автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Свобода совести и воинская деятельность
Полный текст автореферата диссертации по теме "Свобода совести и воинская деятельность"
РТ6 ОЯ
■ - иГУМАНИТАРНЛй ОРД.ЕНОВ ЛЕНИНА
СКТЯЬРЬСКОР "!ПиИИ КРАСНОЗКАКЕННА Я АКАДЕМИЯ
'-»•.-РУЖЕННЫХ СИЛ
Кафедра фнлосоФм к религиоведения
Не права;' г^когшии
Рыжов Леонид Григорьевич
V ВОЬСП/. СОВЕСТИ И ВОИНСКАЯ ЦЕЯТЕЛЬНОСТЬ / социальнс-филссофскгР анализ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00. И - СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВТР РЕФЕРИ
диссертация на соискание ученой степэна кандидата философских наук
Москва - 1993
Работе выполнена на кафедре философии и религиоведения Гуманитарной академии Вооруженных С^л.
Научный руководитель - кандидат философских наук,
доцент НЕЧАЕВ В.В.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор ЛУКАВА Г.Г.
кандидат философских наук, доцент ПАВЛОВ А.В.
Ведущая организация - Военно-воздушная инженерная академия
имени Н.Е. Жуковского
Защита диссертации состоится'"..."......... 1993 года
в .... чесов на заседании специализированного совета по философским наукам (Д. 106.01.02) при Гуманитарной академии Вооруженных Сил (103107, г.Москва, К-107, Б.Садовая, 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан " "........... 1ууЗ г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук
Г.Л.ЕУЗУК
7* 05ПАГ. ХАРШЕРИСТШ ДИССЯРТДЦГ;
ПродсзкаюпщС углубляйся згеебцнб кризис томего обвесхва все осгпве ставиг вопрос о пугях. в средсгвах его преодолении »•"бхрпимнх поадпосылках экономического и духсзноге воэроздея'зг-сграыь:. Врсйсхозяийв процессы огчегливо оонажмг zz законслег-нуи ваш* ¿шиз* на только с концепжуальнша; еавекаав проще но и с неясностью сегодняшних теоретических представлений о буя viuпш » Ziv и«с2Са13ДЬЕС rpcîys? об5«нтчиаеовоышелбшм ¿¿sc-rax проблей, казалось бы уяе принципиально решэьйьи. К- ни«, износится и вопрос о подлинной сущности свободы совести, характере ее влияния на воинскую деятельность и условиях» при которых она аоаэт ревяьао воплотиться з гизнедеятельности воинов.
Актуальность социально-философского решения названной проблемы определяется следующими обстоятельстваии.
Во-первых, переход от тоталитаризма к демократии должен .-г:-: .-:.•{ нОСЛОДОЗОТелЬНОа ГуНЭЗл35ЦЯ5Я ОЙЕеСТЗеННКС О^нп-
ггиг'юаг i«совместима с нэсидьзтзеаш«: звзязигайези ллч-~ie'ioi«u»c*oj,o или религиозного мир озойзр ваяя. ûcstc:;; СЧ5ГХ. тъ, на какой осасве вазлиг конкретны* ч«ли;,я;:
:?сгг-'" ''wsri cor, ¿аролсагрейчесняй выбе? дзйсгзгтгл^ео я 1, 5 и;«г.:/. '.hû.
'• условиях социальной нестабильности зкдь кос в иевхе с"осе" • »/ору* ограничивать сво» деятельности только 0йв8а«ш1»аш> pwicsi&s фуннцяаып. Вез в больней аере приобретает яиячаааа vaaana яакдой личности пользоваться всей совонуп-вссхыз яоясгясу::рвзавянх врез к свобод, а прк необходимости ах-zsbbo 02822й38тъ 2 выступать за нх расширение, повышая гем самым личный вклад в процесс гуманизации общественных отношений.
В-третьих, преодоление негативных последствий государственного атгязаа стая?? позитивным лишь в том случае, если на дал» будет осуществляться отказ от насаждения s обаестзенном сознании любых идеологических дога.
З-эавйз одних на другие объективно порочат лишь массу но-гщ дро!Изоречййг имеющих субъективную природу. Йабваать этого можно только при условии последовательной реализации принципа
свободы совести.
В-четвертых, современное состояние обществоведения выдвигав! на одно из первостепенных пест его мировоззренческо-мвтодологическив проблемы, научное разрешение которых способно давать верные ориентиры для практической деятельности по демократизации в гуманизации различных социальных институтов, в том числе и Вооруженных Сил. Подмена научного поиска апологетикой мировоззренческих позиций определенных общественных групп закономерно сдергивает духовный прогресс и процесс нравственного обогащения личности.
В-пятых, начавшееся строительство Воорукенвых Сил Российской Федерации настоятельно требует ясного представления о механизме позитивного разрешения, постоянно воспроизводящегося противоречия между обязанности} всех военнослужащих беспрекословно выполнять приказы и мировоззренческо-вравствевнымк позициями значительной их части. В настоящее время можно лишь констатировать, что такой механизм заменяет обычное принук-денне.
В-шестых, выявление условий, необходимых для последовательной и полной реализации принципа свободы совести является предпосылкой для поиска таких духовных ценностей, на освовэ которых независимо от отношения военнослужащих, к религии поено будет объединить их усилия в решении стоящих перед Российской армиеи задач. Вся предшествующая отечественная история свидетельствует о разрушительности противостояния верующих и неверующих. Созидательный потенциал их интеграции во имя очеловечивания общественных отношений пока еще остается невостребованным.
Степень научной разработанности проблемы
К нестоящему времени результаты изучения свободы совести отражены во многих по-своему интересных и обладающих несомненными достоинствами исследованиях, которые можно подразделить на следующие группы.
Прежде всего это на.учнне труды, где представления о свобо-- дв.солес2Л_$оры1ф^г^ся через призму одного кз ее аспектов-. 3 р;:. ота\- г.л.Вароеинл'аОй, А.В .Портнова и других .она. рассмсхр»-каь эо^-чес:. летегеряя. Суцностное содержание овпоу.епс :"гзодку«? " ««утренней нравствонаоД своосде человека. Озс. • д..рсвзкг своопд*« соаест:' - содиально-ридосо^скай, 58.»»« тип он о поадсхавдои и работах целого ряде ученых: ¡¡.Н.Лоздвсеьс, 3.С::з4льез« ¡: друггх. В ях трудах преобладав!
■»соэд^ соагг«»* «орик гяесавк свсоодга, яв
мыслить а действовать в социуыа по своему $ш>ч.евки, соссразу-пи ;г?" с "»опъйли-И -г^"Г>и'»ялт.нос1Ы). Детализируется и существенно дополиавтсп чодточ г Г"?,вст* шов..
I. Си.: Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория.- М. : Выса.шн. - IS86; Барыенноз А.И. Свобода совести в СССР. -2-е изд.- М.: Мысль, 1086; Виноградов A.M. Свободе совести и религия. - М.: Политиздат, 1969; Галочкин Н.Т., Швбянский U.S. Сдобода совести и ее правовые основы. - Алиа-Ата: Казахстан, 1980; Кожурин Л.Я., Кучина Л.И. Свобода совести в СССР и ее гарантии . - Л.: Знание, 1977; Колесник H.A. Социз-дкотическая свобода совести (политико-правовой аспект).-Ки-¡«кг .¡к еда, 1983: Калинин В.Н. Советское законодательство ев ос еде соьрстй рздйгаозйызс сргйннззаяах.- И.:ЗП8Ние, Ейри*-»?вко С.Г/и свободе ссЬе».ги е СС'-г //Cuüsi'cüc« ~г":от:-г ;< ыраьи. - 1959. - it 3: Кипиччй^о Свое, оxj: :• :Л< VICT - '».: 'Сьад'.'чзскер пиуерегура, 1ЛЪ1 "ozar. Ь.";. сод; c^-octj; -6 лазаавитникн. - Ы.: ймм;^: ;
I" vi с :: о« юрского гссудерствоааого дрззе.- а,; ,'•.'Тра-;. г! спае цыкленаа I: свобода ссзег.'ч^: »опросы
; '¿тЬв:':;. .' •;йст.а.5.2вк&рцвв. - »!.: Знание, 19? Hs .тут;: ?. 4105? с." ¡.'/ Соог.й общ.ред.Фурцаьо Д.г,, к e.iispss f '"чйрйогз;, - И, г Прогресс, 196У; Никиаов С.К., йясдове А.Г, С '.;всйодо ••Ввсха. - iL; Знаний, 1979; Огневая £.3. Свобода совесхй е«ьо5«шх людей. - Киев: цаяквиадат Укрзквьг, 1»76 (на унраивскои языке); Позднее» й.Н. В чей сущность свободы ci/;i!C5b. ~ "расйодяо: Кн. Изд-во, 1972; Портнов A.B. Иарксиам-леккйи&и 'j свободе совести // 7чевые эописки. Вып.У. Серия . ис'гилш философии. - Biv.ici::, Гсспэдинститут, 1962; Рудкйсви?. Ф.Ы.* Свобода совести в СССР, - М.: йзд-вс юрадич.ли®., 1961; Рекка Ю.И. Свобода совести в СССР. - Пермъ:Ка. взд-зс, 195й; Розенбауы Ю.А. Советское государство и церковь. -М.: Наука, 1985; Фуров В.Г. Новая конституция СССР и свобода совести.-йопросы научного меняна. Bun.23.-U.: Мысль, 1978; Фуров В.Г. Буржуазные конституции и свобода совести. - И.: Политиздат, lVS3; Чхаизадзе В.и. Социваистичесяий гуманизм и права чело-зекэ. - М.: Наука, 137а и др.
Правовой аспект свободы совести освещается в исследованиях В.Н.Калинина, П.Колесшшв, М.Г.Кнриченно, Ю.М.Ренка, В.Г.Фуро-ва, Ю.А.Розенбаука а др.
Наряду с анализов отдельных аспектов явления в отечественной социальной мысли нельзя вз аеаашгь стремление к его белее полному восприятию. Первые шаги а этой направлении сделаны М.А. Новиковым и В.Д. Тимофеевым, предпринявши«! усилия объединить социально-философский и этический аспекты свободы совести*.
Признавая несомненную теоретическую и практическую ценность обозначенных научных изысканий следует отметить, что их направленность на исследование того или иного аспекте не э состоянии дать целостного представления о сущности явления. Не позволяют сделать это и появившиеся в последнее время попытки механического суммирования достижений в этой области различных отраслей науки2. Это говорит о тем, что наметившаяся тенденция, характеризующаяся устремленностью в ингегративнеау ввавшо объективна. Полагается, что потребность в вей монет быть достигнута путем социально-философского анализа, который способен обеспечить целостность представлений о свободе совести и создать относительную научную завершенность картины о вей.
Кроне аспектного анализа в ряде работ свобода совести исследуется с позиций соотношения ее узкого а широкого смысла^.
1. См.: Новиков U.A. Свобода совести как правовая и философско-этическая категория // Свобода совеоти в социалистической обществе. - Ii.: АОЫ при Д& КПСС, ин-т науч. атеизма, 1979;
О свободе совести / Сост. И. А. Мал ахова. - М.: Сов .Россия, 1987; Тимофеев В.Д. Марксистско-ленинское учение о свободе совести. - Ü.: Знание, 1983¡Тимофеев U.A. военная реформа в СССР и свобода совести J1 Военная реформа: история и перспек-- тивы: Сборник / Сост. :Х.В.Дельмвев, А.Е.Савинкин. Под ред. Н.А.Чалдымова. - 11., 1991.
2. См.: Грушка II. Философская сущность свободы совести, условия и средства ее реализации. Автореф. дис. ...канд.филос.ваув.-Ыинск, 1990.
8. Си.: Батюк I.I.Свобода совюи в СРСР. - Ктев, 1958;Войт-ко В.И..Барсук И.Я. Отношение коммунистической партии и социалистического государства к религии и церкви. - Киев,1962; Гврнба Ю.И. В чем сущность свободы совести. - М.; Шсль,1960; Иванов A.C. Свобода совести в первых законодательных актах советского государства // Наука и религия.- 1978. - ® 10; Эзрин Г.И. Государство и религия. - М.: Политиздат, 1974; Paul Fabert.Gewissen und Recht .Demokratie und Rechtsstaat. Köln,1970.
-rr.,сегтг.сстьанениь!« импо^« ¿CK.¿í.Í-.~..
íibie.-jxi;« >.
.. „ . „. . .. оу.се понимание свооиды i,u-
..... .:-? г"*?'» л'!в«пчное отношение чш».. г •
данной проблематики ^ксйгэц...-. .
счпЛОлы совести. Она практически, несмотря на
не только в ¡.аботах,посвященных проблемам г^ек^пчи^.огс таним, но и з тех, где речь непосредственно идет о содержательной стороне самого явлении. В зарубежных научных изыскания;, видна другая крайность, ь них, на:! правило, отсгзирвртс* сакрализованное понимание.
Анализ имеющихся источников показывает, что вне поля зрений отзчёстзенной социальной мысли осталась процессуальная сто. СЭЬТ-ПТ;*. г Г 85Г8ВА ЗйдГ" гаятел^иоотк. 2 чгся-
сз:
сэзс:?;-
к свободе соьестк как д^ао»«»,;,
ос; г. obí
аоъ-
iLíiítii:
з е..
деятельности по решению стоящих перед Воору-
I. См.: Паюсов К.А. Советский воинский долг и религия. - .... 1964; его же. Разум против религии; Вопросы атеистического воспитания советских воинов. - М.: Воениэдат, 1986; Павлов А.Б. Война.Армия. Религия. - М.: Воениздат, 1988; Сугаобов
Г.А. Воину о вреде религии: вопросы и ответы. - М.: Воениз
дат, Jillaar. R. Vioi .i&r. u~;:anr ais tin«;
der sich auf sein Geviisscii coru.it. элг. 1 . У.с-Sz ... :;oor. Küadcrir.~ "ato Le _
r.us Sor.coniorniy in T:.c ?orc-s
nal. Volume 16. lii^bor . ^
Pesponses to Keie^iu-
Ор'ьакт исследования: свобода совести как особый социальный феномен. Предмет исследования: свобода совести в условиях воинской деятельности.
Главная цель исследования заключается в выявлении подлинной сущности свободы совести, определении методологических предпосылок ее адекватного понимания в современных условиях и выведении принципов, последовательная реализация которых способна обеспечить воплощение свободы совести в аизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Досхивение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотрение предпосылок исследования свободы совести, исторических особенностей этого феномена и основных характеристик.
2. Определение сущности, структуры и содержания свободы совести в современных условиях.
3. Анализ имеющегося инструментария реализации этого права в армиях различных государств,.
4. Проведение конкретных военно-социологических исследований и установление на этой основе динамики состояния свободы совести в частях и подразделениях Российской армии.
5. Определение методологических оснований, на которые необходимо опираться при обеспечении права военнослуаащих на свободу совести.
Теоретико-методологической основой диссертации являются результаты исследовании отечественных и зарубежных ученых по Философии, религиозной философии, психологии религии, религове-дению, методологии и социологии науки, а также работы специалистов в области истории религии, права, этики и философии религии. В исследовании учитывалось методологическое значение принципа историзма п системности, гьшоды о примате аксиологических ценностей над идеологическими, о социокультурной обусловленности явлений, о конкретности истины в оценке социальных процессов, ее опосредованности различными проявлениями субъективных факторов.
аапирическую базу исследования составили: материалы архивных данных, распоряжения, инструкции и другие документы иоеино-релйгвозсой слувбы дореволюционной Российской аргшк, а та:;-.-:;';
"пчгн->иаа;:и:; ________; ^ ■
--.._,„«,„«. пяячльгагя я ищу------
___, . " . : С , ".О 0]: ' ~ Г У; . ■
■ -г-г: : " очяяланиЕХ ч-х ____.
...... иГ»о<<ппа совеожа « дея*этл:»> • •:.•*? •
■ • у ----~ пповйлвнгша а нст
личнкх ивгвичил —г . - \ ..i ... .-.
::по!1 г.ябота диссертант опирался также на дичпми
и »»пита ^ н тоанно-учебных заве-
дениях Ыинистерсгва обоиовк
игрукт.ура и основной содераание дисоеотаци,; Диссертация состоит из введения, грех разделов., заключения, списка литераторы и приложений.
Во введении обоснована актуальность избранной не: ,
занэ степень ее научной разработанности в современной диюрат;'-•• -......................................................основа * зипиричесная бзаа :•<>
ОД'.
. , , л, ■ . _, . с u 'jo . с ^ i... ■ о...:: . : . . '
<•. о» и; р хо; luw ЗЛ Ü* О-^ИЛОССССК ОГ С бьаличс ос;; ¡¡.и с г> -ся поиск интегрвтлвного начала, иозьоллщьь: .< п-г о сколет, с. . ■г^.-уд'.;":' гсп«ктных исследований. Раскрывается струп-
ij-Lc ок. ог- nt еяставлдакь: coi е.. ¿зуя;.;озвз»рт систе-
му ОТНОШеНИЙ- ДаеТСЯ Дв^ИИКДЛ! ZOdnlKH "ооотоян;и с;: ОСО^:' ' вести" и определяется ее сущность. Показывается зави сим ос ть исторических 4¡opM от базисных и надстроечных отношений.
Бо втором разделе "Современное понимание свободы совести
I. Л ходе конкретного военно-социологического исследования (КБСИ) было задействовано 870 респондентов: €0 офицеров, чО прапорщиков, 200 ьурс£Нтов выпускных курсов военных училищ, 80 сержантов и 4üu солдат срочной службы (См.: По'V">-• нив к диссертации).
«¿'о 1;.1.г.ьи.ъ •.?. - -ягель.-.сггь'' оцзш'.££>з2ся с/цеггху?-
ьойцьлдкй сьо^сдц ссзес;-и 1: принципы ях систематизации. Ьс-квзывается имеюцеесл вееосхветсЕЕкв коацептуельсых л сложений с ней с представлениями не обыденно-психологическом уровне. Раскрывается механизм влияния понимания свободы совести не зоинс-кую деятельность, дается его определение. Значительное место отводится анализу деятельности военно-религиозных служб как субъектов свободы совести, генерирующих определенные ее формы в условиях воинской деятельности; на основе имеющегося отечественного и мирового опыта раскрываются противоречия возникающие при реализации этого права в зоорукенных силах и указываются возможные пути их разрезенея.
В третьем разделе 'Принципы реализации свободы совести в жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" выявляются предпосылки создания реальной возможности воплощения свободы совести в условиях воинской деятельности, выводятся, формулируются и систематизируются принципы, руководствуясь которыми нужно действовать во имя'этой цели. Обосновывается вывод о том, что на современном этапе строительства армии России лишь свобода совести способна служить сердц&вивбй духовной составляющей их.боевой мощи.
В заключении обобщены результаты исследования, сфорццшрсвв-ны основные теоретические выводы и предложены практические рекомендации по использованию полученных результатов.
П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛЮШЙ 2ЬШ0СИЬЩ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертации достигается тем, что в ней исследуется процесс воплощения свободы совести в Екзнедеятельности военнослужащих с точки зрения реальной возможности достикеввя зтой цели.
Конкретно новизна выракается в следующем: выявляется историчность содераания свободы совести, в процессе развития которого происходит закономерная смена его ферм;
раскрывается сущность этого явления, как специфической системы духовно-материальных отношений и вычленяются основные элементы его структуры на индивидуальном и институциональном урозаях;
• пттоя паяется- понятно :'ссигэяаи9 свободы с свести" и сбоскош -. с г гпха "со^слхрых детериинвнт; .
: . . и;!' ^".'.¡орошчч СКО1.' о^и-еы; о-пси.сс; ..с .. : ..■.свести и. особенности их иролвл^.1:;:.-:
1/" , .."''-'гг.::-.ли ; ксс/.чдузтсй г.эл.ьнизу ы
— ~ а*ого явлопип ..а сг^кгдеаи-.- злеиект>. 1
: г '.*' ' , . ' , >-:-, ОС.'-; л Г
опыта вскрываитип чу**.—г;' ... ;••. .-г: "¡л.;:? .■■
м^«:::-:;:':""" """ наоелигиозньгх аксиологических ориентации и ^о«-
э"1'С1 о гыбоьа; формулируются яриздаш, ы».-««-.::;::""" » »»»-ней реализация которых служит необходимой предпосылкой воплощения свободы совести в жизнедеятельности аоивов Вооруженных Сие Российской Федерации.
Исходя из содержания и научной новизны исследования, на защиту выносятся следующие основные положения:
т. ап^дделчние сущности свободы совести как специфического
Приведенное определение пымьгь р вольта г а соцнгльро», — о; ••••..ч;. •гнкг гро?и»оречия, которое цока еще позитивно: о прь;; ».паслог рапреизьич -¡о иодучвло - претияоречия ез-шши привлекательными теоретически»и представлениями о своз од; совести и их невоплотимостью в жизни.
Провозглашение свободы совести как юридического и морального права личности безусловно характеризует довольно высокую схупеаь общественного развития и является необходимой предпосылкой создания реальных возможностей этим правом воспользоваться. Такие возмоаности предполагают соответствующие изменения в экономическом базисе и надстройке. Базис долген характеризоваться
свободной конкуренцией различных фора собственности и утзерзде-ниеы экономических отношений, при которых человек из средстзе общественного развития превращается в его цель. А надстройка созданием государства, по отношению к которому религия стала бы частным делом.
Применительно к воинской деятельности первым проязленпеи свободы совести является введение альтернативной службы. Затеи обеспечение возможности удовлетворять свои духовные потребности как верующим, тая и атеистам, а такке организация воспитания воинов на основе таких духовных ценностей, которые сплачивала бы их независимо от мировоззренческих позиций.
Возможность открытого проявления религиозных или атеистически х убекдений и соответствующего ии действия предполагает исключение какого-либо насилия по отношению к воинам.
2. Развернутое представление о структуре свободы совести. являющейся своеобразным способом существования ее содержания.
Содервание свободы совести складывается на основе взаимодействия конкретных людей с обществом. Поэтому ее структура включает в себя два уровня.
Первый уровень - индивидуальный. Он охватывает отношения, связанные с мировоззренческой ориентацией человека - религиозной, атеистической или индифферентной. Субъектом отношений на индивидуальном уровне является конкретная личность с ее внутренним мировосприятием и потребности в собственной духовио-нравст-венном самоопределении.
Второй уровень - инстит.ущюнельный»На этом уровне свобода совести, опосредованно аккумулируя в себе господствующие базисные отношения, выступает в качестве одного из срезоз в системе отношений общественной надстройки, где она тесно связана с другими ее компонентами. На институциональном уровне осуществляется детерминация ее процессуального характера всей суммой надстроечных отношений, и в первую очередь, политическими. Субьск том свободы совести здесь выступают государство, светкие общественные и религиозные организации, в такае личность непосредственно включенная в функционирование всего социального организма и несущая в себе определенное ролевое нвчало. Среди отношений этого уровня (по носителям) можно выделить отношения ыезду: госу-
"г—......тп?вмии оЛьязованияыи; государство« а агексткчс:-
г ■ ■■ ^ -г, ■ т --; п хз о:: зеруа1;^:;.:" ' : -с/', г
атеистами; иодигйчб«««...;, - .гиги обс.Р'ч-де.1":1*" оогиц". :.1ц-!:»-
_____,.... , рвлк?;!;^;-..-:.' иоса? овзк'.этеп.спеь . ч,.е нзмк ■
г;.. Г - • -ст. *прявлениями и центрами; ьа~
Свобода совести наиболее ььглпдьа вирааь^:^.. . ,.елтель; аи. ..и.. аппия активного взаимоотношения человека
V. ир^.»™.;;. " »«»путиничлппил и1 „ ~
ность, как и любая иная, имеет свою объектную сторону и включает I себя цели, средства и результаты. Она строится в соответс; вии с двухуровневой структурой свободы совести.
На индивидуальном уровне объектом деятельности прежде всего является сознание индивида, его психическое состояние, их рефлексия, а также поведение, обусловленное выбором личностью ™-.>.и„л;,бнво2 сксгекн мировоззренческих ориентиров. Ьто - вид
о ,
ми миропонимания.
.. „• с'.с^'-т—с-г.г.йой ?ч^треннви мотивации кон-
сить пассивный характер. Степень ее актииьосхи ром взаимоотношений субъектов индивидуального и институционального уровней, где происходит уже изменение объектной стороны
7г/у:/ , ,.,-т'_>:: олектом выступают оС^еегз-пгп-:"" ст-
г^;:,. 'г'-;.йн ¡-.ь эсбо~зиСорэ ре.тит'ИО'ачьх. безоели-
- 12 -
Это вид не столько духовной, сколько социально-политической деятельности, связанной с преобразованием общественных отношений. fie динамика, как правило, сопровождается изменением соответствующих социальных институтов. Диалектика субъектно-обьект-ной сторон этого процесса заключается в следующем. Субъекты деятельности (государство, политические, общественные и религиозные организации, личности) одновременно предстают в роли объектов. Оказывая непосредственное влияние на систему социальных связей, они, взаимодействуя друг с другом, изменяются и приобретают иные качественные параметры.
3. Обоснование объективного характера исторической эволюции свободы совести.
Возникнув как защитная реакция на духовное насилие свобода совести исторически эволюционировала в виде сменяющих друг друга ее определенных состоянии, или форм. Они представляют собой меру, отражающую взаимосвязь между провозглашаемыми и фактическими правами личности. Ех смена обусловлена тем, что социальна прогресс закономерно сопровождается, с одной стороны, выработкой более точных и полных представлений о сущности свободы совести, а, с другой, созданием условий для более последовательного воплощения ее в общественной кизни.
Духовная лшзнь Древнего Рима содержала в зародыше все позднейший типы мировоззрений и присущая ей мировоззренческая исше-ратность обеспечивала состояние религиозной веротерпимости, которая исключала насильственное навязывание личности того или иного типа религии. Средние века характеризовались религиозной нетерпимостью, при которой монотеизм монополизировал право на убекдения людей. Любые их попытки на самостоятельный нравственный выбор рассматривались как ересь и жестоко пресекались со стороны церкви, контролирующей полностью светские социальные институты. Переход от феодализма к буржуазным отношениям в духовной сфере сопровождался лозунгом свободы совести. В тог период это требование было впервые сформулировано и приобрело свой юридический статус. На смену религиозной нетерпимости пришла религиозная свобода, или свобода вероисповеданий, обеспечивающая право выбора любой религии, ¿¡динственное чего лишался человек -это право на атеистические убекдения.Атеизм в этой системе от-
- 13 -
чаянии рассматривался как евсавльвое каление.
Т?{чч?кя до 191? года лев религии делились яв господствующи т.-: м гс'.'Кйи«, '".¡э. че оьл реализован"дпхв принцип -свободы вериисксзедз^ий. Псслс мягйОрьской революций религия огзеоона з ррзсад ер,«-'из .поз :: началось ее выгесаоние из :нйой кизяк, ^гог лро^ссс з конечном итоге гренсфораи-пасагосударственного атеизма. .С .«овца 80-х го; с«, стгкзьйтср. л&рзкхйреын возрождение религиозной унз-ни, сопровокдающеися, аощшеан некоторых конфессий уе&вгкиро-нмхл :'7">о пштнение, стремлением ограничить свободу сиаон» ¡'»»«ми;сгсстч. аис^сгрл ?.? общая позитивная тенденция свободного отниаоийя у религии сохраняется.
Таким образом объективная логика исторической эволюции представляет собой такую систему проявляющихся в деятельности людей закономерностей, которые, оставляя известный простор для реализации субъективных устремлений, пресекает субъективисг-
г!! "ияьол. Она убедительно свидетельствует, что в современ-■;:->, .. ,: дс-иии сакрзлизо-
ее ограничения от зеблуядавии и м»^.:..:.-. лее
■•г ' "—зняния. Однако мало постичь истиной она является на самом дало. ------ . г .
мотивы деятельности, направленной на достижение определенных
"ОТ! Д И .
....... г»«„птиц звеном можду аа-
тельности. При этой вааво видеть принципиальное различие к силу непониманием и сознательньш искаиением сущности явления, продиктованного субъективистскими интересами. Поэтому практику внедрения научных результатов социальных исследование следует органично сочетать с пресечением попыток различного рода инсинуаций и спекуляции на отношении людей к религии.
В условиях воинской деятельности адекватное понимание свободы совести приобретает особую остроту и значимость. Оно способствует сплочению военнослужащих независимо от их мировоззренческих ориентации для решения задач военной службы, формирует в воинских коллективах обстановку толерантности, обеспечивая тем самым повышение эффективности духовного потенциала Вооруженных Сил.
5. Содержательный анализ механизма, посредством которого определенное понимание свободы совести влияет на воинскую деятельность.
1'акой механизм представляет собой иерархическую систему детерминант, определяющих линию поведения военнослукащнх.н вбирает в себя противоречия, возникающие между звеньями этой системы и способы их оптимального разрешения.
По степени общности детерминанты делятся на следуюцио группы:
а) обиесоциальная группа, которая включает в себя экономические, политико-юридические условия, социокультурные, религиозные и секулярные традиции, а такке степень развитости отношений свободы совести на институциональном уровне, в той части, насколько общественное сознание подготовлено к восприятию современных идей свободы совести, т.е., она аккумулирует всю систему отношений армии и общества;
б) военно-социальная группа трансформирует отношения общества на военные институты и дополняется особенностями функционирования Вооруженных Сил, которые непосредственно связаны с состоянием свободы совести внутри воинских коллективов;
г) первично-регулятивная группа, характеризует степень готовности военных кадров к реализации принципа свободы совести мевду военнослужащими на личностном уровне, их способность находить верные решения в конкретной ситуации, сообразуясь со
••■• % П: ' ' ......Г П^гЧ,
«вялv ними когуф цсп^г--
* глушенном вида сроди — лыл-'л^-лтсл чтк, ч ¿опочлч
трашдуууиоч«». ¿¡..- -ч.. 5'.! ссхоргч'ччбскч'.
кяк поавило. конституированных положений о свободе совести на
"пан»»»„ авии1„яи; нв«|«в «.¿и ^ ¿г С^" , ^Т"/4 Т ЯИЛ ЯН-
акйй зо многих орииях мира воеаас-редш-йозаи-;.; , «
руда-пи 51ля неверующими воеввослуаечюш; различными звеньями зсенсых подсистен, как опосредствующими субъектами, осуществляющие разработку конкретных правил и методик по реализации принципа свободы совести в условиях воинской деятельности,и конкретными солдатами и офицерами; командирами, службами по организации воспитательной работы и досуга, осуществляющими непо-
- - , 50й1коных коллективов мек-
- и--;
■■ -»си"-г, с?:-: з ее
Ч'ЧЧч." ч.-ч-. ччсбчгч ссзестч " • :';' [ о а к 4 5у;:;!4пснальч^х ейлз.'ч:-
"С о-"-, я л.-, "чч с чоиеччч- : •¡•¡да« б •уг.эой слуабы{ обуслозлвв-
ДГ - Пг ' ■■■: ПОСТ: иИаТЧ' . дс 'Ч'У^янх сиыбсхво отказе
нмй свобод* соьоо::: через пиччну собогзавногс религиозного а..,:» *=-^»™т<моаного мировосприятия; мезду требованием постоянной
" ;осч . ае:!.; ." ч^одизоч сгрогпл
даввл щ^и^^..,.,.'. С0о.;очг'-ч ' -с.Чп ^озгичо^чч-.з з -зи с необходимостью беспрекословного повинозения в соответствии с буквой приказа, особенно в условиях войны, и явлению следо-. .гт:- ос»»оти и так далее«
ПЯЛИТЬ ВвИООЯвв иуйоМЛйМЫи '¿¿1.1 рьЗрсЛйЙЯЯ ОбОЗйОЧвйИЬХ Л^ОГ.
• ого способе .-¡а'-ового давления, лоззолявзкз пилу и.»» результат, но не позволяя ем в до-
биться окончательного решения конкретных проблем, потому что попирают интересы и достоинство личности. Во-вторых, способы
компромисса, на всегда дающие эффектное, но содеркащие возмок-ность дать аффективное реиение вопросов, связанных с реализацией првва военнослужащих на свободу совести, потому что они учитывают интересы личности и направлены на их гармоничное сочетание с интересами общества.
6. Система принципов, которыми следует руководствоваться. воплощая свободу совести в процесс жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Зти принципы выводятся из адекватного понимания сущности свободы совести и систематизируются на основе диалектики общего а особенного. Основными являются следующие элементы системы.
Во-первых, принципы, содерЕание требований которых непосредственно связано с деятельностью полифункциональных субъектов свободы совести. Это: отделение религиозных и атеистических структур от государственных, в том числе и армейских; светский характер государственного образования и воинского обучения; принцип взаимного суверенитете церкви и государства в решении своих внутренних проблем; равенство религиозных и атеистических организаций перед законом; принцип "вето" на религиозную или атеистическую ориентацию в сфере государственной политики; принцип бивариантности пропаганды через средстве массовой информации и др.
Во-вторых, принципы, отражающие взаимодействие поли и монофункциональных субъектов свободы совести: равноправие граждан, в том числе и военнослужащих, независимо от их отношения к религии; невмешательство государственных и других структур в сферу личностных латентных убеждений людей; свободе отправления, или неотправления религиозных культов; примат грвн-денских законов в деле регуляции социальных отношений в обществе и др.
В-третьих, принципы, определяющие взаимодействие монофункциональных субъектов свободы совести: толерантность к противоположной мировоззренческой позиции; свободное отношение к выбору атеистической или религиозной системы аксиологических ориен-таций и др.
Кроме того, в эту систему входят принципы,специфичные лишь для современных армий и отражающие логику их
■•■ О исдовиях ишшииц .и-.: -
"ц-сто опт ел ыаъ а ¿«Ог^е.-:.. ;г;'.,1суо;1
' л : \ ■ С.. С Г ^ г. Ь I ' \ : ■ V.. ЧЛТ'СЧ С^ Н90-
•аяпки научной сосхвяге^^сс:-'. гз^иэд¡лс-гил-ло-сд-и ...едсхвв-г-г./.; : ^ .-сзесг::. ■ . • - . .' ~'-:с-яос?в потому так и паэы-
¿66.: сл ьлискйосгы), ч:з .:су.-г "чгь -.еа.'^зсзэн:-. л лбе быть упущена.
ГТг«л1;П22СЛЯ 2НЛЧУ.....".¡Ь «ССГ»^С2ЛН!",а. "
Лрактическая значимость исследования имеет два аспекта: теоретико-методологический и практический.
Теоретико-методологический заключается з обосновании положений и выводов, обогащающих теоретические представления о свободе -совести и являющихся основанием для новых шагов на пу-этого права в условиях зоинской деятельности. : г- • .?-„т чсстм ^ оболы совес-
, ..;■» агеиэмыг. «.'Зссвсзагк" .о vü»oso.; osi'jhtypa д;ет
occcóib. ■- — : .-дквидуелх.йОй /л.'. -•ольг."
V:;*. Он ^ ; Oli . ¡ г: , . ,.... 'Т^ЗГЬ z>'¿ г . .. 3 Пбр 2 0?4.
--.j С ~ Л Ú"^ . - - " - _ .jí D C-J^CT.:. п э JÍICÜO-; '
создать необходимые условии для ¿«.¡.«дпого ллчнссгного зм>оь&. только диалектическое сочетание обоих уровней в конеч-
объективности исгорячосьс«._____- .... ' -оь-ок ~-;здос!Тг-
рэгает от проявлений субъективизма и волюнтаризма по отношении к внутренним латентным убеждениям людей, от насильственного на-• '-ь ".•" onvпро мировоззрения. Со-
... ^-гелькос?! бесперспективной** иоАобайа
ЗЗСгЗ КаК UOTMBUUUpaojjuLw* » ....... ..--.. . -.. -
принципиальную грань венду зеблуадением и созвалеяыша .mcküi:c-mi en потаи. Это позволит офицерскому составу осуавсч-вляг* поиск верных ориентиров при организации воспитательного процесса с различными категориями военнослужащих независимо от ггх конфессиональной или внеконфеееиональной принадлежности. Банным средством достижения адекватного понимания свободы совеет;: является целенаправленная систематическая пропаганда научных исследований как того требует закон ,:0 свободе вероисповеданий".
Система принципов, которыми следует руководствоваться, воплощен свободу совести в условиях воинской деятельности .раскрывает содержание одной из важнейших методологических основ этого процесса. Связанная с ним деятельность неизбежно получит свое историческое оправдание уже потому, что свобода выбора мировоззренческих позиций является необходимой предпосылкой их осознанности и прочности.
Практический аспект включает в себя предложения и рекомендации, которые адресуются различным социальным института:, в . целях повышения эффективности мер, направленных на реализацию принципов свободы совести в Вооруженных Силах.
а) Предложения органам государственного управления и исполнительным структурам (Верховному Совету Российской Федерации, Министерству Обороны РФ, командованию войсковых частей)
- привести положение с т.8 "государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих,связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов" закона РФ "О статусе и социальных гарантиях военнослужащим" в соответствие со ст.22 законе РСФСР "О свебоде вероисповеданий", где военной администрации предписано "обеспечить реализацию ... права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе путем предоставления отделььых помещений для совершения обрядов и церемоний, содействия в приглашении священнослужителей...";
- в ст.5 закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" в части, где определены соответствующие гарантии, изменить положение "равенство религиозных объединений перед Законом" на "равенство религиозных и атеистических объединений перед Законом";
- Споп?р?яо-нонсультативаый совет при ¿Соаитетз Верховного Со?чгз ?тесаг.с.чои Фздеоз^' ло сзободе созестя, герсиспозэ-пйниям, милосердия ¿> слсго^-ср.ггельлостк преобреговегл- в оргг».
крема указанию:, з Законе правами надзора за соблюдением свободы совести в стране. Обеспечить воэмозносги для ere зредставите-ьства на sccssx '[штатные или нештатные доажнсстя sc усиотрэние Местных выборных соганоз власти). Анаяогичаые структуры решение« Министерства Обороны предусмотреть з войсковых Heeini, при это»* дикциями контроля за соблюдением сво-
ооды cuii^c::: z 2сср;'г;яннР5г г*«» Схдсл зс "лепч с »рг*нийам»т ни культуры и религиозными конфессиями (как вариант, через созданную сеть зридической сдунбы);
- предусмотреть в главе 12 УК РФ "Воинские преступления" статью, связанную с ответственностью за дискредитацию убеждений зоеннослухвш.их;
- создать институт альтернативной службы, механизм которой
'7.-/-1 .< VCIJ3TDII2 2Л !
.',:: ,VOM ' Э". ПССТ" II Ll^!iО7~
:•',-! 10н и г 03 :
'йетЫх комиссзьиатьх 5 „ok-,-.а.:;;.-
. о' ....'j..'рski:;: ji'seob..'!-',.1 с it:
лах по соображениям совести, гезуль^аг« ¿.абат^ к смис. дол:;;:.
; .. з наводных судах с правом
в-третьих, определение ьуу _____' ь1!-^..
с соответствующими ведомствами, где бы отказывающийся слукить и иууашеа в руна;-: мог прободать альтернативную службу, вместо
■ " . - ":"7Г""Те7!?ЯО 0™ в ""ВЛИТЬ.
• "" "' зглямя.»«»?* ня статью расходов »
.'^■"¿Zic-T'sc. увеличении up «в о _______
szojелйчучяиий ¿я пс">л» свободы созестя:
-.Министерству Обороны в соответствии с логикой принципа отделения церкви от государства предложить конфессиям на взаимоприемлемых началах разработать систему религиозного обеспечен:;.: военнослужащих, в т.ч. не возражать против создания самими конфессиональными структурами военно-религиозных служб, или выделения ими священнослужителей для работы в войсковых частях. Определить порядок взаимодействия этих структур и представителей различных конфессий с командованиями частей. При этом оставить право командирам дифференцированно, с учетом задач выполняемых военнослужащими, подходить к вопросам религиозного обеспечения;
- в частях и подразделениях иметь календари религиозных празднинвв для всех конфессий. Вменить в обязанность командирам, при условии если позволяет обстановке, предоставлять возможность верующим участвовать в этих праздниках.'Предусмотреть меры, чтобы при этом сохранялась боевая готовность и не ущемлялись права неверующих, атеистов, а также тех верующих, для которых тот или иной день не является праздничным;
- исходя из принципа светскости образования запретить командирам и офицерам по работе с личным составом в служебное время заниматься атеистической или религиозной пропагандой. Предусмотреть меры ответственности за распространение в войсках идей конфессиональной или атеистической исключительности, за разжигание вражды между неверующими военнослужащими и воинами, придерживающимися различных религиозных взглядов;
- в положения воинских уставов, директив по организации воспитательной работы с личным составом внести коррективы, которые бы сообразовывались с изменившейся религиозной ситуацией в стране;
- предусмотреть в распорядках дня войсковых частей время для отправления индивидуальных потребностей военнослужащих, связанных с требованиями культа той или иной религии.
б) Рекомендации . . военным вузам по созданию условий для повышения качества подготовки офицерского составе в вопросах религии и атеизма, области прав человека, а также их готовности к организации и проведению воспитательной работы в войсках в меняющейся религиозной ситуации, в нестоящее время необходимы:
„ 21 ~
- "'згениэвиия научной лаборатории при военно-учебном завещана, -жл ааучаои цозгро ^taacsspctao Обороны в целях рвнввая ¿юшщекоа задач; а) ргзргбоиш иетодологических основ курса релйгс.озздания; б) коррая'гиосвяя курсов различных г.уаанитзр-
аисяйялин, еденные чп лзучааие проблем религии и атеиз--з: аяшхзз религиозней енгуеции в Вооруженных Силах, включаи-
об о? л О6С6К00К9 езяиоачеокого материала и выработку на этой основе научно обоснованных дредлоаений, необходимых для carcassгцйя зеепчгатллыюй оаботы в частях и подразделениях и
м - -Д,
- создание комплексной целевой программы на тему: "Конфессия на территории России, их отношение к праву свободы совести службе в Вооруженных Силах";
- подготовка и выпуск нового учебного пособия для слушателей академий и курсантов военных вузов по религиоведению и проблемам свободомыслия и атеизма;
- разработка и выпуск учебно-методических материалов в по-цоаь зфшрекоау состсзу для организации ими зффекгизпой зоеяа-'лвтвльаой работы с верующими soeseua различной конфэсслоиаль-20.4 оряввгации.
-.'JP об един лсспвпощая
Осаозгше яодогения и .выводы диссертации, полученные на различных этапах исследования апробированы автором не Всесоюзной научно-практической конференции по проблемен украшения морального д.уха армии, проз еденной в чкядеияи з 1986 году, Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (Москва, 1986, 1988 дг.). а еаи у я ер од них конференциях, организованных ассоциацией "Ариия л общество" (Москва, 1^91, 1992 nr.), совместном российско-германской семинаре ученых ГАВС Католического университета г.Айзшмтта (Москва, 1992), сеиинаре: "Христианство и Российская армия", организованной Федерацией мира и согласия (Москва, 1992), выступлениях иа кафедре философии и религиоведения Гуманитарной акадзмки, а такае а процесса проведения конкретных воепно-социологических исследования в войсках и ввузах ДО РФ и в ходе преподавания в Калининградском ВВЙУИВ и проведения занятий со слушателями ГА ВС.
Основные псщожавия диссертации издокены в публикациях;
1. Современные проблемы индивидуальной работы с верующими // Молодекь и творчество. Социально-Философские проблемы. Часть 8. (Тезисы выступлений участников УШ Всесоюзных чтений молодых ученых. Москва, мой 1988 г.). - Ы.: ФО СССР ВКИ при Щ ВЛКСМ, 1988. - 0,5 п.л.
2. Свобода совести и ее реализация в условиях воинской службы. - Калининград: КВИУ ИВ, 1992. - 2,25 п.л. (в соавт.).
3* Свобода совести, закон и военная служба // Сборник научных статей tel. - 11.: ГА ВС, I9&3. - I п.л.
4. Свобода совести и воинская деятельность; противореча и пути разрешения. - 0,5 п.л. - в производстве.
Ротапринт з-да 'Художественная гравюра'