автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Суфизм на Северном Кавказе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Суфизм на Северном Кавказе"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
^ Философский факультет ' На правах рукописи
ЯХИЕВ
Сайд-Усмая Германович
Суфизм на Северном Кавказе: история и современность
Специальность:. 09.00,06 -философия религии
Автореферат, диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1996.
Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета Московского Государственного Университета им. и.В.Ломоносова.
Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент
Н.К.Дмитриева
Официальные оппонент:
доктор философских наух, профессор В.С.Глаголев Кандидат философских наук, доцент Я.П.Зуев
Ведущая организация - Институт востоковедения РАН.
Защита состоится "_" _ 1996 г. в _ часов на
заседании диссертационного совета Д 053.05.84 по философский наукам при Московской Государственном Университете по адресу:
Москва, Ленинские гори, 1-Й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет.
С диссертацией мохно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.
Учений секретарь специализированного совета доктор философских наук,
профессор К.И.Никонов
Общая характеристика работа.
• Актуальной теин диссертационного чередования. Ислам - одна , из'мировых религий, емграввих значительнув роду в истории Чехове- , ческой цивилизация я продолхапцих оказывать ежесменное влияние' на различные сферы хизня многих стран мира.
»слан начал пронялать яа территории России с середины УП лека. , Одним из региона» традиционного распространения яслама является. СевернийКавказ, где наиболее динамично происходил« процесс» формирования л дальне£иего развитая «бчествеино-политичеслого уклада лизни. религиозно-философского согнан**. Принципиальное значение длл духовной хязна обцества «мело влияние религиозного фа*тора, в частности, иелвиа, в для некоторых этносов одного из течений «слана - еуфязша.
. Зяаченяе суфизма » история мусульманства, его влияние.па ''■ развитие духовной культур«'веляло я многогранно, Он,бал продукте* философсквй мудрости и "народной" религией, являясь формой социального протеета вротлв навязываемой политической системы. Яа Северном Кавказе суфийское учение явилось средством, еялатквяяи различные по язику, Нравам, обычаям народы »того региона, запрещавших при з4ом меЛдоусобние войны среди них.. Суфизм, хал ндайяое направление в духовней лизни общества, отстаивал рг.внояравие мехду социальными слоями населения, не допуслал лпеялия ивд мке-лыо человека, пропагандировал идеи гуманизма, духовпей гармония и лпбви к Всевшаиему. • - . " "■ ¡',
Зародиваись лая сугубо релягюзиое ученче.суфлзм выдвинул такне идеи я создал тахяе организации, которые » преображен«»**
виде использовались лидерами народно-освободительных движений. Если учесть, что суфизм оказал большое влияние .на философско-религиозную мысль народов Северного Кавказа, то актуальность его исследования становятся не только серьезной темой философской .науки, во и проблемой культурного и политического характера.
Исследователи суфизма на Северном Кавказе до сих пор не раокрши некоторые его атноконфессиовальные особенности. Термины ^ислам" в "суфизм" часто отождествлялись, так как исламязаряя ряда народов Северного Кавказа происходила ? форие пропомдай суфийских учений.
Сегодня, когда очень много говорится о сильном влиянии ■ "исламского фактора" в современном мира и, в чаотнооти, в мусульманских регионах России, где заметно возросла социально-политическая активность верушдах-ыусульман, актуальность объективного анализа суфизма в сеаерокавказоком регионе очевидна. Изучение суфизма имеет и большое культурологическое значение, так как им выработана интересная и богатая система культурных ценностей. Кроме того, появление и распространение суфизма породило ряд известных богословов /Мухаммед ад-Дзрбенди, Ддамал-Зддин Каику-; мухский, Кишиев Кунта-ЗСадди и др./. Анализ их творчества становится неотъемлемым аспектом научения суфизма. Наконец, важность исследования определяется также тем значением, которое имеет духовное наследие прошлого в современной жизни народов Северного! Кавказа.
Степень разработанности проблемы. Проблема суфизма на Северном Кавказе давно стала объектом пристального внимания многих исследователей.' По нашему мнении, рядом исламоведов крайне поверхностно оценивается вклад суфизма а становление философской
мысли. В целом разнообразие подходов в оценках суфизма отражает уровень постижения данного феномена религии. Некоторые уненне, ■ писаашзе об этом, акцентировали свое внимание на собрании исторических и библиографических даняых, обравэли внимание на различные этнические аспекты /В.Акаев, АЛакатов, А.Абдуллаев/.
Особую группу составили работы Н.Ханыкояа, М.Казем-Бека, А.Руновского, посвещзннне движению- нарядов на Северном Кавказе. , Суждения этих авторов о суфизме далека от объективности и в делом напоминают взгляда их французских коллег, пясавшах о судиях Северной Африки. Окя подчеркивали, что сама природа этого точеная противна кусульмаясному вероучению, что дервиша суть "выродки исламизма", когоркз объединялись.• в монашеские ордена, отличающиеся только 'больвам или меньшим изуверством.*
.Активное сопротивление суфиев юрской экспансии ОТ века обусловило в общем негативное я ггщарарятаческое откосешяе' к ним исследователей-практиков, видевгах в дервивах носителей лрвдких суезе'рай п фанатизма /Н.Лнкошп» И.Взсоловсгай, Н.МаяяЯквй, К.Казанский/. . ' , •
Труды некоторых современных исследователей мэрадазиз /В.О. Гадаев, С.Ц.Умаров, Ю.Мустефинов, В.Б,Виноградов, Д.Д.'йзкдоз/ носят явно "антирелигиозный" характер, продяктовагошй идеологической заданносгыо. '•, ' ' .'
Социально-политические и релагяозно-фялбсофсяйв аспекта мюридизма внявлявтся в книге Яндароьа А.Д. "Суфием к вдеологяя^йЙ-циональпо-освобсдительного дваж^аяя"».где мюридизм представлен
как идеологическая оболочка народнргр двиаеная на Сзвврнвы Каи- ^
■ ■ ... *
казе в 20-60-х годах XIX века. Аналиау мюрядпоУокой вдеодзпга
.1. См.: Ханыков Н. О мюридах и шэрадизм8//Га»ета "Ка«ка«",']^яяо, | .1847 г. -
пйогещевн также работа С. К. Бушуега» Р.М.Иегомедо^а, М.ГиНакроа-ского, Б.В.Скйтсяого, А.П.Ипподамна.
' Богатый и редао &«рвчащийоя г научном Обороте ййтергл со-дврав? монографический ?руд И.А.Смирнова *!,5срйдв*м аа Кавказе" /1963/, Его вбоамаейкай ьаолуге а те«, что оя первый обратоя 8 изучению ыврйДййма как спедофического явлекяд.
Литература ад гаг.адяых языках представлена оочваанаяма Р»Л. Тгллета, Г.И.Шуаявльберга, Лесли Блвии, Ф.Боденитедте.
Ревранадё йеданяе "Кавкааскяв горцы, Сборник сведений", работ»» ааераые вышедшей а 1868 гаду а Тифлисе, содержи« витврво--аые ьйтеряады о религиозных верованиях и мистических обрядах севера кавкааских народов. В трехтомном издании представлены яселе« дования этнографов и исламоведов Я.Черного, Н.Ф.Грайовского, Н.И.Воронова, А.П.Ипполитова, П.И.Гаврилова, А.Ошарова.
Однако, иа-эа ограниченности источниковедческой базы, пред- . ставляющей взгляды местных суфиев, и трудности их изучения, исследуемая тема до сих пор остается недостаточно раскрытой. , -Пели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является определение места и роли суфизма в политическом и социальном развитии народов Северного Кавказа в период с начала XIX до конце XX веков. Исходя ив основной цели, автор ставит следующие задаче:
I/ дать объективную оценку становления и развития суфизма в ■. ееверокавказском регионе /на примере Чечни, Ингушетии и Дагестан^;»
2/ проанализировать клэтевне елементы суфийской практики;
Ц выявить специфику и сущность мпридизма ;
А/ рассмотреть проблему 'политизации- суфизма {
5/ в'соледовать оргаийзадаонную структуру я взаимоотношения
суфмйоках братств;
6/ показа» местные этноконфзссиональвна особенностя суфяача /па примерз Чаченсяой республики/.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологически осаозу работа составляю? общенаучный метод изучения П анализа общественных явлений, конкретность, объективность в баспрястрастность, 3 диссертации проведен сяатеа историко-философского я религиоведческого подходов. При решении поставленных задач использована работы историков, философов, исламоведов, ре«, лягяоведоз аая дореволэцяояного, тая я современного периодов, статистические данные К результаты собственных наблюдений автора.
В процессе заявления идейных истоков суфийского учения па Северном Кавказе диссертант опирался ка работы суфяев ХУШ-ПХ за.: Ляамал-Зддик Казякумухский'"Адабуль-Марзия", Кунта-Хадад, "Таад-аамат мзкалатп.Источниками исследования послужили также материалы архивных фондов Северного Кавкаэа и Государственных архивов'. . ■
В. философском анализе автор использовал теоретичеоказ результаты» содер*апяеся в трудах отечественных философов* религиоведов, исламоведов: 'Л.А.Абдуллаева, В.Х.Аяаева, Ш.Б.Лхмадога, ■• Г.А.Взртепоззе, Г.Ф.Габунии, Д.В.Еремеева, Е.ЯГскагрно ; К.Казанского, ХКаэеа-Ъеиа, Г.ХКеримова, А.Д.Киник, 13.3. Покровского, А.Руновского, Т.С.Саидбаева, М.Селимовича, Н.А.Смирнова, А.В* • ■ Смирнова, М.Т.Степанянц, А.Б.Фадеева, А.Р.Еяхсаидова, И.Н.Ябло-кова,.А.Д.Яндарова и др.
• Научная новизна. Научная новизна исследования состоят а «ом, что впервые предпринят комплексный философску-релпгповедческйй анализ феномена суфизма-и его влияния на общзстзевно-полаяг^оку» '
жиань северакавказских народов. Результата исследования вашли выражение в следующем:
- суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане, проанализированы взгляды отдельных его представителей /шейха Мансура,-
Кунта-Хвджи Кишиева, Джамал-Эддина Казикумухского/, а. также ■ суфийское тонование . - ' "Бои", "человека^ "свободе*. "истины"., "вер»", "мистик*" и др. ;
- выявлены специфика и сущность мюридизма ;
- проанализированы особенности современного' тараката -в Чеченской республике ; 4 •
- впервые введен в научный оборот фактографический материал, собранный автором.
Научная-и практическая значимость. Выводы диссертации, теоретические положения, документы и материалы, на которых они основаны, в определенной мере способствуют более реалистическому пониманию роли суфизма в социально-политической жизни народов Северного Кавказа. Теоретические основы и практические-рекомендации могут оказать помощь в осуществлении отвечающей современным требованиям национальной политики, направленной на единство нашего общества, на достижение гражданского согласия.
Полученные результаты исследования имеют учебно-педагогическое и научное значение. Они могут найти практическое прииеке-'. ние при разработке общих и специальных курсов религиоведения, истории философии, культурологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации' нашли отражение в следующих публикациях; I.Религия и политика. - -"Социально-политический журнал", 1995, №6. 2.8икр. - гурнал "Наука и религия", 1996, Я2. Отдельные аспекты диссертации легли в
основу выступлений автора на заседании аспирантского методологического семинара кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Диссертация обсуждена и рекомендована к з^пдате на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского' факультета МГУ,
Структура работа определяется задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух гл$в, заключения и списка использованных источников и литературы.
Основное содержание работы.
. Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы, определяются цели и задача исследования, указываются методологические принципы разработки поставленной темы, раскрывается научная новизна, ее теоретическая и практическая значимость. . ' -
' В первой главе "Возникновение и формирование суфизма на Северном Кавказе" проводится ретроспективный анализ суфийских учений и братств, рассматривается процесс проникновения суфивиа на Северный Кавказ. В исследовании отмечается, что в процессе прог-никновения суфизма в Дагестан, Чечню и Ингушетии он воспринимался не в качестве отдельного направления ислама, а как единая религия мусульман. Автор видит в этом специфичность суфизм на-Северном Кавказе. Дается тагае философский и религиоведческий анализ понятия "суфизм".
В первом параграфе "Классические тарикаты а духовной жиана
* ч
северокавказских народов" раскрывается роль тарпкатов кадирий» и накшбандайа в период массового принятия ислама на Северном Каз-: казе..Ба Северном Кавказе накшбандийский таоккат был известев ; еще в ХУ-ХУ1 вв. Сведевия о наличии ордена накшбандийцев * Дагес-!
гаво wet турецки! суфий Эвлил Челеби, посетивший Северный Кавказ > 1666 году.
Движение шейха Мансура /Ушурмы/ язвестяо а источниках в литера туре как одно из мощных народных движений на Кавкаае юнца ХУШ хека. Некоторые исследователи / Е.Скитский, А.Бевнигсев, Ш.Демерсье-Кедькежей, А.Яндаров/ очвтавт, что шейх Маноур был последователей вакшбавдийсхого тарияата. Об втом свидетельствуй* атоутотвве я его проповедях призыва совершать коллективный громки* «икр - восхваление Бога. ..
В начале XIX веха суфизм накшбандийокого тара ката возрождается я Дагестане, что связано о именем первого мюршида /шейх, обладавший правой возвещать гари кат/ Дагеотана, алима Мухаммеда Ярагокого. '
В диссертации указывается, что в XIX веке наметились также попытка политизировать суфизм. Первый имам Чечви я Дагеотана Ьави-Магомед, активный мюрид Джамал-Эддива, после долгого иву-* чепия ислама решил объявить священную войау за веру /джихад/. Era идея была от&ергвута шейхами по двум причинам: а/бесперопек-тиввооть во|яы; б/тарижат иакшбандайа не разрепвет вести джихад, tax'как предписывает и признает только восхваление Аллаха*
В официальном издании "Кавказские горцы. Сборник сведений" •говорилось о том, что учение накшбандяйохого тариката на Кавкаае почти всегда принималось за непосредственную проповедь о газавата ил войне о неверными, а тарикатские мвриды смешивались о мюридами вмама Шамиля, тогда как в сущности учение а тарикате чуждо политических целей и направлено собственно к возвышение чисто религиозного духа своих последователей.
Актин* мвряд накшбакдийского таряката шейх Ташу-Хаджи .
в своих проповедях призывал людей перейти от языческих обычаев к шариату. Он на проповедовал оуфийское учеш'е своего устааа. В его проповедях разъяснялись'шариатские правила.
В диссертации подчеркивается, что в период появления на арапе имама Шамиля как лидера национально-освободительного движения происходит отпочкование от суфизма нового рзлагиозного движения - кавказского ¿«орядивиа. Автор диосертационкого исследования указывает» что "суфиам" к "мюридяам" нельзя отождеотвлять: суфийские мюриды не могли принимать участия з газаватег в то время как для нааЗйкпх июрлдов газават составлял обязанность. Феноаая "мера- -дигка" быЛ искусственно создан и завязан горцам в насяояальяо-освободительном движения Гааи-'.йгоаера и Шамиля о целью представить суфиам каа "искажеяквй, превратный тарикат".
Во второй половика 50-х годов XIX зека чеченец Нунта-Хадка Кивяев по возвращение ка родину из паломничества з Мекку выступил о проповедь» суфивиа кадирийского направления а пЬлсаил Esta ло новому суфийскому братстзу. Религиозное учение Куйта-Хдд»я полупало яаввааие "»Ечриац", указывая на его отличительный пркз-вак - громкий коллективный зикр, отлячавсий aro от н а хззб а и ди ёз • В овоих проповедях новый устав призывал людей к духовному'само-совзршзнству, к совладению принципов и норм югряатз. Креме того, а речи устаэа просматривалась обеспокоенность судьбой народа» тотальное сопротивление которого может привести к его полней га-бели, поэтому он я предлагал смириться. Однако, устанавлизался я предел смирения - да тех пор, пока власть не будет пмшгать на честь хекшш, »вставлять вабыть родной язык, обычая, культуру. В противном случае шейх требовал биться до последнего« В проповеди шейха, обращенной х массам, приоритетным является париат
и имав /вероучение/. Кажется, что суфийское учение о эикре он проповедовал только для мюридов еще олабо оформившегося братства. Это объяснялось тем, что еще не везде"была тверда религиозная база ислама, на которой шейх мог сеять тарикат.
В диссертации также отмечаются некоторые различия в тарика- * тах вакшбандийа и кадирийа, Накшбандийа ожил на волне начинающегося подъема освободительного движения на Северном Кавказе, тогда как кадирийа возник в обстановке спада этого движения и глубочайшего кризиса. В общих чертах показаны отличия в исполнении зикра, в обряде посвящения в мюриды в в организационной структуре орденов. В кадирийском тарикате устаз являлся не посредником между Богом и мюридом, а всего лишь учителем, в день Страшного суда ов может выступать перед Богом заступником, а не ответчиком за деяния своего мюрида.
Автор диссертации, проанализировав соотношение суфизма и -аскетизма в суждениях . ' Дхавада Нурбахши и шейха Кунта-Хаджи, пришел к выводу, что аскетизм в целом не был присущ суфиям на Северном Кавказе.
В работе также исследованы причины усиления политического крыла зикризма во второй половине XIX века и возникновения различных зикрастских групп или вирдовых братств, различающихся некоторыми элементами обрядовой практики.
Во втором параграфе "Зикр как ключевой элемент ритуально-обрядовой практики" подвергаются философскому анализу разные обряда и техника исполнения зикра.
Зикр - не выдумка мудрого суфия, а строгое кораническое предписание: "Вспоминайте Аллаха частым поминанием и прославляйте Его утром и вечером!" /Коран, с.41,а.ЗЗ/. Необходимость ис-
полаения зинра упоу.я кается в Коранз з следу.'овдх аятох: с.2,аЛ53; с.4,а.Ю4'; с.7,а.205; с.13,а.28; с. 18,а.ПО.
В диссертации отмечается, что с развхтиа;.'. суфизм аякр превратился.а слэзнвй обряд, рйтуал 'Которого тадтольио рэзраоатмал-ся шейхами и звлйя з саотБ9Тсгзуэи,их наставлениях. ;;.лд агаревлс-яия зякра необходимо знать я соблюдать врсдаисашшо ьсЛлом яра-•вилаг особые ритмизированныедвижения, регламентированная пора, умение осуществлять контроль за дахай'еч. КзздчЯ. шайх разрабатывал свои, отличающиеся от других правила отправления в.;кра.
Главная формула зякра - "Ла-хллзха илл-Аляах" « "Ног йога, крьме Аллаха". Все суфии во-всем мире произносят се многократна, ежедневно. . '
Автор диссертационного исследования отвечает, что несмотря на существом сие. двух традиций закра, цель у них одна - ввзвать . у суфия состояние экстатического транса. Элементы зл-хздры /коллективного чтения зякра/г чтение "Мавлид ан-наби" г обязательная . молитва ордена также в некоторых моментах я:?е:от незначительные отличия в вирдодых братствах. Еикр, как обрядовый ритуал зсех суфийских братств, имеет большое значение в жизни суфисв, являясь основным компонентом тариката для достижения конечной цели - состояния 'фана.-исчезновение "Я" в Божественной Природе.
Третий параграф "Культ святых в суфийских братствах" посве-вдн почитания) святых шайхов и эвлля.
В религиозной жизни народа всегда превалировала тенденция тяготения к тем внешним культовым проявлениям, которые оказывали устойчивое воздействие на формирование его психики. 3 связи с этим особуа роль играл культ святых /ззляя/ я связанных с ним мест п реликвий, получиваах на Северном Кавказе широкое распространение. .
Культ святых.игра* ваянуи роль в суфийской практике, отвечая' такие потребностям веру»ч*х масс. . Состояние святости выяв-
ляется через "карамат" - дарованные свнае духовные способности совершать чудеса. Эвлия признавались ладя, достигшие совершенства как в религиозной практике, так я в знании о Божественной суадос-ти. Среди последователей кунта*-хакжинского братства получила рас- ■ прзстракение легенда о то:л, как сак Аллах открыл тайну кадирий-скога тариката своему избраннику Кунта-Хадеи.
Ранга эвлия суфай достигает на определенном этапе прохояде- ;
I
кия пути самосовершенствования. Суфийское развитие требует от "искателя" прохождения семи стадий подготовки в уединении. '
Общепринятая практика суфийских упражнений предполагает, что уединение ».оряда проходит под наблюдением учителя, и о прогрессе учитель судят, толкуя сны к видения, посеьазде мврида,
В диссертации отмечается, что о культом евлия тесно связано почитание святых мест и реликвий. Считается, что карами присуща эвлаа не только при хизкк', ко и поело смерти, ¡йориды видят в святых своих заступников в день Страдного суда.
Культ почитания "святых" и связанных с ними мест и реликвий нашел бдагодаткуэ почву з доисламских верованиях народов Северно- ! го Кбвкзьв, в которых значительное место отводилось почитание) ; могил прецкоь, оролатриа /языческому культу гор/ и различным анв-мястическям представлениям.
3 процессе выполнения комплексе обрядов у веруюэдх вврабаты- 1 золгеь определенные образы в сознании в поведении. Поскольку же . ■культ эБлкя был неразрывной частью суфизма и в народной среде ассоциировался в значительной маре с суфийскими представлениями о эюзаояноегв приближения к Аллаху, го именно суфийские братства
брали ка себя функцию закрепления и поддержания этих образов в общей системе религиозного поведения мусульман.
Вторая глава "Суфизм в общественно-политической и религиозной яиэни севера кавказского региона" пэевещена проблемам, политизации суфизма' я тем религиозно-философским аспектам суфя.Чского учения, нг. которых базировалась социально-политическая доктрина.
В первом параграфе "Социально-политическая активизация суфизма" прежде всего исследуются причины этой активизации. Несмотря на то, что политика, по сути, чувда суфийскому учении, суфийские братстве могли оказывать и оказывали политическое влияние, поскольку объединяли ладей под руководством пейхов и усгазов, имели крепкие локальные, родовые езязи. Сейхк братств обладали реальной духовной властью, »ак как корнями были связаны с яизкьо народа, поэтому политические власти не могли игнорировать столь мощный фактор.
Далее анализируется значительная роль суфийских братств а деле завдты ислама.
Изменения в политической кйзеи страны в середине 80-к гздзв XX века повлекли за собой изменения и в сфере религиозного сознания. Суфизм стал проявлять себя в качестве социально-органяэуа-щей системы, определяющей прааила поведения, личную и абкаствен-ную мораль.
Для суфяев Северного Кавказа эсобоэ значение имеет ьпл ос-яоввих пололзнай суфийского учения: это п идяя единства Сытил /"вахдат ал-вудасуд"/» сформулированная "Зи Араба в его трактатах "Гемыы мудрости" и "Мекквнские откровения", и концепция Совершенного человека /"ол-инсан ал-камял"/, и определенные атяческяе воззрения.
Щедстьвления о Совераоииом человеке были широко восприняты I .северокезказсхмк сей хами п активно пропагандировались среди их учеников и последователей. В. системе единства бытия человек висту-; пает гак би опосредованным звеном меаду Богом и миром, сочетает в себе к божественное, к тьарноэ начало. Неренооя ати идеи в со-, цяаяышй план; суфии исходили из равенства всех людей, как потен- ; циалзнэ нэсудас в сэбе в равной мере божественное начало. "Чело-зек язляется тайным Богом. Он - не абсолютная истина, а только частица этой истины. По мнении суфиев, в человеке имеется частица... "абсолютного соверлзнства", то есть Бога".*
¡¿кстичесгме духовцоо подвижничество Совершенного человека суфпи Северного Кавказа дополняли подвижничеством общественным. Главными ступенями совершенствования являются не только вера s . Бога, поиск Бога, познание Его, но еще й "реализация", которая становится вовмюгной благодаря приверженности, к справедливости и
милосерда». Индивидуальность стремится приблизиться к Божествен-. !
2 ?
ному, но это стремление понимается как самоутверждение," .
ß диссертационном исследовании показано, что большинство от-; ческих цзнностей суфизма- /почтительность, чистосердечность, тер-пени, благонравие и др./ органично вплеталось в нравственную сис-г : тему жизни горцев, которая вырабатывалась веками. 3 дальнейшем существовавшие исторические условия и причины привели- к тому, что религиозно-нравственное учение северокавказских суфиев.било дополнено новыми идеями, которые позволили многий востоковедам приписать суфизму принцип газавата - связанной войны.5 .
1. Керимов Г. И. Ал-Газали и суфизм. -Баку, 1969. -С.57.
2. См.: Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма, -.и, I2Ö9.
3. См.: Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. -X, IS63.
Автором работы дзлаэгея вывод; что история народов Северного Кавказа опровергает тезке об аполитичности суфизма: опосредованно он играл важную роль в политической хиэнп оСщэсгза, нередко служил средством выражения социального протеста прогта господствующей государственной власти. Но и з своей "пассивной", "аполитичной" форме он, по сути, выполнял определенные политические функции. В зависимости от политических процессов, происходизсях в стране, суфийские братства пли активно участвовал:! в общественно-политической жизни, или тайно проводили свой деятельность. Такая гибкость позволила им сохранить до сего дня рятуально-обрядовуа практику суфийских учений, опараасуэся на определенную религиозно -фи до софскуп систему.
■ ' Дторой-параграф главы "Особенности современного та рака та в Чеченской республика" начинается с анализа причин, в силу которых суфийские братства б Чечне приобрели определенное своеобразие.
Реакция региональных групп на суЛнзм в ого различных проявлениях'была далеко неодинаковой. Суфкэг! зчзц» быстро пустил корна в Чечне; ¿месте с тем, реакция чзчепзкэтэ народа на него была более выражена в.эмоциональном плане, моя й кнтеллекгуальном; ото было связанно о особенностями характера данного этноса и социальной структурой.. -
■ К своему окончательному укрепления з Чечне суфизм имел некоторые особенности как в религиозной мысля, так и в ритуально-обрядовой практике. Некоторый отход от традиционного суфизма был обусловлен сильным влиянием доисламских верований, а также твердой приверженность» горцев принципам адата. Суфийская практика настолько сильно слилась с народная традициями, что сама стала оказывать влияние иа образ жизни большинства мусульман.
-16-1
/.¿тор исслэдозания пряхе дат в вавоад, что в результате скра-•ц!18зн::я п взаимных влияний принципов а дата к суфийского учения а Чочсе оЗрозавялоя суфизм со сзоемп особенностями. Первой из них ягляотоя отсутствие обители или хзиака - места сборов маридоз для
исполнения предписания суфийской практика. Причинена.тому явилась:
♦
'' . во-це?9нх | ■
отсутствие четко налааенкой саогейы обучения ааркдо» ; и, во-аю-рВХ< самое главное, что 'суфпКские проповеди промдиляоь публично . в общественных местах, не изолируя членов-братства от масси верующих. Обкчно ханакой в настоящее вреда служит место или дом од- •{ ;кого из мдридоз, где. собярзагся на регулярный гикр в- определенный дом» недзля. • • . ■ ' * '..'■■■,• ' г
Особенность» суфизаа в Чечне также является отсутствие опецй-Т ального обучения мюридов теорж к практике оуфаама« Считается, что.;, суфайсхоа учение в-его.практика давно стали основными элементами , обычаев к традиций мусульман. Например, закр - основной элемент , суфийской практики на пути мистического познания - является обрядовым'ритуалом похорон у чеченцев; коллективный, зйкр кадирийского тариката совершается также в случае празднеств и жертвоприношений. Основная .цель зякра - досга-мняв состояния фака - в об- • щезкачгавх ритуалах ислама уступает второстепенной цели - вызвать милость и благодать Аллаха. .
Еще одной особенностью деятельности тариката в Чечне является активизация участия хендон в вирдах зикристов. 3 исполнении элкра а вирдовом братстве Бие-Хадая хенвдны участвуют в ритуале наравне с мужчинами. В Чечне, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана действуют венские мюридские группы, во главе которых,танке стоят хенвдна, что в суфизме.встречается крайне редко. Сущест-
ayo? отдвл4вн5 жеяскае группы влрдов Куйта-Кадчя я 1й:.*.атгирй"Япд-кя. Однако,-мя из представляют собой стабильно, окончательно сфар«гразавваеся обцзны аярдааих бра?ств;
Прягдёчаталькнм явлением суфизма в Чочнэ огали тяииз vcí:c-h:u, как вйтуплзнвб з братство яознх млрпдоа ¡* вяшоотввяекая учатэ-ля и ученика. Упрощенные фсрглЫ й аразрлй приема в ораготзо Оыс;? обусловлена оаредёлйайка религиозным упадом к разлйчакии обета-я?ольога5мя обгйсгвейяой яизяк sepyaaiíx.
3 граддвшасм суфйёйе огнопзняя мвгду учителем ут::яко« otperyaapoxaaa обяв&моводя обоих; 3 Чечне учителей а эсиэьиом называли ивАхамя» В кастоя&ес зрзмя адесь на* вазах тЫы, этот вакуум заполняют духовике-лидер« »йрдоаия братств. Еогчсл^-ннс," их функция существенно отличаются oí градационных еблаанкосгсА наставника-суфия. Обязанности нынеишях "наставткэя" намного упрощены. Это вызвано тем, что в традидаоннче образ я стиль суфяез были внесены элементы сформировавлегося современного уклада аиз-ни, в связи с чем некоторые первоначальные обязанности оказались приемлемыми только в условиях существования ханаки я в той эпохе, когда' они были разработана. Нынешних ¡гэрлдоз вирдовых братств в' Чечне условно мояяо назвать учениками в плане получэния ими , от учителей настазлончаских заповедей .в-мистическом пути, в условиях поголовного членства каждой семья в одном из братств грань между учеником и простым мюридом отсутствует.
Таким ооразом, в настоящее эремя, когда нэ существует, как таковых, правил приема в братство, членство определяют семейные связи и наследственность. Формальные пвозила з случае перехода марида из одного братства в друго? эакличэдтся в его устном заявлении духовному лидеру нового братства о своем желании и приня-
тик обязательства исполнения БИрдовэго зикра.
В работе проснаетзироЕаны также особенности суфийских братств ь Чечне. Их формирование не было продиктовано со стороны, а возникло спонтанно, без какого-либо участия в этом процессе установленных норм традиционного суфизма. Как организованные структуры, они представляли собой объединения мистиков для пропаганды и обу- • ченпя индивидуальному .методу мистического познания Истины.
Примерно в начале ЕО-х годов ПК века оформляются дочерние образования и в накшбандяйском, и ь кадарийскоа тарикатах - вирды. Ответвления вирдов были вызваны и отсутствием единого религиозно- ) го руководства, и запретом, наложенным на их деятельность. Но важной причиной были все-таки религиозные мотивы: например, шейх Баиэтгири-йдчш, который . созрел . того уровня са-
мосовершенствования, который позволяет стать- духовным лидером.
, , & момент, экстатического состояния у него родился • новый катод практического исполнения зикра. Объединенные единым мировоззрением, религиозным учением к путем мистического позна- ■ кия, БИрдовые братства все же имели свои отличительные особенное- : ги вследствие введения в их обрядовуа практику новой методики исполнения коллективного зикра.
Каждое вирдовое братство, как правило, распадается на мно-Еество мюридских обдан. Мюрядская о5 ил на - зто территориальная организация мюридов. В каждом селе или ауле имеется несколько мюридских об*ян, входящих в разные вирдовые братства.
В работе подчеркивается, что с конца 80-х годов, когда легализовалось подпольное частное преподавание исламской догматики, ■ изучение арабского языка а участились случаи организованного па- | ломнячестаз в .Мекку, началось расширение рядов шоридов. 3 про- !
*
центом соотношении прирос? вирдозых братств заснет чолодзки, ио наблюдениям автора, за последнее тря года составил около 3Q-1G/J. Привлечение молодых сторонников в ряды зпкристов не-било обусловлено ни сошальными, ни политическими предпосылкам?. С ослаблением идеологического диктата над исламом, с переоценкой ценностных ориентация у молодых ладей поязмась возг.о.ккость глубже при-обиться к религиозным устоям предков.
Автором диссертационного исследования делается вывод, что з настоящее время суфийские братства продолкают активно влиять на религиозную и общественно-политическую мзнь Чеченской республики.' Поскольку путь суфизма заключается в осознании Истины суфиями, eró перспективы не могут измениться, хотя ого внешние проявления могут стать иными. Методы обучения » .освоения суфийской практики могут изменяться в зависимости от конкретного культурно-псторичес-, кого контекста. ,
В заключении подведены итоги диссертационного исследования • и намечены перспективы дальнейших научных изысканий.
Основный положения работы излояены в следукдах публикациях:
1. Религия и политика. - "Социально-политический журнал", ISS5, Л 6, 0,5 п.л.-
2. Зикр. - 2урнал."Наука и религия", I9SS. Л 2, 0,6 п.л.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович
Введение
Глава 1. Возникновение и формирование суфизма на Северном Кавказе . 1S
§1. Классические тарикаты в духовной жизни северокавказских народов
§2. Зикр как ключевой элемент ритуально-обрядовой практики
§3. Культ святых в суфийских братствах
Глава 2. Суфизм в общественно-политической и религиозной жизни северокавказского региона
§1. Социально-политическая активизация суфизма
§2. Особенности современного тариката в Чеченской республике
Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Яхиев, Сайд-Усман Германович
Ислам - одна из мировых религий, сыгравших значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжающих оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. На пороге XXI века ислам настолько укрепился,: что каждый пятый человек на земле строит свою жизнь, повернувшись в сторону Каабы - центра исламской цивилизации. Для последователей этой религии воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям являются составными компонентами духовной жизни. Ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями восточного /православного/ христианства, а потому существует определенное взаимопонимание между православными и мусульманами.
Причины широкого распространения и укрепления влияния мусульманской религии на все сферы жизни исламских стран связаны, на наш взгляд, со спецификой ислама как религиозной системы. Резкое усиление роли ислама в социально-экономической, политической и духовной жизни восточных народов объясняется следующим. Во-первых* ислам# возникший гораздо позже других религий, не исчерпал возможностей и находится в расцвете своих сил. Во-вторых, несмотря на длительный период колонизации восточных народов* ислам не сдал своих позипяй, а проявил гибкость0 что связано также е отсутствием централизованной организации духовенства. В-третьих,: ислам выступает как образ жизни, полностью определяющий мировоззрение и поведение людей: это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт# Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. В-четвертых,, ислам менее сложен в его догматах и культе, чем другие религии, и доступен вследствие того, что максимально учитывает местные условия. В^пятыхг мусульмане составляют единую общность - "умму", поэтому независимо от страны, в которой проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные концепции, призывающие к объединению всех мусульман мира в единое государство.
Ислам проник на территорию нашей страны в конце УП века^1 и по сегодняшний день ясно различимы области, населенные народами, культура которых формировалась в рамках /или под сильнейшим воздействием/ мусульманской цивилизации, Одним из регионов, где прочно укрепилась религия, проповедующая "покорность Аллаху", является Северный Кавказ. Среди многочисленных этносов на этой территории к настоящему времени ислам достиг высокого уровня: увеличивается количество мечетей* открываются духовные учебные заведения* растет авторитет и влияние служителей культа.
С исламом как фактором общественной жизни все больше вынуждены считаться лидеры Северо-Кавказских республик: возросло их стремление использовать религию для достижения политических целей. Именно этой задаче было подчинено Кавказское международное совещание религиозных деятелей /Грозный* 16-17 октября 1992 г./, Ес~ тественннм продолжением форума в Грозном стала встреча религиозных деятелей Кавказа /Баку# 22-23 ноября 1992 г./, на которой было объявлено об образовании фонда "Кавказский дом".
Ислам как религиозная система и историко-культурное явление формировался в непрерывной борьбе идей и мнений, порождая много* численные ответвления и течения, одним из которых является суфизм.
Северный Кавказ можно по праву считать одним из регионовt где наиболее динамично происходили процессы формирования и дальнейшего развития общественно-политического уклада жизни, религиозно»*
I. См»: Абдуллаев М.А. Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана. Махачкалаф 1993. философского сознания. Результаты исторических исследований неоспоримо свидетельствуют, что этот регион отличался высокоразвитой для своего времени материальной и духовной культурой. Однако* поступательное * прогрессивное развитие народов Северного Кавказа было прервано вторжением иноземных полчищ* начавшимся еще в 1-ом тысячелетии до нашей эры. Вначале это были кочевники-скифы^ затем половцыt монголо-татары и, наконец, царская Россия*
В результате нашествия кочевников и захватчиков северокав-казеким народам наносился огромный духовный и материальный ущерб. Оказавшись, после очередного нашествия, в сложнейших условиях, каждый этнос находил в себе достаточно силы и воли и в течение короткого времени вновь становился на путь демографического и мора льно-нравствеиного* общественно-политического и экономического развития. Принципиальное значение для развития духовной сферы общества имело влияние религиозного фактора, наиболее важным компонентом которого был суфизм.
Значение суфизма i истории мусульманства, его влияние на развитие духовной культуры велико и многогранно. Он был продуктом философии мудрости и "народной" религией, являлся формой социального протеста против господствующей политической системы и освящающей ее официальной религиозной доктрины. Рациональному мышлению суфизм противопоставлял мистицизм и вместе с тем выступал одной из разновидностей религиозного свободомыслия. Суфизм призывал "вступившего на Путь" отказаться от земных страстей, материального благополучия и в то же время служил источником вдохновения для таких поэтов средневековья, как Низами, Джамиг Руми, Омар Хайям, творчество которых проникнуто жизнелюбием.
Первая половина XI в. характерна активным вторжением ислама) в жизнь народов Северного Кавказа* Ранние шаги этой религии связаны е арабскими завоеваниями и относятся к УП-УШ вв. В X-XI вв. в Южном Дагестане /Дербент/ активно пропагандировалось суфийское учение.
Ряд арабских надписей свдетельствуют о проникновении исла- > ма и в другие районы Северного Кавказа /долина р.Кумы, Карачаево-Черкесия/. Вместе с тем следует отметить* что- христианство и ислам было обращено меньшинство населения.* В Дагестане в Х-ХП вв. среди аварцев бытовали языческие ритуалы, в некоторых местах существовали вороастрийские обычаи. Влияние христианства на чеченцев и ингушей также было поверхностным. Среди проповедников ислама были местные жители и прибывшие на Северный Кавказ миссионеры из Ирана, Ирака, Йемена, Бухары и других мест мусульманского Востока.
В начале XI в. В Дербенте появилось первой объемное сочине- , о ние о суфийском учении под авторством Аль-Фарадж ад-Дербенди. Он перечисляет большое количество суфиев-шейхов, живших до второй половины XI в. К указанному времени Дербент был завоеван арабами и освоен мусульманским населением. Отмечая появление суфизма# чеченский востоковед В.Х.Акаев пишет: ".ранний суфизм возник как оппозиционное учение к тем, кто отошел от первоначальной идеи исламской справедливости, использовав ислам в целях обогащения и порабощения мусульман".^
1. См.: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в. М.# 1988.
2. См.: Саидов М.С. Рукопись Абубакра Мухаммада "Райхан хакаик ва бустан ад-дакаики. Махачкала, 1991.
3. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный,1994.-С.7.
Исследователи суфизма на Северном Кавказе до еих пор не раскрыли некоторые его этноконфессиональные особенности. Термины "суфизм" и "ислам" отождествляются в исторической плоскости, так как массовое принятие ислама народами Северного Кавказа происходило во время пропаганды суфийских учений. И, соответственно, суфизм представлялся в оболочке ислама. Поэтому не совсем верны утверждения некоторых востоковедов /Б.Исматов, С.Рзакули-заде, А.Ян-даров, А.Абдуллаев/, что социальные предпосылки явились стимулом ответвления суфизма от ислама не только на Северном Кавказе* но и во всех странах. Суфизм не отридал ортодоксальный ислам, так как "существует достаточно много особенностей, позволяющих судить о суфизме как об исторически закономерном ответвлении господствующей религии, принявшим характер индви дуального поиска божественной истины в рамках обществ-братств"*^
Суфийское учение на Северном Кавказе явилось единственным средством, сплотившим различные по языку, нравам, обычаям народы этого региона, запрещавшим при этом междоусобные войны среди них. Будучи идейным направлением в духовно! жизни общества, суфизм отстаивал равноправие между социальными слоями населения, не допускал насилия над мыслью человека, пропагандировал идеи гуманизма, духовной гармонии и чрезмерной любви к Всевышнему. Суфийские мыс-1 лители, наряду с решением многих проблем метафизики, разрабатывали принципы борьбы с догматизмом мышления, определяли глубочайшее воздействие суфизма на культуру и традиции в религии.
Зародившись как сугубо религиозное учение, суфизм выдвинул такие идеи и создал такие организации, которые в преображенном виде использовались лидерами народно-освободительных движений как
I* Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.,1989. - С.4. политическая доктрина. Формой же активной, прямой и непосредствен^ ной борьбы против социальной несправедливости суфизм в своей истинной сущности не был никогда. Такие доктрины, однако, возникали с использованием лидерами национально-освободительных движений некоторых идей и организационных принципов, выработанных суфизмом. Религиозная оболочка таких движений, следовательно* не есть что-то случайное, извне навязанное. Она естественна на известном этапе формирования общественной мысли»
В этом смысле движения горцев под предводительством шейха Мансура* имама Шамиля представляют собой конкретные примеры использования идей суфизма для решения политических задач. Последний, как показывает история общественной мысли, выражает уникальность интеллектуального творчества в идеологизации суфийского учения. Если учесть, что суфизм оказал и оказывает поныне большое влияние на философско-религиозную мысль народов Северного Кавказа, то актуальность его исследования становится не только серьезной темой философской науки, но и проблемой культурного и полй** тического характера* Необходимость объективного анализа обусловлена и тем, что тема суфийских воззрений на Северном Кавказе была и остается постоянным объектом идейных споров, научных, религиозных, философских и суфийских изысканий. Кроме того, появление и распространение суфизма породило известных богословов /Ки-шиев Кунта-Хаджи, Мухаммед ад-Дербенди и|др./. Анализ их творчества становится неотъемлемым аспектом изучения суфизма. Наконец, важность такого рода исследования определяется также тем огромным значением, которое имеет духовное наследие прошлого в соврем менной жизни народвв Северного Кавказа»
Состояние научной разработанности теми. Проблема суфизма на Северном Кавказе давно стала объектом пристального внимания многих исследователей» По нашему мнению, крайне поверхностно оценивается рядом исламоведов роль суфизма в становлении философской мысли. В целом разнообразие подходов в оценках суфизма отражает уровень постижения данного феномена религии. Так, некоторые авторы, писавшие об этом, акцентировали свое внимание на собрании исторических и библиографических данных, обобщали различные этнические аспекты /В.Акаев, А.Макатов* А.Абдуллаев/.
Особую группу составили исследования Н.Ханыкова, М.Казем~Бека# А.Руновского и некоторых других, посвященные движению мюридов /от арабского слова "мурид" -ищущий, стремящийся/ на Северном Кавказе* Суждения о суфизме, высказанные этими авторами, далеки от объективности и в целом напоминают взгляды их французских коллег, писавших о суфиях Северной Африки. Нетерпимый тон публикаций о мюридизме во многом определялся ожесточением, которым характеризовались сражения русской армии в горах Кавказа против отрядов Шамиля, состоявших, в основном, из членов братств накшбандийа. Авторы, анализировавшие кавказский мюридизм, не могли не коснуться вопросов происхождения и истории суфизма. Они подчеркивали, что сама природа этого течения противна мусульманскому вероучению, что дервиши суть "выродки исламизма", которые объединились в монашеские ордена, отличающиеся только большим или меньшим изуверством. Руководители тариката Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль изображались ими как "расчетливые политики,умело использовавшие о суфийские доктрины для воплощения своих властолюбивых замыслов".
1. Ханыков Н* 0 мюридах и мюридизме//Газета "Кавказ",ТифлисД847, №3, с. 17.
2. Там же, с. 17.
Нельзя сказать,что труды этих и других авторов о мюридизме внесли существенный вклад в суфийские исследования, хотя имеющийся в них фактический материал заслуживает внимания.
Параллельно с фундаментальными академическими исследованиями, которые велись в Петербурге, в Москве, на Северном Кавказе изучением живого суфизма занимались практики из числа колониальных чиновников и военных. Их интерес к суфизму диктовался в немалой степени прагматическими соображениями: суфийские братства играли важную роль в политической и согдаальной жизни этих регионов и при известных обстоятельствах могли стать прямой угрозой меетным властям. На Северном Кавказе с конца ХУШ в. освободительное движение велось под знаменами суфизма, достаточно вспомнить шейха Майсура /Ушурму/, имама Шамиля, Гази-Магомеда и многих других, Активное сопротивление суфиев пэрской экспансии с ХУШ века обусловило в общем негативное и гиперкритическое отношение к ним исследователей-практиков, видевших в дервишах носителей вредных суеверий и фанатизма. Тем не менее и здесь можно найти немало любопытных наблюдений и фактов, представляющих интерес для нынешних суфиеведов. Особенно это относится к трудам Н.Лыкошина, Н.Ве-селовского, Н.Малицкого и К.Казанского. Работу последнего "Суфизм с точки зрения современной психопатологии" /1905 г./ следует отметить особо, поскольку она представляет собой одну из редких в суфиеведении попыток рассмотреть мистическое переживание с позиций психиатрии. Явное предубеждение автора к мусульманскому мистицизму обусловило однобокое и поверхностное освоение этой весьма перспективной проблемы, вследствие чего не оставило заметного следа в научной литературе по суфизму.
Труды ряда современных авторов о мюридизме носят явно антирелигиозный характер, продиктованный идеологической заданностыо. Так, В.Ю.Гадаев в книге "За частоколом мюридских проповедей" /1987 г./, критикуя догмы ислама, преподносит "мюридизм" как "воинствующую идеологию, которая ставит на первое место не религиозные цели, а политические".1 Автором подвергается сомнению философско-религиозное учение мюридизма и всего суфизма. Аналогичный оттенок имеет совместный труд Умарова С.Ц. и Шамиловой М.Ш. "Мюридизм перед судом времени" /1984 г./. Ученые не столько исследуют истинную сущность мюридизма, сколько выступают проповедниками материалистического понимания мира.
Проблемы суфизма и мюридизма нашли отражение также в следующих работах: Виноградов В.Б., Межидов Д.Д., Успаев Г.И. "Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии" /1981 г./, Мужухоев М.Б. "Проникновение ислама к чеченцам и ингушам" /В сб. "Археологические памятники Чечено-Ингушетии", 1979/, Умаров С.Ц. "Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии" /1985 г./ и др. Эти и большинство других публикаций о суфизме, хотя выгодно отличаются от антирелигиозных агиток 20-30-х годов, все еще весьма далеки от объективного анализа. В данных работах продолжают господствовать установки, сформировавшиеся за долгие годы борьбы с "религиозным дурманом", в частности, искусственно разделяющие мусульманское наследие на "прогрессивное" и "реакционное", на "ортодоксию" и "свободомыслие". Столь же не оправдан, на наш взгляд, вульгарно-социологический подход к вопросу о зарождении и развитии суфизма, который встречается в подавляющем большинстве работ.
Социальные и религиозно-философские аспекты мюридизма ис
I. Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей* Грозный,1987. -- С.II. следуются в книге Яндарова А.Д. "Суфизм и идеология национально-освободительного движения" /1975 г./, где мюридизм представлен как идеологическая оболочка народного движения на Северном Кавказе в 20-60-х годах 111 века.
Известный интерес вызывают работы С.К.Бушуева "Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля" /1939 г./, Р.М.Магомедо-ва с аналогичным названием /1939 г./, посвещенные анализу мюридист-ской идеологии. Многие аспекты мюридизма освещены в работе М.Н.Покровского "Завоевание Кавказа" /переиздана в 1923 г./. По мнению автора, мюридизм сплотил воедино разноязычные племена против насилия и грабежа царских войск.
Нельзя не упомянуть небольшую по объему, но содержательную работу Б.В.Скитского "Классовый характер мюридизма в эпоху имамата Шамиля" /1932 г./, которой сделана чрезвычайно важная, хотя и недостаточно последовательная попытка отделить философско-религиозную суть мюридизма от идеологии национально-освободительного движения.
В изучении мюридизма положительную роль сыграли махачкалинская и московская научные сессии историков 1956 года. На них были решительно отвергнуты ложные версии о суфизме как о политической доктрине, о его инспирированности извне.
Монографический труд Н.А.Смирнова "Мюридизм на Кавказе" /1963/ содержит богатый и редко встречающийся в научном обороте материал, хотя некоторые его суждения вызывают серьезные возражения. Необходимо отметить его несомненную заслугу в том, что он первый обратился к изучению мюридизма как специфического явления.
Что касается соответствующей литературы на иностранных языках, то содержательных и оригинальных работ немного. Литература на западных языках представлена сочинениями Р.Л.Тиллета и Г.А. Штакельберга с ограниченной документальной базой, собственно научного значения они не имеют.
Несколько выделяется книга Лесли Бланш "Кинжалы рая" /Нью-Йорк, I960 г./, в которой автор проводит мысль о перерастании суфизма /мистицизма/ в мюридизм /религиозно-политическую доктрину/.
Религиозно-философские аспекты мюридизма в накшбандийском тарикате отражены в книге немецкого исследователя XIX в. Ф.Боден-штедта "Народы Кавказа и их освободительные войны против русских" /Берлин, 1855 г./.
Важнейшим компонентом северокавказского суфизма является его основной обряд - зикр. Зикр был объектом пристального исследования для многих ученых-суфиеведов. Документальная база по этой важной проблеме суфизма практически не сохранилась. Сочинения о вероучении зикристов крайне' скудны. У членов современных зикристоки х групп имеются рукописные сборники, большей частью безымянные. Они, как правило, содержат отдельные этические поучения: и не дают цельного представления об особенностях вероучения зикристов.
Из печатных изданий нужно упомянуть брошюру на арабском и кумыкском языках "Слово высокого Шейха, истинного вероучителя Кунта-Хаджи", изданную в Темир-Хан-Шуре в 1910 году. В ней содержатся поучения, приписываемые Кунта-Хаджи, достоверность которых трудно проверить. Имеется несколько вариантов рукописи, составленной неким Абсаламом, затем, в 1910 году отпечатанной в Шемахе неким Мохаммедом-Хаджи. Работа К.Л.Борусевича из "Этнографического обозрения" 1893 г. под названием "Сектанство среди ингушей" написана, по-видимому, на основании личных наблюдений и общения с ингушами-зикристами.
Статья чеченского писателя и историка Х.Ошаева "Мюридизм в Чечне", опубликованная в 1930 г, в журнале "Революция и горец",1 затрагивает некоторые аспекты зикра. Многие положения этой статьи могут быть подвергнуты сомнению, и, вообще, автор не исследует зикр как религиозное учение и обряд суфистов.
Некоторые философские аспекты зикризма отражены в кандидатской диссертации А.Шамилева.
В работе М.М.Мустафинова "Зикризм и его социальная сущность" /1975 г./ излагаются вопросы проникновения зикризма в Чечню и Ингушетию, раскрывается его социальная сущность. Автор, искажая религиозно-философскую суть, показывает деятельность зикристов с реакционной стороны. Это обосновано идеологической заданностью данной работы. Аналогичного Жрактера его следующее исследование "Современные течения зикризма и их ритуальные обряды" /1976 г./.
Необъективные оценки религиозного учения зикризма существуют в трудах А.М.Тутаева "Реакционная секта Батал-Хаджи" /1968 г./ и "Против сектантского беззакония" /1975 г./, а также в исследовании И.А.Макатова "Реакционные группы Амая и Кунта-Хаджи" /1975г/.
Целую главу проблеме зйкра посвятил В.Акаев в книге "Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение" /1994 г./. Автор приводит свою гипотезу о происхождении зикра и анализирует процесс его трансформации в активное религиозно-политическое движение.
Большую ценность для исследователя представляет небольшая работа царского офицера А.П.Ипполитова "Учение "Зикра" и его последователи в Чечне и Аргунском округе" /1869 г./, а также замет
L* См.: Журнал "Революция и горец", 1930 г., №9-10.
2. См.: Шамилев А. Религиозные верования чеченцев и ингушей.
Кандидатская диссертация. 1964 г. ки Г.А.Вертепова "Сектанство в Чечне", "Записки терского общества любителей старины" /Владикавказ, 1914 г./. Некоторые аспекты зик-ра в контексте наибского мюридизма отражены в "Дневнике полковника Руновского".1
Репринтное издание "Кавказские горцы. Сборник сведений", впервые вышедшее в 1868 году в Тифлисе, содержит интересные материалы о религиозных верованиях и мистических обрядах северокавказских народов. В 3-х томном издании представлены исследования этнографов и исламоведов Я.Черного* Н.Ф.Грабовского, Н.И.Воронова, А.П.Ипполитова, II. А. Га ври лова, А.Омарова.
Зикр - обрядовый ритуал суфийской практики, один из слабо изученных разделов в исламоведении. Этот краткий обзор имеющейся литературы показывает несомненную актуальность темы о зикре.
В современных условиях, несмотря на то, что повсюду наблюдается активный процесс секуляризации, в мусульманском мире проблемы суфизма вызвали неожиданный интерес. Он обусловлен, с одной стороны, активным ростом суфийских братств и их мощным влиянием на процессы формирования общественной мысли. С другой стороны, в мусульманском мире резко возросло число обращающихся к суфизму с целью "обрести свободу самовыражения". Анализ суфизма на Северном Кавказе имеет исключительно важное значение не только в качестве самостоятельной темы, отвечающей актуальным задачам исследования, но и диктуется также необходимостью изучения проблемы .длительного и сложного процесса исламиза-гдаи современных северокавказских народов, ныне населяющих этот обширный полиэтнический, многоукладный, разнообразный в природное
I. См.: Дневник полковника Руновского. Акты Кавказской археологической комиссии /АКАК/. Т.ХП. Тифлис, 1904 г., о. 1474. культурном и экономическом отношении край. Однако, при всей своей актуальности, эта тема до сих пор остается недостаточно исследованной. Одной из причин этого является ограниченность источниковедческой базы, представляющей взгляды местных суфиев, и трудность их изучения исламоведами, а также потребность в адекватной интерпретации.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составляет общенаучный метод изучения и анализа общественных явлений, конкретность, объективность и беспристрастность. В диссертации соединены историко-философский и религиоведческий подходы. При решении поставленных задач диссертант использовал работы историков, исламоведов, философов, религиоведов как дореволюционного, так и современного периодов * статистические данные. Автором исследования также широко использованы материалы личного наблюдения, накопленные в результате тесных контактов с суфийскими братствами Чеченской республики. Источниками исследования послужили также материалы архивных фондов Центрального государственного архива Российской федерации, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального государственного архива Северо-Осетинекой республики, хо&я в них практически нет необходимых данных о времени проникновения и формирования суфийских братств на Северном Кавказе.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение места и роли суфизма в политическом и духовном развитии народов Северного Кавказа с начала ИХ до конца XX веков.
Исходя из основной цели, автор ставит следующие задачи: I/ изучение становления и развития суфизма в Дагестане, Чечне и Ингушетии;.
2/ анализ ключевых элементов суфийской практики ; 3/ выявление специфики и сущности мюридизма у 4/ рассмотрение проблемы политизации суфизма в Чечне и Дагестане* 5/ исследование организационной структуры и взаимоотношений суфийских братств j б/ показ местных этноконфессиональных особенностей /на примере Чеченской республики/.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринят комплексный философско-религиоведческий анализ феномена суфизма и его влияния на общественную жизнь народов Северного Кавказа. Новизна проблемы заключается также в следующем:
- суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане, проанализированы взгляды отдельных его представителей /шейха Мансура, Кун-та-Хаджи Кишиева и др./, а также религиозно-философские понятия /человек, свобода, истина, вера, Бог, мистика и др./;
- суфизм на Северном Кавказе исследуется в процессе его эволюции с начала XIX до конца XX веков;
- проанализированы специфические условия возникновения суфизма ;
- впервые введен в научный оборот фактографический материал, собранный автором, а также использованы впервые переведенные с арабского языка отдельные суфийские произведения i выявлена разница исполнения ритуальных обрядов суфийскими братствами.
Научная и практическая значимость результатов, полученных в ходе исследован®), состоит в том, что они могут быть использованы при подготовке общих лекционных курсов, спецкурсов, методических материалов по религиоведению, истории философии, истории культуры. Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в научных публикациях: I.Религия и политика /"Социально-политический журнал", 1995, №6/. 2.3икр /"Наука и религия", 1996, Ш/. Отдельные аспекты диссертации легли в основу выступлений автора на заседании аспирантского методологического семинара кафедры философии религии и религиоведения МГУ,
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ 24 октября 1995 года.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Суфизм на Северном Кавказе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суфизм - мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама - оказывал большое влияние на развитие религиозной мысли народов Северного Кавказа и играл значительную роль в их общественно-политической жизни. На сегодняшний день проблемы суфизма вызвали неожиданный интерес в мусульманском мире: он обусловлен активным ростом суфийских братств и их мощным влиянием на процессы формирования общественной мысли. Кроме того, сложный процесс исламизации современных северокавказских народов также связан с развитием и укреплением суфизма.
Проанализировав работы историков, исламоведов, философов, религиоведов, изучив материалы архивных фондов Центрального государственного архива Российской федерации, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального государственного архива СевероОсетинской республики, автором определены место и роль суфизма в политическом и социальном развитии народов Северного Кавказа. Суфийское учение существовало в Дагестане, начиная с IX-XI вв., в Чечне - с ХШ века.
Большое влияние на духовную жизнь верующих оказало суфийское учение накшбандийского и кадирийского тарикатов. Тарикат накшбандийа был известен здесь еще в ХУ-ХУ1 вв., тарикат кадирийа распространился на Северном Кавказе во второй половине XIX в. Последний получил название зикризм. Суфийское учение этих тарикатов связано с именами таких шейхов и устазов, как шейх Мансур, Мухаммад Ярагский, Джамал-Эддин Казикумухский, Эллах-мулла, Ташу-Хаджи, Кунта-Хада, Баматгири-Хаджи, Али Мигаев, Батал-Хаджи, Дени-шейх и др.
В середине XIX века возникло новое религиозное движение кавказский мюридизм, Кавказский мюридизм, основанный на принципах газавата, не был прямым продолжением накшбандийского тариката, Попытки отождествления тариката и газавата, как и утверждение, что суфизм трансформировался в наибский мюридизм некорректны. Несмотря на то, что последователь суфизма Гази-Магомед объявил священную войну, накшбандийский тарикат не был ее духовным источником. Газават основывается на шариате, а истинному суфизму чужда идеология войны, насилия и зла.
Ьикризм Кунта-Хаджи, возникши! после поражения горцев в Кавказской войне, отражал пессимистические, упаднические настроения общественного сознания горцев. Идеи смирения, непротивления злу, всепрощения, любви и помощи ближнему, эсхатологические мотивы, проповедуемые шейхом Кунта-Хаджи, оказались созвучны общему духовному состоянию верующих. Внутренние религиозные противоречия в зикризме, его политизация привели к тому, что его последователи отошли от первоначальных мистико*ч|илософских идей шейха, а точнее не сумели в должной мере их усвоить. В результате эволюции суфизма образовались многочисленные вирдовые братства, отличавшиеся друг от друга методами исполнения основных ритуальных обрядов, таких как зикр и посвящение в мюриды. Сегодня на Северном Кавказе действуют более тридцати суфийских братств как накшбандийского, так и кадирийского тарикатов, между которыми до сих пор существуют некоторые отличия, но все эти братства успешно функционируют, имеют своих последователей, количество которых увеличивается, Поэтому просвещенная часть тарикатского духовенства высказывает соображения о необходимости объединения усилий всех верующих через подлинно исламское просвещение народа.
Дан анализ ключевых элементов суфийской практики - зикра, посвящения в братство, почитания святых эвлия. Бикр, являясь строгим кораническим предписанием, в каждом суфийском братстве исполняется по-своему. Но он выступает основным компонентом та-риката для достижения конечной цели познающего суфия - состояния фана или гармонии с Божественной Природой.
Автор делает вывод, что культ святых нашел благодатную почву в доисламских верованиях народов Северного Кавказа. Также исследовано такое явление, как карамат, показаны отличия эвлия от пророка и то, каким образом суфий достигает ранга эвлия.
В диссертации рассмотрена проблема политизации суфизма. В зависимости от политической ситуации суфийские братства проявили гибкость в проведении своей деятельности. Это и позволило сохранить им до сего дня ритуально-обрядовую практику, опиравшуюся на определенную религиозно-философскую систему.
Большое внимание уделено исследованию организационной структуры суфийских братств и их взаимоотношений; сделан вывод, что испытав сильное влияние доисламских верований и принципов горского адата, освободившись из-под атеистического давления, суфизм имеет некоторые особенности как в религиозно-философской мысли, так и в ритуально-обрядовой практике. На примере Чеченской республики показаны этноконфессиональные особенности.
Предприняв комплексный философско-религиоведческий анализ феномена суфизма и его влияния на общественную жизнь народов, автором выявлены специфические условия возникновения суфизма и охарактеризованы основные компоненты суфийской практики. Суфизм рассмотрен в историко-теоретическом плане ; большое внимание уделено анализу взглядов некоторых его представителей /шейха Мансура, Джамал-Эддина Казикумухского, Кунта-Хадай Кишиева/, а также таких религиозно-философских понятий» как человек, Бог, свобода, Истина,Любовь, вера, путь мистического познания и др.
Настоящая работа является одной из первых попыток изложения теории и практики суфизма на Северном Кавказе с начала XIX до конца XX веков. Ограниченные рамки исследования не позволили автору подробно проанализировать некоторые моменты, связанные с укреплением суфизма: традиционный для Чечни суфизм ныне приобрел новый характер и при этом в нем стали обозначаться тенденции, ранее отсутствовавшие. Так, в зикризме появился образовательно-интеллектуальный фонj необходимость широкого образования для суфиев признают нынешние духовные авторитеты как кадирийского, так и накшбандийского тарикатов. Вместе с тем актуальным остается объективное осмысление и исследование прошлого религиозного наследия, только это позволит глубже понять современное духовное состояние общества.
Список научной литературыЯхиев, Сайд-Усман Германович, диссертация по теме "Философия религии"
1. Абдуллаев М.А, Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана, Махачкала, 1993»
2. Авксентьев А,В. Ислам на Северном Кавказе, Ставрополь, 1973,
3. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994,
4. Алиев А.Г. Заметки о суфийском ордене Сухравардийа// Сб.: Ислам в истории народов Востока. М., 1981.
5. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991»
6. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992»
7. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.
8. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство, М,, 1957,
9. Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в ХУШ в. Махачкала, 1994.
10. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
11. Березников Е, Святые лики Туркестана, Ташкент, 1992,
12. Бертелье Е.Э. Избранные труды//Т,3. Суфизм и суфийская литература. М,, 1965.
13. Бхагван Ш.Р. Мудрость песков: Беседы о суфизме. М., 1993.
14. Васильев A.M. Пуритане ислама. М., 1967.
15. Вернер М. Шамиль как покровитель Кавказа, Париж, I860.
16. Взгляд на ислам. М., 1992.
17. Гольдциер И. Почитание святых в исламе, М., 1938,
18. Джамал-ЭдДин Казикумухский. Адабуль-Марзия/Давказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.
19. Джеймс В, Многообразие религиозного опыта, СПб., 1992.
20. Дневник полковника Руновского. Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1904. Т.7.
21. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886.
22. Еремеев Д.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
23. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.
24. Закс А.Б. Ташев-Хаджи сподвижник Шамиля, Грозный, 1992,
25. Зину М. ион Джамил. Исламская акида /вероучение, убеждение, воззрение/. М., 1993,
26. Зисерман A.JI, Двадцать пять лет на Кавказе. СПб. ,1879. 4.2.
27. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения. Пер. с араб. А.Д.Кныша. СПб., 1995.
28. Ибн ал-Араби. Геммы мудрости. Пер. с араб. Смирнова А.В. М., 1993.
29. Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма /обзор/. М., 1988.
30. Иваненков Н.С. Горные чеченцы.//"Терский сборник". Владикавказ, I9IQ.
31. Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.
32. Инайят-хан. Суфийское послание о свободе духа. М., 1914.
33. Ипполитов А.П. Учение "Зикр" и его последователи в Чечне и Аргунском округе//Кавказские горцы. Сборник сведений,Тифлис,1869,
34. Ирвинг В. Жизнь Магомета /репринтное издание с дополнением/, М., 1991,
35. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.
36. Ислам. Справочник, М., 1988.
37. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
38. Исламские страны и регионы. История и современность. М.,1994.
39. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в Персидско-Таджикской поэзии 1Х-ХУ вв. Душанбе, 1986,
40. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до ХУШ в. М., 1988.
41. Истории о пророках. /Религиозные повествования/. М., 1992,
42. Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.
43. Казанский К. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906.
44. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль//"Русское слово. 1859, 112.
45. Керимов Г.М. Ал-Газали и суфизм. Баку, 1969.
46. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность, М., 1978,
47. Климович Л.И. Книга о Коране /Его происхождении и мифологии/. М., 1988.
48. Кныш А.Д, Суфизм, Ислам: историографические очерки. М., 1991.
49. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. М., 1984.
50. Коран. С комментариями Сайда Абул ал-Маудиди. Махачкала, 1986,
51. Коран. Пер. Крачковского И.Ю. М., 1990,
52. Коран: сказания, предания, притчи /цитаты с комментариями/. М., 1991.
53. Корбин Г. Творческие мысли о суфизме Ибн Араби. Пристон,1969.
54. Кровяков Н. Шамиль. Черкесск, 1990.
55. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конир Ш века гиджры. Древности восточны. М., 1896,
56. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982.
57. Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987.
58. Ланда Р. Ислам в истории России. М., 1995.
59. Лаудаев У. Чеченское племя//Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1872. Вып. 1У.
60. Линкс М. Что такое суфизм?//"Ат-Тавхид", 1994, ЖЕ.
61. Магомедов P.M. Борьба горцев т независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991.67. ал-Маудиди С.А. Путь к благоденствию. М., 1994.
62. Мамлеев Х.Б. Реакционная сущность мюридизма. Грозный, 1962.69. ал-Маудиди С.А. Принципы ислама. М., 1993.
63. Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе. Тифлис, 1889.
64. Межидов Д.Д. Мифы и реальность, Грозный, 1975.
65. Меркулов К,А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М., 1982.
66. Мец А. Мусульманский ренессанс, М., 1966.
67. Мугадиев 8.Д. Северо-кавказский мюридизм: истоки и современность. СПй, 1989.
68. Мур К., Зиндани А.-:,;. Коран и современная наука. Минск, 1994.
69. Мустафинов М.М, Зикризм и его социальная сущность. Грозный, 1975.
70. Мустафинов М.М. Современные суфийские ордена в Чечено-Ингушетии. М., 1976.
71. Мухаммад Содик, Мухаммад Юсуф, Тафсири хилол /комментарий Корана/. Ташкент, 1992.
72. Мухаммад Тахир. Три имама. Махачкала, 1990.
73. Мюллер А. История ислама от основания до новейших времен. СПб., 1895.
74. Нурбахши Д. Таверна среди руин. М., I9S2.
75. О жителе Ичкерийского округа fepcKoil области аула Харачой// Кавказские горцы. Сборник сведений. Тифлис, 1869.
76. Оганесьян Ю. Абд-аль-Кадир. М., 1968.
77. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен по март 1917, Грозный, 1967.
78. Ошаев X. Мюридизм в Чечне//"Революция и горец", 1930, №9-10.
79. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.
80. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в ХП-ХУ вв. СПб., 1966,
81. Пиотровский М.Б, Коранические сказания. М., 1991.
82. Покорение Кавказа. Очерки истории прошлого и современного положения Кавказа. Изд. А.А.Каспарий. СПб., 1904.
83. Покровский Н,И. Мюридизм. Завоевание Северо-Восточного Кавказа. Докторская диссертация, 1939.
84. Покровский М.В. О характере движения горцев Западного Кавказа 40-60-х гг. XIX в.//"Вопросы истории", 1957, Л2.
85. Пружановский А. О начале развития мюридизма или духовной мусульманской войны в Дагестане и Чечне в 1823-1848 гг. //ЦГВИА, Ф.ВУА. №6512, л. 4-5.
86. Прозрителев Г. Шейх Мансур /Материалы для истории Кавказской войны/. Ставрополь, 1912.
87. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.95. Религии мира. М., 1994.
88. S6. Рзакулизаде С. Пантеизм в Азербайджане в Х-ХП вв. Баку, 1982.
89. Руми Джалал-ад-дин. Маснави. Пер, с перс, В.Державина.М.,1995.
90. Руми Джала^ад-дин. Дивана. Пер. с перс. Н.Грибнева. М.,1995.
91. Руми Джалал-ад-дин. Путь совершенствования. Пер. А.М.Смирнова. М,, 1995,
92. Руми Джалал-ад-дин. Приближение к Богу. Пер. А.Степанянц, М.1995.
93. Руновский А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. Тифлис, 1863.
94. Саидбаев Т.О. Ислам и общество. М., 1984.
95. Саидов М. С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына Аль-Фараджа-ад-Дербенди "Райхан Хакаик ва бустан ад-дакаик" /Базилик истин и сад тонкостей/. Рукописная и печатная книга в Дагестане, Махачкала, 1991.
96. Саламов А, Правда о святых местах в Чечено-Ингушетии//Сб. статей Чеч.-Инг. НИИ истории, языка и литературы. Грозный,1964. Т.9.
97. Селимович М. Дервиш и смерть. М., 1869.
98. Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура. Орджоникидзе, 1932.
99. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма, М., 1993.
100. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
101. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1989. НО. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
102. Тарджамат макалати. Кунта-Шейх. Петровск, I9II.
103. Тримингэм Д. Суфийские ордена в исламе. М., 1989.
104. Тутаев A.M. Реакционная секта Батал-Хаджи. Грозный, 1968.
105. УмароБ С., Шамилева М. Мюридизм перед судом времени. Грозный., 1984.
106. Учение священного Корана. Составитель Сейид-Реза Боргеи, Ташкент, 1990,
107. Фадеев А,Б. О внутренней социальной природе мюридистского движения на Кавказе в XIX в.//"Вопросы истории, 1955, №6.117. аль-$араби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.
108. Ханыков Н. О мюридах и мюридизме//Газета "Кавказ", Тифлис, 1847.
109. Хосров Д. Избранное. Ташкент, 1980.
110. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
111. Чарыев М.Б. Роль и место ислама в межнациональных отношениях. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1890,
112. Челеби 3. Книга путешествий. М., 1979.
113. Шамилев А. Религиозные верования чеченцев и ингушей. Кандидатская диссертация. М., 1964.124. аш-Шахрастани М.К. Книга о религии и сектах. Пер. с араб. С.М.Прозорова. М., 1984.
114. Шах йдрис. Мудрость идиотов. Суфийские притчи. Москва, 1993.
115. Шах Идрис, Суфии, Sa семью печатями. Харьков, 1993.
116. Шах Идрис. Суфизм, М., 1994.
117. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане /УП-ХУ вв./ Махачкала, I960.
118. Яблоков И.Н. Социология религии, М,, 1979.
119. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.