автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Акашкин, Михаил Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Акашкин, Михаил Михайлович

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Традиционные свадебные обряды, песни татар-мишарей. 11

ГЛАВА II. Жанровая структура, тематика и поэтические особенности песен татаро-мишарского свадебного обряда.76

2.1. Классификация свадебных песен татар-мишарей . 76

2.2. Тематика и поэтические особенности песен татаро-мишарского свадебного обряда.87

ГЛАВА III. Современные свадебные обряды татар-мишарей.112

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Акашкин, Михаил Михайлович

Археологические и этнографические данные показывают, что с древних времен существовали благоприятные условия для взаимовлияния между татарами и мордвой.

Волжские татары состоят из двух основных этнических групп: казанских татар (казанлы) и татар-мишарей (мишэр). Татары-мишари говорят на особом говоре, относимом лингвистами к западной (мишарской) диалектной группе татарского языка. Имея много общего с казанскими татарами в языке, культуре, образе жизни, мишари имеют много своих особенностей. Расселены татары-мишари в основном на территории Мордовии, Чувашии, Татарстана, Башкортостана, а также в Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях.

Данное исследование посвящено мишарям, живущим на территории Мордовии по течениям рек Вад, Инсар, Исса, Мокша и Цна, где в основном проживают мордва-мокша.

В конце XIX века В.В.Вельяминов-Зернов (Вельяминов, 1863:30-32) предположил, что в бассейне Оки жило родственное мордве, тоже финского происхождения, племя "мещера" (мочар, можар), отатарившейся частью которого и являются татары-мишари.

В 20-е годы XX века С.П.Толстов выдвинул мадьяро-венгерскую гипотезу происхождения мишарей. Он полагал, что можары не финская, а угорская народность, ответвлением которой являются мадьяры Венгрии (Толстов, 1929:158).

Ф.Ф.Чекалин связывал "мещеру" русских летописей XVI в., с буртасами IX-X вв., о которых писали восточные авторы (Чекалин, 1897:114-115). Б.А.Васильев доказывал, что этноним "буртас" вплоть до XVI в. употреблялся как параллель этнонима "мещера" (Васильев, 1960:200-209).

Приведённые версии происхождения мишарей сводятся к тому, что основой, на которой сложились татары-мишари, являлось какое-то древнее племя. Одни считали его мещерой, издревле проживавшей в бассейне верхней Оки, другие - угро-мадьярами (можар), третьи называют его буртасами, которые представляются рано отюреченными уграми, называвшимися в позднейших летописях "мещерой".

Эти взгляды содержали мысль о генетической связи мажар и мишарей, а также объясняли происхождение этнонима "мишар". Однако ответ на вопрос о происхождении этнонима не решает проблемы происхождения самого народа. Недостатком этих версий является то, что этногенез мишарей сводится лишь к одному генетическому источнику (финскому, угорскому или угро-тюркскому) и мало учитывается роль других компонентов, особенно раннеисторических. Сторонники как финского, так и угорского происхождения мишарей совершенно не учитывали языковые данные.

В последние десятилетия появились более углубленные исследования по этногенезу татар Поволжья и Приуралья. Среди них монография Р.Г.Муха-медовой "Татары-мишари" (М., 1972). В этногенезе татар-мишарей она выделяет три основных компонента: булгар, кипчаков и буртасов, а также мо-чарский, считая мочар отюреченными уграми. По ее предположению, на территории булгар, живших в Сурском бассейне, во время распада Золотой Орды возникло Наровчатское княжество. Булгары частично ассимилировали местное население и смешались с другими тюркскими племенами, особенно кипчакскими. Так сформировалась мишарская этническая группа.

В последующие годы проблемы этногенеза мишарей нашли отражение в трудах А.А.Халикова "Татарский народ и его предки" (Казань, 1989), Р.Г.Фахрутдинова "Очерки по истории Волжской Булгарии" (М., 1985) и других ученых, развивающих булгаро-буртасскую концепцию происхождения мишарей.

В свете исследований последнего времени интересную и аргументированную точку зрения представляет А.М.Орлов в книге "Мещера, мещеряки, мишари" (Казань, 1992). Исследователь предполагает, что ".татары-мишари - это сложный этнокомплекс, сформировавшийся в основном до конца XVI в. в пределах Мещеры, Мордовии, Нижегородского Поволжья. В нем выделяется древний кипчакский слой, участвуют булгарский, маджаро-бур-тасский, ногайский компоненты. Предками цокающей группы татар-мишарей (кадомско-сергачской) были маджары (можары, мочары), обитавшие рядом с булгарами, расселенные по многим районам Поволжья, Предкавказья. .Предками же чокающей группы (темниковской) были западные кипчаки - куманы с низовьев Волги". (Орлов, 1992:28-29).

По мнению многих ученых, предки мишарей - тюркоязычные печенеги, половцы, буртасы, маджары, а также финно-угроязычные древние мадьяры, начали заселять эти земли не позже седьмого века. Некоторые ученые относят начало заселения этих земель тюркскими племенами ко второму веку нашей эры. Это отмечает и А.М.Орлов: "Этнографическая группа татар-мишарей представляет собой сложный конгломерат, состоящий из ряда компонентов, взаимодействовавших между собой на протяжении более чем 10 веков. Это - тюркоязычные огузы, печенеги (канглы), алано-булгары, волжские булгары, маджары. К ним примыкали угрофинские племена - эрзя, черемисы и др." (Орлов, 1998:59).

Следует отметить, что основное количество населенных пунктов, где проживают татары-мишари, находится в ареалах проживания мокши, а не эрзи. Смешанное мишарско-мордовское проживание в некоторых населенных пунктах наблюдалось и на территории собственно Мордовии вплоть до XVII века.

Важным фактором сближения в этническом и культурном плане мордвы и мишарей было то, что после распада Золотой Орды, где они были в одном государстве, большая часть мордвы и мишарей также продолжали жить в едином государстве - Темниковском княжестве, обособившемся от других татарских государств в 1388-1389 гг.

Татары-мишари полностью состояли на службе у русского государя и числились служилыми. Процесс расселения служилых татар внёс много нового в материальную и духовную культуру мишарей. В связи с этим важно отметить, что все это время мордовско-татарские связи не прерывались.

По подсчётам лингвистов в современных мордовских языках имеется свыше 600 тюркских заимствований, не включая антропонимов, причем подавляющее большинство этих слов наличествует как в мокшанском, так и эрзянском языках. В количественном отношении тюркские заимствования преобладали в мокшанском языке (Евсевьев, 1963: 16).

Татарское сельское население Мордовии в настоящее время сосредоточено в 58 сёлах и деревнях республики, расположенных, главным образом, на территории западных, тяготеющих к реке Мокша, районов: Темниковском -в 16 населённых пунктах, Лямбирском - в 13, Атюрьевском - в 8, Ельниковс-ком - в 6, Рузаевском - в 4, Кадошкинском и Зубово-Полянском - по 3, и в остальных районах по 1-2 села.

В восточной, эрзянской зоне Мордовии, татар-мишарей очень мало, за исключением Лямбирского района - в 13 населённых пунктах проживают мишари, Ромодановского - в 2 и Кочкуровском и Дубёнском - по 1 населённому пункту - в других районах татарских сёл нет.

Рассматривая расположение места жительства татар-мишарей на территории Мордовии, мы заметим, что они, в основном, расселены довольно-таки компактными группами, в частности, в Лямбирском районе (лямбирс-кая группа мишарей). К этой группе примыкают также татары-мишари Ромодановского района. Другая группа татар-мишарей на территории Мордовии - это темниковская. В территориальном и культурно-бытовом отношениях в темниковскую группу входят татаро-мишарские населённые пункты Темниковского, Ельниковского, Краснослободского и Атюрьевского районов. Татаро-мишарские населённые пункты Кадошкинского, Инсарского и Рузаевского районов на территории Мордовии составляют инсарскую группу мишарей.

Актуальность исследования.

Татаро-мишарские и мордовские свадебные обряды в сравнительном аспекте до сих пор не являлись предметом специального исследования, в связи с этим выявление их специфики и общности в свадебных обрядах и песнях будет способствовать дальнейшему изучению духовной культуры и исторического прошлого этих народов.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда активно развивается процесс уточнения и разрешения проблем национального возрождения народов России, и тема изучения свадебных обрядов и песен в фольклорном плане становится неотъемлемой частью этого процесса.

Как всякая научная работа, исследование становится актуальным в тех условиях, когда происходит переосмысление подхода к устоявшимся общепринятым правилам и нормам в системе свадебной обрядности в свете современного подхода с учетом всех концептуальных требований.

В данной работе основной задачей является исследование традиционного и современного татаро-мишарского свадебного обряда и ее жанровой специфики в сравнении с мордовскими.

Анализ свадебных обрядов и песен мишарей в мордовском контексте играет важную роль для сопоставления обрядов и песен на фоне близости исторических условий, многообразия форм взаимодействия и взаимосвязи культур, что способствует более полному раскрытию поставленной проблемы.

Следует отметить, что татаро-мишарские свадебные обряды фиксировались в работах коллектива авторов "Татары Среднего Поволжья и Приуралья" (1967), Р.Г.Мухамедовой (Татары-мишари, 1972), Р.К.Уразмановой (Современные обряды татарского народа, 1984), Ф.С.Баязитовой (Гомернец оч туе, 1992; Татар халкыньщ бэйрэм Ьэм кенкуреш йолалары, 1995) и некоторых других.

Благодаря указанным работам частично складывается представление о свадебных обрядах татар-мишарей и об их взаимосвязях с мордовскими.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящей диссертации является реконструкция традиционного свадебного обряда татар-мишарей на территории Мордовии в контексте с мордовскими на основе сравнительного изучения их структуры и порядка проведения.

Выполнение намеченной цели требует решения следующих задач:

- Реконструировать и проанализировать общую структуру традиционных свадебных обрядов и песен татар-мишарей;

- Выявить путем сравнительного анализа специфическое и общее в свадебных обрядах и песнях татар-мишарей и мордвы;

- Рассмотреть особенности жанрового своеобразия традиционных свадебных песен татар-мишарей.

- Определить общие черты и показать особенности песен свадебного обряда татар-мишарей и мордвы.

- Рассмотреть трансформативные процессы в современных свадебных обрядах и песнях татар-мишарей в контексте с мордовскими.

Методы исследования.

Основным методом исследования и анализа является сравнительный. В данном аспекте свадебные обряды и песни рассматриваются с учетом трансформативных процессов в каждый определенный исторический период. Кроме того, для достижения поставленных задач в работе применяется описательный метод исследования. В целом выбор методов исследования находится в прямой зависимости от объекта исследования и поставленных задач.

Источники и материалы исследования.

Основным материалом исследования явились полевые материалы, собранные автором настоящей диссертации во время фольклорных экспедиций в татарские села Республики Мордовия. Всего было обследовано 13 населенных пунктов, при этом некоторые из них смешанного типа. Сбор материала осуществлялся путем фольклорных записей, которые в дальнейшем помогли в выяснении более точной картины бытования семейных обрядов и песен, многие из которых носят устойчивый характер и до сих пор сохраняются в быту. У информантов учитывался возраст, пол, время заключения браков, социальное положение. От респондентов пожилого возраста записывалась традиционная свадебная обрядность, от молодых - современная.

Кроме того, в диссертации использованы материалы рукописного фонда НИИЯЛИЭ при Правительстве Республики Мордовия, опубликованных статистических справочников и сборников, материалы книг "Татары Поволжья и Среднего Приуралья" (1967), "Татары-мишари" (1972), "Современные обряды татарского народа" (1984), "Эрзянская свадебная поэзия" (1972), "Мокшанские свадебные обряды и песни" (1992).

Общетеоретической основой исследования послужили труды татарских и мордовских исследователей свадебных обрядов и песен (Мухамедова Р.Г., Уразманова Р.К., Баязитова Ф.С. и др.; Евсевьев М.Е., Самородов К.Т., Борисов А., Девяткина Т.П. и др.).

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первой специальной попыткой изучения татаро-мишарских свадебных обрядов и песен в сравнительном контексте с мордовскими на основе анализа и обобщения архивных, фольклорных и полевых материалов автора. В исследовании выявляется общность и специфика в структуре свадебных обрядов и песен мишарей и мордвы.

При выявлении жанрового состава песен традиционного свадебного обряда татар-мишарей выделяются песенные жанры, определяется их функция, композиция, лексико-поэтические особенности.

Практическое значение работы определяется тем, что в ней представлен свадебный обряд и жанровое своеобразие свадебных песен татар-мишарей в сравнительном контексте с мордовскими свадебными обрядами и песнями.

Результаты исследования могут быть использованы при сравнительном изучении фольклора тюркских и финно-угорских народов, а также в курсах вузовского преподавания устного творчества и культуры татар-мишарей и мордвы. Полученные результаты могут также использованы на семинарских и практических занятиях, лекциях по проблемам фольклора тюркских и финно-угорских народов, при составлении сборников песен, самодеятельными коллективами.

Апробация работы.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на республиканских, региональных и международных конференциях: "IV Са-фаргалиевские научные чтения" (1999), "V Сафаргалиевские научные чтения" (2000), "Финно-угорские народы: проблемы этнической и языковой идентификации" (1999 г.).

Структура и объем диссертации.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, 3 глав и списка использованной литературы. Общий объем машинописного текста составил 154 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы"

Результаты исследования позволяют выделить в татаро-мишарской свадьбе два основных типа проведения свадеб: темниковский и сергачский (к которому относится схема свадеб лямбирской группы мишарей), однако различия между ними незначительны. Следует отметить главную отличительную черту сергачского варианта свадьбы от темниковского варианта. Характерной особенностью лямбирской свадьбы является то, что свадебный праздник начинался в доме отца новобрачной до полной выплаты калыма. Таким образом, невыплаченный калым не являлся препятствием для сближения молодожёнов. Имели место досвадебные посещения невесты женихом в доме её отца - кияуйеру. В этой части данный вариант свадьбы содержит элементы древней формы заключения брака, бытовавшей до появления выкупа за право вступить в брак.

Анализ материалов показывает, что основная структура традиционных татаро-мишарских и мордовских свадебных обрядов и жанров песен весьма близка, но не аналогична. Для татар-мишарей и мордвы основной формой заключения брака был брак по сватовству; умыканием (симуляционным похищением и редко насильственым; самокруткой (путём добровольного ухода невесты к жениху, т.е. без согласия родителей). При этом, в соответствии с формой заключения брака менялась последовательность и соблюдение ритуалов и, соответственно, жанровое исполнение песен.

Свадебный цикл татар-мишарей состоит из трех периодов: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. В предсвадебный период входят обряды, связанные со сватовством и приготовлением к свадьбе; в свадебный - свадебный пир у жениха и невесты, переход невесты в дом мужа; в послесвадебный период - родственно-ознакомительные обряды.

В традиционных мишарской и мордовских (особенно в эрзянских) свадьбах причитания являлись неотъемлемой часть свадебного обряда. Наблюдается большое сходство в форме и содержании данного ритуала.

Исследованием установлены и другие общие мишарские и мордовские обряды: сватовство, выкуп за невесту, праздник в честь выкупа, посещение невесты женихом, девичья баня, выкупы ворот, дверей, однообразие (кибитки) свадебного поезда, обряды при встрече молодых, одаривание, приобщение к очагу, вывод невестки к колодцу, послесвадебные отгостки.

Имеется некоторое сходство в терминологии. К примеру, сват: башкуда -мокш., покшкуда - эрз., башкода - тат.; сваха: куда - мокш.,эрз., кодаги -тат.

По моим данным, количество мишарских и мордовских свадебных обрядов примерно одинаково - 37-39. При этом 27 из них, т.е. примерно 73%, близки по содержанию друг к другу. Из них 20, т.е. около 53%, совпадают практически полностью.Вместе с тем наблюдается и большое количество обрядов, различных друг от друга в той или иной степени. Данное различие наблюдается в терминологии, языке, времени проведения обрядов. Таких обрядов насчитывается 17% от общего количества обрядов.

Кроме того, встречаются обряды, свойственные только одной свадьбе: ми-шарской или мордовским. Таковых насчитывается 26% от общего количества.

Классифицируя песни, мы опирались на связь песни с обрядом, их место и роль в обряде. По роли и связи с обрядом как мишарские, так и мордовские свадебные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Опираясь на обрядовую функцию песен, мы выделили пять песенных жанров: ритуальные, зак-линательные, плясовые, корильные песни, величания (в последние входят песни благодарности и благопожелания). Татаро-мишарская народная терминология отсутствует. Они называют все обрядовые песни туй йырлары-свадебные песни.

Обрядовые песни выполняли функции, свойственные только конкретному жанру: ритуальные фиксировали, констатировали определенный свадебный обряд; заклинательные обращались с просьбой к домусульманским божествам; в величаниях величали, желали блага, благодарили молодых и участников свадьбы; корильные, наоборот, высмеивали, критиковали, ругали; под плясовые плясали. Подобная классификация схожа с имеющейся в мордовских свадьбах.

Мишарским ритуальным песням, в отличие от мордовских, в большей степени была свойственна контаминация.

Поэтика корильных песен мишарского свадебного обряда, в отличие от мордовских, значительно мягче, охаивающие куплеты более сглаженно передают суть корильной песни, употребляются более легкие (негрубые) выражения.

В выделенных песенных жанрах татар-мишарей выявлены специфические особенности в тематике песенных жанров: в ритуальных песнях практикуется исполнение песен дружками жениха во время переезда невесты, что ранее Р.Г.Мухамедова рассматривала как медэк ясыры (песни кибитки); в жанре заклинательных песен прослеживаются мотивы оберега от "плохих" людей (колдунов); в свадебных плясовых песнях "балдыкай" отмечен мотив шутливого корения; в песнях величаниях отмечается специфичная тема сравнения: с планетами, цветами, парными предметами и т. д.; в жанре песен коре-ний отмечаются эротические мотивы.

Из художественных средств используются, как и у мордвы, в основном сравнение, олицетворение, эпитеты, символы и т.д.; стиль построения текста - эпифора, анафора, аллитерация и т.д.; композиционная форма - монолог, монолог-обращение.

В современном свадебном обряде, в связи с определенными изменениями и трансформативными процессами, происшедшими в них, изменился жанровый состав свадебных песен. Это продиктовано изменением мировоззрения людей, а также с историческими процессами развития общества. Из выделенных жанров, рассматриваемых нами в традиционной свадьбе, до наших дней сохранились лишь корильные и величания, а из необрядовых -долгие и частые песни.

Современная свадьба татар-мишарей, как и у мордвы, по своей структуре базируется на традиционной основе: сохраняются основные этапы обряда, последовательность их выполнения. Вместе с тем традиционные обряды, бытующие в настоящее время, не остаются неизменными. Сравнительное исследование показывает, что в мишарской и мордовских свадьбах наблюдаются типичные изменения: проведение нескольких ритуалов в один обряд ( предварительное сватовство, сватовство и праздник в честь выкупа); значительное сокращение времени проведения всей свадебной обрядности. Часть ритуалов в течение XX века у татар-мишарей исчезли полностью или частично: катламакелэве- угощение катламой, тацкучат (букв: петушиная заря) - причитания невесты, булышлый- помощь, кыз курендеру- смотрины невесты, чебелдек тегу-шитье полога для кровати, обряд с печкой - приобщение к семейному очагу, мамык(букв. пух); пение женщин вокруг невесты с одновременным постукиванием скалками и др.

Изменился состав свадебных чинов: часть из них выпала вместе с соответствующим обрядом: яслатучылар- причитальщицы, юлкурсэтуче- показывающий дорогу, мальчик, снимающий покрывало с невесты, чебелдек те-гучекызлар- близкие подруги, помогающие шить полог для кровати и т.д.; другие в определенной мере сохраняют свои функции: башкода - сват, озатучылар - сопровождающие, мунча ягучылар - те, кто топит баню, аш пешеручелер - стряпухи и т.д.

Сравнительный анализ традиционной и современной свадьбы татар - мишарей свидетельствует о трансформации свадебных ритуалов во всех трех периодах: предсвадебном, свадебном, послесвадебном. В предсвадебном периоде исчезли обряды башкода (сватовство), билге (знак, что девушка про

144 сватана), яраш (праздник в честь выкупа), кыз курендеру (смотрины невесты), булышлый (помощь) и т.д; в свадебном периоде не бытуют йорт курсэтергэ (показ дома), обряд почитания предков на кладбище, кабак йо-лась/(обычай у ворот), кыз елату (плач невесты), мамык (букв, пух) и т.д.; в послесвадебном периоде также наблюдаются определенные изменения.

Анализ материала позволяет предположить, что до начала принятия ислама мишарями в XIV в., когда и мишари, и мордва придерживались схожих языческих верований, был в основном единый комплекс мишаро-мордовского свадебного обряда. Подтверждением этому служит аналогия не только в свадебных обрядах, но и в жанровой структуре песен, наличие подобных божеств-покровителей, типичных ритуальных элементов как в мишарской, так и в мордовских обрядах, особенно в мокшанской свадьбе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыАкашкин, Михаил Михайлович, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Административно-территориальное деление. Саранск: Морд. кн. изд-во., 1986.- 319 с.

2. Алексеева Т.И., Васильев Б.А. К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей//Краткие сообщения ин-та этнографии АН СССР. М., 1959. - T.XXXI. - С.13.

3. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970. - 122 с.

4. Археология и этнография Татарии//Вопросы этногенеза тюркоязычных народов в Среднем Поволжье. Казань: ИЯЛИ, 1971. - Вып.1. - 295 с.

5. Ахмаров Г.И. О языке и народности мишарей. ИОАИЭ, 1903. - Т.XIX. -Вып. 2. - С.91-160.

6. Балашов В.А. Некоторые черты современных семейно-брачныхотношений Мордовского крестьянстваШатериалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во., 1974. - С.90-109.

7. Балашов В.А. Структура семьи и ее уклад/Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во. 1995. - С.209-222.

8. Баранов П.Н. Свадебные обряды мордвы-эрзи (из быта крестьян Бузаевской и Неклюдовской волостей Ардатовского уезда Симбирской губернии)//Этнографическое обозрение. М., 1910 г. -№3-4.

9. Баязитова Ф.С. Гомернец еч туе (Семейные обряды татарского народа. На татар, яз.). Казань: Тат. кн. изд-во., 1992. - 293 с.

10. Баязитова Ф.С. Татар халкыныц бэйрэм Иэм кенкуреш йолалары

11. Праздничные и бытовые обряды татарского народа. На татар, яз.). -Казань: Тат. кн. изд-во., 1995. 156 с.

12. Биккинин И.Д. Татары Мордовии^Российская провинция: история,культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских научных чтений. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998. - С.35-50.

13. Борисов А.Г. Предисловие к УПТМН. Саранск: Морд. кн. изд-во, Т.6, 4.1, 1972. - С.7-27.

14. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Морд. кн. изд-во., 1997. 190 с.

15. Борисов А.Г. Роль фольклора в становлении и развитии мордовской литературы (поэтические жанры). Автореф. дис. . доктора наук. -М., 1987.- 36 с.

16. Бурганова Н.Б. О говорах татарского языка на территории Мордовской АССРЩиалекты татарского языка и памятники древней письменности. Казань, 1969. - С.93.

17. Бутылов Н.В. Тюркские заимствования в мордовских языках: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1998. - 16 с.

18. Бэйрэмнэр (Праздники. На татар, яз.). Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1998. - 103 с.

19. Васильев Б.А. Буртасская проблема и этногенез мишарей^Вопросы этнической истории Мордовского народа. Труды Мордовской этнографической экспедиции. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - Вып.1. -С. 200-209.

20. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. -Спб., 1863. 4.1.-558 с.

21. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JL, 1940. - 648 с.

22. Воробьев К.И. Материалы по культу домовых и дворовых у мишарей Буинского кантона Татреспублики//Труды студенческого научного кружка любителей природы. Казань, 1929. - Вып. 3. - С.87-92.

23. Воронин И.Д. Саранская сторожевая черта и город Саранск в первые годы его существования//Ученые записки МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1951. - №13. - С.165-233.

24. Девяткина Т.П. Мокшанские свадебные обряды и песни. Саранск: Морд. кн. изд-во,1992. - 190 с.

25. Девяткина Т.П. Свадебные обряды и песни мордвы (мокши и эрзи). -Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995. 58 с.

26. Девяткина Т.П. Мифология мордвы. Саранск, 1998. - 335 с.

27. Динес Е.И. Традиционная пища и домашняя утварь мордвы/

28. Исследования по материальной культуре мордовского народа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 104-126.

29. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. - Т.2. - 351 с.

30. Евсевьев М.Е. Мордва Татреспублики/ДЭттиск из сборника "Материалы по изучению Татарстана". Казань: Восток, 1925. - Вып. 2. - С. 179196.

31. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. М.: Центриздат, 1931. - 315 с.

32. Евсевьев М.Е. Народные пеени мордвы//Избранные труды в V томах. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. T.I. - 384 с.

33. Евсевьев М.Е. Основы мордовской грамматикиШзбранные труды в V томах. Саранск, 1963. - T.IY. - 473 с.

34. Евсевьев М.Е. Историко-этнографические исследования/УИзбранные труды в Y томах Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. - T.V. - 552 с.

35. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. -359 с.

36. Еникеев Сайд мурза, князь. Очерк истории татарского дворянства. Уфа: Гилем, 1999.- 355 с.

37. Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск: Изд. Морд, ун-та, 1993. - 296 с.

38. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. - 263 с.

39. Имяреков М.Г. Лирика душевной печали. (Мордовская обрядовая поэзия. Причитания). Саранск: Изд. Морд, ун-та, 1995. - 100 с.

40. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. - 311 с.

41. История СССР в 12 томах. М., 1966. - Т. 1. - 719 с.

42. Их, куцел ачабыз (Любимые песни. На татар, яз.). Казань: Тат. кн. изд-во, 1996.-206 с.

43. Кавтаськин Л.С. Мордовская народная песня. М., 1950. - 324 с.

44. Кавтаськин Л.С. Мордовская народная песня: Авторефер. дис. канд. филол. наук. М., 1953. - 18 с.

45. Кагаров Г.З. Состав и происхождение свадебной обрядности//Труды казанского губ. стат. комитета. Казань, 1869. - Вып.1. - С.17-24.

46. Кагаров Г.З. Состав и происхождение свадебной обрядности//Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1929. - С.152-193.

47. Каримуллин А.Г. Татарский фольклор. Аннотированный указатель литературы. Казань: ИЯЛИ, 1993. - В 2-х частях. - 126 с.

48. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969. - 240 с.

49. Корнишина Г.А. Семья и семейные обряды^Мордва Заволжья. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994. - С.92-123.

50. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, форма бытования. Саранск: Изд-во. Мордов. гос. пед. ин-та., 2000. - 150 с.

51. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1981. -559 с.

52. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1982. - 272 с.

53. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. -Саранск: Морд. кн. изд., 1968. 211 с.

54. Куфтин Б.А. Татары касимовские и татары-мишари центрально-промышленной областиЖультура и быт народов центрально-промышленной области. М., 1929. - С.135-149.

55. Леонтьев А. Село Оркино Озерской волости Саратовского уезда// Саратовские губ. вед., 1884 г. №47.

56. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. СПб., 1771. - Т.1. - 538 с.

57. Магдеев М.С. Йола фольклоры (Обрядовая поэзия)//3>ольклоржанрларын система итеп тикшеру (Системный анализ фольклорных жанров). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. -160 с.

58. Маркелов М.Г. Саратовская мордва//Саратовский этнографический сб. -Саратов, 1922. Вып. 1. - 276 с.

59. Маркелов М.Г. Мордва//Религиозные верования народов СССР. -М.,1931. Т.2. - С. 190-212.

60. Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. - 265 с.

61. Махмутова ЛТ. Опыт исследования тюркских диалектов. Мишарский диалект татарского языка. М.: Наука, 1978. - 269 с.

62. Махмутова ЛТ. Некоторые наблюдения над лексикой мишарских говоров (к мишаро-мордовским взаимосвязям)// Вопросы лексикологии и лексикографии татарского языка. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. - С. 42-53.

63. Мельников П.И. Очерки мордвы. Саранск., Морд. кн. изд-во., 1981. -132 с.

64. Мокшанская свадебная поэзия/Устно-поэтическое творчествомордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - Т.6. - 4.2. -299 с.

65. Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995.-664 с.

66. Мордва-каратаи: язык и фольклор. Казань: ИЯЛИ, 1991. - 152 с.

67. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: Авторефер. дис. канд. ист. наук. -Казань: 1966. 28 с.

68. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972. - 246 с. '

69. Мухамедова Р.Г. Культурные взаимосвязи мордовского и татарского народа по данным этнографии// Этногенез мордовского народа. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965.-с165*

70. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены (Историко-этнографическое исследование материальной культуры). М.: Наука, 1977. - 184 с.

71. Надиров И.Н. Поэтические особенности исторических и лирических песенЩоэтика татарского фольклора. Казань, 1991. - 130 с.

72. Народы Европейской части СССР. М., 1964. - 4.2. - 900 с.

73. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. -М.: Наука, 1985. 307 с.

74. Орлов A.M. Мещера, мещеряки, мишари. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. -110с.

75. Орлов A.M. К вопросу об этногенезе татар-мишарей на материалетатарского населения нижегородского Поволжья^Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. Саранск, 1998. - С.59-62.

76. Орлов H.H. Мордва Мокша//Пензенские губ. вед. 1876. - №106.

77. Очерки истории Мордовской АССР. Саранск, 1955. - T.I. - 576 с.

78. Паллас С.П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. -СпБ.,1809. 4.1. - 116 с.

79. Первушкин B.B.K вопросу политической истории Темниковской Мещёры XIV начала XVII в./российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. -Саранск, 1998. - С.93-95.

80. Плесовский Ф.В. Свадьба народов коми. Сыктывкар: Коми. кн. изд-во, 1968.-318 с.

81. Попов М. Селиксенские мордва. СПб, 1834. - №34-37.

82. Сайдашева З.Н., Ярми Х.Х. Татарско-мишарские песни. М.: Советский композитор, 1979. - 77 с.

83. Самородов К.Т. Предисловие к УПТМН. Саранск: Морд. кн. изд-во, Т.6,4.2, 1975.-С.5-41.

84. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия-Саранск: Морд. кн. изд-во. 1980. 168 с.

85. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия.-Автореф. дис. доктора наук. М.: 1987. 35 с.

86. Саратовский этнографический сб. Саратов, Вып.1,1922. - 276 с.

87. Сафаргалиев М.Г. Борьба мордовского народа с татарским игом//

88. История и археология. МНИИЯЛИЭ. Саранск: Записки №6, 1946. -С. 147-160.

89. Сафаргалиев М.Г. Заметка о буртасах//Ученые записки МНИИЯЛИЭ. -Вып. 13. Саранск, 1951:- С. 88-98.

90. Сафаргалиев М.Г. Мордовско-татарские отношения//Этногенез мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. - С. 64-79.

91. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой ордыЩа стыке континентов и цивилизаций. М.: "Инсан", 1996. - С. 280-525.

92. Сафина Ф.Ш. Аналогии в декоративных тканях татар и финно-угорских народов/Узловые проблемы современного финно-угроведения. -Йошкар-Ола.,1995. С. 172-174.

93. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья. М., 1993. -201с.

94. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. - 307 с.

95. Семина В.Н. Семья татар-мишарей Мордовии в первой половине XIX века: Авторефер. дис. канд. ист. наук. Саранск, 1999. - 24 с.

96. Серебренников Б.А. История мордовского народа по данным языка/

97. Список с писцовой и межевой книги города Свияжска и уезда письма и межевания Никиты Вас. Борисова и Дмит. Андр. Кикина (1565-1567). -Казань, 1909.-С.110. Статистика Российской империи. Движение населения в Европейской

98. Татар поэзиясе антологиясе (Антология татарской поэзии. На татар, яз.).- Казань: Татар, кн. изд., 1992. Кн.1. - 543 с.

99. Татар поэзиясе антологиясе (Антология татарской поэзии. На татар, яз.).- Казань: Татар, кн. издг, 1992. Кн.II. - 511 с.

100. Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных по антропологии. М., 1949. - 264 с.

101. Уразманова.Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Тат. кн. изд., 1984. - 143 с.

102. Файзуллина Г.Ш. Обряды переходного цикла у заболотных татар//

103. Народы Сибири. Сибирский этнографический сб. М.,1997. - С.230-268.

104. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984. -216 с.

105. Федянович Т.П. Семейные обряды в этнографической литературе// Семейные обряды мордвы. Труды, вып. 76. Саранск: Морд. кн. изд., 1984. - С.3-76.

106. Феоктистов А.П. К проблеме мордовско-тюркских языковых контактов// Этногенез мордовского-народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. -С.331-343.

107. Фольклор жанрларын система итеп тикшер^. (Системный анализфольклорных жанров. На татар, яз.) Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1987. - 162 с.

108. Фукс К.Ф. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии//Журн. мин. внутр. дел. СПб, 1839. - №10.

109. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическомотношениях. Казань, 1884; Краткая история города Казани. Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с приложением Предисловия Н.Ф.Катанова к изданию 1914 г. Казань, 1991. - 210 с.

110. Хайрутдинова Т.Х. О некоторых мордовско-татарских лексических параллелях/Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов «Финно-угристика на пороге III тысячелетия» (филологические науки) 2-5 февраля 2000 г. Саранск, 2000. - С.298-299.

111. Халиков A.A. Татарский народ и его предки. Казань, 1989. - 222 с.

112. Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922. - 150 с.

113. Чекалин Ф.Ф. Мещера и буртасы: по сохранившимся о них памятникам/ Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. -С.114-115.

114. Чистов К.В. О взаимоотношении фольклористики и этнографии// Советская этнография, 1971. №5.

115. Шишлов С. JL К проблеме этнической истории Примокшанья^Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. Саранск, 1998. - С.90-92.

116. Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западноевропейских авторов VI-XVIII столетий. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 282 с.

117. Эрзянская свадебная поэзия^Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск, 1972. - Т.6. - 4.1. - 470 с.

118. Ж^ырларыбыз (Книга песен. На татар, яз.). Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. - 542 с.

119. Paasonen H. Die türkischen Lehnwörter im Mordwinischen. "Journal de la Société Finno-ougrienne", 15. Helsinki, 1897.