автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Свободное время и его значение в жизнедеятельности современной молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Свободное время и его значение в жизнедеятельности современной молодежи"
рго оа
О 3 ОЕЙ 1397
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Мирзо УЛУГБЕКА
На пранах рукописи УДК 331.32-053.81(575.1)
САИДОВ Бахтиёр Жамолович
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Опяниальность 09.00.11 Социальная филииифия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент - 1996
l'ilCxHil ПМНОЛНСНа Iii) КафсДре философии II профессиональной лики Академии Miiiiiiciepciiia iinyipciiniix дел ГсспуОлнкп УзОскнскн».
Научный рукоиодтель - докюр философских наук,
профессор ТУЙЧИНВ U.I.
Официальные ошншешм: доктр философских наук,
профессор ПСМОИЛОН Ь.И., доктр философских паук, профессор АБДУЛЛАНП М.Л.
Исдущан организации: Академия тсударстсннот н оС>-
iHcci псиною ci poiiicni.il па при Прсзндсшс Республики УзОекнспш.
Защша состойicn " Ь "tpzߣ>ß./'->tг. п"/^" часом на заседании Снсцналиэпронанною Concia ДК 057.02.01 но защтс днссгрпщнН на соискание ученой сгспснн докюрл (кандидата) философских паук и Ташкентском тсударс! ненном yinmcpcincic имени Mnpjo Улу|Г»ск:1 (700095, г.Тлшкснт. Вузгородок. Философский факулыст Тми ГУ, аудигорпи 215),
С днсссрпщисй можно ознакомиться п Фундаментальной
библиотеке ТмнГУ им.М.Улу|бека (700095, r/l'ai нкепт, Пузюро-док).
Aiuopc«|iepar ра шелпн " *?..()" CfC-yJA-à(996 г.
Огзмим на анюргфераг, заперенные нечап.к», просим напраплли. ученому секретарю (700095, г. Ташкент, Вузгородок, философский факулыст ТашГУ, komiihi» № 318).
Ученый ccKpeiapi. Снсцнали'шропанного Сонета,
кандидат философских науко Â^i^^) ЛЧИЛДИНН A.A.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. Прошло пять лет после приобретении Узбекистаном сноси независимости. Однако, как подчеркнул Президент Узбекистана Ислам Каримоп, "Прошедшие пять лет - для истории - мгновенье, для нас же целая эпоха. Ибо за эти пять лет мы прошли путь, который другие страны проходят столетиями. Мы вынесли огромные испытания, преодолели неимоверные трудности. За нашими плечами, пожалуй, самый трудный, но и то же ирсмя самый ответственный и созидательный период нашей жизни"1-
Выбранный Узбекистаном путь обновления и прогресса направлен на формирование социально ориентированно)! рыночной экономики, и наибольшей мерс отвечающей интересам республики и народа:
Однако, наряду с экономическими задачами, не менее южной является задача развития интеллектуального и духовного потенциала. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением нашего Президента: "Экономические реформы могут лишь тогда получить успешное развитие, когда наш народ по-настоящему осознает себя ешбодным, когда он освободится от тисков нужды и записимостн, выпрямится, вдохнет полной грудью, когда будут возрождены дух и обычаи предков, наши славные традиции. Только высокообразованные, крепкие и сильные духом люди могут осилить путь обновления к прогресса"2. Но все наши планы повиснут в ноздухс, если в них не будет задействована самая активная, независимая, не обремененная прошлыми постулатами и догмами часть общества - молодежь.
Сейчас много н с обоснованной тревогой говорят о загрязненности эколотческой среды. Думается, что пора обратить серьезное внимание и на загрязненность духовной сферы! когда проникают в нашу жизнь культ праздности, насилия, коммерциализации культуры.
Отрадно, что вопросам духовности и республике уделяется большое внимание. Подтверждением служит организация Республиканского общественного центра "Духовность и просветитель- ■
1 Каримов И.А. Важнейшие задачи углубления демократических реформ на современном этапе: Выступление на У1 сессии Олнй Маждиса // Народное слово. - 1996 г. 30 августа.
г Каримов И.Л. О приоритетах экономической псотлики Узбекистана. - Т., 1994. - С.20.
ство". 4 сентября 1996 года Президент Ислам Каримов встретился с руководителями его правления. На встрече речь шла о поспи-танин и утверждении у наших граждан высоких духовных качеств, воспитании молодежи » духе уважения богатого культурного наследия, исторических ценностей, любви к Родине, преданности идеям независимости1.
Новый поворот в оценке значимости духовной жизни общества заставил круто изменить приоритеты, поднять роль духовной сферы, преодолеть ее недооценку. Упущениями в социально-культурной области во многом объясняется нравственная и духовная скудость, политическая неразвитость части молодежи, проявившаяся в период 70-80-х гг. Возросло количество молодых людей, дчя которых смысл жизни сводился к материальному благополучию, наживе, потребительству.
Подобные негативные мвляеннм в определенно*'! мере явились отражением заорганизованное™ свободного времени, низким уровнем удовлетворения досугоиых потребностей молодых людей. Отсюда становится необходимым исследование реальной взаимосвязи между оптимизацией свободного времени молодежи и ростом ее духовных потребностей.
В сфере свободного времени происходит становление многих социальных качеств личности молодого человека. Следовательно, досуг представляет собой временное пространство, и рамках которого может развиваться или деформироваться нравственный облик молодых людей.
Достаточно злободневным в современных условиях остается решение проблемы воспитания ответственного отношения молодых людей в выборе досуговых занятий, усложнившейся бесконтрольностью .и коммерциализацией очагов культуры, каковыми их можно назвать лишь условно (дискобары, видеосалоны).
Актуальность изучения и анализа структуры свободного времени, духовных потребностей молодежи обусловлены тем,что именно на молодежь возлагаются надежды и ответственность духовного возрождения нации: "Молодежь с се талантами и жаждой знании - нот с кою начинается образование и постижение ду-ховности"г.
' См.: Народное слово. - 19%. - 6 ссшябри.
1 Каримов И.А. Узбекистан - свой пул« обновлении и иршрисси,- Т,19')3-С.67. *
Степень разработанности проблемы. В социально-политической » философской литературе всегда прояплялся интерес к молодежной тематике вообще и к проблеме использования свободного времени н частности. Тем не менее, "в социологии свободного времени" существует много нерешенных шпросоп, спорных моменто». Прежде всего это объясняется тем, что в сопре-MCHiioii литературе, посвященной этой теме, отсутствует единый взгляд на его классификацию. Согласно исследованиям автора данной работы, бюджет времени делится на рабочее и внерабочее, в рамках которого свободное время выделяется в самостоятельную категорию.
При этом необходимо обратить внимание на то,что нет достаточной четкости в разграничении содержания свободного времени и досуга. В работах некоторых ученых бывшего Союза свободное время структурно не разделяется, а отождествляется с досугом,что отчасти можно объяснить целями и задачами исследования.
Автор данной работы, на основе т:глг-до!;л:.':;;":, убедился п том, '¡то молодежной тематикой занимались многие ученые-об-щестоовсды Узбекистана. Наибольший вклад внесли такие ученые, как: Абдуллаев М.А., Абдушукуров Т.Р., Атамурадов С.А., Валиев А.К., Гсльдиспа А.Ч., Исмоилов Б.И., Талибов И.Л., Таксанои А., Пулатон Х.П., Умурзакова О.П., Шайхова Х.А., Чо-риев А.Ч., Юсупов Э.Ю.
В трудах М.АЛбдуллаева, В.М.Терехова, 3. Холмирзаева основное внимание уделяется рассмотрению проблемы использования свободного времени молодежью1.
80-е годы отмечены работами ученых, которые проявили интерес к указанной проблеме. К ним с полным основанием можно отнести исследования И.А Абдуалнмова. Бутабаева М.Т., Валне-
1 Абдуллаев М .А.Буш пакт па пшхешшг камолота. - Т., 1979; Совет турмуш тарзининг шаклланишида буш пакшинг роли. - Т., 198!;Цсль жизни общества (в соанг. с Т.Г.Сааковой)// Философия: Учебное пособие, ч.П. • Т., 1991; Ёшлар па б?ш вакг. - Т., 1993; Мошавият ва ворислик пакт тизимида. - Т., 1995; Терехов. Воспитание сознания социальной отпел» стпснности рабочей молодежи: Авгорсф. дие.... докг.филосо(1«кнх наук. - Т 1991.
вой С.И., Норкулова Д., Гайзбуллаеиа А.'.
Обретение независимости открыло путь к новым разработкам в молодежной тематике. Немало работ, и которых подняты вопросы нравственного воспитании, но что особенно отрадно, их не только отличают новизна темы, но и новые подхог ды к интерпретации проблемы.
Авторы указанных работ сумели показать значимость и особую актуальность возрождения духовности, духовной культуры. Они обращают внимание на то, что добиться этого чрезвычайно трудно. Нелегко протекает вхождение нашей молодой независимой республики в рынок. Может возникнуть превратное мнение, что сейчас мы должны заниматься только экономикой, а духовность, культура, возрождение традиций можно отложить на будущее. В названных работах обосновывается пагубность таких утверждении. Сейчас немедленно нужно бороться (не побоимся употребить это поднадоевшее слово) с тем, что может отразиться на духовном развитии нашей молодежи: наркомания, порнография, фильмы ужаса и насилия, правовой нигилизм, оторванность от своих национальных корней и традиций2.
' Абдуалимов И.А. Свободное прем я как объект философски-социологического анализа: Авгареф. дне. ... канд. филос.наук. - Т., 1988; Сугабасн М.Т. Социально-экономические проблемы нзаимодейепшя рабочею и свободного времени: Автореф. дис. ... канд. филос.наук. - Т., 1989; Валиеиа СИ. Фактор времени в воспитании всесторонне развитой личности: Авторе«]), лис. ... канд. филос. наук. Т., 19X5; Норкулов Д. Свободное время -важный «(иктор повышении кулмурио-тсхническот уровня сельских тружеников в условиях развитого социализма: Ашореф. дис.... канд.филос-наук. - Т., 1983; Гаизбуллаев А., Формирование политического сознания сельской молодежи в ушюьинх социализма: Апторсф. дис. канд.филос.наук. - Т., 1988.
2 Гельдиека АЛ., Национальная культура и личность. - Т., 1993; Зарином С.З.,Кержпср М.Ю. Профилактика правонарушений. - Т., 1993; Ахмедов Г.А., Копиров М., Наркомания, преступность и откечствснпость - Т., 1993.
традно отмстить также, что интерес к этой тематике ие только не ослабевает, а, наоборот, возрастает. Свидетельством этому могут служить диссертации А.Эшмамонова, С.А.Жураева, М.К.Исомо-ва'
Однако в процессе изучения данной литературы выяснилось, что существуют аспекты, оставленные без внимания исследователей. К ним, по нашему мнению, следует отнести проблемы оптимизации свободного времени как непрерывного условия развития духовных потребностей, <1юрмирования и развития духовного облика современной молодежи. Это и определило цель и задачи данной диссертации.
Цель и задачи исслсдотгпт. Целыо настоящей диссертации является теоретическое, социологическое исследование содержания, форм, особенностей оптимизации использования свободного времени и определение его роли в жизнедеятельности современной молодежи.
Для достижения этой цели предполагалась постановка и решение следующих задач:
- уточнить сущность и содержание понятий "свободное время", "оптимизация свободного времени", "досуг молодежи", "духовные потребности молодежи", "нравственный облик молодежи", "жизисдеятслбость молодежи";
• раскрыть реальное состояние процессов соотношения оптимального использования свободного времени и нравственного развития молодых людей, его роль в жизнедеятельности молодежи;
• эмпирически разработать показатели использования свободного времени молодежью в сферах досуга;
• выявить особенности молодежи как субъекта досугопой деятельности;
' Эшамоноп А. Роль трудового ююллсктива в формировании и развитии культурного кругозора у работающей молодежи: Дис. ... канд.фндос.наук., Т., 1993; Жураеп С.А. Особенности формирования государственной молодежной политики Республики Узбекистан в переходный период: Автореф. дис. ... докт. политологических наук. - Т., 1994; Исомов М.К. Свободное время и развитие духовной культуры молодежи: Автореф. лис. .,. канд.. филос. наук. - Т., 1994.
* показать особенность использования свободного времени молодежью н условиях вхождения республики в рынок;
* выработать основные принципы, методы и средства оптимизации свободного времени молодежи; .
в выделить резервы оптимизации свободного времени как непременного условия развития духовных потребностей;
* в целях совершенствования работы социальных институтов, занятых организацией досуга молодежи, дать практические рекомендации по оптимизации использования свободного времени молодежью для повышения нравственности и духовности, возрождения духовной культуры прошлого и традиции.
Мстодояогичсскнс и тсорстнчсскис осночы исслсдошния. Эмпирические данные нзяты из периодической печати, научных специальных социологических журналов, документов, архивов, стат.сборников, а также трудил ученых-историков, философов, социологов, юристов, писателей.
Кроме того, нами были использованы труды Президента республики Ислама Абдуганиевнча Каримова, в которых большое внимание уделяется молодежной тематике и проблемам духовного возрождения, а также Указы Президента и Постановления правительства, касающиеся молодежи.
Проводились конкретно-социологические исследования среди молодежи республики(студекты, учащиеся, рабочие, сельчане).
Научная ношглш заключается в следующем:
* но-первых, изучаются вопросы оптимизации сиободого времени как фактора жизнедеятельности современной молодежи;
» во-вторых, в новом свете исследуется особая социально-демографическая группа - молодежь;
* в-третьих, уточнены и конкретизированы понятия "свободное время", "досуг", "духовные потребности" и "духовный облик молодежи", "жизнедеятельность молодежи", необходимые для характеристики се социальногоетатуса и роли в процессе строительства нового независимою государства;
* в-четвертых, обоснованы необходимость и значимость духовного возрождения общества, его культуры и роль молодежи в этих процессах;
» в-пятых, разработаны основные группы социальных пока спелей оптимизации использования свободного времени молодежью;
* п-шсстых, ьыянлены и покатаны нмагнепые момапы 1 использовании свободною нр.-мгии, связанные с вхождением I
рынок: коммерциализация культуры, бесконтрольность за деятельностью досугоиых учреждений, наркомания, преступность;
• и седьмых, инеден п научный оборот материал конкретнг -социологических исследований. На оспопе эмпирических данных изучены: уровни оптимального использования свободного времени молодежью; взаимосвязь досуговой деятельности с нравственным воспитан нем; иерархия предпочтений молодых люден и сфсрс досуга; резервы формирования духовных потребностей и их возвышение, степень участия государства в совершенствовании досуговой деятельности молодежи в современных условиях;
• в-восьмых, предложены практические рекомендации по оптимизации использования свободного времени молодежью.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в обосновании и аналзе феномена свободного времени, значении его оптимизации и роли в жизнедеятельности молодежи.
Его основные выводы также могут быть использованы на занятих по философии (и разделах "Общественное сознание", "Культура и цивилизации"), по гтол:1тс;:сг;г;; (в разделе "Политическая культура"), по социологии (в разделе "Социализация личности"), по культурологии •(» спецкурсе "Культура и личность"), а также в работе Республиканского центра "Духовность и просветительство".
Выиоды и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для оптимизации использования свободного времени и для повышения научной обоснованности прогнозирования и управления процессами духовного развития молодежи, воспитания нового типа личности.
Данные диссертационно!! работы могут бьггь также использованы в практике воспитательной работы среди молодежи и при подготовке рекомендаций по улучшению досуговой сферы государственными, общественными и иными организациями.
Апробация исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ка^юдры философии и профессиональной этики Академии МВД Республики Узбекистан.
Диссертация обсуждалась на:
заседании кафедры философии и профессиональной этики Академии МВД Республики Узбекистан;
заседании кафедры социальных и гуманитарных наук Ташкентского химико-технологического института;
заседании кафедры философии ТашГУ им.Мирза Улугбска;
научном семинаре при Специализированном Совете ДК. 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском государственном университете имени Мирзо Улугбска и рекомендована к защите.
Осноиныс положении диссертационного исследования изложены на научно-теоретических конференциях: посвященной 75-летию ТашГУ (1995), на научно-тсорстнчсскоп конференции, посвященной 660-летию Амнра Тсмура (1995) и на научно-теоретической конференции, посвященной 600-летию Мирзо Улугбска (1995), "Роль свободного времени во всестороннем развитии современной молодежи" (Ташкент, 1995); "Использование свободного времени молодежью н условиях рыночных отношений" (Каршм, 1995), "Укувчи ёшларнинг буш вактдаги ижодий фаоя1Штн"(Карши, 1995).
По теме диссертации опубликовано: 1 брошюра, I статья в сборнике научных статей; 2 статьи на страницах областной газеты "Кашкадарьинская правда" и 2 статьи на страницах республиканских журналов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав", заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Висдснии обосновывается актуальность темы исследования, степень ее изученности, цель и задачи исследования, методологическая и теоретическая основы, научная новизна, теоретическая и практическая ценность, апробация результатов работы.
Первая глава - "Свободное время н его оптимизация как непременное условие жизнедеятельности современной молодежи" состоит из двух параграфов, в которых делается попытка постановки проблемы и определения круга вопросов, связанных с обозначенной в названии диссертации темой. В ней анализируются вопросы сущности и значения свободного времени в жизнедеятельности современной молодежи.
Следует отметить, что и истории социальных учений изучение проблем «использования свободного времени возникает с первыми утопиями. Однако и сегодня здесь многое остается спорным и неоднозначным.
С развитием капиталистических отношений рациональность в развитии человека становится главным критерием его деят:ль-ностн как и рабочее, так и и свободное время. Представители критического утопического социализма также подчеркивали важность возможно лучшего применения знаний, добытых науками, искусством и ремеслом для удовлетворения потребностей человека, совершенствования и накопления этих знаний, более полезного сочетания всех достижений науки, искусства и ремесел.
Одним словом, уже п начале XIX в. научная мысль рисует время личности справедливого общественного устройства егмо-ценным п труде и в досуге, н науке и » искусстве. В основе же принципа разумности лежит не столько полезность, сколько свобода и самоценность поступка, его нравственная направленность на стремление человека приносить счастье и радость другим.
Маркс характеризовал свободное время как двойственную категорию: экономическую "величайшая производительная сила" и социальную - "истинное богатство" для развития личности. Необходимость "созидания" свободного времени К.Маркс видел, прежде всего .потому, что "Человек может расходовать в продолжении суток ... д«ц;ь определенное количество жизненной силы ... В продолжении одной части суток сила должна отдыхать, спать, в продолжении другой части суток человек должен удовлетворять другие физические потребности - питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д.
Кроме этих чисто физических границ, удлинение рабочего дня обусловлено причинами морального свойства: рабочему необходимо время для удовлетворения интеллектуальных н социальных потребностей, объем и количество которых определяются обшим состоянием культуры"1.
В диссертации отмечается, что разработка проблемы свободного времени в экономической и социальной, сферах общества осуществлялась на протяжении многих лет, и до сих пор интерес ученых к ней не ослабевает. И, несмотря на это, достижения в этой области есть, но не такие, которые позволяли бы нам видеть проблему, комплексно и продуктивно решать се. Это заставляет нас не только искать новый, но и, возможно, реабилитировать незаслуженно забытый альтернативный подход к осмыслению проблемы свободного времени.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч., - Т.23. - 243-244.
Ддя философского осмысления организации свободного времени важно уточнить основные понятия, которыми мы опери руем в процессе исследования. В первую очередь - это "свободное время".В научной литературе можно отыскать множество трактовок этого социального явления. Однако чаще всего предлагается квалифицированная оценка свободного времени через структуру его затрат. Если взять суточный бюджет времени, то согласно данной структуре, упрощенно он будет представлять из себя два периода. Первый именуется рабочим временем и связан непосредственно с процессом производства, второй -нерабочим, лежащим вне этого процесса. Последний, в свою очередь, разбивается на мелкие периоды - подготовка к работе, время, затраченное на дорогу, санитарно-гигиеничсскнс процедуры, труд по дому, шешгсанис детей - вычет которых образует общественно свободное время, которое характеризует свободу выбора.
Интересен подход, расширяющий диапазон определения свободного времени, но ставивший целью ограничить свободу выбора, предлагая считать таковыми время, освобожденное от непроложенных обязанностей, хотя любая "непреложная обязанность" может выступать в нидс внутренней потребности. В этом случае понуждать человека будет не сила внешней целесообразности, а импульс самоценности поступка.
В связи с вышеизложенным автор приходит к выводу о необходимости обоснования концепции оптимизации свободного времени, в основе которой лежит перенос акцента на самостоятельную ценность поступка и делает заключение: свободное время есть нремя самоценного поведения человека, наполненное деятельностью или эмоциональным состоянием. Которые максимально отражают его внутреннюю сущность, не противоречат его нравственному императиву.
Некоторые исследователи в угоду рациональности использования свободного времени начисто отрицают положительность бездеятельного п индивидуально значимого отдыха.указывая на то, что "собственно свободное время - это деятельность (подчеркнуто нами - 15.С.1, и когда речь идет о рациональном использовании свободного времени, имеются в виду социально значимые виды дентельностч"1.
ч
1 Ара'мок В.А. Социальное прем»: проблемы изучении и (кткчи.зошшни Новосибирск, ¡987. - С. 156.
Сторонник» рациональности, как оценки чисто социальной значимости использования свободного времени, индивидуального интереса не может <1юрмироваться та самостоятельность, та личность, развитие которой так важно. Подобный подход - прекрасная почва для развития кон(|юрмизма, серости, безшпгаиа-типности, бездуховности. Чтобы избежать этого, на наш взгляд, мало исходить из абстрактно-рационального использования свободного времени. Нужно учитывать социальные, демографические, про^юсиональные, территориальные и национальные, а также индивидуальные особенности и таким путем добиваться максимальных возможностей для самоценного его заполнения человеком, особенно молодым.
Таким образом, мы подошли к возможности сделать следующий вывод. Процесс индивидуально ценного свободного выбора лучшей модели и режима деятельности п свободное время при действенной системе социального контроля, основанный иа социальной и личной ответственности, мы склонны характеризовать как процесс оптимизации свободного времени,
Исходя из этого, для всемерного повышения роли молодого человека 11 обществе::::ом проилюдегие, организация свободного времени должна оцениваться по максимуму учета индивидуальных интересов и ориентацией в этой сфере. Критерий такой эффективности - не столько полезность и важность действия, сколько его самоценность. Поэтому мы полагаем, что на данном этапе нашего развития правильней ставить задачу не на рационализации, а оптимизации свободного времени, основным и главным средством достижения которого является самостоятельное творчество человека о организации последнего.
Во втором параграфе подчеркивается влияние процесса оптимизации свободного времени л развитии жизнедеятельности современной молодежи. При этом подчеркивается, что когда речь идет об оптимизации свободного времени, в первую очередь оценивается степень соответствия возможностей всей системы «ременных затрат тем целям и ценностям, которые являются самостоятельными для конкретного человека, группы или коллектива. Поэтому для осуществления оптимизации свободного времени нужно знать интересы и ориентации молодежи, уметь строить политику в зависимости от них. Но проявлять заботу нужно деликатно, основываясь на научных, а не на административных методах руководства.
Одним из фундаментальных принципов оптимизации самоценно используемого времени является научность. Сюда входит
методика и методология изучения проблем, на решение которых направлены интеллектуальные силы многих медиков, социологов, философов, психологов.
Другим не менее важным принципом оптимизации свободного времени является инициативная самодеятельность. Если научность свободного нрсмсни идет от теории к практике, то инициативная самодеятельность вдет навстречу. И тут более всего необходимы принципы демократии и терпимости к творческой свободе использования свободного времени.
И еще один принцип - это аттрактивность. В привлекательности, свежести, ненапязчивости и экзотичности увлечения, работы или отдыха заключается подчас главная сила притяжения к нему, основа самоценности поступка.
Из сказанного следует, что важнейшей предпосылкой, позволяющей молодому человеку' почувствовать себя в роли субъекта социального развития - это уважение его мнения, интересов, стремлений и потребностей. Такое уважение со стороны общества к мнению конкретного молодого человека и его нуждам, чаяниям, интересам должно проявляться всегда и во всем, вплоть до мелочей. Чем ощутимее такое уважение и внимание, тем больше юноша или девушка находит в себе преобразовательные силы, тем убедительнее зреет в них собственная значимость в осуществлении перемен, тем быстрее необходимость становится свободой, а напряжение разума и воли - игрой интеллектуальных и физических сил. Но это, к сожалению, пока лишь в идеале.
Отсюда напрашивается вывод: главное в процессе оптимн-ации свободного времени - это не количественный набор рациональной деятельности, а реализация возможностей качественных перемен и оценке молодежью стспснн свободы своего времени, целенаправленности. широты и глубины ее проявлений, и, несомненно. нравственной мотивировки.
Наука теперь все больше смотрит на человека целостно-гуманистически, отмечая сложные взаимоотношения его с обществом, видя в нем истинного субъекта развития. Постепенно отказываются от той"комплсктпрно-рационапистнчсской" модели человека, которая господствовала еще недавно и философии и психологии. Не вдруг открывают глаза на некогда с порога отметаемые утверждения: о важности бессознательного и иррационального в поведении человека, о ([юрмиронанин ого потребностей, интересов, ценна стен, составляющих и формирующих личность, без разграничения на рпумиые и неразумные.
Подтверждением сказанному, считает антор, может служить проблема анализа и изучения неформальных молодежных объединений, причиной возникновения которых нередко служили организационные, "рациональные" формы проведения досуга.
Осознавая невозможность отражения всех проблем неформальных молодежных объединении (они требуют специального исследования) в диссертации, тем не менее, не только дается подробная характеристика неформальных объединений, но и содержится предостережение упрощенного, однобокого подхода к их оценке: от восторженной, где они явно идеализируются, до негативной.
Между тем, вопрос этот серьезный, к тому же требующий безотлагательного решения. Мало понять, как важно то, как проводит молодежь свободное время и попытаться вмешаться, и даже организовать с<}>еру досуга. Дело это действительно важное, но связывать с ним все воспитательные надежды нельзя. Тем более, что и с этим делом мы обычно запаздываем. Ведь неформалам наша организация досуга больше не нужна - ни молодежные кафю, ни клубы по интересам, нн дискотеки, ни кружки кромки и шитья, не говоря уже о театрах, музеях, филармониях и т.д. У них всс свое. И не только музыка и <1юрма одежды, не только жаргон, сленг, хотя и этого немало. У них свои, существенно отличные от общепринятого, интересы, цетинсти, догмы, нормы, авторитеты, свои теории, своя литература, мораль, представление о жизни и смерти, свое мировоззрение. Это как раз то, что ученые называют молодежной субкультурой. Это особая, малая культура, отличная от культуры большого общества.
Конечно, молодежная субкультура сама но ссбс еще не свидетельство кризиса. Она формируется на определенном этапе развития общества, на определенном уровне усложнения и дифференциации общественной жизни и социальной культуры. Но в сегодняшней субкультуре очень сильны элементы не просто отличия от большой культуры, а противопоставление ей, причем, в аспектах не второстепенных, а это уже контркультура. Нужно понять, что происходит, как п когда происходит. И нетрудно увидеть, что чаще всего это происходит именно в свободное время, когда "ленать его некуда".
В диссертации н, ииодягся в виде таблиц данные социо-логичссих опросов, пазиотивших автору новее не голословно утверждать эго.
Во второй г;ш:с - "1-йпользование свободного времени как
- а пали-
зируются проблемы использования свободного времени молодежью в условиях вхождения в рынок, необходимость которого в деле становления и развитая суверенного государства обоснована в книге И.А.Каримова "Узбекистан: свой путь обновления и прогресса", в которой подчеркивается, что приоритетная роль в осуществлении этих преобразований связана с молодым поколением, его участием во всех коренных преобразованиях п республике.
И это закономерно. Преодоление трудностей вхождения в рынок сопряжено не только с необходимостью переориентации общественного сознания на новые формы организации экономической и хоозяйствснной деятельности, новые ценности, выработку методологически выверенных и эффективных способов распределения и обмена продуктов дееспособности вновь создаваемой рабочей силы, улучшением ее качественных показателей и характеристик, интегративных возможностей, необходимостью максимального использования интеллектуального потенциала нации.
Под объектом преобразований, прежде всего, следует понимать молодежь, у которой еще до конца не утрачена мобильность, активность, стремление продемонстрировать все способности и желание выполнять на должном уровне свои общсствснно-гражданекне функции и обязанности. Однако, хотя она по своим социально-психологическим и другим параметрам отличается высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, издержки перехода к рыночным отношениям коснулись и ее, что особенно видно на примере положения и развития досугоиой системы, а также на способах и средствах удовлетворения духовных потребностей молодежи. При этом подавляющую часть "культурного времени" стали заполнять средства массовой лнформации (СМИ) - телевидение, радио, Печать.
Конечно, возрастание роли средств массовой информации в разумном использовании свободного времени - факт в общем-то положительный. Однако при этом не стоит забывать, что популярностью пользуются различные боевики, а чтение значительной части молодежи сдвигается от книжного к журнальному или газетному, что имеет не 1 элько положительные последствия.
Следует отмстить к такую новацию, как кассетное телевидение. И хотя видеотехника может стать эффективным средством обмена кул!турными ценностями, нередко она используется в чисто развлекательных целях в худшем смысле этого слова. Многие видеофильмы воздействуют на самые "темные закоулки"
сознания молодых людей, возбуждая жизненные инстинкты и побуждения.
Как утверждают эксперты, порнографические фильмы приводят к разрушению духовно-нравственных ценностей личности, возбуждают низменные чувства и стремления. Особенно опасны эти фильмы для детей и подростков. Основоположник научной сексологии Альфред Кннди утверждает, что порнофильмы смещают у челловека сложившиеся ценностные ориентации, разрушаают и деформируют. "Фильмы ужасов" также крайне отрицательно воздействуют на психику молодого человека, подрывают нравственное здоровье1.
Говоря о проблеме использования свободного времени в условиях вхождения в рынок. Автор подчеркивает, что оптимизация его связана, прежде всего, с системой воспитания и образования и не может рассматриваться вне их связи. Поэтому совершенно не лишне спросить о том, как чувствует себя школа в условиях рынка. Насколько рыночные отношения влияют на решение проблем образования. И выверена ли экономически сегодняшняя цель общего среднего образования у нас в республике?
Безусловно, структура образования сейчас <1юрмирустся под воздействием рынка. Появились учебные заведения нового типа -кооперативные, частные образовательные структуры по типу университетов, лицеев, колледжей и т.д. Идет коммерциализация образовательных услуг, усиливается материальная заинтересованность их персонала. Соответственно возрастает необходимость и высококвалифицированных кадрах, идет отток чз государственных структур.
Проблемы формирования и развития новой системы воспитания и образования связаны еще и с тем, что в молодежной среде усиливаются процессы расслоения на элитарные, средние и малообеспеченные слои.
Происходит и серьезный раздел молодежи на сторонников атеистических и приверженцев религиозных ориентации, на тех, кто-абсолютизирует национальный фактор, и на тех, кто не исключает в процессе национального возрождения возможности экономической и культурной интеграции.
Именно поэтому мы считаем, что молодежь и ее проблемы, прежде всего и в первую очередь, должны быть и оставаться прерогативой государства, которое на пути завоевания демократического и правового устройства может взять на себя основные
1 Коднрои [\ Видео и преступность. - Т., 1992. - С.96
функции регулирования процессов формирования физически и нравственно здорового молодого поколения, меньше всего ратуя на возможности благотворительности частного сектора, учреждений, банковско-финансового капитала, коммерческих структур.
Говоря об особенностях использования свободного времени в условиях вхождения в рынок, следует отмстить еще одну важную особенность, непосредственно касающуюуся нашей темы. Во-первых, это дефицит свободного времени - рынок требует все больше не только материальных и физических, но и временных затрат. Работа "от звонка до звонка" - не для рынка. Кроме того, коммерциализация многих форм досуга обусловила возникновение серьезных проблем в проведении досуга.
Конечно, в развитии новых общественных отношений в указанных областях жизнедеятельности молодежи нельзя видеть только лишь негативные стороны и последствия. Имеется и немало положительных моментов, Которые, с одной стороны, увеличивают разнообразность средств и форм удовлетворения потребностей молодых с учетом возрастных особенностей и материально-финансовых возможностей, а с другой - в определенной степени расширяют структуру и номенклатуру этих потребностей.
Известно, какое огромное значение в настоящее время придается проблеме духовности в нашей республике и это в то время, когда стране приходится решать целый комплекс социально-экономических задач, определенных как первостепенные в деле обеспечения достойной жизни населения. Так может быть с духовностью стоит подождать, решая сложные задачи возрождения производства, сельского хозяйства, социальной защиты и т.д. Вряд ли правы тс, кто думает, что нужно дать людям материальное богатство, а уж потом думать о духовности.
В этой связи духовные потребности, такие как: элементы духошюй сферы, духовного производства, начинают играть особую роль в обществе: их насыщенность, направленность становятся своеобразным индикатором новых преобразований как в духовной сс]>ерс, так и в обществе в целом.
Мы бы хотели обратить пнимание на духовные потребности, возникающие как необходимое условие формирования жизнедеятельности современной молодежи. При этом считаем необходимым подчеркнуть, что духовная деятельность, как и духовное потребление людей в целом, представляет собой совокупность процессов, в которых проявляются и наиболее общие законы социального развития и некоторые специфические законы.
люйствснные только двойному производству и потреблению. Последние еще слабо изучены,например, законы формирования и функционирования общественного мнения, движения эстетических вкусов, моды, изменений в нравственном развитии поколений людей, которые лишь в конечном счете, через массу опосре-аованнй, следуют за изменениями в экономическом развитии общества.
Говоря о духовном общении, как о виде духовных потребностей, на наш взгляд, необходимо поговорить о религии. Конечно, это громадная тема, безусловно заслуживающая отдельного разговора. Тем не менее, говоря об использовании свободного времени, нельзя не упомянуть о том, что немало людей и среди них есть молодежь, которые посвящают его религии.
И еще один важный аспект. На наш взгляд, необходимо учеегь, когда мы говорим о необходимости использования свободного времени для развития'духовного облика современного молодого чбловека. Это обращение к богатому культурному наследию, которое непосредственным образом связано с религией. И это закономерно. Проблема духовной культуры нации не будет исчерпывающе исследована без анализа ее духовного наследия. Общеизвестно, к примеру, богатейшее философское .наследие народов Средней Азии: Мухаммед Ибн Муса ал-Хорезми, Абу-Наср, ал-Фараби,' Абу Али Ибн Сик'э, Абу Райхан Бсруни, Мухаммад Бахапуддин Накшбанди, Убайда Закази, Вата Кишифи, Сабзаварн; Абдурахман Джами, Али Хусейн Джуржани, Джалалитдин Давани и др.
Таким образом, духовные потребности молодого человека являются важным критерием его духовного развития, воспитания и, естественно, занимают важное место и структуре нравственного облика. Это - важная характеристика развития творческих сил и способностей молодого гражданина нашей республики.
Духовные потребности, являясь одним из.главных компо-' нентов развития нравственного облика современного молодого человека, выступают показателем его цивилизованности. Если рассматривать их, исходя из приложения этого понятия к жизнедеятельности и образу жизни молодого человека.
В Заключении диссертации даются общетеоретические выводы, полученные в результате исследования проблемы оптимизации свободного времени современной молодежи, излагаются практические рекомендации, направленные на обеспечение эффективного управления свободным временем в жизнедеятельное ги молодежи.
Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях:
1. Могучее средство духовного обогащения // Кашкадарь-инская правда. - 1993. - 11 сентября. 0,5 п.л
2. Свободное время: проблемы и суждения.// Кашкадарьин-ская правда, 1995, 11 сентября. - 0,5 п.л%
3. Укувчи сшларнинг буш вактдагиЧокоднй фаолияти // Ик-тисодий ислохот: янгиданиш сари. Илмии ишлар туплами. -Ташкент, 1994. - 0,5 б.т.
4. Укулчи сшларнинг б^ш вактидаги ижодий с1)аолияти // Улугбск манъавий маданият / Мпрзо Улугбек Тарагай тавал-лудиннинг 600 йиллик юбилейга багишланган илмий-назарий анжуман маърузаларининг матнн /. - Кдрши, 1995. - 0,2 б.т.
5. Роль свободного времени во всестороннем развитии современной молодгжи // Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 75-л'етию Ташкентского государственного университета. - Ташкент, 1995. - 0,2 пл.
6 . Использование свободного времени молодежью в условиях рыночных отношений // Материалы научно-теоретической кон-ферешши, посвященной 660-летию Амира Темура. - Карши, 1995.-0,2 пл.
7. Независимость: проблемы разумного использования свободного времени молодежью. - Карши: Насаф, 1995. - 1,3 пл.
8. Ёшларнинг б$?ш вакти хакида // Гулиетон, № 5, 1996. -0,5 б.т.
9. вакт кадри // Фан ва турмуш. - № 5, 1996. - 0,6 б.т.
"БУШ ВАК.Т ВАУНИНГ ХОЗИРГИ ЗАМОН ЁШЛАРИ ХАЁТИЙ ФАОЛИЯТИДАГИ АХАМИЯТИ"МАВЗУИДАГИ ДИССЕРТАЦИЯСИНИНГ КИСКДЧА БАЁНИ (резюмееи)
Тадкмкотнинг долзарблиги мустакил Узбеки стон ривожлаш шш1инг рзига хос йули, унинг ижтимоий-икшеодий, сиесий 1 манъавий хаетида содир б$>лаетган туб нжобий узгаришлар, хам: рсспубликамиз ахолиеннинг катга киемь сшлардан ибор эканлиги билан белтланадн.
Бу буласттан узгаришларни амалга оширишда ахолшшиг энг фаол, ccpraiipar кпсмн - сшлар жалб этклмаса, ушбу режаларнннг имкониятдан вокеаликка айланиши кнйин. Бу эса уз навбатида улардан маънавий фаолликни ошириш заруриятини талаб килади, яъни нжодии нмкониятлардаи туларок фойдаланиш, уларнинг турмуш тарзида ташаббускорлнкни кучайтирнш, маданиятга, аж-додларимизнннг маънаиии бойликларига булган истсъмолчилик муносабатларшш бартараф этиш - хознргн замой сшларншшг буш вактдан (]юйдаланиш па оптималлаштириш муаммосига ало-ХИДД к,изик,нш уйготади.
Маълумки, инее. !, айннкса сшлар турмуш тарзида хакикий бойлик хисобланган буш пакт ва ундан фойдаланиш мухим урин эгаллайди.
Ушбу ишда сшларнинг хастий фаолиятида буш вактнинг урни, роли ва ахамияти асосий йуналиш килиб олинган булиб, бозор муносабатларига утиш даврида буш вактдан (¡юйдаланиш муаммолари тадкикотнннг асосий хусусиятларидан биридир.
Диссертация кириш. икки боб, хулоса ва Фойдаланнлган алабистлар руйхатидан нборат.
Кириш кисмида тахлил килинаётган мавзужшг долзарол.ии, муаммонинг ишлаганлик даражаси, тадкикотнннг максадн ва вазифалари, илмий янгилиги, назарий ва амалий асослари сритилган.
"Бут вакт ва унп оптнмгшшштириш хознрги за мои, сшлари хастий фаолиятнницг мухим шарти" номли боб икки нараграфдан нборат булиб, унда диссертация мавзуеи билан боглик булган маеалалар доираси аникланади на буш ваклшнг хознрги замой сшлари хастий фаолиятидагн ахамияти ва унинг мазмунн масалаларн тахт ил килинади.
Таъкидланадики, буш вактдан фойдаланиш муаммоси дастлаб утопиилар шаклида нужз'дга кслиб, тадкпкотчи-олнмларии кил1к'1ирлп ва кизиктириб кслмокда. Бугунги кунда хам, янги ИЖ1ИМОИЙ боскнчга утиш жараёнида унда бахсли ва мунозарали томонлар купдир.
"Буш вактдан__фойдаланиш Узбскистон_сшларпнинг хар
томондама jninobnaniiiii омили сифатпда" номли ккинчи боб хам иккита плрагра<1>фдан иборат булиб, унда сшларнинг бозор муносабаттари шароитнга утиш жараснида буш вактдан (¡юйдаланиш муаммолари тахлил кллннадн.
Маглумки, бозор муносабатлари, ашшкса учи жорий килпшдаги бошлангич даврлари узишшг флкдг ижобий :змас, балки салоии томонлари билан хам намосн булади. Жумладаи:
изданий муассасаларининг гижоратлашуви, клублар I видеозалларда намойиш этиладиган турлн "з^равонлик", "каратэ ва парнографик фильмлар. Хдр кил ноформал ташкнлотларшн вужудга келиши ва хакозолар ёшлар хастий фаолиятида салби окибатларга олиб келиши мумкин. Шунинг учун улар давлат I жамоат ташкилотлари назорати остида б^лиши лозимлиги алохид таькидланадн.
Ёшларшшг буш вактдан фойдаланишларини тахлил этш юзасидан конкрет социолошк тадкикот натижаларп келтирилга! Диссертация якунида кдокзча хулосалар ва аник; тавеняла берилган.
R E S V U E
THE ROLE OF FREE TIME IN THE LIVES OF TODAY"s YOUTH
Actuality of the given research, work ia determined by the peculiarities of the present development of the-Independent Uzbekistan as well aa radical changes in itn socio-economic, political and spiritual life.
Objective reasons made for a transition of our Republic to market relations, democratization and sovereignty. Such acute problems arose before the Republic as to secure worthy life of the people.
But all these far-reaching plans will hang poised in aid air, if moat mobile part of the population, espeoially youth ia passive in their realization. Therefore, it is necessary in the first instance to raise spiritual aotivity of the youth, i.e. to realize creative potential; to overcome consumers' attitude to the culture, spiritual v;salth of anucaiuru, that defines, in the first instance, a specialinterest to a problem of using and optimization of leisure of the present young people. It is lcnovm that leisure - as a true wealth - in the way of living people, especially youth;, takes an aotive part in their life.
It la knovm that a problem of using leisure is appeared with the first Utopias and many scientists and investigatura were interested of this problem for a space of mankind development. This problem is actual up to the present as well.
to actuality of this work ia conoluded, that moot part of the population of our Republic 1b a youth, and thin problem attracts attention of scientists of the Republic. They studied it fruitfully.
However in process of learning literature we found out that a leisure, ita optinization, its role in forning and development of the spiritual image of the young people is studied not enough, although achievement in this field is present, but not in complex.
Vie eonc.tder, that the present scientific -.vork includes problems of spiritual life of the young people. It ehom using
of leisure in period of transition of our Rspublio.'to market relations. It is known that market relations« especially initial period, have not only positive momenta, but also negatire oness» commeraialisation of culture establishments, uncontrollable delivery of films of terror; carate, fights and Bex. All of them will fraught with serious oonsequenoes, if the state public and other organization not decide these problems.
Besides, that, the youth - is a future of our Republic and this future depends on the solution of this problem by our state*
The present work includes the concrete proposals on optimization of leisure of the young people.