автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бикбулатова, Альбина Римовна
Введение.
Глава I. Проблема интеллигенции как "идеи": общетеоретические и методологические аспекты.
§ 1. Три стадии саморазвертывания интеллигенции как "идеи".
§2. Национальная интеллигенция как социальная сила.
Глава II. Самораскрытие идеи интеллигенции в башкирской нации.
§ 1. Особенности осуществления идеи интеллигенции в башкирской нации.
§2. Тенденции развития башкирской национальной интеллигенции в современный период.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Бикбулатова, Альбина Римовна
Актуальность темы исследования Проблема интеллигенции всегда становилась и становится предметом рассмотрения в эпоху перемен, в периоды обострения ситуации в социальной, политической и, особенно, духовной сферах. В интеллигенции видят и причину катастроф, и путь выхода из "тупика" и "застоя". Такая амбивалентность заключается в существовании различных точек зрения в понимании природы интеллигенции.
Место и роль интеллигенции в общественном развитии особенно ярко обозначились в нашем столетии, которое поражает своими катаклизмами. XX век - это век революций, войн и величайших потрясений, но в то же время открытий и нахождения новых смыслов в понимании человека и мира; это век утраты и растворения индивидуальности, как человеческой, так и национальной, в безликой массе коллективного и всеобщего, но это и время пробуждения сознания и заинтересованности подлинными сущностями; это век внешнего насилия и внутреннего нравственного, интеллектуального выбора и ответственности. Бездуховности, равнодушию, сужению интересов человека и сведению их к "интересам конторы" (А.И. Герцен) противостоят интеллигентность и интеллигенция как социокультурный феномен, который характеризуется постоянным стремлением к таким ценностям как истина, добро и красота. Интеллигенция активный субъект духовного развития. Поэтому проблема интеллигенции всегда актуальна, универсальна, самостоятельна ("вневременна" и "извечна") и многоаспектна.
Выделение национального аспекта в исследовании проблемы интеллигенции необходимо особенно в современных условиях, когда духовная ситуация в общем и целом характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности, развитием национального самосознания и интереса к своему национальному бытию. В связи с этим резко возрастает роль и активность национальной интеллигенции, которая осознанным образом ставит проблемы нации, национального развития и саморазвития, предлагая пути их разрешения. Общепризнано, что "национальный вопрос" стал сегодня глобальным вопросом и от позиции интеллигенции во многом зависят исторические судьбы нации и человечества. Поэтому обращение к темам интеллигенции и национальной интеллигенции имеет свой глубокий смысл.
Неопределенность в исследование места и роли интеллигенции в общественном развитии вносит само понятие «интеллигенция», а именно его полисемантичность, неточность, диффузность, детерминированность политической и познавательной ситуациями, которые не позволяют сформулировать канонического определения интеллигенции. Проблема понимания места интеллигенции в общественном развитии не разрешима в пределах какого-либо одного толкования ее природы, но и чисто механическое объединение многочисленных трактовок содержит в себе внутренние логические противоречия. Оказалось, что исследованная, на первый взгляд, проблема интеллигенции, имеет слабо разработанную философскую основу. Поэтому анализ проблемы интеллигенции должен состояться на сущностном уровне, должно быть исследовано само онтологическое основание - идея интеллигенции, позволяющая, с одной стороны, наиболее полно и целостно охватить этот феномен в его развитии и становлении, с другой стороны, объединить все направления в исследовании данной проблемы.
Степень разработанности проблемы. С самого начала своего зарождения проблема понимания природы интеллигенции привлекала внимание многих исследователей - философов, социологов, культурологов и т.д., различие подходов которых было обусловлено методологическими и идеологическими позициями, господствующими в тот или иной период истории.
Изначально понятие «интеллигенция» рассматривалось как отвлеченно-философская категория с присущими ей значениями "Блага", "высшего разума", с одной стороны, и "высшей способности понимать", с другой (Плотин, Цицерон, Боэций). Такая традиция была заложена еще в античности (в частности, Платоном и Аристотелем), была продолжена в немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), а также в русской - А.Ф. Лосевым. Интеллигенция рассматривалась в плане единства сознания и сознаваемых предметов, мышления и мысленного содержания, разумного мироустройства и чистой духовности.
В XIX веке понятие интеллигенции было перенесено на человека и общество - появилось социологическое направление в исследовании проблемы. Интеллектуальная семантика классической философии экстраполировалась на представление о соответствующем сословии. В данном отношении необходимо было определить место интеллигенции в социуме и истории. Главными критериями интеллигенции стали умственный труд и образованность, но спорным все же остается ее статус.
Интеллигенцию как общественный слой трактовали В.И. Ленин, А.В. Луначарский, из зарубежных теоретиков можно выделить А. Грамши, К. Манхейма. Такое представление стало доминирующим в советский период, в частности, в исследованиях Н.А. Аитова, С. Вольфсона, П.П. Амелина, Р.Л. Карапетяна, В. Мансурова и др. Иное понимание статуса интеллигенции как класса, в первую очередь, связано с именами Е. Лозинского, А. Вольского, К. Каутского, западных социологов - Э.Фишера, Л.Рейхгольда, современных -А.С. Севостьянова.
В целом, социологическое понимание интеллигенции упрощает, схематизирует и не раскрывает всей сложности проблемы.
Особую значимость имеет нравственно - этическое направление в исследовании, основы которого были заложены в работах русских мыслителей XIX - начала XX века (И. Иванов - Разумник, П.Л. Лавров, Д.Н. Овсяников-Куликовский, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев и др.). Определенный интерес вызывает литературно-публицистическое наследие таких русских писателей, как А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, АП. Чехов, которые не прошли мимо проблемы интеллигенции. Ей посвящен ряд таких сборников, как "Вехи" (1909г.), "Интеллигенция в России" (1910г.), "Из глубины" (1918г.),
Из-под глыб" (1974 г.), в которых публиковали свои статьи С. Булгаков, П.Б. Струве, Н.А Бердяев, П.Н. Милюков, А.С. Изгоев, И.А. Шафаревич, А.И. Солженицын и др. В их трудах анализируются специфические черты интеллигенции, ее качественная определенность и направленность сознания. Определяющей категорией интеллигенции является интеллигентность. На нее обратили внимание в своих исследованиях И.С. Кон, Д.С. Лихачев, С.М. Смоляков, В. Толстых, В.Межуев и др.
Важные аспекты проблемы существования интеллигенции, связанные с духовностью, свободой, культурой и т.д., исследованы в работах А. Камю, К. Ясперса, А. Тойнби, А. Бергсона, Э. Фромма; JI.H Когана, А.К. Уледова, И.М. Орешникова, А.В. Лукьянова, В.Н. Финогентова и др. Определенную ценность представляют работы, написанные в "историческом ключе" (В.Р. Лейкина-Свирская, Е.Б. Рашковский, С.А. Федюкин и др.)
Социально-лингвистические аспекты этой проблемы затрагивают в своих исследованиях и зарубежные социологи и филологи - А. Арон, М. Вебер, А. Гелла, Э. Моррен, О. Мюллер, С. Лиунгман.
Несмотря на большое количество работ и подходов, нами предлагается новое видение данной проблемы исследования. По мнению диссертанта, интеллигенция имеет метафизическое основание, которое раскрывается в ее идее. Идея, на наш взгляд, отличается от понятия тем, что позволяет рассматривать то или иное явление во всей целостности и объективности. При этом автор исходит из того, что,
- во-первых, существовавшие и существующие направления в понимании интеллигенции (отвлеченно-философская, социологическая, нравственно-этическая) не взаимоисключают друг друга, а требуют взаимного дополнения;
- во-вторых, следовало бы отдать предпочтение поиску и попыткам нового понимания и прочтения термина «интеллигенция».
Если общая проблема интеллигенции исследована достаточно полно, то ее национальный аспект - малоразработанная и малоисследованная проблема.
В дореволюционное время эту проблему затрагивали в своих исследованиях П.Н. Милюков, И.А. Ильин, М.А Славинский. Марксистский формационный подход не оставил места национальному своеобразию, не учитывал специфических особенностей интеллигенции, тем самым обеднив ее. Исключение составляла русская интеллигенция: так, некоторые исследователи (Г.П. Федотов, И.С. Кондаков, В.Ф. Кормер, и др.) считали и считают интеллигенцию феноменом только русской истории и культуры.
В советский период исследованию национальной интеллигенции были посвящены работы А.А Валиева, С.К. Федько, К.А. Акилова, М.А Гулямова, но все они сводились к исследованию формирования "советской интеллигенции" в том или ином регионе. Не были рассмотрены ни функции интеллигенции в процессе становления нации, ни место интеллигенции в национальном развитии.
Только в последнее время в связи с обострением национальных и межнациональных отношений и обращением к проблеме нации появились исследования, в которых учитываются значение и роль национальной интеллигенции (М.Н. Мамедов, Г.Л. Бильтрикова, И.С. Попов и др.).
Интерес к башкирской национальной интеллигенции проявился в 90-е годы. Появились исследования М.М. Кулыпарипова, A.M. Юлдашбаева, Д.Ж. Валеева и др. Были возвращены имена таких представителей национальной интеллигенции, как 3. Валиди, Р. Фахретдинов, 3. Расулев, А. Инан и многих других, о которых долгое время хранили молчание. В советское время исследовалось в основном демократическое направление просветительского движения - в трудах Г.С. Исмагилова, Д.М. Азаматова, А.Х. Вильданова, Харисова, Г.С. Кунафина и др. В последнее время появились исследования по либеральному направлению (Ф.Н Баишев, Г.С. Хусаинов, Д.Ж. Валеев, И.Р. Насыров и др.).
Ценность представляют работы, не посвященные специально проблеме национальной интеллигенции, но затрагивающие общие проблемы нации и ее развития. Это работы Д.М. Гилязитдинова, Ф.С. Файзуллина, P.M.
Тухватуллина, З.Я. Рахматуллиной, А.А. Валькова и др. Целостного философского исследования проблемы национальной интеллигенции, ее роли, места и функций в становлении нации пока нет. В последнее время нарастает обращение социологов, философов, историков к изучению интеллигенции конкретной нации, но исследование башкирской национальной интеллигенции как целостного явления до сих пор не становилось.
Объектом исследования является интеллигенция - как онтологический и социокультурный феномен.
Предметом исследования является национальная интеллигенция как реализация национальной формы самораскрытия идеи интеллигенции.
Цель исследования заключается в социально-философском анализе национальной интеллигенции в рамках осуществления идеи интеллигенции; освещение ее места и роли в становлении нации.
Для осуществления указанной цели ставятся следующие задачи:
- обосновать онтологическую сущность интеллигенции на основе различения понятия и идеи интеллигенции; проследить процесс диалектического развертывания идеи интеллигенции и ее актуализацию в эмпирико-онтологических формах воплощения и самораскрытия;
- обосновать существование двух тенденций в реализации эмпирико-онтологических форм на стадии «формального различия»: «открытости» и «закрытости»;
- проследить негативные последствия осуществления «закрытых» форм (политической, культурологической и национальной) для развития нации и конструктивность «открытой» национальной формы;
- на основе проведенного теоретического исследования, рассмотреть формирование башкирской национальной интеллигенции, ее роли и места в становлении башкирской нации;
- используя эмпирический материал, проанализировать некоторые аспекты проблем современной башкирской национальной интеллигенции и нации в целом.
Методологическую и научно-теоретическую основу диссертации составил, прежде всего, метод восхождения от абстрактного к конкретному, реализованный на основе построения теоретически конкретной и целостной картины благодаря различению явления, понятия и идеи. Логическим следствием использования вышеназванного метода явились принцип системности и принцип единства исторического и логического. Концепция была выстроена на основе идей B.C. Соловьева и М.К. Мамардашвили.
Эмпирическую основу исследования составили работы Цицерона, Боэция, И.Г. Фихте, Ф.В. Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. В работе также широко использованы результаты теоретических исследований, осуществленных современными отечественными философами.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована методологическая конструктивность различения понятия и идеи интеллигенции, которая позволяет, во-первых, рассматривать интеллигенцию целостно и объективно, во-вторых, сохранить теоретический статус каждого направления в исследовании этой проблемы (отвлеченно-философского, социологического, нравственно-этического) и возможность нового видения и понимания феномена интеллигенции;
- выявлено, что идея интеллигенции диалектически развивается, проходя три стадии: «абстрактного единства», «формального различия» и «конкретного синтеза», и актуализируется в эмпирико-онтологических формах воплощения («мыслитель» - «слой» -«личность - общество») и самораскрытия («философской» -«политической», «социологической», «культурологической», «национальной», «этической» - «бытийной»); обнаружены две тенденции в осуществлении эмпирико-онтологических форм: «закрытость» и «открытость», которые позволяют прояснить онтологический и идеологический статус интеллигенции и выявить негативные последствия реализации «закрытых» политической, культурологической и национальной форм в становлении нации и самой интеллигенции, а также конструктивность «открытой» национальной формы самораскрытия идеи интеллигенции; на основе проведенного социально-философского анализа рассмотрено формирование башкирской национальной интеллигенции в конце XIX - начале XX века и в современный период и выявлены следующие особенности актуализации идеи интеллигенции в башкирской нации: во-первых, она не проявила себя в абстрактной форме, а сразу начала свое развертывание со второй стадии в такой эмпирико-онтологической форме как «слой»; во-вторых башкирская интеллигенция стремилась к «открытости» - как политическая сила она боролась и добилась создания суверенного государства Башкортостан; как социальная сила она выступает за социально-экономические реформы, не противоречащие паттернам башкирского духа и соответствующие современным условиям развития; как культурологическая сила она поддерживает идеи евразийства, которое предполагает самобытное развитие народа и сохранение его уникальности и как этическая - выступает за единство традиционных и общечеловеческих ценностей. - на основе результатов проведенного социологического исследования выявлены актуальные проблемы бытия башкирской национальной интеллигенции, а именно, наряду с «открытостью», обнаружена тенденция «закрытости» и негативные последствия её реализации, через преодоление которых определены
11 перспективные направления развития башкирской интеллигенции и нации в целом.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют прояснить не только идеологический статус интеллигенции, но и онтологический, позволяющий наметить конструктивную тенденцию и для развития национальной интеллигенции, выявляя ее проблемы в прошлом и настоящем и строя перспективы на будущее.
Предложенная концепция диалектического развертывания идеи интеллигенции и выявление в ее рамках двух тенденций осуществления эмпирико-онтологических форм может служить методологическим инструментарием для социально-философского анализа, в целом, всех проявлений (форм) идеи интеллигенции как социальной силы, а в частности, интеллигенции конкретной нации.
Результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании данной проблемы, а так же в процессе преподавания курса социальной философии.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на научных конференциях и отражены в публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данного исследования, можно ответить следующее. Интеллигенция как философская проблема была поставлена еще в античности и не потеряла актуальности в современный исторический период. В переходные эпохи наиболее остро проявляются драматические особенности этого сложного феномена, в то же время противоречивыми становятся подходы в понимании его сущности. Для того чтобы дать целостное концептуальное представление о месте и роли интеллигенции в общественном развитии, мы ввели такую методологическую конструкцию, как идея интеллигенции.
На основе концепции B.C. Соловьева, мы различаем понятие и идею интеллигенции, ее метафизическую сущность и основание. Будучи положительной возможностью, идея интеллигенции диалектически развивается, переводя свое потенциальное содержание в актуальность при помощи эмпирико-онтологических форм. Проходя три стадии саморазвертывания, идея интеллигенции представляет собой сначала "абстрактное единство" - "Благо"; "Ум"; "первичное, абсолютно деятельное бытие", которое соразмерно деятельности "мыслителя" и воплощается через него. Затем, она закономерно проявляется в различных обособленных формах -социологической, политической, этической, национальной, культурологической - и реализуется через социальный слой. Каждая из эмпирико-онтологических форм, будучи частью целого - идеи интеллигенции, не может существовать в своей обособленности, и для полного своего определения предполагает другие формы. Тем самым, она стремится к синтезу, преодолевая свою обособленность. Высшей стадией саморазвертывания идеи интеллигенции является «конкретный синтез», в котором произойдет "снятие" противоречий, осознанное единение обособленных форм в бытийную, целостную форму.
На наш взгляд, существует две попытки потенциального синтеза, которые соответствуют "открытости" и "закрытости" (замкнутости) эмпирикоонтологических форм. "Открытость" ориентирована на высокий уровень всеобщности форм, она руководствуется принципом дополнения. Таким образом, открытая эмпирико-онтологическая форма, определяя себя через другие формы, все больше проявляет потенциальные возможности идеи интеллигенции, и стремится к синтезу. Закрытая форма самораскрытия идеи интеллигенции определяет себя через подавление и подчинение других форм. Происходит преобладание части над целым, попытка осуществить синтез оказывается тупиковой. Это приводит к "отходу" от идеи интеллигенции, к "отрыву" от онтологических оснований (интеллигенция теряет самодостаточность) - синтез в такой ситуации невозможен, а форму воплощения постигает кризис. Обе тенденции: "закрытость" и "открытость" эмпирико-онтологических форм имеют место в реализации идеи интеллигенции.
Негативные последствия рассмотренных закрытых форм заключаются в следующем:
• закрытая культурологическая эмпирико-онтологическая форма приводит к высокомерному отношению интеллигенции к народу, имевшего возможность, по ее мнению, только воспроизводить творческие акты и воспринимать вырабатываемые ею принципы. Интеллигенция, оторванная от национальной почвы и игнорирующая социальный и культурный опыт народа, таит в себе множество иллюзий и не может быть воспринята и понята им;
• закрытая политическая эмпирико-онтологическая форма самораскрытия идеи интеллигенции может привести к кризису всей социальной системы отношений и к гибели самой интеллигенции, так как политизация не оставляет места свободе мысли и лишает ее истинного смысла существования;
• закрытая национальная форма самораскрытия идеи интеллигенции ограничивает цели самореализации только возвышением нации, тем самым, делая интеллигенцию только средством решения узконациональных проблем.
Открытая национальная форма, определяясь через остальные формы, проявляет себя как социальная, духовная, политическая сила общества и нации. Она закладывает основы дальнейшего становления и развития идеи интеллигенции, так как, кроме идеологического уровня, имеет более глубинный - онтологический.
Идея интеллигенции на стадии "формального различия", воплощаясь в национальной форме, подчеркивает и доказывает факт многообразия интеллигенции как явления. Национальная форма фиксирует в себе глубинный, ментальный уровень народа, который не проявляется, то есть не осознается, в других формах. Национальная интеллигенция отражает его в себе, развивает и теоретизирует.
Условия для самораскрытия идеи интеллигенции и ее развертывания в башкирской нации сложились в конце XIX - начале XX века. Особенностью явилось то, что идея интеллигенции в башкирской нации не проявила себя в абстрактной форме, а сразу начала свое развертывание со второй стадии, то есть в такой эмпирико-онтологической форме как "слой". На наш взгляд, интеллигенции башкирского народа, в период зарождения, была характерна "открытость", поэтому национальная форма самораскрытия идеи интеллигенции стремилась реализовать себя через высокую степень всеобщности. Реализация социологической формы, то есть появление слоя людей, занимающихся интеллектуальным трудом, во многом связана с развитием капиталистических отношений в крае.
Особенности становлению башкирской интеллигенции как социальной силы придавала специфическая ситуация зарождения ее внутри русской и мусульманской духовных сред. Башкирская интеллигенция путем реализации культурологической формы самораскрытия идеи интеллигенции стремилась не допустить культурной ассимиляции, проводимой зачастую политическими методами и не избежать диалога культур, так необходимого для полноценного развития нации. Кроме внешнего противоречия - необходимости диалога - она пыталась в рамках организации просветительского движения разрешить внутреннюю - создать "культурную среду", способную воспринять ее идеи.
Со временем стало ощущаться давление мусульманских форм, ограничивающих возможности национальной интеллигенции. Поэтому наметилась тенденция обособления, дистанцирования от них. Следствием явились новые ориентиры в области культуры - это написание и изучение истории своего народа, создание собственного письменного языка, самобытные традиции в литературе и философии, а также обращение к светским формам искусства - театру, живописи, литературе.
Башкирская интеллигенция через культурологическую форму осуществляла себя в лице отдельных представителей. Чтобы перерасти эту стадию, и оформиться в самостоятельную структурированную и идеологическую силу, национальной форме для своего определения понадобилась политическая. Башкирская интеллигенция встала во главе мощного национально-освободительного движения, ведя борьбу за собственную государственность и суверенитет.
Однако становящаяся, набирающая силы открытая национальная форма самораскрытия идеи интеллигенции, реализующая себя в зарождающемся слое башкирской интеллигенции, столкнулась с сильной, закрытой политической формой в лице революционной интеллигенции, которая претендовала на "господство", имея поддержку власти. Это означало подчинение национальной формы самораскрытия идеи интеллигенции политической. Последствия были таковы: уничтожены наиболее прогрессивные, свободомыслящие представители дореволюционной интеллигенции; произошел процесс деэтнизации, сокращение элементов национальной культуры, появление чувства безразличия к судьбе народа.
В связи с переломными событиями в жизни СССР (перестройка, распад государства), с переосмыслением ценностей, с ослаблением политического давления, национальная форма самораскрытия идеи интеллигенции в
150 современный период заняла достойную позицию. Выход из всеобщего кризиса мы видим в том, чтобы заново осмыслить и принять свою национальную историю и традицию, осознать их ценность для дальнейшего развития народа. В то же время, интеллигенция должна не абсолютизировать «национальное», не оставаться в рамках идеологии, а быть онтологически укорененной - иметь личностные основания. Для этого необходимо создать все условия для реализации открытой национальной формы самораскрытия идеи интеллигенции, на осуществление которой сегодня в основном ориентирована современная башкирская интеллигенция.
Список научной литературыБикбулатова, Альбина Римовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991. 223 С.
2. Абрамов Ю.Ф. Об интеллигенции и интеллигентности // Философские науки. 1991. №6. С.62-63.
3. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественно-политической и философской мысли Башкортостана. Уфа, 1979. 188 с.
4. Аитов Н.А. О некоторых дискуссионных вопросах изучения советской интеллигенции // Социологические исследования. 1979. №3. С.29-34.
5. Акилов К. А., Гулямова М.А. Советская интеллигенция Узбекистана. Ташкент, 1978.
6. Акмулла М. Стихи. Уфа, 1986. 160 С.
7. Алгар X. Шейх Зайнулла Расулев // Ватандаш. 1998. №9.
8. Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. JI; 1970. 151 С.
9. Антипов Г. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи // Коммунист, 1991, №10. С. 50-60.
10. Арапов М.Б. А уяснится предмет и без труда слова подберутся // Человек, 1997, №4. С. 40-56.
11. Ардашев И.Н. Современное составление мусульманских конференций в школах в России и стремление мусульман к их преобразованию. // Вестник Оренбургского учредительного округа. Уфа. 1916, №6-7.12. Архив Уметбаева. Т. 1.13. Архив Уметбаева. Т.З.
12. Баишев Ф.М.Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова. Уфа, 1996. с. 176.
13. Барбакова К.Г. Капитализм и интеллигенция (критика немарксиских теорий роли интеллигенции в обществе). Тюмень, 1977.
14. Барбакова Х.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М., 1991
15. Бачинин В.А. Интеллигенция как созидатель идеологической сюрреальности // Философские науки. 1991. №3. С.48-50
16. Бегдольт Ф. Мировоззрение турецкого историка Ахмеда Заки Валили Тогана // Башкирское национальное движение 1917-1920 гг. И.А. Валиди. Уфа, 1997. С. 144-213.
17. Белоусова Н.О. Этническая самобытность как проблема философии культуры. Ростов-на-Дону. 1993.
18. Беннигсен А. Исмаил-бей Гаспринский (Гаспрали) и возникновение джадидизма в России // Этнографическое обозрение. 1992, №6.-С. 116-123.
19. Бердяев Н. А. Смысл и истоки русского коммунизма. М., 1990. -220 с.
20. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 382 с.
21. Бердяев Н.А. Русская идея. М., Харьков, 1999. 400 с.
22. Бердяев Н.А. Самопознание (опыты в философской автобиографии). М., 1991. 445 с.
23. Бердяев Н.А. Судьба России. М., Харьков, 1998. 736 с.
24. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. 228 с.
25. Бикбаев Р. Т. Шайзада Бабич. Жизнь и творчество. Уфа, 1995. -132 с.
26. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995.
27. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. М., 1990. Т.4
28. Блок А. Россия и интеллигенция. П. 1919.
29. Боборыкин П.Д. Русская интеллигенция // Русская мысль. 1904. № 12.
30. Боббио П. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. 1992. №8. С. 162-171.
31. Борисов В.Н. Личность и национальное самосознание //Из-под глыб. М., 1992.
32. Борисов М. За спиной хама // Социологические исследования. 1993. № 6. С. 78-83.
33. Борисов М. Возрождение культуры России: диалог культуры и межнациональных отношений. СПб, 1993.
34. Борисов С.Б. Феномен интеллигенции в контексте русской культуры // Философские науки. 1991. №3. С.46-47.
35. Боэций. Утешение философией. М., 1996. 336 с.
36. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988.-207 с.
37. Бубер М. Я и Ты .// Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 462 с.
38. Булгаков С. На пиру богов // Из глубины. М., 1991.
39. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989. 256 с.
40. Валеев Д.Ж. О философских идеях башкирской культуре // Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа. 1994. С.4-38.
41. Валеев Д.Ж. История общественной мысли в Башкортостана. Уфа, 1994.-223 с.
42. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа, 1998.- 148 с.
43. Валеев Д.Ж., Мадьяри А., Ураксин З.Г., Юлдашбаев А.Н. Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов, Уфа, 1995. 143 с.
44. Валиев А.К. Советская национальная интеллигенция и ее социальная роль. Ташкент, 1969- 227 с.
45. Валиев А.К. Октябрь, культура, интеллигенция. Ташкент, 1977. -199 с.
46. Вальков А.А. Философское постижение идеи нации. Уфа, 1998157 с.
47. Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. 462 с.
48. Вильданов А. X., Кунафин Г.С. Башкирские просветителидемократы XIX века. М. 1981 256 с.
49. Вильданов А.Х Общественно-политические и философские воззрения М Акмуллы // Из истории развития культуры в Башкирии. Уфа,1978. С. 4-10.
50. Вильданов А.Х. Некоторые особенности башкирского просветительства. // Новые материалы и исследования по истории и философии Башкирии. Уфа. 1976.
51. Виппер Р. Две интеллигенции и другие очерки. М., 1912. -56 с.
52. Волков-Кривуша С. Первые годы башкирского театра // Литературный Башкортостан. 1958, № 6.
53. Вольфсон С.Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория марксизма-ленинизма. М-Л., 1926. 230 с.
54. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 3-10.
55. Гайденко П.П. Вехи: не услышанное предостережение // Вопросы философии, 1992, № 2. С. 103-122.
56. Гаросс В. Интеллигенция. // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
57. Гаспаров Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // Русская интеллигенция. М., 1999.
58. Гафури М. Я и мой народ. Уфа. 1969.
59. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990 525 с.
60. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977, Т.З. Философия духа 471 с.
61. Герцен А.И. Концы и начала // Герцен А.И. Собр.соч. в 8-ми тт. М., 1975, Т.8.-447 с.
62. Гершензон Н.О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция России. М., 1991.
63. Гилязетдинов Д.Н., Галиев Г.Т., Толстых А.А. Национальные межнациональные проблемы на современном этапе. Свердловск, 1991.
64. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М., 1987. 218 с.
65. Гордин Л. Мыслящие восстали на умственный подвиг // Знание -сила. 1988, №6.
66. Грамши А. Избранные сочинения в 3-х т. М., 1950, Т.З. Тюремные тетради. 565 с.
67. Губогло М.Н., Червонная С.М. Научное наследие ислама Гаспринского как инструмент современной национальной политики // Россия и Восток: Проблемы взаимодействия . Уфа, 1993. С. 18-21.
68. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992, № 3-4. С.204-221.
69. Гудков Л., Дубин Б. Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях. М., 1995 187 с.
70. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989 764 с.
71. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
72. Гусейнов Г.И., Драгунский Д.В. Национальный вопрос: попытка ответа // Вопрос философии. 1989, № 6.
73. Давыдов Ю.Н. Два подхода к пониманию российской интеллигенции. М. Вебер и "Вехи" // Свободная мысль. 1991. № 18. С.15-26.
74. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1953, Т.2. 749 с.
75. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957.
76. Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. Т.2. М., 1970. С. 231-255.
77. Дживелегов А. Интеллигенция в Италии XVI в. // Дживелегов А. Очерки итальянского возрождения. М., 1929.
78. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию нации. А. 1988.
79. Добрускин Н.Е. Несостоятельность антикоммунистическихконцепций роли советской интеллигенции. Киев. 1983. 196 с.
80. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской федерации начала 1990-х годов. М., 1994.
81. Ф.М. Достоевский, об искусстве.
82. Думави Н. Безнен. Исмаил Гаспринский // Мир ислама. 1913, №4.
83. Евлпатьевский Из разговоров об интеллигенции // Русское богатство, 1904.
84. Елистратов B.C. Язык старой Москвы. М., 1997.
85. Зарипов История башкирской советской литературы. М. 1972.
86. Зия Камали. Философия веры. Уфа, 1912.
87. Золотухина-Аболина Е.В., Золотухин B.C. Интеллигенция и нравственность // Философские науки. 1991. №3. С.44-46.
88. Иваненко JI.H. Что такое интеллигенция? // Вестник высшей школы. 1989. № 1.С. 17-23.
89. Иванов А. Интеллигент это кто? // Книжное обозрение. 1992, № п.
90. Иванов-Разумник Н.В. История русской общественной мысли. С-П., 1907.
91. Из истории советской интеллигенции М. 1966
92. Изгоев А.С. Русское общество и революция. М., 1910. 273 с.
93. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 491 с.
94. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М; 1992,Т. 1.-272 с.
95. Ильин И.А. Пророческое призвание А.С. Пушкина // И.А. Ильин. Одинокий художник. М., 1993.
96. Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Ильин И.А. Соч. в 2-х тт. М., 1993, Т.2.
97. Интеллигенция: что о ней думают и говорят сегодня. М. 1989.
98. Интеллигенция России. Традиции и новации. Иваново. 1997. -380 с.
99. Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). М. 1993.
100. Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспект // Социологические исследования. 1998, № 7. С.133-138.
101. Ирназаров Р.И. Равенства этносов в Республике Башкортостан. Уфа, 1997.-С. 160.
102. Исмагилов Г.С. К вопросам об оценке буржуазно-философской и общественной мысли Башкирии начала XX века // Вопросы марксистско-ленинской философии. Уфа. 1969.
103. Исмаил-бей Гаспринский. Русское мусульманство. Мысли заметки и наблюдения // Этнографическое обозрение. 1992. № 5. С. 91-103; № 6. С. 110-116.
104. История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1976. 599 с.
105. Камю А. Бунтующий человек. М., 1999. 416 с.
106. Карим М. Башкортостан. М., 1995.
107. Карим М. Стихи и поэмы. М. 1958.
108. Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция? // Вопросы философии. 1998, № 3. С. 3-17.
109. Карсавин Л.П. Философия истории. С-П., 1993.
110. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 366 с.
111. Кива A. Intelligensia в час испытаний // Новый мир. 1993. № 8.
112. Ключевский В.О. Об интеллигенции // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.-416с.
113. Кожанов В.В. Попытка беспристрастного размышления об интеллигенции // Русская интеллигенция. М., 1999.
114. Козлова О.Н. Интеллигенция в российском обществе //Социально-политический журнал. 1995. № 1. С. 162-175.
115. Кон И. Размышления об американской интеллигенции // Новый мир, 1968, № i.c 173-198.
116. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. 1989, № 9. С. 65-79.
117. Кудаш С. Два таланта. // Агидель. 1965, №8.
118. Кудаш С. Незабываемые минуты. М., 1964.
119. Культура и интеллигенция в России в эпоху модернизаций (XVIII-XX вв.) Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции. Омск. 1995. Т.1.-280 с.
120. Кунафин Г.С. Уметбаев исследователь истории Башкирии и башкир // Из истории развития культуры в Башкирии. Уфа, 1978. С. 11-18.
121. Лебедев В. Судьба русской интеллигенции // Литературное обозрение. 1990, № 9. С. 3-10.
122. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.
123. Лейкина-Свирская В.Р. Формирование и историческая роль интеллигенции как исследовательская проблема И Социальная структура общества в XIX веке. М. 1982. С. 44-55.126. Ленин В.И. ПСС, Т.20.127. Ленин В.И. ПСС. Т. 10.128. Ленин В.И. ПСС. Т. 14.
124. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. 799 с.
125. Лихачев Д.С. // Новый мир. 1993. № 2. С.3-9.
126. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2, Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.-715 с.
127. Лукьянов А.В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. Уфа, 1993.- 190 с.
128. Луначарский А.В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М., 1924.
129. Мамардашвили М.К. Философия и религия//Человек. 1997, №4. С.77-92.
130. Мамардашвили М.К. Интеллигенция в современном обществе // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 283-291.
131. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1999. -320 с.
132. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: Две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия и наука. М., 1972.
133. Мандельштам Н. Воспоминания. Нью-Йорк, 1970.
134. Манхейм К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в прошлом и настоящем. 4.2, М., 1993. 104 с.
135. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 700 с.
136. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение, Т.30. 287 с.
137. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.26. 422 с.
138. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии. 1991, №1.
139. Моисеев Н.Н. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 2. С. 112-135.
140. Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб., 1992.
141. Насыров И. Духовный отец нации // Ватандаш. 1998, № 9.
142. Насыров И.Р. Вопросы гносеологии в западно-классической и арабо-мусульманской философии. Уфа, 2000.
143. Национальные движения в поддержку революции в России. Чебоксары. 1935.
144. Никольский Д.П. . Башкиры. СПГ. 1899.
145. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1997, Т.1. С. 486-616.
146. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1997, Т.2. С. 5-240.
147. Новый завет. Анхайм, 1998,1 кор.13: 2-8.
148. Нуриев Д.А., Нуриев Б.Д. Место и роль языка в жизнедеятельности человека // Вестник Башкирского университета. Уфа, 1997, № 3.
149. Облонский А. На краю пропасти. Русская интелегенция и трагедия русской истории (19 век) // Дружба народов. 1993. № 9. С. 140-163.
150. Ожегов С.И. Словарь русского Языка. М., 1978.- 847 с.
151. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. Уфа, 1992. -119с.
152. О России и русской философской культуре. М., 1990. 528 с.
153. Оргенани Об интеллигенции. Лондон, 1902.
154. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура. Чебоксары, 1992.
155. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. Уфа, 1992.
156. Оруэлл Дж. 1984 // Оруэлл Дж. Соч.: в 2 т. Пермь. 1992, Т.1. -377 с.
157. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 422 с.
158. Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998. 352 с.
159. Пикунова Г. Каталог выставки к 80-летию со дня рождения К.А. Давлеткильдеева. Уфа, 1970. 47 с.
160. Померанц Г. Долгая дорога истории // Померанц Г. Выход из транса. М., 1991.
161. Рахимкулова М.Ф. Ученый просветитель, ученый энциклопедист. // Творчество Ризы Фатхетдинова. Уфа, 1988. С. 105-115.
162. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа, 2000.
163. Рашковский Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока. М., 1990. 200 с.
164. Ремезов Н. В. Очерки из жизни дикой Башкирии. Переселенческая эпопея. М., 1999.
165. Роль и задачи интеллигенции в консолидации Башкирского народа (материалы заседаний Исполкома Всемирного курултая Башкир). Уфа, 1999. -86 с.
166. Руткевич М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. М., 1977. С. 19-32.
167. Рыбаков С.Г. . Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПГ, 1897.
168. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжится ли прерванный путь? СПб., 1994.
169. Садыков Ф.Б. Сущность философии и философствования // Фихте и конец XX века. Уфа, 1992. С. 151-165.
170. Самойлов Ф. Малая Башкирия 1918-20 гг. // Пролетарская революция 1926. №11.
171. Севостьянов А. Национал-капитализм. М., 1995. 208 с.
172. Селиванов А. И. Бытие и постижение развивающегося мира. Уфа, 1998.
173. Семенова А. М, Возрождение башкирского стиля в изобразительном искусстве // Духовное наследие
174. Славинский М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. С. 406-418.
175. Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция. Киев, 1986222 с.
176. Смоляков Л.Я. Об интеллигенции и интеллигентности // Коммунист. 1988, № 16. С. 67-95.
177. Соколов К.Б. Мифы об интеллигенции и историческая реальность // Русская интеллигенция. М., 1999.
178. Солженицын А.И. Образованщина // Из-под глыб. М., 1992. С. 187221.
179. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1990, Т.2.
180. Солоневич И.Л. Политические тезизы российского народноимперского (штабс-капитанского) движения // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией, М., 1994, 4.2.
181. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
182. Степанов Ю.С. "Жрец" нарекись и знаменуйся: "Жертва" // Русская интеллигенция. История и судьба. М.,1999.
183. Страда В. Реформа интеллигенции // Общественные науки и современность. 1993, № Зю. С. 107-115.
184. Струве П.Б. // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.
185. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965. 297 с.
186. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
187. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992 736 с.
188. Толстых В.И. Об интеллигенции и интеллигентности // Вопросы философии. 1982, № 10. С. 83- 98.
189. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа, 1997. 258 с.
190. Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность // Социологические исследования, 1997, № 8. С. 47-49.
191. Уколова В.И. Последний римлянин Боэций. М., 1987. 159 с.
192. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. 333 с.
193. Уметбаев М. Ядкар. Уфа, 1984.
194. Успенский Г.И. Собр. Соч. в 10-ти т. М., 1956, Т.5. 494 с.
195. Файзуллин Ф.Н. Развитие этнической культуры и суверенитет // Ватандаш. 2000, № 1. С. 23-25.
196. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997, № 8. С. 40-46.
197. Фарман свободы // Воля (Еженедельная независимая газета). №1, 23 ноября 1991 г.
198. Федотов Г.П. Россия и свобода // Мыслители русского зарубежья:
199. Бердяев. Федотов. СПб., 1992. 352 с.
200. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991, Т 1.
201. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1992.
202. Филоненко В.И. Башкиры. Уфа, 1915.
203. Философия человека: Традиции и современнность. Вып.2. М., 1991.
204. Финогентов В.Н. ". И ропщет мыслящий тростник " Уфа, 2000. -182 с.
205. Фихте И.Г. Речь о достоинстве человека // Фихте и конец XX века. Уфа, 1992. С. 7-10.
206. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. СПб., 1993, Т.1.
207. Франк СЛ. Крушение кумиров // Франк СЛ. Сочинение М., 1990.
208. Франк СЛ. Ф. Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк СЛ. Сочинение. М., 1990.
209. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск, 1997. 416.
210. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернациональное поведение. JL, 1989. 34 с.
211. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Т. Испытания национального самосознания. СПб., 1993. 119 с.
212. Хазанов Б. История безответной любви // Знание- сила. 1991, №5.
213. Харисов Литературное наследие башкирского народа.(ХУШ-Х1Х века). Уфа. 1965.
214. Ходячий Ф 3. Критика буржуазных концепций «Интеллигенция как класс» // Научный коммунизм. 1975, № 3. С. 104-112.
215. Худавердян В.Ц. Социология чтения национальной книги // Социологические исследования. 1998, № 7. С. 100-109.
216. Хусаинов Г. Жизнь и творчество Даута Юлтыя. Уфа, 1993.
217. Хусаинов Г. Наука и литература. Уфа, 1999.
218. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты. М.,1997.
219. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственной статистике, этнографическом и промышленном отношении. 1859.
220. Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем в 30-ти тт. М., 1980, Т. 17. -525 с.
221. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. 303 с.
222. Шалкаускис С. Т. Концепция интеллигенции // Социология личности. Вильнюс, 1996. С. 141-151.
223. Шафиков Г. Кровь его завет нам // Весенняя песнь. Уфа, 1995.
224. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х т. М., 1987, Т. 1. 636 с.
225. Шестов Л. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т.1.
226. Шопенгауэр А. Критика кантовской философии. М., 1993.
227. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинение. М., 1989. 601 с.
228. Шрейдер Ю. Об элитарности интеллигенции // Вестник высшей школы, 1990, № 4. С. 83-87.
229. Юлдашбаев Б.Х. Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии // Октябрьская революция и рождение Советской Башкирии. Уфа, 1959.
230. Юлдашбаев Б.Х. Национальные движения в Башкирии. Уфа. 1984.
231. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1998. 352 с.
232. Якшигулов С. Дела башкирские. Стерлитамак. 1911.
233. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения. М., 1984.
234. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.
235. Хесэйенов F. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи биографик китап. Офб, 1997.-304 Б.
236. Хэсэйенов F. Зия Камали философ // Ватандаш. 1999. № 9.
237. Hella А. // Theory Metod and the Cose Study. London, 1977, R.23.
238. Liungman C. G. Der Intelligenzkul. Eine Kritik Intelligenzbegriff und