автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Сузгунская культура эпохи поздней бронзы в южнотаежном Тоболо-Иртышье

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Галунин, Валерий Терентьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Сузгунская культура эпохи поздней бронзы в южнотаежном Тоболо-Иртышье'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сузгунская культура эпохи поздней бронзы в южнотаежном Тоболо-Иртышье"

АКАДОИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕШ ЯНСППТГ АРХЕОЛОГИИ

Н.э. правах рукописи УДС 930.26

ГАЛИ И Б Валерий Терентьевич

СУЗГУНСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ, ПОЗДНЕЙ ЕРОКЗН В ШЮТАЕШШ ТОВОЛО-ИРТЫНЬЕ

Специальность: 07.00.06 - археология

Автореферат ' диссертации та соискание ученой степени кандидата исторических наук

* С К В А 1091

Работа выполнена в научно-исследовательской археологической лаборатории Тюменского государственного университета .

Научный руководитель - доктор исторических наук М.Ф.Косарев

Официальные оппоненты: "

доктор исторических наук £.5.Кузьмина доктор исторических наук В.А.Могильников

Ведущая организация - Омский государственный университет

Защита состоится 1992 г. в часов

на заседании специализированного совета Д002Л8.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук при Институте археологии АН СССР - г.Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан "/О" 1992 г.

Учёный секретарь

специализированного

совета

З.М.Сергеева

Актуальность труп. Проблема броняэгсго чего Сибири в последние десятилетия привло"»-'.-;- ? •¡обо прис;г.льнов внияпние многих археологов. Их уснл*.рмраЛумнн схеш исторического |ппвитяя регноча, осноя-т

от-лпи бронзового сока, вцдслечц кочирет;:1'«? ррхсолопггески? культуры, определсш! оююешю лапраалв-п": дальни'*™* иди -скмшй, среди которых вцдвячетсл про'*";!-», углуЗлепсгого детального изучения отдельных культур.

Сузгуискач культупа относится к .-а'ртчся'дной ясгорико-культурноЯ области, куда писке вхсдст олсгс::.***, пшкюаскм и корчажкинская г'ультурн, слотиггаося а иллдлебронзовое время в лососяегеюЯ и тасгЛой аоия 2."л*!Д'-:о" Сибири. Актуальность данного исследования оирсдад-'л?.* тсг<, сулгун-ская культура чпляется своего родя о: лстгдопкл.!, таоллзп.: вариантом яндротвскоЛ общности, что яопгэ.глт точнее очертить северную грашшу проникновения а:сс?<тз«*а, я тчкпе определить характер вэаимооткопеная их с ГСП!»«, «боря г« 1-ннм нультурпми. Своеобразное геогрярлтеск^е положенно нотпегной зоны, особенности ее дащдрг&га сгособстгяля.л;! появлению здесь в поздней бронзе кногсотрлсле^от-) типа хозяйства, изучение которого поможет охг,раглср.!?г>'"1ть ял -коиомериости, определившие судьбы хоз-гЛотгз. яидрочогпея з пределах лесной эонн, а а.тктл намотать гохашпя г?зитоаю-пония нового тшт хозяйства. Актуально!! сстпегся проблеял карасукских, или г.е ирменских, лронишог'-гшЯ о т.•"""пуз руку, которые, по мнеияп ряда исследорлтелсП, го л:ог'>г« определили облик -.».ндроиоидчих культур. С«итя»-то* 'т-.М СуЗГуНСКОО цасОЛСНИО приняло участио в ¡;.ор'ЛН,'^1Н]Ш ку.*1;."ур

раннего келезного века, в частности - саргатской культуры. То или иное решение этого вопроса позволит нам не только приблизиться к характеристике судеб сузгунской культуры, ко и дополнить несколькими штрихами решение проблема смены археологических культур.

Задачи исследования. Основной задачей данного исследования является предоставление по-возможности полной и раз -посторонней характеристики сузгунской культуры, разработка типолого-х\Лнологической классификации сузгунских материалов, попытка решения вопроса о генезисе и судьбе культуры. В задачи таюта входит рассмотрение некоторых сторон хоэяй -с шнноЯ и духовной жизни сузгунцев, особенностей их расселения, специфики сузгунского поселения как археологического объекта и др.

Научная новизна работы состоит в том, что исследование проведено главным образом на новых материалах, полученных за последнее время. В работе дается характеристика культуры сузгунцев как археологического комплекса по истории населения Западной Сибири в бронзовом веке. С учетом новых /

данных рассматривается вопрос о территории культуры, системе расположения групп поселений, уточняются вопросы хроно -логии и периодизации сузгунской культуры.

Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке андронои-дной историко-культурной области, изучении яндроновской проблемы в целом. Результаты работы могут быть использованы при создании сводов археологических памятников, написании обобщающих работ по археологии Западной Сибири и соответствующих разделов в учебных пособиях.

Апрсбашя результатов исследования. Основные положения и визоды реферируемой работы изложены автором в опубликованных статьях н выступлениях на заседаниях отдела неолита и бронзы Института археологии АН СССР, на IX Уральском археологическом совещании в Тобольск»? в 1986 г., на конференции молодых ученых в Новосибирске п 1989 г., на региональной конференции "Проблемы хронологии и культурно П принадлежности археологически памятников faioí! Сибири" в Барнауле в 1988 году, на региональной конференции "История, археология и краеведение Омской обасти" в Омске в 1988 году.

Источником для написа ,ия диссертации послужили материалы сузгунских поселений Суэгун Па, Малое Кугаево, Не -федово П, Сергеевка, Новый Tan I, Чеганово 1,13, Красная Гора, Бобровка I н других, раскопанных автором n 19841990 годах, а такяе материалы раскопок В,Л. Чернепооа, В.И. Мокше кой, M.S. Косарева, В.И. Катщенко, В.К. Поло-дина., Т.Н. Потемкиной, И.Г. Глутикова, В.В. Евдокимова, В.А.. Заха, В.И. Стефанова, А.Я. Тру}«нова*. В общей сложности нага учтено и использовано 50 сузгунских поселения, более 20 из которых исследовано раскопкэнк.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического указателя.

I. Автор выражает признательность МЛ. Косареву, В.И. Млг»-щенко, II.Г. Глупкову, Б.В. Эаху за любезно предоставленную возможность использования ноопубликокшнга: штерт -лоп.

Текст дополняет альбом иллюстраций, включающий более 100 рисунков.

Во введении определены основные задачи работы, хроно -логические рамки исследования. Определены методологические принципы, которых придерживается автор и основным из кото -рых является системный подсод к источникам, а также обяза -тельное выделение двух исследовательских ракурсов, ведущих к выявлению чтаоинтегрирующих и этнодифферениирующих свойств культуры, по тершнологии С.А. Арутюнова. Здесь же дана краткая характеристика географических условий региона, а также очерк истории изучения сузгунской культуры. Изучение данной культуры отличается крайней неравномерностью и почти полным отсутствием специальных исследований, посвященных ей. Тем не менее можно утверждать, что концепция сузгунской культуры несколько изменилась за последние года, определены в общих чертах характер хозяйства, примерные границы, разработана типологий керамики, выдвинута гипотезы о процессе сложения культуры, ее судьбах.

I

. ГЛАВА I. Памятники сузгунской культуры.

На лынеачий день наш учтено около 40 памятников, имеющих отношение к сузгунской культуре, из них по крайней мере 20 были исследованы раскопками, причем на 16 из них раскоп составлял от 100 до 1000 кв и. Изучение сузгунских древностей происходило крайне неравномерно: после первых раскопок 1948 года на Сузгуне П следующие были начаты в 1974 году на городище Чудская Гора и лишь с котза 70-х годов число открытых, а затем и раскопанных памятников стало увеличивать-

ся.

§ I представляет собой сводку известных памятников суз-гунской культуры и помимо кратких сведений об истории открытия и изучения памятника содержит по возможности полные данные о формах рельефа, к которым приурочен тот или иной памятник, общую информации о стратиграфии памятника (количество культурных слоев, мощность разреза и т.д.), количестве и сохранности артефактов,, планиграфии и прочих данных, составляющих общуя характеристику памятника. Так как материалы большинства памятников но опубликованы, в работе даны в качестве приложения генпланы наиболее сохранивяихся поселений."

В 5 2 обобщены особенности культурного слоя сузгунских

памятников. При всем их разнообразии, выделяется несколько

)

характерных черт, общих для большинства из них.

1. Сильная насыщенность культурного слоя керамикой: численность артефактов на I кв м при мощности слоя 10 см до -стигает на отдельных участках 100-150 фрагментов керамики.

2. Размещение керамики в культурном слое отличается неравномерностью, участки, насыщенные керамикой, перемежаются с участками, дающими не более 10 фрагментов на I кя м. Наиболее показательны в этом отношении Нефедово П, Красная Гора, Малое Кугаево, Сузгун П, для которых характерно "кустовое" размещение керамического материала, когда большая его часть находится в скоплениях, развалах. Иногда керамика расположена сплошным двойным или тройным пластом, как нп. Малом Кугаево.

3. Волыгич'зттю сузгунских памятников многослойно, причем число плорп, как правило, равняется трем: нижний - поэд-

неташковский или гребенчато-ямочный, средний сузгунский, верхний - раннего железного века (баитовский или богочаи кий). Таковы поселения Красная Гора, Новый Tan I, Чегано и др.

Отчего же поселения различных эпох часто располагая па одном и том же ыэсте? Первое, лежащее на поверхности яснение заключается в том, что в сильно заболоченной южн тайге мест,удобных для поселения, не тан уж много. Выбор ста определялся, по-видимому, несколькими'факторами: бли: тыо к водоему, защищенностью от половодий и возможных на) дений, близостью к промысловым угодьям и т.д. Но в ряде < чаев многослойные поселения располагались на одном и том участке террасы, несмотря на то, что поблизости находилис точно такие же, не менее удобные места (такова ситуация ь поселегаях Красная Гора, Новый Tan I и др.). Столь упорнс стремление селиться на одном и том же месте вряд ли случа но. Известно, что первобытные люди, в силу мистического в приятия окружающего мира, видели во всех окружающих преды определенные мистические свойства, становящиеся благодете ными или опасными (Леви-Брюль, 1930). И поныне, многие мес в народе считаются "дурными". Ыы предполагаем, что, ochobj вал поселки, сузгунцы могли руководствоваться мистическим сприятием данного места, возможной благосклонность» духо: нему и т.д. Кроме того выбор мог определяться географичео или даже политической значимостью места, могущего стать о( единяющим центром, .как, например, комплекс Сузгун И, Па, включающий поселение и большое культовое место и расположи ный на перекрестке нескольких водных путей.

4. Культурный слой сузгунских памятников отличается немногочисленностью костного материала. Отчасти это объясняется структурой супесчаного грунта, в котором органика практически не сохраняется. Определенную роль играет характер па -мятника - на поселениях Красная Гора (суглинистый слой), Чеганоео И (супесчаный слой) кость сохранилась, а на Малом Кугаево (суглинистый слой) и Нефедове П (супесчаный слой), определяемых наш, как культовые места, не найдено ни одного Фрагмента кости. Возможны и другие объяснения: например, кость могла полностью утилизироваться или же выноситься за пределы поселения в специально отведенные места. ПодобнЬе отнесение к кости зафиксировано этнографически.

В 5 3 производится классификация суэгунских памятников. По характеру памятников выделяются поселения и культовые места. Поселения, в своп очередь, бывают двух типов - неукрепленные (Красная Гора, Новый Tan I, Полила-АтлЫн и др.) и городища (Чеганово И, Чудская Гора и др.). Культовые места (Сузгун П, Малое Кугаево, Нефедов о II) выделяются с изрядной долей условности, для них характерно отсутствие каких-либо сооружений, размещение находок в культурном слое компактной группой, иногда двойным-троР.нш сплавным пластом керамики (Малое'Кугаево), подобно тому, как это зафиксировано на культовом месте красиоозершй культуры Хутор Бор 1У (Труфанов, 1980).

По приуроченности памятников к тем или иным водным артериям Тоболо-Иртыиья выделяются шесть районов сузгунской культуры: Тобольское Прииртышье (Малое Кугаево, Сергеевна, Лучкино, Сузгун П и др.), бассейн Вагая (Полииа-Лй'лнк, Крао-

кая Гора и др.), Омское Прииртышье (Боброака I, Чудская Гора и др.), Приикимье (Тюрмитяки У и др.), Бассейн Тары (Юрты I, Красноозерки и др.).

По видам водоемов сузгунские памятники достаточно четко делятся на речные и озерные..Речные стоянки расположены на террасах основных рек и их притоков и составляют большинство учтенных памятников. Озерные стоянки известны на озерах Юргаркуль, Большой Иткуль, Кайшкуль и др. (всего - более 10 стоянок).

Поселения сузгуниев, помимо прочего, бывают двух видов - небольшие стоянки, состоящие из 2-3 жилищ (Новый Tan I, Карбанский ¿íoct Ш и др.), а также больше, иногда укрепленные поселки, содержащие культовые площадки (Сузгун Л, Па, Красная Гора,- Чудская Гора).

Приводимая классификация, как и дальнейшая ее разработка, могли бы приблизить нас к понимании структуры суэгунско-го общества. Так, приуроченность групп населения к опреде -ленной реке, наличие центрального поселка, их кустовое расположена - явление достаточно распространенное в таежной зоне (кондинские манси с центром в.Сатыге, сосьвинские манси с центром в Няксимволе и т.д.). Предстоит выяснить, в каком отношении друг к другу стояли обитатели речньзс стоянок, где воаыожно ведение многоотраслевого хозяйства, и озерных, ' где и поныне возможны лишь охота и рыболовство, были ори интегрированы в сузгунском обществе или ке осознавали себя, как самостоятельные части единого этноса и т.д.

ГЛАВА П. Материальная культура

Основную долю сузгунских находок составляет керамика

(около 93$), анализу которой посвящен 5 I. При наделении типов и групп сузгунсяой керамики автор опирался прежде всего на аелыэ сосуда, что позволило достаточно уверенно судить об особенностях орнаментальной композиция и пропорций сосудов; кроив того обработаны определимте части около 3000 сосудов. Основанием типология является орнаментальная композиция, а различия в размерах леяат в основе выделения групп внутри тага.

Первый тип представлен горшковидннми сосудами с четы -рехзональной разбивкой орнамента с обязательным включением зады геометрических андроноцдннх узоров, группа А - крупные горшки диаметром по венчику.от 30 до 50 см, группа Б - горп-ки средних размеров диаметром по венчику от 10 до 30 см. Четыре орнаментальные зоны точно соответствуют Уфологическим частям сосуда: венчику, плечу, тулову и придонной части. Для каждой'зоны характерен определенный набор элементов орнамента. Зона венчика отделяется от плеча лощеной неорнамен-тированной дорожкой, расположенной на месте перегиба шейки к плечу. В орнаменте венчика доминирует узор, встречающийся только в этой зоне, -• валик или группа валиков с нанесенным поверх него орнаментом в виде гребенчатой или гладкой елочки и ряда круглых ямок. В орнаментации плеча присутствуют простые элементы, такие, как ряда гребенки, уголков, скобок . и др., ни один из которых не доминирует.

На тулове располагается геометрические андроноидные узоры, среди которых численно преобладают ленточные зигзагообразные узоры, выполненные гребенчатым, реже - гладким итампом. Здесь ле встречаются сложные ковровые узоры, на-

- 10 -

поминающие федоровский орнамент, треугольники в различных комбинациях, ромбы, расположенные в шахматном порядке, косая сетка и др.

К зоне тулова примыкает придонная часть, основным орнаментом которой является елочный узор, выполнений гребенчатым 1>ли гладким штампом. Редко встречается орнаментированные днища: узоры на них выполнены ямками или наколаии в виде концентрических кругов, параллельных или перекрещивающихся линий.

Керамика первого типа в целом выгладит достаточно однообразно, стандартно, можно сказать, что она преобладает на большинстве суэгунсккх памятников (85-90!?) и является куль-турообразующим елементом, не имеющих себе аналогий в соседних культурах.'

Второй тип керамики - гребенчато-ямочный - распадается на две группы: А - горшки средних размеров, по пропорциям близкие к первому типу, В - чашевидные сосуда небольших размеров со слабовыраженной шейкой; подобные различия объясняются, возможно, функционально. Венчик орнаментирован так же, как на сосудах первого типа и отделен лощеной дорожкой. Остальная часть сосуда украшена гребенчато-ямочными узорами: рядами гребенки, реже - гладкого штампа, рядами ямок, елочными узорами. Орнамент покрывает сосуд сверху донизу и напоминает подобные узоры культур раннего и сред -него бронзового века. Численно второй тип составляет от 5 до Ш.

Третий тип по орнаменту своему отдаленно напоминает ирменские и карасукские сосуды. Орнамент покрывает венчик и

часть тулоаа, придонная зона и круглое дао не орнаментировались. На венчике часто наносилась ленточная дорожка, выполненная гребенкой, а на тулове - геометрические узоры, меандры, ленточные узоры. В отличие от первых двух типов здесь в орнаментации совершенно не употребляется ряда круглых ямок. По форме сосуда третьего типа являются, как правило, небольшими круглодонныш горшками (диаметр 10-15 см) и со -ставляют 3-4 % общего числа керамики.

Четвертый тал вццелен условно и обнимает несколько

групп керамики, являющихся иенлшенаем из общего правила и

представленных единичными экземплярами. Группа А - сузгунс-

ко-лозьвинские сосуды, узор на которых выполняется с помощью

V

своеобразного фигурного штампа в виде сдвоенных, строенных мелких скобок (подобная керамика встречается в Тобольском Прииртышье). Группа Б - сузгунско-бархатовские сосуды, орнаментированные гладким-^штампом в верхней трети горшка; такая керамика встречена на Красной Горе, Чеганово Ш. Группа Б -неорнаментированные горшки средних размеров, единично встре-"чйющиеся на каждом памятнике. Неорнаментированные миниаборные сосуды диаметром менее 10 см составляют группу Г. Группа Д - сузгунско-еловекие баночные сосуды с гребенчато-ямочным орнаментом с городища Чудская Гора. Группа 2 суэгунс-ко-ирменская керамика из Омского Прииртышья.

Как видим, первые два типа,являются основными, культуро-'хрбразующими, встречаются на каждом сузгуиском памятнике, придавая своеобразие и узнаваемость еуэгунской керамике.

Изделия из глины описываются в § 2, они составляют вторую по численности гатегйрию (4-4,5 Г'".

Грузила (около 150 эцз.) имеют стандартную овально-уплощенную форму с одним-желобком-перехватом и встречены практически на всех раскопанных поселениях. Часть грузил орнаментирована гребенчатым штампом.

Многочисленные глиняные кирпичи, встреченные целыми или в обломках, на большинстве поселений, имеют форму овальных или круглых лепешек 10-15 см (в длину 5-7 см) в ширину и до 4 см толщиной. Они сделаны из плохо обожженной глины, с растительной примесью. Часть кирпичей покрыта солярными узорами, выполненными пальцевыми вдавлениями. Назначение кирпичей не ясно; на Красной Горе и Чудской Горе зафиксированы глиняные вымостки из 20-30 плотно уложенных кирпичей радом с жилищем; обычно яе кирпичи находятся в слое вне связи с каким-либо объектом.

Глиняные фишки - серия предметов (всего около 150 ед.), сделанных из стенок разбитых горшков в форме кружков, квадратов, шестиугольников и др. без сквозных отверстий в центре и следов работы на боковой грани, как это характерно для пряслип и лощил. В работе автор предлагает гипотезу о назначении фишек как игральных жетонов для настольной игры, которая могла быть позаимствована сузгуннами у андроновпев.

Три глиняных модели бронзовых орудий труда найдены на пос. Гузгун Па: два кельта и наконечник дротика. Модели сделаны в реалистической манере, подчеркнуты все, даже мелкие детали формы. Назначение моделвй могло быть двояко: негатив для изготовления литейной формы или же предмет-заменитель, используемый в ритуальных дейстшях, причем обе функции не противоречат друг другу.

- 13 -

Небольшая серия груз икав из глины, дисковидных со сквозным отверстием, как правило, орнаментированные, могли использоваться как пряслипа.

Мелкая глиняная пластика представлена несколькими изделиями. Фигурка лошади (Сузгун Па) с отверстиями для палочек-ног, фигурка волка (Чеганово Ш) с отверстиями для палочек-ног, голова какого-то небольшого животного (бобра, ондатры?), выполненная в реалистической манере (Чеганово Ш). 5игурка младенца в люльке (Юргаркуль Ш), .выполнена« в реалистической манере, и стилизованная антропоморфная фигурка (Сузгун Па).

Из вышеперечисленных видов изделий, пожалуй, лишь.грузила и модели можно назвать тишТчно сузгунскими, не имеющими прямых аналогов в соседних культурах.

Немногочисленные данные об изделиях из кости собраны в § 3. Наиболее оригинальными, пожалуй, являются несколько костяных разбильников,'употреблявшихся для разминания кожаных ремней (Красная Гора). Известны также несколько - проколок (Чудская Гора, Сузгун Па), игольник (Сузгун Па), концевые накладки на лук (Чудская Гора) и др.

Бронзовые изделия,(§3) сводятся к находке кольца в полтора оборота (Чеганово Ю, бронзовой фигурки лягушки (Чудская Гора) и трем глиняным моделям бронзовых кельтов и наконечника дротика (Сузгун ПА), позволяющим судить о фор-

и размерах оригиналов. Кроме того к бронзо-литейному производству относятся находки ошлакованных тиглей (Сузгун Па).

Среди каменных предмотгэ встречено два наконечника

стрел (Сузгун Па), каменное долото (Чеганово Ш) трапециевидной формы. На поселений Чеганово I найден каменный пестик в форме фаллоса.

Все известные жилища - подпрямоутольной формы, площадью от. 16 до 40 кв м, полуземлянки с котлованом глубиной до 4050 см (Красная Гора), со следами столбовых ямок по периметру (Новый Tan I) и очагом в центре (НовыЯ Tan I, Чеганово I), выходим к реке (Красная Гора, Новый Tan I). Большинство известных поселков состоит из 2-4 тшлищ, крупный поселок (Чудская Гора) содержит до 10 жилиц.

ГЛАВА К. Интерпретация материалов-Периодизация сузгунскоП культуры, которой посвящен § I, осложняется почти полным отсутствием датирующих предметов, что не дает возможности выстроить отдельные памятники в единую хронологическую цепь. В этих"условиях основанием для выделения этапов развития культуры стали те или иные изменения в орнаментации керамики. Условность членения на этапы понятна и оправдывается необходимостью выяснить закономерности развития культуры.

Первый отап относится ко времени сложений сузгунской культуры и охватывает Х1У-ХП вв до н.э. Определяя место формирования культуры, ш исходим из представления о том, что основные, сущностные черты культуры складываются в одном, относительно небольшом регионе, распространяясь затем на соседние территории. Таким регионом в сложении сузгунской культуры могло быть Нижнее Притоболье в его тошотаеиюй части. ¡ÍKCHrio здесь раскопаны поселения Чеганово I и Новый Tan I,

- 15 -

содержащие керамику, которууэ мокно увязать с предшествующей аидроновской культурой, т.е. сосуда, орнаментированные мелкозубой гребенкой, как на федоровской керамике, с классическим андроновским меандром, косоугольными треугольниками по венчику, неорнаментированной придонной зоной и т.д. С другой стороны, здесь же фиксируются орнаментальные мотивы, которые свэываат керамику с другой культурой, принявшей участие в сложении сузгунской, лозднеташковской: сосуды, орнаментированные в отступающей технике. 11а прочих памятниках подобные мотивы не встречаотся, на них доминируют сосуды I и П типов. Иам кажется, что указанные памятники фиксируют • завершение первого отапа, когда супрзстные черты сузгунской орнаментики уже сложила! сь.

Большинство археологов, обращавшихся к сузгунской проблематике, считают, что в сложении культуры приняли участие андроновцы (степняки) и гребенчато-ямочкики (таежники).Следует уточнить, что, во-первых, глубоких проникновений анд -роновцев в таежную зону Притоболья не происходило, они остановились у границы лесостепи и тайги, ибо не известны крупные андроновские комплексы в таежной зоне. Во-вторых, пред-сузгунский этап в Нижнем Притобояье харатеризуется не только гребенчато-ямочной керашкой, но своеобразной двухкомпо-нетной керашкой позднеташкоаского облика, т.е. гребенчато-ямочной и отступающе-някольчатой одновременно, как, напри-.мер, на поселении Средний Баклан У (В. А. ^зос, 1985). Любопытно, что М.Ф. Косарев и В.Т. Ковалэяа, говоря о времени, предшествующем сузгунекому, отмечали наличие отступающе-на-кольчатой керамики наряду с гребекчсФо-ямочной, но разделя-

-16 -ли их хронологически. В.Т., Ковалева считает, что в ХУЛ в до н.э. ташковцы были вытеснены андроновиами в Прииртышье. Нам кажется, что тогда же часть тв-ковцев окзалась в Нижнем При-тоболье, где сосуществовала с аборигенным населением, и они позднее стали той культурой,а может быть, и этнической основой, на базе которой происходило сложение сузгунскоЙ культуры. Этот процесс происходил в ходе активных контактов с соседним лесостепным андроновским населением и имел характер стимулированной трансформации, т.е. такой внутренней трансформацией культуры, которая "происходит под косвенным воздействием внешних импульсов, но не имеет характер прямого заимствования". (Арутюнов, 1983, С. 10-11). Действительно, сузгунская керамика, лишь отдаленно напоминающая андроновс-кую, по облику своему - таежная, близкая гребенчато-ямочным мотивам. В ходе контактов с андроновиами население Нижнего Притоболья переняло элементы ведения хозяйства (скотоводство, земледелие), элементы духовной культуры (игра), отчасти-домашние промыслы (кожевенное производство) и т.д.

Второй э.тап сузгунскоЙ культуры (XI-X вв до н.э.) хара-

9

ктернзуется распространением ее на обширные пространства Го-боло-Иртдаского междуречья. Распространение в данном случае означает не расселение группы людей, а распространение основных ч-эрт материальной и духовной культуры сузгушев среди населения, вероятно, родственного южной тайги. К данному отапу мы относим материалы следующих памятников: Нефедово П, Малое Кугаево, Красная Гора, Гюбровка I, Чудская Гора и др.

Среди основмнх черт ттерияльчой культуры гтого перио-дп слрдуот назвать внсскум степень унифтшроттгости формы

и орнамонтаиик керамики первого и второго типов, которые преобладают на всех памятниках. Общим для всех являится форма грузил, глиняных кирпичей, блиэкой-форш жилищ.

Во всем атом выразилось, на наш взгляд, осознание населением изучаемого региона некоего внутреннего единства. Иными словами, инновации, проникшие однажды в культуру таежного населения Низшего Притоболья, прошедаие стадии модификации и структурной интеграции п системе культурц данного этноса, приобретают черты этнической специфики и распространяются за пределы ареала бытования данной культуры, пример тому -появление определенных суэгунских черт в лесостепных памятниках (Сибсаргатка I, Омская стоянка и др.).

Границы культуры на втором этапе приобретают, наибольшую протяженность. На западе граница проходит по р. Тобол, где соседями сузгунцев были чоркаскульш. На востоке суэгунская культура граничит с еловской, на юго-востоке - с ирмэнской, и рубеж здесь проходит по правобережье Иртыша. Шная граница совпадает с естественным рубежом тайга и лесостепи, юк -нее которой сузгунск-ле древности практически не встречавтпя. На севере граница четко фиксируется только в Тобольском Прииртышье, где известны поселения Сергеевна I, Лучше ■, культовые места Малое Кутаево и Нефедово П, таким обра, -м, граница проходит по низовьям притоков Иртыша - Носки, Аль..;~ ки, Туртаса.

Третий, заключительный о'гал судгунекей культуры отио -сится к IX и, возможно, ЛВ вв до н.э. В Омском Прииртышье ь это время суэгунская культура сменяется храсидозервксА культурой. Похокий проц.п-'-. видимо, пр -г. а в Причтамыз.

- ю -

В Нижнем Пригоболье и Тобольской Прниргдаье следа миграций крестовых культур не фиксируются. Здесь происходит постепенная трансформация материально!! культуры сузгушев. Па пге появляются сузгунско-бархатовскио'памятники (городище Чега-ново Ш), для керамики которых характерно сочетание признаков двух культур на одном сосуде. На севере к позднему отапу относятся сузгунско-лозьвинскиз памятники (городище Сергеевка I, поселение Лучкино, Бозобырь, Ллек-Алып и др.), .содержало помимо классической сузгунской керамики своеобразную керамику, орнаментированную фигурным штампом, отдаленно напоминающим орнаменты лозьввдекоЛ культуры.

Выделенные три этапа лишь намечают оотов^е^ендешщ! в развитии сузгунской культуры, содермшие которого, несомненно, богаче и противоречивее, чем простое появление или исчезновение тех или шло: элементов орнамента, хотя следует признать, что изменения пока что четче ощущаются именно на керамическом материале. Основные тенденции в развития суэгунской орнаментики выглядят тлк: от разнообразия исходных импульсов (андроновского, позднотатеовского) через единообразие па уровне орнаментальной схемы (керамика первого ¡1 второг; типоа) к распределению орнаментов на несколько' не похожих, но имеющих несомненное сходство с сузгунским. Эти изменения в ориентации отражают, по-видиному, процессы, происходившие о опоху поздней бронзы в Тоболо-Иртышье: образование о гагачП тайге на основе местной культуры под влиянием андроноя-пев новой своеобразной культуры, распространение основных ее г.-'чодттов ¡'я все население таеяпого Тоболо-Ир-шыья, о епоелсд-••тгкн - ¡господ ее не несколько родотвенлих образований в л«*-

реходное от бронзы к железу вреня, которые сменяются в раннем железном веке богочановской культурой.

Во втором параграфе рассматриваются некоторые вопросы хозяйственной деятельности сузгунцев. Принято считать^*!? южнотаежной зсне Западной Сибири наиболее удобным было ведение многоотраслевого хозяйства, сочетавшего производящие и присваивание виды деятельности(Косарев, 1984; Корочкова,198? и др.) Это, по-видимому, верно и в отношении сузгунской культуры. Следует сделать, однако, существенное уточнение.

Прежде всего, южная тайга, по мнении почвоведов, является зоной рискованного приречного земледелия, и в наши дни в этих районах преобладают хозяйства мясо-молочного направления Сузгунские поселения, расположенные на берегах крупных рек (Чеганово Ш, Красная Гора, Чудская Гора), содержат кости крупного рогатого скота и локади. Озерные же стоянки (Юргар-яуль С, Курман У и др.), расположенные посреди болот, где и по сей день невозможно ведение земледелия и скотоводства, как ведущих отраслей хозяйства, могли быть центром рыбной ловли и охоты. Поэтому наличие хозяйственной специализации пнутрц сузгуиского общества, а значит, и натурального обмена вполне допустимо, чтр,кстати, подтверждается этнографическими наблюдениями. Этому яе способствовало своего рода "среднее" положение региона, находящегося на перекрестке нескольких водных путей с юга на север, по рекам Тобол, Вагай, Ишим, Иртша,

Духовная культура сузгунта остается белым пятном, хотя новые находки мелкой глиняной пластинки, фаллического изделия (Чеганово I), бронзового идольчика (Чудская Гора и др.) дают возможность строить первые гипотпэы. Так, настольные игр;;

отракаяг определенный уровень мировоззрения, предполагавший наличке развитой календарной системы (Хлопкн, 19Я8), свойственной прежде всего земледельческим тредам. Набор животных, представленных молной пластикой, - лягушка, лошгць, волк, бобер - достаточно характерен для таегмых, тяк и для степных культов. Лчгуьжа, например, понимается в земледельческих культах, как посредник между человеком, землей и водой, олицетворяя идеч плодородия (Епс^ков,'1928, С. 94), как-, впрочем, и фалличсские изображения. и глогпчигленные солярные знаки на предметах из глины сулгунской культуры. Изготовленн** глиняных фигурик с отверстиями для палочек-ног, рлнияшас неделей орудий, сложносостакшх фигур (младенец в ляльке) , т.е. вотиеных предметов, иногда трактуется как свидетельство определеншк трансформаций в обрядовой практике, переход от реальных к условны?» жерттоприаотшлм (Формозов, 1974). Целесообразно дальнейшее изучение духовной культам сузгуп-цев вкупе о привлечениям подоб<и'х поделиВ соседних анкрочо-идгшх культур.

В заклятии подводятся оиюпшэ итоги • ра«5о1ы и лредля-гаптся конкретике пути дальнейшей разработки как сузгунской, так и ачдрэногской проблематики в целом.

СПИСОК работ, опубликованных автором по теме диссертации

1. Этапы миграции населения Нижнего Тоболо-^тышья в эпоху поздней бронзы // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С. 27-29.

2. Новые памятники суэгунской культуры // Уточники по истории Западной Сибири (история и археология). Омск: Изд-во ОмРУ, 1987. С. 39-45. •

3. О границах суэгунской культуры // Роль Тобольска в освоении Сибири ( тезисы докладов научной конференции, посвященной 400-летию Тобольска). Тобольск, 1987. С. 20-21.

4. К вопросу о хронологических рамках суэгунской культуры// Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков йкной Сибири (тезисы докладов научной конференции). Барнаул: Изд-во ИИЬиФ; АГУ, 1988. С. 145-146.

5. Поселение Tan I // Археология Западной Сибири (тезисы докладов научной конференции "Игтория, краеведение и музееведение Западной Сибири"). Омск: Изд-во ОмГУ, 1988. С.17-18.

6. Сузгунско-лсзьвинские поселения в Тобольском Прииртышье// Западно-Сибирская лесостепь на рубеже бронзового и железного веков. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1989. С. 129-135.

7. Локальные варианты сузгунсной культуры // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. С. Ю4-Ю6.

Подписано к печати 20.12.91 Ротапринт ТГУ. Заказ 23. т,-.раж 100