автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мирзаакбаров, Асадулло Махмудович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

Специализированный совет Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС

На правах рукописи

МИРЗААКБАРОВ Асадулло Махмудович

ИДЕИ ГУМАНИЗМА И СВОБОДОМЫСЛИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1991

Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник МИЛОВИДОВ В. Ф.

доктор философских наук, профессор —

МАДЖИДОВ Р. М.

кандидат философских наук —

НУРУЛЛАЕВ А. А.

Ведущая организация — Ташкентский государственный университет им. В. И. Ленина, кафедра истории и теории религии и атеизма.

Защита состоится 17 мая 1991 г. в 16.00 час. в ауд. № 1205 на заседании специализированного совета Д—151.04.04 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.

Автореферат разослан 16 апреля 1991 года.

Официальные оппоненты:

специализированного сове!

Ученый секретарь

БАШИРОВ Л. А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В решении задач революцион-юго обновления всех сторон жизни советского общества боль-!ую роль играют прогрессивные традиции духовной культуры, [еотъеклеиой частью которых являются идеи гуманизма и свободо-нслкя.

"Только точным знанием культуры, - говорил В.И.Ленин на 1 съезде комсомола, - созданной всем развитием человечества, олько переработкой ее можно строить пролетарскую культуру -еэ такого понимания нам этой задачи не разрешить"*.

Сегодняшнее осмысление духовной жизни нааего общества видетельствует о том, что мы за более чей семидесятилетний ериод не сумели в полной мере реализовать на деле ленинские цеи. Кроне того, основательно забыли о том, что усвоенные ртсовные ценности прошлого всегда служили своеобразным трем-пином для восхождения на новые высоты в духовной и культур-эх развитии народов. В результате нигилистического отноаения духовному наследию проплого были преданы забвению многие регрессивные идеи в духовной культуре народов нашей страны.

Широко развернувшийся процесс демократизации советского Зцества вызвал небывалый взрыв духовной активности людей, зди хотят большэ знать о проалоы, настоящей и будущем своей граны и своего народа.

В Программном заявлении партии к ХХУШ съезду КПСС очень юевременно сказано: щШы считаем необходимый использовать гчшие достижения человеческого разула"^.

Необходимость объективной оценки богатейшего культурно-• наследия прошлого была отмечена на ХХП съезде Кймпартии Уз-(киствна в политическом докладе первого секретаря ЦК Компар-и Узбекистана, президента Узбекской ССР Каримова И.А.: "Седая, в период гласности и перестройки, нам следует также «знаться, что ш слизком предвзято относились к своему исто-

Ленин В.И. Поли.собр.соч. - Т.41. - С.304.

Материалы ХХУШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990. - С.80-

рическоыу прошлому, оценивая творческую деятельность выдающихся ученых и поэтов прошлого не с учетом реалий той эпохи, в которой они кили и работали, а исходя из вульгарных толкований современности. Их наследие служило и будет служить духовному развитию и обогащению народов Узбекистана, общечеловеческих ценностей. И мы сделаем все необходимое, чтобы довести их бесценное наследие до нашего народа и црезде всего молодежи"*.

В настоящее время Коммунистическая партия Советского Союза уделяет большое внимание освоению и использованию культурного наследия, его ценностей, созданных человечеством в прошлые эпохи.

Актуальность темы исследования заключается.в том, что в современных условиях дискуссии между сторонниками религии и представителями материалистического мировоззрения о характере, сущности, истоках духовной культуры, о месте и роли в ней религии и атеизма приобретают острое политическое звучание.

В диссертации сделана попытка обосновать положение о том. что богатая духовная культура узбекского народа - результат подлинной творческой активности человека. Она возникла и развивалась на почве богатейшего наследия различных народов, населяющих Среднюю Азию.

Иы вполне согласны с выводами З.А.Талуризиной, которая пишет: "Давно назрела проблема целостного исследования свободомыслия народных масс. Существует потребность в выявлении и последующем конкретном анализе свободомыслия в духовной культуре народов Востока"^.

Степень изученности проблемы. Советская историко-философская наука располагает значительным числом работ, в коториз рассматривается философское наследие народов мусульманского

1. Правда Востока. - 1990. - 5 июня. - С.6.

2. Тажу^изина З^А^Идеи свободомыслия в истории культуры. -

- 3 -

Востока и,в частности, народов Средней Азии^.

Данный вопрос анализируется также в научных трудах таких видных зарубежных ученых, как И.Гольдциер, А.Мюллер, А.Массэ и др.

В ряде работ советских ученых идеи гуманизма и свободомыслия Востока излагаются в контексте истории материализма и атеизма^.

1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. ПГ. 1918; Его же: Ислам. ПГ. 1918; Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. - ы.,i960; Его же: Суфизм и суфийская литература. - М., 1965; Его же: Навои и Лжами. - М., 1965; Его же: Избранные труды. Т.4. - Ы.,1965: Его же: Очерки истории персидской литературы. - Л., 1928; Григорян С. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М., 1956; История ф5тософии. T.I. - М., 1957; Конрад Н.И. Запад и Восток. - а., 1972; Очерки по истории философской

и общественно-политической мысли народов СССР. T.I. - Ы., 1955.

2. Гольддиэр И. Лекции об исламе. "Брокгауз-Ефрон", 1912; Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Т.Ш. СПб. 1896; Ыассэ А. Ислам. - У., 1969.

3. Алтынов U.A. Атеизм и социалистическая культура. - Ташкент, 1984; Арабская средневековая культура и литература. - М.А 1978; Атеизм и духовная культура. - Киев. 1985; Деков В.У. Религия и духовная культура общества. - ы., 1989; Жирмунский B.J. Адишер Навои и проблемы восточных литератур. В сборнике: Литература в эпохи Возрождения. - М.,1967; Зоц В. А. Культура. Религия. Атеизм. - и., 1982; Из истории социально-философской мысли народов Востока. - Фрунзе, 1989; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - Ы., 1979; История литературы народов Средней Азии и Казахстана. - м., i960: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. -М., 1962; Лившиц Г.II. Свободомыслие и атеизм в древности

и средние века. - Минск, 19о2; Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане. -Ташкент, 1957; Майоров Г.Г. формирование средневековой философии. - а., 1979; Очерк истории средневекового материализма. - М., 1962; Рввуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - Н., 1988; Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения.-М., 1986; Соколов В.В. Средневековая философия. - я.,1979; Философское наследие народов Востока и современность. - Н., 1983; Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-цусульман-ской культуры (УП-ХП вв). - И., 1971: Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. - Ы., 1959; Хайруллаев И. Эпоха Возрождения и мыслители Востока. - Ташкент, 1971; Шахнович Н.И. Происхождение философии и атеизма. - Ленинград, 1973.

В трудах А.Аликулова, С.Григоряна, А.Захидова, Р.М.Мад-жидова, И.М.Муминова, А.Сагвдаева, С.Сатибековой, Ы.Хайрул-лаева^ рассматриваются проблемы формирования и особенностей развития гуманизма и свободомыслия в Средней Азии в период раннего средневековья. Труды этих ученых, представляя большой интерес, являются основой для дальнейшего развития исследований по проблеме развития гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа.

Для теоретического осмысления основной проблемы диссертационного исследования большой интерес представляют также научные труды Н.Аширова, А.И.Ионовой, С.Т.Кадтахчяна, Г.Ы.Ке-римова, И.М.Кичановой, А.Г.Цасловой, Д.Б.Микульского, Т.Стой-чева, З.А.Таяуризиной, Э.Г.Филимонова, И.Т.Фролова, В.К.Чалоя-на, Материалы круглого стола "Национальная культура и религия", проведенного институтом религиоведения и атеизма Академии 06-

I. Аликулов X. Освешение философского наследия среднеазиатских мыслителей Х1У-ХУ вв. за рубежом //Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. - Ташкент, 1988. -С.100-124; Григорян С. Средаевековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М., 1965; Его же: Великие мыслители Средней Азии. - Ы., 195о; Захидов А. Критика буржуазных интерпретаций свободомыслия народов раннесредне-вековой Средней Азии // Философское наследие народов Средней Азии и борьба идей. - Ташкент, 1988. - С.77-99; Над-жидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, мицуя капитализм. -Душанбе, 1973; Ыуминов И.М. Избранные сочинения. T.I. - Ташкент, 1969; Его же: Выдающиеся мыслители Средней Азии. - Ы., 1966; Сагадаев А. Жизнерадостное свободомыслие Востока // Наука и религия.-1978. - JP 2. - С.28-32; Сатыбекова С. Гуманизм Аль-Фараби. - Алма-Ата, 1975; Хайруллаев М. Из истории критики религиозных учений и развития вольнодумных идей в Узбекистане. -Ташкент, 1962 (на узбекском языке); Его же: Культурное наследие и история философской мысли. - Ташкент, 1985.

- 5 -

цественных наук ЦК КПСС 16-17 января 1989 года*.

Анализ имеющихся научных работ и источников позволил сделать автору вывод о том, что общие тенденции развития гуманизма и свободомыслия народов Средней Азии с начала их зозникновения до ХУ1 века, специфические особенности, характеризующие эволюции самосознания узбекского народа, значение I духовном обновлении Узбекистана гуманистической традиции фояшого требует специального исследования. Серьезным пробе-юи в изучении данной проблемы является отсутствие специальных >абот, в которых идеи гуманизма и свободомыслия рассматривают-:я как взаимосвязанные составные части духовной культуры.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является [сторико-философский анализ возникновения и формирования идей уманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского на-юда с начала процесса феодализации до ХУ1 века и выявление . х места и роли в духовной жизни Узбекистана.

В связи с этим в диссертации определены следущие направ-ения исследования:

- анализ гуманизма и свободомыслия как взаимосвязанных оставных частей духовной культуры;

- изучение социально-исторических, культурных и этнокон-ессионапьных предпосылок формирования гуманизма и свободо-ыслия в духовной культуре узбекского народа;

- поэтапный анализ дальнейшего развития этих ццей в уст-

dm народной творчестве, в идеологии народных восстаний, ис-

амских сект и еретических движений средневековья, в различ-

. Аширов К. Гуманизм и ислам. //Гуманизм марксистского атеизма. - Ы.,1981. - С.46-63; Ионова А.И. Ислам на современном Востоке. - Й.,1980; Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. - И.,19оЗ; Керимов Г.М. Апь-Газали и суфизм. - Баку, 1969; Кичанова И.М. Идейные позиции и принципы международных организаций свободомыслящих и гуманистов // Свободомыслие и атеизм в древно-

сти и средние века. - Минск,1973. - С.19-76: Маслова А.Г. Гуманизм атеизма - М.,1981; Микульский Д.В. Социальное учение исламского Возрожденчества. - Ы.,1у90; Стойчев Т. Атеистичны традиций на българския народ.-София, 1973: Таяури-зина 3.А.Идеи свободомыслия в истории культуры.-М.,1987: Филимонов Э.Г.Баптизм и гуманизм.-И. .1968; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.-И.,1989; Чалоян В. Армянский Ренессанс.-Н.,1963.

ного рода философских религиозно-идеалистических течениях Средней Азии;

- выявление гуманистических идей в философском наследии выдающихся мыслителей Средней Азии;

- анализ значения гуманистического наследия в духовной обновлении советского Узбекистана.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор, впервые в советской науке, рассматривает развитие идей гуманизма и свободомыслия в Узбекистане с начала процесса феодализации до ХУ1 века.

В работе в связи с изучением идей гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа поставлены и отчасти реаеиы следующие проблемы:

- рассмотрена проблема Восточного Ренессанса в целом и выявлена его роль в истории духовной культуры народов Средней Азии;

- проанализированы исторические и культурные истоки формирования гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа; показано их место и роль в идеологии народных восстаний; рассмотрены гуманистические и свободолюбивые мотивы в устной народном творчестве узбеков;

- развито и обосновано мнение о том, что большинство сект и еретических учений, возникших внутри ислама, способствовали развитию идей гуманизма и свободомыслия; проанализированы идеи гуманизма и свободомыслия в суфизме и рассмотрено их влияние на развитие культуры и философии народов Средней Азии;

- обосновано теоретическое положение о том, что идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа развивались поэтапно:

I этап - с начала процесса феодализации до ХШ века,

П этап - период ХШ-ХУ1 вв.

- проанализировано гуманистическое содержание творчества таких выдающихся мыслителей, как Рази, Фараби, Бируни, Ибн-Сина; рассмотрены некоторые тенденции процесса формирования самостоятельной культуры узбекского народа и показаны характер

ше особенности развития идей гуманизма и свободомыслия; зыявлены специфические черты гуманистического наследия Али-зера Навои;

- на современном материале показано значение и роль гу-тнистического наследия в духовной обновлении Узбекистана.

Практическая значимость исследования определяется тей, ¡то автор, анализируя роль и место использования гуианисти-[еского наследия прошлого в духовном обновлении Узбекистана, (ает критические оценки, выводы, высказывает соображения по »опросам эффективного использования этого духовного наслед-;тва. Материалы диссертации могут быть использованы при под-хзтовке лекций, в спецкурсах по истории философии, свободо--мслия и атеизма, религиоведения, истории культуры народов вредней Азии и Узбекистана, в факультативных курсах по изуче-мп культурного наследия узбеков, в выполнении республиканской программы "Наследие", при создании обобщающих трудов, ¡освященных прогрессивной общественно-философской шсли народов Средней Азии.

Теоретической и методологической основой исследования [вились труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов, пленумов ЦК КПСС, Программное заявление партии к ХХУШ гьезду КПСС "К гуманному, демократическому социализму", мате-ивлы съездов, пленумов ЦК Компартии Узбекистана и другие азнейшие документы партии и правительства по вопросам куль-урного наследия.

Они служили наделом научно-методологическим инструмеи-ом в историко-философском осмыслении исследуемой темы.

В своем исследовании автор использовал также труды совет-ких и зарубежных ученых» посвященные анализу духовной куль-урн, истории атеизма и свободомыслия, истории философской ысли народов Средней Азии, работы историков и литературове-,ов по проблеме культурного наследия узбекского народа.

Источниковедческой базой диссертационного исследования вляются: труды мыслителей средневековья, творчество выдапщнх-я представителей духовной культуры узбекского народа, устное

народное творчество узбеков, иогорнко—лн^ера'гурше источник:!, написанные в дореволюционное и в особенности, в советское время. В работе использованы материалы идеологического отдела ЦК Компартии Узбекистана, Министерства культуры Узбекистана.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите группой рецензентов и Ученым советом Института религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС. Основное содержание исследования опубликовано в сборнике АОН ЦК КПСС "Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов", брошюре "Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа". По проблемам исследования автор периодически выступал с лекциями на областных курсах повшения квалификации партийных и советских работников Андижанской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников, документов и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, анализируется степень научной разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования, сфорцулирована его научнг новизна и практическая значимость, раскрывается теоретическая и методологическая основа исследования.

В первом разделе - "Свободомыслие и гуманизм как взаимосвязанные составные части духовной культуры" - раскрывается мысль о том, что сегодня, когда в напей стране углубляется процесс перестройки и демократизации, возрастает духовная акт! ность советских людей. Диссертант, анализируя содержание понятия гуманизм на различных исторических этапах,' обосновывает мысль о неизбежности и закономерности его возникновения и раз] тия в человеческом обществе. Автор присоединяется к той точке зрения, что гуманистические идеи не являются исключительной особенностью идеологии буржуазного гуманизма эпохи Возрождение

)ни имели значительно более широкое распространение и глубокие исторические истоки. В эпоху Возрождения "гуманизм являлся прежде всего новой антропологической, этической и соци-игьно-политической концепцией, выражал новый взгляд на чело-5ека"*. Диссертант полностью разделяет мнение видного востоковеда Н.И.Конрада, что "эпоха Возрождения имело место в истопи "всякого народа, обладающего длительной, непрерывно разви-ающейся, богатой культурным содержанием исторической жизнью, то это, следовательно, не "частный случай", а общая истори-еская закономерность .

В данном разделе развивается тезис о том, что гуманисты вносились к людям как к высшей ценности мира, освобождая их юзнание от схоластических и мистических влияний. Проанализи-ювано также учение религии о неспособности человека цреодо-ють свою подчиненность неподвластный ему природшш или •бщественным силам, которые трансформируются в его сознании :ак сверхъестественное.

Автор пришел к выводу о том, что гуманизм всегда исто-ически конкретен, ибо он отражает и защищает интересы и цели ого или иного класса определенной эпохи.

В разделе указаны различные формы проявления свободошс-ия. Анализируя содержание понятия "свободомыслие" диссертант читает, что оно отражает реакцию прогрессивной мысли чело-ечества на духовный гнет религии, теологии. Анализ конкретно-о содержания свободомыслия с исторической точки зрения поз-оляет сделать вывод о том, что свободомыслие является- законо-ерной составляющей частью истории материалистической мысля.

В разделе обосновывается вывод о том, что гуманизм и сво-одомыслив как необходимые и закономерные явления, связаны с ередовымя тенденциями в жизни общества, с социальной борьбой ротив отсталых общественных порядков, являясь антагонистами елнгиоэных представлений о бессилии человека. Они развивают

. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП вз. - Ы.,1984. -С. 21,

. Конрад Н.И. Послесловие к книге Чалояна В.К. "Армянский Ренессанс". - Ы., 1963. - С.163.

- 10 -

те тенденции в духовной культуре народа, в которых человек является высшей ценностью, итогоа культурной истории и ее сознательный творцом.

Во втором разделе - "Социально-исторические, культурные предпосылки формирования гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа" - показано, что элементы гуманизма и свободомыслия в духовной культуре предков узбекского народа начали формироваться с античных времен, когда у народов, населявших Среднюю Азию, стала развиваться философская и естественно-научная мысль.

Анализируя социально-исторические предпосылки формирования гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа, автор видит их в развитии оседло-зеиледельческой культуры Средней Азии.

В разделе рассматривается в самых общих чертах процесс формирования рабовладельческого общества в Средней Азии, завоевания ее Александром Македонским, в итоге которого культура этого периода приобрела синкретический характер, с элементами как местной, так и греческой культуры, а также культур сопредельных стран-Индии и Ирана.

Значительные перемены в социально-экономическом строе и духовной культуре имели место в период Кушанского царства, Тюркского каганата. Маздакидское движение (491-531) было одним из первых движений угнетенных масс. Основой идеологии мазда-кидов было манихейство, в котором своеобразное развитие получили идеи гуманизма и свободомыслия, борьбы за справедливость, против сил зла.

Диссертант анализирует причины и основные этапы борьбы народов Средней Азии против арабского халифата. Восстания Гу-река, Бабека, Абу Цуслима, Абу Бакра Хаббаза ал-Исфахани имели антиислаискую направленность, были тесно связаны с антифеодальными народными движениями. В дальнейшем недовольство народных масс феодальным засилиеы, их борьба против феодально-клерикального и иноземного гнета выражалась в религиозно-мистических движениях, сектантских войнах шиитов, исмаилитов -карыатов.

- II -

Эти народные движения заставили халифат пойти на уступки, л возникшие на территории Средней Азии и Ирана по существу независимые от халифата династии Тахиридов, Саманидов, Газне-зидов, Хорезмшахов содействовали дальнейшему подъему культурного развития среднеазиатского региона.

Диссертант подчеркивает мысль о том, что высочайшие достижения арабской культуры, ставшие доступными в результате культурно-экономических связей со всем арабским миром, открыли дорогу светскому знанию и светским наукам, а в дальнейшем стали идейно-философской основой гуманизма и свободомыслия народов Средней Азии. Автор также анализирует проблему возникновения внутри ислама оппозиционных сект и еретических учений, которые способствовали развитию свободомыслия и вольнодумных идей. Опираясь на анализ имеющихся источников, он показывает роль калама, который стал неотъемлемой частью мусульманской идеологической системы.

В разделе особое внимание уделено появлению и развитию иутазилизма, который многими учеными считается одним из рационалистических направлений того времени. Дальнейший анализ данного вопроса привел автора к выводу, что иутазилитская ересь действительно была поворотным пунктом в истории борьбы передовых сил народов Ближнего и Среднего Востока против теологии ислама. В недрах мутазилизма имелись зачатки пантеизма, скептицизма, антиклерикализма. Именно ыутазилизм подготовил почву для появления в творчестве ряда мыслителей Средней Азии жизнерадостного свободомыслия.

Диссертант считает, что суфизм, или исламский мистицизм, является одним из сложных и значительных течений в истории религиозно-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока. В оценке суфизма автор исходил из глубокой мысли Бертельса Е.Э.: "он (суфизм - М.А.) не представлял целостной системы и был настолько широк и растяжим, что под него могло быть подведена почти любая концепция, любое мировоззрение"*.

I. Бе^тельс^Е^Э. Очерки истории персидской литературы. - У.,

- 12 -

Не останавливаясь специально на вопросе об определении сущности суфизма как философского, религиозно-идеалистического течения, диссертант обратил особое внимание на выяснение егс исторической роли в данном регионе, на проблему распространения суфизма в Средней Азии. Анализируя различные течения суфизма в Мавераннахре в лице Есуфа Хамадани, Ходжи Абдухали-ка Гиждувани, Ходжи Ахмеда Ясеви,автор пришел к выводу, что суфизм в истории Средней Азии играл нередко позитивную роль в развитии идей гуманизма и свободомыслия, поскольку его трактовка гносеологических, онтологических и нравственных положений ислама приходила в противоречие с традиционными догматическими положениями мусульманской теологии.

В основном в суфизме идеи гуманизма и свободомыслия отражены в форме пантеизма, скептицизма, ереси, Характерно, что многие мыслители, философы, поэты средневековья использовали внешнюю форму, приемы, суфийскую символику для иносказательного выражения идей гуманизма и свободомыслия, пропаганды и развития пантеистического взгляда на мир, для выступления против религиозной догматики ислама.

В разделе делается вывод о том, что несмотря на господство религии в культуре народов Средней Азии, прогрессивные люди выступали в защиту человеческой личности, боролись за свободу, црава и достоинство, за его освобождение от порабощающих, мечтали о земном счастье людей. Идеи гуманизма и свободомыслия занимали достойное место в идеологии трудящихся масс, получили дальнейшее развитие в процессе борьбы против эксплуататоров в народном творчестве, в ересях, в различных антифеодальных движениях.

Это свидетельствует о том, что в социально-психологической атмосфере средневековья постепенно вызревали оппозиционные силы, подтачивающие феодальный общественный строй.

В третьем разделе - "Развитие идей гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа" - говорится о том, что идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа развивались не только на основе самобытных культурных традиций среднеазиатских народов, но были органн-

- 13 -

тески связаны с иранской и арабсязьгчной культурой Еостока. 3 развитии арабоязычной науки большую роль играли оригинальные труды среднеазиатских ученых и мыслителей по медицине, астрономии, химии, географии, математике, истории, логике,

1СИХОЛОГИИ.

Диссертант считает целесообразным рассмотреть развитие кдей гуманизма и свободомыслия в узбекской духовной культуре поэтапно:

Первый этап - с начала процесса феодализации до ХШ века, {а этом этапе появились первые предпосылки возникновения идей туиенизма и свободомыслия в письменных источниках, архитектуре античности, синкретической культуре народов Средней Азии. Затем эти идеи развивались в антифеодальных народных двиде-1иях, различных ересях против догм ислама, в философских трупах Фараби, Рази, Ибн Сина, Бируни и многих других.

Второй этап - период ХШ-ХУ вв., когда сформировались са-юстоятельные феодальные государства в Средней Азии. На данном этапе идеи гуманизма и свободомыслия получили дальнейшее развитие в рамках собственной культуры народов Средней Азии, з творчестве гццагщихся ученых, мыслителей Улутбека, Даурджа-*и, Давани, Карабаги, Навои и др.

В первом параграфе - "Гуманизм и свободомыслие в творчестве Рази, Фараби, Бируни, Ибн Сины" - отмечается, что философия Рази, Фараби, Бируни, Ибн Сины является необходимым зве-юм,связующим гуманизм античности и Нового времени. Анализ творчества вышеназванных мыслителей свидетельствует о том, сто они даже в условиях господства теологии ислама решали многие мировоззренческие вопросы со стихийно-материалистических юзиций.

В диссертации рассматриваются особенности пантеистических взглядов Фараби, Ибн-Сины. Они не противопоставили земной реальный мир богу, а считали, что мир истекает из бога, в этом смысле материальный мир, как и сам бог, имеет вечный, субстанциональный характер. Единственная функция бога заключается в актуализации атрибута существования субстанции, потен-

- 14 -

циально наличествующего в материальных вещах.

Фараби верил в силу человеческого разума и исходил из оптимистического понимания его предначертания. Автор отмечает, что счастье, наряду с разумом и добродетелью -основная категория гуманистических воззрений Фараби и центральная тема его произведений общественно-политического характера.

В диссертации указывается, что прогрессивные взгляды Фараби получили свое дальнейшее развитие в мировоззрении другого 1фупнеЙшего ученого - Абу Али Ибн-Сины. Он исходил из материалистического понимания явлений природы, считал, что материя как сущность всех конкретных вещей, существует вечно и проявляется в многообразных формах. По мнению Ибн-Сины, нет телесной формы без материи, нет и материи без телесной формы.

Анализ философских взглядов Рази, Бируни позволяет сделать вывод, что они, в пантеистическом духе,соединяя бога и мир, объявляют их изначально связанными друг с другом, из чего они выводят самостоятельный, вечный характер законов развития и движения мира.

Эти мыслители рассматривают мир как объективную реальность, строго следуют причинно-следственной закономерности. Такое решение основного вопроса философии составляет онтологическую основу развития общественно-философского свободомыслия в Средней Азии в 1Х-Х1 вв. Рази, например, в своих философских трудах нередко выступал против ортодоксальной религиозной идеологии, за дальнейшее развитие естественно-научной, философской мысли.

В диссертации подчеркивается мысль, что взглядам Бируни на общество и человека присущ глубокий гуманизм; их отличает рационалистический подход к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признание важной роли материальных факторов в жизни человека и общества. Бируни внес значительный вклад в разработку гуманистических традиций прогрессивных среднеазиатских мыслителей средневековья^.

I. Хайруллаев М.11. Культурное наследие и история философской мысли. - Ташкент, 1985. - С.130.

- 15 -

Автор приходит к выводу, что все вышеприведенные мысли-•ели в своих философских и социологических воззрениях ориен-тровались на человека, на гуманистическое понимание его сущ-юсти и смысла его существования, давали такие социально-по-[итические установки, которые противоречили учению ислама о годчинении человека божьей воле, возвышали его способности, ¡увства, достоинство, моральные качества.

Во втором параграфе - "Формирование самостоятельной куль-гуры узбекского народа и ее влияние на развитие идей гуманиз-т и свободомыслия" - показано, что борьба узбеков за свободу < независимость, развитие идей гуманизма и свободомыслия ^разрывно связана с историей других среднеазиатских народов.

В Х1-ХП вв. в основном завершается процесс формирования гюркоязычной народности, голучившей впоследствии название уз-5еков*. Это позволяет сделать вывод о начале процесса формирования самостоятельной культуры узбекского народа.

В диссертации отмечается, что в результате монгольского «•шествия были не только разрушены города и селения, иррига-Iионные сооружения, уничтожены многие культурные ценности. Местная феодальная аристократия, в целях сохранения своих тривилегий, согласилась служить завоевателям. Печальным итогом юнгольского завоевания Средней Азии был упадок культуры, благодаря которому возникли условия для распространения религиоз-юго фанатизма. Народные массы не захотели смириться с создавайся ситуацией и выступили в защиту своих человеческих прав. Восстания во главе с Махмудом Тараби, Ыухаыыадом Самарканда, :арб ад аров имели большое значение для вовлечения народных масс а борьбу против захватнической политики монголов и установлен-здх ими фрядков.

Гуманистические идеи нашли свое отражение в программе данных движений. Восставший народ не ограничивался изгнанием монголов, а требовал свержения существующего режима, конфискации имущества феодалов, установления новых справедливых порядков.

[. История Узбекской ССР. В 4-х томах. - Ташкент, 1967. -Т.1. - С.380.

- 16 -

Автор отмечает, что благодаря этим народным движениям, в народе расширилось активное противодействие монгольским захватчикам. В этих исторических условиях возникла могущественная империя Тимура.

"...для периода истории Хорасана и Мавераннахра, именуемого "эпохой Тимура и тимурцдов", были характерны три важные тенденции: попытка народа высвободиться из-под власти феодалов, стремление тюркских феодалов захватить власть и удержать ее в своих руках, стремление тюркской (староузбекской) интеллигенции к широкому развитию литературы и культуры на своем родном языке. Эта последняя тенденция была сильна также среди царевичей-потомков Тимура*.

Благодаря покровительству Тимура и его потомков,в сфере развития научного познания мира, для развития гуманизма и свободомыслия открылись большие возможности для ученых, поэтов, художников, архитекторов, медиков и т.д. В целом этот высокий уровень культуры был доступен только верхушке общества.

Народ, занимаясь тяжелым трудом, вел полуголодную жизнь. Выплата новых различных налогов, сборов, податей, повинностей, харадха приводила к массовому обнищанию и разорению. Это привело к тому, что во многих местах Средней Азии начали вспыхивать народные восстания. Все они носили ярко выраженную религиозную окраску. "Выступление политического протеста шд религиозной оболочной есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития"^.

В диссертации отмечается, что в ХШ-Х1У вв. в Средней Азии получило распространение религиозно-суфистское течение -накшбандизм, призывавшее "к отказу от всего в этом мире". Сторонники накшбандизма любым способом старались остановить развитие человеческого разума, восхваляя потусторонний мир, призывали людей к мистицизму« к аскетизму. Несмотря на это, передовые прогрессивные мыслители, поэты смело выступали про-

1. Иззат Султан. Книга признаний Навои. - Ташкент, 1979. -С 21—22

2. Ленин В1и. Полн.собр.соч. - Т.4. - С.228.

- 17 -

ив догм ислама, развивая науку и расширяя границы человече-кого познания, боролись за интересы трудового народа, за существление вековых чаяний и дум угнетенных трудящихся масс, менно этот период характеризуется началом П этапа развития дей гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского арода.

В третьем параграфе - "Гуманизм как основа творчества пишера Навои" - исследуется философское мировоззрение вели-ого мыслителя ХУ века.

Анализ имеющихся научных трудов показывает, что до сих эр не прекратились споры о его отношении к суфизму. А отельные ученые считают философию А.Навои идеалистической раз-эвидностью пантеизма со специфическими особенностями.

По мнению автора, мировоззрение Навои можно определить «с специфическую форму суфийского пантеизма, исходившего иа жнципа "бытие едино" (вахдати мавжуд). У многих философов юшлого пантеизм имел мистический, аскетический характер. Во !глядах Навои ярко проявляется борьба со злом, любовь к жиз-I, борьба за справедливость, защита человеческого достоинст-I, борьба против притеснений и беззакония.

В параграфе анализируется отношение А.Навои к проблемам эоисхождения мира и его сущности, к природе, к вопросам поз-шия общественной жизни. Особый интерес для данной темы зедставляют взгляды мыслителя на человека с позиций гуманиз-I и свободомыслия.

Автор подчеркивает, что гуманизм Навои заключается в том, <о он считал человека высшим существом и при этом имел в вн-г конкретную реально существующую личность. Человека он рас-[атривал в аспекте всеобщей любви. Воспевая свободу и бла-I человека, призывал людей к честности, к взаимной любви и ажению, хотел видеть родину благоустроенной, общество -строенным на справедливых и разумных началах.

Свободолюбивая направленность социальных воззрений А.На-и проявляется в суровой критике, пороков существупцего феодаль-го строя, он смело выступил против социальной несправедли-сти, осуждал жестокий феодальный гнет.

- 18 -

В четверток разделе "Значение гуманистического наследия в процессе духовного обновления Узбекистана" - анализируются проявления нигилистического отношения к культурному национальному наследию в недавнем прошлом.

В диссертации подчеркивается, что в результате кампании по борьбе с национализмом и космополитизмом национальные эпо-сы народов Средней Азии были объявлены рассадниками панисламизма. До сегодняшнего дня не прекращаются "научные" споры по выявлению национальности тех или иных мыслителей прошлого. В результате отмены арабской графики народы Туркестана были лишены возможности изучать свою историю и богатейшее литерату} ное наследие прошлого. Перевод с латинского на кириллицу закрыл двери для изучения духовного наследия народов Туркестана.

В результате необъективного отношения к творчеству Навои до сегодняшнего дня узбеки не имеют возможности ознакомиться с полным собранием сочинений этого мыслителя. Закрывая доступ к Корану, ретивые администраторы забыли, что он не только пре ставляет собой религиозное произведение, но и является ведающимся памятником арабской литературы, повлиявшим на развитие духовной культуры всего Востока.

В диссертации на ряде фактов вскрывается крайне тревожное состояние в области изучения истории философии, узбекской литературы, истории Узбекистана в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях республики, культурных учреждений.

По мнению автора, именно в результате разрушения исторической преемственности в развитии гуманистического содержания культуры на фоне обострения социально-экономических проблей снизилась политическая, мировоззренческая, демократическая культура народа. Это в свою очередь способствовало возникновению межнациональных конфликтов в Сумгаите, Фергане, Оше и т.д.

Диссертант считает, что с началом процесса революционного обновления нашего общества с целью создания 1уманного социализма, наступил новый исторический этап, характеризующийся возрождением идей и принципов гуманизма.

В диссертации показывается, что в Узбекистане делается (ногое по включению культурного наследия в духовную яизнь рес-[ублики, его аффективного использования при решении актуальна задач перестройки.

В диссертации делается вывод о том, что бесценное гума-шзтическое наследие мыслителей прошлого, весь многовековой 5огатейший опыт, накопленный народами Средней Азии,не потеряли своего значения и в наше сложное и многотрудное время. )ни служат надежным подспорьем в деле духовного обновления Узбекистана.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования 1роблемы, делаются общие выводы, сформулировании некоторые [фактические рекомендации по дальнейшему использованию гуманистического наследия узбекского народа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре народов Средней Азии // Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов. - М.: Иэд-во АОН

ЦК КПСС, 1991. - I п.л.

2. Идеи гуманизма и свободомыслия в духовной культуре узбекского народа (методические рекомендации лектору). Вып. Андижанская областная организация общества "Знание", 1991. - I п.л.

х

X

X