимостью решения следующих задач:
1) рассмотреть наиболее исследованную проблему образа автора художественного произведения как основополагающую для разработки модели личности автора-журналиста;
2) экстраполировать вышеуказанную структуру на модель личности автора-журналиста;
3) обосновать модель личности автора-журналиста с точки зрения полевого подхода, объединив авторскую картину мира и эмоциональный компонент и их план выражения;
4) выявить в плане выражения средства объективации и субъектива-
ции;
5) определить экстралингвистические факторы, влияющие на структуру модели;
6) представить критерии выделения газетно-публицистического стиля среди других функциональных стилей и критерии жанровой дифференциации;
7) обобщить результаты исследования, представив авторскую картину мира в качестве определяющей для модели личности автора-журналиста.
Цель и задачи диссертации, а также многогранность объекта исследования обусловили применение широкого набора методов исследования. Он включает такие методы, как контекстуальный, сопоставительный, полевый, системно-семантический с использованием приемов компонентного анализа и стилистического комментирования, методы лингвистического наблюдения и описания (комплекс приемов наблюдения, вычленения анализируемых единиц и их классификация), методы семантического анализа целого текста и моделирования.
Актуальность предпринятого диссертационного исследования обусловлена важностью разработки проблемы субъекта речи во французской прессе с точки зрения антропоцентрического подхода. С другой стороны, данная проблема представляет благодатный материал для исследования вследствие недостаточной ее разработанности отечественными и французскими учеными. Это касается не только проблемы субъекта речи в га-зетно-публицистическом стиле, но и самого стиля.
Научная новизна состоит в том, что в исследовании впервые осуществляется попытка описания феномена человеческого фактора в одной из разновидностей языка, а именно газетно-публицистическом стиле. В ра-
боте прослеживается, как идея антропоцентричности языка реализуется в теории поля.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы предлагаем новые понятия и термины, расширяя парадигму текстоведения. Сделан очередной шаг в разработке проблемы субъекта речи, вклад в которую внесли видные отечественные лингвисты Н.Д.Арутюнова, Ю.С.Степанов. Работа способствует развитию современной прагматики, психолингвистики и социолингвистики. Здесь рассматривается соотношение объективных и субъективных факторов в модели личности автора-журналиста.
Практическая ценность заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в теоретических курсах по общему языкознанию, стилистике, синтаксису, в спецкурсах и спецсеминарах по интерпретации текстов. Модель личности автора-журналиста может быть экстраполирована на модели личности автора в других функциональных стилях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Структура образа автора имеет содержательную основу и план выражения. Содержательная основа включает авторскую картину мира и эмоциональный компонент. К плану выражения относятся композиция, типы субъектов речи, средства выражения имплицитных смыслов и экспрессивные средства, а также художественно маркированные компоненты (эффект неожиданности, конкретные универсальные смыслы и межтекстовые образы).
2. Структура образа автора текстов художественной коммуникации экстраполируется на модель личности автора-журналиста за исключением художественно маркированных компонентов.
3. Модель личности автора-журналиста имеет полевую структуру. К ядерной зоне относятся картина мира и эмоциональный компонент, тогда
как в маргинальную часть попадают композиционные средства, тип субъекта речи, коммуникативный подтекст и экспрессивные средства. Между ядром и периферией существует отношение, которое можно обозначить как "содержательная основа —> план выражения".
4. Доминантой содержательной основы является авторская картина мира.
5. Средства плана выражения модели личности автора-журналиста могут быть средствами объективации и субъективации. Компоненты картины мира выражаются теми и другими, типы оценки действительности в эмоциональном компоненте - только средствами субъективации.
6. Экстралингвистическими факторами модели являются образ читателя и коммуникативно-прагматическая установка.
7. В текстах хроники представлен тип субъекта речи в отношении включения адресата и вне референтной ситуации.
Материалом для исследования послужили тексты французской хроники (журналы "Le Nouvel Observateur", "L'Express", "Le Figaro").
Выбор хроники неслучаен. Она дает богатый материал для исследования личности автора-журналиста, представляя собой отклик на какое-либо событие. Автор, работающий в этом жанре, эрудирован, хорошо знает тему, мастерски владеет языковыми средствами.
Апробация работы. По теме диссертации написаны и опубликованы три статьи. Основные выводы и положения работы излагались автором на научных конференциях (1996 г., 1998 г.)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формируются цели и задачи работы, определяются методы, материал исследования, его научная новизна, практическая ценность и теоретическая значимость, определяются положения, выносимые на защиту.
Первая глава ( "Основные проблемы субъекта речи "). В ней ставится цель осмыслить имеющиеся подходы к субъекту речи. Основанием про-
блемы субъекта речи является вопрос об образе автора в текстах художественной коммуникации. Образ автора содержит авторскую картину мира и его эмоциональность, с одной стороны, и средства их выражения, с другой. На структуру образа автора влияют такие экстралингвистические факторы, как образ читателя и коммуникативно-прагматическая установка.
Вторая глава ("Модель личности автора-журналиста в газетно-публицистическом стиле (на примере хроники) "). Характеризуется газет-но-публицистический стиль, критерии его жанровой дифференциации, выявляется место хроники в системе жанров. Также экстраполируется структура образа автора на модель личности автора-журналиста. Модель выстраивается с точки зрения полевого подхода. Картина мира и эмоциональный компонент, являющиеся содержательной основой, относятся к ядерной зоне. Периферийным оказывается план выражения, включающий композиционные средства, тип субъекта речи, коммуникативный подтекст и экспрессивные средства. Средства плана выражения ранжируются на средства объективации и субъективации. Первые рассматриваются в данной главе. Особое внимание уделяется экстралингвистическим факторам.
Третья глава ("Средства авторской субъективации"). Как следует из названия, здесь проводится анализ средств субъективации и выявляются особенности картины мира и эмоционального компонента.
В заключении обобщены результаты исследования, определена главенствующая роль картины мира личности автора-журналиста, являющаяся доминантой содержательной основы рассматриваемой модели. Она представлена средствами объективации и субъективации плана выражения. В приложении представлены 50 хроник различных французских изданий, примерами из которых проиллюстрирована данная работа.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА РЕЧИ
Проблема субъекта речи в газетно-публицистическом стиле корнями уходит в концепцию образа автора в художественном произведении (см. В.В.Виноградов, 1957,1960,1961,1971). Дальнейшее развитие трактовка образа автора получает в исследованиях по интерпретации художественного текста К.А.Долинина (Долинин, 1985), Л.Ф.Новикова (Новиков, 1988), А.И.Домашнева (Домашнев, 1988), З.И.Хованской, (Хованская 1988), И.Я.Чернухиной (Чернухина, 1990). "Литературно-художественная и публицистическая речь принципиально-личностны, образ автора имеет в них одинаково важное значение..." [113; 108-109]. Несмотря на несовпадающее содержание понятий образа автора в публицистике и в художественном произведении, представляется возможным сопоставить их с целью более глубокого осмысления категории субъекта речи в текстах га-зетно-публицистического стиля. Ниже мы рассмотрим структуру образа автора, включающую экстралингвистические факторы, лингвистические факторы, отражающие особенности мышления автора; лингвистические факторы, отражающие семантико-эстетические особенности текстов и их компонентов. Полученные данные послужат отправным материалом для дальнейшего сопоставления образа автора в художественном и публицистическом текстах.
1. Образ автора: его экстралингвистические и лингвистические составляющие
1.1. Структура образа автора
Проблема образа автора как отражение "изобразителя в изображенном" была поставлена в отечественной лингвистике академиком
В.В.Виноградовым. По его мнению, "образ автора является организационным центром, который объединяет языковые, идеологические и эстетические моменты текста..." [29; 181].
Разделяя точку зрения В.В .Виноградова на образ автора как "концентрированное воплощение сути произведения", вышеупомянутые ученые по-разному определяют структуру этой категории. Например, Л.А. Новиков выделяет в категории образа автора "те же уровни, что и в самом тексте, в связи с чем можно говорить об идейно-эстетической, жанрово-композиционной и речевой структуре образа автора" [123; 20]. При рассмотрении каждой из взаимосвязанных структур категории образа автора возникают свои проблемы и задачи анализа: раскрытие идейно-эстетического замысла и содержания литературного произведения, его идеологической направленности, значения и роли образов (идейно-эстетическая структура); рассмотрение организующего принципа композиции художественного произведения, специфика его жанра, системы его образов в их взаимосвязи и развитии, характера повествования, роли повествователя или лирического героя, а также системы оценок, вытекающих из авторской позиции (жанрово-композиционная структура); анализ динамической системы речевых изобразительных средств и изобразительно-стилистических доминант текста, характеризующих конструктивное и идейно-эстетическое своеобразие литературного произведения (речевая структура).
Однако нам представляется более эффективным подход к структуре образа автора И.Я.Чернухиной, т.к. она опирается на теорию и психологию творчества. Ею рассматривается образ автора в поэтических текстах. Важнейшими компонентами этого образа являются: 1. Экстралингвистические особенности, влияющие на семантику образа автора:
а) эпоха творчества автора; исторические личности и исторические с