автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина"
г I и V"
2 ДПР 1395
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
На правах рукописи
ЯКОВЛЕВ Михаил Владимирович
СУДЬБА РОССИИ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА И М. ВОЛОШИНА
10. 01. 02 — литература народов Российской Федерации
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва — 1995
Работа выполнена п Московском педагогическом университете па кафедре русской литературы XX века.
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Л. П. Кременцов
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор В. А. Зайцев кандидат филологических наук О. В. Устинова
Ведущая организация — Институт мировой литературы имени М. Горького
Защита состоится "II "_рсссиЛ 1995 года в " / " часов на заседании диссертационного совета Д. 113.11.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ (ул. Радио, д. 10-а).
Автореферат разослан " ¿Г "_1995 года.
:их наук/до-
оХч /
Тема России занимает особое место в творчестве многих русских удожников и мыслителей. Нет практически ни одного крупного пи-1тсля, который бы не затрагивал темы России, не думал о ее судьбе, появлением первых произведений письменной словесности и до по-1СДНИХ десятилетий XX века тема России и ее судьбы является дентальной темой национального литературного процесса, не теряя юей актуальности.
Особое значение тема России имеет в культурно-историческом хщессе конца XIX — начала XX века. XX век в истории русской ли-¡ратуры обозначил двухсотлетний рубеж послепетровской культуры ознаменовал наступление новой исторической эпохи. Социальные политические потрясения, ломка сознания, трансформация фило-фского и художественного мышления стали тем духовным фоном, гочвой", на которой за удивительно короткий срок — 1900—1925 ды — оформилось и принесло плоды уникальное культурно-истори-ское явление. Тема России в эти годы оказывается актуальной как ¡когда. Творчество русских художников и мыслителей становится пыткой осмыслить судьбу России в мистериальной и метаисториче-он системе. Самым ярким выразителем нового сознания и мироощу-;ния начала века выступает русский символизм. Мистсриальная туиция русского духовного пространства определяеттворческиеис-ния таких выдающихся художников слова, как В. Брюсов, Д. Ме-жковский, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, А. :ок, М. Волошин и др. В их художественном мире символизм рас-ывается не только как один из древнейших методов образного воп-щения, но и как самобытное духовно-семантическое пространство, ма России в творчестве.русских символистов разрабатывается в сигме апокалиптической телеологии. Образ России формируется как таисторический символ, имеющий универсальное, пророческое
значение. Одним из ярких художественных преломлений темы Роса в русской литературе первой четверти XX века является поэтически мир А. Блока и М. Волошина.
Являясь самобытными представителями русского символизма, А. Блок, и М. Волошин приходят в свое время к теме России, осознан ее в своем творчестве как концептуальную. Тема "Судьба России поэзии А. Блока и М. Волошина" составляет предмет реферируемо диссертационного исследования.
Актуальность исследования определяется тремя моментам Первый — историко-литературный. И А. Блок, и М. Волошин бы. теми художественными индивидуальностями, которые, будучи те нейшим образом связаны с целостным литературным процессом, с здали уникальный художественный мир и при этом в своей творческ уникальности воспринимались как поэты глубоко национальные. С мысление их художественного мира в полном объеме становится вс можным только теперь. Творчество А. Блока и М. Волошина в систе духовно-эстетического и исторического соответствия дает возмо ность лучше понять как своеобразие их творческой индивидуалы сти, так и литературного процесса начала XX века в целом. Втор момент связан с духовно-эстетическим или методологическим аспс том темы. И в творчестве А. Блока, и в творчестве М. Волошина те России реализуется как целостная лирико-мифологическая систег Способ художественного преломления мира определяет ряд духов! эстетических особенностей их творчества, которые требуют осмыа ния в соответствующей системе восприятия и анализа. Общно( тематического уровня и творческой методологии дает возможно« проследить своеобразие разработки образа России как в индивидуа. но-творческом, так и в объективно-семантическом направлении. Т] тий момент актуальности исследования определяе-культурологическим значением темы. Она генетически связана с временностью России. Многое из написанного поэтами в начале в< сегодня, на его рубеже, прочитывается как пророчество, усваивае как метаисторическое откровение. Символы и образы их поэзии об тают не только вневременной, мистериальный смысл, но и напрям актуализуются в истории, становятся объективно апокалиптичес ми. На рубеже третьего тысячелетия поэзия А. Блока и М. Волош! получает не только историко-литературное, но и метаисторичес!< универсальное значение.
Новизна исследования продиктована методологическими и сторико-литературными причинами. Если творчеств'о А. Блока всег-1 было доступно широкому читателю, то творчество М. Волошина во :ем своем объеме открывается только сегодня. Особенно это касается ослереволюционного периода, когда на первый план у него выдвига-гся тема России. Историософия М. Волошина не соответствовала то-у типу культуры и мировосприятия, который определял развитие Унциального литературоведения. Духовно-эстетическое содержа-ие его поэзии оставалось невостребованным временем. Сегодняшние убликации послереволюционного творчества М. Волошина позволяет приступить к системному изучению и усвоению произведений ху-эжника. В полном объеме публикуются также итературно-критические, искусствоведческие и философские рабо-ы поэта. Близость тематического и методологического уровней поэ-1и А. Блока и М. Волошина дает возможность рассмотреть их удожсственное пространство в единой духовно-эстетической систе-е. Творчество А. Блока и М. Волошина исследуется в диссертации зк явление символического искусства. Принципы символической эс-2тики, определившие своеобразие разработки темы России в творче-гве поэтов, раскрываются в соответствии с их ндивидуально-художественной реализацией и функциональностью, уховно-эстетический мир А. Блока и М. Волошина осмысляется как цшое целое.
Цели исследования состоят в том, чтобы выявить и рассмотреть ;новные символы художественного мира поэтов в формировании об-зза России; раскрыть принципы символической эстетики в их инди-вдуальном проявлении; установить своеобразие смыслового и /ховно-зстетического единства развития темы России в целостной юлюции поэтов.
Этим обусловлены конкретные задачи, состоящие в том, чтобы зучить, как зарождается и развивается символика темы России в зорчестве художников, оформляясь в своем единстве как эпический 1мвол. Для этого привлекается весь объем поэзии А. Блока и М. Во-эшина, начиная от первых книг лирики и кончая последними произ-:дениями. Во-вторых, важным представляется установить 1ецифику символической преемственности темы России в творчестве ээтов и на основе этого обозначить тот духовно-эстетический уро-
вень их художественного мира, который имеет универсальное, мета историческое значение.
Методологическую основу исследования составляю' работы философов софиологического направления — Вл. Соловьева С. Булгакова, П. Флоренского, Г. Федотова, А. Ф. Лосева. Связано эт< с тем, что в творчестве русских художников-символистов и русскиз религиозных мыслителей начала XX века является частью единой метаисторического и духовно-эстетическогс* феномена, который ш своему содержанию может быть осмыслен как "русский апокалип сис". В его основе — откровение Софии как ноуменальной сущносп Бытия. Мистико-онтологический образ Софии определил направление и своеобразие творчества как русских поэтов, так и русских мыслителей начала века. Если в творчестве художников мистериальна5 образность раскрывалась непосредственно, через эстетическую фор му, то в творчестве мыслителей она получает свою религиозно-фило софскую и догматическую объективацию. Обращение к софиологш русских философов продиктовано еще и тем, что софийное мироощущение составляет сущность духовного архетипа нации. Его метансто рическая актуализация и повлекла за собой обращение к теме Россш в искусстве и философии рубежа веков. Важной методологической ос новой являются статьи самих поэтов, где опыт художника обретае' свое теоретическое осмысление.
Практическое значение диссертации состоит в том, что е( результаты могут быть использованы в практике вузовского и школь нога преподавания истории русской литературы XX века, в спецкур сах и спецсеминарах для филологов. Ряд се положений имеет значены также и для смежных областей духовной культуры, философии, ис кусствоведения.
Апробация материалов диссертации проводилась на научны; конференциях в МПУ, МПГУ и других вузах, где в 1992—1994 года: были прочитаны доклады. Отдельные моменты исследования излага лись при чтении курса истории литературы студентам-филологам ] учащимся гуманитарного лицея. Основные положения, диссертащи отражены в четырех публикациях.
Цели, задачи, специфика их реализации определяют с т р у к т у р у исследования. Диссертация состоит из введения, двух монографи ческих глав и заключения. В целях соблюдения хронологического 1 эстетического единства развитие темы России в творчестве А. Блок
б
и М. Волошина рассматривается персоналистически, Целостный анализ позволяет проследить специфику общего и индивидуального в реализации темы.
Вовведении обозначается своеобразие эволюции темы России в истории русской литературы. На протяжении веков тема России в> целом проходит развитие от религиозно- и государственно-патриотической до архетипно-мистериальной и апокалиптической. Литература XVIII века сформировалась как литература подчеркнуто светская, мирская. Идеал Святой Руси, которым жил народ в древнерусский период, сменяется образом новоевропейской Империи, определяя новое содержание русской культуры. Тенденция эволюции темы России на протяжении XVIII—XIX веков выявляется как своеобразное движение к истокам, к национальному духовному архетипу. Персонализм европейской интеллектуальной культуры, усвоенный в новоевропейский период русской истории,"становится основной для формирования духовного персонализма конца XIX— начала XX веков. Во введении прослеживается реализация темы России от Феофана Прокоповича до Толстого и Достоевского. Мистический, философский и художественный мир Вл. Соловьева является тем духовным итогом, в котором внутренне завершился двухсотлетний период русской культуры, вновь повернувшейся к архетипным истокам национального сознания, к софийному мироощущению и эсхатологизму, прозревающему в истории метаисторию, апокалиптическое Будущее человечества. Нитературно-философским воплощением этого процесса в начале XX зека становится творчество художников-символистов и русских религиозных мыслителей.
(На основании анализа литературоведческих источников устанав-швается, что тема России и ее судьбы в творчестве А. Блока и М. Во-юшина системно исследована не была. Большая часть юслереволюционного творчества М. / Волошина долгие годы была фактически неизвестной. Духовный персонализм личностного от-:ровения не находил места в государственной тоталитарной доктрине. Творчество же А. Блока в этой системе подвергалось соответствующей >едукции, чему отчасти способствовала "лирическая" субъектив-юсть его поэзии при необыкновенной широте "музыкального", художественного пространства. За этой методологической субъективностью" терялось то главное, что хотел видеть в своей по-зии сам художник, а именно: ее объективное, мифологическое содер-
жание. Мистико-онтологическое начало творчества и художественного принципа А. Блока и М. Волошина становилось тем характерным свойством, которое препятствовало выработке соответствующей системы анализа и восприятия данных эстетических феноменов.
Символизм А. Блока и М. Волошина изначально формируется как онтологический символизм мифа. В его основе объективные духовные процессы, локализованные в метапространстве Инобытия и открывающиеся во внутреннем мире личности как сокровенная реальность. Опознаваемая опытом художника, данная реальность как "телеос", внутренний духовный образ, переводится в эмпирическую сферу Бытия, становится достоянием культуры. Для А. Блока такой универсальной мистико-онтологической категорией была категория "музыки", М. Волошин пользовался для обозначения данной трансфизической функции традиционной категорией — "символ", понимая его во всей мистико-онтологической полноте и конкретности. Данная объективная мифологическая тенденция сближала искания поэтов общностью субъект-объектных отношений к миру. Ей определялась общность творческой методологии. Актуализация мифологического сознания рубежа веков обретает в поэзии А. Блока и М. Волошина свое объективное персоналистическое выражение.
То, что поэты не были близки литературно, непосредственно творчески , может быть объяснено чисто хронологически. Если для А. Блока тема России осознается как центральная в 1908 году, то для М. Волошина ото происходит к 1918 году. Тем значительнее близость их художественных результатов. Она исходит от самого объекта, является творчески закономерной и эстетически объективной.
Первая глава "Тема России в творчестве А. Блока. 1900—1921" состоит из трех параграфов: § 1. "Стихи о Прекрасной Даме" в эволюции лирической темы А. Блока; § 2. Тема России в лирической трилогии; § 3. Поэма "Двенадцать" и совокупное художественное пространство А. Блока. В ней рассматриваются конкретные особенности формирования образа России в творчестве поэта.
В ходе исследования устанавлявается, что "Стихи о Прекрасной Даме" (1905) А. Блока являются художественным воплощением единой телеологической интуиции. Организующим центром данной художественной системы становится образ Вечной Женственности, восходящий к ведениям и творчеству Вл. Соловьева, которого Блок называл своим "учителем". Своеобразием образного строя "Стихов о
Прекрасной Даме" является то, что Личностный образ Софии, явленный в поэме Вл. Соловьева "Три свидания" (1898) й ряде лирических стихотворений, получает у А. Блока индивидуальное, персоналисти-ческое развитие и воплощение. Интуиция Софии, развитая в лирических стихотворениях А. Блока, расширяется на всю сферу эмпирического бытия, охватывая не только область сакральной жизни (молитву, храм), но и пейзажные созерцания, любовные переживания и даже городское пространство. При этом мир лирического героя выявляется не только в традиционной для романтизма системе двоеми-рия, но в мистико-религиозном разделении реальности на "мир сей" и "мир иной". Для образа лирического героя, исходящего из общей интуиции Всеединства Софии, это раздвоение становится личностной трагедией, в которой открывается объективная трагедия самого Бытия. Внутреннее раздвоение личности между двумя реальностями мира переживается поэтом как апокалиптическое знамение. В нем выявляется предчувствие катастроф, имеющих своим истоком объек- " тивные антиномии Бытия. Они обнаруживаются во внутреннем мире личности и движутся к совершению во внешней эмпирической и исторической реальности. Впоследствии поэт утверждал, что вся история его внутреннего развития "напророчена" в "Стихах о Прекрасной Даме".
Исследование состава лирической трилогии А. Блока (1898—1904, 1904—1908, 1907—1916) показывает, что тема России, начиная с "Нечаянной Радости" (1907), развивается в ней как совокупное мифологическое пространство. Поэт предстает здесь одновременно как носитель мифологического сознания и как его художественный выразитель. Блок обращается к архетипной культуре нации в двух ее направлениях: народно-мифологической и духовно-аристократической. В первом направлении актуализуется образно-семантическая система земли, земной стихии (итоговый цикл "Пузыри земли", 1904— 1905); во втором — мифологическая персонификация архетипного начала Родины, Руси, России. Образы Царевны, Весны, Земли, Королевны, Девушки, Невесты и др. женские образы, связанные с интуицией Родины, через мифологическую проекцию образа самого поэта, лирического героя (поэма "Ночная Фиалка", 1906) развиваются к концу трилогии в совокупный образ Родины как носителя Женского образа мира. При этом сам мир и особенно в его городском обличьи выявляется как грубое агрессивное начало. Образ Города формируется
как инфернальная, демоническая сфера, искажающая идеальный облик мира и человеческой души. Город становится некоей катастрофической аоной, в.которой обнажаются внутренние противоречия мира и человека (циклы "Город", 1904—1908; "Снежная Маска", 1907; "Страшный мир", 1909—1916). Приобщение поэта к миру Родины, обеспечивающее "вочеловечение" его лирического героя, развивается как персоналистическая трагедия личности. Она связана с.удалением от Мистического Субъекта веры первой книги стихотворений. Эта ли-
J г /
ния трилогии обозначена стихотворениями-вступлениями к крупным структурно-семантическим образованиям книги итогового тематического цикла "Родина" (1907—1916). Однако связь лирического героя с духовным пространством Родины становится реализацией новой телеологической интуиции; христианского кенозиса, жертвенного "умаления", в котором совершилась Мистерия Искупления. Поэтому совокупное художественное пространство трилогии, завершающееся итоговым телеологическим образом Родины, выявляется как реализация целостной духовно-эстетической интуиции — интуиции Всеединства. София как символ Всеединства раскрывается в эпическом пространстве трилогии А. Блока как сакральный Лик России, как ее онтологический и мистериальньш Символ. Этим определяется апокалиптическое значение данного произведения и общий итог развития темы России в лирике поэта.
Поэма "Двенадцать", ознаменовавшая послереволюционное творчество А. Блока, несмотря на всю свою "неожиданность", раскрывается как произведение глубоко традиционное для его художественного мира. Она генетически связана с апокалиптическими предчувствиями первого периода творчества, с рядом стихотворений книга "Нечаянная Радость", второй книги трилогии, с разделами "Страшныймир", "Возмездие"; "Ямбы" третьей книги. Образ Иисуса Христа становится откровением внутреннего смысла истории в ее "нераздельности и неслиянности", обозначенного поэмой "Возмездие". Объективный апокалиптический смысл произведения, заключенный в итоговых "Впереди — Иисус Христос"; является итогом развития всей творческой телеологии поэта.
В "Скифах" и последних статьях-докладах мистериальная.интуи-ция "Двенадцати" преломляется как пророчество о новом человеке, о рождении человека духовного. В этом откровении раскрывается для поэта целостное метаисторическое призвание России.
Вторая глава "Тема России в творчестве М. Волошина. 1900—1932" также посвящена монографическому, исследоважно темы. Она состоит их четырех параграфов: § 1. Символика темы в лирике М. Волошина; § 2. Книга "Неопалимая Купина" как апокалиптическое произведение; § 3. Тема России в системе художественной историософии М. Волошина. В § 4. Жанрово-стилевое своеобразие поэзии А. Блока и М. Волошина, — рассматриваются особенности их художественного метода, определившие специфику реализации темы поэтами.-
Лирика М. Волошина имеет глубинное телеологическое значение цля последующего творчества поэта. Подобнотому, как "СтихиоПре-красной Даме" оказали определяющее влияние на развитие лирической темы А. Блока, лирика М. Волошина также оформила основные направления его символического поиска, выявила в его художественном пространстве главные творческие символы. Центральными художественными символами двух книг его лирики "Годы странствий" (1900—1910) и "SELVA OSCURA" (1910—1914) становятся человек, земля, космос, культура в их вневременных связях. Они обретают у Волошина универсальное, органическое единство, раскрываясь как яир его лирического самосознания, как художественный анамнесис, 'воспоминание" своего внутреннего Я. При этом, если А. Блоквсвоем творческом самосознании двигался от лирического к эпическому на 1ротяжении всего художественного пространства трилогии "кочело-зечения", то МгВолошин выходит на эпический уровень уже в период тирики. Его поэзия не столько поэзия "выражения", поэзия "субъективного", сколько поэзия "описания", поэзия "объективного". Субъект художника здесь "умаляется" перед объектом творчества, как бы угступает на задний план. В такой системе восприятия творческое Я тоэта изначально оформляется как Я символическое, как индивиду-1льное выражение всеобщего творческого начала. В нем раскрывается /ниверсальная онтологическая идея личности, идея человека в мире эмпирического бытия ("Подмастерье", 1917). В этой символической :истеме тема России закономерно включалась в единый художествен-го-гносеологический процесс, становилась темой мистико-онтологи-1сской, приобретала апокалиптическое значение. В ней выявлялась 1С только интуиция отдельной судьбы, судьбы личности, но и челове-1ества — народа и земли в пространстве совершающейся истории.
н
Своеобразие развития темы России в поэзии М. Волошина определяется ее изначальной апокалиптической и историософской трактовкой. Апокалиптика М. Волошина, в отличие от апокалиптики А. Блока, не растворяется в "музыкальном", лирическом пространстве, а выстраивается в единую образно-семантическую и художественную систему. Таким произведением является книга "о войне и революции" "Неопалимая Купина" (1914—1924). Анализ произведения показывает, что данная структура выявляется как специфическое жанровое образование, которое, следуя телеологической эстетике символизма, раскрывается как ее итоговая форма — как жанр поэтического апокалипсиса. То, к чему А. Блок выходит в своих послереволюционных произведениях силой лирической интуиции, у М. Волошина становится истоком целостных историософских обобщений. Блок как поэт-лирик актуализует прежде всего метперсоналистическую стихию, "музыку" революции. Эпическое начало творческой телеологии Волошина наиболее последовательно проявляется в обращении к теме России "во всем ее историческом единстве".
Центральная историософская идея книги "Неопалимая Купина" определяется телеологической интуицией "преосуществления", преображения мира, открывающегося в апокалиптических катастрофах^ Внутренние противоречия бытия, живущие в человеческой душе, формируют специфику исторического процесса. Исторические катастрофы предопределены теми же внутренними силами, которые владеют индивидуальной человеческой волей, удерживая ее в рамках эмпирического бытия, "мира сего" ("Ангел мщенья", 1905; "Москва", 1917; "Петроград", 1917; "Трихины", 1917; "Святая Русь", 1917; "Мир", 1917; поэма "Россия", 1924 и др.).
Если А. Блок в своем лирическом пространстве развивает софий-ную теодицею земли и лишь путем внутренних потрясений приходит к идее апокалиптического перерождения человека, то для М. Волошина смысл истории определяется именно внутренним антиномизмом человеческого существа, его двуприродности. Человек — существо материальное. Он погружен в материальный процесс эмпирического мира и истории. Но он же — существо духовное, и его внутренняя, ноуменальная сущность принадлежит Вечности, входит в духовное Инобытие. Этот апокалиптический антиномизм человеческого существа является залогом осуществления в сфере физического космоса внутренних онтологических процессов ("Из бездны", 1918; "Преосу-
цествление", 1918; "Китеж", 1919; "Неопалимая Купина", 1919; 'Благословенье", 1923; поэма "Протопоп Аввакум", 1918 и др.). В лире эмпирической реальности человек является носителем и осуще-ггвителем онтологического Бытия. Этим определяется его роль в про-ггранственно-временных связях, в историческом становлении этого /ровня Вселенной.
Россия — Неопалимая Купина становится в этой системе апока-шптическим символом грядущего Богооткровения и рождения духов-юго человечества. Им осуществится реальный выход к духовному Инобытию, к новому состоянию Вселенной. Книга "Неопалимая Ку-шна", состоящая из восьми структурно-тематических глав-разделов, 1е только открывает, но и реализует эту интуицию на конкретном 1Сторичееком материале пореволюционной России.
Опыт метаисторических созерцаний судьбы России, воплощенный
Волошиным в книге "Неопалимая Купина", находит свое художе-твснное развитие в последующие годы. Апокалиптическая идея на-щи, усвоенная поэтом в период войны, революции и юслереволюционных лет, определяет решение общей метакультур-гой проблематики. На основе анализа телеологической линии поэмы 'Путями Каина" (1915—1926) устанавливается, что метафизический герсонализм истории, воплощенный художником в книге "о войне и )еволюции", становится центральной творческой идеей его метакуль-■урного апокалипсиса. Человеческая культура шла путем приспособ-шния к материальным условиям мира. Это приводит к поглощению (уха веществом, к "естественному" самоуничтожению человечества сак духовного, земно-небесного организма. Этим определяется Бунт фотив косной реальности мира сего (гл. "Бунтовщик", 1923). Этим )бозначается интуиция возмездия (гл. "Таноб", 1926) и образ Суда. История совершается не по "горизонтали" времени, а по "вертикали" фостранства. Ее смысл, центр и цель — сам человек. Образ эсхато-гагического итога он несет в себе самом (гл. "Суд", 1915). Судосуще-твляется окончательным единением творца и творения, Неба и :смли, явленного в человеческой истории в Мистерии Боговоплоще-шя, в образе Богочеловека. Образ России Неопалимой Купины ста-ювится символом этого окончательного Таинства, раскрывающегося ) судьбе конкретного народа, в судьбе человечества. Сакральный Лик 3оссии, России-Софии, открывшийся в лирических интуициях А. Злока, находит свое окончательное, историософское выражение в
творчестве М, Волошина. В стихотворении "Владимирская Богоматерь" (1929), одном из последних произведений поэта, он называет Софию по имени, в котором соединились прошлое, настоящее и будущее России. Лик Пресвятой богородицы "Владимирская" становится конкретным историческим знаком и свидетельством пути и судьбы России в метаисторических судьбах человечества.
.Последние лирические стихотворения М. Волошина развивают ту же интуицию жизни. Образ Дома Поэта ("Дом Поэта", 1926) раскрывается как прообраз тЬго единения человека и земли, которому предстоит осуществиться в метаисторическом Будущем.
На основании анализа разработки темы и образа России в.творче-стве А. Блока и М. Волошина устанавливается жанрово-стилевое своеобразие их поэзии. Символическая эстетика, реализованная в их художественном мире, делает се поэзией откровения или поэзией апокалиптической. Это определило телеологический принцип ее усвое-. ния, Организованная в структурно-семантическое образование книгигона раскрывается как лирический эпос. Стилевое своебразие поэтики А. Блока и М. Волошина определяется в этой системе ее смыс-лоразличительной функцией. Связана она с индивидуальным типом . их символизма.
В заключении подводятся сопоставительные итоги и делаются выводы, отраженные в настоящем автореферате..Тема "Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина" должна развиваться и вширь и вглубь. Апокалиптическая семантика исторической темы, образа России находит свое проявление и в творчестве других поэтов. Ближайшим объектом исследования должно стать творчество А. Белого и Н. Клюева; Самостоятельным объектом исследования является творчество Д. Андреева. Завершиться оно должно общей историко-литературной работой "Русский апокалипсисХХ века". Данная диссертация — шаг в этом направлении. 1
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. "Что впереди?" /К вопросу о своеобразии заключительной строфы поэмы А. Блока "Двенадцать"/. // Русская литература XX века. Проблемы жанра и стиля: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МПУ, 1993.-е. 73-85.
2. Философско-эстетическое своеобразие поэтики М. Волошина.// "Искусство", "почва" и "судьба" русской литературы XX века: Межвузовский сборник научных трудов. — М. МПУ, 1994. - с. 74-86.
3. Максимилиан Александрович Волошин. // Русская поэзия XX века. Методические материалы в помощь самостоятельной работе студентов. — М.: МПУ, 1994. - с. 3-18.
4. М. Волошин и французская культура. // Зарубежная литература. Проблемы изучения и преподавания. Тезисы межвузовской конференции. — Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1993. - с. 54-57.